Балерина светлана захарова призналась, что рождение дочери перевернуло ее жизнь. Захарова Светлана: биография, личная жизнь и балет

Текст: Настя Волчек

Фото: ИТАР-ТАСС, Starface.ru, Fotobank

34-летняя прима-балерина Большого театра Светлана Захарова рассказала в интервью журналу OK! о том, как замужество и рождение дочери изменили ее жизнь и помогли проще смотреть на многие вещи.

В начале июля балерина Светлана Захарова отказалась от участия в премьере балета «Онегин» из-за своего несогласия с постановщиками по вопросу составов. Впрочем, главный редактор журнала OK! Вадим Верник решил не спрашивать Светлану о причинах ее решения, как и не стал обсуждать скандалы , произошедшие за последнее время в Большом театре. В интервью балерина рассказала о более приятных вещах - замужестве и рождении дочери.

Со своим супругом - скрипачом Вадимом Репиным - Светлана Захарова познакомилась на новогоднем концерте. Захарова увидела будущего мужа на сцене и «была поражена», а после выступления подошла взять автограф. В следующий раз они встретились только через год. Захарова не распространяется о деталях романа с Репиным, но не скрывает, что замужество и рождение дочери Анны в 2011 году полностью изменили ее жизнь.

«Раньше днем и ночью все мысли были только о балете. А после рождения дочери весь мир перевернулся. Недаром говорят, что материнство меняет женщину, украшает ее. Я поняла, что надо проще смотреть на какие-то вещи, быть мудрее, не раздражаться и не зацикливаться на одной лишь профессии», - поделилась Захарова в интервью журналу OK!.

Светлана призналась, что совершенно не переживала за карьеру, когда узнала, что беременна. Она оставила сцену, отдыхала, ездила с мужем на гастроли и чувствовала себя «женщиной, которая просто живет и наслаждается». После рождения дочери Захарова уже через три месяца была на сцене. Сейчас балерина старается не расставаться с 2-летней Анной надолго, и если гастроли длятся больше пяти дней, берет ее с собой.

В августе Светлана Захарова и Вадим Репин выступят вместе в Швейцарии на фестивале «Сан-Пре классик», в котором принимают участие люди, которых связывает дружба или семейные узы. Впервые супругов пригласили на фестиваль несколько лет назад, когда узнали о том, что они теперь вместе. Но из-за плотного графика и декретного отпуска Светланы выступление пока так и не состоялось.

Через несколько недель Захарова будет танцевать в Сан-Пре под аккомпанемент мужа номер на музыку Арво Пярта Fratres «Плюс минус ноль», который поставил молодой хореограф из Петербурга Владимир Варнава. Балерина призналась, что «немножко опасается», так как если в семейной жизни супруги готовы к компромиссам, то в профессии не привыкли уступать.

Прима-балерина Большого театра Светлана Захарова, её биография в Википедия (рост, вес, сколько лет), личная жизнь и фото в Инстаграм, семья — родители (национальность), муж и дети интересуют многих почитателей её яркого таланта.

Светлана Захарова – биография

Родилась Светлана в 1979 году в Луцке. Её отец был военнослужащим, а мать – хореографом танцевальной студии для детей. Именно она привила дочери любовь к искусству и помогла добиться первых результатов в хореографии.

В 10-летнем возрасте девочка поступила в хореографическое училище в Киеве, а через 6 лет стала участницей конкурса «Vaganova-Prix», который проходил в Санкт-Петербурге и был организован Академией русского балета им. Вагановой, где она заняла второе место.

Естественно, что на талантливую девушку обратили внимание и предложили поступить в Санкт-Петербургскую Академию балета, причем, она была зачислена сразу на последний курс.

Через год, получив диплом, Захарова была принята в труппу Мариинского театра. Здесь к концу сезона при помощи художественного руководителя театра Ольга Моисеевой девушка стала солисткой балета.

В 18 лет Светлана уже являлась примой театра и была задействована в главных ролях таких классических балетов, как «Спящая красавица», «Жизель», «Баядерка», «Лебединое озеро», «Дон Кихот» и других.

А вскоре наступил очередной взлет в её карьере. Этому способствовало её сотрудничество с хореографом Джоном Ноймайером, который ставил спектакль «Тогда и теперь», где молодой балерине отводилась главная роль. Хореограф сумел раскрыть в Светлане новые грани её таланта, показав, что ей подвластны не только классический, но и ультрасовременный танец. После такого успеха Захарова начала ездить с гастролями по всему миру, и стала первой балериной из бывшего Советского Союза, станцевавшей на сцене Парижской оперы.

Последняя премьера 237-го сезона Большого театра омрачилась скандалом. От участия в балете «Онегин» (12–21 июля) отказалась прима-балерина Светлана Захарова. Народная артистка России, лауреат государственной премии РФ должна была исполнить роль Татьяны Лариной.

По словам пожелавшего сохранить анонимность источника «Известий», после объявления очередности составов (всего их шесть, г-жа Захарова и ее партнер Дэвид Холберг попали во второй), балерина демонстративно покинула репетиционный зал. В этот же день с ее личного сайта исчезло объявление об участии в «Онегине» в Большом театре.

Согласно источнику, танцовщица официально отказалась от участия в постановке, однако на сайте ГАБТа тем не менее выложили составы всех спектаклей, где Захарова и Холберг значились 13 и 17 июля.

Пресс-атташе Большого театра Катерина Новикова подтвердила «Известиям», что Светлана Захарова приняла решение не участвовать в «Онегине».

Ее решение не принимать участие в премьерных спектаклях мне комментировать трудно. Могу предположить, что это вызвано ее несогласием с теми составами, на которых настаивали постановщики, - сказала г-жа Новикова.

Вместе с тем источник «Известий» в ГАБТе отметил, что если бы дело было в решении постановщиков, балерина, «известная уважительным отношением к коллегам», с ним бы согласилась.

Однако, по словам собеседника издания, балерина полагает, что художественные интересы в данном случае не главные, а постановщики поддались давлению руководства балета, пожелавшему видеть в первом составе других танцовщиков, «в данный момент особенно активно раскручиваемых».

В первый состав «Онегина», утвержденный фондом Крэнко, вошли Ольга Смирнова (Татьяна), Владислав Лантратов (Онегин), Семен Чудин (Ленский), Анна Тихомирова (Ольга).

Сама Светлана Захарова для комментариев сейчас недоступна - ее телефон выключен.

Пресс-атташе ГАБТа Катерина Новикова также отметила, что «возможности получить ее ответ нет».

Педагог-репетитор Светланы Захаровой в ГАБТе, народная артистка СССР Людмила Семеняка на вопрос, где в данный момент находится ее ученица, ответила: «По всем вопросам обращайтесь в театр».

Председатель худсовета Большого балета Борис Акимов сообщил, что был в отъезде и узнал об этой новости «только что». Однако несмотря на официальное заявление г-жи Захаровой и исчезновение ее фамилии из списка составов, он намерен дождаться вечерней репетиции.

Я должен сам убедиться, что она не придет, - заявил г-н Акимов.

Российскую судьбу балетного переложения «энциклопедии русской жизни» от Джона Крэнко нельзя назвать счастливой. Когда Штутгартский балет в 1972 году впервые привез этот спектакль на гастроли, публика в зале смеялась, а отечественные специалисты осудили «Онегина» за развесистую клюкву. Отмечались, в частности, гости в косоворотках на балу у Лариной и странное участие дам - Татьяны и Ольги - в сцене дуэли.

Недружелюбный прием, очевидно, расстроил владельцев спектакля, и последующие попытки россиян поставить его у себя наталкивались на сопротивление.

На несговорчивый фонд Крэнко, в частности, жаловался «Известиям» в бытность свою худруком Юрий Бурлака, отметивший, что «стоимость прав на спектакль в совокупности с гонорарами художников, авторов музыкальных аранжировок и прочих лиц, причастных к постановке, оказалась настолько высока, что Большому пришлось отказаться от этой затеи». У г-на Бурлаки даже сложилось впечатление, что представители фонда Крэнко «категорически не хотят, чтобы «Онегин» шел в России».

Его преемнику, Сергею Филину, удалось сдвинуть дело с мертвой точки. Как рассказал худрук в интервью «Известиям» незадолго до кислотной атаки , он «занимался этим вопросом четыре года, общался с обладателями прав, убеждал, доказывал». В итоге, по словам худрука, ему «удалось главное - подружиться с людьми, которые отвечают за этот балет».

В число друзей г-на Филина, вероятно, вошел и худрук Штутгартского балета Рид Андерсон, который стал руководителем постановочной группы в Большом театре. В майском интервью «Известиям» он рассказал, что «подготовка к «Онегину» началась еще прошлым летом», но кастинг был проведен спустя несколько дней после нападения на худрука. В этом же интервью г-н Андерсон отметил, что «репетиции начались еще несколько недель назад», но без его участия.

Как сообщил «Известиям» один из исполнителей роли Онегина Руслан Скворцов, в Москву для проведения заключительной фазы репетиций г-н Андерсон должен был приехать еще неделю назад, но не приехал.

На вопрос о причинах его отсутствия ни пресс-служба фонда Крэнко, ни сам г-н Андерсон ответа не дали.

Однако в пресс-службе Штутгартского балета «Известиям» рассказали, что решение об очередности составов принял г-н Андерсон.

По решению г-на Андерсона, премьеру будут танцевать Владислав Лантратов и Ольга Смирнова. Также просим обратить внимание, что очередность составов выбиралась не только из-за ведущей женской роли, но и из-за совокупности всех пяти главных ролей, - отметили в пресс-службе.

Г-н Андерсон еще вчера был уверен, что Светлана Захарова будет танцевать согласно намеченному расписанию. Однако сегодня, по словам сотрудника пресс-службы, он был информирован, что «г-жа Захарова покинула Москву и, по всей видимости, не сможет принимать участие в репетициях, необходимых для ее выхода в запланированных выступлениях».

Согласно сайту ГАБТа , Дэвид Холберг остался в постановке - он станцует 21 июля, его Татьяной будет Евгения Образцова.

Зрителям, полагавшим, что в первый день премьерного блока станцуют премьеры ГАБТа Светлана Захарова и Дэвид Холберг, а также тем, кто приобрел билеты, поверив составам с участием Захаровой, вывешенным на сайте ГАБТа уже после ее отказа, сдать свои билеты не удастся.

По правилам ГАБТа - кстати, противоречащим Закону РФ «О защите прав потребителей», - дирекция имеет право на замену артиста, а билеты можно вернуть театру только в случае отмены или переноса спектакля.

22 декабря 2015, 21:03

Вначале биографическая справка для тех, кто не знает, кто это такие.

Светлана Захарова - народная артистка России, прима-балерина Большого театра, приглашенная этуаль Ла Скала, мировая "звезда" балета. Величайшие балетмейстеры ХХ века Олег Виноградов, Пьер Лакотт не скрывают восхищения перед балериной, "идеальным воплощением петербуржского стиля".

Обладательница двух «Золотых масок», лауреат Госпремии РФ, народная артистка России. 26 мая 2015 года Светлана Захарова признана лучшей танцовщицей года по версии Benois de la Danse (председатель жюри Приза - Юрий Григорович) . Это уже второй "балетный Оскар" артистки.

Вадим Репин - выдающийся скрипач с мировым именем.

В пять лет новосибирский мальчик взял в руки скрипку, в одиннадцать – завоевал Золотую медаль на Международном конкурсе имени Венявского в Польше, четырнадцатилетним подростком Вадим уже выступал в Токио, Мюнхене, Берлине и Хельсинки, а в пятнадцать лет сыграл в знаменитом Карнеги-холле в Нью-Йорке. Победа в Международном конкурсе королевы Елизаветы в Брюсселе была завоевана Репиным в семнадцать лет, что сделало его самым молодым победителем в истории этого престижного состязания.

«Действительно лучший, самый совершенный скрипач из тех, которых я слышал», – отзывался о Вадиме Репине один из величайших музыкантов ХХ века Иегуди Менухин, а берлинская газета Tagesspiegel назвала его «Лучшим скрипачом из ныне живущих».

Светлана Захарова - третья жена музыканта. Он говорит о своем чувстве к ней так:

"Я бы определил наши отношения простой фразой: когда она находится на расстоянии взгляда от меня, я чувствую себя полноценным. Когда же это расстояние увеличивается (порой это бывает до нескольких тысяч километров), я ощущаю ущербность и половинчатость. И тут уже неважно, понимает она меня или нет: просто мне ее катастрофически не хватает на всех уровнях – эмоциональном, физическом, духовном. Наши отношения – это необъяснимое словами чувство подъема 24 часа в сутки "

Об истории знакомства рассказала Светлана:

"Несколько лет назад, накануне Нового года, телеканал «Россия» планировал снять передачу с участием звезд классической музыки и балета. По каким-то причинам съемки отменили, но концерт всё же состоялся. Правда, без артистов балета. «На сцене разместится оркестр, танцевать будет негде, - пояснили мне. - Но мы хотим пригласить вас на концерт в качестве зрителя. Дирижировать будет Владимир Федосеев, выступать - Вадим Репин и много других музыкантов и певцов». Я пришла. Увидев Вадима на сцене, я была поражена его ярким, запоминающимся исполнением. А после концерта подошла к Федосееву и Репину, чтобы поблагодарить. И впервые в жизни попросила автограф - у Вадима!

Пара поженилась в 2010 году, а в 2011 у них родилась дочь Анна.

Из интервью Захаровой:

- Многие балерины ради этой профессии отказывают себе в главном женском счастье - материнстве. У вас были раздумья по этому поводу?

- У меня не стоял вопрос - быть или не быть. Я и вся моя семья ждали этого, и поэтому, когда появилась на свет моя дочка, все были счастливы. Я, и мой муж, и мама. Рождение ребенка - особый, важнейший момент в моей жизни. Имя Анна дали по святцам - церковному календарю. Поскольку я и муж - скрипач Вадим Репин - часто разъезжаем, то воспитание Анечки на себя взяла моя мама. Вначале она посвятила свою жизнь мне, а теперь целиком отдается заботам о внучке. Но я все-таки не круглый год на гастролях, тем более когда выпадают длительные выступления - мы выезжаем всей семьей вместе с Анюткой. И тогда, где бы ни выступала, я чувствую себя как дома. И муж прилетает туда, где мы находимся. Так что мы всегда стремимся навстречу друг другу.


- Вы счастливы в личной жизни?

- Да, счастлива. Мы оба служим искусству: я балету, а муж музыке. Мы с ним понимаем друг друга. Любим вместе ходить на спектакли и на концерты, а потом обсуждаем увиденное. Многие говорят, что как только покидают стены театра, тут же забывают о нем и переключаются на другие дела. Мы же постоянно и думаем об искусстве и говорим - у нас это получается как-то само собой. Музыка и балет существуют вместе, вот и мы рискнем, если получится, впервые выступить вместе на фестивале в Швейцарии, где проходит фестиваль искусств, в котором представлены самые разные жанры: встречаются певцы, танцовщики, музыканты, чтецы. Нас уже много лет приглашали на этот форум, и мы нашли, наконец, свободное для обоих "окошко" в наших графиках. Выступим с совместным проектом, где Вадим будет играть, а я танцевать под его музыку.



Несколько лет назад супруги организовали совместный проект «Па-де-де на пальцах и для пальцев». Репин играет, Светлана танцует. Идиллия.


«Такой балерины не было, нет и не будет», – так сказал о балерине Светлане Захаровой знаменитый французский модельер Ив Сен-Лоран, и под этими словами с готовностью подпишутся многие поклонники балета.

Родилась будущая артистка в 1979 году в украинском городе Луцке. Отец был военным, а мать работала в хореографическом коллективе. По ее инициативе Светлана начала заниматься в кружке народного танца в Доме пионеров, но позднее у девочки возник интерес к классическому балету, и в 1989 году ее отправили учиться в Киев.

В Киевском хореографическом училище наставницей Светланы становится В. Сулегина. Ученица проявляет незаурядные данные – не только пластичность и гибкость, но и артистичность, музыкальность. В 1995 году ее направляют в Ленинград на престижный конкурс Vaganova-Prix. Светлана представляет первую вариацию из балета «Пахита», вариацию из па-де-де в хореографии , па-де-де Голубой птицы из балета «Спящая красавица» (партия Принцессы Флорины). Светлана была самой юной участницей конкурса – и ей это не помешало удостоиться второй премии, а также получить приглашение в Академию русского балета им. , причем зачисляют ее на последний курс – это был поистине беспрецедентный случай в истории прославленного учебного заведения. В Академии она учится у Е. Евтеевой.

После окончания Академии танцовщица была принята в труппу Мариинского театра, и сразу же С. Захаровой доверили весьма сложную партию классического репертуара – роль Повелительницы дриад в « » – и Светлана блестяще справилась с этой ролью. На нее обратила внимание не только публика, но и Ольга Моисеева – в прошлом балерина, а в то время – педагог-репетитор. Под ее руководством Светлана Захарова подготовила несколько партий: Мария в « », седьмой вальс и мазурка в « », Гюльнара в « » и наконец – заглавная роль в « ». Это весьма сложная партия – и балерина стала самой юной ее исполнительницей. И зрители, и критики были единодушны в своих восторгах.

В 18-летнем возрасте С. Захарова уже была прима-балериной Мариинского театра. В репертуаре ее появляются разные партии. С одной стороны, это классический репертуар (« », « », «Спящая красавица», « »), с другой – балеты («Симфония до мажор», «Серенада», « », «Аполлон»), («Тогда и теперь»), (« »). Таким образом, балерина проявляет себя как универсальная исполнительница, которой доступны разнообразные направления в хореографическом искусстве. Дважды артистка удостаивалась премии «Золотая маска» – в 1999 году за балет «Серенада», а в 2000 – за роль принцессы Авроры.

В 1999 году С. Захарова впервые предстает перед иностранной публикой – на гастролях театра в Аргентине она исполняет роль Медоры в балете « ». Год спустя она выступает в балете « » в хореографии , поставленном совместно с «Нью-Йорк сити балле», в « », поставленном Н. Макаровой в Бразилии. В 2001 она участвует в спектакле « » в Парижской национальной опере. В 2002 году балерина танцует в гала-концерте на «Площади искусств» в Монреале с Х. М. Карреньо и в концерте памяти в театре «Ла Скала» с . В том же году в Парижской опере С. Захарова выступает в балете « » в постановке . По рекомендации , который увидел балерину на репетиции, директор театра приглашает ее танцевать в одном из спектаклей Парижской оперы.

За время работы в Мариинском театре Светлана Захарова исполнила около тридцати ролей. Не раз она получала приглашение в Большой театр, но привязанность к Мариинскому была велика, трижды балерина отказывалась, но в 2003 году она все-таки согласилась. По словам С. Захаровой, это решение было обусловлено желанием исполнять нечто новое: «Я не ушла из Мариинского театра, я просто перешла работать в театр с другим репертуаром», – говорила артистка.

В Большом театре репетитором С. Захаровой становится . В репертуаре балерины появляются новые роли – например, Аспиччия в балете «Дочь фараона» в постановке П. Лакотта (запись этого спектакля была издана на DVD-диске).

С 2004 года Светлана Захарова много выступает за рубежом: « » (Никия) в Гамбурге, « » (заглавная партия) в Милане, « » (Китри) в Токио, « » (Одетта-Одилия) на рождественском спектакле в Париже, юбилейные концерты в Лондоне и Париже… Совмещать активную гастрольную деятельность со спектаклями в Большом театре непросто, но балерине это удается: Эгина в « », Пара в желтом в «Русских сезонах» А. Ратманского на музыку Л. Десятникова.

Некоторые современные балетмейстеры создают балеты специально для Светланы Захаровой. Например, японский хореограф Асами Маки поставил для нее балет на музыку Г. Берлиоза «Дама с камелиями». Балет имел успех и в Токио, и в Москве, а балерина, по ее словам, «чувствовала себя как в драматическом театре».

Итальянский танцовщик Франческо Вентрилья поставил для нее балет «Захарова. Суперигра» на музыку молодого итальянского композитора Эмильяно Пальмьери. В этом спектакле балерине пришлось воплотить образ, казалось бы, нетипичный для балета – персонажа компьютерной игры, которому надлежит пройти все уровни и достичь бессмертия.

И еще об одной роли Светланы Захаровой нельзя не упомянуть – Наташа Ростова. «Первый бал Наташи Ростовой» в постановке Раду Поклитару стал одним из самых запоминающихся моментов церемонии открытия Олимпиады в Сочи в 2014 году. Партнером балерины был . Свои чувства во время этого выступления артистка описывает как «волнение вперемешку с невероятной эйфорией и счастьем от происходящего».

Светлана Захарова – не только человек искусства, но и политический деятель. В 2006 году балерина становится членом Совета по культуре и искусству при Президенте России, а с 2008 по 2012 год являлась депутатом Государственной Думы.

Музыкальные Сезоны


Top