Самые древние произведения искусства. Хронология древнейших произведений искусства

Мы считаем, что древние люди были глупы и примитивны. Они ничего не знали и не умели. Но посмотрите на эти рисунки на стенах пещер, им несколько десятков тысяч лет (вдумайтесь в эту цифру!)!!! Подумайте, многие ли из нас, таких умных, продвинутых, много знающих и умеющих, сумеют так изобразить раненого бизона, передать не только правильно строение, пропорции, но и донести до зрителя его боль, показать,что он еще живой и все чувствует!.. Я думаю, что люди были ничуть не глупее нас, но у них не было опыта, не было учебников и книг, чтобы научиться многому. Зато они умели наблюдать, делать вывода и на основании этих выводов учились сами и учили других. Вероятно, так и возникло искусство.

Люди делали необходимые орудия труда, какие-то сосуды, не особо вглядываясь, каковы они внешне. Но у кого-то эти предметы получались лучше, в первую очередь, удобнее. Стали стараться сделать еще удобнее, а затем и красивее. У кого не получалось у самих, просили сделать тех, кто умел делать эту работу качественнее, удобнее, красивее. Вероятно, так и появились художники и предметы изобразительного искусства.

Древнейшие, дошедшие до наших дней, художественные произведения были созданы примерно 40-20 тысяч лет назад, в каменном веке. Предметам повседневного обихода - каменным орудиям, сосудам из глины люди придавали художественный облик, т. е. украшали эти предметы. Краской, а также высеканием на камне древнейшие люди изображали на стенах пещер сцены охоты, отдыха. Эти изображения называются пещерными или наскальными росписями.

Люди верили в магию, они считали, что если нарисовать зверя, пронзенного стрелой, то охота будет удачной. Так, рисунок раненого бизона был найден в Альтамирской пещере(Испания) на потолке, выполненный с удивительным мастерством, со знанием анатомии и пропорций. А как талантливо, с каким правдоподобием изображены бегущие животные, какими гибкими линиями нарисован корпус! Такому рисунку может позавидовать современный художник.

Краски в древности делались из минеральных красителей, смешанных с водой, соком растений, животным жиром.
Наряду с пещерными росписями в ту пору создавали разнообразные фигурки из кости и камня, которым поклонялись, как божествам. Из глины, дерева, а позднее из бронзы делали посуду, другие предметы быта.

Точно сказать, когда, где и почему «началось» искусство, не может никто. Оно не началось в строго определенный исторический момент - оно постепенно вырастало из «неискусства», формировалось и видеоизменялось вместе с создающим его человеком.

На земле нынешнего государства Ирак располагалось древнейшее шумерское государство Месопотамия (Междуречье). В Месопотамии возникли первые государства на Земле. Отсюда поднялась культура, которая пришла и в Европу. В городах Месопотамии строили храмы с башнями. Там сложился обычай, по которому каждый властитель строил для себя новый дворец. Иногда в нем было около двухсот комнат. Жители Месопотамии научились выводить арки и своды - полукруглые потолки. Стены украшали выпуклыми рельефами, на которых изображались победоносные битвы или сцены из придворной жизни. Также на стенах составлялись узоры из ярких глазурованных кирпичей: быков, львов, цветов, фантастических зверей, призванных охранять от злых духов. Такие изображения, например,украшали городские ворота Иштар в Вавилоне. В странах Месопотамии также создавались вылепленные из глины или высеченные из камня фигурки людей, животных. Камень для этого привозили из других мест. Конечно, фигуры людей в древнейших росписях несколько скованны и неуклюжи, а скульптурные изображения грубоваты, тем не менее, они были очень выразительны и по-настоящему художественны.

Мы считаем, что древние люди были глупы и примитивны.
Они ничего не знали и не умели.
Но посмотрите на эти рисунки на стенах пещер, им несколько десятков тысяч лет (вдумайтесь в эту цифру!)!!!
Подумайте, многие ли из нас, таких умных, продвинутых,
много знающих и умеющих, сумеют так изобразить раненого бизона,
передать не только правильно строение, пропорции, но и донести
до зрителя его боль, показать,что он еще живой и все чувствует!..
Я думаю, что люди были ничуть не глупее нас, но у них не было опыта,
не было учебников и книг, чтобы научиться многому.
Зато они умели наблюдать, делать вывода и на основании этих выводов
учились сами и учили других.
Вероятно, так и возникло искусство.

Люди делали необходимые орудия труда, какие-то сосуды,
не особо вглядываясь, каковы они внешне.

Но у кого-то эти предметы получались лучше, в первую очередь, удобнее.
Стали стараться сделать еще удобнее, а затем и красивее.
У кого не получалось у самих, просили сделать тех, кто умел
делать эту работу качественнее, удобнее, красивее.
Вероятно, так и появились художники и предметы изобразительного
искусства.
Древнейшие, дошедшие до наших дней, художественные произведения
были созданы примерно 40-20 тысяч лет назад, в каменном веке.
Предметам повседневного обихода - каменным орудиям, сосудам
из глины люди придавали художественный облик, т. е. украшали эти предметы.
Краской, а также высеканием на камне древнейшие люди изображали
на стенах пещер сцены охоты, отдыха.
Эти изображения называются пещерными или наскальными росписями.


Люди верили в магию, они считали, что если нарисовать зверя,
пронзенного стрелой, то охота будет удачной.
Так, рисунок раненого бизона был найден в Альтамирской пещере(Испания)
на потолке, выполненный с удивительным мастерством,
со знанием анатомии и пропорций. А как талантливо,
с каким правдоподобием изображены бегущие животные,
какими гибкими линиями нарисован корпус! Такому рисунку
может позавидовать современный художник.

Краски в древности делались из минеральных красителей, смешанных с водой,
соком растений, животным жиром.
Наряду с пещерными росписями в ту пору создавали разнообразные
фигурки из кости и камня, которым поклонялись, как божествам.
Из глины, дерева, а позднее из бронзы делали посуду,
другие предметы быта.


Точно сказать, когда, где и почему «началось» искусство, не может никто
вырастало из «неискусства», формировалось и видеоизменялось
вместе с создающим его человеком.

На земле нынешнего государства Ирак располагалось
древнейшее шумерское государство Месопотамия (Междуречье).
В Месопотамии возникли первые государства на Земле.
Отсюда поднялась культура, которая пришла и в Европу.
В городах Месопотамии строили храмы с башнями.
Там сложился обычай, по которому каждый властитель строил
для себя новый дворец. Иногда в нем было около двухсот комнат.
Жители Месопотамии научились выводить арки и своды - полукруглые потолки. Стены украшали выпуклыми рельефами, на которых изображались
победоносные битвы или сцены из придворной жизни.
Также на стенах составлялись узоры из ярких глазурованных кирпичей:
быков, львов, цветов, фантастических зверей, призванных
охранять от злых духов. Такие изображения, например,
украшали городские ворота Иштар в Вавилоне.
В странах Месопотамии также создавались вылепленные из глины
или высеченные из камня фигурки людей, животных.
Камень для этого привозили из других мест. Конечно, фигуры людей
в древнейших росписях несколько скованны и неуклюжи,
а скульптурные изображения грубоваты, тем не менее,
они были очень выразительны и по-настоящему художественны.

Наивысшего расцвета изобразительное искусство достигло
в 6 веке до н. э. в Вавилоне (это нынешнее государство Ирак).
В том же веке Вавилон был разрушен персидскими завоевателями.
Знаменитые ворота Иштар тоже были разрушены, но в 20 веке
их реконструировали из оставшихся частей, найденных среди
руин во время раскопок.
К сожалению, сейчас они тоже оказались разрушенными.

Древнее искусство

Древнее искусство было изобразительным, пластическим и словесным. Последнее воплощалось в мифах, а к современным людям дошло в виде сказок, созданных человечеством в детстве и любимых детьми.

Точка зрения о происхождении мифологии из искусства, в соответствии с которой искусство как бы переходная ступень от мистики к мифологии, позволяет подвергнуть сомнению представление о том, что ранее существовали целостные мифы, которые потом распались или деградировали. Скорее, вначале они были разрозненными сказаниями, а затем стали соединяться с помощью логики в нечто целое, зависящее от того, насколько логично мышление данного народа и развита в нем мифология.

Одно из объяснений верхнепалеолитических рисунков, с которых начинается наше знакомство с древним искусством, заключается в веровании, что тот, кто владеет изображением, располагает полной властью над его оригиналом. Леви-Брюль обвиняет защитников данной гипотезы в том, что они приписывают авторам этих рисунков и скульптур чисто утилитарные замыслы. Действительно, в искусстве утилитарное отходит на второй план, но в качестве предпосылки развития искусства имеет место. Поршнев объясняет эти изображения запретом на пользование оригиналом. Продолжая мысль в этическом аспекте, можно заключить, что тяга к добру порождает сказки, в которых оно побеждает. В этом смысле прав Ницше, утверждая, что «искусство не есть исключительно подражание природной действительности, а как раз метафизическое дополнение этой действительности, поставленное рядом с ней для ее преодоления» (Ницше Ф. Рождение трагедии, или эллинство и пессимизм // Соч.: В 2 т. М., 1966. Т. 1. С. 153). Искусство выполняет, таким образом, компенсаторную роль восполнения в сфере чувств того, чего человек оказывается лишен в жизни. Это, впрочем, свойственно любой отрасли духовной культуры.

В первобытном искусстве особенно проявляется его способность быть средством общения и единения людей, к чему стремятся ритуалы как таковые. Они выходят из искусства и, будучи сопричастны миру сверхприроды, создают тем самым мир духовной культуры, который первоначально мистичен, а воплотившись в искусстве – мифологичен. В мифах запечатлен бессознательный архетип данного племени, и потому он так оберегается «стариками» – хранителями мудрости.

Древнее искусство повторяет подвиги культурных героев, которые считаются предками и творцами данной общественной группы, создателями всех ее обычаев, обрядов, празднеств и церемоний. То, что предкам приписывается создание всего существующего, воплощается в уважении к ним как творцам культуры. Культурный герой является главным персонажем мифов и в то же время этим же словом называется главное мистическое начало. Тот, кто породил культуру, отождествляется с порожденным. В самом имени, слове пребывает мистическая сила.

Функцию слова в тот период, когда искусство было главной отраслью культуры, выразил Н. Гумилев в знаменитом стихотворении «Слово»:

В оный день, когда над миром новым

Бог склонял лицо свое, тогда

Солнце останавливали словом,

Словом разрушали города.

И орел не взмахивал крылами,

Звезды жались в ужасе к луне,

Если, точно розовое пламя,

Слово проплывало в вышине.

Многие гениальные поэты чувствовали мистическую силу слова, и с этим связано представление о художнике как пророке, возвещающем истину. Насколько всерьез можно относиться к таким претензиям? Настолько же, насколько серьезно можно относиться к мистике вообще. А известно, что там, где в примитивных обществах так относятся к мистике, осуществляется ее обещание. Здесь имеют значение еще два момента. Во-первых, обожествление слова в начальный период после возникновения речи. И, во-вторых, то, отмеченное Вико обстоятельство, что «первый Язык в первые немые времена наций… должен был начаться со знаков, или жестов, или тел, имеющих естественное отношение к идее» (Вико Д. Цит. соч. С. 144). Поэтому «логос» означал у древних греков еще и вещь, и слово было едино с делом.

То, что первоначально все виды искусства связаны с мистикой (литература, живопись, музыка, танцы), очевидно, так как мистика была предшествующей отраслью культуры. Вот что говорит Леви-Брюль о плясках, которые устраивали равнинные индейцы Северной Америки перед охотой на бизонов. «В этих плясках индейцы представляли, «разыгрывали» отдельные эпизоды этой охоты. Один из участников, покрытый бизоньей шкурой, подражал движениям пасущегося животного; другие, изображавшие охотников, приближались к нему с бесчисленными предосторожностями, внезапно на него нападали и т. д. Однако не следует задерживаться на этой пантомиме. Это – лишь внешняя, зрительно воспринимаемая сторона церемонии. Последняя имеет также и глубокий символический смысл. Она в действительности представляет собой не игру, а нечто совсем иное. По убеждению индейцев, эта церемония мистически действует на расположение, а следовательно, и на поведение бизонов: действие этой церемонии таково, что они после нее позволяют себя обнаружить, приблизиться к себе и убить себя» (Леви-Брюль Л. Сверхъестественное… С. 114–115).

Следует согласиться с Леви-Брюлем, что первобытные мифы и церемонии – не «элементарные формы религиозной жизни», как полагал Э. Дюркгейм, а скорее «до-религия». «Самый термин» до-религия», хоть он и не включает идеи необходимости эволюции, указывает, что дело идет о стадии, на смену которой может явиться религия в полном смысле слова» (Леви-Брюль Л. Первобытная мифология… С. 482).

Сказания древних народов – элементы, из которых складывается целостная мифология. Развитие искусства в процессе слово– и мифотворчества, порой соединяющихся вместе, ведет к ней.

Отдельные виды искусства также связаны между собой и помогают становлению друг друга. Поэзия возникла не только из словотворчества, но и, по Ницше, из подражания музыке, а трагедия – из дифирамба и хора. Существо трагедии – «видимая символизация музыки… мир грез дионисического опьянения» (Ницше Ф. Рождение трагедии… С. 112).

Из книги Из «Слов пигмея» автора Акутагава Рюноскэ

ИСКУССТВО Воздействие картины длится триста лет, воздействие письма – пятьсот лет, воздействие литературного произведения нескончаемо – так сказал Ван Шан-чжэн. Но, судя по раскопкам в Дуньхуане, воздействие письма и картины длится дольше, чем пятьсот лет. Более того,

Из книги Слова пигмея автора Акутагава Рюноскэ

ИСКУССТВО Самое трудное искусство – это всю жизнь оставаться свободным. Только словом «свободный» не надо бездумно

Из книги Человек - это многосложное существо автора Гурджиев Георгий Иванович

ИСКУССТВО Живопись живет триста лет, каллиграфия – пятьсот, литература бессмертна, сказал Ван Шанчжэн. Но Дуньхуанские раскопки показали, что живопись и каллиграфия продолжают жить и через пятьсот лет. А то, что литература бессмертна – это еще вопрос. Идеи не могут быть

Из книги Мелхиседек. Книга 2. Человек автора Нюхтилин Виктор

ИСКУССТВО Самое трудное искусство – жить свободно. Правда, «свободно» не означает

Из книги Энциклопедия философских наук. Часть третья. Философия духа автора

ТВОРЧЕСКОЕ ИСКУССТВО - СУБЪЕКТИВНОЕ ИСКУССТВО Нью-Йорк, 2 марта 1924 г.ВОПРОС: Необходимо ли изучать математические основы искусства, или возможно создавать произведения искусства без такого изучения?ОТВЕТ: Без такого изучения возможно ожидать только случайные

Из книги Инерция страха. Социализм и тоталитаризм автора Турчин Валентин Фёдорович

Искусство Сразу следует здесь сказать, что выделение темы "Искусство" в отдельную главу - искусственно. Мы рассматриваем искусство не как искусство вообще, а как субъект истории. Поэтому гораздо правильнее было бы оставить все позиции данного раздела в главе "История", но

Из книги Философская пропедевтика автора Гегель Георг Вильгельм Фридрих

А. Искусство {§ 556}Форма этого знания в качестве непосредственной, - (момент конечности в искусстве), - с одной стороны, распадается на произведение, имеющее характер внешнего, обыденного наличного бытия - на субъект, его порождающий, и на субъект, созерцающий его и перед

Из книги В преддверии философии. Духовные искания древнего человека автора Франкфорт Генри

Искусство Одно литературное произведение вместе с контекстом его возникновения служит для меня символом советского искусства, каким его желает видеть партийное руководство. Этот символ - карикатурен, но он не выдуман желчным сатириком, а взят из жизни.Летом 1954 года я,

Из книги Сочинения автора Фёдоров Николай Фёдорович

I. Искусство § 203Искусство выражает дух в индивидуальном своеобразии и в то же время очищенным как от случайного наличного бытия и его изменений, так и от внешних условий, и притом выражает объективно для созерцания и представления. Целью искусства является прекрасное

Из книги Индия. История, культура, философия автора Уолперт Стенли

Из книги Гегель автора Овсянников Михаил Федотович

Искусство подобий (мнимого художественного восстановления) и искусство действительности (действительное воскрешение) (птоломеевское и коперниканское искусство)Искусство как подобие - подобие всему, что на небе и на земле, - есть воспроизведение мира в том виде, как он

Из книги Блез Паскаль автора Стрельцова Галина Яковлевна

Древнее объединение империи и его ограничения Северная Индия все еще была разделена, когда Александр Македонский и его армия пересекли реку Инд в 326 году до нашей эры. Несколькими годами позже, хотя Александр и умер по пути домой, Северная Индия была объединена в империю,

Из книги Философия как образ жизни автора Гусман Делия Стейнберг

Из книги Философский словарь автора Конт-Спонвиль Андре

Из книги автора

Искусство задавать вопросы и искусство слышать ответы Задавать вопросы – это хорошо, но не очень хорошо задавать их слишком много, иначе можно стать зависимым от постоянных указаний извне. Нужно уметь задавать вопросы и самостоятельно находить ответы – один или

Из книги автора

Искусство (Art) Совокупность приемов и произведений, несущих на себе отпечаток личности того или иного человека, свидетельство его особого умения или таланта. По этим трем признакам искусство легко отличить от ремесла (которое меньше нуждается в личностном начале и


Сегодня образцы наскальной живописи можно увидеть в различных точках нашей планеты. И всегда они – будь то иллюстрации древних о своём быте или ритуальные рисунки – вызывают особый интерес учёных. Ведь в каждом таком рисунке скрыты тайны истории нашей цивилизации.

1. Неолитическая картина рождения


В 2005 году геологи сделали открытие, которое датируется эпохой неолита или палеолита, но оно весьма актуально и сегодня. Когда-то в маленькой пещере в пустыне Сахара в Египте родился ребенок и кто-то нарисовал эту сцену на потолку пещеры.

Зачастую это изображение сравнивают с гораздо более известной картиной «вертепа», то оно на 3000 лет старше знаменитого рождения Иисуса. Новорожденного младенца поднимают между родителями, как самую большую ценность. Также при этом видна звезда на востоке. А ведь подобная картина была написана задолго до возникновения христианства.

2. Суданские раскопки


В Судане есть 15 мест, в которых встречается древняя наскальная живопись. В 2011 году в пустынной долине Вади Абу Дом были также найдены подобные изображения примерно в 30 разных местах. Коллекция этих изображений пополнялась с течением времени разными художниками. Рисунки, сделанные 1500 лет назад, прекрасно отображают тот период, когда в Судане появилось христианство: кресты, церкви и даже Святой Георгий на своей лошади. На 3000-летних изображениях можно увидеть домашний скот. А вот 5000-летние наскальные рисунки озадачивает даже экспертов.

Это искусство просто необъяснимо. Оно выглядит, как спирали, «намотанные» настолько точно, что некоторые считают их самым ранним математическим изображением. Другой тип изображения является скорее геометрическим и выглядит похожим на рыболовную сеть. Археологи также нашли «каменные гонги». Когда ударяешь по такому камню, он издает четкий звонкий звук. Их возраст даже не был определен, но некоторые учение считают, что такие камни могли быть сигнальными устройствами.

3. Крошечные ручки


В Сахаре «Пещера Зверей» получила свое название благодаря странным безголовым существам, изображенным на ее стенах. В 2002 году в пещере также нашли 13 отпечатков детских ладоней на стенах, причем некоторые из них находились внутри отпечатков ладоней взрослых людей. Эта сцена воспринималась, как трогательная до тех пор, пока один антрополог не заметил, что отпечатки детских рук не были пропорциональны правильным размерам. 8000-летние отпечатки были мельче даже отпечатков недоношенных новорожденных.

Также аномально длинными были пальцы, которые явно не принадлежали людям. Анализы показали, что они принадлежали животным, вероятно, пустынным варанам. Поскольку отпечатки варанов были сделаны примерно в то же самое время, что и отпечатки рук людей, а также в них был использован один и тот же пигмент, причина подобного явления остается загадкой.

4. Венера из Холе-Фельс


Следующий пример отличается от «обычного» пещерного искусства - это статуэтка из слоновой кости. Венера Холе-Фельс была найдена в одноименной пещере в Германии. Она представляет собой 40 000-летнюю фигурку обнаженного женского пола без рук и головы. Ее называют самой древней скульптурой человека. «Венера» может символизировать доисторическую красоту и здоровье, но, возможно, резчик просто хотел изобразить куклу обнаженной женщины. Большинство ученых сходятся во мнении, что сегодня уже невозможно доказать, для чего была предназначена статуэтка.

5. Шотландские «завитки»


Таинственный камень «Кочно» был найден в Шотландии. Кто-то давным-давно постарался художественно украсить этот камень геометрическими завитками. Хотя подобное искусство не является уникальным, камень входит в число лучших примеров подобных спиральных изображений в Европе. Артефакт из Глазго был вырыт в 1887 году, но к 1965 году вандалы и погода сильно повредили его. В целях дальнейшего сохранения камень был перезахоронен. В 2016 году 5000-летняя плита была раскопана, просканирована, сфотографирована для лучшего изучения и вновь перезахоронена.

6. Отпечатки ног


Когда дело доходит до отпечатков конечностей, это не всегда отпечатки рук. Тысячу лет назад в культуре пуэбло, которая жила в каньоне Чако в Нью-Мексико, явно почитались ноги. Они оставляли подобные следы на всем подряд. Что интересно, у пуэбло была общая физическая черта: полидактилия, т. е. лишний палец на руках или ногах. Естественно, не у каждого был дополнительный палец на ноге, но у пуэбло процент таких людей был феноменально высок. Большинство следов босых ног оставляли у входов в «важные» комнаты.

7. Акустическое искусство


В ходе одного из исследований обнаружилась замечательная связь между доисторическими каракулями и звуком. Такое искусство в основном находят в местах, где есть громкое эхо. Кроме того, многие из картин в подобных местах изображают сцены, связанные со звуками грозы. Возможно, что доисторические люди не в полной мере понимали природу эха, а считали их проявлением чего-то священного.

8. «Бизон Хиггса»


Бизон Хиггса представляет собой один из немногих случаев, когда наука была непосредственно «связана» с древними наскальными рисунками. После тестирования ДНК древнего бизона результаты оказались неожиданными. Было обнаружено, что их ДНК не имеет близкого сходства с современными европейскими зубрами. Скорее они были связаны с неким таинственным предком зубров, которого исследователи окрестили «бизоном Хиггса». Здесь было обыграно название «бозона Хиггса» - таинственной частицы, существование которой никак не могли доказать.

9. Инопланетяне из Чарама


Индийские археологи внезапно вспомнили такие слова, как «НЛО» и «пришельцы», когда заглянули внутрь пещеры в 2014 году. В деревне Чарама в индийском штате Чхаттисгарх жители не в первый раз сталкиваются с 10 000-летними картинами. Предки рассказывали им о легендах, когда так называемые люди «рохела» приходили в деревню. Эти маленькие люди якобы приземлялись в круглом объекте и общались с несколькими деревенскими жителями перед отлетом.

В прошлом племя Чарама даже поклонялось картинам, посвященным этому событию. Доисторические изображения показывают гуманоидов, одетых как космонавты, и предметы, похожие на оружие. Изображенные существа были гибкими, оранжеватого цвета и у них не было ртов и носов. Также на стене пещеры было найдено изображение объекта в виде диска с тремя ногами и «антеннами».

10. Загадка неандертальцев


В Испании подземная пещера наделала немало шума в сообществе ученых. Стены пещеры Эль-Кастильо были раскрашены красными точками и отпечатками рук. Этим творениям более 40 800 лет, что делает их самыми из известных примеров пещерного искусства. Что самое интересное, их не могли сделать люди. В то время данную область населяли неандертальцы, поэтому, скорее всего, именно они оставили после себя эти знаки. Неандертальцы всегда рассматривались в качестве отдельного вида гоминидов, но подобное искусство может «переквалифицировать» их в расу людей.

Наскальные рисунки это не единственная древняя тайна, которая волнует учёных. Существует ещё, как минимум, .

В Древней Греции люди чрезвычайно ценили красоту. Особенно греки предпочитали скульптуру. Однако очень многие шедевры великих скульпторов погибли и не дошли до нашего времени. Например, Дискобол скульптора Мирона, Дорифор Поликлета, «Афродита Книдская» Праксителя, Лаокоон скульптора Агесандра. Все эти скульптуры погибли, и тем не менее... мы их прекрасно знаем. Как же могли сохраниться исчезнувшие скульптуры? Только благодаря многочисленным копиям, которые находились в домах богатых древних коллекционеров и украшали внутренние дворики, галереи и залы греков и римлян.



Дорифор - «Копьеносец» на многие столетия стал образцом мужской красоты. А «Афродита Книдская» - одна из самых известных обнаженных женских скульптур Древней Греции - стала образцом красоты женской . Чтобы полюбоваться Афродитой, древние греки приезжали из других городов и, увидев, как она прекрасна, заказывали безвестным скульпторам сделать точно такую же копию, чтобы поставить Афродиту на городской площади или же во внутреннем дворике своего богатого жилища.


Дискобол - утраченная бронзовая статуя атлета, который собирается бросить диск , создан был Мироном около V века до н. э. - это первая в искусстве Греции попытка изваять человека в движении, и попытка более чем удачная. Молодой атлет застыл на долю секунды, а в следующее мгновение он начнет раскручиваться, чтобы изо всех сил швырнуть диск.

Лаокоон - скульптурная группа страдающих людей, которая показана в мучительной борьбе. Лаокоон - это был жрец, который предупреждал жителей города Трои - троянцев - о том, что город может быть сражен благодаря деревянному коню. За это бог морей Посейдон послал из моря двух змей, и они задушили Лаокоона и его сыновей. Статуя была найдена относительно недавно, в XVII веке. А великий скульптор эпохи Возрождения Микеланджело говорил, что Лаокоон - это лучшая статуя в мире. Если бы в древности не было любителей и собирателей образцов прекрасной скульптуры, современное человечество не знало бы и этого шедевра.


До нас дошли также многочисленные римские и греческие гермы - головы и бюсты людей на подставках. Искусство создания герм берёт своё начало в создании ритуальных столбов поклонения Гермесу, на верхней подставке которых располагалась лепная голова божества торговли, науки и путешествий. По имени Гермеса и столбы стали называться гермами. Такие столбы располагались на перекрёстках дорог, у въезда в город или посёлок или у входа в дом. Считалось, что такое изображение отпугивает злые силы и недобрых духов.

Примерно с IV века до нашей эры гермами стали называть все портретные изображения людей, они стали частью внутренней обстановки дома, а богатые и знатные греки и римляне обзаводились целыми портретными галереями, создавая своего рода выставки семейных герм. Благодаря этой моде и традиции мы знаем, как выглядели многие древние философы, полководцы, императоры, жившие тысячелетия назад.




Древнегреческая живопись до нас практически не дошла , однако сохранившиеся образцы доказывают, что эллинское искуство достигло высот как реалистической, так и символической живописи. Трагедия засыпанного пеплом Везувия города Помпеи сохранила до нынешнего времени блестящие картины, которыми были покрыты все стены общественных и жилых помещений, в том числе и дома в бедных кварталах. Настенные фрески посвящались самым разным сюжетам, в живописном мастерстве художники античности достигли совершенства, и лишь спустя века этот путь повторили мастера Ренессанса.

Историки свидетельствуют, что в Древней Греции при Афинском храме была пристройка, которую называли Пинакотека, и там хранились древнегреческие картины. Древнее предание гласит, как появилась первая картина. Одна греческая девушка очень не хотела расставаться со своим возлюбленным, который должен был идти на войну. Во время их ночного свидания была полная луна. На белой стене появилась тень юноши. Девушка взяла кусочек угля и обвела его тень. Это свидание оказалось последним. Юноша погиб. Но осталась на стене его тень, и эта теневая картина ещё долго хранилась в одном из храмов города Коринфа.

Многие картины древних греков создавались по принципу заполнения силуэта - сначала на картине рисовался контур фигуры, почти так же, как сказано в легенде, и лишь потом контур начинали раскрашивать. Красок поначалу у древних греков было всего четыре - белая, черная, красная и желтая. Они основывались на цветных минералах и замешивались на яичном желтке или на растопленном воске, разводились водой. Дальние фигуры на картине могли быть больше передних, древние греки использовали как прямую, так и обратную перспективу. Картины писались на досках или на сырой штукатурке.




Изобразительное искусство проникло и в прикладные области. Разрисованные греческие сосуды, амфоры и вазы хранятся во многих музеях мира и доносят до нас красоту повседневности, свойственную античным цивилизациям.


Особым античным искусством, донесшим до нас всю красоту древней живописи, является мозаика - колоссальные картины, выложенные из кусочков цветных камней и, в поздние периоды, стекла, создавались по живописным эскизам и оказались своего рода вечным искусством. Мозаиками украшали полы, стены, фасады домов, они играли и эстетическую, и практическую роль в создании гармоничной и красивой среды обитания.

Эпоха античности стала расцветом искусства создания красоты и гармонии в любых проявлениях. Упадок и забытие античной культуры привели к возврату человечества к философиям негативизма и торжества нелепых предрассудков. Утрата эстетики любования прекрасным, отрицание природной красоты человеческого тела, разрушение античных храмов и произведений искусства стали наиболее заметным следствием крушения античного мира. Понадобились века, чтобы идеалы античности вернулись и начали творчески переосмысливаться художниками Ренессанса, а затем и мастерами Нового времени.


Top