Аслы и керем краткое содержание.

В 4-х действиях, 6-ти.картинах. Либретто Г. написано по мотивам широко известного в Закавказье одноименного азерб. ашугского дастана. В опере воспевается непобедимая сила любви и духовной красоты человека, раскрывается протест против феодальных отношений в националистических тенденций, пропагандировавшихся представителями клерикальных кругов.

В раскрытии образов главных героев - Керема и Асли Г. в основном использует мугамы. Так, развернутая диалогическая по структуре экспозиция героев, раскрывающая их взаимную любовь, построена на материале мугамов «Баяты-Шираз» и «Шикестеи-фарс». Здесь же звучит зерби-мугам «Карабах шикестеси», воспевающий большую и светлую любовь. Этот же мугам использован в сцене встречи героев после их длительной разлуки в IV действии. В партии шейха Нурани звучит мугам «Хумаюн». Редко исполняемый азерб. музыкантами этот мугам подчеркивает несколько необычную, фантастическую сущность героя. Для характеристики шаха Г. использовал мугам «Раст». В «А. и К.», впервые в мугамных операх, Г. вводит лейтхарактеристику. Это - ашугская мелодия «Кереми», раскрывающая целостный портрет героя. Многократно звучащая в опере «Кереми» выражает глубокие страдания героя. Импровизированный характер вокальной партия позволяет певцу при каждом исполнении зерби-мугама «Кереми» вносить в музыку новые образно-эмоциональные нюансы, способствуя целостному и динамичному раскрытии образа героя. Записанный и обработанный Г. инструментальный рефрен «Кереми» стабильно звучит в орк. на протяжении всех действий оперы. Являясь главным тематическим материалом увертюры, рефрен «Кереми» создает непосредственную связь с образом главного героя и основными сценическими событиями. Отмеченный чертами маршеобразности рефрен подчеркивает странствующий облик принца Керема.

Использование подлинной ашугской мелодии внесло в оперу жанровое своеобразие, придав ей черты дастана. «А. и К.» можно назвать мугамно-дастанной оперой. В опере немало музыки, написанной самим композитором. Такова вся партия отрицательного героя - армянского священника Кара Кешиша, препятствующего счастью своей дочери Асли. С помощью простых средств Г. правдиво передал жестокость, озлобленность священника (декламационность, речитативность, острота ритмического рисунка, широко интервальные интонации). Партия Кара Кешиша во многом предвосхитила партию Гасан хана из оперы «Кероглы».

Целиком на авторском материале строятся и другие отрывки оперы - антракты к первой и второй картинам II действия, танец из IV действия, ряд хоров. Авторская музыка этих отрывков выразительна, проникнута народно-песенными интонациями. Важную драматургическую роль в опере играют хоры, обрисовывая быт. способствуя раскрытию психологических состояний героев. Особенно значителен в этом смысле хор девушек «Ахшам олду» («Наступил вечер») из IV действия. Проникновенно-тонкий, грустно-задушевный хор предвосхищает трагическую смерть героев. Есть в «А. и К.» разговорные эпизоды, подготовившие появление речитативов в будущих азерб. операх.

Опера имела огромный успех, большую и яркую сценическую жизнь. Премьера «А. и К.» состоялась 18(31) мая 1912 в помещении нынешнего АТОВ. Реж. спектакля был Г. Араблинский, дир.- автор. В ролях выступили Г. Сарабский (Керем), А, Агдамский (Асли), М. X. Терегулов (Кара Кешиш), М. Мамедов (Шах Исфахана), Г. Гекчайлинский (Шейх Нурали) и др. Опера была показана во многих городах Кавказа, Средней Азии, Ирана. Кроме АТОВ, опера ставилась и в других театрах республики (Агдам, Нахичевань и др.). В АТОВ опера заняла прочное место, с 1957 ставилась в орк. ред. композитора Н. Аливердибекова. С 1988 она ставилась на сцене в новой постановке..

.В далекие времена жил бедняк. Было у него семь дочерей и сын Керем. Мальчик был еще маленьким, когда дэвы похитили и взяли себе в жены его сестер. Родители очень переживали потерю детей и большую часть дней плакали.
Вырос Керем. Взяв у отца коня, острую саблю, он отправился на поиски сестер. — Дорогой сынок,- просили его родители,- не ходи. Убьют тебя дэвы.
Не послушался Керем ни матери, ни отца. Он объехал все степи, облазил все горы и, наконец, приехал в большой город. Зашел в первую попавшуюся кибитку и видит: сидят старушка с девушкой и плачут.
- Отчего вы плачете? - спросил их Керем.
- Как же нам не лить горьких слез,- сказала старушка,- если у нас падишах такой кровопийца. Каждый день он требует от народа одну девушку, а наутро ее казнит. Сегодня пришел черед идти к нему моей дочери.
От гнева, который обуял Керема при этом известии, глаза его налились кровью, волосы поднялись дыбом. В это время к кибитке подъехали три всадника и потребовали девушку. Керем двоих убил, а третьему вручил письмо для падишаха. В нем он написал: «Безжалостный злодей, я пришел, чтобы уничтожить всех твоих воинов, а тебя казнить! Керем».
Прочитал письмо падишах и приказал своим палачам: «Пойдите и убейте этого наглеца Керема!»
Вмешался визирь.
- О мой падишах,- сказал он,- этого храброго юношу не так легко убить. Если бы у него не было веры в свои силы, он не написал бы такое письмо. Надо сначала пригласить его сюда, посмотреть, что он за человек, а уж потом можно и убить.
- Я согласен с тобой, визирь,- сказал падишах.- Пойдите и позовите его ко мне.
- Что ж,- сказал Керем, выслушав приглашение,- говорят: «не отказывайся, если зовут, и не показывайся, если не просят».
Быстро собравшись, он вскочил на коня и поехал во дворец.
- Ты храбрый юноша,- сказал падишах, когда Керем предстал пред ним.- Не побоялся ни меня, ни моего гнева.
- О падишах, разве трус может написать такое письмо?
- Чего ж ты хочешь от меня? - спросил падишах.
- Очень немногого,- сказал Керем.- Я хочу, чтобы прекратились притеснения народа. Где это видано, чтобы жил человек, который ночью наслаждается с девушкой, а наутро казнит ее?
Услышав смелую речь, падишах и визирь от удивления стали кусать себе пальцы.
- Хорошо,- сказал падишах,- мы даем слово, что этого
больше не будет. А в награду за смелость и храбрость отдаем
тебе в жены ту девушку, защищая которую ты убил двух моих
лучших нукеров.
Керем поблагодарил падишаха за его царский подарок и вернулся в кибитку к нареченной супруге.
Немного пожил Керем с молодой женой и снова его позвала дорога. Долго ли, коротко ли ехал он, наконец, встал на его
пути большой город. Вошел Керем в первую кибитку и видит: сидят бедные люди в темноте.
- Почему вы не зажигаете свет? - спросил Керем.
- Мы боимся,- ответил хозяин кибитки.
- Что вас так пугает? - стал допытываться Керем.
- Вон там,- показал хозяин рукой на огромную гору, возвышающуюся невдалеке,- живет аждарха. Когда кто-нибудь зажжет свет - аждарха тут же появляется и пожирает этого человека.
- Ну-ка, давайте попробуем! - сказал Керем.
Как его ни отговаривали, он настоял на своем: ведь гость старше хозяина. Едва затеплился огонек, послышался страшный шум. Детишки заплакали, хозяин побледнел от страха. Керем с саблей наголо выскочил на улицу и, когда аждарха приблизился, изрубил его на куски.
Наутро слух о бесстрашном юноше разошелся по всему городу, и люди, провожая Керема, от всей души желали ему доброго пути.
Позади остались степи и горы, когда Керем достиг места, где жили семь братьев дэвов, а их женами были сестры Керема. Дэвы были на охоте, когда Керем появился у их дворца. Сестры несказанно обрадовались встрече с любимым братом. А когда вспомнили, что вот-вот должны возвратиться их мужья, забеспокоились.
- Милый братец,- стали они уговаривать Керема,- пока не поздно, скачи домой.
- Не за этим я сюда ехал,- сказал Керем,- чтобы при первой опасности бежать домой. Вы лучше скажите мне, где ваши дэвы прячут свои души.
- Душа моего мужа,- сказала старшая сестра,- у тигра. Этот тигр за сорока запертыми дверьми. Души остальных дэвов - в бутылке, которая находится в золотом сундуке.
Керем открыл сундук и разбил бутылку. Шесть дэвов сразу же испустили дух.
Вдруг налетел вихрь, подхватил Керема, бросил его вверх - вниз. Еще и еще раз: вверх - вниз. Керем успел схватиться за какую-то корягу и остался на земле.
- Зачем ты появился тут, человек? - крикнул дэв, появившись перед Керемом.
- Чтобы тебя убить,- ответил Керем и в одно мгновение отрубил дэву голову.
Затем Керем ударил по одной, по другой двери, по третьей. И так добрался до тигра. Первым же ударом он снес ему
голову. Потом Керем забрал сестер и отправился с ними в обратный путь.
Долго ли, коротко ли ехали они, наконец, приехали в город, где Керем убил аждарха. Люди помнили храброго джигита и просили, чтобы он пожил у них немного. Но Керем торопился к жене и родителям. Поэтому, немного отдохнув, они снова пустились в путь. Вскоре Керем на радость друзьям встретил жену, а потом и родителей.

Əsli və Kərəm ; тур. Kerem ile Aslı ) - распространённый у народов Закавказья , Малой и Средней Азии анонимный романический дастан .

Источники

Напишите отзыв о статье "Асли и Керем"

Отрывок, характеризующий Асли и Керем

В начале июля в Москве распространялись все более и более тревожные слухи о ходе войны: говорили о воззвании государя к народу, о приезде самого государя из армии в Москву. И так как до 11 го июля манифест и воззвание не были получены, то о них и о положении России ходили преувеличенные слухи. Говорили, что государь уезжает потому, что армия в опасности, говорили, что Смоленск сдан, что у Наполеона миллион войска и что только чудо может спасти Россию.
11 го июля, в субботу, был получен манифест, но еще не напечатан; и Пьер, бывший у Ростовых, обещал на другой день, в воскресенье, приехать обедать и привезти манифест и воззвание, которые он достанет у графа Растопчина.
В это воскресенье Ростовы, по обыкновению, поехали к обедне в домовую церковь Разумовских. Был жаркий июльский день. Уже в десять часов, когда Ростовы выходили из кареты перед церковью, в жарком воздухе, в криках разносчиков, в ярких и светлых летних платьях толпы, в запыленных листьях дерев бульвара, в звуках музыки и белых панталонах прошедшего на развод батальона, в громе мостовой и ярком блеске жаркого солнца было то летнее томление, довольство и недовольство настоящим, которое особенно резко чувствуется в ясный жаркий день в городе. В церкви Разумовских была вся знать московская, все знакомые Ростовых (в этот год, как бы ожидая чего то, очень много богатых семей, обыкновенно разъезжающихся по деревням, остались в городе). Проходя позади ливрейного лакея, раздвигавшего толпу подле матери, Наташа услыхала голос молодого человека, слишком громким шепотом говорившего о ней:
– Это Ростова, та самая…
– Как похудела, а все таки хороша!
Она слышала, или ей показалось, что были упомянуты имена Курагина и Болконского. Впрочем, ей всегда это казалось. Ей всегда казалось, что все, глядя на нее, только и думают о том, что с ней случилось. Страдая и замирая в душе, как всегда в толпе, Наташа шла в своем лиловом шелковом с черными кружевами платье так, как умеют ходить женщины, – тем спокойнее и величавее, чем больнее и стыднее у ней было на душе. Она знала и не ошибалась, что она хороша, но это теперь не радовало ее, как прежде. Напротив, это мучило ее больше всего в последнее время и в особенности в этот яркий, жаркий летний день в городе. «Еще воскресенье, еще неделя, – говорила она себе, вспоминая, как она была тут в то воскресенье, – и все та же жизнь без жизни, и все те же условия, в которых так легко бывало жить прежде. Хороша, молода, и я знаю, что теперь добра, прежде я была дурная, а теперь я добра, я знаю, – думала она, – а так даром, ни для кого, проходят лучшие годы». Она стала подле матери и перекинулась с близко стоявшими знакомыми. Наташа по привычке рассмотрела туалеты дам, осудила tenue [манеру держаться] и неприличный способ креститься рукой на малом пространстве одной близко стоявшей дамы, опять с досадой подумала о том, что про нее судят, что и она судит, и вдруг, услыхав звуки службы, ужаснулась своей мерзости, ужаснулась тому, что прежняя чистота опять потеряна ею.
Благообразный, тихий старичок служил с той кроткой торжественностью, которая так величаво, успокоительно действует на души молящихся. Царские двери затворились, медленно задернулась завеса; таинственный тихий голос произнес что то оттуда. Непонятные для нее самой слезы стояли в груди Наташи, и радостное и томительное чувство волновало ее.
«Научи меня, что мне делать, как мне исправиться навсегда, навсегда, как мне быть с моей жизнью… – думала она.
Дьякон вышел на амвон, выправил, широко отставив большой палец, длинные волосы из под стихаря и, положив на груди крест, громко и торжественно стал читать слова молитвы:
– «Миром господу помолимся».
«Миром, – все вместе, без различия сословий, без вражды, а соединенные братской любовью – будем молиться», – думала Наташа.

Распространён у народов Закавказья, Малой и Ср. Азии. Сложился, вероятно, в 16 в. Инкорпорированные в прозу стихотворные партии приписаны главному герою ≈ народному певцу (ашугу). Фабула «А. и К.» ≈ пылкая любовь мусульманина (азербайджанца) к христианке (армянке). На пути их соединения стоит религиозный фанатизм отца девушки, финал трагичен: влюблённые сгорают в символическом огне. Религиозная канва сюжета исторична; она восходит ко времени переселения тюрков-огузов на Запад (11≈13 вв.). Основной пафос дастана ≈ любовь выше предрассудков ≈ пронизывает все детали сюжета. Туркменская версия более архаична, изобилует этническими и топонимическими элементами. По мотивам дастана У. Гаджибеков написал оперу «Асли и Керем» (пост. 1912).

Х. Короглы.

Википедия

Асли и Керем

«Асли́ и Кере́м» - распространённый у народов Закавказья, Малой и Средней Азии анонимный романический дастан .

Азербайджанская версия сложилась, вероятно, в XVI веке. Инкорпорированные в прозу стихотворные партии приписывают главному герою - народному певцу (ашугу). Фабулой этого дастана является пылкая любовь мусульманина (азербайджанца) к христианке (армянке) - Керема, сына гянджинского хана Зияда и Асли, дочери армянского священника Кара-Кешиша. Но на пути их соединения стоит религиозный фанатизм отца девушки. Финал произведения трагичен: влюблённые сгорают в символическом огне. Религиозная канва сюжета исторична; она восходит ко времени переселения тюрков- огузов на Запад (XI - XIII вв.). Основной пафос дастана, пронизывающий все детали сюжета, - любовь выше предрассудков. Считается, что азербайджанский дастан сложился в период династии Сефевидов и служил мостом между местными диалектами и классическим языком, а со временем проник в османскую, узбекскую, персидскую литературы

It was also during the Safavid period that the famous Azeri folk romances - Shah Esmail, Asli-Karam, Ashiq Gharib, Koroghli, which are all considered bridges between local dialects and the classical language - were created and in time penetrated into Ottoman, Uzbek, and Persian literatures. The fact that some of these lyrical and epic romances are in prose may be regarded as another distinctive feature of Azeri compared to Ottoman and Chaghatay literatures.

Туркменская версия более архаична, изобилует этническими и топонимическими элементами.

По мотивам дастана азербайджанский композитор Узеир Гаджибеков написал оперу «Асли и Керем» (поставлена в 1912 году). На основе этого дастана азербайджанский писатель Эльчин Эфендиев написал в 1980-ых годах роман « Махмуд и Мариам »

Асли и Керем (опера)

«Асли и Керем» - пятая мугамная опера Узеира Гаджибекова в четырёх действиях и шести картинах. Либретто написано самим композитором по мотивам широко известного в Закавказье одноименного ашугского дастана. В опере, как отмечается, воспевается непобедимая сила любви и духовной красоты человека, раскрывается протест против феодальных отношений в националистических тенденций, пропагандировавшихся представителями клерикальных кругов.

Премьера оперы состоялась 1912 года в помещении нынешнего Азербайджанского театра оперы и балета. Режиссёром спектакля был Гусейн Араблинский, дирижировал же сам автор. В ролях выступили Гусейнкули Сарабский (Керем ), Ахмед Агдамский (Асли ), М. Терегулов (Кара Кешиш ), М. Мамедов (Шах Исфахана ), Г. Гокчайлинский (Шейх Нурали ) и др. Впоследствии оперу ставили во многих городах Кавказа, Средней Азии, Ирана. Помимо Баку опера ставилась и в других городах республики (Агдам, Нахичевань и др.). С 1957 года на сцене театра оперы и балета «Асли и Керем» ставилась в оркестровой редакции композитора Назима Аливердибекова. С 1988 она ставилась на сцене в новой постановке.


Top