«Пушистый Иисус»: Как испорченная фреска принесла процветание целому городу. Человек недели: Сесилия Хименес "Се человек",фреска Элиаса Гарсиа Мартинеса

Вот уже несколько лет подряд в храм Милосердия, расположенный в испанском городе Борха, стремятся десятки тысяч туристов. Они хотят воочию глянуть на одну небольшую фреску с изображением Иисуса Христа. Вот только вместо благоговения у одних вырываются невольные смешки, а другие недоуменно отводят взгляд. Дело в том, что фреска была отреставрирована. Вот только превратилась она в нечто совершенно невообразимое.



83-летняя жительница испанского города Борха Сесилия Хименес не задумывала ничего дурного, когда предлагала свою помощь в реставрации фрески «Ecce Homo», созданной художником Элиасом Гарсиа Мартинесом в 1932. Картина стала осыпаться и угрожала совсем исчезнуть, поэтому с разрешения настоятеля храма прихожанка занялась восстановлением картины. На это у нее ушло 2 года.


Когда люди увидели обновленную фреску, то многие не смогли ничего сказать от шока, который они испытали. Вместо Иисуса теперь красовалось существо из детских рисунков. Одни назвали фреску «картофелиной с глазами», другие – «обезьянкой», а третьи – «Пушистым Иисусом». Родственники художника, который написал фреску, даже хотели подать на пожилую женщину в суд.

Сесилия Хименес искренне не понимала, в чем она провинилась, когда на нее посыпался шквал негодования и упреков со всех сторон.


Однако по иронии судьбы, городок стал популярен среди туристов. Всем хотелось увидеть, что же натворила старушка с фреской. Вскоре служители храма ввели символическую плату за вход, а рядом на улице появились сувенирные лавки. Когда Сесилия Хименес узнала об этом, то тут же отправилась требовать свою долю от прибыли. Власти пошли женщине навстречу, потому что, благодаря ее «реставрации» и притоку туристов, стабилизировалась экономика города Борха.


Некоторые искусствоведы уже отнесли «Пушистого Иисуса» к стилю живописи «примитивизм» и сравнили с работами таких мастеров, как Гойя и Мунк.
Кстати, творчество Эдварда Мунка также воспринималось современниками неоднозначно.

В 2012 году в мире искусства произошел довольно курьезный скандал: все бросились перепощивать новость об испанской пенсионерке Сесилии Хименес, "отреставрировавшей" фреску начала XX века.

Фреска под названием Ecce Homo («Се человек») была местной достопримечательностью маленького испанского городка Борха. Она действительно находилась в плачевном состоянии, но результат работы самопровозглашенного реставратора одновременно ужаснул и рассмешил общественность. Вместо лика Христа со стены храма теперь взирала, по выражению корреспондента BBC, «мартышка в плохо сидящей кофте». В интернете работа пенсионерки стала также известна, как «Пушистый Иисус».

По иронии судьбы, родственница автора фрески - художника Элиаса Гарсии Мартинеса - направила храму средства на восстановление его работы, но помощь запоздала: к тому моменту Хименес уже успела завершить начатое. Весть облетела все новостные каналы мира, а в интернете мгновенно приобрела статус мема, спровоцировав лавину карикатур.

Под шквалом осуждения прессы служители церкви кинулись оправдываться, огородили «место происшествия» и организовали комитет по восстановлению фрески.

Но тут дело приняло неожиданный оборот: в доселе безвестный городок с населением в 5 тысяч человек и царившей безработицей хлынули толпы туристов!

Доходы города выросли в разы, и церковь, не растерявшись, снова открыла доступ к фреске и начала брать с посетителей плату за вход. Сесилия Хименес, сначала просившая прощения за свой вандализм, тоже поменяла отношение к ситуации, наняла адвоката и стала требовать отчислений за труды.

» в оригинальном виде (слева)
и после «реставрации» (справа)

Напишите отзыв о статье "Пушистый Иисус"

Примечания

Ссылки

  • /lenta.ru

Отрывок, характеризующий Пушистый Иисус

«Aliment de poison d"une ame trop sensible,
«Toi, sans qui le bonheur me serait impossible,
«Tendre melancolie, ah, viens me consoler,
«Viens calmer les tourments de ma sombre retraite
«Et mele une douceur secrete
«A ces pleurs, que je sens couler».
[Ядовитая пища слишком чувствительной души,
Ты, без которой счастье было бы для меня невозможно,
Нежная меланхолия, о, приди, меня утешить,
Приди, утиши муки моего мрачного уединения
И присоедини тайную сладость
К этим слезам, которых я чувствую течение.]
Жюли играла Борису нa арфе самые печальные ноктюрны. Борис читал ей вслух Бедную Лизу и не раз прерывал чтение от волнения, захватывающего его дыханье. Встречаясь в большом обществе, Жюли и Борис смотрели друг на друга как на единственных людей в мире равнодушных, понимавших один другого.
Анна Михайловна, часто ездившая к Карагиным, составляя партию матери, между тем наводила верные справки о том, что отдавалось за Жюли (отдавались оба пензенские именья и нижегородские леса). Анна Михайловна, с преданностью воле провидения и умилением, смотрела на утонченную печаль, которая связывала ее сына с богатой Жюли.
– Toujours charmante et melancolique, cette chere Julieie, [Она все так же прелестна и меланхолична, эта милая Жюли.] – говорила она дочери. – Борис говорит, что он отдыхает душой в вашем доме. Он так много понес разочарований и так чувствителен, – говорила она матери.
– Ах, мой друг, как я привязалась к Жюли последнее время, – говорила она сыну, – не могу тебе описать! Да и кто может не любить ее? Это такое неземное существо! Ах, Борис, Борис! – Она замолкала на минуту. – И как мне жалко ее maman, – продолжала она, – нынче она показывала мне отчеты и письма из Пензы (у них огромное имение) и она бедная всё сама одна: ее так обманывают!
Борис чуть заметно улыбался, слушая мать. Он кротко смеялся над ее простодушной хитростью, но выслушивал и иногда выспрашивал ее внимательно о пензенских и нижегородских имениях.
Жюли уже давно ожидала предложенья от своего меланхолического обожателя и готова была принять его; но какое то тайное чувство отвращения к ней, к ее страстному желанию выйти замуж, к ее ненатуральности, и чувство ужаса перед отречением от возможности настоящей любви еще останавливало Бориса. Срок его отпуска уже кончался. Целые дни и каждый божий день он проводил у Карагиных, и каждый день, рассуждая сам с собою, Борис говорил себе, что он завтра сделает предложение. Но в присутствии Жюли, глядя на ее красное лицо и подбородок, почти всегда осыпанный пудрой, на ее влажные глаза и на выражение лица, изъявлявшего всегдашнюю готовность из меланхолии тотчас же перейти к неестественному восторгу супружеского счастия, Борис не мог произнести решительного слова: несмотря на то, что он уже давно в воображении своем считал себя обладателем пензенских и нижегородских имений и распределял употребление с них доходов. Жюли видела нерешительность Бориса и иногда ей приходила мысль, что она противна ему; но тотчас же женское самообольщение представляло ей утешение, и она говорила себе, что он застенчив только от любви. Меланхолия ее однако начинала переходить в раздражительность, и не задолго перед отъездом Бориса, она предприняла решительный план. В то самое время как кончался срок отпуска Бориса, в Москве и, само собой разумеется, в гостиной Карагиных, появился Анатоль Курагин, и Жюли, неожиданно оставив меланхолию, стала очень весела и внимательна к Курагину.

Люди строят дома и пишут картины, создают предметы быта и искусства. Соприкасаясь с такими предметами каждый день, мы незаметно для себя «влияем» на них, приводя к износу и разрушению. Дома покрываются трещинами как красочный слой картин, одежда изнашивается, а книги обрастают потертостями. Именно поэтому наряду с искусством созидания появилось искусство восстановления - реставрация. В реставрации нуждается все, что теряет свой эстетичный вид на определенном этапе времени. Это ответственный и трудоемкий процесс, требующий практических навыков художника, а потому история знает не только качественные примеры реставраций, но и весьма удручающие. О таких неудачных примерах реставрации произведений искусства в этой статье.

Ярче, выше, сильнее!

Французские эксперты в сфере искусств затеяли настоящий скандал, обвиняя Лувр в ужасной реставрации. Стоит заметить, что речь идет о картине Леонардо да Винчи. Это не рядовой портрет знатной особы, а произведение, написанное кистью величайшего мастера живописи. Суть обвинений сводится к излишней яркости, которую полотно приобрело после реставрационных работ. Такая степень яркости, по мнению экспертов, не соответствует первоначальной задумке автора. В Лувре отмечают, что это была самая обсуждаемая реставрация из всех, которые планировались, и комитет с особой тщательностью подошел к выполнению работы. Но это все красочные слова, а на деле из комитета в знак протеста против неуместной реставрации вышли два представителя музея. Это Сеголен Бергеон Лангль, которая несла ответственность за работу реставраторов во всех национальных музеях Франции, и Жан-Пьер Кюзан - бывший хранитель живописных полотен в Лувре. По их мнению, в ходе восстановительных работ не осуществлялось проведение важных анализов, которые бы определили губительное влияние сильнодействующего растворителя. Лангаль и Кюзан вообще посчитали недопустимым использование растворителя, однако британские мастера заявили, что материалы не испортят уникальный живописный эффект Леонардо, называемый сфумато. Комитет в итоге оценил работу реставраторов как приемлемую, однако независимые эксперты сходятся во мнении, что осветление поверхности изрядно подпортило картину. Возможно, британские реставраторы придали яркость, чтобы мы могли видеть шедевр таким, каким он изначально выглядел в мастерской да Винчи, ведь некоторые пигменты краски со временем темнеют и теряют свою сочность.

Невеселые картинки

Реставрация исторического наследия всегда имеет большое значение в каждом государстве. Это могут быть замки, сооружения, картины или фрески. В нашем случае объектом работы стала многовековая фреска династии Цин, находящаяся в храме на Горе Феникса. Рисунок, украшавший стены, пребывал в плачевном состоянии, очертания фигур потеряли ясность, а краска, измученная временем, заметно облупилась. Предприимчивый настоятель храма сам организовал сбор пожертвований для восстановления, для этого требовалось 660 тыс. долларов. В ходе реставрационных работ было допущено множество нарушений, а самое печальное, что художник практически нарисовал новых героев, которые не повторяют сюжет оригинальной росписи. Реставрация категорически не допускает создания нового изображения поверх старого, а только подкрашивает необходимые фрагменты. Посетители храма отмечают, что красивая фреска была безнадежно испорчена и выглядит как дешевое оформление. Два чиновника, отвечавшие за проведение подобных работ, были уволены, но заказчик отметил, что удовлетворен результатом. К сожалению, очевидно, что использование простых цветов и манера художника явили миру мультипликационные сценки в залах древнейшего китайского храма.

Пушистый Иисус

Иногда неудачные реставрации могут стать объектом не только разочарований и критики. Так случилось с фреской, изображающей образ Христа в храме Милосердия. Храм находится в провинциальном городке Бохра, автор фрески - Элиас Гарсиа Мартинес. Прихожанка храма решила, что произведение нуждается в восстановительных работах и решила лично этим заняться. В 2010 году 80-летняя пенсионерка Сесилия Хименес начала личную реставрацию, по ее словам, настоятель храма позволил ей это делать, однако эту информацию официально не подтвердили. Процесс завершился летом 2012 года, и труд Сесилии буквально взорвал интернет, когда снимки попали в сеть. Законченная работа напоминала больше мохнатую обезьяну или при тщательном осмотре - Иисуса в меховой шапке. Эксперты были возмущены, резюмируя, что это худшая в истории реставрационная работа. Возможно, это так, но у Сесилии Хименес, помимо недоброжелателей, появились защитники, которые указывали на преклонный возраст пенсионерки, а поднявшаяся шумиха - следствие ее доброты и желания помочь храму. А помощь действительно была значительной. Неудачная реставрация привлекла огромное количество туристов, а храм собрал благотворительной помощи на сумму свыше 50 тыс. евро.

Мокрое дело

Художники-новаторы удивляют публику не привычными глазу картинами, а инсталляциями и арт-объектами, которые собирают из всех доступных материалов. Современное искусство настолько выходит за рамки понимания, что иногда с ним происходят весьма курьезные случаи. Один из таких произошел в Дортмундской галерее при участии добросовестной уборщицы. Следящая за порядком женщина испортила произведение искусства, решив, что это просто мокрое пятно. Произведение называлось «Когда начало капать с потолка», выполненное скульптором Мартином Кипенбергером. Арт-объект представлял собой резиновое корыто, внутри которого расположилась деревянная башня из досок. Известковый раствор на дне емкости имитировал дождевую воду и являлся неотъемлемой частью композиции. Трудолюбивая уборщица, однако, внесла свои коррективы и старательно вытерла лужу. Скульптура оценивается в 800 тыс. евро, была арендована галереей у частного коллекционера. Работники галереи утверждают, что восстановлению работа не подлежит, а горе-уборщица, чьи данные не разглашаются, получила выговор.

21 августа в испанском издании Heraldo появилась небольшая заметка, в которой речь шла о том, как ужасно жительница небольшого города Борха, 80-летняя пенсионерка, отреставрировала фреску "Ecce Homo" ("Се человек"), написанную художником Элиасом Гарсиа Мартинесом. К публикации прилагались фотографии фрески с изображением Иисуса Христа до и после реставрации. На обновленном варианте произведения Христа было не узнать - фреска стала напоминать детский рисунок, изображающий то ли обезьянку, то ли пушистую картофелину с глазами.

После публикации в Heraldo вокруг поступка Сесилии Хименес, решившей отреставрировать фреску, которая, по разным данным, датируется концом XIX - началом XX века, разразился настоящий скандал. Одни обрушились на старушку с жесточайшей критикой, другие же встали на защиту пожилой испанки, провозгласив ее новым Мунком и Модильяни в одном лице. Как бы то ни было, созданное Хименес изображение Иисуса Христа, кажется, уже заняло свою нишу в современном искусстве.

Сесилия Хименес рассказала журналистам, что начала работать над реставрацией фрески "Ecce Homo", расположенной на церковной колонне, несколько лет назад. По словам прихожанки церкви, ее расстраивало состояние произведения, которое портилось из-за влажности в помещении религиозного сооружения.

Пенсионерка, как она сама утверждает, обратилась к священнику, и тот якобы дал согласие на то, чтобы она провела реставрационные работы. "Конечно, все знали о том, что я делала. Когда люди приходили в церковь, они видели, что я рисую. Настоятель знал. Как я могла делать такие вещи без разрешения?", - цитируют Хименес СМИ. При этом представители церкви заявляют о том, что ничего не знали о художественном труде своей пожилой прихожанки.

Так или иначе, начатая в 2010 году реставрация завершилась летом 2012-го. Результаты работы Сесилии Хименес обнаружились пару недель назад, когда в церковь приехали специалисты, которые должны были оценить состояние фрески с изображением Христа для составления плана восстановительных работ. Реставрацию должны были проделать за счет средств внучки автора фрески Тересы Мартинес - именно она выделила деньги и направила их в церковь.

Прибыв в Борху, эксперты обнаружили вместо фрески нечто совсем иное - примитивное изображение некоего существа с покрытой мехом головой (как вариант - одетого в шерстяной капор), печально повернутой в сторону. С фрески на специалистов взирал, как написали сотрудники BBC News, "карандашный набросок с изображением очень волосатой обезьяны в мешковатой тунике". О первоначальном облике "Ecce Homo" напоминала лишь эта самая безразмерная туника - и до, и после реставрации она была свекольного цвета (кстати, как отметила Тереса Мартинес, туника вышла у Сесили Хименес не так ужасно, как все остальное). Церковь в Борхе пообещала, что пушистый Иисус исчезнет - фреску планируется отреставрировать вновь, уже силами профессионалов.

После разошедшейся в англоязычной прессе новости о проведении самой неудачной реставрации в истории искусства в Сети развернулась кампания по сохранению пушистого Иисуса (блогеры уже успели дать работе Хименес новое название - "Ecce Mono", что они перевели как "Се обезьянка"). Разумеется, творение пожилой испанки всего за несколько часов стало одним из самых популярных интернет-мемов - "фотожабы" на пушистого Иисуса можно найти, не особенно напрягаясь.

На сайте change.org появилась петиция в защиту отреставрированного Иисуса. Автора обновленной версии старинной фрески сравнивают с Гойей, Мунком и Модильяни, а в самой работе видят критику "креационистских теорий" Церкви. На момент написания этого текста за сохранение "Ecce Mono" высказались более десяти тысяч человек. Возможно, все они правы в своем стремлении признать пушистого Иисуса самостоятельным произведением искусства.

Гойя - не Гойя, но фреску авторства Сесилии Хименес вполне себе можно назвать интересным образцом примитивистской живописи (если абстрагироваться от существования оригинальной версии). Примитивизм как живописный стиль зарождался примерно тогда, когда Гарсиа Мартинес, следуя академическим традициям, расписывал стены небольшой церкви в Борхе; сейчас же работы крупнейших примитивистов, например Нико Пиросмани и Анри Руссо, висят в музеях и стоят огромных денег. Нечего уж говорить про авангардистов, экспериментировавших с этим стилем и обращавшихся к нему, в отличие от испанской бабушки, абсолютно осознанно.

В этой истории Сесилия Хименес показала себя, конечно, не Пиросмани, но точно грандиозным популяризатором, подарившим миру знание. "Самая ужасная реставрация" обернулась настоящим триумфом для художника Элиаса Гарсиа Мартинеса, которого и знать-то до этого момента в мире никто не знал. Родился он в муниципалитете Рекена в 1858 году, начал там заниматься рисованием, потом учился живописи в Королевской академии изящных искусств Святого Карлоса, затем отправился в Барселону и после нее в Сарагосу. Там женился, преподавал, рисовал, умер - словом, ничего впечатляющего. Самой же интересной страницей в биографии художника стало создание фрески с изображением Иисуса, превратившимся в XXI веке в обезьянку.

То, что обновленная фреска принесет пользу, наверняка поняли уже и в самой церкви, которая в последние дни в усиленном режиме принимает любознательных туристов. И их можно понять - канонических изображений Христа полно, а в капоре - только одно.

В своей статье арт-критик The Guardian Джонатан Джонс справедливо замечает, что набожная пенсионерка могла бы сделать карьеру в комическом жанре. Ее поступок можно сравнить разве что с реставрацией портрета матери Джеймса Уистлера, произведенной знаменитым Мистером Бином, который в прямом смысле начихал на картину, а потом в ужасе приводил ее в порядок. Даром комического разрушения тоже нужно обладать, и, грамотно его используя, сейчас можно выстроить целую стратегию популяризации искусства. Джонс, правда, советует обращать внимание на экземпляры более достойные - на картины старых мастеров, ну или на фрески эпохи раннего Возрождения в Палаццо Скифанойя.


Top