Что делать в театре. Правила поведения в театре, концертном зале или кино для детей

Представь себе, что ты сидишь в театре и, затаив дыхание, смотришь на сцену. А на сцене происходят захватывающие события: пираты взяли в плен отважного юношу.
– Отвечай, куда направлялась твоя шхуна! – кричат они.
Пленник молчит.
– Будешь отвечать?
Напряженное молчание. И вдруг юноша что-то говорит. Но что он сказал, ты не слышишь. Потому, что в этот самый интересный момент какой-то шутник подошел сзади и прикрыл тебе ладонями уши. Ну что бы ты сделал с таким человеком? Во всяком случае, не поблагодарил бы его.
А то еще представь себе такой случай. Актеры покорили весь зал своей прекрасной игрой. Зрители взволнованы, у многих на глазах слезы. И вдруг кто-то из зрителей, встав со своего места, подошел к сцене и крикнул:
– Подумаешь, артисты! Вы играете, а мне наплевать.
Ты скажешь, что так не бывает. Правильно, не встретишь таких дикарей. Но нечто похожее на это я видела.
Однажды на дневном спектакле, где было много ребят, сзади меня сидели две девочки. На коленях у одной лежал пакет с печеньем. Девочки, не отрывая глаз от сцены, жевали. Шуршал пакет. Хрустело печенье. Да вдобавок одна девочка время от времени спрашивала у подруги:
– Вкусно, правда?
Девочки вовсе не думали о том, что они мешают всем сидящим поблизости.
Ведь мешая другим слушать, они поступали почти так же, как тот "остряк", что прикрыл уши соседу.
Разве зритель, который, не дождавшись, пока окончится спектакль и опустится занавес, бежит в гардероб, – разве такой зритель не говорит своим поступком, что он нисколько не уважает актеров, не ценит их искусства? А ведь такое поведение не только обижает актеров. Оно очень мешает им играть, по-настоящему войти в образ. Кому хоть раз приходилось играть на сцене, тот знает, что очень многое зависит от того, насколько внимателен и доброжелателен зал. Когда в зале скрипят стулья, зрители покашливают, перешептываются, внимание актера рассеивается, пропадает уверенность в себе. И спектакль проходит хуже.
В театр всегда идешь в хорошем настроении: радостно посмотреть хороший, умный спектакль, познакомиться с его героями – разными интересными людьми.
Как досадно бывает, когда настроение тебе постепенно портят! То кто-нибудь в гардеробе оттолкнет тебя и сдаст свое пальто без очереди. То, отыскав свое место, ты обнаружишь, что оно занято. Сидит на нем какой-то человек. И сел он на это место не то чтобы по ошибке, он почему-то надеялся, что ты не придешь.
Потом во время действия кто-то впереди тебя стал громко шептаться, где-то зазвенел упавший номерок. Кто-то, пробираясь на свое место, заслонил от тебя сцену, пусть на несколько секунд, – все равно неприятно.
И все эти досадные мелочи оставляют нехороший осадок. И ты идешь домой после спектакля в плохом настроении, хотя и пьеса была интересная и актеры играли отлично...
Не случалось ли тебе задуматься над тем, как сам ты вел себя в театре? Не испортил ли и ты кому-нибудь настроение? Всегда ли ты с должным уважением относишься к актерам, играющим на сцене, к зрителям, сидящим в зале?

Как себя вести в театре

1. В театр приходи минут за десять-пятнадцать до начала. Не обязательно иметь для театра какой-то специальный ("выходной") костюм. Одежда просто должна быть чистой и не помятой.
2. Проходи по ряду на свое место лицом к сидящим. А если ты пришел раньше других, встань, пропуская людей, идущих к своему месту.
3. Во время спектакля не разговаривай. Свое мнение можешь высказать другу в антракте. Выключи мобильный телефон.
4. Номерок от гардероба убери в карман, не верти его в руках, иначе он обязательно в конце концов упадет, зазвенит, а то и потеряется.
5. Если твое место занято и его сразу не освобождают, не вступай в пререкания. Обратись к билетеру, он поможет быстро уладить недоразумение.
6. Не ешь во время действия. Потерпи до антракта.
7. Не постукивай ногой в такт музыке.
8. Не вставай с места до окончания спектакля. Спектакль считается оконченным, когда занавес опустился.

Известный русский театральный режиссер Константин Станиславский сказал: «Для детей нужно играть так же, как для взрослых, только еще лучше».

И действительно, ребенок – самый внимательный и доверчивый зритель, он тонко чувствует атмосферу, которую создают актеры, и непременно распознает фальшь, если она появляется. Ведь театр для него – это целый мир, полный загадок и новизны. Но существуют особые правила поведения в театре для детей, которые нужно выполнять.

Правила поведения в театре для малышей

Некоторые детские спектакли предназначены для совсем маленьких зрителей, их могут посещать детки уже с двухлетнего возраста. Малыши в два года активно изучают окружающий мир, и спектакль с яркими костюмами и веселыми песнями их завораживает.

Правила поведения в театре для малышей касаются больше их родителей. Мамы и папы, идя на детский спектакль со своим малышом, должны ознакомиться со списком простых правил.

  • Нужно обязательно подготовить ребенка к предстоящему культурному мероприятию. Расскажите ему про театр, объясните, куда и зачем вы пойдете. Хотя малыш еще не имеет понятия о том, что такое театр, в его маленькой головке уже будет складываться некое представление о захватывающем театральном мире.
  • Перед покупкой билета постарайтесь учесть режим дня малыша. Ведь спектакль не принесет радости, если совпадет по времени с периодом, когда ребенок должен спать. В этом случае малыш будет капризным и плаксивым. Лучше брать билеты на утро или на послеобеденное время, когда ребенок хорошо выспался, сыт и доволен.
  • Зайдя в театр, лучше сдать куртки и плащи в гардероб. Но не забудьте о том, что во время представления могут понадобиться такие мелочи, как влажные салфетки или бутылочка с водой.
  • Есть множество споров на тему, стоит ли брать еду в театр для малышей . Взрослым лакомиться вкусностями в зрительном зале, конечно, возбраняется, однако маленькие дети могут отвлечься небольшим печеньем, если спектакль оказался для них скучным или длинным. Это делается для того чтобы ребенок не мешал другим смотреть представление. Безусловно, не нужно на весь зал шуршать фантиками или громко открывать газированную воду, но иметь в сумке парочку печений на всякий случай стоит.
  • Маленькие дети непредсказуемы, и вы не можете предвидеть, как поведет себя ваш малыш при виде того или иного сказочного персонажа. Нужно быть готовым к тому, что ребенок может испугаться и расплакаться. В этом случае не стоит долго успокаивать ребенка, мешая актерам и другим зрителям. Лучше сразу покинуть представление и подождать с походами в театр до того времени, когда малыш подрастет.

Рассказывает Наталья: «Когда мы с дочерью пошли на первое в ее жизни новогоднее представление в театр, ей было всего два годика. Тогда я и мой муж переживали, выдержит ли непоседа часовой спектакль, будет ли ей интересно, не закапризничает ли? Все страхи улетучились с первыми нотками мелодии «В лесу родилась елочка». Дочь, которая обычно и пяти минут не могла просидеть на одном месте, во все глаза удивленно смотрела на сцену. Во время представления я рассказывала ей на ушко, где Дед Мороз, а где Снегурочка. Она спокойно досидела до конца спектакля и еще долго делилась с нами впечатлениями. Дочка как могла, еще довольно бессвязно рассказывала о новогодней елке и жестами показывала ее размеры. Мы с мужем решили, что обязательно поведем нашу малышку на следующее детское представление».


Правила поведения в театре для дошкольников и школьников

Детям дошкольного возраста, которые уже многое понимают, тем более нужно прививать правила этикета и рассказывать о том, как вести себя в театре. Дети 3–6 лет еще не ходят на спектакли без сопровождения родителей, поэтому всегда рядом есть взрослые, которые могут сделать замечание или поправить ребенка. А вот в школьном возрасте дети могут посещать театр группой: со своим школьным учителем или просто с друзьями. В любом случае, идет ли ребенок в театр со сверстниками или с взрослыми, он должен вести себя прилично.

  • На культурные мероприятия нужно одеваться должным образом. Лучше выбрать классический стиль одежды, вещи должны быть чистыми и выглаженными. Не принято отправляться на представление в спортивной одежде или обуви.
  • В театр нужно приходить заранее . Лучше выйти из дома с запасом времени в полчаса, чтобы не опоздать на спектакль из-за случившихся по дороге непредвиденных обстоятельств.
  • После того как вы вошли в здание театра, нужно сдать верхнюю одежду в гардероб. Вежливо обращайтесь к гардеробщице и поблагодарите за номерок, который она вам дала.
  • Если до начала представления вам нужно выйти или, наоборот, пройти на свое место, а люди уже сидят, вежливо попросите пропустить вас. Они встанут и поднимут сидения, после чего нужно осторожно пройти мимо них, обязательно повернувшись спиной к сцене и лицом к людям.


Эта памятка позволит вам не забывать о правилах этикета и всегда оставаться вежливым.

Идя в театр, вы отправляетесь в мир искусства и культуры. Поэтому нужно с малых лет обучать своих детей правилам этикета и вежливого общения. Посещая театральные представления с детьми, вы развиваете в них эстетический вкус. Будьте вежливыми и внимательными в общении с окружающими, и ваш ребенок непременно будет брать с вас пример!

Видео: Театральный этикет

С помощью дельных ответов Театра Маяковского на наши глупые вопросы разобрались, как правильно ходить в театр.

Когда начинается театральный сезон?

Театральный сезон практически вовсех театрах, занебольшим исключением, начинается впоследних числах августа- первых числах сентября. Все театры наоткрытие сезона ставят знаковые, значимые илюбимые зрителем спектакли.

Театр Маяковского открыл 94 театральный сезон 30 августа спектаклем « Таланты ипоклонники» впостановке художественного руководителя нашего театра Миндаугаса Карбаускиса. Этот спектакль вомногом посвящен талантам самой « Маяковки» , ееблистательной труппе. Впервый день театрального сезона состав будет замечательный: Полина Лазарева, Светлана Немоляева, Игорь Костолевский, Михаил Филиппов, Анна Ардова, Сергей Рубеко, Виталий Гребенников имногие другие.

Как узнать, что спектакль премьерный?

Как правило, наоткрытии труппы художественные руководители рассказывают опредстоящих премьерах нового театрального сезона, атак как наоткрытии присутствуют камеры телевизионных каналов, тоуже вечером ввыпусках новостей информация транслируется навсю страну.

Новости театра ианонсы премьер обязательно публикуются наофициальном сайте театра, насайтах многих театров есть рубрики « Премьеры» , « Скоро» , « Готовится кпостановке» идр.
Агенты попродажам, итеатры формируют еженедельные новостные рассылки позрительской базе санонсами ипресс-релизами премьер, нередко выкладывают фото срепетиций премьер, фото рабочих моментов идекораций готовящихся спектаклей.

Каждый год вавгусте выходит номер « Театральной афиши» , где все театры публикуют афиши премьер театрального сезона, вжурнале можно посмотреть состав исполнителей спектакля икраткую аннотацию.
Если зритель пришел втеатр, онможет взять настойке вкассовом вестибюле листовки, афишки санонсами ирепертуаром, атакже купить программку, наобратной стороне который театры часто публикуют афишу премьеры.
И, конечно, информация опремьерах есть настраничке театров всоцсетях: вFacebooк, VK, Instagram идругих.

Всегда ли самые близкие месте к сцене – самые удобные для просмотра спектакля?

Как правило, самые ближние места партера- самые дорогие, носних видны мельчайшие нюансы декорации, мимика актеров. Зрители очень часто говорят, что сидя напервых рядах впартере, они как будто сами вовлечены вдействие, впечатления отспектакля более яркие, отсутствует условная « стена» между сценой изрительным залом, Нобывают густонаселенные спектакли, где играют более 20 актеров, бывают спектакли сосложными многоуровневыми декорациями, итогда, чтобы видеть всю картинку целиком, надо брать не1 и2 ряд, аместа подальше, например, ряд 5 или 6. Многие театралы знают, что очень хорошо видно напервых рядах любого сектора зрительного зала, это может быть ипервый ряд амфитеатра, ипервый ряд бельэтажа, ипервый ряд балкона.

Я никогда не был в театре, с каких постановок стоит начать?

Актуален ли сейчас определённый дресс-код для театра?

Ясчитаю, что актуален. Мне кажется, неприлично прийти втеатр вшортах ирастянутой футболке. Именя очень радуют прекрасные дамы, переодевающие втеатре обувь, когда наулице грязь ислякоть. Меня очень радуют мужчины, которые при входе втеатр, еще недоходя догардероба, снимают головные уборы. Одежда создает настроение- когда зритель красиво одет, унего праздничное настроение, ончувствует себя втеатре комфортно.

Нужно ли читать пьесу, по которой поставлен спектакль, до спектакля?

Если втеатре дают классику, как правило, зритель это произведение знает. Очень часто яслышу: « после спектакля мне захотелось прочитать иперечитать пьесу или роман» - это значит, что спектакль зацепил, попал всердце идушу. Мне кажется, совсем необязательно готовиться кпоходу втеатр как кэкзамену- читать пьесу. Достаточно знать, какого жанра спектакль: если вынастроены посмеяться натеатральной постановке, ненужно покупать билеты натрагедию илидраму, инаоборот, если выидете сопереживать, работать душой, выбирайте драматические постановки, над которыми надо думать, размышлять, нестоит покупать билеты накомедию иводевили.

Зачем нужно приобретать программку?

Втеатральной программке, которая продается втеатре, всегда точно указаны действующие лица иисполнители сегодняшнего спектакля, атакже создатели спектакля, впрограммке есть полная информация оспектакле: жанр, продолжительность, сантрактом или без и т. д. Втеатрах сейчас, как правило, двойные составы, одну итуже роль играют несколько актеров.
Нередко, когда явтеатре невкачестве сотрудника, авкачестве зрителя, явижу, как сидящие рядом зрители вовремя действия заглядывают впрограммку, чтобы посмотреть фамилию заинтересовавшего ихисполнителя, открывают для себя новые имена втеатре.
Иконечно, программка- это память, аесли программка сполученным автографом любимого актера- память вдвойне. Пройдут десятилетия, итакая программка станет раритетом ибудет хранить память онезабываемых мгновениях общения слюбимым актером ивпечатление оспектакле.

Почему дают именно три звонка?

Прекрасный вопрос! Это как 3 цветовых сигнала светофора. Первый звонок- за15минут доначала спектакля, вэто время открывают двери взрительный зал иможно проходить инеторопясь занимать свои места. Второй звонок- за5минут доначала спектакля- напоминает зрителям, что нужно поторопиться, чтобы неопоздать кначалу спектакля. Итретий звонок, последний- оповещает зрителя, что действие начинается, двери взрительный зал закрываются, нужно срочно занять свои места.

А если все-таки пришёл после третьего звонка, есть шанс что пустят?

Правила посещения всех театрах гласят, что вход взрительный зал после третьего звонка воспрещен.
Но… шанс есть, если взрительном зале есть места. Как правило, опоздавших зрителей провожают насвободные места вбельэтаже или набалконе, чтобы немешать другим зрителям иактерам. Там они вынуждены смотреть первое действие, даже если уних самые дорогие билеты впартер. Итолько вантракте они смогут занять свои места согласно купленным билетам.

Если мест взрительном зале нет, атакое бывает часто, если наспектакле аншлаг истуденты повходным билетам занимают свободные места взале, опоздавшим зрителям приходится задверями зрительного зала ждать антракта или стоять впоследних рядах бельэтажа ибалкона, что, конечно, неспособствует восприятию спектакля.

Телефон нужно выключать или достаточно беззвучного режима?

Телефон нужно выключать обязательно. Беззвучный режим или виброзвонок все равно будет отвлекать ивас, исидящего рядом зрителя отвосприятия спектакля имешать актерам Втемноте зрительного зала яркий свет мобильного телефона или любого другого гаджета будет нарушать атмосферу спектакля.

Можно ли выходить в туалет не во время антракта?

Если зритель неребенок, выходить иззрительного зала вовремя спектакля нельзя.

Для чего нужен антракт?

Антракт- это перерыв между действиями спектакля, длинная пауза, которая нужна изрителям для передышки ипосещения буфета итуалета, ирабочим сцены для смены декораций. Если спектакль идет более 2 часов, антракт обязателен.

Что обычно мешает зрителям получить удовольствие от просмотра спектакля?

Причины могут быть объективными исубъективными.
Объективные причины- это неуважение ксвоему зрителю, нелояльное иравнодушное отношение персонала театра кзрителю. Впечатление может быть испорчено изаменой, повполне объективным причинам, например, болезни актера, одной постановки надругую.
Субъективными причинами может быть опоздание наспектакль, плохая видимость сдалеких мест, плохое настроение, плохое самочувствие и т. д.

Номне кажется, если зритель хочет получить удовольствие отпросмотра спектакля, ему никто несможет помешать- никакой другой вид искусства непритягивает ксебе также, как театр. Если тыоднажды попал вего орбиту, тызаболел театром навсегда. Кафедрой добра назвал театр Гоголь. Весь мир, всю вселенную можно увидеть втеатре, ноглавное, мне кажется, внем можно увидеть зеркало своей души.

На наши вопросы любезно ответила Инесса Викторовна Журавлёва, заместитель директора поорганизации зрителя.

Театральная постановка – праздник, который дарят своим зрителям актеры. Однако, посещение театра предусматривает соблюдение некоторых несложных правил. Ведя себя культурно, человек полностью насладится представлением и не испортит впечатление окружающим. Что же такое театральный этикет?

Что надеть, идя в театр

Согласно этикету выходного дня, посещать театральные мероприятия рекомендуется в нарядной одежде. Дамы надевают выходное платье, джентльмены – костюм темного цвета, светлую рубашку, галстук. Премьерный показа – особое мероприятие, посещая которое мужчине подойдет или фрак, даме – , украшения.

Внимание! Для театра недопустим откровенный наряд, а также футболка, шорты.

Приходим вовремя

Существует важное правило этикета: на спектакль или другое театральное представление необходимо приходить заранее – минут за 25 до его начала. Это время понадобиться, чтобы спокойно раздеться, поправить прическу, купить программку, занять свое место.

В гардеробе

Мужчина должен помочь даме снять верхнюю одежду, только потом он раздевается сам. Передавайте громоздкую верхнюю одежду в гардероб таким образом, чтобы работнице театра было удобно взять ее через барьер. Зимой желательно, чтобы леди позаботились о сменной обуви. Сапоги также можно оставить в гардеробе.

Важно! Номерки кавалер кладет в карман. Не следует носить их на пальце.

Не стоит тащить в театр большие сумки и рюкзаки. Это не вокзал, поэтому с таким багажом вас могут не пропустить во внутрь.

В фойе

Зеркала, висящие на стенах в фойе не предназначены для любования своим шикарным туалетом и «наведения марафета». Для этих целей имеется специальная комната, где каждая леди сможет поправить наряд, прическу, припудрить носик и подрисовать губки.

До начала спектакля желательно купить программку, которая содержит краткий сюжет представления, а также взять напрокат бинокль. Учтите, что просить программку либо бинокль у других людей – считается дурным тоном.

Этикет гласит: старайтесь вести себя вежливо и доброжелательно ко всем окружающим на протяжении своего нахождения в театре. В этом случае – вы унесете с собой приятные впечатления .

В зрительном зале

  • Увидев знакомых, не нужно кричать, либо махать им руками. Вполне хватит улыбки и кивка головой.
  • Если вы желаете сесть рядом со своими друзьями, которых вы встретили в театре, поинтересуйтесь у их соседей по креслам, согласны ли они поменяться с вами местами. Важное условие – вы должны предложить равноценное место или более удобное.
  • Правила поведения в театре гласят – запрещено приходить в зал с шоколадом, бутербродами, яблоками, напитками. Если вы проголодались – сходите на перерыве в буфет. Однако, нужно успеть покинуть его до третьего звонка. Место в ложе можно занять после того, как погаснет освещение.
  • Никто не должен оставаться в головном уборе, чтобы не загораживать людям, сидящим сзади, обзор сцены.
  • Объемные высокие прически, а также очень резкие духи в данном месте недопустимы.
  • Пользуйтесь парфюмом в меру, ведь в зале могут находиться люди, которые весьма чувствительны к запахам.

Запомните! Неприлично разглядывать присутствующих в бинокль.

Как зайти в зрительный зал

Правила поведения в театре гласят – мужчина должен войти в зал первый и показать спутнице дорогу. Проходить по своему ряду нужно лицом к зрителям, тихо извиняясь за причиненное беспокойство.

Подойдя к своих местам, кавалер ждет, когда женщина выберет более удобное место, только потом он садится сам. Если на концерт пришли две пары, то кавалеры должны занять крайние сидения, предоставив спутницам места посередине – с лучшим видом на сцену. Если дама пришла в театр сама или с подругой, то за помощью можно обратиться к дежурной по залу. О том, как нужно вести себя во время спектакля – будет рассказано ниже.

Если вы опоздали

Что делать, если вы опоздали? Обратиться к дежурной по залу, которая найдет для вас свободное место, либо попросит пройти на балкон. После окончания первого акта вы можете занять место, согласно купленному билету.

Учтите! Работники театра имеют полное право не пускать в зал опоздавших. Однако, если им разрешили войти, они должны это сделать тихо, присев сзади на первое свободное место.

Чтобы досадные мелочи не оставили нехороший осадок – ведите себя в театре культурно, не мешайте просмотру спектакля другим зрителям. Относитесь с должным уважением ко всем окружающим.

Как сидеть в кресле

По правилам театрального этикета – сидя в кресле не следует:

  • класть одну ногу на другую;
  • сидеть на краешке кресла;
  • облокачиваться на спинку переднего сидения.

Также не нужно разваливаться в кресле. Не забывайте, что ваш подлокотник – правый.

Важно! Дурной тон – злоупотреблять нежностями. Например, сидеть, склонив голову друг к другу. Так вы загородите вид на сцену людям, сидящим сзади.

Позаботьтесь о соблюдении тишины во время представления. До начала спектакля необходимо выключить мобильный телефон или переведите его в беззвучный режим. Нельзя постукивать ногами в такт музыке, стучать рукой по подлокотникам кресла. Не нужно разговаривать или перешептываться. Все это отвлекает не только соседей, но и мешает актерам войти в роль. Обсуждать представление и игру актеров принято во время антракта.

Внимание! Нельзя шуршать обертками от конфет либо открывать шипучие напитки, пить их, кушать какую-либо еду. Для этих целей существует буфет, где во время перерыва можно перекусить.

Если вы простудились, лучше пропустите спектакль, так как чихание и покашливание будут мешать всем зрителям. Если посреди представления возникла проблема с самочувствием, следует принести извинения соседям и незаметно покинуть зал. В других ситуациях покидать зал разрешается только во время перерыва.

Во время антракта

Когда закончится первый акт спектакля, то можно отправиться в буфет либо прогуляться по фойе, чтобы посмотреть настенные фотографии известных артистов. Мужчина должен сопровождать свою даму либо быть рядом, если ее желание – остаться на своем месте. Если мужчине нужно выйти, то можно это сделать, извинившись перед своей спутницей. Желательно не оставлять ее надолго.

На заметку! Если спектакль вам не понравился, покиньте театр в антракте, чтобы не причинять неудобств соседям, внимательно следящими за происходящим на сцене.

Аплодисменты и цветы — театральный этикет

Проявлять восхищение игрой артистов принято только в определенные моменты. Нужно запомнить, что неуместное хлопанье мешает целостному восприятию представления. Выражайте эмоции негромкими аплодисментами без свиста и топанья.

Аплодисменты уместны:

  1. В конце каждого акта.
  2. При удачных сценах или ариях (в опере).
  3. По завершении представления.

Выразить благодарность артистам за работу помогут продолжительные овации. Высшая степень восхищения – восклицания «Браво!». За самые понравившиеся номера можно вызывать «на бис» – не более 3-х раз. Но не стоит злоупотреблять этим, чтобы не утомлять артистов.

По правилам хорошего тона – некультурно бросать к ногам актеров или для вручения выскакивать на сцену. Букет для любимого актера следует дарить лично в руки, в проходе у авансцены либо передавать через работников театра, приложив открытку или визитную карточку.

Совет! Идите в театр в хорошем расположении духа. Ведь доброжелательный зрительный зал создает благоприятную атмосферу для игры актера.

По окончании спектакля

По правилам этикета, запрещено срываться с места, когда представление еще не закончилось. Это все равно что, находясь у кого-то в гостях, убежать без прощания. Зачастую артисты по несколько раз выходят на поклон. Разве им приятно будет увидеть спины своих зрителей, спешно покидающих зал? Лучше поблагодарить актерский состав аплодисментами.

Не летите пулей в гардероб после представления. Спокойно спуститесь в фойе. Можно прогуляться по холлу и подождать, пока очередь не уменьшится. После спектакля кавалер обязан провести свою даму домой. Мужчина также может пригласить ее в уютное кафе или , чтобы в приятной обстановке обсудить пьесу. Время, проведенное на стоянке такси можно также использовать на обсуждение увиденного.

Таким образом, ведите себя искренне, вежливо, культурно в театре, и он подарит вам настоящий праздник и душевную теплоту!

Театр всегда считался развлечением для высшего общества. А выход в театр, также как и на бал, требовал соответствующего наряда и безупречных знаний театрального этикета. Сегодня, 27 марта, в профессиональный праздник служителей Мельпомены - Всемирный день театра.

Этот праздник во всем мире отмечают с 1961 года под девизом: «Театр как средство взаимопонимания и укрепления мира между народами», мы решили вспомнить , которые помогут не испортить себе и окружающим впечатления от спектакля.

Театр начинается с вешалки, а его посещение с выбора наряда . В наше время выход в театра не требует специального (кроме редких случаев), и все же одежду следует выбирать более праздничную и нарядную. Для мужчин - это костюм, светлая рубашка и галстук, для женщин - платье или костюм, дополненные аксессуарами. В театр нельзя надевать спортивную одежду или джинсы.

Перед спектаклем дамам не рекомендуется освежать свои духи, или пользоваться ими сверх меры. Это может вызвать у кого-то из окружающих раздражение и даже головную боль.

Женщине позволительно самой пригласить мужчину в театр. Но даже в таком случае предъявлять при входе билеты должен мужчина, а также открывать перед женщиной дверь.

Приходить в театр согласно этикету нужно за 20 минут до спектакля , чтобы без суеты сдать вещи в гардероб, приобрести программку, поправить макияж и прическу. При этом делать это у зеркала в фойе - дурной тон. Пройдите в туалетную комнату.


В гардеробе мужчина должен помочь снять верхнюю одежду своей спутнице, затем раздеться сам. Номерок остается у мужчины, он кладет его в карман, а не носит в руке или на пальце.

В зрительный зал мужчина входит первым. Также он первым проходит между рядами лицом к сидящим. Если проход достаточно широкий, сидящие могут не вставать. В противном случае, нужно привстать и пропустить проходящих. Дойдя до своих мест, мужчина о жидает пока присядет дама и лишь после этого садится сам.

Занимать свои места нужно не позже третьего звонка, а если они находятся далеко от прохода, то после второго, чтобы не беспокоить сидящих в зале. Опаздывать в театр неприлично, а заходить в зал, когда уже погасили свет, можно лишь в том случае, если у вас билеты в ложу.

Также дурным тоном является использовать программку вместо веера и рассматривать в театральный бинокль других зрителей.


Чтобы не доставить неудобство другим зрителям, нельзя класть руки на оба подлокотника, сидеть слишком близко придвинувшись друг к другу (это может ухудшать обзор сидящим сзади), закидывать ногу за ногу, сидеть с широко расставленными ногами, сидеть на краю стула, опираться на спинку переднего кресла и упираться в него ногами.

Во время антракта можно остаться сидеть в зале, посетить буфет или прогуляться по фойе. При этом если женщина решила остаться в зрительном зале, а мужчине нужно выйти, он должен извиниться.

Даже если вы разочарованы спектаклем, уходить во время действия - признак плохого воспитания. Сделать это можно в антракте.


Вручить цветы любимому актеру можно в конце спектакля, после финальных поклонов. При этом не нужно подниматься на сцену. Передайте букет через служащего театра, или вручите цветы, стоя в проходе между сценой и первым рядом партера.

После спектакля не спешите покидать зал. Дождитесь, когда после выхода актеров на бис закроется занавес и лишь после этого неспешно выходите из зрительного зала.

В гардеробе самое время обменяться впечатлениями об увиденном. Кстати, мужчина должен вначале сам надеть верхнюю одежду, а потом помочь своей спутнице.

А еще вам будет интересно узнать о том,


Top