Московский государственный университет печати. Что такое синтаксис

Лингвистика, или языкознание - наука о речи, языке и коммуникации - изучает самые разные стороны строения и функционирования языков. Синтаксис - это изучающий словосочетания, предложения и текст. Тому, что именно и с какой точки зрения изучают специалисты, и посвящена эта статья.

Словосочетания

Словосочетания - это такие образования в языке, которые конструируются из готовых единиц - слов и фразеологизмов - при помощи служебных слов (предлогов) или без них по определенным правилам того или иного языка. Синтаксис - это изучающий, по каким именно правилам слова объединяются в словосочетания и с помощью каких средств.

Для конструирования словосочетания недостаточно взять два любых слова и механически их соединить. Во-первых, они должны быть связаны смыслом. Скажем, слова «зяблик» и «вислоухий» могут быть легко соединены по всем правилам грамматики (вислоухий зяблик, вислоухих зябликов и т. д.), однако значения этих слов будут сопротивляться такому соединению. Оно может состояться только в том случае, если оба этих слова или одно из них будут употреблены в переносном значении. Например, «зябликом» можно назвать щенка, который часто мерзнет, тогда и со словосочетанием «вислоухий зяблик» будет все в порядке. Это интересные вопросы, но ими синтаксис занимается косвенно, это больше поле науки семантики и семасиологии - науки о значении слов.

Синтаксис - это раздел науки о языке, изучающий словосочетания с точки зрения их формальной связи. Синтаксистов интересует вопрос о том, почему одни сочетания слов воспринимаются носителями как грамматически правильные, а другие - нет. Самый простой пример - «голубой вода» и «голубая вода». В первом случае нарушено правило согласования прилагательного и существительного. В русском языке прилагательное (определение) должно повторять формы существительного (определяемого), чтобы словосочетание получилось корректным. Поэтому синтаксис -- раздел науки о языке, изучающий словосочетание с грамматической точки зрения.

Предложение

Из слов конструируются словосочетания, а словосочетания объединяются в предложения. Синтаксис - это раздел науки о языке, изучающий, по каким правилам и согласно каким моделям это происходит. Вопросов для изучения и исследования очень много, и проще всего увидеть это на примере разницы между языками. Скажем, в английском предложении в состав грамматической основы обязательно должны входить и подлежащее, и сказуемое. Если смысл предложения не предполагает подлежащего, оно все равно должно быть представлено формально. - It (формальное подлежащее, в котором нет необходимости с точки зрения смысла) is raining.

В русском же языке грамматическая основа может быть представлена одночленно: "Все время дождит"; "Сегодня холодно"; "Смеркается осенью быстро". Во всех этих предложениях невозможно выделить подлежащие и сказуемые, и одновременно с этим главный член предложений (дождит, холодно, смеркается) и есть и подлежащее, и сказуемое (синтаксические функции реализуются ими синкретично). Более объемные объединения - тексты - также изучаются синтаксисом.

Пунктуация

Почему же всем носителям языка важно понимать, что такое синтаксис? Пунктуация (корректная расстановка опирается на синтаксические знания, поэтому для того, чтобы правильно писать, необходимо разбираться не только в азах, но и в нюансах синтаксиса. Допустим, невозможно понять, где нужно ставить запятую в сложноподчиненном предложении, не зная, что такое сложное предложение и не умея находить границы его частей.

Таким образом, синтаксис - наука, изучающая тексты, законы формирования предложений и объединения слов в словосочетания. На синтаксис опираются знания пунктуации.

Синтаксис как наука 1. Предмет синтаксиса. 2. Синтаксические единицы. 3. Синтаксические отношения. 4. Синтаксические связи.

Литература 1. Валгина Н. С. Синтаксис современного русского языка. - М. , 2003. 2. Современный русский язык. Под ред. В. А. Белошапковой – М. , 1989. 3. Розенталь Д. Э. Голуб И. Б. Современный русский язык. – М. , 2003. 4. Современный русский язык: Сборник упражнений. – М. , 1990. 5. Сиротинина О. Б. Лекции по синтаксису русского языка. – М. , 2006. 6. Санников В. З. Русский синтаксис в семантико-прагматическом пространстве. – М. , 2008. 7. Золотова Г. А. , Онипенко Н. К. , Сидорова М. Ю. Коммуникативная грамматика русского языка. – М. , 1998. 8. Шмелёва Т. В. Семантический синтаксис. – Красноярск, 1993. 9. Прияткина А. Ф. Русский язык. Синтаксис осложнённого предложения. – М. , 1990. 10. Кустова Г. И. Синтаксис современного русского языка. - М. , 2007. 11. Всеволодова М. В. Теория функционально-коммуникативного синтаксиса. – М. , 2000. 12. Валгина Н. С. . Теория текста: учебное пособие. – М. , 2003. 13. Филиппов К. А. Лингвистика текста. – СПб, 2003.

1. Предмет синтаксиса Синтаксис (от греч. составление, построение, строй) – это раздел науки о языке – который изучает, с одной стороны правила связывания слов и форм слов, а с другой – те единства, в составе которых эти правила реализуются, т. е. синтаксические единицы. Синтаксис – это - высший уровень языка, который демонстрирует язык в действии; - единственный раздел науки о языке, который изучает коммуникацию, законы общения людей между собой.

1. Предмет синтаксиса В. В. Виноградов: Предложение – это грамматически оформленная по законам данного языка, целостная единица речи, являющаяся главным средством формирования, выражения и сообщения мысли. Выделяют следующие аспекты изучения синтаксиса: - формальный (конструктивный); - семантический (смысловой); - коммуникативный (функциональный); - прагматический (прикладной).

2. Синтаксические единицы В русской науке традиционно выделяется две основные синтаксические единицы – словосочетание и простое предложение. Предикативность – это грамматическая сущность предложения, которая состоит в комплексе грамматических значений, соотнесенных с актом речи и всегда имеющих формальное выражение. Студенты слушают лекцию (предложение). Слушание лекции студентами (словосочетание).

2. Синтаксические единицы Словосочетание – непредикативная синтаксическая единица, компонентами которой являются слово и форма слова или несколько форм слов, соединенных между собой синтаксической связью. Словосочетание выполняет номинативную функцию. Простое предложение – это предикативная синтаксическая единица, состоящая из нескольких соединенных между собой синтаксической связью форм слов или из одной формы слова. Сложное предложение – это синтаксическая единица, компонентами которой являются предикативные единицы, соединенные между собой синтаксической связью.

2. Синтаксические единицы Синтаксема - это минимальная неделимая далее семантико синтаксическая единица русского языка, выступающая одновременно как носитель элементарного смысла и конструктивный компонент более сложных построений. Синтаксема обладает тремя основными признаками: - семантическим (значение слова); - морфологическим (грамматическая форма); - синтаксическим (способность занимать синтаксическую позицию). Я пью чай с женой (дополнение) с вареньем (определение) с удовольствием (обстоятельство)

2. Синтаксические единицы Текст – комплексная сложная синтаксическая единица, представляющая собой последовательность языковых единиц, объединенных общим смыслом. Основными свойствами текста является связность и цельность. Синтаксис языка занимается изучением моделей предложений и словосочетаний, имеющихся в данном языке. Синтаксис речи определяет, какие из возможных языковых моделей реализуются в том или ином контексте. Студент читает книгу. Журналист написал статью. N 1+ Vf + N 4 – структурная схема.

3. Синтаксические отношения Компоненты синтаксических единиц находятся друг с другом в определенных смысловых связях – синтаксических отношениях, которые формально выявлены, объективированы синтаксической связью (сочинением или подчинением). Все синтаксические отношения делятся на предикативные и непредикативные. Предикативные отношения возникают только между подлежащим и сказуемым. Наступила зима. Выпал снег. Непредикативные отношения могут реализовываться на уровне словосочетания и предложения.

3. Синтаксические отношения Разновидности непредикативных отношений: 1) полупредикативные отношения устанавливаются между обособленными членами (например, причастным или деепричастным оборотом) и словом, к которому они относятся: Мое сердце, полное любви, готово было выпрыгнуть из груди. Взглянув на статью, я сразу догадался, кто автор. 2) собственно непредикативные отношения устанавливаются - между словами, связанными сочинительной связью в предложении: и ты, и я (соединительные отношения), ты, а не я (противительные отношения); - на уровне словосочетания: писать ручкой, бежать быстро, белый снег.

3. Синтаксические отношения Определительные (атрибутивные)отношения – зависимое слово определяет главное со стороны качества предмета известный журналист, кофе по-турецки, желание учиться. Обстоятельственные отношения – зависимое слово обозначает признак действия (главного слова) бежать быстро, встретиться вечером, забыть по рассеянности, поехать лечиться. Объектные отношения – зависимое слово обозначает предмет приложения действия или признак, обозначаемый главным словом, орудие действия рисовать картину, читать для студентов, подать обедать. Субъектные отношения – зависимое слово обозначает производителя действия или носителя состояния, выраженного главным словом приезд отца, нарисованный художником, синева заката, жизнь языка. Комплетивные (восполняющие) отношения – зависимое слово восполняет информативную недостаточность главного слова дома, становиться грустным, быть незаметным, любоваться вечером.

синтаксические отношения предикативные непредикативные (подлежащее и сказуемое) (предложение и словосочетание) полупредикативные (обособленные члены и главное слово) собственно непредикативные на уровне предложения (сочинительная связь) на уровне словосочетания определительные объектные обстоятельственные субъектные комплетивные

4. Синтаксические связи – формально-строевые отношения между компонентами синтаксической единицы, выявляющие смысловые связи (синтаксические отношения), и выраженные средствами языка. Виды синтаксических связей: - сочинительная; - подчинительная.

4. Синтаксические связи 1 При сочинительной связи компоненты однофункциональны, т. е. они играют одинаковую роль в создании синтаксической конструкции, при подчинительной связи – разнофункциональны (главное и зависимое) Комната под лестницей, комната и лестница. 2 Сочинительная и подчинительная связи отличаются средствами выражения: - при сочинительной связи они одинаковы на уровне словосочетания и предложения, при подчинительной – разные; - сочинительная связь не выражается формами слова (только союзами или порядком слов) дождь и снег, дождь со снегом. 3. Сочинительная связь может быть - закрытой (при однократном применении соединены только два компонента, не сестра, а брат); - открытой (соединено большое количество компонентов То ли снится, то ли мнится, то ли иней на ресницах…). Подчинительная связь может быть только закрытой.

4. Синтаксические связи Подчинительная связь реализуется в словосочетании и предложении. В словосочетании всегда есть грамматически независимый и грамматически зависимый компоненты. Грамматическая зависимость одной словоформы от другой заключается в способности слова формально подчиняться требованиям, исходящим от категориальных свойств главного слова. Такую связь еще называют субординативной. На уровне словосочетания выделяют три вида подчинительной связи: согласование, управление, примыкание.

4. Синтаксические связи Согласование – это такая подчинительная связь, при которой зависимое слово уподобляется главному во всех общих с ним грамматических формах (рода, числа, падежа). Основные признаки связи согласование: - слабая, т. к. зависимый компонент может быть опущен без ущерба для смысла; - предсказующая, т. к. главное слово определяет форму зависимого; - необязательная, т. к. определяемое слово самодостаточно и может обойтись без определения. Согласование может быть полным и неполным: зимний день (согласование в роде, числе и падеже) старые деревья (согласование в числе и падеже) девятью студентами (согласование в падеже)

4. Синтаксические связи Управление – это такая подчинительная связь, при которой главное требует от зависимого определенной формы падежа с предлогом или без предлога. 1. По морфологическим характеристикам главного слова: - глагольное уважать противника; - субстантивное вид спорта, внимание к окружающим; - адъективное готовый к работе; - нумеральное два товарища; - адвербиальное сродни искусству, украдкой от соседей. 2. По наличию/отсутствию предлога: - предложное увидеть друга; - беспредложное поговорить с другом. 3. По возможности управлять различными грамматическими формами: - вариативное управление говорили об университете (про университет, насчет университета); - невариативное управление отойти от окна, доплыть до берега.

4. Синтаксические связи Управление – явление многоаспектное. Это самый спорный вид связи. 1. Сильное и слабое управление. При сильном управлении наличие зависимой словоформы предопределено лексикограмматическими свойствами управляющего слова писать письмо, отойти от окна, пять студентов. При слабом управлении зависимое слово употребляется в конкретной форме независимо от лексико-грамматических свойств главного разговаривать в комнате (за стеной, около кабинета). 2. В. А. Белошапкова предложила представить управление как совокупность дифференциальных признаков: 1) предсказуемость/ непредсказуемость; 2) обязательность/необязательность; 3) характер синтаксических отношений между компонентами. Предсказуемая – это такая связь, при которой главный компонент своими лексикограмматическими свойствами предсказывает форму зависимого выше гор, чувствовать боль. Непредсказуемая - идти с другом. Обязательная – это такая связь, которая проявляется регулярно, т. е. главное слово обязательно требует зависимого жить в Томске, стать инженером. Необязательная дом у дороги.

4. Синтаксические связи Примыкание – это такая подчинительная связь, которая существует между главным и зависимым словом в том случае, если зависимое слово морфологически не изменяется и связь между словами выражается лексически повернуть направо, идти прихрамывая, привычка курить. Связь примыкание слабая, непредсказующая, необязательная. Случаи обязательного примыкания: - инфинитив примыкает к глаголам волеизъявления, желания, возможности, фазовым глаголам хотел учиться, посмел возражать, могу помочь, начал страдать; - наречия примыкают к ряду информативно недостаточных слов выглядеть прилично, вести себя хорошо, относиться дружески; - наречия места примыкают к глаголам местоположения очутиться далеко, быть рядом. Именное примыкание (Н. С. Валгина): - творительный уподобления галстук бабочкой; - родительный даты приехать пятого августа; - винительный количества съездить два раза; - винительный времени отсутствовать год; - творительный количества читать часами; - устойчивые выражения быть на плохом счету.

синтаксические связи сочинительная связь подчинительная связь на уровне предложения на уровне словосочетания согласование управление примыкание

СИНТАКСИС И ЕГО ПРЕДМЕТ. ОСНОВНЫЕ СИНТАКСИЧЕСКИЕ ПОНЯТИЯ

Термин «синтаксис» применяется прежде всего для обозначения синтаксического строя языка, который вместе с морфологическим строем составляет грамматику языка. Вместе с тем «синтаксис» как термин применим и к учению о синтаксическом строе, в таком случае синтаксис - это раздел языкознания, предметом изучения которого является синтаксический строй языка, т.е. его синтаксические единицы и связи и отношения между ними.

Деление грамматики на морфологию и синтаксис определено самой сущностью изучаемых объектов.

Морфология изучает значения и формы слов как элементы внутрисловесного противопоставления; значения же словесных форм, возникающие в сочетании с другими словесными формами, значения, определяемые законами сочетаемости слов и построения предложений , являются предметом синтаксиса. Поэтому в широком смысле слова синтаксис (гр. syntaxis - составление) представляет собой раздел грамматики, изучающий строй связной речи.

Если морфология изучает слова в совокупности всех возможных форм, то синтаксис изучает функционирование отдельной формы слова в различных синтаксических объединениях. Минимальной единицей общения является предложение. Однако синтаксические свойства слов проявляются не только в предложении, строение которого всецело подчинено задачам коммуникации. Синтаксические свойства слов обнаруживаются и на более низком уровне языковой системы - в словосочетаниях, представляющих собой смысловое и грамматическое объединение слов. Следовательно, синтаксис изучает предложение - его строение, грамматические свойства и типы, а также словосочетание - минимальное грамматически связанное объединение слов. В таком смысле можно говорить о синтаксисе предложения и синтаксисе словосочетания.

Проявляет синтаксические свойства отдельных слов и устанавливает правила их сочетаемости с другими словами, причем эти правила определяются грамматическими признаками слова как определенной части речи. Так, возможность словосочетаний типа красное знамя определяется грамматическими свойствами сочетающихся имен: существительное как часть речи обладает свойством грамматически подчинять себе прилагательное, а прилагательное, как наиболее согласуемая часть речи, способно принимать форму, обусловленную формой существительного, что внешне выявляется в его флексии; словосочетания типа написать письмо также опираются на грамматические свойства сочетающихся слов: интересно, что в данном случае даже само грамматическое свойство глагола (переходность) связано с необходимостью сочетаться с определенной формой имени, переходные глаголы не только способны подчинять себе имена, но и нуждаются в этом для выражения своей собственной семантики. Синтаксис словосочетания в общей языковой системе является переходной ступенью от лексико-морфологического уровня к собственно синтаксическому. Эта переходность обусловлена двойственностью природы словосочетания, которая заключается в следующем. Словосочетание строится из отдельных лексических единиц, т.е., как и предложение, структурно оформляется. Функциональная же значимость этих единиц другая - она не поднимается выше значимости единиц лексических.

Качественно новая ступень в общей языковой системе, определяющая языковую сущность, коммуникативно-функциональную значимость языка. Синтаксис предложения строится на изучении единиц коммуникативного плана. Связи и отношения форм слова и словосочетаний в составе предложения подчиняются целям коммуникации, поэтому они отличны от связей и отношений между компонентами словосочетания. Однако и на этом языковом уровне общая языковая системность проявляется достаточно отчетливо. Например, многие даже сложные синтаксические единицы конструктивно базируются на морфолого-синтаксических отношениях, в частности сложноподчиненные предложения с присловной зависимостью: с изъяснительной придаточной частью при переходном глаголе, с определительной присубстантивной частью и другие, так как такие придаточные распространяют не всю подчиняющую часть предложения, а отдельное слово в ней (или словосочетание) как лексико-морфологическую единицу. Наличие определительных придаточных диктуется грамматическими свойствами имени, причем теми же свойствами, которые определяют возможность согласуемого прилагательного или причастия, а также несогласованной формы обозначения признака в составе словосочетания или наличие согласованного обособленного определения в простом осложненном предложении; так же и в предложениях с приглагольной зависимостью: распространяющая глагол придаточная часть, обусловливается лексико-грамматическими свойствами глагола. Ср., например: Дагни почувствовала порыв воздуха, который исходил от музыки, и заставила себя успокоиться. - Дагни почувствовала порыв воздуха, исходивший от музыки, и заставила себя успокоиться (Пауст.); Вокруг полянки, на которой сидели ребята, пышно росли береза, осина и ольха! (Пан.). - Вокруг полянки, с сидящими на ней ребятами, пышно росли береза, осина и ольха ; Проходя через двор, Сережа увидел, что ставни на его окнах тоже закрыты (Пан.). - Сережа увидел закрытые ставни...

Общая языковая системность подчеркивается наличием взаимосвязанности и взаимопроникновения явлений разных языковых уровней. Это фундамент, на котором прочно покоится здание общей языковой системы и который не позволяет рассыпаться ее отдельным звеньям.

Итак, словосочетание и предложение выделяются в качестве синтаксических единиц разных уровней: словосочетание - уровень докоммуникативный, предложение - уровень коммуникативный, причем словосочетание в систему коммуникативных средств включается лишь через предложение. Однако выделение данных синтаксических единиц оказывается недостаточным, чтобы судить о предельной единице синтаксического членения. Так, нельзя, например, признать словосочетание минимальной синтаксической единицей. Само понятие словосочетания противоречит этому, поскольку предполагает некое объединение компонентов. В качестве минимальной синтаксической единицы нельзя признать и слово как таковое, как элемент лексического состава языка, так как при объединении в синтаксических единицах сочетаются не слова вообще, в совокупности их морфологических форм, а определенные, нужные для выражения данного содержания формы слов (естественно, при возможности формообразования). Например, в сочетании осенняя листва объединяются две формы слова - форма женского рода единственного числа именительного падежа существительного и такая же форма прилагательного. Следовательно, первичной синтаксической единицей можно признать форму слова или синтаксическую форму слова. Это относится и к тем сочетающимся компонентам, когда слова лишены признака формообразования, например: очень плодотворно, весьма приятно .

Форма слова - это прежде всего элемент словосочетания. Однако роль и назначение ее не ограничиваются этим. Синтаксическая форма слова может выступать в качестве «строительного элемента» не только в составе словосочетания, но и в составе предложения, когда она распространяет само предложение или участвует в построении его основы, например: В лесу сыро ; За окнами падает снег ; Москва в праздничном убранстве . Из этого следует, что синтаксическая форма слова участвует в построении предложения либо непосредственно, либо через словосочетание. Существование формы слова как единицы синтаксической подтверждается крайним случаем ее функционирования, когда синтаксическая форма слова преобразуется в предложение, т.е. в единицу иного синтаксического уровня. Например: На пароходе, на пути из Палестины в Одессу . Среди палубных пассажиров - множество русских мужиков и баб (Бун.). Синтаксическая форма слова и словосочетание, с одной стороны, и предложение, с другой, - это синтаксические единицы разной функциональной значимости и разных синтаксических уровней, но единицы взаимосвязанные и взаимообусловленные, единицы общей синтаксической системы языка. Однако даже предложение, будучи единицей сообщения, значимо в языке только как маленькое частное звено, которое и структурно, и семантически, и акцентологически подчиняется общим задачам коммуникации, т.е. приобретает свою специфику лишь в связи с другими звеньями (предложениями). Так возникает синтаксис сложного целого, синтаксис связной речи, синтаксис текста , который изучает единицы, большие, чем отдельное предложение, единицы, имеющие свои правила и законы построения.

Определение набора синтаксических единиц отнюдь не достаточно для описания синтаксической системы языка, поскольку система - это не только набор элементов, но и их связи и отношения. Так, синтаксическая связь служит для выражения зависимости и взаимозависимости элементов словосочетания и предложения и формирует синтаксические отношения , т.е. те разновидности синтаксического соответствия, которые регулярно выявляются в синтаксических единицах независимо от их уровня. Например: в результате подчинительной связи согласования в сочетании каменный дом рождаются атрибутивные отношения между формами слов в данной синтаксической единице; связь управления стала основанием для объектных отношений в сочетании купить книгу .

Предикативные отношения возникают в результате синтаксической связи главных членов предложения. На уровне сложного предложения разные виды синтаксической связи (подчинительной, сочинительной, бессоюзной) также формируют синтаксические отношения - причинно-следственные, временные, целевые, сопоставительно-противительные, перечислительные и т.д. Значит, синтаксис изучает синтаксические единицы языка в их связях и отношениях. Содержание синтаксических отношений двупланово: с одной стороны, оно отражает явления реального мира, в чем черпает свою информативность (отношения между предметом и его признаком, действием и объектом и т.д.); с другой - оно опирается на взаимодействие компонентов собственно синтаксических единиц (зависимость, например, управляемой формы слова от управляющей, согласуемой от определяющей это согласование, и т.д.), т.е. опирается на синтаксическую связь . Эта двуплановость содержания синтаксических отношений и является сущностью синтаксической семантики вообще и семантики синтаксических единиц в частности. Синтаксическая семантика (или синтаксическое значение) присуща любой синтаксической единице и представляет ее содержательную сторону; семантическую структуру же, естественно, могут иметь лишь единицы, разлагающиеся на компоненты (словосочетания, предложения). Если обратиться к основной синтаксической единице - предложению, то, исходя из сказанного, в ней можно обнаружить содержательную сторону (отражение реальных предметов, действий и признаков) и формальную организацию (грамматическую структуру). Однако ни то, ни другое не обнаруживает еще одной стороны предложения - его коммуникативной значимости, его назначения . Итак, содержание (что передается), форма (как передается) и назначение (для чего передается) - вот три условно вычленяемые (они существуют в единстве) стороны предложения, которые и послужили основой разного подхода к изучению предложения - семантического, структурного и коммуникативного. Все три стороны одного явления имеют «глубинную аналогию и параллелизм». Например, в простейшем предложении Птица летает полностью совпадают структуры семантическая (реальный носитель признака и признак), синтаксическая, или формально-грамматическая (подлежащее и сказуемое), и коммуникативная (данное, т.е. исходный момент высказывания, и новое, т.е. то, что сообщается о данном, или, в другой терминологии, - тема и рема). Однако это соотношение может быть нарушено, и именно это возможное несовпадение компонентов синтаксической, семантической и коммуникативной структуры предложения оправдывает тезис о существовании и самостоятельности всех трех уровней членения предложения. Например, в предложении Ему весело совпадение можно обнаружить лишь относительно функции компонента весело : это и синтаксическое сказуемое, и семантический предикат, и рема сообщения, тогда как компонент ему является семантическим субъектом состояния и одновременно темой сообщения, но подлежащим оно не является.

Синтаксической науке известны все три аспекта изучения предложения, в результате чего сформировалось мнение о необходимости различать соответственно этому предложение в языке (при учете его синтаксической семантики и формальной организации) и предложение в речи, т.е. предложение, реализуемое в контексте, в конкретной речевой ситуации (при учете его коммуникативной направленности). Последнее принято называть высказыванием , хотя часто пользуются и тем же термином - предложение , имея в виду его речевое содержание.

Набор синтаксических единиц, вычленяемых в языке, образует его синтаксические средства . Как и любые другие, синтаксические средства имеют свое специфическое назначение, т.е. существуют не сами по себе, а ради определенных функций. Частные функции синтаксических единиц определяются общей коммуникативной функцией синтаксиса. Если коммуникативную функцию выполняет предложение (высказывание) как синтаксическая единица, то функцией любой синтаксической единицы докоммуникативного уровня (синтаксическая форма слова, словосочетание) можно признать роль этой единицы в построении предложения (как компонента словосочетания или члена предложения). Понятие функции часто отождествляется с понятием синтаксического значения и, следовательно, непосредственно связывается с синтаксической семантикой. При дифференцированном использовании этих терминов под значением понимается выражение внеязыковых отношений, т.е. отношений реальной действительности, в таком случае содержанием термина «функция» остаются собственно синтаксические показатели - функции «строительные», сочетательные.

Для обозначения синтаксических единиц, членящихся на компоненты, существует и термин «синтаксическая конструкция», который используется и в отношении к абстрактной языковой модели, и в отношении к конкретной языковой единице, построенной по этой модели.

В общей языковой системе синтаксическая сторона занимает особое место - это явление высшего порядка, ибо для выражения мысли недостаточно только отбора лексического материала, необходимо правильное и четкое установление связи между словами, группами слов. Как бы ни был богат словарный запас языка, в конечном счете, он всегда поддается инвентаризации. Но «язык неистощим в соединении слов». Именно в строе языка, т.е. в его грамматике (и в первую очередь в синтаксисе), заложено основание его национальной специфики. Известно, что многие слова русского языка имеют иноязычное происхождение, однако они спокойно уживаются с исконно русскими словами. Время сделало вполне русскими такие, например, слова, как свекла , кровать , деньги и др., и именно потому, что они подчинились правилам сочетаемости слов русского языка. В грамматической оформленности слова синтаксическая сторона всегда стоит на первом месте: так, многие морфологические свойства слова появляются в результате специфики функционирования его в предложении, яркий пример тому - история формирования и развития наречий.

Синтаксическая структура русского языка обогащается и совершенствуется. В результате постоянного взаимодействия отдельных элементов в общей синтаксической системе языка появляются параллельные синтаксические конструкции для выражения одного и того же содержания. Структурная вариативность приводит, в свою очередь, к стилистической дифференцированности.

Стилистические возможности современного русского синтаксиса вполне ощутимы и достаточно широки. Наличие вариантов в способах выражения мысли и, следовательно, в синтаксической организации речи позволяет выработать целую систему синтаксических средств, приспособленных к функционированию в различных типах общения, в разных речевых ситуациях (в разных функциональных стилях речи).

Изучение синтаксических единиц и их стилистических свойств создает возможность целенаправленного отбора выразительных средств языка, сознательного их использования в разных речевых контекстах. Выбор синтаксических единиц, соответствующих конкретным целям речевого общения, всегда связан с поиском оптимального варианта. Причем этот оптимальный вариант должен удовлетворять требованиям не только нужного смысла, но и нужного эмоционального звучания. И эта чисто эмоциональная сторона высказывания очень часто создается средствами синтаксиса. В частности, конструкции экспрессивного синтаксиса обладают не только информационной функцией, но и функцией воздействия. Отсюда ясно, какое огромное значение имеет целенаправленное изучение синтаксической системы языка.

§1. Предмет синтаксиса

Синтаксис - лингвистическая дисциплина, изучающая синтаксические связи слов в словосочетании и предложении, а также связи простых предложений в составе сложных. Соответственно выделяются три единицы синтаксиса. Каждая имеет свою природу и свойственные ей признаки.

Синтаксис - это уровень структуры языка.

§2. Единицы синтаксиса

Единицы синтаксиса:

  • словосочетание
  • простое предложение
  • сложное предложение

Важно понимать, что предложения и словосочетания - это единицы разного уровня. Почему ими занимается одна лингвистическая дисциплина - синтаксис? Потому что для синтаксиса важно, как из слов на основе синтаксических связей создаются разные синтаксические конструкции.
Слова соединяются в словосочетания, а словосочетания складываются в предложения. Предложение - это синтаксическая конструкция более высокого уровня, чем словосочетание. Оно иначе организовано: в каждом предложении выделяется грамматическая основа . В простых предложениях грамматическая основа одна. Если в предложении более одной грамматической основы, то это предложение сложное.

лежать на печи

словосочетание

Емеля лежал на печи.

простое предложение, грамматическая основа: Емеля лежал

Пока Емеля лежал на печи, вёдра сами сходили на реку за водой.

сложное предложение, состоящее из двух простых, имеющих грамматические основы: Емеля лежал и вёдра сходили

Проба сил

Узнайте, как вы поняли содержание этой главы.

Итоговый тест

  1. Что изучает синтаксис?

    • фонетическое строение слова
    • морфемное строение слова
    • части речи
    • синтаксические связи слов в словосочетании и предложении, а также связи простых предложений в составе сложных
  2. Верно ли полагать, что синтаксические конструкции создаются на основе синтаксических связей?

  3. Какие единицы языка изучает синтаксис?

    • слово и словосочетание
    • словосочетание, простое предложение и сложное предложение
    • морфемы
  4. Есть ли словосочетание в предложении: Праздники прошли .?

  5. Сколько грамматических основ в предложении: Улыбайся, даже если тебе не улыбнутся в ответ .?

  6. Простым или сложным является предложение: Что тебе нужно для счастья?

    • простое предложение
    • сложное предложение

Термин «синтаксис» применяется прежде всего для обозначения синтаксического строя языка, который вместе с морфологическим строем составляет грамматику языка. Вместе с тем «синтаксис» как термин применим и к учению о синтаксическом строе, в таком случае синтаксис - это раздел языкознания, предметом изучения которого является синтаксический строй языка, т.е.

Его синтаксические единицы и связи и отношения между ними.

Деление грамматики на морфологию и синтаксис определено самой сущностью изучаемых объектов.

Морфология изучает значения и формы слов как элементы внутрисловесного противопоставления; значения же словесных форм, возникающие в сочетании с другими словесными формами, значения, определяемые законами сочетаемости слов и построения предложений, являются предметом синтаксиса. Поэтому в широком смысле слова синтаксис (гр. syntaxis - составление) представляет собой раздел грамматики, изучающий строй связной речи.

Если морфология изучает слова в совокупности всех возможных форм, то синтаксис изучает функционирование отдельной формы слова в различных синтаксических объединениях. Минимальной единицей общения является предложение. Однако синтаксические свойства слов проявляются не только в предложении, строение которого всецело подчинено задачам коммуникации. Синтаксические свойства слов обнаруживаются и на более низком уровне языковой системы - в словосочетаниях, представляющих собой смысловое и грамматическое объединение слов. Следовательно, синтаксис изучает предложение - его строение, грамматические свойства и типы, а также словосочетание - минимальное грамматически связанное объединение слов. В таком смысле можно говорить о синтаксисе предложения и синтаксисе словосочетания.

Синтаксис словосочетания проявляет синтаксические свойства отдельных слов и устанавливает правила их сочетаемости с другими словами, причем эти правила определяются грамматическими признаками слова как определенной части речи. Так, возможность словосочетаний типа красное знамя определяется грамматическими свойствами сочетающихся имен: существительное как часть речи обладает свойством грамматически подчинять себе прилагательное, а прилагательное, как наиболее согласуемая часть речи, способно принимать форму, обусловленную формой существительного, что внешне выявляется в его флексии; словосочетания типа написать письмо также опираются на грамматические свойства сочетающихся слов: интересно, что в данном случае даже само грамматическое свойство глагола (переходность) связано с необходимостью сочетаться с определенной формой имени, переходные глаголы не только способны подчинять себе имена, но и нуждаются в этом для выражения своей собственной семантики. Синтаксис словосочетания в общей языковой системе является переходной ступенью от лексико-морфологического уровня к собственно синтаксическому. Эта переходность обусловлена двойственностью природы словосочетания, которая заключается в следующем. Словосочетание строится из отдельных лексических единиц, т.е., как и предложение, структурно оформляется. Функциональная же значимость этих единиц другая - она не поднимается выше значимости единиц лексических.

Синтаксис предложения - качественно новая ступень в общей языковой системе, определяющая языковую сущность, коммуникативно-функциональную значимость языка. Синтаксис предложения строится на изучении единиц коммуникативного плана. Связи и отношения форм слова и словосочетаний в составе предложения подчиняются целям коммуникации, поэтому они отличны от связей и отношений между компонентами словосочетания. Однако и на этом языковом уровне общая языковая системность проявляется достаточно отчетливо. Например, многие даже сложные синтаксические единицы конструктивно базируются на морфолого-синтаксических отношениях, в частности сложноподчиненные предложения с присловной зависимостью: с изъяснительной придаточной частью при переходном глаголе, с определительной присубстантивной частью и другие, так как такие придаточные распространяют не всю подчиняющую часть предложения, а отдельное слово в ней (или словосочетание) как лексико-морфологическую единицу. Наличие определительных придаточных диктуется грамматическими свойствами имени, причем теми же свойствами, которые определяют возможность согласуемого прилагательного или причастия, а также несогласованной формы обозначения признака в составе словосочетания или наличие согласованного обособленного определения в простом осложненном предложении; так же и в предложениях с приглагольной зависимостью: распространяющая глагол придаточная часть, обусловливается лексико-грамматическими свойствами глагола. Ср., например: Дагни почувствовала порыв воздуха, который исходил от музыки, и заставила себя успокоиться. - Дагни почувствовала порыв воздуха, исходивший от музыки, и заставила себя успокоиться (Пауст.); Вокруг полянки, на которой сидели ребята, пышно росли береза, осина и ольха! (Пан.). - Вокруг полянки, с сидящими на ней ребятами, пышно росли береза, осина и ольха; Проходя через двор, Сережа увидел, что ставни на его окнах тоже закрыты (Пан.). - Сережа увидел закрытые ставни...

Общая языковая системность подчеркивается наличием взаимосвязанности и взаимопроникновения явлений разных языковых уровней. Это фундамент, на котором прочно покоится здание общей языковой системы и который не позволяет рассыпаться ее отдельным звеньям.

Итак, словосочетание и предложение выделяются в качестве синтаксических единиц разных уровней: словосочетание - уровень докоммуникативный, предложение - уровень коммуникативный, причем словосочетание в систему коммуникативных средств включается лишь через предложение. Однако выделение данных синтаксических единиц оказывается недостаточным, чтобы судить о предельной единице синтаксического членения. Так, нельзя, например, признать словосочетание минимальной синтаксической единицей. Само понятие словосочетания противоречит этому, поскольку предполагает некое объединение компонентов. В качестве минимальной синтаксической единицы нельзя признать и слово как таковое, как элемент лексического состава языка, так как при объединении в синтаксических единицах сочетаются не слова вообще, в совокупности их морфологических форм, а определенные, нужные для выражения данного содержания формы слов (естественно, при возможности формообразования). Например, в сочетании осенняя листва объединяются две формы слова - форма женского рода единственного числа именительного падежа существительного и такая же форма прилагательного. Следовательно, первичной синтаксической единицей можно признать форму слова или синтаксическую форму слова. Это относится и к тем сочетающимся компонентам, когда слова лишены признака формообразования, например: очень плодотворно, весьма приятно.

Форма слова - это прежде всего элемент словосочетания. Однако роль и назначение ее не ограничиваются этим. Синтаксическая форма слова может выступать в качестве «строительного элемента» не только в составе словосочетания, но и в составе предложения, когда она распространяет само предложение или участвует в построении его основы, например: В лесу сыро; За окнами падает снег; Москва в праздничном убранстве. Из этого следует, что синтаксическая форма слова участвует в построении предложения либо непосредственно, либо через словосочетание. Существование формы слова как единицы синтаксической подтверждается крайним случаем ее функционирования, когда синтаксическая форма слова преобразуется в предложение, т.е. в единицу иного синтаксического уровня. Например: На пароходе, на пути из Палестины в Одессу. Среди палубных пассажиров - множество русских мужиков и баб (Бун.). Синтаксическая форма слова и словосочетание, с одной стороны, и предложение, с другой, - это синтаксические единицы разной функциональной значимости и разных синтаксических уровней, но единицы взаимосвязанные и взаимообусловленные, единицы общей синтаксической системы языка. Однако даже предложение, будучи единицей сообщения, значимо в языке только как маленькое частное звено, которое и структурно, и семантически, и акцентологически подчиняется общим задачам коммуникации, т.е. приобретает свою специфику лишь в связи с другими звеньями (предложениями). Так возникает синтаксис сложного целого, синтаксис связной речи, синтаксис текста, который изучает единицы, большие, чем отдельное предложение, единицы, имеющие свои правила и законы построения.

Определение набора синтаксических единиц отнюдь не достаточно для описания синтаксической системы языка, поскольку система - это не только набор элементов, но и их связи и отношения. Так, синтаксическая связь служит для выражения зависимости и взаимозависимости элементов словосочетания и предложения и формирует синтаксические отношения, т.е. те разновидности синтаксического соответствия, которые регулярно выявляются в синтаксических единицах независимо от их уровня. Например: в результате подчинительной связи согласования в сочетании каменный дом рождаются атрибутивные отношения между формами слов в данной синтаксической единице; связь управления стала основанием для объектных отношений в сочетании купить книгу.

Предикативные отношения возникают в результате синтаксической связи главных членов предложения. На уровне сложного предложения разные виды синтаксической связи (подчинительной, сочинительной, бессоюзной) также формируют синтаксические отношения - причинно-следственные, временные, целевые, сопоставительно-противительные, перечислительные и т.д. Значит, синтаксис изучает синтаксические единицы языка в их связях и отношениях. Содержание синтаксических отношений двупланово: с одной стороны, оно отражает явления реального мира, в чем черпает свою информативность (отношения между предметом и его признаком, действием и объектом и т.д.); с другой - оно опирается на взаимодействие компонентов собственно синтаксических единиц (зависимость, например, управляемой формы слова от управляющей, согласуемой от определяющей это согласование, и т.д.), т.е. опирается на синтаксическую связь. Эта двуплановость содержания синтаксических отношений и является сущностью синтаксической семантики вообще и семантики синтаксических единиц в частности. Синтаксическая семантика (или синтаксическое значение) присуща любой синтаксической единице и представляет ее содержательную сторону; семантическую структуру же, естественно, могут иметь лишь единицы, разлагающиеся на компоненты (словосочетания, предложения). Если обратиться к основной синтаксической единице - предложению, то, исходя из сказанного, в ней можно обнаружить содержательную сторону (отражение реальных предметов, действий и признаков) и формальную организацию (грамматическую структуру). Однако ни то, ни другое не обнаруживает еще одной стороны предложения - его коммуникативной значимости, его назначения. Итак, содержание (что передается), форма (как передается) и назначение (для чего передается) - вот три условно вычленяемые (они существуют в единстве) стороны предложения, которые и послужили основой разного подхода к изучению предложения - семантического, структурного и коммуникативного. Все три стороны одного явления имеют «глубинную аналогию и параллелизм». Например, в простейшем предложении Птица летает полностью совпадают структуры семантическая (реальный носитель признака и признак), синтаксическая, или формально-грамматическая (подлежащее и сказуемое), и коммуникативная (данное, т.е. исходный момент высказывания, и новое, т.е. то, что сообщается о данном, или, в другой терминологии, - тема и рема). Однако это соотношение может быть нарушено, и именно это возможное несовпадение компонентов синтаксической, семантической и коммуникативной структуры предложения оправдывает тезис о существовании и самостоятельности всех трех уровней членения предложения. Например, в предложении Ему весело совпадение можно обнаружить лишь относительно функции компонента весело: это и синтаксическое сказуемое, и семантический предикат, и рема сообщения, тогда как компонент ему является семантическим субъектом состояния и одновременно темой сообщения, но подлежащим оно не является.

Синтаксической науке известны все три аспекта изучения предложения, в результате чего сформировалось мнение о необходимости различать соответственно этому предложение в языке (при учете его синтаксической семантики и формальной организации) и предложение в речи, т.е. предложение, реализуемое в контексте, в конкретной речевой ситуации (при учете его коммуникативной направленности). Последнее принято называть высказыванием, хотя часто пользуются и тем же термином - предложение, имея в виду его речевое содержание.

Набор синтаксических единиц, вычленяемых в языке, образует его синтаксические средства. Как и любые другие, синтаксические средства имеют свое специфическое назначение, т.е. существуют не сами по себе, а ради определенных функций. Частные функции синтаксических единиц определяются общей коммуникативной функцией синтаксиса. Если коммуникативную функцию выполняет предложение (высказывание) как синтаксическая единица, то функцией любой синтаксической единицы докоммуникативного уровня (синтаксическая форма слова, словосочетание) можно признать роль этой единицы в построении предложения (как компонента словосочетания или члена предложения). Понятие функции часто отождествляется с понятием синтаксического значения и, следовательно, непосредственно связывается с синтаксической семантикой. При дифференцированном использовании этих терминов под значением понимается выражение внеязыковых отношений, т.е. отношений реальной действительности, в таком случае содержанием термина «функция» остаются собственно синтаксические показатели - функции «строительные», сочетательные.

Для обозначения синтаксических единиц, членящихся на компоненты, существует и термин «синтаксическая конструкция», который используется и в отношении к абстрактной языковой модели, и в отношении к конкретной языковой единице, построенной по этой модели.

В общей языковой системе синтаксическая сторона занимает особое место - это явление высшего порядка, ибо для выражения мысли недостаточно только отбора лексического материала, необходимо правильное и четкое установление связи между словами, группами слов. Как бы ни был богат словарный запас языка, в конечном счете, он всегда поддается инвентаризации. Но «язык неистощим в соединении слов». Именно в строе языка, т.е. в его грамматике (и в первую очередь в синтаксисе), заложено основание его национальной специфики. Известно, что многие слова русского языка имеют иноязычное происхождение, однако они спокойно уживаются с исконно русскими словами. Время сделало вполне русскими такие, например, слова, как свекла, кровать, деньги и др., и именно потому, что они подчинились правилам сочетаемости слов русского языка. В грамматической оформленности слова синтаксическая сторона всегда стоит на первом месте: так, многие морфологические свойства слова появляются в результате специфики функционирования его в предложении, яркий пример тому - история формирования и развития наречий.

Синтаксическая структура русского языка обогащается и совершенствуется. В результате постоянного взаимодействия отдельных элементов в общей синтаксической системе языка появляются параллельные синтаксические конструкции для выражения одного и того же содержания. Структурная вариативность приводит, в свою очередь, к стилистической дифференцированности.


Top