Как и когда зарождались имена. История появления русских имен

Инструкция

Имена появились тогда, когда люди стали издавать крики и прочие звуки, чтобы идентифицировать себя. У каждого человека был обозначающий его звук. Более сложные слова стали использовать позднее, когда все племя или семья выбирали человеку имя, или человек выбирал его сам. Имена менялись по мере взросления людей. Это сопровождалось специальными ритуалами и церемониями.

Фамилии впервые появились в Китае около 2850 года до н.э. согласно императорскому декрету. У китайцев в полном имени обычно три слова, при этом на первом месте стоит фамилия. Второе имя называют именем поколения. Оно выбирается всей семьей из стихотворения. На последнем месте стоит собственно имя.

Древние римляне использовали только одно имя, чтобы называть человека. Затем они переключились на три составляющих, потом снова на одну. Во времена Юлия Цезаря использовалось три слова в имени: Гай Юлий Цезарь, Марк Лициний Красс.

В в Европе стали использовать в полном имени человека фамилию. Это было особенного актуально для людей высших сословий, которым было важно отличаться от остальных членов общества.

Люди благородных кровей передавали свои фамилии младшим поколениям. Впервые эта традиция зародилась в Италии, а затем распространилась по всей Европе.

Фамилии были разного происхождения. Одни происходили от названий городов, другие от названия рода занятий, третьи от наименований животных, четвертые заимствовались у предыдущих поколений. У англосаксонцев, например, такие фамилии давались по имени отца. Так, фамилия Johnson означала «сын Джона», O’Rourke означало «сын Рурка».

Последними обычай использовать фамилии переняли евреи. Очень часто еврейские кланы жили по-отдельности, и фамилии им просто не требовались. У Иисуса Христа также не было фамилии. Христос, как многие ошибочно полагают, - не фамилия, а своего рода звание. Христос означает «тот, кто находится в единстве с Богом и предстает как учитель».

Но в 1800 году появились законы, требующие от каждой еврейской семьи наличия фамилии. Тогда евреи стали выбирать приятно звучащие фамилии: Голдберг («золотая гора»), Розенталь («долина роз»), или библейские имена: Вениамин, Леви.

Русские фамилии тоже появились не сразу. Во времена князя Игоря (12 век) фамилий не было. Знаменитого полководца называли просто по имени Игорь или по имени-отчеству Игорь Святославлевич. Хотя он относился к роду Рюриковичей, фамилией Рюрикович считать нельзя. Это обращение по имени родоначальника, каковым был Рюрик. Такое обращение можно прочитать и в Библии: «сын Иосифов, Илиев», не более, чем упоминание об отце или ином предке, что-то наподобие отчества. Словосочетание Иван Грозный – тоже не имя с фамилией, так как Грозный – скорее прозвище. Русским правителям до определенных пор народ давал разного рода прозвища. У династии Романовых, напротив, фамилия была.

Урок окружающего мира по теме: «Как рождалось имя»

3 класс (УМК «Начальная школа XXI века»)

Форма проведения: урок - исследование

Цели:

Образовательные

Познакомить детей с историей возникновения имён, отчеств, фамилий; объяснить их происхождение.
Расширить знания детей о многообразии имён, о понятиях: тезки, однофамильцы; “раскрыть” тайны имени ребенка.

Воспитательные

Воспитывать чувство гордости за свою фамилию, за свой край.

Воспитывать в детях положительные качества личности (внимание друг к другу, умение слушать товарищей);

Развивающие

развивать позитивную мотивацию на работу и общение в группе; содействовать формированию коллектива класса;

Опережающее домашнее задание:

Выучить стихотворение З. Александровой “Восемь Тань”;

Расспросить родителей о своём имени (его значение и в честь кого назван ребенок).

Ход занятия

1. Организационный момент.

2. Актуализация знаний.

Ребята, сегодня мы с вами поговорим на очень интересную тему, а вот на какую мы с вами сейчас выясним…

Представьте, пожалуйста, себе такую ситуацию. Вы оказались в незнакомой компании или вспомните ту ситуацию, когда вы пришли в нашу школу впервые в первый класс.

Что в первую очередь сделала учительница, чтобы вы не чувствовали себя одиноким, чтобы вам было комфортно в новом коллективе? Она вас познакомила друг с другом, чтобы вы побыстрее освоились и нашли себе друзей.

Отгадайте загадку - что принадлежит вам, однако другие пользуются этим чаще, чем вы? Ответ – имя.

Каждый малыш при рождении от своих родителей в первую очередь получает ИМЯ.

Мы с вами все живем в мире имён. Недаром ещё Гомер в своей “Одиссее” писал:

Между живущих людей безымянным никто не бывает вовсе;
В минуту рождения каждый, и низкий, и знатный,
Имя своё о родителей в сладостный дар получает…

3. Создание проблемной ситуации.

1. Итак, о чём мы сегодня будем говорить на уроке? Да, как вы уже догадались, мы будем говорить об имени человека, а ещё о фамилии и отчестве. То есть поближе познакомимся с вами, узнав тайны ваших имен.

4. Работа по теме.

В народе говорят:

Не имя красит человека, а человек – имя (русская пословица)

Лучше глаз лишиться, чем доброго имени (русская пословица)

А в Японии мудрецы говорят: тигр бережет свою шкуру, а человек – имя.

Ребята, сегодня к нам пришли гости, и они не знают нас. Давайте им представимся…

Итак, вы называете свое имя, и рассказываете, кто и почему вас так вас назвал. (Дети называют имя и кратко рассказывают о себе. Читают по карточкам значение имени.)

У вас у всех очень красивые имена. Наши с вами имена можно называть по-разному; мы в своей речи употребляем полные и сокращенные имена. Как вы думаете, какими именами, полными или сокращенными называют взрослых людей? А детей ? А почему в зависимости от возраста мы так обращаемся?

К взрослым, так как хотят подчеркнуть свое уважение, сделать свое обращение к человеку более вежливым. К детям , потому что называют уменьшительными именами и лаской.

Вот полное имя – Татьяна. Как вы думаете, как могли называть родители, когда девочка была маленькой?

Дети отвечают – Татьянка, Танечка, Танюша, Танюшка, Танюся, Таня…

А теперь вы образуете полные имена от сокращенных имен:

Саша - Александр

Алеша - Алексей

Коля - Николай

Ксюша - Ксения

Оля - Ольга

Вика - Виктория

Игорь - Эти имена остались без пары. А почему?

Нина - Потому что они употребляются только в одной форме.

А теперь поговорим о мужских и женских именах. Определите в один столбик имена девочек, а во второй имена мальчиков.

СВЕТА, КОЛЯ, ЖЕНЯ, ПЕТЯ, ЛЮДА

Чем интересно имя ЖЕНЯ? Его можно отнести и к мужскому и к женскому имени. Так как сокращенное имя ЖЕНЯ не указывает нам, о ком идет речь.

Как будет звучать полное мужское имя? -Евгений.

А женское – Евгения.

Какие имена “двойные” вы еще можете привести в пример?

ВАЛЯ - ВАЛЕНТИН, ВАЛЕНТИНА

САША - АЛЕКСАНДР, АЛЕКСАНДРА

А как вы думаете, есть ли женская пара у мужского имени Федор?

В сказке Корнея Чуковского “Федорино горе”героиню зовут Федора.

Сейчас это имя редкое.

А сейчас объявляется конкурс скороговорок, в которых присутствуют мужские и женские имена.

Как вы думаете, кого называют тезками? Людей, у которых одинаковые имена. Прочитайте про тезок в отрывке из стихотворения Зинаиды Александровой “Восемь Тань”.

В первом классе восемь Тань –
Это прямо наказанье!
Ведь у них, куда ни глянь,
Всюду Таня, Таня, Таня!
Если скажут: “Таня, встань!”
Сразу встанут восемь Тань.
А ведь можно очень просто
Разобраться в новичках…

Как же можно различить этих девочек? По фамилиям.

А в нашем классе есть тезки?

Каждый человек при рождении получает не только имя, но и фамилию, которую носят все члены его семьи. Однако, одинаковые фамилии бывают не только у родственников. Как называют таких людей? (Дети отвечают – однофамильцами ).

А каких писателей однофамильцев вы знаете? (Дети отвечают – Лев Толстой и Алексей Толстой)

Физкульминутка

У меня для вас есть музыкальные загадки. Мы будем танцевать под музыку и будем угадывать, о каком имени идет речь в песне.

А теперь обратите внимание на доску и обратите внимание, почему я написала два этих разных слова по-разному. (На доске: Лев и лев).Приходилось ли вам слышать такое имя? С древности в понимании людей имя было не простым словом, а способом определить характер человека, его судьбу. И если родители называют сына Львом, то они очень хотят, чтобы он обладал качеством царя зверей, был храбрым и сильным. С раннего детства людей называли: во-первых, по внешности (Мал, Бел, Черныш), во-вторых, по черте характера (Добр, Храбр, Несмеяна), в-третьих, по месту в семье (Ждан, Третьяк, Другая), в-четвёртых, по названию животных, растений, явлений природы (Баран, Дуб, Волк).

Подумайте, какие из названий цветов могут быть именами?

РОМАШКА, ЛАНДЫШ, ГВОЗДИКА, РОЗА, ЛИЛИЯ

Подумайте, почему некоторые родители названия цветов использовали как женские имена? Наверно потому, что хотели видеть своих девочек красивыми и нежными.

Распределите по соответствующим колонкам фамилии, которые образовались от: профессий, черт характера, названий животных и растений (работа в паре)

Детям раздаются карточки с именами.

Перед вами имена простых русских людей, живших в XIV, XV, XVI веках. Подумайте, почему их так назвали? (работа в группах)

Представим себе такую ситуацию: 2 человека являются тезками и к тому же, однофамильцами. Как же их тогда можно различить?

Правильно, по отчеству. Это слово означает “имя по отцу”. Когда вы повзрослеете, к вам будут обращаться по имени-отчеству. Скажите вслух, а как вас будут называть? (Дети по очереди называют вслух свое имя и отчество).

Назовите имена и отчества ваших родителей, бабушек или дедушек. (Дети также по очереди называют имена и отчества своих бабушек и дедушек).

А вы читали былины о богатыре Илье Муромце?

А как вы думаете, Муромец – это фамилия или отчество? Давайте вспомним слова былины:

В чистом поле пыль поднимается,
Илья Муромец, сын Иванович,
Ко гнезду Соловьеву приближается…

Как же звать героя по имени-отчеству? Илья Иванович. А фамилия Муромец произошла от названия города, откуда он был родом. Илья Муромец из города Мурома.

Существуют названия фамилий, которые произошли от названий деревень и сел. Какие фамилии получатся от названий сёл и деревень?

с. Крылово - Крыловы

с. Богомягково - Богомяковы

с. Козлово - Козловы

с. Мазунино - Мазунины

с. Петухово - Петуховы

с. Драчево - Драчевы

5. Рефлексия.

Что нового узнали на уроке? Что понравилось и что запомнилось?

Имя у тебя одно.

Навсегда оно дано.

Жизнь длинна, и оттого

Ты побереги его…

Имя человека – это первое, что его идентифицирует и отличает от других. Многие сейчас увлекаются различными толкованиями тех или иных личностных данных, и имя здесь стоит на одном из первых мест. Есть даже специалисты, которые по имени предсказывают судьбу, характер, личные качества человека. Поэтому становится очень интересным, как появились имена, каковы они были в самом начале, как трансформировались с течением времени.

Древние имена

В самом раннем древнем обществе, когда человек понял, что вместе жить проще, возникла необходимость из этого «вместе» окликнуть для чего-либо одного. Не всегда получалось подойти и постучать по спине, а голосовые данные успешно развивались. Так и научился первобытный человек звать голосом своего товарища, не все племя, заметьте, а одного. И вот на этом этапе надо было уже определяться, как дать понять, кого именно зовут. Оказалось, что все очень просто. Человек назвал словами все, что вокруг него, а заодно и своих товарищей. Солнце – Ра, значит и рыжий человек в племени тоже Ра. Вода с неба из тучи капает – Даждь, значит и человек, у которого вечно глаза на мокром месте – Даждь. Все было очень просто, а мы-то гадаем, откуда появились имена!

Имена первых цивилизаций

Во время зарождения цивилизаций отношение к имяобразованию совсем изменилось. Родители давали ребенку имя, созвучное с теми качествами, которые они бы хотели видеть в своем ребенке. Владимир – владеет миром, Святослав – славящий святых. Это русские варианты имен. В Европе и на других континентах происходило то же самое, только на других языках. По-гречески Александр – завоеватель, Павел – маленький, Елена – светлая. Эти имена дошли до нас, претерпев некоторые незначительные преобразования в звучании с самых древних времен, от самого рождения культурных цивилизаций.

Языческие имена народов мира

Многие народности придумывали своим детям имена со значением, надеясь, что заложенный в имени смысл будет помогать ребенку по жизни. К примеру, хотите узнать, как появилось имя Кизлярбас? Оно дословно переводится как «не надо больше девочек», его отцы давали долгожданным мальчикам, родившимся в таджикских семьях. Семитское имя Небу-булит означает «О, небо, дай мне жизнь!», очень говорящее имя. А вот девочка, носящая имя Дзедумилла, должна была быть всю жизнь милой для своего деда.

А еще язычники называли детей именем какого-либо животного, чтобы ребенок был похож силой и ловкостью на него. К примеру, почитаемый во многих народах волк дал миру много имен, производных от этого слова: Вук, Вильк, Вольф, Лупул, Вовк, Вольфганг, Вильколаз. И это только европейские производные!

Современные имена в России

К счастью, прошли времена, когда в России, отдавая дань моде, называли детей совершенно немыслимыми именами! В 40-50 годах прошлого века было очень популярно мужское имя Мэлс (Маркс, Энгельс, Ленин, Сталин). А чего стоят Электрификация, Октябрина, Космос, Искра, Академия, Антенна, Владлена (Владимир Ленин). И таких имен было огромное множество. Все это была дань времени, никто не ломал голову над вопросом, почему появились имена, что они должны означать? Тяп-ляп, и имя готово. Затем стали возвращаться исконно русские имена и даже совсем не русские имена. Но все они были действительно именами, а не аббревиатурами, придуманными на злобу дня.

когда появились у людей имена и фамилии? и получил лучший ответ

Ответ от? Золотко?[гуру]
Происхождение имен
откуда произошло ваше имяДо введения христианства на Руси одни имена были похожи на прозвища: Хромой, Лапоть, Воропай (грабитель) , другие отражали отношение к родившемуся ребенку: Ждан, Неждан, или порядок их рождения: Первуша, Третьяк, Одинец (единственный). Считалось, что некоторые имена могли отвести от детей беды и болезни, например имена: Горе, Захворай. Отголоски имен-прозвищ сохранились в русских фамилиях: Зайцев, Горяев, Нежданов и т. п.
Христианские имена пришли в X веке из Византии вместе с православием. Регистрация новорожденных детей проводилась только церковью, а имена давались по месяцесловам (святцам) , в которых на каждый день каждого месяца записаны имена святых, почитаемых Русской Православной Церковью. Человек, который получал имя святого, обретал не только его покровительство, но и благодатную близость к нему: "По имени - и "житие".
По окончании Октябрьской революции во время, когда церковь была отделена от государства, регистрацией новорожденных начали заниматься загсы, а родители получили право называть детей как хотели. Тогда то и стали придумывать имена, присущие эпохе: Октябрина, Маркслен, Тракторина. На русскую землю пришли европейские (римско-католические и протестантские) имена: Герман, Жанна, Альберт, Марат, и др. Немного позже стало все больше появляться восточных имен: Земфира, Тимур, Руслан, Зарема. В середине XX века снова стали появляться славянские и древнерусские имена: Лада, Людмила, Владимир, а также скандинавские: Ольга (из Хельга) , Игорь (из Ингвар) .
Большинство имен имеют различное происхождение. В них входит много древнегреческих и древнееврейских имен, а также латинских, скандинавских и немецких имен. Многие имена позаимствовали из языков народов Востока. Так как они появились в русском языке давно, то стали всем привычными. Проходят времена, меняется мода на имена, все меньше людей - родителей называют детей старыми славянскими именами, но, как и раньше, имена несут в себе много информации и влияют на судьбу человека. Выбирая имя своему малышу, проанализируйте, какими соображениями вы руководствуетесь: традиционностью, народностью имени, красотой звучания или удобством в произношении и совместимостью с отчеством. Нарекая вашего ребенка, проявите мудрость и не забудьте об эстетических критериях.
История происхождения фамилии
В последнее время среди многих людей наметилась тенденция: многие хотят узнать свое генеалогическое дерево. Еще с древних времен люди стремятся к сохранению памяти о своих предках.
Раньше имена и сведения о родственниках передавались из уст в уста, от дедов к внукам. Потом родственные связи стали изображать в виде дерева, так появился термин: родовое дерево.
Появилась особая наука, изучающая происхождение, историю и родственные связи людей, а также занимающаяся составлением родословных, названная генеалогией. Вследствие этого появился термин генеологическое дерево.
Составление родословной позволяет досконально изучить происхождение рода. И это как никогда актуально. Если задуматься, то каждый из нас придет к мысли, что ему важно знать, кто его предки, какова его родословная. Для подробного изучения своего происхождения необходимо всего лишь составить родословное дерево.
Родословное древо обычно состоит из легенды происхождения рода и перечисления всех членов рода по поколениям. Чаще всего выделяют два вида родословий: восходящее и нисходящее. Восходящее гениалогическое дерево идет от потомка к его предкам, а нисходящее генеологическое древо
– от предка к его потомкам.
Для составления родословной в первую очередь нужно обратиться к своим старшим родственникам - родителям, бабушкам, дедушкам, в общем, ко всем по возможности. Именно у них можно узнать максимальное количество информации о том, каково происхождение фамилии, об истории родов.

Доброго времени суток, Надежда Михайловна! С удовольствием познакомилась с Вашим ресурсом! Тема урока актуальна, познавательна, социально направлена, ориентирована на перспективу. Всегда задаюсь вопросом: "Как знания, умения, полученные на уроке, могут пригодиться школьнику в повседневной жизни?" После ознакомления с данным ресурсом у меня такого вопроса не возникло, т.к. урок ориентирован на зону ближайшего развития. Не скрою,я сама систематизировала и расширила знания и представления по данной тематике. Цель, которая поставлена, в полной мере определила логику изучения содержания материала и характер взаимодействия учителя с учениками. Выдержаны этапы урока, в ходе которых формулировались проблемы и способы их решения, развивалось умение работать по плану, умение делать выводы. Прекрасно организовано действие учащихся по принятию цели урока. Были использованы словесно-наглядные, практические, частично-поисковые методы обучения, которые способствовали мотивации, обеспечивали диалог в обучении. Понравился этап актуализации знаний через деятельность с лентой времени. Подобран интересный литературный ряд: с глубоким содержанием и смыслом загадки про имя, отрывок из "Одиссеи" Гомера (здорово, что уже третьеклассники знакомятся с таким серьезным произведением), "Святцы", "Конвенция о правах ребенка", "Толковый словарь русского языка" С.И. Ожегова, рассказ Л. Успенского "Тяжелый случай" (хорошо, что читается подготовленным учеником - это придало правильный эмоциональный настрой для принятия идеи рассказа), который определенно смотивировал на изучение темы. Этап открытия нового знания представлен в виде мини-исследований в группах. Такая форма организации познавательной деятельности способствует обеспечению сотрудничества между учащимися, включению каждого ученика в деятельность по достижению цели. Информация для исследований представлена ёмкая, содержательная, что на мой взгляд, оправданно. Это и элемент опережающего обучения, и обучение на высоком теоретическом уровне. Дети должны сталкиваться с трудностью, уметь извлекать нужную информацию, обобщать её. Учитель предлагает домашнее задание на выбор - это позволит отрефлексировать свою педагогическую деятельность на данном занятии. На уроке прослеживается воспитание у детей самоконтроля за своей деятельностью, дети учатся рефлексировать свои действия. Однако, мне кажется, что прием задавания одних и тех же вопросов каждому ученику не совсем удачный. Дети понимают какой ответ необходим и приспосабливаются - выдают тот, который, как они думают, от них хотят услышать. Много рефлексивных приемов описано в литературе, я бы посоветовала воспользоваться приемом незаконченного предложения, "Синквейн", "Кластер", различными символами и только на добровольной основе. Согласна с коллегами, меня тоже смутил этап мотивации - он смотивировал ребят, но скорее посредством принуждения. Впечатлила презентация - интерактивная, качественная, стильная, которая послужила прекрасным дополнением к уроку. Беру себе на заметку этап выхода на новую тему - учитель грамотно подвел детей к изучению следующей темы; это, безусловно, смотивирует некоторых ребят на подготовительную работу к уроку - кто-то обязательно захочет узнать информацию о своей или других фамилиях.
Урок получился продуктивным! Все подобранные задания способствуют достижению поставленной цели и соответствуют содержанию учебного материала. Надежда Михайловна, спасибо за ресурс! Беру его в свою копилку и посоветую коллегам. Ресурс будет актуален на уроках окружающего мира других УМК, также на уроках литературного чтения, русского языка, кружках исторической, краеведческой направленности.
Желаю Вам дальнейших творческих успехов! C уважением, Наталья Витальевна


Top