Параллельная тональность соль минор. Тональность: определение, параллельные, одноименные и энгармонически равные тональности

Гамма Ми-минор – одна из самых популярных гамм на гитаре. Песни, написанные, опираясь на эту гамму отдают домашней теплотой и вызывают чувство комфорта и уюта. Так выглядит гамма Ми-минор на грифе:

Звуки, входящие в гамму Ми-минор

Диаграмма грифа гитары

Названия нот, входящих в гамму Ми-минор

Звуки, входящие в гамму Ми-минор подчиняются следующей последовательности: Ми(E) – Фа#(F#) – Соль(G) – Ля(A) – Си(H) – До(C) – Ре(D)

Практические указания к быстрому запоминанию и дроблению гаммы!

Для того чтобы играть гамму Ми-минор на протяжении всего грифа гитары, рекомендуется поделить гамму на отдельные кусочки. Каждый из этих кусочков должен включать в себя три ноты, причем эти ноты должны находится на одной струне. Это самый короткий путь к запоминанию гамм. Трехнотная аппликатура идеально подходит для того, чтобы развивать свою скорость игры и тренировать свою технику.

Чуть ниже ты найдешь гамму Ми-минор для гитары , представленную в виде семи маленьких диаграмм грифа. Каждая такая диаграмма показывает тебе аппликатуру пальцев для каждой из трехнотных позиций.

Гамма Ми-минор, дробленая по позициям. В каждой из этих позиций играются по три ноты на каждой из струн

Позиция №1

Позиция №2

Позиция №3

Позиция №4

Позиция №5

Позиция №6

Позиция №7

Мажорная тональность, параллельная Ми-минор

Обрати внимание на то, что Соль-мажор мажорная параллель гамме Ми-минор . Это означает, что звуки, входящие в состав гаммы Ми-минор – идентичны звукам, входящим в состав гаммы Соль-мажор.

Прошлый выпуск был посвящён рассмотрению таких музыкальных понятий как лад и тональность. Сегодня мы продолжим изучение этой большой темы и будем поговорить о том, что такое параллельные тональности, но сначала очень кратко повторим предыдущий материал.

Основы лада и тональности в музыке

Лад – это особо отобранная группа (гамма) звуков, в которой есть основные – устойчивые ступени и есть неустойчивые, которые подчиняются устойчивым. Ещё лад обладает характером, поэтому есть разновидности ладов – например, мажор и минор .

Тональность – это высотное положение лада, ведь мажорную или минорную гамму можно построить, спеть или сыграть абсолютно от любого звука. Этот звук будет называться тоникой , и он является самым главным звуком тональности, самой устойчивой и, соответственно, первой ступенью лада.

Тональности имеют названия , по которым мы понимаем, какой лад и на какой высоте расположен. Примеры названий тональностей: ДО-МАЖОР, РЕ-МАЖОР, МИ-МАЖОР или ДО-МИНОР, РЕ-МИНОР, МИ-МИНОР. То есть название тональности несёт информацию о двух важных вещах – во-первых, о том, какая у тональности тоника (или главный звук), и, во-вторых, какое у тональности ладовое наклонение (какой характер – мажорная она или минорная).

Наконец, тональности различаются между собой ещё и , то есть наличием всяких диезов или бемолей. Эти различия есть из-за того, что мажорные и минорные гаммы имеют особенное строение по тонам и полутонам (подробнее читайте в предыдущей статье, то есть ). Итак, чтобы мажор был мажором, а минор был действительно минором, иногда в гамму приходится добавлять определённое количество изменённых ступеней (с диезами или с бемолями).

Например, в тональности РЕ МАЖОР всего два знака – два диеза (фа-диез и до-диез), а в тональности ЛЯ МАЖОР уже три диеза (фа, до и соль). Или в тональности РЕ МИНОР – один бемоль (си-бемоль), а в ФА МИНОРЕ – целых четыре бемоля (си, ми, ля и ре).

А теперь зададимся вопросом? Неужели все тональности совсем-совсем разные и нет никаких гамм, похожих друг на друга? И неужели между мажором и минором огромная непреодолимая пропасть? Оказывается, нет, есть у них связи и похожести, об этом дальше.

Параллельные тональности

Что означают слова «параллельный» или «параллельность»? Вот есть такие хорошо знакомые вам выражения, как «параллельные прямые» или «параллельный мир». Параллельный – это такой, который существует одновременно с чем-то и похож на это что-то. А еще слово «параллельный» очень похоже на слово «пара», то есть параллельными друг другу всегда являются два предмета, две вещи или ещё какая-то пара.

Параллельные прямые – это две прямые, которые находятся в одной и той же плоскости, похожи друг на друга как две капли воды и не пересекаются (они родственны, но не пересекаются – ну не драматизм ли?). Помните, в геометрии параллельные прямые обозначают двумя штрихами (// вот так), в музыке тоже такое обозначение будет приемлемым.

Так, вот параллельные тональности – это две похожие друг на друга тональности. Между ними довольно много общего, но есть и существенные различия. Что общего? Общие у них абсолютно все звуки. Раз звуки все совпадают, значит, одинаковыми должны быть и все знаки – диезы и бемоли. Так и есть: у параллельных тональностей одинаковые знаки.

Например, возьмём две тональности ДО МАЖОР и ЛЯ МИНОР – и там, и там нет знаков, все звуки совпадают, значит, эти тональности параллельные.

Ещё пример. Тональность МИ-БЕМОЛЬ МАЖОР с тремя бемолями (си, ми, ля) и тональность ДО МИНОР тоже с такими же тремя бемолями. Снова мы видим параллельные тональности.

Что же тогда различного между этими тональностями? А вы сами внимательно посмотрите на названия (ДО МАЖОР // ЛЯ МИНОР). Что думаете? Видите, ведь одна тональность мажорная, а вторая минорная. В примере со второй парой (МИ-БЕМОЛЬ МАЖОР // ДО МИНОР) тоже самое: одна мажорная, другая минорная. Это значит, что параллельные тональности имеют противоположное ладовое наклонение, противоположный лад. Одна тональность всегда будет мажорной, а вторая – минорной. Вот так: противоположности притягиваются!

А что еще различного? Гамма ДО МАЖОР начинается с ноты ДО, то есть нота ДО в ней является тоникой. Гамма ЛЯ МИНОР начинается, как вы понимаете, с ноты ЛЯ, которая является тоникой в этой тональности. То есть что же получается? Звуки в этих тональностях абсолютно одинаковые, но разные в них верховные главнокомандующие, разные тоники. Вот вам второе отличие.

Давайте сделаем маленькие выводы. Итак, параллельные тональности – это такие две тональности, у которых совпадают звуки гаммы, совпадают знаки (диезы или бемоли), но различаются тоники и противоположен лад (одна мажорная, другая – минорная).

Ещё примеры параллельных тональностей:

  • РЕ МАЖОР // СИ МИНОР (и там, и там два диеза – фа и до);
  • ЛЯ МАЖОР // ФА-ДИЕЗ МИНОР (по три диеза в каждой из тональностей);
  • ФА МАЖОР // РЕ МИНОР (один общий бемоль – си-бемоль);
  • СИ-БЕМОЛЬ МАЖОР // СОЛЬ МИНОР (два бемоля и там, и здесь – си и ми).

Как найти параллельную тональность?

Если вы хотите знать, как определить параллельную тональность, то давайте выясним ответ на этот вопрос опытным путем. А затем мы с вами сформулируем правило.

Вот представьте: ДО МАЖОР и ЛЯ-МИНОР – это параллельные тональности. А теперь скажите: на какой ступени ДО МАЖОРА находится «вход в параллельный мир»? Или, иначе говоря, какая ступень ДО МАЖОРА является тоникой параллельного минора?

Теперь поступим «шиворот-навыворот». Как из мрачного ЛЯ МИНОРА выбраться в параллельный солнечный и радостный ДО МАЖОР? Где находится «портал» для перехода в параллельный мир на этот раз? Иначе говоря, какая ступень минора является тоникой параллельного мажора?

Ответы просты. В первом случае: тоникой параллельного минора является шестая ступень. Во втором случае: тоникой параллельного мажора можно считать третью ступень. Кстати, до шестой ступени мажора совсем необязательно добираться долго (то есть отсчитывать шесть ступеней от первой), достаточно спуститься на три ступени вниз от тоники и мы точно так же попадём на эту шестую ступень.

Давайте теперь сформулируем ПРАВИЛО (но ещё не окончательное). Итак, чтобы найти тонику параллельного минора, достаточно спуститься на три ступени вниз от первой ступени исходной мажорной тональности. Чтобы найти тонику параллельного мажора, наоборот, нужно подняться на три ступени.

Проверьте это правило, на других примерах. Не забывайте, что в них есть знаки. И когда мы поднимаемся или спускаемся по ступеням, эти знаки мы должны проговаривать, то есть учитывать.

Например, найдём параллельный минор для тональности СОЛЬ МАЖОР. Эта тональность содержит один диез (фа-диез), значит, в параллельной будет также один диез. Спускаемся на три ступени вниз от СОЛЬ: СОЛЬ, ФА-ДИЕЗ, МИ. СТОП! МИ – это как раз та нота, которая нам нужна; это шестая ступень и это вход в параллельный минор! Значит, тональность, параллельная СОЛЬ МАЖОРУ, будет МИ МИНОР.

Ещё пример. Найдём параллельную тональность для ФА-МИНОРА. В этой тональности четыре бемоля (си, ми, ля и ре-бемоли). Поднимаемся на три ступени вверх, чтобы открыть дверцу в параллельный мажор. Шагаем: ФА, СОЛЬ, ЛЯ-БЕМОЛЬ. СТОП! ЛЯ-БЕМОЛЬ – вот он нужный звук, вот он заветный ключ! ЛЯ-БЕМОЛЬ МАЖОР – вот тональность, которая является параллельной по отношению к ФА МИНОРУ.

Как определить параллельную тональность ещё быстрее?

Как можно найти параллельный мажор или минор еще проще? И, особенно, если мы не знаем, какие знаки вообще в данной тональности есть? А давайте снова выясним это на примерах!

Вот только что мы выявили такие параллельности: СОЛЬ МАЖОР // МИ МИНОР и ФА МИНОР // ЛЯ-БЕМОЛЬ МАЖОР. А теперь посмотрим, какое расстояние между тониками параллельных тональностей. Расстояние в музыке измеряется и если вы хорошо разобрались в теме , то легко сообразите, что интересующий нас интервал – это малая терция.

Между звуками СОЛЬ и МИ (вниз) – малая терция, потому что ступени мы проходим три штуки, а тонов – полтора. Между ФА и ЛЯ-БЕМОЛЕМ (вверх) тоже малая терция. И между тониками других параллельных гамм, также будет интервал малой терции.

Получается следующее ПРАВИЛО (упрощённое и окончательное): чтобы найти параллельную тональность, нужно от тоники отложить малую терцию – вверх, если мы ищем параллельный мажор, или вниз, если мы ищем параллельный минор.

Потренируемся (можно пропустить, если всё понятно)

Задание: найти параллельные тональности для ДО-ДИЕЗ МИНОРА, СИ-БЕМОЛЬ МИНОРА, СИ МАЖОРА, ФА-ДИЕЗ МАЖОРА.

Решение: нужно строить малые терции. Итак, малая терция от ДО-ДИЕЗА вверх – ДО-ДИЕЗ и МИ, значит, МИ МАЖОР и будет параллельной тональностью. От СИ-БЕМОЛЯ тоже строит малую терцию вверх, потому что мы ищем параллельный мажор, получаем – РЕ-БЕМОЛЬ МАЖОР.

Чтобы найти параллельный минор, терции откладываем вниз. Так, малая терция от СИ даёт нам СОЛЬ-ДИЕЗ МИНОР, параллельный СИ МАЖОРУ. От ФА-ДИЕЗА малая терция вниз даёт звук РЕ-ДИЕЗ и, соответственно, строй РЕ-ДИЕЗ МИНОР.

Ответы: ДО-ДИЕЗ МИНОР // МИ МАЖОР; СИ-БЕМОЛЬ МИНОР // РЕ-БЕМОЛЬ МАЖОР; СИ МАЖОР // СОЛЬ-ДИЕЗ МИНОР; ФА-ДИЕЗ МАЖОР // РЕ-ДИЕЗ МИНОР.

А много ли вообще пар таких тональностей?

Всего в музыке применяется три десятка тональностей, половина из них (15) мажорные, а вторая половина (еще 15) – минорные, и, знаете, ни одна тональность не одинока, у всякой есть пара. То есть получается, что всего есть 15 пар тональностей, у которых одинаковые знаки. Согласитесь, 15 пар запомнить проще, чем 30 отдельных гамм?

Дальше – ещё круче! Из 15 пар семь пар диезных (от 1 до 7 диезов), семь пар бемольных (от 1 до 7 бемолей), одна пара как «белая ворона» без знаков. Кажется, вы без труда можете сами назвать эти две чистенькие тональности без знаков. Не ДО МАЖОР ли это с ЛЯ МИНОРОМ?

То есть вам теперь нужно запомнить уже не 30 страшных тональностей с загадочными знаками, и даже не 15 чуть менее пугающих пар, а всего лишь волшебный код «1+7+7». Все эти тональности мы сейчас поместим в таблицу для наглядности. В этой таблице тональностей сразу станет видно, кто кому параллелен, сколько у кого знаков и каких.

Таблица параллельных тональностей с их знаками

ПАРАЛЛЕЛЬНЫЕ ТОНАЛЬНОСТИ

ИХ ЗНАКИ

МАЖОР

МИНОР СКОЛЬКО ЗНАКОВ

КАКИЕ ЗНАКИ

ТОНАЛЬНОСТИ БЕЗ ЗНАКОВ (1//1)

До мажор ля минор нет знаков нет знаков

ТОНАЛЬНОСТИ С ДИЕЗАМИ (7//7)

Соль мажор ми минор 1 диез фа
Ре мажор си минор 2 диеза фа до
Ля мажор фа-диез минор 3 диеза фа до соль
Ми мажор до-диез минор 4 диеза фа до соль ре
Си мажор соль-диез минор 5 диезов фа до соль ре ля
Фа-диез мажор ре-диез минор 6 диезов фа до соль ре ля ми
До-диез мажор ля-диез минор 7 диезов фа до соль ре ля ми си

ТОНАЛЬНОСТИ С БЕМОЛЯМИ (7//7)

Фа мажор ре минор 1 бемоль си
Си-бемоль мажор соль минор 2 бемоля си ми
Ми-бемоль мажор до минор 3 бемоля си ми ля
Ля-бемоль мажор фа минор 4 бемоля си ми ля ре
Ре-бемоль мажор си-бемоль минор 5 бемолей си ми ля ре соль
Соль-бемоль мажор ми-бемоль минор 6 бемолей си ми ля ре соль до
До-бемоль мажор ля-бемоль минор 7 бемолей си ми ля ре соль до фа

Эту же табличку вы можете скачать в более удобном для пользования виде как шпаргалку в формате pdf для распечатывания –

На этом пока всё. В следующих выпусках вы узнаете, что такое одноимённые тональности, а также о том, как быстро и навсегда запомнить знаки в тональностях, и о том, какой есть метод скорейшего определения знаков, если вы их забыли.

Ну а теперь предлагаем вам посмотреть рисованный анимационный фильм с удивительной музыкой Моцарта. Как-то раз Моцарт выглянул в окно и увидел, что по улице проходит военный полк. Самый настоящий военный полк в блестящем обмундировании, с флейтами и турецкими барабанами. Красота и величие этого зрелища так потрясли Моцарта, что он в тот же день сочинил свой знаменитый «Турецкий марш» (финал фортепианной сонаты №11) — произведение, известное во всём мире.

В. А. Моцарт «Турецкий марш»

Выясним сегодня, что такое тональность. Нетерпеливым читателям говорю сразу: тональность – это закрепление положения музыкального лада за определёнными по высоте звучания музыкальными тонами, привязка к конкретному участку музыкального звукоряда. Дальше же не поленитесь разобраться основательно.

Слово «тональность » вы наверняка уже слышали, правда? На неудобную тональность иногда жалуются певцы, прося поднять или опустить высоту песни. Ну, кто-то, может быть, слышал это слово от водителей авто, которые тональностью называют звук работающего двигателя. Скажем, набираем мы скорость, и сразу чувствуем, что шум двигателя становится более пронзительным – изменяет свою тональность. Наконец, назову то, с чем уж точно каждый из вас сталкивался – это разговор на повышенных тонах (человек просто стал орать поменял «тональность» своей речи и эффект сразу все почувствовали).

Теперь вернёмся с вами к нашему определению. Итак, тональностью мы называем высотное положение музыкального лада . О том, что такое лады и об их устройстве, подробно написано в статье . Напомню, что самые распространённые в музыке лады – это мажор и минор, состоят они из семи ступеней, главной из которых является первая (так называемая тоника ).

Тоника и лад – два важнейших измерения тональности

О том, что такое тональность, представление вы получили, теперь перейдём к компонентам тональности. Для любой тональности решающее значение имеют два свойства – её тоника и её лад. Рекомендую запомнить следующее положение:

Это правило можно соотнести, например, с названием тональностей, которые предстают в таком виде: фа мажор, ля-бемоль мажор, си минор, до-диез минор и т.п . То есть название тональности отражает, что какой-то из звуков стал центром, тоникой (первой ступенью) одного из ладов (мажора или минора).

Ключевые знаки в тональностях

Выбор той или иной тональности для записи музыкального произведения определяет, какие знаки будут выставлены при ключе. Появление ключевых знаков – диезов и бемолей – связано с тем, что на основе заданной тоники вырастает лад, который регулирует расстояние между ступенями (расстояние в полутонах и тонах) и который заставляет одни ступени понижаться, другие же, напротив, повышаться.

Для сравнения предлагаю вам 7 мажорных и 7 минорных тональностей, в качестве тоник которых взяты основные ступени (по белым клавишам). Сравните, например, тональности до мажор и до минор , сколько знаков в ре мажоре и какие ключевые знаки в ре миноре и т.д.

Итак, вы видите, что ключевые знаки в ля мажоре – это три диеза (фа, до и соль), а в ля миноре знаков нет; ми мажор – тональность с четырьмя диезами (фа, до, соль и ре), а в ми миноре всего один диез при ключе. Всё это потому, что в миноре по сравнению с мажором низкие третья, шестая и седьмая ступени – своего рода индикаторы лада.

Чтобы помнить какие ключевые знаки в тональностях и никогда не путаться в них, нужно освоить пару простых принципов. Подробнее об этом в статье . Прочитаете её и узнаете, например, о том, что диезы и бемоли при ключе записываются не как попало, а в определённом, легко запоминаемом порядке, и ещё о том, что этот самый порядок-то помогает мгновенно сориентироваться во всём многообразии тональностей…

Параллельные и одноимённые тональности

Пора узнать, что такое параллельные и что такое одноимённые тональности. С одноимёнными тональностями мы уже столкнулись, как раз когда сравнивали мажорные и минорные тональности.

Одноимённые тональности – это тональности, в которых одна и та же тоника, но разный лад. Например, си мажор и си минор, соль мажор и соль минор и т.п.

Параллельные тональности – это тональности, в которых одни и те же ключевые знаки, но разные тоники. Такие мы тоже видели: например, тональность до мажор без знаков и ля минор тоже, или, соль мажор с одним диезом и ми минор тоже с одним диезом, в фа мажоре один бемоль (си) и в ре миноре также один знак – си-бемоль.

Одноимённые и параллельные тональности всегда существуют в паре «мажор-минор». Для любой из тональностей можно назвать одноимённый и параллельный мажор или минор. С одноимёнными всё понятно, а вот с параллельными сейчас разберёмся.

Как найти параллельную тональность?

Тоника параллельного минора находится на шестой ступени мажорного лада, а тоника одноимённого мажора – на третьей ступени минора. Например, ищем параллельную тональность для ми мажора : шестая ступень в ми мажоре – нота до-диез , значит, тональность, параллельная ми мажору – до-диез минор. Еще пример: ищем параллель для фа минора – отсчитываем три ступени и получаем параллельный ля-бемоль мажор.

Есть и другой способ найти параллельную тональность. Действует правило: тоника параллельной тональности находится на малую терцию вниз (если ищем параллельный минор), или на малую терцию вверх (если ищем параллельный мажор). Что такое терция, как её строить и все остальные вопросы, связанные с интервалами, разбираются в статье .

Подведём итог

В статье разбирались вопросы: что такое тональность, что такое параллельные и одноимённые тональности, какую роль играют тоника и лад, и как появляются ключевые знаки в тональностях.

В заключение – ещё одни интересный факт. Существует один музыкально-психологический феномен – так называемый цветной слух . Что такое цветной слух? Это форма абсолютного слуха, когда человек ассоциирует каждую тональность с каким-либо цветом. Цветным слухом обладали композиторы Н.А. Римский-Корсаков и А.Н. Скрябин. Быть может и вы обнаружите в себе эту удивительную способность.

Желаю успехов в дальнейшем изучении музыки. Оставляйте свои вопросы в комментариях. Сейчас предлагаю немного отдохнуть и посмотреть видео из фильма «Переписывая Бетховена» с гениальной музыкой 9-й симфонии композитора, тональность которой, кстати, уже знакомый вам ре минор .

«Переписывая Бетховена» – Симфония №9 (потрясающая музыка)

Леонид Гурулев, Дмитрий Низяев

УСТОЙЧИВЫЕ ЗВУКИ.

Слушая или исполняя музыкальное произведение, Вы наверняка отметили где-то в подсознании, что звуки мелодии находятся между собой в определенном соотношении. Если бы не было этого соотношения, то можно было просто поколотить по клавишам (струнам и т.д.) нечто непотребное, и получилась бы мелодия, от которой млели бы (от слова сомлеть) окружающие. Это отношение выражается прежде всего в том, что в процессе развития музыки (мелодии), некоторые звуки, выделяясь из общей массы, приобретают характер опорных звуков. Мелодия обычно и заканчивается на одном из этих опорных звуков.

Опорные звуки принято называть устойчивыми звуками. Такое определение опорных звуков соответствует их характеру, так как окончание мелодии на опорном звуке производит впечатление устойчивости, покоя.

Один из самых устойчивых звуков обычно выделяется больше, чем другие. Он является как бы главной опорой. Такой устойчивый звук называется тоникой . Вот послушайте первый пример (я намеренно пропустил тонику ). Вам сразу же захочется докончить мелодию, и, уверен, даже если бы не знали мелодии, Вы сумели бы правильно поставить ноту. Забегая вперед, скажу, что это ощущение называется тяготением звуков. Проверьте себя, прослушав второй пример .

В противоположность устойчивым звукам, другие звуки, участвующие в образовании мелодии, называются неустойчивыми . Неустойчивым звукам свойственно состояние тяготения (о чем я только что говорил выше), как бы притяжения, к ближайшим устойчивым, они как бы стремятся соединиться с этими опорами. Приведу нотный пример этой же самой песенки "Во поле береза стояла". Устойчивые звуки отмечены знаком ">".

Переход неустойчивого звука в устойчивый называется разрешением .

Из сказанного можно сделать вывод, что в музыке взаимоотношения звуков по высоте подчинены определенной закономерности или системе. Эта система называется ЛАДОМ (лад) . В основе отдельной мелодии и музыкального произведения в целом всегда лежит определенный лад, который является организующим началом высотного соотношения звуков в музыке, придает совместно с другими выразительными средствами, определенный характер, соответствующий ее содержанию.

Для практического применения (что за теория без практики, верно?) изложенного материала проиграйте любые упражнения, которые мы с Вами изучали на уроках гитары или фортепиано, и мысленно отметьте устойчивые и неустойчивые звуки.

МАЖОРНЫЙ ЛАД. ГАММА НАТУРАЛЬНОГО МАЖОРА. СТУПЕНИ МАЖОРНОГО ЛАДА. НАЗВАНИЯ, ОБОЗНАЧЕНИЯ И СВОЙСТВА СТУПЕНЕЙ МАЖОРНОГО ЛАДА

В народной музыке встречаются разнообразные лады. В классической музыке (русской и зарубежной) в той или иной мере отразилось народное творчество, а следовательно, и присущее ему разнообразие ладов, но все же наиболее широкое применение получили лады мажорный и минорный.

Мажорным (мажор, в буквальном смысле слова, означает бо льший) называется лад, устойчивые звуки которого (в последовательном или одновременном звучании) образуют большое или мажорное трезвучие - созвучие, состоящее из трех звуков. Звуки мажорного трезвучия расположены по терциям: большая терция - между нижним и средним звуками, и малая - между средним и верхним звуками. Между крайними звуками трезвучия образуется интервал чистой квинты.

Например:

Мажорное трезвучие, построенное на тонике, называется тоническим трезвучием.

Неустойчивые звуки в таком ладу располагаются между устойчивыми.

Мажорный лад состоит из семи звуков, или, как их принято называть, ступеней.

Последовательный ряд звуков лада (начиная от тоники и до тоники следующей октавы) называется звукорядом лада или гаммой.

Звуки, образующие гамму, называются ступенями, потому что сама гамма вполне явственно ассоциируется с лестницей.

Ступени гаммы обозначаются римскими цифрами:

Они образуют последовательность интервалов секунды. Порядок расположения ступеней и секунд следующий: б.2, б.2, м.2, б.2, б.2, б.2, м.2 (то есть два тона, полутон, три тона, полутон).

Вы помните клавиатуру фортепиано? Там очень хорошо видно, где в мажорной гамме тон, а где полутон. Давайте посмотрим более конкретно.

Вот где есть черные клавиши между белыми, там и находится тон, а где нет - то там расстояние между звуками равно полутону. Для чего, спрашивается, это надо знать? Вот Вы попробуйте сыграть (нажимая поочередно) сначала от ноты До до ноты До следующей октавы (постарайтесь запомнить на слух получившееся). А потом тоже самое от всех других нот, не прибегая к помощи производных ("черненьких") клавиш. Получится что-то не то. Для того, чтобы привести все в столь же приличный вид, надо выдержать схему тон, тон, полутон, тон, тон, тон, полутон . Попробуем от ноты Ре составить мажорную гамму. Вспомним, что сначала надо построить два тона. Итак, Ре-Ми - это тон. Очень хорошо. А вот Ми-Фа ... стоп! "Черненькой" клавиши между ними не наблюдается. Расстояние между звуками - полтона, а нам-то необходим тон. Что делать? Ответ прост - повысим ноту Фа на полтона вверх (получим Фа-диез ). Повторим: Ре - Ми - Фа-диез . То есть, если нам требовалось, чтобы между ступенями было промежуточная клавиша, а черной между ними не оказалось, то пусть эту промежуточную роль выполняет белай клавиша - а сама ступень "переселяется" на черную. Дальше требуется полтона, и он у нас сам получился (между Фа-диез и соль-бекар как раз расстояние полтона), получилось Ре - Ми - Фа-диез - Соль . Продолжая строго придерживаться схемы мажорного звукоряда (еще раз напомню: тон, тон, полутон, тон, тон, тон, полутон) получим Ре-мажорную гамму , звучащую точно так же, как звучала гамма от ДО :

Гамма с указанным выше порядком расположения ступеней называется натуральной мажорной гаммой, а лад, выраженный этим порядком, - натуральным мажором. Мажор может быть не только натуральным, поэтому такое уточнение нелишне. Кроме цифрового обозначения, каждая ступень лада имеет самостоятельное название:

I ступень - тоника (Т),
II ступень - нисходящий вводный звук,
III ступень - медианта (средняя),
IV ступень - субдоминанта (S),
V ступень - доминанта (D),
VI ступень - субмедианта (нижняя медианта),
VII ступень - восходящий вводный звук.

Тоника, субдоминанта и доминанта называются главными ступенями, остальные - побочными ступенями. Зпомните, пожалуйста, эти три номера: I, IV и V - главные ступени. Пусть Вас не смущает, что они расположены в звукоряде так прихотливо, без видимой симметрии. Этому есть фундаментальные обоснования, природу которых Вы узнаете из уроков по гармонии на нашем сайте.

Доминанта (в переводе - господствующий) расположена чистой квинтой выше тоники. Между ними находится третья ступень, поэтому она и называется медианта (средняя). Субдоминанта (нижняя доминанта) расположена квинтой ниже тоники, от этого происходит и ее название, а субмедианта находится между субдоминантой и тоникой. Ниже приводится схема расположения этих ступеней:

Вводные звуки получили свое название в связи с тяготением их в тонику. Нижний вводный звук тяготеет в восходящем направлении, а верхний - в нисходящем направлении.

Выше было сказано, что в мажоре три устойчивых звука - это I, III и V ступени. Степень устойчивости их неодинакова. Первая ступень - тоника - является главным опорным звуком и поэтому наиболее устойчива. III и V ступени менее устойчивы. II, IV, VI и VII ступени мажорного лада неустойчивы. Степень их неустойчивости различна. Она зависит: 1) от расстояния между неустойчивыми и устойчивыми звуками; 2) от степени устойчивости звука, к которому направлено тяготение. Меньшая острота тяготения проявляется у ступеней: VI к V, II к III и IV к V.

Для примера тяготения послушаем два варианта разрешения звуков. Первый - для мажорных тональностей, а второй для минорных. Минор мы еще будем изучать на следующих занятиях, а пока постарайтесь воспринять на слух. Теперь, занимаясь практическими уроками, старайтесь находить устойчивые и неустойчивые ступени и их разрешения.

ТОНАЛЬНОСТЬ. МАЖОРНЫЕ ТОНАЛЬНОСТИ ДИЕЗНЫЕ И БЕМОЛЬНЫЕ. КВИНТОВЫЙ КРУГ. ЭНГАРМОНИЗМ МАЖОРНЫХ ТОНАЛЬНОСТЕЙ

Натуральный мажорный лад может быть построен от любой ступени (как основной, так и производной) музыкального звукоряда (при условии сохранения в нем той системы расположения ступеней, которую мы рассмотрели выше). Эта возможность - получить нужную гамму от любой клавиши - является главным свойством, и главным предназначением "темперированного строя", при котором все полутоны в октаве совершенно равны. Дело в том, что строй этот - искусственный, полученный в результате целенаправленных вычислений специально ради этой цели. До этого открытия в музыке использовался так называемый "натуральный" звукоряд, который вовсе не имел достоинства симметрии и обратимости. При этом музыкальная наука была просто невероятно сложна и бессистемна, и сводилась к набору личных мнений и ощущений, сродни философии или психологии... Кроме того, в условиях натурального строя музыканты не имели физической возможности так свободно исполнять музыку в какой угодно тональности, на какой угодно высоте, потому что с увеличением количества знаков альтерации звучание становилось катастрофически фальшивым. Темперированный же (то есть, "равномерный") строй дал музыкантам возможность не зависеть от абсолютной высоты звука, и привести музыкальную теорию практически к уровню точной науки.

Абсолютная (то есть, безотносительная) высота, на которой распложена тоника лада, называется тональностью. Название тональности происходит от названия звука, служащего в ней тоникой. Название тональности составляется из обозначении тоники и лада, то есть, к примеру, слова мажор. Например: До мажор, Соль мажор и т. д.

Тональность мажорного лада, построенная от звука до , называется До мажор. Ее особенность среди других тональностей в том, что ее звукоряд состоит как раз из основных ступеней музыкального звукоряда, то есть, попросту, только из белых клавиш фортепиано. Вспомним строение мажорного лада (два тона, полутон, три тона, полутон).

Если построить от ноты До чистую квинту вверх, а от полученной квинты (нота Соль) попробовать построить новый мажорный звукоряд, то получится, что VII ступень (ноту Фа) надо повысить на полтона. Сделаем вывод, что в тональности G-dur, т.е. соль-мажор, один ключевой знак - Фа-диез. Если теперь до-мажорную пьесу нам захочется сыграть в этой новой тональности (ну, например, вследствие того, что Вашему голосу слишком низко и неудобно петь в до мажоре), то, переписав все ноты песни на нужное количество линеечек выше, мы должны будем каждую ноту ФА, которая попадется в нотах, повышать на полтона, иначе зазвучит чепуха. Как раз для этой-то цели и существует понятие ключевых знаков. Нам нужно всего лишь нарисовать при ключе один диез - на той линеечке, где пишется нота ФА - и после этого вся песня как бы автоматически оказывается в правильном звукоряде для тоники СОЛЬ. Теперь идем дальше проторенной дорожкой. От ноты Соль строим вверх квинту (получим ноту Ре), а от нее опять строим мажорный звукоряд, хотя уже можно и не строить, поскольку мы уже знаем, что надо повысить седьмую ступень. Седьмая ступень - нота До. Коллекция диезов при ключе у нас с Вами постепенно вырастает - кроме фа-диеза, добавляется еще и до-диез. Это ключевые знаки тональности Ре-мажор. И так будет продолжаться, пока мы не используем все 7 знаков при ключе. Для тренировки желающие (хотя советую всем) могут произвести эксперимент такого же порядка. Т.е. (повторим) от ноты До строим квинту вверх, при помощи схемы: тон-тон, полутон, тон-тон-тон, полутон - высчитываем строение мажорной гаммы. От полученной ноты опять строим квинту вверх... и так продолжаем, пока не закончатся деньги... ой, диезы. Вас недолжно смущать, когда при очередном построении тональности Вы обнаружите, что сам звук тоники оказался на черной клавише. Это будет означать всего лишь то, что этот диез будет упоминаться в имени тональности - "фа-диез-мажор" - все остальное будет работать точно так же. В принципе, никто не может запретить Вам продолжать это построение И ПОСЛЕ того, как при ключе будет написан седьмой диез. Теория музыки не запрещает существовать каким угодно тональностям - хоть с сотней знаков. Просто восьмым знаком при ключе неизбежно окажется снова "фа" - и Вам останется лишь заменить самый первый "фа-диез" знаком "дубль-диез". При этих экспериментах Вы можете получить, например, мажор с 12-ю диезами - "си-диез-мажор", и обнаружить, что это не что иное, как "до-мажор" - вся гамма окажется опять на белых клавишах. Разумеется, все эти "опыты" имеют лишь теоретическое значение, так как на практике никому не придет в голову так загромождать свои ноты знаками только ради того, чтобы снова оказаться в до-мажоре...

Предлагаю Вашему вниманию рисунок для ознакомления со всеми этими диезами, устойчивыми и неустойчивыми звуками в каждой тональности. Прошу запомнить, что порядок "появления" диезов строго регламентирован. Выучите наизусть: Фа-До-Соль-Ре-Ля-Ми-Си .

Пойдем в другую сторону. Если от ноты До построить квинту, но уже вниз, получим ноту Фа . От этой ноты начнем строить по нашей схеме мажорную гамму. И увидим, что четвертую ступень (то есть ноту си ) уже требуется понизить (попробуйте построить самостоятельно), т.е. си-бемоль . Построив гамму Фа-мажор от тоники (нота Фа ) опять строим квинту вниз (Си-бемоль )... Рекомендую построить все полностью тональности для практики. А я Вам приведу на рисунке все бемольные тональности. Порядок появления (расположение) ключевых бемолей тоже строгий. Прошу запомнить наизусть: Си-Ми-Ля-Ре-Соль-До-Фа , то есть, порядок, обратный диезам.

А теперь обратим внимание на устойчивые звуки (любой тональности на выбор). Они образуют мажорное трезвучие тоники (вопрос для повторения: что такое тоника?). Ну вот, мы чуть-чуть уже затронули обширнейшую тему "Аккордов". Не будем забегать вперед, но научитесь, пожалуйста, строить тонические трезвучия (в данном случае - мажорные) от любой ноты. Этим Вы заодно научитесь строить, так сказать, аккорд тоники - основной аккорд - какой-либо тональности.

ГАРМОНИЧЕСКИЙ И МЕЛОДИЧЕСКИЙ МАЖОР

В музыке нередко можно встретить применение мажора с пониженной VI ступенью. Такой вид мажорного лада называется гармоническим мажором . От понижения VI ступени на полутон становится острее ее тяготение в V ступень и придает мажорному ладу своеобразное звучание. Попробуйте проиграть гамму, к примеру, До-мажор с пониженной VI ступенью. Для начала я Вам помогу. Высчитаем, что VI ступень в данной тональности C-dur - это нота Ля , которую надо понизить на полтона (Ля-бемоль ). Вот и вся премудрость. Таким же образом поступите в других тональностях. При игре гаммы, то есть, непрерывающейся последовательности ступеней, Вы сразу почувствуете, что под конец гаммы начинает пахнуть какой-то экзотикой. Причина тому - новый интервал, образовавшийся при понижении VI ступени: увеличенная секунда. Присутствие такого неожиданного интервала и придает ладу такую необычную окраску. Гармонические лады присущи многим национальным культурам: татарской, японской, да вообще почти всем азиатским странам.

Мелодическая разновидность мажорного лада образуется понижением сразу двух ступеней натуральной гаммы: VI и VII. Благодаря этому, обе эти ноты (они обе неустойчивы) приобретают усленное тяготение к нижней устойчивой - к V ступени. Если Вы проиграете млм пропоете такую гамму сверху вниз, то почувствуете, как в ее верхней половине появилась особая мелодичность, мягкость, протяженность, неразрывная связанность нот в одну певучую мелодию. Именно из-за этого эффекта такой лад и получил название "мелодического".

МИНОРНЫЙ ЛАД. ПОНЯТИЕ ПАРАЛЛЕЛЬНЫЕ ТОНАЛЬНОСТИ.

Минорным (минор, в буквальном смысле слова, означает меньший) называется лад, устойчивые звуки которого (в последовательном или одновременном звучании) образуют малое или минорное трезвучие. Предлагаю послушать мажорный и минорный аккорды. Сравните на слух их звучание и различие. Мажорный аккорд звучит более "бодро", а минорный более лирически (помните выражение: "минорное настроение"?). Интервальный состав минорного трезвучия: м3+б3 (малая терция + большая терция). Не будем утруждаться строением минорного лада, потому что можно обойтись понятием параллельные тональности. Возьмем к примеру привычную тональность До-мажор (любимая тональность начинающих музыкантов, потому что при ключе нет ни одного знака). Построим от тоники (звук - До ) вниз малую терцию. Получим ноту Ля . Как только что я говорил, при ключе не наблюдается ни диезов, ни бемолей. Лихо пробежим по клавиатуре (струнам) от ноты Ля до следующей ноты Ля вверх. Вот мы и получили гамму натурального минора. Теперь запомним: параллельными называются тональности, имеющие ОДИНАКОВЫЕ знаки при ключе. Для каждого мажора имеется один и только один параллельный минор - и наоборот. Все тональности в мире, таким образом, существуют парами "мажор-минор", как бы две гаммы, движущиеся параллельно по тем же самым клавишам, но с отставанием на терцию. Отсюда и название "параллельных". В частности, параллельной тональностью для До-мажора является Ля-минор (тоже любимая тональность начинающих, т.к. и здесь нет ни одного ключевого знака) Тоническое трезвучие в Ля-миноре . От ноты Ля вверх сроим малую терцию, получаем ноту До , а потом еще большую терцию уже от ноты До , в итоге зазвучит Ми . Итак, минорное трезвучие ля миноре: Ля - До - Ми .

Постарайтесь найти сами параллельные тональности для всех мажорных ладов, которые мы проходили выше. Главное запомните, что 1. надо строить от тоники (главный устойчивый звук) вниз малую терцию, чтобы найти новую тонику; 2. ключевые знаки в параллельной тональности остаются теми же.

Коротко, для тренировки, посмотрим еще один пример. Тональность - Фа-мажор . При ключе - один знак (си-бемоль ). От ноты Фа строим вниз малую терцию - нота Ре . Значит, Ре-минор является параллельной тональностью Фа-мажору и имеет ключевой знак - си-бемоль . Тоническое трезвучие в Ре-миноре : Ре - Фа - Ля .

Итак, в параллельных тональностях натурального звукоряда, ключевые знаки одни и те же. Это мы уже усвоили. А как быть с гармоническим ладом? Несколько иначе. Гармонический минор отличается от натурального повышенной VII ступенью, что было вызвано необходимостью обострить тяготение восходящего вводного звука. Если присмотреться или прислушаться, то Вы легко обнаружите, что гармонический мажор и гармонический же минор, построенные от одной и той же клавиши, полностью совпадают в верхней половине гаммы - та же самая увеличенная секунда на VI ступени гаммы. Просто для того, чтобы этот интервал получить в мажоре, приходится понижать VI ступень. А вот в миноре эта ступень и без того низкая, зато VII ступень можно повысить.

Давайте договоримся, что количество ключевых знаков для всех тональностей надо помнить наизусть. Исходя из этого, допустим, в ре-миноре (ключевой знак - си-бемоль ) повышенная VII ступень - До-диез .

Выше на рисунке Вы можете посмотреть визуально. А теперь давайте послушаем (хотя Вы можете и сами проиграть), как это будет звучать. a-moll и d-moll . Если немного внимательней отнестись к просмотру и прослушиванию, то можно увидеть, что трезвучие доминанты в гармоническом миноре - мажорное. Я вот сейчас Вам проиграю три аккорда : Тонику, Субдоминанту, Доминанту и Тонику в гармоническом Ля-миноре. Слышите? Вот и позанимайтесь строением этих трех аккордов во всех минорных тональностях. Этим Вы добьетесь автоматизма определения основных трезвучий в любой тональности. Строить мажорные и минорные трезвучия мы с Вами уже умеем, если забыли - давайте повторим и уточним.

Строим тоническое трезвучие: определяем лад (мажор, минор), из этого и исходим. Строим мажорное (минорное) трезвучие. Мажорное: б.3 + м.3, минорное - м.3 + б.3. Теперь надо найти субдоминанту. От тоники строим кварту вверх - получаем основной звук, от которого и будем строить трезвучие. В F-dur - это си-бемоль . А от си-бемоля уже и строим мажорное трезвучие. Ищем теперь доминанту. От тоники - квинту вверх. В этой же тональности Доминанта - До . Ну, а уж трезвучие До-мажор построить, - это нам уже нетрудно. Параллельная тональность Фа-мажору - Ре-минор . Строим в минорной тональности тонику (Т), субдоминанту (S) и доминанту (D). Напоминаю, что в гармоническом и мелодическом миноре доминанта - мажорное трезвучие. Мелодический минор отличается от натурального минора повышенными и VI, и VII ступенями (проиграйте на фортепиано или гитаре, в крайнем случае в MIDI-редакторе). А в мелодическом мажоре происходит, наоборот, понижение тех же ступеней.

Мажор и минор, имеющие одинаковую тонику, называются одноименными (одноименная тональность До-мажора - До-минор , Ля-мажора - Ля-минор и т.п.).

Как было уже сказано, выразительные возможности музыки складываются из взаимодействия различных средств, которыми она располагает. Среди них большое значение в передаче музыкой определенного содержания и характера имеет лад. Помните, я приводил пример звучания мажорного трезвучия и минорного. Напомню, по случаю, что мажор, так сказать, более бодр, а минор - более печален, драматичен, лиричен. Поэтому - можете сами поэкспериментировать - мажорная мелодия, сыгранная от той же клавиши, но с использованием минорного звукоряда (или наоборот), приобретает совершенно другую окраску, хотя остается при этом той же мелодией.

Теория музыки включает в себя огромное количество разнообразной терминологии. Тональность является основополагающим профессиональным термином. На данной странице можно узнать, что такое тональность, как ее определить, какие бывают разновидности, а также интересные факты, упражнения, и способ изменения тональности в минусовке.

Основные моменты

Представьте себе Вы решили сыграть музыкальное произведение. Вы нашли ноты, и при разборе нотного текста, заметили, что после ключа стоят диезы или бемоли. Нужно разобраться, что они означают. Ключевые знаки представляют собой знаки альтерации, которые сохраняются на протяжении всего исполнения музыкальной композиции. По правилам они выставляются после ключа, но до размера (Смотрите рисунок №1), и дублируются на каждой последующей строчке. Ключевые знаки необходимы не только для того, чтобы постоянно не выписывать их около нот, что занимает много времени, но и для того, чтобы музыкант смог определить тональность, в которой написано произведение.

Рисунок №1

Фортепиано, как и множество других инструментов, имеет темперированный строй. В данной системе единицами исчисления можно принять тон и полутон. Благодаря делению на данные единицы от каждого звука на клавиатуре можно образовать тональность, либо мажорного, либо минорного наклонения. Так были придуманы ладовые формулы мажора и минора (Смотрите рисунок 2).

Рисунок №2


Именно по этим формулам звукоряда можно построить от любого звука тональность, либо в мажоре, либо в миноре. Последовательное воспроизведение нот по данным формулам называется гаммой. Многие музыканты играют гаммы для того, чтобы быстрее ориентироваться в тональностях и ключевых знаках при них.

Тональность состоит из двух составляющих: название звука (например, до) и ладового наклонения (мажор или минор). Чтобы построить гамму необходимо выбрать один из звуков на клавиатуре и от него играть по формуле, либо мажор, либо минор.

Упражнения для закрепления

  1. Попробуйте сыграть мажорную гамму от звука «ре». Используйте при игре соотношения тонов и полутонов. Проверьте правильность.
  2. Попробуйте воспроизвести минорную гамму от звука «ми». Играть необходимо по предложенной формуле.
  3. Пробуйте играть гаммы от разных звуков в разнообразных наклонениях. Вначале в медленных темпах, затем в более быстрых.

Разновидности

Некоторые тональности могут иметь определенную связь между собой. Тогда они могут входить в следующие классификации:

  • Параллельные тональности. Особенностью является одинаковое количество ключевые знаков, но разное ладовое наклонение. По сути набор звуков абсолютно идентичен, разница заключается только в звуке тонике. К примеру тональности до мажор и ля минор являются параллельными, у них одинаковое количество ключевых знаков, но разное ладовое наклонение и тонический звук. Существует параллельно-переменный лад, который характеризуется тем, что в произведении две параллельные тональности, и у них постоянно меняется лад, то на мажор, то на минор. Такой лад характерен для русской народной музыки.
  • Одноименные имеют общий звук тоники, но при этом различное ладовое наклонение и ключевые знаки. Пример: ре мажор (2 ключевых знака), ре минор (1 ключевой знак).
  • Однотерцовые имеют общую терцию (то есть третий звук в трезвучии), больше их не объединяет ни тоника, ни ключевые знаки, ни лад. Обычно однотерцовый минор располагается на малую секунду или полутон выше чем мажор. Соответственно однотерцовый мажор по отношению к минору располагается ниже на малую секунду или полутон. Примером могут служить тональности до мажор и до-диез минор, в трезвучиях этих аккордов совпадает звук «ми».

Упражнения для закрепления

Определите, как две тональности соотносятся между собой. Поставьте рядом с примером соответствующую цифру:

  1. Параллельные
  2. Одноименные
  3. Однотерцовые

Вопросы:

  • B-dur и h-moll
  • A-dur и a-moll
  • G-dur и e-moll

Проверьте правильность собственных знаний.

Ответы: 3, 2, 1.

Интересные факты

  • Как музыкальный термин зародился вначале 19 века. Его ввел Александр Этьенн Шорон в собственных трудах.
  • Существует «цветной» слух, который характеризуется тем, что у человека определенная тональность ассоциируется с конкретным цветом. Обладателями этого дара являлись Римский-Корсаков и Скрябин .
  • В современном искусстве существует атональная музыка, которая не принимает в основу принципы тональной устойчивости.
  • Английская терминология использует для параллельных тональностей следующее обозначение – relative keys. При буквальном переводе – это «родственные» или «соотнесенные». Одноименные же обозначаются, как parallel keys, что может восприниматься, как параллельные. Нередко при переводе специфической литературы переводчики допускают погрешность в данном вопросе.
  • Символика классической музыки закрепила за некоторыми тональностями определенное значение. Так Des-dur – это истинная любовь, B-dur определяет красивых мужчин, героев, а e-moll – скорбь.

Таблица тональностей

Диезные



Бемольные


Как определить тональность произведения

Узнать основную для композиции тональность можно при помощи приведенного ниже плана:

  1. Посмотрите на ключевые знаки.
  2. Найдите в таблице.
  3. Это могут быть две тональности: мажорная и минорная. Чтобы определить, какой лад необходимо посмотреть, каким звуком заканчивается произведение.

Существуют способы, упрощающие поиск:

  • Для мажора в диезных тональностях: последний диез+м2 = название тональности. Так, если крайний ключевой знак до-диез, то это будет ре мажор.
  • Для бемольных мажорных тональностей: предпоследний бемоль = искомой тональности. Так если, ключевые знаков будет три, то предпоследним будет ми-бемоль – это и будет искомая тональность.

Можно использовать как стандартные способы, так и приведенные выше. Главное научиться правильно определять тональность и ориентироваться в ней.

Упражнения для закрепления

Определите тональность по ключевым знакам.

Мажор

Минор

Ответы: 1. D major 2. As major 3. C major

  1. Cis minor 2. B minor 3. E minor

Кварто-квинтовый круг

Кварто-квинтовый круг представляет собой специальную схематически изложенную информацию, в которой все тональности располагаются на расстоянии чистой квинты по часовой стрелке, и по чистой кварте против часовой стрелки.


Главные трезвучия в тональности

Начнем с того, что такое мажорное и минорное трезвучие, и как они строятся. Вне зависимости от наклонения трезвучие представляет собой аккорд, состоящий из трех звуков, которые располагаются по терциям. Мажорное трезвучие обозначается как Б 5 3, и состоит из большой терции и малой. Минорное трезвучие обозначается как М 5 3 , и состоит из малой и большой терции.

От каждой ноты в тональности можно построить трезвучия.


Главными трезвучиями в тональности называются такие аккорды, которые показывают мажорное это или минорное наклонение. На первой, четвертой и пятой строятся трезвучия, соответствующие ладовому наклонению. То есть в мажоре на данных ступенях строятся мажорные трезвучия, а в миноре соответственно минорные. Главные трезвучия для каждой ступени имеют собственные названия или как их еще называют функции. Так на первой ступени располагается тоника, на четвертой субдоминанта, а на пятой доминанта. Обычно сокращенно они обозначаются T, S и D.

Родственные тональности

Существует такое понятие как тональное родство. Чем больше разница знаков, тем дальше родство. В зависимости от систем различают 3 или 4 степени. Рассмотрим наиболее популярную систему, которая делит тональности на 3 степени родства.

Степень родства

Группа

Разница знаков

Какие тональности

параллель

S, D и их параллели

S гарм для мажора

Тонально-сти на б.2 ↓ и их параллели

Мажор

Мажор – м2, м3, б3 ↓ и Минор ss гарм. – на б2↓ и одноименный минор

Минор

Минор – м2, м3, б3 ↓ и

Мажор DD на б2 и одноименный мажор

Для мажора ув1, ув2, ув4 и ув5, для минора те же интервалы ↓.

Тритонанта и ее параллель

Первая группа разделяется на 3 категории:

  1. Это параллельная тональность. Разница в знаках составляет 0. Объединяет эти тональности шесть общих аккордов. Пример: Фа мажор и ре минор.
  2. 4 тональности. Между основной и конечной тональностью разница один знак. Это тональности субдоминанты и доминанты, а также параллельные к S и D. Пример, для тональности соль мажор: S – до мажор, параллельная S – ля минор, D – ре мажор, параллельная D – си минор.
  3. Рассматривается только для мажорных тональностей. Разница 4 знака – это гармоническая субдоминанта. Пример для C-dur – субдоминанта гармоническая – это фа минор.

Вторая группа родства делится на 2 подгруппы:

  1. 4 тональности. Разница в два ключевых знака. Найти эти тональности легко от основной они располагаются на большую секунду выше и ниже + параллели найденных. Пример: основная тональность – ля мажор. Выше и ниже на большую секунду или тон тональности: си минор и соль мажор. Параллели для найденных тональностей: это Ре мажор и ми минор.
  2. Разница знаков от трех до пяти. Нахождение тональности будет зависеть от того мажорная или минорная тональность.
  • Dur: 6 мажорных и 2 минорных: выше и ниже на м2, м3 и б3; ss гармоническая, располагающаяся на б2 ниже, а также одноименный минор. Пример для G-dur: As-dur, B-dur, H-dur, Fis-dur, E-dur, Es-dur и f-moll и g-moll.
  • Moll: 6 минорных и 2 мажорные: на малую секунду, малую терцию и б3 выше и ниже; DD на большую секунду выше и одноименный мажор.

Третья группа делится на 2 группы:

  1. 3 тональности, не имеющие ни одного общего аккорда, разница на 3-5 знаков в противоположном направлении. Для мажора необходимо найти миноры выше на следующие интервалы, а для минора мажоры на ув.1, ув.4 и ув.5 ниже.
  2. Тритонанта и ее параллель. Находится тритон от исходной тоники, для C-dur – Fis-dur.

В зависимости от степени в гармонии различают множество способов модуляций.

Как изменить тональность в минусовках

Бывает, что тональность либо слишком высокая для голоса, либо слишком низкая. Чтобы музыка красиво звучала необходимо при помощи современных технологий и программ сделать минусовку удобной, то есть транспонировать ее на необходимый интервал ниже или выше. Разберем, как изменить тональность в минусовках или композициях. Работать будем в программе Audacity.

  • Открываем программу Audacity


  • Кликаем на раздел «Файл». Выбираем «Открыть…»


  • Выбираем необходимую аудиозапись
  • Сочетанием клавиш CTRL+A выделяем всю дорожку.
  • Кликаем на раздел «Эффекты», выбираем «Смена высоты тона…»


  • Выставляем число полутонов: при повышении значение выше нуля, при понижении значение меньше нуля. Можно выбрать конкретную тональность.


  • Сохраняем полученный результат. Откройте раздел «Файл», выберите «Экспортировать аудио…»


Надеемся, что страница была полезной для прочтения и теперь Вы знаете, что такое тональность, разбираетесь в их видах и можете транспонировать музыкальное произведение при помощи специальной программы. Читайте другие статьи, посвященные музыкальной грамоте, и совершенствуйте собственные знания.


Top