Солнечный фиал. Археологические культуры Рязанской области

Тайна древних осколков


Введение


Цель работы - изучить историческое прошлое края по вещественным источникам. Наши задачи заключались в следующем: определить, к какой культуре относятся наши осколки, характерные черты этой культуры, определить по характерным признакам керамики, к какому временному периоду она принадлежит. Изначально я решил изучить фрагменты керамики лишь для того, чтобы правильно классифицировать экспонаты в школьном музее, но впоследствии эта тема заинтересовала меня. Я читал о керамике различных археологических культур, сопоставляя её с нашими осколками.


1. Археологические культуры Рязанской области


История Рязанского края по археологическим данным берет свое начало в эпоху верхнего палеолита (15 - 25 тысяч лет назад) от первых стоянок человека на этой земле. Две такие стоянки обнаружены в Спасском районе - у с. Шатрищи, а также недалеко от д. Ясаково. Еще одна стоянка обнаружена в Шацком районе у с. Пальное Ялтуново. Первыми, известными из летописных источников, обитателями Рязанской земли были племена угро-финской группы: мерь, весь, мурома, мещера, мордва и другие, давшие многие сохранившиеся до сего времени географические названия на территории Рязанской области.


. Волосовская культура


Волосовская культура - это неолитическая культура, существовавшая примерно в период с III по II тысячелетие до н.э. Она располагалась на территории центральной России и Поволжья, в том числе и на той территории, где были найдены наши осколки. Антропологически они представляли собой европеоидов с монголоидной примесью.

Есть три точки зрения происхождения данной культуры:

По одной - предки волосовцев мигрировали из Урало-Камского региона. Согласно другой - сложение данной культуры произошло на территории валдайской возвышенности, после чего носители данных древностей расселились по территории Волго-Окского междуречья. Третья версия - сложение волосовских древностей было связано с трансформацией керамических традиций населения льяловской культуры.

Развитие этой культуры началось в позднем неолите, в результате взаимодействия верхневолжской культуры с культурой ямочно-гребенчатой керамики. Население занималось рыболовством и охотой. На раннем этапе керамика круглодонная, позже - плоскодонная, прогрессирует техника кремнеобработки. Орнамент на сосуды наносился различными гребенчатыми штампами, есть отпечатки шнура, намотанного на палочку, различные ямочки.(Изображения 1, 3). В поздневолосовских слоях появляется керамика фатьяновской культуры. Поздний этап Волосовской культуры знаменовался началом обработки меди. На поселениях имеются признаки доместикации собаки и (на поздних стоянках) свиньи. Популярными украшениями были подвески из клыков животных, каменные и янтарные. Яркой характеристикой культуры были антропоморфные и зооморфные фигурки из кремня и кости (изображение 2). Захоронения производились вблизи жилищ (в вытянутом положении, позже - скорченном), на позднем этапе выделяются могильники. Развитие энеолитической Волосовской культуры продолжалось в бронзовом веке.

Волосовская культура была обнаружена в бассейне р. Оки, ниже г. Рязани и в низовьях р. Клязьмы.


Изображение 1. Кремневые орудия и керамика волосовской культуры


Изображение 2. Костяные и каменные фигурки с Волосовской стоянки: 1 - голова лебедя; 2, 3 - изображения птиц; 4 - изображение животного; 5, 6, 7 - изображения человека


Изображение 3. Неолитические орудия и ямочно-гребенчатая керамика волосовской культуры


3. Фатьяновская культура


Фатьяновцы c запада вторгаются на Русскую равнину в XVIII веке до н.э. с территории Висло-Рейнского междуречья и Литвы. К этому времени здесь жили поздненеолитические племена белевской и волосовской культур. Пришельцы имели жестокие столкновения с аборигенами. Так на могильнике Николо-Перевоз (Московская обл.) найдены погребения фатьяновских воинов, убитых волосовскими стрелами, есть также могилы воинов, причиной смерти которых стал пролом черепа тяжелым тупым предметом (боевыми топорами). Фатьяновская культура известна в основном по грунтовым могильникам - родовым кладбищам - расположенным на возвышенностях. Керамика представлена круглодонными, шаровидными сосудами. Орнамент сосудов - нарезной и штампованный узор (линии, елочки, зигзаги; на донцах солярные знаки)(Изображения 4 - 5). В погребениях часто встречаются кости домашнего скота: свиней, овец, коров, лошадей и собак. Исходя из этого, предполагают, что основным занятием населения было скотоводство. Большое значение играли также охота, рыболовство, собирательство. Возможно, в зачаточном виде существовало подсечно-огневое земледелие. Кроме того, была развита металлургия меди.
Поселения фатьяновской культуры не найдены. Возможно, они располагались в труднодоступных местах (на болотах или лесных полянах) или фатьяновцы занимали существовавшие поселения местных племен. Эту версию подтверждают находки фатьяновских вещей на памятниках волосовской культуры.

Изображение 4. Глиняный сосуд фатьяновской археологической культуры эпохи бронзы. II тыс. до н.э. Из раскопок в ближнем Подмосковье

Изображение 5. Археологические памятники Фатьяновской культуры


4. Поздняковская культура


Поздняковская культура - археологическая культура племён бронзового века, обитавших в середине 2-го-начале 1-го тысячелетия до н.э. в Среднем и Нижнем Поочье, Волго-Окском междуречье и западной части Среднего Поволжья.

Названа по поселению у села Позднякова Навашинского района Нижегородской области. Некоторые учёные связывают поздняковскую культуру со срубной культурой. Племена поздняковской культуры сыграли значительную роль в складывании городецкой и дьяковской культур. В конце 2-го тысячелетия до н.э. в поздняковской культуре появились признаки культуры финноязычных племён - глиняная посуда с «текстильными» отпечатками. На территории Республики Мордовия памятники поздняковской культуры известны в Теньгушевском (у села Куликово и Кураево), Краснослободском (села Шаверки), Ардатовском (села Жабино) и других районах.

Население занималось скотоводством (разводили крупный рогатый скот, лошадей, свиней), металлообработкой. Земледелие, вероятно, играло вспомогательную роль. Наряду с металлическими орудиями пользовалось каменными (скребки, наконечники стрел и др.),глиняными сосудами баночной, острорёберной и горшковидной формы с плоским или (реже) округлым днищем, орнаментированными «жемчужинами» (выпуклости,выдавленные изнутри сосуда), оттисками зубчатого штампа, прочерченного линиями и ямками(изображение 6). Характерны глиняные грузики цилиндрической или усечённо-конической формы, украшенные несложным орнаментом (изображение 7). Жилища - неглубокие полуземлянки столбовой конструкции, размером от 30 (Шаверское; см. Шаверские поселения) до 150 м2 (Шокшинское поселение) с 1 или 2 очагами в центре. Преобладал погребальный обряд - захоронение в скорченном или вытянутом положении в курганных и грунтовых могильниках.


Изображение 6. Керамический сосуд. Поздняковскаякультура. Середина II тыс. н.э.


Изображение 7. Поздняковская культура: 1, 2 - наконечники стрел; 3 - грузик; 4 - литейная форма; 5 - шило; 6 - нож; 7 - льячка; 8, 9 - сосуды (1, 2 - кремень; 3, 4, 7-9 - глина; 5, 6 - бронза).

5. Городецкая культура


Городецкая культура сложилась на основе культуры текстильной керамики и бондарихинской культуры на территории лесостепной зоны. Севернее неё (за р. Окой) располагались памятники родственной дьяковской культуры, происхождение которых также связано с культурой текстильной керамики, но бондарихинские племена в ее формировании участия, видимо, не принимали.

Культура названа по раскопанному в 1898 году В.А. Городцовым Городецкому городищу около города Спасск-Рязанский. Другое название - культура городищ «рогожной керамики».

Культура представлена небольшими укрепленными городищами, реже - открытыми селами, жертвенниками, могильники не известны. На поселениях открыты землянки, полуземлянки, наземные жилища. Керамика со следами рогожи и ткани, гладкая грубая, в позднейшее время - лощеная. Они знали металлургию железа, но металлических орудий у них было еще очень мало. Гораздо шире использовались в обиходе изделия из кости, в том числе наконечники стрел и гарпунов.


Изображение 8. Сосуд городецкой культуры


Выводы


Итак, проанализируем особенности керамики каждой культуры и соотнесём их с особенностями наших фрагментов.


Изображение 9. Фрагмент глиняной посуды, украшенный ямками. Школьный музей «Живая история» гимназии №7


Изображение 10. Фрагмент керамики с явным признаком ямочно-гребенчатого орнамента. Наш музей «Живая история»

Изображение 11. Фрагменты керамики, хранящиеся в музее нашей гимназии

археологический керамика фигурка осколок

Сравнив наши осколки с описаниями керамики различных культур и с изображениями 1-8, я пришёл к выводу, что фрагменты посуды, хранящиеся в нашем музее, относятся к волосовской культуре.

Орнамент на наших фотографиях очень похож на орнамент образцов, представленных на изображениях 1 и 3. Очевидно, что наши осколки относятся к ямочно-гребенчатому типу керамики. Кроме того, из всех культур, от неолита до начала железного века, только Волосовская культура пользовалась керамикой такого типа.

Я выяснил, к какой культуре принадлежат экспонаты нашего школьного музея.


Библиография


2.Сидоров В.В. Прибрежные участки неолитических поселений // Каменный век европейских равнин. - Сергиев Посад. - 2001. - С. 224-226. - №012067

.Патрушев В.С. Этногенез финно-угров России, Йошкар-Ола, 1992; Королев А.И. Ставицкий В.В. Поселение Вогапино на реке Мокше: [Респ. Мордовия] // Исторические исследования. - Вып. 2. - Самара. - 1998. - С. 226-253. - №001009;

.Крайнов Д.А. Волосовская культура. М., 1987.

.Д.А. Крайнов. Древнейшая история Волго-Окского междуречья. Фатьяновская культура 2-го тысячелетия до н.э. М., 1972

.Третьяков П.Н. Финно-угры, балты и славяне на Днепре и Волге. - М.; Л., 1966;

.Бадер О.Н. Бассейн Оки в эпоху бронзы. - М., 1970;

.Попова Т.Б. Племена поздняковской культуры // Тр. Государственного историч. музея. - М., 1970. - Вып. 44


Квест TimeZero Осколки древних знаний. Позволяет получить один из следующих перков: Manhunter, Really Good Experience, Scout Master, Prodigy Man, Monsters Damage или опыт 3го уровня сложности.

Требования:
  • Мин. уровень: 6
  • Кулдаун: 1 сутки
Где взять:

Выдает: Награда:
Для того, чтобы начать квест, идем в Location New Moscow | Hermit tent и разговариваем с Nerro

01:03 private Приветствую тебя, странник. Найдется минутка? Возможно я смогу заинтересовать тебя. Денег не обещаю, но награда будет достойная.
01:04 private Добрый день. Говори.
01:04 private Тогда садись и слушай.
01:04 private Да.
01:04 private Довольно долгое время мне пришлось провести в скитаниях. Я посещал руины древних городов, искал утраченные знания исчезнувших цивилизаций.
01:04 private Далее.
01:04 private Некоторые из них сгинули не оставив даже своего имени. Некоторые прославились своей кровожадностью и свирепостью. Но кто-то занимался созиданием, развитием, исследованием этого мира.
01:04 private Далее.
01:04 private Ах, знал бы ты как великолепны были их города. Эти гигантские мегаполисы. Там жили миллионы и десятки миллионов людей.
01:04 private Далее.
01:04 private Да. Я давно не был в городе, здесь все так изменилось. Справедливости ради надо заметить, тут что-то меняется и к лучшему. Строятся новые здания, укрепляется защита, появляются новые кланы и исчезают старые. Давно уже не боится набегов стичей, как в старые времена...
01:04 private Слушай, ты долго еще будешь пудрить мне мозги?
01:04 private Вот молодежь пошла, не могут даже выслушать старого человека.
01:04 private Все, я ухожу.
01:04 private Да стой ты, рассказываю. В одной из разрушенных библиотек, я нашел описание странных монументов.
01:04 private Опять развалины мистических цивилизаций?
01:04 private Не перебивай старших! Дак вот. Ходят слухи, что памятники эти сделаны из очень редких сплавов. Я хочу, чтобы ты нашел их и взял несколько проб. Принеси мне 5 осколков.
01:04 private Вроде как звучит легко, почему сам не сходишь?
01:04 private Старый я стал. Быстро бегать уже не могу. Вся надежда на тебя.
01:04 private Бегать? Ты чего-то не договариваешь. Эти монументы кто-то охраняет?
01:04 private Ну опасности в нашем мире на каждом шагу. Но здесь проблема в другом, материал очень странный. Есть у него специфическое свойство - осколок разрушается в течение 20 минут. Поэтому тебе и придется побегать.
01:04 private А что будет, если исчезнет первый осколок, пока я добываю остальные?
01:04 private Тебе придется вернуться к этому монументу снова. Или найти другой. В любом случае, я приму от тебя только 5 осколков сразу.
01:04 private А где мне искать монументы?
01:04 private А вот это еще одна сложность. Эти данные утеряны. Знаю, что часть памятников стоит в довоенных промзонах, часть в окрестностях Новой Москвы.
01:04 private Да, информации не густо. Найди то, не знаю что. К тому же непонятно где искать.
01:04 private Ну если бы все было легко, я бы не стал обращаться к тебе. Поможешь старику?
01:04 private Пожалуй, я рискну. Все равно пока заняться особо нечем. [Взять квест]

01:04 взят квеcт Осколки древних знаний

Теперь стоит определиться, какую именно награду мы хотим получить. Всего есть 6 монументов:

название
координаты
Black Monument
White Monument
Green Monument
Purple Monument
Red Monument
Orange Monument [-97/-33]

Nerro нужны 5 осколков и награда зависит от того, какие именно 5 вы ему принесете:

Все, кроме черного
Manhunter (3 часа)
За убийство каждого противника вы будете получать дополнительные 20 ранг-поинтов
Все, кроме белого
Monsters Damage (3 часа) Вы будете наносить по монстрам на 10% больше урона
Все, кроме зеленого
Really Good Experience (3 часа) Опыт и максимальное количество опыта за бой возрастают на 30%
Все, кроме фиолетового
Prodigy Man (3 часа) Скорость прокачки навыков возрастает на 25%
Все, кроме красного Scout Master (3 часа) Скорость передвижения по локациям возрастает на 10%
Все, кроме оранжевого
Опыт 3 уровня сложности private Вы получаете странный обломок.
После этого у вас в рюкзаке появится осколок соответствующего цвета
Внимание! Любой осколок исчезнет из вашего рюкзака через 20 минут после того, как вы его взяли, а принести Нерро надо все 5 сразу, поэтому рекомендую воспользоваться одним или несколькими из следующих средств увеличения скорости перемещения:

  • перк Run - покупается за медные или перк-монеты
  • перки Scout и Delivery Man - доступны за перк-поинты
  • таблетка Runner - можно изготовить самостоятельно или купить в Аукционе
  • инжектор с мясом стича (оптимальная доза - 20 кусков) - можно сделать самостоятельно или купить у любого сталкера
После того, как нужные осколки собраны, возвращаемся к Nerro

01:19 private Ну наконец-то, я уже заждался. Принес осколки?
01:20 private Да, держи. Пришлось побегать.
01:20 пройден квест Осколки древних знаний
01:20 Получен предмет: Prodigy Man
01:20 private Спасибо тебе. Порадовал старика. Пойду изучать. Заходи через день, возможно, мне снова понадобятся твои услуги.
01:20 private Хорошо, возможно я вернусь.

Собирается из пяти частей:

Первая Часть Оболочки

Вторая Часть Оболочки

Осколок Механизма

Расколотое Ядро

Дыхание Ангела

После боя с
Городскими отморозками.

В снежных шкатулках,
морозных подарках, ледяных сундучках

В сундуках
Великого Воителя.
При украшении
городской елки шарами.
В Новогоднем Подарке.

Также Солнечный фиал можно приобрести у Дария , в Abandoned Plain , за 20 екр

Обладатели Солнечного фиала при любой активности в игре имеют небольшой шанс получить в инвентарь Холоны L и R качества.

Покровительство Высших
. Судьба к вам благосклонна, любые ваши действия помогут отыскать вам загадочные Холоны, эффект работает только при минимальном комплекте снаряжения качества F или выше, соответствующего уровню игрока.

Данные холоны можно использовать и получать при этом части разнообразных коллекций или же копить как валюту и покупать за нее различные игровые ценности.

В Магазине Березка и на Стоянке Экспедиции можно приобрести Сундуки Коллекционера , которые можно приобрести за 7 екр или 15 R Холонов соответственно. В Антикварной Лавке Emeraldcity тоже есть в наличии Сундуки Коллекционера любого месяца за 10 екр . Внутри сундука находится одна из частей Коллекций . При наличии всех частей - игрок может их соединить. По легенде, каждая собранная коллекция действует в определенный месяц и обладает уникальным и неповторимым эффектом.

Декабрьская коллекция:

Собирается из девяти фрагментов:

Первый Фрагмент Оружия Древних EF

Второй Фрагмент Оружия Древних EF

Третий Фрагмент Оружия Древних EF

Четвёртый Фрагмент Оружия Древних EF

Пятый Фрагмент Оружия Древних EF

Шестой Фрагмент Оружия Древних EF

Седьмой Фрагмент Оружия Древних EF Оружие Древних ER (Масса: 0.01)
Долговечность: неразрушимо
Масса: 0.01
Преобразуется: 01.12.** 00:00
Эффекты в рюкзаке:
. Часть коллекции: Оружие древних
Описание:
Оружие Древних отдает свою силу владельцу на протяжении всего декабря, по окончанию месяца магия покинет этот предмет до следующего года.

Краткая информация Осколки древних знаний

Требования

Мин. уровень: 6

Кулдаун: 23 часа

Где взять

Город:New Moscow

Выдает: Nerro

Локация: Location New Moscow | Hermit tent

Старый отшельник вернулся в город после нескольких лет скитаний. Ему нужен помощник, который поможет отыскать ключ к новым знаниям. Награда ждет достойных.
Награда
Предметы

Бонус

Репутация

Prodigy (ускоряет прокачку навыков на 25%)

или

или

Monster Damage (увеличивает урон по монстрам из любого вида оружия на 10%. Усиливает псионические атаки по монстрам на 10%)

или

Sprint (увеличение скорости передвижения по локациям на 20%)

или

HeadHunter (увеличивает количество получаемых ранг-пойнтов за убийство персонажа на 20)

или

Real Expirience(вы получаете на 30% опыта больше)

Прохождение квеста

1. Поговорить с Nerro .

Отправляемся в локацию городаНовой Москвы , заходим в Hermit tent и начинаем разговор с Нерро:

private [ник персонажа] Приветствую тебя, странник. Найдется минутка? Возможно я смогу заинтересовать тебя. Денег не обещаю, но награда будет достойная.
[ник персонажа ] private Добрый день. Говори.
private [ник персонажа ] Тогда садись и слушай.
[ник персонажа ] private Да.
private [ник персонажа ] Довольно долгое время мне пришлось провести в скитаниях. Я посещал руины древних городов, искал утраченные знания исчезнувших цивилизаций.
[ник персонажа ] private Далее.
private [ник персонажа ] Некоторые из них сгинули не оставив даже своего имени. Некоторые прославились своей кровожадностью и свирепостью. Но кто-то занимался созиданием, развитием, исследованием этого мира.
[ник персонажа ] private Далее.
private [ник персонажа ] Ах, знал бы ты как великолепны были их города. Эти гигантские мегаполисы. Там жили миллионы и десятки миллионов людей.
[ник персонажа ] private Далее.
private [ник персонажа ] Да. Я давно не был в городе, здесь все так изменилось. Справедливости ради надо заметить, тут что-то меняется и к лучшему. Строятся новые здания, укрепляется защита, появляются новые кланы и исчезают старые. Давно уже не боится набегов стичей, как в старые времена...
[ник персонажа ] private Слушай, ты долго еще будешь пудрить мне мозги?
private [ник персонажа ] Вот молодежь пошла, не могут даже выслушать старого человека.
[ник персонажа ] private Все, я ухожу.
private [ник персонажа ] Да стой ты, рассказываю. В одной из разрушенных библиотек, я нашел описание странных монументов.
[ник персонажа ] private Опять развалины мистических цивилизаций?
private [ник персонажа ] Не перебивай старших! Дак вот. Ходят слухи, что памятники эти сделаны из очень редких сплавов. Я хочу, чтобы ты нашел их и взял несколько проб. Принеси мне 5 осколков.
[ник персонажа ] private Вроде как звучит легко, почему сам не сходишь?
private [ник персонажа ] Старый я стал. Быстро бегать уже не могу. Вся надежда на тебя.
[ник персонажа ] private Бегать? Ты чего-то не договариваешь. Эти монументы кто-то охраняет?
private [ник персонажа ] Ну опасности в нашем мире на каждом шагу. Но здесь проблема в другом, материал очень странный. Есть у него специфическое свойство - осколок разрушается в течение 20 минут. Поэтому тебе и придется побегать.
[ник персонажа ] private А что будет, если исчезнет первый осколок, пока я добываю остальные?
private [ник персонажа ] Тебе придется вернуться к этому монументу снова. Или найти другой. В любом случае, я приму от тебя только 5 осколков сразу.
[ник персонажа ] private А где мне искать монументы?
private [ник персонажа ] А вот это еще одна сложность. Эти данные утеряны. Знаю, что часть памятников стоит в довоенных промзонах, часть в окрестностях Новой Москвы.
[ник персонажа ] private Да, информации не густо. Найди то, не знаю что. К тому же непонятно где искать.
private [ник персонажа ] Ну если бы все было легко, я бы не стал обращаться к тебе. Поможешь старику?
[ник персонажа ] private Пожалуй, я рискну. Все равно пока заняться особо нечем. [Взять квест]

2. Собрать осколки пяти таинственных монументов и принести их отшельнику Nerro .

Теперь поговорим немного о самом квесте.

Существует 6 локаций, которые находятся рядом с порталом и в которых находятся так называемые монументы. При клике на каждый монумент, вы получите осколок определенного цвета:

Локация - осколок черного цвета (Black shard):

Локация - осколок зеленого цвета (Green shard):

Локация - осколок красного цвета (Red shard):

Локация - осколок белого цвета (White shard):

Локация [-97/-33] - осколок оранжевого цвета (Orange shard):

Локация - осколок пурпурного цвета (Purple shard):

Таким образом, для получения одного из шести вариантов награды вам необходимо принести товарисчу Nerro 5 осколков определенного цвета. Особенностью данного квеста является то, что каждый осколок имеет срок годности 20 минут . Таким образом, вам необходимо в зависимости от вашего выбора награды собрать и принести все 5 осколков за 20 минут . Для того, чтобы уложиться в отведенное время, рекомендую вам использовать нижеследующие перки:

Перк Scout - уменьшает время передвижения по локациям в зависимости от уровня перка на 50 и 70%. Доступен за перк-пойнты.

Перк Run! - увеличивает скорость движения по локациям на 50%. Покупной перк.

По желанию можете взять перк Delivery man (доступен за перк-пойнты).

Увеличивает скорость движения в зависимости от уровня перка на 5, 10 и 20%.

Варианты награды, карты, пути прохождения:

1. Prodigy - ускоряет прокачку навыков на 25%.

, , , и [-97/-33] .

Отправляемся в

Идем в локацию локацию за черным осколком;

Из локации бежим в локацию [-2/4] и телепортируемся в локацию , шагаем влево в локацию и откалываем красный осколок;

Телепортируемся обратно в локацию [-2/4] и бежим в локацию [-4/4] , телепортируемся в локацию , шагаем вверх в локацию и откалываем белый осколок;

Возвращаемся в телепорт в локацию [-4/4] и телепортируемся уже в локацию [-98/-32] , шагаем в локацию [-97/-33] и откалываем последний осколок оранжевого цвета;

Возвращаемся обратно в локацию и сдаем квест старику Nerro :

private [ник персонажа]
[ник персонажа ] private
private [ник персонажа ]
[ник персонажа ] private Хорошо, возможно я вернусь.

Получено воздействие "21" (срок действия 3 часа).

2. Опыт 3 уровня сложности

Необходимые для посещения локации с осколками: , , , и .

Отправляемся в локацию , беседуем со стариком и берем квест;

Идем в локацию , откалываем зеленый осколок, после этого бежим в локацию за черным осколком;

Из локации бежим в локацию [-2/4] и телепортируемся в локацию , шагаем влево в локацию

Телепортируемся обратно в локацию [-2/4] и бежим в локацию [-4/4] , телепортируемся в локацию , шагаем вверх в локацию и откалываем белый осколок;

Возвращаемся в локацию [-4/4] и бежим в локацию [-4/0] локацию , шагаем в локацию

Возвращаемся обратно в локацию и сдаем квест старику Nerro :

private [ник персонажа] Ну наконец-то, я уже заждался. Принес осколки?
[ник персонажа ] private Да, держи. Пришлось побегать.
private [ник персонажа ] Спасибо тебе. Порадовал старика. Пойду изучать. Заходи через день, возможно, мне снова понадобятся твои услуги.
[ник персонажа ] private Хорошо, возможно я вернусь.

3. Some buff (Monster Damage) - увеличивает урон по монстрам из любого вида оружия на 10%. Усиливает псионические атаки по монстрам на 10%.

Необходимые для посещения локации с осколками: , , , [-97/-33] и .

Отправляемся в локацию New Moscow | Hermit ten , беседуем со стариком и берем квест;

Идем в локацию , откалываем зеленый осколок, после этого бежим в локацию за черным осколком;

Из локации бежим в локацию [-2/4] и телепортируемся в локацию , шагаем влево в локацию и откалываем красный осколок;

- телепортируемся обратно в локацию [-2/4] и бежим в локацию [-4/4] , телепортируемся в локацию [-98/-32] , шагаем в локацию [-97/-33] и откалываем оранжевый осколок;

Возвращаемся в локацию [-4/4] и бежим в локацию [-4/0] , откуда телепортируемся уже в локацию , шагаем в локацию и откалываем последний осколок пурпурного цвета;

Возвращаемся обратно в локацию и сдаем квест старику Nerro :

private [ник персонажа] Ну наконец-то, я уже заждался. Принес осколки?
[ник персонажа ] private Да, держи. Пришлось побегать.
private [ник персонажа ] Спасибо тебе. Порадовал старика. Пойду изучать. Заходи через день, возможно, мне снова понадобятся твои услуги.
[ник персонажа ] private Хорошо, возможно я вернусь.

Получено воздействие "24" (срок действия 3 часа).

4. Sprint - увеличение скорости передвижения по локациям на 20%.

Необходимые для посещения локации с осколками: , , , [-97/-33] и .

Отправляемся в локацию New Moscow | Hermit ten , беседуем со стариком и берем квест;

Идем в локацию , откалываем зеленый осколок, после этого бежим в локацию за черным осколком;

Из локации бежим в локацию [-4/4] , телепортируемся в локацию , шагаем вверх в локацию и откалываем белый осколок;

Возвращаемся в телепорт в локацию [-4/4] и телепортируемся уже в локацию [-98/-32] , шагаем в локацию [-97/-33] и откалываем осколок оранжевого цвета;

- возвращаемся в локацию [-4/4] и бежим в локацию [-4/0] , откуда телепортируемся уже в локацию , шагаем в локацию и откалываем последний осколок пурпурного цвета;

- возвращаемся обратно в локацию и сдаем квест старику Nerro :

private [ник персонажа] Ну наконец-то, я уже заждался. Принес осколки?
[ник персонажа ] private Да, держи. Пришлось побегать.
private [ник персонажа ] Спасибо тебе. Порадовал старика. Пойду изучать. Заходи через день, возможно, мне снова понадобятся твои услуги.
[ник персонажа ] private Хорошо, возможно я вернусь.

Получено воздействие "8" (срок действия 3 часа).

5. HeadHunter - увеличивает количество получаемых ранг-пойнтов за убийство персонажа на 20 .

Необходимые для посещения локации с осколками: , , , [-97/-33] и .

- отправляемся в локацию New Moscow | Hermit ten , беседуем со стариком и берем квест;

- идем в локацию , откалываем зеленый осколок, после этого бежим в локацию [-2/4] и телепортируемся в локацию , шагаем влево в локацию и откалываем красный осколок;

- телепортируемся обратно в локацию [-2/4] и бежим в локацию [-4/4] , телепортируемся в локацию , шагаем вверх в локацию и откалываем белый осколок;

- возвращаемся в телепорт в локацию [-4/4] и телепортируемся уже в локацию [-98/-32] , шагаем в локацию [-97/-33]

- возвращаемся в локацию [-4/4] и бежим в локацию [-4/0] , откуда телепортируемся уже в локацию , шагаем в локацию и откалываем последний осколок пурпурного цвета;

- возвращаемся обратно в локацию и сдаем квест старику Nerro :

private [ник персонажа] Ну наконец-то, я уже заждался. Принес осколки?
[ник персонажа ] private Да, держи. Пришлось побегать.
private [ник персонажа ] Спасибо тебе. Порадовал старика. Пойду изучать. Заходи через день, возможно, мне снова понадобятся твои услуги.
[ник персонажа ] private Хорошо, возможно я вернусь.

Получено воздействие "20" (срок действия 3 часа).

6. Real Expirience - вы получаете на 30% опыта больше .

Необходимые для посещения локации с осколками: , , , [-97/-33] и .


- отправляемся в локацию New Moscow | Hermit ten , беседуем со стариком и берем квест;

- идем в локацию , откалываем черный осколок, после этого бежим в локацию [-2/4] и телепортируемся в локацию , шагаем влево в локацию и откалываем красный осколок;

- телепортируемся обратно в локацию [-2/4] и бежим в локацию [-4/4] , телепортируемся в локацию , шагаем вверх в локацию и откалываем белый осколок;

- возвращаемся в телепорт в локацию [-4/4] и телепортируемся уже в локацию [-98/-32] , шагаем в локацию [-97/-33] и откалываем осколок оранжевого цвета;

- возвращаемся в локацию [-4/4] и бежим в локацию [-4/0] , откуда телепортируемся уже в локацию , шагаем в локацию и откалываем последний осколок пурпурного цвета;

- возвращаемся обратно в локацию и сдаем квест старику Nerro :

private [ник персонажа] Ну наконец-то, я уже заждался. Принес осколки?
[ник персонажа ] private Да, держи. Пришлось побегать.
private [ник персонажа ] Спасибо тебе. Порадовал старика. Пойду изучать. Заходи через день, возможно, мне снова понадобятся твои услуги.
[ник персонажа ] private Хорошо, возможно я вернусь.

Получено воздействие "19" (срок действия 3 часа).

Внимание: выбор последовательности прохождения локаций на осколки в данном мануале не является единственно верным, а всего лишь точка зрения автора)).

Удачного прохождения!


Denn du bist, was du isst.

Осколок третий
Жар спал на пятые сутки. Но силы ко мне так и не вернулись, я с трудом хожу, подволакивая ноги. Карандаш то и дело выпадает из дрожащих пальцев. А мысли бессвязно путаются, хотя порой мне все-таки удается отыскать в них тонкую нить здравого смысла.
Меня не выпускают из хижины, при этом обращаются как со священным животным. Меня кормят мясом и фруктами, а в качестве питья приносят молоко. Я не видел, чтобы так питался даже старейшина, но сколько бы я ни просил, мне отказывают в воде, не позволяя ни пить, ни вымыться. Я стараюсь не думать о причинах такого обращения, потому что эти мысли тянут за собой другие, вместе с которыми в разум закрадывается тревога и страх.
По ночам меня одолевает бессонница. Яростный ветер завывает в долине, не замолкая ни на минуту. Он не дает мне уснуть, пробуждая воспоминания, которые я предпочел бы забыть. Ветер приносит затхлый запах пещеры. Так пахнет падаль, разлагающаяся в сырости. Хуже всего становится, когда безудержные порывы залетают в деревню и кружат вокруг моей хижины. В эти часы мне кажется, что в гневных выкриках ветра я начинаю разбирать слова. К счастью, я почти никогда не могу понять их смысл, лишь однажды среди бормотания и воплей, я услышал, как ветер прошептал мое имя.
В отсутствии других занятий, я продолжаю изучать странные переливающиеся ртутным блеском амулеты из металла и камня. Их тайна все еще ускользает от моего понимания, но я продолжаю трудиться. Меня подгоняет не праздное любопытство. Теперь мне кажется, что мое спасение и жизнь неотрывно связаны с этой загадкой.
Я укрепился в этом убеждении прошлой ночью, когда в долине бушевала гроза. Небо нависло так низко, что скрыло под облаками горные пики. На другом конце долины горизонт скрылся за черными тучами, будто окончательно отрезав этот и без того затерянный край от всего остального мира. Ливень хлестал тяжелыми струями, пригибая к земле широкие листья тропических растений. Ветер неистовствовал, метаясь между землей и низким небом, даже раскаты грома не могли заглушить его протяжные крики. Молнии то и дело вырывались из темной утробы облаков и ударяли по краю долины, словно очерчивая незримую границу.
Хлипкие стены и крыша хижины не защищали от ливня. Я едва успел спрятать свои записи в непромокаемый мешок. Вся моя работа была заключена в тех тетрадях. Полночи я просидел, прижимая к груди свое сокровище, защищая его своим телом от разверзшегося вокруг потопа. Одежда промокла насквозь, а холодный ветер пронзал тело ледяными иглами.
Лишь когда стихия немного стихла, я вспомнил об амулетах, которые я оставил на столе. Их окружало холодное фосфорное свечение, на подобии того, что я видел в пещере. Оно заполнило хижину, расчертив ее длинными, непроницаемыми тенями. Свет колебался и подрагивал, словно на поверхности подземного озера. Воздух вокруг наполнился тяжелым запахом расплавленного гудрона.
Не помня себя, я поднялся на ноги и подошел к столу. Амулеты все еще лежали там, но я не мог узнать их. Они утопали в бледном свечении, а их контуры сливались друг с другом. Дождевая вода собралась в лужу, которая скрыла камни. Поверхность воды постоянно вздрагивала и бугрилась, будто под ней извивался клубок склизких длинных червей. Свет манил меня, как мотылька манит к себе жаркое пламя, но в тоже время он наполнял мою душу липким страхом. Я жаждал убежать, бросить все и мчаться сквозь джунгли прочь от того, что скрывалось под глянцевой поверхностью беспокойной воды. Но вместо этого я протянул к ней руку. Словно почувствовав рядом живую плоть, ртутная слизь скользнула ко мне, обвила руку и стала быстро разрастаться по коже блестящей кляксой. Я закричал, но мой крик потерялся среди воя ветра и грома. Спустя мгновение меня затопило свечение, а в горло хлынул холодный металл.
Когда я очнулся на безоблачном небе ярко светило солнце, и ничего не напоминало о прошедшей буре. Земля была сухой и пыльной, а мои охранники с упорством утверждают, что прошлая ночь была на удивление тиха и безветренна. Я так же старательно пытаюсь убедить себя, что все события прошлой ночи мне только привиделись. Я мог бы заставить себя забыть все яркие, отчетливые воспоминания. Мне даже почти удалось это, но когда я вновь сел за записи, чтобы продолжить работу над осколками, то обнаружил, что их стало меньше, а те, что остались в корне поменяли свои формы и узоры. Теперь эта головоломка легко складывается в человеческую глазницу и череп.


Top