В мире расколотом надвое. Сочинение на тему: “В мире, расколотом надвое

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение Ягодинская средняя общеобразовательная школа

Кондинского района, Ханты- Мансийского Автономного округа- Югры

ФИО педагога: Штергер Виктория Александровна (учитель русского языка и литературы)

Открытый урок по литературе в 11 классе.

Тема: Мир, расколотый надвое.

Цели урока:

Обучающая:

определить видение событий гражданской войны

На примере романа Шолохова «Тихий Дон»

Развивающая:

Развивать умение анализировать текс, развивать критическое мышление учащихся.

Воспитательная:

Способствовать воспитанию интереса к истории своей Родины, своего народа; осознанию того, что гражданская война-это одна из трагических страниц нашей истории.

Ход урока:

  1. Организационный момент.

Добрый день! Мы продолжаем изучать роман М.Шолохова «Тихий Дон».

Звучит песня «Там вдали за рекой засверкали штыки» (1 слайд)

О каком событии романа М.Шолохова «Тихий Дон» пойдет речь на уроке? (гражданская война)

сообщение темы и цели, урока. (2 ,3 слайд)

Проблемный вопрос (4 слайд)

ответить на вопрос может ли война повлиять на отношение человека к окружающему миру, людям.

  1. Работа по теме урока.

Война… Какое значение вложено в это слово?

Давайте обратимся к толковому словарю: (5 слайд)

«Война- это вооруженная борьба между государствами, народами, классами; враждебные отношения »

А) гражданская война с исторической точки зрения.

Историческая справка (подготовленная учащимися класса в виде высказываний знаменитых людей).

(6 слайд)

О гражданской войне существует много высказываний, Борис Васильев писал так: « В гражданской войне нет правых и виноватых, нет ангелов и нет бесов…Главный итог, который мы вынесли, в том, что гражданская война есть ни с чем ни сравнимая трагедия народа, в которой никогда не было победителей… В ней есть только побеждённые- мы все, весь народ, вся Россия.»

Б) гражданская война в романе «Тихий Дон» (7 слайд)

Слово учителя.

Какой же описывает войну М. Шолохов в романе «Тихий Дон»?

Долгое время гражданская война была окутана ореолом подвига, романтики.

(вспомните кинофильмы «Неуловимые мстители», «Опасные гастроли»).

Михаил Шолохов был одним из первых , кто заговорил о гражданской войне, как о величайшей трагедии. В процессе работы он обращается к архивам, мемуарам, личным впечатлениям, к воспоминаниям людей, переживших эту войну.

Аналитическая работа с текстом, сценами из к/ф «Тихий Дон»

Давайте обратимся непосредственно к тексту романа (книга 2 части 5, гл.1) Стр. 463 Тихий Дон 1. Москва.: Слово., 2001

Шолохов использует рассказ- предварения. (8 слайд)

Словарная работа:

Предварение- т.е. сделать что-то раньше, забегая вперед.

Какое словосочетание ключевое в данном отрывке?

Горшие беды . Именно они сломают привычный уклад донской жизни, отразятся на судьбах людей.

Шолохов раскрывает нам правду через героев романа.

Поисками правды обеспокоен Григорий Мелехов, являясь человеком малограмотным и политически наивным, он живёт стремлением найти правду, найти своё место в жизни, найти то, чему стоит служить. (красным- белым)

Правда необходима герою для решения проблемы жизненного выбора, т.к. происходит противостояния различных политических сил, решающих судьбу казачества и всей страны.

Слова брата Григория Мелехова (3-6-2)

«Ты гляди, как народ разделили , гады! Будто с плугом проехались: один – в одну сторону, другой – в другую, как под лемешом. Чёртова жизня и время страшное!»

В романе мы сталкиваемся с зеркальными сценами:

1.Расправа над чернецовцами (2-5-12) (9 слайд)

Вопросы 10 слайд

  • Какие чувства испытывает Григорий, наблюдая сцену расправы над чернецовцами?
  • Почему он единственный среди всех присутствующих так поступил?

(в нем побеждает человек, гуманные качества)

(Только Григорий пытается защитить безоружного врага от кровавой расправы: «у него дрожало всё внутри», «Григорий тронул коня, прыгнул, забыв про рану, с седла и, простреленный болью, упал навзничь».

Это делает поступок Григория психологически оправданным:

Не за неприятеля вступается герой, а за человека.)

2.Казнь подтелковцев (2-5-30) (слайд 11)

Просмотр эпизода х/ф «Тихий Дон» (сцена казни)

Вопросы слайд 12

*Как Григорий воспринимает сцену казни Подтелкова?

* Что испытывает при этом?

Григорий воспринимает эту казнь как справедливое возмездие , о чём свидетельствует его страстный монолог, обращённый к Подтёлкову: «Под Глубокой бой помнишь? Помнишь, как офицеров стреляли… По твоему приказу стреляли! А? Теперича тебе отыгрывается! Ну, не тужи! Не одному тебе чужие шкуры дубить!» (мщение)

Но, несмотря на это, он уходит с площади, не дождавшись казни, ибо для Григория-гуманиста, расправа над безоружными отвратительна, чем бы она ни была вызвана .

Григорий ищет правду, которая могла бы примирить всех, и не находит её ни у белых, ни у красных.

Это определило трагичность его судьбы, в которой отразилась трагедия народа, разделённого на два враждующих лагеря.

Недавно мирно живущие бок о бок казаки становятся врагами, идут на братоубийственную войну.

Рождается взаимная жестокость ныне враждующих сторон. (13 слайд Кошевой расстреливает Мелехова, Дарья убивает Котлярова)

3.-Сравнительная характеристика (индивидуальное домашнее задание)

Михаил Кошевой (14 слайд)

Митька Коршунов (15 слайд)

Заклятые враги, Кошевой и Коршунов, совершают поступки чрезвычайно похожие – в первую очередь неимоверной жестокостью и цинизмом :

Мишка убивает Петра Мелехова, гонит из родного дома Григория, что не мешает ему жениться на Дуняшке, на его совести и смерть деда Гришаки;

Митька первым вызывается казнить подтёлковцев, зверски уничтожает семью Кошевого.

Григорий Мелехов в разговоре с Прохором Зыковым признаётся: «По мне они одной цены»).

Во всем этом мы видим взаимную жестокость враждующих сторон.

4.Как меняется человек в условиях войны? (задать вопрос классу)

Для многих героев, даже положительных, нравственные критерии в годы войны смещаются.

Григорий, например, воспринимает казнь Подтёлкова как справедливое возмездие.

Но он же пресекает расправы над пленными, когда узнаёт, что в Вешенской в тюрьму посадили женщин, стариков и детей, чьи родные ушли с красными, он открывает тюрьму, выпуская всех арестованных на волю.

(16 слайд )

«Ха! Совесть! Я об ней и думать позабыл. Я так об чужую кровь измазался, что у меня уж и жали ни к кому не осталось. Детву – и ту почти не жалею, а об себе и думки нету. Война всё из меня вычерпала. Я сам себе страшный стал… В душу ко мне глянь, а там чернота , как в пустом колодезе…»

(3 - 6 – 46).

  • Что вы можете сказать о своеобразной самохарактеристике Григория Мелехова?

Не только изменился, но понял что стал другим- его сломала война.

Война утверждает свои собственные законы , жестокие и бесчеловечные, и каждый живущий вынужден подчиняться им. Война вносит разногласия в семейные отношения. Всеобщая разруха уничтожает казачий мир не только извне, но и изнутри.

Трагедия казачьих семей в том, что они не видят выхода из этой войны. Никакая власть не даёт им возможности возвратиться к мирному крестьянскому труду.

  1. Итог,Выводы:

1-может ли война повлиять на отношение человека к окружающему миру, людям? (17 слайд)

Обратите внимания на слова-ассоциации.

Война- это борьба, враждебные отношения, трагедия, беда, разделение, страх, жестокость, цинизм, бесчеловечность, разруха, разногласие, братоубийственная, чернота, …. (слова закрепляются на доске в ходе урока)

Какие ещё слова можно добавить в этот ряд?

(названные детьми слова записываются рядом) –раздать бумажки

2- определить видение событий гражданской войны на примере романа Шолохова«Тихий Дон»

Рефлексия.

Используя данные слова (слова, выписанные на доске)составьте синквейн (работа по группам)на тему война

Определение синквейна (слайд 18)

Алгоритм (19 слайд)

СИНКВЕЙН – короткое литературное произведение, характеризующее предмет (тему), состоящее из пяти строк, которое пишется по определённому плану.

1 строка – одно слово – название стихотворения, обычно существительное.

2 строка – два слова (прилагательные или причастия). Описание темы.

3 строка – три слова (глаголы). Действия относящиеся к теме.

4 строка – четыре слова – предложение. Фраза, которая показывает отношение автора к теме.

5 строка – одно слово – ассоциация, которая повторяет суть темы, обычно существительное.

Несколько вариантов зачитываются(записываются на отдельных листах и закрепляются на доске).

(слайд 20)

Война

Жестокая, братоубйиственная

Ожесточает, угнетает, уничтожает

Война калечит судьбы людей

Трагедия

Данными синквейнами мы подводим итог сегодняшнего нашего урока и отвечаем на главный вопрос, что есть война.

Оценки за урок.

Домашнее задание:

Написать минисочинение, сочинить стихотворение на тему гражданская война в романе М.Шолохова «Тихий Дон».

Письменная характеристика Г. Мелехова.

Предварительный просмотр:

Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com


Подписи к слайдам:

Мир, расколотый надвое

« Война- это вооруженная борьба, враждебные отношения между государствами, народами, классами»

« В гражданской войне нет правых и виноватых, нет ангелов и нет бесов…Главный итог, который мы вынесли, в том, что гражданская война есть ни с чем ни сравнимая трагедия народа, в которой никогда не было победителей… В ней есть только побеждённые- мы все, весь народ, вся Россия.» Борис Васильев

Гражданская война в романе М. Шолохова «Тихий Дон»

Рассказ-предварение Предварение-т.е. сделать что-то раньше, забегая вперед.

Расправа над чернецовцами. (2-5-12)

Вопросы: Какие чувства испытывает Григорий, наблюдая сцену расправы над чернецовцами? Почему он единственный среди всех присутствующих так поступил?

Казнь подтелковцев. (2-5-30)

Вопросы: Как Григорий воспринимает сцену казни Подтелкова? Что испытывает при этом?

Взаимная жестокость враждующих сторон Кошевой расстреливает Петра Мелехова Дарья убивает Котлярова

Михаил Кошевой

Митька Коршунов

«Ха! Совесть! Я об ней и думать позабыл. Я так об чужую кровь измазался, что у меня уж и жали ни к кому не осталось. Детву – и ту почти не жалею, а об себе и думки нету. Война всё из меня вычерпала. Я сам себе страшный стал… В душу ко мне глянь, а там чернота, как в пустом колодезе…» (3 - 6 – 46).

Может ли война повлиять на отношение человека к окружающему миру?

СИНКВЕЙН – малая стихотворная форма, используемая для фиксации эмоциональных оценок, описания своих текущих впечатлений, ощущений, ассоциаций.

Алгоритм написания синквейна. 1 строка – одно слово – название стихотворения, обычно существительное. 2 строка – два слова (прилагательные или причастия). Описание темы. 3 строка – три слова (глаголы). Действия относящиеся к теме. 4 строка – четыре слова – предложение. Фраза, которая показывает отношение автора к теме. 5 строка – одно слово – ассоциация, которая повторяет суть темы, обычно существительное.

Цель урока:

Оборудование урока:

Методические приёмы:

Ход урока

I . Слово преподавателя

Борис Васильев писал об этом так: «В гражданской войне нет правых в виноватых, нет ангелов и нет бесов, как нет победителей. В ней есть только побежденные — мы все, весь народ, вся Россия».

Просмотр содержимого документа
«Урок 4. «В мире, расколотом надвое». Гражданская война в изображении М.А. Шолохова»

Урок 4. «В мире, расколотом надвое».

Гражданская война в изображении Шолохова

Цель урока: показать гражданское и писательское мужество Шолохова, одним из первых сказавшим правду о гражданской войне как о трагедии народа.

Оборудование урока: репродукции картин, отображающих гражданскую войну; записи песен «Там, вдали, за рекой...», «Гренада», «На той далекой, на гражданской...».

Методические приёмы: проверка домашнего задания, анализ эпизодов, повторение изученного (произведения, посвященные гражданской войне), межпредметные связи с историей, рассказ преподавателя.

Ход урока

I . Слово преподавателя

Долгое время гражданская война была окутана ореолом подвига, романтики.

Вспомним «Гренаду» Светлова, «Там вдали, за рекой...», «комиссаров в пыльных шлемах» Окуджавы, кинофильмы про «неуловимых мстителей» и т. п. (Если есть записи песен, послушать выборочно).

Был, конечно, и Бабель, и Артем Веселый, но их правда широкий доступ к читателю получила много позже.

Борис Васильев писал об этом так: «В гражданской войне нет правых в виноватых, нет ангелов и нет бесов, как нет победителей. В ней есть только побежденные - мы все, весь народ, вся Россия».

Шолохов - один из тех, кто заговорил о гражданской войне как о величайшей трагедии, имевшей тяжелые последствия. Высокий уровень правды о гражданской войне поддерживается большой работой автора с архивами, с мемуарами, личными впечатлениями и фактами. Шолохов рисует развращенный революцией мир, часто используя прием рассказа-предварения (конец 1 гл. 5 части). Сущность событий романа трагедийна, они захватывают судьбы огромных слоев населения (В «Тихом Доне» более 700 персонажей).

II. Анализ эпизодов книги второй

Находим и анализируем эпизоды:

Сцена расправы над чернецовцами (Т. 2, часть 5, глава 12)

    Как изображены в этой сцене Подтелков и Чернецов? (Поведение их наглядно воплощает ту силу ненависти и вражды, которая разделила Дон.)

    Какие детали с наибольшей наглядностью выражают их внутреннее состояние?

    Чем мотивированно поведение этих героев?

    Для чего включены в эпизод детали портретов казнимых офицеров? (Автор наделяет их портретами; «поручик с красивейшими женскими глазами», «высокий, бравый есаул», «курчавый юнкер». Шолохов стремится подчеркнуть, что перед нами не безликие, абстрактные «враги» - перед нами люди.)

    Как изображение «врагов» связано с поступком Мелехова? (Описание казнимых офицеров делает поступок Григория психологически оправданным: он вступается не за врага, а за человека.)

    Какой смысл вкладывает Минаев в свою фразу, завершающую эпизод? («...заглядывая в глаза померкшими глазами, задыхаясь спросил: - А ты думал - как?» В этой фразе Минаева - попытка оправдать насилие и жестокость высшими интересами, интересами революции, победившего класса - попытка утверждения так называемого революционного гуманизма».)

    Что переживает Григорий после этих трагических событий?

Расказачивание сопровождается массовым террором, который вызывает ответную жестокость. «Народ стравили», - думает Григорий о происходящем. (Эпизод «Казнь Подтелкова и его отряда» - книга вторая, ч. 5, гл. 30).

    Как воспринимает Григорий казнь Подтелкова? (Григорий воспринимает эту казнь как справедливое возмездие, о чем свидетельствует его страстный монолог, обращенный к Подтелкову: «Под Глубокой бой помнишь? Помнишь, как офицеров стреляли... По твоему приказу стреляли! А? Теперича тебе отыгрывается! Ну, не тужи! Не одному тебе чужие шкуры дубить!»)

    Почему он уходит с площади? (Григорий уходит, не дождавшись казни, т.к. для него, воина и гуманиста, расправа над безоружными отвратительна, чем бы она ни была вызвана.)

    В чем сходство этой сцены с эпизодом расстрела пленных под Глубокой?

    В чем смысл такого «зеркального отражения»? (Герой не находит правды ни на одной из противоборствующих сторон. Везде - обман, жестокость, которой можно найти оправдание, но которую отвергает человеческая природа Григория.)

Переходим к анализу последнего эпизода второй книги.

    В чем символический смысл этого эпизода? (В этом эпизоде (старик, построивший часовню над могилой; самка стрепета, символизирующая жизнь и любовь) сталкиваются жизнь и смерть, высокое, вечное - и трагические реалии, ставшие «в годину смуты и разврата» привычными, обыденными. Шолохов противопоставляет братоубийственной войне, взаимной жестокости людей животворящую силу природы.)

    Финал какого произведения вы могли сопоставить с этим эпизодом? (Читая эти строки, мы невольно вспоминаем финал романа «Отцы и дети»: «Какое бы страстное, грешное, бунтующее сердце ни скрылось в могиле, цветы, растущие на ней, безмятежно глядят на нас своими невинными глазами: не об одном вечном спокойствии говорят нам они, о том великом спокойствии «равнодушной природы» они говорят о вечном примирении и о жизни бесконечной…»)

III. Заключительное слово преподавателя

Борис Васильев увидел в «Тихом Доне» отражение главного в гражданской войне: «чудовищные колебания, метания нормального, спокойного семейного человека. На одной судьбе показан весь излом общества. Пусть он казак, все равно он, в первую очередь, крестьянин, земледелец. Он кормилец. И вот ломка этого кормильца и есть вся гражданская война».

От эпизода к эпизоду нарастает трагическое несоответствие внутренних устремлений Григория Мелехова и окружающей его жизни.

В. Кожинов пишет о том, что «Тихий Дон» чаще всего пытались истолковать как воссоздание смертельной битвы красных и белых. Шолохов обвинялся в белогвардейщине. Ягода подписал указ о расстреле казака Харлампия Ермакова - главного реального прототипа Григория Мелехова. Третью книгу «Тихого Дона», посвященную Верхнедонскому восстанию казаков в 1919 году, отказывались публиковать: жалеть «реакционеров» как живую часть единого народа, жалеть их семьи, их детей не полагалось.

Шолохов встречался и беседовал со Сталиным, который требовал «ужесточить» образ Корнилова, обвинял Шолохова в сочувствии белогвардейцам. Правда, Сталин согласился с писателем в том, что «изображение хода событий в третьей книге «Тихого Дона» работает на нас» (изображение разгрома белогвардейцев на Дону и Кубани).

Шолохову пытались рекомендовать «перевоспитать», «перековать» Григория Мелехова в большевика, свести его с пролетариатом, как «перевоспитал» своего героя, белого офицера Вадима Рощина Алексей Толстой в «Хождении по мукам». Автор романа «Тихий Дон» проявил стойкость и мужество, отстояв художественную и жизненную правду. Роман был закончен в 1940 году и удостоен Государственной премии.

Роман обращен не к сегодняшнему, а к вечному противостоянию, считает В. Кожинов. Извечная «битва дьявола с Богом» обостряется во время революции, представляющей собой обнажение трагедийной основы человеческой жизни. В романе предстает жестокий, чудовищный лик Революции. Причем жестокость эта показана как естественная реальность человеческой жизни в революционную эпоху.

(Вспомним «Девяносто третий год» В. Гюго).

Но совершающие страшные деяния герои «Тихого Дона» в конечном счете остаются людьми в полном смысле этого слова, людьми, способными совершать бескорыстные, благородные поступки - дьявольское все-таки не побеждает божеское.

    Что противопоставляет автор жестокости классовой борьбы, трагедии раскола народа? (Отвергая насильственную смерть (казнь Подтелкова, Лахачева, убийство казаков - ч. 6, гл. 24), Шолохов противопоставляет ей гармонию вечного, бескрайнего мира (находим символы: березка с бурыми почками; орел, плывущий над степью; тихий Дон, ломающий льдины, разделяющий враждующих).

IV. Домашнее задание

Закончить сюжетный план «Судьба Григория Мелехова».

И должно определить место произведения в монографической теме «М. А. Шолохов». Исходные тезисы, которые направляют методическое решение этой темы, можно сформулировать следующим образом:

- «Тихий Дон» нужно рассматривать в контексте всего творчества писателя, который пришел в литературу с темой рождения нового общества в муках и трагедиях социальной борьбы. Эта тема была определена размахом и значительностью происходивших событий, современником и участником которых был сам Шолохов. Контекстный принцип обзора позволит установить не только проблемно-тематические, но и эстетические связи произведений писателя, что даст читателю возможность глубже познать художественный мир Шолохова, почувствовать особенности его дарования.

В романе-эпопее «Тихий Дон», над которым писатель работал с 1925 по 1940 год, отражена судьба человека, прошедшего через первую мировую и гражданскую войны.

Каждое поколение по-новому прочитывает этот роман, по-новому истолковывает характеры героев, истоки их трагедии. Задача учителя - помочь учащимся разобраться в сложном содержании большого по объему произведения, приблизить их к пониманию авторской версии событий, «которые потрясли мир». Система обзорных уроков по роману «Тихий Дон» может быть представлена в таком варианте:

Первый . Слово о Шолохове. Замысел и история создания романа «Тихий

Дон». (Вступительная лекция учителя.)

Второй урок. Картины жизни донских казаков на страницах романа. «Мысль семейная» в романе «Тихий Дон». (Работа над отдельными эпизодами первой части романа, ее места в общем замысле романа, в его композиционном плане.)

Третий урок. «Чудовищная нелепица войны» в изображении Шолохова. (Беседа о

Прочитанном, комментарий к отдельным сценам третьей - пятой частей романа,

Обобщение учителя.)

Четвертый урок. «В мире, расколотом надвое». Гражданская война на Дону в

Изображении Шолохова. (Слово учителя, сопоставительный анализ отдельных эпизодов

Шестой и седьмой частей романа.)

Пятый урок. Судьба Григория Мелехова. (Урок-семинар.)

Роман «Тихий Дон» привлечет учащихся новизной жизненного материала. В нем очень ярко показана жизнь казачьего хутора во всей ее живописности и многоцветии, повседневности и во всей полноте человеческого проявления.

Ко второму уроку Ученики выполнят следующие задания: 1. Найдите в первой части романа ответы на вопросы: кто такие ? Чем они занимались? Чем жили? Почему Шолохов с любовью пишет о них? О ком говорит с особой симпатией? 2. Выделите самые яркие эпизоды первой части. Как они передают красоту крестьянской жизни казаков, поэзию их труда? В каких ситуациях показывает своих героев писатель? 3. Выделите описание донской природы, казачьего хутора. Какова их роль? Желательно, чтобы ученики не прошли мимо таких эпизодов первой части: «История Прокофия Мелехова»

(гл. 1), «Утро в семье Мелеховых», «На рыбалке» (гл. 2), «На сенокосе» (гл. 9), сцены сватовства и свадьбы Григория и Натальи (гл. 15-22), призыв на воинскую службу, Григорий на медицинском осмотре (часть вторая, гл. 21).

Обратим внимание учеников на то, что в центре шолоховского повествования находится несколько семей: Мелеховых, Коршуновых, Моховых, Кошевых, Листницких. Это не случайно: закономерности эпохи раскрываются не только в исторических событиях, но и в фактах частной жизни, семейных отношениях, где власть традиций особенно сильна и всякая их ломка рождает острые, драматические конфликты.

Рассказ о судьбе мелеховского рода начинается с острой, драматической завязки, с истории Прокофия Мелехова, который поразил хуторян своим «диковинным поступком». С турецкой войны он привез жену-турчанку. Любил ее, по вечерам, когда «вянут зори», носил на руках на макушку кургана, «садился рядом с ней, и так подолгу глядели они в степь». А когда разъяренная толпа подошла к их дому, Прокофий с шашкой встал на защиту любимой жены.

С первых страниц появляются гордые, с независимым характером, способные на большое чувство люди. Так с истории деда Григория входит в роман «Тихий Дон» прекрасное и одновременно трагическое. И для Григория любовь к Аксинье станет серьезным испытанием жизни. «Я хотел рассказать об обаянии человека в Григории Мелехове», - признавался Шолохов. Общий строй повествования убеждает, что писатель находился и под влиянием обаяния Натальи, Ильиничны, Аксиньи, Дуняшки. Главные ценности у Мелеховых - нравственные, человеческие: доброжелательность, отзывчивость, великодушие и, главное, трудолюбие.

В казачьей среде человек ценился по отношению к труду. «Он и женишок хоть куда, - говорит о Григории мать Натальи, - и семейство ихнее шибко работящее Работящая и при достатке». «Мелеховы - славные казаки», - вторит ей дед Гришака. «Мирону Григорьевичу в душе Гришка нравился за казацкую удаль, за любовь к хозяйству и работе. Старик выделил его из толпы станичных парней еще тогда, когда на скачках Гришка за джигитовку снял первый приз». Многие эпизоды убеждают в справедливости подобной характеристики Мелеховых.

Первоначальный замысел романа был связан с событиями 1917 года, «с участием казачества в походе Корнилова на Петроград». В процессе работы Шолохов значительно расширил рамки повествования, вернулся в довоенную пору, в 1912 год. В быте казачьей станицы, в течении повседневной жизни, в психологии казаков он искал объяснение поведению героев в дни грозных испытаний. Поэтому первую часть романа можно рассматривать как развернутую вширь экспозицию романа «Тихий Дон», хронологические рамки которого обозначены очень четко: май 1912 - март 1922. Расширение замысла книги позволило писателю запечатлеть «народную жизнь России на ее грандиозном историческом переломе». Таким выводом можно завершить второй урок по роману Шолохова.

«Чудовищная нелепица войны» в изображении Шолохова - такова тема Третьего Урока. Задержим внимание учащихся на этой формулировке: в ней обозначены и авторский взгляд на событие, и отношение казаков к войне, и характер повествования. Как же раскрывается этот образ, ставший ключевым в романе? Этот вопрос будет направлять анализ эпизодов третьей - пятой частей романа.

Антитезой мирной жизни в «Тихом Доне» станет война, сначала первая мировая, потом гражданская. Эти войны пройдутся по хуторам и станицам, у каждой семьи будут жертвы. Семья у Шолохова станет зеркалом, своеобразно отражающим и события мировой истории. Начиная с третьей части романа трагическое будет определять тональность повествования. Впервые же трагедийный мотив прозвучит в эпиграфе:

Не сохами-то славная землюшка наша распахана Распахана наша землюшка лошадиными копытами А засеяна славная землюшка казацкими головами, Украшен-то наш тихий Дон молодыми вдовами, Цветен наш батюшка тихий Дон сиротами, Наполнена волна в тихом Дону отцовскими, материнскими слезами.

Какие страницы романа перекликаются с напевом этой старинной казачьей песни? Обратимся к началу третьей части романа, здесь впервые появляется дата: «В марте 1914» Это значимая деталь в произведении: историческая дата отделит мир от войны. Слухи о ней пошли по хуторам: «Война пристигнет», «Не бывать войне, по урожаю видать», «А ну как война?», «Война, дядя!» Как видим, рассказ о войне зарождается в хуторе, в самой гуще народной жизни. Весть о ней застала казаков за привычной работой - косили жито (часть третья, гл. 3). Мелеховы увидели: «броским наметом» шел конь; верховой, подскочив, крикнул: «Сполох!» Тревожная весть собрала толпу на площади (гл. 4). «Одно слово в разноликой толпе: мобилизация». Четвертая глава завершается эпизодом «На станции», откуда уходили эшелоны с казачьими полками к русско-австрийской границе. «Война»

Сцепление коротких эпизодов, тревожная тональность, переданная словами: «сполох», «мобилизация», «война», - все это связано с датой - 1914-й. Писатель дважды ставит в отдельную строку слово «Война» «Война!» Произнесенное с разной интонацией, оно заставляет читателя задуматься над страшным смыслом происходящего. Это слово перекликается с репликой старика-железнодорожника, заглянувшего в вагон, где «парился с остальными тридцатью казаками Петро Мелехов»:

«- Милая ты моя говядинка! - И долго укоризненно качал головой».

Выраженная в этих словах эмоция содержит и обобщение. Более открыто оно высказано в конце седьмой главы: «Эшелоны Эшелоны Эшелоны несчетно! По артериям страны, по железным путям к западной границе гонит взбаламученная Россия серошинельную кровь».

Эпиграф: “В гражданской войне всякая победа есть поражение” (Лукиан)

Роман-эпопея “Тихий дон” был написан одним из величайших писателей ХХ столетия – Михаилом Шолоховым. Работа над произведением шла почти 15 лет. Получившийся в итоге шедевр был удостоен Нобелевской премии. Выдающейся работа писателя считается потому, что Шолохов сам был участником военных действий, потому гражданская война для него, прежде всего трагедия поколения и всей страны.

В романе мир всех жителей Российской Империи расколот надвое резкой сменой

власти – большевики свергли царя Николая II. Сложившийся веками строй был разрушен до основания и народ не знал, как себя вести. Шолохов описывает метания народа на примере героя Григория Мелехова, который не может решить, какого цвета его идеология – красная или белая. Он “мучительно старался разобраться в сумятице мыслей, продумать что-то, решить”. Все окружающие беспрестанно предлагают Мелехову выбрать от или иной путь, что еще раз доказывает раскол и сумятицу, происходящие в обществе. В тоге, он приходит к выводу: “Неправильный у жизни ход, и, может, и я в этом виноватый”.

В романе есть два показательных

эпизода: глава 12, в которой описана казнь чернецовцев, и глава 31 повествующая о расправе над подтелковцами. Если сравнить образы белых офицеров и большевиков перед казнью, то они одинаковы. И белые и красные перед смертью обвиняют окружающих в глупости и недальновидности; и белые и красные уверены в своей правоте и не страшатся смерти. Показательно то, что и чернецовцы и подтелковцы – это донские казаки! Это люди, которые жили в соседних домах и ели один и тот же хлеб. Подтелков без доли сомнения отдает приказ убить 40 плененных белых офицеров, Чернецова отказываются поддержать союзники, оставляя на расправу красным, Дмитрий Коршунов расправляется с собственными односельчанами в надежде заработать звание офицера. Писатель-гуманист Шолохов показывает, что гражданская война – это братоубийственная война, по сути своей бессмысленная, ведь обе стороны сражаются за лучшее будущее для родины, а в народе всегда найдутся “двойные агенты”, ратующие только за собственное благополучие. В итоге звучит вообще абсурдное мнение одного из казаков: “Давайте биться и с красными и с кадетами! Всех сменим!”.

Символизм романа не только в противопоставлении красные-белые, но и в противопоставлении война-природа. Ужасы войны пересекаются с описаниями величия и спокойствия природы: орел, парящий над степью, березы с бурыми почками, и река Дон, разделяющая враждующие стороны. Писатель подчеркивает, что кто бы в результате не пришел к власти, природа останется неизменной, времена года продолжат сменять друг друга. Есть вещи гораздо более важные, чем борьба за власть. Есть любовь, есть честь, есть отвага. И проявлять их нужно каждый день, заботясь о своей семье и делая мирные дела для благополучия Родины.


(1 оценок, среднее: 5.00 из 5)

Другие работы по этой теме:

  1. Тема поиска жизненной правды не нова в истории русской литературы. Наиболее широко ее разрабатывали Пушкин, Лермонтов, Достоевский… Огромный исторический и социальный пласт поднял Лев Толстой....
  2. В знаменитом романе Михаила Шолохова “Тихий Дон” повествуется о гордых и трудолюбивых людях – донских казаках. От рождения их воспитывали воинами, доблестными солдатами и офицерами,...
  3. Роман “Тихий Дон” является не только центральным про­изведением творчества М. Шолохова, но и одним из самых “громких”, узловых романов XX века. В центре романа -...
  4. Как в “Тихом Доне”, так и в “Поднятой целине” много персонажей, которые действуют только в массовых сценах, не выступая отдельно, не имея “собственной” сюжетной линии....
  5. Роман-эпопея М. А. Шолохова “Тихий Дон” – это книга о несчастной жизни казачества в годы страшных кровавых событий, происходивших в России в начале двадцатого века....
  6. В гостях у Пелагеи Наталья принимает решение выяснить дальнейшие планы Григория. Акцентируя внимание читателя на поведении Натальи в родительском доме, М. А. Шолохов показывает, что...
  7. Если рассуждать о работах писателя, в первую очередь, нужно отметить, в каком веке он жил, в каком веке он писал и создавал, потому что социальная...

Top