Балы и традиции. Вас пригласили на бал: в чем пойти, как себя вести и другие советы Описание самых красивых мест для проведения балов

Казалось бы, лето заканчивается, зачем ехать в Испанию в октябре? На самом деле с приходом осени в Испании наступает череда ярких праздников во многих городах: дни осенней гастрономии , средневековые ярмарки, рыцарские поединки, и даже исторические балы!

В этом году Гандия (Валенсия) приготовила своим гостям необычный сюрприз: 10 октября состоится самый настоящий светский бал во Дворце герцогов Боржия.

Место для проведения бала выбрано неслучайно: герцогский дворец Боржия - это впечатляющее здание, представляющее собой типичный пример светской архитектуры средних веков. Начав свою историю в XIV веке, он строился, расширялся и реставрировался на протяжении семи столетий. Его интерьер демонстрирует огромную коллекцию различных архитектурных стилей: примитивной готики XIV и XV веков, ренессанс XVI века, барокко XVII и XVIII веков, и наконец, неоготические реконструкции конца XIX и начала XX века. В конце ХХ века дворец, как исторический памятник архитектуры, открылся для посещения публики. Мэрия города Гандия любезно согласилась предоставить этот исторический памятник для проведения светского бала.

Организаторами бала являются Администрация города Гандия, компания "EVENTUS MON" и Региональная общественная организация поддержки интеллигенции и предпринимательства "Планета-Золотой Клуб" (Москва). Танцевальная программа будет составлена таким образом, что даже начинающие танцоры будут чувствовать себя комфортно и непринуждённо, к тому же в дни, предшествующие балу будут проводиться соответствующие мастер-классы.

Программа бала включает в себя более 50 произведений:

Первое отделение

Фанфары;
. Полонез;
. Вальс Венский “Летучая мышь”;
. Па-Де-Грас (Танец - игра);
. Вальс Знакомств “Мечты” (Танец - игра);
. Полька “Тройка” (Танец - игра);
. Вальс-Гавот;
. Кадриль “Московская” (Танец - игра);
. Вальс Бостон;
. Ручеек Бальный (Танец - игра);
. Вальс Фигурный;
. Сиртаки Фигурный (Танец - игра);
. Вальс “Белый танец вальс”;

Второе отделение

Вальс Большой Фигурный;
. Па Зефир;
. Венгерский Бальный;
. Русский Лирический;
. Полька Детская / Берлинская (танец - игра);
. Вальс “Миньон в кругу” (Танец - игра);
. Вальс «Испанский»;
. Па-Де-Спань (Танец - игра);
. Сударушка;
. Вальс с цветком (Танец - игра);
. Русский Бальный;
. Полька “Тройка / Фабио” (Танец - игра);
. Вальс “Экосез”;
. Игра с гудками;

Третье отделение

Мазурка;
. 7.40;
. Реченька;
. Кадриль “Летучая мышь” 1 фигура;
. Кадриль “Летучая мышь” 2 фигура;
. Кадриль “Летучая мышь” 3 фигура;
. Кадриль “Летучая мышь” 4 фигура;
. Кадриль “Летучая мышь” 5 фигура;
. Кадриль “Летучая мышь” 6 фигура;
. Фокстрот;
. Фарандола «Берлинская» (Танец - игра);
. Хоровод “Дружбы” (Танец - игра);
. Кумбия;
. Полонез со свечами;

Дополнительно:

Галоп “Бесконечный” (Танец - игра);
. Летка Енка (Танец - игра);
. Кадриль Русская с вальсом;
. Полька «Богемская»;
. Полонез-Мазурка;
. Кадриль Французская 1 фигура;
. Кадриль Французская 2 фигура;
. Кадриль Французская 3 фигура;
. Кадриль Французская 4 фигура;
. Кадриль Французская 5 фигура;
. Кадриль Французская 6 фигура;

Как видите, скучно не будет, и даже самые застенчивые танцоры получат массу удовольствия. Конечно, следует помнить о дресс-коде.

Мужчинам необходимо надеть фрак, (смокинг), исторический костюм, перчатки; дамам - бальное платье, украшения, перчатки.

Для участия в программе вы можете заполнить заявку на сайте организатора или скачать форму заявки и отправить по электронной почте. Стоимость входного билета 15€ (промо-код CR1 )

Кроме бала Гандии всегда есть что показать своим гостям: в это время года вы можете отдохнуть на пляже (температура воды в это время года +22-24С) или погулять по историческому центру. Хотите посетить Валенсию ?

Всего 40 минут на электричке, и вы фотографируетесь напротив футуристических зданий Города Науки и искусств, смотрите на Валенсию с высоты Кафедрального Собора или просто наслаждаетесь орчатой, прогуливаясь по улочкам Готического квартала, или любуетесь пейзажем на набережной пляжа Мальварроса.

Для гостей из России организаторы бала предлагают готовые экскурсионные программы:

8 дней/ 7 ночей (5.10-12.10), стоимость 370€

Мастер-классы по танцам;

Экскурсия по городу Гандия;

Экскурсия во Дворец Боржия;

Светский исторический бал во дворце с вином и шампанским, с присутствием первых лиц города.

11 дней/ 10 ночей (2.10-12.10), стоимость 530€

В этом случае, помимо участия в мероприятиях, предусмотренных первым вариантом программы, вы станете участниками одного из самых ярких и интересных праздников нашего города. FIRA GANDIA - это три великолепных дня с уличными карнавальными шествиями, средневековой ярмаркой, гуляниями, аттракционами, концертами и представлениями по всему городу.

4 дня/ 3 ночи (8.10-11.10), стоимость 360€

Обзорная экскурсия по Аликанте;

Экскурсия в Валенсию;

Две экскурсии: обзорная по городу Гандия и во дворец герцогов Борджия;

Светский бал в герцогском дворце с вином и шампанским, с присутствием первых лиц города;

Две экскурсии: посещение пещер Сан-Хосе (прогулка на лодках по подземной реке) и экскурсия в замок Сагунто.

В стоимость включены:

Трансфер из аэропортов Валенсии или Аликанте;

Проживание в трёхзвёздочном отеле, расположенном в пляжной зоне города Гандия в 125 метрах от моря;

Трехразовое питание (шведский стол включающий самые разнообразные блюда средиземноморской кухни, а также напитки и вино для взрослых);

Мероприятия по программе.

Отдельно оплачивается авиаперелет, виза и страховка. Организаторы бала при необходимости оказывает помощь в получении визы и приобретении авиабилетов через своих партнеров в России.

Для бронирования тура необходимо заполнить заявку на сайте компании "EVENTUS MON S.L." или скачать форму заявки и отправить по электронной почте, затем произвести предоплату в размере 25% от стоимости программы (необходима для бронирования отеля) на счет компании "EVENTUS MON S.L."

Представители компании высылают вам подтверждение брони отеля и официальное приглашение от мэрии города для оформления визы. Оставшуюся сумму вы оплачиваете по прибытию в отель любым удобным для вас способом (наличный платеж или банковской картой).

Также вы можете обратиться в офис Региональный общественная организация поддержки интеллигенции и предпринимательства "Планета-Золотой Клуб" http://gwc-planet.ru/ , для членов Золотого клуба предоставляются скидки.

Бал – это всегда праздник. Яркий, красочный, искрящийся, весёлый. И этот праздник был в России всегда желанным и любимым.

Балы давались круглый год, но сезон начинался с поздней осени и продолжался весь зимний период. Часто в один вечер приходилось бывать на двух-трёх балах, что требовало немалых сил, к тому же многие балы заканчивались под утро, а на следующий день необходимо было делать визиты и готовиться к грядущим увеселениям.

Балы и балы-маскарады разделялись по сословным, профессиональным, возрастным категориям, приурочивались к особым торжествам, и бывали придворными, общественными, частными, купеческими, свадебными, детскими…

Популярны в своё время были балы Дворянского собрания, балы художников и балы, проводимые иностранными посольствами, купеческие балы.

История балов в России

Первый бал в России состоялся в Москве на свадьбе Лжедмитрия и Марины Мнишек.
Возобновил балы Петр I, и с тех пор они стали любимы и почитаемы и в столицах, и в провинциях Российской империи.
Прообразом будущих балов стали петровские ассамблеи. Ассамблеи представляли собой собрания с танцами. Ассамблеи стали проводить в Петербурге и Москве ещё в 1717 году в домах российской знати.

Ассамблеи служили не только средством увеселения - "для забавы", но также местом "для рассуждения и разговоров дружеских".

Затем, в период правления Анны Иоанновны, Елизаветы Петровны и Екатерины II, ассамблеи полностью вытеснили балы и балы-маскарады.

Бал – это торжественное общественное или светское мероприятие, главной составляющей которого является танцевальная программа.

Поэтому с XVIII века во всех высших и средних учебных заведениях, школах и пансионах танец стал обязательным предметом. Его изучали в царском лицее и в скромных ремесленных и коммерческих училищах, в гимназии и в юнкерском училище.

В России не только прекрасно знали все новейшие и старинные бальные танцы, но и умели превосходно исполнять их. Танцевальная культура России в XIX веке стояла на большой высоте.

Бальный дресс-код

Бал имеет свой церемониал и правила поведения, что делает его таким величественным и роскошным. Всё это позволяло сохранить изысканность и привлекательность.

Было принято приходить на бал одетыми парадно. Кавалеры - во фрачной паре, смокинге или костюме (в зависимости от конкретных требований и условий), белой рубашке и жилетке. Кстати, фраки были разных цветов, лишь к концу 30-х годов XIX века утвердилась мода на чёрный цвет.

Обязательным предметом туалета кавалеров были белые перчатки. Штатские носили лайковые, а военные – замшевые перчатки.
Причем, по правилам дама имела полное право отказать кавалеру без перчаток. Поэтому лучше было прийти на бал в чёрных перчатках, чем без перчаток вообще.

Костюмы штатских кавалеров мало зависели от моды и их рекомендовалось шить в классических формах.


Военные приходили в парадных мундирах соответствующих их полкам.

На бал кавалеры приходили в ботинках. Бальные ботинки надевали и военные и лишь уланам дозволялось бывать в сапогах. Наличие шпор не одобрялось. Дело в том, что шпоры во время танца рвали платья. Но некоторые уланы нарушали это правило ради щегольства.

Дамы и девушки одевались в платья соответственно моде. Как правило, платье шилось на один бал и лишь в крайних случаях использовались дважды.

Дамы могли выбирать любой цвет для платья, если он не был оговорён особо. Например, в 24 января 1888 года в С.-Петербурге проводился изумрудный бал, на котором все присутствующие были одеты в соответствующий цвет.

Для девушек платья шились белого цвета или пастельных тонов - голубого, розового и айвори, то есть, цвета "слоновой кости".

К платью подбирались перчатки в тон платья или белые. Кстати, надевать кольца поверх перчаток считалось плохим тоном.

Дамы могли украсить себя головным убором.

Покрой бальных платьев зависел от моды, но одно оставалось в нём неизменным - открытые шея и плечи.

При таком покрое платья ни дама, ни девушка не могли появиться в свете без ювелирных украшений по шее - цепочки с кулоном или колье. То есть, что-либо нужно было надеть обязательно.

Украшения дам могли быть любыми - главное, чтобы они были подобраны со вкусом. Девушкам следовало появляться на балах с минимальным количеством украшений, например, с подвеской на шее или скромным браслетиком.

Важной составляющей дамского бального костюма являлся веер, служивший не столько для создания свежего дуновения, сколько в качестве языка общения, ныне почти утраченного.

Оправляясь на бал, дама брала с собой бальную книжечку – карне или агенд – куда, напротив списка танцев, вписывала имена кавалеров, желающих танцевать с ней тот или иной танец. Иногда вместо агенда могла использоваться обратная сторона веера. Считалось излишним кокетством хвастаться своим заполненным агендом, особенно перед теми дамами, которые бывали мало приглашены.

Правила поведения на балу

Приняв приглашение приехать на бал, каждый брал на себя, тем самым, обязательство танцевать. Отказываться от участия в танцах, а также выказывать недовольство или дать понять партнеру, что танцуешь с ним лишь по необходимости, считалось признаком дурного тона. И наоборот, признаком хорошего воспитания на балу считалось танцевать с удовольствием и без принуждения вне зависимости от партнера и его талантов.

На балу, более чем на любом другом светском мероприятии, уместно веселое и любезное выражение лица. Показывать на балу, что вы не в духе или чем-то недовольны, неуместно и невежливо по отношению к веселящимся.
Заводить разговоры со знакомыми, прежде чем отдать дань уважения хозяевам, считалось неприличным. В то же время, не поприветствовать знакомых (хотя бы кивком головы) было также неприемлемо.

На балах действовала особая культура приглашения на танец. Допускалось приглашение на танец заранее, как до самого бала, так и на балу. При этом считалось неучтивым, если дама прибывала на бал, пообещав заранее больше трёх первых танцев.

В бальной зале за порядком и танцами следит распорядитель бала.
Во время бала кавалеры должны следить за комфортом и удобством дам: приносить напитки, предлагать помощь. Кавалер должен был следить за тем, чтобы его дама не скучала.
Разговоры на балу, несомненно, допустимы. При этом не рекомендуется затрагивать сложные и серьезные темы, а также собирать вокруг себя большую компанию.

На балах не уместно шутовство. Даже кавалерам, имеющим слишком веселый нрав, рекомендуется вести себя на балу с достоинством. Ссоры и размолвки между кавалерами крайне не приветствуются во время бала, но если разногласия возникли, то разрешать их рекомендуется за пределами танцевального зала. Дамы являются главным украшением любого бала. Посему им подобает вести себя приветливо и мило. Громкий смех, злословие, дурной юмор могут вызвать неодобрение приличного общества. Поведение дам на балу должно отличаться скромностью, выражение крайней симпатии какому-либо кавалеру может породить осуждение.

Более всего неуместны на балу любые проявления ревности как со стороны дам, так и со стороны кавалеров. С другой стороны, нескромные взгляды и вызывающее поведение, провоцирующее других участников бала, также недопустимо.

Танцы

Согласно правилам, кавалер начинал приглашения на танцы с хозяйки дома, далее шли все её родственницы, а уж потом наступала очередь танцевать со своими знакомыми дамами.

В начале XIX века бал открывался полонезом, где в первой паре шёл хозяин с наиболее почётной гостьей, во второй паре – хозяйка с наипочетнейшим гостем.
В конце XIX столетия бал начинался вальсом, но придворные, детские и купеческие балы открывались величественным полонезом.

На протяжении XIX столетия изменялось количество танцев, которые кавалер мог танцевать с одной дамой на протяжении бала. Так в начале века это число равнялось одному, а уже в 1880-х дозволялось два-три танца, не следующих друг за другом подряд. Более трёх танцев могли танцевать только жених и невеста. Если кавалер настаивал на большем, чем положено, количестве танцев – дама отказывала, не желая себя компрометировать.


Во время танца кавалер развлекал даму лёгким светским разговором, дама же отвечала скромно и немногословно.
В обязанности кавалера также входило предотвращать столкновения с другими парами и не допускать падения своей дамы.

По окончании танца кавалер осведомлялся у дамы, куда отвести её: в буфет или же к месту, откуда он её взял. Обменявшись взаимными поклонами, кавалер либо удалялся, либо мог остаться рядом с дамой и некоторое время продолжать разговор.

Как правило, после мазурки кавалер вёл даму к столу на ужин, где можно было пообщаться и даже признаться в любви.
Ужинали все в боковых гостиных, за небольшими столиками.
Кроме того, на балах всегда был открыт буфет с разными яствами, шампанским, большим выбором горячительных и прохладительных напитков.

В начале века бал заканчивался котильоном или греческим танцем, а со второй половины XIX века завершал программу бала, как правило, вальс.
Гости могли уезжать когда им угодно, не акцентируя внимания на своём уходе – но в течение последующих нескольких дней приглашённый наносил хозяевам благодарственный визит.

ПУШКИНСКИЙ БАЛ 2016 В ГОСУДАРСТВЕННОМ МУЗЕЕ А.С. ПУШКИНА .

Всероссийский студенческий бал проходит в рамках XVIII всероссийского Пушкинского молодежного фестиваля искусств «С веком наравне» . Ежегодно он проводится Российским государственным университетом нефти и газа им. И.М. Губкина .
Это единственный в Москве университет, в котором все, от ректора до студента, принимают непосредственное участие в бале . Т.е. понимают важность воспитания молодежи на лучших традициях культуры России . Причём уровень проведения балов и количества участников неустанно повышается от года к году. Приятно удивило огромное количество танцующих студентов РГУНГ . В этом году их участвовало более 500 ! Ни в одном другом институте Москвы балы не пользуются такой популярностью. Неизменным остаётся одно - всесторонняя поддержка руководством университета организации и проведения балов.

Хотелось бы отметить особую роль ректора РГУНГ Мартынова Виктора Георгиевича .
Кандидат геолого-минералогических наук, доктор экономических наук, профессор. С 2008 года ректор Российского университета нефти и газа имени И. М. Губкина . Член совета директоров ПАО «Газпром» .Доверенное лицо В.В.Путина.
В сентябре 2016 года стал доверенным лицом партии «Единая Россия» на выборах в Государственную думу VII созыва.
Большинство руководителей, кроме карьеры, к сожалению, больше ничего не интересует. Других, но не Виктора Георгиевича.
Из года в год он является не только организатором, но и активным участником Пушкинских балов . Несмотря на плотный график работы он всегда лично открывает бал. И именно благодаря этому, этот бал многие годы суперпопулярен среди студентов,так как молодёжь всегда ищет пример для подражания среди успешных и авторитетных людей.
Как гостям бала, нам очень понравилось приветственное слово ректора РГУНГ на открытии бала.
Никогда не слышали от официальных лиц таких правильных и искренних слов о значении балов для воспитания молодёжи в наше время. Побольше бы таких ректоров в Москве ! Бал традиционно состоит из 3-4 танцевальных отделений с более 20 танцами конца 19 начала 20 веков. На балу всегда очень высокий уровень студентов-певцов из разных регионов России, которые выступают между отделениями бала.
Глядя на огоромное количество элегантных, красивых,прекрасно воспитанных молодых людей и девушек, их добрые и открытые улыбки, энтузиазм, с которым они танцуют бальные танцы, необычайно тёплую атмосферу в зале, понимаешь, что балы современной молодёжи интересны, до сих пор актуальны и важны в свете осознания себя, как потомков Великой России с Великими культурными традициями!

Наверное лучше всего об этом шикарном мероприятии расскажет с нашими комментариями и ниже опубликованные ролики .

Традиционно Пушкинский бал начинается с церемониального вальса ректора РГУНГ Мартынова Виктора Георгиевича и мисс РГУНГ 2016 . Потом к танцующим присоединяются остальные участники бала на двух танцевальных площадках.

Это было грандиозное зрелище на Пушкинском бале 2016 , когда на танец Сиртаки вышло более 400 человек!

Современные балы, хоть и утратили значение чисто аристократического досуга, но по-прежнему сохраняют статус грандиозных светских мероприятий, куда съезжаются представители дворянского рода, политики, известные деятели культуры. При этом вы тоже можете оказаться в их числе.

Балы в наше время разбились на три категории: исторические и ролевые (маскарады), нацеленные на широкую публику, и общественные. Последняя категория рассчитана на узкий круг людей и интересна с точки зрения бальной традиции: обязательный дресс-код, знание танцевального этикета и умение исполнять традиционные танцы - мазурку, полонез, польку, вальс, кадриль, контраданс и другие.
Среди современных балов особой популярностью пользуются Венский оперный бал (январь), Дрезденcкий бал (январь), Императорский бал в Вене (февраль), Карнавал масок в Венеции (перед Великой Пасхой), Венский бал в Москве (май), Пушкинские балы в Санкт-Петербурге (в разное время), Русские балы в Риме, Лондоне и других городах Европы, а также Рождественские балы, которые проходят по всей Европе.

Обязательными гостями этих мероприятий являются потомки знатных европейских родов, состоятельные люди, известные селебрити и, если вы соблюдаете дресс-код, умеете танцевать и знаете бальные традиции, то можете войти в их число и посетить одно из самых интересных светских мероприятий современных аристократов.

Несколько правил
Дама должна знать, что ангажирует всегда кавалер, при этом она может отказать ему, но только в пяти случаях: обещала танец другому, уже танцевала с ним три раза (больше допускается только жениху и невесте), танцевала с ним в предыдущем танце, хочет отдохнуть, кавалер подошел без перчаток. Кстати, перчатки - главный аксессуар бального мероприятия. Полагается находиться в них, как во время танца, так и на протяжении всего вечера.

Дресс-код современных балов тоже имеет определенные рамки: дамы приглашаются либо в бальных платьях, обычно так наряжаются дебютантки, либо в вечерних нарядах полной длины; кавалеры - в смокинге, фраке, черных туфлях и с бабочкой. Исключение составляют балы-маскарады, как Венецианский карнавал.
Прежде чем отправиться на бал и стать частью этого грандиозного светского раута, придётся освоить танцевальный этикет: кто кому кивает, с какой стороны стоит, как беседует и прочие тонкости. Как правило, этому обучают на специальных курсах и мастер-классах. Само искусство исторических танцев можно освоить на специальных занятиях, к примеру, в танцклассах, организованных Бальным Комитетом в Москве.

Из истории бала
Первые балы проходили во Франции, откуда распространились по всей Европе. В Россию они пришли в Петровскую эпоху, который указом об ассамблеях от 26 ноября 1718 года обязал бояр их жён ходить на танцы. Быстро балы стали неотъемлемой частью досуга аристократов, и XVIII век ознаменовался становлением бальной культуры в России, догоняя, а то и превосходя по шику и размаху европейские праздники. Важными атрибутами бала была сословность и доступ на паркет только представителей дворянства, также организаторы приглашали «танцоров» - молодых офицеров и лиц невысокого ранга, которые после танца тут же возвращались на место, отведённое их социальному сословию.

В XX веке бал в традиционном представлении прекратили своё существование в России, однако сохранились в Европе. В частности, речь идёт о Венских балах, занесённых ЮНЕСКО в список культурного наследия. Как и в Новое время, Венский бал соблюдает особый бальный протокол и проведение бала. Помимо общественного светского бала в сезон в Австрии проводится около 300 мероприятий для разной публики: Балы охотников, Оперный и другие.

В Таганроге прошёл очередной бал - светское мероприятие, привычно вызвавшее массу колкостей и гомерический смех в интернет-сообществе города.

Это не просто шероховатости, а такой адский трэш...
Собственно, всё на поверхности - люди не понимают что такое БАЛ.
Они приходят сюда как на капустник или карнавал.
Что это за цыганщина? Что за "Зита и Гита"?

Нет, если это карнавал, маскарад, так вы так и скажите, и тогда эти джентльмены в плюшевых мундирах будут вполне гармонично смотреться...

А глядя на этого гусара я вспомнил реальный случай, произошедший на одном из балов в Таганроге, когда здесь отдыхал Император Александр Первый. Это мероприятие посетил генерал-губернатор Новороссийский Михаил Воронцов, который весьма скептически относился к провинциальному "свету", и позволил себе появиться в сапогах со шпорами. Так вот, Император, увидев такое вопиющее неуважение к присутствующим, лично выставил вельможу за дверь!)


Кстати, присутствие детей на взрослом балу тоже всегда считалось моветоном...
Впрочем, присутствовать, а уж тем более танцевать в головном уборе, это даже не моветон, а какая-то референтная дикость!


Вообще, сложно требовать от участников соблюдения каких-то совсем уж тонкостей, но хоть элементарное представление о приличиях, я думаю, должно быть.


Ну, вот на этом фото молодой человек White Tie в общем и целом соответствует формату, я уж не замечу неформатную обувь, но что это такое на втором плане? Парень в кальсонообразных хипстерских джинсах и девушка в платье выше колен. Это же совершенно недопустимо даже для демократичного провинциального мероприятия... Не потому что плохо, а потому что сам формат просто не допускает ничего подобного!


А здесь можно просто в обморок упасть чувствительным натурам...


Ну, с обувью просто беда на самом деле. Я там видел дам в полусапожках)

Нет, я всё понимаю, но элементарно помыть и начистить туфли можно???
Как это возможно прийти на бал в белых перчатках и грязных башмаках? Это только поручик Ржевский в анекдотах мог себе такое позволить...


А в блестящих костюмах с люрексом, кажется уже и на сельских свадьбах гостей не встретишь...


Ух, чувствую, получу я за свой язык...
Но я хочу обратиться к участникам этого и подобных мероприятий - вы, пожалуйста, на меня не обижайтесь! Я совсем не имею желания вас оскорбить, обидеть. Напротив - мне самому уже почему-то неловко когда я читаю комментарии в социальных сетях. И за город, и за его жителей обидно. Вы уж как-нибудь ответственнее отнеситесь к тем мероприятиям, в которых участвуете...


Top