История появления русских имен. Происхождение и значение некоторых имён Имена в Древней Руси

На Руси имянаречение младенца не было делом простым и обыденным. Когда родители давали новорожденному имя, они буквально «прописывали» его судьбу. По этой причине к выбору имени относились очень серьезно и скрупулезно. Мать и отец хотели счастья своему ребенку, поэтому подыскивали имя, которое уберегло бы его от болезней, несчастий и даже преждевременной смерти.

Традиции имянаречения и прямое имя

Обычно в русских семьях малышу давали по нескольку имен. Одно из них считалось прямым, то есть данным при рождении. Им мать называла только что рожденное дитя, исходя из своих ожиданий или пожеланий сыну/дочери. Древнерусские прямые имена звучали красиво и очень содержательно: Ждан (долгожданный, трепетно ожидаемый ребенок), Любава (любимая, дорогая дочь), Любим (любимый ребенок), Смеяна (радостная, смеющаяся девочка), Голуб (кроткий, как голубок) и пр.

Старинные имена очень часто состояли из двух частей, каждая из которых выражала определенное понятие. Например: Святополк (святой полк, священное воинство), Владимир (владеющий миром), Радогост (рад гостям, гостеприимный), Болемысл (радеющий за познание, любознательный, мудрый) и пр. Если малыши в семье часто умирали, родители выбирали новорожденному старинное или какое-то достаточно редкое имя (Адам, Гордей, Ева и пр.). Для защиты ребенка ему нередко давали имя дедушки или бабушки, проживших долгую жизнь.

Если же в семье росло многочисленное и к тому же здоровое потомство, родители могли особо не заботиться о выборе очередного имени для новорожденного. Детей нередко называли по порядку рождения, характеру, а то и просто по времени года или погоде на улице. Среди таких древнерусских имен можно упомянуть следующие: Май (рожденные в месяце мае), Пискун (крикливый, голосистый младенец), Неждан (незапланированный ребенок), Шестой (по порядку рождения шестой в семье малыш), Мороз (рожденный в сильный мороз) и пр.

Крестильное имя

После принятия Русью христианства прямое имя, данное при рождении, стало считаться временным. После обряда крещения младенец получал свое второе – крестильное – имя. Традиционно его выбирали по календарю христианских праздников и собственно наименованию святого, в день которого происходило крещение малыша в церкви.

Так на Руси появились дети с именами греческого происхождения: Агафья (в переводе с греческого означает «добрая»), Дмитрий (от имени древнегреческой богини плодородия Деметры), Евдоким («славный»), Ефросинья («радость»), Ирина («мирная», «спокойная»), Ксения («гостеприимная»), Макар («благословенный»), Пантелеймон («милостивый»), Поликарп («плодородный») и др. Отсюда пошла традиция называть детей двойными именами. Например, Владимир-Георгий («Владимир» – старославянское имя, «Георгий» – греческого происхождения).

Защитное имя

Но и на двух – прямом и крестильном - именах для ребенка на Руси не останавливались. Существовало еще и третье имя – защитное. Оно считалось «публичным» и было призвано защищать человека от сглаза, порчи и зависти злых сил. Если мать при рождении малыша называла его нежно Жданом, под этим именем его знали в кругу семьи, но называли так очень редко.

При посторонних ребенка прозывали как-то смешно, иногда даже уничижительно, чтобы не вызывать зависти. Защитных имен было множество и практически все они имени негативный оттенок. Например: Погорелец, Толстой, Тетеря, Хромой, Кудря, Репа, Шило, Висло, Некрас, Злоба и пр.

У славян существовал очень древний обряд, при котором малышу давали защитное имя. Ребенка, названного при рождении «Жданом», отец выносил из избы. Затем он заносил сына назад, и с этих пор малыша при людях именовали «Гнилозубом» или «Кудрей". Так родители защищали свою кровинку от несчастий, болезней и других бед.

До появления христианства на Руси для наречения младенцев использовались древнерусские самобытные имена. По традиции имена отражали черты характера и особенности человека, например, Умник, Хитр, Добр, Храбр, Молчан, Косой, Красава, Кудряш, Черняк, Хромой, Беляй. Иногда сыновей в семье называли в порядке очередности их появления на свет, к примеру: Первый, Второй, Третьяк, Меньшак, Старшой и др. Некоторые имена обозначали род деятельности или профессию, например, Селянин, Кожемяка и др. В древности такие особенности в присвоении имен были у многих народов. Так, индейцы тоже подмечали особенности людей и отражали их в именах: Хитрая Лиса, Орлиный глаз и пр.

С принятием христианства имена закреплялись в специальных церковных календарях. Но и в наши дни можно встретить фамилии, произошедшие от прозвищ: Жук, Кот, Воробей, Волк. С XI по XVII век популярностью стали пользоваться византийско-греческие имена. Свое развитие получила также двух именная система, когда человеку при рождении давали одно имя, а называли по-другому. Широкое распространение в этот период получили имена, состоящие из двух корней, последний из который «–слав». Так появились имена со славянскими корнями: Борислав , Святослав , Ярослав , Вячеслав и имена с византийско-греческими корнями: Мирослав, Станислав , Бронислав и др.

Одно время у славян существовала интересная традиция, когда ребенка нарекали именем, которое знали только близкие родственники, а потом заворачивали ребенка в рогожку и выносили за порог. Таким образом, показывали нечистой силе, что ребенка им подкинули, и он не родной. Затем малышу давали второе имя, чья задача была отпугнуть злых духов. «Зовут Зовуткою, а величают уткою». Этот обряд означал, что человек будет носить неприглядное имя, чтобы никто не смог ему навредить. Свое истинное имя нельзя было говорить никому. В подростковом возрасте проводили второй обряд и тогда ребенку присваивали окончательное имя, которое должно было отражать его уже сформировавшийся характер.

Эта традиция быстро сошла на нет, так как человека называли прозвищем, и его характер менялся соответственно. Смысла в имени-обереге в этой ситуации было мало, так как связи с этим именем человек не имел.

Привычное для нас именование людей по формуле - фамилия, имя, отчество - было введено в начале XVIII века до 1917 г. Тогда же были согласованы списки имен , которые можно выбрать для ребенка, так же появились псевдонимы. В советское время было популярно образовывать новые имена, отражающие события в стране. Это были очень необычные имена, которые носили в основном девочки. Согласитесь, не каждый день встретишь женщину с именем Идея, Октябрина или Искра. Иногда такие имена звучали довольно несуразно, как например девочка с именем Артиллерийская Академия. Однако некоторые имена настолько понравились, что они существуют и по сей день: Лилия , Нинель (Ленин только наоборот),

Доброго времени суток, Надежда Михайловна! С удовольствием познакомилась с Вашим ресурсом! Тема урока актуальна, познавательна, социально направлена, ориентирована на перспективу. Всегда задаюсь вопросом: "Как знания, умения, полученные на уроке, могут пригодиться школьнику в повседневной жизни?" После ознакомления с данным ресурсом у меня такого вопроса не возникло, т.к. урок ориентирован на зону ближайшего развития. Не скрою,я сама систематизировала и расширила знания и представления по данной тематике. Цель, которая поставлена, в полной мере определила логику изучения содержания материала и характер взаимодействия учителя с учениками. Выдержаны этапы урока, в ходе которых формулировались проблемы и способы их решения, развивалось умение работать по плану, умение делать выводы. Прекрасно организовано действие учащихся по принятию цели урока. Были использованы словесно-наглядные, практические, частично-поисковые методы обучения, которые способствовали мотивации, обеспечивали диалог в обучении. Понравился этап актуализации знаний через деятельность с лентой времени. Подобран интересный литературный ряд: с глубоким содержанием и смыслом загадки про имя, отрывок из "Одиссеи" Гомера (здорово, что уже третьеклассники знакомятся с таким серьезным произведением), "Святцы", "Конвенция о правах ребенка", "Толковый словарь русского языка" С.И. Ожегова, рассказ Л. Успенского "Тяжелый случай" (хорошо, что читается подготовленным учеником - это придало правильный эмоциональный настрой для принятия идеи рассказа), который определенно смотивировал на изучение темы. Этап открытия нового знания представлен в виде мини-исследований в группах. Такая форма организации познавательной деятельности способствует обеспечению сотрудничества между учащимися, включению каждого ученика в деятельность по достижению цели. Информация для исследований представлена ёмкая, содержательная, что на мой взгляд, оправданно. Это и элемент опережающего обучения, и обучение на высоком теоретическом уровне. Дети должны сталкиваться с трудностью, уметь извлекать нужную информацию, обобщать её. Учитель предлагает домашнее задание на выбор - это позволит отрефлексировать свою педагогическую деятельность на данном занятии. На уроке прослеживается воспитание у детей самоконтроля за своей деятельностью, дети учатся рефлексировать свои действия. Однако, мне кажется, что прием задавания одних и тех же вопросов каждому ученику не совсем удачный. Дети понимают какой ответ необходим и приспосабливаются - выдают тот, который, как они думают, от них хотят услышать. Много рефлексивных приемов описано в литературе, я бы посоветовала воспользоваться приемом незаконченного предложения, "Синквейн", "Кластер", различными символами и только на добровольной основе. Согласна с коллегами, меня тоже смутил этап мотивации - он смотивировал ребят, но скорее посредством принуждения. Впечатлила презентация - интерактивная, качественная, стильная, которая послужила прекрасным дополнением к уроку. Беру себе на заметку этап выхода на новую тему - учитель грамотно подвел детей к изучению следующей темы; это, безусловно, смотивирует некоторых ребят на подготовительную работу к уроку - кто-то обязательно захочет узнать информацию о своей или других фамилиях.
Урок получился продуктивным! Все подобранные задания способствуют достижению поставленной цели и соответствуют содержанию учебного материала. Надежда Михайловна, спасибо за ресурс! Беру его в свою копилку и посоветую коллегам. Ресурс будет актуален на уроках окружающего мира других УМК, также на уроках литературного чтения, русского языка, кружках исторической, краеведческой направленности.
Желаю Вам дальнейших творческих успехов! C уважением, Наталья Витальевна

Вопрос: по отрывкам из былин предположите, почему у былинных героев такие имена (прозвища). Какие фамилии могли произойти от этих имен, Проанализируйте тексты былин: есть ли среди герое отрицательные? Докажите свой ответ.

Ответ: Фамилии на Руси появились позже чем в Европе и в основном они происходят от отчества одного из предков, от дедичества либо от прозвища и по роду деятельности. Самыми первыми фамилии у нас получили их жители Великого Новгорода, которые первыми переняли этот важный обычай от Литовского княжества. Далее фамилии стали получать московские бояре и князья, а затем эта традиция распространилась примерно в 14-15 веке и по всей Руси. Это касалось только знатных и именитых людей, но до начала 18 века большая часть общего населения России фамилий так и не имела, данная ситуация продолжалась вплоть до 1861 года когда было отменено крепостное право на Руси.

Для того определить человека как члена общества ему давалось прозвище которое было привязано к месту откуда родом человек, или указывало на сословие из которого он происходил. Так же прозвище могли дать и по роду деятельности. Прозвище далее частично перешло в Фамилии. Так же прозвище было привязано к месту и фамилии «Барина» у которого человек был крепостным, чтобы определить его принадлежность.

Богатырь Илья Муромец получил свою фамилию «Муромец» по названию города Муром, к которому принадлежало село Карачарово, в котором он родился.

Богатырь Алеша Попович имел свою фамилию от принадлежности к поповскому сословию, его отец был поп (священнослужитель).

Богатыри положительные герои былин.

Соловей–Разбойник имел прозвище «Разбойник» по виду своего промысла. Жил он не трудом, а тем, что грабил путников и ближайшие селенья. Соловей-Разбойник отрицательный герой.

От сочетания имени и фамилии: Илья Муромец и Алеша Попович могли произойти фамилии: Муромский, Ильин, Попов, Алешин. От прозвища «Соловей-Разбойник» могла произойти фамилия Соловьев.

Вопрос: Вспомни, почему великие князья Ярослав Мудрый и Владимир Красное Солнышко имели такие прозвища. Почему в народе царя Ивана IV называли Грозным?

Ответ: существуют разные версии таких прозвищ великих князей, приведем наиболее соответствующие действительности.

Мудрость была символом жизни Ярослава. Именно в период его правления государство Киевская Русь достигло пика могущества:

Киев превратился в один из крупнейших городов Европы, соперничавший с Константинополем.

Русь достигла широкого международного признания. C семьей киевского князя стремились подружиться и породниться крупнейшие знатные дворы Европы.

Князь был образованным человеком, знавшим несколько иностранных языков и имевшим богатую библиотеку.

Был составлен свода законов «Русская правда» (по мнению некоторых исследователе историков именно за это получил такое прозвище).

Добился утверждения христианства.

Было завершено создание церковной иерархической организации, и Киев стал церковным центром.

Активную энергию народа пытался направить не на войны, а на хозяйственную деятельность, на укрепление веры и духа, поощрение строительства, искусств и ремесел. В этом заключалась его основная мудрость как правителя.

Владимир Красное Солнышко.

Огромное уважение и почитание со стороны простого народа и церкви за щедрость и заботу о простом люде, широкая просветительская деятельность, бесчисленное множество грандиозных сражений и громких завоеваний, скорее всего, и явились основной причиной возникновения такого высокого прозвища, как «Красно солнышко». До наших дней дошли сведения о великолепных пирах, которые устраивались щедрым князем для простого народа, подобные широкие жесты также дают все основания для возникновения подобного названия, ведь «красным солнышком» в 10-11 веке было принято ласково называть любимых и близких людей.

Возможно, подобный эпитет возник во многом благодаря военной славе князя, борца с так называемыми темными силами с помощью богатырей русских и членов своей многочисленной семьи, собранной им под своим покровительством точно так же, как солнце собирает вокруг себя звезды и другие небесные тела.

Почему в народе царя Ивана IV называли Грозным?

Может показаться, что самодержец получил прозвище из-за очень крутого нрава: даже люди, не увлекающиеся историей, слышали о казнях, опричнине и, конечно, об убийстве Иваном его собственного сына, что подвергается большому сомнению Вот народ, вспоминая об ужасах правления царя, и назвал его Грозным.

Но что, если слово «грозный» в старину имело не столь отрицательное значение, как в наши дни? Можно предположить, что «Грозный» - это синоним эпитета «Великий», и призвано подчеркнуть могущество и справедливость государя. А уважать Ивана было за что: он присоединил к Руси Казанские и Астраханские ханства, перевооружил армию и создал стрелецкое войско, укрепил государственную власть, создал Судебник, при нем Ермак совершил свой знаменитый поход в Сибирь. Поэтому народ, вспоминая строгие, но справедливые времена, прозвал царя Грозным. Наконец, у одного из предшественников, а именно у Ивана III, было два прозвища: «Великий» и «Грозный», но ни в каких зверствах замечен он не был.

Так или иначе, каждая из этих версий имеет право на существование, но споры о личности Ивана Грозного длятся уже несколько веков, и не похоже, что им суждено прекратиться.

Домашнее задание: Узнай, что означают имена членов твоей семьи. Какие старинные имена твоего народа ты знаешь? Что они означают?

Ответ: Мою маму зовут Елена, имя греческого происхождения означает «солнечный луч», «светлая как факел».

Папу зовут Владимир, имя славянское, означает «Владеющий миром».

Мое имя Иванна (Иоанна) от древнееврейского "йоханан" - женская форма мужского имени Иван. В переводе с древнееврейского означает «божья благодать» или "бог милует".

когда появились у людей имена и фамилии? и получил лучший ответ

Ответ от? Золотко?[гуру]
Происхождение имен
откуда произошло ваше имяДо введения христианства на Руси одни имена были похожи на прозвища: Хромой, Лапоть, Воропай (грабитель) , другие отражали отношение к родившемуся ребенку: Ждан, Неждан, или порядок их рождения: Первуша, Третьяк, Одинец (единственный). Считалось, что некоторые имена могли отвести от детей беды и болезни, например имена: Горе, Захворай. Отголоски имен-прозвищ сохранились в русских фамилиях: Зайцев, Горяев, Нежданов и т. п.
Христианские имена пришли в X веке из Византии вместе с православием. Регистрация новорожденных детей проводилась только церковью, а имена давались по месяцесловам (святцам) , в которых на каждый день каждого месяца записаны имена святых, почитаемых Русской Православной Церковью. Человек, который получал имя святого, обретал не только его покровительство, но и благодатную близость к нему: "По имени - и "житие".
По окончании Октябрьской революции во время, когда церковь была отделена от государства, регистрацией новорожденных начали заниматься загсы, а родители получили право называть детей как хотели. Тогда то и стали придумывать имена, присущие эпохе: Октябрина, Маркслен, Тракторина. На русскую землю пришли европейские (римско-католические и протестантские) имена: Герман, Жанна, Альберт, Марат, и др. Немного позже стало все больше появляться восточных имен: Земфира, Тимур, Руслан, Зарема. В середине XX века снова стали появляться славянские и древнерусские имена: Лада, Людмила, Владимир, а также скандинавские: Ольга (из Хельга) , Игорь (из Ингвар) .
Большинство имен имеют различное происхождение. В них входит много древнегреческих и древнееврейских имен, а также латинских, скандинавских и немецких имен. Многие имена позаимствовали из языков народов Востока. Так как они появились в русском языке давно, то стали всем привычными. Проходят времена, меняется мода на имена, все меньше людей - родителей называют детей старыми славянскими именами, но, как и раньше, имена несут в себе много информации и влияют на судьбу человека. Выбирая имя своему малышу, проанализируйте, какими соображениями вы руководствуетесь: традиционностью, народностью имени, красотой звучания или удобством в произношении и совместимостью с отчеством. Нарекая вашего ребенка, проявите мудрость и не забудьте об эстетических критериях.
История происхождения фамилии
В последнее время среди многих людей наметилась тенденция: многие хотят узнать свое генеалогическое дерево. Еще с древних времен люди стремятся к сохранению памяти о своих предках.
Раньше имена и сведения о родственниках передавались из уст в уста, от дедов к внукам. Потом родственные связи стали изображать в виде дерева, так появился термин: родовое дерево.
Появилась особая наука, изучающая происхождение, историю и родственные связи людей, а также занимающаяся составлением родословных, названная генеалогией. Вследствие этого появился термин генеологическое дерево.
Составление родословной позволяет досконально изучить происхождение рода. И это как никогда актуально. Если задуматься, то каждый из нас придет к мысли, что ему важно знать, кто его предки, какова его родословная. Для подробного изучения своего происхождения необходимо всего лишь составить родословное дерево.
Родословное древо обычно состоит из легенды происхождения рода и перечисления всех членов рода по поколениям. Чаще всего выделяют два вида родословий: восходящее и нисходящее. Восходящее гениалогическое дерево идет от потомка к его предкам, а нисходящее генеологическое древо
– от предка к его потомкам.
Для составления родословной в первую очередь нужно обратиться к своим старшим родственникам - родителям, бабушкам, дедушкам, в общем, ко всем по возможности. Именно у них можно узнать максимальное количество информации о том, каково происхождение фамилии, об истории родов.


Top