Чему учат сказки 2. Проект «Чему учат сказки

Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение «Лахденпохская средняя общеобразовательная школа»

Информационный проект на тему:

«Чему учат сказки»

Проект подготовили ученики 1б класса Жафяров Прохор и Прончагина Анна.

Руководитель проекта Степаненко Валентина Ивановна.

Консультант проекта мама Жафярова Наталья Николаевна.

г. Лахденпохья

2017/2018уч. год

Паспорт проекта

1. Название проекта: «Чему учат сказки».

2. Цель проекта:

3. Задачи: - исследовать воспитательные моменты сказки

Учить извлекать из сказок уроки добра.

4. Гипотеза: Сказки с одной стороны развлекают нас, а с другой стороны учат нас. Сказки способствуют формированию нравственных ценностей

6. Руководитель проекта: Степаненко Валентина Ивановна - учитель начальных классов, высшая квалификационная категория.

7. Консультант - мама Жафярова Наталья Николаевна.

8. Тип проекта: информационно-поисковый.

9. По предметно - содержательной области: культурологический.

10. По количеству участников: личностный.

11. По характеру контактов: в рамках класса, школы, района.

12. Форма представления проекта: сообщение и презентация.

13. Источники информации: осуществление расширенного поиска информации с использованием сети Интернет.

Этапы проекта

1. Подготовительный этап:

Сбор информации по теме проекта, выбор и чтение русских народных сказок. 2. Анкетирование:

Анкетирование одноклассников по теме: «Русские народные сказки». Сопоставление ответов и их анализ.

3. Обобщение:

Обобщение результатов сбора информации.

4. Подготовка к презентации:

Обобщение собранных материалов, выводы, подготовка наглядности. 5. Презентация:

Донести до одноклассников сведения о нашей работе «Чему учат сказки?».

Актуальность темы:

В настоящее время родители заняты работой, мало уделяют внимания воспитанию детей из-за нехватки времени.

Детская сказка - необходимый элемент воспитания ребенка, она доступным языком рассказывает ему о жизни, учит, освещает проблемы добра и зла, показывает выход из сложных ситуаций. Чтение сказки формирует у ребенка на всю жизнь основы поведения и общения, учит упорству, терпению, умению ставить цели и идти к ним. Слушая или читая сказки, дети накапливают в подсознании механизмы решения жизненных ситуаций, которые при необходимости активизируются. Сказка развивает творческий потенциал, фантазию, воображение и сочувствие маленького человека.

Сказка не даёт забывать прошлое, историю. А самое главное, сказка несёт добро и свет, без которых невозможна жизнь человека.

Для нас, людей XXI века, сказка - не только "преданье старины глубокой", но и добрый наставник, мудрый воспитатель. Мы верим, если взрослые будут чаще читать русские народные сказки, мир станет намного добрее.

Цель проекта: - выяснить, чему учат сказки.

Задачи:

Исследовать воспитательные моменты сказки;

Научиться извлекать из сказок уроки добра.

Гипотеза: Сказки с одной стороны развлекают нас, а с другой стороны учат нас. Сказки способствуют формированию нравственных и патриотических ценностей.

Чтобы ответить на эти вопросы, нужно:

Научиться анализировать сказки.

Находить полезную информацию.

Учиться делать выводы.

Сказка - это жанр литературного творчества. Главной особенностью сказки является то, что это всегда выдуманная история со счастливым концом, где добро побеждает зло. Сказку можно назвать самым мудрым и самым древним произведением устного народного творчества. Она прививает детям уважение к старшим, доброту, учит быть смелым и достойным.

Сказка - это жанр литературного творчества.

Сказка - это придуманный, вымышленный рассказ, который уже сотни лет "сказывается" многими людьми.

Сказка "сказывается" - то есть рассказывается складно, по особым правилам, по определенному порядку

Сказка состоит из 3-х основных частей:

1. Зачин (Жили- были….)

3. Окончание (Вот и сказке конец….)

С давних пор сложилась традиция разделения сказок на три большие группы :

1. Сказки о животных.

2. Бытовые.

3. Волшебные.

Сказки о животных - это сказки, в которых главные герои животные, птицы, рыбы, а также предметы, растения и явления природы.

В сказках о животных говорится о повадках, проделках и приключениях обыкновенных, всем знакомых диких и домашних зверей, о птицах и рабах, отношения между которыми очень похожи на отношения между людьми . Например:

«Лисичка-сестричка и волк»

«Заяц- хваста»

«Зимовье зверей»

«Кот, петух и лиса»

«Колобок»
«Теремок»

Бытовые сказки - это сказки, в которых главные герои люди побеждают благодаря смекалке, мужеству и хитрости

Герои: мужик, барин, муж, жена. Местом действия бытовых сказок является русская часто крепостная деревня. Например:

«Каша из топора»
«Барин и мужик»

«Дочь-семилетка»

«Два Ивана - солдатских сына»

Волшебные сказки - это сказки, где главные герои люди, фантастические существа, животные обычно помощники сказочных героев.

Нередко в руки героя попадают чудесные предметы: гусли - самогуды, скатерть-самобранка, шапка-невидимка. Например:

«Царевна- Лягушка»
«Крошечка-Ховрошечка»
«Снегурочка»
«По щучьему велению»
«Сестрица Алёнушка и братец Иванушка»

Персонажи сказок делятся на две группы. К одной относятся положительные герои, а к другой - отрицательные. На положительных героев русских сказок мы стремимся быть похожим, отрицательных — боимся, победителей — уважаем, обиженных — жалеем.

Среди одноклассников провели анкетирование «Русские народные сказки».

Вопросы:

а) волшебные

б) социально - бытовые

в) про животных

3. Почему в сказках всегда побеждает добро?

4. Чему учат нас сказки?

В анкетировании приняло участие 26 учащихся нашего класса

1. Оказалось, что почти все дети любят читать сказки.

3. Все дети, участвующие в анкетировании, считают, что добро всегда побеждает зло, так как добро сильнее зла.

4. Сказки учат нас быть добрыми, умными, послушными.

Так чему же учат нас сказки.

Сказка «Гуси- лебеди»

Эта сказка рассказывает о том, что может случиться, если не слушаться родителей. Но если даже что-то и случилось, то не бывает безвыходных ситуаций. Всегда есть выход - и убегать от опасности не унизительно. Даёт пример помощи в беде, пример торжества добра над злом.

Но она ещё и поучительна: хочешь, чтобы к тебе хорошо относились, умей сам уважать других.

Сказка « Маша и медведь »

Эта сказка предостерегает нас, что в лес одним нельзя ходить - можно попасть в беду, а уж если так случилось - не отчаивайся, старайся найти выход из сложной ситуации.

Сказка «Петушок- золотой гребешок»

На примере героев сказки воспитываются чувства ответственности за своих друзей, желания прийти на помощь в трудную минуту.

Сказка «Крошечка - Хаврошечка»

Сказка воспитывает в людях добро, учит взаимовыручке, взаимопомощи, помогает завести настоящих друзей. А так же учит смелости и честности.

Сказка «Репка»

Это сказка о трудолюбии, но еще и о взаимовыручке и силе единства. С любой работой можно справиться сообща, причем помочь могут не только большие, но даже такие маленькие, как мышка.

Сказка «Колобок».

Из этой сказки можно сделать вывод, что важно научиться распознавать лесть и не доверять хитрым авантюристам, а жить своим умом и сердцем. Нельзя уходить из дома без спроса и уж тем более доверять посторонним людям

Сказка «Кот, петух и лиса».

Кот в этой сказке образец для подражания - трудолюбив, рассудителен, верный товарищ. В то же время петушок представляется непослушным, легковерным и слишком любопытным. Как только Лиса начинала петь свою песенку: «Петушок, петушок, золотой гребешок», - так петушок про всё на свете забывал и подкупался на лесть. Но у петушка тоже есть чему поучиться, помните, как громко он звал котика. Так же и детям нужно поступать - громко звать на помощь. Эта сказка о вере, дружбе, справедливости, силе и смелости.

Наша гипотеза подтвердилась. Сказка - это не только способ нас развлечь. Придумывая поучительные истории, наши предки не просто развлекали своих детей, они вкладывали в эти лаконичные, остроумные сюжеты мудрость, опыт, знания — все то, что хотелось им сохранить и передать, с помощью чего вразумить и воспитать. Сказки способствуют формированию нравственных и патриотических ценностей. Сказки могут объяснять ребенку «Что будет, если...?»

Делаем вывод, что:

Сказка учит мир делить на хороших и плохих людей, зверей и прочих существ;

Сказка формирует образ положительного героя : доброго, умного, сильного, верного своему слову;

Сказка учит не бояться трудностей;

Сказка учит любить и уважительно относиться к родителям, ценить их за данное нам воспитание.

А что будет, если у народа не будет сказок? Люди не смогут передать своим детям, правнукам свой жизненный опыт, предостеречь от ошибок; показать путь к свету, по которому следует решительно идти, преодолевая трудности.

Самое главное, что сказка учит, что добро всегда возвращается к тому, кто помогает другим, и добро всегда побеждает зло.

Если сказку внимательно читать или слушать, то обязательно поймешь, что в ней главное, всегда отыщешь зерно мудрости. Без намека сказок не бывает, недаром же они часто кончаются лукавой присказкой: «Сказка - ложь, да в ней намек - добрым молодцам урок!» .

Приложение 1. Шуточные вопросы для литературной викторины по сказкам:

1. Кто из героев русских народных сказок был хлебобулочным изделием? (Колобок.)

2. Назовите - героиню русской народной сказки , которая была овощем. (Репка.)

3. Какие русские народные сказки повествуют о проблеме отдельной «жилплощади»? («Теремок» , «Лиса и Заяц» )

4. Какой вид энергии использовала Баба-Яга, летая в ступе? (Нечистую силу.)

5. Какая домашняя птица занималась изготовлением изделий из драгоценных металлов для своих хозяев? (Курочка Ряба.)

Приложение 2.

Сайт русских бытовых сказок http://detyam-knigi.ru/skazki/bitovie/

Сайт русских волшебных сказок http://www.rodon.org/other/rnvs.htm

Сайт русских народных сказок о животных http://detyam-knigi.ru/skazki/o_jivotnih

Приложение 3. Ссылки на сайт с детскими народными сказками http://www.kostyor.ru/tales/

Давайте поговорим о том, чему нас учат сказки, ведь как не странно, но практически все мы выросли на сказках, и наши дети также на них вырастут, если, конечно, зарубежные мультфильмы совсем не вытеснят данное проявление нашей народной культуры, а возможно и необычный метод обучения наших предков.

Но что де сказка может дать ребенку или взрослому по-настоящему?

А вы умеете мечтать?

«Отчего люди не летают, как птицы? Знаешь, мне иногда кажется, что я птица. Когда стоишь на горе, тебя так и тянет лететь. Вот так бы разбежалась, подняла руки и полетела!» - так говорила всем нам со школы знакомая героиня Островского.

И, наверное, многим из нас до боли знакомо это ощущение – желание взлететь, преодолеть силу гравитации, подняться над привычным, обыденным и почувствовать себя свободным. Подобное чувство испытывают те, кто привык жить не только ради удовлетворения потребностей тела, но и жизнью Души.

А Душа, как мы знаем, воспринимает не только видимый, привычный мир, но и другой, тонкий, волшебный, который на самом деле рядом, нужно только суметь его почувствовать.

Именно поэтому у людей с тонкой душевной организацией так развита способность мечтать, стремится к чему-то, на первый взгляд, несбыточному, непонятному для подавляющего большинства жителей нашего мира.

Ведь именно поэтому чайка Джонатан Ливингстон у Ричарда Баха стремилась летать не ради того, чтобы добывать пищу, а ради радостей полета, в конечном итоге, ради того, чтобы познать саму себя. И именно поэтому в сказках разных народов, и русских в том числе, тоже присутствует эта тоска по иной реальности, иному царству, которого так хочется достигнуть.

Сказки многих народов учат выходит за рамки возможного и пытаются познакомиться человека с другой «альтернативной реальностью».

Сказки помогают вспомнить странствия души?

Об этом писал в начале прошлого века известный русский философ Евгений Трубецкой в своей работе «Иное царство и его искатели в русской народной сказке.» Там он рассуждает о том, что во многих русских сказках очень ярко выражена мечта об иной реальности, прекрасной и светлой, которую так хочется найти.

Герой русской сказки, Иван-дурак наполнен «отвращением ко всему обыденному, житейскому» и испытывает «непреодолимое влечение к чудесному». Он уходит со своего двора «куда глаза глядят» и на вопрос, куда идет, отвечает: «А Бог его знает!». «Искателей чудесного манит сама неизвестность искомого, и оттого они так часто сами не знают, куда идут и чего ищут».


На самом деле искать они могут то, о чем помнит Душа еще до воплощения в физическое тело, и тоску по чему испытывает. И в свое время именно на это свойство Души обращал внимание в своих диалогах Платон, когда говорил о том, что Душа на самом деле силится вспомнить тот мир, откуда пришла, и ей это удается, когда в нашем мире она встречает что-то похожее на то, что тогда видела.

«Благодаря памяти возникает тоска о том, что было тогда… Красота сияла среди всего, что там было». Наверное, именно эта потребность в неземной красоте и побуждает героя русской сказки оставить привычный мир и устремиться на поиски неведомой страны. И это переживание мистического чуда, страстная жажда чего-то таинственного, неизведанного вызывается в Душе закатом и восходом солнца.

«Это появление и исчезновение дня на нашем горизонте представляет собой естественное напоминание о неумирающем дне за краем земли, за пределами видимого нами земного круга; в этой таинственной дали полнота света и полнота жизни сохраняется и тогда, когда все земное погружается во мрак ночной или окрашивается унылыми, беспросветно серыми тонами… Это вечные возбудители восторженного настроения, духовного и в особенности сказочного подъема» Е. Трубецкой.

Зачем нужна сказка?

Но зачем же нужна сказка взрослым людям и чему она пытается нас научить? Очевидно, это состояние Души и есть то самое воспоминание, о котором говорил Платон, память о той, неземной, красоте, из которой мы все вышли, и которую должны привнести в наш мир.

И именно за ней, Ненаглядной красотой и устремляется герой русской сказки. Но достигнуть этого царства, как мы знаем, непросто, и обычными, земными способами этого не сделаешь. Для этого человеку «требуется содействие живых сил - тех вещих животных, которые, преодолевают тяжесть земную, поднимаются «повыше леса стоячего, пониже облака ходячего».

Чтобы попасть в «иное царство», нужно взлететь под небеса на крыльях орла или «моголь–птицы», а еще лучше нестись на крыльях ветра».


Естественно, содействие волшебных сил дается человеку не даром и порой приобретается тяжелыми жертвами. «Чтобы вырастить крылья, которые поднимают его над землею, или приобрести нужную для этого помощь, человек должен быть готов отдать не только любимого коня, как в сказке о Иване–Царевиче, но и все свое достояние, последнее, что он имеет.

А иногда и этого мало: чтобы долететь до цели, он должен собственным телом подкармливать несущую его вещую птицу.» И в этом мне видится очень символичный момент.

Ведь для того, чтобы Душе снова достичь райского состояния и проявить здесь, в теле то, что она знала когда-то, необходимо принести свое животное начало в жертву Божественному, иными словами, преодолеть сопротивление материи, одухотворить свою природу, только тогда ты и сможешь обрести крылья, и сделать сказочной даже свою реальность.

Сказка - путь к духовному развитию?

«Ненаглядная Красота отделена от будней нашей жизни бесконечным расстоянием и непреодолимыми преградами. Взлететь к ней, добыть ее может лишь тот, кто не останавливается для этого ни перед какими жертвами, кто готов ради нее самого себя отдать на растерзание».

Что это значит – отдать самого себя на растерзание? Тело символизирует низшую, животную природу человека, и «отдать себя на растерзание» в данном контексте может означать то, что для того, чтобы человеку достичь райского состояния Души (или чтобы Душа о нем вспомнила), необходимо пожертвовать низшей, животной частью в пользу высшей, которую и символизирует вещая птица.


«Цена подъема в небеса - не человеческое мясо, а человеческая жертва. Пока эта жертва не принесена, птица всякий раз грозится опуститься, не долетев до цели, на землю, под землю, а иногда в леса или в непроходимые болота». Соответственно подобные полуэзотерические сказки могут научить нас правильной дороге саморазвития и выхода на новый этап сознания и осознанности.

Сказки учат гармонии с окружающим миром и живыми существами.

Есть еще один существенный момент, который выделяет в сказке Трубецкой, это «тайна солидарности всей живой твари». По его наблюдениям, герой сказки поднимается над эгоистически-утилитарным отношением к животному миру и делает его дружественным, соответственно, сказки учат детей жить в гармонии с окружающим миром и живыми существами.

«Всякая тварь молит человека о пощаде и помощи понятным ему «голосом человеческим»… И человек связывается с тварью прочною связью взаимного сострадания и сорадования».

Так, когда голодному герою сказки попадается на пути зверь, которого он хочет застрелить и съесть, то он каждый раз молит «человеческим голосом»: «Не ешь меня, Иван-царевич, я тебе пригожусь»! И герой сказки останавливается, движимый чувством сострадания, и именно это впоследствии служит хорошую службу – все встреченные им звери приходят на помощь.

«В бесчисленных сказочных образах воспроизводится это душевное движение жалости, которое торжествует над животным эгоизмом». И сказочный герой, побеждая в себе животное начало, действуя по закону Единства, сострадая любой живой твари, проявляя тем самым свою истинно человеческую природу, в конце концов, бывает вознагражден, поскольку все пощаженные и спасенные им животные помогают ему достичь его цели, той мечты, ради которой он отправился в путь.

«Иван–Царевич ищет возлюбленную «Ненаглядную Красоту», и вся тварь призывается к участию в его искании. Его стремление и его - подъем к красоте рассматривается сказкою как что‑то всему живому близкое и нужное, за что вся тварь призывается к ответу».


Таким образом, человек, призванный вернуть в мир Красоту, делает это не только для себя, но и для всего живого, чтобы оно все преобразилось и одухотворилось, наполнилось светом Иного царства.

«Здесь перед нами раскрывается еще одна черта «иного царства». Оно есть прекрасное, неизреченное, чего ни тварь земная, ни люди не ведают, и вместе с тем то, чего весь мир ищет, чему всякое дыхание покоряется».

А человек читающий сказки и понимающий хотя бы долю их истинного смысла является тем связующим звеном, которое эти два мира делает одним, привносит далекий свет того самого Иного царства в нашу обычную жизнь.

Но для того, чтобы это суметь по-настоящему, ему самому необходимо пройти путь волшебной трансформации, если можно так сказать, раскрыть заложенные в нем внутренние силы, чтобы стать тем, кем он на самом деле может быть.

Жми «Нравится » и получай лучшие посты в Фейсбуке!

Светлана Абрамова
Конспект занятия «Чему учат сказки?»

Занятие на тему : «Чему учат сказки

Конспект занятия подготовил : воспитатель Байбакова С. А.

Цель : Углублять, расширять и закреплять знания детей о добре и зле.

Задачи :

1. Развивать внимание, память, наблюдательность, мышление.

2. Формировать представления детей о хороших и плохих поступках.

3. Развивать умение выполнять различные игровые задания.

4. Развивать коммуникативные навыки, умение общаться со взрослыми и сверстниками.

5. Развивать у детей желание помогать сказочным персонажам .

6. Воспитывать умение согласовывать свои действия с партнерами.

7. Формировать умения преобразовывать вышедшие из оборота вещи (книги) в дидактический материал.

8. Пополнять словарный запас, вспоминая знакомые сказки .

Ход занятия.

Воспитатель организует игру : «Замени добрыми словами» .

Игра «Замени добрыми словами»

Злой – добрый

Невежливый – вежливый

Грубый – ласковый

Отнять – отдать, подарить

Поругать – похвалить

Ленивый – трудолюбивый

Жадный – щедрый

Обидеть – защитить

Огорчить – обрадовать

Грустный – весёлый

Равнодушный – заботливый

Неряшливый – аккуратный

Сломать – починить

Порвать – заклеить

Крикливый – молчаливый

Развязный – скромный

Трусливый - храбрый

В. - Ребята, посмотрите у нас в группе новый предмет. Найдите его.

Дети находят в группе посылку.

В. Задает вопрос. Что это (дети отвечают –Посылка) .

В. Правильно, сегодня утром к нам в детский сад пришла посылка. Адресована она вам. Откроем и посмотрим, что же там. (в посылке письмо и игрушки для разыгрывания сказок )

Воспитатель читает письмо : «Ребята здравствуйте! Меня зовут Василиса Прекрасная. Злая Баба-Яга похитила меня, да и заперла в своей избушке. А сказки в моей волшебной книге перепутала, да и героев всех поссорила. Помогите мне ребята, пожалуйста, книгу собрать, да злую Бабу-Ягу победить. Ваша Василиса Прекрасная».

Ну что ребята, поможем Василисе Прекрасной? И так, отправляемся в путь.

Давайте встанем в круг, крепко возьмемся за руки и произнесем волшебные слова :

В круг скорее становитесь

Крепко за руки держитесь

Раз, два, три, четыре, пять

Сказку будем начинать .

Мы оказались в волшебном лесу. Чтобы отправиться дальше по волшебному лесу нам надо вспомнить, кто живет в сказках . Кто из этих героев добрый, а кто злой. Предлагаю вам поиграть. Если называю положительного героя – хлопаем в ладоши, если отрицательного, злого – топаем.

Игра «Добрый – злой герой»

ДЮЙМОВОЧКА

ФЕИ ВИНКС

ЗМЕЙ ГОРЫНЫЧ

БАРМАЛЕЙ

Ведьмы СТРИКС

Старуха у моря

Василиса Прекрасная

Белоснежка

Карабас – Барабас

В. Мы с вами вспомнили добрых и злых героев, теперь надо помочь Василисе Прекрасной. Дети вы помните, что нужно сделать?

Ответ детей.

В. Отправляемся помогать. (Педагог подводит детей к игровому полю, продолжая мотивировать их к дальнейшей деятельности. Игровое поле поделено на 2 части). Посмотрите,ребята, лес какой-то необычный. Почему то он поделен на разные цвета. Какого цвета поляны в нашем лесу?

Ответы детей. (черное и белое)

С чем можно сравнить эти цвета?

Ответы детей. Черный цвет похож на землю, на ночное небо, когда глаза закрываешь – вокруг темно, царство Кощея Бессмертного.

В. Ребята посмотрите здесь не только письмо, но и подсказка для нас . (д/и «Сложи пазл» ). Поможем героям найти свое место в сказках ?

Работа на игровом поле.

Дети размещают героев на игровом поле.

В. Вы молодцы и не только справились с заданием, но и помогли Василисе Прекрасной привести в порядок ее волшебную книгу (должна быть книга из иллюстраций) .

Рефлексия :

Давайте вспомним, какие сказки были в книге Василисы?

Объясните, почему персонажей разместили на разных по цвету полях?

Почему вы поставили медведя посередине?

Как вы считаете, что можно сделать для того, чтобы Баба Яга стала доброй?

Нарисуйте дома рисунок с изображением доброй Бабы Яги.

А теперь нам пора возвращаться в детский сад. Возьмемся за руки и скажем волшебные слова.

В круг скорее становитесь

Крепко за руки держитесь

Раз, два, три, четыре, пять

Сказку будем завершать .

Вот мы и вернулись в детский сад.

Понравилось ли вам путешествие?

Ответы детей.

Публикации по теме:

«Если б я был маленький- маленький гном, Я б умывался бы каплей дождя, На божьей коровке Я бы ездил верхом, Удочку прятал бы В дырочку.

Анкета для родителей «Чему учат книги?» Анкета для родителей. «Чему учат книги?» Уважаемые родители, с целью выявления взаимосвязи уровня нравственно – эстетического воспитания.

Игровой тренинг по профилактике дисграфии «Учат в школе» Игровой тренинг по профилактике дисграфии "Учат в школе" Цель: формирование психологической базы письменной речи и внимания, как действия.

Инсценировка «К чему ребёнка приучишь, то от него и получишь» по мотивам произведения М. Горького «Воробьишко» Действующие лица: Папа Воробей Мама Воробьиха Воробьишко Пудик Кошка На сцене ширма домика, а перед ним гнездо, оно находится на возвышенности.

Итоговое родительское собрание во второй младшей группе «Чему мы научились за год» Итоговое родительское собрание во второй младшей группе «Чему мы научились за год» Цель: подведение итогов образовательной деятельности.

Человек, который верит в сказку,

однажды в неё попадает, потому что у него есть сердце.

С. Королев

Чему нас учат русские народные сказки

Какие книги читают детям практически с пеленок? Это, конечно, сказки - умные, добрые и веселые. И выбор не случаен. Именно в сказках заложен главный принцип бытия: добро всегда сильнее зла. Добро победит, только путь к этой победе нелегок. Но, несмотря ни на что, нужно верить в себя и свои силы.

Прелесть русских народных сказок еще и в том, что этот смысл не лежит на поверхности. Все аллегорично, иносказательно. Как у Пушкина: "Сказка - ложь, да в ней намек!" Взрослея, мы перечитываем сказки, и каждый раз нам отрывается что-то новое: новое видение, новый оттенок чувств и эмоций.

Сказка - особый вид устного народного творчества. Она пришли к нам из далекого прошлого. Так наши предки выражали свое отношение к действительности, к окружающему миру, пытались объяснить главные законы жизни. Менялась действительность, менялись и сказки, но всегда оставался главный смысл: безудержная вера в добро, в силу духа, в любовь.

Условно русские народные сказки делят на три группы: бытовые, сказки о животных и волшебные. И у каждой свои особенности. Бытовые, например, учат, что счастье не измеряется в деньгах. А настоящее счастье - это семья, труд, любовь. Не случайно бедный крестьянин всегда умнее и счастливее богатого барина.

Сказки о животных - настоящая летопись человеческих отношений. Каждое животное наделено особыми чертами. Медведь всегда добродушен и силен, волк - сильный, но глупый и грубый, лиса - воплощение женской хитрости и изворотливости, заяц - "свой парень", но трусоват и беззащитен. Как часто в повседневной жизни нас окружают такие вот "зайцы" и "лисицы", "волки" и "медведи"!

Что касается волшебных сказок, то это - огромнейший пласт поэтического воплощения самого главного закона жизни: добро всегда побеждает зло. Традиционны герои: главный герой обязательно умный, сильный и смелый, героиня - непременно красавица, рукодельница. И противостоит им целая "армия зла": Баба Яга, Кощей Бессмертный, Лихо Одноглазое, Змей Горыныч, Кикимора болотная. Но главный герой всегда победит, потому что он смелый и великодушный, потому что он готов пожертвовать собой. Путь к победе нелегок. Герою обязательно нужно преодолеть "испытание".

Например, в сказке "Царевна-лягушка" главный герой отправляется в долгий и трудный путь, чтобы спасти невесту. В сказке "Морозко" бедной Настеньке суждено было замерзнуть в глухом лесу, но ее доброта и жертвенность были вознаграждены. И это, пожалуй, главнейший урок, который мы получаем из сказок: в жизни будет счастлив тот, кто не ленится, кто добр к окружающим и готов побороться за свое счастье.

Сказки - это еще и великолепное воплощение настоящей поэтичности русской речи. А. С. Пушкин писал: "Что за прелесть эти сказки! Каждая есть поэма." Не случайно столько поэтов и писателей, музыкантов и художников обращались к этому источнику мудрости и чистоты, напевности и красоты. Читая сказки, мы приобщаемся к великому русскому слову, к культуре речи, к мудрому народному опыту.

Таким образом, сказки - это огромный мир, с его законами и обычаями, это мощный пласт народной культуры, в котором воплотилась вековая мудрость народа. Сказки учат нас добру и гуманности, учат быть сильными, смелыми, учат верить в то, что зло обязательно будет наказано, а добро победит. Для нас, людей XXI века, сказка - не только "преданье старины глубокой", но и добрый наставник, мудрый воспитатель. Я верю, если взрослые будут чаще читать русские народные сказки, мир станет намного добрее.


Top