Нод инструменты подготовительная группа. Конспект занятия по развитию речи в подготовительной группе

Конспект открытого занятия в средней группе

Воспитатель Аверченко Р.М.

Тема: «Зимующие птицы»

Цель : Закреплять и уточнять знания о зимующих птицах.

Задачи : -Систематизировать и дополнять знания детей о зимующих птицах;

Развивать творческие способности и воображение, умение

рассуждать и делать выводы;

Создавать изображение, передавая форму частей птички;

Воспитывать любовь к птицам, желание помогать им в зимних

условиях;

Вызывать полный эмоциональный отклик на результат совместной

деятельности.

Словарная работа : зима, зимующие.

Материалы к занятию : фотографии, иллюстрации зимующтих птиц, музыка- запись голосов птиц, обручи красного, серого, желтого цвета, геометрические фигуры, клей и атрибут дерева на доске.

Ход занятия:

Дети проходят и встают в круг перед стульчиками.

Подготовка к приветствию. Игра- релаксация приветствия

«Что за чудо- чудеса!

Раз рука и два рука.. ..(руки вытянуты тыльной стороной);

Вот ладошка правая, вот ладошка левая… (показ ладошек);

И скажу вам, не тая, руки всем нужны, друзья… (приветствуют)».

Вот мы и поприветствовали друг друга, садятся на стульчики.

Воспитатель читает стихотворение о зиме .

Белый снег пушистый. И под утро снегом

В воздухе кружится, Поле забелело.

И на землю тихо Точно пеленою,

Падает, ложится. Все его одело.

Темный лес, что шапкой,

Принакрылся чудной,

И заснул под нею

Крепко, непрорбудно……

Воспитател ь: Какое сейчас время года?

Правильно. Зима. Холодно зимой, многие птицы улетают в теплые края,

а те птицы, которые остаются зимовать, перебираются поближе к людям.

Воспитатель : Как называются такие птицы?

Правильно. Зимующие.

Воспитатель: И говорить мы сегодня будем о зимующих птицах.

Воспитатель : Узнать зимующих птиц вы сможете, отгадав загадки.

Послушайте загадки про птиц

1. Эта маленькая пташка,

Носит серую рубашку.

Подбирает быстро крошки.

И спасается от кошки (воробей) Ставит картинку на доску .

2. Желто- синенькие птички,

Называются …… .(синички).

3. Окраской сероватая,

Повадкой – вороватая,

Крикунья хрипловатая

Известная персона. Кто она… ..(ворона).

4. Ночевали до зари на морозе ……(снегири).

5. Кто летает, кто стрекочет,

Рассказать нам новость хочет……(сорока).

Воспитатель : Правильно. Скажите, как мы можем помочь птицам выжить

в холодных условиях?

Верно, построить им кормушки.

Чем питаются птицы? Птицы едят: пшено, семечки, сало, хлебные крошки.

Молодцы!

Воспитатель : Сегодня я вам расскажу еще об одной зимующей птице - это клест. Клест – крупная птица окраса спелой малины с длинными и узкими крыльями, короткими толстыми и сильными пальцами, острыми когтями, коротким раздвоенным хвостом и густым опереньем. Главная особенность клеста- клюв, сложенный крестиком. Клесты очень дружные птички, любят летать стайками и всегда строят гнезда в хвойных лесах, где много шишек.

Строят гнездо на верхушки ели или сосны под прикрытием густых ветвей. Строят гнезда сама мамочка, а папа клест помогает. Питаются клесты семенами хвойных деревьев, которые находятся в шишке (сосны и ели). Птенцы у клестов появляются и осенью, и весной, но чаще зимой.

Слушайте загадку : «Кто там прыгает, шуршит,

Клювом шишки потрошит?

Кле, кле, кле – поет со свистом» (клест).

Воспитатель : Дети, хотите поиграть? Игра называется «Птицы на прогулке ».

Воспитатель раскладывает обручи разного цвета на полу:

серый обруч - воробьи, красный обруч – снегири, желтый обруч –синицы.

Устно называет птицу ребенку. Под бубен птицы летают, по команде «столовая открыта» птицы быстро слетаются к соответствующим кормушкам.

Ребята, нам нужно определить самую дружную стаюптиц.

Воспитатель : Молодцы, все птицы дружно прилетели на свою кормушку.

Воспитатель : Ребята, а кто из вас знает , стихотворение про птиц?

Дети рассказывают по желанию.

1. Стынут лапы на морозе. Подойду поближе к ней.

У сосны и ели. И глазам не верится:

Что за чудо? На березе Стайка алых снегирей.

Яблоки поспели. Облепила деревце.

2. Прыгал воробьишка

В коричневом пальтишке,

Ростом мал, да боевой,

Нелегко ему зимой.

Прыгает он у крыльца –

Покормите молодца.

Воспитатель : Молодцы!

Дети садятся за столы и воспитатель проводит пальчиковую гимнастику «Зимующие птицы».

Шишка, ты вкусна, толста (сцепить указательные пальцы);

И прекрасна для клеста (перецепить пальцы);

А снегирь, встряхнув снежинки (смахнуть снег с тыльной стороны кисти);

Поклюет зимой рябинки (пальцы правой руки согнуть в щепоть- «клюв» и поклевать чуть согнутую левую ладонь – «гроздь рябины».

Воспитатель : Посмотрите, какие геометрические формы лежат на столах?

Какую фигуру мы можем собрать? Дети предлагают птичку – снегиря.

Воспитатель: Из каких частей состоит птичка? Дети перечисляют.

Из большого круга - тело, круга поменьше - голова, из треугольника хвост, и двух полукругов крылья. Воспитатель предлагает посадить этих птиц на дерево (на доске). Дети приступают к работе под пение птиц.

В завершении работы, дети рассматривают получившийся результат совместной работы.

«Веселая стайка снегирей .

Конспект группового логопедического занятия по коррекции устной речи с учащимися ОВЗ

Тема: "Зима. Зимующие птицы"
Мещерякова Светлана Геннадьевна, учитель-логопед специальной (коррекционной) школы VIII вида г. Гремячинска
Описание: Занятие в С/К/ОУ на современном этапе отражает множество интересных тенденций, изменений, происходящих в специальном образовании. Это практическая и адаптивная направленность занятия, подготовка учащихся с проблемами в развитии к самостоятельной жизни. Структура логопедических занятий для каждого речевого дефекта имеет свои особенности, но вместе с этим выделяю 3 стадии, которые присутствуют в каждом из них.
I стадия – вызов , позволяющий вызвать устойчивый интерес к изучаемой теме, мотивировать ученика к учебной деятельности.
II стадия – осмысление. Она, представляет возможность получить новую информацию, осмыслить ее, соотнести с уже имеющимися знаниями.
III стадия – рефлексия. Здесь основным является целостное осмысление, обобщение полученной информации, формирование у каждого учащегося собственного отношения к изучаемому материалу.
3. На занятие использовала следующие методические приемы, которые относятся к технологии критического мышления, развивают творческое мышление, умение учащихся добывать знания, систематизировать их и применять на практике, что в конечном итоге способствует успешной социализации учащихся:
1. Прием «Составление кластера». Он используется на самых разных стадиях урока и позволяет уточнить, расширить ассоциативные семантические поля какого – либо понятия, так как все слова связаны друг с другом множеством смысловых связей. В задачу логопеда входит включение любого слова в процессе коррекционной работы с учащимися в различные смысловые оттенки. Смысл этого приема заключается в попытке систематизировать имеющиеся знания по теме. 2. Прием «Корзина идей». Этот прием организации индивидуально – групповой работы в начальной стадии урока, когда идет актуализация имеющегося у детей опыта и знаний. Он позволяет выяснить все, что знают ученики по обсуждаемой теме урока.
3. Прием «Написание синквейна». Может быть использован, на стадии рефлексии. Данный прием в работе с детьми с недостатками интеллекта предполагает помощь логопеда. На первой строке записывается одно слово – существительное. Это тема. На второй строчке надо написать два прилагательных, раскрывающих тему. На третьей строчке – три глагола, описывающих действия, относящихся к теме стихотворения. На четвертой строке размещается целая фраза, предложение из нескольких слов, с помощью которого ученик высказывает свое отношение к теме. Последняя строка – позволяет выяснить свое личное отношение к теме. Тема должна быть эмоциональной.
Материал будет полезен логопедам, учителям начальных классов, родителям.

ТЕМА: Зима. Зимующие птицы.

Цели:
Образовательные:

1. Актуализировать знания о приметах зимы;
2. Расширить знания учащихся по теме «Зимующие птицы»;
3. Активизировать и обогатить словарь детей через ответы на поставленные вопросы, через игру "Снежный ком", через составление кластера, написание синквейна, через направленный поиск необходимой информации: побуждать детей к самостоятельным высказываниям.
Коррекционные:
1. Способствовать формированию умения обобщать, систематизировать;
2. Способствовать коррекции артикуляционной, общей и мелкой моторики.
3. Способствовать формированию фонематических процессов;
4. Способствовать развитию слухового, зрительного, произвольного внимания при работе с различными видами кластеров.
Воспитательные:
1. Воспитывать у учащихся стремление к самостоятельному поиску знаний;
2. Воспитывать чувство заботы о зимующих птицах

Оборудование занятия:
Презентация, ноутбук, проектор, экран, карточки – «кластеры» для каждого ученика.

Ход занятия:

1. Вступительное слово учителя

(этический настрой) .
-Здравствуйте, ребята! Мне приятно встретиться с Вами. Вижу, у Вас у всех горят глазки, все в ожидании чего – то необычного.
Посмотрите друг на друга, подарите улыбку другу и свое хорошее настроение, ведь хорошее настроение это главное условие нашей с вами совместной работы. Сегодня вас ожидает много разных заданий, открытий, а помощниками вам будут: внимание, находчивость, смекалка. Какими качествами нужно обладать, чтобы узнать что-то новое, сделать свое маленькое открытие?
-Нужно быть внимательными и наблюдательными. (На экран проецируется слайд №1)
-Покажите своей посадкой, что вы готовы работать.
-ЗАПОМНИТЕ! Чтобы вас слушали и понимали, нужно уметь понятно и выразительно рассказывать.
Учащиеся читают правило вслух.
- Говорить надо четко, внятно, так, чтобы было всем понятно.(На экран проецируется слайд №2)
-Попробуйте отгадать вот такую загадку:
"Раскрыла снежные объятья,
Деревья все одела в платья.
Стоит холодная погода,
Какое это время года?" (На экран проецируется слайд №3)
-Правильно, ребята. Время года называется зима. Поговорим сегодня об этом времени года.

2. Артикуляционная гимнастика.

Упражнение «Снеговики». Цель – учить регулировать мышечный тонус, мимическую мускулатуру.
- Чтобы наша речь была выразительной, выполним специальную гимнастику.
- Пусть эта улыбка нас согреет (Обнимаем себя руками, «греемся»).(На экран проецируется слайд №4)


Снеговик радуется снегу и морозу. Надуть щеки, веселое выражение глаз.(На экран проецируется слайд №5)
Грустный снеговик. Опустить уголки губ вниз. Передать печальный взгляд.
Снеговик увидел сосульку. Высунуть острый язык как можно дальше изо рта и удерживать его в таком положении под счет.
Покатился снеговик на санках с горки (упражнение «Горка»).
«Санки» - рот открыт, губы в улыбке. Боковые края языка плотно прижаты к верхним коренным зубам, спинку прогнуть вниз, кончик свободен. Движения взад – вперед, боковые края языка должны скользить по коренным зубам. Следить, чтобы нижняя челюсть не двигалась, губы не касались зубов.

3. Актуализация знаний детей. Установление – причинно следственных связей.

Посмотрите, пожалуйста, на этот рисунок и назовите, какие приметы вы связываете с приходом зимы. (На экран проецируется слайд №6) На доске большая иллюстрация с изображением примет зимы. Рядом висит рисунок корзины.


-А ваши идеи мы сложим в большую корзину, которую так и назовем «корзина идей» . Дети отвечают, логопед «заполняет» «корзину идей» (На экран проецируется слайд №7)


- Вы правильно назвали приметы зимы.
- Давайте, ребята, теперь расскажем, какие изменения происходят в природе зимой в определенном порядке - по мере их наступления. А чтобы получился интересный рассказ, хорошенько подумайте, ответьте на вопрос и закончите предложения. (На экран проецируется слайд №8)
Приходит студеная (что?) …(зима)
Солнце (что делает?) … (светит, но не греет)
Дует холодный (что?)…(ветер)
Крепчает (что?)…(мороз)
Стали короткими (что?) …(дни)
Длинными стали (что?)… (ночи)
Кружатся легкие (что?)…(снежинки)
На ветках снежные (что?)…(шапки)

Птицы (что сделали?)… (улетели в теплые края, остались воробьи, голуби, вороны).

В природе все взаимосвязано, все происходит в свое время, в свой срок.
- А сейчас послушайте звуки зимы. И скажите, что вы услышали. (Звучит звукозапись с приметами зимы и пением зимующих птиц)(На экран проецируется слайд №9).
(скрипит под ногами снег, дует холодный ветер, слышны голоса птиц)
- С наступлением холодов не все птицы улетают от нас. А как мы называем птиц, которые зимуют рядом с человеком? (зимующие).
- Что вы знаете о зимующих птицах?
Идет актуализация субъектного опыта детей. Дети отвечают, логопед «заполняет» «корзину идей".
(На экран проецируется слайд №10)

4. Объявление темы, целеполагание.

(На экран проецируется слайд №11)
главная тема сегодня - «Зима. Зимующие птицы» .
-А что еще о зимующих птицах вы хотели бы узнать?
Вопросы для целеполагания:(На экран проецируется слайд №12)
1. Хочу узнать, какие птицы прилетают к нам на зимовку с других районов, а какие зимуют рядом с людьми?
2. Интересно, легко ли птицам зимовать?
3. Я хотел бы сочинить маленькое стихотворение о птицах.
- Какие интересные вопросы вы задали! На эти вопросы мы постараемся ответить на занятие и сделать маленькие открытия, которые поместим в «Банк маленьких открытий».

5. Сообщение нового материала. Самостоятельный поиск информации.

Ребята, отгадайте, о каких зимующих птицах пойдет речь в загадках.
-Ведь еще красней зимой ярко-красный галстук мой. (Снегирь.)
(На экран проецируется слайд №13)


- Снегири только зимой прилетают к нам. Как вы думаете, почему они зовутся снегирями? (Они зовутся снегирями потому, что появляются вместе со снегом). Увидеть зимой этих птиц нетрудно: их красные грудки хорошо заметны на фоне белого снега.
Итак, мы сделали первое маленькое открытие! «К нам прилетают зимовать снегири».
Табличка с текстом помещается в «Банк маленьких открытий».(На экран проецируется слайд №14)
-В серой шубке перовой и в морозы он герой.
Скачет, на лету резвится. Не орел, а все же птица. (Воробей.)
(На экран проецируется слайд №15)


- У каждой птицы, как у человека, свой характер.
-Что можно сказать про воробья (какой он?) – шустрый, быстрый, ловкий, драчливый, боевой, смелый.(На экран проецируется слайд №16)
- Да, ребята, снегирь и воробей – зимующие птицы. Но зимующих птиц очень много, а каких еще зимующих птиц вы знаете?(На экран проецируется слайд №17)


- Ребята, сейчас мы поиграем. Первый игрок называет одну зимующую птицу, второй повторяет предыдущее название и добавляет свое и т. д. У нас получится «снежный ком» . Так называется наша игра. Потом мы посмотрим, все ли были внимательными. (Ворона, сорока, клест, голубь, дятел, воробей, снегирь).
- Ну, вот мы сделали ещё одно открытие:
Воробей, синица, ворона, дятел, сорока, поползень – зимующие птицы.
Таблица с надписью помещается в банк маленьких открытий. (На экран проецируется слайд №18)
(На экран проецируется слайд №19)

6. Зрительная гимнастика.

(«Следи за картинкой»).
(На экран проецируется слайд №20 с изображением воробья и вороны и со словами, обозначающими признаки этих птиц.)
Большая, маленький, веселый, черная, хитрая, пестрый.
-Ребята, подберите правильно признаки: какая ворона?, какой воробей?.
- Посмотрите внимательно еще раз на рисунки воробья и вороны и скажите: какая по величине ворона? А воробей? Какую ошибку допустил художник? (Ворона большая, а воробей маленький. На рисунке они одинаковые).

7. Развитие просодии.

Как можно назвать птенцов вороны? (Воронята). Один вороненок выглянул из гнезда и удивился: «Кра-кро-кру».
Произносится тоненьким голосом.
-Ворона пригрозила ему: «Кра-кро-кру-кры!»
Произносится низким сердитым голосом.
Продолжаем нашу работу.(На экран проецируется слайд №21)


- Как вы думаете, легко ли птицам зимовать в нашем районе? Почему? Что делают для этого люди? Да, люди заботятся о них, делают для птиц кормушки. А как вы думаете, чем питаются птицы зимой? Я вам покажу семена, которыми можно подкормить птиц. Сало любят синицы. Зерна, крошки, семечки любят все птицы. Ягоды любит снегирь. (Семена приготовлены и насыпаны слоями в прозрачную бутылочку). Каждый из вас может сделать простую кормушку, вести за ней наблюдения и заботиться о птицах до весны. (На экран проецируется слайд №22)


-Третье открытие: «Голодно и холодно зимой птицам. Без помощи человека птицам сложно пережить холода».
(На экран проецируется слайд №23)

8. Физкультминутка

(слова произносим и движения делаем под "пение птичек")
(На экран проецируется слайд №24)
Ой, летали птички, птички-невелички.
Все летали, все летали,
Крыльями махали.
(Махать руками, как крыльями)
На дорожку сели,
Зернышки поели.
Клю, клю, клю, клю,
Клю, Клю, клю, клю.
Как я зернышки люблю!
(Присесть на корточки. Указательными пальцами постучать по дорожке)
Перышки почистим,
Чтобы были чище.
Вот так, вот так,
Вот так, вот так,
Чтобы были чище.
(Руками «почистить» предплечья, как бы обнимая себя)
Прыгаем по веткам,
Чтоб сильней стать деткам.
Прыг-скок, прыг-скок,
Прыг-скок, прыг-скок,
Прыгаем по веткам.
(Прыжки на месте)
А собачка прибежала
И всех птичек распугала.(Прячемся под лёгкую воздушную ткань "парашют", накрываю ребят, затем разбегаемся)
Кыш – полетели,
На головку сели,
Сели, посидели и опять полетели,
Полетели, полетели,
На животик сели,
Полетели, полетели,
На плечи сели,
Сели, посидели и опять полетели.
Полетели, полетели,
На колени сели…
Сели, посидели и совсем улетели.
(Махи руками. Руки положить на голову. Махи руками. Руки положить на живот. Махи руками. Руки положить на колени. Махи руками)

9. Составление кластера. Самостоятельная работа учащихся.

Сейчас составим кластер о птицах.
Внимание: кластер – это «пучок» слов. Для каждого учащегося в карточках дан кластер и задание к нему. Внимательно прочитайте задание и выполните его. В случае необходимости обращайтесь за помощью.
1) Дополни кластер:
-Напиши названия зимующих птиц.
Зимующие птицы -
2) Кластер – «ералаш»:
-Зачеркни ненужное (какая птица лишняя?).
3) Составьте кластер:
-Допиши нужную информацию.
Снегирь - (внешний вид, пища, когда прилетает)
4) Кластер: «Скажи наоборот».
У воробья туловище мелкое, а у вороны- …(крупное).
У вороны клюв большой, а у воробья - … .
У воробья хвост короткий, а у вороны - … .
У воробья лапки тонкие, а у вороны - … .
5) Кластер: «Разложи правильно» (карточки – слова перемешаны).
-Расскажи, как зимующие птицы подают голоса.
(голубь, ворона, снегирь, воробей, сорока:
воркует, каркает, свистит, чирикает, трещит)
6) Кластер: «Два в одном».
-Назови зимующую птицу и определи, какой корм предпочитает эта птица.
(...-сало, семена подсолнуха, хлебные крошки; ...- ягоды, семена подсолнуха)
-Проверяем нашу работу, у каждого из вас должен получиться небольшой рассказ.
(На экран по очереди проецируются слайды №25, 26, 27, 28, 29, 30)

Алена Подоскина
Конспект логопедического занятия в старшей группе «Зима. Зимующие птицы»

Конспект логопедического занятия в старшей группе.

Тема: «Зима. Зимующие птицы».

Цели:

Коррекционно – образовательные:

Расширение и активизация словарного запаса по лексическим темам «Зима» и «Зимующие птицы»;

Обогащение словарного запаса прилагательными;

Развитие связной речи

Коррекционно – развивающие:

Развитие общей и мелкой моторики через игровые упражнения;

Развитие внимания и памяти;

Коррекционно – воспитательные:

Воспитание бережного отношения к природе

Оборудование:

Интерактивная доска с набором дидактического материала;

Корм для птиц: сало, пшено, семечки, зерно, хлеб, еловые шишки, сухие плоды рябины;

Мольберт;

Схема для составления описательного рассказа о птицах;

Ход занятия:

Организационный момент.

Дети, послушайте загадку:

Ветви белой краской разукрашу,

Брошу серебро на крышу вашу

Теплые весной придут ветра

И меня прогонят со двора.

Работа со словами.

Дети, давайте посмотрим на экран и расскажем о зиме. Какая она? Какой у нее характер? (Снежная, морозная, пушистая, белая, холодная, теплая, вьюжная, суровая, красивая)

Дети, вы сказали, что зима снежная. Почему? (Потому что впало много снега)

А какой снег? (Липкий, белый, блестящий, мокрый, холодный)

А каким, словом можно назвать зиму ласково? (Зимушка)

Да дети, зима красивое время года, но и очень трудное и суровое, особенно для птиц. Как называются птицы, которые остаются у нас зимовать? (Зимующие)

Работа над текстом.

Дети, сейчас я загадаю вам загадки о зимующих птицах, и мы с вами расскажем, что мы знаем о них, послушаем их голоса.

Носит серенький жилет,

Но у крыльев черный цвет,

Видишь, кружат двадцать пар

И кричат – карр,карр, карр. (Ворона)

Давайте расскажем о вороне.

Всю ночь летает, мышей добывает,

А станет светло, спать ляжет в дупло. (Сова)

Красногрудый, чернокрылый,

Любит зернышки клевать,

С первым снегом на рябине

Он появится опять. (Снегирь)

Непоседа пестрая, птица длиннохвостая,

Птица говорливая, самая болтливая. (Сорока)

Кто в беретке ярко – красной,

В черной курточке атласной,

На меня он не глядит,

Все стучит, стучит, стучит. (Дятел)

Маленький мальчишка

В сером армячишке

По дворам шныряет,

Крошки собирает. (Воробей)

Ну, а это птица мира,

Только в небесах парила,

Быстро к нам спустилась в ноги,

Смело ходит по дороге

И боится только кошек,

Ей даем семян и крошек.

С нами птица круглый год,

Воркованием поет. (Голубь)

Развитие общей моторики.

Физ. Минутка.

Ну – ка, птицы полетели, (бегают, машут руками)

Полетели и присели (присели)

Поклевали зернышки (нос вверх – вниз)

Поиграли в полюшке (кружатся)

Водички попили (нос вверх – вниз)

Перышки помыли (руки на пояс, двигают локтями)

В стороны посмотрели (смотрят по сторонам)

Прочь полетели (машут руками, убегают)

Развитие зрительного восприятия, зрительной памяти.

Мы послушали с вами рассказы о птицах, а теперь я хочу посмотреть, какие вы были внимательные, как внимательно вы слушали друг друга.

Вы любите компьютерные игры? Мы с вами поиграем в игру «Самый внимательный» (третий лишний).

На экране вы увидите три картинки. Вы должны будете определить, какой предмет не подходит к остальным.

Развитие мелкой моторики.

К нам на участок в детском саду прилетают зимующие птицы. Какие?

Давайте мы с вами угостим наших гостей. Я приготовила для них корм: сало, пшено, семечки, зерно, хлебные крошки, шишки, сухую рябину.

Мы с вами отнесем этот корм на участок, в наши кормушки. Но только когда я готовила корм для птичек, у меня нечаянно порвались бусы. И бусы порвались и бусинки перемешались с зернышками. Что может случится с птичками, если они склюют бусинки?

Давайте поможем птичкам, очистим корм от бусинок. Но, работа наша трудная и мы сначала разомнем наши пальчики.

Пальчиковая гимнастика

Сколько птиц к кормушке нашей прилетело (дети сжимают и разжимают пальцы обеих рук)

Мы расскажем (трут ладонь о ладонь)

Ворона, синица, воробей, голубь и сорока, дятел в пестрых перышках

(складывают пальцы «щепоткой» и стучат по столу)

Всем хватило зернышек (стучат пальцами перебором по столу).

Зерно почистили от бусин, давайте пойдем на прогулку и унесем корм в кормушку нашим гостям.

7. Итог.

Рано утром на опушке

Мы повесили кормушку

Для сорок и для синичек

И для всех голодных птичек.

Не едите вы с ладошки

Зерна, семечки и крошки

Прилетайте на опушку,

Угощенье ждет в кормушке.

Цели занятия:
Образовательные:

1. Актуализировать словарь детей по лексической теме « ».
2. Расширять представления о том, чем питаются птицы зимой .
3. Учить отвечать на вопросы логопеда полными предложениями.

Коррекционные:

1. Развивать слуховое восприятие, слуховое внимание, слуховую память.
2. Развитие временных представлений.
3. Развитие тактильных ощущений и тонкой моторики пальцев рук.
4. Развитие зрительного восприятия и памяти.
5. Совершенствование умений изменять слова в творительном падеже.

Воспитательные:

1. Развивать интерес к занятию через использование наглядного материала, игровых моментов.
2. Воспитывать любовь к птицам, желание заботиться о них.
3. Воспитывать усидчивость, трудолюбие, умение сохранять внимание на протяжении всего занятия.

Ход занятия:

1. Орг.момент.

Ребята, какое сейчас время года? (Зима)

Какой зимний месяц на дворе? (Январь)

Кто нам подскажет? (белая птица с цифрой 2).

Январь какой зимний месяц по счету? (второй), а какой был первым, перед январем? (декабрь)

Кто нам помогает определять день недели (петушок на опорной схеме).

2. Основная часть:

Ребята, какой недавно был праздник? (Недавно был Новый год).

Праздник прошел, а я нашла подарок.

Но он не подписан. Давайте, догадаемся для кого он!

Логопед достает красивую праздничную коробку. В ней мешочки. Дети, кто сможет на ощупь отгадать, что в мешочках?

Выходят дети по одному. Если кто-то не может отгадать, пробует другой.

1 мешочек- семечки.

2 мешочек- сушёные ягоды

3 мешочек- кусочки сала.

4 мешочек-зерно.

Что в мешочках?(корм).

Для кого он? (Для птиц). Зачем птицам нужен корм? (птицам зимой корм добывать трудно, корма мало)

Легко ли птицам живется зимой в лесу? (трудно, им холодно, голодно)

Легко ли им найти корм там, где много снега?

(В снегу корм найти трудно, снега выпадает очень много).

Птицы зимой гибнут не от мороза, а от голода. В морозы труднее всего найти еду.

3. Сообщение темы урока:

Сегодня мы узнаем, для каких птиц эти подарки. Кому нужен корм в сильные морозы.

Прилет первой птицы.

- Отгадайте загадку :

Спинка зеленоватая,

Животик желтоватый,

На голове черненькая шапочка,

Да еще полоска галстучка.

Животик желтоватый,

На голове черненькая шапочка,

Да еще полоска галстучка.

4. Работа с загадкой.

Какой животик у этой птицы?(желтый)

Какая спинка?(зеленоватая)

Что у неё на голове?(черненькая шапочка)

Что у нее на грудке?(галстучек)

Кто в классе найдет синичку?

(дети в классе ищут спрятавшуюся синицу и размещают ее на доске).

Та ли эта птица? Есть у нее черная шапочка? У неё желтенькая грудка? А галстучек есть?

Прилет второй птицы.

А эта птичка спряталась. Она превратилась в геометрическую фигуру.

Какую? (круг). Какой круг? (красный). Как называется эта птица? (снегирь)

Как фигура подсказала вам, что это снегирь?

(у снегиря красная грудка и он круглой формы).

А кто в классе найдет снегиря? (дети находят снегиря и размещают его на доске).А почему его так назвали? Какое еще слово слышится в названии этой птицы?(снег). Почему так её назвали?

Какая у снегиря грудка? На что он похож? (на яблоко, красный шарик).

Прилет третьей птицы:

А эту птицу отгадайте по пению. (Звучит музыка- пение птиц).

Какая птичка чирикает? (воробей). Какая эта птица? (маленькая, серо-коричневая). Найдите эту птицу в классе.

Четвертая птица:

А ещё одна ловкая птица с черно -белыми перьями. Перья могут отливать зелёным или золотым оттенком. Её ещё называют белобока.

Что значит белобока?

Как одним словом назовем всех этих птиц? (зимующие). Почему их назвали зимующие?

Закрепление знаний. Хоровое произнесение названий птиц. (Орфографическое проговаривание).

А сейчас проверим, кто из вас как запомнил зимующих птиц.

Игра «Какая птица улетела? »

5. Физминутка:

Того кого заденет волшебное птичье пёрышко, тот превращается в птичку.

Птички по полянке ходят. Прыгают. Летают. А теперь птички почистили пёрышки, поклевали зёрнышки.

А сейчас пёрышко превращает нас опять в детей. (Логопед дотрагивается до детей пёрышком)

Ребята, посмотрите, какой сугроб вьюга намела! А что же в сугробе? (под белой тканью спрятана кормушка).

Логопед открывает ткань и достаёт кормушку.

Вы знаете, что это за странный домик? (кормушка).

Откуда она? (кто-то сделал). А зачем нужна кормушка?

(В кормушку насыпают корм для птиц). Давайте мы кормушку возьмём и положим туда подарки для птиц.

6. Сообщение нового материала.

Ребята, вы знаете что птички любит кушать?

(Птички любят крошки, зёрна, семечки).

Синички больше всего любят сало, но оно должно быть несолёное. Выставляется опорная схема.

А что любит снегирь? Любимое лакомство снегиря ягоды рябины, калины, шиповника, семена. Выставляется опорная схема.

Воробьи любят разный корм, но особенно семечки. Но прежде чем угощать птиц, семечки нужно немного расплющить. Например, покатать по ним стеклянную бутылку. Выставляется опорная схема.

А что же любит сорока? Сорока больше всего любит зерно.

А сейчас будем наших друзей угощать.

Кому ты подаришь кусочки сала? (Я даю кусочки сала синице).

Кого ты угостишь семечками? (Я угощу семечками воробья).

Кому ты отдашь ягоды? (Я отдам ягоды снегирю).

А чем можно угостить сороку? (Сороку можно угостить зерном).

Какие птицы собрались у нас на кормушке? Как их можно назвать одним словом? (зимующие птицы)

7. Практическая деятельность.

А вы хотели бы, чтобы у каждого из вас появился портрет зимующей птички? Сегодня мы будем обводить птичек по трафарету. Чтобы птичка получилась красивая и ровная необходимо крепко левой рукой придерживать трафарет, чтобы он не сбивался. А правой рукой обводить птичку. Затем её дорисовать (глаз, лапки, крыло).

С какими птицами познакомились на занятии?

Почему их назвали зимующими?

Выставка работ детей.

Дубок Дина Владимировна
МОУ «СОШ № 18»
г. Абакан Республика Хакасия

Логопедическое занятие "Зимующие птицы" для детей с ОНР (подготовительная группа)

логопедический звук чтение

Программное содержание:

  • · расширение и активизация словаря детей по теме, закрепление в речи названий зимующих птиц, их частей тела; закрепление обобщающего понятия "Зимующие птицы"
  • · развитие мышления детей на материале описательных загадок
  • · автоматизация и дифференциация сонорных и шипящих звуков в спонтанной речи детей
  • · закрепление умения детей делить слова на слоги
  • · развитие связной речи детей: умение составлять рассказ по опорным схемам
  • · развитие навыков чтения путем составления слов из слогов
  • · развитие зрительного и слухового восприятия; развитие межполушарного взаимодействия
  • · развитие общей и мелкой моторики пальцев рук
  • · воспитание умения взаимодействовать друг с другом
  • · воспитание гуманного, бережного, заботливого отношения к окружающему миру, к зимующим птицам

Оборудование и материалы:

  • · предметные и силуэтные (для штриховки) картинки с изображением зимующих птиц
  • · модели птиц на каждого ребенка
  • · картинки зимующих птиц, подвешенные под потолком
  • · магнитная доска
  • · опорная схема для составления рассказа по теме "Зимующие птицы".
  • · дидактическая игра "Назови по части целое"
  • · дидактическая игра "Составь слово"
  • · губки (по 2 штуки на каждого ребенка)
  • · простые карандаши на каждого ребенка.

Лексический материал: воробей, ворона, синица, снегирь, голубь, дятел, клест, сорока, кормушка, корм, зимующая, клевать, каркать и т.д.

Ход занятия

1. Организационный момент.

Логопед: Сегодня на занятии нам предстоит выполнить много различных заданий. Чтобы успешно с ними справиться, нам надо как следует подготовиться. Давайте сделаем гимнастику для головы.

Кинезиологическая гимнастика

  • · Сначала натянем "умную шапку". (Указательным и большим пальцами оттягивает мочки ушей вниз или имитирует завязывание узелка под подбородком.)
  • · Теперь позеваем. (Открывает широко рот и нажимает указательными пальцами на середину щек.)
  • · Покажем "умную сову". (Правую руку кладет на левое плечо и слегка надавливает, медленно поворачивает голову влево назад, затем вправо назад, меняет руку и повторяет движение головы.)

Совушка-сова,

Большая голова.

На суку сидит,

На всех глядит.

(Дети вместе с логопедом выполняют каждое упражнение 3-4 раза.)

Гимнастика для глаз "Найди названную птицу".

(По заданию логопеда дети находят глазами, не поворачивая головы, подвешенную под потолком картинку с изображением названной птицы)

Логопед: Молодцы! Теперь вы готовы к выполнению заданий.

2. Обобщение материала по теме "Зимующие птицы"

Логопед: Дети, вы наверное догадались, о ком мы сегодня будем говорить на занятии. (Ответы детей.) Правильно, о зимующих птицах. Каких птиц мы называем зимующими? (Зимующие - это те птицы, которые не боятся холода, остаются у нас зимовать и не улетают осенью на юг в теплые края). Назовите известных вам зимующих птиц. (Дети называют птиц, а логопед выставляет на магнитной доске их изображения - ворона, сорока, клест, свиристель, снегирь, синица, воробей, глухарь, голубь, дятел). А теперь давайте определим количество слогов в словах - названиях зимующих птиц. (Дети выполняют задание логопеда, отделяя слоги в словах сжатием поролоновых губок)

Сейчас предлагаю вам отгадать загадки о зимующих птицах. (Дети отгадывают загадки, при этом один ребенок отыскивает изображение - отгадку на магнитной доске)

Чик-чирик!

К зернышкам прыг!

Клюй, не робей!

Кто это? (Воробей.)

Красногрудый, чернокрылый,

Любит зернышки клевать,

С первым снегом на рябине

Он появится опять. (Снегирь.)

Черный жилет,

Красный берет,

Хвост как упор,

Нос как топор. (Дятел)

Белые щечки -

Синяя птичка,

Остренький клювик -

Собой невеличка.

Желтая грудка -

Это …(Синичка)

Ходит важно,

Вперевалку.

И воркует, и клюет. (Голубь.)

  • · Что общего в строении у всех птиц? (2 крыла, 2 лапки, хвост, круглая головка, овальное туловище, перья, пух)
  • · Чем они отличаются друг от друга? (Размеры, окраска, оперенье)
  • · Давайте соберем модель, на которой представлены общие части тела всех птиц. (Дети собирают предложенную модель из деталей, лежащих у каждого на подносе)
  • · Дидактическое упражнение “Для чего?” (Дети отвечают на вопросы логопеда)
  • · Для чего птице клюв?
  • · Для чего птице крылья?
  • · Для чего птице лапки (перышки, хвост)?

Логопед: А теперь давайте заштрихуем предложенные вам силуэты птиц. Следите за направлением штриховки (дети выполняют задание). Вы штриховали?

Дети: Мы штриховали.

Логопед: А теперь все дружно встали. Превратимся в птичек.

  • 3. Физминутка.
  • 1. Игра "Птички" (дети выполняют упражнения, повторяя их за логопедом)

Птички прыгают, летают.

Птички прыгают, поют.

Чик-чирик, чик-чирик

Птички крошки собирают,

Зернышки клюют

Перышки почистили,

Перышки почистили,

Клювики почистили,

  • · И на место сели. Имитируют руками взмахи крыльев и совершают повороты туловища в стороны.
  • · Наклон вперед, пальцами рук, собранными вместе, постукивать по коленкам
  • · Стоя прямо, совершать взмахи правой рукой
  • · Стоя прямо, совершать взмахи левой рукой
  • · Повороты головы вправо - влево
  • · Имитируют руками взмахи крыльев
  • · Дети садятся на стульчики.
  • 2. Логопед: Голодно и холодно птицам зимой. Люди заботятся о них, делают кормушки для птиц. Давайте же узнаем, какие птицы прилетели на нашу кормушку.

Пальчиковая гимнастика "Кормушка"

Сколько птиц к кормушке нашей

Прилетело? Мы расскажем.

Две синицы, воробей,

Шесть щеглов и голубей,

Дятел в пестрых перышках.

Всем хватило зернышек.

  • · Н.Нищева Ритмично сжимают и разжимают кулачки.
  • · На каждое название птицы загибают по одному пальчику.
  • · Опять сжимают и разжимают кулачки.
  • 4. Развитие навыков чтения.

Логопед: Много птиц прилетело к нашей кормушке, чтобы отдохнуть и подкрепиться. У вас на столах слоги, написанные на разноцветных перышках. Если мы правильно составим с вами слова из этих слогов, то узнаем, чем питаются птицы зимой и чем мы можем их подкормить. Выложите, пожалуйста, слова из предложенных слогов. (Дети работают парами, и у них получаются разные слова: семечки, ягоды, крошки, семена, зерно, орешки, сало)

  • · Перечислите составленные слова. Как можно назвать все это одним словом? (Еда, корм, пища)
  • · Для кого этот корм? (Для птиц)
  • · Чей это корм? (Птичий корм)
  • · Чья это пища? (Птичья пища)
  • 5. Развитие связной речи.

Логопед: Птицы поклевали приготовленное для них угощение и улетели. Остались только воробей, снегирь и сорока. Предлагаю составить об этих птицах описательные рассказы по опорным схемам.

Логопед выставляет на магнитной доске рисунки, составляющие опорную схему рассказа в следующей последовательности.


Top