Описание картины свежий кавалер федотова кратко. Павел федотов

«Я несколько раз хотел добраться, отчего происходят все эти разности. Отчего я титулярный советник, с какой стати я титулярный советник? Может быть, я совсем не титулярный советник? Может быть, я какой-нибудь граф или генерал, а только так кажусь титулярным советником. Может быть, я сам еще не знаю, кто я таков. Ведь столько примеров по истории: какой-нибудь простой, не то уже, чтобы дворянин, а просто какой-нибудь мещанин или даже крестьянин - и вдруг открывается, что он какой-нибудь вельможа или барон, или как его…»

Так и кажется, что на этих словах маленькое, сжавшееся в кулачок лицо гоголевского Поприщина вдруг разглаживается, растекается по нему блаженное довольство, в глазах загорается живой блеск, и ростом-то он выше становится, и фигура другая - как будто сбросил он со своих плеч вместе с протертым вицмундиром ощущение собственного ничтожества, задавленности, убогости своей…

Сюжет картины «Свежий кавалер»

Только почему вспомнили мы гоголевского героя, рассматривая картину Федотова «Свежий кавалер» ? Здесь перед нами чиновник, отпраздновавший получение ордена. Утром после пирушки, еще не проспавшись как следует, нацепил он на халат свою обнову и перед кухаркой в позу встал.

Федотова, по всей видимости, занимал совсем другой сюжет. Но что такое сюжет для подлинного художника! Разве это не повод, не возможность чисто случайная вылепить такие характеры, выявить такие стороны человеческой натуры, чтобы через сто и двести лет заставить людей сострадать, возмущаться, презирать тех, с кем они сталкиваются как с живыми созданиями…

И Поприщин, и федотовский «кавалер» для нас натуры - родственные, близкие. Одна маниакальная страсть владеет их душами: «- Может быть, я совсем не титулярный советник?»

Про Федотова говорили, что с некоторых пор он стал жить затворником. Снял какую-то конуру на окраине Петербурга, сырую, с хозяйской половины чад идет, за стеной дети плачут - и работает так, что смотреть страшно: вечером и ночью - при лампах, днем - при солнечном свете.

Когда кто-нибудь из старых знакомых выражал свое удивление, Федотов с жаром начинал говорить про преимущества теперешней своей жизни. Неудобств он не замечал, они для него просто не существовали. Зато здесь, на 21-й линии Васильевского острова, его природная склонность к наблюдательству находит постоянную пищу, материалу для творчества хоть отбавляй - кругом живут его герои.

Именно теперь он полон решимости начать работать маслом, выставить на суд публики свои первые полотна. Конечно, это будут картинки нравов, сценки, подсмотренные им в жизни: одна под названием «Последствия пирушки», вторая «Горбатый жених» (так первоначально назывались картины «Свежий кавалер» и «Разборчивая невеста»).

В короткие часы отдыха Федотов мучился болью в глазах. Он прикладывал к голове мокрое полотенце и думал о своих героях, прежде всего о «кавалере». Быт чиновников был знаком ему с детства, с родительского дома московского.

Здесь, в Петербурге, другой дух - столичный. Новые знакомцы художника из тех, что служили в разных департаментах, как будто родились чиновниками. Как они садятся в гостях, берут стул, как разговаривают с дворником, как расплачиваются с извозчиком - по всем манерам, жесту можно было угадать и их чин и возможное продвижение по службе. На их лицах, когда трусят они утром в департамент, запахнувшись в ветхие шинелишки, отражается одна служебная забота, боязнь выговора и вместе с этим какое-то довольство собой. Именно довольство… Стремление ко всяким отвлеченным благам они почитают, конечно, глупостью.

А среди них есть забавные, хотя бы его «кавалер».

Описание главного героя картины

Федотов так компоновал картину, так насыщал ее деталями, чтобы можно было читать ее как повествование о жизни этого человека, повествование обстоятельное и как бы уводящее зрителя в глубь картины, чтобы зритель проникся самой атмосферой происходящего, чтобы почувствовал себя очевидцем - как будто ненароком дверь к соседу открыл - и вот что представилось его глазам. Это заманчиво и вместе с тем поучительно. Да, представившаяся глазам сценка должна поучать. Художник верил, что он может исправлять нравы, влиять на человеческие души.

Когда однажды собрались у Федотова друзья, и среди них писатель А. Дружинин, художник стал объяснять, растолковывать смысл полотен, как он сам их понимал: «нерасчетливая жизнь». Да, и в «Последствиях пирушки» и в «Горбатом женихе» всякий зритель должен усмотреть вред от нерасчетливой жизни.

До седых волос невеста перебирала женихов и теперь ей приходится остановить свой выбор на горбатом селадоне. А чиновник! Вот он стоит в позе римского императора, притом босиком и в папильотках. Кухарка такую власть над ним имеет, что смеется в лицо и тычет чуть не в нос дырявым сапогом. Под столом заснувший собутыльник - городовой. На полу остатки пира и редкая гостья в доме - книга. Конечно, это «Иван Выжигин» Булгарина. «Где завелась дурная связь, там и в праздник грязь», - заканчивал Федотов…

Наперекор всем тяжелым обстоятельствам жизни он веровал в изначально добрую природу людей, в возможность вырождения самого дурного и порочного из них; нравственная грязь, пошлость, полагал он, - следствие неуважения к самому себе.
Своим искусством он мечтал вернуть человеку человека.

Друзьям картина о чиновнике понравилась до чрезвычайности своей жизненностью, натуральностью. Говорящими деталями, которые не заслонили целого, юмором и этой особенностью - увлечь, заманить в глубь картины, дать почувствовать атмосферу события. Им казалось, что нравоучительное, назидательное толкование Федотова не раскрывало всего значения полотна. И время подтвердило это.

На суд публики Федотов выставил картины в 1847 году. Успех «Пирушки» был настолько велик, что возникло решение снять литографию с полотна. Это необычайно радовало Федотова, ведь литографию может купить каждый, значит, картина сумеет оказать свое воздействие на многих - это то, к чему он стремился.

Ничего не вышло. Цензура потребовала убрать с халата чиновника орден, отношение к которому было сочтено за неуважительное. Художник пробует сделать набросок и понимает, что пропадает смысл, вся соль картины. Он отказался от литографирования.

Эта история стала известна и за пределами художественных кругов, И когда Федотов вторично выставил полотно в 1849 году - а в это время умонастроение публики было подогрето событиями французской революции - в картине увидели своего рода вызов бюрократическому аппарату царской России, обличение социального зла современной жизни.

Критик В. В. Стасов писал: «Перед вами понаторелая, одеревенелая натура, продажный взяточник, бездушный раб своего начальника, ни о чем уже больше не мыслящий, кроме того, что даст ему денег и крестик в петлицу. Он свиреп и безжалостен, он утопит кого и что хотите - и ни одна складочка на его лице из риноцеросовой шкуры не дрогнет. Злость, чванство, бездушие, боготворение ордена как наивысшего и безапелляционного аргумента, вконец опошлившаяся жизнь - все это присутствует на этом лице, в этой позе и фигуре закоренелого чиновника».

…Сегодня мы понимаем глубину обобщения, заданного образом «кавалера», понимаем, что гений Федотова, несомненно, соприкоснулся с гением Гоголя. Нас пронзает сострадание и «бедности бедного человека», для которого счастье в виде новой шинели оказывается непосильным бременем, и мы понимаем, что на почве той же бедности духовной, вернее, полной бездуховности, задавленности несвободного человека вырастает маниакальность.

«Отчего я титулярный советник и с какой стати я титулярный советник?..» О, как страшно это лицо, какой неестественной гримасой искажается оно!

Гоголевского Поприщина, изрезавшего свой новый вицмундир на мантию, общество убирает, изолирует. Федотовский же герой, наверное, будет благоденствовать, снимет себе квартиру посветлее, кухарку заведет другую, и уж, конечно, никто даже в сердцах не бросит ому: «Сумасшедший!» А между тем - вглядитесь - то же обесчеловечонное лицо маньяка.

Страсть к отличию, к чину, к власти, таящаяся подспудно и все больше и больше врастающая в нищую, убогую жизнь, съедает, уничтожает человека.

Мы вглядываемся в «Свежего кавалера» Федотова , целый пласт жизни обнажается. С пластической четкостью обрисовывается физиономия прошлых веков и во всей глубине обобщения встает перед нами жалкий тип самодовольства,

Жанровая сценка из жизни небогатого чиновника, занимающего небольшую должность отражает совсем небольшая по своим размерам картина Федотова «Свежий кавалер», которая была написана можно сказать в карикатурном стиле в 1847 году.

И так, сие чиновнику накануне была вручена первая для него награда – орден – и вот он в своих мечтах уже возносится по служебной лестнице на самый верх, представляя себя, то городничим, то губернатором…

Вероятно в мечтах, новоявленный ковалер, ночью долго ворочаясь в пастели так и не смог заснуть, все время вспоминая свой «триумф» в момент вручения этой дорогой награды, став на зависть его окружению кавалером ордена. Едва забрезжило утро, чиновник уже вскочил с постели, накинув на себя огромный шелковый халат и нацепив на него орден. Он горделиво и надменно принял позу римского сенатора и осматривает себя в засиженном мухами зеркале.

Федотов изображает своего героя несколько карикатурно и поэтому, рассматривая картину, мы не можем удержаться от легкой усмешки. Мелкий чиновник, получив награду, уже размечтался, что теперь у него наступит другая жизнь, а не такая, которая была до сих пор в этой небогато обставленной захламленной комнатушке.

Комичность образа возникает из-за резкого контраста между мечтами и реальностью. Служащий в заношенном до дыр халате стоит босиком и в папильотках на голове, но с орденом. Он хвастает им перед служанкой, которая принесла ему начищенные, но старые сапоги. Ему уже пора собираться на службу, однако ему очень хочется продлить удовольствие от созерцания себя и бесплодных фантазий. Служанка смотрит на него снисходительно и насмешливо, даже не пытаясь это скрыть.

В комнате царит страшный беспорядок, все вещи разбросаны. На столе, покрытом светлой скатертью с ярко красным рисунком, можно увидеть нарезанную колбасу, лежащую не на тарелке, а на газете. Рядом бумажные папильотки и щипцы для завивки волос, что указывает на то, что герой старается выглядеть по моде своего времени.

Под стол упали кости от селедки, которую мужчина, вероятно, ел на ужин. Здесь же валяются черепки от разбитой посуды. Мундир вечером был брошен на стулья. На одном из них худой взлохмаченный рыжий кот дорывает до конца протертую обивку.

По картине «Свежий кавалер» можно судить о жизни мелких служащих в первой половине XIX века. Она полна иронии. Это первое законченное полотно художника, написанное маслом. По словам Федотова он изобразил на своей картине бедного чиновника, который получает малое содержание и постоянно испытывает «скудность и лишение». Это явно видно на картине: разномастная мебель, дощатый пол, поношенный халат и протертые сапоги. Он снимает дешевую комнату, да и служанка, скорее всего, хозяйская.

Художник с явной симпатией изображает служанку. Она недурна собой, еще довольно молода и опрятна. У нее приятное округлое простонародное лицо. И все это подчеркивает контраст между героями картины.

Чиновник амбициозен и чванлив. Он принял позу знатного римлянина, забывая, что на нем халат, а не тога. Даже его жест, которым он указывает на свой орден, скопирован из какого-нибудь журнала. Его левая рука упирается в бок, также показывая его мнимое «превосходство».

Подражая греко-римским героям, чиновник стоит, опираясь на одну ногу, а голову гордо откинул назад. Кажется, что даже его торчащие на голове папильотки напоминают победный лавровый венок полководца. Он действительно ощущает себя величественным, несмотря на всю убогость окружающей его обстановки.

Сегодня эта миниатюрная картина Павла Федотова «Свежий кавалер» находится в экспозиции Государственной Третьяковской галереи. Ее размер составляет 48,2 на 42,5 см. масло, Холст

Картина «Свежий кавалер (Утро чиновника, получившего первый крестик)» П. А. Федотова - первое в русской живописи произведение бытового жанра, – написана в 1847 году. Полотно получило высокую оценку у критиков и в среде прогрессивно настроенной интеллигенции.

В сюжете и композиции картины отчетливо прослеживается влияние английских художников – мастеров бытового жанра. На полотне мы видим чиновника, с трудом приходящего в себя наутро после веселой пирушки, устроенной по случаю получения им первого ордена.

Чиновник изображен в убогом окружении, в старом халате, необутый, с папильотками на голове и с орденом, нацепленном прямо на халат. Свысока и неохотно он пререкается о чем-то с кухаркой, демонстрирующей ему развалившиеся сапоги.

Перед нами типичный представитель своей среды - продажный взяточник и раб своего начальника. Безмерно чванливый, он боготворит орден так, словно тот – свидетельство каких-то невиданных заслуг. Вероятно, в своих мечтах он взлетел очень высоко, но задорный окрик кухарки сразу возвращает его на место.

Картина «Свежий кавалер» - точное воспроизведение действительности во всей ее полноте. Помимо отличного владения техникой письма, Федотов демонстрирует тонкость психологической характеристики. Художник изображает своего героя с поразительной остротой и точностью. При этом очевидно, что художник, обличая своего персонажа, в то же время сочувствует ему, относится к нему с мягким юмором.

Помимо описания картины П. А. Федотова «Свежий кавалер», на нашем сайте собрано множество и других описаний картин различных художников , которые можно использовать как при подготовке к написанию сочинения по картине, так и просто для более полного ознакомления с творчеством прославленных мастеров прошлого.

.

Плетение из бисера

Плетение из бисера – это не только способ занять свободное время ребенка продуктивной деятельностью, но и возможность изготовить своими руками интересные украшения и сувениры.

Некоторые картины нравятся мне тем, что искренне с юмором показывают жизнь со стороны. Так художники берут на себя обязанность обучать всем тонкостям психологии молодые неопытные поколения. Одно из таких полотен принадлежит кисти П.А. Федотова. Что ярко иллюстрирует образ главного героя и его окружение? Что привлекает меня в творчестве знаменитого живописца?

Свет падает на молодого человека, который получив накануне орден, веселился, да так, что его комната напоминает теперь убогую лачугу пьянчужки. Гитара с порванными струнами, пустые бутылки, валяющиеся на полу, все эти атрибуты прошедшего веселого праздника, свидетельствуют о правильности моих предположений. Пришедшая служанка посмеивается над ним, выговаривает за беспорядок и показывает ему дыры в его сапогах. Главный герой не обращает внимания на ее слова. Получив орден он загордился. По-детски выпятив нижнюю губу, он пальцем показывает на свой халат, где на груди висит его награда. Этим он все сказал. И не намерен опускаться до того, чтобы обращать свое драгоценное внимание до такого низкого человека. Ни указ она ему.

Внешний же вид чиновника рассказывает о том, что этого человека интересует только то, как он выглядит. Как бы он пьян вчера ни был, но не забыл «украсить» свою голову папильотками. Об этой его черте характера свидетельствует и наличие на столе зеркала, щипцов для завивки, расчески и других средств гигиены. Тут же на газетке нарезанная колбаса и графинчик с чем-то спиртным.

Вся комната усеяна, как конфетти осколками битой тарелки, частями сломанного стула. Непонятно, как в этой суете появилась кошка и клетка с птичкой. Но они тоже дополнили интерьер тесного помещения. Еще одна фигура объясняет размах праздника и личность главного персонажа картины - сослуживец нашего чиновника, заснувший под рабочим столом. Сатира художника актуальна всегда. И хоть смотреть на картину весело, но, стоит лишь задуматься о том, что такой герой живет во все времена, и его можно встретить в любом тысячелетии, от этого сразу становится грустно.

Павел ФЕДОТОВ
СВЕЖИЙ КАВАЛЕР
(Утро чиновника, получившего накануне первый крестик)

1846. Государственная Третьяковская галерея, Москва

C вежий кавалер», или «Утро чиновника, получившего первый крестик» - картина, в которой Федотов впервые обратился к масляной технике. Возможно, именно поэтому работа над ней велась довольно долго, хотя замысел сложился уже давно, еще в серии сепий. Новая техника способствовала возникновению нового впечатления - полной реалистичности, материальности изображенного мира. Федотов работал над картиной так, как будто писал миниатюру, уделяя внимание мельчайшим деталям, не оставляя незаполненным ни одного фрагмента пространства (за это его впоследствии упрекали критики).

Действие происходит в тесной комнатушке, до отказа забитой сломанной мебелью, осколками посуды и пустыми бутылками. Федотов использует каждую деталь, чтобы обрисовать характер и привычки живущего здесь человека, вплоть до названия романа, который он читает («Иван Выжигин» Ф. Булгарина - довольно популярная в то время, но низкопробная книжка). На столе красноречиво красуются остатки вчерашнего «торжественного» ужина - графин с водкой, куски колбасы, огарок свечи с щипцами вперемешку с туалетными принадлежностями.

Под одним столом безмятежно спит собака, а под другим - не менее безмятежен - один из участников вчерашней пирушки, сонно наблюдающий за разворачивающейся перед ним сценой. Посреди же этого хаоса гордо возвышается фигура новоиспеченного орденоносца. Видимо, в своих мечтах «вознесся выше он главою непокорной Александрийского столпа», задрапировался в засаленный халат, как в античную тогу, и воображает себя ни много ни мало величайшим героем древности. Выставленная вперед нога, надменный взгляд, гордо поднятая голова… Он прямо-таки раздулся от гордости и чванства, и его совершенно не смущает, что облик его - в папильотках и несвежем халате - несколько не соответствует традиционному представлению об античном герое.

А кухарка демонстрирует своему хозяину прохудившиеся подошвы, вовсе не обращая внимания на новый орден. Она-то знает ему цену, и это она - подлинная хозяйка в этом доме. «Где завелась дурная связь, там и в великий праздник грязь…» - так начинает Федотов стихотворное пояснение к своей картине, намекая на «неуставные отношения» чиновника и служанки.

Утро чиновника, получившего накануне первый крестик.
Набросок. 1844. Государственная Третьяковская галерея, Москва

В комической сценке знаменитый критик Владимир Стасов усмотрел трагическое и даже страшноватое содержание: «Он свиреп и безжалостен, - пишет он о главном герое, - он утопит кого и что захочет, и ни одна складочка на его лице не дрогнет. Злость, чванство, вконец опошлившаяся жизнь - все это присутствует в этом лице, в этой позе и фигуре закоренелого чиновника в халате и босиком, в папильотках и с орденом на груди».

Однако сам Федотов все же не так однозначно относился к своему произведению. Да, он резко высмеивает своего героя, но в то же время в чем-то оправдывает и жалеет его. Во всяком случае, сохранилось письмо Федотова графу Мусину-Пушкину: «…не естественно ли, что там, где постоянно скудность и лишения, там выражение радости награды дойдет до ребячества носиться с нею день и ночь».

Пожалуй, стоит поверить мнению Бенуа, считавшего, что, в сущности, Федотов всегда был со своими героями заодно…


Top