Писатель леонид пантелеев биография. Биография леонида пантелеева

Пантелеев Леонид, настоящее имя - Алексей Иванович Еремеев (1908 - 1987), прозаик.

Родился 9 августа (22 н.с.) в Петербурге в семье военного. В годы гражданской войны потерял родителей и в 1921 попал в школу имени Достоевского для беспризорных. Об этой школе рассказано в первой книге Пантелеева (в соавторстве с Г.Белых) -

"Республика Шкид". Воспоминания об этой школе легли в основу очерков "Последние халдеи" (1939) и рассказов "Карлушкин фокус", "Портрет". Пантелеев стремился, чтобы детская книга была книгой глубокого содержания, "где были бы и юмор, и героика, и лирика, и настоящие человеческие страсти, и большая мысль". Этими качествами книги Пантелеева заслужили свою популярность.

В 1930 - 1940 ряд своих произведений объединил в цикл "Рассказы о подвиге: "Пакет" (1932), рассказывающий о гражданской войне, "Ночка" (1939), "Гвардии рядовой" (1943), посвященный событиям Отечественной войны, "Новенькая", "Платочек" (1952), знаменитый рассказ "Честное слово" (1941).

Некоторые повести и рассказы Пантелеева были экранизированы ("Часы", "Честное слово", "Республика Шкид", "Пакет" и др.). Умер Л.Пантелеев в 1987 в Москве.

Использованы материалы кн.: Русские писатели и поэты. Краткий биографический словарь. Москва, 2000.

Пантелеев Л. (настоящее имя Алексей Иванович Еремеев) - прозаик.

Родители - выходцы из старинных купеческих семей Отец писателя во время русско-японской войны ушел в действующую армию, отличился, получил орден св. Владимира и потомственное дворянство. Детство Пантелеев прошло в обеспеченной семье, однако все изменилось с 1918. С этого времени мальчик потерял связь с семьей и пополнил собой армию беспризорных.

В 1921 попал в школу им. Достоевского для трудновоспитуемых и беспризорных детей, там он и получил прозвище «Ленька Пантелеев». Заведующим школой был выдающийся педагог В.Н.Сорока-Росинский (Викниксор). Выйдя из школы еще до окончания срока, два приятеля - Л.Пантелеев и Гр.Белых написали вскоре, в течение 2-3 месяцев, книгу «Республика Шкид» (1927). Не следуя никакому сюжету, авторы описали все самые яркие факты из жизни Шкиды (Школа им.Достоевского), где было много «бузы», много смешного, драматического, а порой и трагического, но где проявилось и огромное желание жить по-другому (одно время в Шкиде на 60 воспитанников выходило 60 газет, каждый был издателем).

Книга имела ошеломительный успех (М.Горький писал о ней с восхищением). Однако повесть вызвала и ряд серьезных критических отзывов в педагогических кругах - там, где ее восприняли не как художественное произведение, а как документальное. Среди самых негативных отзывов была статья Н.К.Крупской, а много позднее, в 1937, статья А.С.Макаренко. В течение 10 лет повесть переиздавалась ежегодно, пока в 1936 не был репрессирован Гр.Белых (умер в тюрьме, в 1938). Выход книги в 1960 можно считать вторым ее рождением. В 1966 по ней был снят фильм (реж. Г.Полока, в роли Викниксора С.Юрский).

К теме беспризорника Пантелеев обращался еще много раз: в рассказах «Карлушкин фокус» (1928), «Портрет» (1928) и в одной из лучших своих повестей «Часы» (1928), где автору удалось создать колоритнейшую фигуру беспризорника и воришки Петьки Валета; повесть, в которой проявилось мастерство Пантелеева в построении сюжета, где так удачно сочетается смешное и серьезное и так явственно звучит жаргон 1920-х.

В своем творчестве Пантелеев сам выделил две темы: «Рассказы о подвиге» и «Рассказы о детях». Среди его многочисленных рассказов о подвиге («Ночка», «Первый подвиг», «Гвардии рядовой», «На ялике», «Главный инженер») особое место занимает повесть «Пакет» (1933): именно она дала возможность К.Чуковскому определить «мускулатуру таланта» Пантелеева, проявляющую себя в выразительности его языка, в яркости его речевых характеристик. Удачу этой повести, трагической и одновременно комической, К.Чуковский увидел в том, что герой «живет перед нами именно благодаря своей простонародной живописной, выразительной речи...».

Из множества рассказов о детях («Маринка», «Долорес», «Платочек» и др.) неизменной популярностью пользовались рассказы «Честное слово» (1941), «О Белочке и Тамарочке» (1940-47) и «Буква "ты"» (1945): в этих рассказах совсем другая стилистика, другой ритмический рисунок, у каждого героя свой характер, и автор стремится постичь сложности разговора с ребенком, он убеждается, как по-разному взрослый и ребенок воспринимают мир, слово, язык.

В 1938, когда в «Детгизе» готовился однотомник Пантелеева, вместо автобиографической справки автор написал небольшую повесть «Ленька Пантелеев». Продолжая работу над книгой, писатель многое переделал в ней. В 1952 она была опубликована в сборнике «Рассказы и повести» (Петрозаводск, 1952) и с новыми дополнениями в 1954 (Л.). В этой повести автор делает попытку описать подробно свою жизнь, начиная с самого раннего детства и кончая уходом из Шкиды. Естественно, книга вмещала в себя события многих лет - дореволюционных, революцию, начало 1920-х; на ее страницах запечатлелись образы близких и далеких людей - словом, напряженнейший момент истории России глазами юного участника и свидетеля этих событий. Повесть имела большой успех. После смерти писателя появилась публикация: «Л.Пантелеев. Повесть "Ленька Пантелеев и моя подлинная биография"» (Нева. 1994. №4), где автором была прояснена роль автобиографического момента в повести.

В сент. 1941 милиция сообщила Пантелееву, что он подлежит высылке из Ленинграда. Пантелеев жил тайно до июля 1942, когда был вывезен из блокадного города А.Фадеевым по просьбе С.Маршака. По материалам дневниковых записей Пантелеев подготовил книги «В осажденном городе» (1966) и «Январь 1944» (1966).

В книге «Приоткрытая дверь» (1980) Пантелеев неожиданно делится с читателем важной и потаенной мыслью - он признается, что больше не хочет заниматься сочинительством: чем дальше, «тем больше тянет меня в чистую правду». В действительности Пантелеев давно пишет «чистую правду». Достаточно назвать «Нашу Машу» (1966) или такие блестящие воспоминания, как «Маршак в Ленинграде», «Шварц» (1966).

Свою последнюю прижизненную книгу Пантелеев назвал «Приоткрытая дверь. (Из старых записных книжек. 1924-1947)». Здесь писатель возвращается к своему детству («Дом у Египетского моста»), подробно вспоминает о людях, с которыми свела его жизнь.

Если внимательно всмотреться в книги Пантелеева, постепенно начинаешь ощущать, что все они представляют собой один роман - пусть не в традиционном смысле слова. Перелистывая книги «Ленька Пантелеев», «Республика Шкид», «Маршак в Ленинграде», военные повести, «Приоткрытую дверь», рассказ «Наша Маша», воспоминания «Шварц», «Тырса» и др., мы как бы в абсолютной последовательности читаем роман, название которого «Л. Пантелеев». Но роману этому не хватало чего-то существенного: все время создавалось ощущение, что автор не все сказал, что-то скрыл от нас. Теперь, когда посмертно вышла его книга «Верую», роман этот дополнился, быть может, самым существенным, и образ его героя стал во сто крат понятнее и ближе.

Е.О.Путилова

Использованы материалы кн.: Русская литература XX века. Прозаики, поэты, драматурги. Биобиблиографический словарь. Том 3. П - Я. с. 16-18.

Далее читайте:

Русские писатели и поэты (биографический справочник).

Сочинения:

СС: в 4 т. / вступ. статья К. Чуковского; прим. Г.Антоновой, Е.Путиловой. П., 1970-71;

Верую / вступ. статья, подгот. текста С.Лурье. Л., 1991.

Литература:

Макаренко А. Детство и литература // СС. Т.7. М., 1958;

Маршак С. Об этой книге // Пантелеев Л. Республика Шкид. Л., 1961;

Чуковская Л. О книгах забытых или незамеченных // Вопросы литературы. 1958. №2;

Сарнов Б. Пантелеев: Критико-биографический очерк. М., 1959;

Ивич А. Пантелеев // Воспитание поколений. М., 1967;

Рахманов Л. Л. Пантелеев и Алексей Иванович // Костер 1968. №8;

Успенский Л. Необщее выражение // Нева. 1968. №8;

Путилова Б. Л.Пантелеев: очерк жизни и творчества Л., 1969;

Путилова Е. ...Началось в республике Шкид. Л., 1986.

ПАНТЕЛЕЕВ, ЛЕОНИД (наст. имя и фамилия Еремеев Алексей Иванович) (1908–1988), русский писатель. Родился 9 (22) августа 1908 в Петербурге. Отец, казачий офицер, участвуя в русско-японской войне, отличился, получил орден Св. Владимира и потомственное дворянство; мать из петербургской купеческой семьи. В 1916 поступил во 2-е Петроградское реальное училище (не окончил, как и многие другие учебные заведения – от приготовительного училища до курсов киноактера). В 1918 отец пропал без вести, мать увезла детей от голода в Ярославскую губернию. В 1921 мальчик вернулся в Петроград – к мелкой торговле, авантюрам с рулеткой и нищете, позднее описанных им в автобиографической повести Ленька Пантелеев (1939; новый вариант, 1952). В том же году комиссией по делам несовершеннолетних был направлен в школу им. Ф.М.Достоевского (Шкид), где получил прозвище «Ленька Пантелеев», по имени известного питерского «урки», и встретил своего будущего соавтора и друга Григория Георгиевича Белых (1906–1938). После двухлетнего пребывания в Шкиде друзья совершили неудачную поездку в Харьков, не добившись желаемого успеха в новом деле – кинематографе; затем бродяжничали, с зимы 1924 понемногу печатались в журналах «Бегемот», «Смена» и «Кинонеделя».

Пантелеев пробовал сочинять с 8–9-летнего возраста (стихи, пьеса, приключенческие рассказы, трактат о любви). С 1925 несколько лет жил в семье Белых, где бывали «шкидовцы» и просто друзья – С.Я.Маршак, Е.Л.Шварц, В.В.Лебедев, Н.М.Олейников (редакторы детских журналов «Чиж» и «Еж»), там и создавалась документальная (в духе «литературы факта») повесть Республика Шкид (1927), принесшая ошеломляющий успех, широкие литературные знакомства и восторженную поддержку А.М.Горького. Не выстраивая сложной сюжетной линии, авторы правдиво описали все наиболее яркие и примечательные события своего школьного отрочества, где было много смешного, нелепого, драматичного, а порою и трагического. Впервые в отечественной литературе была открыта не только актуальная тема беспризорничества (которую потом продолжат Правонарушители Л.Н.Сейфуллиной, Ташкент – город хлебный А.Неверова, На графских развалинах А.П.Гайдара), но и в более широком плане тема «аномального» детства, со всеми вытекающими из нее проблемами обучения и социальной адаптации ребят, прошедших уличную школу воровства, мошенничества и аутсайдерства.

Рассказ о столкновении и взаимовоспитании (взаимокоррекции) беспризорнической стихии («бузы») и «халдеев» (педагогов и воспитателей) вызвал и упреки в недостаточном уважении к учителям и всему лагерю социального «порядка»: негативным был отзыв Н.К.Крупской, а после выхода в 1933–1936 Педагогической поэмы – и А.С.Макаренко, увидевшего в книге «картину педагогической неудачи», относя к таковой и деятельность директора школы, выдающегося педагога В.Н.Сороки-Росинского, «Викниксора»). Однако динамичное, убедительное и насыщенное юмором повествование о школе им. Ф.М.Достоевского, при всей неприглядности многих изображенных фактов «неблагополучного» детства, подкупало искренним оптимизмом, питаемым не примерами быстрого превращения «плохих» детей в «хороших», но постоянно ощущаемым радостным и энергичным желанием ребят жить «иной», осмысленной и полезной жизнью. В течение 10 лет повесть переиздавалась ежегодно, пока в 1936 не был репрессирован Белых. Выход книги в 1960 вызвал новую волну интереса к ней; в 1966 на ее основе был создан одноименный фильм (реж. Г.И.Полока).

К теме беспризорничества Пантелеев вернулся в рассказах Карпушкин фокус , Портрет и повести Часы (все 1928), где создал колоритную фигуру маленького «джентльмена удачи» – Петьки Валета. Совместный с Белых сб. рассказов Американская каша (1932) и кн. очерков Последние халдеи (1939) в целом завершают тему «республики Шкид». Белых, хорошо знакомый с предреволюционным бытом питерских рабочих, публикует повести Дом веселых нищих (1930) и Холщевые передники (1932), а Пантелеев обращается ко второй значимой теме своего творчества – рассказам о подвиге (Пакет , 1933, ставший одним из лучших советских произведений о Гражданской войне; Ночка , 1939; Долорес , 1942, опубл. в 1948; Гвардии рядовой , На ялике , оба 1943; Главный инженер , 1944; Платочек , Индиан Чубатый, оба 1952, и др., многие из которых навеяны событиями Великой Отечественной войны), которые так же, как и предшествующие сочинения, адресованы не только взрослой, но и детской аудитории. Эмоциональный и простой, живописный и безыскусный язык Пантелеева, занимательный, несложный и энергично развивающийся сюжет, способность писателя глубоко проникать в детскую и подростковую психологию, с пониманием передавая накал переживаний ребенка в несущественных для «больших», но серьезных для него перипетиях его «маленькой» жизни, тонкое и бесстрашное умение смешивать «героическое» с «наивным», проницательно угадывая общее в бесхитростном и открытом взгляде на мир, добрый юмор, пластично разрешающий парадоксальные ситуации, – все это способствовало долговременному успеху многих произведений Пантелеева, ставших классикой отечественной детской литературы (среди лучших – рассказ Честное слово , 1941, ставший хрестоматийным; Новенькая , 1943; цикл Белочка и Тамарочка , 1940–1947, Буква «ты », 1945).

Своеобразная хроника процесса совместного с ребенком познания себя и мира – в книге для родителей Наша Маша (1966), основанной на дневнике, который писатель вел много лет, наблюдая за дочерью. Автор книг блокадных записей В осажденном городе (1964) и Живые памятники (1965), воспоминаний о Горьком, К.И.Чуковском, Маршаке, Шварце и др. В кн. Повесть «Ленька Пантелеев » и моя подлинная биография (опубл. в 1994) писатель прояснял роль автобиографического элемента в названном произванном произведении. Некоторые повести и рассказы Пантелеева экранизированы (кроме названных – Часы , Честное слово , Большая стирка , Пакет ).

Первые десять лет жизни Алёши Еремеева были светлейшим временем. В сумрачно-сером Петрограде его детство было освещено и освящено тихими огоньками свечек и лампадок «у распятия, у Казанской, у Скорбящей, у Николы-Чудотворца, у Серафима Саровского» . Через много-много лет и много страданий старый писатель напишет, что мирные церковные радости «на всю жизнь оставили след в памяти и душе» .
Однако ни ханжой, ни святошей мальчик не стал. В зажиточной интеллигентной семье он рано полюбил и театр, и синематограф, и чтение - особенно чтение!
Всё кончилось - или прервалось? - в октябре семнадцатого. Революция расколола Россию надвое, революция заставила людей жить двойной жизнью. Спасаясь от голода, семья Еремеевых бежит на Волгу. Ченцово, Ярославль, Мензелинск… «Убогая, вшивая, угарная, голодная и холодная жизнь. Детский дом. Сельскохозяйственная школа. Профтехническая школа. И будто в чёрную яму провалился. Уже ничего святого» . Было воровство. Были лохмотья. Была тюрьма, из которой парень, слава Богу, попал в школу им. Ф.Достоевского - специальное заведение для беспризорных и бездомных детей революции. Судьба, словно устыдившись собственной свирепости, собрала здесь людей, способных выжить и спасти, - учителей «Шкиды». Им Алёша Еремеев был обязан своим новым рождением, или, лучше сказать, - воз-рождением.
Урок пошёл впрок: в 1927 году появилась книга под названием «Республика Шкид» - хроника нищей, весёлой, сумасшедшей и прекрасной жизни. На обложке стояли имена двух авторов: Г.Белых, Л.Пантелеев. С тех пор фамилию «Еремеев» никто не вспоминал - беспризорник из «Шкиды» превратился до конца жизни в писателя и публициста Л.Пантелеева.
Повесть имела бешеный успех. За десять последующих лет она издавалась десятки раз на десятке языков. Но в тридцать восьмом, когда Григорий Белых был арестован и убит вместе с другими «врагами народа», книгу запретили, и она опять появилась на свет только после смерти Сталина.
Л.Пантелеев уцелел. Во всяком случае - остался жив.
Его уже хорошо знали и любили как автора книжек о беспризорщине и гражданской войне. Это были не совсем обычные книги, не очень-то похожие на барабанную дробь тогдашней литературы. «Карлушкин фокус», «Портрет», «Часы», «Магнолии», знаменитая повесть «Пакет», наконец… Внутри каждой пантелеевской истории была беда, была правдивая правда прожитых лет. Но побеждённый и победитель видят прошлое по-разному. Пантелеев был победителем. Не потому, что «примкнул к большевикам», а потому что сохранил вкус к жизни, какой бы тяжкой она ни была. Самыми простыми словами он закручивал самые лихие приключения, смешил в каком-нибудь неожиданном месте, и удивлённый читатель вдруг понимал, что на самом-то деле в непредсказуемой реальной жизни от мозоли на левой ноге до ордена - один шаг.
Чем старше становился писатель, тем спокойнее и мудрее делались его книги.
В предвоенные годы чистые и светлые, как солнышко, рассказы для маленьких - «Белочка и Тамарочка», «Буква “Ты”», «Честное слово»… Вот уж где вроде бы ничего не происходит с точки зрения мирового прогресса - так, смешные детские мелочи. Но если каждый маленький мальчик, который дал честное слово, до конца его сдержит, весь мир станет лучше.
Однако история не читает детских книг: началась Великая Отечественная война.
Пантелеев едва не умер в блокадном Ленинграде, где чудом избежал ареста, а потом смерти от истощения. Свидетельством тому были дневниковые записи, рассказы «В осаждённом городе», «На ялике», «Новенькая». Спасённый вождём Союза советских писателей Александром Фадеевым и вывезенный в крайней стадии дистрофии Л.Пантелеев стал фронтовым журналистом.
После войны всё как будто успокоилось. Были удачные, интересные публикации - «Наша Маша», «Приоткрытая дверь», «Маленькие рассказы». Копились в рабочем столе дневники, записки, мемуары. Много времени уходило на переписку с читателями, детьми и взрослыми. Но радости не было. В последние годы он стал отшельником: умерла любимая жена Элико-Елена, дочь Маша часто лежала в больнице…
Никто не знал, что в тишине затворничества Алексей Иванович пишет свою последнюю книгу, которая называется «Верую!». Он завещал опубликовать её только через три года после смерти. Горькая исповедь, глубокое покаяние открыли миру совсем другого человека. Это было так не похоже на привычного и знакомого писателя Л.Пантелеева! Читатели думали, что знают его биографию, потому что познакомились когда-то, много лет назад, с повестью «Лёнька Пантелеев». И вот оказалось, что всё не так - ведь перед смертью люди не обманывают…
Сколько же их было в действительности, Пантелеевых? Может быть, это человек, болезненно, до мании преследования боявшийся ареста (страх за дворянское происхождение и за исповедание веры)? Или - сам когда-то беспризорный, вставший на защиту поднадзорного Солженицына? Признанный советский детский писатель-орденоносец? Православный христианин, десятилетиями не снимавший отцовского креста? Ответ может дать только Тот, о Ком он написал «Верую!».

Алексей Коновалов

ПРОИЗВЕДЕНИЯ Л.ПАНТЕЛЕЕВА

СОБРАНИЕ СОЧИНЕНИЙ: В 4 т. / Предисл. К.Чуковского. - Л.: Дет. лит., 1983-1985.

ВЕРУЮ…: Последние повести. - Л.: Сов. писатель, 1991. - 413 с.
ВЕРУЮ!: Автобиогр. повесть. - М.: Изд-во Сретенского монастыря, 2008. - 382 с. - (Б-ка духовной прозы).
«…Язык, на котором я пишу свои книжки, - эзопов язык христианина» .

ИЗБРАННОЕ: Повести; Рассказы; Лит. портреты; Публицистика / Рис. А.Слепкова. - Л.: Дет. лит., 1978. - 607 с.: ил. - (Библ. сер.).

ЛЁНЬКА ПАНТЕЛЕЕВ: Повесть. - Ярославль: Верхне-Волжск. кн. изд-во, 1987. - 336 с. - (Шк. б-ка).
Повесть о том, как благодаря Советской власти Лёнька Пантелеев не пошёл по воровской дорожке своего знаменитого тёзки - грозы и гордости лиговских дворов.

НАША МАША: Книга для родителей / Рис. М.Беломлинского. - Л.: Дет. лит., 1976. - 382 с.: ил.
«Семьёй я обзавёлся уже в том возрасте, когда нормальные люди готовятся стать дедушками. Появление в моей жизни дочери было благодатью, чудом - тем чудом, которого не знают, вероятно, родители более молодые…»

ПАКЕТ: Повесть; Рассказы / Худож. Е.Лиманова. - Л.: Лениздат, 1989. - 382 с.: ил.
«…Слева Шкуро теснит, справа Мамонтов, а спереду Улагай напирает…» Посланный на верную смерть Петя Трофимов, боец«будёновской Красной Армии при особом отряде товарища Завирухина» , перехитрил и белых, и безносую.

ПРИОТКРЫТАЯ ДВЕРЬ…: Рассказы; Очерки; Разговор с читателем; Из старых записных книжек. - Л.: Сов. писатель, 1980. - 542 с.
Сокровенная вещь - записные книжки писателя. Они приоткрывают дверь не только в творческую мастерскую, но и в душу.

БЕЛЫХ Г., ПАНТЕЛЕЕВ Л. РЕСПУБЛИКА ШКИД / Рис. Н.Тырсы. - Л.: Дет. лит., 1988. - 270 с.: ил. - (Библ. сер.).
БЕЛЫХ Г., ПАНТЕЛЕЕВ Л. РЕСПУБЛИКА ШКИД. - М.: АСТ: Астрель, 2008. - 416 с. - (Любимое чтение).
Среди вымышленных литературных стран эта вольная республика существовала на самом деле. Её координаты были просты - Ленинград, угол Старо-Петергофского проспекта и Курляндской улицы. Она имела и гимн, и герб. Население Шкиды состояло из двух враждующих лагерей - дефективных шкетов и последних халдеев.

ЧАСЫ: Повесть / Худож. А.Пахомов. - М.: Сов. Россия, 1977. - 47 с.: ил.
«С Петькой Валетом случай вышел.
Видит Петька часы. Золотые часы. Чистокровные. С цепкой. С разными штучками и подвесными брелоками. Схватил Петька часы - и в угол к окну. От радости дух захватило, кровь в головёшку ударила…»

- Для маленьких -

БУКВА «ТЫ»: Рассказы и сказки / Рис. М.Беломлинского. - Л.: Дет. лит., 1990. - 30 с.: ил. - (Читаем сами).
БУКВА «ТЫ»: Рассказы. - М.: Дрофа-Плюс, 2005. - 77 с.: ил.
Содерж.: Рассказы о Белочке и Тамарочке; Фенька; Честное слово; Буква «Ты».

ВЕСЁЛЫЙ ТРАМВАЙ: Рассказы; Стихи; Сказки. - Л.: Дет. лит., 1974. - 160 с.: ил.

ГЛАВНЫЙ ИНЖЕНЕР / Рис. В.Маркина. - М.: Малыш, 1986. - 29 с.: ил.

ДВЕ ЛЯГУШКИ: Рассказы / Рис. О.Богаевской и Ю.Данилова. - Л.: Дет. лит., 1986. - 16 с.: ил. - (Читаем сами).
ДВЕ ЛЯГУШКИ. - М.: Эксмо, 2003. - 12 с.: ил.

ПРО БЕЛОЧКУ И ТАМАРОЧКУ. - М.: Махаон, 2007. - 94 с.: ил.

ФЕНЬКА / Рис. Е.Лысенко. - Одесса: Вариант; Два слона, Б.г. . - 14 с.: ил. - (Книжки-минутки).

ЧЕСТНОЕ СЛОВО / Рис. И.Харкевича. - Л.: Дет. лит., 1982. - 14 с.: ил. - (Мои первые книжки).
ЧЕСТНОЕ СЛОВО: Рассказы. - М.: Дрофа-Плюс, 2004. - 63 с.: ил. - (Внеклассное чтение).

Алексей Коновалов

ЛИТЕРАТУРА О ЖИЗНИ И ТВОРЧЕСТВЕ Л.ПАНТЕЛЕЕВА

Пантелеев Л. Разговор с читателем // Пантелеев Л. Собр. соч.: В 4 т. - Л.: Дет. лит., 1983-1985. - Т. 3. - С. 290-336.

Антонова Г., Путилова Е. Республика Шкид // Белых Г., Пантелеев Л. Республика Шкид. - М.: Правда, 1988. - С. 505-506.
Лурье С. Посмертная исповедь // Пантелеев Л. Верую… - Л.: Сов. писатель, 1991. - С. 3-11.
Маршак С. Об этой книге: [Предисл. к повести «Республика Шкид»] // Пантелеев Л. Собр. соч.: В 4 т. - Л.: Дет. лит., 1983-1985. - Т. 2. - С. 7-21.
Путилова Е. …Началось в Республике Шкид. - Л.: Дет. лит., 1986. - 125 с.
Сивоконь С. Честное слово // Сивоконь С. Весёлые наши друзья. - М.: Дет. лит., 1986. - С. 45-70.
Чуковский К. Пантелеев // Пантелеев Л. Собр. соч.: В 4 т. - Л.: Дет. лит., 1983-1985. - Т. 1. - С. 5-18.

Ал.К.

ЭКРАНИЗАЦИИ ПРОИЗВЕДЕНИЙ Л.ПАНТЕЛЕЕВА

Пакет. Телефильм. Реж. В.Назаров. СССР, 1965. В гл. роли - В.Золотухин.
Республика Шкид. Сцен. Л.Пантелеева (А.Еремеева). Реж. Г.Полока. Комп. С.Слонимский. СССР, 1966. В ролях: С.Юрский, П.Луспекаев и др.

В ряду советских писателей, не входивших в так называемую «обойму» особо отмеченных и обласканных властью, было немало людей, наделённых как несомненным литературным талантом, так и собственным, ни на кого не похожим творческим почерком. К их числу принадлежит прозаик, публицист, поэт, драматург Леонид Пантелеев. Широкому кругу читателей он известен, главным образом, как один из авторов прогремевшей в своё время на всю страну повести «Республика Шкид». Сегодня исполняется 100 лет со дня его рождения.

Леониду Пантелееву довелось жить в нелёгкое время. Можно сказать, что ему повезло: его не затронули сталинские репрессии, он не фигурировал ни в каких постановлениях, его не исключали из писательских организаций. После периода полного забвения вновь начали печатать. Но это был уже иной Леонид Пантелеев. Трудно отделаться от впечатления, что он сознательно избрал нишу писателя «второго эшелона», сознательно сосредоточился на создании камерных в определённом смысле произведений. Они были хорошо написаны, тепло встречались читателями, но в то же время находились в стороне от острых вопросов современной жизни. Писатель как бы сдерживал себя, своё дарование.

Алексей Иванович Еремеев (таковы имя, отчество, фамилия Леонида Пантелеева, полученные им при рождении) родился в Петербурге в семье казачьего офицера, участника русско-японской войны. За боевой подвиг отец будущего писателя был награждён орденом святого Владимира с мечами и бантом, что давало право на потомственное дворянство. Мать Алексея Ивановича, Александра Васильевна Спехина, по окончании гимназии училась на музыкальных курсах, много читала, вела дневники, с успехом выступала на любительской театральной сцене.

В 1916 году Алешу отдали во 2-е Петроградское реальное училище. Закончить его не удалось - грянула революция. Стоит отметить, что и в дальнейшем, в какое бы учебное заведение Леонид Пантелеев ни поступал, он его не заканчивал, бросал. Он вообще не мог подолгу задерживаться на одном месте, его деятельная натура постоянно требовала чего-то иного. Лишь одному он никогда не изменял - литературному творчеству.

Вскоре после революции семья Леонида Пантелеева теряет отца, который пропал без вести. Мать увозит детей из Петрограда в Ярославскую губернию, подальше от бедствий и нищеты. Однако долго там мальчик не выдерживает. В 1921 году он возвращается в Петроград. До этого, не взирая на малый возраст, Леонид поскитался по России, перепробовал множество профессий: пастуха, ученика сапожника, помощника киномеханика, ученика повара, торговал цветами и газетами, работал на лимонадном заводе... Довелось ему побывать и в колониях, и в детских домах для "трудных" или, как тогда говорили, "социально запущенных" ребят. Все эти события нашли отражение в его повести «Ленька Пантелеев».

В Петрограде Леонид попадает в школу социально-индивидуального воспитания имени Федора Михайловича Достоевского, где знакомится с Григорием Белых, своим будущим другом и соавтором по повести «Республика Шкид», а также ряда очерков, посвященных теме воспитания трудных подростков, под общим названием «Последние халдеи».

В школе для беспризорных друзья долго не задержались. Они отправились в Харьков, где поступили на курсы киноактеров. Затем, оставив эту затею, движутся дальше, «ради романтики странствий». Некоторое время они занимаются самым настоящим бродяжничеством. Наконец в 1925 году друзья возвращаются в город на Неве, который стал к тому времени Ленинградом. Леонид Пантелеев поселяется у Григория Белых. Именно в это время они начинают писать «Республику Шкид». Юноши общаются с другими литераторами, в том числе с такими признанными в будущем мастерами литературы, как Самуил Маршак и Евгений Шварц. Книга была встречена «на ура» читателями и немалой частью критиков. Но не всеми. Негативно отозвалась о книге Надежда Константиновна Крупская, которой после смерти Ленина была отведена роль главного теоретика советской педагогики. Признанный авторитет в области перевоспитания социально трудных детей, знаменитый автор «Педагогической поэмы» Антон Семенович Макаренко увидел в "Республике Шкид" воспевание «истории педагогической неудачи». Помогло то, что книга понравилась Максиму Горькому. Он неоднократно положительно упоминает повесть в своих статьях и письмах, отзываясь о ней как о книге «преоригинальной, веселой, жуткой». До 1936 года "Республика Шкид" десять раз переиздавалась только на русском языке, была переведена на многие языки народов СССР, издана за рубежом. Воодушевленные успехом, друзья продолжают творить. Их юмористические рассказы и фельетоны печатают журналы «Бегемот», «Смена», «Кинонеделя».

Однако безоблачный период продолжался недолго. Григория Белых в 1938 году репрессировали. Леонида Пантелеева оставили на свободе. Но его имя больше нигде не упоминалось. Писатель пережил блокаду, чудом избежав смерти. Все это время он писал рассказы, заметки, воспоминания, которые впоследствии были опубликованы. Вернулся в литературу он лишь после смерти Сталина. Немалую роль в этом его возвращении сыграли усилия Корнея Чуковского и Самуила Маршака.

Книга «Республика Шкид» вновь увидела свет лишь в 1960 году. И вновь имела большой успех. Как и поставленный по ней одноименный фильм режиссёра Г. Полоки (1966 год).

Ещё в 1930-е годы Леонид Пантелеев делает одной из главных тем своего творчества тему подвига. Его рассказы и повести обращены в равной мере как к взрослому читателю, так и к детям. Несомненной удачей стал "Пакет" - его первое крупное произведение на эту тему.

Особое место в его творчестве занимают рассказы о детстве. Для них характерно глубокое проникновение в детскую психологию, умение строить внешне незамысловатый, но очень созвучный детям сюжет, простой язык. Не одно поколение выросло на «детских» стихах и рассказах Леонида Пантелеев: «Честное слово», «Новенькая», «Буква "ты"». В 1966 году Леонид Пантелеев выпустил книгу «Наша Маша». По сути это подробные записи писателя о своей дочери, которые он вёл в течение многих лет. Книга становится своеобразным руководством для родителей, некоторые критики даже поставили ее в один ряд с книгой Корнея Чуковского «От двух до пяти».

Уже посмертно, в 1991 году, выходит еще одна книга Л. Пантелеева под названием «Верую…». Фактически он писал её на протяжении почти всей жизни. В ней писатель предстаёт в новом, неожиданном для почитателей его творчества облике. Это книга о глубоких, непростых взаимоотношениях писателя с религией, церковью.

В целом большинство книг Леонида Пантелеева носит автобиографический характер. Некоторые исследователи его творчества утверждают, что собрание сочинений писателя - это что-то вроде одного большого автобиографического романа.

Леонид Пантелеев 9 июля 1989 года. В последней своей работе, которая писалась «в стол», он так подводит итоги своей жизни: «И все-таки я не могу не считать себя человеком счастливым. Да, жизнь моя пришлась на годы самого дикого, самого злого, жестокого и разнузданного безбожия, всю жизнь меня окружали неверующие люди, атеисты, в юности было несколько лет, когда я на себе испытал чёрный холод безверия, а между тем я считаю, что мне всю жизнь самым чудесным образом везло: я знал очень многих людей духовно глубоких, верующих, ведающих или хотя бы ищущих Бога. Я не искал этих людей, ни они меня не искали, а просто так получалось, будто сам Господь посылал нас друг другу навстречу…»

Ольга Варламова

Л. Пантеле́ев (настоящее имя - Алексе́й Ива́нович Ереме́ев ) - русский советский писатель.

Леонид Пантелеев родился 22 (9) августа 1908 года. Он был прозаиком, публицистом, поэтом, драматургом, чудом избежавшим сталинских репрессий, одним из авторов легендарной книги «Республика Шкид», пережил падение и взлёт, и просто был человеком, прожившим долгую интересную жизнь.

Настоящее имя Леонида Пантелеева – Алексей Иванович Еремеев. Именно так назвали мальчика, который родился 22 (9) августа в Петербурге в семье казачьего офицера, участника русско-японской войны, за подвиги получившего дворянский титул.

В 1916 году Алёшу отдали во 2-е Петроградское реальное училище, которое он не окончил. Надо сказать, куда он впоследствии поступал, ни одно из учебных заведений окончить ему не удалось. Он вообще не мог подолгу задерживаться на одном месте, его авантюрная натура постоянно требовала чего-то иного, чего-то большего… Лишь одному он никогда не изменял – литературному творчеству. Первые его «серьёзные произведения» - стихи, пьеса, рассказы и даже трактат о любви - относятся к 8-9-летнему возрасту.

После революции отец его пропал без вести, а мать увезла детей в Ярославскую губернию, подальше от бедствий и нищеты. Однако долго мальчик там не выдержал и в 1921 году снова вернулся в Петроград. Здесь ему пришлось пережить многое: голод, нищету, авантюры с рулеткой. Все эти события легли в основу повести «Ленька Пантелеев».

Наконец он попал в школу для беспризорников, где познакомился со своим будущим другом и соавтором – Г. Г. Белых. (Вместе они потом напишут одну из самых известных в Советском Союзе книг «Республика Шкид» о жизни в этой школе. А затем – ещё ряд очерков, посвящённых этой теме, под общим названием «Последние халдеи», рассказы «Карлушкин фокус», «Портрет», «Часы» и др.) В Шкиде друзья тоже долго не задержались. Они отправились в Харьков, где поступили на курсы киноактёров, но потом оставили и это занятие – ради романтики странствий. Некоторое время они занимались самым настоящим бродяжничеством.

Наконец в 1925 году друзья возвращаются в Петербург, и Л.Пантелеев поселяется у Г.Белых в пристройке к дому по Измайловскому проезду. Здесь они пишут «Республику Шкид», общаются с другими литераторами: С. Маршаком, Е. Шварцем, В. Лебедевым, Н. Олейниковым. Их юмористические рассказы и фельетоны печатают журналы «Бегемот», «Смена», «Кинонеделя». В 1927 году выходит «Республика Шкид», сразу же завоевавшая сердца читателей. Её заметил и одобрил М. Горький: «Преоригинальная книга, весёлая, жуткая». Именно она способствовала выходу авторов в большую литературу.

Воодушевлённые успехом, друзья продолжают творить. В 1933 году Л.Пантелеев пишет повесть «Пакет», посвящённую гражданской войне. Главный её герой, Петя Трофимов, был признан критикой «литературным братом» Тёркина.

Однако этот безоблачный период продолжался недолго. Г. Белых в 1938 году репрессировали. Л.Пантелееву повезло: он остался в живых. Но его имя больше нигде не упоминалось. Писатель был вынужден голодать в осаждённом Ленинграде, не однажды оказываясь на грани смерти. Но он не оставил литературу. За годы забвения Леонидом написаны (и впоследствии все-таки опубликованны) рассказы «Честное слово», «На ялике», «Маринка», «Гвардии Рядовой», «О Белочке и Тамарочке», «Буква «ты», книги «Живые памятники» («Январь 1944»), «В осаждённом городе», воспоминания о писателях – М. Горьком, К. Чуковском, С. Маршаке, Е. Шварце, Н. Тырсе.


Top