Race to space группа. Интервью с группой «Race to Space»: о космическом творчестве и колонизации планет

Больше года назад московский квинтет Devices дал чуть ли не первое свое выступление на одной из московских сессий французского фестиваля Tour De Trans . При этом русские тележурналисты интересовались этой группой сильнее, чем всеми остальными участниками феста, включая зарубежных гостей. Причина пристального внимания была вовсе не в знаменитых киномелодиях, которые группа превращала в электронные психоделические пьесы, а в том, что за клавишами стоял актер Петр Федоров, известный по фильмам «Обитаемый остров» и «Россия 88 » (а теперь еще и «Гоп-стоп»). Остальные участники группы тоже профессионально связаны с теле- и киноиндустрией, этим объясняется, что Devices редко выступают и заняты студийной работой - у них просто мало свободного времени, чтобы вместе собраться.

Теперь в группе, переименовавшейся в Race to Space , на одного кинопрофессионала больше - к «бойз-бенду» присоединилась поющая актриса Мириам Сехон, хорошо известная по успешной ретрогруппе ВИА «Татьяна». Так что по логике вещей Race to Space теперь еще трудней согласовывать графики, чем обычно. Тем не менее реформированная группа дает свое первое публичное московское выступление в клубе China-Town-Café на вечеринке OPENSPACE.RU «Темные лошадки» и не собирается на этом останавливаться.

- Мы вас прежде знали как Devices , а теперь вы - Race to Space . Как с переменой названия изменилась ваша музыка, кроме того что к группе прибавилась певица Мириам Сехон? Значит ли это, что Devices больше не существует?

Петр Федоров. Race to Space - результат творческой эволюции Devices , облагороженный появлением фронтмена. Космос стал ближе.

Дмитрий Пахомов. Мы долго сомневались в этом, потому что название хорошее и многие наши друзья были против его смены. Проблема тут была в том, что все мы живем наполовину в виртуальном пространстве и поэтому должны как-то выделяться, а на запрос devices в любом поисковике или на музыкальном сайте выскакивают сотни различных коллективов, в названии которых слово devices ключевое. А еще у нас уже есть большая неоновая вывеска RACE TO SPACE, которую нам подарили друзья на этот Новый год, а вывески DEVICES нет.

Race to Space - Is This Home

- Что поет Сехон? В том смысле, сама пишет тексты или откуда-то берет? Почему на английском?

Федоров. У английского языка много преимуществ, но главный его плюс в том, что он неотрывно связан с той музыкальной традицией, которая нам симпатична и которой мы следуем. А создание текстов и вокальных мелодий - единый процесс, за который полностью отвечает Сехон. Как правило, все рождается на ходу.

Читать текст полностью Пахомов. Нам всегда был симпатичен именно женский вокал, потому что, во-первых, мы любим женщин (а также детей, животных и мир во всем мире), а во-вторых, в сочетании с нашей музыкой он слушается выигрышнее. Голос космоса вообще кажется нам скорее женским, чем мужским. Поэтому мы довольно долго искали девушку, которая бы удовлетворяла нашим требованиям по части голоса, владения английским и способности писать тексты самой. И в какой-то момент в наше поле зрения буквально ворвалась Сехон, у которой детство прошло в передвижном театре, свободный английский и французский (может, она еще каким языком владеет, я просто не знаю, но русский она выучила только в 11 лет), актерское образование, чистый тренированный голос и способность с полпинка настрочить достойный текст. Мы влюбились!!!

Мы написали про вас в анонсе следующее: «Замученные высокооплачиваемой поденщиной профессионалы ищут выход в космос где-то в глубине души и находят его в музыке, произрастающей из светлых воспоминаний о детстве и юности, когда мир был таинственней, а фильмы интересней». Где мы ошиблись?

Федоров. Анонс мы читали - он смешной, и вы нигде не ошиблись. Единственное, чего хотелось бы, так это чтобы поденщина была действительно высокооплачиваемой.

Пахомов. Надо добавить, что сейчас мы представляем новую программу, которая в меньшей части состоит из инструментальных кавер-треков на знаменитые киномелодии, которые мы играли на TransMusicales и потом еще пару раз гоняли в «Солянке», а в большей части - из треков собственных, в которых поет Сехон. Кроме того, будет один свежий кинокавер с вокалом - очень неожиданный.

- Часть участников группы пишет музыку к российским телесериалам. Что заказывают? Чем гордитесь?

- Представьте участников группы - кто за что ответственный?

Саша Туркунов - мотор, звукореж и бит&бас-мейкер. Без него ничего невозможно.
Вадик Маевский - гитарист, организатор и коммуникатор, а также счастливый обладатель студийной арт-хаты.
Петр Федоров - клавишник, мелодист и режиссер наших клипов.
Саша Малышев - соло-гитарист с собственным почерком (мы называем это - «истерика»).
Митя Пахомов - басист, монтажер, медиахудожник.
Мириам Сехон - голос, front-woman , автор текстов.

- А когда вы говорите про музыкальную традицию, которой вы следуете, что вы имеете в виду? Приведите примеры.

Пахомов. Десять космотреков, которые группа Race to Space регулярно берет с собой в полет:

1. Underworld. «Born Slippy»
2. Chemical Brothers. «Star Guitar»
3. Beasty Boys. «Intergalactic»
4. Prodigy. «Out of Space»
5. Boards of Canada. «Daywan Cowboy»
6. Kraftwerk. «Aerodinamic»
7. Orbital. «Halcyon and on and on»
8. David Bowie. «Hello Spaceboy»
9. Faithless. «To All New Arrivals»
10. Blur. «Universal»

Удачи, друзья! Главное - не сделайте, как «Челленджер».

Московская группа Race To Space – одно из самых необычных явлений на российской электронной сцене. Их космическая энергия живет и распространяется по своим законам. В пространстве Race To Space живут те, кто делают выбор в сторону чистого искусства, обитающего вне категорий шоу-бизнеса.

27 апреля в клубе Yota Arena группа представит новый виниловый альбом Freefall и цифровой сборник Freefall (Remixes). Накануне концерта обозреватель портала Москва 24 Алексей Певчев побеседовал с музыкантами Race To Space Вадимом Маевским и Мириам Сехон.

– Вы играете концерты не так часто, но сейчас повод значительный. Поэтому и решили проявиться и на большой площадке?

Мириам Сехон: Последний год мы работали над тем, чтобы в новом составе играть наши песни. При занятости каждого участника другими проектами и работами это в принципе не так просто. Переосмыслить песни и добиться звучания, которое бы всех устраивало, требует времени и сил. Но как только результат нас устроил, мы стали выступать. На самом деле, последнее время мы играем не так уж редко, а если рассматривать частоту концертов на протяжении всего существования группы, – даже часто.

Большая площадка требует большой аудитории и хотя бы одного повода. Сегодня их несколько. Это и выход винила Freefall, и сборника ремиксов.

– То, что вы редко появляетесь на публике, означает то, что вы предпочитаете работать в студии?

Вадим Маевский: Появление на публике для нас – отличный повод поиграть вместе. На подготовительном репетиционном этапе и, собственно, на сцене. Студийная же работа у нас (так исторически сложилось) происходит маленькими группами. Мы записываем музыку, оттачиваем конкретные моменты, дорабатываем материал по отдельности, будь то новые песни или старые.

– Вы играете электронную, англоязычную музыку – то есть абсолютно не ориентированную для раскрутки на радио и уже тем более на ТВ. Вам это безразлично и у вас есть свои способы донести свое творчество до аудитории?

Мириам Сехон: Мы делаем ту музыку, которую любим, ориентируемся, в первую очередь, на собственный вкус. Нет задачи сильнее раскрутиться, продаться и всем понравиться. И некая эксклюзивность этой музыки в том, что она не для всех. Если уже находятся слушатели, то они действительно свои и они остаются с нами, следят, приходят на концерты. Вопрос не в количестве, а в качестве.

К тому же есть и популярные отечественные группы, поющие на английском, которым удается пробиться в эфиры радио и телеканалов.

Мириам Сехон: На "Урганте" были совсем недавно, так что еще рано о чем-то говорить. Это одна из немногих телепрограмм, за которой следят даже люди, отказавшиеся от телевизора давным-давно. Поэтому это очень приятно. Не думаю, что зрителей станет в разы больше, но зато видео с программы потом станет одной из наших визитных карточек.

– Вы презентуете виниловый мини-альбом Freefall, в который входит кавер на песню "Плоскость" Бориса Гребенщикова, в свое время входившую в саундтрек к фильму "АССА". Этот саундтрек и фильм отображали все самое передовое, что происходило в молодежной субкультуре того времени. Это ваша некая дань тому явлению?

Вадим Маевский: Да, безусловно, но в первую очередь, это наша дань самому фильму, на котором мы все выросли, его невероятному саундтреку и непосредственно песне "Плоскость". Поэтому для нас было очень важным, как нашу кавер-версию воспримет автор (Борис Гребенщиков). Еще до начала работы над аранжировкой мы написали ему большое письмо, где изложили, как мы любим фильм, почему для нас так важно перепеть эту песню и спросили, не против ли он. На что Борис Борисович максимально коротко ответил: "Буду рад, если запишете "Плоскость"!" А когда мы отправили ему трек, то получили очень положительный отзыв.

– Над альбомом работал гитарист Павел Додонов, долго игравший с Дельфином и записывающий свой не менее интересный материал. Как вам творилось вместе и в чем заключался его вклад в альбом Freefall?

Мириам Сехон: С альбома Freefall началось наше музыкальное сотрудничество с Павлом, и мы продолжаем писать музыку с ним. Не только в сам альбом, но и в атмосферу нашей группы Паша привнес уникальное гитарное звучание и сильную мужскую энергетику. С его появлением все мобилизовались и все закружилось с новой силой.

Вадим Маевский: На мой взгляд, Павел Додонов – самый самобытный и аутентичный российский гитарист. И, конечно, самый космичный (смеется). Поэтому судьба нас не могла не свести. Сейчас в группе появился еще один яркий участник – барабанщик Сергей Говорун ("EIMIC", "Мои Ракеты Вверх", "Наадя"), который очень много привнес в наши живые выступления. Вместе с Павлом они подняли группу на новый уровень.

– Помимо блистательного видеоряда на концертах, вы вообще очень серьезно относитесь к видео. На трек Freefall снят великолепный клип с участием актера Александра Паля. Расскажите про это видео

Вадим Маевский: Его автором является наш бывший участник и режиссер основных клипов Race to Space Петр Федоров. Он предложил отправиться в экспедицию на полуостров Рыбачий (самая северная территория европейской России), бывший закрытый военный объект с совершенно инопланетной природой и фактурой и снять там видео на песню Freefall. К этой затее присоединились наш друг, актер Александр Паль и прекрасный оператор Федор Лясс. Таким образом, небольшой кино-группой под руководством Федорова мы отправились на Рыбачий и в довольно непростых условиях осуществили задуманные съемки.

В ходе работы над монтажом, Петр предложил сделать специальную версию песни, что в итоге вылилось в самостоятельный трек-ремикс.

Это наша совместная работа с R.A.I. (проект экс-участников группы Петра Федорова и Александра Туркунова). Мне кажется, получилось крутое видео, которое можно очень по-разному трактовать, но оно однозначно завораживает. Для нас в нем заложены очень конкретные смыслы, но это как фильмы Дэйвида Линча – интереснее трактовать по-своему.

– Вокалистка Мириам Сехон совмещает с Race to Space не только актерскую профессию, роль мамы, но еще и работу в ВИА "Татьяна" – коллективе, не имеющем ничего общего с Race to Space. Это накладывает какой-то отпечаток на ваше совместное творчество?

Вадим Маевский: На наше совместное творчество это не влияет, разве что иногда прошу Мириам не делать вибрато (смеется). Бывают иногда сложности по концертным графикам, но это нормально, к тому же у Мириам есть еще несколько проектов, и все прекрасно сосуществуют.

– Мириам – известная актриса, а "актерская песня" во все времена была на слуху. Были ли у Race to Space какие-то предложения по участию в подобных творческих мероприятиях и как вас принимает актерская среда? Насколько вы интегрированы в кино-театральные процессы?

Вадим Маевский: Вообще наша группа началась с того, что мы записали вместе трек для фильма. Это была наша первая песня Endless Dream. В недавней картине Петра Буслова "Родина" звучит наш трек I See Stars. И мы выступали на премьере фильма на "Кинотавре".

Мы довольно сильно интегрированы в кино-театральные процессы, поскольку Мириам – актриса, а я пишу музыку к кино. У нас даже бывают совместные кино-проекты вне Race to Space.

Что касается "актерской песни", то вряд ли этот термин применим к нашей группе, так что и под формат этого мероприятия мы вряд ли подходим (смеется).

– Ваши песни звучат на английском, и это вполне понятно: по уровню профессионализма это абсолютно "конвертируемый" материал, и вы вполне резонно отождествляете себя как часть международного музыкального процесса. Тем не менее, нет ли у вас желания сделать если не альбом, то сингл или EP на русском?

Вадим Маевский: Мы давно об этом думаем. Собственно, два кавера – "Плоскость" Гребенщикова (с альбома) и "Танец" Кино (со сборника "Мы вышли из Кино") – это первые пробы сочетать наше звучание с русским текстом. И хотя нам по-прежнему английский язык кажется более органичным для этого жанра, мы всерьез думаем о каком-то отдельном проекте на русском языке. Возможно, это будет переосмысление стихов начала века – времени очень похожем и во многом повторяющем сегодняшние настроения.

Группа Race to S pace : «Большое Космическое Путешествие»

Стоимость билетов: 700 руб.

Одна из самых заметных англоязычных групп Москвы покажет специальное визуальное шоу

Race to Space - стре­ми­тель­но на­би­рающая по­пу­ля­рность мо­сковс­кая гру­ппа, в ко­то­рой поет акт­риса Мириам Сехон, игра­ют зве­зда фи­льмов «Сталинг­рад», «Обитаемый ост­ров» и «Россия 88» - Петр Федоров, ки­но­ко­мпо­зи­торы Вадим Маевс­кий, Але­ксандр Туркунов и Але­ксандр Малышев.

Участники квинтета Race to Space, ставшей одной из самых заметных англоязычных инди-групп Москвы, принадлежат к поколению, мечтавшем о путешествии к звездам, и продолжают традицию электронной романтики в новом веке. Группа не скрывает своих героев, среди которых, как Эдуард Артемьев и Александр Зацепин, так и The Orb и Underworld, но и не подражает им - у нее свой стиль и звук. На дебютной пластинке группы «Is This Home?», вышедшей в феврале 2014-го и получившей восторженные отзывы в русской прессе, отголоски музыки времен, когда орбитальная станция «Мир» парила над Землей, поданы в современном высокотехнологическом звуке, который группа несколько лет конструировала в собственной студии на окраине Москвы, а потом довела до ума на известной берлинской студии Trixx (в которой записывались Дэйв Гэхан, Бликса Баргельд, Roxy Music, Трэйси Торн и Fleetwood Mac).

Музыка Race to Space – очень кинематографична. Вероятно, сказывается тот факт, что ее участники заняты в российской киноиндустрии. Музыку сочиняют звезда русских блокбастеров Петр Федоров и успешные кинокомпозиторы Вадим Маевский и Александр Туркунов. В детально проработанных звуковых пейзажах Race to Space, собранных из гула виртуальных и аналоговых синтезаторов, драм-машин и рокота электрогитар, изящно парит хрупкий голос Мириам Сехон - одной из лучших молодых актрис Москвы.

Несмотря на то, что космические оды Race to Space настолько богаты деталями, что их лучше слушать на аудиосистемах с широкой звуковой панорамой, группа заработала в Москве прекрасную репутацию своими живыми выступлениями. Race to Space играла перед московскими шоу Трики, The Orb, экс-вокалистки Morcheeva Скай Эдвардс, Arms and Sleepers и Fujiya & Miyagi. Участвовала в российских опенэйрах вместе с The Drums, Chlöe Howl, Sohn и MGMT. Вокалистка the XX Роми Мэдли Крофт (Romy Madley Croft) после совместного выступления с Race to Space прислала музыкантам в гримерку бутылку шампанского. Свои живые выступления группа сопровождает эффектным визуальным рядом о путешествиях к иным галактикам.

11-го декабря в ЦДХ Race to Space покажут специальное визуальное шоу «Большое Космическое Путешествие» , которое перенесет зрителей, устроившихся в креслах киноконцертного зала, в лабиринты внутреннего и внешнего космоса.

Дискография:

В ноябре 2013г. на лейбле Ketama Records вышел виниловый сингл Race to Space – «Baikal», в который, помимо оригинального трека, вошли миксы, сделанные такими музыкантами, как Tripswitch (UK), Benji Vaughan (UK), Electrosoul System(RU).

В феврале 2014г. вышел дебютный альбом Race to Space - «Is This Home?», записанный на легендарной берлинской студии TRIXX. Над оформлением пластинки работал известный российский писатель и художник Павел Пепперштейн. Пластинка вышла на российском цифровом лейбле «Темные Лошадки». В мае 2014-го «Is This Home?» появился на виниловой пластинке.

В июне 2014-го на российском лейбле «Темные Лошадки» вышел альбом ремиксов Race to Space – «Is This Home? (Remixed LP)», в который вошли ремиксы от лучших российских электронных музыкантов - Haarps, СБПЧ, Poko Cox, Ilya Richter (RICHTER FM), El Ched, Andrei Oid, 3 Colours of White, Jakethat, Spieltape, Re’sequence, Constantine, Hmot и самих Race to Space.

Фото группы:

https://www.flickr.com/photos/127258294@N08/

Видео группы:

http://www.youtube.com/user/racetospace102/videos

Race to Space в интернете:

http://www.race-to-space.com

https://soundcloud.com/racetospace

https://www.facebook.com/RaceToSpace

http://vk.com/racetospace

«Race to Space» на iTunes

«Race to Space» в Интернете :

группы нам удалось пообщаться с ребятами. На вопросы отвечали: Мириам Сехон – солистка группы, Пётр Федоров – клавишник, и Вадим Маевский – клавишник и гитарист.

Почему для своего творчества вы выбрали именно английский язык? Разве русский подходит для этого хуже?

Мириам : Наша музыка настолько особенная, что её невозможно положить на русский язык. Я люблю петь на русском, но, чтобы петь на русском, вероятно, нужно делать что-то другое.

Пётр : Мы живём в России и любим эту страну, несмотря на то, что мы поем на английском. Наша аудитория – русскоговорящие. Вот здесь-то и появляется противоречие, ведь русскому человеку важно, о чём поется в песне. Это неизбежный факт, и бесполезно «снобить» по этому поводу.

А стоит ли фанатам ожидать, что вы, однажды, запоёте на русском?

Пётр : Мы думаем, что будем писать на русском, но это, конечно же, будут кавер-версии.

Вы помните свои впечатления после первого совместного концерта?

Это было ужасно, — смеются ребята. — Первый концерт нашей группы прошел в Чайна-Тауне. До этого мы уже, конечно, выступали, но тогда в составе ещё не было Мириам, и группа называлась Device .

А какой из ваших концертов был, на ваш взгляд, самым лучшим?

Пётр : Надеемся, что его ещё не было *улыбается*

Мириам : А мне, например, понравился концерт, когда мы разогревали группу «The xx» в Crocus City Hall.

Пётр : А вообще, нам нравится, когда большая сцена и много простора, поэтому мы любим играть на улице. То, что происходило сегодня, для нас эксперимент. Мы всегда очень переживаем, когда нас хотят запереть в каком-то помещении, особенно, если это клубное помещение с низкими потоками. Конечно, совсем другое дело – 16 тонн. Это культовое место.

Вадим : Чем больше сцена, тем больше мы получаем удовольствия от концерта, а, следовательно, и слушатели.

Вы довольны своим успехом? Считаете себя примером для подражания?

Мириам : Сегодня были заполнены далеко не все места. Вот когда мы будем собирать переполненный зал, тогда мы сможем говорить об успехе. А пока я ещё ничем не довольна.

Как впечатления от сегодняшнего концерта? Сильно волновались?

Вадим : Конечно же. Мы волнуемся перед каждым выступлением, ведь наши концерты сложны в техническом плане.

Мириам : Под нашу музыку тяжело танцевать, поэтому, как мы уже сказали, мы больше любим выступать на улице: там у людей больше свободы. Но здесь очень домашняя атмосфера, и нам комфортно.

Среди вас есть явный лидер?

Лидера нет, но Вадик всё решает, — смеются ребята, — Все тусовки и репетиции происходят у Вадика. Он размещает в своём доме тело группы. И один из альбомов мы также записали сначала дома у Вадика, а потом уже поехали в Берлин и переписали его там.

Пётр : Но юридически группа оформлена на меня, так что я могу всех продать *смеется*

Бывают ли в группе конфликты во время репетиций? Или же атмосфера всегда царит исключительно дружеская?

Конечно, как и у всех. Но мы к ним относимся всегда с юмором, ведь люди все творческие и позитивно настроенные.

Ваша песня «Robogirl» и клип на неё сильно выделяются на фоне других композиций. Следует ли снова ждать подобных творений?

Мириам : Робогерл была совсем другой. Она претерпела множество изменений. У Пети был мульт со смешной музыкой. Я долго её слушала в студии, потом что-то напела из записей дневника. Когда я приехала через месяц, песня была уже неузнаваема. Зато она стала немного более земной.

Мириам : «Бывает по-разному. Обычно Вадик с Сашей пишут «рыбу». Я её слушаю, а потом иду домой и пишу текст. У нашей группы есть прекрасный друг – это Андрей Колганов, который помогает мне с текстами.

Вадим : А иногда бывает уже готовая музыка, на которую очень кстати ложатся слова.

Мария, а вы ведь еще поёте в группе ВИА «Татьяна». Как сильно ощущается разница между этим творчеством и работой в «Race to Space»?

Мириам: Очень сильно. Я пою ещё в нескольких группах, не только в этой. Но в Race to Spa сe я могу вести себя на сцене так, как веду себя в жизни. К тому же, мне очень комфортно с ребятами.

Какой вы видите группу лет через 5?

Пётр : Колонизация других планет. *смеется*

Мириам : Но, на самом деле, тяжело сказать. Ведь нашу музыку немногие понимают. Да, наши песни космические, на английском, и это очень необычно. Но мы живем в России, и говорим на русском, поэтому не все готовы понять и принять язык наших песен как данное.


Top