Рассказ о симфоническом оркестре. Краткая история симфонического оркестра

Слово «оркестр» знакомо сейчас каждому школьнику. Так называется большой коллектив музыкантов, которые совместно исполняют музыкальное произведение. А между тем в Древней Греции термином «орхестра» (от которого впоследствии образовалось современное слово «оркестр») обозначали площадку перед сценой, где находился хор,- непременный участник древнегреческой трагедии. Позже на этой же площадке стала располагаться группа музыкантов, и ее назвали «оркестром».

Прошли века. И теперь само слово «оркестр» не имеет определенного значения. В наши дни существуют разные оркестры: духовые, народные, оркестры баянистов, камерные оркестры, эстрадно-джазовые и т. д. Но ни один из них не может выдержать соревнования со «звуковым чудом»; так часто и, разумеется, вполне справедливо называют симфонический оркестр.

Возможности симфонического оркестра поистине безграничны. В его распоряжении - все оттенки звучности от еле слышных колебаний и шорохов до мощных громоподобных раскатов. И дело даже не в самой широте динамических оттенков (они доступны вообще любому оркестру), а в той покоряющей выразительности, которая всегда сопутствует звучанию подлинных симфонических шедевров. Здесь приходят на помощь и тембровые сочетания, и мощные волнообразные нарастания и спады, и выразительные сольные реплики, и слитные «органные» пласты звучаний.

Вслушайтесь в некоторые образцы симфонической музыки. Вспомните удивительную по своей проникновенной тишине сказочную картинку известного русского композитора А. Лядова «Волшебное озеро». Предметом изображения служит здесь природа в ее нетронутом, статичном состоянии. Это подчеркивает и композитор в своем высказывании о «Волшебном озере»: «Как оно картинно, чисто, со звездами и таинственностью в глубине! А главное - без людей, без их просьб и жалоб - одна мертвая природа - холодная, злая, но фантастичная, как в сказке». Однако лядовскую партитуру нельзя назвать мертвой или холодной. Напротив, она согрета теплым лирическим чувством, - трепетным, но сдержанным.

Известный советский музыковед Б. Асафьев писал, что в этой «поэтической созерцательной музыкальной картине... творчество Лядова овладевает сферой лирического симфонического пейзажа». Красочная палитра «Волшебного озера» складывается из завуалированных, приглушенных звучаний, из шорохов, шелестов, еле заметных всплесков и колебаний. Здесь преобладают тонкие ажурные штрихи. Динамические нарастания сведены к минимуму. Все оркестровые голоса несут самостоятельную изобразительную нагрузку. Мелодического развития в подлинном смысле этого слова нет; как мерцающие блики, светятся отдельные короткие фразы-мотивы... Лядов, умевший чутко «слышать тишину», с поразительным мастерством рисует картину зачарованного озера - картину дымчатую, но вдохновенную, полную сказочного аромата и чистой, целомудренной красоты. Подобный пейзаж можно было «нарисовать» только при помощи симфонического оркестра, ибо ни один инструмент и ни один другой «оркестровый организм» не в состоянии изобразить столь наглядную картину и найти для нее такие тонкие тембровые краски и оттенки.

А вот пример противоположного типа - финал знаменитой «Поэмы экстаза» А. Скрябина. Композитор показывает в этом произведении многообразие человеческих состояний и действий в неуклонном и логически продуманном развитии; музыка последовательно передает инертность, пробуждение воли, столкновение с угрожающими силами, борьбу с ними. Кульминация следует за кульминацией. К концу поэмы напряжение растет, подготавливая новый, еще более грандиозный подъем. Эпилог «Поэмы экстаза» превращается в ослепительную картину колоссального размаха. На искрящемся, переливающемся всеми красками фоне (к огромному оркестру подключается еще и орган) восемь валторн и труба радостно провозглашают основную музыкальную тему, звучность которой к концу достигает нечеловеческой силы. Подобной мощи и величественности звучания не может достигнуть никакой другой ансамбль. Только симфонический оркестр способен так богато и вместе с тем красочно выразить восторг, экстаз, неистовый подъем чувств.

Лядовское «Волшебное озеро» и эпилог «Поэмы экстаза» - это, если можно так выразиться, крайние звуковые и динамические полюса в богатейшей звуковой палитре симфонического оркестра.

Теперь обратимся к примеру другого рода. Вторая часть Одиннадцатой симфонии Д. Шостаковича имеет подзаголо вок - «9-е января». В ней композитор повествует о страшных событиях «кровавого воскресенья». И в тот момент, когда крики и стоны толпы, ружейные залпы, железный ритм сол датского шага сливаются в поразительную по силе и мощи звуковую картину,- оглушительный шквал внезапно обры вается... И в наступившем молчанье, в «свистящем» шепоте струнных инструментов явственно слышится тихое и скорб ное пение хора. По меткому определению музыковеда Г. Орлова, создается впечатление, «будто воздух Дворцовой пло щади застонал от горя при виде свершившегося злодеяния». Обладая исключительным тембровым чутьем и блестящим мастерством инструментального письма, Д. Шостакович сумел чисто оркестровыми средствами создать иллюзию хорового звучания. Были даже случаи, когда на первых исполнениях Одиннадцатой симфонии слушатели то и дело приподнимались со своих мест, думая, что на эстраде за оркестром находится хор...

Симфонический оркестр способен передавать и самые разнообразные натуралистические эффекты. Так, выдающийся немецкий композитор Рихард Штраус в симфонической поэме «Дон Кихот», иллюстрируя известный эпизод из романа Сервантеса, удивительно «наглядно» изобразил в оркестре блеяние стада баранов. В сюите французского композитора К. Сен-Санса «Карнавал животных» остроумно переданы и крики ослов, и неуклюжая походка слона, и неугомонная перекличка куриц с петухами. Француз Поль Дюка в симфоническом скерцо «Ученик чародея» (оно написано по мотивам одноименной баллады В. Гёте) блистательно нарисовал картину разгулявшейся водной стихии (в отсутствие старого волшебника ученик решает превратить помело в слугу: он заставляет его носить воду, которая постепенно заливает весь дом). Не приходится уже и говорить, сколько звукоподражательных эффектов рассыпано в музыке оперной и балетной; здесь они тоже переданы средствами симфонического оркестра, но подсказаны непосредственной сценической ситуацией, а не литературной программой, как в сочинениях симфонических. Достаточно вспомнить такие оперы, как «Сказка о царе Салтане» и «Снегурочка» Н. Римского-Корсакова, балет И. Стравинского «Петрушка» и др. Отрывки или сюиты из этих произведений часто исполняются в симфонических концертах.

А сколько великолепных, почти что наглядных картин морской стихии можно встретить в симфонической музыке! Сюита Н. Римского-Корсакова «Шехеразада», «Море» К. Дебюсси, увертюра «Морская тишь и счастливое плавание» Ф. Мендельсона, симфонические фантазии «Буря» П. Чайковского и «Море» А. Глазунова - перечень подобных сочинений очень велик. Для симфонического оркестра написано множество произведений, изображающих картины природы или содержащих меткие пейзажные зарисовки. Назовем хотя бы Шестую («Пасторальную») симфонию Л. Бетховена с поразительной по силе изображения картиной внезапно разразившейся грозы, симфоническую картину А. Бородина «В Средней Азии», симфоническую фантазию А. Глазунова «Лес», «сцену в полях» из Фантастической симфонии Г. Берлиоза. Впрочем, во всех этих произведениях изображение природы всегда связано с эмоциональным миром самого композитора, а также тем замыслом, который определяет характер сочинения в целом. И вообще моменты описательные, натуралистические, звукоподражательные занимают совсем небольшую долю в симфонических полотнах. Более того, собственно программная музыка, то есть музыка, последовательно передающая какой-либо литературный сюжет, тоже не занимает ведущего места среди симфонических жанров. Основное, чем может гордиться симфонический оркестр,- это богатая палитра разнообразнейших средств выразительности, это колоссальные, до сих пор не исчерпанные возможности различных сочетаний и комбинаций инструментов, это богатейшие тембровые ресурсы всех составляющих оркестр групп.

Симфонический оркестр резко отличается от других инструментальных коллективов еще и тем, что состав его всегда строго определенен. Взять хотя бы многочисленные эстрадно-джазовые ансамбли, существующие ныне в изобилии чуть ли не во всех уголках земного шара. Они совсем не похожи один на другой: разным бывает и количество инструментов (от 3-4 до двух десятков и более), и число участников. Но самое главное - эти оркестры не сходны по своему звучанию. В одних преобладают струнные, в других - саксофоны и медные духовые инструменты; в некоторых ансамблях ведущую роль выполняет фортепиано (поддержанное ударными и контрабасом); в эстрадные оркестры различных стран входят национальные инструменты и т. д. Таким образом, почти в каждом эстрадном оркестре или джазе придерживаются не строго определенного инструментального состава, а свободно используют сочетания различных инструментов. Поэтому одно и то же произведение по-разному звучит у разных эстрадно-джазовых коллективов: каждый из них предлагает свою специфическую обработку. И это понятно: ведь джаз - искусство, в основе своей импровизационное.

Разными бывают и духовые оркестры. Некоторые состоят исключительно из медных инструментов (с обязательным включением ударных). А большинство из них не обходится без деревянных духовых - флейт, гобоев, кларнетов, фаготов. Разнятся между собой и оркестры народных инструментов: русский народный оркестр не похож на киргизский, а итальянский - на народные оркестры скандинавских стран. И лишь симфонический оркестр - самый крупный музыкальный организм - имеет давно установившийся, строго определенный состав. Поэтому симфоническое произведение, написанное в одной стране, может исполняться любым симфоническим коллективом другой страны. Поэтому язык симфонической музыки - поистине международный язык. Им пользуются уже более двух веков. И он не стареет. Более того, нигде не происходит столько интересных «внутренних» изменений, сколько их бывает в современном симфоническом оркестре. С одной стороны, часто пополняясь новыми тембровыми красками, оркестр становится с каждым годом все богаче, с другой - все отчетливее вырисовывается его основной остов, сформировавшийся еще в XVIII веке. И порой композиторы нашего времени, обращаясь к подобному «старомодному» составу, лишний раз доказывают, насколько велики еще его выразительные возможности...

Пожалуй, ни для одного из музыкальных коллективов не создано столько замечательной музыки! В блистательной плеяде композиторов-симфонистов сияют имена Гайдна и Моцарта, Бетховена и Шуберта, Мендельсона и Шумана, Берлиоза и Брамса, Листа и Вагнера, Грига и Дворжака, Глинки и Бородина, Римского-Корсакова и Чайковского, Рахманинова и Скрябина, Глазунова и Танеева, Малера и Брукнера, Дебюсси и Равеля, Сибелиуса и Р. Штрауса, Стравинского и Бартока, Прокофьева и Шостаковича. Кроме того, симфонический оркестр, как известно, является непременным участником оперных и балетных спектаклей. И потому к сотням симфонических произведений следует прибавить те фрагменты из опер и балетов, в которых именно оркестр (а не солисты, хор или просто сценическое действие) играет первостепенную роль. Но и это еще не все. Мы смотрим сотни кинофильмов и большинство из них «озвучено» симфоническим оркестром.

Прочно вошли в нашу жизнь радио, телевидение, компакт-диски, а через них - и симфоническая музыка. Во многих кинотеатрах перед сеансами играют малые симфонические оркестры. Создаются такие оркестры и в самодеятельности. Иными словами, из огромного, почти необъятного океана музыки, окружающего нас, добрая половина так или иначе связана с симфоническим звучанием. Симфонии и оратории, оперы и балеты, инструментальные концерты и сюиты, музыка для театра и кино - все эти (и многие другие) жанры попросту не могут обойтись без симфонического оркестра.

Однако неверно было бы считать, будто любое музыкальное сочинение может прозвучать в оркестре. Ведь, казалось бы, зная принципы и законы инструментовки, каждый грамотный музыкант может оркестровать фортепианное или какое-нибудь другое произведение, то есть одеть его в яркий симфонический наряд. Между тем на практике это бывает сравнительно редко. Не случайно Н. Римский-Корсаков говорил, что инструментовка - «одна из сторон души самого сочинения». Поэтому, уже обдумывая замысел, композитор рассчитывает на определенный инструментальный состав. Поэтому для симфонического оркестра могут быть написаны и легкие, непритязательные пьесы, и грандиозные, масштабные полотна.

Бывают, правда, случаи, когда сочинение получает вторую жизнь в новом, симфоническом варианте. Так случилось с гениальным фортепианным циклом М. Мусоргского «Картинки с выставки»: его мастерски оркестровал М. Равель. (Были и другие, менее удачные попытки оркестровки «Картинок с выставки».) Партитуры опер М. Мусоргского «Борис Годунов» и «Хованщина» заново ожили под рукой Д. Шостаковича, осуществившего их новую оркестровую редакцию. Иногда в творческом наследии композитора мирно уживаются две версии одного и того же произведения - сольно-инструментальная и симфоническая. Таких примеров немного, но они довольно любопытны. «Павана» Равеля существует и в фортепианном, и в оркестровом варианте, причем оба живут равноправной концертной жизнью. Прокофьев оркестровал медленную часть своей Четвертой фортепианной сонаты, сделав ее самостоятельным, чисто симфоническим произведением. Ленинградский композитор С. Слонимский написал вокальный цикл «Песни вольницы» на народные тексты; это сочинение тоже имеет два равноценных по своей художественной значимости варианта: один идет в сопровождении фортепиано, другой - в оркестровом сопровождении. Однако чаще всего композитор, принимаясь за работу, хорошо представляет себе не только замысел сочинения, но и его тембровое воплощение. И такие жанры, как симфония, инструментальный концерт, симфонические поэма, сюита, рапсодия и т. д.,- всегда тесно связаны со звучанием симфонического оркестра, можно даже сказать, неотделимы от него.

Марина Ражева
Конспект НОД «Симфонический оркестр»

Конспект занятия

«Симфонический оркестр »

для детей 5 -6 лет

Подготовила : музыкальный руководитель

Ражева Марина Анатольевна

г. Тейково 2015 год

Цель : приобщение дошкольников к классической музыке

Задачи. Формировать у детей эстетическое восприятие окружающего мира.

Приобщать к музыкальной культуре.

Формировать потребность в восприятии музыки.

Развивать познавательные и творческие способности.

Обогащать словарь.

Образовательная область - «Художественно-эстетическое воспитание»

Форма организации – совместная деятельность педагога с детьми.

Вид деятельности детей : познавательная, коммуникативная, музыкально-художественная.

Материалы и оборудование : музыкальный центр для слушания музыки, детские музыкальные инструменты,презентация.

Предварительная работа : на музыкальных занятиях дети должны познакомиться с основными инструментами симфонического оркестра , их настоящим звучанием, тембровой окраской.Различать группы инструментов : струнных, духовых, ударных, одиночных.

Программное содержание.

1. Расширять знания детей об особенностях звучания музыкальных инструментов.

2. Воспитывать интерес, желание слушать звучание инструментов.

3. Продолжать развивать навыки игры на ДМИ (детских музыкальных инструментах)

4. Развивать тембровый слух детей.

Планируемый результат.

Формирование представления о симфоническом оркестре .

Усиление способности отличать звучание инструментов симфонического оркестра .

Принимать активное участие в игре на ДМИ.

Испытывать потребность в восприятии музыки в исполнении симфонического оркестра .

Ход занятия.

Дети заходят в зал и выполняют обычный комплекс музыкально-ритмических движений, затем спокойно проходят на стульчики.

М. р. здоровается с детьми с помощью попевки «Здравствуйте!» , автор…

М. р. Обращает внимание детей на экран, где дети видят большую группу музыкантов.

М. р. Ребята, что вы видите на этой фотографии.

Ответы детей.

М. р. Да, это оркестр – группа музыкантов , которые исполняют вместе одно музыкальное произведение. Каждый музыкант играет свою партию по нотам, которая называется партитура. Партитуры стоят на специальных подставках – пультах.

А теперь, я хочу загадать вам загадку. Попробуйте её отгадать.

Он оркестром управляет ,

Радость людям доставляет.

Только палочкой взмахнёт,

Музыка звучать начнёт.

Он не врач и не шофёр.

Кто же это?. (Дирижёр)

Дети. Дирижёр.

М. р. Чтобы оркестр звучал слаженно и гармонично – им управляет дирижёр. Он стоит лицом к музыкантам. Дирижёр может заставить оркестр играть и быстро , и медленно, и тихо, и громко – как угодно! Но при этом не произносит ни одного слова. Он пользуется только своей волшебной дирижёрской палочкой. Перед дирижёром лежат толстые-толстые ноты, в которых расписаны партии всех музыкантов. Называются такие ноты – клавир.

Скрипка – 4-х струнный смычковый инструмент, самый высокий по звучанию в своём семействе и важнейший в оркестре .

Виолончель – большая скрипка, на которой играют сидя. Виолончель имеет богатый низкий звук.

Контрабас – самый низкий по звучанию и самый большой по размерам (до 2 метров) среди семейства струнных смычковых инструментов. Играют на нём стоя или на специальном стуле. Это басовый фундамент (основа) всего оркестра .

Флейта относится к группе деревянных духовых инструментов. Но современные флейты очень редко бывают из дерева, чаще из металла, иногда из пластика и стекла. Самый виртуозный и технически подвижный инструмент в семействе духовых. Флейте часто поручается оркестровое соло .

М. р. Ребята, а почему инструменты называются духовыми?

Ответы детей.

М. р. Да, в них действительно дуют. А правильнее сказать, что духовые инструменты звучат, когда в них вдувают воздух.

А теперь вы видите и слышите трубу из группы медных духовых инструментов. У трубы высокий чистый звук, очень подходит для фанфар. Фанфары используется для подачи сигналов – торжественных или воинственных на праздничных торжествах, военных парадах.

Перед вами – тромбон. Тромбон исполняет больше басовую линию, чем мелодическую. От других медных инструментов отличается наличием передвижной кулисы, двигая которую вперёд и назад музыкант изменяет звучание инструмента.

Валторна – рожок. Изначально произошла от охотничьего рожка. Валторна может быть мягкой и выразительной или резкой и скрипучей.

М. р. Назовите пожалуйста ударные инструменты.

Дети. Барабан, бубен, маракасы, треугольник, металлофон, кастаньеты, колокольчики, трещотки, бубенцы.

М. р. Правильно, ребята. Ударных инструментов очень много, но не все они могут служить в симфоническом оркестре .

Назовите инструменты, которые вы видите на слайде.

Барабаны, тарелки, ксилофон.

Слайд 14,15.

А ещё, ребята, в оркестре используются одиночные инструменты. И вы должны узнать и назвать

их правильно.

Дети. Рояль. Арфа.

М. р. Верно. Это концертный рояль и древнейший инструмент – арфа.

А вы, ребята, хотите почувствовать себя музыкантами большого оркестра ? Тогда я предлагаю вам взять инструменты и сыграть одну очень красивую музыкальную пьесу.

Исполняется «Рондо в турецком стиле» - В. Моцарта или

«Озорная полька» - А. Филиппенко.

М. р. Спасибо, ребята. Мне понравилось.

А как вы думаете, ребята, такие инструменты как балалайка или саксофон, могут играть в оркестре . А в каком? Дело в том, что эти инструменты входят в состав других оркестров .

Посмотрите внимательно на эти иллюстрации. Кроме симфонического оркестра существуют другие виды оркестров : духовой, народный, эстрадный, джазовый. Они различаются по составу инструментов и по количеству музыкантов. В симфоническом оркестре , в среднем, около 60-70 человек, но бывает – 100 и более. Музыканты располагаются в определённом порядке.Они объединяются в группы схожих по тембру инструментов :

струнная, деревянно-духовая, медная -духовая и ударная. Музыканты одной группы сидят рядом, чтобы лучше слышать друг друга. И это создаёт согласованное звучание.

А сейчас, я хочу предложить вам поиграть в игру.

Узнай инструмент.

Слайд 17, 18, 19.

М. р. Мы с вами замечательно провели время. Вам понравилось? Как называется оркестр , с которым мы сегодня с вами познакомились? Какой инструмент вам понравился? (Дети отвечают по одному по желанию) . Я приготовила для вас карточки с загадкой, которую вы попробуете разгадать с мамой или папой и нарисуете отгадку. (на обороте силуэт – точками) .

Подойдите, пожалуйста, ко мне, я хочу поблагодарить и попрощаться (дети закрывают глаза, музыкальный руководитель гладит их по голове)

Интересные факты о симфоническом оркестре

Предлагаем вам ознакомиться с интересными и увлекательными фактами, связанными с симфоническим оркестром, которых собралось достаточно много, за его многовековую историю. Надеемся, что такими интересными сведениями мы сможем удивить не только любителей балетного искусства, но и открыть что-то новое даже для настоящих профессионалов в этой области.

  • Формирование симфонического оркестра происходило в течение нескольких столетий из небольших ансамблей и началось оно в XVI-XVII веках, когда появились новые жанры в музыке и потребовалось изменение коллектива исполнителей. Полностью малый состав был определен лишь в XVIII веке.
  • Численность музыкантов может колебаться от 50 до 110 человек, в зависимости от произведения или места исполнения. Самое большое количество исполнителей, когда-либо зафиксированных относится к выступлению в городе Осло на стадионе «Юллеваал» в 1964 году, в нем приняли участие 20100 человек.
  • Иногда, вы можете услышать название парный, тройной симфонический оркестр, оно дается по количеству представленных в нем духовых инструментов и обозначает его размер.
  • Огромный вклад в развитие оркестра внес Л. Бетховен , так в его творчестве окончательно установился классический или малый симфонический оркестр, а в более позднем периоде наметились черты большого состава.
  • В симфоническом оркестре используется немецкая и американская рассадка музыкантов. Так, в российском – применяется американская.
  • Среди всех оркестров мира есть только один, который сам выбирает себе дирижера и в случае чего, может сделать это в любой момент – это коллектив Венской филармонии.
  • Существуют коллективы и вовсе без дирижера. Впервые, такую идею принял в 1922 году Персимфанс в России. Это было связано с идеологией того времени, которая ценила коллективный труд. Позднее этому примеру последовали другие оркестры, даже на сегодняшний день в Праге и Австралии есть оркестры без дирижера.


  • Оркестр настраивается по гобою либо по камертону, последний в свою очередь, со временем звучит все выше. Дело в том, что изначально, в разных странах он звучал по разному. В XVIII веке в Германии его звук был ниже итальянского, но выше французского. Считалось, что чем выше настройка, тем ярче будет звучание, а к этому стремится любой коллектив. Вот поэтому и повышали его тон от 380 гц (Барокко) до 442 гц в наше время. Причем эта цифра стала контрольной, но и ее умудряются превышать до 445 гц, как это делают в Вене.
  • Вплоть до XIX века в обязанности дирижера входила еще и игра на клавесине или скрипке . К тому же у них не было дирижерской палочки, такт отбивался композитором либо музыкантом при помощи инструмента или кивков головы.
  • Престижный английский журнал Gramophone, который признан авторитетным изданием в области классической музыки, опубликовал список лучших оркестров мира, российские коллективы заняли в нем 14, 15 и 16 позицию.
Симфонический оркестр

Оркестр (от греч.орхестра) - большой коллектив музыкантов-инструменталистов. В отличие от камерных ансамблей, в оркестре некоторые из его музыкантов образуют группы, играющие в унисон, то есть, играют одинаковые партии.
Сама идея одновременного музицирования группы исполнителей-инструменталистов уходит в глубокую древность: ещё в Древнем Египте небольшие группы музыкантов вместе играли на различных праздниках и похоронах.
Слово «оркестр» («орхестра») происходит от названия круглой площадки перед сценой в древнегреческом театре, где размещался древнегреческий хор, участник любой трагедии или комедии. В эпоху Возрождения и далее в
XVII веке орхестра трансформировалась в оркестровую яму и, соответственно, дала название помещающемуся в ней коллективу музыкантов.
Существует много различных типов оркестра: военный состоящий из духовых - медных и деревянных - инструментов, оркестры народных инструментов, струнные оркестры. Самым большим по составу и самым богатым по своим возможностям является симфонический оркестр.

Симфоническим называется оркестр, составленный из нескольких разнородных групп инструментов — семейства струнных, духовых и ударных. Принцип такого объединения сложился в Европе в XVIII веке. Первоначально в симфонический оркестр входили группы смычковых инструментов, деревянных и медных духовых инструментов, к которым примыкали немногочисленные Ударные музыкальные инструменты. Впоследствии состав каждой из этих групп расширялся и разнообразился. В настоящее время среди ряда разновидностей симфонических оркестров принято различать малый и большой симфонический оркестр. Малый симфонический оркестр — это оркестр преимущественно классического состава (играющий музыку конца 18 — начала XIX века, или современные стилизации). В его составе 2 флейты (редко малая флейта), 2 гобоя, 2 кларнета, 2 фагота, 2 (редко 4) валторны, иногда 2 трубы и литавры, струнная группа не более 20 инструментов (5 первых и 4 вторых скрипок, 4 альта, 3 виолончели, 2 контрабаса). Большой симфонический оркестр (БСО) включает в медную группу обязательные тромбоны и может иметь любой состав. Часто деревянные инструменты (флейты, гобои, кларнеты и фаготы) доходят до 5 инструментов каждого семейства (кларнетов иногда и больше) и включают разновидности (малая и альтовая флейты, амур-гобой и английский гобой, малый, альтовый и басовый кларнеты, контрафагот). Медная группа может включать до 8 валторн (в том числе и особые тубы Вагнера), 5 труб (включая малую, альтовую, басовую), 3-5 тромбонов (теноровых и тенорбасовых) и тубу. Очень часто используются саксофоны (в джазовом оркестре все 4 вида). Струнная группа доходит до 60 и более инструментов. Многочислены ударные инструменты (хотя литавры, колокольчики, малый и большой барабаны, треугольник, тарелки и индийский тамтам составляют их костяк), часто используются арфа, рояль, клавесин.
Для иллюстрации звучания оркестра воспользуюсь записью финального концерта «Симфонического оркестра YouTube» . Концерт состоялся в 2011 году в австралийском городе Сиднее. В прямом эфире его наблюдали по телевидению миллионы людей во всем мире. Проект «Симфонический оркестр YouTube» посвящен воспитанию любви к музыке и демонстрации огромного творческого разнообразия человечества.


Программа концерта включала в себя известные и малоизвестные произведения известных и малоизвестных композиторов.
Вот его программа :

Hector Berlioz - Roman Carnival - Overture, Op. 9 (featuring Android Jones - digital artist)
Meet Maria Chiossi - Harp
Percy Grainger - Arrival on a Platform Humlet from in a Nutshell - Suite
Johan Sebastian Bach - Toccata in F major for organ (featuring Cameron Carpenter)
Meet Paulo Calligopoulos - Electric Guitar and violin
Alberto Ginastera - Danza del trigo (Wheat Dance) and Danza final (Malambo) from the ballet Estancia (conducted by Ilyich Rivas)
Wolfgang Amadeus Mozart - "Caro" bell"idol mio" - Canon in three voices, K562 (featuring the Sydney Children"s Choir and soprano Renee Fleming via video)
Meet Xiomara Mass - Oboe
Benjamin Britten - The Young Person"s Guide to the Orchestra, Op. 34
William Barton - Kalkadunga (featuring William Barton - Didgeridoo)
Timothy Constable - Suna
Meet Roman Riedel - Trombone
Richard Strauss - Fanfare for the Vienna Philharmonic (featuring Sarah Willis, Horn, Berlin Philharmoniker and conducted by Edwin Outwater)
*PREMIERE* Mason Bates - Mothership (specially composed for the YouTube Symphony Orchestra 2011)
Meet Su Chang - Guzheng
Felix Mendelssohn - Violin Concerto in E minor, Op. 64 (Finale) (featuring Stefan Jackiw and conducted by Ilyich Rivas)
Meet Ozgur Baskin - Violin
Colin Jacobsen and Siamak Aghaei - Ascending Bird - Suite for string orchestra (featuring Colin Jacobsen, violin, and Richard Tognetti, violin, and Kseniya Simonova - sand artist)
Meet Stepan Grytsay - Violin
Igor Stravinsky - The Firebird (Infernal Dance - Berceuse - Finale)
*ENCORE* Franz Schubert - Rosamunde (featuring Eugene Izotov - oboe, and Andrew Mariner - clarinet)

Симфонический оркестр формировался в течение столетий. Его развитие долгое время происходило в недрах оперных и церковных ансамблей. Такие коллективы в XV - XVII вв. были небольшими и разнородными. В их состав входили лютни, виолы, флейты с гобоями, тромбоны, арфы, барабаны. Постепенно главенствующее положение завоевали струнные смычковые инструменты. Место виол заняли скрипки с их более сочным и певучим звуком. К началу XVIII в. они уже безраздельно господствовали в оркестре. Объединились и отдельную группу и духовые (флейты, гобои, фаготы). Из церковного оркестра перешли в симфонический трубы и литавры. Непременным участником инструментальных ансамблей был клавесин.
Такой состав был характерен для И. С. Баха, Г. Генделя, А. Вивальди.
С середины
XVIII в. начинают развиваться жанры симфонии и инструментального концерта. Отход от многоголосного стиля обусловил стремление композиторов к тембровому разнообразию, рельефному вычленению оркестровых голосов.
Меняются функции новых инструментов. Клавесин с его слабым звуком постепенно теряет ведущую роль. Вскоре композиторы совсем отказываются от него, опираясь главным образом на струнную и духовую группу. К концу
XVIII в. сложился так называемый классический состав оркестра: около 30 струнных, 2 флейты, 2 гобоя, 2 фагота, 2 трубы, 2-3 валторны и литавры. Вскоре к духовым присоединился кларнет. Для такого состава писали Й. Гайдн, В. Моцарт. Таков оркестр в ранних сочинениях Л. Бетховена. В XIX в.
Развитие оркестра шло в основном по двум направлениям. С одной стороны, увеличиваясь в составе, он обогащался инструментами многих видов (в этом велика заслуга композиторов- романтиков, в первую очередь Берлиоза, Листа, Вагнера), с другой стороны - развивались внутренние возможности оркестра: звуковые краски становились чище, фактура - яснее, выразительные ресурсы - экономнее (таков оркестр Глинки, Чайковского, Римского-Корсакова). Значительно обогатили оркестровую палитру и многие композиторы конца
XIX - 1-й половины XX в. (Р. Штраус, Малер, Дебюсси, Равель, Стравинский, Барток, Шостакович и др.).

Современный симфонический оркестр состоит из 4-х основных групп. Фундаментом оркестра служит струнная группа (скрипки, альты, виолончели, контрабасы). В большинстве случаев струнные являются основными носителями мелодического начала в оркестре. Количество музыкантов, играющих на струнных, составляет примерно 2/3 всего коллектива. В группу деревянных духовых инструментов входят флейты, гобои, кларнеты, фаготы. Каждый из них имеет обычно самостоятельную партию. Уступая смычковым в тембровой насыщенности, динамических свойствах и разнообразии приемов игры, духовые обладают большой силой, компактностью звучания, яркими красочными оттенками. Третья группа инструментов оркестра - медные духовые (валторна, труба, тромбон, труба). Они вносят в оркестр новые яркие краски, обогащая его динамические возможности, придают звучанию мощь и блеск, служат также басовой и ритмической опорой.
Все большее значение приобретают в симфоническом оркестре ударные инструменты. Основная их функция - ритмическая. Кроме того, они создают особый звукошумовой фон, дополняют и украшают оркестровую палитру колористическими эффектами. По характеру звучания ударные делятся на 2 типа: одни имеют определенную высоту звука (литавры, колокольчики, ксилофон, колокола и др.), другие лишены точной звуковысотности (треугольник, бубен, малый и большой барабан, тарелки). Из инструментов, не входящих в основные группы, наиболее существенна роль арфы. Эпизодически композиторы включают в оркестр челесту, фортепиано, саксофон, орган и другие инструменты.
Подробнее об инструментах симфонического оркестра - струнной группе, деревянных духовых, медных духовых и ударных можно прочесть на сайте .
Не могу обойти вниманием еще один полезный сайт,"Детям о музыке", который обнаружил в ходе подготовки поста. Не нужно пугаться того, что это сайт для детей. В нем есть довольно серьезные вещи, только рассказанные более простым, понятным языком. Вот ссылка на него. Кстати, в нем есть и рассказ об симфоническом оркестре тоже.

Источники:

Интересно, но факт...

Ученый- физик Альберт Эйнштейн, ломая голову над сложнейшими вопросами, обычно играл на скрипке до тех пор, пока не приходило решение. Тогда он вставал и объявлял: «Ну вот, наконец-то я понял, в чем тут дело!»


Структура симфонического оркестра

Оркестром в Древней Греции называли место , предназначенное для хора (греч. орхеомай – танцую). В настоящее время оркестром называется определенный состав музыкальных инструментов, образующих органичное целое на основе глубокой внутренней взаимосвязи тембров друг с другом. Музыкальная практика выработала различные типы оркестров. Каждый имеет определенный состав инструментов и разное их количество. Основные типы: оперно-симфонический, духовой, оркестр народных инструментов, джаз- оркестр.

Симфонический оркестр в свою очередь имеет разновидности. Камерный оркестр (10 – 12 человек) создается для исполнения старинной музыки тем составом, для которого она была написана (Бранденбургские концерты Баха, Concerto grosso Вивальди, Корелли, Генделя). Ядро камерного оркестра составляет струнная группа с добавлением клавесина, флейты, гобоя, фагота и валторн. Обращение к камерному оркестру в современной музыке связано либо с поисками новых выразительных возможностей (Шостакович. Опера «Нос», 14 симфония, А.Шнитке. Concerto grosso для двух скрипок и камерного оркестра 1977 год), либо объясняется практическими соображениями. Подобные обстоятельства оказались решающими при создании И.Стравинским «Истории солдата» в 1918 году: «…наша постановочные средства были весьма скудны… я не видел другого выхода, кроме как остановиться на таком составе, который бы включал наиболее характерные инструменты высокого и низкого регистров. Из струнных – скрипка и контрабас, из деревянных – кларнет и фагот, из медных – труба и тромбон и, наконец, ударные, с которыми управляется один музыкант».

Струнный оркестр состоит из смычковой группы оркестра (Чайковский. Серенада для струнного оркестра, Оннегер. Вторая симфония).

К концу XVIII века, когда завершался творческий путь Гайдна и Моцарта и появились первые симфонии Бетховена, сложился малый (классический) оркестр. Его состав:

струнная группа деревянные духовые медные духовые ударные

скрипки I флейты 2 валторны 2 – 4 литавры 2 – 3

скрипки II гобои 2 трубы 2

альты кларнеты 2

виолончели фаготы 2

контрабасы
















Й. Гайдн. Симфония "Часы", часть II

Во второй половине XIX века закрепился большой симфонический оркестр. Главный отличительный признак большого оркестра от малого – присутствие трёх тромбонов и тубы (квартет «тяжёлой меди» ). Для создания динамического равновесия количество исполнителей в струнной группе увеличивается.

Малый оркестр большой оркестр

скрипки I 4 пульта 8 – 10 пультов

скрипки II 3 пульта 7 – 9 пультов

альты 2 пульта 6 пультов

виолончели 2 пульта 5 пультов

контрабасы 1 пульт 4 – 5 пультов

В зависимости от количества деревянных духовых инструментов различают несколько составов большого симфонического оркестра.

Парный или двойной состав , в котором по 2 инструмента каждого семейства

Шуберт. Симфония h-moll.

Глинка. Вальс-фантазия.

Чайковский. Симфония №1.

Тройной состав, в котором по 3 инструмента каждого семейства:

Лядов. Баба – яга.

Римский-Корсаков. Оперы «Золотой петушок», «Сказка о царе Салтане».

Четверной состав : 4 флейты, 4 гобоя, 4 кларнета, 4 фагота.

Как исключение встречается одинарный состав:

Прокофьев. Симфоническая сказка «Петя и волк».

Римский-Корсаков. Опера «Моцарт и Сальери».

Возможен промежуточный состав:

Римский-Корсаков. «Шехеразада».

Шостакович. Симфонии 7, 8, 10.

Чайковский. Симфония №5. Увертюры «Франческа да Римини», Ромео и Джульетта».

Организация симфонического оркестра заключается в объединении родственных инструментов в группы. Их пять:

Струнные смычковые инструменты - archi

Деревянные духовые инструменты – fiati (legno)

Медные духовые инструменты - ottoni

Ударные инструменты - percussi

Клавишно-щипковые инструменты.

3. Найдите информацию о составе оркестра в опере Монтеверди "Орфей"


Top