Михаил салтыков-щедрин - рассказы детям из древнего мира. Исследовательский реферат Художественный мир сказок М.Е

Михаил Евграфович Салтыков-Щедрин

Рассказы детям из Древнего мира

РАССКАЗЫ ДЕТЯМ ИЗ ДРЕВНЕГО МИРА Карла Ф. Беккера. Перевод с немецкого седьмого издания. Три части Санкт-Петербург, 1848. В тип. Фишера. В I–VI и 388, во II – 412, в III – 374 стр.

Беккер давно уже известен русской публике своею всемирной историей, о которой мы не раз имели случай говорить по мере появления ее в русском переводе. Изданные ныне г. Экертом «Рассказы детям из древнего мира» заключают в себе «Одиссею» и «Илиаду» Гомера, приспособленные к детским понятиям, и несколько мелких рассказов.

Без всякого сомнения, ничто не дает столь полного и отчетливого понятия о древнегреческом мире, как бессмертные поэмы Гомера. В них древняя Греция выразилась всеми сторонами своей разнообразной и богатой великими результатами жизни, с своею религией, с своими общественными отношениями, нравами и обычаями. У Гомера встречаются также указания на географическое и статистическое положение стран того времени – указания столь редкие в других памятниках, оставленных нам древностью. Поэтому каждое слово Гомера имеет для нас великую цену; часто один его стих дает более ясное понятие о древнем мире, нежели целые томы ученых изысканий.

В особенности же для юношества полезно чтение Гомера, который представляет собою не только богатый источник для изучения древнегреческого мира, но полезен и в отношении к образованию в юноше эстетического чувства. В самом деле, нет более просветляющего, очищающего душу чувства, как то, которое ощущает человек при знакомстве с великим художественным произведением. Разумеется, осязательной, непосредственной пользы от этого знакомства не может быть, но и смешно было бы под словом «польза» разуметь исключительно один материальный, наглядный результат. Разве не великая для человека польза в том, что художественное произведение приводит его к сознанию собственных его сил, что оно вызывает их, возбуждает к деятельности и открывает ему новый, необъятный мир, который до того времени оставался незатронутым, незамеченным и ждал только первого толчка, чтоб выйти из косного своего состояния. Нам ответят, может быть, что в этом отношении чтение Гомера не может принести ожидаемых результатов, потому что поэмы его заключают в себе выражение жизни греческой, жизни отдаленной и чуждой нам, которой образ и условия были совершенно отличны и даже радикально противоположны современным; но это возражение будет крайне несправедливо, потому что множественность выражения и условий жизни нисколько не предполагает множественности самой жизни. Напротив, понятия условий жизни и ее выражения всегда должно тщательно отличать от понятия самой жизни. Первые непостоянны, изменчивы; последняя всегда и везде неизменна и едина. Два человека ощущают какую-нибудь однородную потребность; один из них имеет все средства к ее удовлетворению, другой лишен их; первый удовлетворяет себя спокойно и легко, второй прибегает к насилию, может быть, к преступлению, чтобы доставить себе желаемое благо. Тут только способ удовлетворения потребности различен, а самая потребность, самое желание одинаковы и в том и в другом случае. Точно то же и с жизнью; нужно только уметь различать случайное и условное от истинного и постоянного, которое заключается в законах самой натуры человека, всегда и везде одинаковой.{1}

Грек Гомера младенец; в нем виден скорее богатый зародыш человека, нежели самый человек. Он сам еще не сознал великой мощи своих сил, и от этого над всею его жизнью тяготеет неотвратимый фатум. Отсюда беспрестанное, непосредственное участие богов во всех действиях человека; отсюда все великое ведет свое начало прямо от них и все герои считаются в общем мнении потомками бессмертных. Человек как будто стирается и безотчетно жертвует всею своею личностью в пользу другой, высшей личности.

Это явление встречается, впрочем, не у одних греков – оно повторяется и у других младенчествующих народов с поразительным сходством. Остатки его можно даже видеть в современных обществах, менее других испытавших на себе благодетельное влияние цивилизации.

Но, несмотря на эту неполноту жизни грека, какое богатство сил, какое разнообразие стихий! Все заставляет предчувствовать в этом младенце будущего человека – человека полного, со всеми его страстями, со всеми пороками и добродетелями. Что нужды до того, что человек этот будет называться французом, германцем, русским, а не греком; грек все-таки навсегда останется прямым его родоначальником. И Гомер, как великий художник, во всей полноте и ясности постиг современного ему человека: оттого-то именно все его образы так живы и определенны, что он, по счастливому выражению Гнедича, не описывает предмета, а как бы ставит его перед глаза.

Но для того, чтоб изучение Гомера могло принести юноше ожидаемый результат, нужно читать Гомера не в переделке, не в приноровленном к известной цели переводе, а в самом подлиннике или переводе подстрочном, в котором тщательно были бы сохранены все особенности, весь характер поэмы.

Покойный Гнедич очень хорошо понимал это, когда, по поводу предположения о введении изучения Гомера в круг предметов для воспитания русского юношества, писал следующие замечательные строки: «Но древняя тьма лежит на рощах русского ликея. Наши учители до сих пор головы Гомеровых героев ненаказанно украшают перьями, а руки вооружают сталью и булатом. И мы, ученики, оставляемые учителями в понятиях о древности совершенно превратных, удивляемся, что Гомер своих героев сравнивает с мулами, богинь с псицами; сожалеем о переводчиках его, которые такими дикостями оскорбляют вкус наш. Надо подлинник приноравливать к стране и веку, в которых пишут». (Слова, напечатанные курсивом, принадлежат английскому писателю Попу, сделавшему вольный перевод Гомера.)

Покойный Гнедич имел в этом отношении самые здравые и правильные понятия и своим превосходным переводом «Илиады» осязательно доказал всю несообразность мнения о приноравливании классических творений старины к понятиям известной страны и эпохи. Всякое произведение духа неотъемлемо носит на себе печать своей страны и своего времени, и если бы пришлось к «Илиаде», например, применять этот удивительный процесс приноравливанья, не знаем, осталось ли бы что-нибудь от нее.

Конец ознакомительного фрагмента.

Текст предоставлен ООО «ЛитРес».

Безопасно оплатить книгу можно банковской картой Visa, MasterCard, Maestro, со счета мобильного телефона, с платежного терминала, в салоне МТС или Связной, через PayPal, WebMoney, Яндекс.Деньги, QIWI Кошелек, бонусными картами или другим удобным Вам способом.

Предисловие к переводу «Илиады» (Прим. Салтыкова-Щедрина)

Дадамян Валерия

Скачать:

Предварительный просмотр:

Краевой конкурс детского и юношеского литературно - художественного творчества «Дети и книги»

Номинация: литературоведение

Творческая работа: сценарий радиопередачи

«Мир сказок М.Е. Салтыкова - Щедрина»

Дата рождения: 21.10.1999г.

Домашний адрес:

357524 г. Пятигорск, улица Ю.Фучика, дом 7, квартира 54

ОУ: МБОУ лицей №15; 357524 Ставропольский край, г. Пятигорск,

ул. Аллея Строителей,7. Т.: 8 (879 3)32-22-65

Учитель: Селезнева Таиса Сергеевна

Пятигорск 2016

Краткая аннотация

Творческая работа ученицы 10 класса, МБОУ лицея №15, посвящена юбилейной дате - 190-летию со дня рождения знаменитого русского писателя Михаила Евграфовича Салтыкова-Щедрина. Замысел подобной формы творческой работы (сценарий радиопередачи или устный ученический журнал) возник не случайно. Она активно используется для проведения внеклассных мероприятий по русскому языку и литературе, для проведения массовых мероприятий и пропаганды знаний о родном городе и крае в лицее №15. Девушка принимала активное участие в подготовке таких мероприятий.

Тема творческой работы «Мир сказок Салтыкова-Щедрина» интересна сама по себе. Сказки любят все: и дети, и взрослые, а сказки, написанные таким серьёзным писателем, как Михаил Евграфович, интересны вдвойне, потому что это сказки остро сатирические, в русской литературе впервые появились именно в творчестве Салтыкова – Щедрина. Проблемы, затронутые автором более ста лет тому назад, актуальны и в наше время. А значит, представляют интерес как для детей, так и для взрослых и в наши дни, и значит, обладают художественной ценностью. Вот об этом ученица и поведала своим одноклассникам в незатейливом сценарии.

В нём использованы:

1.Салтыков-Щедрин М.Е. Сказки. - М.: Детская литература, 2010.

2. М.Е.Салтыков - Щедрин в воспоминаниях современников. – М.,1975.

3. Материалы с сайта http://ilib.ru/

Ведущий 1 . Добрый день, ребята!

Сегодня в гостях у вас мы, учащиеся 10 класса Валерия Дадамян и Ирина Топузова. Мы расскажем вам о сказках. Да, да! О сказках. Вижу ваши изумлённые лица и слышу возгласы: «Да кто же не знает сказок!» - «Сказки знают все!»

Ведущий 2 : Согласны. Даже можем с уверенностью сказать, какие сказки вы назовёте спонтанно: «Колобок», «Репка», «Теремок» … И всё-таки мы утверждаем: « Ни вы, ни мы не знаем сказок. Число их велико, а на слуху обычно не более десятка.

Ведущий 1: А мы расскажем вам о сказках писателя Михаила Евграфовича Салтыкова – Щедрина. Их-то вы, точно, не все читали. А идея посвятить нашу радиопередачу сказкам этого замечательного русского писателя возникла у нас не случайно. В этом году весь литературный мир отмечает 190-летие со дня рождения писателя.

Ведущий 2 : Не секрет, что сегодня Салтыкова-Щедрина читают куда меньше, чем других классиков – его великих собратьев по перу. Порою Салтыкова-Щедрина называют писателем трудным, “запутанным”. В этом, несомненно, есть доля истины. Но чтобы понять и почувствовать Салтыкова-Щедрина, нужно серьезно, не наспех, читать его произведения.

Ведущий 1: Художник и мыслитель, блестящий публицист и литературный критик, известный русский прозаик и памфлетист, талантливый журнальный редактор и организатор молодых творческих сил, он был одним из самых замечательных деятелей русской литературы.

Ведущий 2: Михаил Евграфович родился в январе 1826 года в селе Спас-Угол Тверской губернии. Отец писателя, Евграф Васильевич, был потомственным дворянином, а мать, Ольга Михайловна Забелина, из купеческой семьи.

Ведущий 1 : Очень рано началось самовоспитание будущего писателя. Картины крепостной жизни, которые невольно пришлось наблюдать ему в имении отца, воспринимались дворянским мальчиком как всеобщее зло, как позор, оскорбляющий личное достоинство, как нарушение христианских заповедей.

Ведущий 2: Их он усвоил с раннего детства, знал наизусть многое из Священного Писания. Во многом благодаря Евангелию будущий писатель начал осознавать себя человеком, вышел из состояния прозябания и, что очень важно, научился видеть в других, даже в дворовых холопах, полноценных, равнозначных дворянам людей.

Ведущий 1: Впечатления от «Страстного чтения» Нового завета было противоречивым: после священных библейских слов о равенстве и человеколюбии мысли невольно переносились к конкретной действительности, в девичью, в застольную, где задыхались десятки поруганных и замученных человеческих существ.

Ведущий 2 : Все наблюдения, полученные молодым Салтыковым в родовом имении своего отца в самый разгар крепостного права, легли в основу многих его будущих произведений. Именно с тех пор и началось самовоспитание Михаила, в процессе которого воля была неотрывна от гуманных устремлений, а чувство справедливости сочеталось с бойцовскими качествами.

Ведущий 1 : Его талант проявил себя в трудное для России время, когда общественные, политические и экономические противоречия разъедали страну изнутри и разлад в обществе достиг апогея.

Ведущий 2: «Щедрин шёл в ногу с жизнью, ни на шаг не отставая от неё, он пристально смотрел в лицо ей и – горько пророчески хохотал над всеми и всем. Это не смех Гоголя, а нечто гораздо более оглушительное, правдивое, более глубокое и могучее», сказал о нём М. Горький

Ведущий 1: Появление сатирических произведений было неизбежно. Но только единицы смогли раскрыть свой талант в полной мере. Беспощадная цензура не оставляла ни малейшей возможности высказать свое мнение о ситуации в России, если оно противоречило мнению правящих классов.

Ведущий 2: Для Салтыкова-Щедрина проблема цензуры стояла очень остро, конфликты с ней были постоянными. Ч тобы его произведения печатались и были прочитаны, он изобрёл сильнейшее оружие - «эзопов язык».

Ведущий 1: «Эзопов язык »? Интересно…Что за язык такой? Никогда не слышала.

Ведущий 2: Но ты, наверное, обратила внимание, когда читала сказки М.Е. Салтыкова – Щедрина, что они немножко странные, мудрёные. В них присутствует необычная, можно сказать, странная фантастика, которая постоянно чередуется с точным описанием реальных человеческих отношений определённой эпохи.

Ведущий 1: Да, конечно, я это заметила. В сущности, это не фантастика, а иносказание. Сатирик хочет, чтобы читатель это понял. Для этого он и ведёт свой рассказ по-особому. Начнёт как заправский сказочник, да вдруг огорошит таким словом, какого ни от одного сказочника никогда не услышишь.

Ведущий 2: Ну, вот эту-то свою манеру сам Щедрин и называл «рабьей манерой» или «»эзоповым языком», по имени древнегреческого баснописца Эзопа, подчёркивая этим, что иносказание его вынужденное, что ему не дают прямо высказать свои мысли. (Ведь Эзоп, по преданию, был рабом и вынужден был говорить намёками, чтобы прямою речью не разгневать своего господина).

Ведущий1: Ну, коль мы заговорили о творческой манере М.Е.Салтыкова-Щедрина, давай уж перейдём к самим произведениям, чтобы ребята убедились, что сказки Салтыкова - Щедрина не похожи на обычные сказки, и захотели сами прочитать их и получить удовольствие.

Ведущий 2: Согласна. Ведь именно в них писатель широко использует этот самый «эзопов язык». Он (язык) не только оборонял писателя от цензуры, но придавал особую остроту и меткость его сатире. А форма произведения – сказка – позволила писателю писателя говорить на запретные темы. Язык сказок точен, ярок, образен, что позволяет понятно и ёмко донести до читателя “главные” мысли автора.

Ведущий 1: Особенность сказок Щедрина заключается в том, что писатель изображает не добрых и злых сказочных героев, а мужественно и блистательно обличает дикую власть, воюющую с прогрессом и своим народом, показывает противостояние двух социальных сил: трудового народа и его эксплуататоров. И главное зло, которое осуждает автор в своих сказках, - это крепостное право.

Ведущий 2: Книгу сказок М. Е. Салтыков-Щедрин писал с перерывом на протяжении восемнадцати лет. Первые три сказки: «Повесть о том, как один мужик двух генералов прокормил», «Пропала совесть» и «Дикий помещик» – были написаны в 1869 году и тогда же опубликованы в журнале «Отечественные записки».

Ведущий 1 : Всего М. Е. Салтыковым-Щедриным написано 32 сказки. Их появление в печати стало возможным только после революции 1905 года. А сказка «Богатырь» была напечатана лишь в 1922 году.

Ведущий 2: Герои сказок чаще всего животные и птицы. Каждое животное наделено устойчивыми качествами характера: волк жаден и жесток, лиса коварна и хитра, заяц труслив, щука хищна и прожорлива, осел беспросветно туп, а медведь глуповат и неуклюж. Господствующие классы представлялись злыми хищниками, безжалостными мучителями. А народ выступает под масками добрых и беззащитных зверей и птиц (а часто и без маски, под именем «мужик»).

Ведущий 1: Символом замученной крестьянской России является образ Коняги из одноименной сказки. Благодаря Коняге растет хлеб на необъятных полях России, но сам он не имеет права есть этот хлеб. Его удел – вечный каторжный труд

Ведущий 2: Салтыков-Щедрин охотно пользовался традиционными приемами народного творчества. Сказки у него зачастую начинаются, как и народные, словами «жили да были», «в некотором царстве, в некотором государстве». Часто встречаются пословицы и поговорки: «Конь бежит - земля дрожит», «Двум смертям не бывать, одной не миновать».

Ведущий 1: Часто встречаются присказки («по щучьему велению», «ни в сказке сказать, ни пером описать»); характерные для народной речи обороты («думал-думал», «сказано-сделано»);

Ведущий 2: Салтыков-Щедрин не копировал народную сказку, а внес в нее свое, новое. Прежде всего, образ автора. За маской наивного балагура скрыта саркастическая усмешка беспощадного сатирика. Совершенно иначе, чем в народной сказке, нарисован образ мужика. В фольклоре мужик обладает сметливостью, ловкостью, неизменно побеждает барина. В сказках Салтыкова-Щедрина отношение к мужику неоднозначно. Часто именно он остается в дураках, несмотря на свою сметливость, как в сказке «Как один мужик двух генералов прокормил».

Ведущий 1: За все хорошее, для них сделанное, они его «тунеядцем» «потчуют», велят свить веревочку, которой его привязывают, чтоб не сбежал, да напоследок «щедро» одаривают рюмкой водки и пятаком серебра. Автор «Повести…» горько смеется над долготерпением мужика (русского народа), раболепно служащего «господам» и в то же время резко осуждает представления о мужике (народе) как вечной и неколебимой опоре власти, государства: он верный, он вывезет, он сдюжит.

Ведущий 2: Ещё одно отличие сказок от народных состоит в том, что в них переплетаются фантастическое с реальным и даже исторически достоверным. Так, В сказке «Медведь на воеводстве» развертывается беспощадная критика самодержавия в любых его формах.

Ведущий 2: Писатель по существу создал новый жанр - политическую сказку. Жизнь русского общества второй половины XIX века запечатлелась в богатейшей галерее персонажей. Щедрин коснулся всех основных классов и слоев общества: дворянства, буржуазии, бюрократии, интеллигенции.

Ведущий 1: Вот такие необычные «Сказки для детей изрядного возраста» написал замечательный писатель Михаил Евграфович Салтыков _Щедрин. Ребята, вам понравился наш рассказ? Тогда отправляйтесь в библиотеку. Сборник сказок ждёт вас.

Закончим нашу передачу стихотворением, написанным на смерть Михаила Евграфовича Салтыкова-Щедрина:

Написано оно через 2 недели после смерти поэтом А. М. Жемчужниковым.

Преемника тебе не видим мы пока.

Чей смех так зол? И чья душа так человечна?

О, пусть твоей души нам память будет вечна,

земля ж могильная костям твоим легка!

Ты, правдой прослужив весь век своей отчизне,

Уж смерти обречён, дыша уже едва,

Нам вспомнить завещал: средь пошлой нашей жизни,

Забытые слова.

В конце жизни Салтыков-Щедрин обдумывал тему “забытых слов”. А теперь потрудитесь-ка их поискать! Надо же их помнить, если это завещал потомкам сам великий Михаил Салтыков – Щедрин.

Михаил Евграфович Салтыков-Щедрин родился в семье богатых помещиков (по отцу принадлежал к дворянскому роду, а по матери - к купеческому). С детских лет он стал свидетелем страшных картин крепостнического произвола, что оказало определяющее влияние на формирование его взглядов.

Первые пробы пера относятся к началу 40-х гг., когда Салтыков учился в Царскосельском лицее. В марте 1841 г. в журнале “Библиотека для чтения” было опубликовано его стихотворение “Лира”. Первые поэтические произведения носили ученический характер. После окончания лицея Салтыков стал в качестве рецензента сотрудничать с журналом “Современник” (редактором которого был H.A. Некрасов). В ноябре 1847 г. в журнале “Отечественные записки” он впервые опубликовал повесть “Противоречия” (за подписью М. Непанов). Позднее появилась повесть “Запутанное дело”, подписанная М.С. и напечатанная в “Отечественных записках”. Но тут писателя постигла неудача: цензурный комитет признал повесть предосудительным произведением.

Будучи воспитанным на идеях революционно-демократического крыла русских литераторов (прежде всего Белинского), Щедрин некоторое время примыкал к кружку петрашевцев (который он покинул в начале 1847 г.). Идейная направленность произведений молодого писателя не могла не вызвать пристального интереса официальных властей. Решение цензурного комитета привлекло к Салтыкову внимание Николая I, указавшего князю А.И. Чернышеву на недопустимость службы в военном министерстве чиновника, распространяющего “вредные” идеи. Писатель был арестован и в апреле 1848 г. отправлен на службу в Вятку под особый надзор начальника губернии. С этого момента путь Щедрина стал достаточно тернистым. И хотя за время пребывания в Вятке Салтыков поднимается по служебной лестнице (от чиновника губернского правления до советника Вятского губернского правления), обвинение в неблагонадежности надолго ограничило свободу писателя.

В 1855 г. после смерти Николая I и вмешательства в судьбу Салтыкова генерал-адъютанта П.П. Ланского (двоюродного брата нового министра внутренних дел С.С. Ланского и мужа вдовы A.C. Пушкина Натальи Николаевны) его освобождают из-под надзора и разрешают “проживать и служить, где пожелает”. В 1856 г. писатель возвращается в Петербург. В августе того же года он начинает публикацию “Губернских очерков” под псевдонимом Н. Щедрин. Антикрепостническая направленность цикла привлекла к нему большое внимание прогрессивной части русской интеллигенции. Писателю прочили славу будущего Гоголя. В 1858 г. Салтыкова назначают вице-губернатором в Рязань, в 1860-м - вице-губернатором в Тверь. В этот период он издает циклы “Невинные рассказы” (1857-1863), “Сатиры в прозе” (1859- 1862). В конце 1862 г. писатель переезжает в Петербург, затем в имение Витенево под Москву. Осенью 1864 г. он был назначен председателем пензенской Казенной палаты. В 1863-1864 гг. Салтыков-Щедрин опубликовал в “Современнике” 68 произведений, были напечатаны первые рассказы из цикла “Помпадуры и помпадурши”.

В 1865 г. писатель временно отошел от литературной деятельности, в конце 1866 г. он был назначен управляющим Казенной палатой в Туле, а осенью 1867 г. - в Рязани. Летом 1868 г. Салтыков-Щедрин окончательно расстается с государственной службой и выходит в отставку.

С 1868 г. начинается новый этап в творчестве Щедрина. В это время появляются циклы “Письма о провинции” и “Признаки времени” (оба - 1868), “Господа ташкентцы” (1869-1872), в полном объеме публикуются “Помпадуры и помпадурши” (1863-1874), “Дневник провинциала в Петербурге” (1872-1873), “Благонамеренные речи” (1872-1876), “Господа Головлевы” (1875-1880), “Современная идиллия” (1877-1883) и рад других произведений.

Щедрин создает сатирическую картину жизни русского общества, осмеивает его пороки, выявляет типические черты бюрократии, особенности психологии консерваторов и реакционеров.

В конце 60-х - начале 70-х окончательно формируется зрелая творческая манера Щедрина, его “эзоповский язык”, помогающий писателю с демократическими взглядами на перспективы развития общества не только избегать препоны цензуры, но и более рельефно и убедительно изображать отдельные стороны жизни и характеры его героев.

Одним из наиболее крупных произведений в творчестве Щедрина стала книга “История одного города” (1869-1870), которая выявила не только особенности общественно-политической позиции писателя-сатирика, но и новаторские черты его художественной манеры (поиск новых форм сатирической типизации и новых средств выражения авторской позиции, использование фантастики, гиперболы, гротеска и т.п.), которые нашли отражение позднее в цикле “Сказки” (1869-1886).

В конце творческого пути Щедрин пишет цикл “Мелочи жизни” (1886-1887) и книгу “Пошехонская старина” (1887-1889), в которой подводит итог жизненным наблюдениям и показывает не только причины нравственного оскудения провинциального дворянства (как в “Господах Голавлевых”), но и социально-психологические типы крестьян.

Критика нередко писала о том, что Щедрин, продолжая традиции своих предшественников, создал сатирическую энциклопедию русской жизни. Не только художественное новаторство Щедрина, но и общественное звучание его произведений навсегда оставили его имя на страницах истории русской литературы.

СОЧИНЕНИЕ

На тему: Мир обывателей в произведениях Салтыкова-Щедрина.

Салтыков-Щедрин жил в XIX веке, но и сегодня его произведения имеют отношение к современности. Взять хотя бы его жгучую ненависть к обывателям. Казалось бы, чем его не устраивают тихое существование некоторых особей. Но его желание добра родине настолько остро, что он хочет вытравить из человека все то приниженное и рабское что делает человека обывателем независимо от того поста, который он занимает.

Но как сказать об этом людям, не обидев их. И он обращается к жанру сказок. Так появляется на свет сказка “Премудрый пискарь”.

Медленно разворачиваются события на речном дне, “жил-был пискарь”. И родители у него были хорошие, сумели уберечь его от всяких напастей. Но как-то уж впрямую понял их напутствие “гляди в оба”. Он не пошел дальше продолжать их пескариный род, а скрылся от жизни в мутной, речной воде.

Можно подумать, что Салтыков-Щедрин провел ни одну неделю в акваланге (если бы он тогда существовал) присматривая за пескарем. Фантазия его безгранична. Вот как он описывает гнездо пескаря: (Цитата, в которой говорится, как пескарь долбил норку).

Но конечно Щедрин описывает и трудности пескариной жизни: ему, как и всем угрожают всякие напасти. В страх бросает, когда читаешь, как рак возник у жилища пескаря: (Цитата - встреча с раком).

Тут мы впервые слышим слова, которые будут повторяться не один раз: “все дрожал, все дрожал”.

И не приходит в голову пескарю, что можно защитить свое жилище: испугать рака, забросать его илом, соседей позвать на помощь.

Но если кто-то подумает, что щедрин высмеивает только мелких обывателей – пескарей, то это не так, вспомним Органчика, градоначальника города Глупова из “Истории одного города”. В его голове только две команды: “разорю” и “не потерплю”.

Он не дает себе труда позаботиться о своих подданных. Ему не приходит в голову, что надо работать, не покладая рук ради своего города. Он только ведет свой город к разорению и уничтожению. Он не развивается как личность, а деградирует.

Но вернемся к пескарю. Он уже достиг середины жизни, и мы вправе ждать от него каких-то свершений, поступков, какой-то оценки своего жизненного пути. И что же мы видим: большого, глупого пескаря, который нисколько не набрался не ума, не опыта. И радости!

от жизни у него нет:

(Цитата - о том, как он не играет в карты и т.д.).

Тут Щедрин выступает не как фантаст, а как сатирик, потому что здесь каждый понимает, что речь идет о человеческом обществе, а если точнее то о русском обществе IX века, о его либеральной прослойке.

И все, потому что он - пескарь боялся риска, боялся жизни, а, как известно кто не рискует, тот не пьет шампанское.

Щедринская ярость с каждой строкой набирает силу, ему уже недостаточно обозначить пороки общества. Он переходит в прямую атаку не оставляя не каких сомнений в своих намерениях. Так он пишет о последних днях пескаря. Переходя от иносказания к грубому обличению:

(Цитата о том, как пескарь сидит в норке и рассуждает о своей жизни).

А ведь наверно для чего-то появился пескарь на свет, хотя бы для того, что бы род продолжить, как завещали ему родители. “ Ведь было и у него предназначение высокое”- как с тоской писал о Плюшкине Гоголь.

Но нет, не использовал пескарь свой шанс в жизни. Этим сатирические сказки Щедрина и замечательны, что они заставляют задуматься о своем предназначении, о том, что жизнь строится не только силою судьбы, но и силами человека. И как же сильно надо было любить свой народ, чтоб не побоятся показать как в зеркале его недостатки. Потомучто только зная их влицо - можно их побороть.

И в нынешнем веке можно прожить жизнь безо всякого смысла, как сделал это пескарь. Но как вспоминаешь эту сказку, так сразу не хочется быть этим пескарем и сделать что-нибудь хорошее в жизни.

И только прочитав до конца эту великую сказку, понимаешь иронию, заложенную в названии “Премудрый пискарь”. Никакой он не премудрый, а жалкое, неинтересное существо. Одно слово – обыватель.


Top