Пастернак Леонид Осипович: картины, биография. Леонид пастернак Леонид осипович пастернак биография

Если назвать фамилию Пастернак, то, скорее всего, большинство людей по ассоциации продолжат – Борис. Имя Бориса Леонидовича Пастернака известно в России любому культурному человеку. По крайней мере, знакомому со школьной программой по литературе. И знают Пастернака прежде всего как поэта. А вот отец нобелевского лауреата Леонид Осипович Пастернак – человек ничуть не меньших талантов и известности, правда, в другой области искусства.

Леонид Пастернак: рисовать вопреки

На вопрос «Как вам живется?» он отвечал: «Я не живу, я рисую». Поэтому, наверное, и смог пройти через подавление родителей, вплоть до физического уничтожения рисунков. Леонид Осипович Пастернак родился 22 марта 1862 года в Одессе, в бедной еврейской семье (хотя, согласно фамильному преданию, среди предков числись и весьма известные средневековые деятели – философ и политик дон Исаак Абрабанель и его сын поэт Иегуда). Осип Постернак (именно так изначально писалась фамилия) содержал постоялый двор на окраине, его жена Лия несла на себе заботы о хозяйстве. Они понимали счастье и успех сына по-своему и хотели, чтобы «он вышел в люди». Иначе говоря, получил «нормальную еврейскую профессию» — стал бы медиком или юристом.

Но Леонид оказался человеком – хотя пока и маленьким – но уже с характером. Так что бросать рисование он и не думал, и все равно находил пути выхода своей творческой энергии. Например, расписывал стены угольком. (Казалось бы, ничего особенного, мало ли кто из мальчишек не рисовал на стенах? Но тут есть повод лишний раз подумать о талантах детишек и присмотреться к юным художникам, певцам, актерам, фокусникам и т.д. внимательнее.)

В семь лет он получил первый заказ. От дворника, который жил неподалеку. Тот попросил мальчика сделать несколько картин про охоту. Мастер заказ выполнил, а дворник, которого художник впоследствии шутливо называл «моим первым Лоренцо Медичи», остался доволен. И даже заплатил «солидный» гонорар в размере пяти копеек. Правда, за каждое «полотно».

В 1881 Леонид окончил Одесскую гимназию, и уже на следующий год попытался поступить в Московское училище живописи, ваяния и зодчества. Однако вакансия уже оказалась занята — и не кем-нибудь, а дочерью Льва Толстого Татьяной. При этом Пастернак уже учился на медицинском факультете Московского университета – наверное, это можно назвать данью желаниям родителей. Оттуда он вскоре перевелся на юридический факультет, а в 1883 году поступил в Мюнхенскую королевскую академию художеств, которую и окончил по натурному классу, притом экстерном.

Вернувшись на родину, Леонид Осипович стал счастливым супругом талантливой пианистки Розалии Кауфман.

А через год в семье Пастернаков родился сын – Борис. Затем – сын Александр и две дочери, Лидия и Жозефина. Все они выросли людьми талантливыми, высококультурными. Но именно Борису Леонидовичу Пастернаку суждено было завоевать всемирное признание, превосходящее известность отца.

Борис Пастернак: путь к поэзии

Дети в семье Пастернаков росли в атмосфере высочайшей и несколько ортодоксальной, свойственной, скорее, 19 веку, культуры. Мать – замечательный музыкант, отец – прекрасный художник. Друзья семьи – чего стоит одно перечисление имен — Лев Толстой, Сергей Рахманинов, Райнер Мариа Рильке и многие другие выдающиеся люди. Все это, разумеется, формировало внутренний мир того юноши, который вскоре станет одним из главных поэтов 20 века.

Когда родителям кажется, что стихи, рисунки, музыкальные занятия их ребенка – только лишь хобби, которое скоро пройдет и забудется, а получить серьезную профессию необходимо – такая ситуация, согласитесь, встречается настолько часто, что ее, пожалуй, можно считать нормой. Родители Леонида Пастернака желали своему сыну добра, и вряд ли их можно винить за то, что они препятствовали увлечению будущего художника. Иной вариант, когда родные всерьез принимают творческие искания ребенка, является, скорее, исключением. И чаще всего мы видим такой подход в семьях, где сами родители – художники в широком смысле слова. Так и воспитывался Борис Пастернак. Отец и мать хотели, чтобы сын нашел свое место в жизни и был счастлив. И они всячески поощряли его увлечения – во всем их творческом многообразии.

До того как сознательно и бесповоротно определиться с выбором творческого пути, Борис поступает в Московскую консерваторию. Здесь тоже не обходится без семейных связей – в данном случае, речь идет о Скрябине, близком друге Леонида Осиповича. Но вскоре будущий поэт оставляет мысли о музыкальной карьере, несмотря, как говорится, «на все данные». Он становится студентом историко-философского факультета Московского университета. А в 1913 году он отправляется в Марбург, где изучает философию уже под началом профессора Когена, главы Марбургской неокантианской школы. Однако увлечение философией тоже продолжается недолго, Борис влюбляется, возвращается в Москву и осознает себя, наконец, лириком – более, нежели логиком.

В следующем же году выходит первый поэтический сборник Пастернака «Близнец в тучах», поэт знакомится с Маяковским и другими футуристами, оканчивает университет и полностью отдается литературной деятельности.

И все-таки, как поется в одной хорошей песне, «ничто на земле не проходит бесследно» — и философии, и тем более музыке в поэзии и прозе Бориса Пастернака всегда будет отводиться важное место. Об этом еще напишут критики и литературоведы – от Марины Цветаевой до Дмитрия Быкова.

Многое досталось Борису от матери – умение жить искусством и в искусстве, творческая и жизненная самоотдача.

С отцом можно найти немало общих черт в творчестве. Художник Леонид Пастернак старался запечатлеть мгновение, это был один из основных его методов, во многом сформировавшихся под влиянием опыта импрессионизма. Он делал зарисовки буквально «на ходу». По сути, поэт Борис Пастернак в своих текстах делал то же самое. Из некой последовательности метафор и образов «чем случайней, тем вернее» получался эффект как бы мгновенного кадра, который можно в подробностях рассмотреть. Некоторая импрессионистская «фотографическая» смазанность, рождаемая быстрым движением «камеры», также роднит кисть Леонида Осиповича и слово Бориса Леонидовича.

Поэт-отец: «ребячества пришлось на время бросить…»

В 1921 году Леонид Пастернак с женой и дочерьми уезжают из Советской России. Как они думали – на время, для лечения. Как оказалось – навсегда. Они живут в Мюнхене, где художник переносит глазную операцию и много пишет. В тридцатые к власти приходят нацисты, нормальная творческая жизнь быстро становится невозможной, и в 1935 Леонид Осипович перебирается в Оксфорд, где его уже ждет дочь Лидия, вышедшая замуж за англичанина. Сыновья Борис и Александр остаются на Родине.

Вскоре после отъезда родителей, Пастернак женится на Евгении Лурье, талантливой портретистке. Брак их продлился недолго, но в этом браке в сентябре 1923 появился на свет первенец поэта — Евгений. Отец был очень счастлив, в чем признавался в дневниках, письмах, разговорах. Хотя, опять же, по собственным уверениям, был еще не готов к отцовству.

«Я бедствовал. У нас родился сын.
Ребячества пришлось на время бросить.
Свой возраст взглядом смеривши косым,
Я первую на нем заметил проседь», — писал об этом времени Пастернак в своем романе в стихах «Спекторский».

Мальчик рос очень похожим на отца – сходство было буквально портретное, более того, сын походил на Бориса Леонидовича и голосом, и даже почерком. Отношения у них складывались доверительные, близкие, и сын стал настоящим другом для отца, а впоследствии и вдумчивым исследователем отцовского творчества, автором множества работ, связанных с биографией и литературным наследием Пастернака.

В 1931 году Пастернак женится вновь, на сей раз его избранница — Зинаида Николаевна Нейгауз, которая в 1938 году подарила Борису еще одного наследника – Леонида. Беременность пришлась на тяжелое и жуткое время зимы «большого террора».

«Но мальчик родился, милый, здоровый и, кажется, славный. Он умудрился появиться на свет в новогоднюю ночь с последним, двенадцатым ударом часов, почему, по статистике родильного дома и попал сразу в печать, как «первый мальчик 1938 года, родившийся в 0 часов 1 января». Я назвал его в твою честь Леонидом», – писал Борис отцу (6 января 1938, Москва).

Отношения со вторым сыном у Бориса Леонидовича были, может быть, даже более нежными, внимательными, чуткими. Сложно судить, каким он был отцом, но по воспоминаниям детей ясно одно – папу они любили, уважали, интересовались им. И это было взаимно.

Поэт-сын: «Я писал папе…»

Из писем того времени многое можно понять о Борисе Пастернаке – и как сыне, и как отце. Причем внимание Бориса Леонидовича и Леонида Осиповича относится не только к творческой, но и к обыденной стороне жизни друг друга.

Вот характерные выдержки из письма Бориса Пастернака отцу, датированного одним из последних мирных дней 1941 года, 19 июня.

«Дорогой папа!

<…>Изображенный на карточке - твой внук и тезка Лёня, самое робкое, удивительное и ранимое существо из всех, когда-либо мной виденных, главная страсть которого - рисование и который на вопрос: “Кто лучше всех рисует? ” показывает пальцем на твои великолепные графические и масляные эскизы на стене и отвечает “Мой дедушка”.

<…>Среди прочих забот я занят “Ромео и Джульеттой”, половина которой уже сделана мной по-русски. Не суди “Гамлета” слишком строго. Тебе, привыкшему к хорошим старым переводам, он никогда не понравится.

А теперь, до свиданья! Не мучай себя частым писанием писем. С нас достаточно, как и прежде, твоих телеграмм. Прости меня, если я чем-нибудь огорчил тебя своими словами.
<…>Нежно тебя целую.

Твой Боря».

Леонид Осипович Пастернак ушел из жизни 31 мая 1945 года, в возрасте 83 лет. Борис Леонидович узнал об этом из телеграммы, которая пришла в ответ на его безуспешные попытки выяснить судьбу своего письма отцу.

Он прислал оставшимся в Оксфорде родным телеграмму, в которой помимо прочего были такие слова:

«Как пережить невозвратимую потерю и мрачную бесцветную жизнь без этого удивительного большого человека, художника и жизненного примера. Бедный, бедный, дорогой папа».

(перевод с английского)

Когда-то Борис Пастернак написал об отце так:

«Папа! Но, ведь это море слез, бессонные ночи и, если бы записать это, – тома, тома, тома. Удивленье перед совершенством его мастерства и дара, перед легкостью, с которой он работал (шутя и играючи, как Моцарт) перед многочисленностью и значительностью сделанного им, – удивленье тем более живое и горячее, что сравнения по всем эти пунктам посрамляют и унижают меня. Я писал ему, что не надо обижаться, что гигантские его заслуги не оценены и в сотой доле, между тем как мне приходится сгорать от стыда, когда так чудовищно раздувают и переоценивают мою роль… Я писал папе…, что, в конечном счете, торжествует все же он, он, проживший такую истинную, невыдуманную, интересную, подвижную, богатую жизнь, частью в благословенном своем XIX веке, частью – в верности ему, а не в диком, опустошенном нереальном и мошенническом двадцатом…»

Лучшего свидетельства об отношениях «отцов и детей» в семье Бориса Пастернака, наверное, не стоит искать.

"...гигантские его заслуги не оценены и в сотой доле"

Ему позировали Рубинштейн и Скрябин, Толстой и Горький, Мечников и Эйнштейн.
Он славился как блестящий портретист и мастер иллюстрации.
Его картины хранят крупнейшие музеи мира и сотни коллекционеров.


Однако долгие десятилетия имя Леонида Осиповича Пастернака было забыто.
Возможно гениального отца заслонила тень гениального сына — поэта Бориса Пастернака.

Леонид Пастернак Борис и Александр

Борис Пастернак писал об отце:
«Папа!» Но, ведь, это море слез, бессонные ночи и,если бы записать это,
— тома, тома, тома. Удивленье перед совершенством его мастерства и дара, перед
легкостью, с которой он работал (шутя и играючи, как Моцарт) перед многочисленностью
и значительностью сделанного им, — удивленье тем более живое и горячее, что
сравнения по всем эти пунктам посрамляют и унижают меня. Я писал ему, что не надо
обижаться, что гигантские его заслуги не оценены и в сотой доле, между тем как
мне приходится сгорать от стыда, когда так чудовищно раздувают и переоценивают
мою роль… Я писал папе…, что,в конечном счете, торжествует все же он, он,
проживший такую истинную, невыдуманную, интересную, подвижную, богатую жизнь,
частью в благословенном своем XIX веке, частью — в верности ему, а не в диком,
опустошенном нереальном и мошенническом двадцатом…"

Леонид Пастернак Портрет Бориса Пастернака на фоне Балтийского моря 1910

Леонид Пастернак Автопортрет

Леонид Пастернак родился в апреле 1862 года в Одессе. Он был младшим ребенком в
большой еврейской семье. Видимо, от избытка чувств родители нарекли его сразу
двумя именами — Абрам и Исаак. Однако дома звали исключительно Леонидом.
По этому поводу, художнику даже приходилось объяснительные писать в официальных
учреждениях. Кстати, фамилия первоначально звучала не Пастернак, а Постернак.

Постернак-старший держал постоялый двор,мать вела хозяйство, была неграмотной,но
умной и волевой женщиной. Пастернаки считали, что ведут свой род от Абарбанелей.
Это одна из старейших и самых уважаемых еврейских семей, которая происходит от царя Давида

Родители мечтали, что сын станет «аптекарем,или лекарем, или, на худой конец,
„ходатаем по делам“» — как позже вспоминал художник. Но более всего мальчик
стремился рисовать,причем делать это приходилось тайком от папы с мамой.
Наиболее доступный инструмент - уголь.
Первый успех и заказ пришел в шесть лет. Дворник поручил талантливому мальчугану
набросать углем несколько картин на охотничьи темы. Заказчик платил по пять
копеек за каждую картину и украсил ими дворницкую. Впоследствии Леонид Пастернак
назовет этого дворника «мой Лоренцо Медичи». Кстати, любовь к зарисовкам углем
и карандашом останется у Леонида Пастернака на всю жизнь.

Леонид Пастернак Портрет Шаляпина 30.12.1913

Б. Л. Пастернак

Родители хотели видеть сыном медиком или юристом. Леонид Пастернак поступает в
Московский университет на медицинский факультет. Тут бы ему позавидовал сам
Микеладжело. Но то, что привлекало великого скульптора, отталкивало нашего героя —
анатомичка. Леонид Пастернак не смог преодолеть отвращение к трупам, но ту часть
анатомии, которая нужна художнику, он изучил. Затем перевелся на юридический
факультет Московского университета, а затем и вовсе в Одесский, а точнее
Новороссийский университет. Одесский университет (единственный в империи) давал
право студентам выезжать за границу. Пастернак этим правом воспользовался и
отправился поступать по конкурсу в Мюнхенскую королевскую академию. И прошел
под первым номером! Учился в классе знаменитого рисовальщика Людвига фон Хертериха.

Автопортрет профессора Людвига фон Хертериха.

Его эксперименты в рисовании были настолько хороши, что учитель их не поправлял
и разрешил забрать домой. В Москве работы Пастернака сразу расхватали коллекционеры.
Мюнхенскую академию художеств Пастернак окончил с золотой медалью и в том же году
получил диплом юриста — экстерном.

Следующий этап жизни молодого художника — служба в армии. Год. Первый большой холст
написан под впечатлением от армии. Картину «Письмо с родины», еще не завершенную
— прямо с мольберта, — приобрел Павел Михайлович Третьяков для своей знаменитой галереи.

Леонид Пастернак Вести с родины

Леонид Пастернак женился на знаменитой пианистке Розе Кауфман. Молодая семья
обосновалась в Москве, через год родился первенец — будущий лауреат Нобелевской
премии, писатель Борис Пастернак. Затем на свет появились сын Александр и две
дочери, Жозефина и Лидия.

Лидия и Жозефина, дочери Леонида Пастернака, 1908 год

Семейные портреты и зарисовки стали излюбленной темой Леонида Пастернака. Они
передавали атмосферу тепла и уюта, царящую в семье, еще и прекрасно продавались.
Про Леонида Пастернака шутили, что его дети «кормят» родителей!

Леонид Пастернак Две женщины 1930-е

Пастернак первым из русских художников назвал себя импрессионистом. При этом, как
отмечает искусствовед Елизавета Плавинская, он не опасался прохладного отношения
к импрессионизму передвижников, которые программно ставили правду выше красоты.

«Он был более модернист, чем они и чем Репин. Он позволял себе быстрые
обобщения и приблизительные текучие контуры в духе парижских голландцев, а
также резкие превращения линии в пятно, что было не по зубам тому же Репину,
незнакомому с мюнхенской школой. А своим немецким товарищам Пастернак не
уступал во владении колоритом, умея добиться свечения в интерьере мягкого и
цветного, как у импрессионистов, и драматичного, в духе основательно
подзабытого всеми караваджизма»,

— писала Плавинская.
Кстати, товарищество передвижников в Москве Пастернака в свои ряды не приняло.

Леонид Пастернак Дама с двумя детьми в лодке

Тем не менее, именно на выставке передвижников в 1893 году произошла знаковая встреча.
Лев Толстой остановился около картины Пастернака «Дебютанка» и ему представили автора
работы.
«Да, да, я знаю это имя. Я слежу за его работами» , — сказал Толстой.

Пастернаки стали частыми гостями Толстого как в Москве, так и в Ясной Поляне.
В результате родилась серия портретов великого писателя, кроме того, Пастернак
стал одним из лучших иллюстраторов произведений Л. Н. Толстого. Его иллюстрации
к роману «Воскресение» экспонировались в 1900 году в Русском павильоне на Всемирной
выставке в Париже, где удостоились медали. Многие зарисовки из «толстовской серии»
попали в Третьяковскую галерею. Пастернака иногда называют«зеркалом» Льва Николаевиа.
К слову, в Музее Толстого хранится 200 работ Леонида Пастернака, 36 портретов
графа и иллюстрации к его произведениям.

Леонид Пастернак Толстой

Картину Пастернака «Студенты» приобрел Люксембургский музей в Париже.

«Факт знаменательный, — писала одесская пресса. — Люксембург
— один из первых художественных музеев в мире. Сюда может попасть только очень
большой художник,и то, если он француз. Картин, принадлежащих иностранцам, в
Люксембурге всего несколько. Русских картин ни одной».

Таким образом, «Студенты» Пастернака стали первой русской картиной в знаменитом музее.

Леонид Пастернак Ночь перед экзаменом 1895

Леонид Осипович написал серию портретов Альберта Эйнштейна. Они познакомились
в Берлине в советском посольстве. Туда ходили послушать концерт, лекцию, посмотреть
короткий театральный спектакль или принять участие в непринужденном общении.
Однажды в этом посольстве Роза Пастернак играла на пианино, и кто-то спросил ее,
не могла ли бы она сопровождать Эйнштейна. Однако Эйнштейн воспротивился.
Он сказал:
«Я не рискну выступать после такой искусницы!».
«Все же мама его уговорила. И он действительно играл, а она аккомпанировала
ему. А отец это зарисовал. И так возник лист, где нарисован играющий
на скрипке Эйнштейн»,
— вспоминала Лидия, дочь Пастернака.
Эйнштейн и Пастернак долгие годы поддерживали связь. Результатом стала серия
портретов великого ученого.

Историю не перепишешь: Леонид Пастернак считается одним из основателей ленинианы.
Он первым из художников академического направления запечатлел Ленина и других вождей
революции, делая зарисовки на съездах, в президиумах и конгрессах.

Правда, впоследствии многие из этих портретов,как и их модели, были уничтожены
новой властью.

Леонид Пастернак с супругой и дочерьми в 1921 году отправился в Германию,по
официальной версии — на лечение. Неофициально шутили, что после написания ряда
портретов лидеров революции он решил держаться от них подальше. Пастернак много
работает. В 1923-м вышел в свет очерк Пастернака «Рембрандт и еврейство в
его творчестве», и опять следуют десятки портретов.

Рембрандт Ван Рейн Еврейская невеста

Леонид Пастернак Still life with peaches and black grapes 1930-е

Однако в 1938 году из фашистской Германии пришлось бежать. Почти весь тираж его
книги, куда вошли и воспоминания о Толстом, уничтожили нацисты. Его юбилейную
выставку запретили. Леонид Осипович собирался вернуться в Москву, но перед тем
решил навестить свою младшую дочь Лидию, уже жившую в Оксфорде. Из-за войны
художнику пришлось остаться в Англии. 31 мая 1945 года он умер в Оксфорде.
2 мая 1999 года в доме на севере Оксфорда, где жил русский художник, был открыт
музей Леонида Пастернака.

Леонид Осипович Пастернак - разносторонняя и очень талантливая личность. Он сумел передать свой дар и творческие способности своим детям, среди которых был всемирно известный писатель Борис Пастернак - автор гениального романа «Доктор Живаго».

Детство будущего художника, графика, иллюстратора и писателя прошло в Одессе, в большой еврейской семье с шестью детьми. Отец Леонида, которого тогда еще звали Аврум Ицхок-Лейб Пастернак (или Постернак, такое написание встречается в нескольких исторических документах), да и вся семья, не одобрял увлечения мальчика из еврейской семьи искусством, но и не препятствовал ему. В те времена Одесса была одним из немногих крупных городов Российской Империи, где евреи могли свободно проживать и заниматься бизнесом, поэтому в их среде особенно процветала коммерция. Дед Леонида, Кива-Ицхок, был одним из тех людей, кто основал еврейское погребальное братство в Одессе.

Но мальчик несомненно был талантлив и безмерно увлечен своим искусством, поэтому не пошел по стопам предков и начал обучение в рисовальной школе, впоследствии ставшей знаменитым художественным училищем имени М. Грекова. Однако к будущей профессии он пришел не сразу, попытавшись найти себя в медицине (Московский университет, 2 года) и юриспруденции (одесский Новороссийский университет, с 1883 по 1885 год). Даже в годы учебы он не оставлял своего увлечения живописью и вскоре осознал, что именно ею он и хочет в дальнейшем заниматься.

Уровень его мастерства был настолько высок, что одно из полотен оказалось приобретенным . После этого Пастернак решил переехать на жительство в , где он успешно женился и обзавелся семьей. Всего в семье родилось четверо детей - двое сыновей и две дочери.

Художественная карьера Пастернака в Москве благополучно развивается. Он становится участником регулярных выставок передвижников, членом знаменитого объединения «Мир искусства». В течение десятилетия в 1880 года преподает в Училище изящных искусств Гунста А.О., в 1894 году его приглашают на работу в Московское училище живописи, ваяния и зодчества, которое впоследствии стало знаменитым на всю страну ВХУТЕМАСом. Интересно, что при согласии на преподавании Пастернак специально указал, что креститься в православие не намерен. Но имя все-таки использовал не то, что ему дали при рождении родители.

Революцию он воспринял сдержанно, но не принял. В 1921 году Пастернак с дочками и женой уехал на операцию в Германию и больше на родину уже не вернулся. Во время жизни за границей он создал известные портреты знаменитых людей, например, Альберта Эйнштейна, Райнера Марии Рильке и Джона Осборна. В 1924 году ему довелось попасть в экспедицию в Палестину, которая вела историко-этнографические исследования. За год до этого он написал и издал книгу «Рембрандт и еврейство в его творчестве».

Когда жизнь в Германии из-за прихода к власти нацистов стала опасной для евреев, Пастернак покинул в 1938 году страну и поселился в Великобритании, в Оксфорде, где и скончался в 1945 году.

Заслуги художника оценены в Израиле - его имя носит одна из улиц Тель-Авива. В Одессе открыта мемориальная доска в честь талантливого уроженца города.

Аврум Ицхок-Лейб Пастернак родился 22 марта (3 апреля) 1862 года в еврейской семье в Одессе, в доме гласного городской Думы М. Ф. Унтилова по Херсонской улице, 20. Его отец, Иосиф (Осип) Кивович Постернак, арендовал восемь номеров гостиницы в доме № 9 по Рождественской улице на Слободке («постоялый дом Груздьева»), куда переехала вся семья, когда будущий художник был ещё ребёнком. Дед, Кива-Ицхок Постернак, был одним из основателей одесского еврейского погребального братства (хевра кадиша ).

Помимо него в семье было пять детей. В раннем детстве проявил любовь к рисованию, хотя родители поначалу не одобряли этого увлечения. С по гг. Леонид учился в одесской рисовальной школе , однако окончательно избрал карьеру художника не сразу. В 1881 г. он поступил в Московский университет и два года занимался на медицинском факультете. В г. перевёлся в Новороссийский университет (Одесса) и там учился на юридическом факультете до 1885 года (в списках студентов за 1883-1884 академический год и в списках выпускников за 1885 год значится как Ицхок По стернак ).

Параллельно с университетской учёбой Пастернак продолжал заниматься живописью. В 1882 г. он занимался в московской школе-студии Е. С. Сорокина. В середине 1880-х также занимался в Мюнхенской академии художеств , где учился у Гертериха и Лицен-Мейера, кроме того, брал уроки офорта у И. И. Шишкина .

После приобретения его картины «Письмо из дому» П. М. Третьяковым для Третьяковской галереи Пастернак решает переехать в Москву , где в г. женится на пианистке Розалии Исидоровне (Райце, или Розе, Срулевне) Кауфман, работавшей до этого преподавателем по классу фортепиано в Одесской музыкальной школе Русского музыкального общества (в синагогальной записи о рождении первого сына Бориса в 1890 году значится уже как Исаак Иосиев По стернак ).

Участвует в ежегодных выставках передвижников . Член объединения «Мир искусства ». В конце 1880-х - начале 1890-х годов служит преподавателем в Училище изящных искусств художника-архитектора А. О. Гунста . В г. Пастернак получает приглашение преподавать в Московском училище живописи, ваяния и зодчества (впоследствии - ВХУТЕМАС) и принимает его, специально оговорив, что не будет креститься.

Семья

Книги

  • Л. Пастернак . Рембрандт и еврейство в его творчестве. Берлин: Издательство С. Д. Зальцмана, 1923 (на русском языке); Берлин: Явне, 1923 (на иврите).

Работы

  • За работой. Этюд. Масло
  • Портрет А. Г. Рубинштейна (1886),
  • Иллюстрации к роману Л. Н. Толстого «Война и мир»
  • Иллюстрации к роману Л. Н. Толстого «Воскресение». 1899
  • Иллюстрации к драме «Маскарад» М. Ю. Лермонтова (1891),
  • Иллюстрации к поэме М. Ю. Лермонтова (1891)
  • «Заседание совета преподавателей Московского училища живописи, ваяния и зодчества» (1902)
  • Л. Н. Толстой с семьёй в Ясной Поляне (1902)
  • «Вести с родины»,
  • Портрет С. С. Шайкевича
  • Портрет А. Б. Высоцкой. 1912. Пастель
  • Портрет М.Горького (1906),
  • Портрет А. Н. Скрябина (1909),
  • Портрет Ил. М. Мечникова (1911),
  • Портрет Вяч. Иванова (1915)
  • Уроки музыки. 1909. Пастель

    Pasternak leo tolstoy.jpg

    Лев Толстой

    Pasternakluchsolnzaint.jpg

    Солнечный луч

    Pasternak VyachIvanov Berdyaev Bely.jpg

    Вячеслав Иванов, Лев Кобылинский-Эллис, Николай Бердяев и Андрей Белый

    Pasternakvorobyovygory.jpg

    Золотая осень. Воробьевы горы.

    Pasternak boris alex.jpg

    Сыновья Борис и Александр

    Pasternak Apples.jpg

    Сбор яблок (1918)

    Pasternak-rilke.jpeg

    Райнер-Мария Рильке

    Ошибка создания миниатюры: Файл не найден

    Он будет ждать (Старый еврей)

Внешние изображения
иллюстрации к роману "Воскресенье "
(Л.Н. Толстой)
img0.liveinternet.ru/images/attach/b/0/22396/22396279_06Utro_Nehludova.jpg
img0.liveinternet.ru/images/attach/b/0/22396/22396383_08V_teatre.jpg
img0.liveinternet.ru/images/attach/b/0/22396/22396457_10V_koridore_suda.jpg

Напишите отзыв о статье "Пастернак, Леонид Осипович"

Примечания

Ссылки

  • на «Родоводе ». Дерево предков и потомков
  • на сайте Руниверс
  • «Борис Пастернак. Жизнь замечательных людей.» Книга Дм. Быкова содержит много интересных сведений про отца поэта.

Отрывок, характеризующий Пастернак, Леонид Осипович

– Посмотри, Наташа, как ужасно горит, – сказала Соня.
– Что горит? – спросила Наташа. – Ах, да, Москва.
И как бы для того, чтобы не обидеть Сони отказом и отделаться от нее, она подвинула голову к окну, поглядела так, что, очевидно, не могла ничего видеть, и опять села в свое прежнее положение.
– Да ты не видела?
– Нет, право, я видела, – умоляющим о спокойствии голосом сказала она.
И графине и Соне понятно было, что Москва, пожар Москвы, что бы то ни было, конечно, не могло иметь значения для Наташи.
Граф опять пошел за перегородку и лег. Графиня подошла к Наташе, дотронулась перевернутой рукой до ее головы, как это она делала, когда дочь ее бывала больна, потом дотронулась до ее лба губами, как бы для того, чтобы узнать, есть ли жар, и поцеловала ее.
– Ты озябла. Ты вся дрожишь. Ты бы ложилась, – сказала она.
– Ложиться? Да, хорошо, я лягу. Я сейчас лягу, – сказала Наташа.
С тех пор как Наташе в нынешнее утро сказали о том, что князь Андрей тяжело ранен и едет с ними, она только в первую минуту много спрашивала о том, куда? как? опасно ли он ранен? и можно ли ей видеть его? Но после того как ей сказали, что видеть его ей нельзя, что он ранен тяжело, но что жизнь его не в опасности, она, очевидно, не поверив тому, что ей говорили, но убедившись, что сколько бы она ни говорила, ей будут отвечать одно и то же, перестала спрашивать и говорить. Всю дорогу с большими глазами, которые так знала и которых выражения так боялась графиня, Наташа сидела неподвижно в углу кареты и так же сидела теперь на лавке, на которую села. Что то она задумывала, что то она решала или уже решила в своем уме теперь, – это знала графиня, но что это такое было, она не знала, и это то страшило и мучило ее.
– Наташа, разденься, голубушка, ложись на мою постель. (Только графине одной была постелена постель на кровати; m me Schoss и обе барышни должны были спать на полу на сене.)
– Нет, мама, я лягу тут, на полу, – сердито сказала Наташа, подошла к окну и отворила его. Стон адъютанта из открытого окна послышался явственнее. Она высунула голову в сырой воздух ночи, и графиня видела, как тонкие плечи ее тряслись от рыданий и бились о раму. Наташа знала, что стонал не князь Андрей. Она знала, что князь Андрей лежал в той же связи, где они были, в другой избе через сени; но этот страшный неумолкавший стон заставил зарыдать ее. Графиня переглянулась с Соней.
– Ложись, голубушка, ложись, мой дружок, – сказала графиня, слегка дотрогиваясь рукой до плеча Наташи. – Ну, ложись же.
– Ах, да… Я сейчас, сейчас лягу, – сказала Наташа, поспешно раздеваясь и обрывая завязки юбок. Скинув платье и надев кофту, она, подвернув ноги, села на приготовленную на полу постель и, перекинув через плечо наперед свою недлинную тонкую косу, стала переплетать ее. Тонкие длинные привычные пальцы быстро, ловко разбирали, плели, завязывали косу. Голова Наташи привычным жестом поворачивалась то в одну, то в другую сторону, но глаза, лихорадочно открытые, неподвижно смотрели прямо. Когда ночной костюм был окончен, Наташа тихо опустилась на простыню, постланную на сено с края от двери.
– Наташа, ты в середину ляг, – сказала Соня.
– Нет, я тут, – проговорила Наташа. – Да ложитесь же, – прибавила она с досадой. И она зарылась лицом в подушку.
Графиня, m me Schoss и Соня поспешно разделись и легли. Одна лампадка осталась в комнате. Но на дворе светлело от пожара Малых Мытищ за две версты, и гудели пьяные крики народа в кабаке, который разбили мамоновские казаки, на перекоске, на улице, и все слышался неумолкаемый стон адъютанта.
Долго прислушивалась Наташа к внутренним и внешним звукам, доносившимся до нее, и не шевелилась. Она слышала сначала молитву и вздохи матери, трещание под ней ее кровати, знакомый с свистом храп m me Schoss, тихое дыханье Сони. Потом графиня окликнула Наташу. Наташа не отвечала ей.
– Кажется, спит, мама, – тихо отвечала Соня. Графиня, помолчав немного, окликнула еще раз, но уже никто ей не откликнулся.
Скоро после этого Наташа услышала ровное дыхание матери. Наташа не шевелилась, несмотря на то, что ее маленькая босая нога, выбившись из под одеяла, зябла на голом полу.
Как бы празднуя победу над всеми, в щели закричал сверчок. Пропел петух далеко, откликнулись близкие. В кабаке затихли крики, только слышался тот же стой адъютанта. Наташа приподнялась.
– Соня? ты спишь? Мама? – прошептала она. Никто не ответил. Наташа медленно и осторожно встала, перекрестилась и ступила осторожно узкой и гибкой босой ступней на грязный холодный пол. Скрипнула половица. Она, быстро перебирая ногами, пробежала, как котенок, несколько шагов и взялась за холодную скобку двери.
Ей казалось, что то тяжелое, равномерно ударяя, стучит во все стены избы: это билось ее замиравшее от страха, от ужаса и любви разрывающееся сердце.
Она отворила дверь, перешагнула порог и ступила на сырую, холодную землю сеней. Обхвативший холод освежил ее. Она ощупала босой ногой спящего человека, перешагнула через него и отворила дверь в избу, где лежал князь Андрей. В избе этой было темно. В заднем углу у кровати, на которой лежало что то, на лавке стояла нагоревшая большим грибом сальная свечка.
Наташа с утра еще, когда ей сказали про рану и присутствие князя Андрея, решила, что она должна видеть его. Она не знала, для чего это должно было, но она знала, что свидание будет мучительно, и тем более она была убеждена, что оно было необходимо.
Весь день она жила только надеждой того, что ночью она уввдит его. Но теперь, когда наступила эта минута, на нее нашел ужас того, что она увидит. Как он был изуродован? Что оставалось от него? Такой ли он был, какой был этот неумолкавший стон адъютанта? Да, он был такой. Он был в ее воображении олицетворение этого ужасного стона. Когда она увидала неясную массу в углу и приняла его поднятые под одеялом колени за его плечи, она представила себе какое то ужасное тело и в ужасе остановилась. Но непреодолимая сила влекла ее вперед. Она осторожно ступила один шаг, другой и очутилась на середине небольшой загроможденной избы. В избе под образами лежал на лавках другой человек (это был Тимохин), и на полу лежали еще два какие то человека (это были доктор и камердинер).
Камердинер приподнялся и прошептал что то. Тимохин, страдая от боли в раненой ноге, не спал и во все глаза смотрел на странное явление девушки в бедой рубашке, кофте и вечном чепчике. Сонные и испуганные слова камердинера; «Чего вам, зачем?» – только заставили скорее Наташу подойти и тому, что лежало в углу. Как ни страшно, ни непохоже на человеческое было это тело, она должна была его видеть. Она миновала камердинера: нагоревший гриб свечки свалился, и она ясно увидала лежащего с выпростанными руками на одеяле князя Андрея, такого, каким она его всегда видела.
Он был таков же, как всегда; но воспаленный цвет его лица, блестящие глаза, устремленные восторженно на нее, а в особенности нежная детская шея, выступавшая из отложенного воротника рубашки, давали ему особый, невинный, ребяческий вид, которого, однако, она никогда не видала в князе Андрее. Она подошла к нему и быстрым, гибким, молодым движением стала на колени.
Он улыбнулся и протянул ей руку.

Для князя Андрея прошло семь дней с того времени, как он очнулся на перевязочном пункте Бородинского поля. Все это время он находился почти в постояниом беспамятстве. Горячечное состояние и воспаление кишок, которые были повреждены, по мнению доктора, ехавшего с раненым, должны были унести его. Но на седьмой день он с удовольствием съел ломоть хлеба с чаем, и доктор заметил, что общий жар уменьшился. Князь Андрей поутру пришел в сознание. Первую ночь после выезда из Москвы было довольно тепло, и князь Андрей был оставлен для ночлега в коляске; но в Мытищах раненый сам потребовал, чтобы его вынесли и чтобы ему дали чаю. Боль, причиненная ему переноской в избу, заставила князя Андрея громко стонать и потерять опять сознание. Когда его уложили на походной кровати, он долго лежал с закрытыми глазами без движения. Потом он открыл их и тихо прошептал: «Что же чаю?» Памятливость эта к мелким подробностям жизни поразила доктора. Он пощупал пульс и, к удивлению и неудовольствию своему, заметил, что пульс был лучше. К неудовольствию своему это заметил доктор потому, что он по опыту своему был убежден, что жить князь Андрей не может и что ежели он не умрет теперь, то он только с большими страданиями умрет несколько времени после. С князем Андреем везли присоединившегося к ним в Москве майора его полка Тимохина с красным носиком, раненного в ногу в том же Бородинском сражении. При них ехал доктор, камердинер князя, его кучер и два денщика.
Князю Андрею дали чаю. Он жадно пил, лихорадочными глазами глядя вперед себя на дверь, как бы стараясь что то понять и припомнить.
– Не хочу больше. Тимохин тут? – спросил он. Тимохин подполз к нему по лавке.
– Я здесь, ваше сиятельство.
– Как рана?
– Моя то с? Ничего. Вот вы то? – Князь Андрей опять задумался, как будто припоминая что то.
– Нельзя ли достать книгу? – сказал он.
– Какую книгу?
– Евангелие! У меня нет.
Доктор обещался достать и стал расспрашивать князя о том, что он чувствует. Князь Андрей неохотно, но разумно отвечал на все вопросы доктора и потом сказал, что ему надо бы подложить валик, а то неловко и очень больно. Доктор и камердинер подняли шинель, которою он был накрыт, и, морщась от тяжкого запаха гнилого мяса, распространявшегося от раны, стали рассматривать это страшное место. Доктор чем то очень остался недоволен, что то иначе переделал, перевернул раненого так, что тот опять застонал и от боли во время поворачивания опять потерял сознание и стал бредить. Он все говорил о том, чтобы ему достали поскорее эту книгу и подложили бы ее туда.

Трудно сказать, в каком направлении художественного творчества Леонид Осипович Пастернак преуспел в наибольшей степени. Любители книжной иллюстрации восхищаются его рисунками к роману Л.Н. Толстого "Воскресение". Сторонники графических работ с удовлетворением рассматривают его литографии. Его написанные пастелью картины также принесли художнику широкую известность. Наконец, работы, выполненные маслом, свидетельствуют о незаурядном даре Л. Пастернака как живописца.

Леонид Пастернак К родным 1891 г.

Обратимся к судьбе и творчеству Леонида Осиповича Пастернака (по еврейскому имени он Аврахам Лейб бен - Йосеф, но когда он сменил данное еврею на восьмой день жизни первоначальное имя, - установить не удалось).



Леонид Пастернак (фото 1880 г.)
Леонид Пастернак Автопортрет 1908 г.

Он родился в Одессе в 1862 году. Отец будущего художника содержал постоялый двор на окраине города. Мать, как и большинство еврейских женщин в черте оседлости, была неграмотна, но она была умным и сильным человеком. Леонид - самый младший из шестерых детей в семье и самый любимый.

Способности к рисованию проявились у мальчика очень рано, но родителей это только раздражало: они болели за него душой и хотели, чтобы он вышел в люди - стал аптекарем, доктором или присяжным поверенным. А мальчик вытаскивал остывшие угольки из печи и разрисовывал ими и пол, и стены. В 7 лет он уже встретил своего первого "мецената": это был дворник, любитель искусства, который за небольшую плату заказывал мальчику рисунки.

Молодой Пастернак окончил Одесскую рисовальную школу (1881), занимался в частной студии Е.С. Сорокина в Москве (1882). По требованию родителей он год учится на медицинском факультете, потом - на юридическом, но талант и стремление заниматься любимым делом берут верх: Леонид проходит по конкурсу в Королевскую Мюнхенскую академию живописи и едет в Германию. Это были три года (1882—1885) вдохновенного и напряженного труда, становления его профессионального мастерства. Закончилась учеба, и в течение года Леонид проходит обязательную военную службу в артиллерийской части, но каждую свободную минуту посвящает рисованию.

После службы он едет домой, в Одессу, и здесь знакомится, влюбляется и удостаивается взаимности замечательной девушки, к тому времени уже известной в России пианистки, Розалии Кауфман.

Л.О.Пастернак с женой Розалией Исидоровной

Розалия в 13 лет

Л.Пастернак Автопортрет с женой 1927 г.

Л.О.Пастернак. Муки творчества

Их свадьба состоялась в Москве в 1889 году. И как свадебный подарок - еще удача: на выставке передвижников, куда Пастернак отдал картину "Вести с родины", ее покупает для своей галереи Павел Михайлович Третьяков.

Л.Пастернак Вести с родины 1889 г.

Это дало возможность Пастернаку совершить поездку в Париж, о которой он мечтал всю жизнь. После поездки стиль художника несколько меняется, его кисть и карандаш становятся более свободными и изысканными.
В 1890 году в семье Пастернаков родился сын Борис, будущий замечательный российский поэ т. Другой сын художника, Александр, станет видным архитектором.

Л.О.Пастернак с женой и сыновьями

Л.Пастернак. Сыновья Борис и Александр

Успехи Л.О. Пастернака в освоении художественного мастерства позволили ему открыть свою художественную школу в Москве. Его приглашают преподавать в Московское училище живописи, ваяния и зодчества, где он становится одним из ведущих педагогов. На этом посту Пастернак останется более четверти века. Получение этой должности, как и все перемены в его жизни, сопровождалось очередным экзаменом на твердость духа. Пастернак знал, что кандидатуры профессоров утверждаются главой совета училища великим князем Сергеем Александровичем, известным юдофобом. Простейший, казалось бы, ход, к которому вынужденно прибегали многие российские евреи - креститься, изменить вере отцов, и тогда препятствие устранено. Но Леонид Пастернак в письме инспектору училища князю Львову заявляет: "Я вырос в еврейской семье и никогда не пойду на то, чтобы оставить еврейство для карьеры или вообще для улучшения своего социального положения".

Л.Пастернак Заседание совета художников - преподавателей Московского училища живописи, ваяния и зодчества. 1902 Г.

Так Пастернак выдержал экзамен на силу духа и преданности своему народу, и великий князь подписал желанное назначение. Укрепилось материальное положение семьи, где к 1902 году подрастало уже четверо детей.

Первые жанровые работы Л. Пастернака сблизили его с живописцами, будущими основателями объединения Союза русских художников, в котором Л.О.Пастернак будет играть одну из ведущих ролей.

На очередной выставке передвижников картина Леонида Пастернака "Дебютантка" привлекает внимание Льва Николаевича Толстого. Их знакомят, и Пастернаки становятся частыми гостями Толстого в Москве и Ясной Поляне, где художник рисует писателя в кругу семьи и знакомых, занятого творческой работой и физическим трудом.

.
Портрет Льва Толстого

Л.Пастернак.Под лампой ,Л.Н.Толстой в семейном кругу,1902г.

Многие картины художника из толстовской серии находятся ныне в Третьяковской галерее. Пастернак создал также замечательные иллюстрации к "Войне и миру" и "Воскресению", которые были одобрены самим Толстым и отмечены медалью на Всемирной Парижской выставке 1900 года.

Л.Пастернак Иллюстрация к роману Л.Н.Толстого "Воскресение". За чтением. Нехлюдов читает Катюше.
Л.Пастернак Иллюстрация к роману Л.Н.Толстого "Воскресение". В зале суда

Художник внес немалый вклад в утверждение своеобразия московской живописной школы. Одним из первых он стал рассматривать искусство книжной иллюстрации как независимый художественный жанр.
Когда художнику было 43 года, Петербургская Академия художеств избрала его академиком живописи.

Много путешествуя по Западной Европе, Л.О. Пастернак пишет портреты многих деятелей культуры, науки (среди них — портрет А. Эйнштейна).


В годы, предшествовавшие Октябрьской революции, Пастернак участвует в международных выставках в Германии, Австрии, Франции, в первые послереволюционные годы он участник ряда российских выставок.

В советские времена художник значительное время проводит вначале в Германии, затем в Англии.

В 1921 году Леонид Осипович и Розалия Исидоровна уезжают в Германию на лечение: художнику требовалась операция глаза. С ними едут дочери, а сыновья Борис и Александр остаются в Москве.

Розалия, Лидия, Жозефина и Леонид Пастернак по приезде в Берлин 1921 г.

Уезжая, Пастернаки думали, что это ненадолго, и сохранили советские паспорта. Но счастливая судьба уберегает их от возвращения в СССР: после операции глаза у Леонида Осиповича появляется так много интересных тем и работ, которые нужно завершить в Германии, что он все откладывает и откладывает свое возвращение.

Л.Пастернак Автопортрет в желтом халате
Лорис Коринт Портрет Леонида Пастернака 1923 г.

В 1927 и 1932 году в Берлине состоялись две персональные выставки Пастернака. В этот период усиливается его интерес к еврейской тематике, он издает на русском и иврите интереснейшую монографию "Рембрандт и еврейство в его творчестве".
В 1933 году к власти в Германии приходит Гитлер, наступает мрачная эпоха нацизма. Пастернак с женой уезжают к дочерям, которые к тому времени уже живут в Англии.
Леонид Пастернак умер в Оксфорде 31 мая 1945 года.
Работы художника сегодня представлены во многих музеях и частных коллекциях Европы, Америки, Азии и Австралии.

Вот несколько наиболее известных его работ:


Л.Пастернак За работой. Этюд

Л.Пастернак. Урок музыки 1909г.

Л.Пастернак Ночь накануне экзамена 1895 г. Музей д*Орсе, Париж

Л.Пастернак Московский концерт Ванды Ландовской 1907 г.

На берегу, 1906 г.

В интерьере. 1907г.

У окна.Осень.1913 г.

Л.Пастернак Москва зимой 1912 г.
Л.Пастернак Р.Рильке в Москве 1928

Портрет Е.Левиной.1917 г.

Л.Пастернак. Выгрузка вагонов в Одесском порту.1912г .

Золотая осень.Воровьёвы горы

Леониду Осиповичу было многое дано судьбой: любящие родители, жена - добрейшей души человек, преданный его друг и помощник, способные и красивые дети, один из которых - гениальный поэт Борис Пастернак. Художнику выпала счастливая судьба, и он заслужил это счастье.

Умер Л.О. Пастернак 31 мая 1945 года в Оксфорде, и спустя годы на намогильном камне дочери начертали строфу Бориса Пастернака, к тому времени - ушедшего из жизни:

«Прощай, размах крыла расправленный, \ Полета вольное упорство, \ И образ мира, в слове явленный, \ и творчество, и чудотворство»

Судьба благоволила к художнику: он покинул этот мир задолго до того, как его первенец написал роман «Доктор Живаго», а в нем, вложив свои сокровенные мысли в уста главных героев: «Еврейский народ необходимо «распустить» во имя избавления от страдания и дать им свободно присоединиться к христианству», или: «В среде евреев не живет красота, тогда как христианство пронизано эстетическим началом», и множество других речений, недостойных ни своего праведного отца - живописца, ни великого предка царя Давида, к роду которого они, Пастернаки, принадлежали (blog.i.ua)


Top