Биография рылеева по школьным учебникам. Конспект урока литературы на тему "Пётр Великий русской литературы


В Надписи "К СТАТУЕ ПЕТРА ВЕЛИКОГО" Ломоносов проявляет себя как приверженец монархии, истинный патриот, что не удивительно, так как, даже спустя годы его обучения за границей, он возвращается на Родину. Скорее всего, Михаил Васильевич разделял взгляды западников, а не славянофилов, на что, возможно, повлияла поездка в Европу. Именно поэтому в своем произведении он дает положительный отзыв всем реформам Петра Первого, упуская любые негативные последствия для простого народа. Мы видим, что "игра", по - мнению Ломоносова, стоила свеч.

Наши эксперты могут проверить Ваше сочинение по критериям ЕГЭ

Эксперты сайта Критика24.ру
Учителя ведущих школ и действующие эксперты Министерства просвещения Российской Федерации.


И что он, как человек своим трудом и талантом добившийся успеха, понимает, что не бывает блестящих результатов без значительных жертв. Мы видим, что оправдания жестокости Петра автор находит в желании Императора помочь своим подданным. И действительно, мы можем сравнить управление государством с работой опытного врача, где для того, чтобы исцелить болезнь нужно причинить некую боль пациенту, но только для того, чтобы он в последствии начал жить здоровой полноценной жизнью. Образ же самого Петра поэт превозносит и доводит его чуть ли не до уровня Бога: "Но в жизнь его уже за бога почитали". Он подчеркивает сильный дух, волевой характер, принципиальность, трудолюбие и многие другие положительные качества первого Императора Российской Империи: "Се образ изваян премудрого героя, что, ради подданных лишив себя покоя, последний принял чин и царствуя служил, свои законы сам примером утвердил...". Читая это произведение, действительно переполняешься гордостью за Отчизну и ее "Отца". Это произведение является попыткой увековечить бессмертный лик одного из главных героев не только своего времени, но и своей страны, всю красоту его души, которую невозможно передать созданием каменной бездушной статуи, как это признает сам поэт: "Но если бы его душевны красоты изобразить могло притом раченье наше, то был бы образ сей всего на свете краше". Таким образом, мы видим ту цель, которую преследовал Михаил Васильевич - передать словами то, что невозможно уловить лишь по чертам лица и внешней оболочки, так как поставить памятник такому человеку - это слишком малая благодарность за то, что он сделал.

Се образ изваян премудрого героя,

Что, ради подданных лишив себя покоя,

Последний принял чин и царствуя служил,

Свои законы сам примером утвердил,

Рожденны к скипетру простер в работу руки,

Монаршу власть скрывал, чтоб нам открыть науки.

Когда он строил град, сносил труды в войнах,

В землях далеких был и странствовал в морях,

Художников сбирал и обучал солдатов,

Домашних побеждал и внешних сопостатов;

И, словом, се есть Петр, отечества Отец.

Земное божество Россия почитает,

И столько олтарей пред зраком сим пылает,

Коль много есть ему обязанных сердец.

Елисавета здесь воздвигла зрак Петров

К утехе Россов всех, но кто он был таков,

Гласит сей град и флот, художества и войски,

Гражданские труды и подвиги геройски.

Металл, что пламенем на брани устрашает,

В Петровом граде се Россиян утешает,

Изобразив в себе лица его черты;

Но если бы его душевны красоты

Изобразить могло притом раченье наше,

То был бы образ сей всего на свете краше.

Зваянным образам, что в древни времена

Героям ставили за славные походы,

Невежеством веков честь божеска дана,

И чтили жертвой их последовавши роды,

Что вера правая творить всегда претит,

Но вам простительно, о поздные потомки.

Когда, услышав вы дела Петровы громки,

Поставите олтарь пред сей геройский вид;

Мы вас давно своим примером оправдали

Чудясь делам его, превысшим смертных сил,

Не верили, что он един от смертных был,

Но в жизнь его уже за бога почитали.

Гремящие по всем концам земным победы

И Россов чрез весь свет торжествовавших следы,

Собрание наук, исправленны суды,

Пременное в реках течение воды,

Покрытый флотом понт, среди волн грады новы

И протчие дела увидев смерть Петровы

Рекла: «Сей человек предел мой нарушил

И доле в мире сем Мафусаила жил».

Так, лета по делам считая, возгласила

И в гроб великого сего героя скрыла.

Но образом его красуется сей град.

Взирая на него, Перс, Турок, Гот, Сармат

Величеству лица геройскаго чудится

В течение нескольких столетий румынские княжества Молдова и Валахия томились под игом турецких феодалов. Население, почти сплошь состоявшее из крестьян, платило тяжелую дань султану деньгами, а также зерном, мясом, лесом и другими продуктами. Десятилетия проходили за десятилетиями, век сменялся веком, а Молдова и Валахия были по-прежнему отгорожены от стран Европы стенами турецких крепостей. Иноземные властители не допускали торговли Молдовы и Валахии с другими странами, препятствовали их экономическому, политическому и культурному развитию.

Даже природные богатства обоих дунайских княжеств не разрабатывались из опасения, что турки введут новые подати.

Путь к освобождению этих земель от турецкого владычества был трудным и долгим. Постепенно с помощью России, заинтересованной в сокрушении турецкого господства на Балканах, румынскому народу, населявшему Молдову и Валахию, удалось освободиться от иноземного гнета.

После победы России над Турцией в войне 1828-1829 гг. по Адрианопольскому мирному договору Валахия и Молдова получили некоторую политическую и экономическую самостоятельность, хотя окончательно освободиться от турецкой зависимости им удалось значительно позже....

скачать

Биографическая аудио статья о Кондратии Рылееве по школьным учебникам литературы, хрестоматии и Детской энциклопедии.
Кондратий Фёдорович Рылеев (1795 - 1826) родился в с. Батово Петербургской губернии, в семье отставного подполковника из старинного дворянского рода. Получил военное образование. Сражался в составе русских войск с армией Наполеона. В 1818 году вышел в отставку. С января 1821 до весны 1824 служил заместителем Петербургской уголовной палаты, затем - правителем канцелярии Российско-Американской торговой компании.
В 1823 году был принял И. Пущиным в Северное общество и вскоре стал одним из его руководителей. Участвовал в восстании 14 декабря 1825 года на Сенатской площади. 13 июля 1826 года был казнён.
Наиболее ранние поэтические опыты Рылеева относятся к 1813 - 1814 годам. Это - патриотическая ода, дружеское послание, элегии, песни, эпиграммы. Осенью 1820 года написана сатира "К временщику", принесшая славу её автору. В 1822 году появляются 13 дум Рылеева. Современники отмечали "народность " в думах Рылеева, простой и естественный язык. Романтическая поэма "Войнаровский" (1825) была оценена Пушкиным выше "дум".

К статуе Петра Великого. Ода на день восшествия на всероссийский престол Ее Величества Государыни Императрицы Елисаветы Петровны 1747 года

К статуе Петра Великого

    Елиеавета здесь воздвигла зрак Петров
    К утехе россов всех, но кто он был таков,
    Гласит сей град и флот, художества и войски,
    Гражданские труды и подвиги геройски.

ОДА
на день восшествия на всероссийский престол
Ее Величества Государыни Императрицы
Елисаветы Петровны 1747 года

    О вы, которых ожидает
    Отечество от недр своих
    И видеть таковых желает.
    Каких зовет от стран чужих,
    О, ваши дни благословенны!
    Дерзайте ныне ободренны
    Раченьем вашим показать,
    Что может собственных
    Платонов И быстрых разумом
    Певтонов Российская земля рождать.

    Науки юношей питают.
    Отраду старым подают,
    В счастливой жизни украшают,
    В несчастной случай берегут;
    В домашних трудностях утеха
    И в дальних странствах не помеха.
    Науки пользуют везде,
    Среди народов и в пустыне,
    В градском шуму и наедине,
    В покое сладки и в труде...

Вопросы

1. К каким «штилям» относятся приведенные в учебнике произведения Ломоносова?

2. Какова главная мысль каждого из них?

3. Какие труды Ломоносова вам известны?

Обогащайте свою речь

1. Посмотрите в словаре литературоведческих терминов значение слов ода, поэма, трагедия, драма, сатира, эпиграмма . Вспомните, к каким «штилям» относит эти жанры великий ученый и поэт. Какие слова придают прочитанным текстам особую торжественность?

2. Приведите примеры, в каких случаях можно непольаоватъ в современной речи слова слыл, дерзать, утеха . Как вы понимаете строки: ...может собственных Платонов / И быстрых разумом Невтонов / Российская земля рождать. Пауки юношей питают. Отраду старым подают?

3. Составьте небольшой словарь устаревших слов.

4. Составьте рассказ о поэте, опираясь на прочитанные произведения и статьи.

5. Подготовьте выразительное чтение одного из стихотворений или одной из од, подумайте над «похвальным словом Ломоносову поэту, ученому, общественному деятелю».

Елиеавета здесь воздвигла зрак Петров
К утехе россов всех, но кто он был таков,
Гласит сей град и флот, художества и войски,
Гражданские труды и подвиги геройски.

ОДА
на день восшествия на всероссийский престол
Ее Величества Государыни Императрицы
Елисаветы Петровны 1747 года

…О вы, которых ожидает
Отечество от недр своих
И видеть таковых желает.
Каких зовет от стран чужих,
О, ваши дни благословенны!
Дерзайте ныне ободренны
Раченьем вашим показать,
Что может собственных
Платонов И быстрых разумом
Певтонов Российская земля рождать.

Науки юношей питают.
Отраду старым подают,
В счастливой жизни украшают,
В несчастной случай берегут;
В домашних трудностях утеха
И в дальних странствах не помеха.
Науки пользуют везде,
Среди народов и в пустыне,
В градском шуму и наедине,
В покое сладки и в труде…

Ответы на вопросы

К каким «штилям» относятся приведенные в учебнике произведения Ломоносова?
Какова главная мысль каждого из них?

Оба отрывка из произведения Ломоносова, приведенные в учебнике, относятся к высокому «штилю».
Главная мысль надписи «К статуе Петра Великого» такова: о человеке говорят его дела, его достижения, памятник ничего не значил бы, если бы не было тех деянии, которые совершил Петр I.
Главная мысль отрывка из «Оды на день восшествия» — прославление отечественных наук, которыми должны овладевать молодые люди, потому что российская земля богата талантами.

Посмотрите в словаре литературоведческих терминов значение слов ода. поэма, трагедия, драма, сатира, эпиграмма. Вспомните, к каким «штилям» относит эти жанры великий

Ода - жанр лирической поэзии, торжественное стихотворение, написанное во славу какого-либо лица или исторического события. Относится к «высокому штилю».
Поэма - произведение с развернутым повествованием или лирическим сюжетом, как правило, в стихотворной форме. Относится к «высокому штилю».
Трагедия — один из жанров драмы, в основе которого трагический конфликт, заключающий в себе острое, непримиримое противоречие, приводящее к катастрофическим последствиям. Относится к «высокому штилю».
Драма - пьеса с острым конфликтом, допускающим, в отличие от трагедии, возможность благополучного разрешения. Относится к «среднему штилю».
Сатира — беспощадное, уничтожающее высмеивание человеческих недостатков или явлений общественной жизни. Относится к «среднему штилю».
Эпиграмма - жанр лирической миниатюры остросатирического или иронического характера. Относится к «низкому штилю».
Особую торжественность приведенным отрывкам придают церковнославянизмы (особые слова, которые использовались поэтами для создания «высокого штиля»): зрак, гласит, дерзайте, раченье, градской.

Приведите примеры, в каких случаях можно использовать в современной речи слова слыл, дерзать, утеха. Как вы понимаете строки: …может собственных Платонов / И Лыстрых разумом Невтоном / Российская земля рождать. Пауки юношей питают. / Отраду старым подают?

В современной речи слово «слыл» значит «был известным в качестве кого-нибудь»; «дерзать» - «смело стремиться к чему-либо»; «утеха» — «удовольствие, забава».
Строки «…может собственных Платонов/ И быстрых разумом Невтонов/ Российская земля рождать» обозначают то, что русская земля богата талантливыми людьми, надо только стремиться, учиться и доказывать это.
Слова «Науки юношей питают,/ Отраду старым подают» говорят о том, что знания в юности способствуют интеллектуальному и духовному росту. А в старости - доставляют радость.

Составьте небольшой словарь устаревших слов.

Воздвигнуть — соорудить; зрак - облик, вид;
россы - россияне, русские; гласить — говорить;
град — город;
недра — глубины;
дерзать - стремиться;
раченье - усердие;
пользовать - помогать;
градской - городской.

Составьте рассказ о поэте, опираясь на прочитанные произведения и статьи.

Ломоносов Михаил Васильевич — ученый-энциклопедист, поэт (1711-1765).
Семья Ломоносова жила на русском севере, где не было крепостного права. Этот край являлся крупным ремесленным и культурным центром России.
С восьмилетнего возраста Ломоносов ходил с отцом на рыбную ловлю в Белое и Северное моря.
С детства Ломоносов испытывал тягу к знаниям, в конце 1730 года, примкнув к обозам, отправляющимся в Москву, уходит из дома. 15 января 1731 года он поступает в Славяно-греко-латинскую академию, скрыв свое происхождение. Очень успешно обучается.
В 1736 году в числе лучших учеников был послан в Петербург для дальнейшего обучения в Академии наук, а в сентябре 1736 года отправляется в Германию для обучения химии и металлургии.
В Германии Ломоносов занимается успешно, о чем свидетельствуют его самостоятельные исследования «О превращении твердого тела в жидкое», «Физическая диссертация о различии смешанных тел».
Ломоносов - выдающийся ученый-энциклопедист, создатель фундаментальных трудов в области химии, физики, астрономии, геологии, истории.
В 1755 году, благодаря стараниям Ломоносова, в Москве был открыт первый русский университет.
Ломоносов завершает реформу русского стиха, начатую до него. В «Письме о правилах российского стихотворчества»
Ломоносов теоретически обосновал общий и единый принцип российского стихосложения.
В 1757 году Ломоносов пишет «Предисловие о пользе книг церковных в российском языке», в котором излагает знаменитую теорию «трех штилей».
Ломоносов создал и руководство по теории литературы - «Риторику» (1748) и «Российскую грамматику» (1757).
Ломоносов явился воплощением духовной мощи русского народа, коренным образом изменил облик русской науки, важнейшей его заслугой является освоение им европейских традиций в сочетании с активным использованием национального культурного опыта.

В шутливом произведении «Ночною темнотою» (1747 г,) рассказывается о том, как ночью к ничего не подозревающему хозяину постучался Купидон, после того, как хозяин обогрел его, Купидон, проверяя свой лук, выстрелил в его грудь. Хозяин дома почувствовал, что «преострая стрела» пронзила ему грудь — так к нему пришла любовь. Это очень доброе стихотворение необычно представляет нам тему любви. Относится к «низкому штилю».


Top