Культура стран халифата наука достижение значение. Литература и поэзия

В истории великих культур классическая арабо-мусульманская культура занимает одно из важнейших мест. В свое время эта высокоразвитая, самобытная культура процветала на бескрайних просторах от Индии до Испании, включающих Ближний и Средний Восток, и Северную Африку. Ее влияние ощущалось во многих частях света. Она явилась важным связующим звеном между культурой античности и средневекового Запада. Арабо-мусульманская культура, как следует из самого словосочетания, несет на себе печать ислама и арабизма. Арабский Халифат – так называлось государство, образовавшееся в результате арабских завоеваний VII-IX вв. Рождение арабской культуры тесно связано с появлением халифата. В VII-VIII вв. арабами были покорены народы, в культурном отношении стоявшие выше них. Помимо собственно арабского элемента, арабо-мусульманская культура вобрала в себя многое из культуры персов, сирийцев, коптов, иудеев, народов Северной Африки и т.д. Арабы освоили и переработали богатое наследие эллинистическо-римской культуры. Но при этом арабская культура сохранила своеобразие и собственные древние традиции. Уникальность этой культуры обусловлена особенностями ислама , одной из трёх великих религий мира, который представляет собой не просто мировую религию, а целостную неповторимую культуру. Культура ислама – явление совершенно отличное от культуры и европейской, и иудейской. Сам ислам, будучи по своей сути религией, превратился в систему, организующую весь мир существовавших тогда обществ, подчиненных власти халифата .

Ислам стал законом, определяющим социальную структуру и мораль общества, обоснование которых находится в Коране , главной священной книге мусульман, собрании проповедей, заклинаний, указаний и молитв, произнесенных пророком Мухамедом в городах Мекка и Медина. Так как Аллах является абсолютным совершенством, то продиктованный им свод моральных правил и законов обладает абсолютной истинностью, вечностью и неизменностью. Они пригодны «для всех времен и народов». Текст Корана содержит 114 сур, причем самые длинные суры помещены в начале книги, короткие - в конце. Кроме непосредственно религиозных и мифологических сюжетов Коран содержит этнографические сведения о жизни арабов, об их культуре (правила обрядности отправления культа), религиозно-правовые предписания, касающиеся имущественных, семейно-брачных отношений.

После смерти Мухамеда в исламе возникли два новых течения: суннизм и шиизм, различающиеся толкованием сунны. В широком значении сунна - свод обычаев и правил поведения мусульманской общины - означала практику и теорию мусульманского правоверия; она передавалась устно и служила дополнением к писаному закону. В ходе эволюции ислама возник суфизм - мусульманский мистицизм. Суфии - исламские мистики не считали обязательным для себя повседневные нормы, обряды и условности, строго предписанные правоверным мусульманам. Их жизнь была посвящена аллаху и отсюда их нестандартное поведение - от экстатического транса до глубокого внутреннего сосредоточения, близкого индо-буддийской медитации.



Можно сказать, что под знаменем ислама арабский народ начал свою великую, полную успехов историю, создал обширную империю, блестящую арабо-мусульманскую цивилизацию и культуру. Арабы стали наследниками таких великих государств, как Византия и Персия. В более поздние времена в орбиту ислама вошли другие народы - персы, турки, монголы, индийцы и малайцы, так что ислам стал мировой религией. Возникла единая, хотя и состоящая из множества народов, крупная «мусульманская общность» - умма исламийя, которая, несмотря на разнородность своих последователей, характеризуется определенной монолитностью. Это связано с тем, что ислам оказал сильное влияние на своих адептов, формируя у них определенную, специфическую мусульманскую ментальность, независящую от предшествующих народных, культурных и религиозных традиций.

В исламе нет церкви как социального института, нет и духовенства в строгом смысле слова, поскольку не признается какой-либо посредник между Богом и человеком. Богослужение может совершать любой член уммы, религиозной общности людей, объекта заботы и внимания Аллаха, которая является формой социальной организации верующих. Культ требует от верующих выполнения пяти основных обязанностей («пять столпов ислама»): исповедания веры, ежедневной молитвы, раздачи милостыни, соблюдения поста и совершения паломничества

Семья для мусульманина важнее государства, национальное самосознание у него развито слабее, чем клановые, «местнические» связи и сознание своей приверженности к вере. Это связано с особенностями ислама, который, в отличие от других мировых религий, освящает и регламентирует повседневную жизнь людей, жизнь семьи и рода. Быт и семья у мусульман являются ценностями более высокого порядка, чем у христиан, поскольку это те сферы, которые регулировались священным законом, а не светскими уложениями, сферы, куда мусульманин никому не позволяет вторгаться. «Дом» для мусульманина - это область его господства и свободы, и значит он для него больше, чем для представителя любой другой религии. Государственно-национальная принадлежность для самосознания мусульман всегда играла меньшую роль, чем принадлежность к исламу, к родовой и религиозной общности. С этими особенностями исламского вероучения связано и понимание человеческого предназначения. Мусульманин не осознает собственную личность как самоценность, поскольку для него все, что «само...», является атрибутом Аллаха.

В соответствии с традицией - хадисом, приписываемой пророку Мухаммеду, ислам с самого начала поддерживал науку и образование, предписывая «поиск знания от колыбели до гроба». Ислам способствовал развитию философии, искусства, гуманитарных и естественных наук, а также созданию утонченной художественной культуры (не случайно VII-VIII вв. называют эпохой классицизма исламской культуры). Халифы и эмиры различных провинций колоссальной мусульманской империи опекали науку и философию, способствовали развитию искусства и изящной литературы, особенно поэзии. Главные центры средневековой культуры и науки находились в Багдаде, Каире, Кордове и других городах арабо-мусульманского халифата.

Существенным элементом арабо-мусульманской культуры является арабский язык, который неразрывно связан с Кораном. Ведь священная книга ислама, по мнению правоверных мусульман, была дана пророку Мухаммеду в «откровении» именно на арабском языке (а многие из них считают, что именно в таком виде ее оригинал хранится близ престола Всевышнего). С этого началось взаимодействие этих двух составляющих частей арабо-мусульманской культуры. Из-за необходимости комментировать Коран, развивались филологические исследования арабского языка. Все мусульмане, независимо от своего происхождения, обязаны цитировать Коран на арабском языке, знать его и понимать. Арабский язык из языка бедуинов пустынной Аравии в течение неполного века превратился в официальный язык ученых и философов.

С начала своего развития, в VII веке, на протяжении 7 веков арабо-мусульманская культура находилась на высоком уровне, оставив далеко позади европейскую науку и культуру того периода. Ее успешному развитию способствовало то, что арабский язык был единым языком, которым пользовались при изложении своих трудов все мусульманские ученые, независимо от своего происхождения, а не только арабы. Именно на этом языке были написаны почти все научные, философские и литературные произведения, не говоря уже о религиозных и юридических трудах. Следует добавить, что арабским алфавитом пользовались как орнаментальным мотивом в мусульманском искусстве и архитектуре, особенно в сакральной архитектуре.

Первыми центрами науки в мусульманском мире были мечети - своеобразные университеты, ибо в них обучали всем религиозным и светским наукам. Некоторые из них получили большую известность в истории арабо-мусульманской науки как подлинные университеты. Достаточно вспомнить большую мечеть Омейядов в Дамаске (основана в 732 г.), знаменитую каирскую мечеть Аль-Азхар и другие. Ислам способствовал расцвету науки, ведь еще пророк Мухаммед сказал: «Лицезрение ученых равнозначно молитве», а его племянник Али говорил: «Добывай знания: они тебя украсят, если ты богат, и прокормят, если ты беден». Обычно, в соответствии с традицией арабо-мусульманского строительства, в новом городе возводили мечеть, госпиталь и школу или другие общественные учреждения, которые способствовали физическому и духовному здоровью человека.

Особенно славен багдадский период, известный сказочной роскошью халифов. «Золотым веком» арабской культуры называют время правления Харун ар-Рашида (763 или 766-809), современника Карла Великого. Двор знаменитого халифа был средоточием восточной роскоши (вспомним сказки «Тысяча и одна ночь»), поэзии и учености. В то время был создан и знаменитый Дом науки в Багдаде, просветительское учреждение, объединяющее академию, библиотеку и обсерваторию.

В области точных наук достижения арабских ученых были огромны. Общеизвестно, что арабская система счета, корни которой уходят в Индию, была воспринята и распространена в Европе. Арабские ученые (Мухаммед аль-Хорезми и др.) внесли большой вклад в развитие алгебры, сферической тригонометрии, математической физики, оптики, астрономии и др. научных дисциплин. Высокого уровня развития у арабов достигла химия. Можно сказать, что арабские ученые в области химии открыли окись серы, окись азота, азотное серебро и другие соединения, а также дистилляцию и кристаллизацию.

Весьма высокий уровень у арабов имела медицина, ее достижения в различных областях длительное время питали европейскую медицину. Один из первых знаменитых врачей ар-Рази (IX в.) был величайшим клиницистом в мире ислама, многие его труды являются настоящими медицинскими энциклопедиями. Крупную энциклопедию в области медицины представляет собой и «Канон медицины» знаменитого Ибн Сины (Авиценны, 980-1037). Авиценна был философом, медиком, поэтом, государственным деятелем; его перу принадлежит более 400 произведений. В своих «Книге исцелений» и «Каноне врачебной науки» он обобщил достижения медицины того времени. Величайший хирург арабского мира аз-Захрави поднял хирургию до ранга самостоятельной науки; его важнейший трактат «Ташриф» положил начало иллюстрированным трудам по хирургии. Он стал применять антисептические средства при лечении ран и накожных повреждений, изобрел нити для хирургических швов, а также около 200 хирургических инструментов, которые впоследствии использовались хирургами как в мусульманском, так и в христианском мире. Другим знаменитым пионером медицины был Ибн Зухр (Авензоар), один из крупнейших арабских врачей Испании (1094-1160). Он первым описал воспаление легких, рак желудка и др. Его считают предвестником экспериментальной медицины.

Специализация в науке никогда не препятствовала арабским ученым и мыслителям соотносить друг с другом различные дисциплины и связывать разные области знания в единое целое. Это необходимо иметь в виду при рассмотрении арабо-мусульманской философии. Ярким примером такой тенденции к синтезу служат знаменитые сказки «Тысяча и одна ночь», в которых отражено мышление народа, раскрываются его желания, верования и представления. Сборник сказок «Тысяча и одна ночь» сложился в Х-XV вв. на основе сюжетов, заимствованных у многих народов, отражавших ценности светской арабской культуры. Поэзия VII-VIII вв. отличалась жизнерадостным тоном, воспевала воинские подвиги, веселье, любовь, вино. В прозе наиболее популярным был жанр любовно-приключенческих рассказов и анекдотов из быта разных слоев населения.

Связь между гуманитарными науками и литературой обнаруживается в произведениях ряда авторов, в частности в трудах великого ученого аль-Бируни (ум. в 1048 г.), чья философия во многих отношениях удивительно напоминает философию XX в. Идеи ещё одного крупного философа Халифата Аверроэса (Мухаммед Ибн Рушд), представителя аристотелизма, наложили глубокий отпечаток на средневековую европейскую философию, где аверроизм был весьма важным философским течением.

Арабо-мусульманская культура не создала пластических искусств, живописи и скульптуры в европейском или античном понимании. Ведь ислам отрицательно относился к изображению любого живого существа в живописи и скульптуре, ведущему, как считается, к идолопоклонству. В исламской живописи царит орнамент и абстракция. Эквивалентами пластических искусств в арабо-мусульманской культуре были художественная каллиграфия и миниатюра. Искусство каллиграфии в мире ислама считалось самым благородным искусством, а каллиграфы имели свои «академии» и пользовались большим почетом. Каллиграфия, наиболее благородное визуальное искусство ислама, имеет функцию, аналогичную функциям икон в христианском искусстве, так как представляет видимое тело божественного Слова. В арабо-мусульманском мире каллиграфия широко использовалась в архитектуре и как средство передачи текста, и просто для украшения. Архитекторы порой покрывали целые стены дворцов и мечетей затейливой арабской вязью, стилизованными мотивами из растительного мира и геометрическими узорами.

Для мусульманского искусства (ковроткачество, архитектура, живопись, каллиграфия) характерны повторение выразительных геометрических мотивов, неожиданная смена ритма и диагональная симметрия. Типичным примером арабо-мусульманской художественной культуры является арабеска, специфический мусульманский орнамент. Арабеска, благодаря чёткой ритмической основе, имеет аналогии в арабской риторике и поэзии. В Х в. здания стали украшать арабесками.

Как все виды мусульманской культуры, архитектура в странах халифата развивалась на основе слияния арабских традиций с местными. В частности, арабы усвоили достижения эллинистического, римского и иранского зодчества. Шедеврами арабо-мусульманской архитектуры являются Тадж-Махал в Индии, голубая мечеть в Стамбуле, мечети и дворцы Самарканда и Исфахана, дворец Альгамбры в Гранаде, дворцы и мечети Кордовы. Орнаменты изразцов мусульманских зданий впоследствии использовались при создании знаменитых по всему миру персидских ковров. Развивалось искусство миниатюры, его вершиной считаются миниатюры багдадской школы XIII в. Миниатюры украшали рукописные, медицинские и астрономические труды, сборники сказок и басен, литературные сочинения.

Вопреки сложившемуся мнению, европейская культура не является прямой наследницей древнегреческой цивилизации. Наука и философия греков дошли до европейцев через мусульманских мыслителей. Многое из того, что традиционно принято считать достижениями европейской культуры, справедливее было бы отнести к достижениям культуры мусульманской. Даже термин «гуманность», «человечность» впервые появился на мусульманском Востоке. Его автором был великий персидский поэт Саади (XIII в.).

Лекция 5. Культура средневековой Европы.

Долгое время в историко-культурологической литературе господствовал взгляд на средневековье как на "темные века". Однако на деле это не выглядит столь однозначно. Несомненно, что мир средневековой культуры для нас странен и не всегда понятен. Наиболее распространенный и популярный в эту эпоху жанр литературного произведения-жития святых, самый типичный образчик архитектуры-собор, в живописи преобладает икона, в скульптуре-персонажи Священного писания. Средневековые мастера, писатели, художники, пренебрегая зримыми очертаниями окружающего их земного мира, пристально всматриваются в потусторонний мир. Поэты и художники почти вовсе обходят реальную природу, не воспроизводят пейзажа, не замечают особенностей отдельных людей, не обращают внимания на то, что в разных странах и в разные эпохи люди одевались по-разному, жили в иных жилищах, имели другое оружие. Индивидуализации они предпочитают типизацию, вместо проникновения в многообразие жизненных явлений исходят из непримиримой противоположности возвышенного и низменного, располагая на полюсах абсолютное добро и абсолютное зло.

Художник как бы не знает, что мир трехмерен, обладает глубиной: на его картине пространство заменено плоскостью. На картинах средневековых живописцев нередко последовательные действия изображаются симультанно: в картине совмещаются несколько сцен, разделенных временем. Например, Иоанн Креститель, стоящий перед лицом царя Ирода, Иоанн Креститель в момент, когда палач отсекает ему голову, и Иродиада, подносящая Ироду блюдо с головой Иоанна, бездыханное тело которого лежит подле, изображены бок о бок на одной картине. Такое изображение последовательных событий, разделенных во времени в одной художественной плоскости, недопустимое с нашей точки зрения, совершенно естественно для средневековья

Кажется, что средневековые мастера не различали четко мир земной и мир сверхчувственный - оба изображаются с равной степенью отчетливости, в живом взаимодействии и опять-таки в пределах одной фрески или миниатюры. Все это в высшей степени далеко от реализма в нашем понимании. Напомним, однако, что слово "реализм" как раз средневекового происхождения, но только "реалиями" в ту эпоху считали такие категории, которым мы теперь в реальности отказываем.

"Странности" средневекового сознания обнаруживаются не только в искусстве. Арон Яковлевич Гуревич, один из крупнейших исследователей-медиевистов в книге "Категории средневековой культуры" описывает парадоксы средневекового мировосприятия следующим образом: "Разве не удивительно с современной точки зрения, например, то, что слово, идея в системе средневекового сознания обладали тою же мерой реальности, как и предметный мир, как и вещи, которым соответствуют общие понятия, что конкретное и абстрактное не разграничивались или, во всяком случае, грани между ними были нечеткими? что доблестью в средние века считалось повторение мыслей древних авторитетов, а высказывание новых идей осуждалось? что плагиат не подвергался преследованию, тогда как оригинальность могла быть принята за ересь? что в обществе, в котором ложь расценивали как великий грех, изготовление фальшивого документа для обоснования владельческих и иных прав могло считаться средством установления истины и богоугодным делом? что в средние века не существовало представления о детстве как особом состоянии человека и что детей воспринимали как маленьких взрослых? что исход судебной тяжбы зависел не от установления обстоятельств дела или не столько от них, сколько от соблюдения процедур и произнесения формул и что истину в суде старались обнаружить посредством поединка сторон либо испытания раскаленным железом или кипятком? что в качестве обвиняемого в преступлении мог быть привлечен не только человек, но и животное и даже неодушевленный предмет? что земельные меры одного и того же наименования имели неодинаковую площадь, то есть были практически несоизмеримы? что подобно этому и единица времени - час - обладал неодинаковой протяженностью в разные времена года? что в среде феодалов расточительность уважалась несравненно больше, чем бережливость - важнейшее достоинство буржуа? что свобода в этом обществе не была простой противоположностью зависимости, но сочеталась с ней?...". Список подобных "необычностей" ученый продолжает еще несколько страниц, но делает это не для того, чтобы объявить эту эпоху примитивной и неразвитой, а во имя доказательства её уникальности.

Вся культурная жизнь европейского общества этого периода в значительной степени определялась христианством, которое выработало новую этику поведения, внедрило новый взгляд на мир и на место человека в нём. Учения о прекрасном мыслителей этой эпохи неизменно были ориентированы на постижение бога - творца всех видимых форм, которые и существуют не сами по себе, но лишь как средстве для постижения божественного разума. История тоже воспринималась как осуществление божьего замысла. Философия - "служанка богословия", и в глазах средневекового философа такая ее функция являлась единственным ее оправданием. Богословие представляло собой "наивысшее обобщение" социальной практики человека средневековья. В средние века существовала математика и, следовательно, язык математических символов. Но эти математические символы тоже были символами богословскими, ибо и сама математика представляла собой "сакральную арифметику" и служила потребностям символического истолкования божественных истин.

Основы христианской этики наиболее ясно сформулированы в заповедях Моисея и Нагорной проповеди Иисуса Христа. Христианство открывало возможности приобщиться к новой морали представителям любой этнической группы, так как для него не было "ни эллина, ни иудея", то есть все люди воспринимались изначально равными. Церковь стремилась быть "всеобщей" - она обращалась к человеческому коллективу в целом и каждому члену общины в отдельности. Сознание народных масс изменилось, человек ощутил себя гражданином вселенной. Но вместе с тем, на смену представления о мире как о чем-то завершенном и гармоничном пришло восприятие действительности в ее драматической сложности, в ее вселенском грандиозном масштабе. Средневековье создало новое понимание человека и меры его ценности. Человек в сознании людей перестал быть центром мироздания. В нем видели лишь частичку вселенной, подчиненную ее неведомым силам. Возникло учение о существовании двух миров - высшего божественного, духовного и низшего мира земной реальности, являющегося лишь его отражением; обнажились и противоречия между двумя природами человеческой натуры - духовной и телесной. Образ человека в искусстве утратил разумную ясность и внутреннее равновесие, характерное для античных героев. Но духовный мир человека обогатился, в нем было открыто многообразие чувств и переживаний.

В тесной связи с христианской религией находились изобразительное искусство и архитектура, призванные утвердить в сознании верующих бренность земной жизни и величие вечного царства Божьего на небесах. Христианский храм, его убранство и украшение воспринимались как модель и образ мироздания. Это вызвало к жизни развитие монументальных форм архитектуры и синтез ее с различными видами искусства. Изобразительное искусство в храмах было связано с передачей в скульптуре и росписях основных библейских сюжетов, что служило как бы "Библией для неграмотных". Тем более что богословские книги писались на латинском языке. Отсюда - повествовательность сюжетов изображений, связанных с христианской символикой. Основным типом храма становится базилика. Всеобъемлющий взгляд на мир нашел отражение в огромных синтетических ансамблях, в грандиозных храмах с сотнями статуй и множеством росписей. Новая концепция синтеза искусств - крупнейшее завоевание средневековья.

Христианская религия проповедовала, что все земное - лишь слабое отображение небесного, что земное ничтожно по сравнению с загробной жизнью. Искусство не должно было следовать природе - презрение к земному миру во имя повышенной одухотворенности вело к нарушению в искусстве привычного сходства с натурой и обращению к символам, аллегориям для выражения больших идей. При этом именно средневековье обнаруживает в мире зло и уродство - в искусстве разрабатывается проблема характерного, безобразного, имеющего в отличие от прекрасного бесконечное разнообразие проявлений.

Средневековье впервые создаёт художественный стиль как способ комплексной передачи посредством образов искусства духа времени. Первым общеевропейским стилем становится романский (YIII-XII вв.), названный так за cходство с ранними образцами древнеримской архитектуры. Здания романского стиля с толстыми стенами, которые несли всю тяжесть перекрытий, и окнами в виде бойниц были по своему типу крепостными сооружениями. Сходство это дополняли круглые смотровые башни. Основное, что создало романское искусство - это замок-крепость или храм-крепость. Замок-крепость рыцаря, церковь-крепость Бога. Возвышающееся на холме каменное здание со сторожевыми башнями, настороженное и угрожающее - характерное создание романского искусства. Внешне романский собор крайне строг. Нет ничего лишнего, ничего деструктивного. Но внутри храма целый мир странных, волнующих образов. На капителях и у подножия колонн, на окнах, на рельефах стен и дверей романских соборов гнездятся и кентавры, и львы, и полуящеры-полуптицы, и всякого рода химеры. Эти существа возникают из орнаментальной резьбы, сидят на обрамлениях, порой замешиваются в компанию святых и присутствуют при "священных собеседованиях". Суть этих образов - очень древняя: они пришли в романское искусство из языческих народных культов, из сказок и басен, из животного эпоса

Романский стиль сменяет готика (12 - 14 вв.) , рождение которой теснейшим образом связано с развитием городской средневековой культуры. Название это условно: оно появилось в эпоху Возрождения и означало "искусство готов", то есть варваров. Готические здания и храмы со стреловидными арками и окнами, башенками и шпилями как бы устремлялись вверх, к небу, к Богу, вырываясь из тесных и грязных средневековых улочек. Готическое строение с высокими потолками было наполнено воздухом. Через большие, часто занимавшие почти всю поверхность стен окна с цветными витражами во внутренние помещения проникали снопы солнечного света, переливавшиеся всеми цветами радуги. Все это в сочетании с органной музыкой создавало у верующих в храме особое эмоционально-экзальтированное состояние: устремленность всех линий к небу, дематериализация камня должны были воздействовать на человека таким образом, чтобы вызвать у него ощущение присутствия в ином, по отношению к земному, мире. В готической архитектуре впервые был применен украшенный фасад, выходивший непосредственно на улицу или площадь и отличавшийся по отделке от остальных сторон здания. Готический собор стал воплощением красоты и процветания не только христианской веры, но и символом благополучия самого города. Среди готических строений такие шедевры, как Собор Парижской богоматери, Реймский и Шартрский соборы во Франции, Кёльнский собор в Германии, аббатсво Солсберри и Вестминстерское аббатство в Англии.

Средством духовного единения человечества выступала школа, которая учила разнородное население общему образу мыслей и общему образу жизни. Средневековая школа выросла непосредственно из школы античной. В ее организации огромную роль сыграл ряд деятелей раннего средневековья, обладавших античной образованностью. Боэций, живший в VI в., сформулировал подлежащий обязательному изучению канон семи свободных искусств, восходящий к Платону. В свою очередь было принято деление "семи свободных искусств" на две части: тривиум (три первичных знания - грамматика, риторика и диалектика) и квадривиум (четыре пути знания: геометрия, арифметика, астрономия и музыка). Музыку в средние века рассматривали прежде всего как науку, как познание. Её делили на "мировую" и "человеческую". Последняя могла быть "теоретической и практической", то есть музыкой, в собственном смысле слова. Что же касается "теоретической" музыки, то она, представляла собой не что иное, как своеобразную математическую систему, средство познания мировой гармонии.

Расцвет средневековых городов вызвал потребность в образованных людях, что привело к появлению университетов, создававшихся на базе школ в том случае, если в школах были крупные профессора богословия, философии, медицины и римского права. Первые университеты возникли в Болонье (конец. ХI века), Париже, Саламанке, Оксфорде (2 -ая пол XII века), Кембридже (нач. XIII века) и других европейских центрах. Хотя ведущим факультетом в них был богословский, другие факультеты способствовали распространению в феодальном обществе и светских знаний. Философия, господствовавшая в IX - XIV вв., получила название схоластики , от слова "схола", что указывает на ее школьно-дидактический, универсальный характер.(Существовала ранняя, средняя, и поздняя схоластика). Внутри схоластики развивалось несколько направлений. Спор между ними сконцентрировался вначале вокруг проблемы общих понятий. Одно из направлений - реализм, утверждал, что общие понятия существуют самостоятельно, вне вещей и предшествуют им как в мире, так и в познании. Другая линия, названная номинализмом, отрицала самостоятельное существование общих понятий и признавала лишь единичные вещи. К ярчайшим представителям средневековой философии относится теолог и поэт Петр Абеляр, автор популярного труда по диалектике "Да и нет", а также автобиографического произведения "История моих бедствий".

Существовала естественно и светская культура, в которой особое место принадлежит рыцарской культуре. Рыцарская среда выработала особые рамки этикета. Рыцарь должен молиться, избегать греха, высокомерия и низких поступков, он должен защищать церковь, вдов и сирот, а также заботиться о подданных. Он должен быть храбрым, верным, воевать лишь за правое дело. Он должен быть заядлым путешественником, сражающимся на турнирах в честь дамы сердца, повсюду искать отличия, сторонясь всего недостойного. Наиболее ярко это видно на примере рыцарской любви к прекрасной даме. Рыцарское понимание любви получило художественное выражение в куртуазной лирике (ярчайшими представителями которой были итальянцы Гвидо Гвиницелли и Гвидо Кавальканти), творчестве трубадуров (наиболее известные авторы - Бертран де Борн и Джофре Рюдель) и рыцарском романе ("Тристан и Изольда" Готфрида Страсбургского). Рыцарская культура вырабатывала образцы, которым стремились подражать представители других слоев общества.

Об усилении светских веяний в готический период наглядно свидетельствует появление церковного театра, системы театрализованных представлений, осуществляемых под эгидой церкви. Церковные лидеры, первоначально резко отрицательно относившиеся к театральным традициям античности и Византии, приблизительно в XI веке сами стали использовать театральные приёмы для украшения и популяризации церковной службы. Появилась литургическая драма , которая устраивалась непосредственно в соборе и являлась частью службы, полулитургическая драма , действие которой происходило на паперти храма и шло на местном диалекте, а не на латыни. Позже, формируются такие жанры, как миракль (чудесные истории о благостном воздействии христианской веры на простых людей, в том числе и грешников), мистерия (грандиозные празднества, продолжающиеся по несколько дней, которые хотя и пропагандировали христианские сюжеты, но устраивались светскими властями), моралите (аллегорические представления, прославляющие христианские добродетели).

Арабская культура объединила в себе достижения культуры сирийцев, египтян, иранцев, народов Средней Азии. В состав Арабского халифата входили древнейшие цивилизации Африки и Азии, а также античного мира. Арабы усваивали достижения покоренных народов и способствовали их распространению. Подъему культуры способствовал хозяйственный подъем.

Успехи арабов в развитии ремесла и сельского хозяйства: открытие дамасской стали; изготовление из стали зеркал; изготовление бумаги; производство шелка, шерсти, парчи; производство кожи; производство сахарного тростника и риса; развитие садового искусства.

Образование в учебных заведениях халифата велось на арабском языке.

Оно высоко ценилось и было необходимо для получения государственных должностей. В Арабском халифате было много школ, образованных людей, ученых. Ни одна страна в Европе не могла соперничать в этом с арабами.

Начальные школы были частными и государственными (бесплатные). При мечетях в больших городах создавались высшие мусульманские школы -медресе. При дворцах халифов и эмиров жили и работали писатели и ученые.

В городах создавались большие библиотеки, например: Дом мудрости в Багдаде содержал около 400 тысяч томов.

Основные открытия и достижения арабских ученых в области науки:

Математика: арабские цифры, понятие «ноль» (заимствовали у ученых Древней Индии и способствовали проникновению этих знаний в Европу);

знали труды Пифагора, Евклида, Архимеда; создали алгебру - Аль-Хорезми ;

могли вычислить длину окружности; знали число «пи».

Астрономия: наличие обсерваторий в крупных городах; вычисляли затмения, движение планет; приблизительно вычислили окружность земли; описали расположение видимых звезд, дали им названия;

Аль-Бируни (конец Х - начало ХI вв.) - Земля вращается вокруг Солнца.

География:Масуди - создал карты известных арабам стран; сочинения для купцов, для поиска выгодных рынков; описание стран, входящих в состав Арабского халифата; делили всю землю на 5 климатических поясов, описывали влияние климата на культурное развитие.

Ботаника: создали первую классификацию растений.

Физика: знали законы оптики.

Химия: умели получать спирт и серную кислоту.

Медицина:Ибн-Сина (Авиценна) (конец Х - начало ХI вв.) - создал 100 трудов, основной из которых - «Медицинский канон». Глава науки на Востоке.

человек заражается через воду и воздух; описал признаки многих болезней;

лекарственные настои на травах и их использование при различных заболеваниях; Захария - все знания по медицине свел в единую систему; Захравий - хирург - перевел с греческого Гиппократа, его работы легли в основу европейской хирургии.

Философия: Ибн-Рушду (Аверроэс) - научные открытия могут быть неверными с точки зрения религии, но и религиозные догматы могут быть отвергнуты научными открытиями. Наука может признать ложными религиозные догматы. Учение о «двойственной истине».

История: прославляла завоевания арабов; в кратком виде излагали историю римских, византийских и арабских правителей.

Вывод: Арабские науки - мост, соединивший средневековую Европу с античной культурой через Испанию. Арабские науки в то время намного опережали по уровню развития европейские. Труды арабских математиков и астрономов послужили основой для развития средневековой науки Европы.

В литературе Арабского халифата можно выдели следующие основные жанры: Эпические, Любовная, Религиозная, Придворная, сказания, лирика, поэзия. Из народных сказок наибольшую популярность получил сборник «Тысяча и одна ночь», который включил в себя предания и легенды многих народов. Богатая поэзия халифата достигла особенного расцвета в Иране и Средней Азии.Фирдоуси - поэма «Шах-наме» («Книга царей») - о борьбе иранского народа с завоевателями, содержала призыв к объединению и прекращению междоусобных войн.

Большое влияние на образ жизни и быт население Арабского халифата оказывал ислам. При дворах эмиров и халифов высоко ценилось умение слагать стихи, музицировать, готовить изысканные блюда. В IХ веке большой известностью в Багдаде, а затем в Кордовском эмирате пользовался певец, музыкант, современник Харун-ар-Рашида - Зирийаб, который основал консерваторию в Кордове и оказал огромное влияние на образ жизни испанских мусульман:

  • 1. ввел правило носить разную одежду в разные сезоны;
  • 2. убедил, что тонкая стеклянная посуда изящней золотой и серебряной;
  • 3. установил строгую последовательность подачи блюд на пирах: супы, мясные блюда, птица, десерт;
  • 4. любовь к купанию в банях. В банях массажисты, лекари, цирюльники;
  • 5. изысканность и утонченность дворцовой культуры, свели воедино античные, византийские и персидские традиции;
  • 6. музыка при дворе (слова «лютня», «гитара», «литавр» имеют арабское происхождение).

Особенности развития архитектуры Востока:

Особенности мечети:

  • 1. квадратные здания с прямой крышей или куполом;
  • 2. украшены не рисунками людей и сюжетами, а орнаментами - арабески ;
  • 3. Коран запрещал в мечети изображать людей, Мухаммеда;
  • 4. Колонны не вдоль движения молящихся, а поперек, их много, это серия арок;
  • 5. Нет четкого центра, взгляд перемещается в разных направлениях, создается настроение созерцательности;
  • 6. Нет икон и фресок, святое место - михраб - ниша в стене, обращенная в сторону Мекки. Это место богато украшено резьбой;
  • 7. Рядом с мечетью башни - минареты .

Мечеть в Кордове (VIII в.) имеет 900 колонн, мечеть в Кайруане.

Дворцы: Альгамбра в Гранаде, Львиный дворик в Кордове, Алькасар в Севилье.

Живопись: орнаментарные рисунки миниатюры в книгах, в мечетях - арабески (изображали людей - живые,красочные, динамичные, эмоциональные).

Вклад арабов в мировую культуру:

  • 1. Европейцы восприняли от арабов много ценных научных знаний (цифры, карты, глобус, медицинские знания и др.).
  • 2. Влияние арабской поэзии на поэтов юга Франции.
  • 3. Отдельные элементы средневековой архитектуры Европы заимствованы от арабов;
  • 4. Арабы - посредники между Западом и Востоком, Античностью и Средневековьем.

Вывод

Исламская цивилизация, таким образом, имеет ряд отличительных черт. Прежде всего, она способствовала синтезу западной и восточной культур. Ее уникальность заключалась и в том, что в отличие от предшествующих мировых империй (Римской, империи Александра Македонского), основанных на военном завоевании, появляется империя, поддерживаемая единой религией. Доминирующим фактором в обществе становится религия ислам, которая определяет не только духовно-религиозную, но политическую, социальную, гражданскую жизнь. Ее воздействие, однако, на развитие цивилизации противоречиво. С одной стороны, ислам выступает как мощная интегрирующая, консолидирующая сила. С другой стороны, ислам, начиная со второй половины IX в., становится все более нетерпимым по отношению к христианам, иудеям, к мусульманским еретикам, а также представителям светской науки и философии.

Рязанская государственная радиотехническая академия

Кафедра истории и культуры

на тему: «Культура арабского Халифата»

Выполнил: ст. гр. 417

Маевский Станислав

Проверила:

Ручкина Екатерина

Владимировна

Рязань 2004

План

Введение Истоки Арабского Халифата Значение Арабского Халифата в истории мировой культуры Возникновение Ислама Халифат Омейадов Халифат Аббасидов Источники мусульманского права (шариат) Правовое регулирование имущественных отношений Библиотеки древнего Халифата ("1") Астрономия в Арабском Халифате Что же погубило столь мощное государство? Заключение Список использованной литературы

Введение

После того, как был написан Коран, распространение ислама по Аравийскому полуострову происходило чрезвычайно быстро и уже к 30-м годам VII века привело к созданию единого феодально-теократического арабского государства - Арабского Халифата.1

Социальные отношения в Аравии в VI-VII веках н. э., то есть накануне магометанской (исламской) реформации, были очень сложными. На большей части страны не были изжиты первобытнообщинные отношения, ярко проявляющиеся в родовой связи членов общества, кровной мести, общем владении землей и т. д. В тоже время выделялась и окрепла родовая знать. Широкое распространение получают торговля и ростовщичество, существуют довольно крупные города.

Крестьянское население, жившее сельскими общинами, равно как и основная масса скотоводческих племен, противилась переходу земли в частную собственность, стояло на позициях социального равенства. Особую ненависть вызывали богатые торговые города.


В этой обстановке получает распространение учение, которое в религиозной форме провозглашало несправедливость, сосредоточение власти в руках родовой знати, признавало формальное равенство свободных людей, связанных новой религией (независимо от принадлежности к племени), и намечало выход и сложившегося социального кризиса путем завоеваний, осуществляемых под флагом религиозной войны.(2)

Возникновение новой религии – Ислама связано с именем Мухаммеда – (приблизительно 570-632 гг.). Мухаммед провозглашал необходимость нового порядка, исключавшего прежнюю племенную рознь. Все арабы вне зависимости от своего племенного происхождения призваны были составить единую народность. Единственным условием вступления в эту общность являлось признание новой религии и строгое выполнение ее предписаний. Среди простых людей новые идеи нашли ревностных сторонников. Они приняли Ислам, так как давно потеряли веру в могущество племенных божков, не защитивших их от бедствий и разорений.

К 20 – 30 годам VII в. было завершено организационное оформление мусульманской религиозной общины, возглавляемой Мухаммедом. Созданные ею военные отряды вели борьбу за объединение страны под знаменем ислама. Деятельность этой военно-религиозной организации постепенно приобретала политический характер.

Возникшее государство решало одну из важнейших задач, ставшую перед страной, - преодоление племенного сепаратизма. К середине VII в. объединение Аравии было в основном завершено.(3)

Истоки Арабского Халифата

В VII веке у арабских племен, центром расселения которых являлся Аравийский полуостров, началось разложение родоплеменного строя. Усилилась имущественная, а затем и социальная дифференциация . Шейх (глава племен) и саиды (племенные старейшины) захватывают лучшие земли оазисов. В их собственность переходит большое количество скота. Появляются рабы. Право занимать общественные должности стало наследственной привилегией наиболее богатых семей.

Разложение родоплеменных отношений особенно далеко зашло в Хиджазе (районе побережья Красного моря). Здесь вокруг оазисов концентрировались полуоседлые племена, занимавшиеся не только скотоводством, но и земледелием. В этом районе были торгово-ремесленные города: Мекка, Ясриб, через которые пролегал большой караванные путь с юга на север. В городах доминировали богатые купцы-ростовщики. Особившись в привилегированную группу, они, тем не менее, не порывали родственных связей с определенными племенами и их знатью. В этих районах находилось большое количество обездоленных бедуинов. Рушились вековые связи, узы и традиции взаимопомощи , связавшие всех соплеменников. Бедствием для простых людей была усилившаяся межплеменная рознь. Постоянные взаимные военные набеги сопровождались убийствами, угоном людей и скота.

Так в обстановке глубокого социально-экономического кризиса рождалось новое (классовое) общество. И, как это имело место у других народов, идеология общественного движения, объективно выступившего за новый строй, приобрела религиозную форму.

Возникновение новой религии – Ислама – связано с именем Мухаммеда (приблизительно 570-632 гг.). Мухаммед провозглашал необходимость нового порядка, исключавшего прежнюю племенную рознь. Все арабы вне зависимости от своего племенного происхождения призваны были составить единую народность. Их главой должен быть Пророк – «наместник Бога на земле». Единственным условием вступления в эту общность являлось признание новой религии и строгое соблюдение ее предписаний.


Среди простых людей новые идеи нашли ревностных сторонников. Они приняли Ислам, т. к. давно потеряли веру в могущество племенных божков, не защитивших их от бедствий и разорений.

Народный характер первоначального движения отпугнул богатых, но это продолжалось не долго. Наблюдая за действием приверженцев Ислама, знать начала понимать, что новая религия не угрожает их коренным интересам. Вскоре представители родоплеменных и торговых верхов вошли в состав правящей элиты мусульман.

К этому времени (20-30 гг. VII века) было завершено организационное оформление религиозной мусульманской общины, возглавляемой Мухаммедом. Созданные военные отряды вели борьбу за объединение страны под знаменем Ислама. Деятельность этой религиозной военной организации постепенно приобретала политический характер.

("2") Возникшее государство решало одну из важнейших задач, стоявшую перед страной – преодоление племенного сепаратизма. К середине VII века объединение Аравии было в основном завершено.

Значение Арабского халифата в истории мировой культуры.

Арабские завоеватели в целом довольно толерантно относились к людям, исповедующим другие религии, и быстро усваивали многие элементы культуры покоренных народов.

Классический ислам в принципе не проводит национальных различий, признавая три статуса существования человека: в качестве правоверного (мусульманина), в качестве покровительствуемого (иудеи и христиане в мире ислама, они же - «ахл ал-китаб» - люди Книги, держатели Писания, не подлежащие насильственному обращению в ислам) и в качестве многобожника, непременно подлежащего обращению.

Возникла богатейшая единая арабская культура.
Язык Корана - арабский - стал средством объединения многих народов. На его основе, с привлечением сюжетов персидской, индийской, античной мифологии сложился замечательный всемирно известный сборник арабских сказок - "Тысяча и одна ночь".

Ислам почитал знание одним из признаков всемогущества Аллаха, и искусство - видом знания. Здесь больших высот достигли математика (арабские цифры), астрономия , медицина, навигация (изобретение астролябии).
Были переведены на арабский язык, сохранены и размножены утерянные в Европе труды греческих, латинских и византийских авторов. Лишь много позже они были переведены на европейские языки и вновь стали достоянием европейской культуры.

Были созданы замечательные памятники архитектуры, многие из которых сохранились до наших дней: Купол Скалы, Мечеть Омейядов в Дамаске, мечеть Тулуна в Каире.

Возникновение Ислама

«Бисмилляхи-р-рахмани-р-рахим» - «Во имя Бога, милостивого, милосердного».

Такими словами начинали свои труды по истории Арабского халифата мусульманские ученые, переходя затем к биографии основателя ислама - пророка Мухаммеда. Именно его учение стало тем краеугольным камнем, на котором было затем воздвигнуто здание новой мировой империи - предмета гордости, зависти, страха и восхищения средневековых народов.

Мухаммед, известный в Европе под именем Магомета, родился в 570 г. в городе Мекке на территории нынешней Саудовской Аравии в сотне километров от восточного берега Красного моря. Предание возводит его происхождение к одному из наиболее известных и почитаемых у арабов семейств - курайшитам. Род курайшитов делился на две ветви. Родоначальником одной из них был прадед Мухаммеда - Хашим, хранитель Каабы. Так назывался мекканский храм, бывший одним из наиболее почитаемых мест паломничества жителей Аравийского полуострова.

После смерти Хашима его сын Абд-аль-Муталиб унаследовал почетную должность и политическое влияние отца. Отец пророка - Абдаллах - был младшим сыном Абд-аль-Муталиба. Он женился на Амине - представительнице того же рода.

Единственным ребенком от этого брака и стал Мухаммед. Его рождение, если верить позднейшим преданиям, сопровождалось особыми обстоятельствами.

Амина не испытывала обычных болей во время родов. В момент появления мальчика на свет, небо озарилось необыкновенным блеском, а сам новорожденный, подняв глаза к небу, воскликнул: «Велик Бог! Нет Бога, кроме Бога, и я Его пророк!»

Детство пророка прошло в племени Бану-Саад, где с особым трепетом относились к сохранению древних арабских традиций. Сам он впоследствии с гордостью говорил оппонентам: «Я более араб, чем кто-либо из вас: я - курайшит, и меня вскормило племя Бану-Саад».

При этом ни отрочество, ни юность Мухаммеда не были легкими и радостными, так что для всего этого периода у него нашлось затем всего три слова:

«Я был сиротой».

С пятнадцати лет пророк в качестве оруженосца участвовал в многочисленных межплеменных столкновениях. Известно также, что ему приходилось заниматься торговлей. Впрочем, ни первое, ни второе не могло привлечь внимания соплеменников, так как было делом для араба обычным.

Известность пришла после того, как основатель ислама удалился в пустыню, где и принял божественное откровение.

Вернувшись в Мекку, он начал жизнь проповедника. Единобожие (монотеизм), о котором говорил Мухаммед, снискало ему симпатии небогатых горожан, некоторых кочевых племен и рабов.

("3") Последних привлекало то, что новая религия объявила богоугодными выкуп невольников и их освобождение.

Большинство арабов были в описываемый период язычниками и поклонялись многочисленным богам, каждый из которых имел свое изображение - идола. Наиболее известные идолы носили имена Хубель, Лат, Менат, Узза, Сува, Йегус, Неср и т. д., но каждое племя имело своего особо почитаемого бога.

В Каабе и вокруг нее насчитывали около 360 изображений богов. Каждый идол посещался поклонниками в строго определенный день. Таким образом, в течение года поток паломников в Мекку не иссякал. Это, в свою очередь, способствовало превращению города в религиозный и торговый центр арабского мира, наиболее развитой частью которого была область Хиджаз, тянувшаяся по побережью Красного моря от залива Акаба до Йемена. С Меккой соперничали другие города Хиджаза, расположенные несколько южнее, - Ясриб и Таиф.

Именно в Ясриб пришлось отправиться Мухаммеду и его сторонникам, когда власти Мекки сочли его проповеди слишком опасными для существовавшего там порядка, а монотеизм - подрывающим традиционные языческие устои.

Это переселение (хиджра) произошло в 622 г., который до сих пор считается начальной точкой летосчисления в исламском мире. Изменила хиджра и название города Ясриба: впоследствии он стал называться Мединой (Мадиной), что означало («Мадинат ан-набиий») «город пророка».

До принятия ислама арабский мир представлял собой конгломерат отдельных племен, вожди которых именовались шейхами. Бульшая их часть вела кочевую жизнь, хотя в Хиджазе и Йемене у арабов были, как мы видели, и города.

Отношения между этими племенами можно охарактеризовать, как череду кровавых и запутанных междоусобиц. Споры возникали в первую очередь из-за границ районов, где происходило кочевье. Из-за кровной мести вражда не прекращалась на протяжении многих десятилетий. Столкновения несколько затихали только в месяцы Зулькада [джулькада], Зульхиджа [джульхиджа] и Мухаррам, т. е. с мая по август, а также в месяц Раджеб [раджаб] - январь-февраль, которые назывались запретными, ибо в это время возбранялось проливать кровь. В «запретные месяцы» активизировались часто совмещавшиеся торговая деятельность и паломничество.

Огромные средства тратились не на вооружение и содержание армии, а на строительство прекрасных дворцов и мечетей, украшение их коврами и тканями, на создание украшений и роскошного именного оружия, на переписывание книг и их иллюстрирование. Благодаря этому Арабский Халифат утратил свое политическое значение, распался на части и, в конце концов, погиб. Но благодаря этому он оставил нам в наследство великолепнейшие, неподражаемые произведения искусства и культуры.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ.

В конце VIII в. наметились новые тенденции в развитии арабского халифата. Местная знать, укрепившись в завоеванных странах, теряет былую заинтересованность в единстве Халифата. К этому времени эмиры получили возможность создать свое, в ряде районов весьма многочисленное войско. Они удерживают в свою пользу налоги.

Раскол халифата на отдельные независимые государства стал вопросом времени.

Во второй половине VIII в. отпал Кордовский эмират в Испании. Затем наступила очередь Туниса и Марокко. В середине IX века отделился Египет. Халиф сохранил свою власть над частью Месопотамии и Аравии.

("7") После падения Арабского халифата мусульманское право не только не потеряло свое былое значение, но приобрело как бы "вторую жизнь" (подобно римскому праву в средневековой Европе) и стало действующим правом в целом ряде средневековых стран Азии и Африки, принявших в той или иной степени ислам (Египет, Индия, и т. д.).

Список использованной литературы:

Васильев Востока. т.1– М., 1994 Батыр история государства и права. – М., 1996 Галанза государства и права зарубежных стран. – М., 1980 Черниловский история государства и права. – М., 1999 http://arabia. *****/ http://www. history. *****/ http://history. *****/

1 http://www. *****/countries_about/541/1763.html

2 “Всеобщая история государства и права” М., 1999 стр. 228.

3 “Всеобщая история государства и права” М., 1996 стр. 180.

4 http://arabia. *****/history. html

(По преданию, Хасан получил от Муавии пергамент, на котором ему было предложено самому поставить любую цифру откупа.

((Он был буквально растерзан на части, ибо ни кто не хотел брать лично на себя ответственность за смерть внука пророка. После этого Хусейн стал святым мучеником всех шиитов, ежегодно отмечающих день его гибели торжественными процессиями и самобичеванием и даже самоубийством религиозных фанатиков – шахсей-вахсей.

(Коран был написан по-арабски и предводить его запрещалось; все учившиеся обучались прежде всего мудрости ислама, то есть изучали арабский и читали Коран, и в конечном счете превращались в носителей арабского языка и арабской культуры.

(Иран уже в эпоху Омейядов стал центром шиитской оппозиции, в немалой степени использовавшей в своих интересах этнокультурные традиции и претензии персов, не очень то довольных абсолютным засилием всего арабского.

9 “История Востока” М., 1994 т.1 стр. 266.

10 Коран (20,31).

11 Коран (23,8).

12 Коран (2,276).

Слайд 2

Арабские завоевания неизбежно сопровождались гибелью произведений искусства. Однако арабы сумели усвоить многие знания и традиции покоренных народов, связать их воедино и развить на основе Корана и арабского языка

Слайд 3

Мусульмане считают, что Коран поощряет развитие науки и научного знания, призывает людей задуматься о природных явлениях и изучать их. Мусульмане считают научную деятельность актом религиозного порядка, обязанностью мусульманской общины. В исламе наука и окружающий мир неразрывно связаны. Каждый мусульманин, если собирался занять какую-либо должность, должен был получить образование. Начальные школы были частными.

Слайд 4

При наиболее известных мечетях были открыты высшие мусульманские школы – медресе (в переводе с арабского – «место, где изучают»). Первые медресе возникли в X в. в Средней Азии и Иране, а затем распространились по всему мусульманскому миру. Часто были не только духовными, но и культурными, научными центрами. Медресе Шердор. Самарканд Медресе Мустансирия. Внутренний двор. 1233 г. Багдад, Ирак

Слайд 5

Исторические условия развития культуры стран Арабского халифата

  • Слайд 6

    Развитие получили те отрасли знаний, которые были связаны с практическими потребностями ремесла и торговли: география, математика, астрономия, а также медицина, литература, архитектура

    Слайд 7

    Развитие географических знаний

    Арабские географы были первыми в области знания путей, дорог и маршрутов. Книга «Города и страны» историка-географа аль-Якуби является одним из первых сочинений о географии. Он совершил длительные путешествия в Армению, Иран, Индию, Египет и в европейские страны.

    Слайд 8

    Особое место в развитии географии занимает арабский путешественник Ибн Фадлан. Его путешествие в 309 г. до сих пор изучается европейскими исследователями. Арабская карта мира «Кто отправляется в путь ради науки, перед тем открываются двери рая». Арабская пословица

    Слайд 9

    Арабское судно. Миниатюра Хlll в. Арабская астролябия. Хl в. Арабские корабли были надежны, а карты и навигационные приборы отличались точностью. Они изъездили мир от Атлантики до Тихого океана, и от Африки до Руси.

    Слайд 10

    Астрономия

    На территории арабского халифата существовало много обсерваторий: в Дамаске, Самарканде, Каире, Фесе, Толедо, Кордове и других городах. Сборник наблюдений, составленный в обсерваториях Багдада и Дамаска, был включён в трактат, называемый «Проверенные таблицы». Их наблюдения за днями равноденствия с достаточной точностью позволили зафиксировать длину года.

    Слайд 11

    Пользуясь сложными инструментами, астрономы сумели приблизительно вычислить размеры земного шара, описали положение видимых звезд на небе. Ученый Аль-Бируни высказал гениальную догадку, что Земля движется вокруг Солнца. Иллюстрация из книги Аль-Бируни. Показаны разные фазы Луны

    Слайд 12

    Математика

    Аль-Хорезми впервые представил алгебру как самостоятельную науку об общих методах решения числовых линейных и квадратных уравнений, дал классификацию этих уравнений. Аль-Хорезми разработал подробные тригонометрические таблицы, содержащие функции синуса. До XVI века переводы его книг по арифметике использовались в европейских университетах как основные учебники по математике. Памятник аль-Хорезми. Тегеран. Иран

    Слайд 13

    Медицина

    Ибн Сина (~ 980–1037) Философ, врач Ибн Сина (лат. Авиценна) - среднеазиатский философ, врач, естествоиспытатель и поэт. Его основные труды - философская энциклопедия «Книга исцеления» и труд по медицине «Медицинский канон» - получили широкое распространение на Востоке, были переведены на латинский язык и пользовались большой популярностью на Западе.

    Слайд 14

    Копия рукописи «Канон врачебной науки» Ибн Сины 1030 года Ибн Сина предположил, что заболевания могут вызываться какими-то мельчайшими существами. Они же портят воду, передают болезнь. Он первый обратил внимание на заразность оспы, определил различие между холерой и чумой, описал проказу, отделив её от других болезней, изучил ряд других заболеваний.

    Слайд 15

    Могила Авиценны в Хамадане, Иран Научное наследие Ибн Сины охватывает различные области знания: философию, медицину, математику, астрономию, минералогию, поэзию, музыку и т.д. Точное количество принадлежащих ему трудов не установлено: приписывается до 456.

    Слайд 16

    Литература

    Первым памятником арабской письменности был Коран, в котором собраны религиозные проповеди Мухаммеда, рассказы на библейские сюжеты, назидательные речи и законоположения исламской общины и государства. Влияние Корана ощущается во всей последующей арабской литературе. Страница из Корана

    Слайд 17

    Наиболее известным памятником арабской литературы является сборник «Тысяча и одна ночь». В сборнике сказок «Тысяча и одна ночь» выделяется несколько частей: волшебные сказки индийского или персидского происхождения; 2) истории, связанные с Багдадом, халифом Харуном аль-Рашидом и его визирем Джафаром; 3) «городские» сказки. В собрание также вошли повествования, которые возникли и стали известны как отдельные произведения, в их числе сказка о приключениях Синдбада Морехода, история о мудром Хайкаре, повесть о рыцаре аль-Нумане и т. д.

    Слайд 18

    В VIII-IX веках на арабский язык были переведены научные труды древнегреческих, иранских, индийских ученых. При Харуне ар-Рашиде в Багдаде был основан «Дом мудрости» - хранилище рукописей, где переводили и переписывали книги. В Багдад изо всех областей халифата были собраны выдающиеся учёные. «Книги – сады для ученых» Арабская мудрость

    Слайд 19

    «Красота человека в красоте его письма» Арабская мудрость Каллиграфия – искусство красивого написания букв и слов. В искусстве орнамента арабы достигли таких высот, что он получил название «арабеска». Калам – тростниковое перо для письма

    Слайд 20

    Фирдоуси

    Персидский эпический поэт X–XI вв., автор великой эпической поэмы «Шах-наме». В поэме повествуется о сотворении мира, становлении и развитии человеческого общества на Земле, о борьбе добра и зла. Фирдоуси читает "Шах-Намэ" Махмуду Газневи Картина В. Суренянца, 1913 год 940-1020

    Слайд 21

    Омар Хайям

    Сын ремесленника-портного, сумевший стать «царем философов Запада и Востока». В Исфахане он возглавлял «Дом мудрости» – обсерваторию, в которой долгие годы наблюдал звездное неба. Создал очень точный солнечный календарь и вывел математические формулы, открытые в Европе только 500 лет спустя. 1048-1131

    Слайд 22

    «То, что Бог нам однажды отмерил друзья, Увеличить нельзя и уменьшить нельзя. Постараемся с толком истратить наличность, На чужое не зарясь, взаймы не прося» "От земной глубины до далеких планет Мирозданья загадкам нашел я ответ. Все узлы развязал, все оковы разрушил, Узел смерти одной не распутал я, нет!»

    Слайд 23

    Архитектура

    Мечеть Омейядов в Дамаске В Средние века мусульмане считали ее одним из чудес света. Построена на месте древнеримского храма Юпитера.

    Слайд 24

    После взятия Иерусалима арабами по приказу халифа Омара на Храмовой горе, которая в древности почиталась как центр мира, была построена мечеть «Купол Скалы»

    Слайд 25

    Альгамбра – жемчужина мавританского зодчества. Гранада. Испания. Построена в XIII-XIV вв. Массивные стены крепости, её башни и ворота с бастионами, ловушками и потайными входами скрывают и защищают «сокровище» – дворец, одновременно роскошный и удобный для жизни.

    Слайд 26

    В переводе с арабского “Альгамбра” значит “красная” – возможно произошло оно от цвета кирпичей, из которых выложена стена замка, но есть и более интересная версия происхождения названия мавританского архитектурного комплекса – арабские историки считают, что строительство велось ночью, при свете факелов, и такая подсветка придавала стенам красноватый оттенок - отсюда якобы и произошло название “Альгамбра”

    Слайд 27

    Мавзолей Гур-Эмир. Самарканд. Начало XV века Мавзолей азиатского завоевателя Тамерлана в Самарканде Гур-Эмир был построен в 1404 г. Мозаика, собранная из светло- и темноголубыхглазурированных кирпичей, украшает стены и барабан, геометрический мозаичный орнамент ярко сверкает на солнце.

    Слайд 28

    Значение культуры стран Арабского халифата

  • Слайд 29

    Использованные ресурсы

    Е.В.Агибалова, Г.М.Донской Всеобщая история. История Средних веков. 6 класс. – М., Просвещение 2012 г. CD История Средних веков 6 класс. 1С: Образование 4.Дом – 000 «1С-Паблишинг», 2009 ЗАО «1С», Москва Электронное приложение к учебнику «История. Средние века. 6 класс» В.А.Ведюшкин, В.И.Уколова http://islam-today.ru/images/small/5624.jpg http://www.namaste.org.ua/images/photoalbum/album_22/church_88_t2.jpg http://ru.wikipedia.org/wiki/%C4%EE%EC_%CC%F3%E4%F0%EE%F1%F2%E8 http://gallerynikole.bestpersons.ru/feed/post31721027/ http://commons.wikimedia.org/wiki/File:IbnSinaCanon3.jpg?uselang=ru http://ru.wikipedia.org/wiki/%C8%E1%ED_%D1%E8%ED%E0 http://fcior.edu.ru/search.page?phrase=%D0%BA%D1%83%D0%BB%D1%8C%D1%82%D1%83%D1%80%D0%B0+%D1%81%D1%82%D1%80%D0%B0%D0%BD+%D0%B0%D1%80%D0%B0%D0%B1%D1%81%D0%BA%D0%BE%D0%B3%D0%BE+%D1%85%D0%B0%D0%BB%D0%B8%D1%84%D0%B0%D1%82%D0%B0 http://commons.wikimedia.org/wiki/File:Statue_of_Ferdowsi_in_Rome_%28detail%29.JPG?uselang=ru http://ru.wikipedia.org/wiki/%CE%EC%E0%F0_%D5%E0%E9%FF%EC http://open.az/uploads/posts/2012-08/1343967819_1343942453_img_6840.jpg http://www.skyscrapercity.com/showthread.php?t=1065453

    Посмотреть все слайды

    В средние века (7-8 век) было образовано государство Арабский халифат, де ведущей религией стал ислам. Фактически, это был союз мусульманских стран. Огромные территории халифата занимали площади современных Северной Африки, Ближнего Востока, Аравийского полуострова, Ирана и частично даже Пакистана. Халифат существовал в 7-13 веках.

    Понятно, что и культура исламского халифата базировалась на культуре мусульманской в целом. Во-первых, арабский язык в период существования государства объединил многие народы: создалось единое культурное пространство. Также создано было общее пространство торговое.

    Наука и искусство арабского халифата

    Большой пласт великолепных сказок создан при арабском халифате: в том числе легендарная и несравненная «Тысяча и одна ночь». Впервые она напечатана в Багдаде, столице халифата, в 10 веке. «Книга Синдбада-морехода» тоже дошла до нас из Индии благодаря халифату – те перевели ее на арабский и «дали ей свет».

    Знаменитый литератор халифата – Абу-Навас, поэт из Багдада. Некоторое время жил в халифате, в городе Исфахан в Иране, и великий средневековый поэт Омар Хайям, не менее великий математик, чем литератор.

    Что касается произведений искусства материального, то тут нужно отметить великолепие арабских ковров, оружия и тканей, изделий из резной слоновой кости . В изобразительном искусстве пальму первенства держат разноцветные мозаики – ими украшали мечети и гробницы правителей. Определенный отпечаток на изобразительное искусство наложил исламский обычай не изображать людей на картинах и росписях: потому чаще они украшены орнаментами. Теперь этот обычай позволяет легко узнавать арабский творческий стиль.

    Активно развивается в арабском мире медицина, математика и астрономия. В веках сохранились имена математиков Аль-Хорезми (он еще и крупнейший астроном) и Аль-Фараби, имя доктора Авиценны (Ибн-Сины). Активно развивалась философия и прочие гуманитарные науки (здесь стоит упомянуть снова-таки Аль-Хорезми, философа и историка). Аль-Фараби жил в Сирии, Ибн-Сина в Иране, Аль-Хорезми в Ираке, входившие в Арабский халифат в период расцвета этого государства. Активно переводят на арабский иностранную литературу и научные трактаты.

    В период халифата также арабы перевели на свой язык (и использовали для своих научных изысканий) практически все научное наследие Древней Греции – в первую очередь, трактаты по физике, математике, астрономии, музыкальной теории и медицине.

    В тот период ислам весьма лояльно относился к развитию науки и литературы, и не препятствовал их развитию (в отличие от средневековой Европы с ее католичеством). Каноны ислама не были жесткими в обществе. Это давало дополнительный толчок для культурного и научного расцвета.

    Образование в арабском халифате

    Большим покровителем науки и искусств тех времен считается знаменитый правитель, халиф Гарун-аль-Рашид . По его инициативе была создана в Багдаде большая библиотека, где переводили и копировали лучшие книги того времени. При библиотеке находилась академия для студентов.

    Бесплатного образования в халифате не существовало. В начальных школах учили читать и писать, обязательно изучали Коран. Лишь получив начальное образование, юноша мог рассчитывать на какую-нибудь простейшую государственную должность: мелкого чиновника, лесника и тд.

    Среднее и высшее образование в халифате можно было получить в крупных городах, в медресе – специальном исламском учебном заведении, что обычно соседствовало с мечетью . Мало кто получал даже среднее образование. Выпускник медресе уже мог работать учителем сам. Богатые дети имели личных учителей.

    Небольшая ремарка. Во главе арабского халифата стояли халифы, отсюда и название государства. Русичи же называли жителей арабского халифата «агарянами».

    Значение культуры арабского халифата

    Человечество благодарно халифату за немало выдающихся достижений: особенно в медицине, астрономии и математике Весь же арабский мир может говорить о периоде существования халифата как о «золотом веке» арабской культуры.

    Ширился арабский язык, рушились языковые барьеры между мусульманскими странами, прочие народы знакомились с арабской культурой через торговые пути. Торговые связи арабского халифата доходили до русских и прочих славянских земель. Благодаря торговым связям в халифате накопили большие знания по географии.

    Благодаря арабам в большой мере не исчезли с лица Земли научные и культурные достижения древних греков.

  • 
    Top