Что может человек. Сочинение на тему: Честь и бесчестие в рассказе Старуха Изергиль, Горький Честь и бесчестие в рассказе старуха изергиль
Вопрос о долге, совести и чести по праву можно считать одним из главных в классической литературе. Его пытались решить многие писатели и поэты, и Максим Горький в этом отношении не стал исключением. В романтическом рассказе писателя «Старуха Изергиль» мы находим много размышлений о морали, нравственных идеалах и человеколюбии, а ведь именно эти качества отличают людей, обладающих честью и достоинством. Кроме того, слово «честь», помимо своего основного, имеет и несколько других значений: это непорочность и целомудрие женщины, а также почет и уважение, высказываемое человеку другими людьми. Все эти смысловые оттенки нашли свое отражение в произведении Горького.
Рассказ «Старуха Изергиль» состоит из трех частей (трех глав), в каждой из которых излагается отдельная история. Человеком чести и носителем высоких нравственных идеалов является романтический герой Данко , легенду о котором Изергиль рассказывает автору в третьей главе произведения.
Свою жизнь Данко посвятил служению людям и, когда пришло время, он легко пожертвовал ею ради спасения соплеменников. Для этого сильного и страстного юноши делом чести было вывести своих земляков из дремучего леса. Именно поэтому Данко вырвал из груди своей пламенное сердце и, словно факелом, осветил им путь ко спасению.
Каков положительный идеал Горького-романтика и что писатель противопоставляет этому идеалу? (По рассказу А.М. Горького «Старуха Изергиль»)
Для раннего А.М. Горького характерно обращение к романтизму. Романтическим произведением, например, является рассказ писателя «Старуха Изергиль». Характеры в нем выписаны контрастными, «черно-белыми» красками, в русле романтической традиции. Однако, в отличие от настоящих романтиков, писатель поэтизирует не зло, а добро. Поэтому отрицательные герои получают у Горького однозначную оценку, осуждение, что было в свое время свойственно классицизму.
Рассказ А.М. Горького «Старуха Изергиль» построен своеобразно: при внутреннем единстве идеи он состоит из трех как бы самостоятельных частей. Первая часть - легенда о Ларре, вторая - рассказ Изергиль о своей молодости, третья - легенда о Данко. При этом первая и третья части контрастно противопоставлены друг другу.
Ларра - это воплощение крайнего индивидуализма. Сын женщины и орла, он отличается гордостью, высокомерием, презрением к людям. Он «ловок, хищен, силен, жесток». Черты характера героя подчеркнуты в его внешнем облике: «глаза его были холодны и горды, как у царя птиц». Ларра убивает девушку за то, что она оттолкнула его. Индивидуалиста Ларру решили наказать вечным одиночеством. И вначале юноша громко смеялся над людьми, которые бросили его, смеялся, оставаясь один. И только позднее он понял, на какую страшную муку обречен:«…он стал уже как тень и таким будет вечно! Он не понимает ни речи людей, ни их поступков - ничего. И все ищет, ходит, ходит… И нет ему места среди людей…». Одиночество оказалось для него невыносимым: он стал искать спасения в смерти, но и смерть не приходила к нему. «Ему нет жизни, и смерть не улыбается ему… Вот как был поражен человек за гордость!».
Подлинный герой, по мысли автора, не агрессивный индивидуалист. Жизнь становится непрерывной мукой, если человек оторван от людей, от мира, от общества, - такова идея легенды о Ларре. В образе этого героя Горький развенчал себялюбие, эгоизм и индивидуализм. По мысли писателя, жизнь человека вне человеческого общества пуста и бессмысленна. Истинный же героизм состоит в готовности человека совершить подвиг во имя высокой цели.
Таким героем у писателя является Данко, человек, ведущий свой народ на свободу. На пути людей возникали трудности, неодолимые, казалось бы, препятствия: густой лес, темнота и холод, грозный шум молний. И когда люди упали духом и хотели уже повернуть обратно, герой вынул свое сердце и поднял его над головой. «Оно пылало так ярко, как солнце, и ярче солнца, и весь лес замолчал, освещенный этим факелом великой любви к людям, а тьма разлетелась от света его и там, глубоко в лесу, дрожащая, пала в гнилой зев болота. Люди же, изумленные, стали, как камни.
Идем! - крикнул Данко и бросился вперед на свое место, высоко держа горящее сердце и освещая им путь людям».
В этом рассказе у Горького очень важна символика света и тьмы. Она имеет романтическое происхождение, но у писателя положительный герой ассоциируется со светом. Ларра же появляется в ночи, старуха Изергиль видит его тень, отрицательный герой у Горького ассоциируется с тьмой. И эта тема - движение «от тьмы к свету» - была одной из ключевых для литературной эпохи рубежа веков.
Легенда о Ларре, рассказ Изергиль и легенда о Данко на первый взгляд кажутся самостоятельными, существующими независимо друг от друга. На самом деле это не так. В каждой из этих частей рассказа автор ставит один и тот же вопрос: в чем заключается человеческое счастье? Для первого героя, Ларры, счастье - в индивидуализме, в утверждении собственной воли, в гордом одиночестве. Это, по мысли автора, глубокое заблуждение, недостойный человека идеал. Старуха Изергиль прожила яркую, насыщенную, полную приключений жизнь. Она была полна сил, жизнерадостна, энергична, открыта, любила помогать людям. Но в жизни ее не было настоящего смысла, высокой, одухотворенной цели. И лишь Данко символизирует у Горького высшее проявление красоты человеческого духа. Этот герой воплощает историческое и метафизическое дерзновение (революцию). Таким образом, композиция рассказа раскрывает его идею.
Здесь искали:
- опыт и ошибки старуха изергиль
- старуха изергиль опыт и ошибки
- раскройте на конкретных примерах многосоставность контрастность романтических гипербол в рассказе старуха изергиль
Рассказ Максима Горького «Старуха Изергиль», написанный осенью 1884 года, впервые был напечатан в «Самарской газете» спустя год, частями, в 80, 86 и 89 номерах. Он является одним из ранних романтических произведений Горького, в которых впервые стал виден его незаурядный писательский талант.
Рассказ построен в форме диалога автора и старой женщины, прожившей бурную жизнь и знающей много разных историй. Композиционно рассказ можно разделить на три части: о Ларре, о самой старухе Изергиль и о Данко, это как бы три рассказа внутри одного, посвящённые одной цели: выяснить, в чем же смысл человеческой жизни.
На примере себялюбца Ларры, жившего так, как он сам захотел; своей бурной беспорядочной жизни, посвящённой поиску удовольствий, частой смене любовников и «окончившейся» где-то в сорокалетнем возрасте; а также яркой жизни-подвига Данко, осветившего путь людям своим сердцем, Изергиль пытается показать, что свобода человека – в его правильном выборе. Ларра и она сделали неправильный, она теперь, в конце жизни, это осознала.
Ларра – гордец, сын человеческой женщины и орла, незнакомый с понятиями любви и самопожертвования, эгоистичный наглец, не признающий уважения к другим, готовый только получать, ничего не давая взамен. Для него легко убить женщину, отвергнувшую его, но свое одиночество он осознает вопреки своей неуязвимости, смелости и превосходству, которое он ощущает над другими. Это орел может летать в вышине и чувствовать счастье от полёта, не желая делить его ни с кем. Ларра же – наполовину человек. А люди не смогут перенести одиночества, это разбивает их сердца, какими бы каменными они не казались.
Старуха Изергиль в молодости так же считала себя выше других, наделённая красотой, эгоистичная и безрассудная. Она, в отличие от Ларры, вообще не испытывавшего чувств, испытала их, будучи молодой, даже в избытке, получая то, что хотела – и тут же забывая об этом. Пока она была молода, и мужчины влюблялись в нее, она не замечала ценности своей молодости. Они оставались для нее тенями, её полузабытые возлюбленные, для многих из которых её любовь была роковой. Когда же она влюбилась сама, её ждало разочарование – её бросили и посмеялись над ней. Но чувства всегда руководили Изергиль.
Она спасла неблагодарного любовника и отказалась, чтобы её любили в благодарность за спасение. Человеческая гордость заставляет человека балансировать на краю. Это было последнее любовное воспоминание старухи. Дальше она уже просто пыталась существовать. Когда она любила и была любима – она жила. И теперь ей остались одни сказки и истории, которые она рассказывает молодым, желая ещё раз увидеть блеск в глазах и попытаться ощутить те чувства, что всегда руководили её жизнью.
Данко – третий молодой «гордец», о котором рассказывает Изергиль, он так же, как Изергиль, смел и безрассуден. Вера в то, что именно он спасёт людей, заставляет его вести их через болота, к цели, которой может и не быть. В момент их отчаяния и готовности броситься на него, он рискует собой ради этой веры, разрывая руками грудь и освещая непроглядную тьму своими сердцем. Ему удалось совершить то, чего не смогли Ларра и Изергиль – умереть. Он смог погибнуть не только в расцвете сил, но не бесполезно, во имя будущих человеческих жизней. Старуха Изергиль, безусловно, втайне завидует ему: он смог умереть молодым, и умереть ярко.
Хотя подвиг его продолжает жить в памяти народа, превратившись в сказку, старуха Изергиль говорит о человеческой неблагодарности – неблагодарен был Ларра, принятый в племени матери, красавец-поляк, решивший, в конце концов, сделать одолжение Изергиль: «Теперь я буду тебя любить», а так же «осторожный человек», затушивший сердце Данко, и люди, которые, обретя свободу, тут же забыли о спасителе.
Человеческая натура способна на величайшие подвиги и нижайшие преступления. Но не всякий сможет жить одним днём, это выбор избранных. Главное, суметь совершить свой подвиг. Старуха Изергиль, осознав, что постарела и уже не будет тех жарких чувств, которые всегда кипели в ней, совершает свой, маленький, – спасает любимого, даже пойдя ради него на убийство. Она с презрением отказывается от любви Аркадэка, которую он предлагает как оплату за спасение. И пусть её сердце разрывается в этот миг, она гордо смотрит, как он с другими пленниками уходит. Подвиг Данко, как и её самопожертвование, остались без награды. Но она считает, что уж лучше так, и воспоминания – это все, то ей осталось на её веку.
Романтические герои в этом рассказе сильны, храбры, безрассудны – наделены всеми качествами, которые присущи молодости. Чувства обострены, кажется, что впереди много счастливых лет. Но рассказ назван именно «Старуха Изергиль», о Ларре и Данко в названии упоминания нет.
Возможно, Горький хотел сказать названием рассказа, что молодость не вечна, что итог жизни подводится сообразно поступкам? Все, совершенное в молодости, будешь помнить старым. И именно человек выбирает, как он проживёт свою жизнь – будут ли о нем рассказывать сказки, либо его судьба – бродить по свету безвестной тенью, желающей умереть.
У каждого есть право совершить свой подвиг, выбор только за ним.
Героями ранних произведений Горького становятся люди гордые, сильные, смелые, которые в одиночку вступают в борьбу с темными силами. Одно из таких произведений - рассказ «Старуха Изергиль».
Сюжет построен на воспоминаниях старухи Изергиль о своей жизни и рассказанных ею легендах о Ларре и Данко. Центральным образом романтических произведений М. Горького раннего периода является образ героического человека, готового к самоотверженному подвигу во имя блага народа. К этим произведениям относится рассказ «Старуха Изергиль», которым писатель стремился пробудить в людях действенное отношение к жизни. Данко - герой третьей части рассказа М. Горького «Старуха Изергиль», пожертвовавший собой и спасший свой народ с помощью «горящего сердца». Кратко перескажу легенду о Данко, ставшую основой сюжета трьковского рассказа: «Жили в старину смелые и сильные люди, но однажды пришли иные племена и прогнали их вглубь леса. Они могли либо вернуться назад и сражаться насмерть с врагами, но тогда с ними умерли бы и их заветы. Могли они и идти вперед вглубь непроходимого леса. Так эти люди сидели и думали. Они ослабли от тоскливых дум, и даже кое-кто предлагал сдаться в рабство врагам. Но тут появился Данко, убедил их попытаться пройти страшный лес насквозь и повел их вперед. Однажды гроза грянула над лесом, стало настолько темно и страшно, что люди разозлились на Данко и захотели убить его. Тогда и в его сердце вскипело негодование, но от жалости к людям оно погасло. Он любил людей и думал, что, может быть, без него они погибнут. Данко разорвал руками себе грудь и вырвал из нее сердце и высоко поднял его над головой. Оно пылало ярче солнца, и люди, очарованные, снова пошли за ним. И теперь гибли, но гибли без жалоб и слез. Данко вывел людей из леса в прекрасную степь. Кинул он радостный взор на свободную землю и засмеялся гордо. А потом упал и - умер. Люди же, радостные и полные надежд, не заметили смерти его и не видали, что еще пылает рядом с трупом Данко его смелое сердце. Только один осторожный человек заметил это и, боясь чего-то, наступил на гордое сердце ногой... И вот оно, рассыпавшись в искры, угасло... С тех пор в степи перед грозой видны голубые искры от сердца Данко». Исследователи отмечают связь образа Данко с Моисеем, Прометеем и Иисусом Христом. Имя Данко связано с однокоренными словами «дань», «дам», «дающий». Важнейшие слова гордого человека в легенде: «Что сделаю я для людей!?» Данко - настоящий герой, мужественный и бесстрашный, во имя благородной цели - помощи своему народу - он способен на подвиг. Образ Данко воплощает в себе высокий идеал - гуманиста, личность большой духовной красоты, способную к самопожертвованию ради спасения других людей.
Антиподом Данко является другой персонаж рассказа «Старуха Изергиль» - сын женщины и орла, «сверхчеловек» Ларра, презирающий людей («он считает себя первым на земле и, кроме себя, не видит ничего»). Гордость, по мнению автора, - чудеснейшая черта характера. Она делает раба свободным, слабого - сильным, ничтожество превращает в личность. Гордость не терпит ничего обывательского и «общепринятого». Но гордыня порождает абсолютную свободу, свободу от общества, свободу от всех моральных устоев и принципов, которая в итоге приводит к ужасным последствиям. Именно эта мысль Горького является ключевой в рассказе старухи Изергиль о Ларре, который будучи именно таким - абсолютно свободным - индивидуумом, умирает духовно для всех (и прежде всего для самого себя).
Отличительная черта данного рассказа - резкий контраст, противопоставление хорошего и плохого, доброго и злого, светлого и темного.
Идейный смысл рассказа дополняется обрисовкой образа повествовательницы - старухи Изергиль. Ее воспоминания о своем жизненном пути - тоже своеобразная легенда о смелой и гордой женщине. Старуха Изергиль больше всего ценит свободу, она с гордостью заявляет, что никогда не была рабой. Изергиль с восхищением говорит о любви к подвигу: «Когда человек любит подвиги, он всегда умеет их сделать и найдет, где это можно».
В рассказе «Старуха Изергиль» Горький рисует исключительные характеры, возвеличивает гордых и сильных духом людей, для которых свобода превыше всего. Для него Изергиль, Данко и Ларра, несмотря на крайнюю противоречивость натуры первой, кажущуюся бесполезность подвига второго и бесконечную отдаленность от всего живого третьего, - подлинные герои, люди, несущие в мир идею свободы в разных ее проявлениях. Однако для того чтобы по-настоящему прожить жизнь, недостаточно «гореть», недостаточно быть свободным и гордым, чувствующим и беспокойным. Нужно иметь главное - цель. Цель, которая оправдывала бы существование человека, потому что «цена человека - дело его».
- < Назад
- Вперёд >
Доклады по литературе
: «Вечные темы» в лирике М.Ю. Лермонтова
М.Ю. Лермонтов в своем поэтическом творчестве обращается к «вечным темам»: тема любви, природы, христианского смирения, патриотического служения родине, предназначение поэта-творца. Обратимся к отдельным стихотворениям поэта, где раскрывается данная проблематика. Уже в этом раннем стихотворении «Поэт» (1828) Лермонтов размышляет о сущности поэтического творчества: Таков поэт: чуть мысль блеснет, ...
: «Вечные ценности» в лирике поэтов начала 20 века
В сложное для России время, в период политического перелома, в сложных социально-бытовых условиях русские поэты обращаются в своих художественных произведениях к подлинным духовным ценностям, пишут о нравственности, морали, милосердии и сострадании. Например, пейзажное стихотворение И.А. Бунина «Вечер» принадлежит к философской лирике. Лирическое произведение написано в форме сонета....
«Житие Александра Невского» - великий памятник литературы Древней Руси
«Житие Александра Невского» - один из великих памятников древнерусской литературы. Литература Древней Руси - предшественница классической русской литературы ХУН-ХХ вв. Это одна из самых древних литератур Европы - древнее, чем французская, английская, немецкая. Ее истоки исследователи относят к X веку. В древнерусской литературе, пишет известнейший исследователь культуры и литературы Древней Руси...
«Заветная книга» В.П. Астафьева «Последний поклон» и рассказ «Фотография, на которой меня нет»
В.П. Астафьев вошел в историю русской литературы XX века как замечательный писатель - прозаик, автор произведений, ставших классическими уже при жизни автора, - это повести «Кража», «Где-то гремит война», «Печальный детектив», «Так хочется жить», монументальное произведение «Царь-рыба», роман «Прокляты и убиты», многочисленные рассказы. На протяжении многих лет - с 1968 по 1992 год - В....
«Записки охотника» И.С. Тургенева как цикл
Сборник И.. Тургенева «Записки охотника» состоит из двадцати пяти небольших прозаических произведений. По своей форме это очерки, рассказы и новеллы. Очерки («Хорь и Калиныч», «Однодворец Овсяников», «Малиновая вода», «Лебедянь», «Лес и степь»), как правило, не имеют разработанного сюжета, содержат в себе портрет, параллельную характеристику нескольких героев, картинки быта, пейзаж,...
«И милость к падшим призывал...». В.А. Жуковский и декабристы
Василий Андреевич Жуковский - широко известный русский поэт, достойный представитель русской классической литерату- 70 ры, основоположник романтического направления в русской литературе. В свое время он был широко известен и почитаем не только как литератор, автор многих стихотворений, баллад и поэм, по сути, преемник Н.И. Карамзина, но и как крупный общественный деятель, воспитанник...
«Крестьянская тема» в лирике Н.А. Некрасова
Н.А. Некрасова с детства волновала судьба народа, простого крестьянина. Первое самостоятельное стихотворение, где Некрасов сразу же заявил о себе как о народном поэте, было напечатано в 1845 году и называлось «В дороге». Стихотворение посвящено раздумьям поэта о народе, народной жизни. Некрасов сделал крестьянина главным героем лирического произведения, изобразив его как человека с...
«Москва моя родина» (Н.В. Гоголь). Москва в жизни писателя
Н.В. Гоголь родился на Украине, детские годы его прошли в Полтавской губернии. Он очень любил свой край, свой язык, историю и культуру, народные украинские песни, сказания, сказки. Но жизнь сложилась так, что, став достаточно взрослым человеком, Гоголь стал жить в России, сначала в Петербурге, а в последние годы жизни - в Москве. Он очень полюбил Москву. «Москва моя родина», - писал он...
«Охотничьи рассказы» Ю.М. Нагибина
В творчестве писателя Юрия Марковича Нагибина есть большой цикл рассказов. Связаны рассказы в основном с Мещерским краем, а толчком к их написанию явилось длительное и страстное увлечение писателя охотой. В этих рассказах отразились и детские впечатления писателя, знание им деревенской жизни. За десять лет Ю.М. Нагибиным было написано и издано около двадцати рассказов этого цикла. Как замечает...
«Певец во стане русских воинов». Поэт В.А. Жуковский на войне 1812 года
В сентябре 1812 года В.А. Жуковский вступил в ополчение, которое шло от Москвы к Можайску, где Кутузов наметил генеральную схватку с Наполеоном. В.А. Жуковский принимал непосредственное участие в самой кровопролитной и решающей битве - в сражении под Бородино 26 сентября 1812 года. Спустя 25 лет в одном из писем В.А. Жуковский рассказал о том, что произошло утром 26 августа 1812 года, о...
Героями ранних произведений Горького становятся люди гордые, сильные, смелые, которые в одиночку вступают в борьбу с темными силами. Одно из таких произведений - рассказ "Старуха Изергиль".
Сюжет построен на воспоминаниях старухи Изергиль о своей жизни и рассказанных ею легендах о Ларре и Данко. В легенде повествуется о смелом и красивом юноше Данко, который любит людей больше, чем себя, - беззаветно и всем сердцем. Данко - настоящий герой - мужественный и бесстрашный, во имя благородной цели - помощи своему народу - он способен на подвиг. Когда охваченное страхом, обессиленное долгим странствием по непроходимому лесу племя уже хотело идти к врагу и принести ему в дар свою свободу, появился Данко. В его глазах светились энергия и живой огонь, народ поверил в него и пошел за ним.
Но утомленные трудным путем, люди опять пали духом и перестали верить Данко, и в этот переломный момент, когда озлобленная толпа стала плотнее окружать его, чтобы убить, Данко вырвал сердце из своей груди, осветив им путь к спасению.
Образ Данко воплощает в себе высокий идеал - гуманиста, личность большой духовной красоты, способную к самопожертвованию ради спасения других людей. Этот герой, несмотря на свою мучительную смерть, не вызывает в читателе чувство жалости, потому что его подвиг выше подобного рода чувств. Уважение, восторг, восхищение - вот что чувствует читатель, представляя в своем воображении юношу с пламенным взором, держащим в руке искрящееся любовью сердце.
Положительному, возвышенному образу Данко Горький противопоставляет "негативный" образ Ларры - гордеца и эгоиста Ларра считает себя избранным и на о....