Конспект урока по музыке Гармонии задумчивый поэт.Шопен (5 класс). Гармонии задумчивый поэт

Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com


Подписи к слайдам:

Гармонии задумчивый поэт Урок музыки в 5 классе Подготовила: учитель музыки МКОУСОШ № 1 Фарафонова О.С. Г. Михайловка

Гармонии задумчивый поэт Мечтатель пылкий, благородный, Властитель фортепьянных сцен, Поэт мелодии народной – Все это … Фридерик Шопен.

Желязова Воля Дом Фредерика Шопена

Николай Шопен отец композитора Юстина Шопен мать композитора

«… нет у меня сил назначить день отъезда; мне представляется, что я уезжаю, чтобы умереть, - а как должно быть, горько умирать на чужбине, не там, где жил».

5 ноября 1830 года Состоялся прощальный вечер с друзьями. Товарищи дарят Фридерику серебряный кубок, наполненный польской землей.

Костел Святого Креста в Варшаве Здесь захоронено сердце Ф. Шопена

Ф. Шопен. Прелюдия № 7 Прелюдия – от латинского praeludere , буквально - вступление - Инструментальная пьеса свободной формы. Выполняла роль вступительного музыкального материала, в основном к фуге. Жанр самостоятельной пьесы, нередко концертного стиля, приобрела в XIX веке.

Ф. Шопен. Этюд № 12 («Революционный»)

Ф. Шопен. Вальс № 7

Вселенная Шопена – водоём Божественного чистого сознанья. Он – только человек! Откуда в нём Живёт нечеловеческое знанье?.. Д. Бочаров

Спасибо за внимание!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

урок музыки 1 класс. "Музыка вечера"

Ввести ребенка в многообразный мир музыкальной культуры через интонации колыбельной песни. Урок с презентацией....

презентация к уроку музыки 1 класс тема "Музыка ночи"

Тема урока: « Му зыка ночи »Тип урока: урок -путешествиеОбразовательные задачи:- формирование умений следить за развитием музыкального произведения;- познакомить учащихся с танцевальными произве...

разработка урока музыки 4 класс тема: "Музыка Италии"

Данная презентация разрпаботана для урока музыки в 4 классе. тема года: "Между музыкой разных народов мира нет границ!", тема урока "Музыка Италии". в ходе урока учащиеся знакомятся с культурой красив...

Один прокладывает выход

Из вероятья в правоту…

И второй …

…Рука художника еще всесильней:

Со всех вещей смывает грязь и пыль.

Преображенней из его красильни

Выходят жизнь, действительность и быль…

Эти строки принадлежат уже знакомому нам поэту Борису Пастернаку. Но в этот раз они посвящены композитору. Свои теплые чувства к музыке этого композитора Пастернак выразил во многих своих произведениях.

Для того, чтобы нам понять о ком идет речь мы разгадаем кроссворд.

Звучит музыка Шопена

Разгадывают кроссворд, собирают слово (Шопен)

Мечтатель пылкий, благородный,

Властитель фортепьянных сцен,

Поэт мелодии народной –

Все это …Фридерик Шопен.

Генрих Нейгауз, музыкальный деятель, прекрасный исполнитель тоже по-особому относился к творчеству Шопена. Он называет Шопена поэтом. А почему? Послушайте, как он о нем отозвался.

Каждая нота композитора, каждая его фраза дышит поэзией, каждое произведение передает с предельной ясностью и силой целостный поэтический образ - видение поэта”.

Поэтому неспроста тема нашего сегодняшнего урока звучит «Гармонии задумчивый поэт». Давайте откроем тетради, запишем число, тему

Фридерик Шопен

Родился в Желязовой Воле (сейчас это современный городок, который гордится тем, что именно в нем было суждено появиться на свет этому замечательному человеку), под Варшавой (Польша) в семье учителя.

Мать, Юстина Кржижановская, была полька, отец, Николя Шопен, - француз. Маленький Фредерик рос в окружении музыки. Его отец играл на скрипке и флейте, а мама хорошо пела и играла на фортепиано. Еще не умея говорить, ребенок начинал громко плакать, как только слышал игру отца или пение матери. Родители полагали, что Фредерик не любит музыку, и это их сильно огорчало. Но скоро они убедились, что это было совсем не так. К пяти годам мальчик уже уверенно исполнял несложные пьесы, разученные под руководством старшей сестры.

Первое выступление маленького пианиста состоялось в Варшаве, когда ему исполнилось 7 лет. Концерт имел успех, и скоро его знала вся Варшава.

А одиннадцатилетним подростком он уже пробует сочинять музыку. Одновременно с занятиями музыкой мальчик получил хорошее образование: уже в детстве свободно владел французским и немецким языками, много читал, интересовался историей Польши. Все дети в семье Шопенов были литературно одаренными. Писательский дар проявляется и у Фридерика.

Окончив в 1826 году лицей, юноша поступает в консерваторию. В этот период Шопен часто выступает как пианист, а каждые каникулы проводит в путешествиях.

В 1829 году молодой музыкант ненадолго ездил в Вену, где с успехом прошли его концерты. Шопен, его родные и друзья поняли, что ему следует отправиться в длительное концертное турне. Шопен долго не мог решиться на этот шаг. Его мучили плохие предчувствия.

Нет у меня сил назначить день отъезда; мне представляется, что я уезжаю, чтобы умереть, – а как должно быть, горько умирать на чужбине, не там, где жил».

Но, окончив в 1830 году консерваторию, Шопен отправляется в далекое путешествие. Он уезжает из родной страны.

Ребята! Что чувствует человек, который расстается со своими близкими, друзьями, со своей Родиной? (Тоска, грусть, печаль)

И сейчас мы с вами исполним песню «…………….»

Распевание

ПЕСНЯ Моя Россия

Предчувствия не обманули композитора. Он расстался с родиной навсегда. С 1831 года Шопен живет в Париже.

Перед отъездом состоялся прощальный вечер с друзьями. Товарищи дарят Фридерику серебряный кубок, наполненный польской землей.

Об этом событии очень проникновенно написал в своих стихах поэт Ашот Граши.

Работа с текстом

ГОРСТЬ ЗЕМЛИ

Ашот Граши Перевод с армянского В. Звягинцевой

Когда Шопен отчизну покидал,

Друзья ему любовно поднесли

В старинном кубке горсть родной земли,

Чтоб милый дар его сопровождал.

В неизъяснимой грусти дни текли.

Средь разных стран, холодных, чуждых зал

Он свято кубок свой оберегал,

В нем видя край, оставленный вдали.

Гармонии задумчивый поэт,

Он пел печали благородный свет,

Высокую любовь в людских сердцах.

Когда он умер, на земле чужой,

Той милой горсткою земли родной

Под хмурым небом был увенчан прах.

В 1849 году в Париже Шопен умирает. Тело его похоронено на кладбище Пер-Лашез, а сердце великого композитора (по его завещанию) замуровано в одной из стен костёла св. Креста в Варшаве.

СЕРДЦЕ ШОПЕНА Виктор Боков

Сердце Шопена в костеле святого Креста.

Тесно ему в замурованной каменной урне.

Встал бы владелец его, и немедля с листа

В мир полетели бы вальсы, этюды, ноктюрны.

Ребята! Перечислите жанры, в которых композитор оставил свой яркий след.

Основную часть творчества композитора составляют фортепианные композиции: три сонаты, полонезы, прелюдии, мазурки, этюды, баллады, рондо, скерцо и ряд небольших произведений.

урок музыки в 5 классе

2 четверть 2 урок

Пархалёва Т.А.


Коль музыка поэзии близка

И как с сестрою с ней соединима,

Любовь меж ними будет велика. Шекспир


Борис Пастернак

Рука художника еще всесильней:

Со всех вещей смывает грязь и пыль.

Преображенней из его красильни

Выходят жизнь, действительность и быль…

Опять Шопен не ищет выгод,

Но, окрыляясь на лету,

Один прокладывает выход

Из вероятья в правоту…


Фредери́к Франсуа́ Шопе́н

Дата рождения

Место рождения

Желязова-Воля ,

Варшавское герцогство

Место смерти Париж , Франция

Профессии

композитор , пианист , педагог

Инструменты фортепиано


Генрих Нейгауз

«… Каждая нота композитора, каждая его фраза дышит поэзией, каждое произведение передает с предельной ясностью и силой целостный поэтический образ - видение поэта”.




короткое музыкальное произведение, не имеющее строгой формы.



инструментальная пьеса, как правило, небольшого объёма, основанная на частом применении какого-либо трудного приёма исполнения и предназначенная для усовершенствования техники исполнителя.



-

торжественный танец-шествие в умеренном темпе, имеющий польское происхождение. Исполнялся как правило в начале балов, подчёркивая торжественный, возвышенный характер праздника.



бальный танец. Основан на легком вращательном движении, когда танцующие совершают оборот вокруг себя и вместе с тем продвигаются вперед. Темп вальса может быть умеренным и более быстрым, вихревым.



Мазу́рка-

польский народный танец. В XIX веке получила распространение как бальный танец в странах Европы.

Для Шопена мазурка была подобна странице из личного дневника, в мазурке он высказывался как художник и человек, глубоко любящий свою Родину.



Ноктю́рн (от фр. nocturne - «ночной») -

название пьес лирического, мечтательного характера. В основе ноктюрна лежит обычно певучая мелодия, благодаря чему ноктюрн представляет собой своеобразную инструментальную песню. Обычно ноктюрны пишутся для фортепиано, но встречаются также подобные сочинения для других инструментов, а также для ансамблей и для оркестров.



  • http://onefaithmanyfaces.org/wp-content/uploads/2014/03/jesus-i-love-thee.jpg
  • http://www.stihi.ru/pics/2012/02/11/472.jpg
  • http://pp.vk.me/c617424/v617424040/1d812/gXhFlt5tTPk.jpg
  • http://interestingthings.net/data/561b710b830ec.jpg
  • http://gaymenflicks.com/photo/55fc09c9a9634.jpg
  • http://muziclab.ru/uploads/images/igor_latishko_lubimaja_zhenshina.jpg
  • http://www.youtube.com/watch?v=c2Ed8ZLYPQA
  • http://www.youtube.com/watch?v=msNyuacM3LA
  • http://www.youtube.com/watch?v=VYCRfy6esHw
  • http://www.youtube.com/watch?v=1MVcK5cFBkE
  • http://images.forwallpaper.com/files/thumbs/preview/75/758513__sonata_p.jpg
  • http://www.youtube.com/watch?v=CPBxYLaJOrs
  • http://www.youtube.com/watch?v=pDgUbVswOic
  • http://www.youtube.com/watch?time_continue=60&v=b1YFubxfXb0

Гармонии задумчивый поэт.

(Урок музыки в 5 классе)

Цель: обогатить представление учащихся о жизни и творчестве польского композитора Фридерика Шопена.

Задачи:

  • Знакомство с различными жанрами фортепианной музыки.
  • Знакомство учащихся с поэтическими и музыкальными шедеврами.
  • Развитие слушательской и исполнительской культуры учащихся.
  • Осознание учащимися значимости музыкального искусства для творчества поэтов.
  • Познание значимости музыки в жизни человека.
  • Формирование личностного отношения к музыке.
  • Воспитание музыкальной отзывчивости на музыку.
  • Формирование положительных сторон характера: гражданственности, патриотизма; чувства сопереживания, сочувствия.

Оборудование: компьютер, проектор, экран, акустическая система, мультимедийная презентация по теме урока.

1. Организационный момент:

Слайд 1.

Здравствуйте, ребята!

Вслушайся, весь мир поет,

Шорох, свист и щебет.

Музыка во всем живет,

Мир ее волшебен!

Ребята! А вы верите в волшебство? Посмотрите друг другу в глаза, улыбнитесь, передайте частичку хорошего настроения другому. О, чудо!!! Посмотрите, от ваших улыбок стало ярче, уютнее, светлее в классе! И мне хотелось бы, чтобы волшебный мир музыки подарил вам сегодня хорошее настроение, новые впечатления и открытия.

  1. Слайд 2. . Повторение материала прошлого урока, введение в новую тему

… Снег идет, густой-густой.

В ногу с ним, стопами теми,

В том же темпе, с ленью той

Или с той же быстротой,

Может быть, проходит время?

Может быть, за годом год

Следуют, как снег идет,

Или как слова в поэме?

Ребята! Вам знакомы эти стихи? Кто автор этих строк?

Какое отношение имеет этот текст к занятиям на уроках музыки?

(На уроках музыки мы говорим о связи музыки и литературы).

Действительно, мы с вами выяснили что литература и музыка – друзья, а не соперники. И если бы не было литературы, то в музыке не появились бы такие жанры, как опера, балет.

Давайте с вами вспомним, музыку какого композитора мы с вами слушали на прошлом уроке?

А как называется жанр музыкального произведения, в котором Г. Свиридов использовал эти стихи? (определение кантаты) Слайд 3

Мы еще раз убедились, что все виды искусства очень тесно связаны между собой. Не раз замечали, что невозможно вести разговор об одном из видов искусства, не прибегая к помощи других.

Слайд 4

Коль музыка поэзии близка

И как с сестрою с ней соединима,

Любовь меж ними будет велика.

Шекспир

Разговор на сегодняшнем уроке пойдет о связи музыки и поэзии.

Вашему вниманию я хочу предложить два фрагмента прекрасных стихотворений.

Слайд 5

Опять … не ищет выгод,

Но, окрыляясь на лету,

Один прокладывает выход

Из вероятья в правоту…

И второй …

…Рука художника еще всесильней:

Со всех вещей смывает грязь и пыль.

Преображенней из его красильни

Выходят жизнь, действительность и быль…

Эти строки принадлежат уже знакомому нам поэту Борису Пастернаку. Но в этот раз они посвящены композитору, к творчеству которого Пастернак испытывал большую любовь. Свои теплые чувства к музыке этого композитора он выразил во многих своих произведениях.

Для того, чтобы нам понять о ком идет речь мы разгадаем кроссворд.

Звучит музыка Шопена

Разгадывают кроссворд, собирают слово (Шопен)

Мечтатель пылкий, благородный,

Властитель фортепьянных сцен,

Поэт мелодии народной –

Все это …Фридерик Шопен.

Слайд 6

Генрих Нейгауз, музыкальный деятель, прекрасный исполнитель тоже по-особому относился к творчеству Шопена. Он называет Шопена поэтом. А почему? Послушайте, как он о нем отозвался.

«… Каждая нота композитора, каждая его фраза дышит поэзией, каждое произведение передает с предельной ясностью и силой целостный поэтический образ - видение поэта”.

Слайд 7 . Поэтому неспроста тема нашего сегодняшнего урока звучит «Г армонии задумчивый поэт».

Давайте откроем тетради, запишем число, тему

Слайд 8

Фридерик Шопен

Слайд 9 . Родился в Желязовой Воле (сейчас это современный городок, который гордится тем, что именно в нем было суждено появиться на свет этому замечательному человеку), под Варшавой (Польша) в семье учителя.

(Щелчок) Мать, Юстина Кржижановская, была полька, отец, Николя Шопен, - француз. Маленький Фредерик рос в окружении музыки. Его отец играл на скрипке и флейте, а мама хорошо пела и играла на фортепиано. Еще не умея говорить, ребенок начинал громко плакать, как только слышал игру отца или пение матери. Родители полагали, что Фредерик не любит музыку, и это их сильно огорчало. Но скоро они убедились, что это было совсем не так. К пяти годам мальчик уже уверенно исполнял несложные пьесы, разученные под руководством старшей сестры.

Первое выступление маленького пианиста состоялось в Варшаве, когда ему исполнилось 7 лет. Концерт имел успех, и скоро его знала вся Варшава.

А одиннадцатилетним подростком он уже пробует сочинять музыку. Одновременно с занятиями музыкой мальчик получил хорошее образование: уже в детстве свободно владел французским и немецким языками, много читал, интересовался историей Польши. Все дети в семье Шопенов были литературно одаренными. Писательский дар проявляется и у Фридерика.

Окончив в 1826 году лицей, юноша поступает в консерваторию. В этот период Шопен часто выступает как пианист, а каждые каникулы проводит в путешествиях.

В 1829 году молодой музыкант ненадолго ездил в Вену, где с успехом прошли его концерты. Шопен, его родные и друзья поняли, что ему следует отправиться в длительное концертное турне. Шопен долго не мог решиться на этот шаг. Его мучили плохие предчувствия .

Слайд 10 «… нет у меня сил назначить день отъезда; мне представляется, что я уезжаю, чтобы умереть, – а как должно быть, горько умирать на чужбине, не там, где жил».

Но, окончив в 1830 году консерваторию, Шопен отправляется в далекое путешествие. Он уезжает из родной страны.

Ребята! Что чувствует человек, который расстается со своими близкими, друзьями, со своей Родиной? (Тоска, грусть, печаль)

И сейчас мы с вами исполним песню «Сторона моя»

Слайд 11

Распевание

ПЕСНЯ СТОРОНА МОЯ

Предчувствия не обманули композитора. Он расстался с родиной навсегда. С 1831 года Шопен живет в Париже.

Слайд 12

Перед отъездом состоялся прощальный вечер с друзьями. Товарищи дарят Фридерику серебряный кубок, наполненный польской землей.

Об этом событии очень проникновенно написал в своих стихах поэт Ашот Граши.

Работа с текстом

ГОРСТЬ ЗЕМЛИ

Ашот Граши Перевод с армянского В. Звягинцевой

Когда Шопен отчизну покидал,

Друзья ему любовно поднесли

В старинном кубке горсть родной земли,

Чтоб милый дар его сопровождал.

В неизъяснимой грусти дни текли.

Средь разных стран, холодных, чуждых зал

Он свято кубок свой оберегал,

В нем видя край, оставленный вдали.

Гармонии задумчивый поэт,

Он пел печали благородный свет,

Высокую любовь в людских сердцах.

Когда он умер, на земле чужой,

Той милой горсткою земли родной

Под хмурым небом был увенчан прах.

В 1849 году в Париже Шопен умирает. Тело его похоронено на кладбище Пер-Лашез, а сердце великого композитора (по его завещанию) замуровано в одной из стен костёла св. Креста в Варшаве.

Слайд 13 СЕРДЦЕ ШОПЕНА Виктор Боков

Сердце Шопена в костеле святого Креста.

Тесно ему в замурованной каменной урне.

Встал бы владелец его, и немедля с листа

В мир полетели бы вальсы, этюды, ноктюрны.

Слайд 14

МОЗАИКА ИЗ СЛОВ

(работа со слайдом и учебником)

Ребята! Перечислите жанры, в которых композитор оставил свой яркий след.

Основную часть творчества композитора составляют фортепианные композиции: три сонаты, полонезы, прелюдии, мазурки, этюды, баллады, рондо, скерцо и ряд небольших произведений.

Слайд 14 . Шопена нет, но жива его музыка, жива память о нем в миллионах людских сердец. Вот и настал тот момент, когда мы можем к ней обратиться.

Произведение, которое сейчас прозвучит – ноктюрн. Вам было дано опережающее задание поработать со словарем. Что же означает слово ноктюрн?

Дети:

Ноктю́рн (от фр. nocturne - «ночной») - название пьес лирического, мечтательного характера. В основе ноктюрна лежит обычно певучая мелодия, благодаря чему ноктюрн представляет собой своеобразную инструментальную песню.

Слайд 15

У: Сейчас прозвучит « Ноктюрн», а вы попробуйте свои впечатления зафиксировать в цвете.

Звучит: Ф. Шопен. «Ноктюрн № 2 «»

Дети показывают свои рисунки.

У: Почему вы выбрали светлые, мягкие цвета?

Д: Потому что они несут в себе мир радости и счастья.

У: Молодцы! У вас очень чуткое сердце! Вы смогли услышать в сердце композитора спокойствие, счастье, потому что он жил на Родине, в окружении родных и близких.

Слайд 16

У: А теперь что происходит в сердце Шопена?

Звучит « Революционный этюд».

Д: Призыв, ярость, гнев, борьба… Наверное что-то случилось.

Учитель: Какое название бы Вы дали только, что прозвучавшему произведению?

Ученики: «Негодование»; «Польша, я с тобой»; «Порыв»; «В борьбе рождается истина»…

У: Направляясь во Францию, Шопена настигло известие о начавшемся в Варшаве национально-освободительном восстании. Он хотел вернуться, но ехать ему в Польшу было нельзя. И юноша, полный романтических мечтаний, сразу превратился в бойца. И душа его стала колоколом свободы. Прозвучавший фрагмент - « Революционный этюд» - первый музыкальный отклик композитора на события в Польше. Изменился ли почерк композитора? Какой стала его речь? Какие средства выразительности?

Д: Пунктирный ритм, быстрый темп, минор, Мелодическая линия вверх как зов, она обрывиста, как декламация.

У: Почему в ваших рисунках столько ярких цветов?

Д: Чтобы подчеркнуть интонации гнева, возмущения. Острые линии - это мотивы призыва.

У: Молодцы! У вас отзывчивое сердце! Но! Варшавское восстание было жестоко подавлено и композитор никогда уже не смог вернуться к родным берегам…

Из письма Шопена: « Милая моя, далекая, единственная! Почему наша жизнь так устроена, что я должен находиться вдали от тебя!.. Милая Родина, каждую ночь ты приходишь ко мне неясной мелодией не то песни, не то любимого танца - мазурки, и так хочется, чтобы этот сон никогда не кончался…»

Слайд 17

Действительно, ребята. Он написал большое количество танцев (вальсы, мазурки, полонезы). А о произведении, которое прозвучит сейчас мы узнаем из стихотворения Льва Озерова.

ВАЛЬС

Лев Озеров

Еще звучит в моих ушах

Седьмого вальса легкий шаг,

Как вешний ветерок,

Как трепетанье птичьих крыл,

Как мир, который я открыл

В сплетенье нотных строк.

Еще звучит тот вальс во мне,

Как облако в голубизне,

Как родничок в траве,

Как сон, что вижу наяву,

Как весть о том, что я живу

С природою в родстве.

Слушание вальса № 7

Физкультминутка

Слайд 18

Вселенная Шопена – водоём

Божественного чистого сознанья.

Он – только человек! Откуда в нём

Живёт нечеловеческое знанье?..

Д. Бочаров

Сегодня на уроке прозвучало много новой для вас музыки, вы услышали много новых названий музыкальных произведений. Слушая Шопена какие чувства вы испытали. Выразите свои мысли, впечатления об услышанной музыки в синквейне

Синквейн (по выбору)

Слайд 19 Музыка

Ответы детей

Слайд 20

Как сказал Л. Толстой «Шопен в музыке – это то же, что и Пушкин в поэзии…»
Ребята. Так можем мы сказать, что музыка и поэзия тесно связаны?

Слушая Шопена. (фрагмент) Ирина Залетаева

(на фоне ноктюрна)

…Играл "Шопена" сын на стареньком рояле.

Мелодия любви рождалась и плыла.

И пальцы, как стрижи, по клавишам летали.

И чувственная грусть – как хрупких два крыла.

Звучал ноктюрн светло, негромко и печально,

Нежнейшей пеленой окутав все вокруг.

Царили в звуках тех торжественность и тайна,

Манило колдовство нездешних, тонких рук.

А где-то далеко, совсем в ином пространстве,

Остались суета, страдания и боль…

И по коврам пушистым в дивном, нежном танце

Мы закружились вдруг с кудесницей-судьбой. ..

Как мы с вами узнали, судьба у Шопена была непростой. А можно назвать Шопена счастливым человеком? (Да, нет)

Ответы детей

Да, он был несчастлив, что жив вдали от Родины. Но счастливым его можно назвать потому, что он сочинял музыку.

А Музыка делает людей счастливыми!

Ребята, а вы хотите быть счастливыми?
Дети:

Да!

Учитель:

А как выглядит счастливый человек?
Дети:

Он улыбается, танцует, поёт, дарит людям добро.

Слайд 21

Песня о доброте

Я очень хочу…

Ребята, как вы думаете? Что больше всего хотел Шопен?

(Быть с родными, близкими,

Заполнение шаров я хочу

Домашнее задание: «Заполнить желания», Цыферов «Тайна запечного сверчка»

Рефлексия .

Выставление оценок

Гармонии задумчивый поэт. Ф.Шопен

(Урок музыки в 5 классе)

Цель: обогатить представление учащихся о жизни и творчестве польского композитора Фридерика Шопена.

Задачи:

Образовательные:

Формирование знаний об этапах жизни и творчества Ф.Шопена.

Знакомство учащихся с поэтическими и музыкальными шедеврами.

Продолжить работу над певческим материалом.

Воспитательные:

Воспитывать ощущение и понимание широты творческого стиля Ф.Шопена.

Воспитывать самостоятельное мышление.

Воспитание культуры общения с товарищами и культуры слушания музыкальных произведений.

Воспитание сплоченности и сотрудничества в групповых формах работы.

Повышение уровня музыкальной культуры учащихся;

Развивающие:

Развитие слушательской и исполнительской культуры учащихся.

Прививать деятельный творческий подход к урокам музыки, развитие познавательного

интереса.

Развитие интеллектуальных способностей, расширение кругозора;

Развивать умение анализировать, сравнивать, обобщать.

Методы:

проблемного обучения;

эмоциональной драматургии;

сопоставления и анализа музыкальных форм.

приемы: беседа, слушание музыки, вокально-хоровая работа, использование наглядного материала.

Оборудование:

Мультимедийное оборудование.

Портрет композитора.

Папки с музыкальным материалом.

Деревянные ложки для развития ритма.

Музыкальный материал:

Народные песни для развития ритма.

Музыка Ф.Шопена.

Музыка Баха, Бетховена, Моцарта, Мендельсона.

Копилка музыкальных терминов.

Новогодние песни.

Планируемые достижения учащихся:

Познавательные УУД : умение осознанно и произвольно строить речевое высказывание, извлечение информации, осуществление анализа, давать определения понятиям, выдвижение гипотез и их обоснование.

Регулятивные УУД : создавать условия для возникновения у ученика внутренней потребности включения в учебный процесс. Выделение и осознание учащимся того, что усвоено и что еще подлежит усвоению.

Коммуникативные УУД : высказывать и обосновывать свою точку зрения, приходить к общему решению, умение слушать собеседника.

Личностные УУД : развитие познавательных интересов, адекватное оценивание себя.

Тип урока - знакомство с новым материалом.

Формы организации деятельности учащихся на уроке:

Фронтальная, групповая, индивидуальная

План урока:

1. Организационный момент.

2. Упражнения с ложками на развитие музыкального ритма.

3. Музыкальная викторина

4. Тесты на знание знакомых музыкальных произведений.

5. Объяснение новой темы.

6. Слушание музыки

7. Исполнение певческого материала.

Ход урока:

Здравствуйте, ребята!

Вслушайся, весь мир поет,

Шорох, свист и щебет.

Музыка во всем живет,

Мир ее волшебен!

Ребята! А вы верите в волшебство? Посмотрите друг другу в глаза, улыбнитесь, передайте частичку хорошего настроения другому. О, чудо!!! Посмотрите, от ваших улыбок стало ярче, уютнее, светлее в классе! И мне хотелось бы, чтобы волшебный мир музыки подарил вам сегодня хорошее настроение, новые впечатления.

1. Выполняем ритмические упражнения по русскую народную музыку. (Ах, вы, сени).

(Вызываю учеников, исполняющих свой ритм. Оценивают товарищей.

Видео. Исполнение вместе с группой ложкарей).

Музыкальная викторина: (работа в паре)

1. Главная песня страны. Гимн

2. Знаки, при помощи которых записываются звуки. Ноты.

3. Русский щипковый инструмент с тремя струнами. Балалайка

4. Древнейший музыкальный щипковый многострунный инструмент Арфа

5. Русский музыкальный инструмент, названный по имени певца сказителя Баян.

6. Один из самых распространенных инструментов; имеет 6 или 7 струн Гитара

7. Балет, в котором исполняется популярный танец «Маленьких лебедей» «Лебединое озеро»

8. Человек, специальностью которого является создание музыкальных произведение. Композитор

9. Театральное представление, в котором содержание передается

танцами и музыкой. Балет

10. Театральное представление, в котором содержание передается пением и музыкой. Опера.

(проверяем ответы).

Ребята. А можем мы сказать, что музыка и поэзия тесно связаны?

Слушая Шопена. (фрагмент) Ирина Залетаева

(на фоне ноктюрна)

Играл "Шопена" сын на стареньком рояле.

Мелодия любви рождалась и плыла.

И пальцы, как стрижи, по клавишам летали.

И чувственная грусть – как хрупких два крыла.

Звучал ноктюрн светло, негромко и печально,

Нежнейшей пеленой окутав все вокруг.

Царили в звуках тех торжественность и тайна,

Манило колдовство нездешних, тонких рук.

А где-то далеко, совсем в ином пространстве,

Остались суета, страдания и боль…

И по коврам пушистым в дивном, нежном танце

Мы закружились вдруг с кудесницей-судьбой. ..

Как вы думаете, с творчеством какого композитора мы сейчас будем знакомиться? Фамилия его прозвучала в стихотворении.

Правильно - Фридерик Шопен.

Родился в Желязовой Воле (сейчас это современный городок, который гордится тем, что именно в нем было суждено появиться на свет этому замечательному человеку), под Варшавой в семье учителя.. Мать, Юстина Кржижановская, была полька, отец, Николя Шопен, - француз. Маленький Фредерик рос в окружении музыки. Его отец играл на скрипке и флейте, а мама хорошо пела и играла на фортепиано. Еще не умея говорить, ребенок начинал громко плакать, как только слышал игру отца или пение матери. Родители полагали, что Фредерик не любит музыку, и это их сильно огорчало. Но скоро они убедились, что это было совсем не так. К пяти годам мальчик уже уверенно исполнял несложные пьесы, разученные под руководством старшей сестры. Первое выступление маленького пианиста состоялось в Варшаве, когда ему исполнилось 7 лет. Концерт имел успех, и скоро его знала вся Варшава.

А одиннадцатилетним подростком он уже пробует сочинять музыку. Одновременно с занятиями музыкой мальчик получил хорошее образование: уже в детстве свободно владел французским и немецким языками, много читал, интересовался историей Польши. Все дети в семье Шопенов были литературно одаренными. В этот период Шопен часто выступает как пианист, а каждые каникулы проводит в путешествиях.

В 1829 году молодой музыкант ненадолго ездил в Вену, где с успехом прошли его концерты. Шопен, его родные и друзья поняли, что ему следует отправиться в длительное концертное турне. Шопен долго не мог решиться на этот шаг. Его мучили плохие предчувствия.

«… нет у меня сил назначить день отъезда; мне представляется, что я уезжаю, чтобы умереть, – а как должно быть, горько умирать на чужбине, не там, где жил».

Но, окончив в 1830 году консерваторию, Шопен отправляется в далекое путешествие. Он уезжает из родной страны.

Ребята! Что чувствует человек, который расстается со своими близкими, друзьями, со своей Родиной? (Тоска, грусть, печаль)

ГОРСТЬ ЗЕМЛИ

Ашот Граши Перевод с армянского В. Звягинцевой

Когда Шопен отчизну покидал, друзья ему любовно поднесли

В старинном кубке горсть родной земли, чтоб милый дар его сопровождал.

В неизъяснимой грусти дни текли, средь разных стран, холодных, чуждых зал

Он свято кубок свой оберегал, в нем видя край, оставленный вдали.

Гармонии задумчивый поэт, он пел печали благородный свет,

Высокую любовь в людских сердцах. Когда он умер, на земле чужой,

Той милой горсткою земли родной, под хмурым небом был увенчан прах.

У: Направляясь во Францию, Шопена настигло известие о начавшемся в Варшаве национально-освободительном восстании. Он хотел вернуться, но ехать ему в Польшу было нельзя. И юноша, полный романтических мечтаний, сразу превратился в бойца. И душа его стала колоколом свободы. Прозвучавший фрагмент - « Революционный этюд» - первый музыкальный отклик композитора на события в Польше. Изменился ли почерк композитора? Какой стала его речь? Какие средства выразительности?

Ф. Шопен Революционный этюд. (видео).

Д: Пунктирный ритм, быстрый темп, минор, Мелодическая линия вверх как зов, она обрывиста,

У: Молодцы! У вас отзывчивое сердце! Но! Варшавское восстание было жестоко подавлено и композитор никогда уже не смог вернуться к родным берегам…

Из письма Шопена: « Милая моя, далекая, единственная! Почему наша жизнь так устроена, что я должен находиться вдали от тебя!.. Милая Родина, каждую ночь ты приходишь ко мне неясной мелодией не то песни, не то любимого танца - мазурки, и так хочется, чтобы этот сон никогда не кончался…»

В 1849 году в Париже Шопен умирает. Тело его похоронено на кладбище Пер-Лашез, а сердце великого композитора (по его завещанию) замуровано в одной из стен костёла св. Креста в Варшаве. Основную часть творчества композитора составляют фортепианные композиции: три сонаты, полонезы, прелюдии, мазурки, этюды, баллады, рондо, скерцо и ряд небольших произведений.

Шопена нет, но жива его музыка, жива память о нем в миллионах людских сердец. Вот и настал тот момент, когда мы можем к ней обратиться.

Произведение, которое сейчас прозвучит – ноктюрн.

Ноктю́рн (от фр. nocturne - «ночной») - название пьес лирического, мечтательного характера. В основе ноктюрна лежит обычно певучая мелодия, благодаря чему ноктюрн представляет собой своеобразную инструментальную пьесу.

Ф. Шопен. Ноктюрн . Красивая осень.

Анализ музыкальных произведений «использовать «музыкальную копилку»).

Какие чувства затронула в вас эта музыка?

На каком музыкальном инструменте исполнялась музыка?

Какие музыкальные образы вы себе представили?

(высказывания ребят о том, какие чувства и эмоции ощутили они, слушая музыку Шопена).

Слушание и пение новогодних песен.

Работа над дикцией, правильным интонированием, дыханием, вниманием (начинать и заканчивать по знаку учителя).

Замечание по исполнению песен. Исправление замечаний.

Пение песен по желанию.

Рефлексия:

Что было нового на уроке?

Что было трудно?

Что понятно и что непонятно?

Над чем надо еще поработать?


Top