Рассказы подруги о всякой нечисти. Рассказы о нечистой силе Реальные истории про нечисть

Время на чтение: 2 мин

Проделки лесного духа.

Когда моему дедушке Агзяму Каримову было 18 лет, он вместе со своим 16-летним братом поехал в лес за дровами. Поехали ночью. Дело в том, что назавтра предстояло много дел, а ночь стояла такая лунная - светло как днем. Но привезти дров у них так и не получилось.

Неведомое существо.

Когда въехали в лес, лошадь заржала и остановилась как вкопанная, не хочет идти дальше. Братья посмотрели вперед и увидели, что навстречу им по лесной дороге катится клубок. На некотором расстоянии от них клубок остановился и развернулся, словно ежик. Перед ними оказалось какое-то неведомое лесное существо. Дедушка с братом в испуге развернули лошадь и поехали другой дорогой. В лесу было много дорог - все местные жители заготавливали дрова на зиму и ездили в разные места. И вот они едут другой дорогой, и снова лошадь зафыркала и остановилась - и снова этот же клубок катится на них. Лошадь остановилась - клубок тоже остановился, потом развернулся, и снова перед ними поднялось на лапки загадочное существо. Брат начал умолять Агзяма поскорее уехать из леса.

Пропавшие ветви.

Стали выезжать, заметили на окраине леса высокую кудрявую березу. Они решили нарубить березовых веток для веников, чтобы было чем париться в баньке. Дедушка, взяв в руки топор, залез на дерево. Он начал рубить ветки, наказав младшему брату подбирать и складывать их на телегу. Нарубив порядочное количество веток, спросил у брата, сколько еще нужно рубить,но тот ответил что он ещё ни одной ветки не поймал.Все ветки не долетая до земли, с шуршанием уносились куда-то неведомой силой.
Так братья и вернулись домой ни с чем: лесной дух не захотел отдавать свои богатства.

(мистические истории про нечисть)

Гелъфиря Хайдарзкановна.

Ночной душитель.

Эта история произошла не со мной а с моими знакомыми - три или четыре года назад. В обычной квартире города героя Волгограда жила обычная семья Галя - молодая симпатичная девушка, ее муж Гриша и их маленький сын Сашенька.

Не могла проснуться.

Будний день, не предвещающий никаких неприятностей, подошел к закату. Управившись с ужином, семья устроилась перед телевизором. После окончания фильма мама уложила Сашеньку в кровать. А вскоре уснули и супруги. Ночью Гриша проснулся от сильного толчка в бок и увидел, что жена корчится, как от невыносимой боли. Включил свет: Галя была бледная, губы начинали синеть, а на шее выступили красные следы и неглубокие царапины. Гриша стал будить жену, но та лишь едва слышно стонала и никак не просыпалась. Тогда мужчина бросился на кухню, где у них стояла бутылка с принесенной из церкви святой водой. Налил в стакан, выплеснул на лицо супруги. Галя очнулась, стала жадно глотать воздух.

Кошмар повторился.

Отдышавшись, женщина со слезами на глазах рассказала мужу о пережитом кошмаре. Сквозь сон она почувствовала, как какое-то небольшое существо сидит на ее груди, а его маленькие ручки подбираются всё ближе к ее шее. Потом Галя чувствовала страшное удушье, маленькие руки все сильнее сдавливали шею. Женщина пыталась освободиться, вырывалась, стонала, но кричать не получалось. Такой ужас Галя переживала впервые. Гриша, как мог, успокаивал жену. Сказал, что у нее случился приступ удушья, приснился кошмар, а шею она сама себе расцарапала. Гриша успокаивал жену, а сам вдруг вспомнил рассказ своей бабки. В той же квартире с ней произошла похожая история. Бабушка утверждала, что это был домовой. И чтобы унять его, нужно побрызгать вокруг святой водой.

(мистические истории про нечисть)

Арина Павловна Колотникова. д Кисельнял Ленинградской области

Небольшой сборник русских старинных рассказов о встрече со сверхъестественными существами.

Рассказ – 1

Один мужик шел поздно вечером с крестин, порядочно захмелевший. вдруг навстречу ему является его приятель, ушедий несколько недель назад на заработки. Приятели решили обмыть водочку свою встречу. Пошли они на ближайший постоялый двор. Дорогою мужик вытаскивает свою табакерку и начинает нюхать из неё табак.

— О, какая же у тебя дрянная табакерка!- говорит ему товарищ. Вытащил он золотой рог с табаком и показал мужику.

— А давай, если так, поменяемся,- попросил мужик.

— Давай,- согласился товарищ.

Вот подошли они к постоялому двору. Так как время было позднее, и с улицы едва ли можно было достучаться до хозяев, товарищ и посоветовал мужику:

— Лезь под ворота, чего думаешь?

Мужик уже собрался под ворота лезть, как вдруг увидел, что стоит он на худом мосту, который установлен был на глубокой речке. Товарищ посоветовал мужику лезть в щель, и тот мог бы утопиться.

Опомнившись от испуга, мужик бросился бежать домой. Весь хмель у него из головы вышел. Дома он вспомнил про рог, который выменял у своего товарища. Полез за ним и вытащил лошадиную, почти свежую, кость.

Рассказ – 2

Ехал однажды мужик на санях домой. Вдруг на пути ему попался священник в полном облачении. Попросил священник, довезти его до села. Мужик согласился. Когда они подъехали к тому места, где дорога шла по страшной крутизне над пропастью, священник этот, сойдя с лошади, начал, как бы пугая мужика, стаскивать в пропасть.

— Батька, не балуйся, а то не только лошади, но и мы с тобой головы поломаем, если только, не дай Бог, свалимся,- говорит мужик.

Священник после этого приутих. Когда подъехали к самому опасному месту, поп этот не утерпел и опять начал стаскивать сани в пропасть.

— Господи Иисусе Христе! Да что ж ты, батька, делаешь?- закричал мужик, и размахнувшись со всей силы ударил попа по голове. Да так ловко угодил, что попал прямо по обгоревшему пню, который появился на этом месте. Мужик даже заорал от боли.

Между тем, попа и след простыл, а пень, который мужик счел за попа, покатился в пропасть, и оттуда вслед за ним слышался какой-то пронзительный хохот.

Тут только мужик и догадался, что с ним был не настоящий священник, а черт в его образе.

Рассказ – 3

Одна крестьянка шла мимо старой полуразвалившейся церкви. Вдруг ей из-под крыльца послышался детский плач. Она бросилась к крыльцу, но, к своему удивлению, ничего не смогла отыскать. Придя домой, она рассказала обо всем случившемся мужу. В другой раз, проходя мимо той же церкви, она встретила, как будто, своего мужа, который приказал ей идти за собою.

Долго они ходили по полям, а потом этот муж её мнимый как пихнет её в ров, говоря:

— Это будет тебе наука, в другой раз не будешь рассказывать, как плачут под церковью дети.

Когда женщина опомнилась от страха, то, кое-как выбравшись из рва, она на пятый день добралась до дома.

Лесовик, который представился ей мужем, за семьдесят верст отвел её от дома.

Рассказ – 4

Шел раз мужик ночью и видит: церковь стоит, освещена, и в церкви служба идет, а у попа и прихожан лица какие-то неподходящие. Нечисто что-то,- подумал мужик. Стал он пятиться задом к дверям. А это были нечистые. Увидели они мужика, погнались за ним. Глядят нечистые,- из церкви назад ни одного следа нет, а только в церковь. Поискали, поискали, да и бросили.

Рассказ – 5

Одного покойника, по какому-то случаю, на ночь в церкви оставили. Церковь отперта была; вот и забрел в неё вор. Подошел он к иконе и хотел ризу обдирать; вдруг мертвец из гроба поднялся, взял вора за плечи, отвел вора от иконы и опять в гроб лег. Вор испугался. Прошло мало ли, много ли времени, он опять к иконе. Мертвец опять встал и ещё раз отвел. Так до трех раз. Под конец вор пошел к попу и во всем покаялся.

Отрывок из книги Андрея Буровского «Сибирская жуть»:
——
Вероятно, истории про усадебную нечисть, колдовство и гадания находятся в Сибири в таком же «загоне», как и во всем мире, но на совершенно особом месте находятся истории про нечисть, обитающую в лесах, а также в заброшенных строениях и деревнях. Эти истории вовсе не перестали рассказывать, в XX веке эта фольклорная тематика не исчезла и не ослабла, и причина этого тоже понятна: в Сибири даже в очень населенных местах в крестьянском хозяйстве всегда была очень велика роль охоты, путешествий, отхожих промыслов, торговли. Без всего этого попросту не было хозяйства. Уже в XIX веке сибирский крестьянин вынужден был активно торговать, а города были часто далеки от деревень. Ехали дня два-три, а то и неделю, причем ехали зимой, когда останавливаться под открытым небом было почти невозможно. Значит, люди постоянно оказывались в избушках, в домах, обитаемых только часть года, фактически в брошенных людьми помещениях, где, по точному определению А. К. Толстого, «долго ли другим хозяевам завестись?».
То же самое касается и охотничьих избушек или строений, которые делаются на заимках и на покосах, - все это строения, обитаемые только часть года. Строения, в которых, как говорит опыт человечества, всегда заводятся другие «хозяева».
Россиянин в Сибири постоянно оказывается в таких помещениях, и если пласт историй про столкновения с другими «хозяевами» невелик - я отнесу это на счет выполнения людьми некоторых важных правил. Конечно же, в семье не без урода, но все-таки в Сибири довольно строго выполняются правила поведения во временном жилище.
Во-первых, в такое жилище принято входить как в обитаемое: снимать шапку, кланяться у входа, просить разрешения войти и воспользоваться жильем. Многие люди громко рассказывают о себе, объясняют, почему им понадобилось жилье, и даже иногда вслух обещают себя вести «правильно». То есть ведут себя уважительно, признают правила поведения и первенство «хозяев».
Во-вторых, неукоснительно соблюдаются правила поведения во временном жилище. Пока ты в нем - ты можешь пользоваться всем, что в нем есть, включая дрова и еду. Но, уходя, обязательно оставляют дрова и запас пищи. В этом, конечно, сказывается элементарная справедливость и понимание, что «пока я здесь, мой-то дом без хозяина». Но не только. Сибирские условия заставляют делать поправку на климат, на образ жизни в малонаселенных местах. Мы не знаем, кто и при каких обстоятельствах будет пользоваться этим жильем. Тот, кто придет после нас, может не иметь времени наколоть дров - например, если человек войдет в избу обмороженный или с пораненными руками.
Не так уж часто, но вполне реально складываются ситуации, когда от корректного поведения пользователей жильем зависит здоровье и даже жизнь последующего пользователя. Традиция учитывает это, и «хозяева» жилья принимают это во внимание. Во всяком случае, никакие сложные ситуации и необычные истории не связаны с жильем, которое используется человеком всего 2-3 месяца, а то и несколько недель в году.
Соответствующий пласт историй связан с заброшенными деревнями. Эта реалия - заброшенные деревушки - тоже вовсе не чисто сибирская, но у нас этого как-то особенно много. Остается удивляться тому, как быстро разрушаются дома, из которых навсегда ушли люди. Охотничья избушка или сарай для сена на заимке могут простоять по сто лет и больше, хотя пользуются ими по 3-4 месяца в году, а остальное время они стоят заброшенные. А вот дома, из которых ушел человек, ветшают и разрушаются совершенно стремительно. Буквально лет за двадцать дома превращаются в сущие руины, а за тридцать-сорок практически исчезают. Дольше всех сохраняются почему-то баньки. То ли дело в том, что баньки сочетают простоту постройки и большую основательность, прочность сруба. То ли они больше нравятся новым «хозяевам» деревни… этого я не могу сказать.
С заброшенными деревнями, в домах и в банях которых мне приходилось ночевать неоднократно, у меня связано по крайней мере два наблюдения о необычном.
Первый раз я наблюдал эти эффекты в 1982 году в деревне Усольцево, лежащей на одном из островов Ангары. В это время в Усольцево жили только три старухи и старик, причем вовсе не муж одной из них: его собственная старуха померла несколько лет назад. Жалкие остатки уже несуществующего общества, эти старики ютились в двух домиках, а остальные двенадцать или почти развалились к тому времени, или пустовали и начинали разваливаться.
Это были красивые дома, сделанные добротно и со вкусом. Изящная резьба покрывала наличники окон, коньки крыш, столбики крылечек: строили для себя, готовились жить сами. Грустно было входить в дома, навсегда покинутые теми, кто строил их так ладно и любовно, кто резал по дереву, украшая свою жизнь и жизнь потомков.
Вдруг за моей спиной резко хлопнула дверь. Порыва ветра не было, да и дверь была не открыта, а плотно прикрыта в этот момент. Что-то открыло дверь и с шумом захлопнуло при полном безветрии.
Да, эта хлопнувшая дверь… И сразу же как будто звук шагов по заросшей травой сельской улице. Заскрипело дерево. Да, открывалась калитка. И опять зазвучали шаги. Легкие шаги быстро идущего, спешащего человека.
Галлюцинация? Бред? Мне стало жутко, неприятно, и я быстро пошел к берегу реки, к единственным жилым домикам.
Сельская улица-дорога оставалась неровной, местами глубокие колеи хранили дождевую воду. Возле одной такой промоины глубоко в землю ушел след. След мужской ноги, обутой в сапог; след еще заполнялся водой.
Помню отвратительное ощущение непонимания. Происходило что-то, не имевшее ничего общего со всем моим опытом жизни; со всем, чему меня научили и что я считал всю жизнь истиной. У меня не было совершенно никакого способа хоть как-то объяснить происходящее. Потому что в эти годы я оставался почти полным советским атеистом, разве что склонным соглашаться, что «вообще-то что-то есть» (как это свойственно очень многим атеистам). То есть я был совершенно убежден, что надо принадлежать к Церкви… Но и это убеждение было скорее политическим, было демонстрацией того, что никакие коммунисты своей цели добиться не в силах, моя семья и я лично никакого отношения не имеем к их бредовым затеям и дальше иметь не собираемся.
Но происходящего я не понимал, под защитой себя не чувствовал и испытал отвратительное, очень сильное - до тошноты - чувство испуга и совершеннейшей беспомощности.
Поверхность реки морщил ветер, мелкие волночки накатывались на гальку и крупный песок; открытая ветреная даль была и красивой, и уж, конечно, очень прозаичной. А возле жилого, неразрушенного дома на скамеечке сидела бабушка Алена, положив обе руки на клюку. И это тоже был кусок прозы жизни, чего-то очень здорового, очевидного и реалистического.
- Нагулялся? Молоко будешь пить?
- Буду!
Дефицит общения у старухи был совершенно чудовищный, и минут за десять разговора между нами возникла такая доверительность, что я вполне уже мог спросить: что это, мол, такое ходит по деревне… а не видно?!
- Ходит, батюшка, ходит! - подтвердила весело старушка.
- А кто ходит-то?!
- Да хто его знат? Ходит и ходит… Давай молока подолью.
Не в первый и не в последний раз я столкнулся с мировоззрением, совершенно противоположным мышлению интеллектуала. Мне нужно было, чтобы все явления находили место в некой схеме. Если происходило то, чего не может быть, я очень удивлялся и начинал искать объяснений - как же так?!
А старая бабушка Алена вовсе не нуждалась ни в каких объяснениях. Все, что происходило вокруг, просто учитывалось: есть вот и то, и то, и то… Картошка прорастает, если ее посадить, а если ее поджарить, она вкусная. В деревне есть коровы, а в тайге - олени и лоси. Сама картошка в лесу не растет, зато малина - растет. По деревне стучат калитка и дверь, а в грязи находятся следы ног… Все это есть, и все тут. А как все это объяснить - неважно, и вообще пусть умники и объясняют, деревенской бабке это, может быть, и ни к чему.
Во всяком случае, никаких объяснений бабушка Алена мне не дала, сказала только, что он безобидный, не трогает, и налила еще молока.
А я больше не пошел в глубь деревни и не стал изучать, кто здесь ходит.

Здравствуйте уважаемые читатели! Убедительно прошу мне поверить! Произошла эта странная мистическая история со мной летом 2005 года.

У меня и моего компаньона небольшая фирма по перевозке грузов. В целях экономии мы не нанимаем шофера, а развозим груз сами на «ГАЗели». Работа - проще простого: загрузить партию в городе, привезти в указанное место - в основном, в частные лавки во всяких деревнях, выгрузить и вернуться на базу. Работы много, крутимся, как можем, иногда приходится зарабатываться до полуночи. В одну из таких ночей с нами и произошло это удивительное происшествие.

Мы - я и мой компаньон Гоша - возвращались из дачного поселка недалеко от Кстова. За день мы оба устали, торопились домой - вот и решили срезать путь, что было отнюдь не в наших правилах. Мимо одной из деревень мы всегда проезжали по окружной дороге - крюк приходилось давать здоровенный, но мы всегда его делали. Среди водителей бытовала легенда, что мимо старого кладбища за деревней лучше не проезжать - себе дороже, а уж ночью и подавно. Нехорошее это место, вам любой водитель может сказать. Чем именно оно нехорошо, мы никогда не интересовались, но давнюю водительскую традицию соблюдали - объезжали кладбище стороной даже при свете дня. А вот тут решили рискнуть - поехать мимо него за полночь.

В общем, едем мы. Кругом ни души, ни ветерка, как говорится, «тишина, и мертвые с косами стоят». Кладбище как кладбище - старое, с покосившимися крестами, невооруженным взглядом видно, что здесь давно никого не хоронят. На душе жутко, что-то скребется. И вдруг видим - на обочине дороги стоит девушка! Совсем молодая, в коротенькой мини-юбке, в прозрачной кофточке. Увидела нас и вскинула руку для голосования. А за рулем как раз сидел мой компаньон, он парень холостой, на красоток падкий, так он возьми и затормози. «Нам в машине, - говорит, - и то жутко, а уж как она мимо такого места домой пойдет? Надо подвезти».

Девушка залезла в нашу «газельку» и давай щебетать. Якобы идет она домой с дискотеки, устала, из сил выбилась, а тут наша машина. Сидит рядом со мной и щебечет, и глазами хлопает, и губки надувает, а мне не по себе. Уж как-то странно от молодой девушки иногда пахнет - смрадно, как из старой могилы; а глаза у нее не молодые - темно-зеленые, как вода в старом колодце, хитрые, недобрые. Да и откуда она здесь взялась - до ближайшего клуба, где молодежь собирается, километров пятьдесят, не меньше. Не прошла же она весь этот путь в туфельках на высоких каблучках?! Уж больно у девицы вид свежий. Да и не пойдет никто из местных через кладбище.

Думая так, глянул я случайно на отражения девицы в боковое зеркало - и чуть с ума не сошел. Рядом со мной сидела старуха в белом саване: мерзкая, полуразложившаяся, словно только что из могилы вылезла! Только глаза у нее были такие же: темно-зеленые, как болотные огни.

Я вскрикнул и вытолкнул девицу из кабины. Гоша чуть ума не лишился: «Что ты делаешь?!» - кричит. А девица повисла на дверной ручке, как бульдог, не отпускает, уставилась на меня своими зелеными гляделками и молчит. И вдруг вижу я - не просто висит девица на ручке, а словно плывет за нами по воздуху, и не поймешь: то ли человек, то ли призрак какой-то. А через минуту и девицы никакой не стало: висит рядом со мной старуха в белом саване, тянется ко мне, смотрит прямо в глаза, а ни мне, ни Гоше глаз от нее не отвести. Пытаемся закричать, голос пропал, пытается Гоша скорость прибавить - ноги не слушаются.

Фары у машины сами по себе погасли. Так и едем - с раскрытой дверью, в темноте, а за окнами с одной стороны лес, а с другой - могилы старые. Старуха тянется ко мне, пытается ухватить за свитер, а я двинуться не могу, смотрю ей в глаза. Наконец, я нашел в себе силы: ударил старуху по пальцам монтировкой и захлопнул дверцу. Ну, думаю, пронесло. Ничего подобного: старуха еще долго висела у нас за окном, все, пытаясь вновь заставить смотреть себе в глаза. И самое страшное - ни звука, даже ночные кузнечики молчат, только мотор машины рычит.

Я и моя подруга Лена очень любили вызывать всякую нечисть. Кого мы только не вызывали: домовых, русалок, духов, но, будучи детьми, не видели в этом ничего страшного. При каждом вызове «нечисти» мы ждали, что будет дальше, а наша детская фантазия заставляла нас бояться. И, казалось, что с каждой секундой произойдет что-то необычное, мистическое. Но каждый раз ничего не происходило. И потихоньку это начинало нам наскучивать.

Но вот в один прекрасный вечер всё изменилось. Случилось это в феврале. В какой-то из зимних дней этого месяца, оказывается, нельзя было вызывать нечистую силу (в какой точно, не помню), т.к. в этот день вся нечисть бродит по нашему миру. Как всегда не заметная для людей, но занятая чем-то особенным на нашей Земле, если её потревожить, то она очень сильно разозлится.

Но мы с Леной были девочками не из робкого десятка, и сидеть в этот день дома, когда возле тебя ходит столько приключений, нам явно не хотелось. Она не знала об этом дне и мне безумно захотелось рассказать ей про него. Помню, как горели тогда мои глаза, как сильно билось сердце, помню те эмоции, переполняющие и захлёстывающие меня всю!

Когда подруга узнала про этот день, мы, недолго думая, начали искать что-то особенное, что можно вызвать, рискуя своей собственной жизнью. Наш выбор остановился на Пиковой даме и Люцифере, но, прочитав последствия, которые могли нас ждать, мы передумали и решили вызвать обычного домового.

Прочитали новый способ вызова домового, пошли в её комнату, которая размещалась на втором этаже (она жила в частном доме), и начали готовиться. Простелили белую скатерть на стол, поставили туда пряники, как вдруг в комнату влетела её младшая сестрёнка Катя. Девочка просто поразила нас своим поведением. Она уселась на полу рядом со столом и начала кричать что-то неразборчивое (ей тогда было 1,5 года). Вскоре мы разобрали, что это за слова: «Где моя каша?». Она кричала это очень громко, начала истерить и плакать, при этом всё время повторяя эти слова. Вскоре пришёл брат Лены (ему было 8) и забрал малышку с собой.

Когда всё затихло, Лена плюхнулась на диван. Она была какой-то бледной, я спросила у неё: «Что с тобой?», на что она ответила: «У Кати никогда не было таких истерик, а самое поразительное то, что она на дух не переносит кашу, и только одно это слово уже вызывает у неё отвращение. Тем более она маленькая, тогда как она смогла открыть дверную ручку?»

Конечно, нам стало немного жутковато, ведь мы знали, что как раз домовые очень любят кашу и, возможно, нам бы следовало положить немного каши на стол. Но было поздно размышлять над этим – пора уже было начинать обряд. Мы взялись за руки и как только наши рты открылись – в комнате мигнул свет. Дом Лены был новым и естественно лампочки тоже были новыми, а на улице стоял обыкновенный зимний вечер. Лена крикнула брату, не заметил ли он, как мигнул свет, но он сказал, что ничего такого не замечал. Она спустилась вниз к родителям, но те тоже сказали, что ничего мистического не было.

Тогда нам стало по-настоящему страшно. Мы вновь вернулись в ту комнату, но, подойдя к столу, мы замерли и побледнели: тарелки с пряниками не было. Мы уже решили, что это её маленькая сестрёнка стащила сладости, и принялись читать слова, как вдруг в окно врезался снежок. Мы выглянули во двор, но там никого не было… После этого мы вызывать нечисть не решались…


Top