Стрелял ли Пушкин в Дантеса? «Последние года жизни Пушкина. Дуэль и смерть

Любому здравомыслящему человеку, мало-мальски знакомому с историей гибели поэта, такой вопрос должен показаться нелепым. Однако в последние годы читатели могли встретить категорическое утверждение: «Пушкин не стрелял в Дантеса». В № 21 за 2001 год газеты «Секретные материалы ХХ века» была опубликована статья Игоря Таланова «Что случилось на Черной речке?» Пытаясь ответить на этот сакраментальный вопрос, давно уже мучающий серьезных исследователей обстоятельств гибели Пушкина, автор ошарашил читателей неожиданным заявлением: «Дантес же, как известно, остался жив и здоров. Вывод: никакого ранения он не получал!» Правда, после выстрела «французский проходимец» упал. Но упал он от страха. Это Пушкин выстрелил в воздух, Дантес же просто струсил потому, что «храбрецом этот пассивный гомосексуалист не был…»

Сразу же после того как военный суд по делу о дуэли был закончен и царь утвердил приговор, Дантеса немедленно в сопровождении фельдъегеря выслали из России. В дороге он получил письмо от своего «приемного отца» Геккерена. «Активный гомосексуалист» писал «пассивному»: «…дай бог, чтобы тебе не пришлось много пострадать во время такого ужасного путешествия, – тебе, больному с двумя открытыми ранами; позволили ли, или, вернее, дали ли тебе время в дороге, чтобы перевязать раны? Не думаю, и сильно беспокоюсь о том…»

Откуда же у Дантеса, после поединка, из которого кавалергард вышел без единой царапинки, появились две открытые раны? Неужели же еще до суда, во время которого убийца Пушкина содержался под арестом на гауптвахте, два гомосексуалиста до того «добаловались» в своих любовных забавах, что «активный», тоже храбростью не отличавшийся, оставил на теле «пассивного» два повреждения?

Ответ на вопрос дают два медицинских освидетельствования Дантеса, хранящиеся в Пушкинском Доме.

Дело в том, что старший врач полиции Петербурга по долгу службы был обязан доносить в Медицинский департамент МВД обо всех ранениях, имевших место в столице. Так, в конце января 1837 года медэксперт доложил начальству о «покусах супругов Биллинг кошкой, подозреваемой в бешенстве». Разумеется, об открытых ранах поручика Кавалергардского полка полицейский врач не мог не доложить начальству. Сохранилось дело под названием «По донесениям старшего врача полиции о происшествиях в Санкт-Петербурге за 1837 год Медицинского департамента министерства внутренних дел отделение 2, стол 1». Приведем этот небольшой документ полностью: «Полицией узнано, что вчера, в 5-м часу пополудни, за чертою города позади Комендантской дачи, происходила дуель между камер-юнкером Александром Пушкиным и порутчиком Кавалергардского ее величества полка бароном Геккереном, первый из них ранен пулею в нижнюю часть брюха, а последний в правую руку навылет и получил контузию в брюхо. – Г-н Пушкин при всех пособиях, оказываемых ему его превосходительством 1-м лейб-медиком Арендтом, находится в опасности жизни. – О чем вашему превосходительству имею честь донесть.

Старший врач полиции Юденич, Петр Никитич, стат. Советн.».

Впрочем, существует еще одно более обстоятельное медицинское описание ранения Дантеса. Оно сохранилось в военно-судном деле о дуэли Пушкина с Дантесом. Прежде чем привлечь кавалергарда к допросам, члены Комиссии военного суда с помощью медика желали удостовериться, может ли подследственный давать показания. С этой целью на квартиру Дантеса был отправлен штаб-лекарь гвардии кавалерийского корпуса Стефанович. 5 февраля 1837 года он составил следующий акт: «Поручик барон Геккерен имеет пулевую проницательную рану на правой руке ниже локтевого сустава на четыре поперечных перста. Вход и выход пули в небольшом один от другого расстоянии. Обе раны находятся в сгибающих персты мышцах, окружающих лучевую кость, более к наружной стороне. Раны простые, чистые, без повреждений костей и больших кровеносных сосудов. Больной… руку носит на повязке и, кроме боли в раненом месте, жалуется также на боль в правой верхней части брюха, где вылетевшая пуля причинила контузию, каковая боль обнаруживается при глубоком вздыхании, хотя наружных знаков контузии незаметно. От ранения больной имеет обыкновенную небольшую лихорадку (ferbis vulneraria): вообще он кажется в хорошем и надежном к выздоровлению состоянии…»

К сожалению, Игоря Таланова нельзя назвать даже дилетантом, ведь дилетанты, как правило, знают то, что считается общеизвестным. Донесение Юденича опубликовано в книге Щеголева «Дуэль и смерть Пушкина», выдержавшей пять изданий (последнее «Дуэль Пушкина с Дантесом Геккереном: Подлинное военно-судное дело. 1837», где опубликован рапорт Стефановича, также не является библиографической редкостью. Опубликованное в 1900 году, оно было переиздано в годы перестройки).

Игорю Таланову достаточно было заглянуть в любую из этих публикаций… чтобы убедиться в абсурдности всех своих баллистических расчетов.

…Таланов прав в одном. Действительно, в истории дуэли Пушкина и Дантеса очень многое остается неясным. В самом деле, откуда мы знаем о том, что случилось на Черной речке?

На первом допросе комиссии военного суда 6 февраля 1837 года Дантесу был задан вопрос, где и когда происходила дуэль, и не может ли он в подтверждение своих слов сослаться на свидетелей или на какие-либо документы, разъясняющие дело. Дантес заявил, что «реляцию» о поединке его секундант д’Аршиак перед отъездом из Петербурга вручил камергеру Вяземскому.

Примечательно, что Дантес, не желавший вмешивать в процесс никого из посторонних, выдвинул на авансцену третье лицо, в поединке не участвовавшее. И для чего? Для того чтобы сообщить суду о подробностях дуэли, то есть передать то, о чем должен был бы рассказать сам как непосредственный участник. Более того, «реляция» (ставшая, по сути дела, первым документом о дуэли, которым располагал военный суд) была создана, надо думать, специально на этот случай для комиссии.

8 февраля Вяземский был призван в комиссию. На вопрос о происхождении «реляции» князь ответил, что никакого официального документа у него нет, но он располагает письмом д’Аршиака с описанием поединка. «Не знав предварительно ничего о дуэли, – показывал Вяземский, -…я при первой встрече моей с д’Аршиаком просил его рассказать о том, что было». В этих «чистосердечных показаниях» Вяземского нетрудно увидеть стремление князя обосновать как бы случайное, бытовое происхождение частного письма.

На самом деле подробные сведения о поединке Вяземский получил, конечно, не от д’Аршиака, а от Данзаса вечером 27 января на Мойке, в квартире поэта, где князь после дуэли встретил секунданта Пушкина. «На сие г. д’Аршиак вызвался изложить в письме все случившееся, прося меня при этом, – продолжал Вяземский, – показать письмо г. Данзасу для взаимной проверки и засвидетельствования подробностей…» Однако письмо д’Аршиака Вяземский получил уже после отъезда французского атташе за границу, поэтому князь не мог прочитать его вместе с обоими свидетелями, чтобы получить ту «достоверность», которую он желал иметь. Вследствие того Вяземский отдал письмо д’Аршиака Данзасу, и тот возвратил князю этот документ вместе с письмом от себя.

Так Вяземский объяснил как бы случайное создание письменной версии дуэли – версии, достоверность которой почти официально была засвидетельствована обоими секундантами в специально подготовленных на такой случай документах.

Получилось, что как будто Вяземский не имел возможности обсудить все обстоятельства произошедшей дуэли в присутствии обоих секундантов, поэтому и понадобились письма от них. Однако встреча Вяземского с д’Аршиаком и Данзасом имела место. 31 января Тургенев записал в дневнике о том, что зашел вначале в дом Пушкина, а потом отправился к д’Аршиаку, где нашел Вяземского и Данзаса. Говорили они о Пушкине. Видимо, на той встрече у д’Аршиака и было договорено подготовить документы о дуэли в виде двух писем секундантов, которые и были предъявлены следствию Вяземским, как бы совершенно посторонним, а значит, вроде бы абсолютно объективным лицом. Немаловажно отметить, что в последующие дни Вяземский создаст и письменную версию не только самого поединка, но и всей дуэльной истории.

Таково происхождение официальной версии, ставшей ныне хрестоматийной.

Причем ее создали сразу после того как стало известно, что всех участников дуэли решено придать суду и впереди предстоит официальное расследование. Однако рассказывать о том, что в действительности произошло, секунданты стали уже вечером рокового 27 января. Их первоначальные рассказы были записаны современниками тогда же, в последних числах января. И они резко противоречат тому, что потом секунданты предъявили следствию. Пожалуй, самая примечательная черта этих рассказов состояла в том, что в них описывается поединок, который больше напоминает дуэль Печорина с Грушницким в лермонтовском «Герое нашего времени». Дуэлянты кидают жребий и стреляют друг в друга по очереди.

Одна из самых ранних записей о поединке принадлежит Тургеневу. Он находился на Мойке, в квартире умирающего поэта, и прямо оттуда пересылал свои письма-репортажи обо всем, что там происходило. В 9 часов утра 28 января Тургенев описал Нефедьевой обстоятельства, приведшие к поединку. «Вчера была назначена дуэль за Комендантской дачей на Черной речке… Пушкин встретил на улице Данзаса… повез его к себе на дачу и только там уже показал ему письмо к отцу Геккерена; Данзас не мог отказаться быть секундантом; он и д’Аршиак, который был секундантом Геккерена, очистили снег, приготовили место, и в двадцати шагах Пушкин и Геккерен стрелялись». Свидетельство Тургенева вызывает некоторое недоумение. Очевидно, он толком не знал, где происходила дуэль. Дело в том, что Комендантская дача действительно находилась на Черной речке. Но вот дача, которую Пушкин с семьей снимал летом 1836 года, располагалась на Каменном острове. Где же все-таки происходил поединок, не совсем ясно. Возможно, Тургенев путает дачу, которую Пушкин снимал ранее на Черной речке с Комендантской дачей. Но важно указание на то, что на даче вместе с Данзасом сразу же оказался и д’Аршиак с Дантесом. Получается, что на место поединка они прибыли вместе. Пушкин тут ввел в курс дела Данзаса. Значит, никаких предварительных переговоров между секундантами и не было. Далее еще интереснее. «Сперва выстрелил Геккерен и попал Пушкину прямо в живот… он упал». Фраза двусмысленна. Значит ли она, что дуэлянты могли стрелять, когда им заблагорассудится (как потом утверждалось в официальной версии), либо же право первого выстрела досталось Дантесу?

В пользу второго предположения говорят последующие слова Тургенева: «Секундант подал ему пистолет…» Что значит «подал ему пистолет»? Выходит, что в тот момент, когда Дантес произвел свой выстрел, у Пушкина пистолета в руках не было. Это крайне любопытное наблюдение. Ведь в официальной версии говорилось о том, что пистолет Пушкина после падения забился снегом, и его пришлось заменить другим. Но Тургенев ни слова не пишет о замене пистолета. Вызывает некоторое подозрение также то обстоятельство, что, как утверждал впоследствии Данзас, и у Пушкина, и у Дантеса были совершенно одинаковые пистолеты, когда они прибыли на место поединка.

Далее Тургенев утверждает, что «Геккерен ранен в руку, которую держал у пояса: что спасло его от подобной раны, какая у Пушкина», то есть в нижнюю часть живота. Очень важное наблюдение. Как известно, Пушкин был ранен в пах. Оба медицинских освидетельствования Дантеса – и Юденича и Стефановича – подтверждают, что пуля, пробив руку и попав в пуговицу панталон, отрикошетила в брюхо. Значит, оба дуэлянта стреляли в одно и то же место – ниже пояса.

Любопытное свидетельство о дуэли содержится в письме Дурново своей матери Волконской, той самой, у которой квартировал Пушкин. «Пуля вошла ему в пах, – пишет Дурново, – и не вышла. Они дрались на 10 шагах. Они бросили жребий. Геккерен выстрелил первый; тот при всем том, что был ранен, имел еще силы произвести свой выстрел». Как видим, Дурново была прекрасно осведомлена о подробностях поединка. Она точно знала, что Пушкин ранен в пах, тогда как Лермонтов и Тютчев, например, как, впрочем, и большинство петербургского общества, были убеждены, что в грудь. Ее письмо датировано 30 января 1837 года и тоже является одним из ранних свидетельств о дуэли. Здесь мы находим подтверждение сведений, которые получаются в результате анализа письма Тургенева, написанного еще при жизни Пушкина: дуэлянты стрелялись по жребию, первым выстрелил Дантес.

Существует еще одно свидетельство о том, что дуэлянты стреляли по очереди, и оно, на первый взгляд, перекликается с утверждением Игоря Таланова, ибо здесь также присутствует выстрел в воздух. Это свидетельство принадлежит Альфреду Фаллу, автору книги «Воспоминания роялиста», изданной в Париже в 1888 году. Фаллу посетил Петербург в 1836 году, и его гидами были Дантес и Трубецкой. Более того, сразу же после бегства д’Аршиака из России Фаллу встречался с ним в Париже. По словам Фаллу, секунданты с согласия Дантеса решили, что Пушкин будет стрелять первым. Пушкин прицелился в своего бофрера, опустил пистолет, снова поднял его с оскорбительной улыбкой. Выстрелил. Пуля просвистела около уха противника, не задев его. Дантес прибыл на место дуэли с твердым убеждением выстрелить в воздух после того, как выдержит выстрел Пушкина. Но эта холодная ненависть, проявлявшаяся до самого последнего часа, заставила его самого потерять хладнокровие, и «Пушкин пал мертвым на месте».

Медицинские освидетельствования Дантеса не оставляют никаких сомнений относительно пушкинской пули, «просвистевшей около уха». Утверждения же о том, что Пушкин пал замертво, развевают даже и тень доверия к свидетельству Фаллу. Перед нами еще одна неудачная попытка скрыть то, что было на самом деле.

Но почему следовало скрывать, что Дантес и Пушкин стрелялись по жребию и целились друг другу в пах? Дело в том, что если действительно дуэль происходила именно так, то она была особенно жестокой. Именно здесь запечатлелся накал страстей, которые двигали дуэлянтами. Однако это обстоятельство секунданты никоим образом не хотели открывать правительству и обществу.

Впрочем, весь ход событий, непосредственно предшествующих самому поединку, как будто свидетельствовал, что дело шло именно к такому финалу. В 9 часов утра 27 января Пушкин получил записку д’Аршиака с категорическим требованием прислать секунданта для переговоров. Пушкин ответил, что не желает никаких переговоров. Он заявил, что тронется из дома только для того, чтобы отправиться на место поединка. Очевидно, именно так все и произошло на самом деле.

Около 12 часов Данзас, видимо, приглашенный запиской Пушкина, появился в доме на Мойке. Пушкин тотчас послал его за пистолетами, а сам вымылся и переоделся во все чистое. В час пополудни поэт покинул дом, отправился в сторону Невского за извозчиком и более домой не возвращался.

Что же произошло потом? Мы толком не знаем. Достоверно только то, что Пушкин с Данзасом побывали во французском посольстве. То, что потом рассказывал об этом эпизоде Данзас на следствии, вызывает серьезнейшие сомнения. По словам Данзаса, Пушкин случайно встретил его на Цепном мосту и предложил ему быть свидетелем одного разговора. Данзас сел в сани. Пушкин повез его во французское посольство. Только здесь Пушкин ввел его в курс дела: объяснил причины неудовольствия и прочитал свое письмо к Геккерену. Затем поэт представил д’Аршиаку Данзаса как своего секунданта. Данзас не мог отказаться и согласился. Пушкин оставил секундантов выработать условия дуэли, а сам возвратился домой. Когда туда приехал и Данзас, Пушкин послал его за пистолетами. Затем они отправились на место поединка.

Нетрудно заметить, что весь рассказ выдуман для того, чтобы обелить Данзаса как невольного участника дуэли. Однако выдуман крайне безыскусно. В самом деле, Пушкин читает письмо Геккерену и объявляет причины неудовольствия лишь для того, чтобы «посвятить» Данзаса. Мы не сомневаемся, что, придя к Пушкину на Мойку и будучи послан за пистолетами, Данзас был уже «посвящен». Тогда о чем могла идти речь во французском посольстве, куда Пушкин и «посвященный» Данзас прибыли уже с пистолетами? Не иначе о том, чтобы немедленно отправиться на место поединка и там решить, как и на каких условиях драться.

Четверть века спустя в своих воспоминаниях, записанных Амосовым, Данзас развил версию, которую огласил под присягой, дополнив ее новыми деталями. Из посольства Данзас привез Пушкину на Мойку письменный текст условий дуэли. Но из дома поэта они отправились не на место поединка, как Данзас утверждал на следствии. Оказывается, теперь Пушкин отправил его за санями и за пистолетами. И только потом, встретившись в кондитерской Вольфа и Беранже, дуэлянты поехали на Черную речку.

Сопоставляя различные варианты показаний Данзаса, мы можем четко проследить, как создавалась и совершенствовалась версия дуэли. Сначала рассказы в квартире Пушкина, потом показания на следствии, потом воспоминания, и версия стала канонической. Однако мы все же склонны отдать предпочтение самым ранним свидетельствам.

На самом деле, вопрос очень интересный. На мой взгляд, о настоящей, реальной причине дуэли, узнать практически нереально. Все же, исторический факт. А история, как мы знаем, - наука фактов и предположений. Поэтому и версий может быть несколько. Я, будучи человеком, изучающим историю, могу привести несколько причин. Какая из них, настоящая, - выбирать Вам.

1) Классическая версия: Пушкин, спустя несколько лет после женитьбы на Натали Гончаровой, столкнулся с соперником, Жоржем Дантесом. Он назойливо ухаживал за женой Пушкина, после чего был вызван на дуэль, на которой и убил поэта.

2) Вторая, принадлежит князю Александру Васильевичу Трубецкому. Согласно воспоминаниям и свидетельствам, которые были доступны Трубецкому, Пушкин совершенно не ревновал Натали к Дантесу. Ситуация несколько отличалась от привычной - Пушкин был влюблен в сестру своей жены, Александру.Она была влюблена в поэта еще в то время, когда он не был женат на Натали. Как утверждает Трубецкой, Пушкин ответил ей взаимностью. Дантес был неприятен Пушкину, но не более того. Дуэль же стала следствием другой ревности - к Александре: "Вскоре после брака Пушкин сошелся с Alexandrine и жил с нею. Факт этот не подлежит сомнению. Alexandrine сознавалась в этом г-же Полетике. Подумайте же, мог ли Пушкин при этих условиях ревновать свою жену к Дантесу.. . Если Пушкину и не нравились посещения Дантеса, то вовсе не потому, что Дантес балагурил с его женою, а потому, что, посещая дом Пушкиных, Дантес встречался с Alexandrine"

3) Важна была измена не физическая, а духовная. "Дом поэта в этот миг рухнул как карточный, - пишет Владимир Фридкин. - Пушкин потерял смысл своей жизни. Нельзя хотеть убить другого человека только за то, что его полюбила твоя жена. Но можно желать смерти себе самому из-за этого. Возможно, это и есть причина безумств Пушкина в последние месяцы жизни, его чудовищных метаний. Как писал Сологуб в своих воспоминаниях: "Все хотели остановить Пушкина. Один Пушкин того не хотел". Как писал Павлищев, зять Пушкина: "Он искал смерти с радостью, а потому был бы несчастлив, если бы остался жив... " Владимир Фридкин, написавший книгу "Из зарубежной пушкинианы", писал: "Женясь на Натали, Пушкин осознавал, что Наталья Николаевна его еще не любит, о чем писал теще. Но в 1831-м он хотел остепениться и был уверен в том, что сможет стать с Натали счастливым. Она была абсолютно его типом женщины - Татьяной Лариной во плоти. Спокойная, преданная, тихая заводь.. . Но вспомните, чем заканчивается "Онегин": будучи женой генерала, душой Татьяна навеки с другим мужчиной. Физическая верность героини законному супругу для самого Пушкина в этой истории оказывается не главной. Для поэтов всегда была важнее душа... "

4) Другая версия принадлежит потомку Жоржа Дантеса, барону Лотеру де Геккерну Дантесу. Он рассказал свой вариант, основанный на многочисленных исследованиях: Пушкин любил Натали. Любил ее искренне, восхищался, но при этом "лепил ее под себя", не давая возможности выражаться как личности. В качестве доказательства он приводит письма поэта к теще, Наталье Ивановне Гончаровой: "Обязанность моей жены - подчиняться тому, что я себе позволю".

5) Роковым стал второй вызов на дуэль, исходящий от Пушкина - первая не состоялась по причине того, что была отозвана в преддверии грядущей свадьбы Екатерины Гончаровой (сестры Натали) и Дантеса. Помимо огромного количества различных домыслов на тему взаимоотношений внутри этого треугольника, есть и несколько документально подтвержденных версий: конечно, в той степени, насколько о них могли судить посторонние люди...

Какая из версий правдивая - об этом уже никто не знает. Ведь прошло столько лет. Но на мой взгляд, причиной дуэли все же, была любовь.

В конце публикации предлагают не стесняться в высказываниях. Не будем стесняться, чего уж там. Поразительная история. Как справедливо было замечено в одном из комментариев к этому тексту в FB, автор не сказал решительно ничего нового, просто пересказал то, что известно всем, кому эта история интересна. И не он один в последнее время принял участие в этом развлечении. А до этого пожалуй что лет двадцать, если не больше, этой трескотни не было слышно. Народ отвлекся на иные развлечения. Не то было в советское, по крайней мере, послевоенное время, в 60-70-е годы. В 60-х появилось много разных публикаций, в том числе по вновь открывшимся эмигрантским источникам, и советский народ, та его часть, которая считала себя культурной, бросился перемывать давно истлевшие кости. Тут, конечно, пошла в дело и кольчуга Дантеса, и бесконечное возмущение легкомыслием Натали, как, неизвестно с какой стати, принято было и тогда, и, как мы видим сейчас, называть Наталью Николаевну. Случалось задавать вопросы публике: какая она вам Натали и почему, ну, почему вы позволяете себе трепать эту историю после того, как Пушкин, которого вы якобы так любите, пошел на смерть фактически ради того, чтобы заткнуть глотки тем, кто тогда трепал его имя и имя его жены? Ведь слова об этом были едва ли не последними, которые он сумел сказать. Да чихали они на волю Пушкина! И тогда чихали, и теперь, с новым удовольствием. За последние годы как раз появились серьезные публикации, но что этим писакам и болтунам до них. То ли дело в разбитном тоне снова и снова смаковать все, что бесило когда-то Пушкина, доводило до сумасшествия, так, что он предпочел умереть. Наивный, он думал что своей кровью смоет всю эту пакость. Ничуть не бывало!

Отдельного пинка заслуживает хамство автора в отношении Лермонтова - сопливый-де он был. Это в 22 года из прожитых 26-ти. Ты, автор, напиши хоть строчку стоящую (не про чебуреки в Сухуми), а потом высказывайся про того, от чьих стихов у людей чуть не 200 лет сердце замирает. Трепло.

Как же часто во времена Царской России распри среди людей благородного сословия разрешались дуэлью! И это все - несмотря на указ Петра I от 14 января 1702 года о запрете такого рода поединков ради сохранения чести и достоинства (как будто других вариантов поговорить «по-мужски» не было). Однако такое уж бремя выпало на долю горячих кровью молодых людей "златого века".

Какого же «пострадавшего» мы вспоминаем в первую очередь? Естественно, Александра Сергеевича Пушкина. И, естественно, чуть ли не у всех знакомых с его судьбой возникал вопрос: «А можно ли было его спасти?». Что бы сказал современный врач о пушкинском случае, как бы описал состояние и какое бы лечение назначил? Вот давайте с этим разберемся - используя замечательную работу Михаила Давидова «Дуэль и смерть А.С. Пушкина глазами современного хирурга».

Многие пытливые умы на протяжении веков изучали многочисленные оставшиеся после дуэли документы, связанные и с записками очевидцев, и с заметками врачевателей великого поэта, среди которых присутствовали лучшие врачи Петербурга.

Вот что пишут о здоровье Александра Сергеевича и его образе жизни: «Александр Сергеевич к моменту своего ранения на дуэли был в возрасте 37 лет, имел средний рост (около 167 см), правильное телосложение без признаков полноты. В детстве он болел простудными заболеваниями и имел легкие ушибы мягких тканей. В 1818 г. в течение 6 недель Александр Пушкин перенес тяжелое инфекционное заболевание с длительной лихорадкой, которое лечащими врачами было названо “гнилой горячкой”. В течение последующих двух лет появлялись рецидивы лихорадки, которые полностью прекратились после лечения хиной, что дает основание предполагать, что Пушкин переболел малярией….

Поэт вел здоровый образ жизни. Помимо длительных пеших прогулок, он много ездил верхом, с успехом занимался фехтованием, плавал в речке и море, для закаливания применял ванны со льдом.
Можно заключить, что к моменту дуэли Пушкин был физически крепок и практически здоров.»

Близился день дуэли…

Утро среды 27 января 1837 года (или 8 февраля по новому стилю). «Встал весело в 8 часов - после чаю много писал - часу до 11-го. С 11 обед. - Ходил по комнате необыкновенно весело, пел песни - потом увидел в окно Данзаса (прим.: секундант), в дверях встретил радостно. - Вошли в кабинет, запер дверь. - Через несколько минут послал за пистолетами. - По отъезде Данзаса начал одеваться; вымылся весь, все чистое; велел подать бекешь; вышел на лестницу, - возвратился, - велел подать в кабинет большую шубу и пошел пешком до извощика. - Это было ровно в 1 ч». (из записок друга Пушкина поэта В.А. Жуковского о последнем дне Александра Сергеевича перед дуэлью)

… Место дуэли. «Закутавшись в медвежью шубу, Александр Сергеевич сидел на снегу и отрешенно взирал на приготовления. Что было в его душе, одному богу известно. Временами он обнаруживал нетерпение, обращаясь к своему секунданту: “Все ли, наконец, кончено?” Его соперник поручик Дантес, высокий, атлетически сложенный мужчина, прекрасный стрелок, был внешне спокоен. Психологическое состояние противников было разным: Пушкин нервничал, торопился со всем скорее покончить, Дантес был собраннее, хладнокровнее.»

...Шел 5-й час вечера.

«Секунданты шинелями обозначили барьеры, зарядили пистолеты и отвели противников на исходные позиции. Там им было вручено оружие. Напряжение достигло апогея. Смертельная встреча двух непримиримых противников началась. По сигналу Данзаса, который прочертил шляпой, зажатой в руке, полукруг в воздухе, соперники начали сближаться. Пушкин стремительно вышел к барьеру и, несколько повернувшись туловищем, начал целиться в сердце Дантеса. Однако попасть в движущуюся мишень сложнее, и, очевидно, Пушкин ждал окончания подхода соперника к барьеру, чтобы затем сразу сделать выстрел. Хладнокровный Дантес неожиданно выстрелил с ходу, не дойдя 1 шага до барьера, то есть с расстояния 11 шагов (около 7 метров). Целиться в стоявшего на месте Пушкина ему было удобно. К тому же Александр Сергеевич еще не закончил классический полуоборот, принятый при дуэлях с целью уменьшения площади прицела для противника, его рука с пистолетом была вытянута вперед, и поэтому правый бок и низ живота были совершенно не защищены». Именно такое положение тела Пушкина стало причиной своеобразного раневого канала.

Яркая вспышка. Пушкин на мгновение ослеп и в ту же секунду почувствовал удар в бок и нечто с силой стрельнувшее в поясницу. Ноги поэта не выдержали столь резкого воздействия и массы собственного тела, он рухнул левым боком лицом в снег, ненадолго потеряв сознание. Однако, как только секунданты и сам Дантес ринулись посмотреть на последствия выстрела, Пушкин очнулся и резко крикнул, что у него еще есть достаточно сил, чтобы совершить свой выстрел. Он с усилием приподнялся и сел, вскользь заметив затуманенным взором, что рубашка и шинель пропитались чем-то алым, а снег под ним окрасился в красный. Прицелился. Выстрелил.

жилет, в котором стрелялся Пушкин

«Пуля, летевшая от сидящего Пушкина к высокорослому, стоявшему правым боком вперед, Дантесу, по траектории снизу вверх, должна была попасть французу в область левой доли печени или сердце, однако пронзила ему правую руку, которой тот прикрывал грудь, причинив сквозное пулевое ранение средней трети правого предплечья, изменила направление и, вызвав лишь контузию верхней части передней брюшной стенки, ушла в воздух. Рана Дантеса, таким образом, оказалась нетяжелой, без повреждения костей и крупных кровеносных сосудов, и в дальнейшем быстро зажила…» Что же было потом?

Помощь поэту и транспортировка.

По воспоминаниям Данзаса на месте дуэли из раны Пушкина лилась кровь «рекой», она пропитала одежду и окрасила снег. Отмечал он и бледность лица, кистей рук, “расширенный взгляд” (расширение зрачков). Раненный пришел в сознание сам. Грубейшая ошибка секунданта поэта была в том, что он врача на дуэль не пригласил, средства для перевязки и лекарства не взял, следовательно, первую помощь и хотя бы небольшую перевязку никто не сделал. Обосновал Данзас это тем, что «был взят в секунданты за несколько часов до дуэли, времени было в обрез, и он не имел возможности подумать о первой помощи для Пушкина».

Пушкин, находясь в сознании, самостоятельно передвигаться не мог из-за шока и массивной кровопотери. Носилок и щита не было. «Больного с поврежденным тазом подняли с земли и вначале волоком “тащили” к саням, затем уложили на шинель и понесли. Однако, это оказалось не под силу. Вместе с извозчиками секунданты разобрали забор из тонких жердей и подогнали сани. На всем пути от места дуэли до саней на снегу протянулся кровавый след. Раненого поэта посадили в сани и повезли по тряской, ухабистой дороге». Чего таким образом добились? Правильно, усугубления шока.

Объем кровопотери, по расчетам врача Ш.И. Удермана, составил около 2000 мл, или 40 % всего объема циркулирующей в организме крови. Сейчас поэтапная кровопотеря в 40% объема не считается смертельной, но тогда… Все средства для восстановления потерянных масс крови еще не разработали.
Невозможно представить степень анемии у Пушкина, которому не перелили ни миллилитра крови. Несомненно, кровопотеря резко снизила адаптационные механизмы бедного организма и ускорила летальный исход от развившихся в дальнейшем септических осложнений огнестрельной раны.

Дома…

«Уже в темноте, в 18 часов, смертельно раненного поэта привезли домой. Это была очередная ошибка Данзаса. Раненого нужно было госпитализировать. Возможно, в пути поэт действительно высказал желание, чтобы его везли домой. Но он, периодически находясь в бессознательном состоянии, в глубоких обмороках, на какое-то время с трудом выходя из них, не способен еще был к ясной оценке происходящего. Что Пушкин был безнадежен и оперировать его не стали, не может служить оправданием секунданту, ибо в пути Данзас этого еще не мог знать. Наблюдая сильное кровотечение, частые обмороки и тяжелое состояние раненого, Данзасу даже не надо было спрашивать Пушкина, куда его везти, а самому принять правильное решение и настоять на нем!» - считает Давыдов.

Найти в вечернем Петербурге хирурга - задача не из легких. Однако, вмешалась сама Судьба - Данзас на улице встретил профессора Шольца. Да, он был не хирургом, а акушером, но это все же лучше, чем ничего. Тот согласился осмотреть Александра Сергеевича и вскоре приехал вместе с хирургом К.К. Задлером, который к тому времени уже успел оказать помощь Дантесу! (вот такая превратность: ранен легко, а помощь «пришла» раньше).

«Профессор акушерства Шольц после осмотра раны и перевязки имел беседу с раненым наедине. Александр Сергеевич спросил: “Скажите мне откровенно, как вы рану находили?”, на что Шольц ответил: “Не могу вам скрывать, что рана ваша опасная”. На следующий вопрос Пушкина, смертельна ли рана, Шольц отвечал прямо: “Считаю долгом вам это не скрывать, но услышим мнение Арендта и Саломона, за которыми послано”. Пушкин произнес: “Благодарю вас, что вы сказали мне правду как честный человек... Теперь займусь делами моими”.»

Наконец (не прошло и нескольких часов) тяжело раненного поэта соизволили посетить срочно приглашенные лейб-медик Н.Ф. Арендт и домашний доктор семьи Пушкиных И.Т. Спасский.
Потом в лечении раненого Пушкина принимали участие многие врачи (Х.Х. Саломон, И.В. Буяльский, Е.И. Андреевский, В.И. Даль), однако негласно именно Арендт, как наиболее авторитетный среди них, руководил лечением. К его мнению прислушивались все.

Некоторые исследователи считают, что действия Арендта и Шольца, которые рассказали Пушкину о неизлечимости его болезни, противоречили медицинской этике, ибо они противоречили веками выработанному принципу по одному из правил Гиппократа. Оно гласит: «Окружи больного любовью и разумным утешением; но главное, оставь его в неведении того, что ему предстоит, и особенно того, что ему угрожает». Нужно сказать, что до сих пор между врачами возникают распри в вопросах деонтологии, но больной все же имеет право знать о своем диагнозе, каким бы неутешительным он не был.

«Арендт выбрал консервативную тактику лечения раненого, которая была одобрена другими известными хирургами, Х.Х. Саломоном, И.В. Буяльским и всеми без исключения врачами, принимавшими участие в лечении. Никто не предложил оперировать, никто не попытался сам взять в руки нож. Для уровня развития медицины того времени это было вполне естественное решение. К сожалению, в 30-х годах XIX века раненных в живот не оперировали. Ведь наука еще не знала асептики и антисептики, наркоза, лучей Рентгена, антибиотиков и многого другого. Даже много позднее, в 1865 г., Н.И. Пирогов в “Началах общей военно-полевой хирургии” не рекомендовал раненным в живот вскрывать брюшную полость во избежание развития воспаления брюшины (перитонита) и летального исхода.»

Вильгельм Адольфович Шаак в статье «Ранение А.С. Пушкина в современном хирургическом освещении» из Вестника хирургии 1937 года обвиняет врачей в том, что больному поставили клизму, дали слабительное и назначили противоположно действующие средства (каломель и опий). Однако, в руководстве по хирургии профессора Хелиуса, изданном в 1839 году, такие меры, как припарки, касторовое масло, каломель, клизма, рекомендовались для лечения раненных в живот, то есть в 30-х годах XIX века эти средства являлись общепринятыми для лечения подобного заболевания.

Из хроник:

«В 19 часов 27 января состояние раненого было тяжелым. Он был возбужден, жаловался на жажду (признак продолжающегося кровотечения) и просил пить, его мучила тошнота. Боль в ране была умеренная. Объективно отмечено: лицо покрыто холодным потом, кожные покровы бледные, пульс частый, слабого наполнения, конечности холодные. Только что наложенная повязка довольно интенсивно промокала кровью, ее несколько раз меняли.

В первый вечер после ранения и в ночь на 28 января все лечение заключалось в холодном питье и в прикладывании примочек со льдом к животу. Этими простейшими средствами доктора пытались уменьшить кровотечение. Состояние больного оставалось тяжелым. Сознание было преимущественно ясное, но возникали кратковременные периоды “забытья”, беспамятства. Охотно пил холодную воду. Жалобы на жажду, тошноту, постепенно усиливающуюся боль в животе. Кожные покровы оставались бледными, но пульс стал реже, чем в первые часы после ранения. Постепенно повязка перестала промокать кровью. В начале ночи утвердились во мнении, что кровотечение прекратилось. Напряжение врачей и ухаживающих несколько ослабло.

«В 5 часов утра 28 января боль в животе усилилась настолько, что терпеть ее было уже невмоготу. Послали за Арендтом, который очень быстро приехал и при осмотре больного нашел явные признаки перитонита. Арендт назначил, как было принято в то время, “промывательное”, чтобы “облегчить и опростать кишки”. Но врачи не предполагали, что раненый имеет огнестрельные переломы подвздошной и крестцовой костей. Поворот на бок для выполнения клизмы вызвал, вполне естественно, некоторое смещение костных отломков, а введенная через трубку жидкость наполняла и расширяла прямую кишку, увеличивая давление в малом тазе и раздражая поврежденные и воспаленные ткани. После клизмы состояние ухудшилось, интенсивность боли возросла “до высочайшей степени”. Лицо изменилось, взор сделался “дик”, глаза готовы были выскочить из орбит, тело покрылось холодным потом. Пушкин с трудом сдерживался, чтобы не закричать, и только испускал стоны. Он был так раздражен, что после клизмы в течение всего утра отказывался от любых предлагаемых лечебных пособий.»

«Днем 28 января состояние раненого оставалось тяжелым. Сохранялись брюшные боли и вздутие живота. После приема экстракта белены и каломеля (ртутного слабительного) облегчения не наступило. Наконец около 12 часов по назначению Арендта дали в качестве обезболивающего капли с опием, после чего Александру Сергеевичу сразу стало лучше. Интенсивность боли значительно уменьшилась - и это было главным в улучшении состояния безнадежного больного. Раненый стал более активным, повеселел. Согрелись руки. Пульс оставался частым, слабого наполнения. Через некоторое время отошли газы и отмечено самостоятельное свободное мочеиспускание.»

«К 18 часам 28 января отмечено новое ухудшение состояния. Появилась лихорадка. Пульс достигал 120 ударов в минуту, был полным и твердым (напряженным). Боли в животе стали “ощутительнее”. Живот вновь вздуло. Для борьбы с развившимся “воспалением” (перитонитом) Даль и Спасский (с согласия и одобрения Арендта) поставили на живот 25 пиявок. Пушкин помогал докторам, рукой сам ловил и припускал себе пиявки. После применения пиявок жар уменьшился.»

От применения пиявок больной потерял, по расчетам Удермана, еще около 0,5 л крови и, таким образом, общая кровопотеря с момента ранения достигла 2,5 л (50% от всего объема циркулирующей в организме крови). Несомненно, что ко времени назначения пиявок уже возникла тяжелейшая анемия. Улучшение оказалось мимолетным, вскоре Александру Сергеевичу стало еще хуже.

Из описания друзей поэта «изменилось лицо, черты его заострились («лицо Гиппократа», типично для воспаления брюшной полости). Появился мучительный оскал зубов, губы судорожно подергивались даже при кратковременном забытье. Возникли признаки дыхательной и сердечно-сосудистой недостаточности. Дыхание стало частым, отрывистым, воздуха не хватало (одышка). Пульс был едва заметен.»

Несмотря на всю тяжесть состояния, в чем не приходилось сомневаться, тактика лечения осталась неизменной. Больному по прежнему давали лавровишневую воду, каломель и опий.

Последние часы

«Утром 29 января состояние стало критическим, предагональным. “Общее изнеможение взяло верх”. Пришедший рано утром на квартиру доктор Спасский поразился резкому ухудшению состояния больного и отметил, что “Пушкин истаивал”. Консилиум врачей в составе Арендта, Спасского, Андреевского и Даля единогласно сошелся во мнении, что скоро начнется агония. Арендт заявил, что Пушкин проживет не больше двух часов. … Пульс у больного падал с часу на час, стал едва заметен. Руки были совсем холодными. Частые, отрывистые дыхательные движения прерывались паузами (дыхание Чейн-Стокса).»

В 14 часов 45 минут 29 января 1837 года (10 февраля по новому стилю), испустив последний вздох, Пушкин умер. Закрыл глаза умершему доктор Ефим Иванович Андреевский.

Так какая же рана была у Пушкина? О данных аутопсии и анатомии раневого канала читайте в статье.

Следить за обновлениями нашего блога можно в наших пабликах в

Сочинение

Июле 1824 г. император велел Пушкину оставить Одессу и выехать на новое место ссылку - к родительному имению Михайловского Псковской губернии. Началось “северная ссылка”. Двухлетнее пребывание в Михайловскому было тяжелым испытанием для поэта: одинокость, материальные трудности, отсутствие духовного общения - все это могло превратить жизнь в беспрерывное моральное издевательство. Но Пушкин не покорился обстоятельствам, он умов их духовно одолевать - творчеством. Деятельность переносится вглубь души. В Михайловскому Пушкина много читал и писал, жил в атмосфере постоянного творческого напряжения.

У минуты отдыха Пушкина с большим удовлетворением осуществляет прогулки к соседнему имению Тригорское, где жили его друзья - большая и дружная семья Осиповых. Приход Александра Сергеевича - всегда ожидаемое счастливое событие! Сразу дом оживал: звучали молодые голоса, веселая музыка, девичье пение. Пушкин писал в альбомах сестер Вульф поэтические записки, читал свои произведения, много шутил. Ему было хорошо с этими людьми, которые искренне любили и захватывались им.

Творчество Пушкина в последние годы его жизни обозначенная могущественной зрелостью таланта и чрезвычайным разнообразием: художественная и историческая проза - “Пиковая дама”, “Египетские ночи”, “Дубровский”, “Капитанская дочь”, “История Петра”; драматические произведения: “Русалка”, “Сцены из рьщарских времен”; поэма “Медный всадник”; сказки, лирика. Тем не менее последние года жизни Пушкина, года напряженной работы и высоких замыслов обозначены враждебностью высшего мира, литературной одинокостью, материальными трудностями. В конце 1833 года Пушкину было предоставлено придворное звание камер-юнкера, которое по обыкновению давалось совсем молодым людям. Пушкин прекрасно понимал унизительное значение этого императорского жеста: император хотел, чтобы жена поэта могла появляться на баллах в его дворце.

Пушкина разозлила такая царская “милость”: “Я могу быть подвергнутым, даже рабом, но холопом и шутом не буду и у царя небесного!” Семья Пушкина возрастала. В 1835 году у него уже было трое детей. А в мае 1836 года родилась его последний ребенок - дочурка Наталия. Затраты все увеличивались, денег не хватало. Пушкин начал братья взаймы, и это окончательно запутало его материальные дела. Ко всем неурядицам прибавилось еще одно: к Наталии Николаевны начал откровенно ухаживать молодой француз Жорж Дантес. Мужчины сомнительного происхождения, ловкого авантюриста тепло встречали у петербургских вельмож, а его наглое поведение по отношению к Наталии Николаевны получила молчаливую поддержку высшего мира: это была прекрасная возможность принизить Пушкина, подвергнуть наказанию его гордую независимость. Вокруг имени большого поэта и его жены поползли грязные сплетни.

Последней каплей, которая переполнила чашу унижений, был полученный Пушкиным анонимное письмо, в котором жена Пушкина подло обвиняли в измене. Александр Сергеевич должен был стать на защиту своей чести и чести Наталии Николаевны.
27 января 1837 года. Короткий день добегал своего конца, когда Пушкина и его секундант, лицейский друг, отправились на Черную реку, где была предназначена дуэль.
Пушкин и Дантес стали на узкой тропинке за двадцать шагов один от другого. Секунданты дали знак, и они начали сходиться. Дантес выстрелил первым. Пушкин упал…

Он жил еще два дня. Врачи не давали ни одной надежды на выздоровление: рана была смертельной. Перелистывая последние страницы жизни поэта, хочется снова обратиться к книге Ю.Лотмана “Александр Сергеевич Пушкина”.

Отрывок из книги (Лотман Ю.М.). “Пушкин знал, что вон не камер-юнкер и не некрасивый муж известной красавицы, - вон первый Поэт России, и имя его принадлежит истории. Рана - а потом и смерть - Пушкина вызвала в Петербурге волнение, которого еще не знала столица. Один из современников вспоминал, что “стену в квартире Пушкина выломали для посетителей”. У гроба Пушкина побивало неслыханное число людей. Даже друзья, хорошо знавшие Пушкина с детства, вдруг почувствовали, что Пушкин в какое-то мгновение, преображенный смертью, превратился в бронзовый памятник славы РОССИИ…

Неизвестная история: дуэль Пушкина и Дантеса

Михаил Сафонов, кандидат исторических наук, старший научный сотрудник Санкт-Петербургского института истории РАН:

29 января (10 февраля по новому стилю) 1837 года в 14:45 Александр Пушкин скончался от раны, полученной на дуэли двумя днями ранее. Казалось бы, в истории жизни и смерти поэта для ученых давно не осталось никаких тайн. Но нет, новые сведения продолжают появляться. И они заставляют иначе расставлять акценты в ситуациях, которыми был насыщен последний год жизни поэта.

К то кого оскорбил
– Классическая версия всем известна: Пушкин, оскорбленный ухаживаниями Дантеса за его женой, дрался с ним на дуэли. За скобками всегда оставался главный вопрос: почему вызов на дуэль послал Дантес Пушкину, а не наоборот? Ведь оскорбленным-то был поэт. Согласитесь, что-то здесь не так.

Утром 26 января Пушкин пишет гневное письмо нидерландскому посланнику Геккерну, где нет ни слова о дуэли, зато есть такие слова: «Я не могу терпеть, чтобы моя семья имела какие бы то ни было сношения с вашей. Только на этом условии согласился я не давать хода этому грязному делу и не обесчестить вас в глазах дворов нашего и вашего, к чему я имел и возможность и намерение. <...> я вынужден обратиться к вам, чтобы просить вас положить конец всем этим проискам, если вы хотите избежать нового скандала, перед которым, конечно, я не остановлюсь».

В тот же день поздно ночью секундант Дантеса д"Аршиак приносит Пушкину вызов на дуэль. Вызов был подписан Геккерном, внизу стояла приписка Дантеса: «Читано и одобрено мною». Не слишком ли странная конструкция для дуэли за оскорбленную честь жены?

Кстати, до недавнего времени считалось, что это письмо Пушкин написал Геккерну после «ссоры на лестнице». Исследователи, пытаясь объяснить причину вызова, считали именно этот инцидент спусковым крючком всей дальнейшей трагедии. Они трактовали этот эпизод так: якобы Геккерн пришел у Пушкину домой, тот его не впустил и они поссорились на лестнице.

Ссора обозначена в записках Василия Жуковского, друга и покровителя поэта (он записывал все события – до дуэли и после нее) таким образом: «В понедельник приезд Геккерна и ссора на лестнице». Но... никакой ссоры Геккерна и Пушкина на лестнице не было.

Луи Геккерн

Голландский дипломат. Получил звание барона Первой французской Империи в 1813 году. Приёмный отец Жоржа Дантеса

Дело в том, что Жуковский даты ставил редко, но записывал все события именно так, как они следовали в жизни. Ссора упомянута между записью о том, как привезли домой раненого поэта, и о том, что 1 февраля Жуковский получил из Казначейства 10 тысяч рублей, выделенных Николаем I для вдовы и детей поэта.

Кроме того, едва ли только назойливые ухаживания Дантеса за Натальей Пушкиной могли грозить дипломату Геккерну бесчестьем при двух европейских дворах. Так что же заставило Пушкина требовать у него прекратить всякие отношения между семействами, грозя ему дипломатическим скандалом?

Жорж Шарль Дантес

Посланнику королевства Нидерландов в Петербурге барону Луи Якобу Дер Анна Борхард де Беверваард ван Геккерну было что скрывать. Он ведь, по сути, обманул двух монархов.

В 1833-м в Петербург приехал отпрыск обнищавшего французского рода 22-летний Жорж Дантес. Молодого человека интересовали деньги и карьера, и все способы для достижения этих целей ему казались хороши. А для императора Николая I было важно показать, что роялисты, подвергаемые во Франции преследованию, служат в России. Так молодой человек был зачислен на военную службу. А императрица Александра Федоровна даже оплачивала из собственных средств Дантесу службу в Кавалергардском полку...

По дороге в Петербург Дантес познакомился с посланником королевства Нидерландов бароном Геккерном. Этот человек, хотя и жаловался постоянно на бедность, был весьма состоятельным. Он собирал антиквариат и приторговывал им. Ввозил контрабандой по дипканалам дорогие вина - ему даже за это выносили официальное порицание.

Но была у Геккерна и иная страсть. В свете про посланника говорили: «Он окружил себя молодыми людьми самого наглого разврата». Среди которых был и Жорж Дантес...

своего короля Геккерн добился разрешения на инкорпорацию Дантеса в дворянство. Он предоставил ложные сведения о своих отношениях с Дантесом - и заставил поверить, что причиной просьбы об инкорпорации молодого человека в нидерландское дворянство, присвоении ему имени и титула Геккерна (что предполагало получение всех привилегий, связанных с этим) стало желание оказать помощь «воспитываемому» им юноше и при этом не передавать состояния иностранцу. А императора России Николая I посланник заверил: у него есть указ короля Нидерландов об усыновлении Дантеса. Если бы обман вскрылся, дипломата ждала бы серьезная кара от обоих монархов.

Нам были известны лишь два письма из переписки Геккерна и его молодого друга, и у исследователей не было возможности оценить всей гаммы отношений между Геккерном и Дантесом. Но несколько лет назад удалось уговорить потомков Дантеса опубликовать переписку целиком. Стало четко видно, как расчетливо кавалергард манипулирует дипломатом, когда тот пытается добиться разрешения на усыновление Дантеса. Так, о своей влюбленности в Геккерна он пишет точно в те моменты, когда у того возникают трудности с его усыновлением.

Идея с усыновлением была очень выгодна молодому человеку: он сразу получал и состояние, и положение в обществе. Влюбленный же в него Геккерн готов был в лепешку расшибиться, чтобы удержать молодого человека.

Холодность Дантеса очень огорчала Геккерна

И вот весной 1835-го посланник отправляется на родину решать вопрос с усыновлением. Но по закону он мог усыновить только несовершеннолетнего родственника, не менее шести лет проживающего у него в доме, а самому Геккерну должно быть не менее 50 лет. Не сходилось ничего: они не были родственниками; у Дантеса были живы родители; ему шел 24-й год; он не проживал у посланника, да и вообще они были знакомы всего два года; а Геккерну было 46 лет...

В общем, король Нидерландов был против. И тут же появляется письмо Дантеса: он не верит, что король отказал в единственной просьбе барона. Может быть, пишет он, королю неприятно, «что ты распоряжаешься своим именем в пользу иностранца». Ответ Геккерна полон ревности: наверное, думает он, Дантес рад отказу. Жорж убеждает благодетеля: «...совершенно сжился с мыслью носить твое имя и был бы в отчаянии, если бы пришлось от него отказаться».

Но чтобы посланник не опускал руки, Дантес вдруг резко меняет тональность писем. Скорее для проформы пишет, что любит Геккерна «всей душой» и целует так же крепко, как любит, то есть «очень крепко», но при этом пытается отклонить его предложение перейти на «ты», потому что такое запанибратство, непонятое обществом, могло повредить его карьере... Холодность Дантеса очень огорчала Геккерна.

Наталья Пушкина

Дантесу этого показалось мало, и в марте 1836-го он придумывает роман, которым с расчетливой наивностью делится с Геккерном: якобы влюбился без памяти, ему отвечают взаимностью, но мешает муж... Все это – якобы про Наталью Пушкину. Можно с уверенностью утверждать, что роман этот был полнейшей выдумкой. Нет ни одного свидетельства о том, что между Натальей Николаевной и Дантесом в тот момент были отношения такого рода. Кроме того, она была беременной на седьмом месяце.

А Геккерн был в Париже и всему верил. И, сгорая от ревности, трудился не покладая рук - искал выход из ситуации с усыновлением. И нашел: в итоге появилась схема инкорпорации Дантеса в дворянство Нидерландов, несмотря на то, что он находился на военной службе у российского императора без разрешения голландского короля, которое в таком случае было обязательным.

Решение принималось долго. Ни Минюст Голландии, ни Высший совет дворянства не спешили дать согласие. Доводы Геккерна там находили неубедительными, да и слухи о его сексуальной ориентации для чиновников не были секретом...

Но наконец 5 мая 1836 г. заветный указ был подписан. Правда, с серьезной оговоркой: сначала натурализация Дантеса, потом – и то если родственники Геккерна не будут против – инкорпорация его в дворянство Нидерландов с правом носить титул Геккерна и пользоваться привилегиями.

Но, как мы помним, Николаю I Геккерн сказал, что у него есть указ короля об усыновлении, так что уже в июне появилось постановление Сената о том, что поручик Егор Георгиевич Дантес теперь – барон Геккерн.

Женитьба Дантеса

– Свет счел это скандалом. «Это усыновление, – писал вюртембергский дипломат Х. фон Гогенлое-Киршберг, – стало предметом разговоров в петербургских салонах и послужило основанием для шуток мало приятных для обоих Геккернов». Нейтрализовать эти разговоры можно было только одним путем: либо Дантес женится, либо предъявит свету громкий роман - причем такой, который бы не давал ему возможности жениться. То есть речь должна была идти о замужней женщине.

Дантес воспользовался придуманным романом – с Натальей Пушкиной. И в августе 1836-го начал нарочито демонстративные ухаживания. Так продолжалось до ноября, когда Пушкин (как и семь его друзей) получил злобный пасквиль: «Полные Кавалеры, Командоры и рыцари светлейшего Ордена Рогоносцев, собравшись в Великом Капитуле, под председательством достопочтенного Великого Магистра Ордена, Его Превосходительства Д. Л. Нарышкина, единодушно избрали г-на Александра Пушкина коадъютором (заместителем) Великого Магистра Ордена Рогоносцев и историографом Ордена».

Император Александр I

Для светской публики было очевидно: автор намекает на близость жены Пушкина с царем (фавориткой императора Александра I была супруга Нарышкина). Но Пушкин решил, что письмо – дело рук Дантеса и его «отца»: по мнению поэта, и бумага, и стиль были иностранными.

Автор пасквиля, надо сказать, до сих пор не установлен, хотя в разные годы было несколько графических экспертиз. Думаю, это был кто-то из русских недоброжелателей поэта: врагов у него было достаточно. Кстати, последняя экспертиза в 1987 году установила: пасквиль написан не иностранцем, человеком из высшего общества, и это не князь Иван Гагарин и не Петр Долгоруков (его авторство указала экспертиза 1928 года и опровергло исследование 1974-го), которые были друзьями Геккерна. Сегодня подозрение падает на Владимира Соллогуба.

Так или иначе, но в ноябре 1836-го Пушкин вызвал на дуэль Дантеса, будучи уверенным в его авторстве. Геккерн вмешался, своеобразно уладив скандал: Дантес в итоге женился на сестре Натальи Николаевны – засидевшейся в девушках Екатерине Гончаровой. Бесприданница была счастлива. А Пушкина вынудили письменно признать: Дантес женится не из трусости, а так как сильно и давно любил Екатерину.

Поэт потребовал, чтобы все отношения между семействами после этого были прекращены. Но на такое Геккерн не мог пойти – иначе все его усилия замять скандал становились бессмысленными.

Александрина

Пушкин начал демонстративно третировать Дантеса, не желая с ним общаться. В отместку юный Геккерн стал гоняться за третьей сестрой Натальи Николаевны – Александриной Гончаровой. Тогда же появился слух: якобы Пушкин так же влюблен в свояченицу и даже живет с нею. Сейчас выяснили: это придумал не Дантес, а друг поэта Петр Вяземский (он завидовал успеху Пушкина и имел склонность к Наталье Николаевне, пытался за ней ухаживать).

Между тем Дантес, уже женившись в январе 1837-го на Екатерине, продолжал ухаживать за Александриной. Пушкина все это выводило из себя. Особенно оскорбительно это выглядело потому, что к свадьбе Екатерина была уже беременной (после того, как вопрос с замужеством был решен, она встречалась с Дантесом у родственницы – бывшей фрейлины Загряжской, проводя там по нескольку часов).

Был и еще один неприятный момент, связанный с Александриной. Геккерн, будучи большим скрягой, не собирался давать Дантесу и его жене Екатерине денег на горничную. А они собирались в Париж. И решили взять с собой Александрину - вместо горничной. Все это происходило как раз в январе 1937-го...

И не об этом ли очередном унижении узнал Пушкин на вечере у Вяземских 25 января? Ведь гневное письмо Геккерну он написал как раз после этого вечера, снова потребовав прекратить отношения между семьями. А Вяземский и его жена Вера потом всячески скрывали это и пытались представить дело так, что он уже написал его, когда приехал к ним.

По иронии судьбы гневное письмо Пушкина пришло к Геккерну на следующий день после праздничного обеда в честь 25-летия Дантеса. И Александрина, несмотря на это требование поэта, по-видимому, как раз обедала у них.

Что скрывали современники

Есть общепринятый миф, что Пушкин со своим секундантом Данзасом отправились на дуэль из кофейни Вольфа и Беранже. Это было придумано для того, чтобы спасти Данзаса. Участники дуэлей в то время приговаривались к смертной казни. Варварский способ казни – их вешали за ноги – шел от петровских времен; правда, ему не следовали и наказывали более цивилизованно.

В общем, на следствии нужно было представить Данзаса как человека, которого Пушкин встретил случайно и попросил быть свидетелем одного разговора во французском посольстве. Поэтому и возникла кофейня.

На деле же было так, узнаем мы из записок Жуковского: Данзас утром пришел к Пушкину домой, на набережную Мойки. Поэт послал его за пистолетами в магазин Куракина (напротив кофейни). В час дня поэт вышел из дому и отправился в кофейню, где они снова встретились с Данзасом. Из кофейни друзья отправились во французское посольство. Оттуда уже вместе с секундантом Дантеса д"Аршиаком поехали к месту дуэли.


Top