Упражнения на чувство ритма. Комплекс упражнений по развитию чувства ритма

Чувство ритма необходимо не только танцорам и музыкантам. Оно должно быть развито у всех. Ведь оно напрямую связано с умением управлять своим телом, с координацией движений. В детском возрасте это влияет, в первую очередь, на умственные человека, да и на личностное развитие в целом. Ранее считалось, что чувство ритма, как бы ни хотелось, но развить невозможно, сейчас же доказано, что это вполне реально осуществить.

Можно ли развить чувство ритма?

Ранее упоминалось, что его можно и нужно развивать. Если казалось, что чувство ритма, как и музыкальных слух, - нечто из рубрики врожденных способностей, то наукой доказано, что с помощью специальных все это можно с легкостью развить.

Как развить чувство ритма в музыке и в танцах?

  1. Метроном . Все слышали о том, что занятия с ним в разы помогут улучшить чувство ритма. Всегда начинайте с медленных темпов, и каждый раз прибавляйте по 5 ударов.
  2. Запись . Записывайте на диктофон, видеокамеру все ваши занятия. Как не верти, но со стороны легче увидеть собственные ошибки.
  3. Объективный взгляд . Если речь идет о развитии чувства ритма в музыке, то во время игры важно слушать себя со стороны. Таким образом лучше слышны и видны ошибки.
  4. Внимательно слушаем . Танцорам рекомендуется тщательно вслушиваться в музыкальную композицию, мысленно раскладывая ее по частям: ритм, вокал и сама мелодия. В любом аудио есть фон. Вот к нему и следует прислушаться. Поначалу это нелегко, но со временем благодаря этому упражнению любая композиция будет воспринята совсем по-новому. К тому же нелишне отстукивать ритм по столу.
  5. Прохлопывания . И детям, и взрослым многие педагоги советуют прохлопывать музыку, выделяя хлопками сильные и слабые участки.
  6. Больше музыки . Анализируйте композиции различных жанров. Поначалу это должны быть мелодии, в создании которых используются разнообразные музыкальные инструменты. К примеру, это может быть латиноамериканская музыка.

На первый взгляд может показаться, что чувство ритма не нужно никому, кроме музыкантов и танцоров. Однако это большое заблуждение. Ребенку для нормального существования оно просто необходимо, поскольку напрямую связано с координацией движений и умением управлять своим телом.

Хорошая координация не только гарантирует относительную безопасность малыша, который меньше падает и легче уворачивается от хаотично бегающих сверстников, но и обеспечивает умение играть в подвижные игры, успешное развитие крупной и мелкой моторики. Все это, в свою очередь, непосредственно влияет на умственные способности ребенка и становление его личности в целом.

Совсем недавно считалось, что чувство ритма является врожденным и коррекции не поддается, но, к счастью, оказалось, что это не совсем так. С одной стороны, да, многие малыши чувствуют музыку и могут ритмично двигаться чуть ли не от рождения - сразу начинают производить осознанные движения. . С другой стороны, у детей, которые данной способностью обделены, можно ее развить, причем в доступной игровой форме : ребенок даже не заметит, что вы его чему-то учите.

7 игр для развития чувства ритма

Марш, марш левой!

Ребенок марширует под счет от одного до четырех. Взрослый задает ритмический рисунок, выделяя голосом, к примеру, первую и третью доли, на которые нужно топнуть сильнее. Затем ритмический рисунок меняется. Следующим этапом становится марширование под музыку.

Например:
РАЗ-два-ТРИ-четыре
или
РАЗ-ДВА-три-четыре
или
раз-два-три-ЧЕТЫРЕ и т.п.

Оркестр

Выбираем стихотворение, которое малышу уже знакомо (например, «Кошкин дом») и озвучиваем его, используя различные инструменты - бубен, барабан, ксилофон, свистульку или просто хлопая в ладоши на сильные доли. При этом партии у инструментов могут быть разными. Допустим, в барабан будем бить только на сильные доли, а свистулька будет свистеть всегда, только слабые доли тише, а на сильные - громче.

Например:
тили-бОм, тили-бОм,
загорЕлся кОшкин дОм.

Непослушные козлики

Дети (веселее, если их несколько) встают в кружок, они - козлики, которые играют на лугу. Взрослый произносит любые слоги, произвольно делая акценты. На слабые слоги козлики лягаются (машут ножками назад), а на сильные - бодаются (выставляют над головой руки с вытянутыми указательными пальцами, как рожки).

Например:
ТА-та-та-та-ТА-та-ТА-та-та-та-ТА-та-та-ТА.

Аплодисменты

Хлопаем в такт любимой песенке. Сначала - только на сильные доли, затем на все, выделяя акценты более сильным хлопком.

Например:
пусть всегдА будет сОлнце,
пусть всегдА будет нЕбо

или
пусть всегдА будет сОлнце,
пусть всегдА будет нЕбо.

Ёжик и барабан

Взрослый произносит стихотворение про ежика, а ребенок на каждое «бум» ударяет в барабан (хлопает в ладошки или бьет ладошками по коленям). Ведущий может произвольно менять ритмический рисунок в каждом случае, а малыш должен его повторить.

Например:
С барабаном ходит ёжик.
Бум-бум-бум!
(или, например, БУМ-БУМ-бум-бум-бум )
Целый день играет ёжик:
Бум-бум-бум!
С барабаном за плечами —
Бум-бум-бум! —
Ёжик в сад забрёл случайно.
Бум-бум-бум!
Очень яблоки любил он.
Бум-бум-бум!
Барабан в саду забыл он.
Бум-бум-бум!
Ночью яблоки срывались:
Бум-бум-бум!
И удары раздавались:
Бум-бум-бум!

Дождик

Взрослый произносит слова, а ребенок хлопает в ладошки все быстрее и быстрее (в ритм стихотворения попадать не нужно).

Например:
Капля – раз! Капля – два!
Капли медленно сперва…
Стали капли ударять,
Капля каплю догонять.
А потом, потом, потом
Все бегом, бегом, бегом.
До свиданья, лес густой!
Побежим скорей домой!

или
Маша (имя ребенка) вышла на прогулку. Вдруг набежали тучки, и начался дождик. Маша открыла зонтик. Сначала на него падали редкие капельки, затем они стали сильнее, потом еще сильнее и превратились в настоящий ливень! Потом ливень стал затихать… и т.д.

Повторюшка

Взрослый отстукивает ритм (хлопает, топает, бьет в бубен или в барабан), а ребенок должен повторить ритмический рисунок. Игра станет еще интереснее, если инструменты у ребенка и взрослого будут разные, или взрослый будет прохлопывать ритм, а ребенок - протопывать.

Например:
2-2-3
или
3-3-1-3-1
или
1-2-2-2
(цифры обозначают количество ритмических ударов, а тире - паузы между ударами).

Материал подготовлен педагогами Центра развития и образования «Элитора»

admin

Спутником человека на протяжении жизни является широкий спектр чувств и ощущений. Невозможно отыскать область, попав в которую, он избегает встречи с ритмом, сопровождающим его повсюду.

Прошли времена, когда ученым требовалось доказывать миру размер роли, играемой чувством ритма в жизни человека, ведь еще в животе матери ритм ее сердцебиения успокаивал младенца, выполнял для него роль колыбельной мелодией. Люди не успевают появиться на свет, но уже сталкиваются с ритмом.

Если рассматривать его развитие со стороны развития остальных человеческих чувств, помогающих выживать с момента рождения, то большое число людей избегут возникновения комплексов, по поводу отсутствия чувства ритма. Не выдвигались бы теории на ту же тему. В конце концов, врожденное чувство ни чем не уступает обонянию или осязанию, и развивается по равным законам. Человек чувствует, привыкает, анализирует.

Связь ритма со слухом

Ритм прямым образом зависит от слуха, связь двух чувств стала главным и единственным отличием чувства ритма от вкуса, зрения или другого врожденного чувства.

Правило легло в основу создания упражнений, направленных на развитие чувства ритма, поэтому они подходят и для тренировки слуха.

Среди людей распространен термин «врожденный слух», но насколько правильным станет употребление словосочетания «врожденный ритм»? Музыканты используют первый термин, когда желают подчеркнуть дар человека, помогающий ему достичь небывалых высот в профессии - , опираясь на который индивидуум может безошибочно определить высоту и тембр звука.

Если принять во внимание доводы ученых, человек имеет чувство ритма, находясь в утробе матери, задолго до рождения, поэтому оно не может быть «неврожденным». Люди, жалующиеся на отсутствие способности чувствовать ритм, на самом деле просто не развили . Легче всего заниматься раскрытием чувства ритма в детстве, когда любой навык изучается легче и быстрее, но взрослый человек способен справится с задачей не хуже маленького ребенка.

Способы развития чувства ритма у детей

Ответственные родители, неравнодушные к судьбе любимого чада, должны с первых дней жизни ребенка заниматься развитием у него сразу целого комплекса чувств и навыков, не забывая и о ритмическом развитии. Мама малыша, занимаясь с ним каждодневными гимнастическими упражнениями, может облегчить задачу, если начнет обращать внимание на звуки, издаваемые собой во время этого процесса. Детские песни, колыбельные, веселые стихи - каждое действие влияет на развитие чувства ритма у ребенка.

Дети, достигшие школьного возраста, или приблизившиеся к статусу первоклассника, могут заняться следующим:

Читать вслух стихотворения, уделяя внимание ударениям. Стихотворение является одним из видов ритмического произведения.
Читать вслух стихотворения, на этот раз, выделяя ударения жестами. Хлопком или притопом ноги, на слабой или сильной доле произведения.
Занимать время маршировкой.
Учиться танцевать, начиная с простых ритмичных движений под соответствующую музыку.
Записаться на дополнительные занятия, посвященные игре на ударно-шумовых инструментах.

Приобретите ребенку бубен или колокольчик, а затем займитесь с ним самостоятельным домашним обучением. Посадите малыша перед собой, а затем попросите его повторить за вами простое упражнение, направленное на развитие чувства ритма:

Равномерная последовательность однообразных ударов.
Серия ударов в простом или сложном ритме.

Способы развития чувства ритма у взрослого человека

Принцип построения упражнений, помогающий взрослому человеку развить чувство ритма, не меняется. Он так же слушает, анализирует и повторяет, разница в сложности и способе подачи материала. Взрослый, желающий развить способность чувствовать ритм, должен придерживаться списка упражнений:

Ежедневно слушайте разную музыку в большом объеме, после прослушивания композиции пробуйте повторить услышанную мелодию с помощью голоса.
Играйте на любимом музыкальном инструменте, используя метроном.
Повторяйте сложные последовательности ритма, прибегая к методу постукивания пальцами или хлопков. Не стойте на месте, повышайте уровень сложности, останавливая выбор на трудных композициях.
Ежедневно , развивайте навык или учитесь. Танец помогает развить способность чувствовать ритм.
Не занимайтесь самостоятельно. Если имеете возможность танцевать с партнером, петь дуэтом, играть в компании друзей или в музыкальной группе - непременно используйте ее.

Работа над способностью чувствовать ритм не терпит снисходительного отношения, над улучшением навыка нужно трудиться старательно, нужный уровень усердия поможет достичь видимых результатов уже после первой или второй тренировке.

Упражнения, направленные на развитие чувства ритма имеют разную степень сложности: простые, не требующие космических усилий, и трудные, заставляющие человека «поломать голову».

Не нужно бояться сложностей, твердое желание достичь цели поможет вам разобраться с ними так же легко, как решить школьное уравнение по математике.

24 марта 2014, 17:06

У понятия «чувство ритма» в музыкальном плане очень простое определение. Чувство ритма – это способность ощущать музыкальное время и улавливать события, которые происходят в течении этого времени.

Что есть музыкальное время? Это равномерное биение пульса, равномерное чередование в нем сильных и слабых долей. Многие даже никогда не задумывались о том, что музыка какой-нибудь пьесы для инструмента или песни насквозь пронизана каким-то единым движением. А между тем, именно от этого единого движения, от частоты ударов пульса зависит темп музыки, то есть ее скорость – быстрой она будет или медленной.

ПОДРОБНЕЕ О МУЗЫКАЛЬНОМ ПУЛЬСЕ И МЕТРЕ –

А что такое события музыкального времени? Это и есть то, что называется словом ритм – последовательность звуков, различных по своей длительности – долгих или коротких. Ритм всегда подчиняется пульсу. Поэтому хорошее чувство ритма всегда основано на ощущении живого «музыкального сердцебиения».

ПОДРОБНЕЕ О ДЛИТЕЛЬНОСТЯХ НОТ –

Вообще чувство ритма — это понятие не сугубо музыкальное, это то, что рождено самой природой. Ведь в мире все ритмично: смена дня и ночи, времен года и т.д. А посмотрите на цветы! Почему у ромашек так красиво расположены белые лепестки? Это все и есть явления ритма, и они знакомы каждому и каждый их чувствует.

Как проверить чувство ритма у ребенка или взрослого?

Сначала несколько вводных слов, а затем мы расскажем о традиционных и нетрадиционных методах проверки, об их плюсах и минусах. Проверку чувства ритма лучше всего производить не в одиночестве, а в паре (ребенок и взрослый или взрослый и его товарищ). Почему? Потому что нам трудно бывает дать объективную оценку самому себе: мы можем себя или недооценивать или переоценивать. Поэтому лучше, если есть кто-нибудь проверяющий, желательно музыкально образованный.

Что делать, если мы не хотим никого звать, чтобы нас послушали? Как тогда проверить чувство ритма? В таком случае вы можете записывать упражнения на диктофон и потом оценивать себя как бы со стороны по записи.

Традиционные методы проверки чувства ритма

Такие проверки широко практикуются на вступительных экзаменах в музыкальные школы и считаются универсальными. Они, на первый взгляд, очень простые и объективные, но, на наш взгляд, все-таки не подходят всем без исключения взрослым и детям.

МЕТОД 1 «ПРОСТУЧАТЬ РИТМ». Ребенку, будущему ученику предлагают послушать, а затем повторить ритмический рисунок, который простукивается ручкой или прохлопывается в ладоши. Это же самые мы предлагаем сделать и вам. Послушайте несколько ритмов, исполненных на различных ударных инструментах, а затем простучите их или прохлопайте в ладоши, можете просто напеть на слоги типа «там та-та там там там».

Примеры ритмических рисунков для прослушивания:

Данный способ выявления ритмического слуха нельзя назвать идеальным. Дело в том, что многие дети не справляются с заданием. И не потому, что у них не развито чувство ритма, а в простой растерянности: ведь их просят продемонстрировать то, чего они еще никогда в своей жизни не делали, иногда они вообще не понимают, чего от них хотят услышать. Получается, что ничему еще не учили, но спрашивают. Разве это дело?

Поэтому, если ребенок или испытуемый взрослый справился с заданием – это хорошо, а если нет, то это ни о чем не говорит. Нужны другие методы.

МЕТОД 2 «СПЕТЬ ПЕСНЮ». Ребенку предлагают спеть любую знакомую песню, самую простую. Чаще всего на прослушиваниях звучит песня «В лесу родилась елочка». Вот и вы попробуйте напеть на диктофон свою любимую песню, а затем сравните с оригиналом звучания – много ли расхождений?

Конечно, когда просят что-то спеть, то цель проверки, прежде всего – слух мелодический, то есть звуковысотный. Но так как мелодия немыслима без ритма, то и чувство ритма, следовательно, можно проверить по пению.

Однако и этот метод не всегда работает. Почему? Дело в том, что не все дети могут вот так сразу взять и запеть. Одни стесняются, у других пока нет координации между голосом и слухом. И снова получается та же самая история: спрашивают то, чему еще не учили.

Новые методы проверки чувства ритма

Так как распространенные методы диагностики чувства ритма не всегда могут дать материал для анализа, и, следовательно, в определенных ситуациях оказываются непригодными для проверки слуха, мы предлагаем еще несколько «запасных», нетрадиционных методов проверки, хотя бы один из них должен подойти именно вам.

МЕТОД 3 «РАССКАЗАТЬ СТИХОТВОРЕНИЕ». Этот способ проверки чувства ритма, пожалуй, наиболее доступный для детей. Нужно попросить ребенка прочитать небольшой отрывок (2-4 строчки) любого стихотворения (желательно простого, детского). Например, пусть это будет знаменитое «Наша Таня громко плачет» Агнии Барто.

Читать стих лучше размеренно – не очень быстро, но не медленно, то есть в среднем темпе. При этом ребенку дается задание: каждый слог стихотворения отмечать хлопком в ладоши: рассказывать и хлопать в ладоши в ритме стиха.

После чтения вслух можно дать более сложное задание: читать мысленно про себя и только хлопать в ладоши. Вот тут-то и должно выясниться, насколько развито ритмическое чувство.

Если результат упражнения положительный, можно еще усложнить задание: подвести ребенка к фортепиано, указать на нем какие-нибудь две соседние клавиши в среднем регистре и попросить «сочинить песенку», то есть рассказывать стишок и подбирать мелодию на двух нотах так, чтобы в мелодии сохранился ритм стиха.

МЕТОД 4 «ПО РИСУНКУ». Следующий способ характеризует умственное понимание, осознание явлений ритма вообще в жизни. Нужно попросить ребенка нарисовать рисунок, только обязательно указать, что именно рисовать: например, домик и забор.

После того, как испытуемый завершит рисунок, анализируем его. Оценивать нужно по таким критериям: чувство пропорций и чувство симметрии. Если у ребенка с этим все нормально, то чувство ритма можно будет развить в любом случае, даже если оно в данный момент никак себя не проявило или вообще, кажется, что оно напрочь отсутствует.

МЕТОД 5 «НАЧАЛЬНИК ПОЛКА». В данном случае чувство ритма оценивается по тому, как ребенок командует маршировкой или любым самым простым физическим упражнением из зарядки. Сначала можно попросить маршировать самого ребенка, а затем предложить ему поруководить маршировкой «строем» из родителей и участников экзаменационной комиссии.

Таким образом, мы рассмотрели с вами целых пять способов проверки чувства ритма. Если их применить в комплексе, то в результате можно получить хорошую картину по степени развитости этого чувства. О том, как развить чувство ритма, мы будем говорить уже в следующем выпуске. До новых встреч!

Прежде всего, нужно понять, что развить чувство именно музыкального ритма не получится в отрыве от практики. Другими словами, нужно развивать его в процессе музыкальных занятий при помощи специальных упражнений и приемов, которые мы чуть ниже рассмотрим.

Другое дело, что есть также и такие виды деятельности, которые способствуют, то есть могут помочь воспитанию чувства ритма, несмотря на то, что непосредственно не относятся к музыкальной практике. Их мы тоже рассмотрим отдельно.

Развитие чувства ритма при занятиях музыкой

На воспитание чувства ритма можно направить самые разные виды музыкальной деятельности: изучение теоретической базы, игра на инструменте и пение, переписывание нот, дирижирование и др. Рассмотрим основные способы, которые посвящены этой проблеме.

ДЕЛО №1 «ВОСПИТАНИЕ МОЗГОВ». Чувство ритма – это не просто чувство, это еще и определенный способ мышления. Поэтому чрезвычайно важно постепенно привести ребенка (а взрослому – прийти самому) к осознанию явлений ритма с точки зрения музыкальной теории. Что тут самое важное? Важны понятия пульса, метра, музыкального размера, знание длительностей нот и пауз. В выполнении данной задачи вам помогут следующие материалы (нажимайте на названия – будут открываться новые странички):

ДЕЛО №2 «СЧЕТ ВСЛУХ». Этот способ широко применяется учителями музыкальных школ, причем как на начальном этапе, так и со старшими детьми. В чем суть метода?

Ученик вслух ведет счет долей в такте в соответствии с размером. Если размер 2/4, значит, счет идет так: «раз-и, два-и». Если размер 3/4, то, соответственно считать нужно до трех: «раз-и, два-и, три-и». Если размер такта выставлен 4/4, тогда и считаем до четырех: «раз-и, два-и, три-и, четыре-и».

В то же самое время, точно так же просчитываются различные музыкальные длительности и паузы. Целая считается на четыре, половинная нота или пауза занимает две доли, четвертная- одну, восьмая – половинку доли (то есть их две штуки можно сыграть на долю: одна играется, например, на «раз», а вторая – на «и»).

И таким образом, равномерный размерный счет и счет длительностей совмещается. Если регулярно и качественно использовать данный метод при разучивании произведений, то ученик постепенно привыкнет к ритмичной игре. Вот пример такого совмещения:

ДЕЛО №3 «РИТМОСЛОГИ». Этот способ развития ритмического чувства очень эффективный, он применяется обычно в 1-2 классах на уроках сольфеджио, но можно заниматься этим и дома в любом возрасте. Детям объясняют, что в мелодии есть длинные и короткие звуки, для которых подбираются похожие по длительности ритмо-слоги.

Например, всякий раз, когда в нотах попадается четвертная нота, предлагается говорить слог «та», когда восьмая – слог «ти», две восьмых подряд – «ти-ти». Половинная нота – говорим растянутый слог «та-ам» (как бы показывая, что нота длинная и состоит из двух четвертей). Это очень удобно!

Как с этим работать? Берем какую-нибудь мелодию, например, мелодию известной песни М. Карасева «Маленькой ёлочке холодно зимой». Можно взять пример и проще или сложнее, как вам угодно. И дальше работа строится в таком порядке:

  1. Сначала просто рассматриваем нотный текст, определяем, какие в нем есть длительности нот. Репетируем – все длительности называем своими «слогами»: четвертные – «та», восьмые – «ти», половинные – «та-ам».

Что у нас получается? Первый такт: та, ти-ти. Второй такт: та, ти-ти. Третий: ти-ти, ти-ти. Четвертый: та-ам. Разбираем таким вот образом мелодию до конца.

  1. Следующий этап – подключаем ладошки! Ладошки у нас будут хлопать ритмический рисунок с одновременным проговариванием ритмических слогов. Можно, конечно, с этого этапа сразу и начать, особенно, если прибегаете к методу уже не первый раз.
  2. Если ребенок запомнил ритмический рисунок, то можно поступить так: ритмо-слоги заменить на названия нот, а ладошки пусть продолжают отстукивать ритм. То есть мы хлопаем и называем ноты в нужном ритме. Одновременно прокачиваем, таким образом, и навык чтения нот и чувство ритма.
  3. Делаем все то же самое, только ноты теперь уже не просто называем, а поем. Учитель или взрослый пусть подыграет мелодию. Если вы занимаетесь самостоятельно, то послушайте ее в аудиозаписи (плеер – ниже), можно петь одновременно с прослушиванием.
  1. После такой хорошей проработки обычно для ребенка не составляет труда подойти к инструменту и проиграть ту же мелодию уже с хорошим ритмом.

Кстати, при желании можно использовать и любые другие подходящие ритмические слоги. Например, это могут быть звуки часов: «тик-так» (две восьмушки), «тики-таки» (четыре шестнадцатых ноты), «бом» (четверти или половинные) и т.д.

ДЕЛО №4 «ДИРИЖИРОВАНИЕ». Дирижирование удобно применять при пении мелодий, оно в таком случае заменяет собой счет вслух. Но у дирижерского жеста есть еще одно преимущество по сравнению с другими способами развития ритма: он связан с пластикой, с движением. И именно поэтому дирижирование чрезвычайно полезно не только тем, кто поет, но и тем, кто играет на любом инструменте, поскольку воспитывает точность движения и волю.

Ведь часто бывает так, что ребенок понимает ритм и слухом, и умом, и глазами, но сыграть верно не может из-за того, что не отработана координация между слухом и действием (движениями рук при игре на инструменте). Вот этот недостаток как раз легко выправляется с помощью дирижирования.

ПОДРОБНЕЕ О ДИРИЖИРОВАНИИ –

ДЕЛО №5 «МЕТРОНОМ». Метроном – это специальный прибор, который отбивает музыкальный пульс в выбранном темпе. Метрономы бывают разные: лучше всех и дороже – старые механические заводные со шкалой и грузиком. Есть аналоги – электрические метрономы или цифровые (в виде приложения для смартфона или программы для компьютера).

Метроном применяют на разных этапах обучения, но преимущественно в работе со старшими детьми и студентами. Какова цель? Метроном включают для того, чтобы учащийся лучше слышал биение пульса, что позволяет ему играть все время в одном темпе: не ускорять его и не замедлять.

Особенно плохо, когда ученик ускоряет темп (без метронома он может этого и не почувствовать). Почему это плохо? Потому что в таком случае он не доигрывает определенные доли, не выдерживает паузы, не выигрывает какие-то ритмические фигуры, съедает их, комкает (особенно шестнадцатые ноты на последних долях такта).

В результате произведение не только искажается ритмично, страдает и качество его исполнения – рано или поздно ускорение приводит к тому, что произведение «забалтывается», в нем теряется ясность, а также появляются технические ошибки (остановки, не получаются пассажи и т.д.). Происходит это все оттого, что при ускорении музыкант не позволяет себе нормально дышать, он напрягается, излишне напрягаются и его руки, что приводит к срывам.

ДЕЛО №6 «ПОДТЕКСТОВКА». Разучивание мелодий с текстом или подбор слов, текста под музыку тоже является хорошим способом воспитания ритмичной игры. Ритмическое чувство здесь развивается благодаря выразительности словесного текста, который тоже имеет ритм. Тем более, что ритм слов более знаком людям, чем ритм музыкальный.

Как применять этот метод? Обычно в песнях остановки на длинных нотах приходятся на те же моменты, когда подобные остановки происходят в тексте. Есть два пути, любой из них эффективен:

  1. Учить песню со словами до ее проигрывания на фортепиано (то есть почувствовать ритм раньше).
  2. Разобрать песню по нотам, а потом для большей точности ритма – играть ее и петь со словами (слова помогают выправить ритм).

Кроме того, подтекстовка часто помогает освоить какие-то сложные ритмические фигуры, например квинтоли. Подробнее про исполнение квинтолей и других необычных ритмов можно прочитать в статье, посвященной видам ритмического деления.

ВИДЫ РИТМИЧЕСКОГО ДЕЛЕНИЯ –

Занятия, способствующие развитию чувства ритма

Как мы уже отметили выше, если такие занятия, которые напрямую не касаются музыки, но помогают в воспитании чувства ритма детям и взрослым. К числу таких видов деятельности можно отнести математику, чтение стихов, физкультурные упражнения, хореографию. Рассмотрим подробнее все, что мы назвали.

МАТЕМАТИКА. Математика, как известно, помогает развитию логического мышления. Даже простейшие арифметические действия, которые отрабатываются детьми в 1-2 классе, существенно повышают чувство пропорций и симметрии. А мы уже говорили о том, что эти чувства помогают усвоить ритм умом.

Позволим себе одну рекомендацию. Если вы проверяете чувство ритма у своих малолетнего сына или дочки, и результаты вас не очень радуют, то не нужно их срочно тащить в музыкальную школу. Нужно, чтобы они немного подросли, научились в школе читать, писать, складывать и вычитать, и только после этого, то есть лет в 8-9 уже приводить ребенка в музыкальную школу. Дело в том, что слабое чувство ритма эффективнее всего развивается именно умственно, и поэтому для успеха нужна хотя бы элементарная математическая подготовка.

ЧТЕНИЕ СТИХОВ. Выразительное чтение стихотворений полезно не только потому, что также связано с воспроизведением ритмов, пусть и речевых. Музыка – это тоже в определенном смысле речь и язык. Огромную пользу приносит анализ содержания стихотворных текстов.

Ведь как читают стихи большинство людей? Они улавливают рифмы, но совершенно не понимают, что они читают. Однажды нам довелось побывать на уроке литературы в 8 классе. Проходили поэму «Мцыри» М.Ю. Лермонтова, дети рассказывали наизусть отрывки из поэмы. Это была печальная картина! Учащиеся произносили текст четко по строчкам, совершенно не обращая внимания на знаки препинания (точки и запятые), которые могли встретиться посреди строки, и совершенно не обращая внимания на то, что в конце строки никаких знаков препинания могло и не быть.

Приведем один из отрывков. Вот что по смыслу (не по строчкам) написано у Лермонтова:

Держа кувшин над головой,
Грузинка узкою тропой сходила к берегу.
Порой она скользила меж камней,
Смеясь неловкости своей.
И беден был ее наряд;
И шла она легко,
Назад изгибы длинные чадры откинув.
Летние жары покрыли тенью золотой лицо и грудь ее;
И зной дышал от уст ее и щек.

А теперь сравните это содержание с тем, которое произносилось читающими учениками по строчкам (несколько примеров):

«Сходила к берегу. Порой» (А порой и не сходила?)
«И шла она легко, назад» (Девушка включила задний ход, как на автомобиле)
«Откинув. Летние жары» (Жару откинула подальше, да здравствует холод!)

Отличается текст мастеров-рассказчиков от текста Лермонтова? Вопрос риторический. Потому-то и важно анализировать содержание. Это помогает анализировать затем и музыку с точки зрения ее ритмического строения, фразировки и не играть что-то наоборот.

ЗАНЯТИЯ ФИЗКУЛЬТУРОЙ И ТАНЦАМИ. Эти способы позволяют познавать ритм с помощью пластики, движений. Если мы говорим о физкультуре, то тут, прежде всего, следует иметь в виду зарядку-разминку, которую проводят в школах обычно под хороший ритмический счет. Для развития ритма также могут быть полезны занятия теннисом (ритмические ответы) и художественной гимнастикой (под музыку).

О танцах и говорить нечего. Во-первых, танец почти всегда сопровождается музыкой, которую танцующий также запоминает ритмически. А, во-вторых, многие движения танцев разучиваются под музыкальный счет.


Top