Вокальные навыки. Певческие навыки и умения

МАУДО «Оренбургская детская школа искусств имени А.С.Пушкина»

РЕФЕРАТ

Тема:

Преподавателя вокала и хора I квалификационной категории

Саблиной Елены Вадимовны

2014 г.

План

I .Значение подготовки голосового аппарата к пению ……………….. с 2

1. Типичные трудности на начальном этапе.

2. Значимость вокально-хоровых упражнений.

II .Выработка исполнительских навыков ……………………………….. с 3

1.Развитие певческого дыхания и атаки звука.

2. Навыки владения резонаторами и артикуляционным аппаратом.

III . Заключительная часть. Выводы ………………………………………. с 6

IV . Список использованной литературы …………………………………. с 7

Методическая разработка

«Формирование вокально-хоровых и исполнительских навыков в хоре»

I .Значение подготовки голосового аппарата к пению.

Вокальная работа в самодеятельном хоре является одним из важнейших моментов. Как показывает практика, большинство лиц, приходящих в хоры, не имеет никаких певческих навыков, а зачастую приходят и такие, которым свойственны те или иные вокальные недостатки: крикливое пение, зажатый горловой звук, сипота, тремоляция и другие.

Прежде чем перейти к исполнению произведений, каждому певцу нужно распеться. Пение упражнений решает две задачи: приведение голоса в наилучшее рабочее состояние и привитие певцу хороших исполнительских навыков. «Разогревание» голосового аппарата предваряет вокально-техническую тренировку. Методически это понятие не стоит смешивать, хотя практически обе задачи могут выполняться одновременно. Для начинающего певца, не владеющего еще в достаточной мере правильным звуком, всякое «распевание» является технической частью занятий. Ценно сознательно сочетать вокальные упражнения с целью обучения нотной грамоте. Достижению этого помогает нотные партитуры, дающие возможность связать свои слуховые представления со зрительными. Самодеятельный исполнитель поет определенную последовательность звуков и видит эту последовательность на нотном стане. При интонационных недостатках руководитель указывает на соответствующий звук или мелодический интервал. Так музыкально не обученные певцы незаметно приобщается к музыкальной грамоте.

1. Типичные трудности на начальном этапе. Потребность в распевании перед занятием или выступлением диктуется законом постепенного приведения органов голосообразования в активное рабочее состояние. Распевание – это связующее звено между покоем и певческой активностью, мостик от одного физиологического состояния к другому. Весь певческий процесс в самодеятельном хоре должен корректироваться физиологическими возможностями и особенностями психики. Рассмотрим некоторые типичные недостатки ребят, которые приходят в хор:

Вокально неподготовленные ребята при пении неровно дышат, они словно захлебываются дыханием, поднимая при это плечи. Такое поверхностное, ключичное дыхание неблагоприятно влияет и на звук и на организм. Чтобы ликвидировать этот недостаток необходимо исполнять упражнения с закрытым ртом, равномерно распределяя дыхание и делая позицию «полузевка».

Форсированное, напряженное звучание. Выделяется чрезмерно повышенной динамикой, резкостью, грубостью исполнения. Сила звука в этом случае является ложным критерием художественной оценки пения, и громкость достигается не использованием резонаторов, интенсивным выталкиванием звука. В результате происходит «нажим» на связки. Прежде всего, следует психологически перестроить певцов хора, объяснить им, что красота голоса и полноценное звучание достигается не физическим напряжением органов дыхания и работой гортани, а умением пользоваться резонаторами, в которых голос приобретает нужную силу и тембр. Поможет в этом пение упражнений с закрытым ртом в высокой позиции, пение на цепном дыхании в динамики piano , mezzo -piano , упражнение на кантилену, ровность звука, спокойное удержание дыхания.

- «Плоский, мелкий «белый звук». Очень часто такое звучание в самодеятельных хорах отождествляют с народной манерой исполнения. Хоровые самодеятельные коллективы, поющие таким звуком, как правило, не имеют представления ни о народной, ни об академической манерах пения, их вокально-хоровая техника беспомощна. Необходимо в первую очередь снять пение на горле, перенести его на диафрагму и обязательно выработать у певцов навык «зевка», посыла округленного звука в точку головного резонатора.

Выполнять все это следует в единой манере формирования звука: при этом полезны упражнения на «прикрытые» гласные «е», «ю», «у», а также пение выдержанного звука на слоги ми, мэ, ма, с округлением всех гласных.

Пестрое звучание. Характеризуется отсутствием единой манеры формирования гласных, то есть «открытые» гласные звучат светло, открыто, а «прикрытые» - более собрано, затемнено. Происходит это потому, что певцы не умеют в процессе пения сохранять зафиксированное положение «зевка» в задней части ротового канала. Чтобы ликвидировать это, певцам необходимо научиться петь в единой манере, то есть формировать все гласные способом округления.

Глубокое, «задавленное» звучание. Может возникнуть из-за чрезмерного перекрытия звука, когда «зевок» делается очень глубоко, близко к гортани. Такое пение всегда остается несколько глухим, далеким, часто с гортанным призвуком. Прежде всего следует облегчить «зевок», приблизить звучание, упражняясь на пении слогов с «близкими» гласными – зи, ми, ни, би, ди, ли, ля, ле и т. д. Исправлению недостатков поможет также включение в репертуар произведений светлого, прозрачного звучания, с использованием легкого stаccato.

2. Значимость вокально-хоровых упражнений. Распевочные упражнения в первую очередь нацелены на вокальное восприятие хора: правильное формирование звука, его тембровой окраски, чистоты тона. Главная забота – унисон. Хорошо выстроенный унисон обеспечивает ансамблевую стройность и ясность звучания. Но упражнения такого рода могут дать и больше. Они послужат хорошим подспорьем в развитии остроты музыкального слуха и подготовят певцов к преодолению интонационных трудностей, с которыми придется столкнуться при работе над некоторыми сочинениями. Основу распевочных упражнений составляют комбинации, в которых, так или иначе присутствуют полутоны или целые тоны. Научить верно исполнять тон или полутон – значит гарантировать чистоту пения. В силу многих причин, у большинства поющих легко обнаруживается приблизительность интонирования. К сожалению это относиться не только к самодеятельным певцам, но и ко многим профессиональным певцам. Неряшливость интонирования есть следствие недостаточной культуры слуха. А культура слуха воспитывается и развивается в процессе обучения. Видимо, в этом процессе есть некоторые изъяны. Звук и чистота интонации нерасторжимо связаны и взаимообусловлены; вокально правильный формируемый тон звучит всегда чисто, и наоборот – никогда не бывает чистым тон, если звук формируется неверно.

II . Выработка исполнительских навыков.

Лучше всего устранять недостатки и прививать правильные певческие навыки, на специальных упражнениях. Такие упражнения мы используем для выработки у певцов исполнительских навыков.

    Развитие певческого дыхания и атаки звука . Первоначальный навык – умение взять правильный вдох. Вдох берется носом, бесшумно. В первых гимнастических упражнениях вдох полный, в последующих (выполняемых на звуке) – берется экономно и разной полноты, в зависимости от длительности музыкальной фразы и ее динамики. В первых упражнениях выдох делается сквозь плотно сжатые зубы (звук с..с..с..). При этом грудная клетка удерживается в положении вдоха («память о вдохе»), а диафрагма, вследствие постепенного расслабления мышц живота, плавно отходит в основное положение. Активное состояние и напряжение мышц дыхания не должно рефлекторно передаваться мышцам гортани, шеи и лица. В беззвучных упражнениях закладывается первое ощущение опоры дыхания.

- Упражнения на одном звуке. В последующих упражнениях, когда дыхание соединяется со звуком, эти ощущения нужно развивать и укреплять. Для начала берется одиночный выдержанный звук на примарном, т.е. наиболее удобном, тоне, в нюансе «mf», закрытым ртом. Следя за мышечными ощущениями, знакомыми по предыдущим

упражнениям, участники хора слушают свой звук, добиваясь чистоты, ровности, устойчивости. Ровность вдоха сочетаются с ровностью звучания – обеспечивают его и проверяются им. В данном упражнении вырабатывается атака звука. По мере того как хор овладевает дыханием, предъявляются все более строгие требования к качеству всех видов атаки, и в первую очередь мягкость.

- Гаммообразные упражнения. Следующий цикл упражнений для развития дыхания и атаки звука строится на гаммообразных последовательностях, начиная постепенно от двух звуков и кончая гаммой в пределах октавы – децимы. Техника дыхания и ощущение опоры в этих упражнениях усложняется. Происходит приспособление к смене звуков, соединяемых плавно, на эластичном дыхании. Разница в ощущении дыхания при пении выдержанного звука и гаммообразной последовательности подобна разнице ощущений мышечной упругости ног при стоянии на месте и при ходьбе. Во втором случае опора переходит с одной ноги на другую, а корпус движется плавно, не ощущая толчков.

- Упражнения в non Legato. Навыки правильного соединения звуков целесообразно начинать с non Legato, как наиболее легкого штриха. Незаметная цезура между звуками в штрихе non Legato вполне достаточно, чтобы гортань и связки успели перестроится на другую высоту. При соединении звуков в non Legato надо добиваться, чтобы каждый последующий звук возникал без толчков.

- Упражнения в Legato . Штрих Legato наиболее употребителен в пении владение им должно быть уделено особое внимание. «В упражнениях отрабатываются все три вида Legato : сухое, просто и legattissimo . Начинать нужно с сухого Legato, которое характеризуется плавным соединением звуков «впритык», без малейшей цезуры – разрыва, но и без глиссандирования. В упражнениях Legato атака звука употребительна только мягкая или смешанная. Твердая атака членит звучание даже при отсутствии цезуры. В простом Legato переход от звука к звуку совершается путем незаметного скольжения. Для наилучшего выполнения этого приема нужно, пользуясь навыком «сухого» Legato , следить, чтобы переход – скольжение был совершен кратко, непосредственно перед возникновение следующего звука, с незаметным продлением (по данному темпоритму) звука предыдущего. Что касается legattissimo , то оно в пении является лишь наиболее совершенным выполнением простого Legato. При исполнении штриха Legato могут быть использованы в соответствии с художественной задачей два приема дыхания. Первый - на непрерывном и ровном выдохе, подобно исполнению Legato одним смычком у струнных инструментов. Второй – уменьшение, притормаживание выдоха перед переходом на следующий звук, аналогичное смене смычка у струнных (при исполнении ими штриха Legato ).

- Упражнения в Stacat t o. Очень полезно для развития дыхания итвердой атаки пение штрихом Staccato . Начинать нужно с повторения одного звука, а затем постепенно переходить на гаммы, арпеджио, скачки и т. д. «Применяя все виды Staccato : мягкое, твердое,staccatticimo . При пении Staccato , в цезуре, паузе между звуками,мышцы не расслабляются, а строго фиксируются в положении вдоха. Чередование момента выдоха (звучания) и задержки дыхания на паузе (цезуре) должно быть очень ритмичным и не сопровождаться crescendo и diminuendo на каждом звуке. Прием этот подобен исполнению Staccato на скрипке без снятия смычка со струны. У неопытных певцов при исполнении Staccato наблюдается попытка вдоха в паузах перед каждым звуком, что делает Staccato неточным, а исполнение данного упражнения бесполезным. Подготовительное гимнастическое упражнение для пения Staccato : дыхание набирается постепенно микродозами; после каждого микровдоха дыхание задерживается (фиксируется), чередование вдохов и цезур должно быть строго ритмичным; выдох совершается также микродозами, чередуясь с остановками-цезурами.

- Арпеджированные упражнения и скачки. Пение арпеджированных упражнений предъявляет к дыханию новые требования. Чем шире интервалы между звуками, тем труднее они связываются при пении штрихом Legato . Ходы широкими интервалами резко меняются

регистровые условия звучания от звука к звуку и увеличивают расход дыхания. Перед ходом

на большой интервал вверх активизируется мышцы вздыхатели, применяется имитация вдоха

(ложный вдох) путем мягкого, свободного и мгновенного отжимания диафрагмы вниз; внешне это выражается в мягком толчкообразном движении мышц живота вперед, при полной неподвижности и свободной устойчивости верхней и средней части грудной клетки. Трудность данного приема в том, что он совершается не на вдохе, а на выдохе.

- Прием «сбрасывания» дыхания. Иногда наблюдается смазывания окончаний фраз при смене дыхания, особенно в быстрых темпах с дробленым ритмом и отсутствием пауз на стыках построений. В этих случаях полезно, переключив внимание на окончание фраз, предложить прием мгновенной смены дыхания путем сбрасывания его в конце последнего звука фразы, т.е. думать не о взятии последующего звука, а о снятии предыдущего. При этом диафрагма моментально отжимается вниз, фиксируясь в положении вдоха, и таким способом снятие последнего (иногда очень короткого) звука фразы рефлекторно совмещается с мгновенным взятием дыхания. При исполнении данного упражнения руководитель следит за тем, чтобы цезура была мгновенной, а предшествующий ей звук предельно допет. Дыхание меняется в каждом такте. Не допускается акцентирование окончания звука при сбрасывании дыхания.

2. Навыки владения резонаторами и артикуляционным аппаратом. Эти навыки воспитываются в сочетании, поскольку резонаторы и артикуляционные органы функционально связаны. В натуральном виде резонаторы функционируют обычно изолированно, каждый на своем участке диапазона. Обучение начинается с примарных тонов диапазона, естественно включающих грудной резонатор. Правильная настройка голоса предусматривает пение близким звуком в высокой позиции на всем диапазоне. С учетом этих обстоятельств даются первые упражнения: пение одиночных выдержанных примарных звуков на слогах «си» и «ми», помогающих включать головной резонатор в близком и высоком звучании, а также исполнение нисходящих и восходящих поступенных последовательностей из нескольких звуков на сочетаниях слогов «си-я» и «ми-я». Достижению близкого и высокого звучания способствует сочетание определенных гласных и согласных звуков. Сочетание «б», «д», «з», «л», «м», «п», «с», «т», «ц» приближают звук; «н», «р», «г», «к» - удаляют. Высокому звучанию способствуют гласные «и», «е», «ю». Удобно связывать «голову» и «грудь», добиваясь смешанного звукообразования на слогах «лю», «ли», «ду», «ди», «му», «ми», «зу», «зи».

Надо сказать, что большая часть распевочных упражнений выполняется в нейтральной регистровой зоне, одинокого удобно для всех певцов. Исполняются они в тихих нюансах, но с большой общей активностью. И только 1 -2 заключительных упражнения охватывают полный диапазон всех голосов и поются полным свободным тоном.

Каждую репетиция начинается с вокальных упражнений, подготавливая там самым голосовой аппарат к работе над репертуаром. Репертуар как совокупность произведений, исполняемых тем или иным хоровым коллективом, составляет основу всей его деятельности, способствует развитию творческой активности участников, находится в непосредственной связи с различными формами и этапами работы хора, будь то репетиция или творческий концерт, начало или вершина творческого пути коллектива. Репертуар влияет на весь учебно-воспитательный процесс, на его базе накапливаются музыкально-теоретические знания, вырабатываются вокально-хоровые навыки, складываются художественно-исполнительское направление хора. От умело подобранного репертуара зависит рост мастерства коллектива, перспективы его развития, все, что связано с исполнительскими задачами, то есть с тем как петь.

Формирование мировоззрения исполнителей, расширение их жизненного опыта происходит через осмысление репертуара, поэтому высокая идейность того или иного произведения, предназначенного для хорового исполнения, есть первый и основополагающий

в выборе репертуара. Репертуар самодеятельных коллективов столь же разнообразен по источникам его формирования, по жанрам, стилю, тематике, художественному, сколько многогранно и неоднородно само понятие «художественная самодеятельность».

И взрослые, и детские академические хоры, даже при грамотном и добросовестном исполнении концертной программы, далеко не всегда поднимаются до ощущения того особого душевного состояния, которое должно быть главной целью и исполнителей и слушателей. Это состояние можно определить как «жизнь духа. В этом состоянии человек постигает душу другого человека, проживает в реальнейших чувствах чужую жизнь. И если такая «жизнь духа» возникает на сцене, то «божественная искра» проносит то, что называется «воспитанием через искусство». Но как вызвать у хористов на сцене эту подлинную «жизнь духа»? Ведь от них требуется то, что называется перевоплощением, переходом в иное психологическое состояние, усиленная – на грани галлюцинаций! – работа воображения и фантазии! Однако не у всех психика так податлива, а образное мышление так ярко. В хоровой самодеятельности немало других препятствий для настоящего сценического творчества: физическая усталость после работы или учебы, нервные перегрузки, никак не связанный с концертами режим питания и отдыха, недостаточно выученные произведения и т. п. Чтобы обрести «жизнь духа» на сцене, человек должен представить и почувствовать то, с чем он пока еще вовсе не встречался в собственной жизни. И далеко не всегда он способен правильно оценить результат своего творчества. Только дирижер учитель, ведущий к цели, может своей оценкой дать воспитывающий художественный вкус, интеллект, нравственное отношение к искусству и жизни. Педагог не имеет права удовлетворяться подделкой! И пусть у всех хористов будет разный интеллект, темперамент, жизненный опыт, настроение, состояние и т. д., пусть их очень непросто научить «жить на сцене», однако бездуховности в искусстве есть объяснение, но не может быть оправдания.

III . Заключительная часть. Выводы.

В основе хорового пения лежит правильная вокально-техническая культура исполнения. Поэтому именно работа над певческими навыками есть тот стержень, вокруг которого разворачиваются все остальные элементы учебно-хоровой работы. Привить участникам хора правильные певческие навыки – это значит предохранить их голоса от порчи и обеспечить им нормальное развитие. Разрешение этой задачи вполне возможно, если руководитель хора имеет достаточную подготовленность в области вокальной культуры и уделяет вокальной работе серьёзное внимание.По меньшей мере два вывода следует сделать из сказанного:

1) дирижеру-хормейстеру, чтобы быть еще и дирижером-артистом, необходимо обладать особым потенциалом образованности, начитанности, художественного вкуса, педагогического мастерства и творческого темперамента. Такой руководитель может настроить многих и разных людей на общее сопереживание, на творческие взлеты духа, обогатить воображение и фантазию взрослых или детей новыми для них мыслями и чувствами;

2) одухотворенности хорового пения часто мешает незнание или игнорирование общих принципов исполнительства вокально-хоровой музыки, соблюдение которых служит техническим обеспечением художественности, способствует появлению вдохновения.

IV. Список использованной литературы.

    Живов, В.Л. Хоровое исполнительство: Теория методика практика: Учебное пособие для студ. высш. учед. заведений/ В.Л. Живов – М.: изд-во Владос, 2003. – 272с.

    Иванченко, Г.В. Психология восприятия музыки/Г. В. Иванченко – Л. «Музыка»;1988-264с.

    Казачков, С. А. От урока к концерту / С. А. Казачков – Казань.: изд-во Казанского университета,1990. – 343с.

    Лукянин В. М. Обучение и воспитание молодого певца/ В. М. Лукянини – Л.: №Музыка» 1977.

Могучее средство воспитания. – Л.: Музыка, 1978.-143с.

    Морозов В.П. Искусство резонансного пения/ В.П.Морозов. - М.: «МГК, ИП РАН», 2002. – 496 с.

    Романовский Н.В. Хоровой словарь/Н.В.Романовский. – М.: 2000.

    Репертуар как основа музыкального воспитания и его особенности в любительском хоровом коллективе: Сборник научных трудов кафедры искусств БГПУ/ под ред. Т. В. Лаевской. – Барнаул, 2003. – 198 с.

Пащенко, А.П. Хоровая культура: аспекты изучения и развития/А.П. Пащенко. – К.: «Муз. Украина»,1989.- 136 с.

Попов, С.В. Организационные и методические основы работы самодеятельного хора/С.В.Попов – М.: «Государственное музыкальное издательство», 1961. – 124 с.

Работа в хоре. – М.: Профиздат, 1960, - 296 с.

    Самарин, В.А. Хороведение/В.А.Самарин – М.:«Academia »,2000.-208 с.

    Соколов, В.Г. Работа с хором/В.Г.Соколов – М.: «Музыка»,1983.-192 с.

    Чесноков П. Г. Хор и управление им: Пособие для хоровых дирижеров / П. Г. Чесноков. – М.: изд-во Москва,1961

    Шамина, Л.В. Работа с самодеятельным хоровым коллективом/ Л.В.Шамина – М.: «Музыка», 1983, - 174 с.

Елена Фоменко
Вокальные (певческие) навыки

Вокальные установки . При обучении дошкольников пению надо следить за тем, как они сидят, стоят, держат корпус, голову, как открывают рот. Во время пения дети 5-6 лет должны сидеть прямо, не прислоняясь к спинкам стульев (в таком положении у них лучше работает главная дыхательная мышца - диафрагма). При слушании музыки они могут прислоняться к спинкам стульев. Дети 3-4 лет могут сидеть, опираясь на спинки стульев, ноги ставят на пол, руки кладут на бедра, ближе к туловищу. Голову держат прямо, без напряжения, не вытягивая шеи. Рот надо открывать вертикально, а не в ширину, во избежание крикливого, «белого» звука. Нижняя челюсть отходит свободно вниз, губы подвижны, упруги, (не вялы) .Разучивают песню дети сидя. Выученные песни лучше петь стоя, так как при этом дыхательные мышцы, даже у трехлетних детей, работают лучше и звучность пения заметно улучшается.

При пении дети стоят, держа голову прямо, а руки опущенными вдоль туловища. Не рекомендуется для ребенка искусственная поза – держать руки за спиной.

Звукообразование. Дети должны петь естественным, высоким, светлым звуком. без крика и напряжения. Для правильного звукообразования большое значение имеет четкая работа голосового аппарата (нижней челюсти, губ, мягкого нёба с мягким язычком) . Во время пения, раскрывая рот, нужно опускать нижнюю челюсть. Правильному извлечению звука помогает и мягкое нёба с маленьким язычком, которое очень подвижно и может подниматься, чему способствует произнесение гласных у, о, согласных к,г,х. Благодаря им звук свободно направляется от гортани к отверстию рта.

Сочетание гласных о,а с согласными б,п,в,ф или переднеязычными д,т,л,з приближает звук к зубам. Диапазон голоса у детей неустойчив. Часто дети с нормальным диапазоном, с естественным высоким звуком неожиданно начинают петь на низких звуках, не выпевая высоких, которые раньше им удавались. Такие случаи чаще всего наблюдаются у детей, которые продолжительное время по болезни не посещали детский сад. Через одно, два занятия (индивидуальные и подгруппами, диапазон голоса и певческие навыки у них восстанавливаются.

Желательно, чтобы взрослые пели на высоком звучании, так как слушая их исполнение, дети начинают подражать и петь более высоким голосом. Со звукообразованием тесно связано такое качество звука, как напевность. Чтобы научить детей петь протяжно, надо, начиная с первой, самой младшей группы, учить их протягивать отдельные звуки, концы музыкальных фраз. Например, в русской народной песне «Петушок» надо петь протяжно последний слог в слове «петушок» . Протяжность в пении зависит от правильно взятого дыхания и от преобладания гласных, что характерно для народных песен (например «Во поле береза стояла» ).

Развитию протяжности помогает пение песен, написанных в умеренном или медленном темпе, а также разучивание песен сначала в замедленном темпе.

Дикция. При пении дети очень часто заменяют безударные гласные е,я гласным и, лучше произносить их несколько неопределенно, что-то среднее между я,е. и. Согласные выговариваются по возможности быстро и четко, чтобы как можно меньше препятствовать звучанию голоса на гласных. Согласные в конце слога произносятся в начале следующего. Например, «огоньки сверкают» исполняются : «о-го-ньки све-рка-ют» .

Существуют разные приемы обучения детей правильному произношению в пении :

1. -Выразительное чтение текста песни взрослыми в процессе разучивания песни. Этот прием применяется во всех группах.

2. -При разучивании песни, начиная с младших групп, можно пользоваться приемом произношения текста коллективно, нараспев, негромко, на высоком звучании, в умеренном темпе, так, чтобы все слова звучали ясно, выразительно.

3. -Во всех группах применяются прием выразительного чтения текста отдельными детьми по одному куплету на высоком звучании. Этим приемом пользуются как в процессе разучивания, так и при повторении усвоенных песен.

Выразительное произношение текста песни способствует выразительности пения.

Дыхание. Дыхание укрепляется во процессе пения. Музыкальный руководитель следит за тем, чтобы дети брали дыхание перед началом пения и между музыкальными фразами, а не в середине слова. Некоторые дети дышат прерывисто не потому, что у них короткое дыхание, а оттого, что они не умеют управлять им. Чтобы помочь детям научится правильно дышать во время пения, надо выбирать на первых порах песни с короткими музыкальными фразами. В старших группах одним из приемов может быть пение песни по фразам (цепочкой) .

Частота интонации. Часто дети не умеют правильно воспроизвести слышимый звук, придать соответствующее положение голосовым связкам, мышцам рта, дыхательным мышцам. Чистота интонации зависит от степени развития музыкального слуха, что также оказывает влияние на состояние голосового аппарата. На чистоту интонации влияют и такие качества, как застенчивость или отсутствие устойчивого внимания. Некоторым детям мешает плохая артикуляция, следствием чего является неправильное произношение отдельных звуков, слогов, слов, а в конечном итоге возникает фальшивое пение. Если условия не благоприятствуют музыкальному развитию ребенка, его музыкально-вокальные данные задерживаются в развитии и могут проявиться только в результате планомерной музыкально-педагогической работы. Для развития чистоты интонации надо выбрать песни, удобные по тесситуре и дыханию, отвечающие диапазону голоса детей данной группы. Чистота интонации достигается различными приемами. Полезно ребенку слушать песни в хорошем исполнении взрослых и чисто поющих детей, а также в выразительном исполнении их на музыкальном инструменте без пения. Необходимо систематически повторять с детьми выученные песни и при этом петь их без сопровождения (а капелла)

Детям, поющим нечисто, надо уделять особое внимание. Такие дети должны сидеть ближе к хорошо поющим детям и к инструменту. В каждой группе встречаются дети, которые хорошо слышат мелодию и различают высоту звуков, но голосом воспроизвести их не могут. Они поют мелодию на кварту или квинту ниже. чем остальные. так как имеют небольшой объем голоса и и у них отсутствует координация в работе слухового и голосового аппарата. Если такое звучание стойко держится у детей, то с ними проводятся дополнительные индивидуальные занятия. Самое главное – научить этих детей слушать себя и осознавать, правильно ли они поют мелодию. Для расширения диапазона песни постепенно транспонируются в более высокие тональности.

Проводя индивидуальные занятия, музыкальный руководитель должен учитывать особенности каждого ребенка. Одному он показывает, как надо протянуть звук «потоньше» , «повыше» ; другому – какое положение придать рту. губам; третьему предлагает спеть погромче, посмелее или, наоборот, мягче, тише и. т. д.

Программные требования

Задачи Основное требование программы - научить ребенка

обучения пению выразительному, искреннему исполнению понятных, интересных ему несложных песен.

Художественно-педагогическое значение пения состоит в том, чтобы помочь детям правильно понять содержание музыкальных образов, овладеть необходимыми навыками, проявить свои чувства в непринужденном, естественном пении. К примеру, исполняя колыбельную, подчеркнуть заботливость, ласку, нежность, показать,

что песня успокаивает, помогает уснуть, в связи с этим исполнять ее нужно тихо, напевно, в медленном темпе, равномерном ритме, постепенно затихая. В марше нужны жизнерадостность, устремленность, бодрость. Его следует петь звонко, отчетливо произнося слова, подчеркивая ритм в умеренно быстром темпе. Ребенку понятен смысл этих требований, их назначение.

Основные задачи в процессе занятий следующие:

формировать у детей певческие умения, навыки, способствующие выразительному исполнению;

учить детей исполнять песни с помощью воспитателя и самостоятельно, в сопровождении и без сопровождения инструмента͵ на занятиях и вне их;

развивать музыкальный слух, приучая различать правильное и неправильное пение, высоту звуков, их длительность, направление движения мелодии, слышать себя во время пения, замечать и исправлять ошибки (слуховой самоконтроль);

помогать проявлению творческих способностей, самостоятельному использованию знакомых песен в играх, хороводах, игре на детских музыкальных инструментах.

От правильной постановки обучения пению на занятиях во многом зависит вся последующая певческая деятельность ребенка - в быту, на праздниках, развлечениях, возникшая по его инициативе или по предложению взрослых в детском саду и семье.

Чтобы успешно решить задачи, крайне важно обучить

Детей навыкам и умениям, которые включают в себя

певческую установку, вокальные и хоровые навыки.

Певческая установка - это правильная поза. Во время пения дети должны сидеть прямо, не поднимая плеч, не горбясь, слегка опершись на спинку стула, который должен соответствовать росту ребенка. Руки положить на колени.

Вокальные навыки - это взаимодействие звукообразования, дыхания и дикции. Вдох должен быть быстрым, глубоким и бесшумным, а выдох - медленным. Слова произносятся четко, ясно. При этом важно следить за правильным положением языка, губ, свободными движениями нижней челюсти.

Хоровые навыки - это взаимодействие ансамбля и строя. Ансамбль в переводе с французского означает ʼʼслитностьʼʼ, т. е. правильное соотношение силы и высоты хорового звучания, выработка унисона и тембра. Строй - это точное, чистое певческое интонирование.

Обучение вокально-хоровым навыкам детей дошкольного возраста имеет ряд особенностей.

Звукообразование при правильной постановке голоса должно быть звонким и легким. При этом нужно учитывать несовершенство детского голоса, быструю его утомляемость. Дети не могут долго и громко петь. Малыши поют ʼʼговоркомʼʼ, у них отсутствует напевность. Старшие дети могут петь напевно, но иногда проявляют крикливость и напряженность. Дыхание у дошкольников поверхностное и короткое, в связи с этим они часто делают вдох в серединœе слова или музыкальной фразы, тем самым, нарушая мелодию песни.

Дикция (ясное произношение слов) формируется постепенно. Многие дети имеют речевые дефекты: картавость, шепелявость, над устранением которых приходится долго работать. Отсутствие ясной и четкой дикции делает пение вялым и слабым.

Детям трудно петь в ансамбле. Часто они опережают общее звучание или отстают от него, стараются перекричать других. Малыши, к примеру, припевают лишь последние слова фраз.

Еще сложнее детям овладеть навыком стройного пения - чистого интонирования. Особенно заметы при этом индивидуальные различия. Только немногие легко и точно интонируют, большинство же поют неточно, произвольно выбирая интонацию. Необходимо работать над развитием этого навыка.

ОСНОВНЫЕ ПЕВЧЕСКИЕ НАВЫКИ

Для того, чтобы обучать детей правильному пению, следует со­блюдать певческую установку.

Певческая установка - это правильное положение корпуса при пении, от которого в большой степени зависит качество звука и дыхания. При обучении детей пению надо следить за тем, как дети сидят, стоят, держат голову, корпус, как открывают рот.

Стулья должны соответствовать росту детей.

Во время пения дети 5-6 лет должны сидеть прямо, не при­слоняясь к спинкам стульев, так как в таком положении у них лучше работают дыхательные мышцы. Ноги стоят под прямым углом к полу. Руки лежат свободно между животом и коленя­ми. (При слушании музыки дети могут прислоняться к спинкам стульев.)

Дети 2-4 лет могут сидеть, опираясь на спинки стульев, ноги ставя на пол под углом 90°. Руки также лежат свободно.

Голову держать надо прямо, не вытягивать шею, не напрягать.

Рот надо открывать вертикально, а не растягивать в ширину во избежание крикливого, «белого» звука. Нижняя челюсть должна быть свободна, губы подвижны, упруги.

Разучивать песни с детьми надо сидя. А уже разученные песни можно петь и стоя, так как в таком положении дыхательные мыш­цы, даже у трехлетних детей, работают активнее и звучность пения заметно улучшается.

При пении стоя голова держится прямо, руки опущены.

Организация детей на занятиях - одно из существенных усло­вий для лучшего усвоения ими материала и для развития музы­кальных способностей.

В младшей группе самые маленькие дети, а также отличающие­ся неустойчивым вниманием, беспокойным характером садятся в первом ряду, чтобы лучше видеть и слышать музыкального руко­водителя и воспитателя.

Во второй младшей, средней и старшей группах в первом ряду сидят дети с менее развитым слухом, с небольшим объемом диапа­зона голоса, недостаточно дисциплинированные, а также вновь по­ступившие дети.

Чтобы дети лучше слышали мелодию, инструмент надо ставить так, чтобы высокие регистры находились ближе к ним. Воспита­тель сидит перед детьми на большом стуле в правильной позе. Он должен быть готовым к занятию: знать песни, суметь ими продири­жировать.

В детском саду детей обучают простейшим певческим навыкам:

♦ правильному звукообразованию;

♦ правильному дыханию;

♦ хорошей дикции;

♦ чистоте интонации;

♦ ансамблю - стройному, согласованному пению. Остановимся на каждом из этих певческих навыков более подробно.

Звукообразование

Это способ извлечения звука. Дети должны петь естественным высоким светлым звуком, без крика и напряжения. Очень важен пример - педагогу также следует петь высоко, поскольку дети на­чинают подражать ему и петь в более высоком регистре.

Звукообразование может быть протяжным, напевным, а бывает и отрывистым. Дошкольникам свойственно отрывистое звукообра­зование, поэтому, начиная с самой младшей группы, надо учить де­тей тянуть звуки, протягивать концы музыкальных фраз. Педагог подбирает соответствующие песни,например народные, так как для них характерно преобладание гласных звуков, способствуют м большей протяженности звучания. Развитию протяжною звукоообразования помогает пение песен, написанных в умеренном и мед­ленном темпах.

Дошкольникам, особенно младшим, свойственно произносим слова говорком. Поэтому с ними особенно важно делать упражнения по протяжному пропеванию гласных и четкому произношению согласных звуков.

Дыхание

В пении большое значение имеет дыхание. Никаких специальных дыхательных упражнений с детьми дошкольного возраста на музыкальных занятиях не проводится. Они имеют место на ежед­невной утренней гимнастике.

На музыкальных занятиях дыхание детей укрепляется и углубляется при помощи пения; музыкальный руководитель следит за тем, чтобы дети брали дыхание перед началом пения и между му­зыкальными фразами, а не посередине слова. Некоторые дети ды­шат прерывисто не потому, что у них короткое дыхание, а оттого что не умеют им управлять. Достаточно музыкальному руководи­телю, воспитателю показать, как надо петь, не прерывая дыхания, где его брать, и ребенок легко справляется с этим.

Чтобы помочь детям научиться брать дыхание, на первых порах исполняются песни с короткими музыкальными фразами. В стар­ших и подготовительной к школе группах этому помогает пение песен по фразам (цепочкой).

От правильного дыхания зависит: чистота интонации, правиль­ная фразировка, выразительность исполнения, слитность звучания. При обучении детей пению педагог не объясняет им всю сложность дыхания, а показывает наглядно, как надо дышать в процессе ис­полнения. Следит, чтобы дети при вдохе не поднимали плеч, чтобы он был бесшумным, спокойным. Подводит их к медленному выдо­ху, умению брать дыхание в зависимости от строения фразы песни, предложения.

Дикция

Выразительность исполнения песни зависит не только от инто­национно точного пения мелодии, но и от правильности и ясности произношения слов (дикции). От дикции поющих часто зависит и качество звучания мелодии. При недостаточной ясности и четко­сти произношения слов пение становится вялым, бесцветным: и нем отсутствуют протяжность, выразительность звука. Однако от чрезмерного подчеркивании текста появляется излишнее напряже­ние, крикливость.

Педагоги должны научить детей певческой дикции, объяснить им, что надо так спеть песню, чтобы слушатели могли понять, о чем поется, показать, как произносить отдельные слова, фразы.

Работа над дикцией связана со всей работой по развитию речи и детском саду. Слова состоят из сочетания гласных и согласных туков. При произношении слов в пении особое значение имеет звучание гласных (а, о, у, э, и, ы) - протяженность пропевания их является основой пения. Но для ясности дикции надо следить так­же и за четким произношение согласных.

Если в пении согласные произносятся вяло и недостаточно ясно, то пение становится невыразительным, недоходчивым. Исполне­ние текста должно быть четким, осмысленным, выразительным. Надо уметь подчеркивать голосом логические ударения. Так, в рус­ской народной песне «Во поле березка стояла» следует выделить слова береза, кудрявая и т. д. Необходимо помнить, что в пении, как и в речи, ударные гласные сохраняют логическое ударение. Без­ударные гласные в пении тоже не изменяются, за исключением гласной «о», которая звучит как «а». Надо петь: «карова», а не -корова»; «актябрь», а не «октябрь»; «мая», а не «моя». Нельзя в пении произносить безударную гласную «е», как «и». Например: «А на мостик волк нас не пускает, // на мосту он серый отдыхает» (песня «На мосточке», музыка А. Филиппенко).



Безударную гласную «я» можно произносить светло, ярко, как «я», и менее ярко, как «е», но ни в коем случае не как «и». Так, мож­но петь «масляна» или «маслена», но не «маслина»; в «октябре» или в «октебре», но не в «октибре».

Согласные выговариваются по возможности быстро и четко, что­бы как можно меньше препятствовать звучанию голоса на гласных. Поэтому согласные, которые находятся в конце слога, произносятся в начале следующего. Например: «Огоньки сверкают». Исполняет­ся: ого-нъки све-рка-ют. Если согласный звук находится в конце сло­ва, то его нельзя тянуть. Например: «Ах, какой хороший добрый Дед Мороз». Согласные в конце слова нельзя «проглатывать», их надо обязательно произносить. Некоторые согласные в конце слов меня­ют свое звучание. Например, пишется - листопад, а поется - листо-пат (песня М. Красева «Падают листья»). Другие правила, которые применяются в речевом произношении, обычно употребляются и в певческой дикции. Например, поют што, а не что, хочецца, а не хо­чется, снек, а не снег, отчего, а не отчего, рынка, а не рыбка.

Условием хорошей дикции, выразительного пения является по­нимание детьми смысла слов, музыкального образа песни. Фразировка в песне определяется содержанием в его словесном и мело­дическом выражении.

Правильному произношению слов способствуют:

выразительное чтение педагогом текста песни в процессе ее разучивания; применяется во всех группах;

♦ коллективное пропевание текста нараспев, негромко, на вы­соком звучании, в умеренном темпе, - так, чтобы все слова звучали ясно, выразительно.

В старшей и подготовительной к школе группах рекомендуется прием коллективного произнесения текста шепотом на высоком звучании в ритме песни. Этот прием особенно полезен при разучи­вании песен, исполняемых в быстром темпе, например, «Голубые санки» М. Раухвергера.

Дети и младшего, и старшего возраста часто неправильно произно­сят окончания слов, приставки. В таких случаях уместно предложить как отдельным детям, так и всей группе произносить слова по слогам.

Вышеуказанными приемами следует пользоваться очень осто­рожно, чтобы уточнение и усвоение текста усиливало эмоциональ­ное восприятие песни и углубляло музыкальный образ, а не пре­вращалось в сухую формальную тренировку.

Применение вокально-исполнительских навыков при разучивании произведений с младшими школьниками

Вступление
Музыка – искусство, способное воздействовать на чувства человека, побуждать к сопереживанию, формировать стремление к преобразованию окружающего. Пение - одна из самых активных и доступных форм музицирования, оно вызывает живой интерес у детей и способно доставить им эстетическое удовольствие. Являясь эффективным средством развития музыкальных способностей ребенка, пение в хоре несет в себе и колоссальный воспитательный потенциал. Оно прививает навыки общения в творческом коллективе, способствует воспитанию чувства единства, личной ответственности за общий результат. Также содействует развитию у детей эмоциональной чуткости посредством пения, музыкально-слуховых представлений, способствует укреплению и сохранению здоровья детей. На занятиях, разучивая и исполняя песенный репертуар, воспитанники знакомятся с разноплановыми музыкальными сочинениями, тем самым расширяют свои представления о содержании музыки, её связях с окружающей их жизнью, получают представления о музыкальных жанрах, их интонационно-образных особенностях, соотношения музыки и слова, т.е. расширяют свой музыкальный кругозор. Необходимо отметить, что вместе с тем происходит развитие памяти, слуха, способности эмоционального отклика на различные явления жизни, совершенствуются аналитические умения.

Педагог должен осознавать, что отбор репертуара – сложный творческий процесс, требующий знаний особенностей певческого голоса детей и уровня музыкально-певческого развития участников хорового коллектива. В процессе изучения песенного материала у детей формируются основы исполнительской культуры, создающие условия для дальнейшего развития творческой личности. Тематика песен должна отражать положительные и понятные детям явления действительности, выражать чувства, соответствующие уровню восприятия ребёнка определённого возраста. В своем роде педагог решает проблему удовлетворенности гедонистических потребностей детей в досуговой музыкальной деятельности, т.к. потребность в радостных положительных эмоциях в наше время у школьников особенно велика, учитывая довольно напряженный ритм и сложность учебных программ.

Вокальная работа
Вокальная работа над репертуаром есть сознательное применение исполнительских навыков при разучивании произведений. В свою очередь, под вокально-исполнительскими навыками подразумеваются упражнения на сознательное использование регистров голоса, тренировку певческого дыхания, артикуляции, дикции, на развитие звуковысотного и вокального слуха. Совокупность знаний, умений и применения вокально-технических навыков в работе над репертуаром и составляют основу исполнительской культуры.

Вокальное воспитание основывается на знании певческих возможностей детей. Детский певческий голос отличается от голоса взрослого головным звучанием, мягкостью, «серебристостью» тембра, ограниченностью силы звука. Красота и прелесть детского звучания не в силе голоса, а в звонкости, полётности, эмоциональности. Громкое, форсированное звучание приносит вред голосу. Это объясняется природой детского голосового аппарата. Необходимо с особой осторожностью работать с детьми этого возраста, заботясь об охране и правильном развитии певческого аппарата.

Первые певческие навыки связаны с певческой установкой. Правильное положение корпуса, головы, плеч, рук, ног при пении сидя и стоя. Большинство начальных упражнений для развития певческой установки направлено на организацию правильного положения корпуса и вокального аппарата. Это имеет важное значение в репетиционной работе, т.к. настраивает юных певцов на трудовой лад и дисциплину. Важная роль в пении принадлежит дыханию.

Работа над дыханием происходит опосредованно, через совершенствование навыка спокойного, мягкого, не напряженного вдоха через нос. Лучшая школа для развития певческого дыхания – сама музыка, пение. Поэтому работать над дыханием нужно и в процессе разучивания песен, попевок. Важно добиваться такого исполнения фраз в песнях, при котором ясно пропевается каждый звук, и особенно последний. Выработка певческого дыхания связана с применением того или иного вида атаки звука. Мягкая атака звука способствует спокойному, мягкому звуку, устраняет напряженное, громкое звучание. В некоторых случаях стоит пользоваться твердой атакой, она обеспечивает интенсивную работу голосового аппарата, помогает точности интонирования (подходит для ребят, склонных к инертности).

Основные приемы развития голоса, относящиеся к звукообразованию:
- вокализация певческого материала на гласный «у» с целью уточнения интонации во время атаки звука, а также для снятия форсированного звучания;
- вокализация песен на слог «лю» с целью выравнивания тембрового звучания, достижения кантилены, оттачивания фразировки;
- при пении восходящих интервалов верхний звук исполняется в позиции нижнего, а при пении нисходящих - напротив: нижний звук следует стараться исполнять в позиции верхнего.

В воспитании навыков красивого и выразительного пения особая роль принадлежит артикуляции и дикции. Артикуляционный аппарат у детей младшего школьного возраста часто работает слабо, он скован, зажат. Необходимо работать над мягким, свободным опусканием нижней челюсти без напряжения лицевых мышц, как при исполнении песен, так и при выполнении специально подобранных упражнений. Поскольку для детей особое значение имеет светлый тембр, ударные гласные «а», «е», «и» следует формировать «на улыбке». Этот навык вырабатывается с первых занятий с помощью простого приема: сначала с помощью пальцев рук, а потом только лицевыми мышцами собрать щеки в «яблочки» и так петь. Противоположное положение – «блинчики», когда нижняя челюсть хорошо опущена и щеки вытягиваются – «о», «у».

Певческий звук формируется на гласных. Специфика произношения гласных в пении заключается в их единой округлой манере формирования. Это необходимо для обеспечения тембральной ровности звучания хора и достижения унисона. Округление звука осуществляется путем придания куполообразной формы мягкому нёбу. Детям младшего школьного возраста целесообразней объяснять образным языком – «ощущение холодка, мятного вкуса во рту» дает поднятие мягкого нёба. Часто в объяснении применяется термин «пение на зевке», но, важно следить, чтобы юные певцы не воспринимали это буквально, иначе звук получается заглубленным и тусклым. Во избежание этой ошибки при пении, в момент распевания можно использовать упражнение «Научимся правильно зевать», придав ему шуточный характер. Если гласные являются основой пения и их необходимо тянуть, то согласные произносятся четко, ясно и энергично Особое внимание следует уделять отчетливому произношению согласных в конце слов. Важно, чтобы сонорные согласные [л], [м], [н], [р] звучали на высоте последующей гласной. Часто у многих детей при произношении звука [в] происходит подмена на английский звук [w]. При исправлении этой ошибки важен не только показ правильного произношения, но и обращение внимания на артикуляционный уклад губ, языка при произношении согласного звука [в]. Также внимания требуют и сочетания согласных-гласных в окончаниях слов. Необходимо исключать грамматические ошибки в процессе заучивания текста и исполнения песен, согласно правилам русского языка. Для тренировки подвижности артикуляционного аппарата и четкости дикции хороши скороговорки. Их можно использовать как игровой момент в процессе занятия в чтецком варианте (сначала медленно прочитать, затем выразительно, выделяя главные слова, затем одними губами без звука с чёткой артикуляцией, далее – шёпотом с активной артикуляцией, далее – вслух, обращая внимание на дыхание и атаку звука, почувствовав определённый темпоритмический рисунок) и как попевки.

Работа над интонацией - это важная задача в хоровом исполнительстве, которая не рассматривается отдельно, так как без связи с вокальной технологией, без развития ладового слуха, ансамблевого пения, не может быть хорошего строя. Воспитание навыков унисонного пения есть одно из условий для формирования основ исполнительской культуры. Чтобы добиться унисона, руководитель должен, прежде всего, научить детей слуховому восприятию и контролю своего голоса внутри партии, хора. Вот некоторые приёмы развития слуха, направленные на формирование слухового восприятия и вокально-слуховых представлений:
- слуховое сосредоточение и вслушивание в показ педагога с целью последующего анализа услышанного;
- подстраивание высоты своего голоса к звуку рояля, голосу педагога или группы детей с наиболее развитым слухом;
- пение «по цепочке»;
- моделирование высоты звука движениями руки;
- задержка звучания хора на отдельных звуках по руке дирижёра с целью выстраивания унисона, что заставляет учащихся сосредоточивать слуховое внимание;
- пропевание особо трудных интонационных оборотов в специальных упражнениях, которые исполняются в разных тональностях со словами или вокализацией.
Работа над интонацией находится в существенной зависимости от применяемых в процессе обучения наглядных пособий, таких как: «Лестница», «Болгарская столбица», «Нотный стан» и т.д.
Чтобы текст был понятен слушателю, он должен быть пропет логически верно и грамотно. В исполняемом произведении должны быть правильно расставлены логические ударения в тексте по правилам русского языка (в простом предложении только одно ударное слово – имя существительное в именительном падеже; если встречаются два существительных, то ударение ставится на существительное, стоящее в родительном падеже и т.д.).

Основные приемы выразительности исполнения:
- выразительное чтение текста является одним из способов создания в воображении детей ярких и живых образов, вытекающих из содержания произведения, т.е. приемом развития образного мышления, которое лежит в основе выразительности исполнения;
- нахождение главного по смыслу слова во фразе;
- придумывание названия к каждому новому куплету песни, отражающего основной смысл содержания;
- вариативность заданий при повторении упражнений и заучивания песенного материала за счет способа звуковедения, вокализируемого слога, динамики, тембра, тональности, эмоциональной выразительности и т.п.
- сопоставление песен, различных по характеру, что определяет их последовательность как на одном занятии, так и при формировании концертных программ.

Рекомендации по разучиванию произведения
Первый этап разучивания произведения – показ песни и беседа о её содержании. В вокально-хоровой музыке главным является слово, текст произведения. Необходимо сразу проработать слова, которые могут оказаться непонятными детям. Дети довольно часто поют незнакомые им слова, вкладывая в них совершенно иной смысл, или просто бездумно. Так получаются своего рода афоризмы: «Лошадка мохноногая» - та, которая машет ногами; «Чу! Снег по лесу частому..» - песня про Чука и Гека, или про чудовище; а дровенки – это маленькие дрова. Отдельная работа над текстом предполагает вызвать осознанные и яркие эмоции. А уже непосредственно при разучивании рекомендуются различные методы и приемы.

Разучивание песни по фразам, с многократными повторами по принципу игры «Эхо», с новыми заданиями, корректирующими характер звучания, обращая внимание на изменения и повторы, необычные интонации и ритмы, паузы и логические кульминации в каждом построении. Так у младших школьников слова и мелодия запоминаются быстрее. В большинстве случаев лучше начинать разучивание с куплета, т.к. здесь находится смысловая завязка песни, в припеве дается первая кульминация, в которую дети «вступают», уже, будучи заинтересованными текстом первого куплета. Прием разучивания текста шепотом без музыки целесообразно использовать, только если песня в быстром темпе. В технический этап освоения песни можно добавить движения рук «колесом». Дирижирование «колесом» быстрее помогает детям ощутить темп разучиваемого произведения, а моделирование рукой высоты звука позволяет лучше воспринимать и исполнять различные интонационные ходы мелодии песни.

Следующий этап – это повторное прослушивание детьми произведения, с обращением внимания на аккомпанемент. При повторном прослушивании детьми произведения возможно мысленное пение, когда дети поют песню одним ртом, хорошо артикулируя, но без звука, - этот прием очень помогает в музыкально-слуховом восприятии, а также в работе над артикуляционным аппаратом. Затем, повторение первого куплета с дирижированием «колесом», при обязательном включении динамики – основы выразительного пения. Также прорабатываются и остальные куплеты.
Путь разучивания песни в живом воплощении оказывается совсем недолгим и не утомительным, потому что дети настроены эмоционально, задания быстро меняются, а движения разнообразят исполнение.

Заключение
Певческий голос может быть воспитан практически у всех, исключая патологические случаи. Правильное певческое развитие с учетом возрастных особенностей и закономерностей становления голоса способствует развитию здорового голосового аппарата.

Успех работы педагога в решении задач по формированию общемузыкальной и исполнительской культуры во многом зависит от того, насколько глубоко он осознает воспитательное значение хорового пения, владеет методами и приемами певческого развития детей младшего школьного возраста, знает особенности детского голоса, умеет организовать работу по освоению песенного репертуара. Важную роль играет и комплексный подбор песенного репертуара, который по смыслу литературного текста и музыкально-певческим средствам доступен для исполнения учащимися данной возрастной категории и нацелен на развитие у учащихся позитивного отношения к окружающему миру, а также учитывает физиологические особенности детей данного возраста.

Работа над песней – это увлекательный процесс, в котором есть творческий элемент. Педагог должен довести до сознания воспитанников, что над каждой, даже самой простой песней надо много работать. Выразительное исполнение требует овладения вокально-хоровыми навыками и умениями как средствами выразительности. Формирование этих умений и навыков не является самоцелью, а служит раскрытию содержания музыки.

Список использованной литературы

1. Дмитриева, Л.Г., Черноиваненко, Н.М. Методика музыкального воспитания в школе, М.: Просвещение, 1989
2. Кеериг, О.П. Основы работы с детским хором [Текст]: Метод. Рекомендации, Л.: ЛГИК, 1988
3. Макеева, Ж.Р. Методы работы над интонацией в детском хоре [Текст]: Метод. Пособие, Красноярск: КГАМТ, 2006
4. Методика работы с детским вокально-хоровым коллективом [Текст]: Учебное пособие, М.: Академия, 1999 - 180 с.
5. Сергеева, Г.П. «Практикум по методике музыкального воспитания в начальной школе», М.: Издательский центр «Академия», 1998. – 136 с.
6. Шереметьев, В.А. Хоровое пение в детском саду. В двух частях. [Текст]: Методика и практика хоровой работы в детском саду, Челябинск: Издание С.Ю. Бантурова, 2002


Top