Жил-был сказочник (к юбилею Е.Шварца). Известные писатели-сказочники Жил был сказочник шварц презентация

Балаева Карина

Исследовательская работа о жизни известного сказочника, рассказчика, ветерана Великой Отечественной войны Ивана Макаровича Полозова.

Скачать:

Предварительный просмотр:

Жил-был сказочник.

Балаева Карина.

Сегодня, в канун 73-летия Великой Победы, мы чествуем героическое поколение, прошедшее самую тяжёлую войну. Откликнувшись на призыв Родины, все люди встали на защиту, выстояли и победили.

Мы, благодарные потомки героев Великой Отечественной войны, всегда будем помнить ратный подвиг тех, кто в годину испытаний отстоял право нашего народа на свободу и независимость. Нет ни одной семьи в нашей необъятной стране, которую бы война обошла стороной.

В нашей семье я не застала в живых непосредственных участников Великой Отечественной войны, но мы их помним и чтим, и память о них передаётся от старших поколений.

Сижу, просматриваю дедушкин фотоальбом. На глаза мне попалась необычная старая, ветхая, выгоревшая от солнечных лучей и потрёпанная от времени фотография.

Прадедушка и прабабушка Полозовы, прадедушкины сёстры и их дети

На ней изображена большая семья: взрослые и дети. Взгляды их наполнены верой в завтрашний день, в их счастливое будущее. Я заинтересовалась этой фотографией и решила узнать больше. К моему удивлению, людьми на снимке оказались, мои прадедушка и прабабушка, прадедушкины сёстры и их дети. Прадедушку звали Иван Макарович (на Фото он в центре, чуть справа), прабабушку – Анна Григорьевна (справа от дедушки, с младшим сыном на руках). Конечно, я много о них слышала от мамы и дедушки, но и подумать не могла, что история их жизни окажется такой интересной.

И прадедушка Иван Макарович, и прабабушка Анна Григорьевна Полозова (в девичестве – Куринова) родились в 1923 году и жили в селе Черновское Большеболдинского района. Они были ровесниками, но ближе познакомились в 1947-м году, когда прадедушка вернулся с войны и военной службы. По рассказам моей мамы, вначале дедушка ухаживал за подругой моей прабабушки. Обе девушки были красивые и весёлые, несмотря на то, что в годы войны им пришлось взять на свои хрупкие плечи все тяготы военной жизни. Но всё же Нюра (так все называли мою прабабушку) нравилась больше за сильный певучий голос. Выйдут, бывало, девушки на колхозное поле вязать снопы, Нюра как запоёт! Слышно было всему селу. А Иван сразу узнавал её голос.

По словам тех, кто знал моего прадедушку Ивана, он тоже был весёлым человеком, любил и шутить, и песни петь. А ещё мой прадедушка очень хорошо рассказывал сказки про людей и животных. Иван Макарович ещё в детстве полюбил русские народные сказки. Эта любовь в старинной крестьянской семье Полозовых, наверное, наследственная, потому что известными знатоками-сказочниками были на селе в свое время и отец и дед Ивана Макаровича.

Вот как о нём вспоминает мой дедушка Борис Иванович Полозов: «Отец мой был высокий худощавый. Работал в колхозе трактористом. В свободное время любил ходить в лес по грибы, на рыбалку. Часто случалось так, что из леса отец приходил с пустой корзинкой. Мы, дети, спрашиваем: «Папа, а почему ничего нет? Грибы не нашел?». Он сядет на завалинку, не спеша достанет кисет с табаком, закрутит себе «самокрутку» и начинает рассказывать про лисичку и зайцев, про сороку, про других лесных жителей. Как он с ними встретился, расспросил об их жизни в лесу, говорил с ними. И так интересно было его слушать, что мы забывали про все свои ребячьи дела, усаживались рядом с ним и слушали не дыша. Со всех дворов сбегались ребятишки послушать про зверей и птиц, про их повадки. А ещё отец хорошо подражал пению птиц. Даже на березу, которая росла возле его дома, он прикрепил скворечник. Каждую весну в нём селилась, по его словам, одна и та же семья скворцов и прадедушка всегда узнавал «своего» скворца, пересвистывался с ним, разговаривал. У него была отличная память. Он хорошо рисовал, занимался гравировкой, резьбой по дереву, любил делать различные поделки для дома. Также отец участвовал в сельском народном театре, играл на местной сцене в спектакле «Гроза» Островского.

Отец был по натуре весёлым человеком и ничего не боялся, но когда было нужно, он был серьёзным и очень ответственным. Всю жизнь: и дома, и на фронте его звали Макарычем. После окончания войны отец ещё два года оставался на службе. Домой возвратился в 1947-м году в одной солдатской шинели, но с боевыми орденами и медалями. Окончил курсы трактористов с отличием, работал в колхозе. За свою отличную работу не раз награждался почётными грамотами»

О том, как воевал, прадедушка рассказывать не любил, эти воспоминания вызывали у него тягостные чувства, слёзы наворачивались на его глаза. Вот то немногое, что удалось узнать от его детей: прадед ушёл воевать в ноябре 1942 года, когда ему исполнилось 19 лет, и после недлительного обучения военному делу оказался на фронте. Так молодой колхозный тракторист становится связистом. В его военном билете написана специальность – линейный надсмотрщик, то есть он обеспечивал бесперебойную работу связи батальона и дивизии, всё время был на передовой. В случае потери связи выходил в разведку и устранял неполадки. Работать в основном приходилось ночью. Линию связи подвешивали на деревья, но немцы её снимали и «перекусывали». Наши связисты её вновь перебирали и связывали. Иван Макарович неоднократно сталкивался с немцами, глядел в глаза смерти (был дважды контужен), но с достоинством выходил из любых переделок. Воевал прадедушка на Орловско-Курской дуге, освобождал территории Украины, Белоруссии, Польши, Германии.

И во время войны Иван Макарович не забывал про своё сказочное мастерство. В ту нелегкую годину его сказки не раз серьезно помогали бойцам, поднимая их дух своим неисчерпаемым остроумием и оптимизмом.

А ещё прадедушка вёл дневник. В перерывах между боями, когда появлялась свободная минутка, он писал письма домой и делал записи в дневнике. К сожалению, весь дневник не сохранился, а лишь отдельные листочки, но они очень дороги для нас. Несколько интересных случаев описано в дневнике Ивана Макаровича. Не написал он только, за что его наградили медалью «За отвагу». Он не любил хвалиться, говорил, что не он один был таким храбрым, «на войне иначе нельзя…», и прекращал разговор.

На сайте Министерства обороны «Подвиг народа» мы нашли сведения о том, за что прадедушка был достоин такой награды.

Вот выдержка из Приказа о награждении: «…за образцовое выполнение боевых заданий Командования на фронте борьбы с немецкими захватчиками и проявленные при этом доблесть и мужество…». Из Наградного листа: «Линейный надсмотрщик Полозов в батальоне связи находится с момента его формирования. За время наступательных операций он не раз, находясь в сложной обстановке, когда от связи зависел успех боя, всегда поддерживал устойчивую связь на участке своей линии.

02.05.45 г. линия связи и КП 395 СД проходила по лесу. На участке линии, где дежурил связист Полозов, произошёл порыв. Выйдя на линию, тов.Полозов устранил порыв за 10 минут, тем самым не допустил перебоя в связи.

06.05.45 г. на линии связи в местечке Шмитеборг произошёл порыв. Расстояние до порыва было около 5 км. Тов.Полозов в течении 30 минут покрыл это расстояние и устранил порыв. Связь работала бесперебойно. Тов.Полозов за проявленное мужество при обеспечении командования связью достоин правительственной награды – медали «За отвагу».

Иван Макарович награжден также медалями «За взятие Берлина», «За победу над Германией в Великой Отечественной войне 1941-1945гг.», орденом Отечественной войны II степени, юбилейными медалями, медалью «Ветеран труда».

Вернувшись с фронта в родное село, И. М. Полозов не оставил своего замечательного искусства. Он нередко рассказывал тогда старинные сказки из репертуара отца и деда, пересказывал новые, привезенные с войны и из армии. Старожилы Черновского до сих пор с уважением вспоминают, как зимой 1969 года Иван Макарович почти целый месяц выступал со своими сказками в их сельском клубе. И каждое выступление сказочника неизменно привлекало в клуб немало почитателей его таланта!

В семидесятых годах прошлого века Горьковским государственным университетом имени Н.И.Лобачевского были организованы экспедиции по сбору и записи сказок Поволжья. Члены экспедиций несколько раз приезжали к Ивану Макаровичу. В ходе экспедиций было записано 16 сказочных текстов, которые рассказал, несмотря на загруженность в летнюю пору колхозными делами, мой прадедушка. Его сказки вошли в сборники, выпущенные в разные годы. Вот названия некоторых этих сказок:

«Волшебная корзина», «Прутья», «Как обманули птиц», «Данилушка», «Опрятная девушка», «Горе и счастье семейное», «Даша, трёхглавый змей и Кощей Бессмертный», «Как поп учил закону божьему», «Царя слуга», «Капризный муж», «Грозный царь», «Два брата», «Как богатый барин стал бедным мужиком», «Плачущая кукушка», «Русалка», «Сова».

Мой прадедушка прожил недолгую, но счастливую жизнь. Вместе со своей женой, моей прабабушкой Анной Григорьевной, воспитал троих сыновей, дождался внуков.

Очень жаль, что мне не довелось увидеть его, послушать его сказки, ведь прадедушки не стало задолго до моего рождения. Умер Иван Макарович 20 октября 1999 года.

Я считаю, нам многому нужно поучиться у поколения наших «дедов и прадедов»: стойкости, мужеству, воле к Победе, научиться жить так, чтобы не было стыдно перед самим собой.

Я горжусь, что у нашей семьи был такой близкий и родной человек. Человек с большой буквы – это мой прадедушка Иван Макарович Полозов!

В Ростовской области в селе Генеральском живет настоящий сказочник - лауреат литературной премии имени Петра Ершова.

Старую саманную хатенку Юрия Харламова и его музы - жены Светланы, даже не зная адреса, найти не сложно. Нужно лишь остановить прохожего и спросить: "Где писатель живет?"

Со стороны неширокой сельской улочки подворье писателя закрыто от посторонних глаз изгородью, завешенной зеленым ковром плюща. Не видна и круглая беседка в глубине сада - летний рабочий кабинет Харламова. На самом почетном месте в ней - старинная пишущая машинка «Континенталь», какую можно сейчас увидеть разве что в антикварном магазине или музее.

Родился Юрий Харламов в 1936 году в Луганске. Отец его был директором школы, мама — учительницей. В конце пятидесятых Харламов приехал в Ростов, поступил работать на ткацкую фабрику и стал расспрашивать: «Где тут кучкуются поэты?»

В Ростове тогда собирался клуб молодых литераторов. Туда ходили Петр Вегин, Борис Примеров, Слава Саксин, Куликов, Тер-Маркарьян — ростовские «шестидесятники», — вспоминает Юрий Ильич. — Вегин работал на телевидении и позвал туда меня. Я стал помрежем и писал — стихи, прозу, печатался в журнале «Дон».

Отослал свои творения одновременно в два института — во ВГИК и в Литинститут.

Положительные отзывы пришли из обоих вузов, и Юрий Ильич выбрал сценарное отделение ВГИКа. Поступил на заочное, учился в мастерской знаменитого кинодраматурга Алексея Каплера вместе с будущей сценаристкой Викторией Токаревой и Геннадием Бокаревым - автором нашумевшей в свое время пьесы "Сталевары" . Собственную творческую жизнь начинал на донской земле, считая ее с тех пор своей малой родиной.

Первые очерки в журнале "Дон", проба сил в разных жанрах, работа над первой книгой, встречи в клубе молодых литераторов, куда хрущевская оттепель собирала талантливых шестидесятников - Антона Геращенко, Анатолия Гриценко, Бориса Примерова.

Многие сверстники и собратья по ремеслу всеми силами стремились попасть в столицу. А Юрию Харламову хотелось " жизнь посмотреть и себя показать" совсем в иных местах великой страны.

К этому времени на телевидении его назначили начальником киноцеха, но эта работа пришлась не по душе начинающему писателю, и он уехал в Сочи. Целый год проработал там редактором газеты.

Но мне стало скучно в этом пляжном городе, — признается Харламов. — Хотелось романтики. С другом, поэтом Иваном Машкиным, мы собирались поехать на Чукотку, спасать там вымирающее племя юкагиров.

Но вместо Чукотки Харламов отправился в Таджикистан . Работал в газете, на киностудии.

Однажды Харламов решил сбежать от городской суеты, чтобы творить в тиши природы. Устроился метеонаблюдателем в заповедник с чарующим названием Тигровая балка.

Я жил, как Робинзон Крузо. Вокруг ни души, только с шакалами здоровался. Каждый день садился за пишущую машинку и писал, писал так, что правая рука опухала и болела… Ничего не получилось! И только когда вернулся в Душанбе, в привычную обстановку: друзья, общение, - за месяц написал книжку «В краю исчезнувшего тигра» .

В Тигровой балке Юрий познакомился с егерем, русским парнем, выросшем в туркменской семье — о нем он написал сценарий документального фильма. Вскоре Таджикфильм объявил анонимный конкурс на лучшие сценарии художественного, документального и мультипликационного фильмов. Победили оба харламовских сценария — и про егеря, и про «тигра» (по этому сценарию был снят фильм «Требуется тигр» ). Юрий Ильич объездил весь Таджикистан.

В каждом горном кишлаке в окошках крайних домов всегда горит огонь, чтобы путник не заблудился, — вспоминает писатель. — Подходишь к кишлаку, а на пороге уже стоит ребенок, протягивает воду и лепешку — любому путнику, кем бы он ни был, хорошим человеком или плохим. Все вокруг очень часто было настолько фантастическим и сказочным, что тогда-то и появились на свет мои первые сказки.

В качестве автора сценариев Харламова начали приглашать в киноэкспедиции и командировки на съемки. Постоянной спутницей молодого писателя была его жена Светлана Цой - выпускница медицинского института. Со временем она стала и его редактором, и корректором, и критиком. Юрия Ильича приняли в творческие союзы писателей и кинематографистов. С получением квартиры в Душанбе жизнь, казалось, окончательно наладилась.

Когда в 1980 году супруги решили обзавестись дачей на донской земле и присмотрели для этой цели старенький домишко в селе Генеральском, никто и представить себе не мог, что когда-нибудь он останется единственным их богатством и приютом. Но до этого было еще довольно далеко. Добрый десяток лет Юрий Ильич с женой каждую весну самолетом преодолевали пять тысяч километров до своей дачи и проводили здесь весь летний сезон.


Соседская бабушка долго не могла понять, что это за профессия у Харламова, если все лето сидит он в беседке за пишущей машинкой, а на работу никуда не ходит.

Да ты, верно, кочегаром работаешь, - решила она однажды. - Ясное дело - у кочегара летом нет работы.

Эта история - ну чем не сказка? - улыбается Юрий Ильич. - А между тем ничего не выдумано, все так и было на самом деле.


Война в Таджикистане лишила супругов всего нажитого. Став беженцами, они после долгих мытарств в конце концов поселились в саманном своем домишке.

В обычное время эта комната - рабочий кабинет сказочника. Все свои произведения он пишет от руки, потом перепечатывает на машинке - "чтоб текст видеть", вносит пометки. Только когда все готово, принимается, как сам говорит "за типографскую работу": перенабирает на компьютере и распечатывает для рассылки обычной почтой.

По всему дому разложены отпечатанные листы: Юрий Ильич неустанно работает. Позади — книжки сказок, сценарии фильмов и мультиков, пьесы. Одна из его пьес — «Высотка» — в течение нескольких сезонов шла во МХАТе.

Юрий Ильич сам печку выложил, баньку построил, - рассказывает его жена Светлана. - Я, признаюсь, только здесь впервые в жизни живую корову увидела.

На солнце греется пара кошек, рядом гуляют куры и утки. Живут все дружно, как в сказке.

Птица у нас больше декоративная. Суп из нее варить - рука не поднимается, - говорит Юрий Ильич.

Непрактично, конечно, но по-другому и быть не может. Ведь все эти птицы и животные для Харламова - сказочные герои. Понаблюдает так за ними, а потом в сказку переносит. Читатели и критики только удивляются: как у Харламова так бойко да живо все написано.

Но если я сразу не написал сказку, она как-то уходит, - продолжает Юрий Ильич - происходит как-то: если ты ей изменил, то и она тоже уходит от тебя. Творчество - это какая-то живая вещь… Я люблю старые вещи, у меня стоит машинка «Континенталь», сейчас у меня другая уже, но все равно я люблю эту машинку, поскольку у нее есть судьба: она и на верблюдах путешествовала по Средней Азии в песках, и у меня самого было с ней много приключений. Однажды я долго не писал, в машинке этой поселилась мышка, натаскала туда травы, ниток всяких, гнездо свила. Но потом я ее изгнал, конечно…



Это стихи Юрия Ильича. О них он говорит так:

Стихи есть высшая форма сказки. Если писать просто стихи, отражать действительность, это будут стихи, но не поэзия…это были не стихи, а я их назвал состояние души.(Стихи Ю. И. Харламова.)

В 2006 году Юрий Харламов стал лауреатом первой Всероссийской литературной премии имени Петра Ершова за книги для детей и юношества. Высокой награды писатель был удостоен за свою книгу «Сказки бабы Груши» (инсценировка фрагмента сказок).

Памятный знак литературного конкурса имени Ершова - статуэтку из лосиного рога, изображающую знаменитого сказочного Ивана на не менее знаменитом сказочном Коньке-Горбунке Юрию Ильичу прислали из Сибири.

Лично присутствовать на церемонии вручения премии донскому писателю не пришлось - по состоянию здоровья его не отпустили врачи. Кстати, глава администрации сибирского города Ишима Виктор Рейн , учредивший совместно с Союзом писателей России эту премию, официально предложил Харламову переехать на постоянное жительство в Ишим , где гарантировал ему предоставление достойного жилья.

Меня до глубины души тронуло это предложение, - говорит Юрий Ильич, - но я поблагодарил уважаемого Виктора Александровича и отказался. В Ростове я начинал свою творческую биографию. А Генеральское стало моей малой родиной. Здесь очень легко и привычно работать. "Сказки бабы Груши" родились именно на этой земле. Здесь мои друзья.

В письме к В.А.Рейну он написал:

«...я считаю, в жизни мне трижды очень сильно повезло. Родился в одном городе (Луганске) с великим творцом русского толкового словаря - Владимиром Ивановичем Далем. Живу на овеянной мировой славой земле Михаила Александровича Шолохова. Премию получил на родине непревзойденного мастера поэтической сказки Петра Павловича Ершова. Под пристальным взглядом таких титанов слова, мысли и духа стыдно писать не на пределе своих творческих возможностей».

Он пишет свои сказки, а не придумывает. О том, что близко ему самому, о наболевшем. Ведь жизнь самого Юрия Ильича так похожа на сказку, где всегда есть трудности, но и обязательно есть какое-то маленькое чудо.


- Сказка, как и браки, рождается на небесах.
А оттуда кто-то их сталкивает - такой глиняный обожженный кувшинчик. И вот тебе попадается, вдруг, осколочек этого разбившегося кувшинчика и начинаешь потом его складывать.
- Искать оставшиеся части?..
- Которые оказываются - больше того - обломочком. И вот это, как для всякого археолога или человека науки, - самые счастливые минуты, когда чувствуешь, что этот кувшинчик у тебя в руках вдруг сложился, ожил, заиграл и потом, наконец, увидел читателя.
(Из интервью в программе радио Дон-ТР "Площадь культуры") .

В выпуске программы "Площадь культуры " , посвященному Международному дню детской книги, слово предоставляется детям-читателям, детским писателям (интервью с Ю. И. Харламову , Н. А. Сухановой ) и, конечно, героям детских книг. Также в программе беседа о детском чтении с библиотекарями Ростовской областной детской библиотеки.



Именно о такой жизни и пишет Юрий Харламов в своей книге про бабу Грушу. Сетует Груша на свою нелегкую жизнь, но не унывает. В этих сетованиях отражается все житье-бытье наших пенсионеров и русской деревни вообще («как мы живем: зарплату не получаем, свет отключают, лекарств не дают, кушаниями по телевизору пытают» ). Живет баба Груша в маленькой деревушке. Отведала она за свою жизнь много горя — «в самое сердце поцеловала моего суженого пуля-разлучница» . Но и добрые чудеса не обходят бабу Грушу — наградила ее судьба мальчиком Ванечкой из волшебного зернышка.

Любознательный и ловкий Ваня помогает бабе Груше по хозяйству, чистит трубы соседу, вместе с кротом роет метро, помогает мышам освободиться от проклятия; ловко выпутывается из неприятностей и вместе с читателем познает мир. Здесь стоит заметить, что появление мальчика из зернышка перекликается с мотивами сказок про Мальчика-с-пальчика и Дюймовочку. Содержание отдельных сказок книги напоминает русские народные сказки, сюжеты которых Юрий Харламов преподносит со свойственным ему юмором и в современном контексте, благодаря чему книга только выигрывает.

В «Сказках...» звучит и живой народный язык — язык бабы Груши, и язык молодого поколения — Ванечки, так что он будет понятен и бабушкам, читающим книгу внукам («ихний» , «райцентр» , «ниврмаг» , «короладский жук» ), и подрастающему поколению («...если встретите моего Ванечку в Интернете, вы уж мне обязательно скажите, а то там, говорят, паутина и собаки ишо какие-то бегают...» ).

Этого нельзя сказать с полной уверенностью о понимании маленькими детьми социального контекста «Сказок бабы Груши». Хотя утверждать, что он здесь лишний, тоже нельзя. Такие сказки «на злобу дня», но в то же время по-своему добрые, необходимы в наше время. Ведь на то они и современные сказки, чтобы актуальные проблемы поднимать.

Несмотря на замкнутый образ жизни, слава всё-таки нашла Юрия Харламова и в донской глубинке. После публикации «Сказок бабы Груши», писателю пришло письмо:
«Здравствуйте… Спасибо, что написали обо мне… Требую продолжения…»
Так получилось, что героиня серии сказок Харламова Груша не только внешне напоминала реальную женщину, но и истории, которые происходили с ней, были как будто взяты из жизни автора письма.

После получения премии сказки Харламова напечатали на родине Ершова, в Тюменской области, а теперь и у нас выпустили первую за пятнадцать последних лет его книжку.

— Я никуда не ходил, ничего не выбивал. Просто в библиотеке дети стали просить мои сказки. И обо мне вспомнили. И вот он, первый тираж, — показывает Юрий Ильич стопки книг на полу. — Несколько дней назад привезли.

Часть тиража, которую Харламов взял вместо гонорара, сказочник собирается раздарить деревенским детишкам. Ведь в селе знают, что в маленьком саманном домике живёт писатель, а о чём он написал, не имеют представления.

В сборник «Зеленый мальчик» , вышедший в издательстве ЗАО «Книга» Ростова-на Дону в 2007 году , кроме «Сказок бабы Груши» вошли три повести-сказки Юрия Ильича «Зеленый мальчик» , «Волшебная тюбетейка» , «Требуется тигр» .

Именно за эти три повести-сказки он стал лауреатом конкурса «Золотой листопад-2009» им. Г. Михасенко в номинации «Новое детство ждет своих сказок» .

«В детстве я никогда не задумывался, откуда берутся сказки - я считал, что сказки были всегда.
Но вот я стал старше и узнал, что было время, когда не существовало ни Тридевятого царства, ни Змея Горыныча, ни Принцессы на горошине. Мне стало грустно: я подумал о детях, которые жили до того, как появились эти сказки.
Когда я стал взрослым, я понял, что мне тоже не придется узнать многих сказок, потому что они появятся после меня. Но если они не написаны, это же не значит, что их нет! Сказки живут вокруг нас - мы их просто не замечаем. А бывает, и не хотим замечать. Но вспомните - даже короли бросали важные государственные дела и с удовольствием участвовали в сказках. Глупые короли шли на войну, а умные - в сказки. И что же? У тех королей, которые завоевали целые страны, эти страны отняли потом другие короли. А те короли, которые предпочли сказку, так навсегда в ней и остались. Сказку нельзя ни завоевать, ни отнять, ни убить: она никому не принадлежит, а значит, принадлежит всем.
И вот однажды я решил во что бы то ни стало побывать в сказке. Но ждать, когда сказка найдет тебя, можно всю жизнь прождать. И я сам отправился на поиски сказки».

Так начинается повесть-сказка «Требуется тигр», но эти слова можно отнести ко всем сказкам Юрия Ильича.

Автор в этой сказке отправляется наблюдателем погоды в заповедный лес, который сначала назывался Тигровым лесом, затем лесом Тигрового следа (так как от тигра остался один след), а потом и вовсе его стали называть лесом Исчезнувшего Тигра.

Герои сказки: Одарен, Зеленая Челка и Кирилл ведут борьбу против разбойника Лютика, который убивает в лесу беззащитных животных. Но, когда злодей был пойман, и было решено обменять его на тигра, оказалось, что сделать это не так-то просто: «уничтожить тысячи тигров было легче, чем добыть теперь двух тигрят».

А вот герои сказочной повести «Волшебная тюбетейка» ворбышек Чирка и скворец Пашка из-за урагана не попали в Африку, а очутились в Солнечном царстве, Хлопковом государстве, где правил царь Навруз - владелец волшебной тюбетейки со своей красавицей дочкой Маликой.

Любовь помогает делать настоящие чудеса. И Чирка, полюбив принцессу Малику, спасает ее от Пузана-Паукана, укравшего волшебную тюбетейку, и все Хлопковое государство от прожорливых бабочек и их королевы Зу-Зу.

Но принцесса и воробей не могут быть вместе! В чудесную ночь Летящей звезды, когда исполняются самые заветные желания, принцесса Малика, попросила звезду превратить Чирку в принца, но тот заснул, а звезда выполняла только желания тех, кто не спал. Тогда Малика сама стала воробышком. И долгих десять лет они дружно жили, не жалуясь на судьбу. В награду за их любовь, Летящая звезда нашла их и превратила в принца и принцессу и подарила королевство по имени Страна сказок.

«Ну а страна сказок, как вы догадались, находится не за тридевять земель, а прямо в вашей комнате. Стоит лишь снять с полки увлекательную детскую книжку и раскрыть ее».

Удивительные приключения пришлось пережить мальчику Горошку из города Тысячи роз в повести-сказке «Зеленый мальчик» . В городе появился знаменитый маэстро Тиран-Полосат, укротитель, которого ненавидели все звери. Горошек отправился в цирк, чтоб попытаться сорвать представление и прекратить издевательства над бедными животными. Но после представления он … пропал.

Горошек подслушал разговор Тирана-Полосата с дочкой Сюзанной, которая собралась дрессировать…бабочек! Он помчался в лес, чтобы предупредить их о беде, о тюльпанах-капканах, с помощью которых и должны были их ловить.

Бабочки выкупали Горошка в чудесном соке растений и он стал невидимкой, то есть зеленым в зеленом лесу.

Чудесные занятия в школе бабочек помогли узнать Горошку о том, как Господь сотворил Землю и все живое на ней, об Адаме и Еве, о всемирном потопе, о злейшем враге Господа антихристе и о плохих людях, которые без жалости убивают живую красоту, созданную Богом.

Горошек смог спасти цветок Превращений, ведь если бы он погиб, на Земле настал бы вечный холод, времена года не сменяли бы друг друга.

А фея Весны рассказала, что из-за вражды людей Земля, которая была когда-то единым целым, разделилась на разные материки, и так будет до тех пор, пока люди не возьмутся за руки и не соединят ее. Только тогда на Земле наступит вечный мир и счастье.

Но это уже зависит от нас, людей.

Все эти сказки пронизаны любовью ко всему живому на Земле, в них действуют и вымышленные, сказочные, и реальные герои, в них четкий ориентир на добро, дружбу, взаимопомощь.

Новая сказка Юрия Харламова «Девочка и царь» (читать) основана на реальных исторических событиях, которые произошли в Ишиме - том самом городке, где родился автор "Конька-Горбунка" Петр Ершов и где в его честь учредили литературную премию.

В этом городе стоит памятник Прасковье Луполовой, - рассказывает автор. - Она была дочерью отставного военного, сосланного в Ишим в 1798 году. Известна Прасковья тем, что отправилась пешком в Санкт-Петербург к императору Александру I, чтобы вымолить милость для отца. По дороге она самостоятельно освоила грамоту, сумела написать прошение и добилась аудиенции у царя. Государь помиловал ее батюшку, а девушка, исполняя обет, удалилась в женский монастырь. Вот об этом и сказка.

Книга - вот самое большое чудо, которым надо дорожить, которое нужно беречь, таков лейтмотив всех сказок Харламова. То, что происходит с детским чтением сейчас, не может не волновать писателя.

— Мир изменился. Люди мало читают. Опять же телевизор, все эти приставки, засилие всех этих мультипликационных фильмов детских компьютерных западных - все это как-то отбивает интерес к литературе. Это тоже большой ущерб, который еще аукнется, может быть, не так уж долго придется ждать, когда появляется поколение, которое не интересуется книжками,- с горечью говорит писатель. - Это страшно, потому что в книгах вся мудрость, вся поэзия.

Каждый библиотекарь мечтает о такой книге, с которой бы начался Читатель, Чтение на всю жизнь. Именно о такой книге пишет Юрий Харламов в своей сказке «Королевский экземпляр» .

«Мальчик спал. На полу возле его кровати валялась книга. Это были скучные нравоучения одного из преуспевающих придворных сочинителей. Великий сказочник взял ее за обложку, хорошенько встряхнул, и все его герои высыпались на пол как тараканы из банки.
- Куда же мы теперь? - захныкали они.
- К тому, кто вас придумал! - ответил Великий сказочник.
И поскольку каждое его слово обладало волшебной силой, они тут же исчезли, как кошмарный сон.
Говорят, эти безобразники в самом деле поселились в доме своего создателя, целыми днями бездельничали, куролесили, несли всякую чушь и строили гадости автору. Пока он не догадался их переиздать.
А мальчик, проснувшись утром, обнаружил у себя под подушкой книгу Великого сказочника, новенькую, еще пахнущую краской, с цветными картинками и портретом автора. Не берусь описывать его радость и удивление. Но еще удивительней оказались сами сказки - он не мог оторваться от них, пока не прочитал все до одной. С картинками, правда, произошла маленькая неразбериха: ночью, в темноте и спешке, они перепутали, где чья сказка, и оказались на чужих страницах. Голый король попал в царство Снежной королевы, на горошине вместо принцессы оказался Скверный мальчишка, а принцесса вышла замуж за Трубочиста. Но от этого книга стала еще веселей, надо было угадать, кто из какой сказки.
Книгу прочитал сначала мальчик, потом его друзья. Она переходила из рук в руки, ею зачитывались взрослые и дети, люди переставали ссориться и обижать друг друга, столько мудрости и доброты было в сказках и волшебных историях Великого сказочника. Книга растрепалась, страницы ее были закапаны воском (тогда ведь еще не было электричества) и слезами (а слезы были всегда), несколько раз ее подклеивали и заново переплетали, но ведь это обычная судьба всякой интересной книги…»

Писатели уходят в шоу-бизнес или пишут тексты для юмористов, — говорит сказочник. - Не осталось ни приличных драматургов, ни детских писателей…

Но Харламов остался. И в детской литературе, и в маленькой избушке на окраине Генеральского. Каждый день он садится за старенькую печатную машинку и уходит в мир, где добро всегда побеждает зло. Ведь на то он и сказочник!


Выражаем особую благодарность
журналисту телерадиокомпании «Дон ТР» Джичоевой Елене Георгиевне,
за материалы радиопередач, интервью с Ю. И. Харламовым,
любезно предоставленные ею из собственного архива,
для работы библиотекарям РОДБ им. В. М. Величкиной

Список использованной литературы:

  1. Егоров, Н. Сказочник из романтиков/ Н. Егоров //Приазовский край.- 1994.- № 23.- 9 июня.
  2. Иванов, Ю Судьбы и сказки/ Ю. Иванов //Наше время.- 2006.- 29 дек.- С. 5.
  3. Ковалева, Т. Юрий Харламов: монетизация разума и сердца/ Т. Ковалева //Культура.- 2008.- 27 авг.-3 сент.
  4. Кривошапко, Ю. Как в сказке/ Ю. Кривошапко //Российская газета. -2009.- 18 июня.-(Неделя - Юг России).
  5. Ломакина, С. Жил-был сказочник/ С. Ломакина //Аргументы и факты на Дону.- 2008.- № 5.- 30 янв.

Источники Интернет.

  1. http://www.ren-tv.com/news/culture/6954-2009-08-03-17-23-33
  2. http://www.province.ru/newspapers/img/12/14(382)/text

Харламов

Датский прозаик и поэт — автор всемирно известных сказок для детей и взрослых. Его перу принадлежат «Гадкий утёнок», «Новое платье короля», «Стойкий оловянный солдатик», «Принцесса на горошине», «Оле Лукойе», «Снежная королева» и многие другие произведения.

Сказочник постоянно боялся за свою жизнь: Андерсена пугала вероятность ограбления, собаки, возможность потерять паспорт.

Больше всего писатель опасался огня. Из-за этого автор «Гадкого утёнка» всегда носил с собой веревку, с помощью которой в случае пожара можно было выбраться через окно на улицу.

Также Андерсена всю жизнь мучил страх отравления. Есть легенда, согласно которой дети, любившие творчество датского сказочника, купили подарок своему кумиру. По иронии ребята прислали Андерсену коробку шоколадных конфет. Сказочник ужаснулся, увидев подарок детей, и переслал его своим родственникам.

Ганс Христиан Андерсен. (nacion.ru)

В Дании существует легенда о королевском происхождении Андерсена. Связано это с тем, что в ранней автобиографии сам автор писал о том, как в детстве играл с принцем Фритсом, впоследствии — королём Фредериком VII, и у него не было друзей среди уличных мальчишек. Только принц. Дружба Андерсена с Фритсом, согласно фантазии сказочника, продолжалась и во взрослом возрасте, до самой смерти последнего, и, со слов самого писателя, он был единственным, за исключением родственников, кто был допущен к гробу покойного.

Шарль Перро

Однако всемирную известность и признание потомков принесли ему не серьезные книги, а прекрасные сказки «Золушка», «Кот в сапогах», «Синяя Борода», «Красная шапочка», «Спящая красавица».


Источник: twi.ua

Свои сказки Перро издал не под собственным именем, а под именем своего 19-летнего сына Перро д’Арманкура. Дело в том, что в культуре XVll века во всей Европе, а особенно во Франции, господствовал классицизм. Это направление предусматривало жесткое деление на «высокие» и «низкие» жанры. Можно предположить, что писатель скрывал собственное имя, чтобы уберечь свою уже сложившуюся литературную репутацию от обвинений в работе с «низким» жанром сказки.

Из-за этого факта уже после смерти Перро постигла участь и Михаила Шолохова: его авторство начали оспаривать литературоведы. Но общепринята до сих пор версия о самостоятельном авторстве Перро.

Братья Гримм

Якоб и Вильгельм, — исследователи немецкой народной культуры и сказочники. Они родились в городе Ханау. Долгое время жили в городе Кассель. Изучали грамматику германских языков, историю права и мифологию.

Такие сказки братьев Гримм, как «Волк и семеро козлят», «Белоснежка и семь гномов» и «Рапунцель» известны всему миру.


Братья Гримм. (history-doc.ru)


Для немцев этот дуэт — олицетворение исконно народной культуры. Писатели собирали фольклор и опубликовали несколько сборников под названием «Сказки братьев Гримм», которые стали весьма популярными. Также братья Гримм создали книгу о германском средневековье «Немецкие легенды».

Именно братья Гримм считаются основателями немецкой филологии. В конце жизни они занялись созданием первого словаря немецкого языка.

Павел Петрович Бажов

Писатель родился в городе Сысерти Екатеринбургского уезда Пермской губернии. Окончил духовное училище Екатеринбурга, а позже Пермскую духовную семинарию.

Работал педагогом, политработником, журналистом и редактором уральских газет.

Павел Петрович Бажов. (zen.yandex.com)

В 1939 году был издан сборник сказок Бажова «Малахитовая шкатулка». В 1944 году «Малахитовая шкатулка» вышла в Лондоне и Нью-Йорке, потом в Праге, в 1947-м — в Париже. Произведение переведено на немецкий, венгерский, румынский, китайский, японский языки. Всего, по сведениям библиотеки им. Ленина, — на 100 языков мира.

В Екатеринбурге находится дом-музей Бажова, посвященный жизни и творческому пути писателя. Именно в этом помещении автор «Малахитовой шкатулки» написал все свои произведения.

Астрид Линдгрен

Сказочные произведения близки к народному творчеству, в них ощутима связь фантазии с правдой жизни. Астрид — автор ряда всемирно известных книг для детей, в их числе «Малыш и Карлсон, который живёт на крыше» и «Пеппи Длинный чулок». На русском языке её книги стали известны благодаря переводу Лилианны Лунгиной.


Астрид Линдгрен. (wbkids.ru)

Почти все свои книги Линдгрен посвятила детям. «Я не писала книг для взрослых и думаю, что никогда не стану этого делать», — решительно заявляла Астрид. Она вместе с героями книг учила детей, что «Если жить не по привычке, целой жизнью будет день!».

Сама писательница всегда называла своё детство счастливым (в нём было много игр и приключений, перемежавшихся с работой на хуторе и в его окрестностях) и указывала на то, что именно оно служит источником вдохновения для её творчества.

В 1958 году Линдгрен получила медаль Ганса Христиана Андерсена, которую приравнивают к Нобелевской премии в детской литературе.

Линдгрен прожила долгую жизнь, 94 года, из которых 48 лет до самой смерти она продолжала заниматься творчеством.

Редьярд Киплинг

Известный писатель, поэт и реформатор, родился в Бомбее (Индия). В возрасте 6 лет его привезли в Англию, те годы он называл позже «годами страдания». Когда писателю было 42 года, ему присудили Нобелевскую премию. До сих пор он остается самым молодым писателем-лауреатом в своей номинации. Также он стал первым англичанином, который получил Нобелевскую премию по литературе.


Речь пойдет не о Корнее Ивановиче и Лунтике, а о книжке, которая вышла в самом конце года - «Бусине карманного карлика» Анастасии Строкиной. Здесь тоже все культурные слои перемешены. Тут и тролли, и жизнь обычной семьи из глубинки, и сказочник Сакариас Топелиус из 19 века, и подземные жители, отвечающие за приход весны, и призраки жениха и невесты из Немецкой слободы, и множество других призраков, совсем не страшных, а наоборот, дружелюбных и прекрасных, и сказочная гора Растекайс, и оживший Ангел со шпиля Петропавловской крепости, и говорящий волк-механик…

«Сказочник вынул из кармана мешочек клюквы и протянул Вере:

Угощайся. Птичке тоже понравится. И Ангелу. Ангелы любят клюкву».

Эта сказка на ощупь - как ощущение натуральных материалов: шерсти, холста, дерева. Из истории о нашем времени как будто вынули все пластмассовое, полиэтиленовое, синтетическое. Оставили только самое необходимое: снежную зиму, ледяной маяк во дворе, верных друзей, мудрую книгу, совет старого архивариуса, кресло-качалку у камина, звуки виолончели и горсть сушеной клюквы для птиц.

Все это - этапы долгого пути, остановки на пути героев. Их путь, цель которого в начале совершенно ясна, постепенно превращается во что-то совершенно другое - путь от болезни к выздоровлению, от зимы к весне, от детства во взрослость.

Если бы мы захотели представить их путь географически, мы взяли бы красный фломастер и прочертили маршрут путешествия героев. Тогда конечной его точкой стало бы имение Сакариаса Топелиуса, того самого сказочника, который когда-то сочинил сказку о приключениях финского мальчика Сампо. Именно этого сказочника, посещают герои в конце пути. Он давно умер, этого от нас не скрывают, - время опять перемешивается, но остается неизменным.

…Герои устали, измучились, замерзли, их пугает предстоящая встреча со злобным и мстительным троллем. Ведь неизвестно, чего от него ожидать, если он способен наслать болезнь на маленькую девочку. И тут появляется сказочник и ставит все на свои места. Он направляет их по правильному пути, но при этом не раскрывает всей правды. Он наблюдает за ними, как бы посмеиваясь, он тут не просто персонаж, он принадлежит двум мирам одновременно - как герой и как представитель высокой касты сказочников.

Я благодарна автору за этот образ. И за точное понимание того, что и сказочник - тоже персонаж, который совершает путешествия за тридевять земель, снашивает семь пар железных башмаков, выручает товарища из беды. Шарль Перро, братья Гримм, Корней Чуковский - эти имена для ребенка звучат так же, как имена героев сказки. И потому детям кажется, что народные сказки были написаны Иваном-дураком или Емелей.

Хотя вопрос об авторстве дети вообще не ставят. Это мы напираем: «Запомни: это написал Самуил Яковлевич Маршак» или «Корней Иванович ничего не знал о Лунтике», вырывая ребенка из блаженного состояния, в котором он обладает всем сразу, а не раскладывает это по полочкам.

В целом же впечатления от книги можно выразить словами самой Анастасии Строкиной: «Серебряным ножом для бумаги он вскрыл конверт. И тут же из него выпорхнули разноцветные слова, несколько секунд покружились вокруг головы Сказочника, упали на пол и исчезли».

Наталья Вишнякова

________________________________


Анастасия Строкина
«Бусина карманного карлика»
Художник Олег Брауде
Издательство «КомпасГид», 2018


Top