Муниципалы увлеклись оптимизацией учреждений культуры. Пистолет у виска культуры

Как оптимизировать работу учреждений культуры

В пятницу, 24 мая, состоялось рабочее совещание губернатора Приморского края Владимира Миклушевского с главами муниципальных образований. На совещании присутствовали и представители Ханкайского района.

Как рассказал после прошедшего совещания в крае глава района Владимир Мищенко, глава региона высказался против закрытия учреждений культуры в крае. Губернатор подчеркнул, что сегодня речь идёт об оптимизации работы этих учреждений, а не об их закрытии. «Я категорически против сокращения учреждений культуры, особенно в маленьких селах. Мы все знаем, чем это заканчивается», – заявил Владимир Миклушевский.

– Нам, главам муниципалитетов, было рекомендовано оптимизировать работу учреждений культуры, – поделился Владимир Мищенко. – Например, привлекать технический персонал на условиях аутсорсинга, развивать коммерческие услуги, по возможности размещать в помещениях учреждений культуры иные муниципальные службы, а высвободившиеся в итоге средства направлять на повышение зарплат персонала. Кроме того, в ходе совещания директор департамента культуры Анна Алеко ещё раз напомнила, что к концу 2013 года зарплата работников культуры должна составлять не менее 56% к уровню средней зарплаты по экономике региона. В денежном выражении это более 17 тысяч рублей.

Главы районов и поселений в свою очередь с возмущением говорили, что средств бюджетов не всегда хватает на исполнение имеющихся полномочий, не говоря уже о реализации указов. Как отметила Анна Алеко, значение показателя среднемесячной заработной платы по Дальнегорскому, Ханкайскому, Кировскому, Хасанскому, Хорольскому и ряду других муниципальных образований ниже обозначенных значений.

– Мы тратим 50% бюджета на содержание библиотек и других учреждений культуры. Если будем выполнять еще и эти полномочия, то 70% бюджета будем тратить только на культуру. Но есть же ещё и первоочередные расходы, – выступил в защиту глав сельских поселений глава Камень-Рыболовского сельского поселения Пётр Зубок.

В ответ на это выступление губернатор посоветовал главам муниципалитетов провести оптимизацию и модернизацию учреждений культуры и пересмотреть приоритеты при расходовании бюджетных средств. Кстати, Владимир Миклушевский уточнил, что руководитель учреждения сможет самостоятельно устанавливать штатную численность, размеры окладов и стимулирующих выплат. Главная его задача – поэтапное повышение заработной платы в соответствии с указом президента РФ.

Главы муниципальных образований отметили, что не имеют возможности повышать зарплату и профессиональным работникам культуры, и техническим. «Не может вахтер получать наравне с профессиональным работником 17 тысяч», – возмутился один из участников совещания. «Если говорим об указе президента, то повышаем всем работникам. Но в первую очередь требуется обратить внимание на кадровый состав», – парировала в ответе директор департамента культуры.

На совещании губернатор пообещал бонусы тем, кто обеспечит высокую наполняемость бюджетов. «Я намерен через госпрограммы и другие механизмы делать так, чтобы у главы муниципального образования появилась удочка, чтобы ловить рыбку», – образно выразился Владимир Миклушевский. Речь идёт о том, что финансовую поддержку из краевого бюджета получат муниципальные образования Приморья, которые в первую очередь сами позаботятся о наполнении казны за счёт высокой собираемости налогов. От эффективности работы администраций в этом направлении будет зависеть и поддержка со стороны краевой власти.

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

хорошую работу на сайт">

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Подобные документы

    дипломная работа , добавлен 14.12.2010

    Связь между психологией, педагогикой и социально-культурной деятельностью. Особенности использования методов психологии и педагогики в практике социально-культурной деятельности. Реализация достижений в сфере педагогики и психологии учреждениями культуры.

    курсовая работа , добавлен 16.02.2017

    Рассмотрение полей и сфер жизнедеятельности современной социокультурной среды. Выявление принципов и функций (коммуникативная, рекреативная) социально-культурной деятельности. Анализ досуговых форм и методов работы муниципальных и коммерческих учреждений.

    курсовая работа , добавлен 09.09.2010

    Организационная культура как система корпоративных правил. Взаимодействие форм социально-культурной деятельности с основными задачами корпоративной культуры. Методика разработки сценария проведения мероприятия чествования передовиков производства.

    курсовая работа , добавлен 11.01.2017

    Развитие духовного фактора в жизни подростков как приоритетное направление в социально-культурной деятельности. Знакомство с особенностями организации социально-культурной деятельности среди детей на базе Детского дома культуры имени Д.Н. Пичугина.

    курсовая работа , добавлен 07.10.2017

    Формы как способ реализации содержания деятельности учреждений культуры. Средства как основные инструменты социально-культурной деятельности. Методы как пути достижения поставленной цели. Главная сущность родовых методов. Сценарий обряда "Масленица".

    курсовая работа , добавлен 13.06.2011

    Понятие социально-культурной деятельности в специализированных организациях, основные подходы к оценке их функционирования. История создания и направления работы Дворца культуры, диагностика предпочтений его аудитории и пути оптимизации досуга населения.

    курсовая работа , добавлен 27.11.2012

    Роль этнографических музеев в современном мире, проблемы разработки концепций учреждений культуры в новых условиях. История, содержание и сфера работы Российского Этнографического музея. Пути совершенствования его социально-культурной деятельности.

    курсовая работа , добавлен 24.11.2012

Муниципальные учреждения культуры переведут на областной баланс. Первым об это заявил губернатор во время выступления перед ЗСО нового созыва. По мнению Сергея Морозова «передача учреждений культуры на муниципальный уровень практически распыляет ответственность и контроль со стороны государства». В целях управленческой и финансовой эффективности их переведут на баланс области. Бюджетные средства, направляемые на содержание учреждений, таким образом, будут расходоваться более рационально. Однако эксперты уже усмотрели в этом шаге правительства региона прямую зависимость от указа президента, предусматривающего существенное повышения заработных плат работников культуры.

Согласно последнему, с 1 сентября зарплаты работников сферы культуры Ульяновской области должны вырасти на 8%, а с 1 октября – еще на 5.5%. Пусть для самих бюджетников прибавки эти не столь существенны, но в сумме они нанесут серьезный удар по бюджету области. Дело в том, что в регионе примерно 7,5 тысяч человек заняты в сфере культуры, из них 5 тысяч – это сельские жители. Если верить Министерству труда и соцразвития, средняя заработная плата бюджетников сферы культуры в области составляет 12,4 тысяч рублей. Соответственно чтобы увеличить на 13.5% заработные платы только работникам культуры муниципальных учреждений необходимо ежемесячно выделять порядка 83 миллионов рублей. С этими расходами область должна справляться своими силами — участие федеральных денег в повышение зарплат не предусмотрено.

По опасениям экспертов, «оптимизировать» учреждения культуры региона сейчас выгодно как никогда: найти деньги на повышение зарплат будет сложно. Неудивительно, что один из пунктов «дорожной карты» по изменению оплаты труда работников культуры подразумевает использование для повышения не менее трети средств, получаемых за счет «реорганизации неэффективных учреждений культуры». Ситуация с передачей последних с муниципального баланса на областной до боли напоминает недавнюю «оптимизацию» системы образования. Тогда ряд сельских школ попросту закрыли, сократив тем самым работавших в них учителей.

Теоретически для того, чтобы безболезненно повысить зарплату работникам сферы культуры необходимо «оптимизировать» порядка 23% их коллег. Существуют опасения, что реорганизация учреждений будет подразумевать ничто другое, как запуск процесса их постепенного сокращения. Тогда их передача на баланс области абсолютно логична: ни один здравомыслящий муниципал не примет решение о приостановлении работы местного ДК и сокращении его работников. Много проще решить вопрос о сокращениях разом на региональном уровне. Кроме того сельский Дом Культуры — это всегда обуза для районов с весьма скромными бюджетами, потому сопротивляться передаче прав на учреждения культуры области муниципалы не будут.

Однако министр искусства и культурной политики Ульяновской области, Татьяна Ившина, заявила, что никто не собирается сокращать работников сферы культуры. Напротив, передача учреждений культуры на баланс области подразумевает повышения контроля, эффективности систем социальной поддержки. На данный момент министерство не сорвало ни одного этапа повышения заработной платы, предусмотренного «дорожной картой», вне зависимости от проблем с отсутствием достаточного количества бюджетных средств.

Принято решение о повышении заработной платы работников учреждений культуры Нижегородской области на 62,1 процента с 1 апреля 2013 года. С марта в районах и городских округах ведется активная подготовительная работа. О том, как это происходит в городском округе город Шахунья корреспонденту газеты «Знамя труда» Ольге Зиновьевой рассказал начальник отдела по культуре, спорту и молодежной политике С.Б.Щепин .


- Сейчас в учреждениях разрабатывается так называемая «Дорожная карта». Что это такое?

Это стратегия развития, в соответствии с которой заработная плата будет расти только при условии увеличения качественных и количественных показателей в работе. Одна из главных задач, поставленных перед нами, - это оптимизация. Нас нацеливают на работу, которая даст максимальный результат. Каждое учреждение культуры, будь то клуб или библиотека, должно быть максимально востребовано у населения, проживающего в зоне обслуживания. Нужно привлекать как можно больше посетителей мероприятий и участников творческих и досуговых коллективов.
Но не все так просто, как кажется. В крупных поселениях округа (Шахунья, Сява, Вахтан) можно привлечь дополнительное количество людей за счет расширения сферы деятельности. В сельских ДК и библиотеках это сделать очень сложно. Основная причина в том, что количество селян год от года уменьшается, что, естественно, влечет за собой снижение показателей посещаемости учреждений культуры. А те жители, что остаются в селе, и так являются постоянными участниками мероприятий, зрителями, читателями. Этот потенциал используется почти полностью, ведь в небольших населенных пунктах кроме как в библиотеку и ДК и пойти-то некуда.
Большое внимание уделяется сейчас подключению библиотек к сети Интернет. Но на сегодняшний день из 21 библиотеки городского округа город Шахунья доступ в Интернет есть только в восьми. Активно составляются электронные каталоги. За шесть лет нужно сделать так, чтобы доступ к ним был у всех жителей нашего округа.

- Не повлечет ли за собой стремление к снижению расходов закрытие некоторых учреждений культуры и сокращение штата сотрудников?

Процесс оптимизации, действительно, подразумевает закрытие неэффективных учреждений. В нашем городском округе уже много лет фактически не работают Малиновский и Акатовский ДК, Фадькинская библиотека. Теперь нужно оформить документы на их закрытие.
Сегодня в учреждениях культуры нашего городского округа насчитывается 226 штатных единиц. С 1 апреля должно быть 201,3. Сокращать в основном планируем не работников, а именно штатные единицы, те, которые составляют 25-50 процентов от ставки. Внешних совместителей, по рекомендациям министерства, также не должно быть. Где произойдет сокращение, мы уже определились. Решения принимались очень скрупулезно, с обязательным согласованием с руководителями учреждений.
На 1 марта средняя заработная плата работников культуры составила 7830 рублей. Нужно повысить ее до 11911 рублей. На эти цели в местном бюджете на 2013 год необходимо изыскать около двух миллионов рублей. Это 15 процентов от общего финансирования на повышение заработной платы, 85 процентов выделяется из областного бюджета.

- Есть люди, которые возмущаются тем, что некоторые мероприятия, концерты проводятся на платной основе. По их мнению, продажа билетов даже по чисто символической цене не совсем законна. Что вы можете сказать по этому поводу?

Нам говорят о том, что учреждения культуры должны сами зарабатывать деньги. Даже одно из условий «Дорожной карты» и предстоящего повышения заработной платы - увеличение количества мероприятий, проводящихся на платной основе. За оставшиеся до конца года девять месяцев учреждения культуры городского округа город Шахунья должны заработать 878 тысяч рублей, которые пойдут на оплату труда работников. Средства, выделяемые из местного и областного бюджетов, идут в основном на зарплату и коммунальные расходы. А ведь еще нужно на что-то содержать здания, проводить мероприятия, покупать костюмы и обувь, да те же моющие средства!
И при этом хотелось бы развиваться, а не топтаться на месте, тем более что повышение эффективности и качества предоставляемых услуг в сфере культуры в рамках «Дорожной карты» напрямую связано с развитием материально-технической базы учреждений.
Поэтому некоторые концерты проводятся на платной основе. Но если мероприятие относится к разряду государственных праздников, то вход на них бесплатный.
Большинство кружков, работающих в учреждениях культуры, тоже бесплатные. Правда, есть отдельные группы, которые дети посещают за деньги. Но они организуются только тогда, когда данный вид деятельности популярен, много желающих заниматься, и в бесплатных группах уже нет мест.
Мы действуем в соответствии с Постановлением администрации городского округа город Шахунья от 28 марта 2013 года №295 «Об утверждении Положения о платных услугах, предоставляемых физическим и юридическим лицам учреждениями культуры городского округа город Шахунья».

Комментарии

Мне непонятно, почему стратегия развития (а на самом деле потогонная система в отрасли культуры) называется "Дорожной картой"? Причем тут слово "дорожная"? Это раз. Во-вторых, информация о повышении зарплаты неполная. Педагогам добавили лишь 44,7 процента, что, согласитесь, не 62,1 процента.

19.04.2013, 21:52

Насчет зарабатывания денег учреждениями культуры. Что-то не слишком разбегается бухгалтерия, которая должна давать "добро" на реализацию сэкономленных денег, например, за отопление или за электроэнергию. А ведь эти деньги порой дают возможность и провести ремонт, и закупить оборудование. Ан нет! Главный в этом деле- бухгалтер. И с его руки деньги учреждений порой просто отнимаются! И передаются куда-то на сторону. Вот так-то! На платных концертах так не заработаешь. И, кстати, так поступают не только с учреждениями культуры, особенно в конце года. Но и со всеми бюджетными учреждениями. Например, с районной поликлиникой.

21.04.2013, 11:57

Статья про культуру, а отнесена в раздел "Политика". Модераторы, почему?

Региональный опыт Бурятии стал главное темой номера в ведущем журнале для менеджеров сферы культуры и искусства. Статья руководителя ведомства, кандидата социологических наук, Тимура Цыбикова о реформировании сети муниципальных учреждений культуры Республики Бурятия стала «определяющей» в первом номере "Справочника руководителя учреждения культуры» за 2013 год.


Опыт реформирования сети муниципальных учреждений культуры Республики Бурятия: варианты, методы, примеры, результаты.

Принятие Федерального закона от 08.05.2010 № 83-ФЗ “О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием правового положения государственных (муниципальных) учреждений” затронуло стержневые рычаги управления во всех отраслях. Сфера культуры не стала исключением: важнейшей задачей в рамках реализации положений Федерального закона стала оптимизация учреждений культуры, в т. ч. за счет укрупнения и перераспределения полномочий. Обязательный выбор учреждением культуры одного из трех типов организации (автономного, бюджетного или казенного), продиктованный Законом № 83-ФЗ, был призван, прежде всего, стать базовым условием перехода к новым формам финансового обеспечения предоставления услуг и внедрения методов бюджетирования, ориентированного на результат.

В связи с окончанием переходного периода и вступлением Закона № 83-ФЗ в силу с 1 июля 2012 г. анализ результатов реформирования становится особенно актуальным. В настоящей статье представлен опыт реформирования сети муниципальных учреждений культуры Республики Бурятия.

Характеристика отрасли культуры: начало реформирования

Ключевая задача сохранения сети учреждений культуры, стоявшая перед отраслью культуры в период системной трансформации и становления новой системы хозяйства, в Республике Бурятия была решена. На муниципальном уровне к моменту начала реформирования работали:

464 стационарных дома культуры и клуба;

178 коллектива народного творчества со званиями “народный” и “образцовый”;

более 3 тысяч клубных формирований, в которых участвовало порядка 46 тысяч человек или 4,8% от всего населения республики;

Помимо этого, в сельских районах Республики Бурятия функционировало 472 библиотеки, общий охват населения библиотечным обслуживанием составлял 36,2%.

Вместе с тем в сфере культуры на муниципальном уровне накопился ряд острых проблем . Отрасль, традиционно ориентированная на государственную финансовую поддержку, оказалась наименее подготовленной к рыночным условиям. Практически все учреждения культуры нуждались в финансовых средствах на комплектование библиотечных фондов, на замену изношенного оборудования и музыкальных инструментов, приобретение современной организационной техники и специализированного технического оборудования, сценическо-постановочных инструментов. Инфраструктура учреждений культуры на селе, сформированная еще в прошлом веке, не отвечала потребностям населения.

. Другой составляющей частью проблемы муниципальной культуры стала неопределенность организационно-правового положения учреждений культуры на селе . К середине 2011 г. только 13,5% от общего количества учреждений были оформлены как самостоятельные юридические лица. Таким образом, большинство сельских учреждений культуры не обладало статусом юридического лица, а значит, в контексте нового закона, правом получения бюджетных средств, закрепления используемого имущества и занимаемых земельных участков. Создание полноценных учреждений во всех муниципальных образованиях поселенческого уровня фактически было невозможно из-за ограниченных финансовых ресурсов, недостатка подготовленных соответствующим требованиям кадров.

К середине 2011 г. большинство сельских учреждений культуры не обладало статусом юридического лица, а значит, и правом получения бюджетных средств.


Решение перечисленных проблем виделось в определенной централизации деятельности учреждений культуры, концентрации и интеграции финансовых, кадровых, имущественных и материальных ресурсов учреждений культуры разных типов и уровней.

Цель реформирования сети муниципальных учреждений культуры заключалась именно в интеграции ресурсов для обеспечения эффективной деятельности учреждений в качестве самостоятельных юридических лиц.

Для создания в Республике Бурятия оптимальной системы оказания муниципальных услуг в социально-культурной сфере были разработаны три варианта реформирования :

■ объединение ресурсов разных типов учреждений культуры в пределах одного публично-правового образования (создание многофункциональных центров);

■ передача полномочий в сфере культуры с уровня поселения на уровень района;

■ создание образовательно-культурно-спортивных комплексов на базе общеобразовательных школ.


Предложенные муниципальным образованиям варианты реформирования были выработаны на основе анализа регионального опыта, выявления наиболее жизнеспособных и эффективных форм деятельности муниципальных учреждений культуры, уже функционировавших в качестве самостоятельных юридических лиц.

Выбор того или иного варианта реформирования оставался за муниципальными образованиями. При принятии решения они отталкивались от возможностей, прежде всего финансовых, сельского или городского поселения по обеспечению оптимальных условий деятельности учреждений культуры. Рассмотрим перечисленные варианты по очереди.

Объединение ресурсов

Исходной моделью для первого варианта реформирования послужил позитивный опыт создания в шести районах Республики Бурятия (Селенгинском, Заиграевском, Джидинском, Кабанском, Мухоршибирском, Муйском) девяти многофункциональных центров. К примеру, многофункциональное автономное учреждение СП “Новоселенгинское” Селенгинского района было создано из трех сельских библиотек, одной детской библиотеки и трех сельских клубов (села Новоселенгинск, Бургатай, Поворот); автономное учреждение “Центр по культуре, библиотечному обслуживанию и спорту” в г. Гусиноозерск образовано из трех библиотек города, Городского центра досуга и спорта “Россия”.

В сентябре 2009 г. в поселке Селенгинск Кабанского района было инициировано создание муниципального автономного учреждения - культурно-досугового центра “Жемчужина” на основе объединения ресурсов городской и детской библиотеки, Дворца культуры и Спорткомплекса с бассейном. Такой вариант реформирования, ориентированный на централизацию ресурсов разных типов учреждений культуры в пределах одного публично-правового образования, был рекомендован, прежде всего, муниципальным учреждениям культуры, расположенным в относительно крупных поселениях и городских округах.

Блок-схема создания многофункционального центра в сфере культуры представлена на рисунке 1.

Рис. 1. Блок-схема создания многофункционального центра в сфере культуры

Процесс создания многофункционального центра можно представить в виде следующего алгоритма :

1. Принятие решения представительного органа муниципального района о создании многофункционального социально-культурного центра.

2. Утверждение Устава, структуры и штатной численности Центра.

3. Формирование муниципального задания на оказание муниципальных услуг Центром на основе утвержденного Перечня муниципальных услуг, финансовых нормативов и перечня стандарта качества муниципальных услуг.

Передача полномочий на уровень района

При разработке второго варианта реформирования был использован опыт муниципального образования “Северобайкальский район”, где из 10 сельских поселений 8 передали полномочия в отрасли “Культура” администрации района. Согласно заключенным соглашениям поселения передали, а администрация района приняла полномочия на осуществление библиотечного обслуживания населения; создание условий для организации досуга, развитие народного художественного творчества и возрождение народных промыслов. Также было передано и финансирование на осуществление переданных полномочий с уровня поселения на уровень района.

В результате передачи полномочий в сфере культуры в данном районе произошло объединение сельских клубов и библиотек поселений в 6 единых центров, что позволило сконцентрировать ограниченные финансовые средства, материально-технические и кадровые ресурсы и приступить к созданию многофункциональных культурных центров на уровне района. С учетом того, что практика передачи полномочий от поселений на уровень муниципальных районов является достаточно распространенным и эффективным механизмом реализации реформы местного самоуправления и в других субъектах Российской Федерации, данный вариант реформирования был признан наиболее оправданным для большинства муниципальных учреждений культуры.

Вариант передачи полномочий на уровень района был признан наиболее оправданным для большинства муниципальных учреждений культуры.

Блок-схема реализации второго варианта реформирования в соответствии с п. 4 ст. 15 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ “Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации” и Уставом муниципального образования предусматривает проведение следующих организационных мероприятий представлена на рисунке 2.

Рис. 2. Схема реализации второго варианта реформировании сферы культуры

Процесс можно представить в виде следующего алгоритма действий:

1. Принятие Решения представительного органа поселения о передаче части полномочий поселения в сфере культуры на уровень муниципального района на определенный период (Приложение 1) .

2. Принятие Решения представительного органа муниципального района об осуществлении исполнения части полномочий в сфере культуры городских, сельских поселений на определенный период (Приложение 2).

3. Во исполнение вышеперечисленных решений представительных органов осуществляются следующие действия:

■ подписывается Соглашение между Администрацией поселения и Администрацией муниципального района (Приложение 3);

■ муниципальному району передаются средства в виде субвенций, необходимые для исполнения переданных полномочий поселения;

■ средства учитываются в решении о бюджете поселения и муниципального района по соответствующим кодам бюджетной классификации.

4. Заключаются договоры на передачу в безвозмездное пользование материально-технических ценностей учреждений культуры сельских поселений;

5. Вносятся изменения в следующие муниципальные правовые акты:

■ Устав, структуру и штатное расписание учреждения культуры муниципального района;

■ перечень муниципальных услуг (работ), оказываемых (выполняемых) муниципальными учреждениями культуры определенного муниципального района Республики Бурятия, в которых размещается муниципальное задание, выполняемое за счет муниципального бюджета;

■ перечень стандартов качества муниципальных услуг (работ), оказываемых (выполняемых) муниципальными учреждениями культуры данного муниципального района;

■ минимальный финансовый норматив на оказание муниципальных услуг (работ) муниципальными учреждениями культуры данного муниципального района.

6. Формирование муниципального задания учреждениями культуры данного муниципального района в части выполнения полномочий, переданных с уровня сельского поселения.

Создание комплексов на базе школ

Создание образовательно-культурно-спортивных комплексов (далее - ОКСК) на базе общеобразовательных школ предусматривает передачу полномочий и объединение учреждений различной ведомственной принадлежности. Эта модель носит административный характер, так как предполагает передачу школе и ставок работников культуры и спорта, и необходимой материально-технической базы. Кроме того, при формировании муниципального задания школе необходимо отражать заказ на предоставление не только услуг образования, но и культуры и спорта с расчетами нормативов и стоимости данных услуг. Расходы на оказание ОКСК услуг в сфере культуры и спорта маркируются в общем объеме выделяемых субсидий на выполнение муниципального задания.

При реализации проекта по созданию ОКСК распоряжением Правительства Республики Бурятия от 27.07.2010 № 467 был определен пилотный район. Им стал Джидинский район Республики Бурятия. В сельских поселениях с. Армак и с. Верхний Ичетуй были созданы два образовательно-культурно-спортивных комплекса. Приняты соглашения между администрациями СП “Армакское”, СП “Верхне-Ичетуйское” и Администрацией МО “Джидинский район” о передаче полномочий по культуре и библиотечному обслуживанию населения.

В распоряжении Правительства Республики Бурятия был определен пилотный район для реализации проекта по созданию ОКСК.

В соответствии с внесением изменений в учредительные документы общеобразовательных учреждений (Уставы) в опросы материально-технического обеспечения Домов культуры и сельских библиотек были переданы Администрациями сельских поселений на основе договора безвозмездного пользования муниципальным общеобразовательным учреждениям.

Создание ОКСК оказалось особенно эффективно в малых поселениях.

Этот вариант интеграции оказался особенно эффективен в малых поселениях.

Рассмотрим возможности объединения на конкретных примерах пилотных поселений.

В сельском поселении “Армакское” школа расположена в типовом здании, где имеются спортивный, актовый и малый теннисный залы, столовая, библиотека, зал периодики, музей, игровая зона. При достаточно хороших материальных условиях школа характеризуется низкой наполняемостью и слабой организацией дополнительного образования детей. В малокомплектной школе с проектной мощностью на 306 учащихся обучается 73 учащихся.

В СП “Верхне-Ичетуйское” , наоборот, имеется хорошо укомплектованный и востребованный дом культуры, а материально-техническую базу школы необходимо улучшать. Именно в таких случаях представляется целесообразной кооперация и интеграция общеобразовательной школы и учреждений, реализующих программы дополнительного образования, культурно-досуговой, спортивной и здравоохранительной направленности.

Отметим, что Армакский и Ичетуйский, как пилотные образовательно-культурно-спортивные комплексы, получили дополнительно из республиканского бюджета порядка 2,5 млн руб. на укрепление материально-технической базы. Данные средства были направлены на приобретение оборудования для библиотеки, концертного зала, театральных кресел, светотехнических средств, музыкальных инструментов, на создание студий, сельского сервис- и информационного центров, а также на реализацию санитарно-эпидемиологических мероприятий (ремонт душевых комнат, теплотрассы, канализации), приобретение оборудования для учебно-производственных мастерских, пищеблоков, мультимедийной техники.


Укрепление материально-технической базы клуба и библиотеки позволило создать необходимые условия для организации дополнительного образования учащихся школы, культурно-досугового и информационно-библиотечного обслуживания жителей поселения.

Рис. 3. Блок-схема процесса создания ОКСК

Алгоритм создания ОКСК (рисунок 3) состоит из следующих этапов.

Шаг 1: принятие решения муниципального района и сельского поселения о создании ОКСК.

Шаг 2: принятие Соглашения о передаче полномочий сельскими поселениями, в части культуры и спорта, районной Администрации (ст. 8 Закона № 131-ФЗ). Нормативно-правовое обеспечение принятия этого соглашения предусматривает участие выборных органов разных уровней, поэтому принятие соглашения - достаточно длительный процесс.

Шаг 3: на основании Закона № 83-ФЗ производится изменение типа существующего муниципального образовательного учреждения на автономное или бюджетное учреждение нового типа. Соответственно, производится переход от сметного финансирования к финансированию на основе муниципального задания.

В целях реализации модели создания ОКСК на базе образовательного учреждения необходимо внести изменения в следующие разделы Устава :

■ “Цели, задачи и предмет деятельности школы”;

■ “Основные характеристики образовательного процесса”;

■ “Структура финансовой и хозяйственной деятельности школы”.

Важную роль в управлении ОКСК будет иметь Управляющий совет, в связи с чем в Уставе предусмотрено обязательное включение в состав Совета представителей культуры, спорта.

Шаг 4 : введение в штатное расписание образовательного учреждения дополнительных ставок руководителей структурных подразделений, которые были переданы школе по соглашению. Среди них:

■ заместитель директора по спорту;

■ заместитель директора по культуре;

■ заместитель директора по информационному обеспечению.

Одним из важных моментов создания ОКСК является формирование муниципального задания.

Порядок формирования муниципального задания был определен следующим образом:

1) анализ возможностей образовательного учреждения;

2) формирование перечня услуг, предоставляемых образовательным учреждением, в том числе: организация и проведение различных культурных, спортивных и иных досуговых мероприятий; оказание услуг библиотеки, спортивного зала, оргтехники.

При расчете финансового обеспечения муниципального задания были учтены:

■ стандарты (требований, условий) к оказанию услуг образования, культуры и спорта;

■ определение стоимости услуг (нормативов финансирования);

■ расходы на развитие учреждения, утверждаемые соответствующими программами.


Необходимо отметить, что показателями объема и качества муниципального задания являются индикаторы Программ социально-экономического развития района и республики по разделам “Образование”, “Культура”, “Физическая культура и спорт”.

Основными результатами создания в республике ОКСК , как интегрированного комплекса на базе общеобразовательного учреждения, являются:

■ появление механизмов эффективного взаимодействия учреждений разной ведомственной подчиненности;

■ интеграция ресурсов учреждений, расположенных в сельской местности;

■ оптимизация расходов на содержание (только по Армакскому ОКСК экономия от сокращения расходов на содержание составляет порядка 100 тыс. руб. в год);

■ рост позитивной мотивации учащихся к обучению посредством улучшения условий для выявления и реализации индивидуальных способностей и интересов школьников.

Итоги преобразований

По итогам реформирования к 1 сентября 2012 г. были проведены работы по интеграции и оптимизации 644 муниципальных учреждений культуры (культурно-досуговых учреждений и библиотек), в т. ч. 378 учреждений объединены в рамках одного публично-правового образования; полномочия по обеспечению деятельности 262 учреждений переданы с уровня сельского поселения на уровень района и 4 учреждения вошли в состав образовательно-культурно-спортивных комплексов .

Реформирование состоялось:

■ преимущественно по первому варианту в 8 муниципальных районах;

■ преимущественно по второму варианту в 5 районах;

■ по третьему варианту в двух сельских поселениях пилотного (Джидинского) района.

Вместе с тем, задачи реформирования, связанные с жизнеспособностью учреждений культуры, выполняющих на селе социально-значимую функцию, остались до конца нерешенными в ряде районов. По 246 учреждениям культуры не проведены мероприятия по предложенным вариантам реформирования. Более того, в состав администраций сельских поселений включена часть учреждений культуры. Тем самым они полностью утратили самостоятельность в решении своих финансовых и кадровых вопросов. Соответственно, в дальнейшем они не будут заинтересованы в увеличении объемов оказания муниципальных услуг и увеличении собственных доходов. Эти учреждения не смогут претендовать на государственную поддержку и быть заявителями грантовых и конкурсных программ Министерства культуры Республики Бурятия, так как юридически они не являются учреждениями культуры.


Поскольку фактические результаты реформы сети муниципальных учреждений культуры - необходимой составляющей качественного изменения состояния культуры в сельской местности - находятся в прямой зависимости от работы исполнительной власти в районах, то со стороны глав администраций муниципальных образований необходимо усилить контроль за ходом реформирования, а также осуществлять постоянный мониторинг.

На 1 сентября 2012 г. из 413 муниципальных учреждений культуры Республики Бурятия 208 учреждений или 50,3% оформлены в качестве самостоятельных юридических лиц. Из них создано 162 бюджетных учреждения нового типа, 41 автономное учреждение и 5 казенных.

Все страхи, связанные с возможным масштабным сокращением численности и сети муниципальных учреждений культуры, были необоснованными. Проведение мероприятий по оптимизации и интеграции учреждений культуры нельзя понимать как закрытие учреждений. По итогам реформирования сетевые единицы культуры практически не изменились.

Проведение мероприятий по оптимизации и интеграции учреждений культуры нельзя понимать как закрытие учреждений.

Число штатных единиц сокращено с 2766,2 до 2708,7 единиц или всего на 2%, (в основном административно-управленческий и вспомогательный персонал, который был выведен за штат), в т. ч. в культурно-досуговых учреждениях штатная численность уменьшилась с 1984,6 единиц до 1939,7 (2%), а в муниципальных библиотеках - с 781,7 единиц до 763,5 (2%).

Сохранились и, более того, увеличились основные показатели деятельности учреждений. Так, темпы роста объема платных услуг за 1 полугодие 2012 г. составили 120%, показатели книговыдачи муниципальных библиотек увеличились с 2334 тыс. экз. в 1 квартале 2012 г. до 4894 тыс. экз. во 2 квартале 2012 года или на 209,7%. Соотношение посещаемости населения платных культурно-досуговых мероприятий, проводимых муниципальными учреждениями культуры, выполнено на 101,8% от плановых значений, установленных на первое полугодие текущего года.

Безусловно, еще рано говорить о завершении процесса реформировании сети муниципальных учреждений культуры. Обобщить опыт функционирования моделей деятельности учреждений культуры и подвести окончательные итоги реформирования можно будет не ранее середины 2013 г.

Т.Г. Цыбиков,

министр культуры Республики Бурятия, канд. социол. наук,

Д.Ц. Бороноева,

ведущий специалист-эксперт Министерства культуры Республики Бурятия, канд. ист. наук


Top