История.  Храм Успения Пресвятой Богородицы в селе Стромынь Ногинского района Московской области Храм успения богородицы с стромынь

С. Стромынь.

В 1380 г., отправляясь в поход против Мамая, великий князь Димитрий Иоаннович приехал в Троицкий монастырь в день, когда продолжалось празднование Успения Пресвятой Богородицы . Он пришёл к преподобному Сергию Радонежскому за благословением перед битвой и дал обет, что в случае благополучного исхода битвы поставит монастырь во имя Успения Богородицы.

Обитель, находившаяся в разорённом крае, восстанавливалась с большим трудом.

В 1616 г. она была приписана к Троице-Сергиеву монастырю, и её положение благодаря заботам преподобного Дионисия, архимандрита Сергиевского, значительно улучшилось. Но в 1682 г. в числе других её назначили для содержания Славяно-греко-латинской Академии, и обитель постепенно пришла в упадок. При учреждении штатов в 1764 г. указом императрицы Екатерины II она была упразднена. Строения затем сломаны, а храм обращен в приходской, но уже в 1783 г. из-за ветхости разобран, построен деревянный, стоявший до 1827 г.

В 1870 г. на месте древней деревянной часовни над гробом преподобного Саввы, по проекту архитектора Яковлева, была построена каменная, которая сохранилась до наших дней.

В XIX в. с. Стромынь стало одним из самых многолюдных и богатых во всем Богородском уезде.

В 1827 г. прихожанами была построена ныне существующая каменная церковь Успения Божией Матери с приделами преподобного Сергия Радонежского и святителя Николая .

В 1877 г. церковь была расширена по проекту архитектора Льва Николаевича Львова.

В Успенской церкви находится чудотворная Кипрская икона Богоматери.

Прославилась эта икона в 1841 г. Больной дочери крестьянина с. Стромынь, именем Марфа, во сне стала являться Кипрская икона Богоматери, стоявшая на паперти над входом в приходскую церковь.

16 февраля (по старому стилю) после молебна, девушка прочувствовала себя значительно лучше и вскоре исцелилась полностью. Когда жители села и окрестностей узнали о чудесном исцелении девицы Марфы, по молитвам пред Кипрскою иконою Богоматери, то стали в большом числе приходить в церковь для служения молебнов пред иконою. Благодатная сила исходила от иконы и исцеляла тех, кто с верою, смирением и надеждою приносил к ней свои молитвы. В своем докладе митрополиту Московскому Филарету местный благочинный представил следующие сведения о Кипрской Стромынской иконе Богоматери:

"Божия Матерь изображена в короне, сидящею на троне, вверху и по сторонам ангелы, внизу коленопреклонённые священномученик Антипа и мученица Фотиния. По описям церковным она значилась в 1783 г. в упразднённой деревянной Николаевской церкви, за левым клиросом, а в 1823 г. на горнем месте в Сергиевском приделе. В 1829 г. Кипрская икона поставлена на паперти новопостроенной каменной церкви".

После совершившихся чудес икона была поставлена в Никольском приделе за левым клиросом, она была украшена богатой сребропозлащенной ризой . В церкви с. Стромынь этой иконе празднуют ежегодно 16 февраля - в день, когда девица Марфа получила исцеление.

Церковь была закрыта в 1960 г.

Староста храма не хотела отдавать ключи, дверь взломали, иконы увезли.

В 1989 г храм в запущенном состоянии был передан общине верующих и восстановлен. В нём пребывают чудотворная икона Божией Матери и мощи преподобного Саввы, обретённые 4 сентября 1996 г.

В деревнях Черново и Дуброво сохранились придорожные часовни в виде каменных столпов с нишами для икон., построенные в конце XIX в.

Часовня в Черново восстановлена в 1990 г.

В деревне, ещё в советское время, существовал обычай: умерших, перед тем как нести на кладбище, обносили вокруг часовни.

Телефон: 8-916-156-85-32
Адрес электронной почты: [email protected]
Адрес в интернете: www.hramuspenija.prihod.ru

Какие на объекте паломничества имеются святыни: Чудотворная икона Кипрской Божией матери, мощи прп. Саввы Стромынского

Когда перед ними совершаются молебны или акафисты, службы: Молебны совершаются в престольные праздники, акафист Божией Матери суббота в 11.00, акафист прп. Саввы Стромынского суббота 18.00

Режим посещения объекта и условия паломничества: по согласованию с настоятелем

Расписание богослужений: праздничные и воскресные дни

Возможность участия в богослужении для группы со священником: да

Возможность и условия совершения молебна для группы со священником: да

Наличие службы приема паломников: да

Телефон паломнической службы: Настоятель прот. Александр — 8-916-156-85-32, Инок Агафангел — тел. 8-915-264-72-08 Куликова Светлана Викторовна — тел. 8-919-771-93-01

Возможность проведения экскурсий: да, есть экскурсовод на объекте, пожертвований нет

Возможность принять и разместить паломников: нет

Наличие гостиниц поблизости: нет

Наличие комфортабельных условий для проживания: нет

Возможность накормить паломников: нет

Удобства для паломников (стоянка для автобусов, автомобилей и т.п.): стоянка для автобусов, автомобилей

Приспособленность объекта для инвалидов–колясочников: нет

Возможность благотворительно потрудиться (детям и взрослым) : нет

Социальная деятельность на объекте: выдача сухих пайков малоимущим

Краткая историческая справка.

В 1823 году взамен обветшавшей деревянной Никольской церкви в селе Стромынь началось возведение каменной. В 1827 году состоялось освящение церкви в честь Успения Божией Матери.

В 30- е годы XX века храм закрылся. В 40-ых годах XX века богослужения возобновились, но в 1961 году храм опять закрыли почти на 30 лет.

В 1988 году Успенский храм вернули верующим. 30 мая, в день Святого Духа, епископ Можайский Григорий освятил храм и благословил начало совершения богослужений.

Проезд:

На общественном транспоре:

Из г. Москвы: м. Щелковская, автобус Москва-Черноголовка 320, Москва-Дуброво 360.

Из г. Ногинск: Автобусы маршрута 24, 25.

Точный адрес, место нахождения объекта: Московская область, Ногинский район, с. Стромынь, ул. Большая Стромынка

Координаты для навигатора: 56.042318°N 38.480032°E



Согласно Никоновской летописи Успенский Стромынский монастырь был основан в 1379 году преподобным Сергием Радонежским по обету (обещанию) великого князя Дмитрия Ивановича. Великий князь дал обещание построить монастырь в случае победы над татарами. Монастырь был расположен в 50-ти верстах от Москвы, на возвышенном берегу реки Дубенки, недалеко от нынешнего села Стромынь Ногинского района.

Предполагают, что название монастыря «Успенский» связано с победой русских войск над татарами в 1378 году на реке Воже в день празднования Успения Божией Матери. Великий князь Дмитрий Иванович понимал, что после победы на Воже Орда будет мстить, и грядущая битва неизбежна. В житии преподобного Саввы Сторожевского указывается цель создания монастыря – «… чтобы собрать в него нарочитых молитвенников о победе над врагом».

1 декабря 1379 года в Успенском Стромынском монастыре была освящена деревянная Успенская церковь. Первыми игуменами монастыря были ученики преподобного Сергия Радонежского – преподобный Леонтий и преподобный Савва, упоминается также преподобный Иаков.

Известно, что великий князь Дмитрий Иванович принял непосредственное участие в устройстве монастыря: «обогати же и удоволи его князь Великий Димитрий всеми потребами…». После победы на Куликовском поле и в течение последующих 200 лет монастырь имел особый статус, согласно межевых книг – «особняк, Государево богомолье».

Из истории монастыря в XV веке известно, что в 1472 году брат великого князя Иоанна III (1440-1505) Юрий Васильевич Дмитровский в своей духовной грамоте (завещании) пожертвовал Стромынскому монастырю село Алексино. В 90-х годах XV века строителем монастыря был святой Серапион, впоследствии архиепископ Новгородский (см. приложение №4).

В писцовых книгах XVI века, составленных около 1573-1574 годов, указываются владения Стромынского монастыря в Шеренском и Объезжем станах. В Шеренском стане: «село да сельцо, да 4 деревни живущих, да 18 пустошей, да 4 сельца, а в них 2 двора монастырских, да 4 двора попов, да 10 дворов служилых, да 18 дворов крестьян живущих…» В Объезжем стане: «сельцо, да деревня живущие, да 12 пустошей, да 2 сельца, а в них 2 двора монастырских, да 2 двора крестьян живущих».

В 1603 году монастырь пострадал от пожара. Сгорели все грамоты на монастырские владения. Новые грамоты были выданы царем Борисом Годуновым, а затем царем Василием Шуйским. Права монастыря на владение селениями и землями были восстановлены.

В начале XVII века, во время правления царя Михаила Федоровича (1613-1645), монастырь стал приписным к Троице-Сергиевой лавре. Около 1615 г. Троицкие власти в прошении к царю писали о нем: «тот монастырь от частых игуменов разорился, и до конца запустел, только в нем живут два старца». Игумен лавры преподобный Дионисий просил Государя: «послать в тот монастырь старца доброго, чтоб монастырь сей до основания не разорился, и церковь Божия не была бы без пения». Царь Михаил Федорович передал Троицкому монастырю городок Радонеж, запустевший после Литовского разорения. И в то же время приказал «монастырь сей ведати и строити по благословению преподобного Сергия, по прежнему как в чудотворцеве Сергиеве житии про тот монастырь писано».

Опись 1616 г. сообщает нам следующее: «Да на монастыре, на правой стороне к храму, стоит часовня деревяна над гробницею преподобного отца нашего Саввы, ученика чудотворца Сергия». В Успенском соборе Троицкой лавры в алтаре, в арке, ведущей от жертвенника к престолу, сохранилось древнее (1684 г.) изображение святого с надписью: «Преподобный Савва Стромынский», где он изображен с перевязанным правым глазом. В «Истории русской церкви» М.В.Толстого годом смерти преподобного Саввы Стромынского указывается 1392.

В той же описи упоминается о существовании в Успенском храме вверху над трапезной престола святых мучеников Флора и Лавра. К владениям монастыря принадлежали в Московском уезде: село Коровицыно (ныне Стромынь), деревни: Ботово, Еремино, Щекавцево, приселок Косягино и 33 пустоши. В Переяславском уезде на Шерне: деревни – Зубово, Новое, Погост, Осочники и Боровково на речке Дубенке. «Да монастырских рыбных ловель в реке Шерне от устья реки Дубны (вероятно Дубенки – А.С.), да в реке Клязьме на 12 верстах».

В описи монастыря 1642 года, составленной через 8 лет после смерти преподобного Дионисия, упоминается о двух новых приделах Успенского храма – Рождества Христова и святых патриархов Афанасия и Кирилла. Также упоминается и об особой на деревянном подклете теплой трапезной церкви преподобного Сергия Радонежского, поставленной в честь основателя обители. На монастырском дворе было шесть келий с сенями и чуланами в них, два амбара, в которых хранились запасы ржи, овса, гречихи. Имелись также погреб, ледник и поварня. Монастырь был окружен деревянным бревенчатым забором с двумя воротами, «красными» или «святыми» и задними, для выхода на речку и монастырскую мельницу, которая была тут же на Дубенке. Нет сомнения, что все это было устроено при содействии преподобного Дионисия .

Надо отметить, что число братий в монастыре, вероятно, всегда было небольшим, так в той же описи упоминаются: священник Феодорит Новгородец, Авраамий Стромынец и рядовой братии десять человек.

В 1682 году Стромынский монастырь, в числе других, по воле Государя был назначен на содержание открывшейся тогда в Москве Славяно-греко-латинской академии.

В 1755 г. 5 июня Синодальная Контора благословила в приписном к Сергиевой лавре Стромынском монастыре вместо ветхой и «огнившей» деревянной церкви преподобного Сергия построить новую в то же наименование. 2 августа 1756 г. строитель Стромынского монастыря донес, что церковь Успения Пресвятой Богородицы покрыта новою крышею и построена новая деревянная церковь преподобного Сергия.

В 1764 г. по указу императрицы Екатерины II была проведена секуляризация церковно-монастырских земельных владений. Среди упраздненных монастырей оказался и Стромынский. В 1758 г. главный храм монастыря – Успенский был разобран и перевезен в Копотню.

В 1870 г. священник Успенской церкви села Стромынь отец Павел Фаворский о настоящем положении бывшего Стромынского монастыря в редакцию Московских Епархиальных ведомостей сообщал следующее:

«Ныне по заросшей дерном поверхности земли заметно основание Успенского храма, каждая его часть отделяется одна от другой. Тут видно место святого алтаря и на горнем месте куст ивы, охраняющий святыню. На южной стороне храма, по-видимому, за правым клиросом, существует разрушающаяся деревянная часовня, потом к западу видно место трапезы, паперти и колокольни. На северной стороне снаружи храма заметны места столбов, на которых, вероятно, держался парапет. Под ним погребались иноки, о чем свидетельствует несколько сохранившихся и тщательно охраняемых белого камня плит с древними неясными изображениями. Далее кругом местности храма усматриваются места монастырских строений. На запад от храма, на обрыв к речке приметно место здания, вероятно погоревшего, о чем можно заключить по угольям в осыпавшейся земле, тут же находятся обломки изразцов древней формы».

Эти же ведомости сообщают нам о том, что вместо разрушенной ветхой деревянной часовни, существовавшей на месте погребения преподобного Саввы, прихожане села Стромынь построили новую каменную часовню по проекту архитектора Яковлева. Эта часовня сохранилась до настоящего времени.

Рассказывая о Стромынском монастыре, нельзя не упомянуть о чудотворной иконе Божией Матери Кипрская-Стромынская. Древнее предание говорит, что ею великий подвижник земли Русской преподобный Сергий Радонежский благословил ученика своего Леонтия, отпуская его на игуменство в Успенский Стромынский монастырь. После упразднения монастыря многие церковные вещи были перенесены из него в приходскую Никольскую церковь. В числе их перешла сюда и главная святыня бывшего монастыря – Кипрская икона Божией Матери. В 1827 г. ветхая приходская церковь с. Стромыни была сломана и на ее месте была построена новая каменная церковь во имя Успения.

В 1841 г. дочь одного крестьянина села Стромыни именем Марфа заболела золотухой и скорбутом. Болезнь с течением времени стала усиливаться, в результате чего больная впала в совершенное расстройство. Родные и знакомые Марфы уже были уверены в ее близкой смерти. 7-го января больную исповедали и причастили святых Христовых тайн. Но милосердный Господь не допустил ей умереть во цвете лет, а ей было 18 лет. Ей стала являться во сне Кипрская икона Богоматери, стоявшая на паперти над входом в их приходскую церковь. От иконы Марфа слышала голос, говорившей ей: «Возьми Меня к себе в дом, отслужи молебен с водоосвящением и будешь здорова». О своих сновидениях она поведала своим родным, но икону не могли найти. Тогда больную привели в церковь, чтобы она сама отыскала икону, виденную во сне. Поиски ее долго не увенчивались успехом, пока она не вышла на паперть и не увидела над церковными дверьми старинную икону Богородицы. 16 февраля отец больной пригласил в дом священника с иконой Божией Матери. После того, как был отслужен водосвятный молебен, больная почувствовала облегчение и в скором времени окончательно выздоровела. После этого случая к Кипрской иконе стало притекать множество народа из окрестностей. И в последующем было явлено множество чудес и исцелений недужных, больных и расслабленных. О всех этих чудесах, а равно и о том, что Стромынская икона служит предметом особого почитания как прихожан, так и жителей других мест Московской губернии, священник Успенской церкви села Стромынь счел нужным донести Московскому митрополиту Филарету.

В советский период Успенский храм в Стромыни был закрыт, но до 1971 г. не был разорен. 22 июля 1971 года в праздник Кипрской иконы Божией Матери к Стромынской церкви подъехало несколько машин, в том числе и грузовик. Замок на воротах Успенской церкви был сорван и через короткое время пьяные молодые люди, с молчаливого одобрения райкомовского начальства, стоявшего рядом, ворвались внутрь. И вскоре церковная утварь полетела в грузовик. Из толпы изумленных сельчан рванулась одна женщина – Дарья Семеновна Бубнова: «Икону я не отдам, ни за что, вот лягу около нее, не отдам!» Она взяла, одетую в медную ризу огромную икону и понесла ее домой.

17 лет спасенная святыня, вплоть до ее возвращения в церковь, хранилась здесь же на Стромынской земле у двух девиц – Евдокии Николаевны Мартыновой и Анны Семеновны Юдкиной. Эти две одинокие женщины, хранившие непорочность юности, жили вместе. Именно их и избрала Пречистая быть хранительницами Своей иконы. В их доме непрестанно творилась молитва. Поток паломников, желавших приложиться к образу Кипрской Божией Матери, не оскудевал все эти годы. Денег благочестивые девы ни от кого не брали, а просили принести лампадного масла и свечей.

Местные власти прекрасно знали, где находится икона. Приходили с милицией, настаивали, чтобы непреклонные подвижницы сами отдали икону. Но безуспешно.

С особым тщанием неразлучные хранительницы иконы следили за чистотой в доме. Пол всегда был выметен, вещи прибраны. Протереть стекло, за которым находился образ, означало совершить целый ритуал. Две девы перед этим постились несколько дней, молились, а приступали к делу вымытые и в чистой одежде.

Но самым большим праздником было возвращение иконы в Стромынскую церковь в 1988 году. Перенесение происходило ночью, потому что настоятель боялся нападения, а лихих людей, способных на это, в округе хватало. Хотя на дворе стояла середина лета, пели пасхальные каноны. Вместе с иконой к церкви перешел куст ивы… Дело в том, что существует предание: там, где находится икона, вернее, по правую сторону от нее, вырастает новый куст. В свое время он вырос прямо на клубничной грядке Евдокии Николаевны и Анны Семеновны, разросся и занял, чуть ли не все пространство небольшого огорода. Сначала женщины даже хотели вырубить мешавшуюся иву, но затем в монастырской книге прочли, что такой куст охраняет образ Кипрской Божией Матери и неизменно следует за ним. После перенесения иконы куст ивы исчез из дома, а появился за алтарем Успенской церкви. Он и ныне там.

На Стромынском кладбище, под сенью старых берез, есть две могилки – Евдокии Николаевны Мартыновой и Анны Семеновны Юдкиной. Первая из них не дожила до возвращения иконы 9 месяцев, вторая – умерла недавно.

Записавший эту историю журналист и поэт Игорь Гонохов отразил ее также и в стихотворной форме:

О чем шумят стромынские березы

На кладбище, где монастырь стоял?

Бледны у плит искусственные розы

И почернел от старости металл.

Но где-то здесь две скромные могилы,

Над ними воздух по-иному чист.

И на траву прекрасно и уныло

Спадает рано пожелтевший лист.

Журчит почти заросшая Дубенка.

И бабочки летают средь оград.

Кресты, венки, надгробья… а в сторонке

Как будто тихо смотрят и стоят.

Стоят и смотрят. Кто они такие?

И зашумит нестройный ряд берез.

Девица Анна и девица Евдокия,

А третий между ними Сам Христос.

Ныне Кипрская-Стромынская икона Божией Матери находится на прежнем своем месте, в Успенском храме села Стромынь. Празднование ее совершается дважды в году – 9 июля (22 по н.с.) и в 1-ю Неделю Великого поста.

4 сентября 1996 г. в приходе Успенского храма села Стромынь произошло знаменательное событие – обретение мощей преподобного Саввы Стромынского. В состав Епархиальной комиссии по обретению мощей входили: настоятель Высоцкого монастыря г.Серпухова архимандрит Иосиф, секретарь Московского Епархиального управления протоиерей Александр Ганаба, благочинный церквей Ногинского округа иерей Михаил Ялов, настоятель храма Успения Божией Матери иеромонах Николай, старший научный сотрудник Российской академии наук Беляев.

По указу Патриарха Московского и всея Руси Алексия II 4 сентября по новому стилю установлен как день обретения мощей преподобного Саввы Стромынского. В настоящее время мощи святого покоятся в Успенском храме села Стромынь.

Литература:

1. С.К.Смирнов. Нечто о древнем Стромынском монастыре. Архив исторических и практических сведений. С-Пб., 1862, кн.3, с.1-14.

2. Московские епархиальные ведомости. 1870, № 40.

3. Н.В.Калачов. Писцовые книги XVI века. С-Пб., 1872, т.1., с.264, 275.

4. М.В.Толстой. Память об Успенском Дубенском монастыре. Душеполезное чтение. М., 1877, июль, с.245-249.

5. М.В.Толстой. Книга глаголемая. Описание о российских святых. М., 1888, с.84.

6. М.В.Толстой. История Русской Церкви. Спасо-Преображенский Валаамский монастырь. 1991, с.702.

7. П.М.Строев. Списки иерархов и настоятелей монастырей российской церкви. С-Пб., 1888, с.238.

8. В.В.Зверинский. Материалы для историко-топографического исследования о православных монастырях Российской империи. С-Пб., 1890-1892, т.2, с.348.

9. Архимандрит Леонид (Кавелин). Святая Русь или сведения о всех святых и подвижниках благочестия на Руси. С-Пб., 1891, с.144.

10. Житие преподобного Саввы Сторожевского. Жития святых. Русские святые. Книга дополнительная, первая. М., 1908, с.440.

11. Священник Николай Скворцов. Материалы по Москве и Московской епархии за XVIII век. М., 1911, вып.1, с.194.

12. В.А.Кучкин. Сергий Радонежский. Вопросы истории. 1992, № 10, с.86.

13. Б.М.Клосс. Быть святым на Руси. Наука в России. 1993, № 1, с.96-101.

14. Сказание о чудотворных иконах Богоматери. Свято-Троицкий Ново-Голутвинский женский монастырь. 1993, с.253-256.

15. Е.Чижова. Знак благоволения Божьего. Газета «Волхонка» от 03.10.1996, г.Ногинск.

16. А.П.Мельников. Стромынский мужской Успенский монастырь. Черноголовская газета. 08.06.1996.

17. В.Евреинов. Возвращение из глубины веков. Черноголовская газета. 12.10.1996.

18. Справочные материалы по краеведению. Ногинск. 1996, с.29.

19. И.Гонохов. Знакомые окна. Стихи. Ногинск. Б/д., с.70.

* См. приложение №№ 3, 4, 5.

** Преподобный Дионисий (в миру Давид Федорович Зобниновский) (ок.1570–10.05.1633), архимандрит Троице-Сергиевой лавры. Сподвижник и один из ближайших помощников святителя Гермогена, патриарха Московского (ок.1530-17.02.1612). 10.02.1610 Дионисий был назначен архимандритом Троице-Сергиевой лавры и вместе с келарем Авраамием Палицыным занимался восстановлением монастырского хозяйства, пострадавшего во время Троицкой осады 1608–1610 годов. Дионисий призывал сограждан встать на защиту отечества от польско-литовских интервентов. Известны его послания «во все грады верховыя и понизовыя», сыгравшие важную роль в организации нижегородского ополчения К.М.Минина и Д.М.Пожарского.

В южном приделе Троицкого собора Сергиевой лавры, там, где по преданию была келия преподобного Сергия, у окна, под спудом почивают мощи одного из достойнейших настоятелей этой обители – преподобного Дионисия Радонежского чудотворца. Местная память ему творится 12 мая.

Подмосковная земля богата святыми местами. История многих из них уходит в глубину веков, и порой лишь из старинных летописей или из «говорящих» топографических названий можно узнать о том, что некогда здесь находился храм или монашеская обитель. В большинстве случаев от былого церковного благолепия не осталось и следа, однако есть уголки Подмосковья, где помнят и хранят духовные традиции предков. Одним из них является село Стромынь, расположенное в 65 километрах к северо-востоку от Москвы, почти на границе с Владимирской областью. В прежние века оно было столь крупным и значимым, что дало название столичной улице Стромынке, представлявшей собой начальный участок дороги, которая соединяла первопрестольную с древним Суздалем.

Это место освящено именем игумена земли Русской преподобного Сергия Радонежского. Как повествует Никоновская летопись, «лета 6887 (1378) повелением князя Дмитрия Иоанновича преподобный игумен Сергий созда монастырь на реце Дубенке на Стромыни и постави в нем церковь Успения Пресвятыя Богородицы». Предание гласит, что великий князь желал собрать в эту обитель братию со всей русской земли с тем, чтобы она молилась о спасении Отечества от иноземного ига в преддверии решающего сражения с монгольскими захватчиками, которое и произошло на поле Куликовом.

О прошлом и настоящем Успенского прихода села Стромынь рассказывает его настоятель протоиерей Александр Пархоменко.

- Отец Александр, расскажите, пожалуйста, об истории храма.

Сразу хочу отметить, что сведений о нашем храме имеется немного. В связи со скорбными обстоятельствами гонений на Церковь в XX веке своих архивов лишились многие храмы, и наш в том числе. В годы богоборчества были сожжены и утрачены не только многие иконы, но также и документы.

Наш храм примечателен тем, что он возведен на месте более древнего монастырского храма. Более 400 лет здесь, на речке Дубенке, существовала обитель в честь Успения Пресвятой Богородицы, основанная преподобным Сергием Радонежским. Мы долго искали сведения, которые могли бы пролить свет на историю бывшего Успенского монастыря, искали информацию о Кипрской иконе Божией Матери и о нашем храме. Почти три года вели поиски в разных архивах. Наши прихожанки ездили в московские библиотеки, я работал в архивах духовной академии. То немногое, что удалось собрать, объединили с воспоминаниями верующих сельчан, помнивших о закрытии храма в 1960-е годы, и издали небольшой буклетик.

После празднования 1000-летия Крещения Руси, когда в стране началось возрождение церковной жизни, был открыт и Успенский храм - одним из первых в Московской области. Конечно, это событие принесло великую радость людям. Испокон веков сюда приезжали и приходили на богослужения жители близлежащих деревень, предки которых возводили эту церковь общими усилиями. По некоторым сведениям, храм закрывали дважды: сначала в 1930-е годы, затем при Хрущеве. Все это время народ испытывал большую духовную нужду, не имея возможности прийти помолиться, обвенчаться, окрестить детишек. Наши сельчане очень сильно переживали. В течение почти 30 лет, пока церковное здание стояло под замком, бывшие прихожане приходили к нему, старались храм сберечь, чтобы никто в него не влез, не осквернял это святое место. Люди хранили лампадки и иконы, которые смогли вынести и спрятать во время разорения. К сожалению, отсюда два автобуса икон и утвари все-таки вывезли комсомольцы-добровольцы. Часть была увезена неизвестно куда - может быть, уничтожена. Часть сохранилась в краеведческом музее Ногинска, и, слава Богу, их потом нам вернули.

К сожалению, я располагаю только теми сведениями, которые мне были рассказаны, так как сам еще молод и служу здесь лишь чуть более десяти лет. До меня здесь служил другой батюшка - отец Андрей; ему уже 80 лет было, когда меня сюда определили. Он, конечно, мог бы что-нибудь рассказать, потому что застал село и приход еще в 40-е годы XX века, но ныне уже преставился.

Главной святыней Успенского храма села Стромынь является Кипрская икона Божией Матери. Как она попала сюда?

- По преданию, Кипрская икона была передана в Успенскую обитель преподобным Сергием Радонежским в благословение первому игумену - Леонтию, который по болезни недолго управлял монастырем. Следующим игуменом стал ученик святого Сергия - преподобный Савва Стромынский, мощи которого сейчас пребывают в нашем храме. Обитель была малолюдна, а со временем монастырь пришел в запустение; кроме того, в XVI-XVII веках здесь был сильный пожар. В период тяжелых для Церкви екатерининских реформ обитель упразднили. Всю монастырскую церковную утварь перенесли в единственный оставшийся деревянный Никольский храм, обращенный в приходской. Туда же вместе с другими предметами убранства и утварью перенесли и Кипрскую икону.

По прошествии времени Никольский храм обветшал и был снесен, а на его месте построили вот этот, каменный, в честь Успения Божий Матери - в память об Успенском монастыре - с двумя боковыми приделами. Один придел освящен во имя святителя Николая, поскольку ранее здесь стоял Никольский храм, другой - во имя преподобного Сергия Радонежского, потому что он бывал здесь и сам указал место будущей обители.

Стромынская Кипрская икона Божией Матери прославилась тем, что по молитвам перед ней происходили исцеления людей, страдавших различными недугами. Начало почитанию этого образа было положено в 1841 году, когда уроженка Стромыни девица Мавра - кстати, в некоторых описаниях ее ошибочно называют Марфой, - восемнадцати лет, страдавшая расслаблением, почти потеряв всякую надежду на исцеление, выздоровела после молебна, совершенного перед Кипрской иконой. Это событие произошло относительно недавно, и в Стромыни до сих пор помнят место, где стоял дом Мавры, и до сих пор здесь живут ее потомки. Другой очень известный случай произошел с крестьянином одного села Воскресенского уезда Московской губернии Алексеем Порфирьевым. Он тоже страдал немощью и расслаблением рук и ног. Когда его привезли в стромынский храм и отслужили водосвятный молебен Божией Матери перед Кипрской иконой, то он получил исцеление, сначала начал двигать руками и ногами, а затем сам стал ходить. Засвидетельствовано много чудес; мы сейчас ведем запись тех, что происходят в наши дни.

Празднование в честь Кипрской иконы Божией Матери совершается дважды в году - в первую неделю Великого поста и летом - 9/22 июля. К нам обычно приезжает очень много паломников - не только из нашего Ногинского, точнее - Богородского района, но и из других мест Подмосковья. Не раз доводилось слышать от паломников, что, молясь перед иконой, они чувствуют какую-то сердечную теплоту. Это объяснимо, ведь наш храм намоленный, и каждый ощущает присутствие Божий Матери, Которая невидимо пребывает здесь, ведь не мы же храним Ее образ, а Она Сама бережет его и нас. Люди уезжают после службы одухотворенные и радостные, со слезами радости на глазах, поскольку чувствуют, что получают здесь духовную поддержку.

Примерно в километре от нашего храма находится святой источник - чуть в стороне от того места, где раньше располагался монастырь. По преданию, там бывал преподобный Сергий Радонежский, и источник называется в его честь, хотя есть и второе название - во имя великомученицы Параскевы Пятницы. Может быть, появление источника было связано с каким-то чудом - к сожалению, точно об этом не знаю и нигде это не описывается.

На праздник Крещения по традиции туда ездят наши прихожане и обливаются водой. В день памяти преподобного Сергия тоже служим там молебен, поем величание, умываемся, обливаемся и пьем целебную воду источника все - взрослые и дети, даже младенцы. Источник небольшой: если набрать подряд десять ведер воды, то колодец опустеет, и надо ждать, пока заново наполнится, но просто попить или набрать с собой в бутылочку можно - очень вкусная и полезная водичка.

Теперь рядом со святым источником построили дачи. Очень печалит, что когда мы туда приезжаем, то порой находим и на берегу, и в воде бутылки, окурки, грязь. Мы с прихожанами приезжаем и чистим источник несколько раз в году, но он все-таки далеко от храма, за всем не уследишь.

Однажды, когда я совершал там молебен на Крещение, у источника собралась кучка светских людей. Печально было наблюдать, как в праздник, в присутствии священника, во время молитвы кто-то из них бранится нецензурными словами, кто-то курит, в машине музыка играет, кто-то спиртные напитки употребляет. То есть люди просто посмотреть пришли, без благоговения к святыне.

Духовное одичание наших современников - наследие богоборческого времени. Как, несмотря на эти трагические времена, сохранилась святыня стромынского храма?

Кипрскую икону Божией Матери наши прихожанки спасли дивным образом. Когда храм разоряли, вокруг стояло оцепление; приехала милиция, комсомольские активисты, которые принялись все церковное имущество собирать и вывозить. Местные жительницы слезно стали упрашивать, чтобы им хоть что-то оставили. Поскольку комсомольцы не разбирались в иконах, то они сказали: возьмите одну - какую хотите. Наши матушки и взяли Кипрскую икону. Одна из них - раба Божия Дария - понесла ее к себе домой. Чудо было уже в том, что, хотя икона достаточно тяжелая - на крестные ходы ее обычно носят двое мужчин, эта женщина одна смогла унести ее. Наверное, Божия Матерь помогла ей. Дария жила на другой улице и, боясь, что ее остановят, понесла святыню не на глазах у всех, а прямиком через огороды. Это все было как раз в канун праздника в честь Кипрской иконы. Мало того, потом Дария пришла и вторую икону забрала. Она обратилась к одной комсомолке в оцеплении с уговорами: мол, «икон-то и так много вывезете; одну - Кипрскую - вы нам дали, ее праздник завтра, а можно еще одну икону взять? (И показала на Казанскую.) Этой иконе праздник сегодня». Комсомолка говорит: «Бери и отстань от нас!»

Она и Казанскую икону взяла, так что две святыни спасла.

Чудотворную Кипрскую икону Божией Матери в течение почти 30 лет хранила дома местная жительница Анна Юткина. Когда храм заново открыли, Кипрская икона вновь вернулась на свое законное место. Небольшие иконочки, которые сейчас висят в трапезной части, пожертвовали местные жители. Большие храмовые иконы вернули из музея. А некоторые образа нам позже в лавре написали.

- Еще одной святыней храма являются мощи преподобного Саввы. Какова их история?

- Мощи были обретены уже в наше время. Прихожане писали митрополиту Ювеналию прошение разрешить поднять мощи святого Саввы из-под спуда. Преподобный почитался веками, было известно место его погребения, над ним с давних времен стояла часовня. По ходатайству митрополита Ювеналия Святейший Патриарх Алексий дал такое разрешение, и в 1996 году мощи были обретены и перенесены в храм. Сначала поместили святыню в простой деревянной раке, со временем удалось воздвигнуть над ней золоченую сень. Мы давно об этом мечтали, но не было возможности, и, конечно, хотелось создать ее такой, чтобы гармонировала с архитектурой и интерьером храма, а также с иконостасом. Господь нам послал, по молитвам преподобного Саввы, и средства, и мастеров. В Ярославле нашли резчиков, и они создали очень красивую сень. Она единственная в мире, потому что изготовлена по проекту, разработанному нами самими, и теперь является настоящим украшением храма. Это - одно из свидетельств почитания и любви к преподобному Савве, который является небесным покровителем наших мест.

Мы его сугубо прославляем тоже дважды в году. Совершается празднество в день преставления преподобного и - после того как мощи перенесли в храм в 1996 году - владыка Ювеналий благословил совершать празднование в честь обретения мощей святого 4 сентября.

По традиции в эти дни после праздничного молебна и литургии, если нет никаких неблагоприятных условий - дождя, например, - мы совершаем крестный ход. Обносим вокруг храма икону преподобного с частичкой его святых мощей, кропим народ святой водой на все четыре стороны и поем величание.

На праздники в честь Кипрской иконы и в дни памяти преподобного Саввы в Стромынь всегда приезжает большое количество паломников. После крестного хода, возвращаясь в храм, ставим Кипрскую икону на подставочку - мы ее специально сделали, - поем величание Божией Матери, тропарь, а затем духовенство и миряне проходят под иконой. Это старинная традиция, она всем очень нравится.

По преданию, Кипрская икона была передана в Успенскую обитель преподобным Сергием Радонежским в благословение первому игумену - Леонтию, который по болезни недолго управлял монастырем. Следующим игуменом стал ученик святого Сергия - преподобный Савва Стромынский, мощи которого сейчас покоятся в храме. Обитель была малолюдна, а со временем монастырь пришел в запустение; кроме того, в XVI-XVII веках здесь был сильный пожар. В период тяжелых для Церкви екатерининских реформ обитель упразднили. Всю монастырскую церковную утварь перенесли в единственный оставшийся деревянный Никольский храм, обращенный в приходской. Туда же вместе с другими предметами убранства и утварью перенесли и Кипрскую икону.

По прошествии времени деревянный Никольский храм был разобран, а на его месте построили каменный, в честь Успения Божий Матери - в память об Успенском монастыре - с двумя боковыми приделами. Один придел освящен во имя святителя Николая, поскольку ранее здесь стоял Никольский храм, другой - во имя преподобного Сергия Радонежского, потому что он бывал здесь и сам указал место будущей обители.

Стромынская Кипрская икона Божией Матери прославилась тем, что по молитвам перед ней происходили исцеления людей, страдавших различными недугами. Начало почитанию этого образа было положено в 1841 году, когда уроженка Стромыни девица Мавра, - в некоторых описаниях ее ошибочно называют Марфой, - восемнадцати лет, страдавшая расслаблением, почти потеряв всякую надежду на исцеление, выздоровела после молебна, совершенного перед Кипрской иконой. Это событие произошло относительно недавно, и в Стромыни до сих пор помнят место, где стоял дом Мавры, и до сих пор здесь живут ее потомки. Другой очень известный случай произошел с крестьянином одного села Воскресенского уезда Московской губернии Алексеем Порфирьевым. Он тоже страдал немощью и расслаблением рук и ног. Когда его привезли в стромынский храм и отслужили водосвятный молебен Божией Матери перед Кипрской иконой, то он получил исцеление, сначала начал двигать руками и ногами, а затем сам стал ходить. Засвидетельствовано много чудес; сейчас ведется запись тех, что происходят в наши дни.

Празднование в честь Кипрской иконы Божией Матери совершается дважды в году - в первую неделю Великого поста и летом - 9/22 июля. В храм обычно приезжает очень много паломников - не только из Ногинского, точнее - Богородского района, но и из других мест Подмосковья. Не раз доводилось слышать от паломников, что, молясь перед иконой, они чувствуют какую-то сердечную теплоту. Это объяснимо, ведь храм намоленный, и каждый ощущает присутствие Божий Матери, Которая невидимо пребывает здесь, ведь не мы же храним Ее образ, а Она Сама бережет его и нас. Люди уезжают после службы одухотворенные и радостные, со слезами радости на глазах, поскольку чувствуют, что получают здесь духовную поддержку.

Еще одной святыней храма являются мощи преподобного Саввы.

Мощи были обретены уже в наше время. Прихожане писали митрополиту Ювеналию прошение разрешить поднять мощи святого Саввы из-под спуда. Преподобный почитался веками, было известно место его погребения, над ним с давних времен стояла часовня. По ходатайству митрополита Ювеналия Святейший Патриарх Алексий дал такое разрешение, и в 1996 году мощи были обретены и перенесены в храм. Сначала помест или святыню в простой деревянной раке, а через полтора года она была заменена позолоченной, со временем удалось воздвигнуть над не й золоченую сень.

Дни памяти: Собор радонежских святых; прославление 22 августа / 4 сентября; Блаженная кончина 20 июля / 2 августа.

Тропарь, глас 8
В тебе, отче, известно спасеся еже по образу: /
приим бо Крест, последовал еси Христу, /
и дея учил еси презирати убо плоть, преходит бо, /
прилежати же о души, вещи безсмертней; /
темже и со Ангелы срадуется,
преподобне Савво, дух твой.


Top