В диких условиях: история полярных станций Антарктиды. Полярная станция

Мирный: первая советская антарктическая станция

Полярная станция «Мирный» была основана в Антарктиде на берегу моря Дейвиса в рамках Первой Советской Антарктической экспедиции (1955-1957). Она стала главной базой для исследования нашей страной континента, откуда происходило руководство всеми остальными станциями.

Название «Мирный» взято от легендарного шлюпа, одного из кораблей экспедиции Беллинсгаузена и Лазарева, открывшей в январе 1820 года Антарктиду. Второе судно, «Восток», также дало имя советской, а затем российской полярной станции.

В лучшие годы станция «Мирный» была домом для 150-200 полярников, но в последнее время ее команда исчисляется 15-20 исследователями. А функция управления всеми российскими базами в Антарктике перешла к более современной станции «Прогресс».

Восток: самая известная советская станция

Станция «Восток-1» была основана 18 мая 1957 года во внутренних районах Антарктиды в 620 километрах от базы «Мирный». Но уже 1 декабря объект был закрыт, а оборудование перевезено еще более вглубь континента, на место, которое в итоге и стало известным как станция «Восток» (ее дата рождения – 16 декабря 1957).

«Восток» стал самой известной советской и российской антарктической станцией благодаря рекорду низкой температуры, зафиксированному там в 1983 году – минус 89,2 градуса по Цельсию. Он был «побит» лишь через тридцать лет – в декабре 2013 на японской станции «Купол Фудзи», где была замечена температурная отметка минус 91,2 градуса.

На станции «Восток» проводились и проводятся аэро-метеорологические, геофизические, гляциологические и медицинские исследования, там изучают «озоновые дыры» и свойства материалов в условиях низких температур. И на глубине трех километров именно под этой станцией было обнаружено крупнейшее в Антарктиде подледное озеро, получившее все то же имя – Восток.

Место, где расположен «Восток», является одним из самых суровых с погодной точки зрения. На станции происходят события героических книг Владимира Санина «72 градуса ниже нуля», «Новичок в Антарктиде» и «В ловушке». По данным произведениям в советские времена были сняты популярные художественные фильмы.

Полюс недоступности – самая отдаленная станция

Просуществовавшая чуть менее двух недель в декабре 1958 года станция «Полюс недоступности» вошла в историю по двум причинам. Во-первых, она расположена в одноименной точке Антарктиды, наиболее удаленной от побережья континента. Открытие объекта в этом месте стало ответом советских полярников на появление американской базы «Амундсен-Скотт» на Южном полюсе.

Во-вторых, «Полюс недоступности» был украшен бюстом Ленина, установленным на вершине пирамиды, венчавшей здание станции. Эта фигура и до сих пор высится над ледяными равнинами Антарктиды, даже когда само сооружение занесено снегами.

Новолазаревская – полярная станция с баней

Пришедшая на смену закрытой в 1961 году станции «Лазарев», «Новолазаревская» прогремела на весь Советский Союз ставшим легендарным событием, когда врач Леонид Рогозов провел уникальную операцию – сам себе вырезал воспалившийся аппендицит.

«Пока вы здесь в ванночке с кафелем
Моетесь, нежитесь, греетесь, -
Он в холоде сам себе скальпелем
Там вырезает аппендикс» - пел Владимир Высоцкий об этом человеческом подвиге.

А в 2007 году «Новолазаревская» снова появилась на первых полосах российских газет и новостных сайтов. Там была открыта первая и до сих пор единственная в Антарктиде русская баня!

Беллинсгаузен – полярная станция с церковью

«Беллинсгаузен» - это не просто российская научно-исследовательская станция в южный широтах, это духовный центр русской Антарктики. Ведь на ее территории находится церковь Святой Троицы, привезенная туда в разобранном виде из России в 2004 году.

Так как «Беллинсгаузен» находится в непосредственной близости от чилийской, уругвайской, корейской, бразильской, аргентинской, польской и перуанскими станций, сотрудники последних регулярно ходят на богослужения в русский храм – других ведь рядом нету.

Молодежная – бывшая «столица» Антарктиды

Долгое время станция «Молодежная» считалась столицей Советской Антарктиды. Ведь это был самый масштабный объект подобного рода. На базе функционировало около семидесяти построек, выстроенных в улицы. Здесь находились не только жилые комплексы и научно-исследовательские лаборатории, но также нефтебаза и даже аэродром, способный принимать такие крупные самолеты, как ИЛ-76.

Станция функционировала с 1962 года. На ней могло одновременно жить и работать до 150 человек. Но в 1999 году флаг России был спущен, некогда круглогодичная база сначала была полностью законсервирована, а в 2006 году переведена на сезонный режим.

Прогресс – центр российского присутствия в Антарктиде

Сейчас главной российской полярной станцией считается «Прогресс». Она была открыта в 1989 как сезонная, но со временем «нарастила» инфраструктуру и стала постоянной. В 2013 году в «Прогрессе» был открыт новый зимовочный комплекс со спортзалом и сауной, спортивными тренажерами, современным больничным оснащением, теннисным и бильярдным столами, а также жилыми комнатами, научно-исследовательскими лабораториями и камбузом.

В последние годы «Прогресс» переняла на себя большинство функций, которые выполняли переживающие не лучшие времена «Мирный» и «Молодежная». Так что теперь именно там находится административный, научный и логистический центр Русской Антарктиды.

Легендарная российская полярная станция «Восток» в Антарктиде была создана в 1957 году. Она находится в центре континента, среди льдов и снегов. Как и 59 лет назад, она и сегодня является неким символом полюса недоступности.

Расстояние от станции до Южного полюса меньше, чем до морского побережья, а население станции не превышает 25 человек. Низкие температуры, высота более трех километров над уровнем моря, полная оторванность от мира в зимнее время превращают ее в одно из самых неудобных для пребывания человека мест на Земле. Несмотря на сложнейшие условия, жизнь на «Востоке» не останавливается даже при -80 °С. Ученые занимаются исследованием уникального подлёдного озера, которое находится на глубине более четырех километров.

Расположение

Научная станция «Восток» (Антарктида) расположена в 1253 км от Южного полюса и в 1260 км от побережья моря. Ледниковый покров здесь достигает толщины 3700 м. Зимой до станции добраться невозможно, поэтому полярникам приходится рассчитывать только на собственные силы. Летом самолетами сюда доставляются грузы. Для этой же цели используется и санно-гусеничный поезд от станции «Прогресс». Раньше такие поезда приходили и со станции «Мирный», но сегодня, в связи с увеличением торосов на пути следования поезда, это стало невозможным.

Станция полярная «Восток» расположена рядом с Южным геомагнитным полюсом нашей планеты. Это позволяет заниматься исследованиями изменений магнитного поля Земли. В летнее время на станции находятся около сорока человек — инженеров и учёных.

Станция «Восток»: история, климат

Эта уникальный научный центр был построен в 1957 году, для исследований и наблюдений экосистемы Антарктиды. С момента основания российская станция «Восток» в Антарктиде никогда не прекращала работу, ее деятельность продолжается и сегодня. Ученых очень интересует реликтовое подледное озеро. В середине девяностых годов на станции было проведено уникальное бурение ледниковых отложений. Сначала были использованы термобуровые снаряды, а затем электромеханические, на грузонесущем кабеле.

Буровые группы ААНИИ и Ленинградского горного института совместными усилиями обнаружили уникальное подземное озеро «Восток». Оно скрыто ледяным щитом толщиной более четырех тысяч метров. Его размеры, предположительно 250x50 километров. Глубина более 1200 метров. Его площадь превышает 15,5 тысячи квадратных километров.

Сейчас разрабатываются новые проекты для обследования этого глубинного озера. «Восток» - станция в Антарктиде, принимавшая участие в целевой федеральной программе «Мировой океан». Кроме того, ученые исследуют жизнедеятельность человека в таких экстремальных условиях.

Климат

Суровыми условиями славится станция полярная «Восток». Климат этого места можно охарактеризовать коротко - холоднее места на Земле нет. Здесь зафиксирован абсолютный минимум температур - 89 °C. Средние показатели температур в течение года колеблются от -31 °C и - 68 °C, до абсолютного максимума, который зафиксирован в далёком 1957 году - -13 °C. 120 дней продолжается Полярная ночь - с конца апреля до конца августа.

Самые теплые месяцы на станции - декабрь и январь. В это время температура воздуха -35,1 °C -35,5 °C. Такая температура сравнима с холодной сибирской зимой. Самый холодный месяц - август. Температура воздуха, опускается до -75,3 °C, а порой и ниже -88,3 °C. Самый холодный максимум (суточный) -52 °C, за всё время наблюдений в мае температура не поднимается выше -41.6 °C. Но низкие температуры — это не главная климатическая проблема и сложность для полярников.

Станция «Восток» (Антарктида) расположена в районе с практически нулевой влажности воздуха. Здесь ощущается нехватка кислорода. Станция находится на высоте более трех тысяч метров над уровнем моря. В таких сложных условиях акклиматизация человека продолжается от недели до двух месяцев. Этот процесс обычно сопровождается мерцанием в глазах, головокружением, носовыми кровотечениями, болью в ушах, чувством удушья, повышением артериального давления, нарушением сна, потерей аппетита, тошнотой, сильной болью в мышцах и сустава, потерей веса до пяти килограммов.

Научная деятельность

«Восток» - это станция в Антарктиде, специалисты которой более полувека ведут здесь исследования минерального и углеводородного сырья, запасов питьевой воды, проводят актинометрические, аэро-метеорологические, гляциологические и геофизические наблюдения. Кроме того, они проводят медицинские исследования, изучают изменения климата, проводят исследования «озоновой дыры» и т. д.

Жизнь на станции

«Восток» - станция в Антарктиде, где живут и работают особые люди. Они бесконечно преданы своему делу, их интересуют исследования этого загадочного континента. Эта одержимость, в лучшем смысле этого слова, позволяет им переносить все тяготы жизни, длительную разлуку с близкими. Жизни полярников могут позавидовать лишь только самые отчаянные экстремалы.

Станция «Восток» (Антарктида) имеет много особенностей. К примеру, в обычной жизни нас окружают какие-то насекомые - бабочки, комары, мошки. На станции нет ничего. Нет даже микроорганизмов. Вода здесь - из растопленного снега. Она не содержит ни минералов, ни солей, поэтому первое время работники станции испытывают постоянную жажду.

Мы уже упоминали, что исследователи давно бурят скважину к загадочному озеру Восток. В 2011 году на глубине 3540 метров был обнаружен новый лед, который намерз снизу. Это замерзшая вода озера. Полярники утверждают, что она чистая и очень приятная на вкус, ее можно кипятить и заваривать чай.

Здание, где живут полярники, заметено двухметровым слоем снега. Внутри дневного света нет. Наружу ведут два выхода — основной и запасной. Основной выход — это дверь, за которой прорыт в снегу пятидесятиметровый тоннель. Запасный выход гораздо короче. Он представляет собой крутую лестницу, ведущую на крышу станции.

В жилом здании имеется кают-компания, на стене висит телевизор (правда, эфирного телевидения на станции нет), установлен бильярдный стол. Когда в этом помещении температура падает до минусовой, туда все стараются не заходить. Но однажды, полярники на складе обнаружили неисправную игровую приставку. Ее отремонтировали, подключили к телевизору, и кают-компания ожила - теперь здесь собираются полярники. В теплых куртках и брюках, в валенках и шапках, они приходят, чтобы поиграть в кулачные бои и гонки.

Полярники отмечают, что в последние годы станция «Восток» (Антарктида) в бытовом отношении преобразилась. Теплый жилой модуль, помещения для столовая, дизельный блок и другие необходимые для жизнедеятельности станции строения сделали жизнь здесь вполне приемлемой.

Пожар на станции «Восток» в Антарктиде

Двенадцатого апреля 1982 года «Восток» не вышел на связь с Большой землей. Никто не мог предположить, что произошло. В сутки, по графику, станция выходила на связь девять раз. Когда связи не было и во второй условленный час, стало понятно: случилось что-то экстраординарное. Отсутствие связи - в любом случае происшествие чрезвычайное. Размеры беды на станции тогда никто не мог предвидеть.

Станция «Восток» (Антарктида) имела отдельное помещение, где располагалась дизель-электрическая станция. Там и начался пожар в ночь на 12 марта. Это было самое начало зимовки. К электростанции был пристроен небольшой домик, в котором жили механики. Их разбудил в четыре утра едкий запах дыма.

Выйдя на улицу, они обнаружили, что огонь полыхал на крыше. Через пару минут уже все зимовщики, наспех одевшись, выбежали на мороз. Прожектор, который освещал территорию, погас. Свет был только от пожара.

Борьба с огнем

Огонь стали забрасывать снегом, потом попытались его накрыть брезентом, чтобы предотвратить доступ кислорода. Но брезент воспламенился мгновенно. Людям, которые забрались на крышу, вскоре пришлось спрыгнуть вниз. Кровля полностью сгорела за тридцать минут.

В пятнадцати метрах от станции стояли цистерны с соляркой. Оттащить их было невозможно — они слишком тяжелые. К счастью, ветер дул в противоположную сторону. Спасло еще и то, что солярка была слишком холодной, на морозе она стала вязкой. Ей надо было сильно нагреться, чтобы вспыхнуть.

Сразу полярники не заметили, что среди них нет одного механика. Его останки обнаружили на пепелище. Сразу после пожара помещения станции остались без тепла и света, а на улице было -67 °C …

Как выжить?

Случилась настоящая беда. Из строя полностью вышли два дизель-генератора, которые снабжали электричеством станцию, и два резервных. Не стало света в помещениях, были обесточены научные приборы, остывали батареи и плита на камбузе. Проблема была даже с водой - ее получали в электротаялке из снега. В подсобном помещении обнаружили старую керосиновую плиту. Ее перенесли в один из жилых бараков.

А в это время в Москве судорожно искали выход из сложившейся ситуации. Советовались с летчиками и моряками. Но ни один из вариантов не мог быть реализован в суровую полярную ночь.

Жизнь после пожара

Полярники приняли решение выживать своими силами. Мужественные парни не стали ждать помощи с Большой земли. В Москву была передана радиограмма: «До весны выживем». Они прекрасно понимали, что ледяной континент не прощает промахов, но он безжалостен и к тем, кто впадает в отчаяние.

Зимовка продолжалась в форс-мажорных условиях. Полярники переселились в одно крохотное жилое помещение. На основе газовых баллонов смастерили пять новых печек. В этом помещении, которое было и спальней, и столовой, и кухней, находились и научные приборы.

Главным недостатком новых печей стала сажа. Ее собирали по ведру в сутки. Через некоторое время, благодаря смекалке аэролога и повара, зимовщики смогли выпекать хлеб. Порции теста они приклеивали к стенкам печки и таким образом получали вполне съедобный хлеб.

Кроме горячей пищи и тепла, был необходим свет. И тогда эти сильные люди начали делать свечки, используя для этого имеющийся парафин и асбестовый шнур. «Свечной заводик» работал до окончания зимовки.

Работа продолжается!

Несмотря на невероятные условия, полярники все чаще стали задумываться о продолжении научной деятельности. Но это было связано с огромным дефицитом электроэнергии. Единственный уцелевший движок удовлетворял лишь потребности радиосвязи и электросварки. На него просто «боялись дышать».

Тем не менее метеоролог прерывал свои наблюдения за погодой только во время пожара. После трагедии он работал в обычном режиме. Глядя на него, возобновил работу и магнитолог.

Спасение

Так проходила зимовка - в без солнечного света, при нехватке кислорода, с огромными бытовыми неудобствами. Но эти люди выдюжили, что само по себе является подвигом. Они не утратили самообладания и "вкуса" к работе. Они продержались 7,5 месяца, как и обещали московским кураторам, в экстремальных обстоятельствах.

В начале ноября на станцию прилетел самолет Ил-14, который доставил новый генератор и четырех новых зимовщиков из очередной, 28-й экспедиции. Был среди пассажиров долгожданного самолета и доктор. По его словам, он ожидал увидеть на на станции деморализованных и измученных людей. Однако эти парни были в порядке.

А еще через пятнадцать дней из "Мирного" прибыл санно-тракторный поезд. Он доставил стройматериалы и продукты, а также все для строительства энергостанции. После этого время на станции пошло быстрее: все старались наверстать скопившиеся «долги» по научным исследованиям.

Когда прибыла смена, мужественных полярников отправили самолетом на "Мирный". Тем же бортом доставили и останки погибшего Его захоронили на антарктическом "Новодевичьем" кладбище. Остальные полярники пересели на теплоход "Башкирия", который и доставил их в Ленинград. Сегодня все они живы и здоровы, а кое-кто успел за это время еще раз поучаствовать в антарктической экспедиции.

Станция «Восток»: правила посещения

Туристов, как, впрочем, и подготовленных путешественников, на станцию не приглашают— это исключительно научный центр. Тем не менее посетить «Восток» всё же возможно. Для этого желающие должны обратиться в Институт и убедительно доказать, почему именно в них нуждается станция. Минимальные требования к претендентам - богатырское здоровье и множество полезных навыков.

Полвека назад, 22 февраля 1968 года, была открыта одна из первых советских полярных станций - «Беллинсгаузен», получившая свое имя в честь первооткрывателя Антарктиды Фаддея Фаддеевича Беллинсгаузена. Для ее возведения выбрали остров Кинг-Джордж, входящий в группу Южных Шетландских островов. Сотрудники станции, как и другие временные поселенцы Антарктики, занимались и занимаются географическими, геологическими, биологическими исследованиями континента. Антарктида до сих пор остается неизведанной, новые научные данные о ней удается получать каждый день. В летнее время на материке трудятся около пяти тысяч человек, на зиму остается не более тысячи.

Антарктическая станция Карстена Борхгревинка

Конец XIX века стал героической эпохой в истории антарктических исследований. Первая полярная станция была построена в 1889 году норвежским исследователем Карстеном Борхгревинком и представляла собой утепленную хижину, которая сохранилась до наших дней.


Первая более или менее «на совесть» построенная антарктическая станция - так называемый Дом Омонда

Первым капитальным строением здесь стал так называемый Дом Омонда, возведенный шотландской национальной экспедицией в 1903 году. Интересно, что стены этого дома выложены из местных камней без использования раствора. Крышу сделали из дерева и корабельной парусины.

В Антарктике до сих пор сохранились многие заброшенные постройки разных лет, сегодня их посещают в основном туристы.


Постоянные станции в Антарктике начали активно строить в 1940-е годы. Территориальные притязания на материк тогда озвучивали Германия, Великобритания, Аргентина и Чили. В 1954-м здесь появилась австралийская станция, в 1956-м - французская («Дюмон-д ’Юрвиль»), американская (« Мак-Мёрдо» , одна из крупнейших) и советская («Мирный»).


В 1959 году был заключен международный договор об Антарктике. Документ предусматривает демилитаризацию материка, превращение его в безъядерную зону и использование в интересах всего человечества ради научных исследований. У шестого материка также нет никаких институтов власти и гражданства. Зато есть собственный флаг и даже интернет-домен - .aq.


Все исследователи Антарктики сталкиваются с местными суровыми климатическими условиями. На материке температура обычно –20–25 °C, а в 1983 году в районе российской станции «Восток» была зафиксирована рекордная температура –89,2 °C.


Во льдах Антарктиды сосредоточено примерно 70% пресной воды планеты Земля. Несмотря на это, шестой континент славится необычайной сухостью воздуха. В год здесь выпадает не более 10 см осадков. Одно из самых интересных мест тут - так называемые сухие долины Мак-Мёрдо, занимающие площадь около 8000 квадратных километров. Эти долины почти свободны ото льда - настолько сильные ветра здесь дуют. На протяжении тысячелетий в этом регионе вообще не было никаких осадков.


В Антарктиде нет часовых поясов. Исследователи, которые здесь находятся, живут по времени своих государств. И куда ни глянь, везде север.


Любопытно, но когда-то в Антарктиде была своя атомная электростанция. Она функционировала почти 12 лет, с 1960 по 1972 год, и располагалась на американской станции «Мак-Мёрдо» . Сейчас энергию тут добывают с помощью солнечных батарей и ветрогенераторов. Помимо этого, при каждом удобном случае на материк забрасывают топливо.

Площадь полярных станций со всеми постройками и техникой обычно невелика - это особенно хорошо заметно с воздуха, - но внутри всегда есть все необходимое для круглогодичного проживания, включая столовую, госпиталь и спортивный зал.


На крупных станциях, посещаемых туристами, есть даже небольшие магазины. Помимо этого, в Антарктиде находится самый южный бар в мире - на станции «Академик Вернадский», принадлежащей Украине.


Истинный географический и так называемый церемониальный Южный полюс - разные вещи. Первый неприметен, а второй окружен флагами и является излюбленным местом для фотографирования у добравшихся сюда туристов.


Поездку на Южный полюс сегодня смело можно назвать самым дорогим путешествием на свете: перелет из Чили или ЮАР обойдется в несколько десятков тысяч долларов. Также до побережья на круизных судах ежегодно доплывают несколько десятков тысяч человек, но не более сотни попадают вглубь континента и достигают самого полюса.

Фото: DEA / G. DAGLI ORTI / Contributor / Getty Images, Probably William Speirs Bruce, 1867-1921 / commons.wikimedia.org Marketa Jirouskova / Getty Images, Delta Images / Getty Images, Martin Harvey / Getty Images, Hubertus Kanus (х2) / Getty Images, Johner Images / Getty Images, cunfek / Getty Images, Hubertus Kanus / Getty Images, WanRu Chen / Getty Images, Stefan Christmann / Getty Images, David Merron Photography (в анонсе) / Getty Images, SammyVision / Getty Images, wigwam press / Getty Images, Grant Dixon / Getty Images, DR. DAVID MILLAR/SCIENCE PHOTO LIBRARY / Getty Images

Начало работы станции знаменуется вовсе не торжественным моментом подъема российского флага над кают-компанией. Официально дрейфующая станция начинает свою работу с момента передачи первой метеосводки в ААНИИ, а оттуда — в глобальную метеорологическую сеть. Поскольку, как известно, «Арктика — кухня погоды», эти данные обеспечивают метеорологов чрезвычайно ценной информацией. Изучение барических (давление, скорость и направление ветра на различных высотах) и температурных профилей атмосферы с помощью зондов до высоты 30 км используется не только для предсказания погоды — эти данные в дальнейшем могут использоваться как для фундаментальных научных целей, таких как уточнение моделей физики атмосферы, так и для прикладных— например, обеспечения полетов самолетов. За все эти данные ответственны метеорологи и аэрологи.

Работа метеоролога может показаться простой — это снятие метеоданных и их отсылка в Росгидромет. Для этого на 10-метровой метеомачте расположен набор датчиков, измеряющих скорость и направление ветра, температуру и влажность, видимость и давление. Вся информация, в том числе от выносных датчиков (температуры снега и льда, интенсивности солнечной радиации), стекается на метеостанцию. Хотя данные снимаются со станции дистанционно, проводить измерения без выхода на метеоплощадку получается далеко не всегда. «Чашки анемометров и радиационная защита метеобудки, где расположены датчики температуры и влажности воздуха, обмерзают, их приходится очищать от изморози (для доступа к верхней части мачты последняя сделана ‘ломающейся"), — поясняет инженер-метеоролог СП-36 Илья Бобков.- А в период таяния растяжки постоянно приходится крепить, чтобы мачта была устойчивой. Кроме того, станция не рассчитана на работу в условиях столь суровых морозов, ниже — 40 °C, поэтому мы вмонтировали туда подогрев — обычную 40-ваттную лампу накаливания. Конечно, есть станции, рассчитанные на столь низкие температуры, но они менее точные».

Сверху видно все

На СП-36 впервые в истории арктических исследований был опробован в работе легкий 5-кг БПЛА казанской компании «Эникс» с размахом крыла 140 см и радиусом действия 15 км (такой же аппарат будет нести вахту и на СП-37). Правда, он использовался в первую очередь не для научных целей, а для обеспечения жизнедеятельности и безопасности станции — разведки ледовой обстановки в ближайшем окружении. В частности, аппарат очень четко зафиксировал те трещины, которые прошли по льдине СП-36 12 апреля — они хорошо просматривались на снимках. Методика использования БЛА пока еще отрабатывается, одна из компаний в Санкт-Петербурге сотрудничает с ААНИИ в области обработки и привязки изображений, передаваемых с борта БЛА. Со временем планируется оснастить БЛА различными датчиками для сбора научной информации (на станции уже экспериментировали с установкой аэрологических датчиков).

Выше 10 м — область работы аэрологов. «Мы изучаем верхние слои атмосферы с помощью аэрологических зондов, — объясняет ведущий инженер-аэролог СП-36 Сергей Овчинников. — Зонд — это коробочка массой 140 г, ее прикрепляют к аэростату — шару объемом около 1,5 м³, наполненному водородом, который получают химическим способом в газогенераторе высокого давления — из порошка ферросилициума, едкого натра и воды. В зонд встроены GPS-приемник, телеметрический передатчик, а также датчики температуры, давления и влажности. Каждые две секунды зонд передает информацию вместе со своими координатами на наземную приемную станцию». Координаты зонда позволяют рассчитать его перемещение, скорость и направление ветра на различных высотах (высота определяется барометрическим способом). Электроника зонда питается от водозаливной батареи, которую предварительно выдерживают в воде несколько минут (подобными источниками питания оснащаются спасательные жилеты с аварийными маяками).

«Зонды запускаются каждый день в 0 и в 12 часов по Гринвичу, если позволяют погодные условия, при сильном ветре зонд просто «прибивает» к земле. За неполный год состоялось 640 выпусков, — говорит Сергей Овчинников.- Средняя высота подъема составила 28770 м, максимальная — 32400 м. Скорость подъема зонда — около 300 м в минуту, так что предельной высоты он достигает приблизительно за час-полтора, шар по мере подъема раздувается, а потом лопается, и зонд падает на землю. Правда, найти его практически невозможно, так что прибор одноразовый, хоть и дорогой».


Вода

«Основной упор в нашей работе делается на измерение параметров течений, а также температуры, электропроводности, плотности воды, — говорит океанолог СП-36 Сергей Кузьмин.- За последние годы парк приборов значительно обновился, и теперь мы можем получать результаты с высокой точностью, соответствующей мировому уровню. Сейчас мы используем приборы-профилографы, которые позволяют измерять скорость течения с помощью поперечного эффекта Доплера в нескольких слоях.

В основном исследовали атлантические течения, верхняя граница которых находится на глубине 180−220 м, а ядро — 270−400 м». Кроме изучения течений было предусмотрено ежедневное изучение толщи воды с помощью зонда, измерявшего электропроводность и температуру, каждые шесть дней проводились исследования на глубине до 1000 м, чтобы «захватить» атлантические воды, а раз в неделю зонд опускался на всю максимальную длину троса — 3400 м, чтобы изучить глубоководные слои. «В некоторых районах, — объясняет Сергей Кузьмин, — в глубоких слоях можно наблюдать геотермальный эффект».

Домики на льдине

Дрейфующая станция представляет собой несколько домиков, расставленных на льдине. Домики, называемые ПДКО (Полярный дом Канаки-Овчинникова), собираются из щитов — слоев бакелитовой фанеры, между которыми проложен в качестве утеплителя толстый слой пенопласта. Щиты соединяются между собой специальными замками, в щели набивают утеплитель (войлок), и домик становится вполне пригодным для жилья. Разумеется, при условии наличия отопления — либо электрического (масляные калориферы и тепловентиляторы), либо специальные печки на керосине или солярке.
Жизнь людей на станции в прямом смысле слова зависит от топлива — солярки для дизельных электростанций (ДЭС). Поэтому топливо берут с запасом — почти тысячу бочек (около 180 тонн, за год было израсходовано около 110 тонн). Бочки распределяют по топливным депо — расставляют в различных местах льдины, на случай, если часть топлива будет потеряна при возникновении трещин. Энергию обеспечивают два 30-кВт дизеля ДЭС, которые работают поочередно по 500 моточасов (до смены масла), еще один дизель стоит в дежурном режиме. Кроме дизтоплива для ДЭС и тракторов, на станции есть небольшой запас бензина, на котором работают снегоходы, и авиационного керосина — это позволяет заправлять самолеты, прилетающие на станцию весной и летом.

В задачу океанологов на СП-36 входил также и сбор проб для последующего анализа гидрохимиками. «Три раза за время зимовки — весной, летом и осенью — мы отбирали керн льда, который затем растапливали при комнатной температуре, полученную воду пропускали через фильтр, затем снова замораживали, — говорит Сергей. — И фильтр, и лед специальным образом упаковывали для последующего анализа. Точно так же отбирали пробы снега и подледную воду. Брали и пробы воздуха — с помощью аспиратора, который прокачивал воздух через несколько фильтров, задерживавших мельчайшие частицы. Ранее таким образом удалось, например, обнаружить пыльцу некоторых видов растений, которая долетает в приполюсные районы из Канады и российской тайги».


Метеомачту стараются устанавливать подальше от «жилой зоны» и в особенности от дизельной электростанции, чтобы исключить влияние посторонних факторов на показания чувствительных датчиков.

Для чего изучают течения? «Путем сравнения с данными, накопленными за предыдущие годы, можно выяснить климатические тенденции, — отвечает Сергей. — Такой анализ позволит понять, например, поведение льдов в Северном Ледовитом океане, что чрезвычайно важно не только в фундаментальном отношении, но и в чисто прикладном — например, при освоении природных ресурсов Арктики».

Снег

Программа специальных метеорологических исследований включала несколько разделов. Исследовалась структура снежно-ледяного покрова, его теплофизические и радиационные свойства — то есть то, как он отражает и поглощает солнечную радиацию. «Дело в том, что у снега высокая отражающая способность, и по этой характеристике, например на спутниковых снимках, он очень напоминает облачный слой, — поясняет метеоролог Сергей Шутилин. — Особенно зимой, когда температура и там и там составляет несколько десятков градусов ниже нуля. Я изучал теплофизические свойства снега в зависимости от температуры, ветра, облачности и солнечной радиации». Измерялось также и проникновение солнечной радиации (разумеется, во время полярного дня) сквозь снег и лед на различные глубины (в том числе и в воду). Изучались также морфология снега и его теплофизические свойства — температура на различных глубинах, плотность, пористость, фракционный состав кристаллов в различных слоях. Эти данные совместно с радиационными характеристиками помогут уточнить описание снежно-ледяного покрова в моделях различного уровня — как в глобальных климатических, так и в региональных.


Слева: метеоданные снимаются с метеостанции дистанционно, но посидеть в тепле метеорологам удается редко — мачта часто обмерзает, анемометры перестают вращаться и их приходится очищать от изморози. Справа: толщина льда измеряется с помощью мерных реек, которые опускаются в лунки, высверленные мотобуром, на специальном ледовом полигоне.

Во время полярного дня проводили измерения доходящего до поверхности Земли ультрафиолета, а в полярную ночь с помощью газоанализаторов изучали концентрации углекислого газа, приземного озона и метана, выбросы которого в Арктике связаны, по‑видимому, с геологическими процессами. С помощью специального газоанализатора удалось также получить, по словам Сергея Шутилина, уникальные данные о потоках углекислого газа и водяного пара через поверхность снега и льда: «Ранее существовала модель, согласно которой талые воды с побережья попадали в океан, океан покрывался льдом, и под ним шли анаэробные процессы. А после того, как поверхность освобождалась от льда, в атмосферу шел поток углекислого газа. Мы обнаружили, что поток идет в обратную сторону: когда льда нет, то в океан, а когда есть — в атмосферу! Впрочем, это может зависеть и от района — например, измерения на СП-35, которая дрейфовала ближе к югу и к шельфовым морям в восточном полушарии, согласуются с приведенной гипотезой. Так что нужны дополнительные исследования».


Трещина, прошедшая по льдине, к счастью, обошла лагерь станции стороной. Такие трещины — одна из самых серьезных опасностей для людей на дрейфующей станции.

Лед

Ко льду сейчас привлечено самое пристальное внимание, ведь он — наглядный индикатор происходящих в Арктике процессов. Поэтому его изучение чрезвычайно важно. В первую очередь это оценка массового баланса льда. Летом он тает, зимой нарастает, поэтому регулярные измерения его толщины по мерным рейкам на выделенном полигоне дают возможность оценивать скорость таяния или нарастания льдины, и эти данные затем можно использовать для уточнения различных моделей образования многолетнего льда. «На СП-36 полигон занимал площадку 80х100 м, и с октября по май на нем наросло 8400 т льда, — говорит Владимир Чурун. — Можете себе представить, сколько льда наросло на всю льдину размером 5х6 км!»

«Мы также взяли несколько кернов молодого и старого льда, которые будут исследовать в ААНИИ, — химический состав, механические свойства, морфология, — рассказывает ледоисследователь СП-36 Никита Кузнецов. — Эта информация может быть использована при уточнении различных климатических моделей, а также, например, в инженерных целях, в том числе и для строительства ледоколов».

Деятельность полярных станций в Арктике – основа мониторинга природных процессов в окружающей среде: в океане и на суше. Эти результаты нужны не только для непосредственного использования в текущей деятельности человека в Арктике, но и для накопления и совершенствования базы многолетних наблюдений, которые необходимы для изучения природных процессов, оказывающих влияние на климат, а значит — на перспективы жизни человека на всем земном шаре.

Еще в 1870-х годах стало понятно, что изучение территорий в Арктике силами разрозненных экспедиций не может дать результатов, позволяющих проводить фундаментальные исследования в зоне Северного Ледовитого океана. Одним словом, мысль о создании неких постоянно действующих полярных станций, систематически снимающих показания, витала в воздухе.

Считая Арктику ключом ко многим тайнам природы, австрийский исследователь Карл Вайпрехт предложил идею комплексных наблюдений, проводимых круглогодично единым инструментарием и в одно время. Эта идея легла в основу создания полярных научных станций в Арктике. Правда, для реализации идеи понадобилось 7 лет.

В советское время такие станции обеспечивали работу Северного морского пути, исследования территории и акватории советской Арктики. Все это способствовало развитию судоходства и авиации в Арктике.

Подобные станции сегодня все более активно работают в России, обеспечивая систематические исследования в сфере метеорологии, гидрологии, аэрологии, геофизики, актинометрии, и других. Ученые также проводят исследования, связанные с проблемами сохранения биологического разнообразия региона.

Говоря о полярных станциях России в Арктике, чаще всего вспоминают их бурное развитие в советский период. Однако Россия начала их использовать значительно раньше. Во время проведения Первого Международного Полярного года (1882-83 гг.) в исследованиях участвовало две российских станции - Малые Карамакулы на Новой земле и Сагастыр в дельте Лены. В 1913-1915 годах начали работу еще 4 полярные станции - Югорский Шар, о. Вайгач, станция Марре-Сале на п-ове Ямал и на о. Диксон.

Дальнейшее развитие полярные станции в Арктике получили уже в СССР, где освоение Севера было одним из важнейших направлений хозяйственной и оборонной деятельности, новые полярные арктические станции появлялись в этот период практически ежегодно:

  • 1920 - в устье Енисея,
  • 1922 - в проливе Маточкин Шар,
  • 1924 - на Обской губе,
  • 1928 - на острове Большой Ляховский,
  • 1929 - на Земле Франца-Иосифа,
  • 1930 - Россия заявила о себе на Северной Земле,
  • 1932 - на острове Рудольфа,
  • 1933 - в поселке Амдерма на берегу Карского моря,
  • 1934 - на мысе Стерлигова.

В 30-х годах Россия активно развивает восточный регион - к действующим на тот момент станциям на острове Врангеля и мысе Шалаурова добавилось множество станций, как на материке (поселки Уэлен, Тикси), так и на островах (Четырехстолбовой, Медвежьи, Котельный, Де-Лонга и другие).

В 1937 году была открыта первая в мире дрейфующая полярная платформа России - «Северный полюс-1».

К 40-м годам ХХ века сеть насчитывала 75 станций, а к 1985 году Россия уже эксплуатировала 110 основных станций, не считая дрейфующих, экспедиционных судов и др.
Существенно сократилось количество полярных станций Арктики в 90-е годы прошлого века. Недостаток финансирования и отсутствие интереса к этому сектору в России привел к закрытию до 50% станций.

В 2000-х ситуация начала улучшаться, Россия начала укреплять свои позиции, интерес к Арктическому региону возрос. Если в 2006 году функционировало только 52 полярные станции в Арктике, то к 2016 году - их стало уже 68, сегодня планируется довести их число до 75-ти, а также увеличить количество автоматических пунктов.


Top