Павлопосадские платки промысел. Павловопосадские платки

Павлопосадские платки – это уникальные произведения искусства Павлово-посадской мануфактуры. Эта фабрика знаменита еще и тем, что ей на государственном уровне дан статус народного промысла России. Павлопосадские платки и шали уже давно стали знаковыми элементами русской культуры, а многие и вообще принимают их за символ России. В народе их еще называют “русскими”, “бабушкиными” и “народными”.

Когда павлопосадские платки появились в Павловом Посаде, то практически сразу приобрели немыслимую популярность. Павлопосадские мастера разработали специальные доски, с помощью которых и наносился оригинальный орнамент, а также профессионально вырезали на этих досках нежные и тончайшие узоры, гармонично подбирали цвет узора и вплетали в платок необычные золотые нити.

Павлопосадские платки: красота орнамента

Истинный павлопосадский платок имеет традиционную квадратную форму и уникальную симметричную композицию, в основе которой – цветочный орнамент. В современности многие детали в создании платка делают с помощью машин, но только не узоры – их так же, как и в старину, делают собственноручно мастера, сохраняя старые русские традиции. Главным орнаментом в композиции павлопосадских платков остается букет из цветов и разнообразие его вариаций.

Павлопосадские платки до сих пор сохранили свой первоначальный вид и качество, в отличие от многих других вещей, которые за многие годы модернизировались для удобства современного рынка. Настоящие платки и шали производят только из натуральных материалов – шерсть, батист и шелк. Их с легкостью применяют в качестве праздничной детали женского наряда во многих странах. Летом и зимой, весной и осенью они удачно комбинируются и с национальными костюмами, и со многой повседневной одеждой.


Павлопосадские платки и высокое качество

Если они шерстяные, то, стало быть, в них жарко, спросите вы. Спешим вас заверить: павлопосадские платки высокого качества не доставят неудобств: в них не будет ни жарко, ни холодно, потому что натуральные материалы, из которых выполнен платок, позволит сохранять температуру вашего тела. Поэтому они идеально согреют в лютые морозы и защитят от сырости, ветров и прохлады в межсезонье.



Как и с чем носить павлопосадские платки

Широкий спектр цветов и уникальных узоров позволят женщине любого возраста и социального статуса выбрать именно тот платок, который подчеркнет ее индивидуальность и стиль. Знайте: павлопосадский платок – это в первую очередь красивый аксессуар, который, кстати, на сегодняшний день пользуется все большей популярностью. Носить такой платок сейчас модно, даже не сомневайтесь. Комбинируют его с простыми и однотонными вещами: платьями, юбками, классическими брюками, узкими джинсами. Павлопосадские платки носят по-разному: завязывают на голову, на шею – как шарфик, да и просто набрасывают на плечи – как на верхнюю одежду, так и на блузы, кофты, платья. Красивый павлопосадский платок поверх скромного платьица создаст нужный эффект шика и оригинальности наряда.




В начале XIX века наши русские шали и платки ничуть не уступали кашмирским шалям и европейским образцам, а порой превосходили их. Они по праву заслужили международную славу, и не раз на выставках им присуждалась пальма первенства. Но всё же, техника выполнения была сложной – в отличие от европейских и индийских шалей они не имели изнанки. Позднее и в других странах освоили эту технику. Но цена на эти шали делала их недоступными для большей части населения.


Чтобы женщины всех сословий могли порадоваться, глядя на себя в зеркало, и покрасоваться «на людях», с середины ХIХ века в России начали производство шалей с набивным рисунком. Они стали гораздо дешевле тканых. Вот теперь шаль становится доступной для всех слоёв российского общества.


Самой большой популярностью стали пользоваться Павловопосадские платки из города Павловский Посад (Московская область). Здесь с середины ХIХ века начали производство шалей с набивным рисунком. Павлово-Посадские платки отмечались не раз призами российских и международных выставок.




Павловопосадские платки и шали фото






Надо отметить, что набивка, или набойка рисунка на ткани на Руси известна давно. Это ремесло было знакомо нашему народу еще в XI-XII веке. Из набивной ткани шили и одежду, и церковное облачение, а также занавески, шатры и знамена.


Павловопосадские платки украшали и согревали женщин до начала ХХ – го века. Затем они уступили место шапочкам и шляпкам. Вместо платков остался шарф.



Сейчас шали и платки снова вернулись и, похоже, не собираются уступать своё место – они всё чаще появляются в коллекциях лучших модельеров.



Павловопосадские платки - история, технологии производства в прошлом и в наши дни.


В городе Павловский Посад уже не первый год проводится в сентябре фестиваль - карнавал, который собирает не только жителей города, но и гостей. Именно здесь можно увидеть яркие и павловопосадские платки, и не только платки, но и множество других изделий, которые сшиты из платков: палантины, платья, корсеты, жилеты, куртки, сумки, шапочки и т.д.



Разные изделия, сделанные из павловопосадских платков





















Вконтакте

Эти платки берут начало от простого куска белого полотнища с вышивкой, которое называлось убрус. К XVII веку убрус уступает место платку или шали.

vector-images.com , CC BY-SA 3.0

К началу XVIII века в районе г. Павловский посад уже существовали традиции кустарного текстильного производства. В Богородском уезде Московской губернии, куда исторически входил Павловский Посад, насчитывалось более 70 шелковых платочных фабрик, принадлежащих крестьянам.


, CC BY-SA 3.0

Крестьянское предприятие, из которого впоследствии развилась платочная мануфактура, было создано в 1795 году крестьянином села Павлово Иваном Дмитриевичем Лабзиным. Лабзины имели небольшое производство. Большая часть материалов раздавалась крестьянам окрестных селений, которые на домашних станах вырабатывали шелковые и бумажные материи и платки.

Правнук, Яков Иванович Лабзин, совместно с Василием Ивановичем Грязновым, перепрофилировал фабрику на производство шерстяных шалей с набивным рисунком, получивших в то время широкое распространение в русском обществе. Первые павлово-посадские шали были выпущены в начале 60-х годов XIX века.


Путеводитель по русским ремёслам , CC BY-SA 3.0

Расцвет мануфактуры приходится на 1870-1880-е годы. В 1881г. Яков Лабзин получает звание поставщика Великой Княгини Александры Петровны, предприятие награждается серебряными медалями Всероссийских художественно-промышленных выставок. В 1896 году на промышленной выставке в Нижнем Новгороде было получено право изображения государственного герба на вывесках и этикетках.

После Октябрьской революции предприятие было национализировано и переименовано в Старо-Павловскую фабрику. Предприятие расширяет ассортимент, производятся попытки модернизации внешнего вида платков (изображения животных, рисунки на темы революции, индустриализации и коллективизации), выпуска хлопчатобумажных тканей.


Путеводитель по русским ремёслам , CC BY-SA 3.0

В 1937 году фабрика участвует во Всемирной художественно-промышленной выставке в Париже.

В послевоенный период происходит расширение расцветок и ассортимента платков при сохранении традиционных мотивов и рисунков.

В 1958 году на Всемирной выставке в Брюсселе павловские платки были награждены Большой золотой медалью.


Путеводитель по русским ремёслам , CC BY-SA 3.0

В 1963 году фабрика получила название Московское производственное платочное объединение. С 1995 года - ОАО «Павловопосадская платочная мануфактура».

Фотогалерея






Дата начала: XVII в.

Полезная информация

История - павловопосадские платки

Названия фабрики

После 1855 года платочное предприятие имело разные названия:

1868г. - Полное товарищество "Яков Лабзин и Василий Грязнов"

1892г. - Товарищество на паях "Товарищество мануфактур Я. Лабзина и В. Грязнова в Павловском Посаде"

1918г. - фабрика была национализирована и стала называться

Старо-Павловская фабрика № 11 Государственного камвольного треста ВСНХ

1928г. - фабрика имени 10-й годовщины Красной Армии Главного управления шерстяной промышленности

1963г. - Московское производственное платочное объединение

1989г. - Павлово-Посадское производственное платочное объединение

1992г. - Акционерное общество закрытого типа "Павлово-Посадские шали

с 1995г. - Открытое акционерное общество "Павловопосадская платочная мануфактура"

Василий Павловопосадский

Василий Грязнов был широко известен при жизни среди окрестного населения не только как фабрикант, но и своими богоугодными делами. Много лет он состоял старостой Павлово-Посадского собора Воскресения Христова.

В августе 1999 г. В.И.Грязнов был канонизирован Русской Православной церковью в лике местночтимого святого Московской епархии как Праведный Василий Павловопосадский.

З наменитый павловопосадский платок - популярный аксессуар, украшающий женщин всего мира более 200 лет. Это отличное исконно русское дополнение к любым нарядам - как в народном стиле, так и ультрамодном. Полушерстяные и шерстяные шали согреют в прохладные зимние вечера. А шелковые или батистовые платки создают эффект охлаждения и отлично спасают от летнего зноя.

Зимние гулянья в Санкт-Петербурге. Фотография: Е. Асмолов / ТАСС

Мотивы или элементы павловопосадских платков используют на модных дефиле и российские, и европейские модельеры. Вячеслав Зайцев выпустил на их основе несколько коллекций изысканной одежды в обрамлении мехов. Андрей Шаров перенес павловопосадский рисунок на шелковые юбки. Денис Симачев создал из них коллекцию «15 братских республик». А Илья Шиян дополнил шалями мужские костюмы своей коллекции.

История аксессуара

Платки появились в гардеробе модниц в XVII веке и стали излюбленным украшением одежды состоятельных купчих. Спустя век в русский лексикон вошло персидское слово «шаль», которым начали называть большие узорчатые платки. Дорогие подарки обычно преподносились в дар невестам, а затем передавались по наследству.

Знаменитые орнаменты возникли из повседневного крестьянского быта: здесь и цветы, и резные узоры наличников и прялок, и домотканая вышивка, и элементы иконописи.

Празднование Широкой Масленицы в Красноярском крае. Фотография: А. Колбасова / ТАСС

Павловопосадские платки. Фотография: lana1501 / фотобанк «Лори»

В XVIII–XIX веках на Руси началось массовое производство набивных и узорных платков. Основу будущего промышленного производства заложили крестьянские хозяйства. В них располагались ручные ткацкие станки, использовались красильни. На замену ручному производству пришли паровые двигатели и ситценабивные машины. Ручное золотое шитье стали воспроизводить на жаккардовом станке для узорного ткачества, а затем стали окрашивать ткани. Вскоре русские платки и шали попали на международные выставки, где завоевали славу и популярность.

Начиная с XIX века красочный рисунок наносили на ткань деревянными резными формами - «цветками», а его контуры набивали «манерами». Первоначально для трудоемкого производства узор на дереве прожигали на определенную глубину, а потом заливали свинцом. Тончайшие узоры и причудливые орнаменты мастерицы создавали с помощью дощечек. Традиции в нанесении орнаментов соблюдаются до сих пор

Павловопосадская платочная мануфактура

Вид на один из цехов ОАО «Павловопосадская платочная мануфактура». Фотография: А. Геодакян / ТАСС

Художник изготавливает рисунок для платка в художественной мастерской ОАО «Павловопосадская платочная мануфактура». Фотография: А. Геодакян / ТАСС

Обметка готовых платков в цеху ОАО «Павловопосадская платочная мануфактура». Фотография: А. Геодакян / ТАСС

С 1795 года и по сей день один из самых знаменитых русских аксессуаров создается на Павловопосадской платочной мануфактуре в Московской области. Создание каждого нового платка занимает около трех месяцев.

Первоначально фабрику освоил зажиточный крестьянин Семен Лабзин. В 50-х годах XIX века его внук Яков Иванович с компаньоном Василием Грязновым возобновили массовое производство павловских платков на унаследованной фабрике. В начале XX века Товарищество мануфактур Я. Лабзина и В. Грязнова стало самой крупной фабрикой по производству шерстяных платков и шалей в России. В 2006 году фабрику наградили орденом «Слава России» за выдающиеся заслуги в сохранении и развитии национальных традиций отечественного декоративно-прикладного искусства.

Нанесение платочного рисунка на ткань методом печати по шаблону в цеху ОАО «Павловопосадская платочная мануфактура». Фотография: А. Геодакян / ТАСС

Выставка платков. Павлово-Посадский историко-художественный (краеведческий) музей. Фотография: Н. Илюхина / фотобанк «Лори»

Техника окрашивания платков сохранилась с давних времен. Изначально художник рисует повторяющуюся часть узора гуашью на ватмане. Затем прядется платок, выбеливаются нити и лазером наносится выбранный рисунок. Основной цвет изделия проявляется лишь после паровой обработки платка, которая делается для закрепления красителей на шерстяной ткани. С помощью пробных выкрасок колористом вырабатывается окончательный рецепт цвета.

Долгое время фонами для платков служили три цвета - черный, бордовый и светлый (цвет неотбеленного льна). Остальные - розовый, зеленый и голубой - появились уже в нынешние дни. Каждый платок, изготовленный на мануфактуре, носит свое название, придуманное самими художниками. Самые известные из них - «Аленький цветочек» и «Испанский», а также «Обручальное кольцо», «Посиделки», «Самарканд», «Журавушка». Иногда на фабрике повторяют и старые рисунки. Так, в коллекции сезона-2006/07 есть шаль «Молитва», воссозданная по образцу начала XX века. А платок «Белые розы» производится с 1953 года. В наши дни самый распространенный мотив - объемные гирлянды полураспустившихся бутонов и пестрое сплетение венков.

Вв. богородские платки и сарафанные ткани отличались особой красотой вытканного золотной нитью орнамента. Позднее здесь широко распространилось шелкоткачество, а с 1860 -х гг. начался выпуск шерстяных и полушерстяных платков, украшенных красочным набивным орнаментом. Постепенно производство разрасталось и приобретало ярко выраженный национальный характер.

Павлово посадский платок настолько узнаваем, что, кажется, трудно найти человека, никогда его не видевшего. Подмосковная павлово посадская шаль давно стала одним из символов русской традиционной культуры. Вспомним купчих в ярких шалях с полотен Кустодиева и Малявина. Да и современные женщины с удовольствием используют посадские шали как эффектное дополнение к одежде, имеющее ещё и практическую сторону: тёплая и мягкая шерстяная павлово посадская шаль отлично согревает.

Павлово посадская мануфактура - единственное из старинных российских платочных предприятий, сохранившихся по сей день. В XVIII - начале XX в. текстильная промышленность была чрезвычайно развита в Москве и Московской губернии. В Павловском Посаде и близлежащих к нему сёлах располагались крупные фабрики и небольшие мануфактуры, продукция которых вывозилась в Москву и другие города, распространялась на ярмарках. Одно из крупнейших предприятий России второй половине XIX в. - фабрика, принадлежавшая Я. И. Лабзину (1827-1891) и В. И. Грязнову (1816-1869). Основана она была ещё в конце XVIII в. крестьянином села Павлова (с 1844 г. - город Павловский Посад) Иваном Дмитриевичем Лабзиным, внуки которого к началу 1840-х гг. числились уже в купеческом сословии.

Небольшое шёлкоткацкое заведение быстро росло, расширяя и меняя свой ассортимент. В 1853 г. Яков Иванович Лабзин (правнук; основателя фабрики) и его родственник и компаньон Василий Иванович Грязнов (Яков Лабзин был женат на сестре Грязнова), объединив капиталы, основали собственный Торговый дом. Спустя три года они помимо ткацкого производства открыли и набивное. Вплоть до 1860-х гг. фабрика выпускала шерстяные, полушерстяные, хлопчатобумажные ткани и павлопосадские шали. Во второй половине XIX в. уже преобладали популярные набивные шерстяные палантины и шали. Как раз в это время они широко входили в моду как незаменимый элемент кос-тюма горожанок и сельских жительниц. Купчихи, мещанки, крестьянки щеголяли в накинутых на плечи или на голову палантинах и шалях с орнаментами в "восточном" духе либо с яркими цветочными композициями. Несомненно поправу русским сувениром можно называть Павлопосадские шали и палантины.

Рисунки на павловские платки наносили вручную, с помощью специальных деревянных досок: "манер" и "цветок". Несмотря на то что в 1870-х гг. была куплена пирротина - машина, набивавшая узор на ткань, её применение имело серьёзные ограничения: механически печатались лишь павлово посадские платки небольших размеров четырёх-пяти цветов. С помощью досок узор набивали по частям, накладывая его до 400 раз, так как для каждой части (а их могло быть от 4 до 24) и каждого цвета (порой более 16) применялась своя доска. Этот трудоёмкий и длительный процесс требовал от набойщика высочайшего мастерства, ювелирной точности движений, не позволявшей рисунку сместиться. Доски использовались долго, иногда в течение десятилетий, ибо спрос на шали с подобными узорами не падал. Ручная набивка павлово посадских шалей частично сохранялась почти до середины 1980-х гг. По краю павлово посадские платки украшались сетчатой шерстяной или шёлковой бахромой, которая до сих пор вяжется и пришивается надомницами вручную.

После Октябрьской революции фабрику национализировали, она рассталась с именами прежних владельцев и стала называться Старопавловской. Изменения в жизни страны незамедлительно сказались на ассортименте. В 1920-х гг. начались эксперименты с рисунком, возникли, мягко говоря, неожиданные для платочной тематики мотивы прославления революции, успехов коллективизации и индустриализации. Но цветочные композиции по-прежнему оставались визитной карточкой павлово посадских платков. Новые рисунки и орнаменты в русле классической для фабрики традиции были основной заботой художников того времени, среди которых выделялись Нил Постигов и Константин Аболихин, работавшие ещё до революции. Павлово посадские художники создавали рисунки со сложными декоративными мотивами: причудливо переплетающимися, так называемыми "турецкими" огурцами, "опахалами", картушами. завитками; узорной, почти ювелирной разработкой каждого элемента. Рождались и натуралистичные, объёмно трактованные цветочные композиции садовых и полевых цветов: роз, пионов, ромашек, незабудок…

С 1795 года на­чинается история Павловопосадского художественного промыс­ла, прославившегося богатством цветочных узоров нарядных шалей и платков, ставших известными далеко за пределами России.
В современном мире не каждый человек имеет время и силы съездить в магазины фабрики, чтобы приобрести продукцию мануфактуры, тем более если такой магазин совсем отсутствует в вашем регионе, поэтому, в интернет-магазинах представлены павловопосадские платки: платки из шерсти, платки из шелка, платки из хлопка, палантины, кашне, скатерти, созданные в подмосковном Павловском посаде.
В сети интернет Вы приобретете платки с доставкой по Москве, России и по всему миру. Они предложат Вам самый полный ассортимент предприятия ОАО "Павловопосадская платочная мануфактура", выпускающего около 400 рисунков платков, шалей, кашне, скатертей. Так же магазины гарантируют Вам только оригинальную продукцию высокого качества, которое подтверждено сертификатом соответствия. Приобретение оригинальной продукции в таких магазинах - гарантия качества и хорошего настроения!
Ежегодно ОАО «Павловопосадская платочная мануфактура» выпускает 500 видов шалей, платков, шарфов из натуральных волокон: шерсти, хлопка, шелка.
Павлово посадский платок настолько узнаваем, что, кажется, трудно найти человека, никогда его не видевшего. Подмосковная павлово посадская шаль давно стала одним из символов русской традиционной культуры. Вспомним купчих в ярких шалях с полотен Кустодиева и Малявина. Да и современные женщины с удовольствием используют посадские шальи как эффектное дополнение к одежде, имеющее ещё и практическую сторону: тёплая и мягкая шерстяная павлово посадская шаль отлично согревает.

Павлово посадская мануфактура - единственное из старинных российских платочных предприятий (подчеркнём: не просто текстильных, а именно платочных), сохранившихся по сей день. В XVIII - начале XX в. текстильная промышленность была чрезвычайно развита в Москве и Московской губернии. В Павловском Посаде и близлежащих к нему сёлах располагались крупные фабрики и небольшие мануфактуры, продукция которых вывозилась в Москву и другие города, распространялась на ярмарках. Одно из крупнейших предприятий России второй половине XIX в. - фабрика, принадлежавшая Я. И. Лабзину (1827-1891) и В. И. Грязнову (1816-1869). Основана она была ещё в конце XVIII в. крестьянином села Павлова (с 1844 г. - город Павловский Посад) Иваном Дмитриевичем Лабзиным, внуки которого к началу 1840-х гг. числились уже в купеческом сословии. Небольшое шёлкоткацкое заведение быстро росло, расширяя и меняя свой ассортимент. В 1853 г. Яков Иванович Лабзин (правнук; основателя фабрики) и его родственник и компаньон Василий Иванович Грязнов (Яков Лабзин был женат на сестре Грязнова), объединив капиталы, основали собственный Торговый дом. Спустя три года они помимо ткацкого производства открыли и набивное. Вплоть до 1860-х гг. фабрика выпускала шерстяные, полушерстяные, хлопчатобумажные ткани и павлопосадские шальи. Во второй половине XIX в. уже преобладали популярные набивные шерстяные палантины и шали. Как раз в это время они широко входили в моду как незаменимый элемент кос-тюма горожанок и сельских жительниц. Купчихи, мещанки, крестьянки щеголяли в накинутых на плечи или на голову палантинах и шальях с орнаментами в "восточном" духе либо с яркими цветочными композициями. Несомненно поправу русским сувениром можно называть Павлопосадские шальи и палантины.

Рисунки на павловские платки наносили вручную, с помощью специальных деревянных досок: "манер" и "цветок". Несмотря на то что в 1870-х гг. была куплена пирротина - машина, набивавшая узор на ткань, её применение имело серьёзные ограничения: механически печатались лишь павлово посадские платки небольших размеров четырёх-пяти цветов. С помощью досок узор набивали по частям, накладывая его до 400 раз, так как для каждой части (а их могло быть от 4 до 24) и каждого цвета (порой более 16) применялась своя доска. Этот трудоёмкий и длительный процесс требовал от набойщика высочайшего мастерства, ювелирной точности движений, не позволявшей рисунку сместиться. Доски использовались долго, иногда в течение десятилетий, ибо спрос на шали с подобными узорами не падал. Ручная набивка павлово посадских шалей частично сохранялась почти до середины 1980-х гг. По краю павлово посадские платки украшались сетчатой шерстяной или шёлковой бахромой, которая до сих пор вяжется и пришивается надомницами вручную.
Узорные шали из павловопосада - шелковые платки После Октябрьской революции фабрику национализировали, она рассталась с именами прежних владельцев и стала называться Старопавловской. Изменения в жизни страны незамедлительно сказались на ассортименте. В 1920-х гг. начались эксперименты с рисунком, возникли, мягко говоря, неожиданные для платочной тематики мотивы прославления революции, успехов коллективизации и индустриализации. Но цветочные композиции по-прежнему оставались визитной карточкой павлово посадских платков. Новые рисунки и орнаменты в русле классической для фабрики традиции были основной заботой художников того времени, среди которых выделялись Нил Постигов и Константин Аболихин, работавшие ещё до революции. Павлово посадские художники создавали рисунки со сложными декоративными мотивами: причудливо переплетающимися, так называемыми "турецкими" огурцами, "опахалами", картушами. завитками; узорной, почти ювелирной разработкой каждого элемента. Рождались и натуралистичные, объёмно трактованные цветочные композиции садовых и полевых цветов: роз, пионов, ромашек, незабудок…
После войны сюда вернулись Семён Петрович Рыжов (1916-1994) и Евгений Иванович Штыхин (1909-1976; мастер-резчик с 1934 г.). Последний помогал в составлении коллекций платков по эскизам других художников и делал собственные, ставшие известными рисунки для шалей, например "Медальоны". Во второй половине XX в. на фабрике создаются бесконечно разнообразные варианты цветочных и орнаментальных композиций, используются старые рисунки в новых колористических разработках.
В последнее время павлопосадские художники, лауреаты многих государственных премий, пробуют себя в новых направлениях, создают лаконичные композиции из геометрических и абстрактных форм, производят шелковые платки. В уникальном фабричном музее собраны образцы изделий с конца XIX в.

Российские павлопосадские платки тканые и печатные вручную в городе Павлово Посад. Павлово-посадский платок является признанными представителями русских народных промыслов. Шерстяные, шелковые, хлопчатобумажные платки павловопосада ценятся во всем мире. Предприятие выпустило более трехсот разных видов шарфов, шалей и палантинов. Натуральные шерстяные, хлопковые и шелковые платки можно носить в любое время года. Вы будете носить чудесные цветы России на своих плечах, и вы никогда не разочаруетесь, сделав великолепный подарок себе и своим близким.

Особенности производства

Композиционное и цветовое великолепие павловского платка основано на виртуозном мастерстве резчиков набойных досок, с которых печатается на ткани рисунок, а также мастерстве колористов-набойщиков. Каждый цвет печатается с отдельной доски, число которых достигает подчас нескольких десятков. В декорировке павловских платков преобладают пышные цветочные букеты и гирлянды. По-прежнему популярен орнаментальный мотив «турецкие огурцы», заимствованный у знаменитых индийских кашемировых шалей, ставших модными в Европе в наполеоновскую эпоху. Преобладает молочно-белый, чёрный, красный, тёмно-синий, вишнёвый фон. На протяжении -1930-х гг. в Павловском Посаде выпускались преимущественно хлопчатобумажные ткани с набивным и печатным узором. Искусство нарядного набивного шерстяного платка было возрождено в послевоенные годы, когда стала активно применяться ручная набойка. Однако с конца 1950-х гг. ручное производство стало постепенно вытесняться современными печатными машинами и техникой фотопечати, и в настоящее время платки методом ручной набойки на Павловопосадской платочной мануфактуре в Павловском Посаде не вырабатываются. Однако, создавая образцы для тиражирования с применением современных методов печати, художники стремятся сохранить традиционные для павлово-посадских шалей приёмы декоративного обобщения цветочных мотивов, характер композиции и особенности колорита. Среди ведущих художников предприятия - Е. Регунова , З. Ольшевская , И. Дадонова , К. Зиновьева , Н. Слащева , В. Фадеева , Е. Жукова , Т. Сухаревская .

Ссылки


Top