Театры Парижа: список, описание и фото. Парижские театры Знаменитый театр в париже 5 букв

«Увидеть Парижскую оперу и умереть», - гуляя по 9-му округу Парижа хочется именно так произнести знаменитую фразу Ильи Эренбурга. Здание Гранд-Опера – шедевр эклектики и боз-ар, построено по заказу Наполеона III мало известным архитектором Шарлем Гарнье. В честь него в 1989 году Гранд-Опера получила свое второе название «Опера Гарнье» потому, что была построена вторая площадка Парижской национальной оперы – Опера Бастилия, которая сегодня служит Новой сценой.

Билеты

Приобрести билеты можно, подписавшись на систему оповещения о старте продаж на сайте. Билеты, как правило, разбирают в течение 10 минут. Но открыв портал вовремя, вы получите шанс купить лучшие билеты на лучшие спектакли в пределах 252 евро. Завсегдатаи знают, что лучшие места в партере за полцены можно купить либо на официальном сайте оперы во вкладке Bourse, где билеты продают или обменивают те, кто не может посетить спектакль. Либо можно приобрести билет на откидное кресло в день спектакля в кассе. Эти места считаются не самыми удобными, причем находятся они в самом центре партера, где располагается проход, у них есть спинка, они бархатные и мягкие – неудобств не наблюдается, а видно – на все 100%.

Если вы хотите пойти в театр в тот же день и вам не жалко платить за впечатления, у консьержа вашего отеля всегда найдутся билеты на любую премьеру. Не забудьте поблагодарить его за хлопоты.

Дресс-код и традиции
В канун Рождества и Нового года в Парижской опере вы увидите весь свет. Здесь будут настоящие графини и принцессы со всего мира, в диадемах и с лорнетами, дамы в кимоно, в кружевах и в соболиных шубах. Кстати, о шубах: в них принято входить в зрительный зал – все обязательно должны увидеть и оценить ваше меховое пальто, после чего ваш кавалер может отнести его в гардероб. Главная лестница Оперы Гарнье – одно из самых торжественных и величественных мест Оперы. Во времена кринолинов и париков здесь дефилировали избранные. Время на этой лестнице остановилось, и идя по ней сегодня, невольно выпрямляешь спину, уверенно смотришь вперед, легко киваешь головой знакомым, мягко улыбаешься. В Новый год ее украшают живыми цветами – розами и пионами.

Лестница ведет в фойе, усыпанное мозаикой, – здесь можно выпить бокал шампанского с клубникой и макароне. Но в начале XX веке было открыто еще одно фойе, находившееся прямо за сценой – Танцевальное. В нем проводили время после спектакля балерины и власть имущие. Здесь вершились судьбы и заводились полезные знакомства: когда балерины сетовали на низкие зарплаты, им напоминали об этом фойе, как о способе устроить свою жизнь.

Если вы опоздали
Если вы опоздали в Оперу, на ваши законные места в партер и в ложи вас точно не пустят, но предложат до антракта верхний ярус под плафоном. Отсюда почти не видно сцены. При этом тут изумительная акустика, и можно насладиться музыкой и плафоном, расписанным в 60-е Марком Шагалом.

В антракте и после спектакля
И вот вы в красно-золотом бархатном зале. Элегантные контролеры провожают вас к вашим местам, вы сидите в ожидании прекрасного балета Нуреева или Петипа. Открывается великолепный расписной занавес с золотыми галунами и кистями. Ваше сердце замирает. Вы сможете сделать выдох лишь спустя 2 часа в «Кафе де ля Пэ» у театра и обсудить изумительные костюмы балерин, созданные, к примеру, Кристианом Лакруа или Карлом Лагерфельдом.

Экскурсия по театру
Если понимаете, что спектакля вам оказалось мало, посетите экскурсию по театру, билеты на которую можно приобрести на сайте, либо в кассе театра. Здесь вы узнаете, что на крыше здания уже 10 лет есть улей с плечами, и о том, что то самое «озеро», где скрывался знаменитый «Призрак оперы», до сих пор находится в подвальных помещениях театра.

Опера Бастилии

В календаре событий признанной культурной столицы мира, Париже, спектакли и концерты Оперы Бастилии занимают важное место. Появилась эта самая большая во Франции театральная площадка сравнительно недавно – в 1989 году через 200 лет со Дня Взятия Бастилии на месте той самой разобранной по камешкам народом знаменитой парижской крепости, где держали государственных преступников. Задумав строительство театра, президент Франции Франсуа Миттеран руководствовался двумя мотивами. Во-первых, в старинном здании Парижской Оперы уже не хватало мест. Во-вторых, в старинной и элитарной Опере Гарнье постановки в духе нового времени смотрелись нелепо. Новый же театр смог бы приобщить к искусству более широкую публику.

Не последнюю роль в выборе места и названия новой оперы сыграло и то, что День Взятия Бастилии – это национальный праздник Франции, символ свободы и нового времени: налицо явное стремление принять искусство без границ на сцене новой Оперы.

Билеты
Когда вы будете приобретать билеты, можете выдохнуть спокойно: архитектор Карлос Отт придумал зал, в котором сцена видна с любого места. Эффект достигнут благодаря тому, что обычно зрительный зал выполнен в форме подковы, здесь же он прямоугольный!

Экскурсия по театру
Опера Бастилии – один из самых высокотехнологичных театров мира наряду с Сиднейской оперой. Закулисье, которое тут показывают на экскурсиях, занимает 90% театра. Все девять сцен тут могут передвигаться абсолютно бесконтактно, быстро сменяя друг друга! Правда, профессионалы все-таки жалуются: акустика тут не самая лучшая для демонстрации великих голосов. В свое время опера отрывалась выступлением Пласидо Доминго и «Ночью перед утром» Боба Уилсона. В обеих операх Парижа царит высокая конкуренция. Так, муж Натали Портман Бенджамен Мильпье и даже израильский дирижер Даниэль Баренбойм не смогли выдержать подковерные игры и покинули театры.

Дресс-код и традиции
Интересный момент: в Опере Бастилии тоже принято входить в зал в верхней одежде, но вот в отличие от Оперы Гарнье ее потом не обязательно относить в гардероб. Странная традиция появилась потому, что когда относишь в гардероб пальто, то гардеробщику принято дать на чай. Публика в Бастилии более демократичная, и «на чае» они просто экономят.

Третья сцена

Театральный проект «Третья сцена» в Париже существует только на просторах Интернета, но является неотъемлемой частью культурной жизни города. Его контрибьюторы – рэпер Абд Ал Малик, актрисы Фани Ардан и Клеманс Поэзи, хореограф Бенджамин Мильпье – создали Интернет пространство в рамках Парижской оперы , где встречались бы талантливые люди для вдохновения, самовыражения и творчества. В эру Интернета создание кибер площадки стало логичным продолжением двух существующих сцен оперы. За деятельностью Третьей сцены можно наблюдать из любой точки мира и на любом языке.

Комеди Франсез

На сцене этого театра зажглась звезда Сары Бернар, когда ей было всего 18 лет! Зажглась настолько ярко, что в 22 года ей пришлось на 6 лет покинуть труппу для того, чтобы отправиться покорять Америку! Именно тут дебютировала прелестная 17-летняя Жанна Самари, чьи портреты кисти Ренуара висят в Пушкинском музее и Эрмитаже. Тут мир узнал Жана Маре и Жанну Моро. Комеди Франсез – расположен в самом сердце Парижа – в первом округе во дворце Пале-Рояль прямо рядом с Лувром. Основан театр в XVII веке Людовиком Солнце.

Пьер-Огюст Ренуар «Портрет актрисы Жанны Самари» (1877 г.)

Билеты
Цены на билеты тут демократичнее, чем в опере. Более того, молодые люди до 28 лет могут получить внушительные скидки. В начале месяца вы всегда найдете хорошие билеты на следующий. Сцен у Комеди Франсез – множество. Помимо основной, где по большей части ставят французских классиков, есть экспериментальные сцены-шкатулки, где в маленьких залах ставятся спектакли, пронизывающие вас насквозь! Проход на них почти бесплатный.

Дресс-код
На основную сцену театра постарайтесь одеться консервативно, но празднично. Но что касается малых сцен, наряд остается полностью на ваше усмотрение. Но помните: все сцены расположены в величественных зданиях XV или XVII века, а одна даже в Лувре, с лепниной и прочими атрибутами роскоши.

Одеон (Театр Европы)

Театр «Одеон» расположен рядом с одним из самых красивых парков Парижа – Люксембургским садом. Здание построили по заказу королевы Марии-Антуанетты в стиле классицизма. В 1784 году именно тут состоялась премьера «Безумного дня, или Женитьбы Фигаро» Бомарше. В XVIII веке этот театр считался невероятное передовым – ведь абсолютно все места тут были сидячие. А в XX веке театр стал первым во Франции, где от свечей отказались в пользу электричества! Теперь он называется Театр Европы. Наибольшей популярностью в нем пользуются современные постановки – по Беккету и Ионеско.

Театр де ля Вилль

Театр, живущий в самом сердце Парижа, был выстроен в середине XIX века для барона Османа. Свои названия он менял стремительно: на рубеже XIX и XX века он называется Театром Наций, после Второй мировой – Театром Сары Бернар, а в конце 60-х снова стал носить первоначальное название и отказался от драмы. Сегодня в него ходят преданные поклонники танцевального искусства.

Театр на Елисейских полях

Несмотря на свое название, этот театр, построенный в лучших традициях ар-деко, находится не на Елисейских полях, а на главном проспекте моды – Авеню Монтень, где соседствует с CHANEL, DIOR, GIVENCHY и VALENTINO. На этой сцене проходили знаменитые «Русские сезоны» Дягилева: премьера балета Стравинского «Весна священная», закончившаяся грандиозным скандалом – публике подобное творчество показалось одиозным и провокационным.

Дресс-код
Ваш образ стоит выбрать исходя из сцены, на которую вы идете: для концерта классической музыки на сцене Гранд Театра выбирайте платье в пол, для театрального представления в Ля Комеди smart casual, а для камерной площадки Ле Студио, где можно иногда послушать аутентичную старинную музыку, подойдет повседневная одежда, украшенная красивым платком или брошью. Кстати, «Русские сезоны» теперь под руководством Мариса и Илзе Лиепа сюда приезжают до сих пор.

Шатле

Шатле, театр в первом округе Парижа, подойдет любителям не только оперы и балета, но и оперетты и мюзиклов. Шатле тоже принимал Дягилевские сезоны, например, именно тут в 1912 парижане увидели «Послеполуденный отдых фавна» с Вацлавом Нижинским и скандальный «Парад» 1917 года, костюмы к которому создавал Пабло Пикассо, а сценарий Жан Кокто.

Костюмы Пабло Пикассо к спектаклю «Парад»

Благодаря выдающейся архитектуре и стеклянному куполу, Шатле имеет превосходную акустику. Кстати, именно в этом театре ежегодно проводится вручение кинопремии «Сезар».

Основные театры Парижа: драматический театр, музыкальный, кукольный, балета, оперы, сатиры. Телефоны, официальные сайты, адреса театров Парижа.

  • Туры на Новый год во Францию
  • Горящие туры во Францию
  • Париж - «столица мира», «праздник, который всегда с тобой», город любви, город прекрасных женщин и галантных мужчин, город трех мушкетеров и развеселых кабаре. Как только не называли этот город, какими превосходными эпитетами не награждали! Но, отдавая должное всем красотам и достопримечательностям столицы Франции, ее кафе под зонтиками, Елисейским полям и бульварам, нельзя не отметить еще одну важную черту Парижа: это город, где кипит богатая культурная жизнь. И, безусловно, почти каждый знает, что лицо Парижа - его театры. Ведь даже в школе мы учили, что первые постановки Мольера - это Париж, и премьеры Бомарше - это Париж, и великая Сара Бернар, игравшая на сцене 75-летней и с ампутированной ногой в сложнейшей для актера трагедии Расина «Федра» - это тоже Париж.

    Зажигательный Мулен Руж, многократно воспетый поэтами и нарисованный художниками, блестящее всеми цветами кабаре Лидо - все это приметы Парижа, города актеров, танцовщиков, певцов, режиссеров, писателей и архитекторов.

    Приезжая сюда, любой из нас имеет в голове и сердце уже сложившийся образ великого города, представляет себе хотя бы примерно, что он хотел бы увидеть, без чего невозможно, а без чего все же можно обойтись, поскольку все посмотреть за один раз в этом безграничном для туриста месте просто нереально. Имейте в виду, Париж может преподнести вам сюрпризы, и в корне или частично изменить ваше представление о нем. Но в любом случае, рекомендуем включить в свою программу посещение какого-либо театра Парижа, а лучше сразу нескольких - без этого впечатление от города будет неполным.

    Чтобы сориентироваться в пестром и многообразном мире парижских театров, нужно, прежде всего, хорошо представлять себе, каким спектаклям вы отдаете предпочтение.

    Если вас интересуют проверенные временем опера или балет, настоящие театральные антуражи, «театральные» люстры со множеством подсвечников, классические залы с ложами, партером, амфитеатром, балконами и галеркой - добро пожаловать в Гранд Опера. Или вы можете посетить самый большой зал классической музыки в Париже - театр Шатле.

    Даже в школе мы учили, что первые постановки Мольера - это Париж, и премьеры Бомарше - это Париж, и великая Сара Бернар, игравшая на сцене 75-летней и с ампутированной ногой в сложнейшей для актера трагедии Расина «Федра» - это тоже Париж.

    Если вы любите современную оперу, вас интересует не элитарная, а более демократичная, приближенная к нашему времени манера исполнения, репертуар и режиссерский стиль - тогда вам непременно надо посетить Оперу Бастилии.

    Если вы любите драматический театр, выбор у вас тоже велик - Комеди Франсез (дом Мольера), театр Пале-Рояль, театр Одеон, давший название целому кварталу и сейчас носящий гордое звание «театра Европы».

    И, конечно, изюминка театрального Парижа - его знаменитые кабаре. «Мулен Руж» - многократно растиражированное, известное по тысяче буклетов и открыток, а, самое главное, по ставшим классикой картинам его завсегдатая - Анри де Тулуз-Лотрека, который прославил и себя, и любимое заведение, классическое кабаре. И сегодня «Красная Мельница» (одна из двух, сохранившихся на Монпарнасе, вторая - Мулен-де-ла-Галет) привлекает множество посетителей из самых разных стран. Каждый вечер здесь вы сможете увидеть знаменитый канкан - визитную карточку «Мулен Руж».

    Ну, а если вы хотите быть в курсе новейших веяний театра жанра - вас ждет кабаре «Лидо». Его история начинается после Второй мировой войны, когда братья Клерико, итальянцы, приехали покорять Париж. Свое заведение они назвали в честь знаменитых венецианских пляжей Лидо. Оригинальная идея, которая пришлась по вкусу даже искушенному Парижу - сочетание «ужин плюс шоу» оказалась удивительно удачной, ее восприняли вслед за «Лидо» многие заведения. И сейчас вы можете поужинать здесь с вином и шампанским, при этом глядя на феерическое представление. Цены в кабаре стартуют от 100 EUR, шоу начинаются в 19, 21 и 23 часа.

    Какой бы театр блистательного города вы ни выбрали, можно точно гарантировать одно - разочарованы вы в любом случае не будете!

    Французское Просвещение ко второй половине XVIII века вступило в свой высший и решающий этап. Резкое обострение социальных противоречий, выразившихся в открытой буржуазной оппозиции абсолютизму и в ряде народных волнений, неудачная внешняя политика французского правительства и пагубный для Франции мир 1748 года способствовали зарождению в стране предреволюционной ситуации. Идейными выразителями революционной общественной "силы были философы-материалисты, подвергавшие беспощадной критике "все политические, общественные и культурные установления абсолютистского государства. Это были люди, по определению Энгельса, "просветившие французские головы для приближавшейся революции".

    Основной отличительной чертой французской драматургии и театра XVIII века была их боевая идейная направленность и публицистически острый, агитационный тон. В театре с особой силой проявлялся воинствующий характер французского просветительства, воспитывавшего почти в течение всего столетия массы третьего сословия в антифеодальном духе и способствовавшего революционному свержению абсолютизма.

    Развитие просветительства во Франции происходило не в мирных условиях, как это было в послереволюционной Англии, а в обстановке обострения классовых противоречий, в период консолидации всей массы третьего сословия для совместного революционного выступления против феодально-дворянского государства.

    Французская буржуазия должна была выступить против того самого государства, которому она в прошлом не только Добровольно подчинялась, но усилению которого она сама в 17 веке во многом способствовала. Приближая к себе буржуазные верхи, перестраивая их на аристократический лад, Формируя из среды буржуазии "дворян мантии", абсолютизм тем самым ослаблял буржуазию как класс в целом. Французская буржуазия в течение всего XVII века оставалась классом, лишенным всяких политических прав, в массе своей сохранившим бесправное состояние средневекового податного сословия.

    Первые десятилетия не принесли с собой в области драматического искусства ничего значительного: театры жили главным образом старым репертуаром. То, что писали многочисленные современные драматурги (Лафосс, Ламотт, Прадон, Кампистрон, Лагранж-Шансель), было добросовестным, но чрезвычайно бледным повторением всем известных образцов. Эпигонам классицизма казалось, что им не нужно изучать ни общественную жизнь, ни человеческую душу. Достаточно позаимствовать у кого-нибудь из античных писателей сюжет, усвоить секреты композиции, обучиться искусству звонких рифм -- и возвышенная драма, достойная творений Корнеля и Расина, родится сама собою.

    Среди бесчисленного множества подобных мертворожденных творений безусловно выделялись трагедии Проспера-Жолио Де Кребильона (1674--1762). При всей условности своих сюжетов они были по-своему современны.

    Процесс демократизации общества в эпоху Просвещения вызвал к жизни новый драматургический жанр - мещанскую драму, создателями которой во Франции были Д. Дидро, М. Ж. Седен, Л. С. Мерсъе. Мещанская драма ознаменовала собой победу просветительского реализма, приближение тематики произведений драматургии к повседневной действительности.

    Особенно показательным в этом отношении был жанр "слезной комедии", создатели которого П. К. Нивель де Лашоссе и Ф.Детуш, сочетая принципы классицистской комедии и английской мещанской драмы, пытались компромиссно решать в своих пьесах противоречия между дворянами и буржуазией. Недостатки мещанской драмы и "слёзной комедии" были преодолены в комедиях П. О. Бомарше "Севильский цирюльник" (1775) и "Женитьба Фигаро" (1784), в которых с новой силой ожили традиции Мольера, были воплощены лучшие черты просветительской эстетики.

    Героические и гражданственные устремления просветительской драматургии с наибольшей силой раскрылись в период французской буржуазной революции конца XVIII в. Трагедии М. Ж. Шенье, проникнутые антифеодальным пафосом ("Карл IX",1789, "Генрих VIII", 1791, "Жан Калас", 1791, "Кай Гракх", 1792), были образцами драматургии революционного классицизма.

    Во Франции философ-просветитель Вольтер, обращаясь в своей драматургии к животрепещущим общественным вопросам и обличая деспотизм, продолжал развивать жанр трагедии.

    Одновременно на французской сцене поддерживалась комедийно-сатирическая традиция. Так, Лесаж (1668-1747) в комедии "Тюркаре" критиковал не только разлагавшееся дворянство, но и ростовщическую буржуазию. Он стремился создать комедии для массового народного театра.

    Другой просветитель и драматург - Дени Дидро (1713-1784) защищал правду и естественность на сцене. Кроме ряда пьес ("Побочный сын", "Отец семейства" и др.), Дидро написал трактат "Парадокс об актере", где развил теорию актерского искусства.

    Наряду с Вольтером Дидро являлся всеобъемлющим гением своего века. Он самоучкой достиг вершин современной науки и занимался самыми разнообразными отраслями звания. Дидро отлично знал математику и писал математические трактаты; он изучал медицину и составил один из первых учебников по физиологии; он был одним из основоположников материалистической теории познания; он сочинял трактаты по вопросам экономики; он из года в год посещал парижские художественные выставки и давал о них отчеты, которые определили новый этап в понимании сущности изобразительного искусства; его перу принадлежат превосходные литературные произведения и среди них лучшая, наиболее глубокомысленная и правдивая книга века, гениальный "Племянник Рамо", удостоившийся высокой похвалы Гёте, Гегеля и Маркса. Дидро, наконец, являлся неутомимым редактором Энциклопедии и писал для нее статьи на самые разнообразные темы, начиная от статьи о прекрасном и кончая заметкой о том, как лилльские ткачи ткут полотно. , И этот человек со всей присущей ему страстностью и энергией отдавался театру. Еще в одной из самых ранних своих повестей, в "Нескромных драгоценностях", Дидро начал критику придворного классицизма. Затем философ написал одну за другой серьезные комедии--"Побочный сын" (1757) и "Отец се­мейства" (1758), которым были предпосланы два теоретических сочинения: "Разговоры о "Побочном сыне" и трактат "О драматической поэзии". В самый зрелый период деятельности Дидро им был написан "Парадокс об актере".

    Дидро дружил с Гарриком, был близко связан с Клерон и актрисой Итальянской Комедии Риккобони, с которой переписывался по вопросам сценической игры; писал он также письма по этому же вопросу и молодой актрисе Варшавского театра Жоден. Любовь к театру, сопровождавшая Дидро всю жизнь, не покинула его в годы старости. За несколько лет до смерти философ написал веселую комедию "Хорош он или дурен".

    Девизом всей поистине титанической деятельности Дидро была фраза: "Людям разумным нравится лишь реальный мир". Как бы ни была дурна окружающая действительность, Дидро все же страстно любил жизнь и непоколебимо верил в силу человека. Без этого не имела бы смысла вся его просветительская работа.

    Дидро, как и все просветители, идеализировал буржуазные отношения, не понимая их антагонистического характера, но эта идеализация была в общественных условиях XVIII века вполне искренней и объективно закономерной. Дидро защищал буржуазное развитие потому, что считал его благотворным для всех членов общества, а не только для имущих, для богачей. Великий философ-просветитель видел дальше и глубже, чем того требовали классовые интересы буржуазии. Борясь за новое, буржуазное общество, он надеялся, что в нем не воскреснут в новом виде сословные привилегии и общественное неравенство. Дидро выражал демократическую сторону буржуазной духовной эмансипации XVIII века, общие стремления всех слоев третьего сословия и был уверен, что грядущее буржуазное общество будет обществом равенства и свободы.

    В просветительской, бунтарской, революционной литературе Франции XVIII столетия комедии Бомарше заняли одно из главных мест по силе влияния на массы.

    В комедии "Севильский цирюльник" Бомарше вывел впервые образ находчивого плебея Фигаро, простого слуги, неутомимого обличителя феодальных порядков. Во второй его комедии - "Женитьба Фигаро" в конфликте с дворянином ловкий Фигаро выходит победителем. Никогда еще с французской сцены не раздавались такие дерзкие речи о существовавшем общественном режиме.

    В центре обеих комедий - деятельный, остроумный человек из народа, борьба которого за своё личное и гражданское достоинство была ярким проявлением критического отношения масс к социальному произволу, моральной распущенности дворянского общества в канун революции. Комедии Бомарше обладали огромной силой сатирического обличения, ярким оптимизмом, революционным темпераментом.

    Большие изменения наблюдались в то время и в игре лучших французских актеров: Мишеля Барона (1653-1729) и его последовательницы Адриенны Лекуврер (1692-1730). Они стремились преодолеть декламационный стиль классицизма и приблизиться к естественной манере речи даже в классицистической трагедии.

    В постановке просветительских трагедий Вольтера выдвинулись актеры нового типа, способные выражать гражданский пафос героических и обличительных тем.

    Большое место в развитии театра эпохи Просвещения во Франции занимали ярмарочные и бульварные театры. Жанром ярмарочного театра стали пантомимы, фарсы, моралите, фастахтшпили, представления которых строились на искусстве импровизации. Это были представления часто сатирического плана, с элементами гротеска и буффонады, наполненные грубоватым юмором. На ярмарках выступали также канатные плясуны, жонглеры, дрессированные животные - прототипы цирковых актеров. Они широко использовали пародию и сатиру. Демократический характер этого искусства вызывал нападки на него привилегированных театров.

    В век Просвещения сюжеты арлекинад черпались в пьесах А.Р.Лесажа, с чьим именем связан расцвет ярмарочного театра. С развитием капитализма ярмарочный театр пришел в упадок. На почве народного французского театра с середины 18 в. возникли театры бульваров, игравшие жанровые бытовые пьесы на современном материале, часто развлекательного характера, с любовной интригой, обязательно общепонятные и рассчитанные на широкого зрителя. Первые такие театры построены антрепренерами ярмарочных театров (Ж.Б.Николе на бульваре Тампль, 1759, театр "Фонамбюль", где с 1819 работал мим Ж.Г.Б.Дебюро).

    Однако именно ярмарочные и бульварные сцены подготовили ряд новых жанров, которые затем способствовали развитию театра в эпоху Великой французской революции 1789 -1793 гг.

    Давая общую оценку французской драматургии начала XVIII века, легко заметить, что реакционная и эпигонская направленность ее была выражением дворянско-охранительной идеологии. Реалистические тенденции, проявлявшиеся в творчестве даже таких умеренных писателей, как Реньяр и Данкур, приводили к критике современного общества. Эта критика, вы­раженная резко и прямо, способствовала рождению первой французской сатирической комедии XVIII века -- "Тюркаре" Лесажа, уже вплотную подошедшей к той обличительной драматургии, которая будет утверждена писателями Просвещения, начиная от Вольтера и кончая Бомарше.

    Париж - это не просто город влюбленных, в нем царит особая атмосфера, это культурная столица мира. Здесь просто нельзя не посетить хотя бы парочку театров, чтобы впечатление от путешествия было полным. Какие же театры предлагает туристам столица Франции?

    Самые знаменитые оперные театры Парижа

    Театры Парижа можно разделить на драматические, театры комедии, варьете, музыкальные и оперные. Но, несомненно, первым в списке по популярности выступает , как называют театр в честь создателя архитектора. Здание оперы было построено за 15 лет и открыто для посещения в 1875 году. Это небывалое по красоте и масштабам здание всемирно известно. Оно является национальным достоянием и принадлежит государству. Здесь выступали все мировые знаменитости оперной сцены. Остается сильное впечатление, даже только от вида снаружи. Здесь даются не только оперные представления, но и балетные. Здание Гранд-Опера необыкновенно великолепно: золоченые лестницы и статуи, огромные хрустальные люстры и залы, отделанные бархатом.

    Другая самая известная оперная площадка в Париже – Опера Бастилии открыта в 1989. Она является тоже государственной. Большое современное здание на площади Бастилии открыто к юбилею взятия одноименной крепости.

    Кабаре и варьете Парижа

    Наиболее известными парижскими театрами легкого танцевального жанра являются , Кабаре Лидо и Crazy Horse. Мулен Руж - самое известное заведение классическое кабаре. Здесь зародился канкан. А Красную Мельницу на верхушке здания знает практически каждый.

    Кабаре Лидо находится на Елисейских полях. Его шоу поражают воображение. Лидо всемирно известно и посетить его стоит недешево. Название театр получил благодаря венецианскому пляжу.

    Театры Драмы и комедии, музыкальные театры Парижа

    Самыми известными драматическими и комедийными театрами Парижа являются , открытой самой Марией-Антуанеттой, Театр-де-ля-Виль, Комеди Франсэз – дом Мольера, Театр Елисейских полей, Пале-Рояль, Шатле, Магадор.

    Театр Одеон открыт в конце 18 века. Пале – Рояль – настоящий драматический театр. Театр Елисейских полей представляет собой железобетонное здание на авеню Монтень. Театр-де-ля-Виль является самым известным в области классических танцевальных постановок. В Шатле является одним из крупнейших залов для любителей классической музыки. Он открыт в 1862 году. Здесь проходят также балеты и спектакли. Комеди Франсэз - один из самых старейших театров. Устав этого заведения утверждал Наполеон, а первые представления проходили там еще в конце 17 века. Театр Магадор является мюзик-холлом. Здесь проходят балетные постановки и мюзиклы. Он был открыт в 1919 году.

    Помимо больших театров в Париже действует множество небольших театральных труп в скромных залах, которые готовы представить как классические, так и современные постановки. 

    |
    |
    |
    |
    |
  • 
    Top