Самоучитель игры на саксофоне тенор. Как играть на саксофоне? Виды саксофонов

WikiHow работает по принципу вики, а это значит, что многие наши статьи написаны несколькими авторами. При создании этой статьи над ее редактированием и улучшением работали, в том числе анонимно, 13 человек(а).

Тенор-саксофон – деревянный духовой инструмент, который является самым заметным в джаз-бэндах и выступает одним из основных инструментов в концертных программах или марширующих духовых оркестрах, выполняя гармоничные, переливчатые мелодии. Он больше и ниже по звучанию, чем "традиционный" альт-саксофон, но меньше громоздкого баритона, уникальный инструмент. Строй тенора – Си бемоль. У него много общего с другими саксофонами, а также с кларнетом. Тенор-саксофон – замечательный инструмент, на котором к тому же можно играть, совмещая с вашим основным музыкальным, хоть научиться на нем играть и кажется сложнее, чем есть на самом деле. С небольшой помощью, вы научитесь играть на нем очень скоро.

Шаги

    Подберите подходящий саксофон и необходимые принадлежности для игры на нем. Вы можете взять один из школы за небольшую плату, арендовать в местном магазине или купить. Если вы приобрели ранее используемый или старый саксофон, вероятно, вы захотите отнести его в мастерскую, чтобы убедиться, что на нем можно играть. К тому же, вам будет необходимо приобрести следующее:

    • Мундштук , если он не прилагался к инструменту. Не покупайте самый дешевый, но и не выбирайте профессиональный, особенно, если вы раньше не играли. Вероятно, вам подойдет пластиковый или каучуковый мундштук.
    • Лигатура , если не прилагалась к мундштуку. Металлическая подойдет или же можете немного потратиться на кожаную, которая прослужит вам дольше и звук будет лучше.
    • Трости : поскольку вы только начинаете, возьмите трости от 1.5 до 2.5, найдите такую трость, которая позволит извлекать лучший звук с меньшими усилиями. Лучше всего начните с тростей компаний Rico и Vandoren.
    • Ремешок : Тенор-саксофон – тяжелый инструмент, поэтому на нем нельзя играть без поддержки. Вы можете купить относительно дешевый и удобный ремешок в почти каждом музыкальном магазине.
    • Протирка с грузиком : что-то настолько большое как тенор-саксофон накапливает при игре значительное количество влаги. Протирка обычно сделана из шелка и закреплена на длинной проволоке с грузиком на конце, чтобы проходить по всей длине инструмента.
    • Аппликатура : аппликатура подскажет вам, как играть ноты на саксофоне, вам она обязательно понадобится, если вы хотите научиться играть.
    • Методические пособия : хотя и не обязательно их приобретать, если вы собираетесь учиться самостоятельно или вам требуется дополнительная помощь, пособия будут правильным вложением.
  1. Соберите саксофон. Прикрепите «эску» (короткая изогнутая металлическая трубка; ее изгиб – важная особенность тенора) к верхней части инструмента и закрепите ее винтиком. Наденьте лигатуру на мундштук и поместите трость под лигатуру, затем закрепите трость винтами. Прикрепите ремешок к кольцу на задней части инструмента, оденьте на шею и встаньте.

    Убедитесь, что вы держите инструмент правильно. Большим палец правой руки зацепитесь за металлическую выступающую часть внизу инструмента. Указательный палец, средний и безымянный пальцы правой руки кладутся на перламутровые клавиши на клапанах, которые не так сложно найти. Приложите большой палец левой руки к небольшому круглому выступу с обратной стороны саксофона сверху. Вы увидите пять перламутровых клавишей на клапанах в верхней части инструмента. Указательный палец положите на второй клапан сверху, средний и безымянный соответственно на третий и четвертый клапаны.

    Сформируйте амбушюр. Аккуратно подверните вашу нижнюю губу за нижний ряд зубов, затем прикоснитесь верхними зубами к мундштуку. Когда начнете играть – вы прочувствуете, как надо действовать.

    Без нажатия на какие-либо клапаны дуньте в саксофон. Если вы сделаете это правильно, у вас получится нота До диез (концертный строй Си). Если же у вас ничего не вышло или получится скрипучий звук, поработайте с вашим амбушюром, пока звук не станет лучше.

    Играйте другие ноты.

    • Зажмите второй клапан средним пальцем левой руки, другие клапаны не нажимайте. Получится нота До (концертный строй Си бемоль).
    • Зажмите первый клапан указательным пальцем левой руки. Получится нота Си (концертный строй Ля).
    • Зажмите первые два клапана. Это нота Ля (концертный строй Соль).
    • Продолжайте зажимать клапаны, опускаясь все ниже. Три клапаны – Соль, четыре – Фа, пять –Ми, шесть – Ре (концертный строй Ми, Фа бемоль, Ре и До). В начале у вас могут возникнуть проблемы с низкими нотами, практикуйтесь больше и у вас все получится.
    • Используйте октавный клапан (металлический клапан над ваши большим пальцем левой руки), чтобы извлекать те же ноты, но на октаву выше.
    • Используя таблицу аппликатуры, попробуйте сыграть альтиссимо (очень высоко) и очень низкие ноты, а также бемоли и диезы. Со временем вы научитесь извлекать все ноты, на которые ваш саксофон способен.
  2. Найдите мелодии. Если вы учитесь играть в школьной музыкальной группе, вам будет что сыграть. В противном случае, сходите в музыкальный магазин и купите ноты и/или методические пособия.

    Продолжайте практиковаться. Продолжая усердно работать, вы будете совершенствоваться в игре на саксофоне… кто знает, может вы станете великим джазменом.

  • Не забывайте относить ваш саксофон в музыкальный магазин для ЧСН («Ч» – чистка, «С» – смазка, «Н» – настройка), чтобы поддерживать хорошее состояние инструмента.
  • Если вам кажется, что звук у вас получается резкий, скорее всего вы кусаете трость. В этом случае старайтесь подгибать нижнюю губу внутрь, но не слишком сильно.
  • Как только научитесь играть на одном из видов саксофона, у вас получится с легкостью обучиться игре на остальных. У них такая же аппликатура, они отличаются лишь размером. Множество саксофонистов, особенно в джазе, играют более чем на одном саксофоне.
  • Убедитесь, что вы правильно отрегулировали ремешок. Не следует напрягать вашу шею.
  • Для наилучшего звучания, вам необходимо настроить саксофон перед игрой.
  • Если у вас возникли серьезные проблемы с извлечением низких нот, вероятно, все дело в вашем амбушюре. Возможно, вам также понадобиться проверить герметичность клапанов, это одна из причин неправильного звучания. Что касается амбушюра, попробуйте широко открыть рот и слегка опускать челюсть. Продолжайте практиковаться и вы поймете, как это делать, в конечном счете.
  • Запомните, что тенор-саксофон - транспонирующий инструмент. Несмотря на то, что его тональность – Си бемоль, ноты для инструмента пишутся на октаву выше, чем звук. Выражаясь музыкальными терминами, это значит, что когда вы играете ноту, в действительности вы слышите ноту на большую нону ниже (октава + большая секунда).
  • Тенор-саксофон может стать хорошим вторым инструментом для кларнетистов (или наоборот), потому что они имеют много общего в аппликатуре и тональности.

Инструкция

Чтобы на саксофоне, самое главное, о чем вам следует помнить – нужно заниматься. Инструмент не требует длительных перерывов в занятиях. Если заниматься от случая к случаю, вы никогда не научитесь на саксофоне хотя бы сносно. Ежедневные упражнения, напротив, даже недолгие, способны серьезно поднять ваш уровень за непродолжительное время.

Лучше всего найти себе преподавателя. Это не тот инструмент, который легко в совершенстве освоить лишь самостоятельно по самоучителю. Это тоже возможно, но потребует гораздо больших усилий и времени. Если вы где-то ошибаетесь, то указать вам на неправильную технику сможет только преподаватель. А это очень важный довод в его пользу.

Если вы не смогли найти преподавателя, то придется все делать самостоятельно. Одна из главных ошибок в том, что они стараются сразу играть как можно быстрее. Не торопитесь. Вы уже научились извлекать звуки, но теперь вам предстоит начать делать это красиво. Если вы научитесь производить приятный и качественный звук, за техникой дело не застоится. Хороший звук – сложное дело. У , чтобы добиться его, уходит немало времени. Если хотите извлекать качественный приятный звук, каждый день упражняйтесь, играя длинные ноты.

После длинных нот для разминки играйте арпеджио и гаммы. Это позволит развить гибкость пальцев и улучшит вашу технику, появится беглость. Играя, используйте метроном. Кажется, что вы хорошо чувствуете ритм? Но время от времени вы будете сбиваться, ускоряться, и т.п. Метроном никому не повредил, а вот помог он всем, кто им пользовался.

Если вы все-таки занимаетесь без преподавателя, то время от времени вам понадобится оценить свою игру. Не полагайтесь на мнение друзей и близких – записывайте себя и прослушивайте эти записи. Так вы сразу заметите, где у вас звук, где ритм, а где проваливается рисунок мелодии. К тому же, как только вы начнете записывать свою игру, тут же будете играть старательней, сами того даже не замечая.

Развивайтесь. Слушайте саксофонную музыку, ходите на концерты. Вы узнаете много нового, заметите какие-то особые приемы, которые не описаны в книгах, а сами вы бы не догадались так делать.

Если вы до сих пор не знаете ноты, то вам предстоит выучить их. Без этого невозможно серьезно играть на таком музыкальном инструменте, как саксофон. Нотная грамота – не такая уж сложная штука. Как только вы познакомитесь с ней поближе, сами в этом убедитесь.

Источники:

  • как заниматься на саксофоне
  • саксофон научиться играть

Саксофон – это поистине волшебный инструмент. Пожалуй, его можно назвать одним из самых главных музыкальных открытий 19 века. Сколько прекрасной джазовой и классической музыки за эти годы было исполнено на этом замечательном инструменте, созданном Адольфом Саксом! Быть равнодушным к саксофонной музыке попросту невозможно. Если вы решили тоже освоить этот прекрасный инструмент, то прежде, чем начать обучение, изучите некоторые советы, которые помогут вам научиться правильно обращаться с саксофоном.

Инструкция

Определитесь с выбором : Звуковые характеристики саксофонов не одинаковы. Очень хорошим является сопранино в ми-бемоль. Это наиболее разновидность саксофона и она даёт очень хороший звук, схожий со звучанием малого кларнета.Очень выразительным и благородным звуком обладает саксофон альт в ми-бемоль. Пожалуй, в этом собраны все характеристики, которые есть в семействе саксофонов.А вот саксофон баритон в ми-бемоль не очень удобен из-за своих габаритов и неудобств при игре.

Освойте правильную технику дыхания для игры на саксофоне. Правильное дыхание является невероятно важным условием хорошей игры на инструменте. Можно даже сказать, что основным инструментом является не сам саксофон, а дыхание. При игре на саксофоне используется брюшное дыхание, при котором на вдох мышцы живота как бы выпячиваются вперёд. В дыхании участвуют диафрагма, активная при вдохе, и мышцы пресса, активные при выдохе. При обычном вашем дыхании мышцы пресса не задействованы, но здесь их работа необходима для правильного извлечения звука.

Для того чтобы освоить технику дыхания, выполняйте специальные упражнения. Встаньте, полностью выпрямьтесь, сделайте резкий вдох так, чтобы мышцы живота выступили вперёд. Затем медленно выдыхайте через рот. Силу выдоха контролируйте ладошкой – поднесите её к губам и следите, чтобы воздух выходил тонкой упругой струйкой.

Ознакомьтесь с основными приёмами игры на саксофоне.Очень распространена так называемая игра Glissando. Такая игра приемлема в двух случаях: первый – на длинных интервалах игры, в этом случае игра осуществляется с помощью клапанов расслабленными губами, второй – на одной ноте, в этом случае игра ведётся только лишь губами.

Популярен также приём «Звуковой щелчок» или Slap-tongue. При этом приёме трость инструмента зажимается средней частью языка, а когда музыкант посылает струю воздуха в инструмент, язык отнимается от трости.

Есть довольно интересный приём, который называется «Смех». При этой игре делается обычное придыхание «фа» или «ха» в тех местах, где это отмечено в нотах.После того, как вы освоили теоретическую часть, вы можете приступать непосредственно к обучению. Успехов вам!

Обратите внимание

Уроки игры на саксофоне. Здравствуйте! Меня зовут Петр Риттер. С моей помощью Вы за сравнительно небольшой срок сможете научиться играть на саксофоне. Уже на первом уроке Вы будете играть красивые, но несложные произведения, с музыкальным сопровождением. Занятия проводятся индивидуально!

Полезный совет

Научиться игре на саксофоне совсем не сложно, если кто-то вам скажет, что надо поступать в специальный учебный вуз, потом много времени провести в оркестре, это всё не так. Игра на саксофоне это просто удовольствие, за считанные минуты, а изучение на начальном этапе будет занимать времени до 2-х часов в день.

Обучиться игре на саксофоне под силу каждому, даже тому, кто никогда не имел дела ни с одним музыкальным инструментом. В любом случае вам понадобится большое количество времени для практических занятий, а также упорство и терпение, ведь не все может получиться с первого раза.

Аппликатура саксофона — это расстановка пальцев для извлечения определенной ноты. Чтобы сыграть ноту «до» надо закрыть один клапан конкретным пальцем, а чтобы сыграть ноту «соль-диез» понадобится совокупность нескольких определенных клапанов. С помощью аппликатуры вы научитесь обыгрывать весь диапазон саксофона, от самой низкой ноты — до самой высокой.

Не стоит забывать, что бывает два вида диапазона:
1) Оркестровый
2) Исполнительский

В оркестре не используются очень низкие ноты и очень высокие, весь уклон на середину. Оркестровый диапазон саксофона: от ре 1-й – до ре 3-й октавы. А вот исполнительский диапазон немного шире оркестрового: от си-бемоль малой – до фа-диез 3-й октавы.

После фа-дией 3-й октавы можно уйти и выше, но это уже не входит в основные диапазонные возможности инструмента. Саксофон способен играть невероятно высокие ноты путем передувания звуков по обертоновому звукоряду, называется это альтиссимо . Но пока, что речь идет о стандартном диапазоне саксофона, который нужен для полноценной игры на нем. Об альтиссимо поговорим чуть позже, а услышать его вы можете в видеозаписи «Gordon Goodwin Big Phat Band» в замечательном соло Эрика Мариенталя .

Освоить аппликатуру не так уж сложно как кажется, вот вам подробная схема:

Закрашенные клапаны — это те, которые надо закрывать, а белые — открытые.
Заметьте, для извлечения некоторых нот существует даже 2 способа — это для того, чтобы в быстрых пассажах применять тот способ, который удобнее. Если первый рисунок не во всем понятен, можно разобрать на втором примере:

Аппликатура саксофона альт

У всего семейства саксофонов одинаковая аппликатура. Согласитесь, ведь это очень удобно играть на разных саксофонах: поиграл на альте, захотелось поболее низов — взял баритон. Таким образом можно в оркестре играть на альте, в джаз-бенде на баритоне, а в кафешке вечером на теноре. Проблема только в разном строе, ведь альт и баритон в строе (ми-бемоль), а сопрано и тенор в строе (си-бемоль). Так что аппликатура саксофона из этой статьи будет полезна в любом случае.

Начинать играть свои первые ноты лучше не с самых низких или самых высоких, играйте середину 1-ю и 2-ю октаву, когда все будет получаться пытайтесь уйти выше или ниже. Аппликатура саксофона должна идеально закрепиться в памяти и в пальцах саксофониста.

Подробное разъяснение на видео:


WikiHow работает по принципу вики, а это значит, что многие наши статьи написаны несколькими авторами. При создании этой статьи над ее редактированием и улучшением работали, в том числе анонимно, 52 человек(а).

Альт-саксофон является одним из наиболее распространенных саксофонов в современных музыкальных группах и часто является инструментом, который люди представляют, когда они вообще слышат термин "саксофон". Он настроен в ми-бемоль и больше сопрано саксофона, но меньше саксофон тенора. Отличный инструмент для детей и взрослых, чтобы научиться играть, саксофон альт предлагает много возможностей для музыкального обучения и выражения.

Шаги

    Соберите саксофон. Вставьте эску - подмундштучную трубку (короткая, прямая и немного наклоненная вверх часть) - в верхнюю часть корпуса инструмента и закрепите эску винтом. Помните, что ваш октавный клапан (длинный рычаг в верхней части эски) очень чувствителен. Будьте осторожны при сборке. Поместите лигатуру на мундштук и сдвиньте трость под лигатуру, закрепив ее винтами. Прикрепите шейный ремешок к крюку на задней панели инструмента, наденьте его на шею и встаньте.

    Убедитесь, что вы правильно держите инструмент. Ваша левая рука должна быть наверху, а правая рука должна быть внизу. Большой палец правой руки упирается в подставку на задней части саксофона. Ваши правый указательный, средний и безымянный пальцы лежат на основных перламутровых клавишах, которые легко найти. Ваш мизинец может передвигаться на другие клавиши в нижней части саксофона. Ваш большой палец левой руки лежит на круглой клавише в верхней части саксофона. Вы увидите пять перламутровых клавиш на самом верху. Указательный палец стоит на второй сверху вниз, а средний и безымянный пальцы - на четвертой и пятой соответственно.

    Сформируйте ваш амбушюр. Есть много разных вариаций амбушюра. Начинающие иногда учатся навернуть обе губы над зубами (как дедушка). Большинство людей навертывают нижнюю губу слегка над их нижними зубами, а остальные ставят верхние зубы на верхней части мундштука. Некоторые люди даже твердо нажимают губы без наворачивания их на зубы. Каждый метод дает разное качество тона. Поиграйте с тем, что работает на вас. Важно, чтобы твердо укрепить губы вокруг мундштука, чтобы воздух проходил через инструмент, а не из углов рта. Тем не менее, амбушюр не должны быть очень плотным.

    Без покрытия каких-либо отверстий или нажатия клавиш, подуйте в саксофон. Если вы сделали это правильно, вы услышите ноту до диез (концертная ми). Если звук не получается, или вы делаете посторонний шум, настройте амбушюр, пока тон не улучшится. Вы также можете попробовать играть только на мундштуке: иногда легче издать свой первый звук только с мундштуком. Затем просто сделать то же самое с мундштуком и саксофоном!

    Перемещение к следующим нотам.

    • Нажмите вторую жемчужную клавишу левым безымянным пальцем, оставляя другие раскрытыми. Это нота до (концертная ми бемоль).
    • Нажмите первую жемчужную клавишу указательным пальцем левой руки. Это нота си (концертная ре).
    • Нажмите на первую и вторую жемчужные клавиши. Это нота ля (концертная до).
    • Продолжите закрывать больше отверстий, спускаясь по гамме. Три закрытые – нота соль , четыре - фа , пять - ми , и шесть - ре (концертные си бемоль, ля бемоль, соль и фа соответственно). Вы можете сначала иметь небольшие проблемы с нижними нотами, но это будет улучшаться с практикой.
    • Добавьте октавную клавишу (металлическая клавиша выше большого пальца левой руки) к любой из этих аппликатур для производства той же ноты, но на октаву выше.
    • С помощью диаграммы аппликатуры перейдем к действительно высоким и действительно низким нотам в диапазоне, а также бемольным и диезным нотам. Со временем вы сможете играть любые ноты, которые ваш саксофон может достигать.
  1. Найдите ноты для исполнения. Если вы учитесь в школьном ансамбле, вы обязательно там получите ноты для изучения. В противном случае, посетите музыкальный магазин, чтобы купить ноты и учебники и начать по ним играть.

  2. Продолжайте практиковаться. Серьезно и ответственно относясь к занятиям, вы будете играть все лучше и лучше. Вы можете изучить все виды музыки, особенно джаз.

    • Помните, что практика создает совершенство! Вы развиваете координацию рук и глаз и мышечную память. Если вы изучаете что-то неправильным образом, это будет труднее исправить в дальнейшем. Найдите учителя и учитесь основам должным образом.
    • Проводите чистку, смазку и настройку саксофона примерно раз или два раза в год, просто чтобы убедиться, что он находится в хорошем рабочем состоянии.
    • Убедитесь, что вы сидите прямо и дышите диафрагмой, а не горлом (если вы делаете это, ваш желудок должен раздуваться, когда вы вдыхаете, и сдуваться при выдохе).
    • После того, как вы узнали один саксофон, вы можете научиться играть на одном из других довольно легко. Все они имеют одинаковые клавишные системы и аппликатуры, но они больше или меньше, чем альт. Многие саксофонисты, особенно в джазе, играют на нескольких саксофонах.
    • Вы можете продлить жизнь вашего мундштука при покупке подушки на мундштук, которая приклеивается на верхней части мундштука, чтобы предотвратить углубления от ваших зубов. Эти подушечки также защитят ваши зубы от колебаний инструмента.
    • Имейте в виду, что саксофон альт является транспонирующим инструментом. Это передано в ключе ми-бемоль Eb, то есть вы слышите звуки на девять полутонов (большая секста) ниже, чем написано в нотах.
    • Вы всегда должны быть спокойным и чувствовать себя комфортно во время игры на саксофоне.
    • Не думайте, что вы можете научиться играть на музыкальном инструменте быстро и легко. Научиться играть на музыкальном инструменте может занять годы терпения и практики.
    • Присоединитесь к школьному или местному оркестру. Есть также общинные оркестры.
    • Для наилучшего звучания нужно настроиться, прежде чем играть. Посмотрите статьи по настройке саксофона для получения дополнительной информации.

    Предупреждения

    • Ни при каких обстоятельствах вы не должны играть на саксофоне сразу после еды. Ферменты вашей слюны заставят ваш саксофон ухудшаться с течением времени. Убедитесь на всякий случай, что вы прополоскали рот водой, прежде чем играть,.
    • Не поднимайте саксофон за эску или верхнюю часть корпуса. Многие студенты изгибают клавиши, когда это делают. Поднимайте за то место, где нет никаких движущихся частей.
    • Обязательно прочищайте протиркой ваш саксофон каждый раз, когда вы играете. Если вы не очистите его, прокладки внутри будет разбухать от вашей слюны, в результате чего клапана не будут крыть. Если это произойдет, сразу же несите саксофон в сервисный центр.

Долгие годы по разным историческим, объективным и субъективным причинам академического обучения игре на саксофоне в нашей стране не было, поэтому и дипломированных музыкантов-саксофонистов как таковых не существовало. Саксофон осваивали как второй родственный инструмент кларнетисты с классическим акаде­мическим образованием. Другая категория саксофонистов - поколение джазовых музыкантов 50-60-х годов, «талантливые самоучки» с начальным музыкальным образованием, выходцы из худо­жественной самодеятельности и духовых оркестров. С развитием в нашей стране с середины 70-х годов академического джазового образования и открытием классов саксофона в музыкальных учебных заведениях этот инструмент получает боль­шую популярность и распространение во всех жанрах инструментального исполнительства (сольно­го, ансамблевого, оркестрового). Причин такой популярности саксофона несколько. Первая - это зарождение в начале XX века джаза и его многочисленных течений. Для этой музыки характерны малые инструментальные ансамбли, в которых почти всегда присутствует саксофон. Уже в 30-е годы появляются большие джаз-оркестры с группой саксофонов из пяти инструментов, затем саксофоны были введены в военные духовые оркестры. Вторая причина - это появление музыкаль­ной индустрии популярной музыки, где аккомпанирующие составы также трудно представить без саксофона. Третья причина - это звук, индивидуальный по тембру и выразительным возможнос­тям, так как саксофон - это инструмент~«посредник» между группой медных и деревянных духо­вых инструментов, гармонично вписывающийся в современную инструментальную, джаз-, рок- и поп-музыку. Четвертая причина: саксофон по звукоизвлечению и степени сложности начального
обучения на порядок легче по сравнению с другими инструментами - кларнетом, гобоем, фаготом и флейтой. И последняя, немаловажная причина: конструкция рычажно-клапанного механизма является универсальной для всех родственных инструментов. Всё вышеперечисленное и сделало этот инструмент в XX веке популярным и широко распространенным.
Вышедшие в нашей стране в разные годы нотные издания для саксофона восполнили опре­делённый пробел в репертуарном багаже саксофонистов, как академических, так и джазовых му­зыкантов. Но если с джазовой нотной литературой дела обстоят относительно благополучно, то существует педагогический и репертуарный «вакуум» в сфере начального обучения академической игре на саксофоне.
Автором представляемого вам учебно-методического издания является педагог Владимир Дмитриевич Иванов. Он автор более 30 нотных изданий для саксофона и других духовых инстру­
ментов.
Главная задача этого учебного издания - предоставить возможность ученику на основе систематической и последовательной работы над нотным материалом сформировать базовую
академическую постановку исполнительского аппарата, а также приобрести технические навыки звукоизвлечения, освоения аппликатуры и штрихов, сознательного восприятия и выразительного исполнения музыки.
Для достижения указанной цели «Школа» содержит необходимый инструктивный (гаммы, арпеджированные аккорды, упражнения и этюды) и художественный (пьесы и ансамбли) систем­
но расположенный (по урокам) материал.
«Школа академической игры на саксофоне» В.Д. Иванова предназначена для начального акаде­мического музыкального образования: учащихся детских музыкальных школ, студий, для домашнего музицирования и самостоятельного освоения начальных навыков игры.
Издание является современным учебным пособием и будет издано в трех частях.
Освоив навыки игры на саксофоне по этому самоучителю вы сможете совершенствовать их играя по нотам из нашего сайта


Top