Орфей и Эвридика - кто это такие в мифологии? PR в Античной мифологии Коммуникативные средства создания образов и символов.

Чудесная лира Орфея. Родился некогда у двух бессмертных богов, речного бога Эагра и прекрасной музы Каллиопы, мальчик. Обрадовалась мать и подарила ему самое лучшее, что могла — дивной красоты голос. Когда ребенок, которого назвали Орфеем, подрос, отдали его в обучение к самому златокудрому Аполлону, богу солнечного света, музыки и поэзии. Обучил Аполлон Орфея всем искусствам. Когда Орфей играл на лире или пел, люди бросали дела и слушали, затаив дыхание. И не только люди! Хищный ястреб прекращал преследовать голубку, волк оставлял в покое ланей, ветви деревьев склонялись к поющему Орфею, даже камни старались подкатиться к нему поближе, реки же останавливали свое течение и внимали певцу, стараясь не пропустить ни одного звука. Всех покоряла волшебная сила его искусства.

Любовь Орфея и Эвридики. Услышала однажды пение Орфея прекрасная нимфа Эвридика и полюбила его. Часами могла она смотреть, как перебирает Орфей пальцами звонкие струны лиры, слушать чарующие звуки его голоса. Полюбил и Орфей Эвридику; постоянно были они теперь вместе, с именем Эвридики на устах певец засыпал и просыпался. Лучшие свои песни посвятил Орфей их необыкновенной любви. Когда же решили они стать мужем и женой, пировали на их свадьбе сами бессмертные боги. Безмерно счастливы были Орфей и Эвридика; день летел за днем, не принося ничего, кроме радости и любви.

Смерть Эвридики. Но недолгим было их счастье. Однажды Эвридика бродила по прекрасной лесной поляне, собирая цветы и дожидаясь любимого мужа. Ласково грело солнце, все живое радовалось ему и купалось в его живительных лучах. Даже змея покинула свое холодное логово и выбралась погреться на солнышке. Не заметила ее Эвридика и наступила ногой. Зашипела змея и укусила в ногу юную нимфу. Быстро подействовал яд, упала Эвридика на зеленую траву, успев лишь прошептать: “Орфей, где же ты, о, мой Орфей?” Умерла Эвридика. Собрались около нее подруги-нимфы, плакали, горевали о ее безвременной смерти. Быстрокрылые птицы принесли скорбную весть и Орфею, поспешил он к месту, где случилось несчастье. Как безумный, бросился Орфей к любимой жене. Обнял ее, склонил голову ей на грудь. Хотелось ему умереть рядом с ней. Скорбь разлилась по природе: все живое оплакивало Эвридику. Глубокая печаль поселилась в сердце Орфея. Не мог он оставаться в том доме, где был так счастлив с Эвридикой, не мог больше петь чудных песен, лишь печальные звуки издавала его лира.

Орфей в Аиде. Понял Орфей, что не может жить без Эвридики и задумал спуститься в Аид, к подземным богам. Вдруг удастся их разжалобить, и они вернут любимую жену! Вход в преисподнюю был на самом юге страны греков, Эллады. Аполлон попросил Гермеса быть проводником Орфея. Согласился Гермес, хотелось ему, чтобы Орфей вновь стал счастливым и радостным, как прежде.

И вот добрались они до сумрачных врат Аида. Простился Орфей с Гермесом и дальше пошел один. Дошел он до мрачных вод подземной реки Ахеронта. Столпились на ее берегу тени умерших, ждут, чтобы перевозчик Харон переправил их на лодке на другой берег. Увидел он среди спешащих в ладью теней живого человека и завопил: “Эй! А ты куда влезаешь? Не повезу я тебя, нет пути через Ахеронт живому человеку!” Взял тогда Орфей лиру и заиграл, да так прекрасно, чудно и задушевно, что заслушался Харон. Продолжая играть, сел Орфей в лодку, и повез его Харон на другой берег. Выбрался певец из ладьи и пошел ко дворцу царя Аида; его пение было так прекрасно, что тени умерших слетались к нему со всех сторон. Вот и дворец вечно мрачного бога; сидит он на золотом троне, а рядом с ним богиня мертвых Персефона. Сильнее ударил Орфей по струнам, громче стала песня. Пел он о своей жене, о любви, которая связала их навеки, о счастливых весенних днях, когда были они вместе, пел он и о горечи утраты, о муках, которые терпит, потеряв любимую... Так прекрасно было его пение, что слезы заблестели на глазах Персефоны, и даже сам Аид казался растроганным.

Условие Аида. Но вот замерла песня Орфея, подобно чуть слышному вздоху печали, и спросил тогда владыка подземного царства: “Скажи мне, чего ты хочешь? Клянусь водами Стикса, я исполню твое желание”. — “О, могучий Аид! Когда приходит срок, ты принимаешь в свое царство всех нас, смертных. Ни один не минует твоей обители, но отпусти Эвридику на землю хоть на несколько лет, пусть полней узнает она радости жизни, ведь она сошла к тебе такой юной! Посмотри, как я страдаю; так же страдал бы и ты, если бы отняли у тебя твою Персефону!” — “Хорошо, Орфей! Я верну твою жену. Но помни: пока будешь идти по моему царству, не оглядывайся. Оглянешься хоть раз — не увидеть тебе Эвридики вовек”.

Орфей нарушает условие. Поспешил Орфей в обратный путь. Все дальше и дальше уходит он от дворца Аида по тропе, ведущей на землю; вот уже и река Ахеронт позади, вот уже забрезжил впереди дневной свет... Не слышит Орфей позади себя шагов: бесплотны тени, не издают они при ходьбе ни звука. А идет ли Эвридика за ним? Вдруг заблудилась она, отстала, осталась в Аиде? Не выдержал Орфей, оглянулся. Увидел он тень Эвридики, но только один краткий миг длилось видение, унеслась тень назад, во мрак вечной ночи. Напрасно звал Орфей свою жену, напрасно бежал за ней следом к берегам Ахеронта, напрасно семь дней стоял на берегу подземной реки — остался певец навеки один!

Одиночество Орфея. Вернулся Орфей на землю. Четыре года прошло после смерти Эвридики, но по-прежнему хранил он ей верность. Ни на одну женщину не хотел даже взглянуть Орфей, бежал от людей и в одиночестве блуждал по лесам и горам, оплакивая свою любовь. Особенно сторонился он вакханок — дерзких и буйных дев, которые любили шумное веселье, а из всех богов почитали одного — Диониса, бога виноградарства и виноделия, танцев, игр и пиров.

Вакханки забрасывают Орфея камнями. Однажды сидел он на берегу ручья и пел любимую Эвридикой песню. Вдруг раздались громкие возгласы и смех; вскоре к ручью вышла толпа вакханок, веселых, возбужденных: справляли они в этот день праздник Диониса-Вакха. Заметила одна из них Орфея и воскликнула: “Вот он, наш ненавистник!” Схватила камень и швырнула в Орфея, но не попал камень в певца, — побежденный чарующим пением, упал камень к его ногам, как бы моля о прощении. Однако вакханки словно обезумели: туча камней понеслась в Орфея, громче и непристойней становились их возгласы. Совсем заглушили они пение, и вот уже обагрились камни кровью певца. Вид крови довел вакханок до настоящего бешенства. Как хищные звери, набросились они на Орфея и убили его. Разодрали мертвое тело Орфея на части, а его лиру бросили в быстрые воды реки Гебр. И тут произошло чудо: тихо зазвучала уносимая волнами лира, словно оплакивая гибель певца, — и в ответ ей зарыдала вся природа. Плакали деревья и цветы, плакали звери и птицы, плакали скалы, и слез было так много, что переполнились реки и озера.

Лесбос дает последний приют Орфею. Вынесла река голову Орфея и его лиру в море, а морские волны понесли их к острову Лесбос. Похоронили там голову певца, и с тех пор звучат на Лесбосе самые прекрасные в мире песни; много прославленных певцов и поэтов рождалось на этом острове. А лиру Орфея боги поместили на небе среди созвездий.

Бессмертные были разгневаны на безумных вакханок за их злодеяние; Дионис превратил их в дубы: в каком месте каждую из них застал гнев бога, в том и остались они стоять навечно, с запоздалым раскаянием шелестя листвой.

Тень Орфея спустилась в Аид, и там он снова встретил свою Эвридику и заключил в нежные объятия. С тех пор они неразлучны. Вечно могут блуждать они по полям сумрачного Аида, и волен Орфей оглядываться назад, не боясь потерять любимую Эвридику.

Древнегреческий миф "Орфей и Эвридика"

Жанр: древнегреческий миф

Главные герои сказки "Орфей и Эвридика" и их характеристика

  1. Орфей, талантливый певец. Верный, влюбленный, бесстрашный, нетерпеливый.
  2. Эвридика, молодая, красивая, пугливая.
  3. Аид, мрачный бог подземного мира. Суровый, но справедливый и немного романтичный.
  4. Харон, перевозчик через Стикс. Мрачный, суровый, нелюдимый.
План пересказа сказки "Орфей и Эвридика"
  1. Орфей и его жена Эвридика
  2. Трагедия в лесу
  3. Орфей ищет путь в подземный мир
  4. Орфей очаровывает Харона
  5. Орфей во дворце Аида
  6. Орфей поет для Аида
  7. Просьба Орфея
  8. Условие Аида
  9. Торопливость Орфея
  10. Одиночество Орфея.
Кратчайшее содержание сказки "Орфей и Эвридика" для читательского дневника в 6 предложений
  1. Красавица Эвридика полюбила певца Орфея и стала его женой.
  2. Однажды в лесу ее ужалила змея и Эвридику унес бог смерти.
  3. Орфей отправился искать царство мертвых и нашел реку Стикс.
  4. Харон не хотел перевозить Орфея, но тот запел и никто не посмел ему отказать.
  5. Орфей пришел во дворец Аида, спел свою песню, и Аид отпустил тень Эвридики.
  6. Орфей обернулся у выхода из пещеры и тень Эвридики улетела.
Главная мысль сказки "Орфей и Эвридика"
Для любви не существует преград, кроме собственной торопливости.

Чему учит сказка "Орфей и Эвридика"
Сказка учит верной и самоотверженной любви. Учит стремиться всегда быть вместе со своим любимым, учит не расставаться с любимыми. Учит не бояться преград, дальней дороги, ночных теней. Учит быть храбрым, даже бесстрашным. Учит тому, что таланту везде почет. Учит не быть торопливым, и договоры с тем, кто сильнее тебя, соблюдать в точности.

Отзыв на сказку "Орфей и Эвридика"
Мне понравилась эта романтичная история, хотя конечно жаль, что Орфей, проделав такой долгий и опасный путь, не смог удержаться и потерпеть еще пару минут. Тогда Эвридика оказалась бы свободной. Но излишняя торопливость испортила все дело. Зато сам Орфей сумел спуститься в царство мертвых и живым вернуться назад.

Пословицы к сказке "Орфей и Эвридика"
Тише едешь, дальше будешь.
Скорость нужна, а поспешность вредна.
Для милого семь верст не околица.
Большая любовь быстро не забывается.
Дело мастера боится.

Читать краткое содержание, краткий пересказ сказки "Орфей и Эвридика"
Жил в Древней Греции знаменитый певец Орфей. Всем очень нравились его песни и за песни полюбила его красавица Эвридика. Она стала женой Орфея, но вместе они были недолго.
Так случилось, что вскоре, Эвридика испугалась шума в лесу, побежала и неосторожно наступила на змеиное гнездо. Ее ужалила змея и Орфей, который прибежал на крики жены, увидел только черные крылья птицы смерти, которая уносила с собой Эвридику.
Горе Орфея было безмерно. Он удалился в леса и там в песнях изливал свою тоску по любимой.
И столь велико было его горе, столь пронзительны его песни, что звери выходили послушать их, а деревья окружали Орфея. И Орфей молил о смерти, чтобы встретиться с Эвридикой хотя бы в чертогах смерти. Но смерть не приходила.
И тогда Орфей сам отправился на поиски смерти. В пещере Тэнара он нашел ручеек, который впадал в подземную реку Стикс, и по руслу ручья спустился до берегов Стикса. За этой рекой начиналось царство мертвых.
За спиной Орфея толпились тени мертвых, которые ждали своей очереди переправится через Стикс. И вот к берегу пристала лодку, правил которой перевозчик мертвых душ Харон. Души стали садиться в лодку и Орфей попросил Харона перевезти его на тот берег.
Но Харон оттолкнул Орфея, сказав, что возит только мертвых. И тогда Орфей запел. Он пел так хорошо, что его заслушались мертвые тени, заслушался его и сам Харон. А Орфей вошел в лодку и потребовал везти себя на тот берег. И Харон послушался, зачарованный музыкой.
И переправился Орфей в землю мертвых, и шел по ней в поисках Эвридики, продолжая петь. И мертвые расступались перед ним. Так добрался Орфей до дворца бога подземного мира.
Во дворце на троне сидел сам Аид и жена его Персефона. За спиной их стоял бог Смерти, сложив черные крылья, рядом толпились Керы, отнимающие жизни воинов на поле брани. Тут же судьи судили души.
По углам зала в тенях прятались Воспоминания, которые стегали души бичами из живых змей.
И много других чудовищ видел в Подземном царстве Орфей - Ламий, который воруют по ночам детей, Эмпузу, с ослиными ногами, которая пьет кровь людей, стигийский собак.
Только юный бог сна Гипнос носился по залу радостный.. Он давал всем чудесный напиток, от которого все засыпали.
И вот Орфей запел. В молчании слушали его боги, склонив свои головы. А когда Орфей закончил, спросил его Аид, чего он хочет за свое пение, и обещал выполнить любое его желание.
И стал просить Орфей, чтобы отпустил Аид его Эвридику, ведь рано или поздно она все равно вернется в царство мертвых. И стал Орфей умолять Персефону заступиться за него перед Аидом.
Согласился Аид вернуть Орфею Эвридику, но поставил одно условие. Не должен был увидеть Орфей своей любимой, пока она тенью следует за ним. Только выйдя из царства мертвых на солнечный свет, мог Орфей оглянуться. Согласился Орфей и велел Аид тени Эвридики следовать за певцом.
Так прошли они царство мертвых и Харон перевез их через Стикс. Стали они подниматься в пещере и уже показался впереди дневной свет. И тут Орфей не выдержал и обернулся, он хотел проверить, действительно ли Эвридика следует за ним. На мгновение он увидел тень любимой, но она тут же улетела.
Орфей бросился назад и долго рыдал на берегах Стикса, но никто не откликнулся на его мольбы. Тогда вернулся Орфей в мир живых и прожил один долгую жизнь. Но он помнил о своей любимой и воспевал ее в своих песнях.

Рисунки и иллюстрации к сказке "Орфей и Эвридика"

Орфей — одна из самых загадочных фигур в мировой истории, о котором дошло очень мало сведений, которых можно назвать достоверными, но при этом очень много мифов, сказок, легенд. Сегодня трудно себе представить мировую историю и культуру без греческих храмов, без классических образцов скульптуры, без Пифагора и Платона, без Гераклита и Гесиода, без Эсхила и Еврипида. Во всем этом — корни того, что мы называем сейчас наукой, искусством, и в целом культурой. Если обратиться к истокам, то вся мировая культура базируется на греческой культуре, импульс к развитию, которой принес Орфей: это каноны искусства, законы архитектуры, законы музыки и т.д. Орфей появляется в очень сложное для истории Греции время: люди погрузились в полудикое состояние, культ физической силы культ Вакха, самых низменных и грубых проявлений.

В этот момент, а это было около 5 тысяч лет назад, появляется фигура человека, которого предания называли сыном Аполлона, ослепляющего свое физической и духовной красотой. Орфей — его имя переводится как «лечащий светом» («аур» — свет, «рфе» — лечить). В мифах, о нем рассказывают как о сыне Аполлона, от которого он получает свой инструмент 7-ми струнную лиру, в которую впоследствии добавил еще 2 струны, сделав ее инструментом 9—ти муз. (муз как девять совершенных сил души, ведущих по пути и с помощью которых можно этот путь пройти. По другой версии, он был сыном царя Фракии и музы Каллиопы, музы эпической и героической поэзии. По мифам Орфей участвовал в путешествии аргонавтов за золотым руном, выручая своих друзей во время испытаний.

Одним из самых знаменитых мифов — миф о любви Орфея и Эвридики. Возлюбленная Орфея, Эвридика умирает, душа ее направляется в подземный мир к Аиду, и Орфей, ведомой силой любви к своей возлюбленной, спускается за ней. Но когда цель уже казалось бы была достигнута, и он должен был соединиться с Эвридикой, его одолевают сомнения. Орфей оборачивается и теряет свою возлюбленную, великая любовь соединяет их только на небе. Эвридика представляет собой божественную душу Орфея, с которой он соединяется после смерти.

Орфей продолжает борьбу против лунных культов, против культа Вакха, он погибает растерзанный вакханками. Миф говорит также о том, что голова Орфея какое-то время пророчествовала, и это был один из самых древнейших оракулов Греции. Орфей приносит себя в жертву и умирает, но до смерти он осуществил то дело, которое он должен осуществить: он приносит свет людям, лечит светом, приносит импульс для новой религии и новой культуры. Новая культура и религия, возрождение Греции рождается в тяжелейшей борьбе. В момент, когда господствовала грубая физическая сила, приходит тот, кто приносит религию чистоты, красивого аскетизма, религию высокой этики и морали, которая послужила противовесом.

Учение и религия орфиков принесла красивейшие гимны, через которые жрецы доносили крупицы мудрости Орфея, учение о Музах, помогающих людям через свои таинства, открыть в себе новые силы. На учение Орфея опирались Гомер, Гесиод и Гераклит, последователем орфической религии стал Пифагор, который стал основателем пифагорейской школы как возрождения орфической религии в новом качестве. Благодаря Орфею в Греции снова возрождаются мистерии — в двух центрах Элевсинах и Дельфах.

Элевсины или «место, куда пришла богиня», связано с мифом о Деметре и Персефоне. Суть Элевсинских мистерий в таинствах очищения и возрождения, они были основаны на прохождении души через испытания.

Другую составляющую религии Орфея составляют мистерии в Дельфах. Дельфы как соединение Диониса и Аполлона представляли собой гармонию противоположностей, которую несла в себе орфическая религия. Аполлон, характеризующий порядок, соразмерность всего, дает основные законы и принципы построения всего, строительства городов, храмов. И Дионис, как обратная сторона, как божество постоянного изменения, постоянного преодоления всех возникающих преград. Дионисийское начало в человеке постоянный неиссякаемый энтузиазм, дает возможность постоянного движения, стремления, к новому, и Аполлонийское начало стремится одновременно к гармонии, четкости и соразмерности. Эти два начала были соединены в Дельфийском храме. Праздники, которые проходили в нем, были связаны с соединение этих двух начал. В этом храме от имени Аполлона говорят прорицательницы дельфийского оракула — пифии.

Орфей принес учение о музах, девяти силах человеческой души, которые предстают в виде 9 прекраснейших муз. Каждая из них имеет свою составляющую как принцип, как ноты в божественной музыке. Муза истории Клио, муза ораторского искусства и гимнов Полигимния, муза комедии и трагедии Талия и Мельпомена, муза музыки Эвтерпа, муза, небесного свода Урания, муза божественного танца Терпсихора, муза любви Эрато, и муза героической поэзии.

Учение Орфея это учение света, чистоты и Великой безграничной любви, его получило все человечество, и часть света Орфея унаследовал каждый человек. Это некий дар богов, который живет в душе каждого из нас. И через него можно постичь все: и силы души, сокрытые внутри, и Аполлона и Диониса, божественную гармонию прекрасных муз. Может быть, именно это даст человеку ощущение настоящее жизни, наполненной вдохновением и светом любви.

Миф об Эвридике и Орфее

В греческих мифах Орфей находит Эвридику и силой своей любви трогает даже сердце владыки ада Аида, который разрешает ему вывести Эвридику из подземного мира, но с условием: если он оглянется и посмотрит на нее, прежде, чем Эвридика выйдет на свет дня, он потеряет ее навсегда. И в драме Орфей теряет Эвридику, не может выдержать и не посмотреть на нее, она исчезает и вся его оставшаяся жизнь проходит в безысходном горе.

На самом деле конец этой истории другой. Да, великая небесная Любовь Орфея вызвала сострадание в сердце Аида. Но он не теряет Эвридику. Сердце подземного мира обозначает таинства. Орфей находит Эвридику, потому что приближается к таинствам неба, к таинствам Природы, к сокровенному. И каждый раз, когда он пытается на нее смотреть, Эвридика от него убегает — как Звезда волхвов появляется, чтобы показать путь, а потом исчезает, чтобы дождаться, когда человек дойдет до тех далей, которые она ему показала.

Эвридика уходит на небо и с неба вдохновляет Орфея. И каждый раз, когда Орфей через свою прекрасную музыку, вдохновленный, приближается к небу, он встречается с Эвридикой. Если он слишком привязан к земле, Эвридика не может так низко опускаться, и это является причиной их разлуки. Чем ближе он к небу, тем ближе он к Эвридике.

Орфей об Эвридике

В это время вакханки уже начали околдовывать Эвридику своими чарами, стремясь завладеть её волей.

Привлеченный каким-то неясным предчувствием в долину Гекаты, я шел однажды посреди густых трав луга и кругом царствовал ужас темных лесов, посещаемых вакханкамй. увидел Эвридику. Она медленно шла, не видя меня, направляясь к пещере. Эвридика останавливалась, нерешительная, а затем возобновляла свой путь, словно побуждаемая магической властью, все более приближаясь к пасти ада. Но я различил спящее небо в ее взорах. Я позвал ее, я взял ее за руку, я крикнул ей: «Эвридика! Куда идешь ты?» Как бы пробужденная ото сна, она испустила крик ужаса и, освобожденная от чар, упала на мою грудь. И тогда Божественный Эрос покорил нас, мы обменялись взглядами, так Эвридика — Орфей стали супругами навек.

Но вакханки не смирились, и однажды одна из них предложила Эвридике чашу с вином, обещая, что если она выпьет его, перед ней раскроется наука магических трав и любовных напитков. Эвридика в порыве любопытства выпила ее и пала, как бы пораженная молнией. Чаша заключала смертельный яд.

Когда я увидал тело Эвридики, сжигаемое на костре, когда последние следы ее живой плоти исчезли, я спросил себя: где же ее душа? И я пошел в невыразимом отчаянии. Я бродил по всей Греции. Я молил жрецов Самофракии вызвать ее душу. Я искал эту душу в недрах земли и везде, куда мог проникнуть, но тщетно. Под конец я пришел к пещере Трофонийской.

Там жрецы вводят смелого посетителя через трещину до огненных озер, которые кипят в недрах земли и показывают ему, что происходит в этих недрах. Проникнув до конца и увидав то, что ни одни уста не должны произносить, я вернулся в пещеру и впал в летаргический сон. Во время этого сна ко мне явилась Эвридика и сказала: «Ради меня ты не побоялся ада, ты искал меня между мертвыми. Я услышала твой голос, я пришла. Я обитаю на краю обоих миров и плачу так же, как ты. Если ты хочешь освободить меня, спаси Грецию и дай ей свет. И тогда мне будут возвращены мои крылья, и я поднимусь к светилам, и ты снова найдешь меня в светлой области Богов. А до тех пор я должна бродить в царстве мрака, тревожном и скорбном...»

Трижды я хотел схватить её, трижды она исчезала из моих объятий. Я услышал звук словно от разорванной струны, и затем голос, слабый как дуновение, грустный как прощальный поцелуй, прошептал: «Орфей!!»

При этом звуке я пробудился. Это имя, данное мне её душой, преобразило все мое существо. Я почувствовал, как в меня проник священный трепет беспредельного желания и сила сверхчеловеческой любви. Живая Эвридика дала бы мне блаженство счастья, мертвая Эвридика повела меня к истине. Из любви к ней я облекся в льняные одежды и достиг великого посвящения и жизни аскета. Из любви к ней я проник в тайны магии и в глубины божественной науки; из любви к ней я прошел через пещеры Самофракия, через колодцы Пирамид и через могильные склепы Египта. Я проникал в недра земли, чтобы найти в ней жизнь. И по ту сторону жизни я видел грани миров, я видел души, светящиеся сферы, эфир Богов. Земля раскрыла передо мной свои бездны, а небо — свои пылающие храмы. Я исторгал тайную науку из-под пелен мумий. Жрецы Изиды и Осириса открыли мне свои тайны. У них были только их Боги, у меня же был Эрос. Его силою я проник в глаголы Гермеса и Зороастра; его силой я произнес глагол Юпитера и Аполлона!

Э.Шюре «Великие Посвященные»

Великий певец Орфей, сын речного бога Эагра и музы Каллиопы, жил в далекой Фракии. Женой Орфея была прекрасная нимфа Эвридика. Горячо любил ее Орфей. Но недолго наслаждался Орфей счастливой жизнью с женой своей. Однажды, вскоре после свадьбы, прекрасная Эвридика собирала со своими юными подругами нимфами весенние цветы в зеленой долине. Не заметила Эвридика в густой траве змею и наступила на нее. Ужалила змея юную жену Орфея в ногу. Громко вскрикнула Эвридика и упала на руки подбежавшим подругам. Побледнела Эвридика, сомкнулись ее очи. Яд змеи пресек ее жизнь. В ужас пришли подруги Эвридики, и далеко разнесся их скорбный плач. Услышал его Орфей. Он спешит в долину и там видит труп своей нежно любимой жены. В отчаяние пришел Орфей. Не мог он примириться с этой утратой. Долго оплакивал он свою Эвридику, и плакала вся природа, слыша его грустное пение.

Наконец решил Орфей спуститься в мрачное царство душ умерших, чтобы упросить Аида и Персефону вернуть ему жену. Через мрачную пещеру Тэнара спустился Орфей к берегам священной реки Стикс.

Стоит Орфей на берегу Стикса. Как переправиться ему на другой берег, туда, где находится царство Аида? Вокруг Орфея толпятся тени умерших. Чуть слышны стоны их, подобные шороху листьев, падающих в лесу поздней осенью. Вот послышался вдали плеск весел. Это приближается ладья перевозчика душ умерших Харона. Причалил Харон к берегу. Просит Орфей перевезти его вместе с душами на другой берег, но отказал ему суровый Харон. Как ни молит его Орфей, все слышит он один ответ Харона: «Нет!»

Сказание «Орфей и Эвридика» считается одним из классических повествований о вечной любви. У влюбленного не хватило сил и упорства вывести жену из Царства Мертвых, чем он обрек себя на скитания и душевные муки. Но, если задуматься, этот миф – не только о чувстве, над которым не властно время, легенда учит и другим , о чем пытались поведать эллины.

Орфей и Эвридика - кто это?

Кто такие Орфей и Эвридика? По греческой легенде, это влюбленная пара, чувства которых были настолько сильны, что супруг рискнул спуститься за женой в Царство смерти и выпросил право забрать умершую назад, к живым. Но не сумел выполнить требование бога подземного мира Аида и потерял жену уже навсегда. Этим обрек себя на душевные скитания. Но не отказался от редкого дара дарить своей музыкой радость, чем и покорил владыку мертвых, выпрашивая жизнь Эвридике.

Кто такой Орфей?

Кто такой Орфей в Древней Греции? Он был известнейшим для своего времени музыкантом, олицетворением могучей силы искусства, его дар играть на лире покорял мир. О происхождении певца существует 3 версии:

  1. Сын бога реки Эагра и музы Каллиопы.
  2. Наследник Эагра и Клио.
  3. Ребенок бога Аполлона и Каллиопы.

Аполлон подарил юноше лиру из золота, ее музыка делала ручными животных, заставляла двигаться растения и горы. Необычный дар помог Орфею стать победителем в игре на кифаре в погребальных играх по Пелию. Помогал найти руно из золота аргонавтам. Среди его знаменитых деяний:

  • открыл таинственные церемонии бога Диониса;
  • возвел храм Коры Сотеры в Спарте.

Кто такой Орфей в мифологии? Легенды увековечили его, как единственного смельчака, который ради любимой осмелился спуститься в Царство мертвых, и даже сумел выпросить ей жизнь. О смерти легендарного певца сохранилось несколько версий:

  1. Был убит фракийскими женщинами за то, что не разрешил им принимать участие в мистериях.
  2. Поражен молнией.
  3. Дионис превратил его в созвездие Коленопреклоненного.

Кто такая Эвридика?

Эвридика - возлюбленная Орфея, лесная нимфа, по некоторым версиям, дочь бога Аполлона. Ее страстно полюбил известный своим даром певец, и девушка ответила взаимностью. Они поженились, но счастье длилось недолго. О гибели красавицы в литературных трудах эллинов сохранилось 2 версии:

  1. Погибла от укуса змеи, когда водила хороводы с подругами.
  2. Наступила на гадюку, убегая от преследовавшего ее бога Аристея.

Мифы Древней Греции - Орфей и Эвридика

Миф об Орфее и Эвридике повествует о том, что когда умерла любимая жена, певец решился спуститься в подземное царство и попросить вернуть любимую. Получив отказ, попытался выразить свою боль в игре на арфе, и настолько впечатлил Аида и Персефону, что те разрешили забрать девушку. Но поставили условие: не оборачиваться, пока не выйдет на поверхность. Орфей не сумел выполнить уговор, уже на выходе посмотрел на жену, и та вновь опустилась в мир теней. Всю свою земную жизнь певец тосковал по любимой, а после смерти воссоединился с ней. Только тогда Орфей и Эвридика стали неразлучными.

Чему учит миф «Орфей и Эвридика»?

Исследователи уверены, что легенда об Орфее и Эвридике имеет более глубокий смысл, чем просто трогательная история о любви. Ошибку певца и решение Аида трактуют, как:

  1. Проявление вечной вины человека перед своими умершими близкими.
  2. Издевательскую шутку богов, которые знали, что певец не выполнит условие.
  3. Утверждение, что между живыми и мертвыми существует преграда, которую не дано преодолеть никому.
  4. Даже силой любви и искусства нельзя одолеть смерть.
  5. Талантливый человек всегда обречен на одиночество.

История про Орфея и Эвридику имеет еще и философское толкование:

  1. Певец находит жену благодаря тому, что очень близок к тайнам природы, неба, мироздания.
  2. Исчезновение Эвридики сродни появлению путеводной звезды в жизни человека, которая указывает путь и исчезает, когда цель почти достигнута.
  3. Даже после смерти любимой чувство служит , создания новых шедевров, в которых нуждается мир.

Top