МИМ — информация на портале Энциклопедия Всемирная история. Мимы на свадьбе – смех и улыбки гарантированы! Пантомима - искусство эмоции

МИМ - ма-лая фор-ма ан-тич-но-го ни-зо-во-го те-ат-ра; жанр ан-тич-ной дра-мы;
ак-тёр - ис-пол-ни-тель ми-ма;
в современном те-ат-ре - то же, что ак-тёр пан-то-ми-мы.

1) Ма-лая фор-ма ан-тич-но-го ни-зо-во-го те-ат-ра; жанр ан-тич-ной дра-мы. Ис-то-ки мима вос-хо-дят к VIII веку до н. э.; про-ис-хо-ж-де-ние мима ус-мат-ри-ва-ют в ми-мических тан-цах, бы-то-вав-ших в до-рий-ских ко-ло-ни-ях в Си-ци-лии. Письменную фик-са-цию мима свя-зы-ва-ют с име-на-ми Соф-ро-на и его сы-на Ксе-нар-ха, со-чи-няв-ших тек-сты для ми-мических по-ста-но-вок.

Мим пред-став-лял со-бой не-боль-шие им-про-ви-зи-рованные пред-став-ле-ния об-сцен-но-го со-дер-жа-ния на па-ро-дий-но-ми-фо-ло-гические или бы-то-вые сю-же-ты (бра-ко-со-че-та-ние бо-гов, суп-ру-же-ские из-ме-ны, сцен-ки из бы-та ре-мес-лен-ни-ков и др.; ти-пич-ны мо-ти-вы глум-ле-ния, пе-ре-драз-ни-ва-ния, по-бо-ев и т. п.). Мим вос-про-из-во-дил ха-рак-те-ро-ло-гические осо-бен-но-сти различных со-ци-аль-ных ти-па-жей (пас-ту-хов, зем-ле-дель-цев, сол-дат, ра-бов, па-ра-си-тов, свод-ни-ков, ге-тер и др.); от-ли-чал-ся на-ту-ра-ли-стич-но-стью и скаб-рёз-ным юмо-ром. Мимы со-чи-ня-лись рит-ми-зованной про-зой ли-бо в фор-ме про-зи-мет-ра; об-ла-да-ли диа-ло-гической струк-ту-рой, но тя-го-те-ли к мо-но-дра-ме, в ко-то-рой мо-но-лог главного ге-роя пе-ре-би-вал-ся ко-рот-ки-ми ре-п-ли-ка-ми или ми-мическим ком-мен-та-ри-ем других пер-со-на-жей.

Де-мо-кра-тич-ность мима, про-сто-та его сю-же-та и об-ще-дос-туп-ность язы-ка жес-тов обес-пе-чи-ли ему по-пу-ляр-ность в эпо-ху эл-ли-низ-ма. То-гда же из мима вы-де-ли-лась и по-лу-чи-ла са-мо-сто-ятельное раз-ви-тие так называемая пан-то-ми-ма (ми-мический та-нец на ми-фо-ло-гический сю-жет). В III веке до н. э. мим ут-вер-дил-ся в литературе как по-этический жанр: к не-му близ-ки не-ко-то-рые идил-лии Фео-кри-та и так называемые ми-ми-ям-бы Ге-ро-да - сцен-ки из го-род-ской жиз-ни с уча-сти-ем двух-трёх дей-ствую-щих лиц, ад-ре-со-ван-ные ско-рее обра-зо-ван-но-му слу-ша-те-лю, чем зри-те-лю из про-сто-на-ро-дья. То-гда же мим по-явил-ся в Ри-ме, где он со-еди-нил-ся с тра-ди-ция-ми ита-лий-ских музыкальных зре-лищ. В середины I века до н. э. мим на-чал вы-тес-нять ател-ла-ну на римской сце-не. Де-цим Ла-бе-рий при-внёс в по-эти-ку мима лич-ные вы-па-ды про-тив со-вре-мен-ни-ков, а Пуб-ли-лий Сир - мо-раль-ный эле-мент в ви-де нра-во-учительных сен-тен-ций. Наи-боль-шей по-пу-ляр-но-сти жанр мим дос-тиг в им-пе-ра-тор-скую эпо-ху. В это вре-мя мим ста-но-вит-ся боль-шой пье-сой (так называемая ми-мическая ипо-те-за) с за-ни-ма-тель-ным, час-то за-пу-тан-ным сю-же-том, в ко-то-рой тан-цы и ак-ро-ба-ти-ка пе-ре-ме-жа-ют-ся во-каль-ны-ми но-ме-ра-ми. Для рим-ско-го мима ха-рак-тер-ны зло-бо-днев-ность, иг-ра слов, по-ли-тические ал-лю-зии, аван-тюр-ные, эро-тические и ан-ти-хри-сти-ан-ские мо-ти-вы. Литературный мим ока-зал влия-ние на рим-ские пал-лиа-ту, са-ти-ру, бу-ко-ли-ку, ро-ман(влия-ние мима на ста-нов-ле-ние древ-не-ат-тической ко-ме-дии не до-ка-за-но).

Ис-пол-ни-те-ли мима пер-во-на-чаль-но но-си-ли зоо-морф-ные мас-ки, но со вре-ме-нем от-ка-за-лись от их ис-поль-зо-ва-ния; впер-вые в ан-тич-ном те-ат-ре при-об-ре-ла зна-че-ние ми-ми-ка ак-тё-ров. На-ря-ду с от-сут-стви-ем ма-сок, ко-тур-нов и хо-ра осо-бен-но-стью мима бы-ло уча-стие жен-щин-ак-трис (бы-ли мимы «муж-ские» и «жен-ские»). Сна-ча-ла мим ис-пол-ня-ли бро-дя-чие ак-тё-ры - фо-кус-ни-ки, ак-ро-ба-ты, жонг-лё-ры, вы-сту-пав-шие на де-ревянных под-мо-ст-ках; с IV века до н. э. - профессиональные труп-пы, да-вав-шие пред-став-ле-ния мима уже не толь-ко на го-род-ских и сель-ских пло-ща-дях, но так-же в ча-ст-ных до-мах и в ре-зи-ден-ци-ях пра-ви-те-лей. В Ри-ме по-ста-нов-ки мима шли на сце-нах городских те-ат-ров и суб-си-ди-ро-ва-лись го-су-дар-ст-вом; от-ли-ча-лись слож-ным сце-ническим оформ-ле-ни-ем и не-ог-ра-ниченным чис-лом дей-ст-ву-ющих лиц; в них не-ред-ко уча-ст-во-ва-ли де-ти и дрес-си-рованые жи-вот-ные. Не-смот-ря на от-лу-че-ние ак-тё-ров мима от церк-ви (452 год н. э.) и за-прет императора

На улицах крупных городов, да и не только крупных, часто можно встретить необычных и забавных уличных артистов с белыми лицами, одетых в полосатые тельняшки. Эти артисты - мимы. Они чем-то похожи на клоунов, но жанр представлений совершенно иной, и называется пантомимой. Чтобы понять, кто такой мим, стоит немного углубиться в историю этого необычного искусства.

История пантомимы

Это разновидность сценического искусства, которая уходит корнями в античную Грецию и Рим. В этом виде жанра художественный образ передается артистами без слов, только с помощью пластики тела. Понимание того, кто такие мимы, в ту эпоху и в наше время существенно отличается. Греки и римляне называли мимами уличных артистов, дающих массовые представления. В состав театра входили акробаты, фокусники и другие актеры, которые изображали сценки из повседневной жизни горожан и сопровождали их пением, танцами, сатирой.

После падения Римской Империи культура региона подверглась влиянию средневековых христиан. Однако мимы не исчезли, а лишь трансформировались в более приемлемый жанр. Их уличное искусство смешалось с традициями германских скоморохов и крестьянским фольклором. Позднее это искусство переняли и аристократичные артисты, переделав средневековый сатирический фарс в утонченную классическую комедию.

В 19-м веке пантомима переместилась с улиц на театральную сцену, и вопрос "Кто такой мим?" получил новый ответ: театральный актер с хорошим образованием и подготовкой. В странах советского лагеря, где пластическое искусство было представлено лишь классическим балетом, разрешенным компартией, пантомима быстро стала популярной. Однако в государствах Европы и Америки театральная пантомима осталась практически невостребованной: множество хореографических театров в этих странах заполнили нишу пластического искусства.

Актеры пантомимы

Кто такой мим? Актер пантомимы, который выражает эмоции и чувства через движения тела и характерную пластику рук, утрированную мимику лица. Чтобы лучше передать эмоции, артисты покрывают лицо своеобразным гримом. С помощью этих приемов единственный актер способен разыграть сложный сюжет и задеть тонкие душевные струны зрителей. Часто мимы дают простые представления, понятные даже маленьким детям. В этом случае пантомима очень похожа на клоунаду, но все действия производятся абсолютно без слов. Наиболее известные мимы: Чарли Чаплин, а также персонажи Пьеро и Арлекин.

Образ мима

Кто такой мим, по фото определить легче всего. Лицо актера скрыто под плотным слоем грима, традиционный наряд состоит из тельняшки, красного шейного платка, шляпы или берета. Часто мимы надевают пиджак, подражая Чарли Чаплину. Однако существует и другой стиль. Его представители не придерживаются стандартного образа, не используют грим и одеваются в произвольные костюмы, чтобы избежать стереотипного отношения зрителей. Неизменным остается лишь непревзойденное искусство пантомимы и молчаливое, но чрезвычайно эмоциональное представление.

Как стать мимом

Профессиональный мим - это актер, получивший соответствующее образование и посвятивший свою жизнь театру пантомимы. Однако каждый человек может открыть в себе талант и научиться этому удивительному искусству, чтобы развлечь родственников или знакомых. Для начала следует нанести грим. Покройте лицо белым тоном, черным карандашом выделите глаза и брови, а губы наведите красной помадой. Такой макияж необходим для того, чтобы придать образу определенные черты характера. В представлении мимы изображают сюжеты с невидимыми предметами, например, стеной - это один из наиболее известных приемов.

Итак, мим - это кто? Профессиональный актер театра пантомимы. Не стоит путать мимов с клоунами, так как эти два различных вида искусства.

Пантомима - театральное представление, в котором действующие лица изъясняются не словами, а мимикой, жестикуляций и пластическими движениями

Особенности пантомимы

Пантомима так же, как и все другие виды искусства, отражает жизнь в художественных образах. Но при этом пантомима занимает свое, особое место среди сценических искусств, имеет свои специфические выразительные средства. Ее не спутаешь ни с драматическим театром, ни с балетом, хотя кое-чем она на них и похожа. Что роднит творчество мима и артиста драмы? Прежде всего их подчиненность некоторым общим законам актерского мастерства. Немало сходного в методе создания образа. Одинакова конечная задача - эмоциональное целенаправленное воздействие на зрителя. И все-таки драма и пантомима различны. Драматический актер действует преимущественно словом, тогда как творчество мима безмолвно. Молчат, как известно, и артисты балета. И танцовщик и мим «разговаривают» на языке пластического движения. Не означает ли это, что сущность их творчества одна и та же? Нет, между балетом и пантомимой гораздо больше различий, чем общности. Балет невозможен вне музыкальных образов, без соответствующей им танцевальной пластики. В пантомиме же действие, как правило, свободно от музыкального размера и ритма. Пантомима часто вообще исполняется без музыки. Если же музыка становится необходимым компонентом того или иного пантомимического действия, то играет в нем не главную, а подчиненную роль.
Итак, мы видим, что пантомима существенно отличается и от драматического и от балетного театров. И отличается прежде всего способом выражения своих идей. Для мима молчаливое пластическое действие -
основное выразительное средство в создании художественных образов.
Продолжение

Преувеличение — особенность пантомимы

Сгущение, концентрированность действия харак­терны для всего строя пантомимы. Подчеркнутыми мо­гут быть и жесты и мимика актера. Они не будут выг­лядеть нарочитыми, когда исполнительская техника до­статочно высока. К преувеличениям мим прибегает по­стоянно ради большей выразительности действия, худо­жественности характеристик . Подобное преувеличение свойственно и карикатуре. Небезынтересно отметить, что карикатурист становится настоящим мастером своего дела только тогда, когда в совершенстве овладеет техникой обычного рисунка. То же самое можно сказать и о пантомимисте: использование приема художе­ственного преувеличения требует от него особой отра­ботки пластической выразительности тела. Всесторонняя подготовленность к самостоятельному творчеству даст миму право свободно прибегать к преувеличению без риска впадать в дешевый наигрыш. Учитывать это крайне важно потому, что пантомима по своему характеру принадлежит к одному из самых ус­ловных искусств. А чем условнее искусство, тем боль­шего технического мастерства оно требует. Подробности, а также обязательные условия пантомимы

Великий мим Марсель Марсо

Маркэль Мангэль (сценический псевдоним — Марсель Марсо) родился 22 марта 1923 во Франция. Был признанным мэтром в искусстве пантомимы. В течение прошедших лет его туры включали страны и города на пяти континентах. В кино же он снимался довольно мало. Марсо открыл собственную школу во Франции, и фонд Марсо, чтобы развивать пантомиму в США. Он — избранный член Академии Искусств в Берлине, Академия Искусств в Мюнхене, академии изящных искусств во Франции. Умер в 2007г. Подробности

MARCEL MARCEAU Tribute 1923-2007

1 видео

Марсель Марсо - французский Чарли Чаплин

Марселя Марсо называли французским Чарли Чаплином. Марсо получил всемирную известность, создав в 1947 году образ Бипа - белолицего клоуна в полосатом свитере и потрепанной шляпе. Его постановки, многие из которых стали классическими, шли на лучших площадках, включая театр Сары Бернар и театр Елисейских полей.

Marcel Marceau

1 видео

Фестиваль мимов посвящен Марселю Марсо

30.07.2008г. во французском городке Перигс открылся Международный фестиваль мимов. Он проводится уже в 26 раз и посвящен в нынешнем году знаменитому французскому миму Марселю Марсо.
Марсель Марсо скончался год назад в возрасте 84 лет, отдав профессии более 60 лет жизни. В честь Марсо будет показан спектакль "Дитя рая", поставленный его учениками и сподвижниками. В рамках фестиваля представлена выставка эскизов к пантомимным спектаклям. Подробности

Батист Дебюро - известный артист классической пантомимы

французский актёр-мим. Родился в семье бродячих артистов-акробатов. В 1819 сыграл роль Пьеро в пантомиме «Арлекин-лекарь», создав образ, который завоевал широкую популярность, стал народным комическим героем. Опираясь на балаганно-буффонную традицию «низового театра», Дебюро Жан Батист Гаспар совершил переворот в пантомиме, приблизил её к современности, наполнил большим содержанием. Дебюро Жан Батист Гаспар изменил и внешний облик героя, ввёл костюм (длинные белые штаны, просторная коленкоровая блуза, гладкая чёрная повязка на голове), получивший в дальнейшем всемирную известность. Подробности

Р.Славский Искусство пантомимы

Древнее искусство пантомимы - искусство говорить о многом, не произнося ни слова, - переживает в наши дни свою вторую молодость Все больше и больше возникает у нас самодеятельных студий и коллективов пантомимы.
Автор книги - руководитель и педагог студий пантомимы Р Е. Славский - рассказывает о специфике этого шкусова, знакомит с выразительными средствами пантомимы и принципами построения ее либретто.
Книга содержит богатый материал для учебно-тренировочных занятий, которые помогают выработать необходимую технику и прививают навыки самостоятельного творчества Немало полезного на ее страницах найдут для себя не только будущие мимы, но и представители смежных искусств -самодеятельные актеры драмы, кино, балета, цирка и эстрады Практическое освоение специфических приемов пантомимы позволит им еще больше развить мимическую выразительность и пластику тела. Текст книги

Pantomime lesson

1 видео

Pantomime lesson "rope No.2"

1 видео

Ежегодный фестиваль пантомимы в Лондоне

Лучшие театральные работы, отобранные специальным жюри, интересная программа, великолепная пластика талантливых актеров - все это делает лондонский фестиваль одним из самых влиятельных в мире в своей области искусства. Международный фестиваль пантомимы и клоунады Mime ведет свою историю с 1977 года. Ежегодно он собирает множество зрителей. Официальный сайт фестиваля

Международный фестиваль пантомимы в Чхунчхоне (Южная Корея)

Международный фестиваль Пантомимы в Чунчоне. Фото

Юмористический дуэт "Девочка и хулиган"

Он - Игорь Голубицкий, лауреат Всесоюзного конкурса артистов эстрады, лауреат Всероссийского конкурса артистов эстрады, обладатель золотой медали "Достояние России". Мим, клоун, танцор в стиле степ, педагог, балетмейстер.
Она - Евгения Кузнецова, актриса пантомимы, клоунесса, администратор дуэта.
Подробнее про этот дуэт и их номера

История

Античность

Зародившись среди широких народных масс в разных местах Греции , этот фольклорный жанр получил впервые литературную обработку у греческих колонистов на юге Италии и в Сицилии ; это были веселые сценки с бойким диалогом, выхваченные из быта мелких ремесленников , поселян и близких к ним слоев (сравните заглавия Мимов: «Рыбак и поселянин», «Штопальщицы» и др.); их литературная обработка показывает интерес к этому массовому жанру и образованных верхов (недаром такие зрелища были приняты при дворах сицилийских «тиранов »). Широко развернулся этот жанр в эллинистическую эпоху Греции IV-III вв. до нашей эры. В это время мимы создаются не для сцены, а лишь для занимательного чтения и входят в орбиту интересов не только ремесленных, но и высших социальных слоев.

Мимы - Пантомима

Специалистом-мимографом был Геронд (или Герод), писавший «холиямбами » (часть его Мимов была найдена в Египте в ).

Если у Герронда по-видимому смазывается классовая заостренность Мимов, то у других мимографов этого периода мимы явно обращаются в орудие борьбы с господствующими классами (пародии на патетику трагического стиля, религию , вплоть до осмеяния жизни монархов , за что, например, мимограф Сотад поплатился жизнью).

Большое распространение мимы получили и в древнем Риме . Давно процветая на юге Италии и бытуя в Риме как низовой массовый театр, мимы прочно овладели сценой к концу II и в I в. до нашей эры, когда победы демократии заострили их как орудие классовой борьбы, сделав театр местом социально-политической сатиры. Известны литературно обработанные мимы сирийского раба Публилия и Децима Лаберия (I в. до нашей эры), которому покровительствовал опиравшийся на демократию диктатор Юлий Цезарь . Отражая быт мелких ремесленников (красильщиков, веревочников и др.), эти мимы часто направлены против господствующих классов - крупных землевладельцев и др. - иногда с резкой сатирой на религию. Самые скабрезные сюжеты были здесь преобладающими. Традиционным персонажем мима был дурак, осыпаемый всякой бранью; в текст часто врывался импровизационный элемент на злобу дня. Как классовый жанр низов римский мим и писался на языке этих слоев со всеми вульгаризмами и жаргоном городских таверн. В I в. до нашей эры мим стал вытеснять «ателлану » .

Новые особенности характеризуют мима в эпоху цезаризма. Под эгидой государства, стремящегося отвлечь демократические слои от борьбы с господствующими классами, мимы расширяются в сложное представление, так называемую «мимическую ипотезу», которая дается в больших театрах и субсидируется правительством. Эти «ипотезы» были лишены прежней классовой заостренности мимов; это была написанная прозой вперемежку со стихами ультранатуралистическая авантюрная драма с превращениями, различными чудесами, пропитанная грубой эротикой и другими средствами для привлечения неприхотливого зрителя. Здесь выступали певцы, танцоры, даже дрессированные животные; актёры (в отличие от «ателлан») играли без масок, актрисы выступали часто совсем обнаженные, вызывая этим впоследствии нападки христианских писателей.

Период Средневековья и Ренессанса

Грандиозный социальный катаклизм V века нашей эры, положивший конец существованию Римской империи, не повлек за собой исчезновения римского мима. Его история продолжалась и в последующие века, отмеченные переходом от рабовладельческого строя к феодализму, от античной «языческой» культуры к средневековой христианской. Но остаточные формы римского мима получили в новой социальной обстановке качественно новый характер. По мере усиления в бывшей Римской империи её «варваризации», выражавшейся в «обратном» движении от сложной системы менового хозяйства к простым формам хозяйства натурального, постепенно отпадают материальные предпосылки для существования мимической ипотезы, этого последнего большого театрального жанра античности. Римские актёры, приспособляясь к новым хозяйственно-общественным условиям, растекаются по «варварским» странам, возвращаясь к исконному бродяжничеству. Через их посредство деформированные остатки римского М. просачивались в низовые слои городского и деревенского населения и усваивались крестьянским фольклором, в котором они обнаружили необычайную устойчивость.

Модерн Мимы

  • Ваграм Зарян / (фр. Vahram Zaryan ) - Франция

Ваграм Зарян / Vahram Zaryan spectacle ILYA

  • Джеймс Тьерри / (фр. James Therrée ) - Швейцария

Джеймс Терри / James Therrée 2010

Критика теории Эмиля Рейха

Вместе с тем традиции римских мимов несомненно сочетались в новых варварских странах с искусством местных германских певцов-скоморохов, скопов или глиманов. Только в результате усвоения и переработки туземными скоморохами «культурного наследия» римских мимов и образовалось типичное для феодального Средневековья жонглерство, окончательно оформившееся к в. и использовавшее опыт римских мимов в переработанном, «снятом» виде, а не путем непосредственной пересадки его на совершенно инородную в социальном и этническом отношении почву романо-германских государств.

Данная информация резко противоположна известной теории немецкого учёного Эмиля Рейха (нем. Reich, Emil ), выводившего непосредственно из римского мима все народно-комическое творчество средневековой и новой Европы, а также Азии и Африки. Видя в миме исконное зерно комического изображения обыденной жизни, одинаковое во всех странах в силу однородности быта порождающих его социальных низов, Рейх утверждал, что эта народно-комическая стихия лежит в основе всей мировой драмы, поскольку она не «классична», то есть не основана на сознательном подражании литературной драме античности.

Социалистическая теория

Согласно данной теории, мим имеет несомненное сходство как со средневековым фарсом, так и с «Учёной комедией» (итал. commedia dell’arte ). В обоих случаях мы имеем дело с явлениями социально разнородными: если средневековый фарс порожден социальной практикой низших классов феодального общества, то commedia dell’arte оформляет идеологию господствующего класса. Отсюда и различный характер связи этих жанров с мимами. В первом случае создатели фарса - ремесленники средневекового города - использовали для своего самодеятельного комедийного творчества традиционную технику скоморошьих действ, впитавших в себя «культурное наследие» римских мимов; одновременно с этим некоторые элементы мимов проникали в фарс из средневекового крестьянского фольклора, куда они были занесены теми же жонглерами раннего Средневековья.

Во втором случае, в «commedia dell’arte», происходит не стихийное проникновение фольклорно-игровых элементов в комедию, а сознательное использование этих элементов аристократическими артистами с целью стилизации «народного» комизма, использование, пронизанное тенденцией к освоению античных жанров для удовлетворения своих идеологических запросов. «Commedia dell’arte» ориентируется на ателлану и мимы не менее сознательно, чем «учёная» комедия, ориентировалась на пьесы Плавта и Теренция.

Библиография

  • Веселовский А. Н. Старинный театр в Европе. - М., 1870.
  • Гвоздев А. А., Пиотровский А. И. История европейского театра - М.: - Л.: 1931.
  • Magnin C., Les origines du théâtre moderne, v. I, 1838;
  • Petit de Julleville L., Les comédiens en France au moyen âge, 1889;
  • Allen P. S., The medieval Mimus, «Modem Philology», 1910, VIII.

См. также библиографию к статье «Commedia dell’arte»

См. также

  • Античный театр

Ссылки

Примечания


Wikimedia Foundation . 2010 .

  • Перевальск
  • Перенос (типографика)

Смотреть что такое "Мимы" в других словарях:

    Мимы - (с греческого «подражания») у античных греков и римлян всякие сценические представления массового характера во вкусе зрителей из низших слоев выступления акробатов, фокусников и т. п., сценки с пением и танцами, наконец целый реально бытовой… … Литературная энциклопедия

    МИМЫ - (греч. mimos, от mimeomai подражаю). Древнегреческий фарс, для которого автор давал только одну тему, актеры же должны были сами импровизировать подробности. Словарь иностранных слов, вошедших в состав русского языка. Чудинов А.Н., 1910. МИМЫ 1)… … Словарь иностранных слов русского языка

    Мимы - МИМЫ вид комедии у греков и римлян. Мимы возникли на почве народного творчества и представляли сначала импровизации (см. это слово). Сюжетами мимов служили обыкновенно события обыденной жизни (прелюбодеяния, мошенничества); знамениты римские… … Словарь литературных терминов


Top