Профильное обучение в современных школах. Какой существует порядок организации углубленного изучения предметов? Углубленное изучение предметов в школе по закону

Работая в школе, я с каждым годом наблюдаю, что многие ученики нуждаются в углубленном изучении предметов. К сожалению, в традиционной системе это сделать практически невозможно. Поэтому и возникают такие негативные явления, как массовое репетиторство, платные подготовительные курсы и т.п.

К тому же, традиционная непрофильная подготовка старшеклассников часто приводит к нарушению преемственности между школой и вузом. Существующее ныне общее образование не дает возможностей для успешного обучения в вузе и построения дальнейшей профессиональной карьеры.

Решить возникшие проблемы и противоречия, на мой взгляд, можно путем введения профильного обучения.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Углубленное изучение учебных предметов экономики и права в условиях профильного обучения как фактор повышения качества образования, формирования конкурентоспособной личности

Разработчик – Полякова Любовь Геннадьевна , учитель истории МОУ СОШ №8 города Лениногорска Республики Татарстан

Краткие сведения о разработчике и исполнителе эксперимента:

Образование - высшее педагогическое,

Педагогический стаж – 22 года, в должности – 10 лет,

Квалификация – учитель первой квалификационной категории

Разработчик о себе:

Работая в школе, я с каждым годом наблюдаю, что многие ученики нуждаются в углубленном изучении предметов. К сожалению, в традиционной системе это сделать практически невозможно. Поэтому и возникают такие негативные явления, как массовое репетиторство, платные подготовительные курсы и т.п.

К тому же, традиционная непрофильная подготовка старшеклассников часто приводит к нарушению преемственности между школой и вузом. Существующее ныне общее образование не дает возможностей для успешного обучения в вузе и построения дальнейшей профессиональной карьеры.

Решить возникшие проблемы и противоречия, на мой взгляд, можно путем введения профильного обучения.

Во- первых, профильное обучение – средство индивидуализации и дифференциации обучения, позволяющее за счет изменений в структуре, содержании и организации образовательного процесса более полно учитывать интересы, склонности и способности учащихся, создавать условия для старшеклассников в соответствии с их профессиональными интересами и намерениями.

Во-вторых, профильное обучение обеспечивает углубленное изучение отдельных предметов программы полного общего образования.

В-третьих, расширяет возможности социализации учащихся, обеспечивает преемственность между школой и вузом.

Переработав программный материал, изучив нормативно-правовую базу, разработала и реализовала программы элективных курсов «Практическое право» и «Я бы в бизнес пошел…», программы профильных курсов экономики и права.

Научный руководитель : не было

Актуальность темы.

Идея эксперимента заключается в выявлении идей профильного обучения, обеспечивающих личностно-ориентированный учебный процесс и социализацию личности, и использование этих идей для повышения эффективности преподавания профильных предметов экономика и право, формирования конкурентоспособной личности.

Замысел эксперимента состоит в том, чтобы через углубленное изучение учебных предметов существенно развить интеллектуальные и духовно-нравственные способности каждого ученика. Полагаю, что углубленное изучение учебных предметов сделает обучение более индивидуализированным, функциональным и эффективным.

Объект экспериментирования - учебно-воспитательный процесс преподавания экономики и права и тесно связанная с ним внеурочная деятельность.

Предмет экспериментирования – углубленное изучение учебного материала при преподавании экономики и права.

Цель эксперимента – выявить, как углубленное изучение учебного материала по экономике и праву будет влиять на получение максимально возможных результатов обучения (то есть в зоне ближайшего развития) по этим предметам и на формирование у школьников надпредметных (общеучебных) умений и навыков, обладающих свойством широкого переноса в другие области образовательной деятельности.

Задачи:

  1. Осуществить корректировку учебных программ по экономике и праву с целью углубленного их изучения;
  2. Выявить возможности формирования надпредметных способов учебной деятельности (самостоятельная работа с информацией, навыки социального проектирования, исследовательские умения и т.п.) в качестве результата углубленного изучения учебного материала в процессе преподавания экономики и права;
  3. Обогатить научные мировоззренческие представления школьников путем углубленного изучения экономики и права и применения их на практике;
  4. Исследовать возможности профильного обучения в старшем звене школы для формирования конкурентоспособной личности.

Гипотеза эксперимента. Если обеспечить углубленное изучение экономики и права, изменить традиционные подходы к организации учебной деятельности в условиях профилизации,

то в результате реализации названного:

  1. получим максимально возможные качественные результаты в обучении экономики и праву;
  2. обеспечим качественную подготовку к экзаменам;
  3. создадим оптимальные психолого-педагогические условия развития личности, способствующие её духовному и нравственному воспитанию;
  4. создадим условия для развития мотивов учения, что может сказаться на успешности обучения по другим предметам.

Диагностический инструментарий:

Опрос учащихся и родителей, как участников школьного образовательного процесса, тесты для учащихся, диагностические и контрольные работы.

Критерии оценки ожидаемых результатов:

  1. Качество знаний учащихся профильного социально-экономического класса в сравнении со средней оценкой по городу;
  2. Возникновение новых показателей, свидетельствующих о развитости тех или иных сторон личности.

Сроки эксперимента : с сентября 2006 года по сентябрь 2008 года

При получении ожидаемых результатов эксперимент может быть продолжен, а опыт работы обобщен.

Прогноз возможных негативных последствий.

Хотя система преподавания строится с учетом психических процессов учащихся, возможностей наилучшего восприятия ими учебного материала, в соответствии с закономерностями и принципами общей теории обучения – дидактики, и частными теориями обучения – предметными методиками, сам эксперимент – это метод педагогического исследования с заранее неочевидным результатом. Поэтому в реальной образовательной практике могут возникнуть новые резуьтаты (как положительные, так и отрицательные), не спрогнозированные в гипотезе. Позволю предположить возникновение следующих негативных последствий:

  1. Перегрузка учащихся в силу изучения дополнительных предметов (экономика, право);
  2. Возникновение сопротивления новому, на преодоление которого потребуется какие-то дополнительные ресурсы;
  3. Возникновение внутренних и внешних конфликтов между учителем и учеником, учителем и родителями ввиду разрушения традиционных способов организации учебной деятельности

Способы коррекции компенсации возможных негативных последствий :

  1. обстоятельное объяснение родителям и учащимся не только сути идеи эксперимента, но и преимуществ данной системы организации учебно-воспитательного процесса; непосредственное и косвенное включение учащихся в сам процесс эксперимента;
  2. возможность перехода учащихся в классы, где эксперимент не проводился

Функциональные обязанности: учитель обеспечивает процесс преподавания экономики и права с учетом возрастным и психолого-педагогических особенностей учащихся, выполнения санитарно-гигиенических норм и правил.

База эксперимента: 11А класс, 16 учащихся

Масштаб эксперимента: экспериментальная работа рассчитана на проведение 2 недельных часов экономики и 2 недельных часов права в 10 классе и в 11 классе. Никаких дополнительных часов к программе не предусматривается.

Статус эксперимента: эксперимент школьного уровня (программа одобрена методическим советом СОШ №8)

Форма представления результатов:

  1. Диагностический материал;
  2. Справка о ходе эксперимента;
  3. Методические разработки уроков;
  4. Заключение по итогам эксперимента.

Научно-методическое обеспечение эксперимента:

  1. Государственные программы по экономике и праву;
  2. Комплекты альтернативных учебников по экономике и праву;
  3. Научно-методическая литература

Результаты экспериментальной работы.

Результаты промежуточного этапа экспериментальной работы свидетельствует о том, что учащиеся профильного социально-экономического класса имеют более глубокие знания по экономике и праву, умеют применять их в нестандартной ситуации.

В экспериментальном классе у учащихся возросли активность, потребность и способность к учебной деятельности, самостоятельность мышления, устойчивость внимания, умение самоорганизовываться и творчески подходить к решению возникающих проблем. Кроме того, что особенно важно, одновременно с интеллектуальными навыками сформировались

  1. Личностные социально значимые качества учеников: трудолюбие, ответственность, гуманность,
  2. Позитивное отношение к высшим человеческим ценностям: к человеку, к труду, к школе, к природе, к самому себе;
  3. Социально ценные мотивы поведения детей, ответственные поступки.

Результаты экспериментальной деятельности по итогам 2-х лет работы приведены в следующих материалах:

  1. Сравнение прогнозируемой (в зоне ближайшего развития) и реальной оценок знаний учащихся экспериментального класса по экономике за 2 года;
  2. Сравнение прогнозируемой (в зоне ближайшего развития) и реальной оценок знаний учащихся экспериментального класса по праву за 2 года;
  3. Сравнение показателей воспитанности учащихся в экспериментальном и контрольном классах.

Для диагностики уровня воспитанности учащихся проведено сравнительное микроисследование учеников экспериментального класса. В данной диагностике ведущими для меня являлись следующие параметры:

  1. Вежливость;
  2. Умение достойно вести себя в обществе;
  3. Выдержка, терпение;
  4. Целеустремленность;
  5. Умение контролировать и анализировать свою работу;
  6. Умение работать самостоятельно;
  7. Умение работать вместе с товарищем;
  8. Умение помогать и принимать помощь от других;
  9. Умение видеть и ценить прекрасное в человеке, в природе, в искусстве.

Когда делить учеников по математике на базу и профиль? Зачем нам 70 учебников по русскому языку? Что такое единое образовательное пространство? Почему ЕГЭ по химии сегодня сложнее, чем того требует школьная программа? Трудно ли ученику прочитать пять произведений в месяц? Эти и другие вопросы задавали учителя и преподаватели педвузов, обсуждая новый проект стандартов для средней школы.

Что важного появилось в новых стандартах?

"Было обновлено содержание по 43 предметам. Мы касались только обязательной части, вариативность сохранилась", - рассказал учителям и преподавателям педвузов на встрече в Санкт-Петербурге ректор МПГУ Алексей Лубков.

Не рано ли делить детей на математике уже с 7-го класса на базу и профиль? Заместитель директора Президентского физико-математического лицея N 239 математик Сергей Рукшин, который, к слову, учил двух лауреатов медали Филдса - Перельмана и Смирнова, считает, что рано: "Это лыжня, намазанная салом". Тем не менее он уверен: единый подход к образованию нужен.

Образование не должно зависеть от уровня, достатка и возможностей родителей нанять репетиторов. В этом смысле единое образовательное пространство - шаг к возрождению страны. Образование не должно быть услугой, а страна - местом работы. Идея единого учебника вызывает определенную критику. Но давайте подумаем, сама идея или ее реализация? У нас 16 разрешенных учебников математики. У Виленкина, например, в 5-м классе даются десятичные дроби, в 6-м - обыкновенные. У Никольского - все наоборот. Как учить детей в условиях массовой миграции? - обратился Рукшин к педагогам.

По его мнению, базовая часть математики слишком простая: "К нам в лицей в пятый класс приходят ученики, которые на "три" могут написать ЕГЭ по базовой математике за 11-й".

Доктор филологических наук, первый заместитель проректора СПбГУ Сергей Гончаров обратил внимание, что до сих пор нет официального определения единого образовательного пространства. Эксперты попросили минобрнауки такую работу выполнить. Что касается текста стандартов, то "современная литература должна быть в школе", уверен филолог Гончаров.

Образование не должно быть услугой, а страна - местом работы

Надо спешить с созданием новым стандартов. В школах 70 учебников по русскому языку! Эксперты проанализировали книги, там 15 тысяч терминов и словосочетаний, которых нет в словаре русского языка. Какое уж тут обучение?! - возмущается проректор МПГУ Людмила Дудова.

В предыдущих стандартах был перекос в психолого-педагогическую сторону, а тут мы забыли о психологах. Есть перекос на предмет, а не на личность ученика, - считает профессор Герценовского университета Алла Тряпицына.

С ней согласились многие педагоги и признали: к сожалению, о сегодняшних подростках известно очень немного. Исследований по ним, включая возрастную физиологию, почти нет.

Рядовые учителя отметили, что проект написан понятным языком и логичен. "Есть разъяснения, как работать с детьми с ОВЗ. Но не очень ясно, как измерить личностные результаты, хотелось подробнее про информационно-коммуникационные технологии, есть небольшие вопросы к содержанию по химии. То, что сегодня требуется на ЕГЭ, в программе почти нет", - высказала мнение химик, директор школы N 2 Всеволожска Оксана Расторгина.

Ректор Герценовского университета Сергей Богданов подвел итог обсуждения: "Продолжаем обсуждать текст проекта, понимаем, что он нуждается в коррекции, признаем, что надо использовать уже наработанное ранее". Например, концепцию филологического образования и примерные программы.

Многочисленные исследования, посвященные становлению и развитию интересов детей и подростков, свидетельствуют, что в возрасте 14-17 лет у большинства учащихся хотя и определены интересы к той или иной деятельности или области знаний, но они имеют весьма общий и широкий характер. Наиболее часты случаи, когда ученик интересуется не одним каким-то учебным предметом, а группой близких предметов, не одной профессией, а рядом близких профессий. Это обязывает школу проявить определенную осторожность в подходе к решению проблемы дифференциации. Не следует стремиться к узкой дифференциации, которая может при определенных условиях перейти в узкую специализацию. Больше подходит широкая дифференциация по группе близких предметов.

Педагогический эксперимент, проведенный в школе № 710 Москвы, о котором есть упоминание в Постановлении Центрального Комитета КПСС и Совета Министров СССР “О мерах дальнейшего улучшения работы средней общеобразовательной школы” (1966), показал, что для успешной работы классов с углубленным изучением ряда предметов необходимо углубленно изучать не один предмет, а цикл родственных предметов. В этот цикл должны входить:

учебный предмет, изучаемый углубленно;

прикладной предмет, который, с одной стороны, продолжает и углубляет учебный предмет, а с другой - дает практическую подготовку на базе этого предмета;

учебный предмет, близкий к основному предмету, знание которого существенно важно для изучения основного предмета.

Например, в классах с углубленным изучением физики целесообразно углубленно изучать и математику, а на базе углубленного изучения физики и математики в качестве прикладного предмета целесообразно изучать один из следующих предметов: радиоэлектронику, электротехнику, светотехнику и т. п. В этом случае прикладной предмет ставит определенный акцент и на изучение профилирующих предметов.

Образовавшийся цикл предметов внутренне согласован. Изучение одних предметов создает базу для других и естественным образом дополняет и углубляет их. Совершенно очевидно, что для углубленного изучения подобным образом сформированного цикла предметов необходимо дополнительное время. Это время берется за счет факультативных занятий. Изучение прикладных предметов имеет практический характер и проводится за счет часов, отведенных на трудовое обучение. В качестве примера приведем учебный план классов с углубленным изучением физики.

Учебный план классов с углубленным изучением физики

(профилирующие предметы)

Примечание. После знака “плюс” стоит число дополнительных часов, выделенных для углубленного изучения предметов по выбору.

Из таблицы видно, что на углубленное изучение предметов, к которым учащиеся проявили повышенный интерес, в итоге за 3 года выделяется 529 часов.

Педагогические задачи, стоящие перед преподаванием в классах с углубленным изучением, не отличаются принципиально от задач обычного курса, но имеют свои специфические особенности, учет которых существенно важен.

Источником этих особенностей в конечном итоге является то обстоятельство, что в эти классы подбираются учащиеся с ярко выраженным интересом к выбранным ими предметам. Зная основной источник особенностей, постараемся вычленить их.

Первая особенность заключается в необходимости более глубокого и полного, чем обычно, изучения явлений, понятий, законов и теорий, предусмотренных программой средней школы. Это связано в первую очередь с необходимостью удовлетворить ярко выраженные интересы учащихся. Приведем пример, иллюстрирующий сказанное. Объясняя явление термоэлектронной эмиссии в классах, где физика изучается на обычном уровне, учителя, как правило, ограничиваются сообщением о том, что нагретый проводник испускает электроны, и демонстрируют соответствующий опыт. Такое изучение явления непригодно для классов с углубленным изучением физики по следующим причинам. Во-первых, учащиеся обычно уже знакомы с явлением термоэлектронной эмиссии в примерно таком же объеме, и их интересы к явлению в этом случае не удовлетворяются; во-вторых, столь поверхностное объяснение явления не создает необходимой базы для достаточно глубокого понимания принципа работы электронных ламп; в-третьих, в этом случае не закладывается необходимый теоретический фундамент для электроники, изучение которой предусмотрено учебным планом этого класса. Поэтому явление термоэлектронной эмиссии в этих классах надо изучать глубже.

Вторая особенность заключается в необходимости более строгой логики в изложении материала. На первый взгляд кажется, что требование достаточно тривиально и в одинаковой мере применимо к любому преподаванию вообще. Однако это не совсем так. Дело в том, что, интересуясь тем или иным предметом, учащиеся внимательнее и строже относятся к объяснению учителя и замечают такие детали, которые учащиеся, изучающие предмет на обычном уровне, не видят. Кроме того, строгая логика изложения материала дает возможность учащимся более глубоко проникнуть в логику изучаемого явления и оптимальным путем прийти к знаниям на высоком уровне, тем самым частично снимается перегрузка.

Третья особенность заключается в том, что учитель, ведущий профилирующий предмет, должен не только глубоко знать свой предмет, но и знать его на современном уровне, быть в курсе новейших публикаций, много читать и многим интересоваться. Дело в том, что учащиеся, интересуясь тем или иным предметом, много читают, просматривают большое число научно-популярных, а иногда и научных журналов и, не во всем разбираясь, обращаются к учителю с вопросами. Готовность учителя к этим воп-

росам в конечном итоге является условием успеха или неуспеха в его работе с классом.

Четвертая особенность преподавания в классах с углубленным изучением заключается в возможности и целесообразности более широкого использования знаний из близких предметов. Так, на уроках литературы целесообразно шире использовать знания учащихся по истории, и наоборот. На уроках физики - знания по математике, на уроках биологии - знания по химии и т. п. При этом происходит столь плодотворное влияние предметов друг на друга, что знания учащихся приобретают большую глубину и осознанность, а главное, систематичность. Так, хорошие математические знания учащихся при их умелом использовании в преподавании физики позволят просто и доходчиво показать индуктивный характер установления основных физических закономерностей на основе эксперимента и дедуктивный характер вывода, следствий из установленных закономерностей. Это в конечном итоге приведет к повышению общего уровня преподавания.

Ни цели, ни задачи, наконец, ни особенности Преподавания в классах с углубленным изучением не ставят перед профилирующим предметом задач, принципиально отличных от задач, стоящих перед курсом обычного уровня. А это означает, что содержание профилирующего предмета не должно принципиально отличаться от курса этого предмета в обычных классах.

Между тем иногда имеется тенденция значительно расширять содержание профилирующих предметов за счет включения в них материала, который в настоящее время изучается в высшей школе. Эта тенденция особенно заметна в ряде опубликованных работ, посвященных методике преподавания физики и математики в специализированных математических и физико-математических школах.

Мы считаем подобный подход к определению содержания курса профилирующего предмета педагогически несостоятельным по следующим причинам:

значительное расширение профилирующего предмета неизбежно приведет к перегрузке учащихся, что в конечном итоге отразится на их здоровье и на успехах по другим предметам;

как уже было сказано выше, перед курсом профилирующего предмета не стоят такие задачи, для решения которых нужно было бы значительно расширить его объем;

анализ учебного материала, предлагаемого различными авторами для включения в программу курсов профилирующих предметов, показывает их сложность, которая превосходит возможности большинства учащихся 15-17 лет,

развитие мышления и прочность запоминания изученного материала бывают выше в том случае, когда глубоко изучается небольшой по объему материал. Наоборот, при поверхностном изучении большого по объему учебного материала трудно развивать мышление школьников и добиваться прочных знаний материала,

любая целесообразно спроектированная система образования требует согласования программ средней и высшей школы. Расширение программы средней школы должно повлечь за собой изменение программ высшей школы, в противном случае оно нецелесообразно;

наконец, следует учитывать, что при объективной сложности вновь вводимого материала и ограниченном числе часов, отводимых на его изучение, неизбежно поверхностное изучение материала большинством учащихся, что приведет учащихся к самообману:

им будет казаться, что они уже знают предмет, тогда как на самом деле они будут иметь о нем самое поверхностное представление. Подобное верхоглядство может привести к самым тяжелым последствиям

Таким образом, можно утверждать, что курс профилирующих предметов в классах с углубленным изучением по объему содержания не должен сколько-либо заметно отличаться от курса обычной средней общеобразовательной школы.

Сказанное, однако, не означает, что совсем не следует расширять программу. Незначительное расширение программы возможно, но оно должно быть хорошо обосновано педагогическими соображениями. Расширять программу целесообразно, например, в том случае, когда введение нового, незначительного по объему материала существенно улучшит логику изложения курса.

Главное отличие курса повышенного уровня от курса обычной школы должно заключаться в глубине трактовки изучаемых явлений.

Преподавание профилирующих предметов на углубленном уровне, особенно предметов естественно-математического цикла, требует хорошей материальной базы. Так, преподавание физики, химии, радиоэлектроники и химического анализа невозможно без хорошо и рационально оборудованных кабинетов физики, химии, радиоэлектроники, радиомонтажной мастерской (цеха), лаборатории химического анализа и весовой.

Создание материальной базы - дело сложное, требующее определенных материальных затрат. Особые трудности возникают при оборудовании кабинетов и лабораторий по физике, радиоэлектронике, химии и химическому анализу.

Для организации классов с углубленным изучением ряда предметов, помимо комплекта обязательного оборудования, школа должна иметь более совершенное оборудование для самостоятельных экспериментальных работ учащихся. В кабинетах необходимо иметь образцы оборудования, которое используется в современных лабораториях (электронные осциллографы, усилители постоянного и переменного тока, генераторы стандартных сигналов, генераторы импульсов, спектрометры и другое оборудование). Такое оборудование должно накапливаться в школе постепенно с помощью шефствующих организаций.

Для успешного преподавания в классах с углубленным изучением существенно важное значение имеет учебник. Отличие этого

учебника от других учебников должно заключаться, прежде всего, в логической строгости изложения, в глубине трактовки изучаемых явлений и в более частом и широком использовании материала из близких предметов.

Кроме учебника, следует выпускать серию научно-популярных книг.

Изложенное не исчерпывает всех проблем, связанных с преподаванием в классах с углубленным изучением ряда предметов. Мы остановились только на главнейших из них.

Создание школ, где ученики проходят профильное обучение, является адекватным ответом на пожелания самих школьников, которые по результатам опросов высказали мнение, что модель простой общеобразовательной школы уже исчерпала себя и не позволяет им в полной мере ориентироваться профессионально. Государство в принципе согласно с этими утверждениями. Это явствует из того факта, что объявило о постепенном преобразовании большинства «простых» школ в профильные образовательные учреждения.

По своей сути, профильное обучение не одно и то же, что производственное или профессиональное - они отличаются поставленными целями. Основной целью, которую преследует профильное обучение, является своего рода подготовка к дальнейшему обучению школьника в ВУЗе по выбранной профессии. Для этого в школьной программе вводится углубленное изучение профильных, то есть тех, которые в первую очередь необходимы для дальнейшего обучения, предметов. Это не значит, что остальные предметы не будут преподаваться вовсе. Просто профильное обучение в школе подразумевает выделение большего количества учебных часов именно на выбранные предметы. При этом, как и при обычном обучении, профильное обучение в школе предусматривает выдачу аттестата с итоговыми оценками не только по предметам с углубленным изучением, но и по другим общеобразовательным дисциплинам. Увеличенное число часов может быть не только в составе основных уроков, но и в форме факультатива, то есть дополнительных занятий.

Сама концепция профильного обучения вводится обычно со и включает в себя право самостоятельного выбора старшеклассниками варианта обучения по какому -либо приоритетному направлению. Министерством образования и науки по Российской Федерации разработано и утверждено 4 основных варианта, по которым может проводиться профильное обучение. Это профили с математическим, социально-экономическим, технологическим и гуманитарным уклоном. Причем каждый отдельный профиль подразумевает изучение углубленное изучение не одного какого-нибудь предмета, а сразу нескольких. В математическом уклоне это математика и физика, а в гуманитарном - литература в комплексе с русским и иностранными языками и т.д. Но эти разработки носят чисто рекомендательный характер, и администрации каждой конкретной школы дано право внедрять свой собственный профиль. Поэтому перечень различных профилей на сегодняшний день уже значительно расширился. Например, по данным все того же Минобразования, отмечено формирование аграрного, медицинского и педагогического профилей, а также многих других.

Может иметь несколько видов преподавания в классах. Это могут быть профильные классы ч использованием специально разработанных или классы с углубленным изучением профильных предметов, но наиболее перспективными с позиции дальнейшего поступления учащегося в ВУЗ, являются специальные классы, функционирующие по схеме школа-ВУЗ. Именно к последней модели, как к наиболее перспективной для дальнейшей профориентации в условиях жестких требований, которые предъявляет современный рынок труда, и стремится большинство школ. Но для формирования подобных классов необходимо тесное взаимодействие школьного учреждения и курирующего ВУЗа, преподаватели которого ведут факультатив у старшеклассников в виде дополнительных подготовительных курсов. Далеко не все школы, особенно те, которые расположены в сельской местности, имеют возможность наладить такое тесное сотрудничество с высшим учебным заведением. Поэтому здесь для учеников, как правило, преподаётся профильное обучение в классе с более глубоким изучением предметов.

В целом, профильное обучение несомненно очень полезная форма получения знаний, позволяющая молодому поколению как можно раньше определиться с выбором профессии иначать активную подготовку к её получению.

В последние годы в печати все чаще появляются материалы о профильном обучении в школе. В школах России проводится эксперимент по введению профильного обучения. Утвержден федеральный базисный учебный план и примерные учебные планы для образовательных учреждений, реализующих программы общего образования, в том числе примерные учебные планы для разных профилей обучения. Ученые и ведущие учителя-практики разрабатывают программы профильных предметов и элективных курсов для профильного обучения.

Не остается в стороне от этих проблем и газета «Спорт в школе». Она одной из первых включила вопросы организации профильного обучения в программу педагогического марафона, который проходил в апреле прошлого года. В новом учебном году газета организовала совместно с педагогическим университетом «Первое сентября» курсы повышения квалификации для учителей физической культуры по программе «Физическая культура в профильном обучении».

Но, несмотря на это, оживленный интерес многих учителей физической культуры, завучей и директоров школ, да и некоторых родителей к данной проблеме не ослабевает. Многих из них волнуют вопросы организации профильного обучения, составления учебного плана школы в условиях введения профильного обучения, разработки программ элективных курсов для того или иного профиля, преемственности программ общего среднего, дополнительного и профессионального образования, интеграции школ и учреждений дополнительного образования детей в условиях профильного обучения и многое другое.

На некоторые из этих вопросов вы, конечно, можете найти ответ в материалах лекций курсов повышения квалификации. Но все же многие вопросы, которые не попали в лекции, требуют дополнительного разъяснения.

Во-первых, чем же отличается профильное обучение от существующего в настоящее время углубленного изучения отдельных предметов? Прежде всего, важно понять, что такое профильное обучение. Профильное обучение – это система специализированной подготовки старшеклассников, направленная на то, чтобы сделать процесс их обучения на последней ступени общеобразовательной школы более индивидуализированным, отвечающим реальным запросам и ориентациям, способная обеспечить осознанный выбор школьниками своей профессиональной деятельности.

Профильное обучение позволяет учащимся выбрать конкретную приоритетную область для более глубокого изучения. Поскольку выбор предполагает ряд вариантов, то переход к профильному обучению – это, прежде всего, расширение свободы, вариативности школьного образования. В отличие же от углубленного изучения отдельных предметов, профильное обучение позволяет школьникам изучать не один, а группу предметов, взаимодополняющих друг друга. В основе процесса углубленного изучения отдельных предметов лежит предметно ориентированный подход, а в основе профильного обучения – профессионально ориентированный подход.

Классы с углубленным изучением отдельных предметов реализуют общеобразовательные программы начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования и обеспечивают дополнительную (углубленную) подготовку обучающихся.

Профильные классы создаются на старшей ступени образования и реализуют двухуровневые образовательные программы среднего (полного) общего образования (базового и профильного) и обеспечивают предметную профильную подготовку учащихся 10–11-х классов.

В связи с этим, хочу также напомнить читателям отличие спортивных классов от профильных классов спортивно-педагогического или же оборонно-спортивного профиля. Само понятие «спортивный класс» немного упрощенное. Оно возникло давно, когда впервые появились специализированные классы по отдельным видам спорта с продленным днем обучения и углубленным учебно-тренировочным процессом. Главной целью данных классов является обеспечение условий для рационального сочетания учебы с углубленным учебно-тренировочным процессом в спортивной школе и осуществление подготовки спортивного резерва.

Комплектование специализированных классов по отдельным видам спорта проводится из числа наиболее перспективных в спортивном отношении учащихся, прошедших спортивную подготовку не менее одного года в учебно-тренировочных группах, с учетом итоговых отметок за предыдущий класс, рекомендаций тренеров ДЮСШ (СДЮШОР) и на основании собеседования. При этом выясняется интерес к избранному виду спорта и сознательность его выбора.

Таким образом, к спортивным классам относятся специализированные классы по отдельным видам спорта, которые реализуют общеобразовательные программы в режиме школы и обеспечивают углубленный учебно-тренировочный процесс.

Профильное обучение в классах спортивно-педагогического и оборонно-спортивного профилей реализуется в гомогенных группах учащихся, сформированных по принципу их профессиональной ориентации. При этом учебный процесс в этих классах строится таким образом:

· углубленно изучаются профильные общеобразовательные предметы и элективные курсы, к которым есть устойчивый интерес и индивидуальные способности учащихся;

· сосредоточивается внимание на формировании профессионально важных качеств личности в сфере педагогической, физкультурно-спортивной, военно-оборонной деятельности, безопасности жизнедеятельности и др.;

· осуществляется контроль, коррекция профессиональных планов учащихся, выявляется степень их обоснованности;

· намечаются пути подготовки к будущей профессиональной деятельности, способы диагностики мотивационно-ориентационной сферы учащихся, оценки результатов, достижений;

· формируются основы для социально-профессиональной адаптации учащихся: ценностные ориентации, мотивы выбора профессии, профессионально-педагогическая направленность;

· формируются профессиональные интересы учащихся.

Таким образом, в спортивно-педагогических классах общеобразовательных школ наряду с физической подготовкой учащихся происходит целенаправленное накопление знаний о будущей профессии и формирование мотивационно-ценностного отношения к педагогической профессии в области физической культуры.

Одной из приоритетных задач образования в современных условиях является интеграция основного и дополнительного образования. В связи с этим возникает другой немаловажный вопрос: как рационально сочетать общее и дополнительное образование школьников в области физической культуры? Как при этом должны взаимодействовать школа и спортивная школа?

Прежде всего, необходимо раскрыть значение понятия «образование в области физической культуры». Образование в области физической культуры – процесс и результат усвоения знаний, умений и навыков, связанных с применением специальных средств и методов направленного физического развития человека, а также развития способности передавать усвоенное окружающим.

В ДЮСШ, специализированных классах по видам спорта создаются условия для развития индивидуальных способностей учащихся в избранных видах физкультурно-спортивной деятельности сообразно с их ценностными ориентациями, интересами и потребностями. И если эти условия совмещаются с устойчивой мотивацией личности к занятиям тем или иным видом физической культуры, то данная личность попадает в новую структуру образования – дополнительное физкультурное образование на основе индивидуальных потребностей и интересов. Это образование имеет довольно широкий диапазон педагогического воздействия на человека и осуществляется на различных уровнях физкультурно-спортивной подготовки.

Специфика дополнительного образования в области физической культуры состоит в том, что, не подменяя целостную систему построения среднего общего образования, оно должно служить дополнительным ресурсом при воздействии на личность ученика с целью его профессионального самоопределения и подготовки к обучению в вузе.

Главная же его цель заключается в удовлетворении интересов и запросов личности в конкретном виде физкультурно-спортивной деятельности. Данное физкультурное образование отличается от базового тем, что осуществляется в условиях высокой мотивации занимающихся, их стремления достичь определенных результатов. Очень часто интересы личности к тому или иному виду спорта не угасают на протяжении многих лет жизни и фактически являются источником ее постоянной двигательной активности, физкультурного самообразования и ведения здорового образа жизни. Именно через направленное формирование мотивации человека к регулярным занятиям тем или иным видом физкультурно-спортивной деятельности можно успешно решить задачу непрерывного физкультурного образования личности на протяжении всей ее жизни. Поэтому одним из важнейших условий перехода личности в систему непрерывного физкультурного образования является формирование устойчивой и осознанной мотивации к активным занятиям физической культурой и спортом.

Отсюда становится очевидной необходимость объединения усилий общеобразовательных школ и учреждений дополнительного образования спортивной направленности не только в привлечении школьников к регулярным занятиям физической культурой и спортом и укреплении их здоровья, но также в профессиональной ориентации учащихся и формировании профессионального самоопределения на педагогическую профессию в сфере физической культуры и спорта.

В последнее время широкое распространение получает организация дополнительного образования детей в общеобразовательной школе. Специфика дополнительного образования заключается в том, что в условиях общеобразовательного учреждения школьник получает возможность не только подключиться к занятиям по интересам, но и познать новый способ существования – без оценок, но обеспечивающий достижение успеха благодаря его способностям независимо от успеваемости по базовым учебным предметам.

По сути, дополнительное образование в области физической культуры расширяет пространство, в котором учащиеся могут развивать свою познавательную и двигательную активность, реализовывать свои двигательные способности и личностные качества, часто остающиеся невостребованными основным образованием. В дополнительном образовании школьник сам выбирает содержание и форму занятий, может не бояться неудач. Все это создает благоприятный психологический фон для достижения успеха, что, в свою очередь, позитивно отражается и на учебной деятельности.

Важнейшим вопросом организации профильного обучения является определение модели его организации. В этом случае наиболее подходящим является модель сетевого взаимодействия образовательных учреждений и организаций.

В данной модели профильное обучение учащихся старших классов в области физической культуры осуществляется за счет целенаправленного и организованного привлечения и использования образовательных ресурсов иных образовательных учреждений и организаций, основанного на паритетной кооперации школы с учреждениями дополнительного образования, среднего и высшего профессионального образования.

В числе таких образовательных учреждений могут быть:

    общеобразовательные школы с профильными классами (оборонно-спортивного, спортивно-педагогического профиля и т.д.);

    физкультурно-педагогические лицеи, школы оборонно-спортивного и спортивно-педагогического профилей и др.;

    ДЮСШ, ДЮКФП, центры детского творчества и др.;

    физкультурно-педагогические колледжи, техникумы, училища олимпийского резерва;

    вузы физкультурного профиля, педагогические вузы.

В своей совокупности они составят образовательную сеть, ресурсный потенциал которых можно будет в той или иной мере использовать для последующего введения профильного обучения в школе. Данная образовательная модель особенно актуальна в условиях создания университетских комплексов.

Острой проблемой остается отсутствие необходимой преемственности средней и высшей школы. На протяжении ряда лет падает доля выпускников средней школы, способных выдержать вступительные экзамены в вузы без дополнительной подготовки. В связи с различиями и отсутствием преемственности в системе обучения в средних и высших учебных заведениях студенты младших курсов проходят длительный период адаптации к вузовской системе обучения.

Вместе с тем, сеть общеобразовательных школ с углубленным изучением отдельных предметов (гимназии, лицеи и др.) пока развита недостаточно. Для большинства школьников они малодоступны. Это ведет к таким негативным явлениям, как массовое репетиторство, платные подготовительные курсы при вузах и т.п.

Введение профильного обучения в школе должно внести позитивный вклад в разрешение подобных проблем. Система непрерывного профессионального образования, особенно в условиях перехода к профильному обучению, обязана кардинально измениться. Поэтому основное внимание должно уделяться, прежде всего, профильному обучению в общеобразовательной школе, так как именно там готовятся будущие студенты.

Введение профильного обучения на старшей ступени общего образования предусматривает возможность создания профильных школ. Миссия профильной школы состоит в обеспечении условий для развития личности учащихся и их самореализации в соответствии с профессиональной направленностью.

Профильное общеобразовательное учреждение наиболее удалено по времени от конечного результата профессионального образования и является подготовительной ступенью профессионального образования.

Подробно о проектировании профильных школ в условиях профильного обучения читайте в лекции № 7.

В то же время, физическая культура является также составной частью содержания подготовки работников силовых структур, МЧС, будущих педагогов, врачей, инженеров и т.д. как профессионально-прикладной компонент их профессиональной подготовки.

Прикладная физическая подготовка представляет собой специализированный вид физического воспитания, осуществляемый в соответствии с требованиями и особенностями трудовой деятельности и службы в рядах Российской армии.

Прикладная физическая подготовка направлена на формирование жизненно важных двигательных умений и навыков, развитие специальных физических качеств, укрепление здоровья и повышение работоспособности человека.

Основными задачами прикладной физической подготовки учащихся 10–11-х классов являются:

    целенаправленное развитие физических качеств, отвечающих специфической деятельности того или иного специалиста;

    совершенствование умений и навыков, необходимых в трудовой деятельности и на военной службе;

    повышение функциональной устойчивости организма человека к необычным и экстремальным условиям.

Реализация программного материала по прикладной физической подготовке может осуществляться на уроках физической культуры и ОБЖ, на дополнительных занятиях по программе элективных курсов, на внеклассных мероприятиях спортивно-прикладного характера, а также в процессе самостоятельных тренировочных занятий по заданию учителя. При этом необходимо максимально приблизить условия выполнения двигательных действий и тренировки физических качеств к реальным жизненным ситуациям.

Все это требует разработки программно-нормативных документов, новых педагогических технологий в реализации профильного содержания физической культуры в старших классах. Каждая школа в соответствии с выбранным профилем обучения может создать свою программу по прикладной физической подготовке для учащихся 10–11-х классов.

Этот новый компонент как раз и призван, с одной стороны, учесть интересы и склонности учащихся, а с другой – определяет возросшие требования к профессионализму учителей физической культуры. Поэтому учитель физической культуры профильной школы обязан не просто быть специалистом высокого уровня, соответствующим профилю и специализации своей деятельности, но и обеспечивать вариативность, личностную и практическую ориентацию образовательного процесса, а также завершение профильного самоопределения старшеклассников и формирование индивидуальных способностей и компетентностей, необходимых для достижения профессионального образования.

Ильдар ЛАТЫПОВ, к.п.н.,
Педагогический институт физической культуры
Москва


Top