Учительские университеты.

В настоящее время в российской системе образования проходят реформы. Основная задача модернизации образования – значительное обновление содержания образования. Главным условием решения этой задачи, явилось введение государственного стандарта общего образования, который направлен на создание единого образовательного пространства, не только в географическом, но и в социально-культурном смысле, а также на обеспечение равных возможностей получения полноценного общего образования в любых образовательных учреждениях, т. е. государство гарантирует общедоступность и бесплатность общего образования в пределах, определяемых государственным стандартом.

2. Компетентностно – ориентированный подход в образовании .

Новый подход к оценке качества образования связан в федеральной концепции модернизации образования с формированием ключевых компетенций, в соответствии с основными положениями, выработанными Советом Европы.

Поэтому главной задачей дошкольного образовательного учреждения становится формирование у детей универсальных умений и способностей – ключевых компетенций: социальной, коммуникативной, информативной, когнитивной, общекультурной, специальной. Этим компетенциям придается особое значение не только в Российском образовании, он и в странах Европейского сообщества. Освоив их, ребенок впоследствии может легко адаптироваться в мировом сообществе.

Е.В. Бондаревская дает следующее толкование понятия ключевая компетенция – это личностно-осознаваемая, вошедшая в субъективный опыт, имеющая личностный смысл система знаний, умений, навыков, которая имеет универсальное значение, то есть может быть использована в различных видах деятельности при решении множества жизненно значимых проблем.



Формирование компетенций происходит средствами содержания образования.

Ключевые компетенции относятся к общему (метапредметному) содержанию образования и конкретизируются на уровне образовательных областей для каждой ступени образования.

Так, перечень ключевых образовательных компетенций в дошкольном возрасте будет, определяется на основе главных целей, стоящих в сфере дошкольного образования, структурного представления социального и субъективного опыта личности, а также основных видов деятельности ребенка, позволяющих ему овладеть социальным опытом, получать жизненно важные навыки в практической деятельности.

Рассмотрим с данных позиций формирование ключевых компетенций.

Коммуникативная компетенция – включает знание необходимых языков, овладение способами передачи информации, умениями слушать и понимать другого.

Информационная компетенция – направлена формирование умений самостоятельно искать, анализировать и отбирать необходимую информацию, организовывать, преобразовывать, сохранять и передавать ее при помощи реальных объектов (телевизор, магнитофон, телефон, компьютер и др.).

Социальная компетенция – включает способы взаимодействия с окружающими людьми, сотрудничество в групповом общении, навыки работы в группе, способность брать на себя ответственность, регулировать конфликты.

Когнитивная компетенция – это совокупность компетенций ребенка в сфере самостоятельной познавательной деятельности, включающей элементы логической, аналитической и др. деятельности, соотнесенной с реальными познавательными объектами. Сюда входят навыки самостоятельной работы с информацией; применение полученных знаний для решения новых познавательных и практических задач, знания и умения самостоятельной постановки цели, организации планирования, анализа, рефлексии, самооценки познавательной деятельности.

Общекультурная компетенция – означает осведомленность ребенка в вопросах особенностей национальной и общечеловеческой культуры (духовно-нравственные основы жизни человека и человечества, культурологические основы семейных, социальных общественных явлений и традиций); ребенок обладает способами организации в бытовой и культурно-досуговой сферах.

Компетенция личностного самосовершенствования направлена на самореализацию ребенка в деятельности и овладение способами саморегуляции, саморазвития, самоподдержки.

Понятие образования - весьма сложное и многоаспектное. В Законе Российской Федерации об образовании оно определяется как "целенаправленный процесс воспитания и обучения в интересах человека, общества и государства" и трактуется как воспитание в широком педагогическом смысле. В самом общем определении образование - это целенаправленный процесс и результат усвоения человеком систематизированных знаний, навыков и умений, развитие ума и чувства, формирование мировоззрения и познавательных процессов. Образованным человеком можно назвать такого, который владеет общими идеями, принципами и методами, определяющими общий подход к рассмотрению многообразных фактов и явлений, располагает высоким уровнем развитых способностей, умением применять изученное к возможно большему числу частных случаев; кто приобрел много знаний и, кроме того, привык быстро и верно соображать, у кого понятия и чувства получили благородное и возвышенное направление. Как отмечал Н.Г. Чернышевский, три качества - обширные знания, привычка мыслить и благородство чувств необходимы для того, чтобы человек был образованным в полном смысле этого слова.

Следовательно, в понятие образования включены не только знания, навыки и умения как результат обучения, но и умения критически мыслить, творить, оценивать с нравственных позиций все происходящее вокруг как процесс бесконечно развертывающийся в деятельности и общении человека с ему же подобными. Достигается это путем включения человека в важнейшие виды деятельности. Тем самым под образованием человека (в процессуальном плане) понимается следующее.

Образование - это общественно организуемый и нормируемый процесс постоянной передачи предшествующими поколениями последующим социально значимого опыта, представляющий собой в онтогонистическом плане становление личности в соответствии с генетической программой и социализацией личности.

В наибольшей степени установкам гуманистического мышления соответствует концепция содержания образования как педагогически адаптированного социального опыта во всей его структурной полноте. В свете этой концепции содержание образования, будучи изоморфно социальному опыту, состоит из следующих четырех структурных элементов". опыта познавательной деятельности, фиксированной в форме способов ее осуществления - знаний; опыта репродуктивной деятельности, фиксированной в форме способов ее осуществления - умений и навыков; опыта творческой деятельности -в форме проблемных ситуаций; опыта эмоционально-ценностных отношений. (См. Теоретические основы содержания общего среднего образования/Под ред. В.В. Краевского, И.Я. Лернера. М., 1983).

ОБНОВЛЕНИЕ СОДЕРЖАНИЯ ОБРАЗОВАНИЯ –

РЕАЛЬНОСТЬ ВРЕМЕНИ

Президент страны Нурсултан Абишевич Назарбаев подчеркивает, что «…одним из ключевых факторов успеха всего модернизационного процесса является успешность обновления национальной системы образования».

Качественные изменения в любой области нашей жизни, а тем более в образовании невозможны без формирования нового взгляда учителя на свое место и роль в учебном процессе. Без осмысления, нами учителями, новых целей и задач в обновлённом содержании и технологии обучения, новых форм оценивания с учетом компетентностно-ориентированного подхода в обучении это сделать практически невозможно.


На сегодняшний момент каждого педагога интересуют вопросы:
-Чем различается обновленное содержание образования от ныне действующего?
-Изменятся ли подходы к организации образовательного процесса в школе?
-Что означает понятие «образование, ориентированное на результат»?
- Как должен готовиться учитель к обновленному содержанию образования?

В Республике и Алматинской области делается немало по обновлению содержания образования. Свидетельством тому известные всей Республике инновационные проекты, инновационная деятельность, программы развития организаций образования. Это внедрение с 2015 года опыта работы НИШ, как базовой площадки полиязычной школы. В 2012 – 2013 годах прошла апробация новых учебных пособий. В 2014 году разработана и апробирована программа профильного обучения "Бейіндік мектеп" по направлениям: общественно-гуманитарное и естественно-математическое

С какими новшествами мы столкнулись в этом учебном году:

- С 1 сентября 2016 года в первых классах общеобразовательных школ Казахстана введена пятидневная учебная неделя. Соответственно учиться до 31 мая придется тоже только им – за счет 33 «сэкономленных» субботних дня. Продление учебного года необходимо для полноценного освоения заложенной программы школьного обучения.

- Вызвало не мало вопросов внедрение критериального, формативного, суммативного оценивания. Анализируя итоги суммативного оценивания учеников 1-х классов за 3 четверть, была внесена ясность в решении отдельных вопросов.

Для всех учителей в этом учебном году стало возможным применение в практике «Электронного дневника». Новая информационная образовательная среда была разработана ТОО "Күнделік" при поддержке Министерства образования и науки РК.

Что ждет казахстанских школьников в новом учебном году

Переход на обновление содержания образования предъявляет новые требования к работе учителя. С 2017 – 2018 учебного года по обновленном программам будут обучатся учащиеся 1,2, 5, 7 классов.

Итак, что, по моему мнению, требуется от учителя? Это умение:

Формулировать учебные цели для достижения результатов;

Строить учебный процесс по организации усвоения учебного материала;

Готовить учебные материалы в соответствии с учебными целями;

Использовать потенциал информационной среды для учебного процесса;

Создавать условия для опережающего развития;

Создавать атмосферу психологического комфорта и поддержки;

Готовить учащихся к самообразованию, самоопределению и самореализации;

Оценивать текущие результатов, направленные на достижение поставленных целей.

Что касается трехъязычия:

Нововведения ждут детей и их родителей с 1 сентября 2019 года во всех школах, независимо от языка обучения, историю Казахстана будут преподавать на казахском языке, а Всемирную историю – на русском. В 2019-20 учебном году в 10-11-х классах четыре предмета будут вестись на английском языке – химия, физика, биология и информатика. Изучение терминологии на английском языке по предметам «Информатика» и «Естествознание» учениками 5-х и 6-х классов начнется соответственно в 2017-18 и 2018-19 учебных годах.

Кроме того, в Казахстане в 2019 году в школьную программу 10-го и 11-го классов будет введена дисциплина по основам предпринимательства.

Пятидневка:

С 1 сентября 2017 года на пятидневную учебную неделю перейдут ученики 2, 5 и 7 классов . С 2018 года в новом режиме будут учиться все классы школ республики.

По мнению вице-премьера РК Дариги Назарбаевой, шестой день недели может быть использован на организацию дополнительных платных занятий, открытие спортивных секций, учителя в этот день могут заниматься повышением своей квалификации, готовиться на следующую неделю.

В мерах по обновлению содержания отечественного среднего образования центральное внимание уделяется навыкам, имеющим широкий спектр применения в современной жизни. Основываясь на общечеловеческих и этнокультурных ценностях, эти навыки позволяют учащимся решать проблемы как учебного, так и жизненного характера.

Программа в условиях обновления отличается тем, что учебные достижения имеют продуктивный характер, а учебный процесс характеризуется активной деятельностью самих учащихся по «добыванию» знаний на каждом уроке. В этих условиях ученик – субъект познания, а учитель выступает организатором познавательной деятельности учащихся.

Содержательным отличием обновленных учебных программ является:

принцип спиральности при проектировании содержания предмета, то есть постепенного наращивания знаний и умений усложнение навыков по темам и по классам);

иерархия целей обучения по таксономии Блума, основанная на закономерностях познания;

педагогическое целеполагание на протяжении всего курса обучения, что позволяет максимально учесть внутрипредметные связи;

наличие «сквозных тем» между предметами как внутри одной образовательной области, так и при реализации межпредметных связей;

соответствие содержания разделов и предложенных тем запросам времени, акцент на формирование социальных навыков;

технологизация учебного процесса в форме долгосрочных, среднесрочных и краткосрочных планов.

Ожидаемые результаты обучения конкретизируются в целях обучения по каждому разделу.

Между долгосрочными, среднесрочными и краткосрочными планами существует очень тесная взаимосвязь.

В долгосрочных планах отражаются: общие принципы развития образования (концепция развития); главное направление и программы развития; В долгосрочный план включаются темы обучения на один учебный год.

В среднесрочных планах даются рекомендации для учителя по проведению занятий по темам и разделам, организации деятельности учащихся на уроках, включены также ресурсы (интернет, тексты, упражнения, видео и аудиоматериалы и др.). В отличие от учебной программы учебные планы носят рекомендательный характер, поэтому учитель может адаптировать виды деятельности и подобрать свои альтернативные ресурсы, которые соответствуют интересам, уровню, потребностям и возрастным особенностям учащихся.

Среднесрочный план состоит из языковых целей. У каждого предмета есть свой языковой стиль, его можно назвать «научным языком» одного конкретного предмета.

Научный язык - основное средство используемое в обучении содержания предмета, мышлению и улучшению способностей работы с основными понятиями в содержании предмета. Языковые цели являются важным средством в научении научному языку.

Для построения языковых целей можно использовать следуюшие глаголы: разделенить на категории, выбрать, классифицировать, сравнить, связать, идентификация, копирование, построение, критика, определение, характеристика, оценить, объяснить, привести примеры, проектирование, выяснение, обосновать, вести переговоры, гипотеза, добыча, предложение альтернативных решений, объяснить причины, уточнить, говорить другими словами, пересмотреть, списание, играть в ролевые игры, подведение итогов, ситезирование и написание, использовать в различных целях, написать справки своими словами, оформить.

Краткосрочный план , или план урока, составляется учителем самостоятельно по примерному шаблону, представленному в конце среднесрочного плана. При разработке краткосрочного плана учителю рекомендуется обратить внимание на дифференцированный подход к обучению и учитывать индивидуальные особенности детей.

При составлении краткосрочного плана учитель может руководствоваться следующими рекомендациями:

при организации урока необходимо руководствоваться целями, указанными в учебной программе и в учебном плане;

следует детализировать формулирование целей урока (по принципу S.M.A.R.T.), то есть ставить конкретные, измеримые, достижимые цели;

на уроке должны быть организованы все виды деятельности, включенные в среднесрочный план;

при необходимости следует дополнить виды деятельности по усмотрению самого учителя.

Учитель должен выступать не как единственный источник знаний, а как организатор активной учебно-познавательной деятельности самих учащихся.

В условиях обновления содержания школьного образования меняются формы и методы организации обучения учебного предмета. Процесс обучения предмета имеет следующие особенности: ученику не даются знания в готовом виде, а знания добываются учащимся самостоятельно, через организованнную учителем коллаборативную среду, поисковую деятельность.

Учебный процесс организуется по спиральной системе, где ученик с каждым разом имеет возможность расширить и углубить свои познания. Согласно требованиям PISA большое внимание уделяется пониманию текста и грамотности чтения Современный урок представляет собой следующее:

1. Открытие истины, поиск истины и ее осмысление.

2. Формирование поведенческих привычек, таких как приветствие, взаимное внимание, доброжелательность, этикет.

3. Свободный урок, признать человека как наивысшую ценность, предоставить свободу для индивидуального развития

4. Создание ситуации успеха, субъективное переживание человеком личных достижений.

5. Полоролевое (гендерное) воспитание.

6. Организация групповой деятельности.

7.Благоприятная психологическая атмосфера урока.

Сегодня часто используют пассивные, активные и интерактивные методы и приемы обучения.

    Пассивные: где учащиеся выступают в роли «объекта» обучения, который должен усвоить и воспроизвести материал, который передается им учителем - источником знаний. Основные методы- это лекция, чтение, опрос.

    Активные : где обучающиеся являются «субъектом» обучения, выполняют творческие задания, вступают в диалог с учителем. Основные методы - это творческие задания, вопросы от учащегося к учителю, и от учителя к ученику. Активные методы обучения - это методы, которые побуждают учащихся к активной мыслительной и практической деятельности в процессе овладения учебным материалом.

Признаки активных методов обучения:

активизация мышления, причем учащийся вынужден быть активным;

длительное время активности, т.е. учащийся работает не эпизодически, а в течение всего учебного процесса;

самостоятельность в выработке и поиске решений поставленных задач;

мотивированность к обучению.

Самые распространенные из активных форм: презентации, кес-технологии, проблемные лекции, дидактические игры, баскет метод (имитация ситуации)

    Интерактивные . От англ. (inter – «между»; act – «действие») дословный перевод обозначает интерактивные методы, позволяющие учится взаимодействовать между собой; а интерактивное обучение - обучение построенное на взаимодействии всех обучающихся, включая педагога.

Задачи интерактивных методов обучения:

Научить самостоятельному поиску, анализу информации и выработке правильного решения ситуации.

Научить работать в команде: уважать чужое мнение, проявлять толерантность к другой точке зрения.

Научить формировать собственное мнение, опирающееся на определенные факты.

Методы и приемы интерактивного обучения :

    Мозговой штурм

    Кластеры

    Корзина идей, понятий, имен

    «Инсерт»

    Аквариум

    ПОПС

ПОПС формула представляет собой:

интерактивный прием обратной связи. Ее составные части позволяют разобрать учебную проблему, закрепить пройденный материал.

данный прием может стать отличным инструментом построения дискуссии. Он позволяет построить свое выступление кратко, лаконично, аргументировано, со всеми соответствующими выводами, что, безусловно, вызывает интерес у одноклассников и побуждает их к деловому спору.

Структура формулы ПОПС содержит в себе 4 важных компонента, которые представляют собой расшифровку первых букв данной аббревиатуры и являются необходимыми элементами для построения текста.

П - позиция. Необходимо по заданной проблеме высказать свое собственное мнение. Для этого можно использовать следующие формулировки: «Я считаю, что…», «На мой взгляд, эта проблема заслуживает / не заслуживает внимания», «Я согласен с…».

О - обоснование, объяснение своей позиции. Здесь необходимо привести все возможные аргументы, подтверждающие ваше мнение. Ответ должно быть обоснованным, а не пустословным. В нем должны быть затронуты моменты из изученного курса либо темы, раскрыты определения и понятия. В данном блоке основной вопрос – почему вы так думаете? А это значит, что начинать раскрытие его следует со слов «Потому что…» или «Так как…».

П - примеры. Для наглядности и подтверждения понимания своих слов необходимо привести факты, причем их должно быть не менее трех. Данный пункт раскрывает умения учащихся доказать правоту своей позиции на практике. В качестве примеров можно использовать как собственный опыт, даже может надуманный, так и знания с курса истории или обществознания. Главное, чтобы они были убедительными. Речевые обороты, используемые на этом шаге, - «Например…», «Я могу доказать это на примере…».

С - следствие (суждение или умозаключение). Этот блок является итоговым, он содержит ваши окончательные выводы, подтверждающие высказанную позицию. Начало предложений в нем может быть таким: «Таким образом…», «Подводя итог…», «Поэтому…», «Исходя из сказанного, я делаю вывод о том, что …

Критериальное оценивание как новая форма оценки заключается в оценивании навыков коллективного взаимодействия, понимания друг друга, организации самостоятельной совместной деятельности обучающихся.

Критериальное оценивание – это оценивание по критериям, т.е. оценка складывается из составляющих (критериев), которые отражают достижения обучающихся по разным направлениям развития их учебно-познавательной компетентности.

Критерий – это измерители оценки по предмету, которые являются предметными образовательными целями, которые при переводе на язык характеристик ученика дают портрет идеально обученного человека.

Целью внедрения критериального оценивания является – повышение качества обучения учащихся в школе и соответствие знаний выпусников международным стандартам. Критериальный подход к оцениванию должен решать проблему объективного оценивания обучающихся и стимулировать их к достижению более высокого результата

Преимущества критериального оценивания:

соответствует предметным учебным целям и способствует повышению объективности оценивания;

четко сформулированные уровни достижения;

делает оценивание более понятным для всех участников образовательного процесса обучающихся, родителей, учителей;

способствует развитию навыков самооценивания;

воспитывает ответственность обучающихся за результат своего труда;

способствует росту мотивации к обучению;

предоставляет возможность оценивания обучающихся на каждом этапе урока

возможность самооценивания и взаимооценивания

повышает качество образования.

При критериальном оценивании нет условий для сравнения одного обучающегося с другим, появляются дополнительные возможности оценивать и наращивать свои достижения по одному или по другому критерию. Оценивая отдельную работу, учитель обращает внимание обучающегося на успешность в той или иной составляющей, из совокупности, которых выставляется итоговая оценка.

Для использования системы критериального оценивания учитель должен разработать дескрипторы с учетом возрастных и психологических особенностей обучающихся по критериям «знание и понимание», «использование», «критическое мышление и исследование», «коммуникация и рефлексия» и по другим критериям в соответствии с целями обучения по учебному предмету. Каждый критерий состоит из дескрипторов позволяющих системно оценить выполнение заданий учащимися, а также обучающиеся имеют возможность с помощью этих дескрипторов оценить результаты своих работ.

Обновленное содержание предметов представлено на сайте expert.okuluk-edu.kz. Издательства представили для изучения и обсуждения педагогами, родителями и общественностью учебные пособия, дидактические материалы, методические руководства, тетради и атласы. Данный сайт удобен в использовании, без труда позволяет познакомиться с перечнем литературы для 2, 5,7 классов по всем предметам. Предварительное знакомство позволяет сравнить пособия разных издательств, выявить положительные стороны и минусы, что позволит избежать затруднений в новом учебном году.

Обновление содержания образования должно осуществляться с учетом задач государственных приоритетов, международного опыта и отечественной практики. От обновления содержания образования зависит, сможет ли школа подготовить личность, способную активно, творчески мыслить и действовать, саморазвиваться интеллектуально, нравственно и физически.

Обновленное содержание образования ориентировано на результаты обучения, которые проектируются с учетом учебных материалов.

Желаю Всем коллегам творчества, успехов и удачи в работе!

ДОКЛАД НА ТЕМУ: «ОБНОВЛЕНИЕ СОДЕРЖАНИЯ И ОСОБЕННОСТИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА В ШКОЛЕ НА ЭТАПЕ ПЕРЕХОДА К НОВОЙ МОДЕЛИ ОБРАЗОВАНИЯ, ОРИЕНТИРОВАННОГО НА РЕЗУЛЬТАТ»

Колотаева Е.Н.

Учитель химии МКОУ гимназии №2 г. Минеральные Воды

[Выберите дату]

СОДЕРЖАНИЕ

4.Обновление содержания образования

5. Организация образовательного процесса

5. Требования к результатам освоения ООП ООО

Заключение

Литература

Введение


Образование во все времена было и остается соразмерным процессу исторического развития человеческого сообщества. Осмысление сущностных и глубинных целей образования и его содержания во все времена было и остается основным компонентом образовательного процесса - объективным требованием времени.

Обновление содержания общего образования, его модернизация - это насущная потребность современной школы, это требование времени.

Школа перегружает детей знаниями, востребованность которых сомнительна. В то же время школа не обучает полезным умениям. На содержание образования оказывают большое влияние методологические позиции разных ученых педагогов. Также слабо воздействует на формирование ценностей.

Возможные ответы в новой модели, которая ориентированна на результат:

Знаниевая компонента - это костяк школьного образования, основа его фундаментальности и способности человека продолжать обучение после школы. Вместе с тем объем потенциально полезных знаний для дальнейшего профессионального обучения не может уложиться в рамки школьной программы.

Широкая профилизация школы в сочетании с расширением бесплатного дополнительного образования школьников.

Воссоздание детских и юношеских организаций , в том числе обладающих над школьной структурой.

Зачем такое количество студентов? (В вузы поступает сегодня 60% возрастной категории, в то время как специалисты с профильным ВПО составляют только 30% занятых.)

Возможные ответы в новой модели. В свободной стране только сам человек определяет, какой уровень образования ему нужен. Система образования в принципе не может успеть за сменой производственных технологий - надо переносить обучение прикладным квалификациям в учебные центры фирм, создающих и применяющих технологии. Государство должно финансировать обучение в них молодежи и безработных.

Цель данной работы – проанализировать содержание образования и особенности организации образовательного процесса в школе на этапе перехода к новой модели образования, ориентированного на результат.

Задачи:

    Рассмотреть новую модель образования и ее принципиальность.

    Дать современное понятие содержанию образования.

    Проанализировать особенности образовательного процесса в школе.

Структура работы: введение, 5 параграфов, заключение, список использованной литературы.

Список литературы включает в себя учебные пособия по педагогике, учебное пособие под редакцией В. В. Краевского и И. Я. Лернера «Теоретические основы содержания общего среднего образования», в которых отражены теоретические основы современной системы образования, труд А. М. Новикова «Методология образования», в котором описаны основные теории образования, а также статьи Н. И. Заикина «Цели и содержание современного образования» и М. П. Карпенко «Цели и задачи современного образования», в которых в полной мере отражены цели, задачи и современное понятие содержания образования.

1. Новая модель образования

Информационный взрыв : объем потенциально полезного знания превосходит возможности его освоения на несколько порядков.

Культура усвоения замещается культурой поиска, дискуссии и обновления.

Жесткие рамки формальной системы образования размываются; новые «несистемные» образовательные институты - научные лаборатории, электронные и интернет-СМИ; справочные и «рефератные» сайты; учебные центры фирм-производителей и дистрибьюторов; частные консультанты, коучеры и репетиторы.

Реабилитация свободного поиска: преподаватель теряет монополизацию на оценку результатов учащегося.

Главным отличием новой модели от прежней является фокусирование на необходимости получения образования в течение жизни. Сегодня непрерывное образование все еще воспринимается как идея надстройки, дополнительного обучения в тех случаях, когда основного не хватает. В новой же модели образование принципиально понимается как незавершенное.

Образование в новой экономике образует ядро карьеры в течение всей жизни, в то время как еще в середине XX в. карьера основывалась на накоплении авторитета и жизненного опыта в рамках регулярной деятельности. В результате происходит индивидуализация образовательных траекторий: больше половины из набора образовательных услуг формирует уже не педагог/государство по отношению к незрелому ребенку, а взрослый, самостоятельный человек для себя самого. С этим связан целый ряд фундаментальных последствий:

- резкое увеличение доли выбора, формирование открытого рынка образовательных программ и модулей вместо заранее установленного стандарта;

- необходимость прозрачной и понятной для всех системы признания результатов образования в каждом модуле;

- новое регулирование образовательного рынка: государство уже не может контролировать качество образовательных программ. Фокус регулирования перемещается к обеспечению полноты и достоверности информации, предоставляемой участниками рынка.

Главные субъекты регулирования - профессиональное сообщество и потребители. Идея гибких и незавершаемых образовательных траекторий остановится ядром, вокруг которого выстраиваются инновации, охватывающие все уровни и составляющие образовательной системы: базового и дополнительного, формального, неформального и информального образования.

Новый социальный стандарт образования.

Городская культура и городская экономика резко ограничивают возможности людей без высшего образования. В России это усугубляется сложившейся (с 1970-х гг.) низкой социальной оценкой начального и даже среднего профессионального образования. Зарплатная премия работников с ВПО в России в 10 и более раз выше, чем у выпускников с СПО (в странах ОЭСР - не более чем в 2 раза). 90% российских родителей считают важным дать ребенку высшее образование.

Первая ступень высшего образования фактически превращается в продолжение общего (школьного), ее главная задача - это продвинутая социализация, а не получение профессиональных компетенции. В России приращение объема общего образования, которое во многих странах происходило за счет «удлинения» старшей школы, целесообразно осуществлять в вузовском секторе (закрепив фактическое положение дел).

Самостоятельная работа учащихся

Очевидно, что в системе непрерывного образования ключевым фактором становится самостоятельная работа учащихся, а следовательно, их самостоятельный доступ к учебным ресурсам и технологиям самообразования. Для этого на всех уровнях образовательной системы будет обеспечен доступ к образовательным ресурсам, прежде всего в форме общедоступных национальных библиотек цифровых образовательных ресурсов на основе отечественных разработок и локализации лучших образовательных ресурсов со всего мира. Это потребует «легкого» выхода в Интернет для каждого обучающегося. Это позволит обеспечить невиданную ранее вариативность образовательных траекторий. Одновременно это приведет к необходимости смены образовательных технологий и роли учителя и преподавателя, к резкому расширению его профессиональной способности выступать консультантом, направлять и оценивать самостоятельную деятельность учащихся.

Ценности таланта.

Еще одним важнейшим отличием новой модели является практическое признание принципа высокой ценности таланта. Мотивация, интерес, склонности обучающихся рассматриваются как ключевой и наиболее дорогой ресурс результативности образования. Поэтому вместо системы, которая декларирует равный доступ к образованию для всех групп населения, но на деле способствует воспроизводству сложившегося социального разделения, формируется новый механизм, который, с одной стороны, высоко соревнователен и поддерживает таланты, а с другой - оказывает адресную поддержку детям из «нижних» слоев для восходящей социальной мобильности. Последовательная реализация этого принципа приводит и к выводу о необходимости в новой образовательной системе многообразия форм и содержания образования для развития потенциала разных типов одаренности и склонностей. Не могут быть едиными стандарты образования для образовательных институтов, реализующих программы массового уровня и ориентированных на индивидуальность, на развитие таланта.

Новый преподаватель.

Традиционный преподаватель (монополист в передаче и интерпретации необходимого знания) уходит со сцены. Складывается новый образ педагога: это исследователь, воспитатель, консультант, руководитель проектов.

Ориентации на подлинную открытость системы.

Ориентации на подлинную открытость системы, на формирование ее сете-вого взаимодействия с другими институтами и агентами индивидуального, экономического и социального развития. Эта открытость может реализовываться в разных аспектах. Если сегодня большая часть системы образования существует вне инновационного процесса, в лучшем случае лишь обслуживая национальную инновационную систему через подготовку кадров, то в новой модели учреждения профессионального образования всех уровней становятся частью инновационной системы, образуют сети и входят в сети управления знаниями, поддерживая производство и трансфер новых знаний и технологий, мотивацию инновационного поведения.

2. Школа на этапе перехода к новой модели образования, ориентированной на результат.

Во второй половине XX в. полное среднее образование стало всеобщим и обязательным. Поэтому актуальной становится модель школьного образования, предполагающая разделение по возрастам - создание специальных школ для младших школьников и для юношей. Нередко в качестве обособленной ступени также рассматривается образовательная ступень подростковой школы. Опыт ряда регионов и школ показывает эффективность этой, распространенной и в других странах, модели для России. Таким образом, важной частью новой модели образования является выделение специфических методов и подходов к обучению на разных возрастных ступенях. К 2015 г. будет завершен эксперимент, в ходе которого апробированы конкретные механизмы обновления внутренней структуры школьного образования. К 2020 г. этот переход может быть осуществлен и в масштабах всей страны.

Другим важнейшим компонентом новой модели школьного образования является ее ориентация на практические навыки, на способность применять знания, реализовывать собственные проекты. В современной педагогической науке и в практике деятельности инновационных образовательных учреждений такой подход принято называть компетентностным . При этом речь идет не о заучивании простых алгоритмов , а напро тив - о подлинной фундаментализации школьного образования, при которой акцент делается не на запоминание энциклопедического набора знаний из разных областей, а на овладение фундаментальными умениями коммуникации, анализа, понимания, принятия решений.

Особую роль при таком подходе играют дисциплины социально-гуманитарного цикла и учебные курсы с элементами освоения технологий. Именно в них могут активно использоваться проектные методы, вовлекающие школьников в практическую деятельность. Это потребует разработки новых учебных технологий и учебных материалов, использования информационно-коммуникативных технологий.

Инновационное развитие страны требует, чтобы к 2015 г. все учебные программы и методы обучения были обновлены с использованием элементов компетентностного подхода. Вместе с тем, надо подчеркнуть, что ряд педагогических подходов советской школы будет развиты как российское ноу-хау для глобального продвижения на рынке образовательных технологий.

Речь, прежде всего, идет о подходах развивающего обучения. В 2010 г. завершен организационный переход на принципы профильного обучения в старшей школе. При этом профильное обучение строиться не как жесткий набор специализаций, а как возможность построения школьником индивидуальных траекторий. К 2015 г. будет завершено методическое и технологическое обеспечение широкого выбора индивидуальных образовательных траекторий. Профильное обучение также сделает возможной и необходимой разгрузку детей, в том числе на подростковой ступени школы. Свободное от уроков время школьника станет ценнейшим ресурсом самообразования и дополнительного образования. Это означает, что резко сузится поле принуждения ребенка и расширится пространство его инициативного дей­ствия. Все это потребует значительного расширения сферы дополнительного образования школьников.

В 2012 г. на каждого школьника в среднем за счет бюджетных средств будет приходиться не менее 2 часов дополнительного образования в неделю, а к 2020 г. - не менее 6 часов. Надо заметить, что все отмеченные выше преобразования направлены на полную реализацию потенциала обучающихся, опираются на их интересы и склонности. В целом это означает, что школа перестает быть агрессивной по отношению к ученику. Это, на первый взгляд декларативное, требование должно быть институционализировано и превращено в систему мер, которая сохранит в школе интересующихся и увлеченных учеников. Поскольку в новой модели процесс обучения становится многообразным и вариативным, то важную роль начнет играть как внешняя, так и внутренняя система оценки качества, ориентированная не столько на регулирование процесса, сколько на новые результаты. В этой оценке найдут место не только стандартизированные внешние экзамены, неизбежно упрощающие и нивелирующие образовательные результаты, но и новые методы оценивания, которые будут отражать достижения и индивидуальный прогресс ребенка. В 2015 г. будет создана единая добровольная цифровая система учета образовательных достижений школьников. Помимо Единого государственного экзамена получат развитие и другие институты оценки результатов общего образования школьников. Для обеспечения нового качества образования необходимо будет не только повысить зарплату педагогов, но и изменить систему их подготовки и переподготовки.

Конкуренция национальных систем образования требует постоянного обновления образовательных технологий, ускоренного освоения иннова​ций, быстрой адаптации к запросам и требованиям динамично меняюще​гося мира. Одновременно возможность получения качественного образо​вания продолжает оставаться одной из наиболее важных жизненных ценностей граждан.

Как известно каждый возрастной этап образования – это новый мир со свойственными только ему особенностями детской психики, преобладающими видами деятельности, программами врождённого поведения. Успешным станет только обучение, которое организованное с опорой на эти особенности. Поэтому каждый этап – это отдельная школа, построенная по законам возраста, имеющая собственные, чётко сформулированные цели образования, содержание, формы организации учебного процесса.

Поэтому основная задача стандарта – чётко сформулировать цели обучения, определить знания, универсальные учебные действия (УУД), навыки, техники и способы деятельности, которыми ученики должны овладеть в определенном возрастном периоде.

Для решения комплекса этих задач необходимо создание новой моде​ли образования, которая предусматривает, во-первых, предоставление новых возможностей обучающимся, а во-вторых, условия для закрепления полученных знаний.

По действующей до сих пор модели образования человек должен со​ответствовать рынку труда, т. е. учить его следует так, чтобы приобретае​мые им знания и навыки соответствовали спросу на рынке труда.

Взаимосвязь общества с системой образования ранее мыслилась как помощь одного другому, в основном как помощь общества образованию без какого-то иного участия в этой сфере деятельности.

В сфере общего образования один из приоритетов - переход к шко​лам ступеней обучения. Это не обязательно разрывание школ на отдельные начальную, основную и старшую - это, возможно, появление крупных образовательных комплексов, в которых соответствующее деление на ступени уже произведено. Внутри их образовательное пространство на​чальной школы серьезным образом отличается от образовательного про​странства подростковой или старшей школы, где по-другому устроен и образовательный процесс, и общий уклад школьной жизни. В связи с этим для каждой ступени обучения характерны разные ведущие виды деятельности. Например, в старшей школе один из приоритетов - это профессио​нальная подготовка. Для подростковой ступени - главным является ин​ституциональное оформление внеучебных достижений, ребят в целостной образовательной программе школы, т. е. не только на уроках. В этой свя​зи как вариант активно прорабатывается, институциональное оформление портфолио вплоть до возможного введения в аттестате строки об участии в школьной жизни. У ребят появляется возможность в тех документах, которые они получают при окончании школы, иметь запись о своих дос​тижениях (участие в жизни школы, организации вечеров, кружковой деятельности, научно-практических конференциях, олимпиадах и т. д.).

3. Понятие «содержание образования»

В дидактике существуют различные трактовки понятия содержания образования. Так, Ю. К. Бабанский определяет его следующим образом: «Содержание образования - это система научных знаний, умений и навыков, овладение которыми обеспечивает всестороннее развитие умственных и физических способностей школьников, формирование их мировоззрения, морали и поведения, подготовку к общественной жизни и труду» В данное понятие Бабанский включает все элементы социального опыта, накопленного человечеством. При этом содержание образования рассматривается как один из компонентов процесса обучения. В основе данного определения можно увидеть так называемую предметность, которая приобрела вид ЗУНов.

Иное определение содержания образования дает Вадим Семенович Леднев: «Содержание образования - это содержание процесса прогрессивных изменений свойств и качеств личности, необходимым условием чего является особым образом организованная деятельность», который считает, что его необходимо анализировать как целостную систему с учетом методов и организационных форм, с учетом "особым образом организованной деятельности". Таким образом, содержание образования не равно содержанию учебного предмета. Единство содержательной и деятельностной сторон обучения составляет суть понятия «содержание образования»

4. Обновление содержания образования.

Впервые ФГОС создавался как система требований не к предметному содержанию, а ко всей образовательной системе. Методологическая основа стандартов - системно-деятельностный подход, который предполагает переход:

    от прежнего определения цели обучения - усвоения знаний, умений и навыков – к новому её определению: формирование опыта самостоятельного познания, т.е. в основе урока должен лежать не принцип «учу предмету», а принцип «учу ребенка»;

    переход от предметного содержания, оторванного от жизни, к обучению в контексте решения значимых жизненных или профессионально ориентированных задач.

Основная цель образования в соответствии с требованиями ФГОС состоит в развитии личности обучающихся посредством формирования у них универсальных учебных действий, создания условий для развития творческих способностей и приобретения опыта деятельности . Поэтому требования к результатам освоения ООП сформулированы в виде системы личностных, метапредметных и предметных результатов.

Новые требования к результатам образовательной деятельности диктуют новые требования к уроку как основной форме организации учебного процесса. Основными методическими принципами современного урока являются:

    субъективация, когда ученик становится равноправным участником образовательного процесса;

    метапредметность – формируются универсальные учебные действия;

    деятельностный подход (учащиеся самостоятельно добывают знания в ходе поисковой и исследовательской деятельности);

    рефлексивность – учащиеся становятся в ситуацию, когда необходимо проанализировать свою деятельность на уроке);

    импровизационность – учитель должен быть готов к изменениям и коррекции «хода урока» в процессе его проведения.

То есть методы обучения приобретают характер открытых образовательных технологий, в которых прописаны не только этапы движения к цели, но сама цель; выбор конкретного содержания и приемов внутри этих этапов зависят от субъекта деятельности. Основных образовательных технологий, обеспечивающих реализацию требований Стандарта ООО четыре: это информационные и коммуникационные технологии; проблемно-диалогическая, проектная, проектная технология и технология, основанная на уровневой дифференциации обучения. Мы живем в информационном мире, который становится всё более зависимым от информационных технологий, поэтому педагоги просто обязаны сами владеть данными технологиями и обеспечить формирование ИКТ-компетентности у обучающихся. Трудно представить себе урок без использования информационно-коммуникационных технологий, которые могут быть использованы на любом этапе урока. Одной из наиболее эффективных технологий является проектная технология . Уже заложенная в УМК, позволяет учителю создавать педагогические ситуации по различным основаниям и на основе различного предметного содержания. В основе лежит идея получения результата, который можно увидеть, осмыслить, применить в реальной практической деятельности. Т.е. данная технология позволяет создать условия деятельности, максимально приближенные к реальным, обеспечивая формирование метапредметных результатов. Другой актуальной технологией , позволяющей обеспечить достижение планируемых результатов является технология проблемного диалога. Данная технология позволяет заменить урок объяснения нового материала уроком «открытия» нового знания. Технология проблемного диалога универсальна, то есть применима на любом предметном содержании и любой ступени. Использование учителем технологии дифференцированного обучения также обеспечивает достижение обучающимися планируемых результатов освоения ООП. В любой системе обучения в той или иной мере присутствует дифференцированный подход и осуществляется более или менее разветвленная дифференциация.

Существует несколько моделей дифференцированного обучения. Модель уровневой дифференциации обучения на основе обязательных результатов заложена в Стандарте. В её основе лежит принцип мини-макса. Где максимальный уровень – это уровень, который должна обеспечить школа интересующемуся, способному и трудолюбивому выпускнику и стандартный уровень обязательной общеобразовательной подготовки – т.е. тот уровень, который, должен достичь каждый обучающийся. Пространство между уровнями обязательной и повышенной подготовки заполнено своеобразной «лестницей» деятельности, добровольное восхождение по которой от обязательного к повышенным уровням способно реально обеспечить школьнику постоянное пребывание в зоне ближайшего развития, обучение на индивидуальном, максимально посильном уровне.

5. Организация образовательного процесса

Образовательный процесс на ступени основного общего образования в общеобразовательных учреждениях, реализующих ФГОС ООО с 01 сентября 2012 года, осуществляется в соответствии с разработанными учреждениями документами: уставом, образовательными программами, годовым календарным графиком, расписанием учебных занятий, иными предусмотренными уставом локальными нормативными актами. Режим работы образовательное учреждение разрабатывает в соответствии с Санитарно-эпидемиологическими правилами и нормативами (СанПиН 2.4.2.2821-10).

При организации образовательного процесса в соответствии с требованиями ФГОС ООО необходимо иметь в виду, что «особенностью содержания современного основного общего образования является не только ответ на вопрос, что обучающийся должен знать (запомнить, воспроизвести), но и формирование универсальных учебных действий в личностных, коммуникативных, познавательных, регулятивных сферах, обеспечивающих способность к организации самостоятельной учебной деятельности».

В связи с этим именно переориентация всего образовательного процесса на формирование и оценку сформированности универсальных учебных действий является решающим показателем реализации ФГОС ООО. Следовательно, особое внимание уделяется изменению формы организации учебной деятельности и учебного сотрудничества от классно-урочной к лабораторно-семинарской и лекционно-лабораторной, исследовательской методике преподавания учебных предметов при одновременном использовании дополнительных учебных, дидактических материалов, ориентированных на формирование не только предметных, но и метапредметных и личностных результатов.

Также следует обратить внимание на требуемую стандартом максимальную насыщенность урочных и внеурочных занятий разными видами проблемной познавательной деятельности, использование развивающего и проблемного обучения. Плотность учебной работы обучающихся на уроках по основным предметам должна составлять 60-80%. С целью недопущения перегрузок учащихся следует чередовать во время урока различные виды учебной деятельности (за исключением контрольных работ). Средняя непрерывная продолжительность различных видов учебной деятельности обучающихся (чтение с бумажного носителя, письмо, слушание, опрос и т.п.) в 5-9 классах - 10-15 минут.

Использование в учебном процессе инновационных образовательных программ и технологий, расписаний занятий, режимов обучения возможно при отсутствии их неблагоприятного влияния на функциональное состояние и здоровье обучающихся.

Кроме того, необходимо учитывать, что требования ФГОС ООО (системно-деятельностный, компетентностный, личностно-ориентированный и метапредметный подходы, расширение внеурочных форм учебной деятельности, качественное изменение системы оценивания, учет возрастных особенностей школьников с обеспечением насыщенной информационно-образовательной средой и т.п.) не всегда укладываются в существующий формат образовательного процесса (формат стабильного линейного расписания учебных занятий, формат традиционной модели разработки учебного плана).

Поэтому образовательный процесс при переходе на ФГОС ООО рекомендуется строить на основе динамичного нелинейного расписания, предполагающего чередование урочных и внеурочных занятий (при условии возможности их организации в условиях двусменной школы) в течение полного учебного дня с учетом «Гигиенических требований к условиям обучения в общеобразовательных учреждениях» (СанПиН 2.4.2.2821-10) и новых моделях разработки учебного плана, использования нескольких учебных планов.

Организация внеурочной деятельности в соответствии с требованиями ФГОС ООО

В соответствии с ФГОС ООО основная образовательная программа основного общего образования реализуется общеобразовательным учреждением, в том числе, и через внеурочную деятельность, под которой следует понимать образовательную деятельность, осуществляемую в формах, отличных от классно-урочной (кружки, художественные студии, спортивные клубы и секции, юношеские организации, краеведческая работа, научно-практические конференции, школьные научные общества, олимпиады, поисковые и научные исследования, общественно полезные практики, военно-патриотические объединения и т. д.), и направленную на достижение планируемых результатов освоения основной образовательной программы основного общего образования, в первую очередь, личностных и метапредметных результатов.

В связи с этим следует учитывать, что в ходе внеурочной деятельности обучающийся не только и даже не столько должен узнать, сколько научиться действовать, чувствовать, принимать решения и др.

Внеурочная деятельность в образовательном учреждении может осуществляться через:

учебный план образовательного учреждения, а именно, через часть, формируемую участниками образовательного процесса (дополнительные образовательные модули, спецкурсы, школьные научные общества, учебные научные исследования, практикумы и т.д., проводимые в формах, отличных от урочной);

дополнительные образовательные программы самого общеобразовательного учреждения (внутришкольная система дополнительного образования);

образовательные программы учреждений дополнительного образования детей, а также учреждений культуры и спорта;

классное руководство (экскурсии, диспуты, круглые столы, соревнования, общественно полезные практики и т.д.);

инновационную (экспериментальную) деятельность по разработке, апробации, внедрению новых образовательных программ, в том числе, учитывающих региональные особенности.

В рамках ФГОС ООО выделены основные направления внеурочной деятельности:

духовно-нравственное,

физкультурно-спортивное и оздоровительное,

социальное,

общеинтеллектуальное,

общекультурное.

Рекомендуется для организации различных видов внеурочной деятельности использовать общешкольные помещения: читальный, актовый и спортивный залы, библиотека, а также помещения близко расположенных домов культуры, центры детского досуга, спортивные сооружения, стадионы.

Часть внеурочной деятельности, часы которой включены в учебный план образовательного учреждения (в рамках части, формируемой участниками образовательного процесса), является обязательной для посещения и на нее распространяются ограничения, накладываемые п. 10.5 СанПиН 2.4.2.2821 – 10 (о максимальной величине недельной нагрузки).

Внеурочная деятельность, реализуемая в рамках функциональных обязанностей классных руководителей, педагогов дополнительного образования и других педагогических работников, деятельность которых не регламентирована учебных планом образовательного учреждения, является необязательной для посещения.

При отсутствии возможности для реализации внеурочной деятельности общеобразовательные учреждения муниципальных (государственных) заданий, формируемых учредителем, используют возможности учреждений дополнительного образования детей, культуры, спорта.

6. Требования к результатам освоения ООП ООО

Стандарт устанавливает требования к результатам освоения обучающимися основной образовательной программы основного общего образования:

личностным , включающим готовность и способность обучающихся к саморазвитию и личностному самоопределению, сформированность их мотивации к обучению и целенаправленной познавательной деятельности, системы значимых социальных и межличностных отношений, ценностно-смысловых установок, отражающих личностные и гражданские позиции в деятельности, социальные компетенции, правосознание, способность ставить цели и строить жизненные планы, способность к осознанию российской идентичности в поликультурном социуме;

метапредметным , включающим освоенные обучающимися межпредметные понятия и универсальные учебные действия (регулятивные, познавательные, коммуникативные), способность их использования в учебной, познавательной и социальной практике, самостоятельность планирования и осуществления учебной деятельности и организации учебного сотрудничества с педагогами и сверстниками, построение индивидуальной образовательной траектории;

предметным, включающим освоенные обучающимися в ходе изучения учебного предмета умения специфические для данной предметной области, виды деятельности по получению нового знания в рамках учебного предмета, его преобразованию и применению в учебных, учебно-проектных и социально-проектных ситуациях, формирование научного типа мышления, научных представлений о ключевых теориях, типах и видах отношений, владение научной терминологией, ключевыми понятиями, методами и приемами.

Заключение.

Наиболее ярким результатом образовательного процесса в ОУ выражается в образе (модели) выпускника – высокообразованной, инициативной личности, способной к успешной социализации в обществе, активного гражданина, способного к решению задач инновационного развития экономики и общества. Выпускник школы – физически и психически здоровый человек со сформированной мотивацией к здоровому образу жизни.

Современная модель образования ориентирована на реализацию компетентностного подхода в обучении и воспитании. В модели личности выпускника выделены ключевые компетенции учащихся по возрастным ступеням их образования. Определение ключевых компетенций ориентировано на актуальные интересы личности, создает возможность практического применения знаний на основе смены типов деятельности, перехода от репродуктивной деятельности к творческой. Это позволяет учащимся выбирать и создавать среду общения, развития, личностного и профессионального самоопределения. Выпускник школы – активный гражданин, ответственный за судьбу страны, личностное самоопределение с развитыми лидерскими способностями, полноценно реализующийся в различных видах профессиональной деятельности.

Список использованной литературы

    Заикина, Н.И. Цели и содержание современного образования / Н.И. Заикина // Педагогика.- 2007.- №7. – 69 с.

    Карпенко, М.П. Цели и задачи современного образования / М.П. Карпенко // Психологическая наука и образование.- 1999.- № 3 – 4. – 78 с.

    Лихачев, Б.Т. Педагогика: Курс лекций / Учеб. пособие для студентов педагог, учеб. заведений и слушателей ИПК и ФПК. / Б.Т. Лихачев. - М.: Юрайт-М, 2003. – 607с.

    Новиков, А.М. Методология образования. / А.М. Новиков. – М.: Эгвес, 2005. – 148 с.

    Педагогика: Учебное пособие / под ред. П.И. Пидкасистого.- М.: Российское педагогическое агентство, 2000.- 480с.

    Педагогика: Учеб. пособие для студ. пед. вузов и пед. колледжей. / под ред. П.И. Пидкасистого. – М.: Педагогическое общество России, 2003. – 608 с.

    Теоретические основы содержания общего среднего образования / под ред. В.В. Краевского, И.Я. Лернера.- М.: Владос, 2003. – 350с.

    Новиков, А.М. Методология образования. / А.М. Новиков. – М.: Эгвес, 2005. – С. 27.

    Заикина, Н.И. Цели и содержание современного образования / Н.И. Заикина // Педагогика.- 2007.- №7, С.34

    Карпенко, М.П. Цели и задачи современного образования / М.П. Карпенко // Психологическая наука и образование.- 1999.- № 3.- С. 33

    Педагогика: Учеб. пособие для студ. пед. вузов и пед. колледжей. / под ред. П.И. Пидкасистого. – М.: Педагогическое общество России, 2003. – С. 402.

    Педагогика: Учебное пособие. / под ред. П.И. Пидкасистого.- М.: Российское педагогическое агентство, 2000.- С. 96.

    Лихачев, Б.Т. Педагогика: Курс лекций / Учеб. пособие для студентов педагог, учеб. заведений и слушателей ИПК и ФПК. / Б.Т. Лихачев. - М.: Юрайт-М, 2005.- С. 39

    Теоретические основы содержания общего среднего образования. / под ред. В.В. Краевского, И.Я. Лернера.- М.: Владос, 2003. -С. 169.

Согласно данным Глобального индекса конкурентоспособности, в 2017 году по охвату начальным образованием Казахстан занял 4 место среди 137 стран мира, повысив свою позицию со 118 места.

По показателю экономической конкурентоспособности по версии Института менеджмента IMD-2017 на 9 позиции улучшена позиция Казахстана по субфактору «Образования», расположившись на 35 месте в мире. Также, Казахстан вступил в Комитеты ОЭСР по инновационной политике и образовательной политике.

Актуальность модернизации системы образования Казахстана обусловлена важностью социальной функции — выработки и трансляции знаний, которые выполняют в современном обществе ключевую роль в разделении труда.

«Каждый казахстанец должен понимать, что образование - самый фундаментальный фактор успеха в будущем. В системе приоритетов молодежи образование должно стоять первым номером. Если в системе ценностей образованность станет главной ценностью, то нацию ждет успех», — отметил Глава государства в своем Послании “Новые возможности развития в условиях четвертой промышленной революции”.

Максимальный успех в модерниза-ции системы образования Казахстана, может быть, достигнут лишь при условии, если все программные установки, положенные в образовательную политику, сумеют вобрать в себя максимум возможного из положительного потенциала, накопленного мировым опытом. И поэтому перед многими государствами, в особенности Центральной Азии, по-прежнему вопрос модернизации образовательной системы остается актуальным.

В Казахстане организационной основой национальной образовательной политики является Государственная программа развития образования РК на 2011-2020 годы.

Программа направлена на создание современной системы оценки качества образования, совершенствование стандартов образования, требований к уровню подготовки выпускников учебных заведений, появление различных типов учебных заведений разных форм собственности, информатизация образования и внедрение новых технологий обучения, активное привлечение негосударственных источников финансирования образования.

В соответствии с ГПРО на 2011-2020 годы определены основные направления модернизации и развития системы образования: развитие дошкольного образования, повышение квалификации педагогических работников, введение электронного образования, проект «E-learning», модернизация высших учебных заведений, модернизация профессионально-технического образования, инновации в среднем образовании.

Говоря об итогах проделанной работы за 2017 год, следует отметить, что охват детей 3-6 лет дошкольным воспитанием и обучением вырос на 4,7% и составил 90,5%.

По среднему образованию продолжается переход на обновленное содержание. По данным министерства, в 2017-2018 учебном году осуществлен переход 1, 2, 5, 7 классов.

С 1 сентября т.г. на обновленное содержание перейдут учащиеся 3, 6 и 8 классов. Параллельно введена 5-дневная учебная неделя. Ведется подготовка к переходу на изучение в 10-11 классах 4 предметов естественно-научного цикла на английском языке с 2019 года («Физика», «Химия», «Биология», «Информатика»). В 2017-2018 учебном году в 153 школах в пилотном режиме начато преподавание предметов естественно-научного цикла на английском языке.

Разработан и проходит апробацию в 18 школах и 30 детских садах «Әліппе» («Букварь»), в 30-ти пилотных школах апробируются все учебники для 3, 6 и 8 классов. Учебники по предметам «Физика», «Химия», «Биология» и «Информатика» на казахско-английском, русско-английском и английском языках проходят апробацию в 16 школах страны.

Также отмечается, что более 70 тыс. учителей прошли курсы повышения квалификации по обновленному содержанию, 12 тыс. педагогов информатики, физики, химии, биологии повысили квалификацию в АО «Өрлеу», «USTAZ Professional Learning Centre», «Назарбаев Университет», АОО «Назарбаев Интеллектуальные школы».

Утвержден Профстандарт педагога с конкретными требованиями к педагогу (знание, умение, трудовые действия). Разрабатывается новая система аттестации педагогов. Рассматривается вопрос снижения нагрузки на учеников и учителей.

В 2017 году в копилке международных наград казахстанских школьников по итогам олимпиад и научных соревнований было завоевано 661 награда, из них золотых медалей — 125, серебряных — 197, бронзовых — 327, почетных грамот — 12. По итогам престижных международных олимпиад казахстанская сборная команда занимает 10-е место в мире.

Продолжается апробация подушевного финансирования в 73 пилотных школах. Прорабатывается вопрос размещения госзаказа в частных школах регионов. В более чем 60% школах и детских домах функционируют попечительские советы с участием общественности. Утверждена норма обязательного участия попечительского совета в конкурсном отборе директора школы.

По поручению Главы государства с 2017 года в 318 колледжах реализуется проект «Бесплатное ТиПО для всех», который предусматривает бесплатное получение первой рабочей квалификации и социальную поддержку в виде стипендии, проезда и одноразового горячего питания. В организациях ТиПО размещен госзаказ более чем на 100 тыс. мест, в том числе 21 тыс. по проекту «Бесплатное ТиПО».

Актуализированы 130 типовых учебных планов, программ и разработаны 53 образовательные программы. Пересмотрен Классификатор профессий и специальностей ТиПО. Осуществлен перевод 500 единиц зарубежной литературы на государственный и русский языки, пополнен библиотечный фонд 288 колледжей.

Внедряются новые образовательные программы по международным стандартам WorldSkills. С 1 сентября 2017 года по 260 квалификациям запущены новые модульные программы, где предусмотрено получение до 3-х квалификаций. В ГОСО технического и профессионального образования внесены поправки, позволяющие колледжам изменять образовательные программы до 80%.

Разработаны и внедрены модульные программы по повышению квалификации педагогических кадров системы ТиПО. В 2017 году по данным программам прошли повышение квалификации 5200 педагогических кадров, в том числе 300 руководителей колледжей. Подготовлен пул менеджеров, владеющих инновационными подходами в управлении.

Отмечается положительная тенденция внедрения элементов дуальной системы образования. В 2017 году дуальное обучение внедрено в 460 колледжах с участием 3055 предприятий по 80 специальностям и 165 квалификациям. Контингент составил 31 607 студентов. Для повышения эффективности в планировании и финансировании системы ТиПО утверждена новая методика подушного финансирования.

Высшее и послевузовское образование в Казахстане идет стремительно вверх, так в рейтинге лучших университетов мира Quacquarelli Symonds World University Rankings в 2017 году было отмечено 8 казахстанских вузов.

В рамках реализации трехъязычного образования 50% учебных дисциплин преподаются на языке обучения (казахский или русский), на втором языке (русский или казахский соответственно) — 20%, на английском языке — 30%. В 76 вузах созданы 2,5 тыс. специальные группы, в которых обучение на трех языках проходят 30 тыс. человек по всем направлениям подготовки.

Совместно с 51 зарубежными вузами в 50 вузах ведется обучение по двудипломным образовательным программам. Внедряются 10 образовательных программ на английском языке. Разработан законопроект, который предусматривает нормы по расширению академической и финансовой самостоятельности вузов.

В 2017 году 600 ППС прошли повышение квалификации на языковых курсах. Проводится обучение корпоративных секретарей Наблюдательных советов 30 вузов страны. Обучены 94 члена Наблюдательных советов государственных вузов. К управлению вузами в 2017 году привлечено более 30 зарубежных топ-менеджеров.

В рамках перехода на новую модель экономического роста реализуется проект «Развитие образовательного хаба как драйвера новой экономики 3.0». Одним из приоритетов проекта является привлечение иностранных студентов. В вузах обучаются около 13 тыс. (3%) иностранных студентов. В 2017 году в данном направлении проведено 200 маркетинговых кампаний. АО «Центр международных программ» проведено шесть образовательных PR-мероприятий в Таджикистане, Кыргызстане, Узбекистане, Китае, Индии и Туркменистане. По итогам выставки подписано 20 меморандумов о взаимном сотрудничестве.

В 2017 привлечено более 84 млрд тг частных инвестиций (из них 71 млрд за счет оказания платных услуг и 13 млрд за счет развития стартапов и софинансирования).

Что касается задач на 2018 год, то согласно данным профильного ведомства планируется открытие 1 067 дошкольных организаций на 121,8 тыс. мест, в том числе 766 (71,5 тыс. мест) частных дошкольных организаций, также внедрение стандартов и программ раннего развития детей, внесение изменений в ГОСО и разработаны новые программы, масштабирование опыта Южно-Казахстанской области по автоматизации процесса выдачи направлений в детские сады путем интеграции электронного Правительства и «Е-акимат».

По среднему образованию, продолжается переход на обновленное содержание (3, 6, 8 классы), планируется поэтапное повышение зарплаты на 30% учителям, перешедшим на преподавание по обновленному содержанию, внедрение новой системы аттестации педагогов, принятие новых Правил аттестации, установление новой сетки доплат за категории педагогического мастерства, учитывающей уровень квалификации и результатов национального квалификационного теста. Педагоги в зависимости от квалификации будут получать доплаты от 20% до 50%.

Также в планах внедрение подушного финансирования в частных школах Астаны, Шымкента, Актобе и государственных школ Астаны. Будет осуществлена цифровизация образования в рамках Госпрограммы «Цифровой Казахстан» и продолжена работа по внедрению электронного журнала и дневника «Күнделік» и разработка видеофильмов и интерактивных уроков на трех языках.

В техническом и профессиональном образовании будет продолжена работа по внедрению проекта «Профессионально-техническое образование для всех», разработка образовательных программ по кредитно-модульной технологии, продолжение работы по внедрению дуального обучения, повышение квалификации ИПР и экспертов предприятий, создание 20 центров компетенций, внедрение в учебный процесс образовательные программы с учетом стандартов WorldSkills, улучшение позиций обучающихся ТиПО в международном чемпионате WorldSkills и продолжение перевода зарубежных учебников.

Для высшего и послевузовского образование в 2018 году будет продолжена работа:

По расширению академической и управленческой самостоятельности вузов,

Организация и проведение образовательных выставок в зарубежных странах,

Проработка вопроса по открытию представительств Центра международных программ в Китае, Индии, Узбекистане и Туркменистане,

Продолжение работы по привлечению иностранных студентов за счет реализации двудипломного образования, реализация образовательных программ на английском языке,

Проработка вопроса по открытию новых университетов по ИТ, педагогическому, медицинскому, техническому направлениям,

Разработка 10 новых программ на английском языке.


Больше важных новостей в Telegram-канале . Подписывайся!

Шайхутдинова Виктория

«Роль учителя в реализации

обновлённого содержания образования»

21 век – век информационных технологий, век, который вносит свои коррективы в процесс образования школьников. Стратегические ориентиры развития образования определены Президентом Республики Казахстан Н.А. Назарбаевым в Послании народу Казахстана «Нұрлыжол – путь в будущее» и находят свое воплощение в рамках обновления содержания среднего образования Республики Казахстан. Изменения в сфере технологий, коммуникаций и науки предъявляют современные требования и к учителям, которые должны понимать свою роль в процессах обновления содержания образования и обеспечивать внедрение новых методов. В 12-летней школе педагогам новой формации необходимо научить детей думать, развивать личность, способную жить в динамично развивающейся среде. Учитель больше не источник информации, учитель уже не должен стоять и пересказывать репродуктивно материал и требовать того же самого от ученика. Ученик должен постоянно для себя делать как бы маленькие открытия. Это и есть творческий подход к обучению. Главная задача учителя– научить детей учиться. Помочь ребенку стать гармоничноразвитой, конкурентноспособной личностью. Я убедилась, что сегодня учитель должен быть не только источником знаний, но и активным участником учебного процесса. Вовлечь каждого ребёнка в процесс обучения, суметь выслушать его, сделать его своим ассистентом, посмотреть глазами ученика на волнующую его проблему – вот задача учителя. Новое время потребовало от учителя владения современными активными технологиями и активного применения их на уроках. Сегодняшний ученик хорошо владеет компьютером, разбирается в технике. А наша задача направить их умения в нужное русло, подсказать, как добыть знания, заинтересовать, добиться, чтобы их глаза загорелись интересом к познанию.

Акцент делается не на полученные знания, а на процесс их применения.

В современной школе всегда была и остаётся миссия - воспитание и обучение «Будущего страны» и «Будущего нации». Об истинности этих слов, можно судить по одному основному факту: если учитывать, что у ребёнка в стенах школы проходят основные Этапы жизни: детство, отрочество, здесь же он вступает на порог юности. Ещё мы можем утверждать, что он проходит «школу жизни». В скором будущем современная школа будет обновлённой и полиязычной, многофунциональной, конкурентоспособной школой, благодаря принятой программе перехода казахстанских школ на 12-летнее обучение и начавшегося эксперимента по коренному обновлению стандарта обучения. Хорошая школа - это школа педагогического мастерства, которая славится педагогами - мастерами «своего дела» и прекрасными выпускниками.

Сегодня общество предъявляет к учителю высокие требования. В современном мире происходят изменения, которые требуют изменений и от учителя. Поэтому он должен идти в ногу со временем. А для этого учителю надо учиться. У настоящего учителя всегда много вопросов, на которые он ищет ответы и таким образом двигается вперед. Настоящий учитель живет своей работой! Невозможно научить кого-то любить, если сам не любишь; невозможно научить кого-то учиться, если сам не учишься, не повышаешь свое мастерство; невозможно научить кого-то открывать в себе таланты, если сам в себе их никогда не искал! Такой человек точно знает, чтобы быть настоящим учителем, необходимо развиваться самому, искать активные формы и методы обучения, идти в ногу со временем.

На сегодняшний момент каждого педагога интересуют вопросы:

Чем различается обновленное содержание образования от ныне действующего?

Изменятся ли подходы к организации образовательного процесса в школе?

Что означает понятие «образование, ориентированное на результат»?

— Как должен готовиться учитель к обновленному содержанию образования?

– принцип спиральности при проектировании содержания предмета, то есть постепенного наращивания знаний и умений усложнение навыков по темам и по классам);

– иерархия целей обучения по таксономииБлума, основанная на закономерностях познания;

– педагогическое целеполагание на протяжении всего курса обучения, что позволяет максимально учесть внутрипредметные связи;

– наличие «сквозных тем» между предметами как внутри одной образовательной области, так и при реализации межпредметных связей;

– соответствие содержания разделов и предложенных тем запросам времени, акцент на формирование социальных навыков;

– технологизация учебного процесса в форме долгосрочных, среднесрочных и краткосрочных планов.

Ожидаемые результаты обучения конкретизируются в целях обучения по каждому разделу.

Между долгосрочными, среднесрочными и краткосрочными планами существует очень тесная взаимосвязь.

Учитель должен выступать не как единственный источник знаний, а как организатор активной учебно-познавательной деятельности самих учащихся.

В условиях обновления содержания школьного образования меняются формы и методы организации обучения учебного предмета. Процесс обучения предмета имеет следующие особенности: ученику не даются знания в готовом виде, а знания добываются учащимся самостоятельно, через организованнную учителем коллаборативную среду, поисковую деятельность.

Учебный процесс организуется по спиральной системе, где ученик с каждым разом имеет возможность расширить и углубить свои познания. Согласно требованиям PISA большое внимание уделяется пониманию текста и грамотности чтения Современный урок представляет собой следующее:

  1. Открытие истины, поиск истины и ее осмысление.
  1. Формирование поведенческих привычек, таких как приветствие, взаимное внимание, доброжелательность, этикет.
  1. Свободный урок, признать человека как наивысшую ценность, предоставить свободу для индивидуального развития
  1. Создание ситуации успеха, субъективное переживание человеком личных достижений.
  1. Полоролевое (гендерное) воспитание.
  1. Организация групповой деятельности.

7.Благоприятная психологическая атмосфера урока.

Сегодня часто используют пассивные, активные и интерактивные методы и приемы обучения.

Пассивные: где учащиеся выступают в роли «объекта» обучения, который должен усвоить и воспроизвести материал, который передается им учителем — источником знаний. Основные методы- это лекция, чтение, опрос.

Активные: где обучающиеся являются «субъектом» обучения, выполняют творческие задания, вступают в диалог с учителем. Основные методы — это творческие задания, вопросы от учащегося к учителю, и от учителя к ученику. Активные методы обучения — это методы, которые побуждают учащихся к активной мыслительной и практической деятельности в процессе овладения учебным материалом.

Признаки активных методов обучения:

  • активизация мышления, причем учащийся вынужден быть активным;
  • длительное время активности, т.е. учащийся работает не эпизодически, а в течение всего учебного процесса;
  • самостоятельность в выработке и поиске решений поставленных задач;
  • мотивированность к обучению.

Самые распространенные из активных форм: презентации, кес-технологии, проблемные лекции, дидактические игры, баскет метод (имитация ситуации)

Интерактивные. От англ. (inter – «между»; act – «действие») дословный перевод обозначает интерактивные методы, позволяющие учится взаимодействовать между собой; а интерактивное обучение — обучение построенное на взаимодействии всех обучающихся, включая педагога.

Задачи интерактивных методов обучения:

  • Научить самостоятельному поиску, анализу информации и выработке правильного решения ситуации.
  • Научить работать в команде: уважать чужое мнение, проявлять толерантность к другой точке зрения.
  • Научить формировать собственное мнение, опирающееся на определенные факты.

Методы и приемы интерактивного обучения:

Мозговой штурм

Кластеры

Корзина идей, понятий, имен

«Инсерт»

Аквариум

ПОПС формула представляет собой:

  • интерактивный прием обратной связи. Ее составные части позволяют разобрать учебную проблему, закрепить пройденный материал.
  • данный прием может стать отличным инструментом построения дискуссии. Он позволяет построить свое выступление кратко, лаконично, аргументировано, со всеми соответствующими выводами, что, безусловно, вызывает интерес у одноклассников и побуждает их к деловому спору.

Структура формулы ПОПС содержит в себе 4 важных компонента, которые представляют собой расшифровку первых букв данной аббревиатуры и являются необходимыми элементами для построения текста.

П — позиция. Необходимо по заданной проблеме высказать свое собственное мнение. Для этого можно использовать следующие формулировки: «Я считаю, что…», «На мой взгляд, эта проблема заслуживает / не заслуживает внимания», «Я согласен с…».

О — обоснование, объяснение своей позиции. Здесь необходимо привести все возможные аргументы, подтверждающие ваше мнение. Ответ должно быть обоснованным, а не пустословным. В нем должны быть затронуты моменты из изученного курса либо темы, раскрыты определения и понятия. В данном блоке основной вопрос – почему вы так думаете? А это значит, что начинать раскрытие его следует со слов «Потому что…» или «Так как…».

П — примеры. Для наглядности и подтверждения понимания своих слов необходимо привести факты, причем их должно быть не менее трех. Данный пункт раскрывает умения учащихся доказать правоту своей позиции на практике. В качестве примеров можно использовать как собственный опыт, даже может надуманный, так и знания с курса истории или обществознания. Главное, чтобы они были убедительными. Речевые обороты, используемые на этом шаге, — «Например…», «Я могу доказать это на примере…».

С — следствие (суждение или умозаключение). Этот блок является итоговым, он содержит ваши окончательные выводы, подтверждающие высказанную позицию. Начало предложений в нем может быть таким: «Таким образом…», «Подводя итог…», «Поэтому…», «Исходя из сказанного, я делаю вывод о том, что …

Очень много внимания будет уделено изменению системы оценивания достижения ожидаемых результатов учащихся. Оценивание должно соответствовать следующим принципам:

Валидности

Систематичности

Последовательности

Объективности

Достоверности-

Оно предполагает параллельное развитие двух линий оценки: (формативное и суммативное оценивание).Оценивание учебных достижений в модели образования, ориентированного на результат, предполагает способы оценивания по результатам обучения за урок и итоговую работу в четверти

Обновленное содержание предметов представлено на сайте expert.okuluk-edu.kz. Издательства представили для изучения и обсуждения педагогами, родителями и общественностью учебные пособия, дидактические материалы, методические руководства, тетради и атласы. Данный сайт удобен в использовании, без труда позволяет познакомиться с перечнем литературы для 2, 5,7 классов по всем предметам.

Но обновление содержания образования, транслируя лучший опыт внедрения новых подходов к обучению и методике преподавания должно учесть и положительный опыт традиционного. Синтез традиционных и инновационных методов обучения позволит разнообразить формы проведения занятий активизирующие познавательную деятельность учащихся.

В целом уровень казахстанского среднего общего образования должен соответствовать задачам развития государства и обеспечивать его конкурентоспособность в современном мире.

Использованная литература:

Послание Президента Республики Казахстан Н.А. Назарбаева народу Казахстана «НұрлыЖол — путь в будущее» // www.аkorda.kz

Полат Е.С. Новые педагогические и информационные технологии в системе образования. – Москва: Издательский центр Академия, 2003г.

Щукина Г.И. Активизация познавательной деятельности учащихся в учебном процессе. – Москва: Изд — во Педагогика,1979г.


Top