Представление древних людей о земле. Представления первобытных людей об окружающем мире Ход непрерывной образовательной деятельности

Склонность к познавательной деятельности заложена человеку природой. Одна из отличительных способностей человека, выделяющая его из мира животных - возможность задавать вопросы и искать на них ответы.Способность задавать сложные, глубокие вопросы указывает на развитую интеллектуальную личность. Благодаря познавательной деятельности индивид совершенствуется, развивается, достигает желаемых целей. Кроме познания окружающего мира человек познает самого себя, этот процесс начинается с первых лет жизни.

Познание начинается с восприятия окружающего пространства, в которое малыш погружается с момента рождения в этом мире. Младенец пробует на вкус разные предметы: игрушки, собственную одежду, все что попадет под руку. Взрослея, он уже начинает постигать мир посредством мышления, сравнения и сопоставления разной информации, наблюдений, фактов.

Потребность в познании присущую человеку, можно объяснить следующими причинами:

  1. Наличие сознания.
  2. Врожденное любопытство.
  3. Стремление к истине.
  4. Склонность к творческой деятельности (взаимосвязана с познанием).
  5. Желание улучшить собственную жизнь и жизнь всего общества.
  6. Стремление предвидеть и преодолеть непредвиденные трудности, к примеру, природные катаклизмы.

Познание окружающего мира - непрерывный процесс, он не прекращается после окончания школы, университета, выхода на пенсию. До тех пор, пока человек жив, он будет стремиться постичь тайны и законы мироздания, окружающее пространство, самого себя.

Виды и способы познания

Существует множество методов и способов получения знаний об окружающем мире. В зависимости от преобладания чувственной или умственной деятельности человека различают два вида познания: чувственное и рациональное. Чувственное познание основывается на деятельности органов чувств, рациональное - мышлении.

Так же выделяют формы познания:

  1. Житейское (бытовое) . Человек получает знания на основе своего жизненного опыта. Он наблюдает за окружающими людьми, ситуациями, явлениями с которыми он сталкивает ежедневно на протяжении всей жизни. На основе этого опыта человек составляет свое представление о мире и обществе, не всегда оно бывает истинным, часто ошибочно.

Пример. Марья Ивановна, учитель математики в старших классах считает, что все ученики списывают. Такое мнение она составила благодаря богатому жизненному опыту, проработав в школе более 10 лет. Но, в действительности, ее выводы ошибочны, преувеличены, ведь встречаются ребята, которые выполняют все задания самостоятельно.

  1. Научное познание . Оно осуществляется в процессе целенаправленного поиска объективных знаний, которые могут быть доказаны в теории и на практике. Методы научного познания: сравнение, наблюдение, эксперимент, обобщение, анализ. Результатом научного познания становятся теоремы, гипотезы, научные факты, открытия, теории. Если открыть любой школьный учебник, большинство информации, содержащейся в нем - результат продолжительного научного познания.
  2. Религиозное познание - вера в божественные и демонические силы: Бога, ангелов, Дьявола, чертей, существование рая и ада. Оно может быть основано на вере в одного единого Бога, либо множествоБогов. К религиозному познанию относят так же верования в мистические силы, сверхъестественное.
  3. Художественное познание - восприятие мира, основанное на представлениях о прекрасном. Познание осуществляется через художественные образы, средства искусства.
  4. Социальное познание - непрерывный процесс приобретения знаний об обществе в целом, отдельных общественных группах, человеке в социуме.
  5. Философское познание основано на интересе к поиску истины, постижению места человека в окружающем мире, вселенной. О философском познании заходит речь, если задаются вопросы: «Кто я», «С какой целью появился на свет», «В чем смысл жизни», «Какое место я занимаю во вселенной», «Почему человек рождается, болеет и умирает».


()

Чувственное познание

Чувственное познание этопервый вид познавательной деятельности доступный человеку. Оно осуществляетсячерез восприятиемира на основе деятельности органов чувств.

  • С помощью зрения индивид воспринимает зрительные образы, формы, различает цвета.
  • Через осязание он постигает окружающее пространство на ощупь.
  • Благодаря обонянию человек может различать более 10000 различных запахов.
  • Слух - одно из главных чувств, в процессе познания, с его помощью воспринимаются не только звуки из окружающего мира, но и распространяются знания.
  • Особые рецепторы, располагающиеся на языке, позволяют человеку чувствовать 4 основных вкуса: горький, кислый, сладкий, соленый.

Таким образом, благодаря деятельности всех органов чувств формируется целостное представление о предмете, объекте, живом существе, явлении. Чувственное познание доступно всем живым существам,но имеет ряд недостатков:

  1. Деятельность органов чувств ограничена, особенно у человека. Например, собака обладает более сильным обонянием, орел-зрением, слон - слухом, ехидна - осязанием.
  2. Часто чувственное познание исключает логику.
  3. Опираясь на деятельность органов чувств, индивид вовлекается в эмоции: прекрасные образы вызывают восхищение, неприятный запах -отвращение, резкий звук - испуг.


()

По степени познания окружающего пространства принято выделять следующие виды чувственного познания:

  • 1 вид- ощущение . Оно представляет отдельную характеристику предмета, получаемую благодаря деятельности одного из органов чувств.

Пример. Настя ощутила запах горячего хлеба, проходя по улице, его принесло ветром из пекарни, в которой как-раз пекли хлеб. Петя увидел на витрине магазина полку с апельсинами, но у него не было с собой денег, чтобы зайти и купить их.

  • 2 вид- восприятие . Это совокупность ощущений, создающая целостную картину, общий образ предмета, явления.

Пример. Настя привлеклась вкусным запахом, зашла в пекарню и купила там хлеб. Он был еще горячим, с хрустящей корочкой и Настя съела сразу половину за обедом. Петя попросил дома маму купить апельсины, в магазине напротив дома. Они были крупные, яркого цвета, но на вкус оказались кислыми и противными. Петя не смог доесть даже один фрукт полностью.

  • 3 вид - представление . Это память об объекте, предмете, исследованном ранее, благодаря деятельности органов чувств.

Пример. Почувствовав знакомый запах хлеба, Настя сразу захотела обедать, она хорошо помнила хрустящую корочку, свежего горячего батона. Петя, посетив именины друга, скривился при виде апельсинов на столе, он сразу вспомнил кислый вкус недавно съеденного фрукта.

Рациональное познание

Рациональное познание- это познание, основанное на логическом мышлении. Оно отличается от чувственного важными характеристиками:

  • Наличием доказательств. Если результатом чувственного познания становятся ощущения, полученные на собственном опыте, то в результате рационального - факты, которые можно доказать используя научные методики.
  • Системностью полученных знаний . Знания не являются обособленными друг от друга, они связаны между собой в систему понятий, теорий, образует отдельные науки.

Пример. История - наука, основанная на рациональном познании. Все знания, полученные с его помощью, систематизируются, дополняют друг друга.

  • Наличием понятийного аппарата . Благодаря рациональному познанию создаются понятия, определения, которыми можно воспользоваться в дальнейшем.

()

Методами рационального познания являются:

  • логический метод (использование логического мышления в познании чего-либо);
  • синтез (соединение отдельных частей, данных в единое целое);
  • наблюдение;
  • измерение;
  • сравнение (определение отличий, сходств);

На основе рационального познания были созданы все существующие науки, учения.

Способы поиска информации

В современное время одним из способов познания окружающего мирастал информационный поиск. Большое разнообразие средств информации многократно увеличивает познавательные возможности человека. Так, познание осуществляется посредством:

  • печатных изданий (газет, книг, журналов);
  • интернета;
  • телевидения;
  • радиовещания;

С помощью интернета можно очень быстро и легко найти практически любую информацию, но она не всегда бывает достоверной. Поэтому, при выборе способов поиска информации нужно быть осторожным, проверять данные в разных источниках.

()

Пример. В 2012 году в интернете было опубликовано много статей, которые предвещали конец света. Одни говорили о падении на Землю астероида, другие о глобальном потеплении и затоплении поверхности суши. Но, проверить это можно было легко, разыскав исследования разных ученых о предстоящих природных катаклизмах и сравнив их результаты между собой.

Самопознание

С ранних лет человек наблюдает за своей внешностью, оценивает свою деятельность, сравнивает себя с другими. С каждым годом он узнает о себе что-то новое: проявляются способности, качества характера, особенности личности. Самопознание человека процесс не быстрый, постепенный. Узнавая свои сильные и слабые стороны, личность может самосовершенствоваться, развиваться.

Самопознание состоит из нескольких уровней:

  1. Самоузнавание. В возрасте 1-1,5 года ребенок начинает узнавать себя в зеркале, понимать, что там находится его отражение.
  2. Самонаблюдение. Индивид наблюдает свое действия, мысли, поступки.
  3. Самоанализ. Человек осознает свои качества характера, особенности, оценивает их, сравнивает с нормами морали. Он сопоставляет свои поступки и результаты, к которым они привели.
  4. Самооценка. У человека складывается устойчивое представление о себе, как о личности. Самооценка может быть объективной, завешенной или заниженной.

Кроме того самопознание может быть направлено человеком на собственные умственные, творческие или физические способности. Отдельным видом является духовное самопознание, в этом случае человек интересуется природой своей души.

()

Богатый внутренний мир человека

Внутренний мир человека это его желания, цели, убеждения, мировоззрение, представления о себе и других людях, ценности. Внешность можно заметить сразу и оценить ее привлекательность, но с внутренним миром дела обстоят сложнее. На первый взгляд он незаметен, но со временем проявляется в общении и поступках человека.

Нередко бывает, что непривлекательный внешне человек все равно вызывает симпатию, благодаря своим внутренним качествам. И наоборот, красивый человек быстро вызывает разочарование, если ведет себя глупо, дерзко, эгоистично. Так внутренний мир и внешность, поступки - складываются в единое целое, составляя общее представление о человеке.

Специально для отпускников, а также постоянных любителей путешествий рассказываем, откуда растут ноги у современного туризма.

1. Первобытный мир

Первые люди не могли позволить себе длительную стоянку. Исчерпав природные ресурсы, они снимались с насиженного места, и отправлялись в поисках новых земель, где мамонты больше, а трава зеленее.

Постоянные миграционные процессы стимулировали интеллектуальное развитие людей: появлялись зачатки географических знаний, развивалась ботаника, зоология и даже элементарная механика. Кроме того, необходимость передачи накопленной информации способствовала появлению наскальной живописи.

2. Древние цивилизации

С появлением первых цивилизаций движение человеческих масс по планете не прекратилось, правда изменилась мотивация перемещений.

Залогом процветания древнейших государств являлась международная торговля. Правители Древнего Египта регулярно снаряжали экспедиции, преследующие торгово-экономические цели. Например, доподлинно известно о путешествии некого Ханну в 2750 г. до н.э. к побережью Красного моря за драгоценными камнями, слоновой костью и благовониями.

Тогда же в XXVII веке до н. э. египетские корабли впервые пересекли Средиземное море - целью странников был финикийский город Библ, откуда флотилия вернулась доверху набитая кедровым деревом.

Надо отметить, что купцы зачастую играли роль первооткрывателей, поставлявших на родину не только редкие товары, но и ценные сведения об устройстве окружающего мира.

Развитие торговли повлекло за собой создания института посольств. Китайские, египетские, шумерские дипломаты совершали многолетние вояжи за тридевять земель, дабы стать гарантом мирных отношений между государствами. Задолго до начала новой эры появились и религиозные странствия. Группы паломников, совершающие шествия к храмам великих богов, и миссионеры, распространяющие собственное вероучение, органично вписались в культурный ландшафт древнего мира.

3. Древняя Греция

Эллины тоже предпринимали торговые вояжи, совершали паломничества и ездили за знаниями («Отец истории» Геродот побывал в Египте, Персии, Вавилонии, стране скифов и множестве других мест, подробно описав географию своих перемещений, а также историю и культуру увиденных им народов). Кроме того, именно в Древней Греции впервые появились такие явления, как спортивный и оздоровительный туризм.

Желающие поправить здоровье отправлялись к храмам бога врачевания Асклепия. Эти сооружения, как правило, располагались вдали от городов в местах с благоприятным климатом. Храмовые жрецы изучали медицину и помогали всем желающим излечиться от хворей.

Впрочем, лечение начиналось еще до того, как верующий встречался с божеством. Ритуал, предваряющий посещение храма, включал ряд важных процедур: пост, омовение, посещение бани. Кроме того, греки отлично знали о целебных свойствах серных, солено-серных и железистых вод. Возле источников возводились купальни, где состоятельные граждане могли отдохнуть и заодно избавиться от недугов.

Феномен спортивного туризма появился в Греции примерно в VIII в. до н. э. благодаря Олимпийским играм. Раз в четыре года в Олимпию стекались десятки тысяч болельщиков, желающих посмотреть на состязания своих кумиров.

По случаю Олимпиады в городе устраивалась ярмарка, где кроме шопинга можно было послушать выступление знаменитых философов, поэтов или ораторов, а также поглазеть на работы местных живописцев. Культурный досуг продолжался в храмах, где за отдельную плату предоставлялась возможность понаблюдать за работой жрецов, а также послушать «экскурсовода», рассказывающего истории и легенды об этом месте.

Возле крупных храмов прокладывали сеть «священных» дорог, обеспечивающих беспрепятственный доступ паломников к святилищу. На курортах и возле храмов располагались гостиницы, обеспечивающие чужестранцам кров, но еду путники привозили с собой. Эти учреждения находились в муниципальной собственности, потому что держать подобный бизнес считалось делом недостойным.

Кроме того, в богатых домах обычно всегда находились комнаты для гостей - состоятельные греки радушно принимали даже незнакомых путешественников.

В греческих городах создавались «Союзы гостеприимства». Каждый член такого союза - ксен - становился защитником интересов жителей другого полиса в своем государстве. Со временем в Элладе сформировался институт проксенов. Проксен исполнял роль консула, представляющего интересы жителей того места, которое присвоило ему этот статус.

4. Древний Рим

В период расцвета империи была построена сеть качественных дорог, общая протяженность которых, по разным оценкам составляла от 80 до 300 тысяч километров. Вдоль дорог на расстоянии 6–15 миль друг от друга располагались почтовые станции, где можно было поменять лошадей, а также удовлетворить и другие потребности: поужинать в таверне и остановиться на ночлег.

Большая часть римских отелей нельзя было назвать комфортабельными: подушки, набитые соломой и кишащие насекомыми, разбавленное вино, плохая еда. Поэтому в придорожных гостиницах останавливались бедняки. Богатые путешественники ночевали в шатрах, которые возили с собой.

Большим спросом у путников пользовались дорожные карты с обозначением постоялых дворов. Помимо карт в начале новой эры в распоряжении римлян также были путеводители. Приобрести их можно было в специальном «туристическом бюро».

О небывалом расцвете индустрии туризма в Древнем Риме говорит и тот факт, что видные умы своего времени занялись разработкой философии путешествия. Например, Сенека Младший писал, что для продуктивного отдыха необходимо «выбирать места здоровые не только для тела, но и для нравов», поскольку «и местность, без сомнения, не лишена способности развращать».

С древнейших времён, познавая окружающую среду и расширяя жизненное пространство, человек задумывался о том, как устроен мир, где он живёт. Пытаясь объяснить и Вселенной, он использовал близкие и понятные ему категории, прежде всего, проводя параллели со знакомой природой и местностью, в которой сам проживал. Как люди раньше представляли Землю? Что они думали о её форме и месте во Вселенной? Как со временем менялись их представления? Всё это позволяют узнать исторические источники, дошедшие до сегодняшних дней.

Как древние люди представляли себе Землю

Первые прообразы географических карт известны нам в виде изображений, оставленных нашими предками на стенах пещер, насечек на камнях и костях животных. Исследователи находят такие зарисовки в разных частях мира. Подобные чертежи отображают охотничьи угодья, места, где добытчики дичи расставляли ловушки, а также дороги.

Схематически изображая реки, пещеры, горы, леса на подручном материале, человек стремился передать информацию о них последующим поколениям. Чтобы отличать уже знакомые им объекты местности от новых, только что открытых, люди давали им названия. Так, постепенно человечество накапливало географический опыт. И уже тогда наши предки начинали задаваться вопросом о том, что такое Земля.

То, как древние люди представляли себе Землю, во многом зависело от природы, рельефа и климата тех мест, где они проживали. Потому народы разных уголков планеты по-своему видели окружающий мир, и взгляды эти существенно различались.

Вавилон

Ценные исторические сведения о том, как древние люди представляли себе Землю, оставили нам цивилизации, проживавшие на землях между и Евфратом, населявшие дельту Нила и берега Средиземного моря (современные территории Малой Азии и юга Европы). Этой информации более шести тысяч лет.

Так, древние вавилоняне считали Землю "мировой горой", на западном склоне которой находилась Вавилония - их страна. Такому представлению способствовало то, что восточная часть знакомых им земель упиралась в высокие горы, которые никто не решался перейти.

К югу от Вавилонии находилось море. Это позволило людям считать, что "мировая гора" на самом деле круглая, и омывается морем со всех сторон. На море, подобно перевёрнутой чаше, опирается твёрдый небесный мир, который во многом подобен земному. Здесь тоже была своя "суша", "воздух" и "вода". Роль суши исполнял пояс Зодиакальных созвездий, перегородивший небесное "море" подобно плотине. Считалось, что по этой тверди двигаются Луна, Солнце и несколько планет. Небо у вавилонян представлялось местом жительства богов.

Души умерших людей, напротив, обитали в подземной "бездне". Ночью Солнце, погружаясь в море, должно было проходить по этому подземелью от западного края Земли до восточного, а утром, восходя из моря на небесную твердь, снова начинать по ней свой дневной путь.

В основу того, как представляли люди Землю в Вавилоне, были положены наблюдения за природными явлениями. Однако правильно истолковать их вавилоняне не могли.

Палестина

Что касается жителей данной страны, то на этих землях царили другие представления, отличные от вавилонских. Древние евреи проживали в равнинной местности. Поэтому Земля в их видении также выглядела равниной, которую местами пересекали горы.

Ветры, приносящие с собой то засуху, то дожди, занимали в поверьях палестинцев особенное место. Обитая в "нижнем поясе" неба, они отделяли "небесные воды" от поверхности Земли. Вода, кроме того, находилась и под Землёй, питая оттуда все моря и реки на её поверхности.

Индия, Япония, Китай

Наверное, самая известная в наши дни легенда, повествующая о том, как древние люди представляли себе Землю, была сложена древними индийцами. Этот народ верил, что Земля на самом деле имеет форму полусферы, которая опирается на спины четырёх слонов. Эти слоны стояли на спине гигантской черепахи, плавающей в бескрайнем море молока. Все эти существа обвивала множеством колец чёрная кобра Шешу, имевшая несколько тысяч голов. Эти головы, согласно поверьям индийцев, подпирали Вселенную.

Земля в представлении древних японцев ограничивалась территорией известных им островов. Ей приписывалась кубическая форма, а частые землетрясения, происходящие на их родине, объяснялись буйством огнедышащего дракона, живущего глубоко в её недрах.

Около пятисот лет назад польский учёный-астроном Николай Коперник, наблюдая за звёздами, установил, что центром Вселенной является именно Солнце, а не Земля. Почти через 40 лет после смерти Коперника его идеи были развиты итальянцем Галилео Галилеем. Этот учёный сумел доказать, что все планеты Солнечной системы, включая и Землю, на самом деле вращаются вокруг Солнца. Галилея обвинили в ереси и заставили отречься от своего учения.

Однако англичанину Исааку Ньютону, родившемуся спустя год после смерти Галилея, впоследствии удалось открыть закон всемирного тяготения. На его основе он объяснил, почему Луна обращается вокруг Земли, а планеты со спутниками и многочисленные совершают обороты вокруг Солнца.


Познание природы развивало наблюдательность древнего человека. Это позволило ему сделать множество замечательных открытий. Люди постепенно научились разбираться в окружающем их растительном мире. Они научились отличать полезные растения от тех, которые могут причинить вред. Многие растения они стали употреблять в пищу, узнали лечебные свойства некоторых из них. Из лекарственных растений изготавливали настои, мази, отвары. Яды употребляли для усыпления рыбы, но в основном ими покрывали наконечники стрел.
Уже в столь отдаленном прошлом люди умели определять некоторые болезни и применять соответствующие способы лечения. В случае необходимости останавливали кровь, проводили даже хирургические операции, такие, например, как вскрытие нарыва, удаление больного зуба. В исключительных случаях могли ампутировать больные конечности.
Занятие охотой позволило узнать многое о жизни диких зверей. Люди прекрасно разбирались в повадках животных, по их следам могли определить пути их передвижения. Охотясь или занимаясь собирательством, человек ориентировался на местности. Этому он научился, наблюдая за положением Солнца и звезд на небе.
Человек умел измерять расстояния. Большие расстояния исчисляли днями пути. При этом днем считали период с восхода до захода солнца. Меньшие расстояния измеряли полетом стрелы или копья. Совсем небольшие - с помощью различных частей человеческого тела: ступни, локтя, пальца, ногтя.
Представления об окружающем мире
Древний человек ощущал себя частью природы. Он был убежден в существовании своей связи с животным и растительным миром. Поэтому возникло поклонение отдельным видам животных и растений. Животное, считавшееся покровителем рода, запрещалось убивать и употреблять в пищу, ему нельзя было причинять какой- либо вред. Изображение покровителя рода наносили на оружие, предметы быта, им украшали жилище.
Гроза, смена дня и ночи, восход и заход солнца и луны, другие явления природы рассматривались первобытными людьми как деятельность духов. Духи в их представлении часто имели человекоподобный облик.
ф Вспомните народные сказки, в которых вещи, орудия труда, растения наделены человеческими качествами.

Первобытный человек верил, что в мире существуют злые и добрые духи. Покровительство добрых духов помогает справиться с тяжелой болезнью, способствует удачной охоте. Злые духи могут напустить страшные бедствия - пожар, смерть и другие несчастья. Вызвать помощь добрых духов, избежать злых можно при помощи дара, то есть принесения жертвы в их честь. Жертвой могло стать убитое животное, а иногда даже и человек.

Бизон. Резьба по кости. 13-е тысячелетие Стоунхендж. Англия до н. э. Ла Мадлен. Франция
Древние люди имели свое объяснение смерти. В найденных археологами захоронениях кроманьонцев умершие были уложены в позе спящего человека. Головы их покоились на каменной «подушке» или подстилке из травы. Рядом лежали одежда, еда, украшения. Если умерший при жизни был охотником, рядом располагались орудия охоты. Раскопки погребений свидетельствуют о том, что кроманьонцы верили в загробную жизнь.
Первобытные люди верили в могучую силу магии. Считалось, что определенные действия и слова обладают волшебной силой, а магическое действие можно усилить при помощи амулета. Амулет, или оберег, - это предмет, охраняющий человека от беды. Чтобы охота была успешной, совершался магический обряд. При этом в своих заклинаниях они обращались за помощью к добрым духам.
Только шаманы или колдуны племени владели таинственными, магическими приемами. Это бьыи, как правило, пожилые люди. Они имели больший жизненный опыт, чем сородичи. Они умели наблюдать за природой, знали приметы, использовали лечебные свойства растений. Колдуны, совершая магические действия, давали охотникам практические советы, могли оказать помощь в случае болезни. В родовой общине, племени к колдунам относились с большим уважением. Сородичи думали, что колдуны наделены особым даром, позволяющим им общаться с духами и влиять на них. Шаманам доверяли воспитание молодежи.
Первобытные люди не имели письменности, поэтому свое понимание окружающей природы передавали из поколения в поколения в виде устных рассказов. Так появились мифы - сказания о героях, богах, явлениях природы. Например, в одном из них рассказывалось, что солнце - это человек, имеющий два дома: на земле и на небе. Он совершает ежедневное путешествие из одного дома в другой.
В другом мифе говорилось об огромной птице с гигантскими крьшьями. Когда она летит по небу, от взмаха крыльев раздается страшный гром, а когда мигает - вспыхивают молнии. Через фантастические объяснения явлений природы первобытный человек стремился постичь окружающий его мир, понять свое место в нем.

Еще по теме Знания первобытных людей:

  1. VI. ЧАСТНЫЕ ЛОГИЧЕСКИЕ СОВЕРШЕНСТВА ЗНАНИЯ А. ЛОГИЧЕСКОЕ СОВЕРШЕНСТВО ЗНАНИЯ ПО КОЛИЧЕСТВУ.- ВЕЛИЧИНА.-ЭКСТЕНСИВНАЯ И ИНТЕНСИВНАЯ ВЕЛИЧИНА.- ШИРОТА И ОСНОВАТЕЛЬНОСТЬ ИЛИ ВАЖНОСТЬ И ПЛОДО-ТВОРНОСТЬ ЗНАНИЯ.- ОПРЕДЕЛЕНИЕ ГОРИЗОНТА НАШИХ ПОЗНАНИЙ

§ 1. Как первобытный человек стал разумным?

Задача урока. Уметь объяснять понятия: труд, способности, творчество .

Давным-давно жили на Земле люди, совсем не похожие на современного человека. Это были первобытные люди . Они жили в пещерах, одевались в шкуры животных. (Подробнее об эпохе первобытности вы узнаете на уроках истории Древнего мира.)

Трудно представить, что первобытные люди были нашими предками.

Но это так. Через много миллионов лет появился человек современного вида (человек разумный ) – такой, как мы с вами. Каким образом это произошло?

Древнему человеку нужно было добывать себе пропитание, шить одежду и строить жилище.

Это было нелегко. Требовалось приложить много сил и труда . Чем более сложные задачи ставил перед собой человек, тем совершеннее становился его труд. Орудия, которыми он пользовался в работе, тоже совершенствовались. С помощью каменного топора, деревянного копья, костяного ножа он добывал себе пищу, шил из шкур одежду. Первобытный человек превращался в человека умелого . Ловкими становились его руки. Развивался мозг.

Сначала он охотился на животных, а потом стал их приручать. Овцы, козы, свиньи и коровы постепенно стали домашними животными. Раньше он выкапывал съедобные коренья, рвал плоды диких растений, а теперь начал сеять ячмень и пшеницу, выпекать из муки сытные лепёшки. Раньше он бродил по лесам, горам и долинам в поисках пищи, а теперь стал разумно планировать свой труд. Думал о том, как вырастить урожай, завести овец или коров, построить для них загон или сарай.

Труд помог первобытным людям развить свои способности . Они научились членораздельно говорить, общаться друг с другом. Появилось немного свободного времени для творчества , то есть для создания совсем новых, доселе неизвестных орудий, украшений, изображений.

Пройдёт ещё много времени, прежде чем человек научится писать, передавать свои знания и опыт тем, кто будет жить после него. Он научится познавать себя и окружающий мир.

Так, шаг за шагом древний человек, бессильный перед капризами природы, превращался в разумное существо, человека современного вида.

* * *

Вопросы и задания к параграфу

1. Как жили первобытные люди? Рассмотрите иллюстрации к параграфу.

2. Выделите причины, способствовавшие превращению первобытного человека в человека разумного современного вида.

3. Какую роль в этом сыграл труд? Приведите примеры, как труд влиял на развитие человека.

4 * . Используя дополнительную литературу и ресурсы Интернета, дайте определение понятия «труд».

5. Как древний человек познавал мир?

Прочитайте, перескажите, обсудите

Юноша Барс

Племя, что несколько месяцев назад устроило стоянку у горы Большое Копьё, волновалось. Юноша Барс отказался ходить со всеми мужчинами на охоту. «Ты умрёшь от голода, – сказал ему старейшина. – Нам будет не хватать тебя». На это Барс отвечал: «Не заботьтесь обо мне. Я знаю, что делаю». В то время, когда его соплеменники охотились, он собирал различные травы и коренья, приговаривая: «Вот моё мясо. И вот моё мясо». И клал растения в плетённую из травы сумку.

Он любил долгие часы просиживать на берегу ручья. На мокром песке появлялись красивые узоры и загадочные знаки. Эти знаки очень нравились членам племени. Они копировали их на маленьких плоских камушках и брали с собой – на счастье.

Долго наблюдали за странным юношей соплеменники. Они не могли объяснить его чудачества. Он не охотился, но был здоров, крепок, никогда не болел. И тогда решили они выбрать его Хранителем Тайны: ведь он знал то, чего не знали они.

…Барс был первым среди них самостоятельно мыслящим человеком – первобытным учёным.

Закончите рассказ

Десятилетняя девочка из горного племени поймала оленёнка. Старшие велели ей привести оленёнка вечером к костру, чтобы его съесть. Но добрая девочка очень полюбила малыша оленёнка…

Подберите родственные слова

Способности. Творчество. Труд. Человек.

Размышляем над пройденным

1. Жестокими или добрыми были первобытные люди?

2. Заботились ли они о детях?

3 * . Пользуясь словарём или Интернетом, сформулируйте, что такое способности и какие способности были у первобытных людей.

Поработайте с рисунками

Рассмотрите рисунки и выберите, какие из них относятся к первобытному обществу, а какие – к более позднему периоду времени и к современности. Составьте маленькие рассказы.

Поиграйте

Первобытный человек попадает в современный универсальный магазин. Он голоден и хочет найти какую-нибудь одежду. Продавцы пытаются научить его правильно вести себя в магазине.

Заполните схему

Используя свои знания по истории Древнего мира, заполните схему превращения первобытного человека в человека современного вида.


Top