Некоторые тенденции формирования художественных направлений дальнего востока. Особенности становления культуры, науки и образования в дальневосточном регионе искусства и художественного образования

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Размещено на http://www.allbest.ru/

1. Особенности становления культуры, науки и образования в Дальневосточном регионе

2. Памятники культуры Дальнего Востока

Список использованной литературы

1. Особенности становления культуры, науки и образования в Дальневосточном регионе

Открытие и хозяйственное освоение Дальнего Востока сопровождалось и культурным освоением. Развитие культуры дальневосточного региона происходило под воздействием общероссийских факторов, в русле отечественной (русской) культуры. В истории развития культуры Дальнего Востока современные исследователи хронологически выделяют несколько периодов.

Первый - XVII в. - до 80-х годов XIX в. - это период зарождения и становления русской культуры на Дальнем Востоке и Русской Америке, налаживание культурно-исторических контактов с коренными народами региона.

Второй период - 80-е годы XIX - начало XX в. - характеризуется зарождением и развитием профессиональной художественной культуры, развитием науки и образования.

Третий период приходится на десятилетия Советской власти (с 1917 - 90-е годы XX в.) и связан с созданием и развитием советской, социалистической культуры. Рассмотрим некоторые характерные особенности этих периодов.

Открытие и освоение русскими людьми Дальнего Востока в XVII в. сопровождалось распространением русской культуры на новых землях и установлением контактов с аборигенным населением.

В период с 80-х годов XVII до середины XIX века, в связи с потерей Приамурья по Нерчинскому договору (1689 г.) культурное развитие дальневосточного региона протекало, главным образом, в его северной части (Охотское побережье, Камчатка, Русская Америка).

Лидирующую роль в распространении русской культуры на новых землях и приобщения коренного населения к русской культуре сыграла Русская православная церковь и ее служители.

Это объяснялось, во-первых, тем, что православная религия оставалась главной нравственной опорой русского человека.

Во-вторых, профессиональная культура здесь делала свои первые робкие шаги.

Кроме того, основу православной религии составляли гуманизм, всечеловеческое начало. Ее заповедями, ее требованиями руководствовались русские первопроходцы, вступавшие в контакт с коренными жителями Дальнего Востока. Служители церкви, как свидетельствуют источники, как рядовые, так и облеченные высоким саном, не жалели ни сил, ни жизни для выполнения своей высокой миссии.

Первые священнослужители прибыли на Дальний Восток в 1639 году вместе с воеводами новообразованного Якутского уезда. Уже в 1671 г. в Албазине и Кумарском остроге были основаны два монастыря священником Гермогеном. В 1681 г. были созданы Селенгинский Троицкий и Посольский Спасо-Преображенский монастыри - центры развития русского православия и русской культуры на востоке страны. В 70-е гг. XVII в. почти в каждом остроге была церковь.

С приходом русских землепроходцев на Дальнем Востоке стало рождаться просвещение: стали создаваться школы, появилась грамота. Школы стали одним из звеньев в становлении русской культуры на Дальнем Востоке. Особенно интенсивно развивается строительство школ с созданием поселений на новых землях, с формированием городов и других населенных пунктов. Характерно, что школы грамоты создавались не только при церквях, монастырях, но и по инициативе землепроходцев и мореплавателей. В них обучались дети и русского, и аборигенного населения.

В XVII - первой половине XIX в. на Дальнем Востоке зародилась и литература. На ее становление оказали влияние книги, попадавшие на восточные окраины из России различными путями: с экспедициями, переселенцами, духовными миссиями, частными лицами. Это были книги религиозного, справочного, юридического, художественного содержания; книги рукописные и печатные. Уже в XVII в. при острогах, монастырях, школах, учебных заведениях стали возникать библиотеки. Богатую литургическую литературу имела библиотека Воскресенской церкви Албазина. Среди жителей Албазина встречались грамотные люди, знающие не только книгу, но и издававшие их. К ним следует отнести священника Максима Леонтьева, воеводу Албазина Алексея Толбузина, купцов Ушаковых и Нарициных-Мусатовых.

В XVIII в. на дальневосточной окраине появляются записки, мемуары, письма, посвященные истории края, его природе и населению, о новых поселениях и т.д. Среди них следует назвать записки «российского купца Григория Шелихова странствование с 1783 по1787 год из Охотска по Восточному океану к американским берегам» (издана в 1791 г.). Книга вызвала большой интерес читателей. Поэт Гавриил Державин назвал Г.И.Шелихова «Колумбом Российским».

Большое влияние на формирующуюся литературу на Дальнем Востоке оказали декабристы, талантливые литераторы Н.А. Бестужев, Д.И. Завалишин, В.Л.Давыдов и др., оставившие многочисленные записки, мемуары. Творчество декабристов, их высокая гражданственность, протест против угнетения и крепостничества, их вера в светлое будущее, оказали большое влияние на молодую литературу Сибири и Дальнего Востока.

Важной составляющей духовной жизни русских землепроходцев, переселенцев Дальнего Востока были песни, былины, легенды. Например, у русских казаков в фольклоре сохранились легенды «Страшная беда» (о тяжелых испытаниях, которые выпали на долю казаков, осваивающих в XVII веке Забайкалье), «Про то, как раньше жилось» (о строительстве первых острогов и покорении бурятских и тунгусских племен). Особое место в духовной жизни первопроходцев и переселенцев занимала песня. В песнях, исполняемых от Забайкалья до Русской Америки, всюду, где жили русские люди, отражалась история открытия и освоения Дальнего Востока. В этом плане большой интерес представляют исторические песни «Во Сибирской, во Украине, во Даурской стороне».

Обширный пласт составляли шуточные произведения, служившие сопровождением хоровода или пляски.

Характерной особенностью становления культуры на Дальнем Востоке было взаимодействие и взаимовлияние культур - русского православного христианства и языческого - аборигенов. Русские люди, оказавшись не только в специфической природно-климатической среде, но и в непривычном этническом окружении, вынуждены были адаптироваться к новым условиям, перенимать у местного аборигенного населения материальную и духовную культуру.

В ходе освоения дальневосточных земель шел активный процесс взаимодействия двух культур: русской культуры с языческой культурой аборигенов.

Рассматривая влияние русской культуры на культуру аборигенов, ученые отмечают, что наибольшие изменения в результате культурных контактов испытала сфера традиционной материальной культуры аборигенов, она обогатилась новыми элементами.

Коренные народы Дальнего Востока заимствовали у русских новые сельскохозяйственные культуры, приемы земледелия, отдельные этносы южной части региона переходили к оседлости и перенимали крестьянский образ жизни. В хозяйстве аборигенов стало развиваться животноводство, появились верховые и тягловые лошади.

Постепенно все народы Дальнего Востока освоили технику русского срубного домостроения, появились русские печи, а на месте канов стали устанавливать деревянные нары, впоследствии и кровати.

К началу ХХ века русская изба стала основным типом жилья. Влияние русской культуры нашло отражение в дополнении к национальной пище в виде муки, крупы, картофеля, овощей.

Аборигены заимствовали от русских способы заготовки пищи: засолку, жарение; стали употреблять глиняную и металлическую посуду. Очень скоро коренные народы региона стали перенимать русскую одежду, обувь, а наиболее зажиточные из них (нанайцы, негидальцы) стали носить рубашки-косоворотки, сапоги, кафтаны, фуражки, как русские купцы. Для пошива и украшения одежды широко использовали такие материалы как ткани, нитки, бисер.

Под влиянием русской культуры декоративное искусство всех коренных народностей Дальнего Востока стала во второй половине XIX - начале ХХ в. немного богаче. Особенно сильным было влияние русских в искусстве ительменов, алеутов. Эти народности в декоративном искусстве широко использовали вышивку гладью, русские фабричные ткани, русский бисер. Эвенкийские и эвенские мастерицы очень умело использовали для украшения одежды, сумок, поясов русскую цветную ткань, цветные нитки.

С середины XIX века русское влияние стало заметным и в искусстве народностей Амура и Сахалина. Так, нанайцы стали носить рубашки русского покроя, а на традиционных женских халатах можно было увидеть кайму из русской кружевной тесьмы. В домашнем производстве стали использовать плотничьи и столярные инструменты, что оказало свое влияние на совершенствование резьбы по дереву.

Во второй половине XIX века в развитии культуры дальневосточного региона происходят качественные изменения, связанные с уровнем социально-экономического развития и характером формирования населения региона, а также его геополитическим положением.

Во-первых, изменилась география культурного строительства. В отличие от начального этапа освоения Дальнего Востока, когда культурные процессы протекали главным образом на Камчатке, побережье Охотского моря и в Русской Америке, с середины XIX в. центрами культуры стали южные районы: Амурская, Приморская и Забайкальская области. Это объяснялось тем, что Приамурье и Приморье, на основе заключенных с Китаем мирных договоров (Айгунского в 1858 г., Пекинского в 1860 г.), были присоединены к России. В 1867 году Русская Америка (Аляска) была продана Россией Соединенным Штатам Америки. Задачи хозяйственного освоения дальневосточного региона требовали заселения новых российских земель и обеспечения их социально-экономического и культурного развития.

Во-вторых, огромное значение для культурного развития региона имело строительство Транссибирской железнодорожной магистрали (1891-1916 гг.) и КВЖД (1897-1903 гг.). С 1893 г. был открыт морской путь из Одессы до Владивостока. Установление железнодорожной и морской связи Дальнего Востока с Сибирью и Европейской Россией ускорило государственное переселение населения с западных губерний на Дальний Восток и социально-экономическое и культурное развитие региона.

В-третьих, особенности социально-экономического развития региона повлияли и на формирование культурной среды. Прежде всего, в культурном строительстве весомую роль играли не только правительство и местные власти, но и растущая численно дальневосточная интеллигенция - ядро, основа региональной культурной среды. Именно интеллигенция особенно остро выражала общественную потребность в удовлетворении культурных запросов населения. Благодаря ее инициативе в регионе зарождаются все виды профессионального искусства.

Особенностью культурного развития дальневосточного региона во второй половине XIX века - начале ХХ в. было одновременное развитие всех областей культуры и искусства: образования, науки, художественной и музыкальной культуры, театрального дела, то есть шло активное формирование социокультурного пространства этого края. Следует отметить одну из главных особенностей Дальнего Востока - это высокий уровень грамотности его населения по сравнению с Сибирью и Европейской Россией.

Получило развитие среднее и высшее специальное образование. Здесь на Дальнем Востоке, как и в центре страны были созданы: Морское училище - в Николаевске-на-Амуре; речное - в Благовещенске; железнодорожное - в Хабаровске. В 1899 г. во Владивостоке был создан первый по всей Восточной Сибири и Дальнем Востоке - Восточный институт.

Трудности становления народного образования были связаны с нехваткой не только школ, но и учителей. Достаточно сказать, что среди всех педагогических работников региона, только 4% имели специальное образование.

Развитие промышленности, железнодорожное и военно-морское строительство, массовое переселение населения на Дальний Восток с середины XIX в. ускорили развитие науки.

Положительное влияние на развитие дальневосточной науки оказал открытый в 1899 г. во Владивостоке Восточный институт.

Отличительной особенностью Дальнего Востока было большое количество изделий периодической печати. Оно свидетельствовало о социально-экономическом и культурном развитии региона, и том, что в крае сформировался отряд профессиональных журналистов, литераторов и появился многочисленный читатель. Периодическая печать охватывала все наиболее заселенные и развитые области региона, и отражала интересы всех слоев населения.

Характерной приметой становления культуры Дальнего Востока в этот период является зарождение и развитие профессиональной художественной культуры. Однако, в отличие от художественной культуры России, она создавалась в форме любительских объединений (музыкальных, театральных и т.д.). Это можно объяснить, прежде всего, поздним вхождением Дальнего Востока, по сравнению с другими регионами страны, в состав России. Сказались также отдаленность региона от Европейской России, недостаточность финансирования культуры и профессиональных кадров.

Зарождение театра на Дальнем Востоке началось с 60-х гг. XIX века с любительских спектаклей для солдат, офицеров. 24 декабря 1860 г. в одной из казарм Благовещенска нижние чины линейного батальона и артиллерийской команды представили спектакль «Станционный смотритель» (по А.С. Пушкину) и водевиль «Много шума из пустяков» А.А. Яблочкина. Первые упоминания о театральных постановках любителей во Владивостоке относятся к началу 1870-х гг. В 1873 г. запасной фельдшер Бакушев с писарями флотского экипажа и гарнизона, а также женщинами-каторжанками представили на суд зрителей спектакль по пьесе А.Н. Островского «Бедность не порок». В Хабаровске первый любительский спектакль был поставлен в Общественном собрании города в 1873 г. Профессиональные театральные труппы на Дальнем Востоке создаются в начале 90-х гг. XIX в. В городах Владивостоке, Благовещенске, Хабаровске создаются постоянные театры.

Музыкальная культура на Дальнем Востоке, как и театральная, развивалась от любительской к профессиональной. Зарождение музыкального искусства началось с флотских оркестров. В 1860 г. в Николаевске-на-Амуре был учрежден военный оркестр со штатом 51 чел., а в 1862 г. - во Владивостоке. В 80-е гг. XIX века в Благовещенске, во Владивостоке, в Чите, Хабаровске появляются музыкальные кружки, которые стали играть значительную роль в удовлетворении музыкальных потребностей жителей городов.

Большое значение для зарождения в регионе профессиональной музыкальной, так и всей художественной культуры имела гастрольно-концертная деятельность артистов Сибири и Европейской России. С середины 90-х гг. до начала ХХ века гастроли становятся неотъемлемой частью культурной жизни региона. Система гастрольно-концертной практики оказала влияние на музыкальную жизнь дальневосточных городов, повышала культурный уровень населения, формировала вкусы дальневосточной публики, облегчала адаптацию вновь прибывших, стимулировала развитие региона.

2. Памятники культуры Дальнего Востока

Дальний Восток - уникальный регион. Он богат своими природными ресурсами, историей народов, населяющих его; он насыщен разными памятниками истории и культуры. Все известные в регионе исторические памятники имеют большую ценность, большинство из них имеют общероссийское значение, охраняются государством.

Самыми замечательными памятниками древнего искусства являются наскальные изображения (петроглифы или писаницы, как их еще называют). На территории Приамурья и Приморья известно несколько местонахождений наскальных изображений, оставленных древними мастерами на податливом камне. Это - на реке Амур у Сикачи-Аляна, на скалистом берегу реки Уссури выше села Шереметьева и в долине реки Кия по дороге из Хабаровска во Владивосток.

Крупнейший центр наскальных рисунков - Сикачи-Алян. Близ поселка вдоль скалистого берега Амура длинными валами громоздятся глыбы базальта - остатки разрушенных скал. На них древние рисунки.

Рисунки у села Шереметьева размещаются уже не на отдельных глыбах камня, а на ровных и гладких поверхностях скал реки Уссури.

Уникальным памятником культуры Крайнего Северо-Востока Азии являются пегтымельские изображения-петроглифы. Они выбиты на 12 скалах правого берега реки Пегтымель в 50-60 километрах от ее впадения в Ледовитый океан. На высоте 20-30 м сохранились 104 группы изображений. Эта «картинная галерея» создавалась в течение первого тысячелетия до н.э. - первого тысячелетия н.э. Более древние изображения частично перекрываются позднейшими рисунками. Наскальные изображения отразили основные занятия древних жителей Севера Дальнего Востока - морскую охоту и охоту на дикого оленя.

В разных городах Дальнего Востока возведены величественные монументы павшим героям в суровые годы Гражданской войны. Самый выразительный из них находится в Хабаровске, на Комсомольской площади. Торжественное открытие памятника состоялось 26 октября 1956 года в присутствии более 300 партизан-дальневосточников, среди которых находились бывшие командиры партизанских отрядов, активные участники революционного движения.

Памятник Борцам за власть Советов на Дальнем Востоке в 1917-1922 гг. установлен на центральной площади Владивостока 28 апреля 1961 года. Авторы: скульптор А.Тенета, инженеры А.Усачев и Т.Шульгина. Самый крупный монумент города. Состоит из трех отдельно стоящих композиций - двух групповых и центральной скульптуры красноармейца-трубача, возвышающейся над площадью на тридцатиметровой высоте. Именно центральная фигура «повинна» в появлении неофициальных названий памятника в среде местной неформальной и богемной публики: «Трубач в собственном соку» и «Васе Трубачев и товарищи». Правая скульптурная группа изображает участников событий 1917 года во Владивостоке. Левая - красноармейцев НРА ДВР, освобождавших Владивосток в 1922 году.

Ярким и показательным примером того, как в истории примиряется, казалось бы, непримиримое - является Мемориальный участок Морского кладбища в городе Владивостоке. Оно возникло в 1905 г. во время русско-японской войны 1904-1905 гг. Мемориальный участок Морского кладбища является ярким и показательным примером того, как в истории примиряется, казалось бы, непримиримое. Здесь покоятся люди разных эпох, идеологии и вероисповеданий. Рядом с ветеранами «красного» партизанского движения времен Гражданской войны лежат английские и канадские солдаты и офицеры, чешские легионеры, погибшие в те же годы, но исповедавшие совсем иные ценности.

В Хабаровске - на высоком берегу Амура расположена самая молодая площадь города - площадь Славы, открытая в 30-летний юбилей Победы в Великой Отечественной войне 1941-1945 гг. В центре площади возвышается 30-метровый обелиск из трех пилонов. Мемориал «Площадь славы» появился в Хабаровске в 1985 году. На его плитах - фамилии дальневосточников, погибших в Великую Отечественную. На гранитных плитах местного мемориала выбиты фамилии 47 тысяч человек - всех, кто был призван на фронт из Хабаровского края.

В городе Комсомольск-на-Амуре 23 июня 1972 года состоялось торжественное открытие уникального Мемориального памятника героям-комсомольчанам, погибшим в 1941-1945 гг.

Специфическим явлением культуры Дальнего Востока стала монументальная скульптура. Памятники историческим личностям стали примечательностью городов. Характерно, что все скульптурные памятники были объединены одной большой темой: освоение и защита дальневосточных земель России. Главное назначение скульптур: утверждать положительное, героическое в сознании современников, а затем их потомков. Все созданные памятники были результатом общественной активности.

Вот уже 40 лет существует в городе Хабаровске памятник Ерофею Павловичу Хабарову, установленный в столетнюю годовщину города. Памятник был открыт 29 мая 1958 года в торжественной обстановке. Высота скульптурной фигуры составляет 4,5 метра, а общая высота памятника (с постаментом) - 11,5 метров.

О портретном сходстве с Хабаровым не может быть и речи, ибо ни портретов, ни даже описаний внешности Ерофея Хабарова не сохранилось. Поэтому памятник, украшающий привокзальную площадь города - это некий собирательный образ тех отважных русских землепроходцев, которые первыми достигли этих отдаленных земель.

В 1891 году на утесе городского сада г. Хабаровска был установлен памятник Николаю Николаевичу Муравьеву-Амурскому с высеченными именами участников всех сплавов Амурской экспедиции: Г.Невельского, Н.Бошняка, М.Венюкова, К.Будогосского, Л.Шренко, Р.Моаке, К.Максимовича и др.

Памятник, посвященный выдающему русскому офицеру, адмиралу Г.И.Невельскому стоит в уютном сквере на Светланской улице города Владивостока. Имя этого человека широко известно и очень почитаемо в России. Работы возглавляемой им Амурской экспедиции (1851-1855) сыграли решающую роль в становлении российской государственности в Приморье.

Памятник, посвященный Г.И.Невельскому, сооружен и в г. Николаевске-на-Амуре. Монументальный обелиск из гранита с рельефом и медными досками с надписями был открыт 31 августа 1813 года.

И в Хабаровске над Амуром бронзовый Невельской стоит так же закономерно, как и в Николаевске. Памятник этому знаменитому мореплавателю и исследователю русского Дальнего Востока установлен в 1951 году в Центральном парке культуры и отдыха. С непокрытой головой, с подзорной трубой в руке, стоит он на высоком берегу и провожает взглядом волны Амура, бегущие к просторам Тихого океана. Автор этой выразительной скульптуры - хабаровчанин А.Бобровников.

В городе Арсеньеве, в районе сопки Увальной воздвигнут памятник В.К.Арсеньеву, знаменитому исследователю, археологу, этнографу, писателю. Он достигает в высоту около четырех метров. В небольшом отдалении от него установлена громадная каменная глыба. Часть ее фасада занимает барельеф Дерсу-Узала. На обратной поверхности высечены удэгейские орнаменты. Памятник установлен в честь 100-летия со дня рождения исследователя. Построен на деньги жителей города Арсеньева и научной интеллигенции России.

Среди большого разнообразия культурного наследия особое место занимают памятники архитектуры - своеобразная летопись мира. Архитектурные памятники, молчаливые свидетели прошлого, изучая их, мы познаем одновременно себя, ибо в памятниках - деяния наших предков. Памятники архитектуры, воплощенные в дереве и камне, отражают социальное и экономическое состояние городов на разных этапах развития, уровень культуры и образованности. В дальневосточных городах, несмотря на то, что они развивались вдали от культурных центров, много красивых зданий. В их строительстве использованы разные архитектурные стили: классицизм, эклетика или модерн.

Одно из самых красивых архитектурных достопримечательностей Хабаровска по праву считается Дом городского самоуправления, хорошо известный как Дворец пионеров.

В 1868 году в г. Хабаровске была построена, а через два года освящена первая деревянная церковь, названная Иннокентьевской в честь святителя Иннокентия, первого епископа Иркутского - покровителя Сибири и Дальнего Востока, причисленного после смерти к лику святых.

С 1899 по 1901 гг. велось строительство красивого здания - Общественного собрания. Здание строилось по проекту иркутского архитектора В.А.Рассушина. Здание получилось действительно красивым и вот уже более ста лет как оно украшает Хабаровск своей необычной архитектурой.

Значительное и уникальное сооружение дореволюционного Хабаровска - трехкилометровый железнодорожный мост, построенный в 1916 году. Его назвали «чудом ХХ века». Это самый длинный железнодорожный мост в Старом Свете. До сегодняшнего дня Амурский мост является образцом инженерного искусства.

Примечателен богатством памятников истории и культуры город Благовещенск: на его территории восемьдесят три памятника, которые находятся на государственной охране: пятьдесят памятников архитектуры и градостроительства, четыре памятника археологии, двадцать памятников истории и монументального искусства. Наиболее значительным из них является Амурский областной театр.

Замечательной постройкой является здание железнодорожного вокзала Благовещенска. Он был построен в 1908-1912 гг. в традициях древнерусской архитектуры Новгорода и Пскова.

Интересна история создания здания Благовещенского областного краеведческого музея. Это памятник республиканского значения. Здание было построено в 1911 г. дальневосточной торгово-промышленной компанией «Торговый дом Кунст и Альберс» для размещения своего универсального магазина в Благовещенске.

Владивостоке - самом крупном центре Приморья имеется более двухсот памятников. В архитектурном облике города смешалось старое и новое. Здания конца XIX - начала ХХ века соседствуют со зданиями, построенными в конце ХХ в. Очень интересным в архитектурном плане является вокзальная площадь, центральным местом которой является здание железнодорожного вокзала. Его архитектурный и художественный образ оформлен в стиле старого русского зодчества и напоминает дворцы-терема русских царей XVII века. Здание было построено в 1894 году архитектором А.Базилевским. В 1908 году его расширил и частично реконструировал архитектор Н.В.Коновалов.

Владивостокская крепость - уникальный памятник военно-оборонитель-ного зодчества. Она (крепость) является одной из двух морских крепостей России, построенных в конце ХIХ - начале ХХ вв. в соответствии с новыми для тех лет концепциями фортификации, сложившимися после франко-прусской войны 1870 г.

культура дальний восток памятник

Список использованной литературы

1. Дальний Восток России: Экономический потенциал. Владивосток: Дальнаука, 2006.

2. Дуничев В. М., Жукова З. И. Факторы, влияющие на состояние и перспективы образования на Дальнем Востоке // Культура, наука и образование народов Дальнего Востока России и стран АТР. - 2006. - №4.

3. История и культура народов Дальнего Востока. - Владивосток, 2005.

4. Очерки культуры малых народностей Дальнего Востока СССР (История, декоративное искусство, музыкальный фольклор, народный спорт). Хабаровск, 1980.

Размещено на Allbest . r

Подобные документы

    Общечеловеческие ценности и национальная культура. Культура и её понимание на Востоке. Формационное своеобразие культуры Востока. Модели культуры цивилизаций Древнего Востока, Месопотамия. Специфика развития культуры Востока: от древности к современности.

    реферат , добавлен 23.11.2008

    Формационное своеобразие восточной культуры. Специфические черты и основной смысл, отличающие её от культуры Запада. Характеристика моделей культуры цивилизаций Древнего Востока. Специфика формирования культуры Востока: от древности к современности.

    реферат , добавлен 06.04.2011

    Своеобразие и отличительные черты культур Востока. Модели культуры цивилизаций Древнего Востока (Иерихон, Месопотамия, Древний Египет). Специфика их развития от древности к современности. Особенности "восточной" культуры в её сопоставлении с "западной".

    контрольная работа , добавлен 23.01.2010

    Социально-мировоззренческие основы культуры Древнего Востока. Место и роль человека в социокультурном пространстве древних государств Востока. Достижения и символы материальной и духовной культуры.

    реферат , добавлен 06.04.2007

    Анализ культуры Востока, особенности типологической ценности Востока. Раскрытие сущности культур Китая, Индии, Японии. Проблема модернизации стран Востока – роста возможностей применять современную технологию в важнейших сферах материального производства.

    контрольная работа , добавлен 14.06.2010

    Особенности социально-мировоззренческих основ культуры Древнего Востока определенные способом коллективного выживания. Основные достижения и символы материальной и духовной культуры. Развитие сельского хозяйства и ремесел, научных знаний, мифологии.

    контрольная работа , добавлен 24.06.2016

    Становление культуры-первостепенной роли общения. Древние свидетельства существования человеческой культуры. Ранние этапы формирования культуры. Представления о языке в культурах древнего Ближнего Востока. Антропогенез и предпосылки развития культуры.

    реферат , добавлен 26.10.2008

    Понятие, значение и основные виды культуры. Роль и место культуры в жизни человека. Развитие культуры в совокупности с религией, наукой и искусством. Сущность художественной культуры. Смысл науки и научной деятельности. Миф как особая форма культуры.

    контрольная работа , добавлен 13.04.2015

    История развития культуры Востока - от древности к современности. Ее специфические черты, красота и своеобразие. Становление культуры Запада, ее истоки, типология и особенности. Общие точки соприкосновения данных культур и основное отличие друг от друга.

    реферат , добавлен 25.12.2014

    Развитие античной культуры в рамках истории "вечного Рима" как типа европейской рациональной культуры. Антропоцентризм греческой культуры. Основные этапы развития эллинской художественной культуры. Пластические искусства и архитектура в Древнем Риме.

1

Статья посвящена осмыслению формирования некоторых тенденций художественных направлений на Дальнем Востоке, их влияние на развитие уникальных черт изобразительного искусства региона. Рассматриваются стилистические особенности дальневосточного художественного образования, их различия и влияние на развитие социокультурного фона современного периода. Зависимость общего уровня культурного развития региона от стилистических тенденций современного художественного образования. Выделяются отдельные стилистические особенности преподавания Вениамина Гончаренко и Николая Жоголева, передавшиеся их отдельным выпускникам.

стилевые направления художественного творчества

Приморский край

художественное образование

1. Глинщиков А.В., Обухов И.Б., Попович Н.А., Чугунов А.М. Дальневосточная государственная академия искусств. Воспоминания и материалы. – 2007. – № 2. – С. 54–86.

2. Глинщиков А.В., Обухов И.Б., Попович Н.А., Чугунов А.М. Дальневосточная государственная академия искусств. Воспоминания и материалы. – 2012. – № 3. – С. 97–114.

3. Каган М.С. Социальные функции искусства / М.С. Каган / Знание. – 1978. –С. 34.

4. Кандыба В.И. Художники Приморья. – Л.: Художник РСФСР. – 1990. – С. 126.

5. Молева Н.М. Выдающиеся русские художники-педагоги / Н.М. Молева. – М.: Просвещение. – 1991. – С. 147–158.

Актуальность темы, выбранной для этой статьи, обуславливается тем, что художественное образование является важным звеном в художественной жизни региона. От степени его развития зависит общий уровень художественной подготовленности как производящих, так и потребляющих кругов художественной интеллигенции. Художественное образование с одной стороны, формирует традиции в преподавании художественного мастерства, а с другой способствует развитию уникальных черт изобразительного искусства региона.

Современное художественное образование в Приморье активно развивается, включая в свою цепь все новые учреждения дополнительного образования, профильные институты, колледжи.

Вместе с этим, встаёт вопрос о степени изученности истории развития художественных школ на Дальнем Востоке, так как трудов, освещающих данную тему, пока не достаточно. В последнее время появляются работы посвящённые изобразительному искусству Дальнего Востока, защищаются диссертации (Зотова О.И, Левданская Н.А.). Однако целостной картины развития изобразительного искусства на Дальнем Востоке пока не сформировано.

Современная российская культура имеет несколько важных особенностей, характерных для неё от начала существования государства, - географическая разбросанность, как следствие удалённость регионов друг от друга, и тотальные центростремительные тенденции развития всех институтов политики. Данные особенности прямым образом влияют на разобщённость страны, обуславливая в ряде регионов искусственную культурную изоляцию.

К подобным регионам Российской Федерации мы можем отнести и Приморский край. Проблему культурной изолированности Дальнего Востока так же отмечают правительственные органы в принятом документе «Стратегия социально-экономического развития Дальнего Востока и Байкальского региона на период до 2025 года».

Рассмотрев проблематику истончённой культурной прослойки непосредственно в городе Владивостоке, можно сделать объективные выводы. Развиваясь в условиях трансграничья, колоссальной отдалённости от культурных центров русской культуры и памятников классического изобразительного искусства, художественная культура города Владивостока, в условиях специфики портового города, имеет тенденцию к развитию подражательства в художественно-изобразительных приёмах творчества студентов и выпускников Дальневосточной академии искусств.

Это и понятно. Поиск самостоятельного стиля выражения художника сложен и долог. Авторский стиль, требующий, зачастую, отвлечённости от материальных аспектов жизни, в условиях существования современного автора - трудно достижим.

В связи с этим, большая масса региональных художников, на пути становления стилистики своего нарратива, избирает наипростейший путь, апеллируя в своих высказываниях художественно выразительным приёмам своих учителей, создавая вместе с тем, оригинальную стилистику изобразительного искусства региона .

Институт художественного образования на Дальнем Востоке сравнительно молод, так что мы, будучи современниками его основоположников, можем с лёгкостью проследить его эволюцию, на примерах непосредственных основателей института и их последователей, которые, подхватив эстафету, продолжают традиции «дальневосточной школы живописи» .

Вениамина Гончаренко и Николая Жоголева можно назвать одними из первых основателей дальневосточной художественно-образовательной школы. Посвятив весомую долю своего творческого пути преподаванию художественных дисциплин первым студентам Дальневосточной государственной академии искусств, эти профессиональные художники стали основой, на которой в будущем выросла живописно-педагогическая система обучения на Дальнем Востоке.

Огромный вклад в методику преподавания профильных дисциплин, внёс Вениамин Гончаренко - художник-живописец, член Союза художников России, Заслуженный деятель искусств России, выпускник Института живописи и архитектуры им. И. Е. Репина, факультет живописи, мастерская Б.В. Иогансона. С 1974 по 1993 - ректор Дальневосточного педагогического института искусств. В должности ректора Дальневосточного педагогического института искусств, Вениамин Алексеевич опубликовал ряд статей по проблемам художественного образования и воспитания .

Не меньшую роль в становление художественного образования внёс Николай Павлович Жоголев. Заслуженный художник Российской Федерации, окончивший Владивостокское художественное училище и Государственный институт живописи, скульптуры и архитектуры им. И.Е. Репина, известный мастер фигурной композиции, портрета и натюрморта.

С точки зрения методологии преподавания, мастера специальных дисциплин не выходили за рамки традиции русской реалистической школы, приверженцами коей являлись. Уделялось особое внимание углублённому изучению основ композиционного построения, академическому рисунку и живописи. С момента основания художественного факультета Дальневосточного педагогического института искусств, преподавание специальных дисциплин велось по плану типовых программ .

Вместе с тем, мастерские художников одной и той же петербургской школы постепенно начали формировать новые, авторские черты. В то время как ученики Вениамина Гончаренко активно обращались к скульптурирующим возможностям пастозной живописи, зачастую ломая световоздушную перспективу, уходя от классического реализма в чистый импрессионизм, студенты мастерской Жоголева в совершенстве оттачивали своё владение цветовым пятном. «Визитной карточкой» их творчества становятся смелые цветовые решения в устойчивых композициях.

Даже при поверхностном анализе полотен, искусствоведы могут говорить о заимствовании студентами изобразительного нарратива своих мастеров курса. Так как характерные особенности художественного языка автора достаточно устойчивы, и будучи развиты в ходе процесса становления образно-семантической системы автора, отражают его творческий путь, они достаточно просто считываются иконологическим методом.

Постепенно в учебном процессе появляется то, что можно назвать механизмом усвоения влияний, перенятия традиций исполнения художественно выразительных средств живописи, отхождения от механического повторения штудий, неотступно ведущих к ремеслу.

Под руководством двух мастеров одной художественной школы формируется две художественных линии, два направления, ученики каждого из которых в своих работах оперируют чётко сформировавшимися, в рамках этих направлений, образно выразительными системами.

Выпускники мастерской Вениамина Гончаренко демонстрируют стремление к лаконичной палитре, желание работать меньшим количеством цветов, делая акцент на большее разнообразие оттенков. В традицию исполнения полотен входит эмоциональное наполнение колорита посредством работы валёрами. В рамках этой школы, форма воспринимается как световоздушный объем.

Так, выпускники мастерской В.А. Гончаренко 1976 года Сидор Андреевич Литвинов и Юрий Валентинович Собченко многие годы преподавали в Дальневосточной государственной академии искусств и выпустили не одно поколение ныне известных художников. На сегодняшний день педагогические традиции мастерской Вениамина Гончаренко продолжает практиковать Бутусов Илья Иванович.

Например, импрессионистская палитра пейзажа Владивостока в работе В.А. Гончаренко («Огни в порту», холст, масло, 2008 г., 840х1040 мм, галерея современного искусства «Арка»,) трансформируется в работе ученика Ильи Бутусова («Праздник огней», холст, масло, 2008 г., 1160х1300 мм, частная коллекция). Те же скрытые за туманом очертания морского берега, судов, зданий, воспроизводящие саму воздушную перспективу города Владивостока, за которую он так любим его жителями.

Очень близки по колориту и содержанию эти полотна учителя и ученика. Складывается впечатление, что это одно направление, одна линия художественного творчества.

Выпускники мастерской Николая Жоголева демонстрируют несколько иной набор художественно выразительных средств. В их работах отчётливо видно целенаправленное сближение живописи и графики, где очевидно сочетание лаконичного цветового пятна с мягкостью светоцветовой среды. Проблема передачи световоздушной перспективы решается посредством цветовых контрастов, приводимых к единому звучанию в рамках холста. В работах представителей данной мастерской можно заметить тенденции к декоративной живописи.

Творческий подход Николая Жоголева в работе («Вечер в Новоросии», холст, масло, 1995 г., 1490х1500 мм, частная коллекция), легко узнать по особой, повышенной светоносности и выразительности цвета. Отсутствие традиционной, для дальневосточной школы живописи, светотеневой моделировки, обострённые цветовые отношения, мотивы, заимствованные у природы и организация пространства только с помощью цвета, - характерные черты для выпускников мастерской Николая Жоголева, интуитивно уходящих в своём творчестве к фовизму. Аналогичную плоскостную трактовку форм, подчёркнутость декоративности живописи, в своих полотнах демонстрируют выпускники Жоголевской мастерской, -Дё Сон Ен («Снег», холст, акрил, 2012 г., 110х140 мм, частная коллекция), Алексей Фомин («Прибой», холст, масло, 2011 г., 500х700 мм, частная коллекция), Николай Лагирев («Бухта Золотой рог», холст, масло, 2010 г., 610х350 мм, частная коллекция). Примечательно, что на протяжении последних 10 лет, Фомин А.Е. и Лагирев Н.Н., являются педагогами Владивостокского художественного училища, формируя начальные художественно-стилистические особенности у студентов.

Параллели между стилистикой творчества учителя и ученика можно проводить и на других именах. Однако не это главное. Многие талантливые ученики, оперевшись на стилистику творчества учителя, создали свою линию творчества, создали свой неповторимый авторский приморский стиль. Изучение этого приморского стиля и представляется важной задачей.

Рис. 1. Вениамин Гончаренко «Огни в порту», холст, масло, 2008 г., 840х1040 мм, галерея современного искусства «Арка»

Рис. 2. Илья Бутусов «Праздник огней», холст, масло, 2008 г., 1160х1300 мм, частная коллекция

Рис. 3. Николай Жоголев «Вечер в Новоросии», холст, масло, 1995 г., 1490х1500 мм, частная коллекция

Рис. 4. Дё Сон Ен «Снег», холст, акрил, 2012 г., 110х140 мм, частная коллекция

Рис. 5. Лагирев Николай «Бухта Золотой рог», холст, масло, 2010 г., 610х350 мм, частная коллекция

Рис. 6. Фомин Алексей «Прибой», холст, масло, 2011 г., 500х700 мм, частная коллекция

Художественные направления, сложившись в 60-х годах, по сей день продолжают оказывать значимое влияние на художественное образование и культурный уровень Приморского края.

Вчерашние выпускники художественного факультета ДВГАИ, покидая свою «alma mater» становятся преподавателями, передавая будущему поколению современных живописцев изобразительные традиции своих учителей.

Таким образом, мастера, заложившие основы художественного образования на Дальнем Востоке, определили не только его развитие, но и самобытный облик приморского современного искусства.

Библиографическая ссылка

Катанаева Д.А. НЕКОТОРЫЕ ТЕНДЕНЦИИ ФОРМИРОВАНИЯ ХУДОЖЕСТВЕННЫХ НАПРАВЛЕНИЙ ДАЛЬНЕГО ВОСТОКА // Международный журнал прикладных и фундаментальных исследований. – 2016. – № 8-4. – С. 639-642;
URL: https://applied-research.ru/ru/article/view?id=10143 (дата обращения: 28.10.2019). Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»

Открытие и хозяйственное освоение Дальнего Востока сопровождалось и культурным освоением. Развитие культуры дальневосточного региона происходило под воздействием общероссийских факторов, в русле отечественной (русской) культуры. В истории развития культуры Дальнего Востока современные исследователи хронологически выделяют несколько периодов.

Первый - XVII в. - до 80-х годов XIX в. - это период зарождения и становления русской культуры на Дальнем Востоке и Русской Америке, налаживание культурно-исторических контактов с коренными народами региона.

Второй период - 80-е годы XIX - начало XX в. - характеризуется зарождением и развитием профессиональной художественной культуры, развитием науки и образования.

Третий период приходится на десятилетия Советской власти (с 1917 - 90-е годы XX в.) и связан с созданием и развитием советской, социалистической культуры. Рассмотрим некоторые характерные особенности этих периодов.

Открытие и освоение русскими людьми Дальнего Востока в XVII в. сопровождалось распространением русской культуры на новых землях и установлением контактов с аборигенным населением.

В период с 80-х годов XVII до середины XIX века, в связи с потерей Приамурья по Нерчинскому договору (1689 г.) культурное развитие дальневосточного региона протекало, главным образом, в его северной части (Охотское побережье, Камчатка, Русская Америка).

Лидирующую роль в распространении русской культуры на новых землях и приобщения коренного населения к русской культуре сыграла Русская православная церковь и ее служители.

Это объяснялось, во-первых, тем, что православная религия оставалась главной нравственной опорой русского человека.

Во-вторых, профессиональная культура здесь делала свои первые робкие шаги.

Кроме того, основу православной религии составляли гуманизм, всечеловеческое начало. Ее заповедями, ее требованиями руководствовались русские первопроходцы, вступавшие в контакт с коренными жителями Дальнего Востока. Служители церкви, как свидетельствуют источники, как рядовые, так и облеченные высоким саном, не жалели ни сил, ни жизни для выполнения своей высокой миссии.

Первые священнослужители прибыли на Дальний Восток в 1639 году вместе с воеводами новообразованного Якутского уезда. Уже в 1671 г. в Албазине и Кумарском остроге были основаны два монастыря священником Гермогеном. В 1681 г. были созданы Селенгинский Троицкий и Посольский Спасо-Преображенский монастыри - центры развития русского православия и русской культуры на востоке страны. В 70-е гг. XVII в. почти в каждом остроге была церковь.

С приходом русских землепроходцев на Дальнем Востоке стало рождаться просвещение: стали создаваться школы, появилась грамота. Школы стали одним из звеньев в становлении русской культуры на Дальнем Востоке. Особенно интенсивно развивается строительство школ с созданием поселений на новых землях, с формированием городов и других населенных пунктов. Характерно, что школы грамоты создавались не только при церквях, монастырях, но и по инициативе землепроходцев и мореплавателей. В них обучались дети и русского, и аборигенного населения.

В XVII - первой половине XIX в. на Дальнем Востоке зародилась и литература. На ее становление оказали влияние книги, попадавшие на восточные окраины из России различными путями: с экспедициями, переселенцами, духовными миссиями, частными лицами. Это были книги религиозного, справочного, юридического, художественного содержания; книги рукописные и печатные. Уже в XVII в. при острогах, монастырях, школах, учебных заведениях стали возникать библиотеки. Богатую литургическую литературу имела библиотека Воскресенской церкви Албазина. Среди жителей Албазина встречались грамотные люди, знающие не только книгу, но и издававшие их. К ним следует отнести священника Максима Леонтьева, воеводу Албазина Алексея Толбузина, купцов Ушаковых и Нарициных-Мусатовых.

В XVIII в. на дальневосточной окраине появляются записки, мемуары, письма, посвященные истории края, его природе и населению, о новых поселениях и т.д. Среди них следует назвать записки «российского купца Григория Шелихова странствование с 1783 по1787 год из Охотска по Восточному океану к американским берегам» (издана в 1791 г.). Книга вызвала большой интерес читателей. Поэт Гавриил Державин назвал Г.И.Шелихова «Колумбом Российским».

Большое влияние на формирующуюся литературу на Дальнем Востоке оказали декабристы, талантливые литераторы Н.А. Бестужев, Д.И. Завалишин, В.Л.Давыдов и др., оставившие многочисленные записки, мемуары. Творчество декабристов, их высокая гражданственность, протест против угнетения и крепостничества, их вера в светлое будущее, оказали большое влияние на молодую литературу Сибири и Дальнего Востока.

Важной составляющей духовной жизни русских землепроходцев, переселенцев Дальнего Востока были песни, былины, легенды. Например, у русских казаков в фольклоре сохранились легенды «Страшная беда» (о тяжелых испытаниях, которые выпали на долю казаков, осваивающих в XVII веке Забайкалье), «Про то, как раньше жилось» (о строительстве первых острогов и покорении бурятских и тунгусских племен). Особое место в духовной жизни первопроходцев и переселенцев занимала песня. В песнях, исполняемых от Забайкалья до Русской Америки, всюду, где жили русские люди, отражалась история открытия и освоения Дальнего Востока. В этом плане большой интерес представляют исторические песни «Во Сибирской, во Украине, во Даурской стороне».

Обширный пласт составляли шуточные произведения, служившие сопровождением хоровода или пляски.

Характерной особенностью становления культуры на Дальнем Востоке было взаимодействие и взаимовлияние культур - русского православного христианства и языческого - аборигенов. Русские люди, оказавшись не только в специфической природно-климатической среде, но и в непривычном этническом окружении, вынуждены были адаптироваться к новым условиям, перенимать у местного аборигенного населения материальную и духовную культуру.

В ходе освоения дальневосточных земель шел активный процесс взаимодействия двух культур: русской культуры с языческой культурой аборигенов.

Рассматривая влияние русской культуры на культуру аборигенов, ученые отмечают, что наибольшие изменения в результате культурных контактов испытала сфера традиционной материальной культуры аборигенов, она обогатилась новыми элементами.

Коренные народы Дальнего Востока заимствовали у русских новые сельскохозяйственные культуры, приемы земледелия, отдельные этносы южной части региона переходили к оседлости и перенимали крестьянский образ жизни. В хозяйстве аборигенов стало развиваться животноводство, появились верховые и тягловые лошади.

Постепенно все народы Дальнего Востока освоили технику русского срубного домостроения, появились русские печи, а на месте канов стали устанавливать деревянные нары, впоследствии и кровати.

К началу ХХ века русская изба стала основным типом жилья. Влияние русской культуры нашло отражение в дополнении к национальной пище в виде муки, крупы, картофеля, овощей.

Аборигены заимствовали от русских способы заготовки пищи: засолку, жарение; стали употреблять глиняную и металлическую посуду. Очень скоро коренные народы региона стали перенимать русскую одежду, обувь, а наиболее зажиточные из них (нанайцы, негидальцы) стали носить рубашки-косоворотки, сапоги, кафтаны, фуражки, как русские купцы. Для пошива и украшения одежды широко использовали такие материалы как ткани, нитки, бисер.

Под влиянием русской культуры декоративное искусство всех коренных народностей Дальнего Востока стала во второй половине XIX - начале ХХ в. немного богаче. Особенно сильным было влияние русских в искусстве ительменов, алеутов. Эти народности в декоративном искусстве широко использовали вышивку гладью, русские фабричные ткани, русский бисер. Эвенкийские и эвенские мастерицы очень умело использовали для украшения одежды, сумок, поясов русскую цветную ткань, цветные нитки.

С середины XIX века русское влияние стало заметным и в искусстве народностей Амура и Сахалина. Так, нанайцы стали носить рубашки русского покроя, а на традиционных женских халатах можно было увидеть кайму из русской кружевной тесьмы. В домашнем производстве стали использовать плотничьи и столярные инструменты, что оказало свое влияние на совершенствование резьбы по дереву.

Во второй половине XIX века в развитии культуры дальневосточного региона происходят качественные изменения, связанные с уровнем социально-экономического развития и характером формирования населения региона, а также его геополитическим положением.

Во-первых, изменилась география культурного строительства. В отличие от начального этапа освоения Дальнего Востока, когда культурные процессы протекали главным образом на Камчатке, побережье Охотского моря и в Русской Америке, с середины XIX в. центрами культуры стали южные районы: Амурская, Приморская и Забайкальская области. Это объяснялось тем, что Приамурье и Приморье, на основе заключенных с Китаем мирных договоров (Айгунского в 1858 г., Пекинского в 1860 г.), были присоединены к России. В 1867 году Русская Америка (Аляска) была продана Россией Соединенным Штатам Америки. Задачи хозяйственного освоения дальневосточного региона требовали заселения новых российских земель и обеспечения их социально-экономического и культурного развития.

Во-вторых, огромное значение для культурного развития региона имело строительство Транссибирской железнодорожной магистрали (1891-1916 гг.) и КВЖД (1897-1903 гг.). С 1893 г. был открыт морской путь из Одессы до Владивостока. Установление железнодорожной и морской связи Дальнего Востока с Сибирью и Европейской Россией ускорило государственное переселение населения с западных губерний на Дальний Восток и социально-экономическое и культурное развитие региона.

В-третьих, особенности социально-экономического развития региона повлияли и на формирование культурной среды. Прежде всего, в культурном строительстве весомую роль играли не только правительство и местные власти, но и растущая численно дальневосточная интеллигенция - ядро, основа региональной культурной среды. Именно интеллигенция особенно остро выражала общественную потребность в удовлетворении культурных запросов населения. Благодаря ее инициативе в регионе зарождаются все виды профессионального искусства.

Особенностью культурного развития дальневосточного региона во второй половине XIX века - начале ХХ в. было одновременное развитие всех областей культуры и искусства: образования, науки, художественной и музыкальной культуры, театрального дела, то есть шло активное формирование социокультурного пространства этого края. Следует отметить одну из главных особенностей Дальнего Востока - это высокий уровень грамотности его населения по сравнению с Сибирью и Европейской Россией.

Получило развитие среднее и высшее специальное образование. Здесь на Дальнем Востоке, как и в центре страны были созданы: Морское училище - в Николаевске-на-Амуре; речное - в Благовещенске; железнодорожное - в Хабаровске. В 1899 г. во Владивостоке был создан первый по всей Восточной Сибири и Дальнем Востоке - Восточный институт.

Трудности становления народного образования были связаны с нехваткой не только школ, но и учителей. Достаточно сказать, что среди всех педагогических работников региона, только 4% имели специальное образование.

Развитие промышленности, железнодорожное и военно-морское строительство, массовое переселение населения на Дальний Восток с середины XIX в. ускорили развитие науки.

Положительное влияние на развитие дальневосточной науки оказал открытый в 1899 г. во Владивостоке Восточный институт.

Отличительной особенностью Дальнего Востока было большое количество изделий периодической печати. Оно свидетельствовало о социально-экономическом и культурном развитии региона, и том, что в крае сформировался отряд профессиональных журналистов, литераторов и появился многочисленный читатель. Периодическая печать охватывала все наиболее заселенные и развитые области региона, и отражала интересы всех слоев населения.

Характерной приметой становления культуры Дальнего Востока в этот период является зарождение и развитие профессиональной художественной культуры. Однако, в отличие от художественной культуры России, она создавалась в форме любительских объединений (музыкальных, театральных и т.д.). Это можно объяснить, прежде всего, поздним вхождением Дальнего Востока, по сравнению с другими регионами страны, в состав России. Сказались также отдаленность региона от Европейской России, недостаточность финансирования культуры и профессиональных кадров.

Зарождение театра на Дальнем Востоке началось с 60-х гг. XIX века с любительских спектаклей для солдат, офицеров. 24 декабря 1860 г. в одной из казарм Благовещенска нижние чины линейного батальона и артиллерийской команды представили спектакль «Станционный смотритель» (по А.С. Пушкину) и водевиль «Много шума из пустяков» А.А. Яблочкина. Первые упоминания о театральных постановках любителей во Владивостоке относятся к началу 1870-х гг. В 1873 г. запасной фельдшер Бакушев с писарями флотского экипажа и гарнизона, а также женщинами-каторжанками представили на суд зрителей спектакль по пьесе А.Н. Островского «Бедность не порок». В Хабаровске первый любительский спектакль был поставлен в Общественном собрании города в 1873 г. Профессиональные театральные труппы на Дальнем Востоке создаются в начале 90-х гг. XIX в. В городах Владивостоке, Благовещенске, Хабаровске создаются постоянные театры.

Музыкальная культура на Дальнем Востоке, как и театральная, развивалась от любительской к профессиональной. Зарождение музыкального искусства началось с флотских оркестров. В 1860 г. в Николаевске-на-Амуре был учрежден военный оркестр со штатом 51 чел., а в 1862 г. - во Владивостоке. В 80-е гг. XIX века в Благовещенске, во Владивостоке, в Чите, Хабаровске появляются музыкальные кружки, которые стали играть значительную роль в удовлетворении музыкальных потребностей жителей городов.

Большое значение для зарождения в регионе профессиональной музыкальной, так и всей художественной культуры имела гастрольно-концертная деятельность артистов Сибири и Европейской России. С середины 90-х гг. до начала ХХ века гастроли становятся неотъемлемой частью культурной жизни региона. Система гастрольно-концертной практики оказала влияние на музыкальную жизнь дальневосточных городов, повышала культурный уровень населения, формировала вкусы дальневосточной публики, облегчала адаптацию вновь прибывших, стимулировала развитие региона.

Малая история искусств. Искусство стран Дальнего Востока. Виноградова Н.А., Николаева Н.С.

М.: 1979. - 374 с.

Настоящий том "Малой истории искусств" посвящен искусству стран Дальнего Востока. Он принадлежит перу советских исследователей Н. Виноградовой и Н. Николаевой. На огромной территории, условно обозначаемой как Дальний Восток, развивалась яркая и самобытная культура, оставившая выдающиеся произведения человеческого гения в литературе, философии, изобразительном искусстве. На материале архитектуры, скульптуры, живописи и декоративных ремесел Китая, Кореи, Японии и Монголии, охватывающем хронологические рамки от глубокой древности до конца XIX века, авторы убедительно показывают, что искусство стран Дальнего Востока, не будучи изолированным от историко-культурного процесса, подчиняясь его самым общим законам, в то же время представляет собой самостоятельное явление в мировом искусстве. Книга снабжена научным аппаратом - синхронистической таблицей, словарем, библиографией. Богато иллюстрирована цветными и тоновыми иллюстрациями.

Формат: pdf

Размер: 24 Мб

Скачать: yandex.disk

СОДЕРЖАНИЕ
6 Предисловие Я. С. Николаева
9 КИТАЙ Н.А.Виноградова
10 Введение
16 Искусство древнейшего и древнего периодов (IV тыс. до н. э. - III в. н.э.)
31 Искусство IV-VI веков
47 Искусство VII-XIII веков
117 Искусство конца XIII-XIV века
125 Искусство конца XIV-XIX века
153 КОРЕЯ Н. А. Виноградова
154 Введение
158 Искусство древнейшего и древнего периодов (III тыс. до н. э. -первые века до н. э.)
163 Искусство периода трех государств - Когурё, Пэкче и Силла (первые века до н. э. - VII в. н. э.)
177 Искусство VIII-IX веков. Период объединенного Силла
189 Искусство Х-XIV веков. Период Коре
196 Искусство XIV - начала XIX века
207 ЯПОНИЯ Н. С. Николаева
208 Введение
211 Искусство древнейшего и древнего периодов (IV тыс. до н. э. - VI в. н. э.)
220 Искусство VI-VIII веков
242 Искусство IX-XII веков
263 Искусство XIII-XV веков
289 Искусство XVI - начала XVII века
306 Искусство второй половины XVII-XIX века
329 МОНГОЛИЯ Н.А.Виноградова
330 Введение
333 Искусство древнейшего и древнего периодов
337 Искусство феодального периода (XIII - начало XX века)
353 ПРИЛОЖЕНИЯ
354 Словарь терминов
357 Синхронистическая таблица
367 Краткая библиография
371 Указатель имен
художников и архитекторов

Настоящий том посвящен истории искусства народов Китая, Кореи, Японии и Монголии с древности до XIX века. На протяжении нескольких тысячелетий на огромной территории, условно обозначаемой как Дальний Восток, развивалась яркая и самобытная культура, оставившая выдающиеся произведения человеческого гения в литературе, философии, изобразительных искусствах, архитектуре.
Рассматриваемый в книге длительный исторический период включает два последовательно сменявших друг друга типа культуры - древнюю и средневековую. Уже в древности народами Дальнего Востока были созданы значительные памятники духовной и материальной культуры. Но их главный вклад в культуру человечества - выдающиеся произведения живописи, скульптуры, архитектуры и декоративных искусств, созданные в эпоху средневековья.


Top