Искусство возрождение ренессанс. Эпоха ренессанса охватывает период

Ф.Липпе Мадонна

В начале 15-го века в Италии произошли огромные изменения в жизни и культуре. Горожане, торговцы и ремесленники Италии еще с 12-го века вели героическую борьбу против феодальной зависимости. Развивая торговлю и производство, горожане постепенно богатели, сбрасывали власть феодалов и организовывали свободные города-государства. Эти свободные итальянские города становились очень могущественными. Их граждане гордились своими завоеваниями. Огромные богатства независимых итальянских городов стали причиной их яркого расцвета. Итальянская буржуазия смотрела на мир иными глазами, они твердо верили в себя, в свои силы. Им были чужды стремления к страданиям, смирению, отказ от всех земных радостей, которые проповедовались им до сих пор. Росло уважение к земному человеку, который пользуется радостями жизни. Люди стали активно относиться к жизни, жадно изучать мир, любоваться его красотой. В этот период зарождаются различные науки, развивается искусство.

В Италии сохранилось множество памятников искусства Древнего Рима, поэтому античную эпоху снова стали почитать за образец, античное искусство стало предметом преклонения. Подражание античности и дало основание назвать этот период в искусстве - Возрождение, что в переводе с французского означает "Ренессанс". Конечно, это не было слепое, точное повторение античного искусства, это было уже новое, но опирающееся на античные образцы искусство. Итальянское Возрождение разделяют на 3 этапа: VIII - XIV века - Предвозрождение (Проторенессанс или Треченто -с ит.); XV век - раннее Возрождение (Кватроченто); конец XV - начало XVI века - Высокий Ренессанс.

По всей территории Италии велись археологические раскопки, искали античные памятники. Вновь открытые статуи, монеты, посуда, оружие бережно сохранялись и собирались в специально созданные для этого музеи. Художники учились на этих образцах античности, рисовали их с натуры.


Бегство в Египет (Джотто)


Треченто (Предвозрождение)

Подлинное начало эпохи Возрождения связывают с именем Джотто ди Бондоне (1266? - 1337). Его считают основателем живописи эпохи Возрождения. У флорентийца Джотто великие заслуги перед историей искусства. Он был обновителем, родоначальником всей европейской живописи после средневековья. Джотто вдохнул жизнь в евангельские сцены, создал образы реальных людей, одухотворенных, но земных.

Возвращение Иоакима пастухам (Джотто)



Джотто впервые создает объемы с помощью светотени. Он любит чистые, светлые краски холодных оттенков: розовые, жемчужно-серые, бледно-фиолетовые и светло-лиловые. Люди на фресках Джотто коренастые, с тяжелой поступью. У них крупные черты лица, широкие скулы, узкие глаза. Человек у него добр, внимателен, серьезен.

Фреска Джотто в храме г.Падуи



Из работ Джотто лучше всего сохранились фрески в храмах г.Падуя. Евангельские сюжеты он представил здесь как существующие, земные, реальные. В работах этих он повествует о проблемах, волнующих людей во все времена: о добросердечии и взаимопонимании, коварстве и предательстве, о глубине, скорби, кротости, смирении и извечной всепоглощающей материнской любви.

Фреска Джотто



Вместо разобщенных отдельных фигур, как в средневековой живописи, Джотто сумел создать связный рассказ, целое повествование о сложной внутренней жизни героев. Вместо условного золотого фона византийских мозаик, Джотто вводит пейзажный фон. И если в византийской живописи фигуры как бы парили, висели в пространстве, то герои фресок Джотто обрели твердую почву под ногами. Поиски Джотто в передаче пространства, пластики фигур, выразительности движения сделали его искусство целым этапом в эпохе Возрождения.

Фреска С.Мартини



Один из знаменитых мастеров Предвозрождения - Симоне Мартини (1284 - 1344).

В его живописи сохранились черты северной готики: фигуры Мартини удлинены, и, как правило, на золотом фоне. Но Мартини создает образы при помощи светотени, придает им естественное движение, пытается передать определенное психологическое состояние.

Фрагмент фрески. Доменико Гирландайо (1449 - 1494)



Кватроченто (раннее Возрождение)

В формировании светской культуры раннего Возрождения огромную роль сыграла античность. Во Флоренции открывается Платоновская академия, библиотека Лауренциана содержит богатейшее собрание античных рукописей. Появляются первые художественные музеи, наполненные статуями, обломками античной архитектуры, мраморами, монетами, керамикой.

В эпоху Возрождения выделились основные центры художественной жизни Италии - Флоренция, Рим, Венеция. Одним из крупнейших центров, родиной нового, реалистического искусства была Флоренция. В 15-м веке там жили, учились и работали многие прославленные мастера эпохи Возрождения.

Собор Санта Мария дель Фьоре (Флорентийский собор)



Архитектура раннего Возрождения

Жители Флоренции обладали высокой художественной культурой, они активно учавствовали в создании городских памятников, обсуждали варианты строительства красивых зданий. Архитекторы отказались от всего, что напоминало готику. Под влиянием античности наиболее совершенными стали считать постройки, увенчанные куполом. Образцом здесь был римский Пантеон.

Флоренция - один из прекраснейших городов мира, город-музей. Он сохранил свою архитектуру с древности почти в нетронутом виде, его самые красивые здания в основном были построены в эпоху Возрождения. Над красными кирпичными крышами старинных построек Флоренции поднимается огромное здание городского собора Санта Мария дель Фьоре, который часто называют просто Флорентийский собор. Высота его достигает 107 метров. Великолепный купол, стройность которого подчеркивается белокаменными ребрами, увенчивает собор. Купол поражает размерами (его диаметр равен 43 м), он венчает собой всю панораму города. Собор виден почти с каждой улицы Флоренции, четко вырисовываясь на фоне неба. Построил это великолепное сооружение архитектор Филиппо Брунеллески (1377 - 1446).

Собор Святого Петра (арх.Брунеллески и Браманте)



Великолепнейшим и известным купольным зданием эпохи Возрождения стал собор святого Петра в Риме . Его строили более 100 лет. Создателями первоначального проекта были архитекторы Браманте и Микеланджело.

Здания эпохи Возрождения украшают колонны, пилястры, львиные головы и "путти" (обнаженные младенцы), гипсовые венки из цветов и плодов, листья и многие детали, образцы которых были найдены в развалинах древнеримских построек. Снова вошла в моду полукруглая арка. Состоятельные люди стали строить более красивые и более удобные дома. Вместо тесно прижатых друг к другу домов появились роскошные дворцы - палаццо.

Давид (ск.Донателло)


Скульптура раннего Возрождения

В 15-м веке во Флоренции творили два знаменитых скульптора - Донателло и Вероккио. Донателло (1386? - 1466) - один из первых скульпторов Италии, который использовал опыт античного искусства. Он создал одно из прекрасных произведений раннего Возрождения - статую Давида.

Согласно библейской легенде, простой пастух, юноша Давид победил великана Голиафа, и тем самым спас жителей Иудеи от порабощения и стал потом царем. Давид был одним из излюбленных образов эпохи Возрождения. Он изображен скульптором не как смиренный святой из библии, а как юный герой, победитель, защитник родного города. В своей скульптуре Донателло воспевает человека как идеал прекрасной героической личности, возникший в эпоху Возрождения. Давид увенчан лавровым венком победителя. Донателло не побоялся ввести такую деталь, как пастушеская шляпа - знак его простого происхождения. В средние века церковь запрещала изображать обнаженное тело, считая его сосудом зла. Донателло был первым мастером, отважно нарушившим этот запрет. Он утверждает этим, что человеческое тело прекрасно. Статуя Давида - первая в ту эпоху круглая скульптура.

Статуя полководца Гаттамелата (ск.Донателло)



Известна и другая прекрасная скульптура Донателло - статуя воина, полководца Гаттамелата. Это был первый конный памятник эпохи Возрождения. Созданный 500 лет назад, этот памятник до сих пор стоит на высоком постаменте, украшая собой площадь в городе Падуя. Впервые в скульптуре был увековечен не бог, не святой, не знатный и богатый человек, а благородный, храбрый и грозный воин с великой душой, заслуживший славу великими делами. Одетый в античные доспехи, сидит Гаттемелата (это его прозвище, означающее "пятнистая кошка") на могучем коне в спокойной, величавой позе. Черты лица воина подчеркивают решительный, твердый характер.

Конный монумент кондотьеру Коллеони (Вероккьо)



Андреа Вероккио (1436 -1488)

Самый известный ученик Донателло, создавший знаменитый конный монумент кондотьеру Коллеони, который был поставлен в Венеции на площади у церкви Сан Джованни. Главное, что поражает в памятнике - совместное энергичное движение коня и всадника. Конь как бы устремляется за пределы мраморного постамента, на котором установлен памятник.

Коллеони, привстав на стременах, вытянувшись, высоко подняв голову, всматривается в даль. На лице застыла гримаса гнева и напряжения. В его позе чувствуется огромная воля, лицо напоминает хищную птицу. Образ наполнен несокрушимой силой, энергией, суровой властностью.

Фреска Мазаччо



Живопись раннего Возрождения

Эпоха Возрождения обновила и искусство живописи. Живописцы научились верно передавать пространство, свет и тень, естественные позы, разнообразные человеческие чувства. Именно раннее Возрождение было временем накопления этих знаний и навыков. Картины той поры проникнуты светлым и приподнятым настроением. Задний план часто написан в светлых тонах, а строения и природные мотивы очерчены резкими линиями, преобладают чистые цвета. С наивным старанием изображены все подробности события, персонажи чаще всего выстроены в ряд и отделены от фона четкими контурами.

Живопись раннего Возрождения только стремилась к совершенству, однако, благодаря своей искренности, она трогает душу зрителя.

Томмазо ди Джованни ди Симоне Кассаи Гвиди, Известный под именем Мазаччо (1401 - 1428)

Его считают последователем Джотто и первым мастером живописи раннего Возрождения. Мазаччо прожил всего 28 лет, но за свою такую короткую жизнь оставил в искусстве след, который трудно переоценить. Он сумел довершить в живописи революционные преобразования, начатые Джотто. Его живопись отличает темный и глубокий колорит. Люди на фресках Мазаччо гораздо более плотные и мощные, чем на картинах готической поры.

Фреска Мазаччо



Мазаччо первым стал правильно располагать предметы в пространстве, с учетом переспективы; людей он стал изображать по законам анатомии.

Он умел связывать в единое действие фигуры и пейзаж, драматически и вместе с тем вполне естественно передавать жизнь природы и людей - и в этом огромная заслуга живописца.

Поклонение волхвов (Мазаччо)


Мадонна с Младенцем и четырьмя ангелами (Мазаччо)


Это одно из немногих станковых станковых произведений Мазаччо, заказанное ему в 1426 году для капеллы в церкви Санта-Мария дель Кармине в Пизе.

Мадонна сидит на троне, построенном строго по законам перспективы Джотто. Ее фигура написана уверенными и четкими мазками, что создает впечатление скульптурной объемности. Ее лицо спокойно и печально, отрешенный взгляд направлен в никуда. Закутанная в темно-синий плащ, Дева Мария держит на руках Младенца, золотистая фигурка которого резко выделяется на темном фоне. Глубокие складки плаща позволяют художнику играть со светотенью, что тоже создает особенный зрительный эффект. Младенец ест черный виноград - символ причастия. Безупречно нарисованные ангелы (художник прекрасно знал анатомию человека), окружающие Мадонну, придают картине дополнительное эмоциональное звучание.

Мазаччо.Фреска из библиотеки собора в Сиене, посвященная жизнеописанию гуманиста и поэта Энеа Сильвио Пикколомини (1405-1464)


Здесь представлен торжественный отъезд кардинала Капраника на Базельский собор, длившийся почти 18 лет, с 1431 года по 1449 год, сначала в Базеле, а потом в Лозанне. В свите кардинала находился и молодой Пикколомини.

В изящном обрамлении полукруглой арки представлена группа всадников в сопровождении пажей, слуг. Событие не столь реальное и достоверное, сколько рыцарски-утонченное, почти фантастическое.

На первом плане красивый всадник на белом коне, в роскошном платье и шляпе, повернув голову, смотрит на зрителя - это Эней Сильвио. С удовольствием пишет художник богатые одежды, прекрасных лошадей в бархатных попонах. Удлиненные пропорции фигур, чуть манерные движения, легкие наклоны головы близки к придворному идеалу.

Жизнь папы Пия II была полна ярких событий, и Пинтуриккьо рассказал о встречах папы с королем Шотландии, с императором Фридрихом III.

Святые Иероним и Иоанн Креститель (Мазаччо)


Единственная створка, написанная Мазаччо для двухстороннего триптиха. После ранней смерти живописца остальная часть работы, выполнявшейся по заказу папы Мартина V для церкви Санта-Мария в Риме, была довершена художником Мазолино.

Здесь изображены две строгие, монументально выполненные фигуры святых, одетых во все красное. Иероним держит раскрытую книгу и макет базилики, у его ног лежит лев. Иоанн Креститель изображен в своем обычном виде: он бос и держит в руказ крест. Обе фигуры поражают анатомической точостью изображения и почти скульптурным ощущением объема.

Портрет мальчика (1480) (Пинтуриккио)


Интерес к человеку, преклонение перед его красотой были в эпоху Возрождения так велики, что это привело к возникновению нового жанра в живописи - жанра портрета.

Пинтуриккио (вариант Пинтуриккьо) (1454 - 1513) (Бернардино ди Бетто ди Бьяджо)

Уроженец Перуджи в Италии. Какое-то время писал миниатюры, помогал Пьетро Перуджино украшать фресками Сикстинскую капеллу в Риме. Приобрел опыт в сложнейшем виде декоративно-монументальной стенной росписи. Уже через несколько лет Пинтуриккьо стал самостоятельным художником-монументалистом. Работал над фресками в аппартаментах Борджиа в Ватикане. Делал стенные росписи в библиотеке собора в Сиене.

Художник не только передает портретное сходство, но стремится раскрыть внутреннее состояние человека. Перед нами мальчик-подросток, одетый в строгое платье горожанина розового цвета, на голове маленькая синяя шапочка. Каштановые волосы спускаются до плеч, обрамляя нежное лицо, внимательный взгляд карих глаз задумчив, чуть тревожен.

За спиной у мальчика - умбрийский пейзаж с тоненькими деревцами, серебристой рекой, небом, розовеющим на горизонте. Весенняя нежность природы, как отзвук характера героя, гармонирует с поэтичностью и очарованием героя.

Изображение мальчика дано на первом плане, крупно и занимает почти всю плоскость картины, а пейзаж написан на заднем плане и очень мелко.

Это создает впечатление значительности человека, его господства над окружающей природой, утверждает то, что человек - это прекраснейшее творение на земле.

Мадонна с младенцем и двумя ангелами (Ф.Липпи)


Филиппо Липпи (1406 - 1469)

О жизни Липпи складывались легенды. Он сам был монахом, но ушел из монастыря, стал бродячим художником, похитил из монастыря монашенку и умер,отравленный родственниками молодой женщины, в которую влюбился уже в преклонном возрасте. Писал образы мадонны с младенцем, наполненные живым человеческим чувством и переживаниями. В своих картинах он изображал много подробностей: предметы быта, окружающую обстановку, поэтому его религиозные сюжеты были похожи на светские картины.

Благовещение (1443) (Ф.Липпи)


Коронование Марии(1441-1447) (Ф.Липпи)


Портрет Джованны Торнабуони (1488) (Гирландайо)


Писал не только религиозные сюжеты, но и сцены из жизни флорентийской знати, их богатство и роскошь, портреты знатных людей.

Перед нами жена богатого флорентийца, друга художника. В этой, не очень красивой, роскошно одетой молодой женщине художник выразил спокойствие, минуту неподвижности и тишины. Выражение лица женщины холодное, ко всему безучастное, кажется, она предвидит свою близкую кончину: вскоре после написания портрета она умрет. Женщина изображена в профиль, что характерно для многих портретов того времени.

Крещение (1458-1460) (П.делла Франческа)


Пьеро делла Франческа (1415/1416 - 1492)

Одно из самых значимых имен в итальянской живописи 15-го века. Завершил многочисленные преобразования в приемах построения перспективы живописного пространства.

Картина написана на тополиной доске яичной темперой - очевидно, к этому времени художник еще не овладел секретами масляной живописи, в технике которой будут написаны его более поздние работы.

Художник запечатлел явление тайны Святой Троицы в момент Крещения Христа. Белый голубь, распростерший крылья над головой Христа, символизирует сошествие на Спасителя Святого Духа. Фигуры Христа, Иоанна Крестителя и стоящих рядом с ними ангелов написаны в сдержанной цветовой гамме.

Фреска делла Франческа


Его фрески торжественны, возвышенны и величавы. Франческа верил в высокое предназначение человека и в его произведениях люди всегда совершают прекрасные дела. Он использовал тонкие, нежные переходы красок. Франческа первым начал писать на пленэре (на воздухе).

Мертвый Христос (Мантенья)



Андреа Мантенья (1431 - 1506)

Крупный художник из Падуи. Он восхищался суровым величием произведений античных художников. Его образы напоминают греческие скульптуры - строгие и прекрасные. В своих фресках Мантенья воспевал героическую личность. Природа в его картинах пустынна и неприветлива.

Мантенья. Мадонна с Младенцем, Иоанном Крестителем и Марией Магдалиной (1500)


Мадонна сидит на алом кресле под балдахином и держит на руках обнаженного Младенца-Христа. В облике Девы Марии нет ничего царственного, скорее, это изображение молодой крестьянки. Обнаженное тельце Младенца кажется удивительно живым. По сторонам от Мадонны - Иоанн Креститель и Мария Магдалина. В руках Магдалины - сосуд с благовониями для помазания, крест в руках Иоанна обвивает лента с текстом про агнца, искупающего грехи мира. Фигуры нарисованы в обычной манере для художника и кажутся вырезанными из камня, в их одеждах резко очерчена каждая складка. Фоном служит изображение сада с темной листвой. По своему тону эта зелень контрастирует с нежно-зеленым, светлым небом. Работа вызывает ощущение глубокой печали и некой обреченности.

Парнас (Мантенья)


Моление о чаше (Мантенья)



Эта небольшая картина изображает момент, когда после Тайной вечери Иисус удаляется со Святым Петром и двумя сыновьями Зеведеевыми в Гефсиманский сад, где, оставив сопровождающих его апостолов, уходит молиться, обращаясь к Богу-отцу: "Отче Мой! Если возможно, да минует Меня чаша сия".

Коленопреклоненная фигура Христа в молитвенной позе - композиционный центр картины. Его взор обращен к небу, где на облаке видна группа ангелов. У подножья горы спят сопровождающие Христа апостолы.

По дороге, ведущей к саду, точно иллюстрируя слова Евангелия: "вот, приблизился предающий Меня", видна группа стражников, ведомая Иудой.

В картине очень много символики: сухое дерево со стервятником предвещает смерть, а ветка с зазеленевшим побегом указывает на скорое воскрешение; смиренные кролики, сидящие на дороге, по которой пройдет отряд римских воинов, чтобы взять Христа под стражу, говорят о кротости человека перед лицом неминуемой смерти. Три пня, оставшиеся от только что срубленных деревьев, напоминают о готовящемся распятии.

Священный разговор (Беллини)



Джованни Беллини (1427/1430 - 1516)

Ярко проявили себя в эпоху раннего Возрождения братья Беллини. Особенно знаменит Джованни Беллини, которого чаще называли Джанбеллино. Вырос в семье крупного венецианского живописца. Вместе с братом с юности помогали отцу выполнять художественные заказы. Работал над украшением венецианского Дворца дожей.

Его живопись отличается мягкой живописностью, богатым золотым колоритом. Мадонны Джанбеллино как бы растворяются в пейзаже, всегда органичны с ним.

Мадонна на лугу (1500-1505) Беллини.



В центре картины образ сидящей на лугу молодой Марии, на коленях которой спящий обнаженный младенец. Прелестно ее задумчивое лицо, прекрасны сложенные в молитвенном жесте руки. Фигурка божественного малыша кажется скульптурой, это говорит о близком знакомстве с творчеством Мантеньи. Однако мягкость светотеней и общая насыщенность цветовой гаммы говорят о том, что Беллини нашел свой путь в живописи.

На заднем плане написан прекрасный пейзаж. Картина написана в смешанной технике, что позволило художнику сделать контуры мягче, а цвета насыщенней.

Портрет дожа Леонардо Лоредана. Беллини


Этот портрет был заказан Беллини как художнику Венецианской республики. Дож здесь изображен почти фронтально - вопреки существующей тогда традиции изображать лица в профиль, в том числе и на медалях, и на монетах.

Четкие светотени прекрасно рисуют высокие скулы, нос и упрямый подбородок умного и волевого лица пожилого человека. На ярком сине-зеленом фоне контрастно выделяется белая с золотом и серебром парчовая мантия. Ее дож надевал в праздник Сретения - день, когда обручался с морем, принимая на год власть над Венецией. Работа маслом помогла художнику наполнить воздухом пространство картины и тем самым сделать образ дожа удивительно живым.

Итальянской культуры в период 1200-х — 1300-х годов . Иногда — этап общеевропейской культуры 1100-х — 1200-х годов. В этот период закладываются основные черты Ренессанса.

Раннее Возрождение

Раннее Возрождение, которое характеризуется зарождением ре-нессансной литературы и связанных с ней гуманитарных дисцип-лин, охватывает XIV и большую часть XV в., то есть хронологиче-ски относится ещё к Средним векам.

Высокое Возрож-дение

Высокое Возрождение — это период в истории искусства Италии конца XV — первой трети XVI вв., отмеченный небывалым взлетом живописи, архитектуры, литературы. Самые яркие представители — Леонардо да Винчи, Микеланджело Буонарроти, Рафаэль Санти.

Высокое Возрож-дение стало н аиболее ярким и плодотвор-ным периодом, когда ренессансная мысль и изобразительное искусство достигли наивысшего расцвета. В этот момент Возрожде-ние вышло за пределы Италии, превратившись в общеевропейский феномен. Именно тогда современники этого культурного переворо-та явственно ощутили наступление новых времён , а в обиход обра-зованных людей вошло само понятие «Возрождение».

Позднее Возрождение

Позднее Возрождение (последние десятилетия XVI в.) совпало по времени с началом и первыми успехами религиозной Реформации в Европе. Культура Позднего Возрождения поэтому в той же мере является и культурой эпохи Реформации, результатом сложного взаимодей-ствия двух этих исторических процессов. В этот период Европа окончательно вступила в Новое время.

В эпоху Возрождения мировоззрением, ле-жащим в основе всего культурного развития, стал гуманизм . Для него характерно восхищение реальным че-ловеком, верой в его творческие возможности, при-знание важности земного существования. Гуманисты считали себя последователями античных мыслите-лей, Античность для них была идеалом и эталоном. Однако в культуре Возрождения элементы, сформи-рованные в Средние века, оказались не менее важны, чем элементы античной культуры . Культура Возрож-дения стала синтезом средневековой и античной культуры и была подготовлена всем многовековым процессом европейского культурного развития.

Гуманистические идеи произвели настоящую рево-люцию в искусстве. Произведения искусства стано-вятся более реалистичны, в них прослеживается вос-хищение уже не только красотой человеческой души , но и совершенством человеческого тела. Художники и скульпторы стремятся передать всю гамму человеческих чувств и переживаний, связанных в том числе и с земными радостями и заботами.

Великое переломное значение эпохи Возрождения, определившей пути даль-нейшего развития мировой культуры, яр-че всего проявилось в изобразительном искусстве. Материал с сайта

Литература Возрождения

Основоположником итальянского Возрождения считается Франческо Петрарка (1804-1374), в твор-честве которого звучат мотивы земной человеческой любви. Гуманистические традиции в итальянской ли-тературе развивал младший современник Петрарки Джованни Боккаччо (1313-1375), получивший все-мирную известность благодаря сборнику новелл, на-званному «Декамерон».

Живопись Возрождения

Подлинными мастерами Раннего Возрождения в итальянской живописи можно назвать Джотто и Сандро Боттичелли , а в италь-янской скульптуре — Бернардо, Антонио Росселино, Донателло — создателя первой обнажённой скульптуры.

Краткий путеводитель по идеям эпохи европейского Возрождения.

Ренессанс

История и особенности

В течение двухсот лет Европа стала свидетелем удивительного возрождения живописи, скульптуры и архитектуры, эпицентром которого стала Италия. Понятие «эпоха Возрождения» появилось в 19-ом веке благодаря трудам историка Мишле и профессора истории искусств Якоба Буркхарда.

Характеристика

Итальянский Ренессанс восстановил западное искусство в соответствии с принципами классического греческого искусства, особенно в области скульптуры и живописи. С начала 14-го века, в поисках нового набора художественных ценностей и ответа готическому стилю, итальянские мастера и мыслители стали вдохновляться идеями античных Греции и Рима, что прекрасно гармонировало с их желанием создать универсальный и благородный вид искусства и выразить настроение того времени.

Гуманизм

Прежде всего, искусство того времени было обусловлено философским понятием «гуманизм», основанном на имеющихся достижениях (например, демократических).

В изобразительном искусстве гуманизм выступает за:

  • Создание уникальной композиции вместо стереотипных и символических образов.
  • Больший реализм и внимание к деталям, что нашло отражения в развитии теорий линейной перспективы. Этот подход объясняет и почитание классических скульптур, и выход из моды византийских работ.
  • Упор на развитие и продвижение добродетельного действия. Ведущий теоретик искусств того времени Альберти (1404-1472) заявлял, что «счастье не может быть достигнуто без добрых, справедливых и праведных дел».

Причины

До сих пор неясно, что послужило причиной такого изменения в искусстве. Хотя темные века для Европы закончились и христианская церковь в 12-13 веке испытала перерождение, в 14-ом веке случились серьезные проблемы с урожаями, эпидемия чумы и война Англии с Францией. Поэтому причиной прорыва в творчестве, безусловно, послужил целый ряд факторов и исторических событий.

Положительные тенденции развития наблюдаются в то время в Италии. Венеция и Генуя богатели на торговле с Востоком, а Флоренция стала центром ювелирного искусства, производства шерсти и шелка. Процветание постепенно приходит и в Северную Европу, о чем свидетельствует создание союза Ганзы.

Распространению новых идей способствует изобретение книгопечатания, что, в некоторой степени, отражает нетерпение из-за медленного прогресса после тысячи лет культурного и интеллектуального голода, стремление к повторному рождению.

Слабость церкви

Шаткое положение церкви дало дополнительный импульс к развития. Это приводит к подъему гуманистических воззрений и побуждает духовенство к украшению храмов и церквей, сотрудничеству с архитекторами и скульпторами. Реакция на подобное изменение, известная как контрреформация, продлилась до конца шестнадцатого века.

Развитие

Эпоха Возрождения также параллельна началу великих западных открытий. Европейцы исследуют новые морские пути, осваивают континенты и создают новые колонии. Новые исследования происходят и в других областях, относящихся к науке, природе и миру. Мастера изобразительных искусств демонстрируют свое собственное стремление к новым методам и знаниям. По словам итальянского художника, архитектора и историка Джорджо Вазари (1511-1574), растет не только уважение к искусству и классической античности, но и желание учиться у природы, подражать ей.

Эпицентр

В дополнение к статусу самой богатой торговой нации, Италия имела в своем распоряжении огромное число классических работ и артефактов. Примеры римской архитектуры и скульптуры, а также древнегреческие работы находились почти в каждом городе страны. Кроме того, падение Константинополя – столицы Византийской империи – заставило многих греческих ученых эмигрировать Италию, вместе со своими классическими идеями и важными текстами. Все эти факторы объясняют, почему именно эта страна стала центром европейского Возрождения.

В Северной Европе ренессанс характеризуется достижениями в представлении света, его распространения и отражения, что находит отражение в портретной живописи и натюрмортах . Связано это отчасти с тем, что большинство художников северного Возрождения использовали масляные краски в начале 15-го века, предпочитая их темпере или фреске, которые (по многим причинам, в том числе климатическим) все еще являлись предпочтительными и популярными в Италии.

В религиозном искусстве того времени доминирует изображение апостолов и членов Святого Семейства, которые изображаются как живые люди. Их позы и окружение выражают реальные человеческие эмоции. Также пользуются популярностью сюжеты и истории из классической мифологии, иллюстрирующие идеи гуманизма.

Тициан .

Стоит отметить и то, что статус профессии художников и скульпторов переходит на новый уровень, ведь теперь создание картин и скульптур требует мыслительных подготовки и серьезной техники.

Галереи

Следующие итальянские галереи имеют значительные коллекции картин или скульптур эпохи Возрождения:

  • Галерея Уффици.
  • Дворец Питти.
  • Музеи Ватикана.
  • Галерея Дориа-Памфили.
  • Каподимонте музей.
  • Музей Изабеллы Стюарт Гарднер.

Заключение

Основной вклад итальянского Возрождения в историю искусства можно обозначить как продвижение классических античных идеалов, что вылилось в классическое развитие западной живописи и скульптуры. Хотя современные художники и исследуют новые формы искусства, для запада основной моделью остается греческая античность и ее интерпретация в виде Ренессанса.

Эпоха Возрождения обновлено: Сентябрь 16, 2017 автором: Глеб

XIV-XV век. В странах Европы начинается новая, бурная эпоха – эпоха Возрождения (Ренессанса – от французского Renaissanse). Начало эпохи связано с освобождением человека от феодально-крепостнической зависимости, развитием наук, искусств и ремёсел.

Эпоха Возрождения началась в Италии и продолжила свое развитие в странах северной Европы: Франции, Англии, Германии, Нидерландах, Испании и Португалии. Позднее Возрождение датируется серединой XVI – 90-ми годами XVI века.

Влияние церкви на жизнь общество ослабело, возрождается интерес к античности с её вниманием к личности человека, его свободе и возможностям развития. Изобретение книгопечатания содействовало распространению грамотности среди населения, росту образованности, развитию наук, искусств, в том числе художественной литературы. Буржуазия не удовлетворилась религиозным мировоззрением, которое господствовало в средние века, а создала новую, светскую науку, основанную на изучении природы и наследия древних писателей. Так началось "возрождение" античной (древнегреческой и римской) науки и философии. Ученые стали разыскивать и изучать древние памятники литературы, хранившиеся в библиотеках.

Появились писатели и художники, осмелившиеся выступить против церкви. Они были убеждены: самую большую ценность на земле представляет человек, и все его интересы должны быть сосредоточены на земной жизни, на том, чтобы прожить ее полно, счастливо и содержательно. Таких людей, посвятивших свое искусство человеку, стали называть гуманистами.

Для литературы Возрождения характерны гуманистические идеалы. Эта эпоха связана с появлением новых жанров и с формированием раннего реализма, который так и назван, "реализм Возрождения" (или ренессансный), в отличие от более поздних этапов, просветительского, критического, социалистического. Произведения эпохи Возрождения дают нам ответ на вопрос о сложности и важности утверждения человеческой личности, ее творческого и действенного начала.

Для литературы Возрождения характерны различные жанры. Но определенные литературные формы преобладали. Джованни Боккаччо становится законодателем нового жанра – новеллы, который так и именуется новеллой Возрождения. Этот жанр рожден характерным для Возрождения ощущением удивления перед неисчерпаемостью мира и непредсказуемостью человека и его поступков.


В поэзии становится наиболее характерной формой сонет (строфа из 14 строк с определенной рифмовкой). Большое развитие получает драматургия. Наиболее выдающимися драматургами Возрождения являются Лопе де Вега в Испании и Шекспир в Англии.

Широко распространена публицистика и философская проза. В Италии Джордано Бруно в своих работах обличает церковь, создает свои новые философские концепции. В Англии Томас Мор высказывает идеи утопического коммунизма в книге "Утопия". Широко известны и такие авторы, как Мишель де Монтень ("Опыты") и Эразм Роттердамский ("Похвала глупости").

В числе писателей того времени оказываются и коронованные особы. Стихи пишет герцог Лоренцо Медичи, а Маргарита Наваррская, сестра короля Франции Франциска I, известна как автор сборника "Гептамерон".

В изобразительном искусстве эпохи Возрождения человек предстал самым прекрасным творением природы, сильным и совершенным, гневным и нежным, задумчивым и весёлым.

Наиболее ярко мир человека эпохи Возрождения представлен в Сикстинской капелле Ватикана, расписанной Микеланджело. Библейские сюжеты образуют свод капеллы. Основной их мотив – сотворение мира и человека. Эти фрески полны величия и нежности. На алтарной стене находится фреска "Страшный суд" , которая была создана в 1537–1541 гг. Здесь уже Микеланджело видит в человеке не "венец творения", а Христос представлен гневным и карающим. Потолок и алтарная стена Сикстинской капеллы представляют собой столкновение возможности и реальности, возвышенности замысла и трагизма осуществления. "Страшный суд" считается произведением, завершившим в искусстве эпоху Возрождения.

Здравствуйте, уважаемые читатели блога сайт.

«Нет дела, коего устройство было бы труднее, ведение опаснее, а успех сомнительнее, нежели замена старых порядков новыми».

Никколо Макиавелли

Эпоха Ренессанса вошла в историю, как время множества великих достижений, открытий, ярчайших дарований, создававших шедевры в различных областях искусства, литературы и науки.

Невозможно дать исчерпывающую характеристику этому периоду, уж слишком он многогранен, охватывает огромные территории, скрывает в себе противоречия, о которых до сих пор спорят историки.

Даже в определении четких временных границ этой эпохи нет согласия среди исследователей. Чего уж говорить о каком-то универсальном ответе на вопрос «что такое Ренессанс».

В этой статье мы попытаемся остановиться на основных характерных чертах эпохи Возрождения, приблизительно очертить временные рамки этого периода и вспомнить самых ярких представителей Ренессанса, без которых невозможно представить европейскую культуру.

Ренессанс - это возрождение по-французски

Термин Ренессанс французского происхождения (Renaissance) и дословно обозначает «заново рожденный» , «возрождение».

В обиход, как название целой эпохи, слово вошло с легкой руки французского историка Жюля Мишле, который в середине XIX века выпустил книгу «История Франции в XVI веке: Ренессанс».

*Жюль Мишле

И хотя новая эра культурного подъема началась отнюдь не во Франции, именно это слово вошло во многие языки без перевода, как обозначение временного отрезка европейской истории приблизительно с XIV по XVI век.

В русском языке термины Ренессанс и Возрождение равноправны и взаимозаменяемы.

Люди, жившие и творившие в эпоху Ренессанса, сами ощущали свое время как переломное, как возрождение после мрака средневековья.

Неудивительно, что задолго до Жюля Мишле в середине XVI века итальянский художник Джорджио Вазари тоже применил термин Возрождение на итальянском языке (rinascita) в книге о великих художниках своего времени, имея в виду прорыв в искусстве. Сейчас в Италии в ходу термин Rinascimento.

Когда была эпоха Возрождения

В определении дат начала и конца эпохи Возрождения нет согласия среди историков. Проблема усугубляется еще и тем, что в разных странах Европы Ренессанс начинался в разное время , по-разному протекал и не заканчивался синхронно по команде отбой.

Но бесспорно одно – раньше всех особая культура Возрождения сложилась в Италии, т.к. эта страна к XIV веку достигла высокого уровня экономического и политического развития на фоне других средневековых регионов Европы.

Кстати, на протяжении средневековья выделяют как минимум три периода культурного расцвета в IX–XII веках, которые тоже принято называть ренессансом. Все они, так или иначе, были связаны с обращением к античному наследию, но не стали серьезным поворотом в истории.

Многие исследователи считают отправной точкой Ренессанса 1341 год, когда поэт Франческо Петрарка был коронован в Риме на Капитолийском холме лавровым венком за достижения в области литературы.

Петрарка выступал за возрождение античной культуры , проповедовал возвращение к чистой латыни, освоение культурного наследия древних.

*Памятник Петрарке во Флоренции

И если Петрарка был первым культурным деятелем Ренессанса, то Флоренцию называют его первым центром и культурной столицей, удерживающей лидирующую позицию вплоть до XVI века.

Именно здесь в XIV веке совпали необходимые для культурного прорыва предпосылки:

  1. высокий уровень экономического развития;
  2. отсутствие четких границ между сословиями;
  3. культ равенства граждан перед законом;
  4. развитая система образования, охватывающая разные слои населения;
  5. непосредственная связь с римской цивилизацией, культурное наследие которой являлось частью национального прошлого (Флоренцию основал в 59 году до н.э. сам Юлий Цезарь).

Эти предпосылки характерны не только для Флоренции, но и для всей Италии в целом.

С датой окончания великой эпохи Возрождения еще меньше определенности.

Среди прочих называют:

  1. 1492 год, когда была открыта Америка;
  2. 1517 год, когда ;
  3. 1600 год, когда в Риме сожгли на костре скандального философа Джордано Бруно;
  4. Даже 1648 год, когда подписанием Вестфальского мира завершилась Тридцатилетняя война, и началась качественно новая эпоха в истории Европейских государств.

Итальянское и Северное Возрождение

В Италии брожение умов началось раньше на целый век в отличие от регионов, расположенных за Альпами. Если в свободных итальянских городах предвестники Возрождения Данте и Джотто появились уже в конце XIII века, то первые ласточки Северного Ренессанса братья ван Эйк работали в Нидерландах в начале XV века.

*Художники братья ван Эйк – основоположники Северного Возрождения

Ренессанс, и , как время великих творцов, объединяет Италию и северную Европу , но все же различия между ними существенны.

Итальянское Возрождение Северное Возрождение
Распространилось с середины XIV века Началось в XV веке на закате итальянского Ренессанса
Италия: Флоренция, Милан, Венеция, Неаполь, Падуя, Феррара и др. Германия, Нидерланды, Франция, Испания, Англия
Обращение к идеалам античного мира Обращение к идеалам раннего христианства
Развитие идей светского мировоззрения Развитие идей религиозного обновления
Влияние античного искусства Влияние готического искусства
Фокус внимания на человеке, как героической личности, на божественной природе человека Фокус внимания на христианской любви к ближнему, на божественной сути природы
Стремление к освобождению от церковных догм Стремление к совершенствованию церкви и ее учения

*Ян ван Эйк. Мадонна канцлера Ролена. 1435 г. Северное Возрождение.

*Бартоломео Виварини. Мадонна с младенцем.1490 г. Итальянское Возрождение.

Этапы итальянского Возрождения

Итальянский Ренессанс принято разделять на четыре периода:

Главные достижения Ренессанса

Заключение

В заключение хочется привести оригинальную метафору русского философа Алексея Федоровича Лосева, приведенную им в книге «Эстетика Возрождения». Лосев настаивает на том, что средневековье ни в коем случае не забывало наследие античного мира, но и не позволяло ему заявить о себе во весь голос.

«Средние века оставили античность незахороненной, время от времени гальванизируя и заклинаниями возвращая к жизни ее труп. Ренессанс стоял в слезах на ее могиле и пытался воскресить ее душу. В один фатально-благоприятный момент это удалось».

В нужное время и в нужном месте произошел перелом в развитии культуры, родившийся суровым Средним векам, поющий оды прекрасному античному миру, но в то же время идущий своим собственным путем.

Удачи вам! До скорых встреч на страницах блога сайт

Вам может быть интересно

Эпоха (стиль) Барокко - как это было и как отразилось в искусстве Что такое гуманизм в философии Возрождения, светский гуманизм и почему это учение считают высшей моральной ценностью Что такое дифирамбы Апофеоз - что это значит во всех сферах Что такое классицизм в литературе, архитектуре и живописи Что такое утопия Вакханалия - что это такое и как сегодня используется этот термин Что такое баллада Реализм Что такое тоталитаризм и государства с тоталитарным режимом Что такое декаданс


Top