Что такое древнее искусство. Древнее искусство

Искусство почти настолько же древнее, как и сами люди, и мы стараемся сохранить и защитить те предметы искусства, которые находим. Чем старее найденное нами произведение искусства, тем оно ценнее из-за того, что оно может нам поведать о людях, которые жили задолго до нас.

10. Самое древнее доисторическое наскальное произведение искусства
290 000 - 700 000 лет до нашей эры

Самыми древними примерами доисторического наскального искусства, найденными на сегодняшний день, являются своего рода пиктограммы, которые учёные называют «cupules» (отметины в виде чашек), которые иногда включают в себя линейные вырезанные канавки. Эти пиктограммы являются углублениями, вырезанными как на вертикальных, так и на горизонтальных скалах. Зачастую они распределены систематически в ряды или колонки. Их можно найти на любом континенте и древние люди делали их на протяжении нескольких временных периодов. Например, некоторые представители аборигенов из Центральной Австралии до сих пор используют их.

Самый древний пример такой пиктограммы был обнаружен в Скальных жилищах Бхимбетка (Bhimbetka Caves) в центральной Индии. Благодаря отличным условиям в пещерах образцы замечательно сохранились. Это позволило учёным почти со 100 процентной вероятностью заключить, что эти пиктограммы относятся к периоду раннего палеолита. Кроме того, в пещерах был обнаружены доказательства того, что остальные девять примеров этих пиктограмм относятся к тому же периоду времени. Несмотря на то, что в пещерах ещё не было проведено определение возраста радиоуглеродным методом, считается, что индийские артефакты времени существования Ашельской являются настолько же древними, как и артефакты, найденные в Африке и Европе. Их возраст составляет поразительные 290 000 лет.

Вторая коллекция, состоящая приблизительно из 500 пиктограмм и относящаяся примерно к тому же периоду, была найдена в пещере Дараки-Чаттан (Daraki-Chattan), наряду с целым кладом ранних каменных орудий. Дараки-Чаттан является одним из самых богатых пиктограммами мест в мире.

Некоторые археологи считают, что пиктограммы не должны рассматриваться как произведения искусства, потому что они могли обладать потребительским назначением. Вполне возможно, что они использовались в качестве ступок для толчения или же для церемониальных целей, как их в настоящее время используют некоторые народности. Тем не менее, они являются одной из наиболее распространённых форм доисторического наскального искусства сечения по камню и обладали целым рядом назначений. Поэтому, вполне логично предполагать, что по крайней мере некоторые из них были созданы в артистических или эстетических целях. Кроме того, многие пиктограммы, вырезанные в вертикальных скалах, просто не могли обладать потребительским назначением.

9. Самая древняя скульптура
230 000 – 800 000 лет до нашей эры



Фотография: Хосе-Мануэль Бенито (Jose-Manuel Benito)

Самым древним неоспоримым изображением человеческого тела является «Венера из Холе-Фельс» (Venus of Hohle Fels). Этой статуэтке 40 000 лет.

Тем не менее, недавно была обнаружена гораздо более древняя статуэтка, которая, хоть и является предметом горячей полемики, обладает всеми шансами отобрать звание самой древней статуэтки у «Венеры из Холе-Фельс». Эта статуэтка, обнаруженная на Голанских высотах (Golan Heights) в Израиле, называется «Венерой из Берехат-Рама» (Venus of Berekhat Ram). Если эта статуэтка действительно является произведением искусства человека, то она старше, чем неандертальцы и, скорее всего, была сделана человеком прямоходящим (Home erectus).

Статуэтка была обнаружена между двух слоёв вулканического камня и почвы. Её возраст может составлять от 233 000 до поразительных 800 000 лет. Изначально статуэтка считалась камнем, который просто выглядит как человек. Тем не менее, микроскопический анализ, проведённый Александром Маршаком, отчётливо показал, что на камне видны следы деятельности человека. Считается, что «Венера из Берехат-Рама» изначально обладала немного антропоморфической формой, которая была ещё более акцентирована с помощью человеческих орудий. Если рассматривать основание статуэтки, то отчётливо видно, что оно было вырезано так, чтобы быть плоским, то есть, чтобы статуэтка стояла прямо.

Предположения относительно человеческого участия в создании статуэтки приобрели ещё большее основание, когда похожие находки были сделаны в других частях этого региона. Одной из таких находок стала «Венера из Тан-Тана» (Tan Tan) обнаруженная в Марокко. Её возраст составляет от 300 000 до 500 000 лет. По всей видимости, обе статуэтки использовались в церемониальных или религиозных целях. «Венера из Тан-Тана» была окрашена в коричневато-жёлтый цвет, который часто использовался для церемоний.

8. Самая древняя гравировка на яичной скорлупе
60 000 лет до нашей эры



Фотография: Винсент Мурр (Vincent Mourre)

Скорлупа яиц страуса была важным инструментом для многих ранних культур, а их украшение стало важной формой самовыражения для людей.

В 2010 году учёные, проводившие раскопки в пещере Дипклоф (Diepkloof Rock Shelter) в Южной Африке, обнаружили огромный клад из 270 фрагментов страусиных яиц, на которые были нанесены декоративные и символические рисунки, созданные представителями охотников-собирателей из культуры Ховисонс-портской индустрии (Howiesons Poort). Фрагменты были обработаны при помощи многочисленных пигментов и выгравированы узорами на тематику вылупливания из яйца. Были зарегистрированы два главных типа узоров: узоры, связанные с вылупливанием птенцов и ещё один тип узоров, где использовались суб-параллельные или сходящиеся линии. Из-за того, что узоры со временем изменились, а также благодаря тому, что учёные наконец-то нашли достаточно большой образец, они смогли установить существование традиций узоров у культур, относящихся к каменному веку, по крайней мере, в отношении того, что касалось гравировки.

Большие дыры, проделанные в скорлупках яиц, позволили предположить, что скорлупы яиц страусов использовались в качестве доисторической версии сосудов для хранения жидкостей.

7. Самые древние наскальные рисунки в Европе
42 300 – 43 500 лет до нашей эры


До недавнего времени неандертальцы считались неспособными к созданию каких-либо произведений искусства (недавнее обнаружение украшенных камней и фрагментов скорлупы яиц положило конец данному мнению). Учёные также были уверены в том, что неандертальцы не создали никаких примеров наскального искусства. Это изменилось в 2012 году, когда учёные, работавшие в пещерах города Нерха (Nerja), испанской провинции Малага (Malaga), обнаружили рисунки, которые были сделаны более чем на 10 000 лет раньше, чем знаменитые наскальные доисторические рисунки в пещере Шове (Chauvet), находящейся на юго-востоке Франции. Остатки древесного угля, найденные рядом с шестью рисунками, были подвергнуты определению возраста радиоуглеродным методом, который показал, что рисункам от 42 300 до 43 500 лет.

На рисунках изображены тюлени, обитавшие в этом регионе на тот момент, которые являлись основным продуктом питания неандертальцев. Руководитель проекта по имени Хосе Луис Санчидриан (Jose Luis Sanchidrian) из Университета Кордовы (University of Cordoba) также отметил, что у рисунков нет ничего общего с другими произведениями людей, созданными в эпоху палеолита. Кроме того, он сказал, что в той части полуострова, где расположены пещеры Нерха, не было обнаружено никаких останков современных людей.

6. Самые ранние рисунки, сделанные с помощью отпечатков рук
37 900 лет до нашей эры


Наскальные рисунки в пещерах Сулавеси (Sulawesi Caves) в Индонезии являются одними из самых древних примеров репрезентативного искусства в истории. Учитывая тот факт, что их возраст составляет 35 400 лет, можно говорить о том, что они почти настолько же древние, как некоторые примеры древнего нерепрезентативного искусства, включая примеры наскальной живописи в пещерах Эль-Кастильо (El Castillo Cave Paintings) (возраст которых 40 800 лет) и наскальные доисторические рисунки в пещере Шове (возраст которых составляет 37 000).

Однако самым потрясающим примером доисторической наскальной живописи в пещерах Сулавеси является рисунок, сделанный с помощью отпечатка руки. В настоящее время он считается самым древним из всех рисунков подобного плана, обнаруженных на сегодняшний день. Возраст этого рисунка составляет 39 900 лет. Этот узор является частью коллекции из 12 наскальных рисунков. Возраст был определён при помощи метода радиоизотопного уранового датирования минерального покрытия на осадочном слое, на котором были нанесены рисунки (сами рисунки могут быть ещё более древними). Если радиоизотопное датирование покажет, что рисунки являются более древними, чем осадочный слой, они могут стать самыми древними изображениями любого типа из когда-либо обнаруженных.

Доисторические люди выдували краску охры через трубочки на руки, чтобы создать отпечатки. Этот трюк до сих пор используется детьми. Всё доисторическое искусство является западающим в память, а в рисунках отпечатков рук есть что-то особенно запоминающееся. Возможно это осознание того факта, что каждый из них представляет собой реального человека, который давно затерялся в песках времени.

5. Самые древние фигурки, вырезанные из слоновой кости
30 000 лет до нашей эры



Фотография: Тюбингенский университет (Universitat Tubingen)

В 2007 году археологи из Тюбингенского университета работали на Швабском Альбе (Swabian Jura), плато, расположенном в федеральной земле Баден-Вюртемберг (Baden-Wurttemberg) в Германии. Они обнаружили тайник полный маленьких фигурок, вырезанных из слоновой кости. Возраст этих фигурок составляет приблизительно 35 000 лет. Они считаются первыми фигурками, вырезанными из слоновой кости, о которых мы знаем на сегодняшний день.

Всего пять фигурок, вырезанных из кости мамонта, были найдены в пещере Фогельхерд (Vogelherd Caves) на юго-западе Германии. Многочисленные пещеры этого региона богаты археологическими находками. Именно здесь археологи обнаружили знаменитого Человекольва (Lion Man of Hohlenstein Stadel) и статуэтку «Венеры из Холе-Фельс». Среди находок были останки фигурки льва, два фрагмента мамонта и две неопределённые фигурки.

Датирование с помощью радиоактивного углерода и геологический контекст находок позволили предположить, что фигурки были сделаны представителем Ориньякской культуры (Aurignacian), группы людей, ассоциируемых с первым прибытием современного человека в Европу. Анализ показал, что возраст фигурок равен 30 000 - 36 000 лет, а некоторые тесты указывают на ещё более древний возраст.

Четырьмя годами ранее исследователь Николас Дж Конард (Nicholas J Conard) сообщил об обнаружении трёх других фигурок в этом же регионе, которые относятся к тому же временному периоду. Среди них было самое древнее из известных репрезентаций птицы, а также фигурки, обладавшей образом получеловека-полузверя и фигурки, похожей на лошадь. Всем найденным фигуркам не менее 30 000 лет.

4. Самый древний пример керамического искусства
24 000 – 27 000 лет до нашей эры



Фотография: Пётр Новак (Petr Novak)

Статуэтка Вестоницкой Венеры (Venus of Dolni Vestonice) похожа на другие статуэтки Венер, которые были обнаружены по всему миру. Длина статуэтки равна 11,3 сантиметра. Она представляет собой пышнотелую женщину с большими грудями и выступающим задом. На голове статуэтки были сделаны два углубления вместо глаз. Это первая известная керамическая статуэтка, сделанная из глины, обожжённой при низкой температуре. Она была сделана на 14000 лет раньше, чем люди начали использовать метод обжига глины в гончарном деле. Фигурка была выкопана 13 июля 1925 года в Дольни-Вестонице (Dolni Vestonice), в Южноморавском крае, Чехословакия.

Эта фигурка, а также несколько других и тысячи маленьких фрагментов указывают на то, что эта технология была новой для того времени. Согласно результатам тестов, предметы обжигались при низкой температуре в 700 градусов Цельсия, поэтому на большинстве кусочков отчётливо видны трещины, образовавшиеся при нагревании, включая саму Венеру, которая была разломана напополам, когда её нашли.

Венера была сделана представителями Граветтской культуры (Gravettian), примерно 22 000 – 28 000 лет назад. Изделия из керамики не прижились у этой культуры и после этой культуры предметы из керамики не создавались долгое время. Эти произведения искусства, по всей вероятности, происходят из периода артистических экспериментов этой культуры. На голове фигурки проделано четыре дырочки, возможно для того, чтобы держать в ней цветы, либо в церемониальных целях.

В 2002 году на левой части статуэтки был обнаружен отпечаток пальца, принадлежавший ребёнку в возрасте от 7 до 15 лет. В то время как исследователи не считают, что эту статуэтку на самом деле сделал ребёнок, они расценивают этот отпечаток как свидетельство социального аспекта производства керамических изделий Граветтской культуры.

3. Первый известный рисунок ландшафта
6000 - 8000 лет до нашей эры



Фотография: Библейское археологическое общество (Biblical Archaeological Society)

Если фреска, вызвавшая горячую полемику и найденная в Чатал-Хююке (Catalhoyuk mural), окажется подлинной, то она будет официально признана самым древним известным изображением ландшафта. Хотя, её скорее можно назвать серией абстрактных форм, наряду с изображением шкуры леопарда. Она может быть и тем и другим.

В 1963 году археолог Джеймс Меллаарт (James Mellaart) работал в Чатал-Хююке на территории современной Турции, одном из самых крупных городов периода Каменного века из когда-либо обнаруженных. Он обнаружил одну из многих фресок, которые использовались для украшения жилищ в форме коробок. Меллаарт считает, что на этой фреске изображён вид на город, а то, что многим кажется шкурой леопарда, на самом деле является близлежащим вулканом Хасандаг (Hasan Dag), который извергался на момент нанесения фрески. Другие археологи считают, что предметы в виде коробок являются абстрактными формами, а предполагаемое извержение вулкана является шкурой леопарда, так как жители города также изображали диких животных различными способами. Исследование, проведённое в 2013 году, дало результаты в поддержку гипотезы о ландшафте, когда было обнаружено, что близлежащий вулкан действительно извергался в период времени, соответствующий написанию фреске.

Существуют два других претендента на звание самого древнего изображения рельефа. Оба из них являются картами. Одна из них, как мы ранее упоминали, была обнаружена в Западной Европе, а другая известна как Карта Павлова (Pavlov map) (она была создана в период с 24 000 – 25 000 лет до нашей эры). Тем не менее, фреска из Чатал-Хююка, скорее всего, не имела потребительского назначения, что делает её первым ландшафтным изображением, созданным исключительно в эстетических целях.

2. Самая ранняя христианская иллюминированная рукопись
330 – 650 год нашей эры



Фотография: Эфиопский фонд наследия (Ethiopian Heritage Fund)

В период средневековья и задолго до этого книги были необычайно редким удобством и по праву считались драгоценными сокровищами теми немногими, которые могли их приобрести. Возможно, понимая это, христианские писцы украшали обложки книг драгоценными камнями и раскрашивали страницы потрясающими красками и затейливой каллиграфией, создавая изысканные иллюминированные рукописи.

В 2010 году в изолированном монастыре эфиопского региона Тыграй (Tigray) исследователи обнаружили Евангелия Гаримы (Garima Gospels). Изначально считалось, что ранняя христианская иллюминированная рукопись была создана в 1100 году. Однако определение возраста радиоуглеродным методом показало, что рукопись намного старше и была создана в 330 - 650 годах нашей эры. Это делает её самой ранней христианской иллюминированной рукописью из когда-либо найденных. Она на 500 лет старше других аналогичных рукописей, найденных в это регионе.

Эта поразительная книга, возможно, связана с периодом жизни абба Гаримы (Abba Garima), основателя монастыря в котором была обнаружена эта книга. Согласно легенде, он написал все Евангелия за один день. Чтобы помочь ему в этом, Бог остановил движение солнца, пока абба не закончил свою работу.

Ещё одним претендентом на это звание является «Россанский кодекс» (Rossano Gospels) из Россанского Собора (Cathedral of Rossano) на юге Италии. Эта рукопись была создана в шестом веке и на неё можно посмотреть онлайн.

1. Самые старинные картины, написанные маслом
Седьмой век



Фотография: Государственный научно-исследовательский институт Нары по изучению Культурных Ценностей (National Research Institute for Cultural Properties), Токио

В 2008 году новая буддистская фреска и несколько других работ были обнаружены в Бамианских пещерах (Bamiyan) в Афганистане. В этих произведениях искусства были найдены следы связующего вещества на основе масла, что делает их самыми ранними картинами, написанными маслом. Эти картины были созданы как минимум за 100 лет до того, как техника написания картин маслом стала использоваться в регионе Средиземноморья или Европе. Связующее вещество, судя по всему, использовалось для того, чтобы позволить краске быстрее высохнуть на каменной поверхности пещер.

Начиная с 2003 года, учёные из Японии, Европы и США работают над тем, чтобы сохранить как можно больше произведений искусства из Бамианской Долины (Bamuian Valley) в рамках проекта, частично спонсируемого ЮНЕСКО. Они обнаружили это вещество, проводя химические тесты на некоторых из картин. Используя метод газовой хроматографии и масс-спектрометрии, учёные обнаружили, что образцы из 12 пещер, а также те, что были взяты с двух разрушенных статуй Будды, содержали краски на основе масла и смолы.

Эти фрески, относящиеся приблизительно к седьмому веку нашей эры, являются частью сети пещер, украшенной картинами, изображающими Будду и мифологические фигуры. Сеть пещер также украшена декоративными узорами и затейливыми спиральными эскизами. Исследователи считают, что изучение этих изображений может дать ценную информацию о культурном обмене между народами восточной и западной Азии, а также о знаменитом Великом шёлковом пути (Silk Road).

+ Самая древняя деревянная статуя
Приблизительно 7 500 лет до нашей эры



Славянские идолы старой Руси, редкие и бесценные археологические артефакты из дерева и камня, представляли собой славянских богов. Редкость деревянных артефактов обусловлена хрупкостью этого материала, а также ранними христианскими гонениями язычников и их работ. Многие из этих идолов были сделаны из скоропортящейся древесины, так как считалось, что деревья были магическими. Идолы совмещали в себе силу богов с магией деревьев. Славянские язычники обычно устанавливали своих идолов на горах с безлесными вершинами. В те времена, когда строился Стоунхендж (Stonehenge) и египетские пирамиды, по крайней мере, один идол, изображавший бога, был уже старым.

Если заявления исследователей подтвердятся, то самой древней известной нам деревянной скульптурой станет Шигирский идол, сделанный из лиственницы. Он был создан в эпоху мезолита (середина каменного века), приблизительно 9 500 лет назад. Шигирский идол сохранился на протяжении всех этих веков только потому, что он находился на глубине 4 метров в торфяном болоте, благодаря чему до древесины не могли добраться бактерии.

Идол был изначально обнаружен в январе 1890 года на Среднем Урале, к северо-западу от Екатеринбурга. Он находился в тайнике, наряду с другими артефактами из рогов животных, костей, дерева и глины, такими как кинжалы, гарпуны и вёсла. Высота идола составляет 280 сантиметров. По всей длине монументальной фигуры располагаются семь лиц, различные резные узоры и религиозные мотивы. Идол увенчан головой. Тем не менее, приблизительно 2 метра идола были потеряны во время русских политических волнений и, если интерпретация структуры идола, сделанная в 1914 году археологом Толмачёвым, является верной, вполне возможно, что изначальная высота идола составляла 5,3 метра.

Идол был подвергнут определению возраста радиоуглеродным методом в Институте истории материальной культуры в Санкт-Петербурге командой учёных под руководством Галины Зайцевой. Результаты анализа были подтверждены Геологическим институтом Российской академии наук в Москве и лично Леопольдом Дмитриевичем Сулержицким. Тесты показали возраст, варьирующий всего лишь на несколько сотен лет. Если результаты тестов правдивы, Шигирский идол будет официально признан самой древней деревянной статуей в мире и самой древней скульптурой любого типа во всей Европе.

Из-за государственного переворота об этом артефакте на время забыли, но начиная с 2014 года немецкие исследователи из Государственного ведомства Нижней Саксонии, занимающегося Культурным Наследием (Lower Saxony State Office for Cultural Heritage) пытаются расшифровать значение резных узоров и гравировок. Они проведут ещё одну серию тестов с помощью метода масс-спектрометрии для получения более точных данных. Результаты этих исследований должны быть опубликованы в начале 2015 года.

Мы считаем, что древние люди были глупы и примитивны. Они ничего не знали и не умели. Но посмотрите на эти рисунки на стенах пещер, им несколько десятков тысяч лет (вдумайтесь в эту цифру!)!!! Подумайте, многие ли из нас, таких умных, продвинутых, много знающих и умеющих, сумеют так изобразить раненого бизона, передать не только правильно строение, пропорции, но и донести до зрителя его боль, показать,что он еще живой и все чувствует!.. Я думаю, что люди были ничуть не глупее нас, но у них не было опыта, не было учебников и книг, чтобы научиться многому. Зато они умели наблюдать, делать вывода и на основании этих выводов учились сами и учили других. Вероятно, так и возникло искусство.

Люди делали необходимые орудия труда, какие-то сосуды, не особо вглядываясь, каковы они внешне. Но у кого-то эти предметы получались лучше, в первую очередь, удобнее. Стали стараться сделать еще удобнее, а затем и красивее. У кого не получалось у самих, просили сделать тех, кто умел делать эту работу качественнее, удобнее, красивее. Вероятно, так и появились художники и предметы изобразительного искусства.

Древнейшие, дошедшие до наших дней, художественные произведения были созданы примерно 40-20 тысяч лет назад, в каменном веке. Предметам повседневного обихода - каменным орудиям, сосудам из глины люди придавали художественный облик, т. е. украшали эти предметы. Краской, а также высеканием на камне древнейшие люди изображали на стенах пещер сцены охоты, отдыха. Эти изображения называются пещерными или наскальными росписями.

Люди верили в магию, они считали, что если нарисовать зверя, пронзенного стрелой, то охота будет удачной. Так, рисунок раненого бизона был найден в Альтамирской пещере(Испания) на потолке, выполненный с удивительным мастерством, со знанием анатомии и пропорций. А как талантливо, с каким правдоподобием изображены бегущие животные, какими гибкими линиями нарисован корпус! Такому рисунку может позавидовать современный художник.

Краски в древности делались из минеральных красителей, смешанных с водой, соком растений, животным жиром.
Наряду с пещерными росписями в ту пору создавали разнообразные фигурки из кости и камня, которым поклонялись, как божествам. Из глины, дерева, а позднее из бронзы делали посуду, другие предметы быта.

Точно сказать, когда, где и почему «началось» искусство, не может никто. Оно не началось в строго определенный исторический момент - оно постепенно вырастало из «неискусства», формировалось и видеоизменялось вместе с создающим его человеком.

На земле нынешнего государства Ирак располагалось древнейшее шумерское государство Месопотамия (Междуречье). В Месопотамии возникли первые государства на Земле. Отсюда поднялась культура, которая пришла и в Европу. В городах Месопотамии строили храмы с башнями. Там сложился обычай, по которому каждый властитель строил для себя новый дворец. Иногда в нем было около двухсот комнат. Жители Месопотамии научились выводить арки и своды - полукруглые потолки. Стены украшали выпуклыми рельефами, на которых изображались победоносные битвы или сцены из придворной жизни. Также на стенах составлялись узоры из ярких глазурованных кирпичей: быков, львов, цветов, фантастических зверей, призванных охранять от злых духов. Такие изображения, например,украшали городские ворота Иштар в Вавилоне. В странах Месопотамии также создавались вылепленные из глины или высеченные из камня фигурки людей, животных. Камень для этого привозили из других мест. Конечно, фигуры людей в древнейших росписях несколько скованны и неуклюжи, а скульптурные изображения грубоваты, тем не менее, они были очень выразительны и по-настоящему художественны.

Искусство первобытного общества в поздний период своего развития подошло к разработке композиции, к созданию монументальной архитектуры и скульптуры. В древнем мире искусство впервые достигло цельности, единства, завершенности и синтеза всех форм, служа выражение больших, всеобъемлющих идей: на всех произведениях искусства, имевшего общественный характер, лежит отпечаток эпичности, особой значительности и торжественности. Эти качества привлекали внимание после дующих поколений. Даже тогда, когда глубокие противоречия привел к гибели древний мир.

Рабовладельческий строй, пришедший на смену общинно-родовому, был исторически закономерен и имел, по сравнению с предшествующей эпохой, прогрессивное значение. Он стал основой дальнейшего роста производительных сил и культуры. Эксплуатация рабов породила разделение труда физического и умственного, что создало почву для развития различных форм духовного творчества, в том числе и искусства. Из безымянной среды ремесленников выдвигаются крупные зодчие, ваятели, резчики, литейщики, живописцы и т. д.

Если в доклассовом обществе искусство являлось частью материально-трудовой деятельности человека, то с возникновением классового государства оно стало своеобразной формой сознания и приобрело важное значение в общественной жизни и классовой борьбе. Художественное творчество в своей основе сохраняло народный характер, формируясь в сфере мифологического мышления. Усложнение общественной жизни способствовало расширению образно-познавательного диапазона искусства. Магические обряды, погребальные ритуалы первобытного человека преобразовались в торжественные церемониалы. Погребальные холмы заменялись гробницами, ковчеги - храмами, палатки - дворцами, магические наскальные росписи - изобразительными циклами, украшавшими храмы и гробницы; они увлекательно повествовали о жизни людей древнего мира, хранили застывшими в камне народные легенды, сказания и мифы. Вместо наивных ритуальных статуэток появились монументальные, иногда гигантские статуи и рельефы, увековечивавшие образы земных владык и героев. Различные виды искусства: архитектура, скульптура, живопись, прикладное искусство вступали друг с другом в содружество. Синтез искусств - важнейшее завоевание художественной культуры древнего мира.

В исполнении произведения начинает сказываться различие между ремеслом и искусством. Достигаются совершенство формы, утонченность в орнаменте, изящество в обработке дерева, камня, металла, драгоценных камней и т. д. Острая наблюдательность художника теперь сочетается с умением мыcлить обобщенными понятиями, что находит отражение в возникновении постоянных типов, в укреплении чувства художественного порядка, строгих законов ритма. Художественное творчество в этот период, по сравнению с доклассовым обществом, становится более целостным, оно объединяется едиными принципами и идеями эпохи. Возникают большие монументальные стили.
В религии совершаются сложные процессы перехода от поклонения зверю к представлениям о богах, подобных человеку. Одновременно и в искусстве все более утверждается образ человека, прославляются его деятельная сила, его способность к героическому подвигу.
При всем разнообразии исторического развития рабовладельческих обществ древнего мира для них были характерны две формы.
Первая - восточная, где долго сохранялся общинный строй с его патриархальными устоями. Здесь рабовладение развивалось в замедленных темпах; гнет эксплуатации ложился и па рабов, и на большую часть свободного населения. Рабовладельческие деспотические государства возникают между 5 и 4 тыс. до н. э. в долинах и дельтах больших рек - Нила (Египет), Тигра и Евфрата (древнейшие государства Двуречья) и др. Идейное содержание искусства древних деспотий определялось главным образом требованием прославления власти богов, легендарных героев, царей, увековечения общественной иерархии. Художники черпали также сюжеты из современной жизни, уделяя особое внимание сценам коллективного труда, охоты, празднествам; (Египет), военным историческим событиям (Передняя Азия), воспроизведенным в монументально-эпическом плане. Длительное сохранение общинных отношений тормозило развитие интереса к отдельному человеку, его личным качествам. Искусство Передней Азии подчеркивало в образе человека общие родовые начала, иногда заостряло этнические черты. В Египте, где личность человека приобрела большое значение, портрет впервые в истории получил совершенное художественное воплощение, в значительной мере определив путь дальнейшего развития этого жанра. В искусстве древневосточных деспотий живое наблюдение натуры сочетается с народной художественной фантазией или условностью, оттеняющей социальную значительность изображаемого персонажа. Эта условность медленно преодолевалась в истории развития древней восточной культуры. Искусство все еще не до конца отделилось от ремесла, творчество оставалось большей частью безымянным. Однако в искусстве древневосточных государств уже ярко выражена устремленность к значительному и совершенному.

Вторая форма рабовладельческого общества - античная - характеризуется быстрой сменой примитивной эксплуатации развитой, вытеснением деспотий греческими государствами-полисами, общественной активностью свободного населения, занимающегося трудом. Относительно демократический характер античных государств, расцвет личности, тенденции гармоничного развития обусловили гражданственность и человечность античного искусства. Развиваясь на основе мифологии, тесно связанной со всеми сторонами общественной жизни, греческое искусство было самым ярким проявлением реализма в древнем жире. Мироздание перестало быть для греческих мыслителей чем-то неведомым, подчиненным неодолимым силам. Ужас перед грозными божествами сменился стремлением постичь природу, использовать ее на благо человека. В искусстве Древней Греции был воплощен идеал красоты гармонично развитой личности, утверждавший этическое и эстетическое превосходство человека над стихийными силами природы. Античное искусство периода его расцвета в Греции и Риме обращалось к массам свободных граждан, выражая основные гражданственные, эстетические и этические представления общества.

В эпоху эллинизма - следующий этап развития античной художественной культуры - искусство обогатилось новыми разнообразными аспектами восприятия жизни. Оно стало эмоционально напряженным, проникнутым драматизмом и динамикой, но утратило гармоническую ясности. На последнем этапе своего развития, в эпоху Римской республики и империи, античное искусство пришло к утверждению значения индивидуально неповторимой личности. Искусство эпохи поздней империи - эпохи упадка античной культуры - содержало в зародыше то, что принесло плоды впоследствии. Мыслители и художники обращались к внутреннему миру человека, намечая пути развития европейского искусства средних веков и Возрождения.
Исторически обусловленная ограниченность античного искусства заключалась в том, что оно прошло мимо социального быта, социальных противоречий. Античное искусство обращалось главным образом к свободным гражданам.

Романское искусство. Как выглядели соборы, замки, монастырские комплексы.

Скульптура и живопись в романском искусстве.

Готическое искусство. Архитектура, скульптура, и многое другое

Термин «Романский стиль» , возникший в ХIХ в. Применяется к западноевропейскому древнему искусству ХIX-X-XII вв. (в ряде стран – XIII в.)

Архитектура. Зодчество – ведущий вид искусства того времени. Романский стиль в архитектуре сочетает классические элементы и элементы местного «варварского» зодчества. Наибольшее распространение получают храмы, монастырские комплексы, замки. Внешний облик романских построек отличается простыми массивными формами, ясно читаемыми объектами, торжественной суровостью, монолитной целостностью. Узкие щелевидные окна-бойницы усиливали впечатление тяжеловесности, внушительности постройки.

Средоточением жизни в период раннего средневековья были замки могущественных светских и церковных феодалов. Рыцарский замок, построенный обычно на возвышенности, в труднодоступном месте, окружали мощные крепостные стены, увенчанные зубцами и башнями, вдоль стен не защищённых рельефом, приходил глубокий ров, обычно наполненный водой. Входом в крепость служил укреплённый портал с откидным мостом.

Убежищем феодалов была мощная башня Донжон, служившая композиционным центром замка, вокруг нее располагались жилые и служебные помещения.

Монастыри того времени по своему облику очень напоминали замки. Центром монастырского комплекса был храм – самое значительное создание романского зодчества. Наибольшее распространение получают храмы базиликального типа, унаследовавшие от римлян форму базилики. Романский храм в плане представлял собой латинский крест, образованный пересечением продольных помещений (нефов), которых было обычно три или пять, с поперечными – трансептами.

Центральный, более высокий, чем боковые, неф завершался на западе алтарной апсидой. Вход в церковь обычно был выполнен в виде перспективного портала, выложенного последовательно уменьшающимся к проекту, врезанными в толщу стены полуциркулярными арками. Пространство стен над входом, ограниченное полукружием арки (тимпан) обычно украшалось рельефными изображениями.

Внешний вид романского собора суров, прост, лаконичен. Центром композиции обычно служила башня, увенчанная шпилем, установленная в средокрестии. Пример такого храма – собор Нотр-Дам Ла Гранд а Пуатье (Франция).

Скульптура . Широкое распространение в романском древнем искусстве поучила монументальная скульптура, которая часто расписывалась крестами. Романская пластика подчиняется архитектуре, используется в основном во внешнем оформлении соборов. Рельефные изображения на сюжеты

«Священного писания» размещались на западном фасаде, в тимпанах, на столбах и колоннах, они подчинялись форме элементов постройки: на колоннах пропорции изображения вытянутые, удлиненные, в фризах приобретали приземистые формы.

Центральный образ романской скульптуры – Христос. Разрабатываются темы добра и зла, воплощенные в образах рая и ада; возвышенному противопоставляется низменное, трагическому- комически-гротеское. Например, тимпане собора св. Лазаря в Отене (1130-1140 гг.) в сцене «Страшного суда» грозному и величественному образу Иисусу Христа противопоставлен почти комедийный сюжет: ангел и дъявол, изображённый одновременно страшный и смешной, взвешивают добрые и злые дела умерших.

Постепенно в храмовую скульптуру проникают образы крестьян, простых горожан, комедиантов с их повседневными делами и заботами, появляются герои фольклора, порождённые народной фантазией: химеры, демоны, в получеловеческом полузверином обличье. Романские скульпторы, разрабатывая проблему безобразного, тяготели к фантастическим, чудовищным образам.

Живопись . Живопись, как и скульптура подчинена архитектуре. Средоточением всех видов древних искусств является храм. Наиболее распространённый вид техники – фреска, начинает развиваться витраж.(вид живописи из цветных кусочков стекла, соединённые свинцовым каркасоь). Витражи заполняют оконные проёмы апсид (более широкое распространение этот вид живописи получает в готическом искусстве).

Многоцветные фрески на сюжеты «Священного писания» покрывали поверхности стен. Плоскостной характер росписей придавал мощным стенам еще большую массивность. Примером таких росписей могут служить фрески храма Сен-Савен сюр Гартан в Пуату (конец XI-XII в.) Одна из лучших композиций- фреска «Постройка Вавилонской башени».

Готическое древнее искусство

Готика – следующая ступень в развитии средневекового искусства. Оно поражает разнообразием форм, единством и целостностью во всех своих проявлениях. Как и вся средневековая художественная культура, искусство готики глубоко религиозно, но оно тяготеет к жизни, природе, человеку. Мастеров нового стиля интересует конкретный человек с его чувствами, красота природы.

Высокая одухотворённость образов готики, свойственная им удивительная гармония подготовили приход древнего искусства Возрождения.

Архитектура. Архитектурный облик вольных городов Западной Европы, добившихся в упорной борьбе относительной независимости от крупных феодалов, преображается. На деньги ремесленных общин, ставших заказчиками наряду с монастырями, церковью и богатыми землевладельцами, строятся больницы, биржи, крытые рынки, жилые дома.

Наивысших достижений готическое искусство достигло в храмовом зодчестве. Величественные готические соборы резко отличаются от романских. Более высокие, нарядные лёгкие они поражали изяществом, динамичностью и живописностью. Динамическая устремлённость ввысь всех форм готического храма олицетворяла стремление человека к возвышенному, души – к богу.

Мастера готики продолжают развивать базиликальный тип храма. Одно из главных достижений готической архитектуры – выделение устойчивой каркасной системы, в которой конструктивную роль выполняют крестовые нервюрные своды (нервюры – ребра жёсткости, поддерживающие свод), внутренние устои (колоны) и внешние опоры – (вынесенные за и пределы собора контрафорсы, сдерживающие распор стены, передающийся на контрафорс через аркбутан). Такая конструкция позволяла перекрывать большие пролёты и поднять своды на головокружительную высоту.

Скульптура. Развитие готической пластики неотделимо от архитектуры. Скульптуре принадлежит первенство в готическом изобразительном

искусстве. Она занимает ведущее место в декоративном убранстве собора. Скульптурными композициями были украшены порталы храмов, где посетителя встречали изображения пророков, апостолов, святых, внушительные размеры которых напоминали верующих о их месте в огромном мире, созданном богом. Тимпаны, арки порталов, наши башенок, вимперги украшались декоративными рельефами и круглой скульптурой.

Наивысших достижений готическое искусство достигло в храмовом зодчестве. Величественные готические соборы резко отличаются от романских. Более высокие, нарядные, лёгкие они поражали изяществом, динамичностью и живописностью.

Мастера готики продолжают развивать базиликальный тип храма. Одно из главных достижений готической архитектуры – выделение устойчивой каркасной системы, которой важную роль выполняют крестовые своды.

Одна из характерных особенностей готической постройки – стрельчатая арка ,

которая многократно повторяется в очерках сводов, окон порталов, ниши своей формой подчёркивает лёгкость и динамичную устремлённость ввысь всей архитектурной постройки. Внутреннее помещение готического собора, стены которого в отличие от романского прорезывают большие окна, становятся светлее, порожает своим великолепием. Сам воздух, наполненный разноцветными струями света, просеянного через окна-витражи, производит сильное впечатление.

Величайшее сооружение ранней готики – собор Парижской Богоматери (Нотр-Дам де Пари). В плане собора – пятинефная базилика со слабо выраженным трансептом.Вход в сабор является перспективный портал стрельчатой формы. Центральный неф отмечен окном-розой.

Замечательным памятником готической архитектуры является Римский собор (заложен в 1211 гю)собор в Амьене (около 1236 г.)

Яркий образец итальянской готики – Дворец Дожей в Венеции. Дворец поражает праздничным великолепием декоративной резьбы по мрамору, каменным кружевом украшающей фасады. Непрерывная череда стрельчатых арок в первом и втором этажах, делают постройку чрезвычайно лёгкой.

Хотя тематика этой статьи в первую очередь имеет отношение к антропологии и, в частности, к антропогенезу, все же искусство и его проявления являются крайне важной частью человеческого общества на протяжении всей его истории. Искусство является неотъемлемой частью человеческого разума и в первобытные времена именно оно формировало то, что можно назвать информационным пространством тех далеких времен. Именно поэтому я хочу рассказать о хронологии древнейших произведений искусства обнаруженных на данный момент археологами.

Галька из Макапансгата.

Эта археологическая находка относится к самым древним из известных подтверждений «нецелесообразных действий». Закономерно, что наших предков заботили лишь сугубо утилитарные вещи, вопросы, касающиеся выживания. Действия, которые мы сейчас называем искусством, никак не помогают в выживании. Однако в пещере Макапансгат на территории современной ЮАР был обнаружен удивительный камешек — красная, круглая галька с естественными отверстиями, похожими на лицо. Галька была найдена среди останков так называемых африканских австралопитеков, которые обитали в Южной Африке от 3.5 до 2.5 миллионов лет назад. Австралопитеки — это настолько далекие предки людей, что объединены с нами лишь общим семейством — они и мы являемся гоминидами (человекообразными обезьянами). Австралопитеки не были даже до конца прямоходящими, не говоря уже о разумности, хотя и использовали примитивнейшие орудия труда.

Австралопитек африканский. Реконструкция выполнена Романом Евсеевым (1)

Ученые, исследовавшие пещеру Макапансгата и, в частности, этот забавный камень, установили, что порода, из которой он состоит, не свойственна той местности, и перенесен древними гоминидами на их стоянку не менее чем за 30 километров.


Пещера Макапансгата (2)

Хотя тот камешек весом около 250 грамм нельзя назвать произведением искусства древних, но в виду того, что они перенесли его на столь значительное расстояние, а единственной его естественной особенностью является схожесть с лицом, можно сделать вывод, что именно это привлекло наших древних предков. Несмотря на естественное происхождение гальки, представитель древних гоминид отнесся к нему неестественно и совершил с ней нецелесообразное действие, особенно при учёте того, что у африканских австралопитеков не имелось сумок и, тем более, одежды с карманами, в которых можно было бы носить всякие безделушки. Подобная находка показывает наличие у австралопитеков некоего художественного видения, появления воображения и абстрактного мышления. Появление у гоминид художественного восприятия, конечно же связано с развитием мозга и зрительной системы. Как отмечает антрополог, кандидат биологических наук Станислав Дробышевский, в своей работе, посвященной развитию мозга первобытных людей: «Затылочная доля отвечает в основном за зрение. Очевидно, именно эволюция затылочной доли (конечно, совместно с лобной) сделала возможным развитие визуальных образов.»(3)

Камни-головы.

При раскопках различных стоянок древних людей археологами было обнаружено множество каменных артефактов, напоминающих человеческие головы или лица. Самыми известными можно считать камни из Олдувая (Танзания, около 1.8 мил. лет назад) и Пампау (Германия, около 400 тыс. лет назад). Конечно подобные находки можно было бы посчитать простыми камешками, волей случая принявшими такую форму, но обилие однотипных артефактов именно вблизи стоянок древних позволяет судить об их неслучайности. Скорее всего, наши предки видели в них то же, что и мы, поэтому их собирали, а возможно, и изготовляли. Кроме того, около 400 тыс. лет назад начинают появляться буквально изготовленные памятники символического мышления — различные кости с нанесенными на них насечками в виде параллельных линий, и некого схематичного орнамента, иногда напоминающего фигурки людей. Все эти находки, включая самую древнюю из Танзании, уже относятся ко времени появления первых людей, а именно человека умелого. Примерно в то же время (около 1.9 мил. лет назад) люди начали использовать огонь для приготовления пищи. Нужно заметить, что находок из Олдувая настолько много и они имели такое значение для науки, что в честь этого места получил название целый культурный слой. Олдувайская культура являет собой наиболее примитивную культуру обработки камня и занимает собой от 2.7 до 1 миллиона лет назад.



Камни-головы из различных мест и времени.


Кость с насечками

Палеолитические Венеры.

В более поздний период (около 200 тысяч лет) появились так называемые палеолитические Венеры — первые рукотворные произведения художественной деятельности, представляющие из себя антропоморфные каменные фигурки. Фигурки эти изображают женщин, отсюда и название «Венера». Первая фигурка, Венера из Берехат Рама (Размеры: 3,5 на 2,5 на 2,1 см) 150 — 280 тыс. Вторая — Венера из Тан-Тана (Размеры: 5,8 на 2,6 на 1,2 см.) еще не подверглась тщательному анализу, и называть ее возраст было бы рискованно. Хотя на обеих фигурках отчетливо видны какие-то насечки, придающие им характерную форму, их рукотворное происхождение ставится под сомнение некоторыми археологами.

Венера из Берехат Рама и Венера Тан-Тана.

Первые проявления искусства.

В дальнейшем, начиная примерно с 85 тысяч лет назад, искусство начинает прочно входить в жизнь древних людей (4). Повсеместно обнаруживаются всевозможные украшения в виде бус из ракушек, костей и зубов. В основном эти находки сосредоточены в Южной, Северной и Восточной Африке, родине современных людей, в частности, в Тафоральте в Марокко и Бломбос Кэйв в Южной Африке. Именно тогда обнаружены первые захоронения людей с признаками ритуального поведения — отдельные могилы с находящимися в них некими знаковыми вещами, например, рога и челюсти животных в руках умерших из захоронений Кафзех 11 и Схул 5 (Израиль, 90 тыс.л.н.). Впрочем, это не подтвержденный факт — нет уверенности в том, что умершие были захоронены именно так, а не то, что эти объекты попали туда случайно, или же это просто ошибка при раскопках и дальнейшей интерпретации. В тех же местах было обнаружено аналогичное по древности первое захоронение двух людей в одной могиле — матери с ребенком.
Первые археологические находки охры (природный краситель встречающийся в виде камней разной плотности) в древних пещерах датируются примерно 78 тысячами лет назад. И хотя, в последствии, охра повсеместно использовалась для изготовления краски, нет никаких свидетельств о том, что в тех же целях ее применяли уже тогда. Охра так же могла использоваться и для дубления шкур, и наноситься на кожу для защиты от насекомых. Но имеются находки кусков охры с нанесенным на нее примитивным орнаментом. Однако обнаруживаются и деревянные палочки со следами порошковой охры, видимо ими все же что-то окрашивали. Ибо сложно предположить другое их применение.


Бусины из ракушек из пещеры Бломбос
Охра с орнаментом


Использование красной охры девушками из Намибии в наши дни

Украшения неандертальцев.

Необходимо отметить, что основная часть находок того времени относится к Африке. Жившие в Европе и Азии неандертальцы практически не обладали никакими признаками художественной деятельности, хотя царапины на кости и камни тоже наносили (4). В более поздний период неандертальцы тоже начали изготовлять бусы из просверленных зубов, но это было весьма редкое явление, и датируется оно около 30 тыс. л.н., т.е. уже тем периодом, когда они довольно давно соседствовали с кроманьонцами.


Бусы неандертальцев

Интерес представляет «маска» из Ля Роше-Котар (Франция). Она являет собой кусок камня с естественным отверстием и засаженным в него обломком кости животного. В принципе, эта конструкция может напоминать человеческое лицо, но важно отметить, что сейчас мы судим с точки зрения современного человека, но совершенно неясно, что видели в этом неандертальцы. Возможно, эта находка вовсе не имеет отношения к художественной деятельности. Хотя в то, что данный артефакт появился случайно вследствие каких-то других действий, верится с трудом, так как вставленная в отверстие кость зафиксирована там маленькими камешками.


«Маска» из Ля Роше-Котар. В левой «глазнице» видны те самые фиксирующие камни

Но, несмотря на «пренебрежение» искусством, неандертальцы развили свой разум до примитивного понимания ритуалистики и неких спиритуальных проявлений. Так, на стоянках в горах Швейцарии и Югославии, обнаружены памятники, названые «культом медвежьих черепов» — тайники с черепами пещерных медведей. Между тем, неандертальцы все же практиковали захоронения своих умерших, хотя в их могилах не обнаружено какой-либо утвари или захоронений нескольких человек. Древнейшее захоронение обнаружено в Сима де лос Уэсос в Атапуэрке (Испания) около 325 лет назад (5). Оно представляло собой просто-напросто глубокую шахту, куда скидывали трупы. Это захоронение называют «гигиеническим» — предположительно шахта использовалась для отдаления трупов от жилища, потому что туда сбрасывались и трупы животных. Однако, что характерно, в шахте обнаружены лишь кости хищных животных и ни одной — травоядного. Это намекает на то, что жившие там ассоциировали себя именно с хищниками. Неандертальцы же, в период от 68-78 тыс.л.н. буквально копали могилы для каждого умершего (исключительно одиночные) и даже иногда ставили на них некие «памятники» в виде каменных плит нехарактерной формы или заметных объектов. Но нельзя говорить, что это были именно памятники в нашем понимании. С таким же успехом это могли быть и просто отметки о нахождении могилы, чтобы не раскопать ее случайно в будущем. Кстати хоронили они на неком подобии кладбищ — специально отведенного для этого места, на удалении от стоянки.

Зарождение древнейшей живописи.

Самыми известными памятниками художественной деятельности древних людей, несомненно, являются наскальные рисунки. Конечно, они выглядят наиболее яркими и запоминающимися, но при этом самый древний рисунок со стоянки Аполло 11 в Намибии, в принципе, не так уж стар. Эта небольшая известняковая плитка с изображением на ней какого-то животного, вероятно хищника, изначально датировалось примерно 26-28 тыс.л.н., но последующий, более тщательный анализ показал, что ее возраст составляет 59 тыс.л.н.

Самый древний рисунок со стоянки Аполло 11 в Намибии

Конечно, глядя на этот рисунок сложно понять, что именно он изображает, но нельзя не отметить относительно хорошее качество рисунка — художник явно старался соблюсти пропорции и отразить анатомические детали изображаемого животного. Теоретически, нельзя исключать наличия некой живописи и в более ранние периоды, ведь охра, основной краситель древних, обнаруживается на стоянках за многие десятки тысяч лет до этого. Но вот материальных доказательств этому не сохранилось, либо они еще не найдены.
Фактически все наскальные рисунки созданы руками сапиенсов, самые древние, конечно же, находятся в Африке. В Европе они начинают встречаться примерно в 40 тыс.л.н., с момента переселения первых сапиенсов. Неандертальцы, которые жили там ранее, не имели склонностей к искусству. Недавно найденный древнейший рисунок неандертальцев в пещерах Испании около Малаги, датируется 43 тыс.л.н. Так сообщает журнал New Scientist (6), и тут важно отметить, что это не официальная научная статья, поэтому и данные о возрасте не являются официальными.

Рисунок из пещеры в Малаге

В статье говорится, что здесь изображены тюлени. Однако, глядя на этот крайне примитивный рисунок, сложно понять, что же это такое, хотя некое сходство с тюленями всё же проглядывается. Но вышеупомянутый Дробышевский в своей статье-комментарии сомневается в причастности неандертальцев к рисунку. Он напоминает, что первые сапиенсы появились в Европе около 42 тыс.л.н. и вполне могли быть и в Испании. Кроме того сапиенсы, в отличии от неандертальцев, любили море и дары моря. Неандертальцы же практически не использовали подобную пищу. (7)
Примерно с 30 тыс.л.н. наскальные рисунки начинают становиться почти что обычным делом для древних людей. Сейчас мы можем наблюдать огромное разнообразие подобных памятников различного качества исполнения. Примечательно то, что иногда мы видим очень хорошие художественные работы, которые сейчас можно было бы назвать картинами, как, например, изображения животных из пещеры Шове, (Франция, около 30 тыс.л.н.) где хорошо видно использование композиции и перспективы. Или же цветные росписи из Фон-де-Гом (Франция, около 17 тыс.л.н.), в которых виден своеобразный стиль, использованный художником. Наряду с тем встречаются и значительно более «простые» рисунки, которые сейчас мог бы спокойно изобразить подросток или даже ребенок, как в Каповой пещере (Башкирия, 36 тыс.л.н.).


Пещера Шове


Пещера Фон-де-Гом


Капова пещера

В мотивах древней наскальной живописи так же есть интересная тенденция. Так, на территории Европы преобладают изображения именно животных. Тогда как в Африке чаще встречаются изображения человека и геометрических фигур. При этом основным мотивом изображений являются сцены охоты. Еще повсеместно наличествуют отпечатки человеческих рук. В отпечатках рук не исключен и обрядовый смысл, хотя, возможно, это лишь самый простой способ изобразить некую относительно сложную текстуру.


Африканские наскальные рисунки охоты


Куэва-де-лас-Манос, Пещера Рук. Аргентина, около 9000 до н.э.

Особый интерес представляют те рисунки, которые, как это ни странно, не предназначались для общего внимания. Их тоже найдено немало. Такие рисунки сделаны в глубоких и узких щелях внутри пещеры, куда иногда с трудом может поместиться человек.


Археологи Дирк Хоффман и Алистар Пайк. Слева ассистент Густаво Санц Паломера.
Фото: Департамент образования, культуры и спорта правительства Кантабрии, Испания.

На фото выше запечатлены исследователи пещеры Арсо-Би в Кантабрии в Испании (8), изучающие один из таких рисунков. На фото хорошо видно, что имеющийся на своде рисунок сейчас было бы даже сфотографировать проблематично. Совершенно неясно, для каких целей делались такие картины. Возможно, они имеют отношение к каким-то ритуалам посвящения или чему-то вроде. Или же это действительно было сделано «для себя», скажем, как сейчас ведут личные дневники.
Наскальная живопись активно просуществовала очень долго, примерно до бронзового века, а в некоторых местах вплоть до нашей эры. Впрочем, даже сейчас, наскальные рисунки используют в шаманских практиках различные племена индейцев и африканцев.


Корабли в пещере Лаха Альта, Испания (предположительно около 6000 до н.э.)


Наскальные рисунки с плато Тассилин-Адджер, Алжир. Датируется примерно 200-700 годами нашей эры. Эти рисунки относятся к «периоду верблюдов» по периодизации наскальной живописи Африки.

Человеколев и древнейшие скульптуры.

Но нельзя забывать и о развитии скульптуры, которой в этой статье было уделено очень мало места. В целом ее развитие продвигалось аналогичным образом, хотя и было сопряжено с известными трудностями в обработке твердых материалов, особенно камня. Древние скульптуры, так же, как и рисунки, в основном являли собой резные изображения животных, изготовляемые зачастую из бивней мамонтов. Особое внимание стоит уделить фигурке, названой «Человеколев» (9).
Человеколев (нем. Löwenmensch, англ. Lion-man) — это вырезанная из бивня мамонта фигурка, найденная в Швабском Альбе около города Ульм, Германия. Возраст статуэтки составляет примерно 40 тысяч лет. Интересно в ней то, что это самое древнее обнаруженное зооморфное изображение. Статуэтка высотой в 29.6 см представляет собой нечто среднее между человеком и львом — почти человеческое тело с ярко выраженной головой льва. Изначально исследователи расценили Человекольва именно как мужчину, но дальнейшие исследования, проведенные Элизабет Шмид, дали предположение, что это женщина. Впрочем, нет никаких объективных данных говорящих о половой принадлежности фигурки, все эти предположения в основном имеют идеологический характер. Как и с подавляющим большинством художественных работ древних людей, сейчас невозможно установить ее предназначение, хотя несложно предположить какой-то сакральный смысл, связь человека и природы, мистических представлений древних людей.

Все эти фигурки объединяет одна характерная черта — ярко выраженные половые органы и груди, а так же большой живот, возможно отражающий беременность, конечностям и голове при этом уделяется мало внимания, или же они отсутствуют вовсе. Возможно, наиболее вероятное значение Венер именно мистические — амулет фертильности и плодородия. Хотя, опять таки, это лишь предположение, которому может противоречить тот факт, что не абсолютно все «Венеры» уделяют столь большое внимание фемининным аспектам.
Еще стоит упомянуть, что при раскопках в Холе-Фельс рядом со Швабской Венерой был обнаружен другой занимательный артефакт — птичья кость с отверстиями, скорее всего служившая флейтой. Возраст флейты так же составляет около 35 тысяч лет. Вероятно, это наиболее древний музыкальный инструмент. Однако это тема уже совсем другого рассказа.


Швабская костяная флейта

В завершение необходимо отметить, что в принципе название данной статьи неверно и поставлено сюда «для красного словца». Те памятники древнейшей культуры, которые обозревались в этой статье, не стоит называть искусством. Искусством как таковым, в том виде, в котором мы понимаем его сейчас. Правильно было бы назвать это художественной деятельностью. Сейчас мы можем не более чем строить догадки о том, что они из себя представляют, и главное, для чего они были сделаны. Безусловно они являются объектом какого-то информационного плана, информационного обмена, развития восприятия и социума. Но если говорить о древнейших памятниках, то мы не имеем никаких подтвержденных данных о том, что именно это было. При этом многие находки сделанные достаточно давно, так и не получили подтверждений. А другие после детального изучения оказываются совсем не там, чем считались ранее. Зачастую простым мусором.
Вероятней всего, истоки того искусства, которое сродни понятному нам, стоит искать примерно в период докерамического неолита (около 12000 лет д.н.) и немного ранее, во времена перехода от охоты и собирательства к производящему хозяйству и оседлости.
Несмотря на то, что мы не имеем ясного представления о развитии воображения и культуры наших далеких предков, впрочем как и разума в целом, даже имеющаяся картина крайне интересна и ярка. Три миллиона лет назад человекообразное существо нашло маленький красный камень с рожицей и несло его в руке тридцать километров потому что он его заинтересовал.
И спустя три миллиона лет мы приносим домой с прогулки забавные камушки. А еще создаем поразительные произведения самого разнообразного искусства, летаем в космос и разрабатываем искусственный интеллект, активно изыскиваем способы борьбы со старостью, и создаем поразительно разрушительное оружие.

Отдельная благодарность за помощь Елене Марчуковой.

Материалы:

1. http://other-worlds.ucoz.ru/

2. http://whc.unesco.org/en/list/915

3. Общие тенденции эволюции мозга человека. Антропогенез.ру (онлайн ресурс) http://antropogenez.ru/zveno-single/156/

Обновлено: Сентябрь 22, 2018 автором: Роман Болдырев


Top