Оперная дилогия «Троянцы. Гектор Берлиоз

Либретто по поэме Вергилия «Энеида» написано самим композитором.
Первое представление состоялось 6 и 7 декабря 1890 года в Карлсруэ.

Часть I - «Взятие Трои»

Опера в 3 действиях.

Действующие лица:

  • Кассандра, троянская пророчица, дочь царя Приама, меццо-сопрано
  • Асканий, его сын, сопрано
  • Хореб, жених Кассандры, баритон
  • Пантея, троянский жрец, бас
  • Приам, царь Трои, бас
  • Гекуба, его жена, меццо-сопрано
  • Поликсена, сестра Кассандры, сопрано
  • Дух Гектора, бас
  • Андромаха, вдова Гектара, меццо-сопрано
  • Астианакс, ее сын, сопрано

Первое действие

Десять лет держали греческие воины осаду славного города Трои, но так и не смогли завладеть им. Тогда греки пустились на хитрость. Они покинули свой боевой лагерь, на виду у троянцев отплыли от берега их корабли. Жители города шумной, веселой толпой заполнили бывший греческий стан и увидели огромного деревянного коня. Немало подивились они невиданному чуду. Напрасно пророчица Кассандра, предчувствуя близкое несчастье, пыталась убедить народ, что нельзя верить коварному врагу. Никто не захотел слушать ее тревожных предсказаний. Тщетно умоляла Кассандра своего возлюбленного Хореба покинуть Трою и тем самым спасти свою жизнь: юноша подумал, что его невеста лишилась рассудка.

Второе действие

В лесу, около городских стен, троянцы готовят жертвоприношение разгневанной богине Палладе. В жертву должен быть принесен сын Гектора - Астианакс. Церемония внезапно прерывается приходом троянского полководца Энея, сообщающего тревожное известие: жрец богини Паллады Лаокоон был умерщвлен укусами двух ядовитых змей в тот момент, когда он советовал троянцам сжечь деревянного коня. Троянцы решают доставить коня в город и отдать в жертву богине Палладе, которая, как они считают, оскорблена Лаокооном. Приближается шествие, сопровождающее коня к городским воротам. Кассандра вновь предсказывает беду, и (вновь ее пророчеству никто не верит.

Третье действие

Первая картина. В боевом лагере Энея. Наступила ночь. Только что уснул в своем шатре славный герой Эней. Вдруг со стороны Трои доносится шум ожесточенной битвы. Юный Асканий в страхе прибегает к отцу, но шум стихает, и мальчик решает не беспокоить Энея понапрасну.

Во мраке ночи возникает видение: медленно приближается к шатру полководца призрак Гектора. Дух возвещает герою волю богов: Энею суждено избежать смерти в обреченной на гибель Трое. Он спасет сокровище троянского царя Приама, после долгих странствий прибудет к берегам Италии и заложит там новое государство. Призрак исчезает. В стан прибегает жрец Пантея и сообщает: ночью, едва уснула Троя, из деревянного коня вышли скрывавшиеся внутри его греческие воины. Они перебили стражу, открыли городские ворота и впустили в город греческие войска, которые ранее только лишь для вида сели на корабли и отчалили от берега. Троя безжалостно уничтожается коварным врагом, большая часть населения перебита.

Эней, Хореб и многие воины спешат в город, чтобы бороться и спасти сокровище Приама.

Вторая картина. В святилище Весты Кассандра вместе с толпой женщин, спасающихся от врага, зажгла жертвенный огонь. Прозорливая Кассандра предсказывает: Троя будет истреблена дотла, спасется лишь Эней со своей дружиной. Он достигнет берегов Италии и заложит там новое государство, еще могущественнее, чем Троя. С ужасом видит Кассандра, как в жестоком бою гибнет ее жених Хореб. Надежд на спасение больше нет - пророчица призывает женщин сжечь себя на жертвенном огне.

Греческие воины врываются в святилище. Они ищут сокровище Приама, но находят только умирающих женщин. С изумлением внимают греки вещим словам Кассандры: Эней спас сокровище Приама, он уже далеко от берегов Трои. Троянский герой возродит былую славу родного города, основав в Италии новое могучее государство - Рим.

Часть II - «Троянцы в Карфагене»

Действующие лица:

  • Дидона, царица Карфагена, меццо-сопрано
  • Анна, ее сестра, меццо-сопрано
  • Эней, троянский полководец, тенор
  • Асканий, его сын, сопрано
  • Пантея, троянский жрец, бас
  • Нарбал, советник Дидоны, бас
  • Иопас, тирейский поэт, тенор
  • Хилас, молодой моряк, тенор
  • Меркурий, бас

Первое действие

Дворец Дидоны в Карфагене. Дидона - вдова Тирейского царя Сихея, спасаясь от убийц мужа, семь лет назад прибыла со своими подданными в Африку и основала здесь Карфаген. С тех пор царство ее окрепло и разбогатело.

Приходит известие, что в Карфаген приплыли чужеземные моряки, их корабли бурей прибило к африканскому берегу. Потерпевшие просят пристанища у царицы. Дидона радушно принимает чужеземцев, это - чудом оставшиеся в живых троянцы. Велика радость царицы, когда она узнает, что среди нежданных гостей находится Эней - прославленный троянский герой, который держит путь в Италию.

Едва успели прибывшие моряки передать царице свои дары, как советник Дидоны - Нарбал сообщает тревожную весть: вождь дикого племени Ярбас, сватовство которого было отвергнуто царицей, напал со своими войсками на Карфаген. Вражеский лагерь разбит уже у стен города.

Эней приходит на помощь карфагенцам. Он быстро собирает своих воинов и вступает в бой с племенем Ярбаса.

Второе действие

В Карфагене радостно празднуют победу над врагом - с помощью троянцев битва была быстро выиграна, и племя Ярбаса бежало. Казалось, бы, троянцам пора продолжать свой путь, но они задерживаются в Карфагене: Эней и Дидона полюбили друг друга, и полководец забыл о своей священной миссии.

Над городом сгустились сумерки. Дидона и Эней исчезают в глубине сада. На землю спускается бог Меркурий. Он приближается к колонне, на которой подвешены доспехи Энея. Ударив мечом о боевой щит, Меркурий напоминает герою о цели его путешествия - Италии.

Третье действие

Сестра царицы, Анна, рассказала Нарбалу о любви Дидоны к Энею. Старик в ужасе, он опасается, что Карфаген постигнет суровая кара богов; Эней, увлекшись Дидоной, забыл о своей священной миссии.

Программное симфоническое интермеццо - «Царская охота и гроза».

Лучи утреннего солнца озарили девственный африканский лес, тихо журчит на опушке ручеек, в озере плещутся русалки. Из лесу доносятся звуки охотничьих рогов. На ретивых конях мчатся Асканий и охотники, следом за ними из лесной чащи выходят Дидона и Эней. Поднимается буря, дождь заставляет их укрыться в ближайшей пещере. Блещут молнии, грохочут раскаты грома, ручеек становится бурным потоком. Под струями ливня мечутся в тревожной пляске нимфы, сатиры и фавны. Сквозь шум бури слышны их возгласы: «Италия, Италия, Италия!»

Четвертое действие

На берегу моря раскинуты шатры троянцев. Корабли их давно уже стоят без движения. Сподвижники Энея уговаривают своего вождя продолжать плавание - он совсем не думает о своем долге. Но Эней медлит: он не хочет покинуть Карфаген, не простившись с Дидоной. В темноте ночи один за другим возникают призраки погибших троянцев: Приама, Гектора, Кассандры, Хореба. Они повторяют герою забытый им наказ богов: плыть в Италию!

Эней отдает приказ поднимать паруса. В тот же момент, как бы предчувствуя беду, на берег прибегает Дидона. Она умоляет любимого не покидать ее, предлагает ему стать ее мужем и царем Карфагена. Но Эней непоколебим. В отчаянии царица проклинает его.

Пятое действие

Первая картина. Мучительно переживая предстоящую разлуку с любимым, Дидона все же надеется, что герой в последний момент передумает и останется. Но с улицы доносятся голоса: карфагеняне провожают корабли троянцев, медленно покидающие бухту.

Гектор Берлиоз "Троянцы” / Hector Berlioz "Les Troyens”
Опера в 5 актах.
Либретто автора по мотивам "Энеиды" Вергилия



Часть I. «Взятие Трои»
Акт I

По совету хитроумного Улисса греки, безуспешно осаждавшие Трою, покидают свой лагерь. На его месте троянцы празднуют избавление от десятилетней осады. Они видят гигантского деревянного коня, оставленного греками, которого принимают за дар Афине Палладе. Кассандра, дочь троянского царя Приама, не разделяет радости соотечественников. Она предвидит, что скоро погибнет, не став женой своего возлюбленного Хореба. Появляется Хореб, и Кассандра пророчествует ему о грядущем падении Трои, уговаривая бежать из осужденного города: «Смерть готовит нам завтра супружеское ложе». Однако Хореб не верит ее предсказания и старается успокоить свою невесту.
Акт II
Действие открывается благодарственным гимном олимпийским богам за спасение Трои, под звуки которого сходится народ, царица Гекуба со своей свитой, царский родственник Эней с воинами и, наконец, сам Приам. Когда Приам занимает свое место, начинаются народные игры. Появляется вдова погибшего Гектора, Андромаха, вместе со своим сыном Астианаксом, среди всеобщей радости неутешно оплакивающая смерть мужа-героя. Народ сочувствует ей, некоторые женщины плачут. Эней сообщает, что жрец Лаокоон, призвавший троянцев сжечь деревянного коня, был проглочен морским змеем. Это истолковывается как проявление гнева богини Афины, возмущенной кощунством. Все в ужасе. Тогда Приам, не слушая протестов Кассандры, приказывает ввести коня в Трою и поставить возле храма, посвященного Афине. В это время из чрева коня доносится звук лязгающего оружия, но введенные в заблуждение троянцы воспринимают это как счастливое предзнаменование и торжественно влекут статую в город. Кассандра в отчаянии наблюдает за процессией.
Акт III
Картина 1. Дворец Энея.
В то время как на заднем плане разворачивается битва, Тень убитого Гектора является спящему Энею, предвещая гибель Трои, и приказывает ему бежать из города и искать Италию, где ему суждено основать новую Трою – Рим. После того, как призрак Гектора исчезает, Пантей приносит вести о греках, проникнувших в город в чреве коня. Асканий, сын Энея, сообщает отцу о разрушении города. Хореб, возглавляющий отряд воинов, призывает Энея поднять оружие для сражения. Воины принимают решение защищать Трою до самой своей смерти.
Картина 2. Дворец Приама
Несколько троянских женщин молится возле алтаря Кибелы, умоляя богиню помочь их мужьям. Кассандра сообщает, что Эней и другие троянские воины спасли сокровища царя Приама и вызволили людей из крепости. Она пророчествует, что Эней вместе с оставшимися в живых троянцами станет основателем нового города в Италии. Вместе с тем, она сообщает, что Хореб погиб, и принимает решение умертвить себя. Троянские женщины признают, что предсказания Кассандры оказались верны, и они совершили роковую ошибку, не прислушавшись к ней. Тогда Кассандра призывает их присоединиться к ней в смерти, чтобы не сделаться рабынями греческих завоевателей. Одна робкая группа троянок выражает сомнение, и Кассандра изгоняет их прочь. Остальные женщины объединяются вокруг Кассандры и запевают гимн. Когда появляются греческие воины, Кассандра первая закалывается с символическим криком: «Италия, Италия!» – и ее примеру следуют остальные женщины.

Часть II. «Троянцы в Карфагене»
Акт I

Дворец Дидоны
Карфагеняне вместе со своей царицей Дидоной воздают хвалу процветанию, которого достигли за последние семь лет, с тех пор как покинули Тир и основали новый город. Дидона размышляет о предложении нубийского вождя заключить взаимовыгодный с политической точки зрения брачный союз. Карфагеняне клянутся в своей преданности Дидоне, представители различных профессий – строители, моряки, земледельцы – по очереди представляются царице.
По окончании торжественных церемоний Дидона со своей сестрой Анной рассуждают о любви. Анна призывает Дидону вступить во второй брак, однако Дидона настаивает на соблюдении памяти покойного мужа Сикхея. В это время царице докладывают о прибытии в порт чужестранцев, потерпевших крушение и просящих дать им пристанище. Дидона дает согласие. Входит Асканий, который показывает царице спасенные сокровища Трои и рассказывает о гибели города. Дидона признается, что слышала об этом печальном событии. Тогда Пантей сообщает о пророчестве, данном троянцам об основании нового города. На протяжении этой сцены Эней переодет в простого моряка.
Появляется царский советник Нарбал, сообщающий о том, что свирепый нубийский вождь во главе несметной орды дикарей подступает к Карфагену. Город не имеет достаточного количества оружия, чтобы защититься. Тогда Эней раскрывает себя и предлагает услуги своих людей, чтобы помочь Карфагену. Поручив Аскания заботам Дидоны, он принимает командование над соединенными войсками и спешит навстречу врагу.
Акт II
В садах Дидоны
Нубийцы разбиты. Однако Нарбал взволнован, что Дидона, увлеченная своим чувством к Энею, пренебрегает управлением государством. Анна не видит в этом ничего плохого и говорит, что Эней был бы превосходным правителем Карфагена. Нарбал напоминает ей, что боги повелели Энею связать свою судьбу с Италией. Тогда Анна отвечает, что нет на свете бога могущественней, чем любовь.
Входит Дидона и начинается балет – танцы юных египетских и нубийских рабынь. Затем, по приказанию царицы, звучит сельская песня Иопаса. Дидона просит Энея поведать ей еще что-нибудь о Трое. Эней рассказывает, что Андромаха стала супругой Пирра, сына греческого героя Ахилла, убившего ее предыдущего мужа Гектора и ее отца. Дидона чувствует, как исчезают ее последние воспоминания о покойном супруге. Она роняет кольцо Сикхея, памяти которого уже изменило ее сердце. Царица и Эней признаются друг другу в любви. Их признания прерываются появлением посланца богов Меркурия, который передает Энею волю Юпитера покинуть Карфаген и направиться в Италию, где он должен основать великий город и мощную державу.
Симфонический антракт. Царская охота
Акт III
Морской берег Карфагена
Берег моря усеян троянскими палатками, которые охраняют двое часовых. Вдали виднеются троянские корабли, и на высокой мачте одного из них матрос напевает песенку о своей тоске по родине. Часовые смеются над ним, ведь ему никогда не приведется больше увидеть отчий дом. Пантей и троянские вожди обсуждают страшные предзнаменования богов, недовольных их задержкой в Карфагене. Раздаются подземные голоса: «Италия». Троянцы поражены ужасом и готовятся завтра же отплыть. После ухода вождей часовые выражают свое недовольство: они не видели никаких предзнаменований, не слышали никаких голосов и им вовсе не хочется покидать Карфаген, где женщины столь благосклонны к иностранцам. Вбегает Эней, в душе которого происходит жестокая борьба между долгом, призывающим его в Италию, и любовью, удерживающей в Карфагене. Он принимает решение увидеть царицу в последний раз, однако в это время появляются призраки Приама, Хореба, Гектора и Кассандры, приказывающие ему отправляться немедленно. Эней понимает, что должен повиноваться воле богов, осознавая, как жестоко и неблагодарно он поступает с Дидоной. Он отдает приказ об отплытии на рассвете; в это время входит Дидона, которая потрясена тем, что Эней пытается уехать втайне от нее. Эней умоляет простить его, указывая на веление богов, однако Дидона не внемлет этим мольбам и проклинает его.
Акт IV
Картина первая. Дворец Дидоны
Дидона умоляет Анну, чтобы та еще раз просила Энея остаться. Анна сожалеет, что поощряла любовь между сестрой и Энеем. Тогда Дидона в сердцах заявляет, что если бы Эней действительно любил ее, то он бы бросил вызов богам, – и потом снова умоляет сестру уговорить Энея пробыть в Карфагене еще несколько дней. В это время царице сообщают, что троянские корабли отчалили от города. Вначале Дидона в гневе приказывает карфагенянам отправиться в погоню и потопить флот троянцев, но затем, оставшись одна, в отчаянии решает покончить с собой.
Картина вторая. В садах Дидоны
По приказу царицы сложен огромный костер на берегу моря. Вокруг костра – жрецы Плутона. Они взывают к божествам подземного мира об успокоении Дидоны. Царица сжигает на костре доспехи и оружие Энея. Нарбал и Анна проклинают Энея, моля, чтобы он пал позорной смертью в бою. Дидона снимает свое покрывало и бросает его в костер на тогу Энея. Она предсказывает, что из ее крови восстанет мститель – великий полководец Ганнибал, который нападет на Рим. К ужасу своих подданных, Дидона пронзает себе грудь мечом, и ее тело кладут на костер. Однако в момент смерти царицу посещает последнее видение: Карфаген будет разрушен, а Рим станет бессмертным.
Карфагенский народ и жрецы проклинают Энея и его род.

Действующие лица и исполнители:

Enee - Jon Vickers
Chorebe - Peter Glossop
Panthee - Anthony Raffell
Narbal - Roger Soyer
Iopas - Ian Partridge
Hylas - Ryland Davies
Ascagne - Anne Howells
Cassandre - Berit Lindholm
Didon - Josephine Veasey
Anna - Heather Begg

Royal Opera House, Covent Garden

Conductor - Sir Colin Davis

APE (image+.cue) + Covers = 1 Gb

Книги, поразившие воображение в детстве, сохраняют особое очарование для человека на всю жизнь, а у гениев такие впечатления часто приводят к созданию шедевров. Для одной из любимых книг детства была «Энеида» Вергилия – и воспоминания о ней не раз воскресали в зрелые годы. В молодости, посетив Италию, композитор представлял героев поэмы, проезжая по местам ее действия, а на склоне лет он задумал дать творению древнеримского поэта музыкальное воплощение. Замысел возник в 1855 г. «Сюжет кажется мне грандиозным, великолепным и глубоко трогательным», – говорил композитор, перед его мысленным взором вставало «олимпийское празднество музыки»… Но он слишком хорошо понимал, что «для этого нужен Пантеон, а не базар», что его соотечественникам этот сюжет покажется скучным – ведь парижане предпочитают комическую оперу… Но ничто не могло остановить композитора, захваченного творческой идеей. Он вновь и вновь перечитывал творение древнеримского поэта, отбирая материал. При написании он не придерживался последовательности номеров, а записывал их в том порядке, в каком они приходили на ум. Сочинение было завершено в 1858 г.

Столь грандиозному произведению, как «Энеида», было бы тесно в рамках оперного спектакля – и Берлиоз воплотил ее в оперной дилогии: «Взятие Трои» и «Троянцы в Карфагене». Впрочем, изначально композитор мыслил произведение как единое целое, и только при первой постановке оно было разделено на две части (причиной стал не только грандиозный масштаб, но и невозможность найти достойную исполнительницу для партии Кассандры, которой Берлиоз придавал колоссальное значение). И все же разница между частями дилогии очевидна. Опера «Взятие Трои» более сумрачна и более действенна, драматична, а в «Троянцах в Карфагене» больше внимания уделено деталям и эмоциональным оттенкам. В музыкальном повествовании, объединяющем черты эпоса и драмы, есть нечто и от , и от Георга Фридриха Генделя, и даже от Джакомо Мейербера, но это не препятствует цельности – претворение тех или иных стилистических истоков всегда остается обоснованным. Главное «действующее лицо» дилогии – троянский народ, идущий через суровые испытания к новой жизни: из гибнущей Трои Эней ведет троянцев к основанию могущественного в будущем государства – Рима. Воплощением этой идеи становится «Троянский марш» – блестящий, ликующий, играющий в дилогии роль лейтмотива. Его появление отмечает три главных «узла» действия: троянцы под предводительством Энея покидают Трою, они прибывают в Карфаген и наконец – Эней и его спутники отправляются на поиски новой земли.

Судьба каждого из персонажей воспринимается как часть этой общей судьбы, и потому композитор не стремился к предельной психологической детализации образов, но в образе каждого героя преобладают определенные мысли и чувства. Величественный и трагический образ пророчицы Кассандры обрисован в духе драматизма глюковских опер и патетики генделевских ораторий. Черты французской лирической оперы воплощены в музыкальной характеристике страстной карфагенской царицы Дидоны, влюбленной в Энея – ее вокальная партия построена на напевных лирических мелодиях, сопровождаемых взволнованным движением оркестровых партий. Но когда героиня переходит от любви к ненависти и жажде мести, а затем – к желанию умереть, в ее музыкальной речи появляются обороты, напоминающие об операх Глюка. Образ Энея – мужественного вождя своего народа – обрисован в героических тонах: светлые, яркие темы, «наступательные» ритмы – все это перекликается с героическими мотивами Людвига ван Бетховена. Но временами героя терзают сомнения, им овладевает любовь к Дидоне – и тогда в его партии возникают кантиленные, пластичные мелодии.

Вокальное начало находится в «Троянцах» на первом плане, но это не умаляет роли оркестра. Он добавляет дополнительные штрихи к музыкальной речи персонажей, передает общую атмосферу событий, а иногда даже выходит на первый план – как в живописной оркестровой картине царской охоты в африканском лесу. Композитор понимал, что воплотить эту картину на сцене нелегко, что она не произведет впечатления, «если наяды некрасивы, а сатиры плохо сложены», и советовал опустить ее, «если пожарные боятся огня, машинисты боятся воды, директор боится всего».

Опасения композитора относительно судьбы произведения оправдались. Премьера состоялась только в 1863 г. – по прошествии семи лет после завершения оперы, и поставлена была только вторая часть – «Троянцы в Карфагене». Но не только это омрачало композитору радость от того успеха, которым сопровождалась премьера – опера была поставлена с большим количеством купюр. Полная премьера состоялась только в 1890 г., когда Берлиоза уже не было в живых, причем произошло это не на родине автора, а в Германии – в Карлсруэ.

Еще более долгим оказался путь «Троянцев» на российскую сцену. Отечественные музыканты и критики заинтересовались произведением еще при жизни композитора, зная его по клавиру, и когда Берлиоз посетил Россию, упрекнули его, что он не привез партитуру. Но российская премьера состоялась только в ХХ веке – в театре Санкт-Петербургской консерватории. В 2009 г. «Троянцы» вошли в репертуар Мариинского театра.


Top