Основы игры на бас-гитаре. Начальная школа импровизации на четырёхструнной бас-гитаре Басовые гаммы


      Дата публикации: 27 октября 1999 г.

П ервоначально мы с вами познакомимся с тем, как устроена бас-гитара. Рассматривать будем классический вариант - четыре струны, хотя сейчас существуют и пяти-, и шестиструнные бас-гитары. Но нас интересует не это, а то, как она работает.

Для начала познакомимся с басовым ключом. Он называется - ключ Фа . Эта гигантская запятая своим началом показывает местоположение ноты фа . Две точки с двух сторон четвертой линейки нотного стана еще раз подчеркивают этот факт. От нее и отсчитываем все остальные ноты.

Итак, четыре басовые струны: G (соль ) - первая струна, D (ре ) - вторая, A (ля ) - третья и E (ми ) - четвертая. Считаем от тонкой струны к толстой. Одним словом, это те же четыре толстые гитарные струны (третья, четвертая, пятая, и шестая), только на октаву ниже.

Не хочу показаться занудой, но некоторые вещи мне придётся рассказывать очень подробно, в расчёте на новичков (да простят меня "продвинутые"!) И ещё. Не все из нас перешли на бас-гитару после гитары; я подозреваю, что есть и прирождённые "басисты" (сокращение от "бас-гитаристы" - прим. автора ). Поэтому я не всегда буду ссылаться на шестиструнную гитару, а кое-что обьясню, как будто в первый раз.

Для того, что бы научиться находить ноты на грифе бас-гитары, обратитесь к уроку №1 нашего мастер-класса. Все то же самое, но без двух тонких струн. Существуют ли какие-нибудь специальные упражнения для бас-гитары? Конечно! Эти упражнения вы найдете в большом количестве у конкретных исполнителей любимых вами стилей. Чаще всего - на видеошколах. А я, в свою очередь, не претендуя на оригинальность, предлагаю старый, проверенный способ - это, извините за выражение, гаммы. И хотя многие их не любят, но они (гаммы), несмотря ни на что, работают. Ниже я к ним вернусь.

Стоит сказать несколько слов о функциональном назначении баса. Я бы сформулировал так: гармонический фундамент. Или, если хотите, основа аккорда. Возьмем в качестве примера трезвучия (здесь и далее см. урок №2). Предположим, что ваша песня начинается, как это часто бывает, с аккорда Am . Естественно, сначала находим тонику, т.е. ноту ля на любой струне. Это и будет первая и главная ступень данного аккорда. А следующая, популярная у басистов ступень - пятая. Ее лучше найти в той же игровой зоне, где у вас расположилась тоника. Теперь можно начинать играть. Я не шучу. Пригласите с вами помузицировать гитариста-аккомпаниатора, играющего так называемым "боем" (мне больше нравится - "чёсом"), и пусть он поиграет аккорды. Только лучше это делать с метрономом или с драм-машиной. И если ваша песня имеет размер 4/4 (то есть, не вдаваясь в подробности, если она легко просчитывается на /1-2-3-4/1-2-3-4/ и т. д.), то вам следует играть на первую и третью долю такта. Выражаясь более профессионально - половинными длительностями. На каждый первый удар метронома - первая ступень аккорда, на каждый третий - пятая ступень. Меняется аккорд, следовательно, меняется и вся ваша басовая фигура. Теперь вы играете тонику нового аккорда и, соответственно ей, пятую ступень этого же аккорда. Ритмическая часть (пока) остается без изменений.

Цифрами, взятыми в кружочек, обозначаются струны, римскими цифрами - номер лада, а название ноты и какой ступенью она является относительно аккорда, посчитайте сами. С аппликатурой (пальцовкой левой руки) вам также придется разбираться самостоятельно. Главное, чтобы ноты соответствовали по звучанию своей длительности.

Поиграв такую музыку некоторое время, вы заметите закономерность в соотношении расположений первой и пятой ступеней на грифе. Это следует запомнить. Но и это еще не все.

До сих пор мы вели разговор о левой руке, пришла пора поговорить и о правой. Речь идет о звукоизвлечении. На бас-гитаре, так же как и на гитаре, играют и пальцами, и медиатором. Все зависит от стиля музыки, от конкретной композиции, от вашего желания получить звук определенной окраски (охотно допускаю еще целый ряд причин). Но практика показывает, что большинство бас-гитаристов прогрессивных стилей используют пальцевую технику игры. Будем равняться на них. На примере этого упражнения попробуйте поиграть шагающим движением указательного и среднего пальцев правой руки, при этом, после извлечения звука, палец должен опереться на следующую по ходу движения струну. А в случае с четвертой, последней струной, палец должен как будто опереться на предполагаемую струну. Назовем этот прием - опорным.

Следующий этап - добавление третьей ступени. В начале звучания каждого аккорда желательно брать первую ступень (тонику) данного аккорда, а вот вспомогательным звуком вместо пятой ступени или дополнительно может быть третья ступень этого же аккорда. Необходимо учитывать, что в зависимости от наклонения аккорда третья ступень будет различной. В мажорных аккордах между первой и третьей ступенями - интервал 2 тона (большая терция), а в минорных - полтора тона (малая терция). Подробности можно посмотреть в уроке №2.

Я умышленно не проставил номера ладов и струн в надежде, что вы сами найдете местоположение нот на грифе. Во всех тактах этого примера, кроме последнего такта, я использовал первую и третью ступени относительно каждого аккорда. В следующем примере попробуем скомбинировать все аккордовые ступени (1, 3, 5). А заодно и разнообразим длительности.

Мне самому не очень нравится то, как звучит этот пример, но это всего-навсего образец, который поможет вам продвинуться дальше. Модифицируя мелодико-ритмические рисунки, вы сможете создать нечто более интересное. Конечно, игра на бас-гитаре не исчерпывается движением только по аккордовым звукам, но об этом в следующих уроках. Здесь же я позволю себе привести пару несложных стилистических примеров в midi-файлах, которые играть необязательно, достаточно прослушать:

В примере Bossa-Nova бас играет только первую и пятую ступени, а в примере Raggey - все три ступени аккорда. Кстати сказать, самый простой и доступный способ разобраться в особенностях того или иного стиля - это использование так называемых автоаранжировщиков. Компьютерная программы Band-in-a-Box или Jammer - яркий тому пример.

И в заключении о гаммах. Для развития техники игры на музыкальных инструментах люди ничего лучшего пока не придумали. Поэтому наберитесь терпения - и вперед.

Гаммы бывают разные. Начиная с натурального мажора или минора, минуя гармонический и мелодический мажор или минор, затем идут лады народной музыки (миксолидийский, дорийский, фригийский и т. д.), существуют также и искуственно созданные лады и хроматический звукоряд. Как видите, их очень много. Мы с вами ограничимся пока первым и последним.

Квадратиком обозначен тонический звук, то есть первая ступень, относительно которой и строится аппликатурная модель мажорной гаммы. Изменилась тоника - передвинули руку на нужную ноту и играем эту же модель. Когда мы играем гамму, расположенную на четырех ладах, пальцы левой руки располагаются каждый на своем ладу, а в фигуре "три ноты на одной струне через лад", рекомендую Вам играть первым, вторым и четвертым пальцами соответственно. Здесь следует сказать, что прижимать пальцы левой руки к струнам на ладах надо "молоточком", т.е. палец не лежит на струне своей плоскостью, а как бы "втыкается" в нее.

Этот звукоряд хорошо использовать как музыкальную зарядку, проигрывая его вверх и вниз на разных участках грифа, поскольку ширина ладов везде разная. Таким образом вырабатывается координация движений.

Этой информации для первого раза, я думаю, будет достаточно. А об остальном поговорим в следующих уроках.

Сегодняшняя статья будет посвящена упражнениям по игре на гитаре. Эти упражнения призваны повысить технику и скорость игры. В дальнейшем они помогут Вам играть сложные музыкальные пассажи. Подготовительные этапы мы уже прошли: изучили , разобрались с тем, что такое и Теперь пришло время объединить все эти знания и применить их на практике. Наша задача научиться играть гаммы на гитаре. Как эти гаммы записываются на нотном стане, и какие там присутствуют ключевые знаки я, надеюсь, Вы ознакомились. Если нет, то в представлен весь список гамм и их ключевые знаки. Я представлю аппликатуру нескольких гамм. Лучше всего играть их медиатором (вниз-вверх-вниз-вверх). Так можно добиться чёткой и скоростной игры. Естественно начинать играть гаммы нужно в медленном темпе и желательно под .

Для того, чтобы понять, как играть гаммы на гитаре, нужно во-первых правильно расположить левую руку. В целом её положение аналогично тому, когда Вы зажимаете аккорды, только пальцы нужно держать чуть шире, чтобы они располагались над соответствующими ладами. С помощью минимизации своих движений Вы сможете добиться высокой скорости игры и беглости пальцев.

Положение левой руки

Теперь посмотрим на аппликатуру конкретных гамм для гитары. Показан гитарный гриф также, как на обычных . Для предельной ясности перечисляю струны сверху вниз: Ми[E]-Си[H]-Соль[G]-Ре[D]-Ля[A]-Ми[E]. Под грифом пронумерованы лады, а цифры в кружках обозначают номера пальцев, которыми следует зажимать струны. Можно также сказать, что это табулатуры гамм для гитары.

Гамма Соль Мажор

Гамма Соль Минор

Гамма До Мажор

Хотел бы вам показать ещё один вариант аппликатуры гаммы До Мажор.

Гамма До Минор

Гамма Ми Минор

Хочу уточнить, что играть гаммы ми минор и ми мажор на гитаре нужно с открытой шестой струны, так как это тоника – нота МИ (отмечено кружочком).

Гамма Ми Мажор

Гамма Ля Минор

Гамму нужно начинать играть с открытой 5-й струны. Именно поэтому название струны ля обведено в кружок.

Гамма Ля Мажор

Данная гамма также, как и предыдущая начинается с открытой 5-й струны.

Гамма Ре Минор

Гамма Ре Мажор

Гаммы Си Мажор

Бас-гитара

Бас-гитара одна, но Она может быть абсолютно разной. Это зависит даже не от меня, Она раскрывает мою сущность, когда я играю... а иногда, когда слишком увлекаюсь, Она может взять почти всю мою энергию, после этого я даже с трудом могу разговаривать. Когда на ней играю, она дрожит в моих руках, чувствуется её мощь. Некоторые люди научились напрaвлять эту энергию, и получили превосходный звук. Можно, например, её заставить звучать как раскат грома, а можно как осенний шелест листьев и где-то вдалеке завывающий ветерок. Наибольшее удовольствие от игры на бас-гитаре я получаю во время импровизаций на репетициях. Когда известна тональность или аккордовая последовательность, практически ничто не останавливает. При этом возникают очень интересные идеи, великолепно звучащие.

Немного из теории музыки

Во всех приведенных здесь примерах на нотных станах используется басовый ключ , обозначающий ноту F малой октавы.

Лад - это объединенная система звуков. Лад образуется на основе базового звука.

Гамма - последовательное восходящее или нисходящее движение звуков.

Ступень - один из звуков гаммы. Номер ступени отсчитывается от тоники.

Тоника - это самый устойчивый звук гаммы. Устойчивые звуки выражают завершенность музыкального фрагмента.

Устойчивыми считаются I, III, V ступени гаммы. Самая устойчивая из них - это первая ступень.

Лады строятся в соответствии с тональными расстояниями между соседними звуками.

Мажорный лад : тон, тон, полутон, тон, тон, тон, полутон. Его можно построить от любой ноты.

Минорный лад : тон, полутон, тон, тон, полутон, тон, тон.

Пример построения мажорного и минорного ладов:

Рисунок 1 - Ноты C-мажорной и C-минорной гамм

Знак альтерации - это диез, бемоль, либо бекар. Они обозначают соответственно повышение основного звука на полтона, понижение на полтона, либо отмену альтерации.

Случайные знаки альтерации ставятся непосредственно перед нотой. Они действуют только один такт, и в пределах указанной октавы.

Ключевые знаки альтерации ставятся в начале произведения (или фрагмента). Действуют до появления новых ключевых знаков альтерации, и во всех октавах.

Ниже приведены ключевые знаки альтерации для всех мажорных гамм. Этот пример легко получить, последовательно перемещая тонику C-мажорной гаммы на кварту вверх. При этом каждый раз добавляется бемоль. Дойдя, таким образом, до тональности В-мажор, придется использовать диез в качестве знаков альтерации, так как для бемолей уже не хватит места.


Рисунок 2 - Ключевые знаки альтерации мажорных гамм

По этим обозначениям нетрудно расписать на нотном стане все соответствующие им гаммы. Однако это будут лишь мажорные гаммы. Чтобы получить минорную гамму, можно воспользоваться переходом в соответствующую параллельную тональность.

Параллельные тональности - это мажор и минор, имеющие одинаковые ключевые знаки альтерации.

Переход из мажора в параллельный минор: 1 ступень (тоника) мажора --> 6 ступень (тоника) || минора.
Переход из минора в параллельный мажор: 1 ступень (тоника) минора --> 3 ступень (тоника) || мажора.

Таким образом, для гаммы C-мажор параллельным минором будет гамма A-минор.

Мажорные и минорные гаммы, соответствующие знакам альтерации на рис. 2, следующие:

  1. C-мажор (A-минор)
  2. F-мажор (D-минор)
  3. Bb-мажор (G-минор)
  4. Eb-мажор (C-минор)
  5. Ab-мажор (F-минор)
  6. Db-мажор (Bb-минор)
  7. Gb-мажор (Eb-минор)
  8. B-мажор (G#-минор)
  9. E-мажор (C#-минор)
  10. A-мажор (F#-минор)
  11. D-мажор (B-минор)
  12. G-мажор (E-минор)

Семь диатонических гамм можно получить, если в какой-либо мажорной гаме тонику последовательно перемещать на одну ступень вверх. Рассмотрим пример для С-мажора (который сам входит в эту систему как С-ионийский мажор).


Рисунок 3 - Диатонические гаммы (пример для C-мажора)

На основе приведенных гамм можно создавать интересные композиции, например, комбинируя гаммаобразные движения с разрешением аккордов. Однако, существует также множество различных специфических недиатонических гамм (гармонический и мелодический минор, две целотоновые гамы, блюзовые гаммы, мажорная и минорная пентатоники и т.д.), расширяющие наши возможности как при создании произведений, так и при игре импровизации.

Техники игры на бас-гитаре

Существует немало техник игры на бас-гитаре, однако большинство из них являются экзотичными, а иногда и вообще индивидуальными (интересно наблюдать на видео, как играют знаменитые бас-гитаристы виртуозы).

Техника левой руки.

Чак Шер «Импровизация на бас-гитаре и контрабасе»: «Пальцы левой руки стоят в линию и согнуты так, что их подушечки прижимают струны к грифу. Такой округлый изгиб более характерен для контрабаса, нежели для бас-гитары. Этот изгиб является продолжением энергопередающей дуги, идущей от позвоночника через руку к пальцам. Таким образом, в движении, прижимающем струну к грифу, участвуют все эти мускулы... На бас-гитаре большой палец располагается напротив 1-го. Эта постановка сохраняется и при смене позиций».

Техника правой руки.

На данный момент я осваиваю «двухпальцевую» и «трехпальцевую» техники.
На следующих рисунках схематически изображены эти два подхода.


Рисунок 4 - Игра двумя пальцами


Рисунок 5 – Игра тремя пальцами:-)

При этом большой палец правой руки принято опирать на звукосниматель или специальную подставочку (если она есть), однако это не обязательно. Можно играть вообще без опоры, тогда правая рука как бы парит в воздухе. Можно опирать большой палец на самые толстые струны (мне так удобно делать при игре на пятиструнном инструменте).

На рис. 4 и рис. 5 показано, что пальцы постоянно чередуются. Однако это правило можно нарушать, если требуется в неудобном месте такта перейти со струны на струну, или же акцентировать определенную ноту.

Часто при этом используют прием, называемый «рейк». Это игра следующей ноты тем же пальцем, что и предыдущей, но следующая нота берется на более низкой струне.

Существует также полностью однопальцевая техника. Её преимущество - возможно лучшая атака и четкость игры сильных и слабых нот. Но она не позволит развить такую скорость, как при использовании большего количества пальцев.

Динамически и тембрально разнообразить басовые партии позволяет игра слэпом и тэппинг и, конечно же, игра медиатором.

Я склоняюсь к мнению, что критерием того, какую технику следует применять и когда, является субъективное восприятие, как она повлияет на Ваше собственное звучание и на звучание коллектива, в котором Вы играете, в целом.

Вопросы обработки звука бас-гитары

С помощью ПК обработку звука можно производить либо в реальном времени (т.е. с маленькой задержкой между подачей исходного и получением выходного сигнала. Эту задержку человек, производящий обработку, не ощущает), либо с определенной заметной задержкой (достаточной, чтобы ПК успел выполнить все необходимые операции и воспроизвести звук), по фрагментам.

Поэтому, вторую применяют лишь для обработки уже записанного материала. Например, наложение сложных эффектов, сильно нагружающих процессор. Либо, что встречается реже, применяется при необходимости иметь информацию о сигнале "априори", т.е. в той точке, которая ещё не поступила на вход ПК. В таком случае создается входной буфер требуемой длительности, однако это вызывает задержку, величина которой может быть ощутимой на слух.

Обработка в реальном времени применяется как непосредственно во время записи, так и после.

Например, программные процессоры звуковых эффектов, программные midi-управляемые синтезаторы, различные VST и DirectX подключаемые модули.

Для упрощения работы со звуком на ПК применяются системы записи, такие как: звуковой редактор Sony Sound Forge, виртуальная многодорожечная студия Steinberg Cubase SX 3, Samplitude V8 и др.

Большинство систем записи поддерживают многодорожечный режим, где каждая дорожка может содержать либо аудио данные, либо последовательность midi команд. Такой подход позволяет записывать музыкальные инструменты отдельно, чтобы потом их обработать и смикшировать, наложить эффекты.

Наиболее важными типами обработки для бас-гитары являются компрессия и эквализация. Компрессия нужна для сужения динамического диапазона сигнала, что помогает сделать звучание более разборчивым. Эквализацию необходимо применять перед микшированием, чтобы сделать звучание каждого инструмента более выраженным, при этом иногда ограничивают его частотный диапазон или выделяют определенные частоты.

Иногда в качестве эффекта для бас-гитары применяется реверберация - она эмулирует положение источника звука в пространстве, отражение и преломление звука от объектов, возврат звука с запаздыванием (правда, это уже дилей).

Можно использовать немного хоруса, он позволяет сделать звучание бас-гитары более насыщенным.

В определенных местах уместно использовать эффект дисторшин. При этом более отчетливый звук получается, если играть медиатором. По моим наблюдениям, с бас-гитарой "звучит" либо совсем слабый перегруз (легкий овердрайв), либо мощный дисторшин. При этом, конечно, на вход мощного дисторшина необходимо подавать сигнал, предварительно обработанный эквалайзером - убрать низке частоты, чтобы избежать генерации инфразвуковых частот. можно поэкспериментировать с эффектом "фузз". Дальше обработку лучше производить с помощью эмуляторов гитарных усилителей, которых существует множество в виде подключаемых VST и DirectX модулей. Кроме того, чтобы совсем не потерять низкие частоты, можно смикшировать в определенной пропорции обработанный искаженный сигнал с "чистым".

При панораметрировании бас-гитару можно ставить в центр панорамы, так как положение источника низкочастотного звука плохо воспринимается человеком. Однако при игре слэпом и при выделении из общей картины щелчков медиатора, рабочий частотный диапазон бас-гитары значительно расширяется.

Пример с обработкой: MP3-файл в zip архиве (http://v-khomenko.narod.ru).
Электронная версия знаменитого журнала. На английском языке. Аналог журнала Guitar Player для гитаристов. Информация о бас-гитаристах. Ревью оборудования. Уроки игры.

  • http://www.bassboombang.ru
    BassBoomBang
    Почти всё о бас-гитаре. Хорошая подборка статей, уроков. Форум для басистов.
  • http://www.guitar.ru
    Guitar Studio
    Сайт, ориентированный прежде всего на гитаристов. Уроки игры. Советы по выбору аппаратуры. Отзывы о музыкальных произведениях, клипах. Обзоры книг для музыкантов. На сайте есть чат.
  • http://www.websound.ru
    WebSound_Ru - авторский некоммерческий электронный журнал
    Авторское некоммерческое периодическое электронное издание, посвященное компьютерному звуку, музыке и цифровому аудио-музыкальному творчеству в целом. В общем, на сайте обсуждаются все технические и этические вопросы, тем или иным образом связанные со звуком и музыкой в цифровом и аналоговом виде.
  • http://www.bass.sumy.biz
    Бас-гитара за месяц и навсегда
    Статьи о построении домашней студии звукозаписи. Уроки игры на бас-гитаре - книга. Примеры записи.
  • http://bass-gear.narod.ru/
    Bass-gear
    Нотный материал, полностью посвящённый бас – гитаристике. Софт. Ссылки.
  • http://www.basstream.ru
    Basstream
    Форум, новости, ссылки. Необходима регистрация на сайте. Форум ещё в разработке.
  • http://www.shamray.ru
    Компания Shamray Guitars
    Музыкальная мастерская Shamray Guitars. Гитары и бас-гитары под заказ. Ручная работа. На сайте есть расчёт стоимости. Фотогалерея произведенных гитар и ещё находящихся в разработке.
  • Думаю многие басисты рано или поздно задаются вопросом как играть аккорды на басу и заставить инструмент звучать гармонически более полно. Естественным первым шагом является попытка «пристроить» гитарные аккорды на бас гитару. Вооружившись небольшими познаниями в теории и здравым смыслом давайте посмотрим что интересного может из этого получиться.

    Часть 1. Теория.

    В этой части я кратко расскажу теоретический материал, который необходимо знать для лучшего понимания принципов построения аккордов на басу. Если вы уже знаете, что такое трезвучия, как они строятся, какие у трезвучия есть обращения, то можете смело пропустить эту часть и перейти ко второй. Если нет, то я рекомендую продолжать чтение. Я постарался изложить материал в максимально краткой и доступной форме без лишней «воды». Более подробно об этом написано в любом учебнике по элементарной теории музыки.

    Трезвучие простейший аккорд, состоящий из трех звуков расположенных (или которые могут быть расположены) друг за другом по терциям. Нота от которой строится трезвучие называется тоникой аккорда или примой. Второй звук или ступень трезвучия называется терцией, а третий — квинтой.
    Терции в свою очередь могут быть большими (б.3) и малыми (м.3).
    Давайте построим теперь несколько трезвучий. За тонику примем ноту G на третьем ладу струны E. Всего их будет четыре, по количеству сочетаний б.3 и м.3 между собой. Вот они (Пример 1):

    • б.3+м.3 — мажорное трезвучие;
    • м.3+б.3 — минорное трезвучие;
    • б.3+б.3 — увеличенное (мажорное) трезвучие;
    • м.3+м.3 — уменьшенное (минорное) трезвучие;

    Пример 1. Мажорное, минорное, увеличенное и уменьшенное трезвучия построенные от ноты G

    Легко заметить, что мажорность или минорность звучания трезвучия определяется по первой терции: б.3 для мажора и м.3 для минора.
    Далее мы пока не будем рассматривать увеличенное и уменьшенное трезвучие, а сфокусируемся на мажорном и минорном, как самых употребительных.
    Еще один термин, понимание которого очень важно для правильного голосоведения — обращение трезвучия.

    Обращение трезвучия — аккорд, состоящий из звуков основного трезвучия, но построенный не от примы, а от терции (секстаккорд) или квинты (квартсекстаккорд) .
    Этого теоретического материала пока что будет достаточно, поэтому перейдем к практике.

    Часть 2. Аккорды на бас гитаре в тесном расположении.

    Давайте сыграем мажорное трезвучие и его обращения на бас гитаре. За тонику как и раньше примем ноту G на третьем ладу струны E. На рисунке изображены диаграммы этих аккордов и точками обозначены лады, а цифрами обозначены пальцы, которыми нужно прижимать струны. Открытая струна обозначена кружком с цифрой «0». Струны E, A, D и G обозначены горизонтальными линиями в порядке снизу вверх (Пример 2).

    Пример 2. G мажорное трезвучие и его обращения

    В Примере 3 показаны диаграммы минорного трезвучия и его обращений. Проанализируйте их и обратите внимание что они отличаются от мажорных только одной нотой (терцией) и как эта нота смещается на грифе влево на один лад в каждой диаграмме.

    Пример 3. G минорное трезвучие и его обращения

    Когда звуки трезвучия располагаются в аккорде один за другим с интервалом не больше кварты, то такое расположение называется тесным . Сыграв эти примеры на басу, вы сразу же обнаружите что аккорды в тесном расположении звучат грязно и некрасиво, поэтому они редко используются в таком виде, особенно в нижнем регистре. Тем не менее эти аппликатуры имеют практическую ценность для арпеджио и они звучат аккордом намного лучше в верхнем регистре инструмента на более тонких струнах. Поэтому их следует хорошо выучить и ориентироваться в их расположении на грифе во всех тональностях. Попробуйте сыграть их за 12 ладом на струнах A, D и G.

    Часть 3. Аккорды на бас гитаре в широком расположении.

    Как мы выяснили ранее, аккорды в тесном расположении звучат неплохо только в верхнем регистре и на более высоких струнах. Это значит что мы теряем басовую основу аккорда и переходим в средний и верхний регистр инструмента. Это может быть приемлемо в определенных случаях, но как нам вернуть самые нижние ноты? Можно использовать открытые струны, и найти несколько интересных аппликатур с ними, но тогда мы ограничиваем себя в тональностях! Поэтому этот способ можно рассматривать только как дополнительный.

    Ответ, как это обычно бывает, лежит на поверхности — нужно найти аппликатуры в широком расположении! Широкое расположение даст нам более «прозрачное» звучание т.к. интервалы между нотами аккорда будут шире — квинта и более, нижняя нота аккорда всегда будет на струне E, что даст нам хороший фундаментальный тон, а две остальные ноты будут браться на струнах D и G.

    Вот аппликатуры G мажорного трезвучия и его обращений в широком расположении (Пример 4).

    Пример 5. Основные трезвучия в закрытой позиции

    Слева изображена аппликатура для C мажорного трезвучия. Она требует некоторой растяжки пальцев и поэтому может быть немного сложна для исполнения. Это зависит от размера ваших рук и мензуры инструмента. Но чем выше на грифе вы будете играть эту аппликатуру, тем она будет легче! Справа дана аппликатура для G мажорного трезвучия, но немного с другим сочетанием струн (E, A и G вместо E, D и G).

    Думаю, для одного урока этой информации будет вполне достаточно и у вас появился материал над которым нужно хорошо позаниматься! Когда освоите его, попробуйте найти аппликатуры для минорных трезвучий в широком расположении. За дело!

    Проиграйте несколько мажорных и минорных гамм (разных тональностей). Просто начинайте играть с разных ладов. Играя гаммы продвигайтесь вдоль грифа баса. Обязательно отмечайте про себя какую именно гамму и в какой тональности вы играете. Это неплохое упражнение для тренировки пальцев, заодно вы выучите расположение нот на грифе.

    Существует только 1 разновидность мажорной гаммы (её вы уже изучили). Зато у минорной гаммы есть целых 3 разновидности:

    1. Натуральный минор (рассмотрен в предыдущей главе)
    2. Гармонический минор
    3. Мелодический минор

    Ступени минорной гаммы (b - означает уменьшение ноты на полтона)

    Натуральный минор ~~~~1~~~2~~~b3~~~4~~~5~~~b6~~~b7~~8
    Гармонический минор ~~1~~~2~~~b3~~~4~~~5~~~b6~~~7~~~8
    Мелодический минор ~~~1~~~2~~~b3~~~4~~~5~~~6~~~~b7~~8

    Мелодический минор называют еще "Рок" или "Роковым" минором, из-за того, что он очень часто используется в рок-музыке.

    Эти гаммы кажутся простыми, но пожалуйста, сконцентрируйтесь на них еще некоторое время. Несмотря на то, что разница между ними всего в 1-2 нотах, эти небольшие изменения очень важны. Играйте эти 3 гаммы настолько быстро, насколько можете (самое главное - играйте правильно!). В процессе игры внимательно слушайте, как эти гаммы звучат. Замечайте отличия в звучании. Это хорошая тренировка для слуха.

    Информация о мажорной и минорной гаммах - самое главное, что вы должны усвоить на данный момент. Эти 2 гаммы являются "строительным материалом" для 95-98% всех рок или поп песен современности.

    Играйте следующие примеры гамм тональности А (Ля). Пропевайте вслух ноты, которые будете играть.


    Гамма A (Ля) мажор

    ~~~~~A~~~B~~~~C#~~D~~~~E~~~~F#~~~~G#~~~A ноты
    ~~~~~4~~~1~~~~3~~~4~~~~1~~~~3~~~~~1~~~~2 пальцы

    G ________________________________1____2___
    D _____________________2____4______________
    A _______2____4___5________________________

    ~~~~~A~~~~B~~~~C~~~~D~~~~E~~~~F~~~~G~~~~A ноты
    ~~~~~4~~~~1~~~~2~~~~4~~~~1~~~~2~~~~4~~~~1 пальцы

    G ______________________________________2__
    D _______________________2____3____5_______
    A ________2____3____5______________________
    E ___5_____________________________________


    ~~~~A~~~~B~~~~C~~~~D~~~~E~~~~F#~~~G~~~~A ноты
    ~~~~4~~~~1~~~~2~~~~4~~~~1~~~~3~~~~4~~~~1 пальцы

    G _____________________________________2___
    D ______________________2____4____5________
    A _______2____3____5_______________________
    E __5______________________________________

    Единственная разница между натуральным и мелодическим минором заключается в том, что 6 ступень мелодического минора берётся на полтона выше (на 1 лад выше), чем у натурального минора. Но это маленькое изменение существенно меняет "ощущение" и всё звучение гаммы. В дальнейшем, вы узнаете, что эти две гаммы, хоть и различаются не сильно, но, при этом, формируют совершенно различные аккорды и гармонии.

    Еще один способ игры гаммы А (Ля) минор

    Положение пальцев при данном способе игры минорной гаммы является более универсальным, чем тот, который вы уже изучили.

    Гамма A (Ля) натуральный минор

    ~~~~A~~~~B~~~~C~~~~D~~~~E~~~~F~~~~G~~~~A ноты
    ~~~~1~~~~3~~~~4~~~~1~~~~3~~~~4~~~~1~~~~3 пальцы

    G __________________________________________
    D ________________________________5____7____
    A _________________5____7____8______________
    E __5____7____8_____________________________

    Гамма A (Ля) мелодический минор

    ~~~~~A~~~~B~~~~C~~~D~~~~E~~~F#~~~G~~~~A ноты
    ~~~~~1~~~~3~~~~4~~~1~~~~3~~~4~~~~1~~~~3 пальцы

    G ________________________________________
    D _______________________________5____7___
    A _________________5____7___9_____________
    E ___5____7____8_______\прыжок/___________

    Когда вы будете играть ноту F#, вам потребуется сделать небольшой прыжок для того чтобы ваш мезинец опустился на 9 лад струны А (Ля). Потренируйтесь делать подобные прыжки, т.к. данное умение существенно пригодится вам в дальнейшем. Попробуйте использовать технику "слайд" вместо простого прыжка. Пусть ваш третий палец скользит с 7 лада до девятого (с ноты Е до ноты F#). При этом вы получите характерное для данного приёма игры звучание.

    Задание: начертите на бумаге таб для оставшийся гаммы мелодического минора, не забудьте зарисовать расположение пальцев и ноты.

    Конец дня 6

    Настало время познакомиться с пентатоникой. Пентатоника это такая особенная гамма. "Пента" - означает пять. Тоника - означает тон или нота. Значит пентатоника - это пять тонов или пять нот. Т.е. это гамма, состоящая их пяти нот.

    Пентатоник очень много, но нас будут интересовать только 2 - мажорная и минорная пентатоники.

    Мажорная пентатоника состоит из 1-ой, 2-ой, 3-ей, 5-ой и 6-ой ступеней мажорной гаммы.

    Минорная пентатоника состоит из 1-ой, b3 -ей, 4-ой, 5-ой и b7 -ой ступеней мажорной гаммы. Помните, что буква b - означает бемоль.

    Пентатоники широко успользуются на практике, из-за простоты исполнения (убираются полутоновые интервалы). Играя пентатоники легче перемещать кисть вдоль струн и поперёк грифа.

    Гармонически, каждая нота пентатоники строго индивидуалистична.

    Задание: Играйте несколько различных пентатоник (разных тональностей). Двигайтесь вдоль грифа бас-гитары. Пойте вслух каждую ноту, которую вы играете. Используйте различные положения пальцев.

    Мажорную пентатонику можно использовать в виде урезанной версии мажорной гаммы (и очень полезной, т.к. вам редко придётся играть все ноты, содержащиеся в гамме). Минорная пентатоника также может быть использована для подмены собой минорной гаммы. Эта возможность подмены различных гамм очень интересна: используя только лишь пентатонику, вы можете играть и обыгрывать любую минорную гамму, которую используют другие музыканты. Эта пятинотная гамма невероятно полезна!

    Можно делать шикарные басовые риффы смешивая ноты мажорной и минорной пентатоник одной тональности. Переключаясь то на одну, то на другую пентатонику, играя в одной области грифа бас-гитары, можно создавать очень необычные, уникальные, импровизированные последовательности нот, которые насытят, усилят любую вашу композицию. Поэкспериментируйте с этой схемой игры. Импровизируйте!

    Используйте различные пентатоники в качестве замены другим гаммам, аккордовым последовательностям басовых нот и ладам.

    На сегодня, знаний о пентатонике для вас достаточно. Эта тема достаточно проста для понимания. Помните, что пентатоники широко используются миллионами музыкантов по всему миру. Экспериментируйте с ними как можно больше и чаще.

    Конец дня 7

    Вот мы и подошли к теме аккордов. Почему аккорды? А потому, что все музыкальные структуры, которые вы будете играть совместно с гитаристами, пианистами и даже с трубачами (всех, за исключением барабанщиков) основаны на аккордах и состоят из аккордов. Вокалисты будут петь ноты, которые подходят для аккордов, которые будут играть музыканты. Ведущие музыканты (солисты), гитаристы, гармонисты, флейтисты и т.п. будут играть ноты соотсветствующие аккордовым структурам. Знания об аккордах - обязательны для современного бас-гитариста.

    Аккорд - любая группа 3-ёх или более нот (звуков определённой высоты) звучащих вместе.

    Три ноты звучащих вместе, называются триадами (тоже аккорды). Триады - аккорды, но не все аккорды - триады. Триада - от слова три. Многие аккорды состоят из 4 или 5 нот или ступеней.

    "Двухнотные аккорды" - аккордами не считаются. Такие группы нот называютя диады или дабл стопы (double stops).

    Хорошо, значит аккорды это группы нот, но тогда следует вопрос - каких именно нот?

    Начнём с самых простых. Основные мажорные аккорды включают в себя 1-ую, 3-ю и 5-ую ступени мажорной гаммы какой-либо тональности.

    Например, какие ноты стоят на 1, 3, 5 позициях в гамме С (До) мажор? С (До), Е (Ми) и G (Соль). Возьмите в руки бас-гитару и играйте эти ноты друг за другом - это будет "аккордовая последовательнось нот" на бас-гитаре. Такой длинный термин я использую для того, чтобы вы поняли, что вы играете не сам аккорд, как играл бы гитарист, когда все ноты аккорда звучали бы одновременно, а играете вы только ноты аккорда. Эти ноты составляют аккорд. Играйте эту последовательность. найдите на грифе дополнительные позиции, где можно играть эти ноты - нота С (До) на струне Е (Ми), 8 лад и нота С (До) на струне А (Ля), 3 лад. А как насчёт ноты С (До) на струне D (Ре), 10 лад?

    А какие ноты содержатся в аккорде Е (Ми) мажор? E (Ми), G# (Соль диез, или А бемоль) и B (Си). Играйте последовательно эти ноты в нескольких местах грифа вашего баса. Подберите несколько других мажорных аккордов, например D (Ре) мажор, G (Соль) мажор и Bb (Си бемоль) мажор. Пойте вслух каждую ноту их аккордовой последовательности, которую вы играете, обращайте внимание на позицию каждой из нот (1, 3, 5).

    Основные минорные аккорды состоят из нот 1-ой, 3b (уменьшенная на полутон 3-я) и 5-ой ступеней мажорной гаммы определённой тональности, или (что ещё проще для понимания) 1ой, 3-ей и 5-ой ступеней минорной гаммы.

    Какие ноты содержит в себе А (Ля) минорный аккорд? A (Ля), C (До) и E (Ми). 1-ая, b3-я, 5-ая ступени (Ля мажора, конечно). Играйте эти ноты последовательно, пойте каждую из нот вслух.

    Какие ноты содержит аккорд C# (До диез) минор? C# (До диез), E (Ми) и G# (Соль диез, или Ab - Ля бемоль). Бёрите в руки бас, играйте и пойте эту последовательность нот. Подберите и играйте последовательно другие минорные аккорды, например F (Фа) минор, Bb (Си бемоль) минор и D (Ре) минор. 1-ая, b3-я, 5-ая ступени мажорной гаммы.

    Информация: когда аккорд называется просто по первой своей ноте, например: аккорд С (До), то это значит, что речь идёт о мажорном аккорде.

    Какой вам прок от всей этой информации? Когда кто-то играет аккорд или называет его (аккорда) тональность и т.п. - вы, обладая этой информацией, зная основы аккордного построения, можете легко подобрать нужные ноты (из которых данный аккорд состоит) и сочинить и играть свою басовую линию, относящуюся к данному аккорду. То есть вы уже, пусть и на начальном уровне, можете осуществлять басовую (низкочастотную) поддержку гитариста и всего музыкального коллектива. Если кто-то играет аккорд С (До) мажор - вы уже знаете, что этот аккорд состоит из нот C (До), E (Ми) и G (Соль) (1, 3 и 5 ступение мажорной гаммы). Вам будет несложно составить басовую пульсацию (какую-либо комбинацию или последовательность) из этих нот и играть вместе с гитаристом или пианистом. просто следуйте за изменением аккордов песни или композиции и играйте. Находите тонику аккорда и играйте её. Добавляйте к тонике остальные ноты аккорда, импровизируйте. Как правило, 1-ая ступень, 5-ая ступень и октава (8-ая ступень гаммы) будут самыми важными ступениями (нотами) для вас. Во многих аккордах одни и теже ноты повторяются, просто они находятся на разных ступения гамм. Это значительно упрощает игру басиста.

    Пока остановитесь на этом. Бегло перечитайте всю информацию, которую узнали за этот и предыдущие дни. Поиграйте разные аккорды (точнее - аккордовые последовательности нот). Отметьте для себя те аккорды, которые наиболее приятны для вашего слуха.

    Конец дня 8

    День 9: связующие ноты на бас-гитаре

    Так назывемые "связующие ноты" используются для переходя от одной аккордовой последовательности нот к другой. "Связующие ноты" как следует из самого их названия, как будто подводят аккордовую последовательность нот к следующей последовательности, сами эти связующие ноты могут принадлежать к текущей гамме, так могут и лежать вне её. В большинстве случаев, нот, которые принадлежат текущей (обыгрываемой в данный момент песни) гамме, вам будет достаточно и это будет проще. Вы будете выбирать связующие ноты, в соответствие с вашим представлением о том, как должна звучать партия бас-гитары, в соответствие с вашими музыкальными предпочтениями. Это позволит разнообразить ваше звучание, добавит "стиля и аромата" вашей игре. Позволит вам не просто безлико, как автомат, обыгрывать тонику текущего аккорда, а добавить что-то своё.

    Сязующие ноты необходимы басисту для гармонизации своего звучания. Гармония, если говорить совсем просто - это доктрина (теория) об аккордах и их отношениях. Гармоничный - значит приятный слуху. Дисгармоничный - неприятный, "режущий" слух. Попробуйте играть несколько мажорных/минорных аккордов (аккордовых последовательностей) друг за другом. Определите какие аккорды звучат вместе "хорошо", приятно для вашего слуха, а какие не очень.

    Как использовать "связующие ноты"? Просто выбирайте их так, чтобы ваша партия звучала приятно, не диссонировала (за исключением, тех случаев, когда вам именно нужен диссонанс, а такие случаи тоже бывают). Пусть ваша басовая партия звучит плавно, ритмично от одной части песни к другой (за исключением тех случаев, когда вам потребуется своеобразная "ломаность" звучания).

    Практическое задание

    Выберите 3-4 аккордовых последовательности. Любой тональности (мажор/минор). Играйте их последовательно друг за другом. А теперь попробуйте вставить между ними по одной какой-либо связующей ноте. Играйте снова уже с этими нотами. Попытайтесь подобрать связующие ноты таким образом, чтобы ваша партия звучала наиболее приятно для вашего уха. Помните, что звязующие ноты можно использовать не только по одной, их может быть сразу несколько. Обязательно записываёте все ваши сочинения в тетрадь (в виде табов или нотного стана). Уже готовую вашу партию зациклите и играйте под метроном пока вам не наскучит или не заболят пальцы. Не бойтесь экспериментировать, сочиняйте и играйте как можно больше.

    Конец дня 9

    День 10: хроматические гаммы на бас-гитаре

    Хроматические гаммы : я упоминаю их в тандеме с идеями относительно соединения нот, потому что хроматические гаммы могут использоваться, чтобы заполнить пустые места между гаммами, в пределах гамм или между аккорд-основанными последовательностями басовых нот, только для того, чтобы помочь "соединить" одну последовательность нот с другой.

    По сути они похожи на связующие ноты, но, по определению, они гаммы, и следовательно, имеют определённую структуру или последовательность, в отличие от соединительных нот.

    Определение: хроматическая гамма - все двенадцать нот между октавами, обычно играемые в последовательности 1, 3, 4, #4, 5, 6, b7, 7, 8, пропуская b2,2,b3 и 6 но не всегда. Фактически Вы можете начинать почти откуда угодно в двенадцати полутонах, в зависимости от того, где в музыке вы помещаете хроматическую секцию и какие ноты рядом.

    Сыграйте два или три полностью хроматических гаммы. Попробуйте некоторые с b2, 2, b3, без учёта b6. Вы будете должны скользить одним из ваших перебирающих пальцев (вероятнее всего - указательным) туда-сюда.

    Попробуйте играть хроматический фрагмент (с двумя или три хроматическими нотами) C, E, G - F# - F - E, G, B. F# и F - хроматические cоединительные ноты между C и Em аккордовыми последовательностями. C (До) аккорд включает последовательность нот C, E, G, и Em аккорд включает последовательность нот E, G, B

    Последнее предложение было трудным! Перечитайте его медленно и поиграйте на басу, придумайте еще несколько таких хроматически соединённых аккорд-основанных басовых нотных шаблонов Например: играйте некоторые другие последовательности нот, которые являются нотами в аккордах, и затем соедините их с двумя или тремя хроматическими нотами при переходе от одной аккордной структуры к другой. Тогда от второй аккордной структуры назад к первой. Не все аккордовые последовательности басовых нот легко соединяются при использовании хроматических связывающих нот. Найдите те, что соединяются.

    Попробуйте играть аккордовые последовательности басовых нот и некоторые хроматические соединительные ноты между тремя аккордами, и затем четырьмя аккордами. Для четырех аккордов Вы могли использовать последовательность - А натуральный минор - D натуральный минор - G мажор - С мажор - обратно к начальной точке А натуральный минор с некоторыми хроматическими соединительными нотами между каждым переходом. Не играйте все ноты в каждой из этих гамм, только три ноты в аккордах. Выберите другие на ваш вкус.

    Табулатура - вышеупомянутые четыре аккорда и соединяющие ноты.

    ~~~A нат. мин.~~~D нат. мин.~~~~ G мажор ~~~~~~~ C мажор ~~~~ аккорды
    ~~ A~ C ~ E~ Eb~ D ~ F ~ A ~ G#~ G ~ B ~ D ~ C#~ C ~E ~G ~G# ~ноты
    ~~ 1 ~4 ~ 3 ~ 2~~1 ~ 4~ ~ ~1~ ~ ~1 ~~2 ~ 1 ~ 4~~ 3 ~~2~ 1~~4~~4 ~~пальцы

    G ____________________________________________________________
    D _______________________________________________ __ _2__5__6___
    A ________7___6__5_ _ _8___________ ___ _2___5___4___3____________
    E __5__8_______________ _ _5_ _ _4___3_____________________________

    Попробуйте менять позицию для этих аккорд-основанных последовательностей басовых нот и соединяющих нот, используя всё что знаете на данный момент. Хроматические гаммы хорошо звучат. Фрагменты хроматических гамм часто используются в Джазе и Фанке.

    Определённо, остановитесь здесь. Повторите передыдущий материал перед тем как продолжить.

    Конец дня 10

    День 11: синкопа на бас-гитаре

    Зачастую при игре на бас-гитаре хроматические ноты "синкопируют" (смещая ритмическую опору с сильной доли такта на слабую), таким образом изменяя ритмику звучания баса.

    Доли делятся на "сильные" и "слабые". Сильная доля - первая доля в каждом такте. Пусть в каждом такте - 4 доли. Тогда сильную долю вы можете напеть вслух так: БАМ!-там-там-там, БАМ!-там-там-там, БАМ!-там-там-там (бам - это и есть сильная доля). Аккорды в песнях (как правило) сменяют друг друга на сильной доле (первой доле такта). Слабая доля служит для продолжения непрерывности ритма. Как правило барабанщик (но это может быть и гитарист и любой другой музыкант) подчёркивает сильную долю, она звучит громче, слабые соответственно звучат чуть тише. Чтобы ритм звучания бас-гитары не был монотонным, а значит и скучным, басистами широко применяется синкопирование. Синкопированием, также, является игра нот между слабыми долями.

    Задание

    Включите метроном. Играйте медленно любую гамму, ориентируясь на удары метронома. Медленно - это значит меееедлеееенноооо. Не спешите! Играя ноту одновременно со щелчком метронома означает "играть в сильную долю". Внимание ! это актуально для простых, механических метрономов, которые могут издавать однотипный щелчок. Если у вас цифровой метроном, например в гитарном процессоре эффектов, то он может выдавать разнообразные щелчки. Например, если вы выберете опцию 4/4 на цифровом метрономе это будет означать, что метроном будет отбивать четвертные доли такта, а в одном такте будет 4 доли (первая цифра (числитель дроби) - сколько долей в такте, вторая цифра (знаменатель) - длительность каждой доли). Каждая первая доля такта, в данном случае будет сильной долей. Играйте ноты гаммы сперва в сильную долю. Затем играйте эту же гамму, но некоторые ноты играйте в "слабую долю", некоторые, но не все. Сперва это будет сложно и вы будете часто сбиваться, но это не страшно. Повторяйте упражнение, пока у вас не получится выполнять его уверенно и чётко.

    Синкопирование используется во всех музыкальных жанрах, но особенно широко оно применяется бас-гитаристами в Фанке и Ритм-энд-Блюзе. Это действительно очень простой, но в то же время, очень мощьный приём, освоя который, вы сможете повысить уровень вашей игры. Потратьте немного своего времени на прослушивание какой-либо фанк группы с хорошим бас-гитаристом в составе, вам не придётся долго ждать, чтобы услышать синкопу.

    Ещё одно упражнение

    Играйте вот этот участок хроматической гаммы: C, E, F, F#, G, A, Bb, B

    1. Играйте всё ноты в слабую долю. Пусть метроном звучит так: "Бам - тик - тик - Бам - тик - тик - Бам - тик - тик...". Бам - сильная доля, тик - слабая. Ваша задача - играть ноты в слабую долю, примерно вот так: "Бам - С - С - Бам - Е - Е - ... - Бам - B - В... и так по кругу дальше".

    2. Затем играйте так: первую ноту С (До) играйте в слабую долю, а все остальные в сильную долю или же играйте ноты между слабыми долями (чтобы играть так - снизьте темп метронома).


    Конец дня 11

    
    Top