Гаршин attalea princeps смысл сказки. В

Сказка – это один из жанров устного народного творчества. Он популярен у людей всех возрастов, потому что произведения содержат в себе великую мудрость русского народа и раскрывают самые разные темы дружбы, любви, мужества, долга перед Отечеством. Потому неудивительно, что многие писатели создавали свои сказки, которые принято называть литературными, или авторскими.
Составители школьных программ уделяют литературным сказкам достаточно внимания, поэтому у школьников есть возможность познакомиться с лучшими произведениями данного жанра, раскрывающими основные литературные темы.
Одна из авторских сказок, которая изучается школьниками и вызывает у них искренний интерес, − это «Attalea Princeps» Всеволода Михайловича Гаршина.
Многие ребята относят это произведение к самым любимым, потому что тема, которую поднимает автор, близка и понятна многим читателям.
Произведение было написано во второй половине XIX века, но не потеряло своей актуальности и в XXI веке. Сказка, без сомнения, является волшебной. Гаршин применил традиционный для русских народных волшебных сказок приём: придание человеческих черт растениям и животным. Герои наделены способностью мыслить и разговаривать.
В центре внимания автора оказывается ботанический сад и расположенная в нём большая оранжерея из стекла и металла. С первых строк читателю понятно отношение автора к оранжерее и её работникам. Растения, её населявшие, названы заключёнными, сама оранжерея – тюрьмой, а садовники надсмотрщиками. Тема свободы обретает своих героев.
Обитатели оранжереи: саговая пальма, кактус, корица, папоротник, цикада, Attalea Princeps и другие растения – живут в неволе, с тоской вспоминают родину и мечтают о свободе. Им всем тоскливо, но только главная героиня – пальма Attalea Princeps – решается пойти дальше пустых разговоров и противостоять судьбе. Переломным моментом в её жизни является встреча с бразильцем, после которой пальма осознаёт своё одиночество и незавидное положение среди других обитателей оранжереи. Остальные растения завидуют её росту и величию, считают гордячкой.
Пальма может видеть голубое небо только через грязное остекление крыши. Но она не перестаёт мечтать увидеть его вживую и почувствовать дуновение свежего ветра. Чтобы воплотить свою мечту в жизнь, она решает пустить все свои силы в рост. Она растёт до тех пор, пока её ветви и листья не упираются в потолок и в итоге не пробивают дыру в крыше.
Её поступок мужественный и глупый одновременно. Она обретает долгожданную свободу, но платой за это становится её жизнь и жизнь растущей у корней дерева травки.
Главным отличием сказки Гаршина от народных сказок является трагический конец. Читатели привыкли к тому, что в любимых волшебных сказках герой проходит через множество испытаний и выдерживает их с честью. Рядом с ним герои-помощники: звери, птицы, люди. А в финале добро обязательно побеждает зло, и герой воссоединяется со своей любимой. У Гаршина всё не так.
Пальма в своём стремлении к свободе одинока, другие растения отворачиваются от неё. Лишь маленькая травка, растущая рядом, переживает за неё, и в итоге погибает. Последние строчки произведения открывают читательскому взору печальную картину срубленной пальмы, припорошённой снегом, и маленькой травки, небрежно брошенной сверху. Свобода остаётся недостижимой мечтой.
Легко догадаться, почему многие школьники называют «Attalea Princeps» любимой литературной сказкой. Воспитывать детей в столь неспокойное время очень тяжело, опасности могут скрываться за каждым углом. Поэтому многие родители излишне оберегают детей, ограничивают их свободу. И тема обретения свободы наперекор всему становится для молодого поколения не просто набором слов и букв. Она приобретает личностный характер.
Родителям стоит доверять своим горячо любимым детям и позволять совершать собственные ошибки, ведь учиться на чужих ошибках легко только в теории, на практике более эффективным будет опора на собственный жизненный опыт, пусть и не всегда удачный. Поэтому сочинение на тему «Моя любимая сказка» посвящено произведению В.М. Гаршина, рассказывающему печальную историю свободолюбивой пальмы.

В . М . Гаршин ."Attalea Princeps." Сказка о гордой и сильной пальме

<Презентация.Слайд1>

Цели:

Продолжить знакомство с литературной сказкой на примере произведения В. М. Гаршина "Attalea princeps";

Помочь понять содержание сказки и ее основной мысли,выявить нравственные проблемы сказки;

Формировать у обуч-ся нравственные идеалы;.

Развивать навыки анализа художественного текста, внимательного отношения к слову.

Оборудование:

Художественный текст (учебник-хрестоматия В. Я. Коровиной для 5 класса).

Компьютер.

Проектор.

Ход урока

1. Приветствие.

Постановка целей и задач.

<Презентация.Слайд2>

2.Беседа

Для беседы использована статья учебника "Русская литературная сказка"

Что называют литературной сказкой?

<Презентация.Слайд3>

Когда появились писательские сказки?

Приведите примеры литературных сказок, назовите их авторов.

Ребята приводят примеры прочитанных произведений - сказки А.С.Пушкина, В. А. Жуковского, В.Ф.Одоевского, А. Погорельского, В. М. Гаршина, К. Г. Паустовского, С. Я. Маршака, Г.-Х. Андерсена и др.

- Какие произведения В. М. Гаршина вы уже читали?

Произведения В. М. Гаршина "Лягушка-Путешественница", "Сказка о Жабе и Розе".

<Презентация.Слайд4>

Чем для нас интересны произведения этого писателя?

В его произведениях, как в басне, герои и события учат нас чему-то, но не говорят об этом прямо, а намекают, чтобы мы сами сделали вывод.

3. Анализ произведения.

Ребята, на уроках литературы мы с вами говорили о том, что писатели, создавая свои произведения, хотят, чтобы читатель сам задумался над какими-то событиями, поступками героев, сделал для себя определенные выводы. Вот и сегодня, анализируя сказку Гаршина, мы постараемся с вами понять, чему автор хотел нас научить, над какими вопросами он размышлял, какие уроки этой сказки могут помочь нам в повседневной жизни.

Какое настроение было у вас, когда вы читали сказку? Менялось ли оно во время прочтения?

Человек может испытывать множество чувств и эмоций.

Есть ли что-то общее между сказкой Гаршина и произведением Погорельского «Черная курица, или Подземные жители»?

Текст Гаршина - загадка, которую надо кропотливо разгадывать, учиться читать между строк - искать смысловой идейный подтекст.

Сюжет сказки "Attalea Princeps" был разработан Гаршиным ещё в 1879 году, когда писателю было всего лишь 24. А тремя годами ранее в 1876г Всеволод Гаршин сочинил стихотворении "Пленница".

<Презентация.Слайд5>

Эпиграфом к нашему уроку станут слова из этого стихотворения:

Прекрасная пальма высокой вершиной

В стеклянную крышу стучит;

Пробито стекло, изогнулось железо,

И путь на свободу открыт:

О том, каким был путь пальмы на свободу, мы и поговорим сегодня на уроке.

С чего начинается повествование "Attalea Princeps" В. М. Гаршина?

С описания оранжереи.

Как Гаршин рассказывает о ней? (зачитываем эпизод)

"Она была очень красива:" Мы любуемся оранжереей как чудесным произведением искусства. Писатель даже сравнивает её с драгоценным камнем.

Почему описание оранжереи затем резко меняет свою тональность? Так ли хорошо жилось растениям в этой прекрасной оранжерее?

<Презентация.Слайд6>

Найдём по тексту и выпишем ключевые слова, рассказывающие об этой жизни:

Заключённые растения

Тесно

Отнимали друг у друга влагу и пищу

Гнулись и ломались

Не могли расти, куда хотят

Воздух неподвижен

Вывод. Для растений оранжерея была настоящей тюрьмой, не зря автор называет растения "заключёнными".

Что нужно было растениям, о чём они мечтали?

Растения тосковали по родине. "Для растений нужен был широкий простор, родной край и свобода. Они были уроженцы жарких стран, нежные, роскошные создания:"

"Как ни прозрачна была крыша, но она не ясное небо" - этими словами автор противопоставляет "родной край и свободу" тесной и тёмной оранжерее.

В сказке Гаршина растения действуют как люди, у них даже разные рассуждения и мысли, разное отношение к происходящему. Какой же характер у растений?

Зачитываются эпизоды из "Attalea Princeps".

Выводы.

<Презентация.Слайд7>

Саговая пальма - злобная, раздражённая, надменная, высокомерная, завистливая.

Пузатый кактус - румяный, свежий, сочный, довольный своей жизнью.

Корица - прячется за спины других растений ("меня никто не обдерёт"), неприхотливая, любит спорить.

Древовидный папоротник - не совсем доволен своим положением, но не стремится что-либо изменить.

Расскажите о Attalea Princeps. Почему такое название?

<Презентация.Слайд8>

Так назвал по-латыни пальму директор. Это имя не было родным для пальмы, его придумали ботаники. Пальма была выше и красивее всех.

Латинский язык - мёртвый язык, который является предком современных романских языков. Возможно, пальма обречена с того самого момента, как попала в оранжерею и ей было дано "мёртвое" имя? Ведь, говорят, что имя определяет судьбу.

Среди персонажей сказки действуют два очень непохожих человека: директор оранжереи и путешественник из Бразилии. В чём их непохожесть? Кто из них ближе главной героине сказки?

- Директор - человек науки, заботится только о внешнем благополучии, бездушный, не понимающий, что растения могут переживать, чувствовать боль: ":с довольным видом похлопывал твёрдое дерево тростью, и удары звонко раздавались по оранжерее. Листья пальмы вздрагивали от этих ударов. О, если бы она могла стонать, какой вопль гнева услышал бы директор!"

- Бразильянец - спорит с директором по поводу названия пальмы, он знает её родное, настоящее имя. Глядя на пальму, вспоминает свою родину. Он понимает пальму, её одиночество и то, что лишь на родине можно быть счастливым.

Почему встреча с бразильянцем стала решающей для пальмы?

Бразильянец - последняя ниточка, связывающая пальму с родиной. Он будто бы попрощался с нею. Возможно, в этот момент Attalea наиболее остро почувствовала своё одиночество, всю безысходность ситуации.

- Почему стремление пальмы к свободе не нашло поддержки у других деревьев? О чём они заботились? Чем гордились? Почему они были настроены к пальме враждебно?

Все растения тосковали по родине и свободе. Но лишь Attalea и маленькая травка сопротивлялись такой жизни и хотели вырваться на волю. Остальные просто приспособились к тюрьме. Они испытывают страх за свою жизнь, боятся изменений. Растения сердятся на Attalea за её гордые слова. Они ненавидят ее за гордость, за свободолюбие, за то, что ее не остановила мысль о "людях с ножами и с топорами", которые придут и отрежут ее ветви, если она слишком высоко поднимет свою вершину.

Возможно, они завидуют пальме, потому что у неё хватает сил для осуществления своей мечты.

Почему травка, в отличие от других растений, понимала пальму?

"Она не знала южной природы, но тоже любила воздух и свободу. Оранжерея и для нее была тюрьмой".

Какое чувство вызывает у нас травка?

Мы жалеем ее и восхищаемся ее способностью сострадать, понимать чувства пальмы. Она становится настоящим другом для Attalea, всей душой желая помочь ей.

Как пальма боролась за свободу? Какой ценой платила она за желание увидеть настоящее небо?

<Презентация.Слайд9>

"Тогда ствол начал сгибаться. Его лиственная вершина скомкалась, холодные прутья рамы впились в нежные молодые листья, перерезали и изуродовали их, но дерево было упрямо, не жалело листьев, несмотря ни на что, давило на решетки, и решетки уже поддавались, хотя были сделаны из крепкого железа".

4.Динамическая пауза.

Сейчас мы попробуем сами побывать на месте растений и испытать то, что чувствовали они, находясь в оранжерее.

Игра:

Итак, представьте, что вы растения, а ваши руки- это корни. Сцепите руки между собой и постарайтесь изобразить следующий эпизод: «Корни переплелись между собою и отнимали друг у друга влагу и пищу».

А теперь встаньте в круг. Поднимите руки и ладонями надавите на ладони соседа. Ваши руки – ветви, а ладони – листья. Попытайтесь показать следующий фрагмент: «ветви дерев мешались с огромными листьями пальм, налегали на железные рамы».

Скажите, пожалуйста, какие чувства и эмоции испытывали растения в момент борьбы за влагу и пищу? (хотелось отодвинуться от соседа, добыть пищу любым способом)

Ребята, а действительно ли вы испытывали такие чувства, делая это упражнение?

- С помощью упражнений вы попробовали поставить себя на место растений и испытать похожие чувства.

5. Беседа по сказке (продолжение)

Вернемся к нашему эпиграфу (зачитать ещё раз)

<Презентация. Слайд 10>

Пальма достигла своей цели. Чем закончилась сказка? Почему директор решил спилить пальму?

Надстраивать над пальмой особенный колпак - дорого.

Какие чувства мы испытываем, когда читаем о том, как погибла пальма?

Жалость к Attalea, ненависть к директору, но в то же время восхищение и уважение по отношению к пальме.

Почему директор приказал выбросить маленькую травку?

"Вырвать эту дрянь и выбросить: Она уже пожелтела, да и пила очень попортила её. Посадить здесь что-нибудь новое".

Какие мысли возникают после прочтения сказки? Что нам хотел сказать автор этим произведением?

<Презентация.Слайд11>

Все растения чувствуют боль, у всех есть душа.

Очень трудно, когда тебя не понимают окружающие, когда они настроены враждебно.

Противоречие мечты и обретённой реальности.

Всё в этом произведении строится на противопоставлении, контрасте. Найдите эти контрастные линии.

<Презентация.Слайд12>

Прекрасная оранжерея - растения-заключённые

Образы директора и бразильянца

Растения - Attalea

Гордость директора - гордость Attalea

Мечта и реальность

6.Подведение итогов.

<Презентация.Слайд13>

Выберите пословицы, которые не подходят к этой сказке, объясните почему?

Один в поле не воин;

Всяк своего счастья кузнец;

Одна пчелка немного меду натаскает;

Больше той любви не бывает, как друг за друга умирает;

Соответствует ли произведение Гаршина жанру сказки?

Если бы это была фольклорная сказка, то к какому типу ее можно было бы отнести? Докажите? (волшебная, растения оживают, необычная(экзотическая) обстановка, бытовая: введение в сюжет человека).

Если бы вам представилась такая возможность- стать одним из растений, описанных в сказке, кем бы вы стали? (Этот заключительный вопрос станет итогом восприятия всего произведения. Кто- то из детей назовет пальму, и это будет большинство, а кто- то захочет стать травкой или в крайнем случае- папоротником, кактусом или другим растением).

В сказке Всеволода Гаршина отразились любовь к природе, стремление к независимости и свободолюбие. Финал сказки трагичен, но и светел одновременно, ведь в нем не только понимание обреченности борьбы в одиночку, но и восхищение этой смелой борьбой.

7. Домашнее задание.

<Презентация.Слайд14>

Письменно ответить на вопрос: Какие чувства вы пережили при чтении сказки В.М. Гаршина "Attalea Princeps"? Как они менялись? Почему?

Символ и аллегория в «Attalea princeps» В.М. Гаршина.

«Аttalea princeps» аллегорический рассказ, называемый первой сказкой, написанной Гаршиным. Следует отметить, что автор не называл это произведение сказкой, это определение было дано издателем.

«Аttalea princeps» была опубликована в первом номере журнала «Русское богатство» за 1880 год. Первоначально Гаршин представил аллегорию в журнал «Отечественные записки, но Салтыков-Щедрин отказался опубликовать ее. Мотивы отказа исследователи трактуют по-разному: от нежелания устраивать политический спор на страницах журнала до неприятия недостаточно революционного финала сказки.

Попытаемся расшифровать название сказки «Аttalea princeps». Как указывает исследователь В. Федотов, в «философском значении princeps означает - основное правило, руководящее положение, в военном значении - первые ряды, передовая линия» [цит. по 26]. Здесь название можно трактовать как первая линия, авангард, первая попытка борьбы за свободу.

С другой стороны, первая часть названия обусловлена ботаническим родо-видовым названием. Как указано в «Толковом словаре иностранных слов», «Аttalea» « бот . пальма с крупными перистыми листьями, растущая в тропиках Америки» .

Вторая часть названия сказки, «princeps», имеет несколько значений. Во-первых, в переводе с латыни, «princeps» обозначает « первый по порядку (princeps senatus первый по списку сенатор)». Близко к этому значению второе: «(по положению) первый, знатнейший, самый именитый, главный, глава, главное лицо» и третье: «государь, царь» [цит. по 33]. Следует отметить также, что во времена Римской имеперии, начиная с правления Октавиана Августа, титул «Принсепс сената» означал императора. Таким образом, название «Аttalea princeps» можно свести к значению «Царица пальм».

Сюжет сказки заключается в том, что в оранжерее ботанического сада, среди других экзотических растений, произрастает пальма Аttalea princeps. Это название, данное ей ботаниками. Её же родное, настоящее имя произносит всего раз соотечественник пальмы, «бразильянец» (и оно остается неизвестным читателю).

Аллегория в сказке начинается уже с описания места действия – оранжереи. Это красивое здание, слияние стекла и металла. Но оно по своей сути является тюрьмой. «В нем живут растения, им тесно, они невольники, заключенные. Привезенные из жарких стран, они помнят свою родину и тоскуют о ней» . Автор употребляет неоднозначные эпитеты, призванные натолкнуть читателя на верное прочтение: «заключенные деревья», «теснота», «железные рамы», «неподвижный воздух», «тесные рамы» . Таким образом, уже в начале произведения заявлена тема свободы и несвободы.

Пальма тяготится жизнью в оранжерее: там душно, корни и ветви растений тесно переплетены между собой и постоянно борются за влагу и питательные вещества.

Читатель становится свидетелем спора экзотических растений о жизни в оранжерее. Некоторые вполне довольны: корица счастлива, что здесь ее «никто не обдерет», а кактус даже упрекает саговую пальму в капризах: «Неужели вам мало того огромного количества воды, которое на вас выливают каждый день?» . Но находятся и такие, что, как и Аttalea princeps, ропщут: «Но ведь не всех же нас обдирали, – сказал древовидный папоротник. – Конечно, многим может показаться раем и эта тюрьма после жалкого существования, которое они вели на воле» .

Как указывает Б.В. Аверин, «обычно смысл этого произведения видят в противопоставлении мелких, ничтожных растений, утративших стремление к свободе, вольнолюбивой пальме. Это справедливо, прежде всего потому, что авторские симпатии действительно на стороне пальмы. Но эта точка зрения, заостряя социально-политическое содержание произведения, отодвигает на второй план его философское содержание, для выражения которого Гаршин и выбирает аллегорическую форму. Для писателя важно, что почти все точки зрения, высказываемые растениями, справедливы и подтверждаются практикой» .

Каждое из растений по-своему право, но их точка зрения – обывательская, даже если их и гнетет тусклое и душное настоящее, они не способны желать иного, а лишь вздыхают о прошлом.

Аttalea, самая высокая и роскошная из пальм, сквозь стекло иногда видит «что-то голубое: то было небо, хоть и чужое, и бледное, но все-таки настоящее голубое небо». Родина осознается пальмой как нечто недосягаемое, «становится символом далекой и прекрасной Отчизны Души, символом недостижимого счастья»[Цит. по 22].

Поглощенная мечтами о настоящем, живом солнце и свежем ветерке, пальма решается расти ввысь, чтобы сломать ненавистные металлические рамы, выбить стекла и оказаться на свободе. Главным для Аttalea становится стремление к свободе. Она призывает к бунту остальные растения в оранжерее, но они считают ее безумной. И только маленькая травка, уроженица северной страны, в которой находится оранжерея, поддерживает пальму и сочувствует ей. Именно это сочувствие придает Аttalea princeps сил. Пальма добивается своего, разрушая оранжерейные оковы, оказывается на свободе. Но за пределами стеклянной тюрьмы глубокая осень, дождь со снегом: «Она должна была стоять на холодном ветре, чувствовать его порывы и острое прикосновение снежинок, смотреть на грязное небо, на нищую природу, на грязный задний двор ботанического сада, на скучный огромный город, видневшийся в тумане, и ждать, пока люди там, внизу, в теплице, не решат, что делать с нею».

Мотив несвободы подчеркивает образ директора оранжереи, который «больше был похож на надсмотрщика, чем на ученого: «не допускал никакого беспорядка», « сидел в особой стеклянной будочке, устроенной в главной оранжерее». Забота о порядке заставляет его убить живое дерево, стремящееся к свободе» [цит. по 22].

Финал сказки печален: пальму срубают, а сочувствовавшую ей травку вырывают с корнем и бросают «на мертвую пальму, лежавшую в грязи и уже полузасыпанную снегом» .

В сказке явственно чувствуется влияние Андерсена с его манерой преображать картины реальной жизни фантазией, при этом зачастую обходясь без волшебных чудес, плавным течением сюжета и непременно печальным концом. Как указывает В. Федотов, «из иностранных писателей Гаршин особенно любил Диккенса и Андерсена. Влияние сказок последнего ощущается в гаршинских сказках не сюжетными ходами, а темпо-ритмом прозы, интонацией» [цит. по 26].

Таким образом, аллегория становится основным художественным приемом, используемым автором для донесения интенции (мотива и цели создания произведения, определяющих его смысл).

Радченко А.Н. Образы-символы в сказке В. Гаршина «Attalea Princeps» [Электронный ресурс] Режим доступа:

Сквозников В.Д. Реализм и романтика в произведениях В.М. Гаршина // Известия АН СССР. Отд. лит. и яз. 1957. Т. 16. Вып. 3.

Соколова М. Романтические тенденции критического реализма 80-х-90-х годов (Гаршин, Короленко) // Развитие реализма в русской литературе: В 3-х т. М., 1974. Т. 3.

Толковый словарь иностранных слов Л. П. Крысина М: Русский язык, 1998.

Федотов В. Быль и сказки Гаршина. [Электронный ресурс] Режим доступа:

Философский Энциклопедический Словарь. – М.: Сов. Энцикл., 1989.

Шестаков В.П. Аллегория // Философская энциклопедия. – М.: Сов. Энцикл., 1960.

Шубин Э.А. Жанр рассказа в литературном процессе // Русская литература. 1965. № 3.

Шустов М. П. Сказочная традиция в русской литературе XIX века Нижний Новгород, 2003.

Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона / под. ред. И.Е. Андреевского. Т. 1. – С.-Петербург, 1890.

Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона / под. ред. К.К. Арсеньева и Ф.Ф. Петрушевского. Т. 19. – С.-Петербург, 1896.

Электронный латинско-русский словарь. [Электронный ресурс] Режим доступа:

Электронный энциклопедический словарь [Электронный ресурс] Режим доступа:

Электронный литературоведческий словарь [Электронный ресурс] Режим доступа:

Нравственно-философская и социально-политическая проблематика объединились и нашли свое законченное выражение в аллегориях Гаршина. Лучшая среди них — «Attalea princeps».

Аллегория начинается с описания оранжереи — здания красивого и стройного. В нем живут растения, им тесно, они невольники, заключенные. Привезенные из жарких стран, они помнят свою родину и тоскуют о ней.

Глаголы «помнить», «вспоминать» многократно употребляются в этом небольшом произведении и всегда по отношению к таким понятиям, как свобода, счастье, радость жизни: «они помнили свою родину», они «стояли и слушали вой ветра и вспоминали иной ветер, теплый, влажный, дававший им жизнь и здоровье». Этому глаголу постоянно сопутствует другой — глагол «знать».

Родного имени пальмы ботаники «не знали». Но вот приехал в оранжерею бразилец, пальма «напомнила» ему родину, и он сказал: «я знаю это дерево». Бразилец долго смотрел на дерево — и «вспомнил он свою родину», «вспомнил еще, что нигде он не бывал счастлив, кромеродного края», и на другой день он уехал на пароходе домой.

Пальма, которая на пять сажен возвышалась над другими растениями, «лучше всех помнила свое родное небо и больше всех тосковала о нем», и станет героиней рассказа. Обычно смысл этого произведения видят в противопоставлении мелких, ничтожных растений, утративших стремление к свободе, вольнолюбивой пальме. Это справедливо, прежде всего потому, что авторские симпатии действительно на стороне пальмы.

Но эта точка зрения, заостряя социально-политическое содержание произведения, отодвигает на второй план его философское содержание, для выражения которого Гаршин и выбирает аллегорическую форму. Для писателя важно, что почти все точки зрения, высказываемые растениями, справедливы и подтверждаются практикой.

Находящиеся внизу растения спорили друг с другом по разным вопросам, и каждое из них высказывало здравые мысли. Саговая пальма недовольна тем, что ее редко поливают, потому что она — растение влаголюбивое, и ее недовольство вполне закономерно. Кактус возражает ей, так как ему влаги достаточно, и со своей точки зрения он тоже прав. Корицу вопрос о влаге совсем не занимает, у нее иные требования к жизни: она довольна своим положением, так как «по крайней мере уверена, что ее никто не обдерет». «Но ведь не всех же нас обдирали», — со своей стороны логично заявляет папоротник.

Каждое из растений высказывает свою правду, и не сходятся они только потому, что просто эти истины находятся в разных плоскостях. Но для пальмы все эти истины — частные. Главное для нее — это стремление к свободе. «Лучше оставьте ваши споры и подумайте о деле. Послушайте меня: растите выше и шире, раскидывайте ветви, напирайте на рамы и стекла, наша оранжерея рассыплется в куски, и мы выйдем на свободу», — говорит она.

Сначала все растения молчали и «не знали», что сказать. А затем убедительно и тоже логично доказали пальме, что из этого ничего не выйдет, так как рамы прочны. Но даже если и удастся их сломать, то «придут люди с ножами и с топорами, отрубят ветви, заделают рамы, и все пойдет по-старому».

«Теперь я знаю, что мне делать», — сказала пальма и решила бороться одна. Только маленькой, бледной травке казалось, что пальма права. «Она не знала южной природы, — подчеркивается в аллегории, — но тоже любила воздух и свободу».

Наконец крыша пробита, цель достигнута, но на свободе пальму ожидают не теплое солнце и ласковый ветер, а мелкий дождь пополам со снегом и низкие тучи. Окружающие деревья угрюмо говорили ей: «Замерзнешь! <...> Ты не знаешь, что такое мороз. Ты не умеешь терпеть. Зачем ты вышла из своей теплицы?».

Так слова «вспоминать» и «знать» приобретают в этом произведении несколько значений. Пальма и окружающие ее растения вспоминают о родине, о свободе, и эти воспоминания возвышают их.

Лучше всех помнит о свободе пальма, и потому именно она решается на героический поступок. Но это все-таки только воспоминание о прошлом, которое смутно живет в настоящем и не дает никаких представлений о будущих формах свободы. В настоящем есть, по выражению Горького, «правда факта», она аналогична знанию директора оранжереи, действительно создавшего условия, в которых могут жить растения.

Он вполне уверен в своих знаниях, опирается только па конкретные наблюдения, но ему неведом истинный смысл фактов. Когда пальма начинает бурно расти, стремясь вырваться на свободу, он объясняет это только с точки зрения своей науки, своих знаний. «Мы приложили все наше знание, чтобы растения развивались в теплице совершенно так же свободно, как и на воле, и, мне кажется, достигли некоторого успеха», — утверждает он. Когда же бразилец говорит, что у пальмы есть другое имя, ученый с возмущением отвергает это, говоря, что «настоящее имя есть то, которое дается наукой».

Знание, подобное тому, которым обладают директор оранжереи и растения, заключенные в ней, пальма отвергает. Она выше их и верит только своему стремлению к свободе.

В основе таких идеальных стремлений, по убеждению Гаршина, лежит вера, не считающаяся с соображениями логики. Она находит опору только в самой себе, в своем стремлении к идеалу, отвергая всякие практические доводы. «Я хочу видеть небо и солнце не сквозь эти решетки и стекла, — и я увижу!». Вот главный аргумент, который выдвигает пальма в ответ на вполне разумные и трезвые соображения других растений. В подобной позиции — ее сила и слабость.

Здравый смысл и знание жизни, опора на реальные факты приводят другие растения к бездеятельности и пассивности. Им противостоит героический порыв пальмы, основанный только на вере, на страстной жажде идеала. Только благодаря этой жажде преодолевается пассивность и начинается движение «вперед и выше».

Бесспорна сила и значимость такой веры и таких желаний, потому симпатии автора и читателей — на стороне пальмы. И очевидна ее слабость, так как стремление к счастью, основанное только на жажде идеала и не опирающееся на знание реальности, если и приносит результаты, то далеко не те, которые ожидались. В этом трагедия сильных и смелых борцов-идеалистов, никак не снижающая красоты и величия их надежд и стремлений.

Аллегории Гаршина предполагают их социально-политическое и конкретно-историческое прочтение. Нетрудно увидеть связь тем и идей «Attalea princeps» с революционным движением 70—80-х гг. Именно в это время борьба самоотверженных одиночекчаще всего приобретала трагический колорит. Так и воспринял это произведение М. Е. Салтыков-Щедрин и не принял его в «Отечественные записки». Его смутил трагический финал произведения Гаршина, который мог быть воспринят как выражение неверия в революционную борьбу.

Аллегория как жанр, в котором отвлеченная идея изображается с помощью конкретных образов, чаще всего предполагала однозначное их прочтение. Гаршин нарушает и обновляет традиции жанра.

Его образы не поддаются однозначной трактовке, приобретая характер символов. Это качество гаршинской сказки не было учтено М. Е. Салтыковым-Щедриным. Вот что писал об аллегории в 1887 г. Короленко: «Если форма аллегории взята из природы, — нужно чтобы природа по возможности нигде не искажалась: данное явление должно развиваться органически стройно, в своей обычной последовательности, и вместе с тем этот процесс должен быть весь проникнут насквозь отвлеченной идеей.

Форма, образ и идея должны развиваться каждое по своим законам и все-таки вполне параллельно. Иначе явится или невыдержанность мысли, — если идея будет принесена в жертву образу, — или наоборот — невыдержанность образа».

Гаршин выполняет основные из этих требований, взятые им образы развиваются органически стройно, и если он описывает оранжерею, то изображается она реально, конкретно, с полным знанием дела. Нарушается Гаршиным принцип строгого параллелизма идеи и образа. Если бы он был выдержан, то прочтение аллегории было бы однозначно-пессимистическим: всякая борьба бесполезна.

У Гаршина же многозначному образу соответствует не только конкретная социально-политическая идея, но и философская мысль, которая стремится выразить общечеловеческое содержание. Эта многозначность и приближает образы Гаршина к символам, причем суть его произведения выражается не только в соотнесении идеи и образа, но и в развитии образов, т. е. сам сюжет гаршинских произведений приобретает символический характер.

Примером тому может служить многоплановость сопоставлений и противопоставлений растений. У всех у них одна судьба — они невольники, но помнят то время, когда были на свободе. Однако только пальма стремится вырваться из оранжереи, у большинства растений этого стремления нет, так как они трезво оценивают свое положение.

И той и другой стороне противостоит маленькая травка, которая одна не негодует на пальму, а понимает ее и сочувствует ей, но не обладает ее силой. Каждое из растений имеет свою точку зрения, объективно обусловленную их биологическими различиями, и потому диалога в точном смысле этого слова между ними не происходит, хотя гордые слова пальмы объединяют их общим негодованием против нее.

Так же многозначен и сам образ оранжереи. Это мир, в котором живут растения; он угнетает их и вместе с тем дает им возможность существовать. Смутное воспоминание растений о родине — это мечта о прошлом «золотом веке»; он был, но повторится или нет в будущем — неизвестно. Гордые попытки нарушить законы сложившегося мира — прекрасны (Гаршин дает почувствовать это), но опираются они на незнание действительности и потому безрезультатны.

Таким образом, Гаршин выступает и против излишне оптимистической, и против односторонне пессимистической концепций мира и человека. Обращение Гаршина к образам-символам чаще всего выражало стремление опровергнуть однозначное восприятие жизни.

Указанная особенность отчетливо проявилась в следующей аллегории Гаршина — «То, чего не было» (1882). Эта аллегория представляет по существу развернутый в самостоятельный рассказ диалог между растениями в «Attalea princeps». Только спор здесь ведется не о частностях, а о философии жизни, познании мира и представляет собой достаточно широкий обзор различных точек зрения на цель и смысл жизни.

Навозный жук, например, утверждает, что жизнь — это труд для будущего поколения, под которым он подразумевает свое потомство. Аргументом, подтверждающим истинность такого взгляда, являются для него законы природы. То, что он следует законам природы, вселяет в него уверенность в своей правоте и ощущение выполненного долга.

Муравей, в свою очередь, достаточно логично обвиняет жука в эгоизме. Ссылку на законы природы он как бы не замечает и говорит, что работать для своего потомства — это все равно что работать на себя. Он же работает для общества, для «казны». Правда, никто не говорит ему за это спасибо, но такова, по его мнению, судьба всех работающих не для себя.

Его взгляд на жизнь мрачен и носит явный оттенок фатализма. Другой участник беседы, кузнечик, также не касаясь существа взглядов своих оппонентов, говорит скорее о типе отношения к миру. Навозный жук, считает он, слишком сухо судит о жизни, апеллируя к законам природы, а муравей слишком мрачно смотрит на жизнь. А жизнь прекрасна, мир огромен и в нем есть «молодая травка, солнце и ветерок».

Впрочем, кузнечик от философии жизни переходит к философии природы, предлагая ответить на вопрос, поставленный ящерицей: «Что есть мир?». Относительно вопроса о пространственных границах мира авторитетом оказывается гнедой, который резонно указывает, что он видел в мире гораздо больше, чем даже кузнечик с высоты своего самого «огромного прыжка». Совсем неожиданную позицию заняла гусеница. Она высказала, так сказать, религиозный взгляд на мир. Оказывается, она живет для будущей жизни, которая наступит после смерти.

Таков обзор возможных отношений к цели и смыслу жизни. Автор не утверждает, что они лишены смысла. В каждом из них есть своя правота, обусловленная личным опытом спорящих и образом их жизни, во многом от них не зависящими.

Действительно, кузнечик никогда не сможет увидеть мир таким, каким его видит гнедой, улитка никогда не сможет встать на точку зрения гнедого и так далее. Основанием для иронии здесь служит не столько содержание взглядов, сколько сама возможность столь различных точек зрения на мир. Каждый говорит о своем и выйти за пределы своего личного опыта не может.

При всей справедливости излагаемых героями теорий основной их недостаток Гаршин видит в том, что каждый из собеседников свое мнение признает единственно правильным и возможным. В действительности же жизнь сложнее любой из высказанных героями точек зрения. Поэтому так прост «аргумент», разрушающий их построения. На собеседников наступает сапогом кучер Антон. Но даже и такой сильный аргумент ничему не научил оставшихся в живых. Потерявшая хвост ящерица говорит: «„Мне оторвали его за то, что я решилась высказать свои убеждения“. И она была совершенно права», — заключает повествователь.

Можно и так объяснить случившееся, и это будет столь же справедливо или несправедливо, как и все ранее высказанные мнения. Иронический или даже сатирический финал рассказа имеет еще и другое значение. Философское содержание аллегории, как и всегда у Гаршина, предполагает ее социально-политическое прочтение, имеющее отношение к современной действительности, хотя и далеко не исчерпывается им.

История русской литературы: в 4 томах / Под редакцией Н.И. Пруцкова и других - Л., 1980-1983 гг.

Гаршин В., сказка "Attalea princeps"

Жанр: литературная сказка

Главные герои сказки "Attalea princeps" и их характеристика

  1. Attalea princeps, огромная южная пальма. Гордая и смелая, свободолюбивая, решительная, непослушная.
  2. Маленькая травка. Слабая, беззащитная, добрая, умеет поддержать друга.
  3. Директор оранжереи. Заносчивый, гордый, хвастливый.
План пересказа сказки "Attalea princeps"
  1. Большая оранжерея
  2. Красивая пальма
  3. Бразилец и родное имя
  4. Споры растений
  5. Решение пальмы
  6. Маленькая травка
  7. Проломленное стекло
  8. Мороз и снег
  9. Конец пальмы и маленькой травки
Кратчайшее содержание сказки "Attalea princeps" для читательского дневника в 6 предложений
  1. В большой оранжерее росли разные южные растения и среди них огромная Attalea princeps
  2. Бразилец называл пальму другим, родным именем, но директор говорил, что правильно ее называть на латыни.
  3. Attalea решила дорасти до окон и оказаться на воле.
  4. Все растения осуждали ее и только маленькая травка у корней поддерживала.
  5. Attalea пробила окна и стала замерзать под снегом, а директор приказал пилить ее
  6. Заодно с пальмой выбросили и маленькую травку.
Главная мысль сказки "Attalea princeps"
Борьба за свободу может быть лучше самой свободы.

Чему учит сказка "Attalea princeps"
Сказка учит всегда стремиться к свободе, учит не сдаваться и не покоряться обстоятельствам. Учит тому, что неволя не может быть хорошей. Учит тому, что даже краткий миг свободы окажется лучше веков, проведенных в темнице. Учит тому, что в споре великих часто страдают маленькие и беззащитные.

Отзыв на сказку "Attalea princeps"
Мне понравилась эта сказка, несмотря на ее печальный конец. Но в жизни не всегда все хорошо заканчивается. Гордая пальма стремилась к свободе, но оказалось, что свобода несет ей смерть. Пальма погибла напрасно в разочаровании. Но еще больше жаль маленькую травку, которая мечтала просто услышать о свободе, но погибла заодно с пальмой.

Пословицы к сказке "Attalea princeps"
Семь раз отмерь, один раз отрежь.
Снявши голову по волосам не плачут.
Воля птичке дороже золотой клетки.
Воля губит, неволя изводит.
Всяк кузнец своего счастья.

Читать краткое содержание, краткий пересказ сказки "Attalea princeps"
В одном большом городе был ботанический сад и его гордостью была оранжерея, сделанная их стекла и железа. Широкие окна в металлических рамах пропускали в оранжерею много света, там было тепло и влажно.
В оранжерее росли растения из далеких жарких южных стран и им было тесно в оранжерее, несмотря на все ее огромные размеры. Они сталкивались ветвями, ломали друг другу листья, сплетались корнями и отнимали друг у друга влагу.
Зимой оранжерею засыпало снегом и тогда в ней становилось темно. Иногда порывы ветра выбивали стекла и там, куда попадали холодные струи ветра и инея листья съеживались и увядали.
Росла в оранжерее одна пальма всех выше и красивей. Директор называл ее по латыни Attalea, но у нее было и другое имя, которое никто не знал.
Однажды в оранжерею пришел бразилец и увидев пальму назвал ее родным именем. Директор сухо поправил его, но бразилец сказал, что это имя пальме дали ученые, а у него на родине ее зовут иначе.
Он постоял, прижавшись к стволу пальмы и она напомнила ему родной дом. Он вспомнил, что объехал множество стран, но нигде не был так счастлив, как в родной Бразилии. И на следующий же день он сел на теплоход и уплыл на родину.
После этого пальме стало совсем одиноко. Она была выше других растений и те считали ее слишком гордой. А пальма была ближе всех к окнам и часто видела небо, пусть чужое, но такое же голубое. Она молча тосковала, слушая разговоры соседей.
Саговая пальма беспокоилась о поливе, так как любила влажность. Ее словам удивлялся кактус, которому нужно было очень мало воды, а он все равно был сочным и пузатым. Корица радовалась, что здесь ее никто не обдерет. А древовидный папоротник говорил, что некоторым и эта тюрьма кажется раем, по сравнению с теми условиями, в которых они жили на воле.
А Attalea призвала растения не ссорится, а лучше постараться всем вместе и выдавить эти проклятые стекла, чтобы выйти на волю.
Другие растения стали возражать, что все равно ничего не получится, что придут садовники и заделают окна, а их обрежут. Но Attalea гордо ответила, что все равно пробьется на свободу.
А саговая пальма тихо сказала, что посмотрит тогда на то, как гордячке отрежут ее голову.
Только одна маленькая и невзрачная травка, которая использовалась в оранжерее для того, чтобы закрывать землю, слушала Attalea и думала, что она права. Она ласково обвивала могучий ствол пальмы и посылала ей слова любви и поддержки. Маленькая травка говорила, что ей никогда не увидеть небо, потому что она слишком мала, но она знает, что там на воле есть прекрасные деревья - сосны и ели, и что Attalea сможет вырасти и пробиться наверх.
Attalea звала травку расти по ее стволу, чтобы уйти вместе, но травка отказывалась, говоря, что слишком слаба. Она лишь просила не забывать пальму о ее маленьком друге.
И Attalea принялась расти. Посетители оранжереи удивлялись могучему дереву, а директор гордился и приписывал рост пальмы своим заботам. Пальма вздрагивала, когда он стучал по стволу тростью и росла.
И вот ее листья коснулись стекол. Растения внизу заволновались.
Прошел еще месяц и Attalea уперлась в толстые рамы. Ее верхушка смылась, листья и ветки ломались, но Attalea не жалела их. Она упрямо давила на решетку и металлические прутья стали поддаваться.
Маленькая травка внизу жалела ее и спрашивала, не лучше ли отступиться, ведь пальме так больно. Но Attalea сердито обрывала ее и требовала замолчать, она мечтала умереть или освободиться.
И вот раздался резкий треск, лопнула железная полоса и осколки стекол посыпались на шляпу директора. Он выбежал на улицу и посмотрел вверх. Над оранжереей возвышалась макушка пальмы, которая теперь выпрямилась.
А Attalea испытывала разочарование. Стояла поздняя осень, шел дождь со снегом, ветер гнал низкие тучи. Деревья вокруг уже оголились и только сосны и ели стояли зелеными. Они казалось говорили пальме, что она замерзнет, что она не знает, что такое мороз.
Attalea замерзала и поняла, что для нее все кончено. Вокруг была грязь и серость, а она уже не могла вернуться в оранжерею.
И директор решил спилить пальму. Он приказал садовникам пилить ее под самый корень и пилы ухватили маленькую травку, которая обвивала ствол дерева. Тогда директор вырвал целый пук этой травы и выбросил на улицу, прямо на ствол мертвой пальмы, лежащей в грязи и уже полузасыпанной снегом.

Рисунки и иллюстрации к сказке "Attalea princeps"


Top