Русская архитектура в первой половине XIX века Презентацию подготовили: Романова Женя Таначёва Женя. Русская архитектура в первой половине XIX века Презентация на тему русская архитектура 19 века

1 слайд

Русская архитектура в первой половине XIX века Презентацию подготовили: Романова Женя Таначёва Женя

2 слайд

В начале XIX века значительно возрос интерес общества к произведениям искусства, что способствовало развитию художественной культуры. Важной особенностью развития искусства этого периода была быстрая смена художественных направлений и одновременное существование различных художественных стилей.

3 слайд

В архитектуре первой половины века классицизм задержался дольше, чем в других областях художественного творчества. Он господствовал практически до 40-х гг. Его вершиной в начале XIX века являлся стиль ампир, выражавшийся в массивных формах, богатых украшениях, строгости линий, унаследованных от императорского Рима. Важным элементом ампира были также скульптуры, дополнявшие архитектурное оформление зданий. В стиле ампир возводились дворцы и особняки знати, здания высших правительственных учреждений, дворянских собраний, театры и даже храмы. Ампир являлся воплощением идей государственного могущества и воинской силы.

4 слайд

Начало XIX в. было временем быстрой застройки столиц - Петербурга и Москвы. А также центральной части крупных губернских городов. Особенностью строительства этого периода стало создание архитектурных ансамблей - ряда зданий и сооружений объединённых в единое целое. В Петербурге в этот период сформировалась Дворцовая, Адмиралтейская и Сенатская площади. в Москве - Театральная. Губернские города перестраивались по специальным планам. Их центральную часть теперь составляли не только соборы, дворцы губернаторов и особняки знати, здания дворянских собраний, но и новые учреждения – музеи, школы, библиотеки, театры.

5 слайд

Крупнейшие представители ЗАХАРОВ Андреян (Адриан) Дмитриевич , русский архитектор. Представитель ампира. Создатель одного из шедевров русской архитектуры - здания Адмиралтейства в Санкт-Петербурге (1806-23).

6 слайд

Захаров создал монументальное здание в строгих формах русского ампира по традиционной трехосевой схеме: башня, окруженная вверху колоннадой и увенчанная куполом со шпилем, и два крыла, каждое из которых имеет центральный портик и две боковые шестиколонные лоджии. Многочисленные статуи (аллегорические фигуры) и рельефы фасадов и интерьеров работы В. И. Демут-Малиновского, Ф. Ф. Щедрина, И. И. Теребенева и С. С. Пименова органически связаны с архитектурными формами здания. Адмиралтейство, к башне которого сходятся три магистрали города, является центром архитектурной композиции Петербурга.

7 слайд

ВОРОНИХИН Андрей Никифорович (1759-1814), русский архитектор, представитель ампира. Его произведения в Санкт-Петербурге - Казанский собор (1801-1811), положивший начало крупному городскому ансамблю на Невском проспекте, Горный институт (1806-1811) - отмечены монументальной и строгой торжественностью. Участвовал в создании архитектурных ансамблей Павловска и Петергофа.

8 слайд

9 слайд

БОВЕ Осип Иванович (1784-1834), русский архитектор. Представитель ампира. Главный архитектор Комиссии для восстановления Москвы после пожара 1812. При участии Бове реконструирована Красная площадь, создана Театральная площадь с Большим театром (1821-24), Триумфальные ворота (1827-34).

10 слайд

МОНФЕРРАН Август Августович (1786-1858) - русский архитектор, декоратор и рисовальщик. Представитель позднего классицизма, его творчество знаменует переход от классицизма к эклектизму. По происхождению француз. С 1816 работал в России. Такие постройки Монферрана, как Исаакиевский собор и Александровская колонна, сыграли значительную роль в формировании ансамблей центра Петербурга.

11 слайд

12 слайд

Тон Константин Андреевич – (1794-1881), русский архитектор, «русско-византийского» стиля в русской архитектуре. В 1838-1849 под его началом был возведен Большой Кремлевский дворец. В 1837 по его проекту в Москве началось строительство грандиозного Храма Христа Спасителя в память героев Отечественной войны 1812., в 1839 зодчий проектирует Большой Кремлевский дворец и Оружейную палату Московского Кремля (1843-51) и становится их главным строителем. В Москве Тон построил также первый в России железнодорожный вокзал Николаевской дороги (ныне Ленинградский вокзал, 1849; в Петербурге - ныне Московский, 1844-51).

13 слайд

АРХИТЕКТУРА первой половины XIXвека.

Архитектура
Ведущим стилем в России первой половины XIXвека
стал ампир -воинствующий, победный классицизм.
Стиль сложился в период империи Наполеона I
во Франции, где его отличало парадное великолепие,
монументальность архитектуры и богатый декор.
Ж.Ф.Т. Шальгрен
Триумфальная арка
Б.Виньон
Церковь Сен-Мадлен
П.Ф.Л.Фонтен
Триумфальная арка

Особенности ампира:
Образец – искусство Императорского Рима
отличавшееся пышностью, приверженностью к
военной тематике;
в убранстве зданий: мечи, щиты, шлемы,
знамёна;
Триумфальная арка
О.Бове
особая роль скульптуры, скульптура,как
бы «заговорила» стала объяснять
замысел архитектурного сооружения;
Казанский собор
А.Воронихин.

Архитектура ампира
Петербургский
Архитектура проспектов
И площадей
К.И.Росси
(1775-1849)
А.Н.Захаров
(1761-1811)
А.Н.Воронихин
(1759-1814)
Московский
Архитектура отдельных
зданий
Д.И.Жилярди
(1785-1845)
О.И.Бове
(1784-1834)
А.Г.Григорьев
(1782-1868)

В Петербурге и Москве возникли архитектурные, ансамбли
преобразовавшие обе столицы. Строились крупные общественные
здания- театры, биржи, правительственные и военные учреждения.
Государство -заказчик не жалело на строительство ни сил, ни средств
, что способствовало необыкновенному размаху строительства в
стиле ампир.

Казанский собор
(1801-1811)
Вид Казанского собора
Художник Фёдор Алексеев

Автор собора –бывший крепостной графа А.С.Строганова-
А.Н.Воронихин
Учился зодчеству у знаменитых архитекторов В.И.Баженова и
М.Ф.Казакова.
Храм был построен накануне войны 1812г.
Вскоре собор стал памятником победы русского народа в
Отечественной войне. Архитектура собора достойна этой Славы.

Главное украшение собора:величественные каменные колонны144- снаружи из пудостьского камня и 56 внутри из гранита.
Храм – блестящий образец синтеза искусств..
С севера в нишах установлены бронзовые статуи Св.Владимира,
Ал.Невского, Иоанна Крестителя, Андрея Первозванного.
Наружняя скульптура выполнена ваятелями И.П.Мартосом,
С.С.Пименовым, И.П.Прокофьевым
и В.И.Демут-Малиновским.

Здание украшают
скульптуры:
«Геракл
удушающий Антея»
скульптора Пименова,
И « Похищение Прозерпины
Плутоном»
Демут –Малиновского;
Здание Горного института
(1806-1808) арх. А.Н.Воронихин

В
Ансамбль Стрелки Васильевского острова
входят:
Полукруглая
площадь
перед зданием
Две Ростральных
колонны
Тома де Томон (1805-1810)
Здание Биржи

Здание Биржи
(1805-1810)
Зодчий взял за образец форму античного
периптера-храма, окружённого со всех сторон колоннами. Важное
значение играет скульптура. Навстречу течению Невы выплывает бог морей
Нептун в
колеснице, запряжённой морскими конями.

Ростральные колонны- маяки,
олицетворяющие морское
могущество России.Они украшены
якорями и носами древних кораблейрострами.
У основания высеченные из камня
фигуры, олицетворяющие
реки России: Волгу, Днепр,
Неву и Волхов.

Адмиралтейство
(1805-1823)А.Д.Захаров
Здание состоит из 5 частей:
центральной башни, двух
крыльев и двух корпусов.
Шпиль –кораблик, венчающий
башню, стал
символом
Петербурга.

Важную роль играет скульптура: здесь она не
украшение, а часть единого целого. Соавторами
Захарова были: Ф.Ф.Щедрин, С.С.Пименов,
И.И.Теребенев, В.И.Демут-Малиновский.
Скульптура усиливает значение здания как
памятника русской морской славы.

Главная идея здания: Россия- великая
морская держава. Над Аркой барельеф
«Заведение флота в России»: Нептун
вручает Петру I трезубец в знак владычества
над морями.

Ансамбль
Дворцовой
площади.
(1819-1829)
К.Росси достроил полукилометровую
дугу зданий,а в центре спроектировал
проездные ворота – арку Главного Штаба.

Расходящиеся веером
2 арки (вид с Невского
проспекта.)
Арка Росси напоминает триумфальные ворота.
По обеим сторонам проезда помещены воинские доспехи.
Между колоннами -фигуры воинов.
Венчает арку колесница в которой стоит богиня
Победы. Её авторы ваятели- С.С.Пименов,
В.И. Демут- Малиновский.

Ансамбль
Михайловского дворца
(1819-1834)
Один из самых красивых заловБелоколонный, модель которого
была выслана английскому
королю.

Ансамбль
Александринского
театра (1816-1834)
К.Росси: « Размеры предполагаемого
мною проекта
превосходят те,которые римляне
считали достойными для своих
памятников Неужели побоимся мы
сравниться с ними в великолепии…»

Здание театра –пример синтеза
искусств. Скульптура раскрывает
назначение здания:
античные театральные маски,
гирлянды лавровых венков,
статуи муз в нишах
великолепная квадрига
Аполлона на аттике главного
фасада.
Драматический
театр имени.А.С.Пушкина

Улица Росси (1828-1834)
Признана одной из
красивейших улиц мира!
состоит из двух протяжённых зданий, построенных
для дирекции театров и для Министерства просвещения.

Здание Сената
и Синода
(1829-1834)
Ансамбль из двух равновеликих зданий:
Сената- ближе к Неве и
Синода- ближе к Исаакиевскому собору.

Сенат и Синод объединены
аркой переброшенной над Галерной
улицей

Ансамбль Елагина
дворца (1818-1826)
В настоящее время здесь находится музей
К.Росси.

Исаакиевский
собор
(1818-1858)
Высота: 101м
Диаметр купола25м
4 место в мире по величине;
вмещает 12тыс. чел.
Сооружение и отделка
обошлись государству
23млн. 256тыс.рублей
«Недостаток собора» -обвинение в перегруженности
редкостью и драгоценностью
употребляемых на его постройку материалов.

Его украшают:
112 колонн
из гранитных монолитов
до 114 тонн каждая
Около 400 рельефов и
бронзовых скульптур
Оформление собора: более150 произведений монументальной
живописи; среди них работы В.Шебуева, К.Брюллова, Ф.Бруни;
Свыше 300 статуй, скульптурных групп и рельефов,выполнены
И.Витали; более 60 мозаик, выполненных русскими мастерами.

Мозаики собора в 1862г. на
Всемирной выставке в
Лондоне
получили высокую оценку:
«у русских изготовление смальты доведено до такого
совершенства как нигде в
Европе»!
В соборе находится один из
крупнейших в России витражей
площадью в 28,5кв.м

В отделке интерьера использованы многие породы
ценных камней: малахит, лазурит, порфир, мрамор.

«Новая жизнь» Исаакиевского собора.

Александровская
колонна
(1830-1832)
Современники XIXвек:
« Вид колонны вызывает истинное удовольствие
удовлетворённый глаз с любовью обозревает
детали и отдыхает на целом».

Высота колонны-47.5 м
самый высокий в мире монолит,вес-600 тонн.
Является памятником
русской воинской славы,символом победы в войне
1812г.
Венчает колонну 4,26 м фигура.
ангела,попирающего змею
(Скульптор Б.И.Орловский).
О.Монферран, участник Наполеоновских войн, вместе с
русскими мастерами воздвиг памятник славы победителям
войне с Наполеоном. Это самая высокая триумфальная
колонна в мире!

Московский ампир
Его своеобразие вытекало из сочетания
новых идей 19 века с национальными традициями;
До войны 1812 года облик Москвы создан М.Ф.Казаковым.
Здание Градской больницы арх. М.Ф.Казаков.

Москва после пожара
1812года
из 9 тыс. домов уцелело
2,5тыс.
В столице в 1813-1830 гг.
возникли главные
архитектурные ансамбли,
важнейшие общественные
сооружения.
Созданная в 1813 году Комиссия для строения Москвы (из
учеников и последователей М.Ф.Казакова), обеспечила
стилевую целостность застройки города.
.

О.И.Бове
Возглавлял комиссию архитектор О.И.Бове,
создавший архитектурный ансамбль
центра города. Он провёл:
реконструкцию Красной площади
(торговые ряды)
Разбивку Александровского сада;
Создал Театральную площадь, за счёт
«погребения» реки Неглинки.
Раух. « Красная площадь»
Верхние торговые ряды

Театральная площадь(1816-1824)
арх. А.А.Михайлов и О.Бове
Центр площади- здание Большого
театра,имеющего высоту 37 метров,
по его оси был расположен 8-колонный
портик, увенчанный великолепной
фигурой Аполлона на колеснице
зал вмещал 3тыс. зрителей.
Московские ведомости о
рождении Большого театра:
«прекраснейшее здание
очаровывающее благородной
простотой, соединенной с
изяществом, величавостью и
легкостью» 17января 1825г.

После пожара восстановлен архитектором
А.К.Кавосом (он увеличил
высоту, изменил
пропорции и
архитектурный декор).
Пожар Большого театра,1853г
Квадрига Аполлона
Скульптор П.К.Клодт

Большой театр является гордостью
русской культуры.
С 1842 года на его сцене ставятся
оперы и балеты русских
композиторов.
В 1941году,прорвавшийся немецкий
бомбардировщик сбросил 500кг.
бомбу на театр.
Ежегодно у фонтана Большого
театра собираются ветераны
Великой Отечественной войны.

На Театральной площади располагается и здание Малого театра«второго Московского университета». Открытие его состоялось в
1824году. Архитекторами являлись О.Бове и
А.Ф.Элькинский (перестроено в 1838 году архитектором К.А.Тоном).
Этот театр называют ещё «домом Островского»,
47 пьес А.Н.Островского поставлено на его сцене.
А.Н.Островский о театрах на Театральной площади:
«национальные театры- есть признак совершеннолетия нации,
так же как и академии, университеты, музеи».

Александровский сад
О.Бове проектировал устройство Александровского
сада до Троицкого моста. Были высажены лучшие
деревья и кусты, разбиты клумбы, построен грот.
Предполагалось устроить в саду пруды с каскадом
и подсветкой.Эта идея О.Бове была воплощена в жизнь
В XX веке при реконструкции Манежной площади.
Отдельный выход из Александровского сада вёл к
Манежу.

Здание Манежа (1817г).
Построено к 5-ю победы русского
оружия в войне1812г.
Предназначалось для смотра
и учения войск.Представляло
уникальное инженерное сооружение длиной 166м, шириной 45м.
Без промежуточных опор внутри. В
Манеже мог маневрировать
пехотный полк численностью
2 тыс.человек. Построено по
проекту инженеров А.А.Карбонье,
и Л.Л.Бетанкура.

Триумфальные ворота О.Бове(1834г)
Воздвигнуты у Тверской заставы на
месте деревянных возведённых в
1814году для встречи победоносных
русских войск из заграничного похода.
В 1936г арку разобрали, её части
хранились в Музее архитектуры на
территории Донского монастыря. В
1983г арку восстановили на
Кутузовском проспекте.Скульптуры
на арке выполнены И.Т.Тимофеевым и
И.П.Витали. В основу проекта
положена знаменитая аркаТита.

Храмовые постройки
О.Бове
В культовом зодчестве 20-30х г. распространена храмовая
купольная ротонда.
Церковь Всех скорбящих
Радости на Ордынке.
Церковь Вознесения у Никитских
ворот

О.Бове
Дом Н.С. Гагарина на Новинском бульваре(разрушен
во время войны)
Покровская церковь

Д.И.Жилярди (1788-1845 г)
Д.И.Жилярди по происхождению
итальянец.С1810-1832 работал в России.
Восстановил здание Университета (18171819)г.
А.Ф.Мерзляков: «Храм Миневры, восстал
облекаясь в великолепие, превосходящее
даже то, в коем был до пожара.»
Он сохранил объём здания,
ионический портик Казакова
был заменён более крупным
дорическим.Использовал декор
в виде масок, факелов, венков.

Дом Луниных на Никитском бульваре
ныне Музей искусств народов Востока
Д.И.Жилярди
(1823г.)
В этом здании проявилась московская черта – общая
живописность композиции, динамичность,
неуравновешенность.Асимметричный по построению
состоящий из сооружений различных форм и размеров,
ансамбль развивается, как бы следуя направлению уличного
движения.

А.Г.Григорьев(1782-1868)
Славу архитектору принесло строительство жилых зданий.
Интересными среди них являются 2 дома на Пречистенке:
Хрущёвых-Селезнёвых (ныне Музей А.С. Пушкина1814г)
Лопухиных- Станицких (ныне Музей Л.Н.Толстого 1817-1822г)
С 1920 года музей
А.С.Пушкина
С 1968 года музей Л.Н.Толстого.

Д.И.Жилярди и А.Г.Григорьев.
Здание Опекунского совета
(1821-1826г)
Усадьба УсачёвыхНайдёновых(18291831г)
Вместе они осуществили перестройку Вдовьего дома,
Слободского дворца в Лефортове, Екатерининского института, в

Д.И.Жилярди и А.Г.Григорьев
Мавзолей –ротонда в Суханово
Парадный монументализм
подчёркнутый мощными колоннами
фасадов, чёткой ритмикой
орнаментальных
вставок и скульптурного декора.
Конный павильон
в Кузьминках

Кризис классицизма и появление эклектики.
В 30-40г единый стиль, скреплявший
прежде всё русское зодчество
распадается, разрушается
ансамблевость,
из зодчества уходит былое величие и
простота.Наступает время эклектики
или историзма.
Синодальная
типография
А.Балакирев
И.Мироновский
Храм Христа
Спасителя
К.Тон

А.Григорьев.
О.Бове
К.Росси
М.Казаков
Д.Жилярди
А.Воронихин
О.Монферран.
В.Баженов

Архитектура второй половины 19 века

В архитектуре второй половины 19 века
окончательно изжил себя классицизм.
С развитием капитализма в градостроительстве произошли изменения. Научные и
технические открытия в промышленном производстве, строительство железных
дорог, упорядочение транспортной сети городов, уличное освещение привели к
поискам новой структуры городов и возникновению новых сооружений: вокзалов,
фабрик, заводов, административных зданий, спортивных сооружений, торговых
зданий и т. д.
Зодчие искали изменения в прошлом, в стилях: готика, ренессанс, барокко. Это
привело к господству стиля эклектика.

В середине XIX - начале XX веков в дворцовой архитектуре
появилось направление, провозгласившее “руссковизантийский” стиль. Например, в фасадах Большого
Кремлевского дворца в Москве (архитектор К. Тон)
механически соединены приемы композиции того времени
с деталями древнерусской и византийской архитектуры.

Фасад большого Кремлёвского дворца в Москве

Центральный фасад Московского Политехнического музея

Третье направление было основано на
подражании нарядному московскому
зодчеству середины XVII в., но создало
сухую, вычурную архитектуру, например в
Москве - здание Исторического музея
(архитекторы В. Шервуд, А. Семенов) с
усложненной композицией фасада, в
архитектурные членения которой
механически введены мотивы декора XVII в.

Здание Исторического музея в Москве

В это время в моду входят шатровые завершения,
башенки, узорчатые декоры, фигурные наличники. Это
можно наблюдать на примере таких строений как:
Городская дума в Москве(архитектор Д.Н. Чичагов), и
Верхних торговых рядов(архитектор А.Н. Померанцев).

Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com


Подписи к слайдам:

Русская архитектура 19 века

АРХИТЕКТУРА ПЕТЕРБУРГА Работа по упорядочению центра новой столицы началась с возведения здания Адмиралтейства по проекту А.Д.Захарова. Торжественный ритм Адмиралтейства задал тон всей архитектуре города на Неве

Принципиальное значение имело возведение в начале XIX в. здания Биржи на стрелке Васильевского острова. Именно это здание должно было объединить все ансамбли, сложившиеся вокруг самого широкого участка русла Невы

Невский проспект приобрел вид единого ансамбля с постройкой в 1801-1811гг. Казанского собора. Архитектор – А.Н.Воронихин.

В 40-50е годы XIX в Невский проспект украсили бронзовые скульптуры П.К.Клодта «Укротители коней», установленные на устоях Аничкова моста через Фонтанку.

Сорок лет, с 1818 по 1858 г. Строился Исаакиевский собор. Проект был разработан французским архитектором Огюстом Монферраном. В оформлении внешнего вида и внутреннего убранства участвовали скульптор П.К.Клодт и художник К.П.Брюллов

По проекту Монферрана была возведена и 47-метровая колонна из гранитного монолита на Дворцовой площади. Александровская колонна

Карл Иванович Росси (1775-1849), сын итальянской балерины, родился и жил в России. С его творчеством связаны завершающие работы по формированию петербургских ансамблей. По проекту Росси были построены.....

Здание Сената и Синода

Однако зодчий мало учитывал повседневные нужды живущих в городе людей, и его творения стали превращаться в грандиозные декорации, не очень связанные с протекающей на их фоне жизнью. В творчестве Росси русский классицизм переступил вершину своего развития. И тем не менее старый Петербург, оставленный нам в наследство Растрелли, Захаровым, Воронихиным. Монферраном, Росси и другими выдающимися архитекторами, - это шедевр мирового зодчества

АРХИТЕКТУРА МОСКВЫ

Московский классицизм был характерен отдельными зданиями, а не ансамблями. После пожара в Москве были возведены: Большой театр (архитектор О.И.Бове)

В целом московский классицизм не отличался такой монументальностью, как петербургский. Для Москвы характерны небольшие особняки усадебного типа. Один из лучших московских особняков того времени – дом Лопухиных на Пречистенке (ныне – музей Л.Н.Толстого)

Константин Андреевич Тон в своем творчестве попытался возродить традиции древнерусской архитектуры. В 1838-1849г. под его руководством был построен Большой Кремлевский дворец.

Именно благодаря таким архитекторам, как Росси, Захаров, Воронихин, Тон, Растрелли, Монферран сегодня мы можем любоваться красотами Петербурга и Москвы. Конечно же, очень хочется надеется, что наследие XIX века будет восхищать нас еще многие и многие годы....



В начале XIX века значительно возрос интерес общества к произведениям искусства, что способствовало развитию художественной культуры. Важной особенностью развития искусства этого периода была быстрая смена художественных направлений и одновременное существование различных художественных стилей.


В архитектуре первой половины века классицизм задержался дольше, чем в других областях художественного творчества. Он господствовал практически до 40-х гг. Его вершиной в начале XIX века являлся стиль ампир, выражавшийся в массивных формах, богатых украшениях, строгости линий, унаследованных от императорского Рима. Важным элементом ампира были также скульптуры, дополнявшие архитектурное оформление зданий. В стиле ампир возводились дворцы и особняки знати, здания высших правительственных учреждений, дворянских собраний, театры и даже храмы. Ампир являлся воплощением идей государственного могущества и воинской силы.


Начало XIX в. было временем быстрой застройки столиц - Петербурга и Москвы. А также центральной части крупных губернских городов. Особенностью строительства этого периода стало создание архитектурных ансамблей - ряда зданий и сооружений объединённых в единое целое. В Петербурге в этот период сформировалась Дворцовая, Адмиралтейская и Сенатская площади. в Москве - Театральная. Губернские города перестраивались по специальным планам. Их центральную часть теперь составляли не только соборы, дворцы губернаторов и особняки знати, здания дворянских собраний, но и новые учреждения – музеи, школы, библиотеки, театры.


Крупнейшие представители ЗАХАРОВ Андреян (Адриан) Дмитриевич , русский архитектор. Представитель ампира. Создатель одного из шедевров русской архитектуры здания Адмиралтейства в Санкт- Петербурге ().


Захаров создал монументальное здание в строгих формах русского ампира по традиционной трехосевой схеме: башня, окруженная вверху колоннадой и увенчанная куполом со шпилем, и два крыла, каждое из которых имеет центральный портик и две боковые шестиколонные лоджии. Многочисленные статуи (аллегорические фигуры) и рельефы фасадов и интерьеров работы В. И. Демут-Малиновского, Ф. Ф. Щедрина, И. И. Теребенева и С. С. Пименова органически связаны с архитектурными формами здания. Адмиралтейство, к башне которого сходятся три магистрали города, является центром архитектурной композиции Петербурга.


ВОРОНИХИН Андрей Никифорович (), русский архитектор, представитель ампира. Его произведения в Санкт-Петербурге Казанский собор (), положивший начало крупному городскому ансамблю на Невском проспекте, Горный институт () отмечены монументальной и строгой торжественностью. Участвовал в создании архитектурных ансамблей Павловска и Петергофа.



БОВЕ Осип Иванович (), русский архитектор. Представитель ампира. Главный архитектор Комиссии для восстановления Москвы после пожара При участии Бове реконструирована Красная площадь, создана Театральная площадь с Большим театром (), Триумфальные ворота ().


МОНФЕРРАН Август Августович () - русский архитектор, декоратор и рисовальщик. Представитель позднего классицизма, его творчество знаменует переход от классицизма к эклектизму. По происхождению француз. С 1816 работал в России. Такие постройки Монферрана, как Исаакиевский собор и Александровская колонна, сыграли значительную роль в формировании ансамблей центра Петербурга.



Тон Константин Андреевич – (), русский архитектор, «русско- византийского» стиля в русской архитектуре. В под его началом был возведен Большой Кремлевский дворец. В 1837 по его проекту в Москве началось строительство грандиозного Храма Христа Спасителя в память героев Отечественной войны 1812., в 1839 зодчий проектирует Большой Кремлевский дворец и Оружейную палату Московского Кремля () и становится их главным строителем. В Москве Тон построил также первый в России железнодорожный вокзал Николаевской дороги (ныне Ленинградский вокзал, 1849; в Петербурге ныне Московский,).



Карл Иванович Росси – () русский архитектор. Внёс новый вклад в историю русского классицизма. Его крупнейшие работы: Михайловский Дворец в Санкт-Петербурге(ныне Русский музей) со всей площадью искусств, ансамбль Дворцовой площади с зданием Главного штаба и аркой и др.


Первая половина XIX в. вошла в историю как начало «золотого века» русской художественной культуры. Её отличали: стремительная смена художественных стилей и направлений, взаимообогащение и тесная взаимосвязь литературы и других областей искусства, усиление общественного звучания создаваемых произведений, органическое единство и взаимодополнение лучших образцов западно-европейской и русской народной культуры. Всё это делало художественную культуру Росси разнообразной и многозвучной, вело к возрастанию её влияния на жизнь не только просвещённых слоёв общества, но и миллионов простых людей. Первая половина XIX в. вошла в историю как начало «золотого века» русской художественной культуры. Её отличали: стремительная смена художественных стилей и направлений, взаимообогащение и тесная взаимосвязь литературы и других областей искусства, усиление общественного звучания создаваемых произведений, органическое единство и взаимодополнение лучших образцов западно-европейской и русской народной культуры. Всё это делало художественную культуру Росси разнообразной и многозвучной, вело к возрастанию её влияния на жизнь не только просвещённых слоёв общества, но и миллионов простых людей.



Слайд 1

РУССКАЯ АРХИТЕКТУРА 19 ВЕКА

Марковцева Ольга 8 класс

Слайд 2

Первую треть XIX называют “золотым веком” русской культуры. Начало его совпало с эпохой классицизма в русской литературе и искусстве. Здания, построенные в стиле классицизма отличаются чётким и спокойным ритмом, пропорциями. Ещё в середине XVIII века Петербург утопал в зелени усадеб, затем началась застройка города. Петербургский классицизм - это архитектура не отдельных зданий, а целых ансамблей.

Слайд 3

Работа началась с возведения здания Адмиралтейства по проекту И.К. Коробова и А.Д. Захарова, 1806-1823 годы

Слайд 4

Большое значение имело возведение в начале XIX века здания Биржи на стрелке Васильевского острова.

Слайд 6

Здание Сената и Синода

Строительство 1829-1834 гг. архитектор К.И. Росси. Здание Сената и Синода - последнее большое произведение великого зодчего. Памятник архитектуры отличает богатый скульптурный декор.

Слайд 7

Александринский театр

Александринский театр (по проекту К. Росси) входит в ансамбль двух площадей и улицы, театр представляет собой шедевр Русского классицизма. Торжественное открытие театра состоялось в 1832 году, назван он в честь жены Николая I. Является одним из старейших профессиональных театров в России.

Слайд 8

Михайловский дворец

Здание театра Михайловский дворец был задуман в дар великому князю Михаилу Павловичу от его брата Императора Александра I. Строительство велось с 1819 по 1825 год по проекту и под руководством К.И. Росси. В композиции дворца нашла свое применение традиционная для русского классицизма усадебная схема.

В композиции дворца нашла свое применение традиционная для русского классицизма усадебная схема.

Слайд 9

Зрительный зал петербургского Большого театра в 1820-е гг.

Вид Большого/Каменного театра в Санкт-Петербурге перед сносом в 1886 г.

Здание Большого театра (строительство 1824 г., архитекторы Бове, Жилярди и др.) - один из лучших образцов русской, классической архитектуры.

Большой театр

Слайд 10

Памятник Минину (стоит) и Пожарскому (сидит) на фоне Собора Василия Блаженного

Памятник Минину и Пожарскому был первым памятником в Москве, поставленным не в честь государя, а в честь народных героев. В 1803 году начался сбор пожертвований на памятник Минину и Пожарскому, который был воздвигнут на Красной площади в 1818 году.

Слайд 11

Большой Кремлёвский дворец

На Боровицком холме расположен Большой Кремлевский дворец. Его фасад обращен в сторону Москвы-реки и протянулся с запада на восток на 125 метров. Дворец построен в 1838-1849 годах группой русских архитекторов под руководством К.А.Тона.

Слайд 12

Собор Казанской иконы Божией Матери

Казанский собор был задуман как главный храм столицы и был построен в 1801-1811 годах по проекту и под руководством выдающегося зодчего А. Н. Воронихина. Собор стал памятником русской военной славы: в нем разместили трофеи Отечественной войны 1812 года. В 1813 году здесь был похоронен великий русский полководец М. И. Кутузов.

Слайд 13

Исаакиевский собор в Петербурге

Исаакиевский собор - самое большое здание, возведённое в России в первой половине XIX века по проекту Монферрана.

Слайд 14

Здание Генерального штаба

В центре столицы, на Дворцовой площади К.И.Росси возводит здание Генерального штаба (1819-1829).

Слайд 15

Всемирно известные дворцы, парки и архитектурные ансамбли Петергофа представляют собой выдающийся памятник русской художественной культуры XVIII - XIX веков, снованный императором Петром I.

Дворцово-парковый ансамбль «Петергоф»

Слайд 16

Заслуга в его создании принадлежит множеству выдающихся архитекторов, художников и неизвестных ремесленников.

Восхитительные парки, фонтаны различных форм и типов (всего 176), 4 каскада, величественные дворцы, позолоченные статуи античных богов и героев, собрания скульптуры, живописи и произведений декоративного искусства делает Петергоф уникальным и бесценным достоянием мировой культуры.

Слайд 17

Постепенно на смену классицизму пришла эклектика. Это свободный выбор и различных исторических стилей. Ранний этап эклектики (1830-1860) связан с романтическим стилизаторством. Все больше строились неизвестные прежде виды сооружений - железнодорожные вокзалы, "пассажи", крупные производственные корпуса,многоквартирные доходные дома, прокладывались новые улицы, расширялись и урегулировались старые, устраивались сады, скверы и бульвары, возводилось много торговых, банковских, учебных, зрелищных и больничных зданий и комплексов.

Слайд 18

Политехнический музей

Инициаторами создания Политехнического музея были ученые, объединившиеся в 1864 году в Императорское Общество любителей естествознания, антропологии и этнографии (ИОЛЕАЭ). Возникла мысль создать в Москве общедоступный Музей прикладных знаний. Чтобы собрать экспонаты для музея, в Москве устроили Всероссийскую промышленную выставку. Торжественное открытие выставки состоялось 30 мая 1872 года.

Слайд 19

Исторический музей

Исторический музей в Москве основан в 1872 г., открыт в1883 г. Крупнейшее хранилище памятников отечественной истории и культуры. Московская Городская Дума отдала свой собственный участок – под возведение музея.

Слайд 20

Храм Христа Спасителя

В 1839 году на берегу Москвы-реки был заложен храм Христа Спасителя по проекту архитектора К.А.Тона. Он соединил классицизм с «русским стилем».

Он строился почти 44 года, в 1883 был открыт для богослужения. 5 декабря 1931 здание храма было до основания уничтожено взрывом.

Храм был восстановлен в 90-е годы ХХ века и вновь открыт для посещений и службы с 2000 года.

Слайд 21

Открыл свои двери Эрмитаж, где были собраны художественные сокровища императорской фамилии. В России появился первый общедоступный художественный музей.

В 1852 году в культурной жизни России произошло примечательное событие.

Слайд 22

Царское село Адмиралтейство

Царское село - блестящий памятник мировой архитектуры и садово-паркового искусства. Три его парка занимают 600 гектаров, где более 100 архитектурных сооружений.

Слайд 23

Екатерининский дворец в Царском селе, Санкт-Петербург

Слайд 24

Павильон "Грот" в Екатерининском парке Царского села, Санкт-Петербург


Top