Шипицына Л.М. (сост.) Обучение детей с проблемами в развитии в разных странах мира - файл n1.rtf

В учебнике представлены основные теоретические положения современной специальной психологии. Раскрываются общие и частные психологические закономерности, свойственные различным типам отклоняющегося развития. Отдельные главы посвящены разделам специальной психологии, далеко не всегда подробно освещаемым в учебных изданиях (исторические аспекты развития этой науки, формирования культуры отношения к лицам с ограниченными возможностями здоровья; современные особенности развития инклюзивного образования; актуальные аспекты практической работы специального психолога). Особого внимания заслуживает глава, посвященная нарушениям речевого развития у детей, проблемы которого традиционно рассматриваются в большей степени в контексте коррекционной педагогики и логопедии.

Шаг 1. Выбирайте книги в каталоге и нажимаете кнопку «Купить»;

Шаг 2. Переходите в раздел «Корзина»;

Шаг 3. Укажите необходимое количество, заполните данные в блоках Получатель и Доставка;

Шаг 4. Нажимаете кнопку «Перейти к оплате».

На данный момент приобрести печатные книги, электронные доступы или книги в подарок библиотеке на сайте ЭБС возможно только по стопроцентной предварительной оплате. После оплаты Вам будет предоставлен доступ к полному тексту учебника в рамках Электронной библиотеки или мы начинаем готовить для Вас заказ в типографии.

Внимание! Просим не менять способ оплаты по заказам. Если Вы уже выбрали какой-либо способ оплаты и не удалось совершить платеж, необходимо переоформить заказ заново и оплатить его другим удобным способом.

Оплатить заказ можно одним из предложенных способов:

  1. Безналичный способ:
    • Банковская карта: необходимо заполнить все поля формы. Некоторые банки просят подтвердить оплату – для этого на Ваш номер телефона придет смс-код.
    • Онлайн-банкинг: банки, сотрудничающие с платежным сервисом, предложат свою форму для заполнения. Просим корректно ввести данные во все поля.
      Например, для " class="text-primary">Сбербанк Онлайн требуются номер мобильного телефона и электронная почта. Для " class="text-primary">Альфа-банка потребуются логин в сервисе Альфа-Клик и электронная почта.
    • Электронный кошелек: если у Вас есть Яндекс-кошелек или Qiwi Wallet, Вы можете оплатить заказ через них. Для этого выберите соответствующий способ оплаты и заполните предложенные поля, затем система перенаправит Вас на страницу для подтверждения выставленного счета.

  2. Шипицына Л. М.

    ; «Необучаемый» ребенок в семье и обществе. Социализация детей с нарушением интеллекта . - 2-е изд., перераб. и дополн. - СПб.: Речь, 2005. - 477 с.

    ISBN 5-9268-0386-1

    В монографии представлены результаты комплексной диагностики и коррекции детей, подростков и молодых людей с умственной отсталостью. Особое внимание уделяется социализации и интеграции этих лиц в общество. В связи с этим подроб­но рассматриваются вопросы их социально-психологической адаптации, формиро­вания коммуникативных навыков, семейных взаимоотношений, полоролевого по­ведения, а также вопрос психолого-педагогического сопровождения умственно отсталых лиц в различных условиях обучения, воспитания, реабилитации и поддер­живаемого проживания. Книга может быть полезна для педагогов, психологов, де-фектологов, психоневрологов, логопедов, аспирантов, студентов и родителей детей с нарушением интеллекта.


    ВВЕДЕНИЕ В ПРОБЛЕМУ УМСТВЕННОЙ ОТСТАЛОСТИ

    9

    Глава 2

    КЛИНИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ УМСТВЕННОЙ ОТСТАЛОСТИ

    14

    2.1. Исторический экскурс в учение об умственной отсталости

    14

    2.2. Причины умственной отсталости

    19

    2.3. Патогенез умственной отсталости

    23

    2.4. Систематика умственной отсталости

    25

    2.5. Симптомы умственной отсталости

    37

    2.5.1. Легкая умственная отсталость

    37

    2.5.2. Умеренная умственная отсталость

    39

    2.5.3. Тяжелая умственная отсталость

    41

    2.5.4. Глубокая умственная отсталость

    42

    2.6. Ранняя диагностика умственной отсталости

    43

    2.7. Динамика умственной отсталости

    47

    2.8. Поздняя абилитация умственной отсталости

    49

    Глава 3

    ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ДИАГНОСТИКА ЛИЦ С УМСТВЕННОЙ ОТСТАЛОСТЬЮ

    55

    3.1. Формирование представлений об «умственной отсталости» в психолого-педагогических исследованиях

    55

    3.2. Диагностика сенсорно-перцептивных функций у детей с умеренной и тяжелой умственной отсталостью

    64

    3.3. Диагностика социального развития детей и подростков с тяжелой

    и глубокой умственной отсталостью

    69

    3.3.1. Возрастная группа с 7 до 11 лет

    72

    3.3.2. Возрастная группас 12до 18 лет

    76

    3.4. Оценка родителями сформированности социально-бытовых навыков и эмоционально-поведенческих реакций у взрослых детей с умеренной и тяжелой умственной отсталостью

    79

    3.5. Диагностика социально-бытовых навыков у молодых людей с умеренной и тяжелой умственной отсталостью

    85

    3.5.1. Развитие социально-бытовых навыков в условиях дома

    87

    3.5.2. Развитие социально-бытовых навыков вне дома

    91

    3.5.3. Развитие учебных навыков и навыков трудовой деятельности

    92

    3.6. Диагностика эмоционального состояния у молодых людей с умеренной и тяжелой умственной отсталостью

    93

    3.7. Диагностика речевого развития молодых людей с умеренной и тяжелой умственной отсталостью

    103

    Глава 4

    МЕЖЛИЧНОСТНОЕ ОБЩЕНИЕ ЛИЦ С УМСТВЕННОЙ ОТСТАЛОСТЬЮ

    110

    4.1. Значение общения в психическом развитии ребенка

    110

    4.2. Вербальные и невербальные средства общения

    112

    4.3. Особенности формирования коммуникативных навыков у лиц с умственной отсталостью

    116

    4.3.1. Диагностика коммуникативных навыков у молодых людей с умеренной и тяжелой умственной отсталостью

    119

    4.4. Развитие коммуникативных навыков у молодых людей с умеренной и тяжелой умственной отсталостью в процессе обучения

    126

    4.5. Рекомендации по формированию вербального общения у умственно отсталых детей

    132

    4.5.1. Развитие способности познавать себя

    134

    4.5.2. Развитие умения заботиться о себе

    136

    4.5.3. Развитие способности ориентироваться в окружающем мире и воспринимать его адекватно

    137

    4.5.4. Развитие способности ориентироваться в социальных отноше­ниях и умения включаться в них

    139

    4.5.5. Развитие умения концентрировать внимание и реагировать на обращения окружающих

    140

    4.5.6. Развитие умения воспринимать речь

    141

    4.5.7. Развитие умения подражать

    142

    4.5.8. Развитие умения соблюдать очередность в разговоре

    143

    4.5.9. Развитие умения пользоваться навыками общения в повседневной жизни

    144

    1.6. Рекомендации по формированию невербального общения у умственно отсталых детей

    146

    4.6.1. Система жестов как средство невербального общения

    147

    4.6.2. Система символов (пиктограмм) как средство невербального общения

    149

    Глава 5

    ПОЛОРОЛЕВОЕ РАЗВИТИЕ ЛИЦ С УМСТВЕННОЙ ОТСТАЛОСТЬЮ

    156

    5.1. Развитие половой идентичности и полоролевого поведения в онтогенезе ребенка

    156

    5.2. Особенности психосексуального развития детей и подростков с умственной отсталостью

    159

    5.3. Концепции полоролевой идентичности и половых ролей

    162

    5.4. Исследование полоролевой идентификации подростков с умственной отсталостью

    165

    5.4.1. Результаты рисуночного теста

    165

    5.4.2. Результаты теста «Возраст. Пол. Роль»(ВПР)

    170

    5.5. Исследование полоролевого поведения подростков с умственной отсталостью

    173

    5.6. Исследование сексуального поведения девочек с умеренной умственной отсталостью

    177

    5.7. Рекомендации по половому воспитанию детей и подростков с умствен­ной отсталостью

    183

    Глава 6

    ВЗАИМООТНОШЕНИЯ В СЕМЬЯХ, ВОСПИТЫВАЮЩИХ ДЕТЕЙ С УМСТВЕННОЙ ОТСТАЛОСТЬЮ

    187

    6.1. Стили и типы родительского воспитания

    188

    6.2. Рождение ребенка с нарушением психического развития как фактор, влияющий на жизнедеятельность семьи

    193

    6.3. Своеобразие взаимоотношений родителей и детей с нарушением в развитии

    195

    6.4. Социально-психологическая характеристика семей, воспитывающих детей с умственной отсталостью

    197

    6.5. Исследование межличностных отношений в семьях, имеющих детей с умственной отсталостью

    202

    6.6. Влияние внутрисемейных отношений на развитие личности ребенка с умственной отсталостью

    204

    6.7. Особенности взаимоотношений в семьях, имеющих взрослых детей с умственной отсталостью

    208

    Глава 7

    ЛИЧНОСТНЫЕ ОСОБЕННОСТИ МАТЕРЕЙ, ВОСПИТЫВАЮЩИХ ДЕТЕЙ С УМСТВЕННОЙ ОТСТАЛОСТЬЮ

    216

    7.1. Роль матери в семье умственно отсталого ребенка

    216

    7.2. Социальная адаптация матери, воспитывающей ребенка с умственной отсталостью

    220

    7.3. Исследование личностных качеств матерей методом наблюдения

    222

    7.4. Исследование личностных качеств матерей методом беседы

    227

    7.5. Исследование личностных качеств матерей биографическим методом

    229

    7.6. Исследование уровня тревожности и ее причин у матерей, воспитывающих детей с умственной отсталостью

    233

    7.7. Исследование уровня эмоциональной напряженности матерей, воспитывающих детей с умственной отсталостью

    238

    7.8. Исследование внутреннего мира матерей, воспитывающих детей с умственной отсталостью

    248

    Глава 8

    СОЦИАЛИЗАЦИЯ И ИНТЕГРАЦИЯ ЛИЦ С ГЛУБОКИМ НАРУШЕНИЕМ ИНТЕЛЛЕКТА

    252

    8.1. Интеграция, ее взаимосвязь с социализацией и самореализацией личности

    252

    8.2. История становления социальной интеграции умственно отсталых людей в России

    261

    8.3. Изменение нормативно-правовой базы в отношении инвалидов с умственной отсталостью

    266

    8.4. Отношение общества к лицам с нарушением интеллекта

    270

    8.4.1. Информированность общества об инвалидах с психическими нарушениями

    272

    8.4.2. Отношение разных категорий населения к инвалидам с психическими нарушениями

    276

    Глава 9

    ПОДДЕРЖИВАЕМОЕ ПРОЖИВАНИЕ КАК СИСТЕМА КОМПЛЕКСНОГО СОПРОВОЖДЕНИЯ ЛИЦ С ОГРАНИЧЕННЫМИ УМСТВЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ

    282

    9.1. Реабилитационные службы помощи умственно отсталым людям

    285

    9.2. Центры дневного пребывания

    288

    9.2.1. Центр дневного пребывания при специальной (коррекиионной) школе

    288

    9.2.2. Исследование реабилитации умственно отсталых лиц в условиях Центра дневного пребывания

    294

    9.2.3. Центр дневного пребывания в системе социальной защиты

    299

    9.3. Социальные гостиницы

    305

    9.3.1. Социальная гостиница как модель подготовки к независимой жизни

    305

    9.3.2. Социально-бытовой комплекс как модель поддерживаемого проживания на базе специальной (коррекционной) школы

    309

    9.4. Социально-реабилитационный центр как модель поддерживаемого проживания интернатного типа

    314

    9.4.1. Содержание учебно-воспитательной работы в центре

    315

    9.4.2. Структура центра

    316

    9.4.3. Организация образовательного и профессионально-трудового обучения

    321

    9.5. Рекомендации по психолого-педагогической реабилитации детей с умственной отсталостью и их родителей в системе поддерживаемого проживания

    322

    9.5.1. Реабилитационная работа с родителями

    323

    9.5.2. Организация общения и совместной деятельности родителей с детьми

    326

    9.5.3. Реабилитационная работа с детьми-инвалидами

    327

    Глава 10

    СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ РЕАБИЛИТАЦИЯ ЛИЦ С НАРУШЕНИЕМ ИНТЕЛЛЕКТА С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ ПРИНЦИПОВ КЕМПХИЛЬСКОГО ДВИЖЕНИЯ

    329

    10.1. Принципы и формы реабилитации в Кемпхильских общинах

    330

    10.2. Исторический аспект идей общинного проживания в России

    332

    10.3. Структура Центра социально-психологической реабилитации «Деревня Светлана»

    335

    10.4. Ритм жизни в Центре «Деревня Светлана»

    340

    10.5. Индивидуальные особенности социально-психологической реабилитации молодых людей с нарушением интеллекта, проживающих в Центре «Деревня Светлана»

    343

    ЗАКЛЮЧЕНИЕ

    351

    Приложение 1

    ИСПОЛЬЗОВАННЫЕ МЕТОДИКИ

    354

    1.1. Методика «Карта наблюдений»

    354

    Уровни оценки по шкалам

    355

    Критерии оценки по шкалам

    355

    1.2. Методика «Социограмма». Педагогический анализ социального развития людей с множественными нарушениями (форма PAC-S/P). На основе третьего издания по X. С. Гюнцбургу

    367

    1.3. Опросник для родителей: Шкала навыков, необходимых для социальной адаптации (по D. Norris and P. Williams, 1975)

    379

    1.4. Анкета для определения социально-бытовых навыков

    380

    1.5. Анкета для определения эмоционально-поведенческих особенностей

    382

    1.6. Схема исследования речи молодых людей с нарушением интеллекта

    384

    1.7. Тест-опросник родительского отношения к детям (А. Л. Варга, В. В. Столин)

    385

    1.8. Психологическая автобиография

    388

    1.9. Методика «Шкала самооценки» (по Ч. Д. Спилбергеру, Ю.Л.Ханину)

    390

    1.10. Методика «Семантический дифференциал»

    392

    1.11. Методика «Незаконченные предложения»

    393

    1.12. Методика исследования самоотношения (по С. Р. Пантелееву)

    394

    1.13. Методика «Самоактуализация» (по А. Маслоу)

    397

    1.14. Анкета 1. «Информированность об инвалидах с психическими нарушениями»

    405

    1.15. Анкета 2. «Отношение к инвалидам с психическими нарушениями»

    406

    Приложение 2

    ПРИМЕРНЫЕ НОРМАТИВНО-ПРАВОВЫЕ ДОКУМЕНТЫ ДЛЯ СЛУЖБ ПОДДЕРЖИВАЕМОГО ПРОЖИВАНИЯ

    409

    1. Положение о социально-трудовом реабилитационном отделении для инвалидов с ограниченными умственными возможностями

    409

    2. Положение о социальной гостинице для молодых людей с ограниченными умственными возможностями здоровья

    413

    3. Положение о реабилитационном центре государственного стационарного учреждения социального обслуживания «Дома-интерната для детей с отклонениями в умственном
    files -> Варианты контрольной работы №2 По дисциплине «Иностранный (англ.) язык в профессиональной деятельности» для студентов 1 курса заочной формы обучения, обучающихся по специальности 030900. 68 Магистратура
    files -> Контрольная работа №2 Вариант №1 Text №1 Use of Non-Police Negotiators in a Hostage Incident
    files -> Классификация основных человеческих потребностей по А. Маслоу Пирами́да потре́бностей
    files -> Рабочая программа для студентов направления 42. 03. 02 «Журналистика» профилей «Печать», «Телевизионная журналистика»
    File -> Е. А. Игры с аутичным ребенком. Установление контакта, способы взаимодействия, развитие речи, психотерапия. М.: Теревинф, 2004. 136 с. Книга

    Шипицына Людмила Михайловна - ректор Института специальной педагогики и психологии, доктор биологических наук, профессор, Заслуженный деятель науки Российской Федерации.

    Родилась в 1947 году. В 1970 г. окончила Ленинградский Государственный Университет им. А.А. Жданова, биолого-почвенный факультет по специальности физиология (ныне Санкт-Петербургский Государственный Университет). После окончания университета работала младшим научным сотрудником в НИИ физиологии детей и подростков АПН СССР, с 1978 г. старшим научным сотрудником, руководителем электрофизиологической лаборатории НИИ детских инфекций МЗ РСФСР.

    В 1974 г. защитила кандидатскую диссертацию по исследованию нейрофизиологических механизмов речи у детей раннего возраста.

    В 1986 г. была избрана по конкурсу на должность заведующей кафедры анатомо-физиологических основ дефектологии Ленинградского Государственного педагогического института (ныне Российского государственного педагогического университета) им. А.А. Герцена, с 1989 по 1993 гг. - декан факультета дефектологии этого же вуза.

    С 1987 г. - доктор биологических наук (Диссертационный Совет медицинского факультета Университета Дружбы Народов, Москва), с 1989 - профессор.

    В 1993 г. Л.М. Шипицына создала первый в России негосударственный вуз, специализирующийся на подготовке кадров для системы специальных (коррекционных) образовательных учреждений, социально-реабилитационных служб и центров, детских домов, приютов и интернатов. В настоящее время Институт имеет высокий авторитет, как в России, так и за ее пределами.

    Под руководством Л.М. Шипицыной Институт специальной педагогики и психологии успешно выполняет научные исследования в рамках Президентской программы «Дети России», участвует в Федеральной целевой программе «Комплексные меры противодействия злоупотреблению наркотиками и их незаконному обороту», начиная с 1999 года, а также в Международных и Российских, проектах по профилактике ВИЧ/СПИДа у несовершеннолетних в образовательной среде, осуществляет международное сотрудничество с различными странами по проблемам специального образования, с США, Голландией, Бельгией, Финляндией, Данией и др.

    Л.М. Шипицына является членом Федерального Совета по проблемам наркомании Министерства образования и науки РФ, председателем экспертного совета Антинаркотической комиссии при Администрации Санкт-Петербурга, членом Президиума Специального олимпийского Комитета Санкт-Петербурга. Также она осуществляла научное руководство и непосредственно участвовала в совместных с ЮНИСЕФ программах «Дети Беслана», по психолого-педагогической реабилитации и помощи детям и их семьям, пострадавшим в результате теракта, а также «Дети Южной Осетии».

    Огромны заслуги Л.М. Шипицыной по оказанию помощи учреждениям и семьям, в которых воспитываются дети, имеющие серьезные нарушения здоровья. При Институте создана Ассоциация практических учреждений и благотворительных организаций Санкт-Петербурга «Партнеры Института».

    Разработанные под руководством профессора Л.М. Шипицыной программы обучения и воспитания лиц с ограниченными возможностями здоровья успешно применяются в практике работы специальных (коррекционных) учреждений. Такие научные труды, как «Психология детей-сирот», «“Необучаемый” ребенок в семье и обществе», «Уроки общения для детей с нарушением интеллекта» являются «настольными» книгами практикующих психологов.

    Необходимо отметить многогранность научно-педагогической деятельности Людмилы Михайловны. Она является автором 450 публикаций, в том числе 40 монографий, 90 учебных и научно-методических пособий, изданных не только в России, но и за рубежом.

    Под ее руководством подготовлено 25 кандидатских и 3 докторских диссертации; созданы научные школы по специальной (коррекционной) педагогике и психологии.

    За свою многогранную научно-педагогическую и организаторскую деятельность Л.М. Шипицына удостоена Почетного звания «Заслуженный деятель науки Российской Федерации», награждена Государственными наградами: Орденом Дружбы, Орденом Почета, медалью «В память 300-летия Санкт-Петербурга», почетными грамотами МО РФ, Орденами «За честь и благородство» Специального олимпийского комитета РФ, В.Вернадского «За заслуги в науке», дипломом Кембриджского университета о включении в число 2000 выдающихся людей XX века, знаками «Ректор года» - 2004, 2005, 2009, 2010 и др.

    Шипицына Людмила Михайловна - ректор Института специальной педагогики и психологии, доктор биологических наук, профессор, Заслуженный деятель науки Российской Федерации.

    Родилась в 1947 году. В 1970 г. окончила Ленинградский Государственный Университет им. А.А. Жданова, биолого-почвенный факультет по специальности физиология (ныне Санкт-Петербургский Государственный Университет). В 1974 г. защитила кандидатскую диссертацию по исследованию нейрофизиологических механизмов речи у детей раннего возраста. С 1987 г. - доктор биологических наук (Диссертационный Совет медицинского факультета Университета Дружбы Народов, Москва), с 1989 - профессор.

    В 1993 г. Л.М. Шипицына создала первый в России негосударственный ВУЗ, специализирующийся на подготовке кадров для системы специальных (коррекционных) образовательных учреждений, социально-реабилитационных служб и центров, детских домов, приютов и интернатов. В настоящее время Институт имеет высокий авторитет, как в России, так и за ее пределами.

    Научные проекты, выполняемые под руководством Л.М. Шипицыной постоянно поддерживаются российскими и международными грантами, что обеспечивает высокий методический уровень и актуальность результатов исследований. Разработанные под руководством профессора Л.М. Шипицыной программы обучения и воспитания лиц с ограниченными возможностями здоровья успешно применяются в практике работы специальных (коррекционных) учреждений. Такие научные труды, как «Психология детей-сирот», «Необучаемый» ребенок в семье и обществе», «Уроки общения для детей с нарушением интеллекта» являются «настольными» книгами практикующих психологов.

    Людмилы Михайловны является автором 420 публикаций, в том числе 30 монографий, 80 учебных и научно-методических пособий, изданных не только в России, но и за рубежом. Под ее руководством подготовлено 25 кандидатских и 3 докторских диссертации; созданы научные школы по специальной (коррекционной) педагогике и психологии.

    Книги (6)

    В монографии представлен исторический экскурс в изучении одной из сложных патологий движений — детского церебрального паралича (ДЦП), его клинические симптомы при разных формах заболевания.

    Особый акцент сделан на особенностях психического состояния, в том числе высших психических функций в зависимости от формы и тяжести ДЦП. Приводятся данные литературы и собственные данные по исследованию познавательной, эмоционально-мотивационной, интеллектуальной деятельности детей с церебральным параличом.

    Большое внимание уделено проблемам психодиагностики, коррекции, обучения, воспитания и сопровождения учащихся с ДЦП, а также их социальной и педагогической интеграции.

    Нарушения поведения учеников вспомогательной школы

    Нарушения поведения детей и подростков является актуальной проблемой и эта актуальность имеет четко выраженную тенденцию к росту. Отклонения от общепринятых социальных и морально-нравственных форм поведения детей и подростков ставят серьезные задачи перед семьей, школой и обществом в целом.

    Коренные преобразования в жизни общества, социальные, экономические трудности, радикальный пересмотр казалось бы устоявшихся жизненных ценностей, ниспровержение многих авторитетов, изменение системы отношений во всех сферах социума, стремительный темп этих изменений ставят эту возрастную группу общества в позицию слабой психологической защищенности, снижают ее адаптивные возможности и повышают психологическую ранимость.

    Необучаемый ребенок в семье и обществе

    «Необучаемый» ребенок в семье и обществе. Социализация детей с нарушением интеллекта.

    В монографии представлены результаты комплексной диагностики и коррекции детей, подростков и молодых людей с умственной отсталостью. Особое внимание уделяется социализации и интеграции этих лиц в общество.

    В связи с этим подробно рассматриваются вопросы их социально-психологической адаптации, формирования коммуникативных навыков, семейных взаимоотношений, а также вопрос психолого-педагогического сопровождения умственно отсталых лиц в различных условиях обучения, воспитания, реабилитации и поддерживаемого проживания. Книга может 6ыть полезна для педагогов, психологов, дефектологов, психоневрологов, логопедов, аспирантов, студентов и родителей детей с нарушением интеллекта.

    Психолого-педагогическое консультирование ребенка

    Психолого-педагогическое консультирование и сопровождение развития ребенка.

    В пособии представлены теоретические и практические основы психолого-педагогического медико-социального консультирования и сопровождения, а также региональная модель такой службы в Санкт-Петербурге.

    Даются методические рекомендации по организации и содержанию работы с детьми с различными проблемами в развитии и здоровье, образцы заключений по обследованию. Представлены международные и российские нормативно-правовые документы, регламентирующие деятельность служб и центров сопровождения развития ребенка с ограниченными возможностями здоровья.

    Социальная реабилитация детей с аутизмом

    Обзор иностранной литературы.

    В последнее десятилетие проблема аутизма становится все более актуальной в странах Западной Европы и в США.

    Прошло уже более 50 лет с тех пор, как Лео Каннер привлек внимание к симптоматике, свойственной «детям с ранним аутизмом» (1943). С тех пор взгляды на возникновение аутизма претерпели значительные изменения.

    Среди проблем, связанных с аутизмом, можно выделить следующие: понятие аутизма, распространенность, этиология, симптоматика, коррекция, обучение, интеграция в общество.

    Ректор Института специальной педагогики и психологии Международного университета семьи и ребенка имени Рауля Валленберга, академик Российской академии менеджмента в образовании, Международной кадровой академии ЮНЕСКО, Нью-Йоркской академии наук, доктор биологических наук, профессор.
    Родилась 1 марта 1947 г.
    После окончания в 1970 г. ЛГУ им. А.А. Жданова по кафедре физиологии высшей нервной деятельности работала в НИИ физиологии детей и подростков АПН СССР. где в 1974 г успешно защитила кандидатскую диссертацию. С 1979 г. работала в НИИ детских инфекций МЗ СССР руководителем лаборатории функциональных методов диагностики и одновременно с этим на условиях почасовой оплаты в ЛГПИ им. А.И. Герцена, где читала курс лекций по анатомии, физиологии и патологии органов слуха и речи. В 1986 г. была избрана на должность заведующей кафедры анатомо-физиологических основ дефектологии ЛГПИ им. А.И. Герцена, а в 1989 г. - деканом факультета дефектологии. В 1987 г. защитила докторскую диссертацию, в 1989 г. ей присвоено ученое звание профессора.
    Научно-педагогическая деятельность Л.М. Шипицыной весьма многогранна. Она автор более 250 научных работ, в том числе 30 монографий, учебных и методических пособий. Подготовила 15 кандидатов и 2-х докторов наук.
    Л.М. Шипицыной экспериментально разработаны принципы развития функциональной асимметрии мозга у детей, изучены нейрофизиологические механизмы формирования речевых и неречевых процессов, обучения детей чтению, структурно-функциональные особенности памяти и эмоциональных состояний у здоровых детей, а также у детей с тяжелыми нарушениями слуха, с задержкой психического развития, умственной отсталостью и девиантным поведением.
    В последние 10 лет основные направления научно-педагогической деятельности Л.М.Шипицыной связаны с разработкой концептуальных и методических подходов в системе специального образования. Во многом это связано с созданием Л.М. Шипицыной негосударственного образовательного центра - Международного университета семьи и ребенка им. Рауля Валленберга, который включает школу для детей, нуждающихся в особых условиях обучения и развития, экспертно-консультативный, научно-исследовательский центр, педагогические мастерские, открытый университет для родителей, издательский комплекс, психолого-педагогический центр профилактики наркомании у детей и подростков, а также Институт специальной педагогики и психологии.
    Институт специальной педагогики и психологии - основное структурное подразделение Университета, имеющее государственную лицензию на ведение образовательной деятельности в сфере высшего образования и свидетельство о государственной аккредитации МО РФ.
    Институт специальной педагогики и психологии - первый в России негосударственный вуз, специализирующийся на подготовке кадров для системы специальных учреждений и социальных служб в образовании: специальных (коррекционных) образовательных учреждений, социально-реабилитационных центров, детских домов, приютов и др. Востребованность в высококвалифицированных кадрах и научных исследованиях в этой области особо возросла в связи с коренными изменениями в государственной политике по поддержке детей и взрослых с ограниченными возможностями здоровья.
    В настоящее время в институте обучаются более 2000 студентов из Санкт-Петербурга, Брянска, Выборга, Зеленограда, Калининграда, Москвы, Оренбурга, Петрозаводска, Северодвинска, Тюмени, Тольятти, Нового Уренгоя, Челябинска.
    Широта контактов, открытость - важная черта в облике нового вуза. Под руководством профессора Л.М. Шипицыной Институт участвует в федеральных и международных научных программах.
    Многие проводимые в институте научные исследования осуществляются по заказам Министерства образования РФ, Министерства труда и социальной защиты РФ, региональных органов образования и др. Институт успешно выполняет научные исследования в рамках Президентской программы "Дети России", федеральных целевых программ "Дети-инвалиды", "Дети-сироты", "Дети Чернобыля" и др.
    Институт осуществляет международное сотрудничество с различными образовательными учреждениями Бельгии, Великобритании, Германии, Дании, Нидерландов, США, Швеции, Финляндии и др. стран.
    Благодаря этим связям студенты университета имеют возможность слушать лекции и знакомиться с учебными пособиями ведущих западных специалистов.
    Институт разрабатывает и издает научно-методическую литературу и учебные пособия. Качество научной продукции вуза подтверждается постоянным спросом на нее в различных регионах России. Работы сотрудников института переведены на английский, голландский, немецкий языки и опубликованы за рубежом.
    Кредо ректора Л.М. Шипицыной заключается в том, что с первых дней учебы студент - будущий педагог и психолог - работает с конкретным ребенком.
    Отстаивая в науке принципы гуманного, бережного отношения к ребенку с проблемами развития, Шипицына Л.М. последовательно проводит их на практике. Институт решился на уникальный эксперимент: открыл группу для глухих студентов, которые получают специальность "Специальная психология". Учат их бесплатно, при том, что этой группе преподают лучшие профессора и доценты. В институте также учатся студенты с нарушениями зрения и другие инвалиды.
    Институт специальной педагогики и психологии не ставит своей целью подменять государственное образование, но направленно помогает стране в подготовке специалистов. К тому же ректор гордится, что благодаря новой форме обучения может поддержать в это трудное время бесценные педагогические кадры Петербурга - профессоров и доцентов. А свою нужность обществу институт уже доказал за эти годы: более 3000 выпускников успешно работают в разных уголках нашей страны.
    Своим домом считают Институт профессора и преподаватели, объединенные в творческий работоспособный коллектив единомышленников.
    Особая атмосфера благожелательности, интеллигентности, соревновательности научных идей царит в его стенах. И студенты, и преподаватели считают это заслугой своего ректора - масштабно мыслящего ученого, превосходного организатора науки, доброжелательного и заботливого человека.
    В 1998 году Указом Президента РФ Л.М. Шипицына награждена Орденом Дружбы, а также получила именную медаль и диплом Кембриджского Университета о включении в число 2000 выдающихся людей XX века.


Top