Михаил Юрьевич Лермонтов. «Пленный рыцарь

Михаил Юрьевич Лермонтов

Молча сижу под окошком темницы;
Синее небо отсюда мне видно:
В небе играют всё вольные птицы;
Глядя на них, мне и больно и стыдно.

Нет на устах моих грешной молитвы,
Нету ни песни во славу любезной:
Помню я только старинные битвы,
Меч мой тяжелый да панцырь железный.

В каменный панцырь я ныне закован,
Каменный шлем мою голову давит,
Щит мой от стрел и меча заколдован,
Конь мой бежит, и никто им не правит.

Быстрое время — мой конь неизменный,
Шлема забрало — решотка бойницы,
Каменный панцырь — высокие стены,
Щит мой — чугунные двери темницы.

Мчись же быстрее, летучее время!
Душно под новой бронею мне стало!
Смерть, как приедем, подержит мне стремя;
Слезу и сдерну с лица я забрало.

Несмотря на благородное происхождение, Михаил Лермонтов ощущал себя по-настоящему свободным лишь в раннем детстве. Однако уже с 7 лет его жизнь была подчинена строгому распорядку, в котором учеба чередовалась с освоением светских манер. В подростковом возрасте Лермонтов грезил о том, что станет великим полководцем и сумеет совершить хотя бы один подвиг, достойный упоминания в истории. Но очень скоро он осознал, что время настоящих героев осталось в прошлом, и даже если ему удастся завоевать пол-Европы, как Наполеон, этого все равно никто не оценит.

Таким образом, Лермонтов считал себя заложником времени и общественных устоев, понимая, что обрести духовную свободу в данном случае невозможно. В 1840 году, незадолго до смерти, поэт написал стихотворение «Пленный рыцарь», в котором раскрыл свои мысли и чувства, пусть и в завуалированной форме.

Уже с первых строчек становится ясно, что Лермонтов отождествляет себя с героем этого произведения - изможденным рыцарем, который вынужден сидеть «под окошком темницы», испытывая боль и стыд. Чем же вызваны подобные эмоции? В первую очередь, отсутствием свободы. Своего героя поэт описывает как опытного воина, который устал об бездействия, но по какой-то непонятной причине вынужден находиться взаперти , осознавая, что его щитом являются «чугунные двери темницы», панцирем - «высокие стены», а «быстрое время - мой конь неизменный».

Проводя подобную аналогию, Лермонтов дает понять, что чувствует себя точно так же, как и пленный рыцарь, который и хотел бы выполнить свое жизненное предназначение, но лишен такой возможности. При этом автор отмечает, что «конь мой бежит, и никто им не правит», подразумевая под этим собственную жизнь, которую считает бесцельной, никчемной и никому не нужной. Единственным выходом из сложившейся ситуации Лермонтов считает смерть, и этот персонаж появляется в последних строчках стихотворения «Пленный рыцарь». Причем, смерть поэт воспринимает как союзницу, которая «подержит мне стремя» и поможет избавиться от душевных терзаний, связанных с невозможностью реализовать собственные мечты .

В последние месяцы жизни Михаил Лермонтов много раз возвращался к теме жизни и смерти, каждый раз отмечая, что с радостью отдал бы предпочтение последнему варианту. В наши дни такое поведение психологи бы назвали кризисом среднего возраста, когда человек оглядывается назад и понимает, что ему нечего оставить своим потомкам. Однако следует учитывать, что Лермонтов был весьма самокритичен, и собственные произведения, которыми сегодня восхищается весь мир, считал юношеской забавой, не стоящей внимания. Возможно, если бы его стихи были признаны в обществе, то судьба поэта сложилась бы совершенно иначе, и он смог бы понять, что литература является его главным жизненным предназначением.

Молча сижу под окошком темницы,
Синее небо отсюда мне видно:
В небе играют всё вольные птицы;
Глядя на них, мне и больно и стыдно.

Нет на устах моих грешной молитвы,
Нету ни песни во славу любезной:
Помню я только старинные битвы,
Меч мой тяжёлый да панцирь железный.

В каменный панцирь я ныне закован,
Каменный шлем мою голову давит,
Щит мой от стрел и меча заколдован,
Конь мой бежит, и никто им не правит.

Быстрое время - мой конь неизменный,
Шлема забрало - решётка бойницы,
Каменный панцирь - высокие стены,
Щит мой - чугунные двери темницы.

Мчись же быстрее, летучее время!
Душно под новой бронёю мне стало!
Смерть, как приедем, подержит мне стремя, -
Слезу и сдёрну с лица я забрало.

Анализ стихотворения «Пленный рыцарь» Лермонтова

Стихотворение «Пленный рыцарь» (1840 г.) было написано Лермонтовым во время нахождения под арестом за дуэль с сыном французского посла де Барантом. Оно полностью отражает настроение поэта в последние годы жизни.

В поздний период творчества Лермонтовым все больше овладевает отчаяние от чувства невероятного одиночества. Непонимание и равнодушие общества больно ранят душу поэта. По свидетельству современников, Лермонтов стремился к своей смерти. Дуэль и последующее заключение под стражу еще больше ожесточили его против окружающего общества.

Автор и на воле уже давно не чувствовал себя абсолютно свободным. Физическая неволя повергла его в состояние крайнего пессимизма. Лирический герой через окно наблюдает за «вольными птицами», испытывая боль и стыд. Он никого ни в чем не обвиняет и не просит прощения. Одиночество подчеркнуто тем, что у героя даже нет любимой женщины, во славу которой он бы мог сложить песню. Из всей своей жизни он помнит лишь «старинные битвы», символизирующие литературную борьбу Лермонтова за высшие идеалы добра и справедливости.

Когда-то лирический герой чувствовал себя могучим рыцарем на боевом коне в полном вооружении. Он и в плену остается настоящим воином, но его облик кардинально изменился. Характеризуя свое нынешнее состояние, поэт применяет очень удачные сравнения: «каменный панцирь — высокие стены», «забрало — решетка бойницы», «щит… — чугунные двери», а ретивый конь — «быстрое время».

Лирический герой призывает нового коня ускорить свой бег. «Новая броня» затрудняет его дыхание. Автор предчувствует, что в конце пути его будет ждать только смерть. Но он не боится с ней встретиться. Эта встреча, наконец-то, позволит «пленному рыцарю» освободиться от своих доспехов и обрести настоящую свободу. В этом печальном заключении содержится глубокая мысль Лермонтова о невозможности достижения духовной свободы в материальном мире. Поэт считает, что физическая неволя, по сути, не имеет большого значения. Человек всю жизнь страдает от тяжелых доспехов, символизирующих человеческие предрассудки, общественное мнение, собственные сомнения и т. д. Из этого боя невозможно выйти. Остается лишь пришпорить своего коня (время) и готовиться к желанной смерти. Такая философская позиция крайне пессимистична, но не лишена привлекательности.

Произведение «Пленный рыцарь» можно отнести к ряду пророческих стихотворений Лермонтова, в которых он предрекает свою скорую смерть. Поэт написал это стихотворение за год до своей гибели на очередной дуэли.

Стихотворение «Пленный рыцарь», написанное в 1840 году, относится к зрелым произведениям М. Лермонтова. Вероятно, оно было создано поэтом в марте-апреле 1840 года, в период своего пребывания под арестом после дуэли с Э. Барантом. Впервые стихотворение увидело свет спустя год, в восьмом номере «Отечественных записок».

«Пленный рыцарь» продолжает «тюремную тему», поднятую Лермонтовым в «Узнике» и «Соседе». Наследуятрадиции «рыцарской баллады» - характерные образы (молитва, песнь «во славу любезной», оруженосец) и ритмическую организацию, стихотворение лишено сюжетного развития.

Основной мотив узничества, несвободы тесно переплетается с ощущением трагического одиночества, вызванного конфликтом личности с окружающей действительностью. Произведение отражает трагическое мироощущение поэта, полагавшего, что духовная свобода возможна лишь за рамками земного бытия. Стихотворение выражает душевные страдания героя от несоответствия существующей реальности идеалам и подчеркивает безнадежность ожидания свободы.

Состоящее композиционно из пяти строф, произведение представляет собой монолог, раскрывающий конфликт личности и общества, свободы и неволи.

Конфликт заявляется в первой строфе антитезой «темница – синее небо». Слово «молча» вызывает ассоциацию с пленом, при этом темницей для героя оказывается весь мир, а свобода – играющие в небе «вольные птицы»- едва виднеется из тесного окошка. Темница метафорически означает жизнь в неволе, в несвободе. Рыцарю «больно и стыдно» - ведь он побежден и пленен, хотя должен был в соответствии с рыцарским кодексом чести победить или пасть в бою.

  1. Какие мысли и настроения владеют лириче-ским героем? С помощью каких приемов они пере-даются (эпитеты, метафора, антитеза и т. д.)? При-ведите конкретные примеры из текста.
  2. Настроение грусти, тоска и стыд владе-ют лирическим героем, который остро пе-реживает свою несвободу. Усиливает его настроение противопоставление его поло-жения и вольной птицы (прием антите-зы). Противопоставлены в его сознании «грешная молитва» и «песни во славу любезной» «старинным битвам», кото-рые стали основными в его жизни. По-нятие плена, несвободы, в том числе и духовной, отражено в метафорах камен-ный панцирь, каменный шлем. Тако-го обмундирования у рыцарей не было. С одной стороны, их можно ассоцииро-вать со стенами тюрьмы (в этом отно-шении метафора развертывается), с дру-гой — воспринимать как отражение ду-ховного плена.

  3. Почему Пленному рыцарю и больно, и стыд-но? Испытывает ли герой чувство вины?
  4. Больно и стыдно потому, что он сдался в плен. В этом он видит свою вину. «Душ-но под новой бронею мне стало». Что же значит эта новая броня для пленного: сте-ны темницы? Двери темницы? И т. д.? Не исключено, что невозможность добивать-ся свободы в роковых условиях полной изоляции, как физической, так и духов-ной. Стыдно за свое бессилие. Литературо-вед Ю. М. Лотман видит в монологе лири-ческого героя оттенок горькой самоиронии, «которая преодолевается в последней строфе, где в соответствии с этическим ко-дексом рыцаря герой выражает стоиче-скую готовность принять смерть…».

  5. В чем смысл заглавия стихотворения? Ю. М. Лот-ман считает, что в нем заложено определенное про-тиворечие: «само понятие «рыцарь» включает в себя в нашем сознании представление о смелости, воин-ственности, боевых подвигах, но отнюдь не поня-тий плена, заключения и тюрьмы». Согласны ли вы с таким толкованием заглавия? Мотивируйте свое мнение.
  6. С мнением Ю. М. Лотмана следует со-гласиться. Как мне представляется, герой назван рыцарем потому, что он обладает большими потенциальными возможнос-тями для действий в условиях свободы. Трагедия его состоит в том, что он абсо-лютно лишен такой возможности. И если в других стихах Лермонтова на тему уз-ничества герой жаждет освобождения, т. е. достижения воли, то в «Пленном ры-царе» свободы достичь поможет только смерть.

  7. Какие реалии жизни Лермонтова и окружаю-щей его действительности отражены в этом стихо-творении?
  8. Написание стихотворения относят к 1840 году, времени, когда Лермонтов си-дел под арестом за дуэль с де Барантом.

    Время реакции после декабристского вос-стания, ограничение свободы в общест-ве — это реалии действительности, ко-торые могли отразиться в стихотворе-нии. Пессимистические настроения из-за отсутствия духовной свободы и бездей-ствия молодого поколения в этих усло-виях нашли отражение в таких стихо-творениях Лермонтова, как «Монолог», «Дума».

  9. Во многих стихотворениях Пушкина и Лер-монтова узник мечтает об освобождении из неволи. Здесь же герой видит свое освобождение в смерти. Почему, по-вашему, он с нетерпением ждет ее?
  10. Ответ на этот вопрос уже достаточно полно дан (см. вопросы 1-4). Материал с сайта

  11. Какие темы развиваются во второй строфе? Что подчеркивают слова «старинный», «помнить»? Какую окраску чувствам героя они придают?
  12. Тема битвы, воинского подвига, тема любви. Однако они здесь противопостав-лены друг другу. Рыцарю всегда полага-лось иметь даму сердца и посвящать ей се-ренады. Однако плен заслоняет эту сторо-ну жизни рыцаря, и он помнит только былые битвы и рыцарское оружие. Боль и стыд за его сегодняшнее положение за-ставляют его помнить старинные битвы как главную ценность его свободной жиз-ни. Он не мечтатель, а воин. Трагизм его положения в том, что война и свобода ока-зываются в прошлом. В этом смысл слов «старинные» и «помнить» — все, что ос-тается пленному рыцарю.

  13. Третья и четвертая строфы, по утверждению Ю. М. Лотмана, представляют собой развернутую метафору. Проанализируйте ее и раскройте смысл.
  14. Смысл метафоры в том, что детали тем-ницы, изображенной Лермонтовым, пре-вращаются в части рыцарского воору-жения. Метафора эта помогает воспри-нять столкновение трех образных миров (в этом следует согласиться с Ю. М. Лотманом): тюрьма — небо — бой. Каждый из них имеет свою характеристику. Про-тивопоставление тюрьмы и боя — антите-за камня и железа. Железо вызывает ассо-циации с борьбой за свободу, камень — с тюрьмой.

«Пленный рыцарь» был написан Михаилом Юрьевичем в 1840 году. Это стихотворение, как и многие другие, тесно переплетается с творчеством Пушкина, который часто рассуждал на тему узничества. Лермонтов тоже не приемлет заточения, он погибает без свобоы.
В роли лирического героя в стихотворении выступает некий рыцарь. Ему одиноко и стыдно, так как рыцарь в первую очередь – воин, а так как он находится в заточении, значит, он проиграл. Он завидует птицам, которые парят в вышине синего неба, и вспоминает о боях, в которых он побывал.
Если раньше он был в доспехах, защищающих его, то теперь он как в панцире находится в темнице, где стены и потолок давят на него. Рыцарь вспоминает о коне, им никто не правит. Скорее всего конь здесь предстает как символ времени, которое несется без остановки не щадя никого. Рыцарь находится в заточении, а время-то идет. Он мечтает, чтобы время шло быстрее и тогда он наконец-то познает свободу.
«Пленный рыцарь» – это монолог лирического героя, рассуждающего о темнице и о свободе. Неволя здесь противопоставляется свободе, т.е. используется прием антитезы. Лермонтов написал данное стихотворение четырехстопным дактилем. Произведение отличается мелодичностью и напевностью, подобное ощущение обеспечивает женская рифма.
Лермонтов сопоставляет себя с пленным рыцарем. Поэт практически все жизнь чувствовал себя одиноким. Он переживал в первую очередь о том, что в стране запрещена свобода слова. Талант поэта не может существовать в каких-то рамках, ему нужна полная свобода. Именно это угнетало Лермонтова и делало его одиноким пленником.


Top