"Баба — Яга, костяная нога". История возникновения сказочного персонажа

Баба Яга - это жена Велеса и сильная колдунья, о которой в древнеславянской мифологии было сложено немало легенд. С течением времени этот персонаж постепенно превратился в злую, страшную, косматую старуху-людоедку на костяной ноге, живущую в лесу в странном домике на птичьих ножках и заманивающую людей к себе. Однако не всё так просто. Всегда ли Баба Яга была отрицательным персонажем, и какие обряды и традиции с ней связаны - читайте в материале.

Что означает ее имя и кто она

Ученые разных стран пытались перевести слово Баба Яга, и в результате к единому мнению так и не пришли. С термином баба разночтений не возникло, можно с уверенностью утверждать, что это часть имени означает особу женского пола. А что непосредственно с Ягой? Например, на языке коми слово «яг» означает лес. С чешского «jeze» переводится как злая тётка. На словенском «jezа» означает гнев, а сербохорватский предлагает вариант «jeзa», что значит ужас. На санскрите слово яга происходит от корня ah, что в переводе – двигаться. Если вернуться к истокам, то в переводе с праславянского «ега» означает и ужас, и опасность, и гнев.


Все варианты, кроме, пожалуй, коми и санскрита, предполагают что-то страшное, ужасное, злое. Тем не менее, такой Баба-Яга была не всегда: изначально этот персонаж был положительным.

В дохристианской России Яга считалась самой известной берегиней, она хранила род и народные традиции. После того как Русь была крещена, вера в языческих богов стала считаться ересью и они в большинстве своём превратились в зловредные и страшные существа. Не миновала эта участь и Бабу-Ягу, которая стала противной, злой и некрасивой старухой, чей вид и поведение внушали страх.

Яга – проводник в загробный мир

Во многих русских сказках главный герой для достижения своей цели должен попасть в Тридевятое царство. И помогает ему в этом именно Баба-Яга. После того как царевич, крестьянин, любой другой добрый молодец попадает к бабке, он просит ее о помощи в этом. Сначала Яга отказывает, запугивая героя, показывая ему свое жуткое жилье, рассказывая о своих кошмарных поступках и о том, какие страдания придется ему перенести. Но потом меняет гнев на милость и приступает к протапливанию бани, где тщательно парит гостя. Это не что иное как ритуальное омовение.


Далее наступает время угощения, и этот момент тоже можно рассматривать как своеобразный обряд, так называемый покойницкий обед, предназначенный для проникновения в зловещее царство мёртвых. Получается, что герой жив, но после проведения всех ритуалов он находится странном положении, между живыми и мертвыми, что в дальнейшем трансформировалось в поговорку «ни жив, ни мертв».

Зато после этого он легко попадает в нужное царство, выполняет там свою миссию и одерживает победу.

Яга-целительница и врачевательница

Баба-Яга умеет готовить самые разные снадобья, приворотные зелья, настойки, она сушит коренья и травы, в общем, полностью соответствует образу знахарки. В древности людей, которые умели пользоваться дарами природы и добиваться нужных результатов при помощи растительных средств, чаще всего боялись, но в то же время почитали. Лишний раз с ними не связывались, обращались только тогда, когда в этом была сильная нужда.


Баба-Яга не отличалась красотой.

Многие знахари действительно жили очень уединенно, часто селились в лесу. Это и понятно - там было удобнее отыскивать нужные травы и никто не мог помешать процессу приготовления лекарств.

В старинных сказках часто упоминается, что Баба-Яга жарит младенцев в печи, засовывая их туда на лопате. Но, если вспомнить обряд «припекания» младенцев, которые были больны рахитом, то всё станет ясно. Малыша укутывали в своеобразную простынку из теста, укладывали на лопату для хлеба и несколько раз засовывали в тёплую протопленную печь. После этого ребенка распеленывали, использованное тесто выкидывали во двор, где его (по приданиям – вместе с болезнью) съедали собаки.

Зловещие атрибуты и противоречия

Баба-Яга живёт, как известно сегодня каждому ребёнку по сказкам, в домике на курьих ножках. Почему именно в таком жилище проживает эта бабуля? Ответ может быть связан с тем, что в древности у славян было принято возводить своеобразные склепы для мертвых, которые представляли собой небольшие постройки на высоких сваях. Такие дома ставились на краю леса. Есть предположение, что именно поэтому Баба-Яга живет в своеобразном домике для мёртвых, и ее избушку можно рассматривать как перевалочный пункт между жизнью и смертью.


Сегодня Бабу-Ягу никто не боится, она воспринимается исключительно как сказочный персонаж.

Защищая свое жилье, она возводит забор из костей, украшенный черепами. Передвигается этот персонаж в ступе, при этом во время полёта использует помело для заметания следов. Ступа внешне похожа на дубовую колоду, а в ней в старые времена хранили мертвецов. Следовательно, Баба-Яга по сути носится по воздуху в гробу, в дубовой ступе. Эта старуха обладает талантом колдуньи, она способна легко навести порчу. Развлекается Яга тем, что хитростью заманивает в свой дом людей, чаще всего молодых мужчин или детей, с целью зажарить их в своей огромной печи и съесть.

Действительно, страшновато. Несмотря на это, если вспомнить русские народные сказки, то вряд ли на ум придёт хоть одна, в которой Баба-Яга осуществила свои угрозы. Наоборот, герои, попадая к старухе в дом, парятся в бане, вкусно едят, сладко спят, а потом ещё и получают наставление, советы и подарки. Им предлагают ценные необыкновенные предметы, к примеру, ковер-самолет, гусли-самогуды, сапоги-скороходы. С их помощью гость Бабы-Яги получает особую силу, становится практически неуязвимым, что помогает ему осуществить свои планы. Баба-Яга словно наделяет главного героя особенными способностями, помогая ему победить зло и достигнуть поставленной цели. Из злобной старухи, похитительницы и хулиганки Яга возвращается в свой первоначальный образ - пусть ворчливой и вздорной, но доброй бабы-берегини.


Если проанализировать народные сказки, то Яга представляется не просто злобной старухой, которая умеет колдовать. Она – это что-то другое, умеющее видоизменять время и пространство, обладающее божественной силой.

В наше время сложно представить себе праздник без сказочных персонажей. С одной стороны, выступают богатыри или, например, в случае Нового года, Дед Мороз, а с другой-Баба-Яга. Она, как всегда, хочет навредить или замыслить что-то плохое и является противником всего хорошего. В народных сказаниях и в головах современных людей. Она всегда является злом, с которым борется добро. А так ли это на самом деле? Злая ли настоящая Баба-Яга или это только всеобщее заблуждение, поселившееся у всех в голове. Данный персонаж интерпретируется в разных ипостасях. Иногда она красивая девушка, помогающая людям, где-то старуха с одной ногой и длинным носом. Чтобы выяснить, кем является настоящая Баба-Яга , надо проанализировать фольклоры стран, религиозную составляющую древних народов, а также истории писателей.

Настоящая легенда Баба-Яга в различных мифологиях.

На Славянской земле появилось много различных мифов и поверий. Один из таких мифов миф про Бабу-Ягу. Мифология славян говорит нам, что Баба-Яга, она же и Ягишна и Яга-Ягишна, один из самых древних персонажей славянского фольклора. Изначально у славян она была богиней, а точнее, богиней смерти. Выглядела она более фантастически, чем сегодня, считалось, что это была женщина со змеиным хвостом, стерегущая вход в мир смерти и провожающая мертвых в их путешествии к подземному миру. Здесь можно рассмотреть параллель с другим мифологическим персонажем — Ехидной из мифов Греции. Более того, согласно легендам, после того как Геракл и Ехидна разделили ложе появились первые скифы, от которых, в свою очередь, произошли славяне. Современная Баба-Яга, несмотря на свою человеческую форму, имеет много схожих черт с настоящей Бабой-Ягой. Можно предположить, что одноногость Бабы-Яги имеет прямую отсылку к древней Бабе-Яге, со змеиным хвостом. Все эти факты, более того, связывают данного персонажа с животноподобному образу, а именно олицетворяют со змеей. Данное пресмыкающееся на протяжении длительного времени считалось приспешником нечистых сил. В древних манускриптах змея является охранником преисподние. Позже появились змееподобные люди. Исходя из всего вышенаписанного, можно предполагать, что настоящая Баба-Яга является отсылкой к богине смерти у древних славян, которую они чтили и уважали. В связи с тем, что Баба-Яга имела такую мощь, знание и силы многие герои ходили к ней за советом или за помощью.

Кроме всего вышеизложенного, существовало и другое поверье о настоящей Бабе-Яге. Считалось, что она может жить в любой деревни, притворяясь одной из селянок. В данном случае это представление сравнивает ее с обычной ведьмой. Скорее всего, эта мысль пошла из инквизиторских времен Европы. Но конкретно у славян, Баба-Яга являлась все же более сильным персонажем, чем обычная ведьма. Обычно она живет в глухом, темном месте леса, куда очень тяжело пробраться. Считалось, что место, на котором стоит ее избушка на курьих ножках, является некой границей между двумя измерениями. Мифы также гласят, что настоящая еда, которую есть Баба-Яга, это человеческое мясо, дающее ей силу. Жить на границе миров может только существо наполовину мертвое, вследствие данного факта настоящая Баба-Яга имеет почти безграничную силу.

В славянских сказках и мифах Баба-Яга выступает в разных амплуа. Иногда это существо, которое замечательно владеет техником боя на мечах и может неровне бороться с любым богатырем. Чаще всего это старуха, которая похищает детей и есть их, в связи, с чем на нее идет охота. Также Баба-Яга может выступать в роли советника героя. Пригласив героя в гости, она напоит его накормит и если надо даст совет как победить зло. Настоящая старая Баба-Яга в основном передвигается с помощью ступы. Чтобы никто не шел следом, к ступе прикреплены метла, которое заметают за ней все следы. Баба-Яга обладает бескрайними знаниями, знает будущее, а также темную магию. В ее распоряжении настоящая сила тьмы. Баба-Яга также повелевает змеями, черными котами, лягушками, воронами. Все эти животные глаза и уши ведьмы. Более того, в каждого из них она может перевоплотиться и наблюдать за людьми. В поверьях сказано, что Баба-Яга может повелевать силами природы.

По обыкновению ее сравнивают с чем-то нехорошим. Вокруг нее обитает сама смерть. Она похищает и есть людей, в особенности детей. Иногда ее сравнивают с настоящим крылатым змеем. Баба-Яга живет в избушке на курьих ножках. Считается, что данная избушка — это некий портал в другой мир.

Версии происхождения образа Бабы-Яги.

Несмотря на всю свою отрицательность, Баба-Яга считалась, чем-то наподобие матери Вселенной. Например, как и у греческой матери всех созданий Ехидны у Бабы-Яги есть сыновья и дочери. В управлении у нее находятся три всадника (черный всадник, белый всадник и красный всадник), которые обходят ее владения и ловят всех путников. Как уже писалось выше Баба-Яга персонаж мифов многих стран. Кроме Ехидны, у греков есть еще один похожий персонаж. Это Геката-богиня ночи. Герои Греции боялись ее, но, тем не менее иногда спрашивали совета и искали помощи, как, например, было с Ясоном. В индийской мифологии присутствует персонаж Кали, у германцев – Хель, которая ведает подземным миром. Скорее всего, именно от скандинавских народов, у славян пошла легенда о Бабе-Яге.

Еще одна версия появления на свет Бабы-Яги, идет также от древних славянских народов. В их времена похороны покойника были целым обрядом. Издавна мёртвых хранили в маленьких домиках, расположенных над землей, на пнях. Именно эти пни и домики стали прототипом Избушки на курьих ножках. Корни у пней очень походили на куриные ноги. В связи с тем, что раньше думали, что покойники летают, данные домики стояли дверью от поселения. Мертвых людей укладывали в домах ногами к выходу и если кто заглядывал туда, то выдел только ноги мертвеца. Отсюда и костяная нога. Древние люди с почтением относились к умершим и пытались не тревожить их попусту, но бывали случаи, когда к ним обращались с советом. Другие источники говорят нам о том, что настоящая Баба-Яга – это жрица культа смерти, которая проводила обряды, приносила в жертву животных и наложниц, для того чтобы душа нашла путь в ином мире. В любом случае настоящая правда в том, что Баба-Яга крепко прижилась в современном фольклоре и легендах мира.

Имя: Баба-Яга (Baba-Yaga)

Страна: Россия

Создатель: славянская мифология

Деятельность: ведьма

Семейное положение: не замужем

Баба-Яга: история персонажа

Страшная ведьма Баба-Яга коротает не один век в избушке, стоящей в темном лесу. Персонаж, корни которого идут из славянской мифологии, со временем впитал множество символов, превратившись в противоречивую натуру. С одной стороны, Яга поджидает детей, чтобы изжарить их в печи, с другой – к старухе за помощью обращаются добрые молодцы и заплутавшие путники. Лесная жительница не отказывает им в мудром совете и волшебных подарках, которые облегчают задачу героев сказок.

История создания

В славянской мифологии Яга приходилась дочерью Вию, властелину Срединного царства Нави, и имела «пропуск» в верхнее царство. Девушка вечно оставалась молодой и не уступала по красоте своим сестрам Ладе и Деване. Считалась сильным воином, но в разборки богов не вступала принципиально, считая войны низменным занятием для божественных существ.


Отец не мог выдать Ягу замуж, потому что богиня Лунного пантеона поставила условие – она согласится на брак только с тем, кто ее одолеет. Победил в поединке строптивую девку на выданье мудрый бог-оборотень, покровитель искусства Велес. Между мифологическими персонажами вспыхнула любовь, и они стали супругами.

Яга заняла пост повелительницы Верхнего подземного царства – границы между миром живых и миром мертвых. По легенде, бессмертную красавицу-богиню настигло проклятие ирийских богов, и превратилась Яга в древнюю старуху. Вернуть былую красоту не помогали даже души людей, которыми она питалась.

Эта страшная старуха, коротающая век в избушке на опушке леса, и поселилась позже в сказках.


Однако версии происхождения персонажа на этом не заканчиваются. Возможно, образ Бабы-Яги получился из божества смерти – женщина с хвостом змеи охраняла подступы к подземному миру, встречая души умерших и провожая их в последний путь.

Поддерживает эту теорию и жилище Бабы-Яги. Избушка на курьих ножках является символом «проходной» в потусторонний мир. Исследователи рассматривают два варианта происхождения жилища именно такой конструкции. Возможно, «курьи» - это изменившееся слово «курные». В древности наши предки строили для умерших дома смерти, которые возвышались на окуренных дымом столбах. Возводили такие постройки и на древних пнях, чьи корни и правда похожи на куриные ноги.


Чаще всего избушка обнесена частоколом, «украшенным» светящимися в ночи черепами. Вот яркий символ границы между миром живых и мертвых. Двери домиков смерти смотрели в лес, а если заглянуть внутрь, то можно было увидеть ноги покойников. Вероятно, поэтому к имени Бабы-Яги добавилось словосочетание «костяная нога». Еще один вариант – древние славяне ягими называли людей, страдающих от заболеваний ног.

Имя и некоторые качества персонажа говорят о том, что обитательница леса была знахаркой, живущей вдали от людей, как и все ведуньи. Слово «яга» происходит от «язя» или «яза» – болезнь, немощь. А постоянное желание старухи поджарить гостей избушки в печке напоминает о языческом обряде лечения младенцев. Ритуалом «припекания» не брезговали родители маленьких детей: знахарка заворачивала малыша в тесто, помещала на хлебную лопату и три раз засовывала в топившуюся печь. Затем тесто скармливали собакам.


Только вот в сказках Баба-Яга всегда собирается съесть запеченного гостя. Исследователи полагают, что обряд лечения сменил полюс с положительного на отрицательный во время установления христианства на Руси, когда новой религии нужно было очернить язычество.

И, наконец, теория №3 – Баба-Яга олицетворяла богиню-мать всего живого, мудрую жрицу, лесную бабу, которой принадлежало право проводить обряд «инициации» подросших мальчиков. Смысл ритуала заключался в том, чтобы посвятить юношу в полноправного члена общества, а для этого ребенок должен «умереть» и возродиться взрослым мужчиной. Процедура неприятная – мало того, что проходила в дремучем лесу, так еще и сопровождалась истязаниями.

Образ

Постепенно знахарка или божество превратилась в злую, косматую, с длинным крючковатым носом ведьму, которая похищает детей или же ждет не дождется гостя, чтоб устроить себе пир из человечины. Правда, ни в одной сказке так и не съела ни одного персонажа.


Баба-Яга в мультфильме "Иван Царевич и Серый Волк"

Наоборот, чаще Яга выступает в роли наставника и помощника в переходе из царства живых в потусторонний мир – далекую волшебную страну, именуемую тридевятым царством, тридесятым государством, расположенную за огненной рекой Смородиной (река в славянской мифологии символизирует границу между миром живых и мертвых). Гость (обычно Иван-дурак) получает от радушной хозяйки избушки на курьих ножках волшебные предметы, которые выручат в сложных ситуациях. Например, клубок, сапоги-скороходы, коня или меч.


Высокая горбатая старуха с седыми нечесаными волосами одета в лохмотья – так она представлена в мультфильмах и кино. Однако в сказках одежда вообще не описывается. Художники лубочных картинок изображают престарелую женщину в лаптях, платье и жилетке, иногда лесная жительница предстает в красной юбке и сапогах.

Лютая по натуре, Яга легко предсказывает будущее, мудра и в некотором смысле справедлива.

Атрибуты, друзья и враги

Баба-Яга колесит по белу свету в ступе. Добавить скорости средству передвижения помогает железный пест или палица, а замести следы – приделанное сзади помело. Позднее в сказках автотранспорт наделили летательными способностями, где помело обрело дополнительные функции. Оно наделяет ступу маневренностью, дарит возможность повернуть в разные стороны, совершить пике или вертикально взлететь.


Неотъемлемой частью экстерьера жилища старухи стали черепа (сначала лошадиные, затем человеческие), играющие роль светильников, а иногда и оружия. Внутри избушки хранятся несметные сокровища и целый ворох волшебных вещиц.

Яга водит дружбу с различными обитателями леса – кикиморами, лешими. Часто пособничает Кащею Бессмертному (предстает его теткой, матерью или дальней родственницей) или же, наоборот, враждует с ним, всячески пакостит. На службе у лесной старухи состоят черный кот, совы и вороны, змеи и лягушки.

Баба-Яга на экране

Персонаж занял прочное место в литературе, мультфильмах и сказочных кинопостановках. Баба-Яга начала мелькать на экранах в советское время – кинозвездой старуху сделал великий режиссер-сказочник . Первым образ этого отрицательного персонажа примерил в 1939 году в сказке «Василиса Прекрасная». Зловещая Баба-Яга получилась настолько удачной, что сразу верится в ее реальное существование.


Примечательно, что Георгий Францевич самостоятельно придумал и создал костюм: нацепил грязное старое тряпье, а на седую взлохмаченную голову надел тоже не первой свежести платок, повязав его особым способом – чтобы концы торчали вперед. После славного дебюта Милляр еще несколько раз снимался в этой роли у Роу.

Список мужчин, которые сыграли киношную Ягу, пополнил , вжившись в роль в музыкальной постановке «В тринадцатом часу ночи».


Телевизионный путь Бабы-Яги оказался не так прост. В россыпи кинолент отражена противоречивость натуры жительницы леса. Добрую старушку в лице актрисы юное поколение 60-х годов увидело в сказке «Веселое волшебство». Еще ласковее образ Яги создала в фильме «Там на неведомых дорожках…». Упитанная бабушка с добрейшей душой украсила картину «Как Иванушка-дурачок за чудом ходил» – образ создала Мария Барабанова.


Нетривиальная старуха получилась у в фильме «Лада из страны берендеев». А коварством наделила персонаж , появившись в «Новогодних приключениях Маши и Вити».

В свои работы героиню славянских преданий с удовольствием брали и режиссеры, далекие от жанра сказок. Баба-Яга вошла в фильмы с фантастическим уклоном «Лиловый шар» (роль отошла Валентине Ховенко) и «Остров ржавого генерала» (образ блестяще воплотил ).


После распада Советского Союза хозяйка избушки на курьих ножках и не подумала покидать кинематограф. Правда, сначала сделала 15-летний перерыв в «карьере», а в 2004 году вновь порадовала зрителей, появившись на экранах молодой и красивой Ягой, влюбленной в Кащея Бессмертного. На роль Яги в молодости в ленте «Легенда о Кащее, или В поисках тридесятого царства» пригласили .


В очередной раз вспомнили о персонаже в 2009 году – неподражаемая представила Бабу-Ягу в «Книге мастеров». А спустя три года на экраны вышла «Реальная сказка», где Яга снова стала доброй в исполнении Людмилы Поляковой.

На сегодняшний день заключительной попыткой поместить в кино сказочную старуху стал фильм « » (2017 год). В волшебной режиссерской фантазии с элементами комедии в роли могущественной знахарки выступила .

Лесная колдунья с легкой руки создателей кино и мультипликаторов оказалась еще и великолепной певицей. Первую песню Бабы-Яги (видео) на экранах исполнила Валентина Кособуцкая в фильме «Новогодние приключения Маши и Вити».

  • Село Кукобой в Ярославской области в 2004 году, несмотря на критику со стороны Русской православной церкви, провозгласили родиной лесной старухи. Для привлечения туристов здесь собрали музей Бабы-Яги, в котором проходят программы с веселыми приключениями в компании любимых сказочных героев. Во владениях Яги начинается «аномальная зона» – у тех, кто переступает границу музейной территории, перестают ловить связь телефоны. Гостеприимная хозяйка поит посетителей чаем с пирогами, особенно вкусно накормит в свой день рождения – 26 июня.

  • Сказочная постановка «Последний богатырь» стала третьим русским фильмом студии «Disney». Открыла этот необычный список лента «Книга мастеров», затем сняли «Счастье – это…»
  • «Последний богатырь» быстро возглавил рейтинг лидеров проката. За две недели показа картины в кинотеатрах удалось собрать больше 1 млрд. рублей.
  • Авторы сказок не всегда строят избушку Бабы-Яги в настоящем лесу. Так, в «Книге мастеров» дом колдуньи соорудили прямо на территории Белорусского музея народной архитектуры и быта.
  • Создатели российской организации по борьбе за права потребителей «Хрюши против» придумывая название, оттолкнулись от знаменитого мультфильма 1979 года выпуска, где звучит фраза: «А Баба-Яга против!»
  • Роль Бабы-Яги Георгий Милляр в сказке «Морозко» (1965) исполнил восьмой раз. Кроме того, в этой же картине актер перевоплотился в разбойника и подарил свой голос петуху.

Цитаты

«Фу-фу, русским духом пахнет!»
«Полетел, полетел! Вот что значит экология правильная, а я отсюдова переезжать собралась. За такой участок, поди, и две дачи дать могут».
«Ох и плохо мне! Ох и худо! Не горячка у меня, не простуда! Губит бедную старушку не хвороба, губит, душит сиротинку злая злоба! Ох, я и спать не могу! Я и жрать не могу! Ох, обидел гость незваный Бабушку-Ягу!»
«Ой, не шуми! Я перед гостями выспаться должна, чтоб свежей быть и красивше».
«Я незлопамятная - отомщу и забуду. Вот только месть надо пооригинальнее придумать, а то совсем распоясались».
«Негодяи не любят умирать быстро и тихо, им размах нужен и максимум шума».
«Бабу-Ягу со стороны брать не будем. Воспитаем в своём коллективе». (х/ф «Карнавальная ночь»)
«Там ступа с Бабою-Ягой идет-бредет сама собой». (А.С. Пушкин, «Руслан и Людмила»)

Август 2016 года

Закрыть окно

Где живет Баба-Яга?

Если спросить, где живет Дед Мороз, каждый ответит: «В Великом Устюге». А вот где живет Баба-Яга — задумается. То ли персонаж отрицательный, то ли действительно она забралась так далеко в дремучий лес, что ее не найти. А живет эта сказочная бабуся в селе Кукобой Ярославской области.

А персонаж-то она, между прочим, не такой уж и отрицательный и ух какой интересный! Некоторые ученые даже описывают теории происхождения Бабы-Яги. Оказывается, детей она в печи вовсе не жарила, чтобы съесть, а всего лишь «припекала» в тесте — так раньше младенцев лечили от рахита и других болезней. И в одном из своих значений древнеславянское «ягать» как раз означает «жечь». А еще Баба-Яга — проводник в «параллельные» миры, и никакой Иван-Царевич никогда бы не нашел свою Василису и не спас от Кощея Бессмертного, если бы Бабушка ему путь не указала.


Видимо, жители села Кукобой не могли пройти мимо такого яркого и неоднозначного персонажа, поэтому поселили в 2004 году Бабу-Ягу у себя в лесу, в избушке на курьих ножках, которая действительно поворачивается к лесу задом, а к людям передом, и на ней можно даже прокатиться с ветерком.

Добраться до Бабушки не просто — четыре часа на машине от Ярославля по дремучим лесам и дорогам. Бабушка за десятилетие обжилась, завела себе друзей — Лешего, Кикимору и Медведя, которые помогают ей встречать и развлекать гостей.

Приезжайте в Кукобой! Там вас встретят русские красавицы, накормят пирогами и расскажут интересные истории о селе, которое имеет свою, древнюю, историю, и его сказочных обитателях. А сама Баба-Яга со своим другом Лешим заставит вас летать на метле, танцевать и водить хороводы и только тогда выпустит из своих владений.

Екатерина КУРАКИНА

Штана Дарья

Сказки любят все: и взрослые, и дети. В них много разных чудес. А задумывался ли кто-нибудь над тем, кто такая Баба Яга и как она попала в сказку?

Скачать:

Предварительный просмотр:

Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com


Подписи к слайдам:

проектная работа ученицы 4 класса МОУ ООШ с.Семёновка Фёдоровского района Саратовской области Штана Дарьи Где живёт Баба Яга?

Сказки любят все: и взрослые, и дети. В них много разных чудес. А задумывался ли кто-нибудь над тем, кто такая Баба Яга и как она попала в сказку? Почему она ест маленьких детей? Почему живёт одна в тёмном лесу? Кто её придумал? Это вымышленный сказочный персонаж? Я решила побольше узнать об этом и найти ответы на свои вопросы. Здравствуйте! Я ученица 4 класса МОУ ООШ с.Семёновка Штана Дарья

Для достижения цели я поставила следующие задачи: * узнать из дополнительной литературы о Бабе Яге; * провести опрос по теме работы среди учащихся; * прочитать русские народные сказки, в которых действует Баба Яга; * проанализировать образ Бабы Яги и сделать выводы. Цель моей работы: проанализировать образ Бабы Яги в русских народных сказках и сделать вывод о её сущности.

Объект и гипотеза: предположим, что Баба Яга – вымышленный персонаж русских народных сказок. Предмет и сследования: русские народные сказки Методы исследования: размышления и чтение книг, опрос, анализ резуль татов Опрос учащихся Я провела опрос среди учащихся (в опросе участвовали 26 учащихся) 1 – 5 классов и предложила им ответить на следующие вопросы: 1. Кто такая Баба Яга? 2. Какой вы себе её представляете? 3. Где она живёт? 4.Чем занимается? 5. Как выглядит костяная нога?

Результаты опроса учащихся следующие: Баба Яга – это вымышленный персонаж, ведьма, колдунья, злая сварливая старуха, пожилая женщина, старушка с метлой. Представляют её злой, сердитой, плохой, агрессивной, нервной. Живёт она в лесу в избушке на курьих ножках, в избушке на болоте. Занимается тем, что летает в ступе, прядёт пряжу, ест детей, варит зелье, колдует, ходит в гости к лешему. Костяная нога Бабы Яги сделана из кости, выглядит как у скелета, она волшебная, деревянная.

Баба Яга – мифологическое существо Из энциклопедии я узнала, что сказку всегда предваряет миф. Баба Яга – это известный персонаж славянских волшебных сказок. Прообразом Бабы Яги является славянская богиня смерти: женщина со змеиным хвостом, которая стерегла вход в подземный мир и провожала души усопших в царство мёртвых. Почти во всех сказках у Бабы Яги есть костяная нога – атрибут смерти (нога мертвеца или скелета), поэтому можно предположить, что Баба Яга одноногая. Баба Яга имеет змеиное происхождение. Сначала Баба Яга ползала, как змея, потом стала прыгать на одной ноге, позже стала ездить в ступе по земле и только напоследок поднялась вместе со ступой в воздух – таким образом, превратилась в чисто сказочный персонаж.

Образ Бабы Яги в русских народных сказках Название сказки Место обитания Бабы Яги Внешний вид Бабы Яги Волшебные вещи в сказках и другие чудеса Животные, служащие Бабе Яге Положитель ный или отрицатель ный персонаж «Гуси – лебеди» ..стоит избушка на курьей нож-ке, кругом себя повора-чивается… … морда жилиная, нога глиняная.. Золотые яблочки Мышка, гуси-лебеди Отрицатель ный, так как похищает детей, чтобы съесть «Царевна – лягушка» ..стоит избушка на курьих нож-ках, кругом себя повора-чивается… … зубы на полке, а нос в потолок врос… Клубок _____ Положительный, так как даёт совет, как одолеть противника (Кащея) «Баба Яга» Стоит в лесу хатка, а в ней сидит Баба Яга. Баба Яга- костяная нога Гребешок, полотенце Кот, собаки, быки Отрицатель ный, так как хотела съесть девочку

«Баба Яга и Заморышек» За тридевять земель на крутой горе Баба Яга – костяная нога (имеет 41 дочь) Волшебный платочек, огненный щит. _____ Отрицатель ный, так как хотела погубить всех братьев «Василиса Прекрасная» В дремучем лесу, вокруг избы забор из человечьих костей, на заборе торчат черепа с глазами людей В ступе едет, пестом погоняет,помелом след заметает Куколка, три всадника (белый, красный, чёрный); три пары рук. _____ Положитель ный, так как помогла Василисе, дав ей огонь (череп с горящими глазами) «Сказка о молодильных яблоках и живой воде» Три Бабы Яги (сёстры) …Избушка на курьих ножках, об одном окошке.. ..шёлковый кудель мечет, а нитки через грядки бросает… Живая вода, молодильные яблоки Волшебные кони Положитель ный, так как дала совет, как найти воду и яблоки «Заколдован ная королевна» Три Бабы Яги. У старшей стоит избушка а дальше… одна тьма кромешная, ничего не видать Баба Яга – костяная нога, старая, беззубая. Ковёр – самолёт, сапоги – скороходы, шапка – невидимка. _______ Положитель ный, так как помогла найти королевну

Общие выводы Я прочитала семь русских народных сказок, где говорилось о Бабе Яге и самостоятельно анализировала образ Бабы Яги. Во всех сказках Баба Яга играет важную роль. К ней порою прибегают герои, как к последней надежде, последней помощнице. Но в сказках она либо помогает, либо нет Анализ результатов исследования Моё исследование показало, что Баба Яга – вымышленный сказочный персонаж., который: ведает судьбой * наказывает, губит людей * ведьма * «чует сердцем» * дарит клубок (путеводную нить) * связана с огнём * лежит на печи * ведает огнём (глаза черепов)* ей подвластны утро, день, ночь (белый, красный и чёрный всадники) * повелительница зверей * ей служат гуси-лебеди * избушка на курьих ножках (полузвериный облик) * живёт в дремучем лесу * служат ей дикие звери * связана со смертью и подземным миром * похищает и ест детей и людей * огонь, данный ею может убить * связана с ночью, тьмой * она всегда старая, полускелет (костяная нога) * она слепа, не видит, а чует носом («русским духом пахнет») * связана с воздушной стихией * свистит (свист связан с ветром) * поднимает ветер помелом* летает на ступе


Top